Самая большая ценность человека его родной язык. Сборник идеальных эссе по обществознанию. является не праздным занятием от нечего делать

Самая большая ценность народа - это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта.



Сочинение

Часто ли мы задумываемся о том, насколько важна и исключительна история русской речи? В своем тексте Д.С. Лихачев предлагает читателю задуматься о проблеме ценности родного языка.

Рассуждая над данным вопросом, автор выражает полную свою заинтересованность в этой теме, ведь на русском языке разговаривает обширная часть населения нашей планеты, и актуальность проблемы обуславливается постепенным обесцениванием величайшей ценности нашего народа. Писатель подмечает, что «вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык», с помощью него мы выражаем свои мысли и тем самым открываем окружающим свой внутренний мир. Д.С. Лихачев акцентирует внимание на том, что история русского языка берет начало из древнейших времен, и чем дольше он развивался, тем разнообразнее становилась его художественная и эмоциональная составляющая.

Автор считает, что вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком. С помощью него мы думаем, пишем и говорим. Русская речь - это показатель культурной, личностной, эмоциональной, умственной составляющей нашего народа, и в этом заключается ценность родного нам языка. «В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру».

Нельзя не согласиться с мнением Д.С. Лихачева. Безусловно, родной язык является основным показателем того, как развивалась и совершенствовалась наша страна, а вместе с тем и её люди. С помощью русской речи мы говорим и думаем, пишем и читаем, и я убеждена, что ни на каком другом языке нельзя так ярко и так емко выразить свои чувства и эмоции, ведь наш язык семантически богат и развит.

О проблеме ценности языка рассуждает Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль». Автор, приводя в пример несколько речевых портретов, делает акцент на том, как емко слова и выражения героя характеризуют его культурный и моральный облик. Так, семья Простаковых использует простонародную, бранную речь, куцые и односложные предложения. А Правдин и Стародум, в свою очередь, не оперируют бранными словами, а изъясняются как все образованные люди того времени, без лишних эмоций и с использованием книжной лексики. Смысл сказанного этими героями становится понятен из непосредственного значения этих слов, для раскрытия смысла читателю не приходится ориентироваться по контексту и улавливать динамику речи, как происходит с репликами отрицательных персонажей. Таким образом, Д.И. Фонвизин приводит в пример два типа использования языка, заостряя наше внимание на том, что развитие нашей речи зависит от нас самих, и нельзя допустить такого чудовищного отношения к языку, какое властвовало в семье Простаковых и Скотининых.

Подобным образом раскрывает данную проблему и М. Горький в пьесе «На дне». Каждый из героев «попал на дно» по разным причинам. И несмотря на то, что социальная пропасть так или иначе заставляла всех героев строить свою речь одинаковым образом, из реплик некоторых персонажей можно выявить отдельные стороны их характеров и деталей прошлого. Так, например, Актер, будучи когда-то образованным человеком, уважающим свой язык, выражает свою мнение звучно и даже красиво, без бранных и негативно окрашенных слов, зачастую в стихотворной форме. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ранее принадлежал к более высокому сословию, ценил свой язык и не утратил к нему уважение. Клещ же, к примеру, использует короткие предложения, бранную лексику, частые повторы и долгие паузы, свидетельствующие о том, что ему тяжело выражать свою мысль. Этому герою абсолютно все равно, как он говорит и правильно ли использует слова.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что русская речь – ценное наследие нашей страны, и, к тому же, емкая характеристика всех её жителей. И потому в наших руках лежит ответственность за сохранение языка и его дальнейшее развитие.

помогите надо дописать сочинение на тему: Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает. Даже думает человек на родном языке. язык народа –это его культуры и история. народ не может существовать без языка, так как язык объединяет людей. Язык позволяет изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством, без чего не может существовать народ. Как только возникает угроза родному языку, реальной становится и угроза существованию народа. С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком так как он занимает важнейшее место в познании. Очень важно уметь правельно и красиво выражать свои мысли так как язык на котором говорит человека – показывает его нравственные качества и культуру. Мы ведь обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо. А судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. Поэтому язык – это самое выразительное, чем человек обладает. На каком бы языке не говорил человек, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни один язык не сможет выразить твои чувства и эмоции как родной язык.

Русский язык

20 из 24

(1)Самая большая ценность народа - его язык. (2)Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (3)Думает! (4)Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (5)Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

(6)Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит. (7)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека - гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

(8)Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

(9)О русском языке как о языке народа писалось много. (10)Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, обогативший в XIX веке мировую литературу и поэзию. (11)Тургенев говорил так: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

(12)Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении - с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

(13)Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. (14)А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат - лексикой в первую очередь.

(15)Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков - в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого, скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и других. (16) Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

(17)Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком, в нём создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.

(18)В языке сказались «внутренние силы» народа - его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру. (19)Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. (20)И всё это должно было отразиться в языке.

(21)Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью.

(22)Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности.

(23)А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, такое разнообразие литературного опыта! (24)Но больше всего развивает язык поэзия. (25)От этого так значительна проза поэтов.

(26)Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. (27)Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. (28)Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.

(По Д. С. Лихачёву)

Показать текст целиком

В тексте Д.С. Лихачева поднимается проблема взаимосвязи истории народа с развитием языка.

Раскрывая ее, автор рассказывает о том, что русский язык "развивался в течение более тысячелетия". Благодаря связям нашего государства с соседними братскими народами, он вбирал в себя множество других языков, соединялся с ними, тем самым "обогащаясь лексически и грамматически". По этой причине русский язык стал необычайно "разнообразен, богат, противоречив",наполнился "множеством синонимов", каждый из которых передает разные эмоции и чувства.

Издревле на Руси было распространено летописание. Летописные своды - это один из основных письменных источников по истории Российского государства. В сказаниях повествуется о важных событиях, войнах, открытиях. Одной из таких легендарных летописей является "Повесть временных лет". Написанная в 12 веке монахом Нестором, она представляет собой истинный шедевр литературы. Благодаря этому произведению до нас дошли ценные сведения о развитии древнерусского языка. Исследователи до сих пор с интересом изучают летопись, в которой отражено множество его особенностей,сказавшихся на дальнейшем

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2

Самая большая ценность народа –

его язык, на котором говорит, думает.

Думает!

Д.С.Лихачев.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

И.Бунин.

Русский язык бесконечно богат. Тем нетерпимее словесная небрежность, допускаемая многими. Каковы же причины этого явления? Их много: здесь и неумение найти точное, нужное слово для выражения мысли, и – что гораздо хуже – нежелание искать такое слово, и просто небрежность («Как сказал, так и ладно»), и привычка говорить неправильно только оттого, что «так говорят», и желание не к месту щегольнуть иностранщиной, и мода на бессмысленные словечки, и грубый жаргон улицы, и всякое словесное разгильдяйство и просто обыкновенная безграмотность, и многое другое.

2007 год был объявлен Президентом РФ Годом русского языка. И это неслучайно. В последнее время остро стоит проблема чистоты речи. Многие ученые-лингвисты бьют тревогу, говоря о надвигающейся лингвистической

Каждый из педагогов, независимо от преподаваемого предмета сталкивается с одной из наиболее актуальных проблем современности – неумением грамотно и точно выражать свои мысли, дискомфорт общения. Так как нравственное состояние общества отражается в первую очередь в языке, то понятна причина его оскудения - утрата нравственных ориентиров, чувства гордости за владение одним из величайших языков в мире. Таким образом, мы видим две взаимосвязанных проблемы. Актуальность очевидна:

    Исследование в рамках ОУ «Наши сочинения» показало, что из 3406 работ 3116 содержат речевые ошибки

    В рамках акция «Внимание! SMS-ка» было установлено, что каждое второе послание содержит орфографические ошибки

    Операция «Осторожно! ЧАТ» показала, что вся переписка ведется с нарушением языковых и орфографических норм.

    По данным статистики результатов ГИА по русскому языку за 3 года 89 % выпускников допускают речевые ошибки, 56 % - не могут ясно выразить свою мысль.

    Тестирование на тему взаимосвязи культуры речи и стресса установлено, что 62 % учащихся испытывают стресс от неумения выразить свои мысли, а у 79 % портится настроение от собственной безграмотности.

Следовательно, ц ели проекта:

    Расширить возможности преподавания языка в школе за счет внеклассных мероприятий;

    Оптимизировать процесс обучения, показать надпредметную роль русского языка;

    Развить умения и навыки, которые помогут им не только глубже изучить русский язык, но и комфортно чувствовать себя в условиях изменяющегося социума;

    Через игровую ситуацию дать возможность ощутить ответственность за судьбу нашего языка, культуру нашего народа.

Задачи:

    Восполнение пробелов в культуре речи;

    Систематизация знаний о языковых нормах;

    Преодоление объективных трудностей (падение интереса к чтению, неумение использовать в собственной речи лексическое богатство современного русского языка, чрезмерное употребление иностранных слов в СМИ), осложняющих обучение русскому языку, при помощи современных технологий;

    Воспитание гордости за владение одним из величайших языков в мире.

    Развитие ключевых компетенций учащихся: социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной, специальной - языковой;

    Учить свободному общению на различных уровнях

Проект « Следствие ведут знатоки» основан на принципе деятельностного подхода, предпочтение отдаётся интерактивным технологиям .

Проектная (открытый долгосрочный проект, носит проблемно-поисковый, проблемно-исследовательский характер).

Игровая (оптимизирует процесс обучения).

Сотрудничество в командах (сближает ребят).

Диалоговая. Действия ученика – анализ, отбор информации, построение умозаключений, отстаивание своей точки зрения, обмен мнениями – выработка итоговой общей точки зрения. Развивает такие качества, как логичность, гибкость мышления, толерантность.

Информационная (обращение к Интернету, создание презентаций).

Технология модульного обучения (каждый этап проекта может быть использован как самостоятельный фрагмент на уроке,так и во внеурочной деятельности, например, игру – блицтурнир можно провести отдельно на предметной неделе)

Проект органично дополняет процесс обучения русскому языку на любой ступени обучения, максимально приближен к социальным потребностям школьника.

Деятельность участников можно представить в виде схемы:

Затем перед ребятами ставятся четкие задачи – за что надо бороться.

1момент организационный.

Здесь важно вызвать интерес учащихся к проекту.

Темы 1-ых занятий – «Как мы говорим». Уместно процитировать

ответ современного политолога на вопрос о повышении зарплаты:

    Индексация финансовых сегрегенций зависит от латентно-адекватных мажоритарных обструкций. Поэтому, как вы понимаете, нельзя инсуицировать амбивалентные новации коррелирующего мониторинга).

Сравнить с фрагментом из рассказа Зощенко:

- А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?

- Пленарное,- небрежно ответил сосед.

- Ишь ты,- удивился первый,- то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.

- Да уж будьте покойны,- строго ответил второй.- Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался - только держись.

- Да ну? - спросил сосед.- Неужели и кворум подобрался?

- Ей-богу,- сказал второй.

- И что же он, кворум-то этот?

- Да ничего,- ответил сосед, несколько растерявшись.- Подобрался, и всё тут.

- Скажи на милость,- с огорчением покачал головой первый сосед.- С чего бы это он, а?

2 момент изучение орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка и практическое применение полученных знаний .

Важно! Не подменять работу над проектами обычными уроками! Надо постоянно поддерживать интерес ребят!

Предлагаются нестандартные задания:

    конкурс на самое удивительное правило (Какую ассоциацию или стихотворение придумать, чтобы правило запомнилось легче, например, стихотворение о глаголах исключениях, или «наречия удивляются: как, где, куда…»);

    найти самое «непереводимое послание» в ЧАТе

    найти и исправить ошибки в школьных сочинениях

Цитируются «Шедевры ГИА»

Материалы ГИА (заносятся в таблицу, определяется вид ошибки, делаются исправления; сохранены авторские орфография и пунктуация из работ выпускников).

Ожидаемые результаты

Ценность проекта представляется в самой деятельности школьников, в результате которой они учатся видеть, чувствовать, думать и постепенно приобретают следующие качества:

1. Самостоятельность в постановке задачи, сборе и обработке необходимой для ее решения информации

2. Формирование личностно – ценностного отношения к процессу приобретения знаний

3. Овладение опытом совместной деятельности, умение распределять обязанности между собой

4. Способность к выдвижению гипотез и их последующей апробации

5. Умение организовать свой труд, самодисциплина, ответственное отношение к порученному участку работы

6. Овладение интеллектуальными технологиями, применяемыми при решении широкого класса задач.

7. Самокритичность

8. Творческое развитие

9. Формирование гражданских качеств личности, рост ее социальной активности.

Темы

Всего часов

В том числе

Лекции

Семинар

Беседа

Практикум

Деятельность учащихся (исследовательская,

аналитическая, практическая)

1

Как мы говорим и пишем

4

4

2

2

Исследовательская деятельность: выявление проблемы, её актуальности. Аналитическая: постановка целей и задач, попытка типизировать речевые ошибки. Составление словаря ошибок.

2

Общение в Интернете

2

1

1

Аналитическая: осмысление культуры общения. исследовательская: роль сленга в Интернете

3

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка

4

1

3

Репродуктивная: орфоэпическая пятиминутка на каждом занятии с использованием информационных технологий. Работа со словарем.

4

Лексические нормы современного русского литературного языка

6

3

3

Проектная деятельность: акция «В защиту русского языка» (конкурс плакатов, творческих работ).

5

Грамматические нормы современного русского литературного языка

6

2

4

Акция «Учимся на чужих ошибках». Редактирование текстов, упражнения, работа с тестами, словарями.

6

Синтаксическая стилистика

4

2

2

Анализ речевых недочетов, связанных с синтаксическим управлением.

7

Деловое письмо

2

1

1

Составление деловых писем, отправка по Интернету

8

Структура теста

2

2

Составление тестов по культуре речи для последующей контрольной работы

9

Контрольная работа

2

Контрольные тестовые задания

10

«Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает»

Д.С.Лихачев

2

2

Подведение итогов акции «В защиту русского языка», конкурса на лучший плакат, листовку, слоган

Защита рефератов.

Тема 1, 2. Как мы говорим и пишем. Общение в Интернете.

Речь, которую мы слышим каждый день: «Говорят политики и дикторы», «Молодежный сленг: почему мы не можем понять друг друга», «Чтобы не выглядеть смешным (казусы устной и письменной речи; о роли словарей)».

Беседа о том, как мы говорим, проводится с привлечением текста Д. Лукина «На каком языке они говорят?» (приложение1). Помогает взглянуть на себя со стороны видеоматериал, подготовленный учениками «Разговор одноклассниц по телефону» (приложение 2- видео ). Такая организация занятия способствует оптимизации курса, пониманию важности вырабатывания языковой компетенции как неотъемлемой части коммуникативной компетенции. Вместе с ребятами приходим к выводу, что неосознанно нарушаем языковые нормы ежедневно.

Учащиеся получают задание для итогового семинара: подобрать материал для плакатов, создать презентации, подготовить рефераты, сочинения («Нужны ли языку нормы?», «Кто защитит наш язык?», «Осторожно, заимствования!», «На страже русского языка: классики о бережном отношении к родному языку», «Самый трудный, самый красивый...»).

Особое внимание уделяется исследовательским работам:

    «Роль этикетных слов в произведении Ф.М. Достоевского «Идиот» - 1 часть (Приезд Мышкина);

    «Языковое детство (Сопоставительный анализ причин появления искаженных слов: биологическое детство – Чуковский «От двух до пяти», подростковый сленг, студенческий сленг; социальное детство – становление нового государства при полном отрицании всего предыдущего опыта, Зощенко «Обезьяний язык»; технологическое детство – освоение Интернета, сленг ЧАТа.»);

    « Ругается как извозчик (По речи можно определить и социальную принадлежность человека, и уровень его культуры, и взаимоотношение в семье, Пушкин «Барышня-крестьянка)»,

На первом занятии обсуждается проект «Словарь ошибок», учащиеся получают задание «собирать речевые ошибки», которые допускают окружающие, речевые казусы СМИ. Ребятам предлагается не только выявлять факты нарушения норм русского литературного языка, но и классифицировать ошибки (образец – приложеие3) . Результаты обсуждаются, анализируются, учащиеся выявляют проблему, ставят цели и задачи. Итоги выносятся на семинар. Тем самым реализуется деятельностный подход курса, требующий от учащихся самостоятельного применения знаний и творческого осмысления материала, осознания собственной речевой культуры.

Слушателям предлагается разделиться на группы и провести исследования, затем проанализировать результаты:

    Исследование в рамках ОУ «Наши сочинения» - собрать тетради по развитию речи с 5 по 11 класс, просчитать количество и процент речевых ошибок, вынесенных учителем.

    Акция «Внимание! SMS-ка», фиксировать все входящие послания в течение месяца, наблюдать за содержанием орфографических ошибок

    Провести операцию «Осторожно! ЧАТ», выбрать из переписки самые нелепые с точки зрения норм.

    По данным статистики результатов ГИА по русскому языку за 3 года: сколько % выпускников допускают речевые ошибки, неправильно ставят ударения, не могут ясно выразить свою мысль (критерий К6 задания С).

    Разработать тесты и провести тестирование на тему взаимосвязи культуры речи и стресса, выявить сколько % учащихся испытывают стресс от неумения выразить свои мысли, а у скольких % ребят портится настроение от собственной безграмотности (например: 1)Ваша речь идеальна – ДА/НЕТ 2) Вас расстраивает неумение выразить свои мысли – ДА/НЕТ 3) Вы говорите как умеете и не видите в этом ничего плохого - ДА/НЕТ и т. д. Затем подсчитывается количество опрошенных и количество отрицательных и положительных ответов).

Пример задания (наблюдение за перепиской в Интернете):

Ёжик кролику:

Кроля прив J не обясню вс по асе жэстьJ) чёт у мя плохо с докладом ток

бес комментов(: чмок тя пасибки

Кролик ёжику:

Ахха! ща J возьми из гугла по теме (: чмоки тя, С Н

ПЕРЕВОД:

Кролик, привет! Не могу все объяснить в короткой переписке, но всё плохо!

Что-то у меня доклад не получается, только без комментариев и насмешек

целую тебя, заранее спасибо.

Смешно! сейчас же обратись к поисковой системе GOOGL Е.Скачай

доклад.

Целую тебя, спокойной ночи

Обычно слушатели курсов без затруднений выходят на проблему и формулируют её, предлагают пути решения. Проблема неумение грамотно и точно выражать свои мысли, дискомфорт общения, оскудение русского языка; пути решения – работа над проектом по сохранению русского языка, над повышением своей грамотности

Тема 3.Орфоэпические нормы

Орфоэпия как раздел языкознания. Основные тенденции постановки ударения в различных частях речи.

Тестовые задания на ЕГЭ, связанные с постановкой ударения. Орфоэпический минимум. Работа с орфоэпическим словарем.

Данная тема требует не только вовлечения учащихся в активный познавательный процесс (возможность получения доступа к необходимой информации), но и качественной репродуктивной деятельности (заучивание орфоэпического минимума и применение полученных знаний в тестовых заданиях). Избежать утомительного однообразия, облегчить процесс запоминания помогает использование информационных технологий. С презентацией «Орфоэпический минимум» (приложение4) можно работать на каждом занятии (на слайдах постепенно появляются слова, ученик должен произносить их правильно, затем показывается верный вариант). Также предлагаются занимательные задания – зарифмовать самые употребимые или самые трудные слова, такие ассоциативные стишки запоминаются надолго.

Например:

Секрет мы Вам хотим открыть!

Язык приятно и легко учить!

Попробуй все зарифмовать,

Чтоб было легче вспоминать.

Сейчас без страха и сомнения

Освоим нормы ударения.

ШкАфы, шАрфы, бАнты, тОрты...

Корабли отправим в пОрты!

Мы звонИм, они звонЯт,

КаталОг все говорят!

АпострОф, ассиметрИя,

ДиспансЕр, драматургИя

ГрУшевый и жалюзИ...

ПОнял, понялА – учИ!

Тема 4. Лексические нормы

Точность речи. Сочетаемость лексических единиц

Предлагаются задания поискового характера, проблемного характера, задания, при выполнении которых надо обращаться к классическим произведениям.

Пример задания

Прокомментируйте высказывание Н.В. Гоголя: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во все свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, все равно, что писанное, не вырубливается топором»

Вспомните, из какого произведения приведен фрагмент, какому эпизоду он предшествует, как «меткое словцо» раскрывает характер героя («Мертвые Души», встреча Чичикова с мужиками из поместья Плюшкина:

Эх, ты! А и седым волосом еще подернуло! Скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?

А! заплатанной, заплатанной! – вскрикнул мужик).

Спецкурс предполагает применение активных форм обучения, расширяющих классно-урочную систему: семинар, проектная деятельность... Акция «В защиту русского языка» проводится на протяжении всего курса, результаты обобщаются на последнем занятии

Постепенно ребята приходят к выводу, что язык – социальное зеркало, а безграмотного человека легко узнать по его речи, что неправильная речь вызывает насмешки, что во все времена писатели, мыслители пытались сохранить чистоту национального языка и что сегодня эта проблема волнует многих. Очень важно – осознавать: сохранение русского языка - национальная задача … Понимание того, что они сами участвуют в таком важном процессе, вызывает чувство удовлетворения и гордости, воспитывает патриотизм.

Тема 7. Деловое письмо

Урок- презентация. Учащиеся знакомятся с грамотным составлением делового письма, традиционного и электронного, с его композицией, этикетными правилами. Есть также занимательные задания: Проанализировать письмо в милицию героя рассказа Зощенко «Честный гражданин» (приложение10), представить себя на необитаемом острове без телефона и Интернета, составить призыв о помощи и т. д. (приложение10 – презентация «Деловое письмо»)

Тема 8. Структура теста

Изучаются типы тестов, в том числе «тесты онлайн», ребята сами составляют тесты по культуре речи, по которым и проводится на следующем занятии контрольная работа

Тема 9.Контрольная работа.

Предлагается контрольная работа по всем пройденным темам в виде тестовых заданий.

Тема 10 . Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

Завершающее занятие проводится в виде семинара (2 часа), на котором учащиеся выступают с рефератами, сообщениями, с защитой плакатов, презентаций. Подводятся итоги акции «В защиту русского языка», демонстрируется словарь неправильностей. Плакаты размещаются в рекреации школы. Лучшие проекты представляются впоследствии во время Недели русского языка, печатаются в школьной газете

По итогам семинара выпускники готовят сценарий для агитбригады учащихся 5-6 классов «Говорите правильно!», игру по русскому языку (приложение 11 ), где участвуют школы района. Оформляется проект. В этом году ребята с группой учителей подготовили интегрированный социально значимый проект «Эко галактика» (кратко о деятельности)

Значительными результатами можно считать повышение общей культуры, постепенное изменение сознания ребят. Примером служат сочинения, которые ученики писали вначале и в конце занятий:

«Да, язык с каждым годом становится проще. Мы говорим так, как нам удобно. Легче сказать: «Это прикольный чел». И всем все понятно без пояснений. Кому нужны труднопонимаемые правила? Они осложняют нашу и без того нелегкую жизнь!»

«Постепенно мы перестаем замечать, на каком языке говорим. Все эти «челы», «чмоки», «лузеры», «лохи» потихоньку внедряются не только в нашу речь, но и в нашу жизнь. Вначале привыкаешь, что ты «чел и кореш без баши» , а потом и живёшь также…С одной стороны, вроде бы проще общаться на сленге, но, взглянув на себя со стороны, иногда понимаешь, что мы как-то жалко выглядим. Сами себя принижаем. Недавно читали Достоевского. Запомнилась фраза: «Какое у вас опрокинутое лицо…». Спорили, ведь, пожалуй, лучше о растерянности, отчаянии не скажешь».