Проблему возникновения человека и общества называют проблемой. Происхождение человека и становление личности. Переход от присвающего к производственному хозяйству

Форма урока: практическая работа с использованием интернет-ресурсов.

Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных концепциях происхождения человека и становления общества.

Задачи урока.

Образовательные:

  • познакомится с понятиями антропогенез и социогенез;
  • охарактеризовать основные концепции на проблему происхождения человека и становление общества;
  • научить самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме.

Развивающие:

  • развить умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами;
  • сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
  • сформировать навыки самообразования;
  • сформировать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

  • привлечь учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
  • стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению социально-общественных проблем.

Оборудование урока: персональные компьютеры, рабочий лист (Приложение 1), используемые интернет-ресурсы (Приложение 2).

Ход урока

I. Определение темы, целей и задачи урока

На прошлых уроках мы познакомились с основными историческими этапами развития мировой философской мысли, а также со взглядами наиболее выдающихся философов на проблему развития человека и человеческого общества.

Сегодня мы переходим к изучению следующей главы, которая называется “Человек и общество”.

Подробный разговор о сущности человека и общества еще впереди, а сегодня нам необходимо познакомиться с двумя новыми понятиями: антропогенез и социогенез.

А также рассмотреть основные концепции происхождения человека и общества.

До сих пор нет единой точки зрения на проблему происхождения человека и общества. Существует несколько теории. И задача нашего сегодняшнего урока состоит в том, что нам необходимо получить представление о наиболее известных концепциях по данной проблеме.

Изучение данной темы будет проходить в виде практической работы с использованием интернет-ресурсов, которые позволят вам получить наиболее полное представление о разнообразии взглядов на данную проблему.

План нашей работы будет следующим:

  1. Вам необходимо, изучить предложенный теоретический материал (Приложение 2) и выполнить задания практической работы.
  2. По ходу изучения нового материала заполнить рабочий лист (Приложение 1).

II. Изучение нового материала

Учащимся предлагается самостоятельно изучить подобранные учителем интернет-ресурсы (Приложение2) и выполнить задания практической работы.

Задания

I. Концепции антропогенеза.

Прочитайте теоретический материал " Концепции антропогенеза "

Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок

1. Что такое антропогенез?

Из каких научных дисциплин он состоит?

2. Составьте таблицу: "Основные теории и концепции происхождения человека".

Используйте также дополнительный материал:

Что такое креационная модель?

Посмотрите м/ф "Сотворение"

Идея глобального эволюционизма

Синтетическая теория эволюции

Название теории Суть теории Приверженцы теории
1. Креационизм
2. Глобальный эволюционизм
3. Синтетическая теория эволюции
4. Трудовая концепция антропогенеза
5. Гипотеза фетализации
6. Концепция Г. Вейнерта
7. Концепция Б.Ф. Поршнева

II. Становление общества.

Прочитайте теоретический материал "Становление общества".

Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок.

1. Что такое социогенез?

2. Составьте таблицу: "Основные гипотезы происхождения общества".

III. Домашнее задание, инструктаж.

Домашнее задание: параграф 7 (учебник: Обществознание: профильный уровень, под ред. Л.Н.Боголюбова), устно ответить на вопросы после параграфа.

Обратить внимание на отрывок из книги российского философа А.Г. Спиркина “Человек и человечество”, выполнить вопросы и задания к источнику.

Вопрос о происхождении человечества интересует людей с давних времен. Поиски предков связаны с мифами и легендами, которые повествуют о «самопроизвольном зарождении жизни, о появлении живых существ из неживой материи». Долгое время наиболее распространенным подходом к проблеме происхождения человека быларелигиозная теория,согласно которой всемогущий бог создал человека и окружающий мир. Другой теорией, объясняющей появление человечества, является теория палеовизита , согласно которой жизнь на землю была занесена из космоса, либо инопланетянами, либо в результате случайного переноса зародыша жизни и белковых элементов с другой планеты. Но наиболее обоснованными подходами к данной проблеме являютсяестественно-научные теории происхождения человека .

Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX веке выходом книги Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где была сформулирована идея происхождения человека эволюционным путем от обезьяны . Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», в которой автор обосновывалважнейшую роль труда в превращении древнего предка человека в существо социальное и культурное. В ХХ веке эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека .

Кроме того, ученые предполагают, что на процесс становления человека повлияли и другие факторы, к которым относят степень солнечной активности, меняющийся уровень радиации, климатические изменения . Под влиянием этих внешних обстоятельств высшие приматы резко меняли стереотипы поведения: стали предпочитать мясо растительной пище, сохраняли способность к деторождению в течение всего года, освобождались от власти животных инстинктов.

Одним из возможных условий окончательного превращения обезьяны в человека могло бытьизменение структуры мозга , что привело к разделению функций различных полушарий. Вместо примитивного приспособления к окружающей среде человек стал менять собственное поведение и окружение.

Таким образом, сущность теории антропогенеза составляет идея трудовой деятельности, как основная причина становления человека и человечества, но исключительно во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность и культура , которые возможны лишь в обществе. Человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

Необходимо отметить, что в процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации людей. Изначально они жили в нестабильных коллективах, именуемых человеческим стадом, которое немногим отличалось от животного. Но постепенно сплоченность человеческих коллективов становилась все более устойчивой. Так появилось общество простого типа , которое было основано на кровном родстве, совместном труде и не знало имущественного расслоения.

С переходом от присваивающего к производящему хозяйству и оседлому образу жизни постепенно складывалось многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество. Именно в нем были сформированы ценности, которые не под силу создать одному человеку – язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и т.д. На основе общей истории формировалось человечество (общность всех людей, населяющих Землю) .

Отличительной особенностью человечества является его способность осмысленно творить «вторую природу» - культуру. Человек, в отличие от животных, способен сочетать практицизм и возвышенное духовное творчество, которое на первый взгляд не несет в себе пользы, но на самом деле необходимо как ему самому, так и людям в целом. Культура удовлетворяет духовные потребности общества, которые являются высшими потребностями. Достижения в духовной сфере передаются из поколения в поколение через обучение и воспитание. Какими бы факторами не объясняли ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует .

Малые группы

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа - объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы(правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа – это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группухарактеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий

Малые группы бывают :

Условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

Реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

Естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

Формальные – группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Неформальные – группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Билет 7

Сущность человека как проблема философии

Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни - одна из основных проблем философской мысли. Проблема сущности и бытия человека принадлежит к разряду вечных философских проблем. Она привлекает внимание философов с древних времен. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир. Нами уже отмечалось, что особенно остро философское осмысление проблемы человека встает в переломные кризисные периоды жизни человеческого общества, требующие максимального напряжения всех духовных и физических сил человека. Проблема человека концентрирует вокруг себя все другие философские вопросы, поскольку любой из них предполагает в своем основании решение проблемы человека, его природы, положения в мире и обществе.

Общение как понимание

Полноценное общение становится возможным, только если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, по­нять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объек­там.

Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает возможность лучше, более надежно определить пер­спективы совместной деятельности с ними. От точности «про­чтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

В процессе общения всегда необходимо наличие как минимум двух человек. Каждый из них ориентируется на внешние проявляемые поведенческие характеристики другого, формируя, таким образом, представления о нем, о его внутреннем мире. Этому способствуют следующие механизмы взаимопонимания в общении.

Тема: «Природное и общественное в человеке.

Происхождение человека и становление общества».

Вспомните:

как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс?

Вопрос о происхождении и предках волнует человека как на индивидуальном уровне, так и глобально. «Откуда есть пошли» люди, как возникло общество? Не менее, чем прошлое, человека волнуют перспективы. Куда движется человечество?

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям. Во-первых, уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья.

Во-вторых, исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

В-третьих, уточняется общая теория антропогенеза (процесса выделения человека из мира животных) как сложного, комплексного процесса, осуществляющегося на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Изучается процесс становления общества (социогенез ) и двуединый процесс развития человека и общества (антропосоциогенез ).

Среди наук, занимающихся исследованием проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Многое из того, что становится достоянием науки, - результат глубокого изучения разрозненных фактов и гениальных догадок, поскольку процессы эти проходили задолго до появления научных исследований.

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Поиски предков связаны с гениальными догадками и прекрасными легендами, которые повествуют о появлении человека из «ничего» или по воле богов или о самозарождении из самой природы.

Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», где впервые была сформулирована идея происхождения современного человека и современных человекообразных обезьян от общего древнего предка. Другой фактор антропогенеза раскрывает работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где обосновывалось положение о том, что именно труд явился решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека.

По современным представлениям, начало процесса становления человека относится к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) - существа, устойчиво "перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий. 5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе. От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он имел объем мозга в пределах 800-1200 см 3 (объем мозга современного человека - 1200-1600 см 3), умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, и, видимо, обладал речью. Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). Этот предок человека на стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) уже вполне приблизился к современному не только по внешнему физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, а также по интересу к прекрасному, способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Ученые полагают, что на процесс эволюции оказали влияние космические факторы: степень солнечной активности, периодическая смена магнитных полюсов Земли, в паузах между которыми щит из электромагнитных полей, защищающих биосферу, на несколько тысячелетий ослабевал настолько, что ионизирующая радиация космического происхождения усиливалась, по подсчетам, на 60%. Это существенно увеличивало частоту мутаций в зародышевых клетках гоминидов.

Археологи также обратили внимание на тот факт, что обнаруженные стоянки древних людей совпадают с местами интенсивного движения литосферных плит, разломов и трещин земной коры, что вызывало повышенный уровень радиации.

Не исключено, что тектонические, вулканические, сейсмические и радиационные катаклизмы оказывали существенное влияние на растительную и тем самым климатическую панораму прародины человека.

Один из таких периодов смены магнитных полюсов приходится именно на 40 тыс. лет назад.

Один из возможных вариантов причин, которые послужили толчком к кризису чисто животного способа существования нашего далекого предка, - изменение структуры и строения мозга (повреждение одного из соединенных друг с другом участков мозга - миндалевидного ядра, поясной извилины или мозгового свода - изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга, закрепленного генетическим путем), что привело к дифференциации функций самих полушарий. У животных полушария, по существу, дублируют друг друга, удваивая возможности организма и позволяя в случае повреждения одного другому полушарию взять на себя все функции поврежденного. У человека оба полушария действуют по разной программе. Таким образом, возможности психики, ее пластичность существенно увеличиваются.

Информационно-адаптационные возможности психики во много раз выше возможностей физиологических изменений организма. Вместо приспособления к среде человек видоизменяет собственное поведение.

Под влиянием радиации высшие растительноядные приматы резко изменяли стереотипы поведения: начинали предпочитать мясо растительной пище, у них появляется способность к деторождению в течение всего года. И что еще более важно - происходило освобождение от слепой власти животных инстинктов.

Существует также мнение, что фактором, ускорившим эволюцию гоминидов, явился стресс, вызванный целым комплексом внешних и внутренних причин. Внешние влияния могли действовать через внутренние механизмы самосохранения и передачи наследственной информации. Эти изменения также вызывали перестройку основных видов деятельности, в которых трудовая деятельность и общение постепенно приобретали специфически человеческие формы.

Однако существует предел роста размеров головы (невозможность нормального рождения такого «головастика»). Отбор на высокий интеллект вступил в противоречие с отбором на выживание женщины при родах. В результате преимущество оказалось на стороне тех индивидов, у которых увеличивалась степень «наполнения» черепа мозговым веществом (усложнение строения полушарий, дифференциация их функций, рождение ребенка с относительно неразвитым мозгом, развивающимся в более длительный период детства, чем у других животных). Забота о потомстве, вынашивание плода, обучение после рождения основным способам поведения - все это требовало изменений в организации жизни сообщества гоминидов.

Что касается общей теории антропогенеза, то ее основу в течение всего XX в. составляла идея трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества. Но и она не оставалась неизменной в течение всего этого времени. Главное изменение этой теории связано с осознанием целого комплекса условий, в котором орудийная деятельность и труд рассматриваются как важнейшие факторы общественного развития только во взаимодействии с такими факторами, как язык, сознание, нравственность, мифология, ритуальная практика и т. д. Все эти факторы развития человека возможны в обществе, и они воплощены в культуре.

Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА

Подробный разговор об обществе еще впереди. Однако в связи с проблемой становления человека необходимо хотя бы кратко рассмотреть, как шло формирование общества, которое давало возможность человеку проявлять и развивать свои истинно человеческие качества.

«Что было раньше - человек или общество?» - вопрос, который интересовал ученых. С одной стороны, очевидно, что в человеке немало природного, а с другой, по (словам философа Н. А. Бердяева, - «человек есть принципиальная новизна в природе». В этом выражении подчеркнуто, что человек не только существует в мире по природным законам, но выходит за рамки запрограммированного природой поведения. Эту же мысль высказывал немецкий просветитель Иоганн Гердер, называя человека «вольноотпущенником природы».

В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первоначально люди жили в нестабильных коллективах, именуемых человеческим стадом. Отношения в таком коллективе во многом были сходны с поведением высших социальных животных: сообща охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство. Однако постепенно сплоченность человеческих коллективов становилась все более устойчивой. Люди создали новую форму коллективной, совместной жизни - общество.

Первоначальные общества иногда называют простыми. Они были основаны на кровном родстве и предполагали совместное владение имуществом, коллективный труд, не знали имущественного расслоения. Постепенно структура общества становилась более сложной. Одной из важнейших предпосылок этого явилось усложнение трудовой деятельности с помощью усовершенствованных орудий техники и технологии, специализации трудовых усилий.

Большую роль в становлении отношений человеческого сообщества с природой и с другими людьми играл обычай. Существует даже мнение, что роль обычая в сфере общения аналогична роли орудий труда в отношении внешней природы. По существу, границы восприятия опыта предков и фарватер деятельности индивида как бы очерчивались существовавшими табу (запретами), выступавшими в качестве руководства к действию. Табу - система запретов на совершение определенных действий, нарушение которых, по первобытным представлениям, карается сверхъестественными силами. Ряд исследователей связывают возникновение табу с потребностями общества обуздать естественные инстинкты индивидуумов, подчинить их интересам коллектива.

Комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о фантастическом родстве между группами людей и так называемыми тотемами - видами животных и растений (реже - с неодушевленными предметами), увязывался в определенную систему, получившую название тотемизма. Среди исследователей ведутся споры о природе тотемизма. Одни полагают, что это была первоначальная форма религии, другие - что это была примитивная система классификации окружающих предметов и явлений.

С переходом от присваивающего к производящему хозяйству, а потом и к оседлому образу жизни постепенно расширялись и усложнялись отношения между людьми.

Одновременно с изменившимися условиями тесно связан рост популяции людей и распространение их по Земле. Достаточное количество пищи и относительная безопасность существования позволяли людям больше времени уделять заботе о потомстве.

Управление жизнью человеческого коллектива, в котором связи между его членами строились не только на кровном родстве, но и на совместной деятельности, обмене, соподчинении, требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений - общество. Именно в обществе были созданы ценности, которые не под силу создать индивиду. К числу таких ценностей относятся язык, искусство, мораль, техника, наука, религия и др.

Успешная продуктивная деятельность общества связывалась все больше не только с мускульной силой и умелостью, но и со знаниями, с обращением к опыту предков.

На основе общего прошлого, общей истории формировалось человечество.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Что же такое человечество? Словарь определяет это понятие как собирательное, характеризующее общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей Человека разумного.

В истории философии возможно наиболее древним было понимание человечества как общей судьбы, берущей начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий (буддизм, христианство, ислам и др.).

Другое понимание человечества отождествляет человечество с тем или иным культурным ареалом (область распространения). Так, в античной культуре существовало деление на «эллинов» и «варваров».

Наконец, существует точка зрения, согласно которой историческое понимание человечества как единства сложилось постепенно, в определенное историческое время. Сторонники этой точки зрения полагают, что народы постепенно входят в человечество. Эта точка зрения была характерна для философов-просветителей.

С трудов философов-просветителей сложилась традиция рассматривать человечество как развивающееся сообщество. Ж.-Ж. Руссо в качестве фактора развития считал совершенствование нравственных способностей человека. И Кант предлагал соотносить любой поступок конкретно-

го человека с идеей человечества как целью самой по себе. Человечество обладает гораздо большим потенциалом, «задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. А по мнению русского философа В. Соловьева (1853-1900 гг.), основанием для единства человечества стала религия.

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается. Именно постепенное признание одинаковости судьбы способствует рождению такого универсального образования, как человечество».

Г. Лессинг

Вместе с тем ряд мыслителей утверждали, что понятие «человечество» вообще бессодержательно и никакой реальности не выражает. Напротив, человеческий род разделен многочисленными социально-культурными барьерами. Так, Н. Я. Данилевский (1822-1885 гг.), русский философ, утверждал, что совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе Н. Я. Данилевский видел высшее и окончательное выражение социального единства.

Достаточно резко отзывался о понятии человечества немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936 гг.). Он утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Человечество «не имеет никакой идеи, никакого плана, совершенно так же, как их не имеет какой-нибудь вид бабочек или орхидей». Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу - человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть».

Оригинальная точка зрения на человечество принадлежала русскому философу Н. Н. Трубникову, который связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертностью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру.

~ Итак, если обобщить все многоголосие мнений о человечестве, в современной научной литературе складывается два понимания термина «человечество». В первом случае подразумевается единая судьба народов, населяющих земной шар. Отмечается, что несмотря на различие этносов, рас, культур, можно говорить об общечеловеческих жизненных интересах и ценностях. Земля - единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Э. Циолковский (1857-1935 гг.), В. И. Вернадский (1863-1945 гг.). Предполагается, что межкультурные связи приведут к выработке единой общепланетарной культуры.

Во втором случае речь идет о собирательном понятии, которое выражает высокую степень абстракции. Идея единой глобальной культуры отвергается. Общечеловеческое единство мыслится как связанная незримыми узами мозаика культур.

Однако все исследователи сходятся в том, что понятие человечества связано не только с биологической природой человека, организм которого сформировался под влиянием определенных условий обитания. Не менее значимой характеристикой человечества является его социальность и связь с культурой.

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Отличительной особенностью человека является его способность творить «вторую природу», преобразуя окружающий мир своей практической и духовной деятельностью. В процессе культурного освоения мира менялись и сам человек, и общество. Превращение первобытного человеческого стада в социальный коллектив приводило к формированию сугубо человеческой, социальной памяти.

В отличие от генетической памяти память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.

Упомянутая выше трудовая теория происхождения человеческого в человеке не дает полной и ясной картины появления такого феномена, как культура человечества. Трудятся и другие живые существа на Земле. Недаром даже в пословицу вошло трудолюбие пчелы или муравья. Но только человек осмысленно творит вторую природу - культуру.

Существует точка зрения, согласно которой исторически первой формой культурного творчества человека была магия. Раньше, чем человек научился пользоваться огнем, он уже поклонялся ему в культовых практиках. Как оно было на самом деле, сегодня можно только предполагать, однако даже современного человека восхищают и завораживают и огонь костра, и звезды в ночном небе. Первые произведения наскальной живописи не только правдиво

передавали сцены охоты, образы животных, но и, вероятно, служили магическим целям. Однако этимологически слово «культура» происходит не от слова «культ», а от CULTURA (лат.) - обработка, возделывание, уход.

Другой взгляд на зарождение культуры связан с тем, что в основе культурного творчества лежит способность человека создавать символы, мысленные модели тех практических действий, которые ему еще только предстоят. В этом отношении человек превосходит всех «умельцев» животного мира, созидая особый мир образов. Прежде чем действовать, человек создает образ своего действия.

Образ - одно из важнейших средств культуры.

Так или иначе, человек способен совмещать сугубый практицизм и возвышенное духовное творчество, на первый взгляд совершенно бесполезное, однако необходимое ему самому и другим людям. Человечество в равной мере может считать своим общим достоянием не только достижения техники и технологии, но и достигнутые им духовные вершины. И вероятно, только человек, прежде чем созидать, задумывает, мучительно ищет красоту, сохраняет и передает по наследству истину, дорожит добром и справедливостью.

Какими бы факторами ни объясняли те или иные ученые процесс антропогенеза, никто не отрицает, что вне культуры человечество не существует.

Основные понятия: человечество.

Термины: антропогенез, социальная память, гоминиды.

1) Каковы основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

2) В чем они сходятся в ответе на вопрос о происхождении человека?


  1. Укажите основные признаки понятия «человечество».

  2. В чем состоят особенности социальной памяти человечества? Чем она отличается от памяти отдельного человека?

  3. Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
, обсудите, сде
Задания.

А2. Человек в отличие от животного способен


  1. Проявлять эмоции

  2. Заботиться о потомстве

  3. Предварительно обдумывать свое поведение

  4. Совершать привычные действия

А3. Верны ли следующие суждения об антропогенезе?

А. Антропогенез – процесс развития человека от первобытности до современности

Б. Антропогенез – процесс развития человека от момента рождения до смерти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Видеоурок «Происхождение человека и общества» расскажет о том, что такое антропосоциогенез. Вы узнаете больше о том, как общество и человек взаимодействуют друг с другом, как происходит взаимовлияние. Преподаватель объяснит, какие взгляды на происхождение общества и человека приняты в современном мире.

Тема: Общество

Урок: Происхождение человека и общества

Здравствуйте. В прошлый раз мы говорили о том, что такое общество, каковы его структура и функции. Тема сегодняшнего урока – «Происхождение человека и общества».

В науке этот сложный процесс носит название «антропосоциогенез». Давайте разберемся, откуда взялся такой термин.

«Антропос» по-гречески означает «человек», «социум» по-латыни – «общество», «генезис» по-гречески – «возникновение, происхождение» (рис. 1).

Рис. 1. Антропосоциогенез

Существуют различные теории антропосоциогенеза. Хронологически первой из них является креационизм. Согласно этой теории около 6 тысяч лет назад Бог сотворил Вселенную, небо, землю и всех живых существ, в том числе человека.

Другая теория носит название «градуализм» или «эволюционизм». Ее основоположником считается Чарлз Дарвин (рис. 2). Согласно этой теории все живое развивается в ходе эволюции – постепенных изменений, а в начале этих изменений были простейшие существа. Разумеется, сегодня теория эволюции значительно отличается от того, что предлагал Дарвин: многие факторы развития человека и общества в его время были еще неизвестны.

Рис. 2. Чарлз Дарвин

Некоторые исследователи считали, что Дарвин неправ хотя бы потому, что мы не можем наблюдать проявления эволюции сегодня.

В результате появилась третья теория, известная как катастрофизм. Ее основоположником считается естествоиспытатель Жорж Кювье. В рамках катастрофизма считается, что жизнь – результат планетарных катастроф, а ее формы не развиваются. Некоторые ученые объясняют многие значимые события в истории Земли именно катастрофами – извержениями вулканов, столкновениями нашей планеты с кометами, катастрофическими землетрясениями. Например, именно так многие объясняют гибель динозавров.

Все эти теории с большим трудом объясняют, откуда взялась жизнь. Четвертая теория, известная как панспермия, появилась еще в середине XIX века. Ее авторами считаются немецкий медик Герман Рихтер и шведский физик Сванте Аррениус. Но не надо думать, что в XX веке этой теории никто не придерживался; среди ее сторонников был даже Владимир Иванович Вернадский.

Собственную теорию предложил академик Александр Иванович Опарин. Согласно ей жизнь на Земле зародилась в результате цепи химических превращений.

В научном мире в XX веке почти безраздельно господствует теория эволюции. Однако сторонники креационизма время от времени переходят в наступление.

Давайте посмотрим, как и когда с точки зрения современной науки появились человек и общество.

Процесс появления человека носит название «антропогенез». В современной науке этот процесс вкратце описывается следующим образом.

Первой стадией антропогенеза считают австралопитека (homo habilis) (рис. 3).

Рис. 3. Австралопитек

Вторая стадия антропогенеза – питекантроп (рис. 4).

Рис. 4. Питекантроп

Третья стадия – неандерталец (рис. 5). Наконец, последняя стадия – homo sapiens sapiens. Это мы с вами.

Рис. 5. Неандерталец

Перейдем к процессу социогенеза, то есть появления и развития общества. Он имеет три стадии, но если антропосоциогенез идет по планете примерно одинаковыми темпами, то социогенез в разных районах земли идет с разной скоростью.

Первая стадия социогенеза – праобщина (человеческое стадо).

Вторая стадия – родовая община – объединение людей по кровнородственному признаку.

Третья стадия – соседская община – объединение людей по территориальному признаку.

Давайте подытожим. Процесс социогенеза проходит в три этапа.

Различные народы проходят социогенез разными темпами. Многие этносы уже давно живут соседской общиной, но есть и такие племена, которые до сих пор находятся на стадии родовой общины.

Процессы антропогенеза и социогенеза тесно связаны между собой. Это лишний раз доказывает, что человек, несмотря на его социальную сущность, все же остается и частью природы. В следующий раз мы поговорим, как природа и общество влияют друг на друга. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Идет ли эволюция сегодня?

Эволюция продолжается постоянно. На протяжении последних сотен лет человек непрерывно менялся.

Средний рост японцев вырос за последние 100 лет как минимум на 15 см. В гвардию при Петре Первом брали молодых людей с ростом не менее 170 см (рис. 6).

Рис. 6. Средний рост

Обезьяньи процессы»

Рис. 7. Джон Скоупс

В 1925 году в штате Теннесси был принят Акт Батлера, запрещающий преподавание теории Дарвина. В том же году в штате было возбуждено дело против учителя Джона Скоупса (рис. 7), обвиненного в нарушении акта. Скоупс был признан виновным и приговорен к уплате штрафа в размере 100 долларов.

В 2006-2007 годах подобный процесс состоялся и в России.

Как оправдали неандертальца

За последние годы наши представления о неандертальце сильно изменились.

В 2005 году на территории Словении был обнаружен древнейший музыкальный инструмент – неандертальская флейта (рис. 8).

Рис. 8. Неандертальская флейта

В 1938 году советский археолог Алексей Окладников (рис. 9) обнаружил в пещере Тешик-Таш захоронение неандертальского мальчика (рис. 10).

Рис. 9. А. Окладников

Рис. 10. Неандертальский мальчик

Самое отсталое племя

В начале 1970-х годов в лесах филиппинского острова Минданао было обнаружено племя тасадай-манубе, которое считается самым отсталым племенем в мире. Тасадаи до сих пор живут родовым строем. Причиной этого является то, что в течение последней тысячи лет они развиваются изолированно.

Литература к уроку

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.


Тасадай-манубе (продолжение) ().

Новые данные о неандертальцах ().

Изменение среднего роста у разных народов в ХХ веке ().

Возникновение человека . Критерии человека: христианская и научная доктрины сущности человека. Место человека в животном мире и биологической систематике (Ч. Дарвин, Т. Гексли, К. Фогт, современные точки зрения). Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитековые, дриопитековые и др.). Движущие силы процесса антропогенеза. Австралопитековые, находки в Африке (Р. Дарт, экспедиции Лики и др.). Их морфологические характеристики. Дискуссия о «человеке умелом» (Homohabilis) и галечных орудиях (олдувайская индустрия).

Гипотезы о причинах очеловечивания и ходе антропогенеза. Классификация (систематика) гоминид. Теории моно- и полигенеза.

Древнейшие гоминиды (Homoerectus) и их трудовая деятельность. Питекантроп яванский и африканский. Связь этих находок с орудийными комплексами. Синантроп. Гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертешселлеш и Бильцингслебен. Их биологическая и социальная эволюция, развитие трудовой деятельности. Проблема хронологии. Связь с археологическими эпохами.

Древние гоминиды и их трудовая деятельность . Неандертальцы и их разновидности. Время и места обитания. Связь с археологическими эпохами. Биологическая и социальная эволюция неандертальцев, развитие трудовой деятельности. Вариативность культуры неандертальцев.

Возникновение человеческого общества . Праобщина (первобытное человеческое стадо). Этапы ее развития. Хронологические рамки. Роль охоты в развитии праобщины. Развитие первобытного коллективизма. Начало половозрастного разделения труда. Половые отношения в праобщине. Возникновение и развитие мышления и речи. Гипотезы возникновения речи (Н.Я. Марр, В.В. Бунак). Истоки идеологических представлений, их археологические свидетельства (неандертальские погребения Тешик-Таш, ШанидарIVи др., «медвежьи» пещеры Регурду, Петерсхеле, Драхенлох, Монтеспан, каменная плитка из грота Ля Ферасси и др.). Зачатки религиозных воззрений.

Тема 3. Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины

Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека современного типа (Homosapiens). Окончание естественного отбора и принципиальные отличия человека современного типа. Биологические признаки и уровень интеллекта. Гипотезы и время происхожденияHomosapiens(теории полицентризма, моноцентризма, пресапиенса, архаичногоHomosapiens).

Расогенез. Морфологические особенности европеоидной, негроидной и монголоидной рас. Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании: пути, время и особенности заселения новых материков. Новейшие данные о возможном заселении Австралии архаичным Homosapiens.

Возникновение общинно-родового строя . Основные черты общинно-родовой организации. Первичность материнского рода: этнологические и археологические аргументы. Гипотезы происхождения экзогамии (Мак-Леннан, Ч. Дарвин, Л.Г. Морган, Бриффолт, Б.Ф. Поршнев, А.М. Золотарев, С.А. Токарев, Ю.И. Семенов и др.). Дуально-фратриальная организация.

Раннепервобытная (раннеродовая) община низших охотников, рыболовов и собирателей. Природно-климатические изменения при переходе от плейстоцена к голоцену и их последствия в развитии материальной и духовной культуры древних коллективов при переходе от эпохи верхнего палеолита к мезолиту. Подъем производительных сил и технические достижения в эпохи верхнего палеолита и мезолита. Развитие охоты, собирательства, рыболовства, домашних промыслов. Складывание первых хозяйственно-культурных типов (ХКТ).

Социально-экономические отношения. Коллективная собственность и кооперация труда. Первобытное равенство и равнообеспечивающее (уравнительное) распределение. Дарообмен. Народонаселение и его воспроизводство. Естественное разделение труда по полу и возрасту. Инициации.

Брак и семья. Формы семьи. Их эволюция. Сущность парно-группового брака. Понимание этой проблемы Л. Файсоном. Материнский и отцовский счет родства, локальность поселения супругов. Сущность кросс-кузенного брака. Особенности парного брака. Дисэкономичный характер семьи.

Общественная организация. Община и ее соотношение с локальной группой и родом. Признаки и структура рода и фратрии. Потестарная организация. Социальные нормы. Возрастная организация и возрастные классы.

Духовная культура. Особенности первобытного мышления. Накопление полезных знаний об окружающей природной среде. Зарождение абстрактных представлений. Пиктография.

Гипотезы о происхождении изобразительного искусства. Его формы: наскальные росписи: пещерная живопись верхнего палеолита, писаницы, петроглифы; пластика, музыка, предметы украшения. Мифология. Развитие религиозных верований. Ранние виды религиозных представлений: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Культовая практика.

Языковое и этническое состояние. Первобытная лингвистическая непрерывность, ее сущность. Основные праязыковые совокупности: ностратическая, сино-тибетская, аустрическая, зинджская (конго-сахарская). Определение этноса. Его виды: этникос и этно-социальный организм. Аморфность этнического состояния в раннепервобытную эпоху.

Позднепервобытная (позднеродовая) община . Причины и предпосылки возникновения производящего хозяйства в отдельных областях субтропиков Старого и Нового Света. Учение Н.И. Вавилова о «первичных» центрах культивации растений и доместикации животных и прерывистом очаговом происхождении производящего хозяйства. . Вторичные центры. Сущность приручения, культивации и доместикации. Последовательность процесса. Центры и время зарождения культивации и доместикации. «Неолитическая революция» (Г. Чайлд). Первое крупное общественное разделение труда. Его сущность. Интенсификация присваивающих отраслей хозяйства в общинах высших охотников, рыболовов и собирателей. Дальнейшее формирование хозяйственно-культурных типов. Неравномерность исторического развития в различных природно-ландшафтных зонах. Народонаселение и его воспроизводство. «Демографическая» революция.

Новые производственные достижения. Возникновение керамического производства. Домашнее производство. Развитие поселений и жилищ, возникновение укрепленных поселений.

Социально-экономические отношения. Коллективная (родовая) собственность на землю – экономическая основа общества. Личная собственность на некоторые средства производства и предметы потребления. Диалектика равнообеспечивающего и трудового принципов распределения. Рост избыточного продукта. Развитие престижной экономики, ее межобщинный и внутриобщинный характер. Предпосылки имущественного и социального неравенства.

Половозрастная организация. Дальнейшее возрастание уровня естественного разделения труда. Институциализация половозрастных групп и их место в общественном разделении труда и социальной жизни. Мужские и женские дома.

Брак и семья. Семейно-брачные отношения в общине ранних земледельцев и скотоводов и в общине высших охотников, рыболовов и собирателей. Замещение кросс-кузенного брака отработочным и выкупным. Социально-экономические основы этого процесса. Сороратные и левиратные браки. Локализация брачного поселения. Материнская (большая материнская семья) и отцовская семейные общины. Аванкулокальность. Аванкулат.

Общинно-родовая организация. Многородовая (гетерогенная) община. Укрепление межобщинных связей. Институт адопции. Сегментация рода. Линиджи (субкланы). Их функции. Перерастание горизонтального (тотемного) родства в вертикальное (предковое). Линейно-степенное родство. Унилинейный и билинейный счет родства. Соотношение рода – фратрии – племени.

Организация власти. Иерархизация органов коллективной власти. Экономические причины этого процесса. Система лидерства. Бигмены. Вопрос о потестарной роли и статусе мужчин и женщин в позднеродовом обществе. Социальные нормы регуляции общественной власти.

Духовная культура. Развитие положительных знаний. Переосмысление пространства и времени в общинах с производящей экономикой. Развитие пиктографии. Изобразительное искусство: наскальные изображения, орнаментация керамики, пластика, резьба по дереву и кости, украшения. Устное, музыкальное и танцевальное творчество. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений: земледельческие, скотоводческие и астральные культы. Культ плодородия и материнства. Культ предков. Родовые и племенные культы.

Языковое и этническое состояние. Динамика формирования языковых семей: афразийская, индоевропейская, картвельская, эламодравидская, уральская, алтайская и др. «Ранние» и «поздние» их прародины. Усиление племенной организации как важное условие дальнейшей консолидации этнических общностей.