Единая трудовая школа рсфср. А. в. луначарский. основные принципы единой трудовой школы. Вопросы для самопроверки

Трудовая школа - направление в педагогической теории и практике педагогики конца XIX - первой половины XX веков. В трудах педагогов XVII-XVIII веков (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой деятельности в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями детей. И. Г. Песталоцци впервые связал мотивацию труда с природой ребенка, а сам труд рассматривал как важнейший элемент обучающего воспитания и педагогически организованной среды. К аналогичным выводам пришел и Ф. Фребель. Опыт использования физического труда накопили в конце XVIII - начале XIX веков и представители филантропизма.

В середине XIX века развернулось движение за внедрение учебного труда в общеобразовательную школу - активизм. Сторонники мануализма (введения ручного труда) - У. Сигнеус (Финляндия), Р. Зейдель (Швейцария) и другие - добились введения в народных школах ручного труда. Широкое распространение получили французская (Ж. Фонтень) и шведская (О. Саломон) системы обучения ручному труду. Психолого-педагогическое объяснение мануализму дал Х. Шерер (Германия).

Другим заметным течением трудовой школы был профессионализм, развивавшийся в значительной степени под влиянием идей Г. Кершенштейнера, который выступал за организацию практического труда и выработку у учащихся «целесообразно направленных» навыков. Однако идея профессионализма противоречила основным задачам общеобразовательной школы и не получила распространения.

На рубеже XIX-XX веков идеи активизма получили психолого-педагогическое обоснование в экспериментальной педагогике (Э. Мейман). Другой представитель этого течения, В. А. Лай, сформулировал принципы «школы действия» (педагогика действия). Европейские педагоги-эксперименталисты обосновали важнейшие идеи трудовой школы: о связи мысли ребенка с его двигательной активностью, о роли представлений и восприятия в процессе обучения, о соотношении практических работ с теоретическим обучением. Д. Дьюи разработал модель трудовой школы, представлявшую собой оригинальный вариант активизма и прагматистской педагогики. Практическую реализацию эти идеи получили в методе проектов, Дальтон-плане и других системах обучения.

В России проблемой взаимосвязи труда и воспитания начал заниматься К. Д. Ушинский. К 1884 году была закончена разработка «Проекта общего нормального плана промышленного образования в России». По инициативе одного из его авторов, И. А. Вышнеградского, ручной труд стал учебным предметом в народных училищах. В дальнейшем на съездах по техническому и профессиональному образованию утверждалось, что основной задачей ручного труда является не обучение ремеслу, а достижение подлинно образовательных целей.

За основу системы обучения ручному труду был принят так называемый шведский «слойд», но отечественные педагоги-мануалисты К. Ю. Цируль, Н. В. Касаткин и Н. П. Столпянский разработали свою оригинальную систему обучения, основанную на изготовлении учащимися предметов не по готовым «моделям», а по самостоятельно выполненным эскизам и чертежам. В начале ХХ века ручной труд был введен в более чем 900 учебных заведениях России; к его преподаванию допускались лица со специальной и педагогической подготовкой.

Параллельно предпринимались попытки профессионализации народной школы, начатые еще в 60-е годы XIX века, однако организация базовой ремесленной подготовки в начальных училищах принципиально отличалась от идеи ручного труда.

В начале ХХ века идеи трудовой пропагандировались сторонниками свободного воспитания, а также С. Т. Шацким и П. И. Христиановичем. Эти идеи содержались в проекте реформы образования, подготовленном под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева (1915).

В советской педагогической теории трудовой школы рассматривалась как практическая реализация идеи К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом в политехническом образовании, которое понималось как знакомство в теории и на практике с основными элементами различных отраслей производства.

Советская общеобразовательная школа получила название единой трудовой школы (ЕТШ), а «Положение об единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) объявляли труд основой школьной жизни. Проблемы трудовой школы разрабатывали Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. Г. Калашников, А. А. Фортунатов и другие. В 20-е годы получила распространение концепция монотехнического образования, разработанная О. Ю. Шмидтом и деятелями Главпрофобра. Большинство руководителей Наркомпроса РСФСР ее не поддержали, однако в условиях тяжелого положения страны возрастные ограничения для получения профессионального образования были снижены до 15 лет, а в 1924 году Коллегия Наркомпроса приняла решение о профессионализации 2-го концентра школы II ступени (8-й и 9-й годы обучения).

В 20-е годы в научно-педагогической секции ГУСа была также разработана комплексная система обучения. Во 2-й половине декады была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы.

В 1931 году было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», жестко регламентировавшее деятельность школы на десятки лет и практически упразднившее все демократические достижения школы. Школа ориентировалась на подготовку учащихся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. Школы прикреплялись к различным предприятиям, создавалась сеть мастерских при школах. В 1937 году, несмотря на протесты множества педагогов, Наркомпрос отменил трудовое обучение как самостоятельный предмет. Подобная односторонняя ориентация школы сказалась к середине 50-х годов, когда выпускники школы, не поступившие в высшие учебные заведения, фактически не были подготовленными к работе на производстве.

Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР Крупская Надежда Константиновна

ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА

ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА

Возражая против единой трудовой школы, многие не понимают, в чем выражается это единство. Оно только в том, что нет школ для низших и высших, а есть для всех. Трудовой она является потому, что основа в ней - изучение трудовой деятельности. Вырабатываемая сейчас программа, содержание которой в статье дано, вполне удовлетворяет научным требованиям.

У нас считается признаком хорошего тона ругать Наркомпрос за что надо и не надо. Никто не дает себе труда познакомиться с работой этого «выцветшего» учреждения нашей Советской республики, но всякий считает себя в праве нести всякий демагогический вздор о том, о чем он и представления не имеет. За примерами недалеко ходить. Возьмем ну хотя бы недавнюю статью т. Шатуновского в № 227 «Труда». «Единая, неделимая если не Россия, то хоть русская школа». Чего-чего только там не понаписано! Возьмем хотя бы первую фразу: «Принцип разделения труда, связь труда с местными условиями и связь школы с трудом властно вновь и вновь ставят перед нами вопрос о школе, удовлетворяющей интересы трудящихся и потому специализированной уже с самого начала, а выцветший Главсоцвос взирает на школу из кабинетных глубин и все еще имеет дело с побрякушкой единой трудовой школы». Демагогия падает на благодарную почву. Редакция «Труда» пишет примечание: «Печатается в порядке предложения», а молодежь (конечно, не только под влиянием агитации Шатуновского, а и ряда других инженеров, достаточно мытых в буржуазных водах) верит, что единая трудовая школа- это что-то архивредное, верит, что специализация должна начинаться с детского сада, - и принимает резолюцию о пересмотре системы народного образования в РСФСР.

Вопрос о пересмотре системы народного образования должен быть поставлен на партийном съезде, так как «единая трудовая школа» значится в партийной программе и не может быть поэтому отменена «в советском порядке». «Единая» школа - это не значит школа, обстриженная под одну гребенку, не значит школа, в которой, подобно школе французской, во всех школах страны в соответствующем классе пишут в один и тот же час одну и ту же диктовку. «Единая» школа - это значит такая, которая одинаково доступна для всех слоев населения. «Единая» школа - это школа, в которой нет деления на «народную» школу и школу привилегированную. Коммунисты всех стран стоят за «единую» школу, стоим и мы. «Единая трудовая»- это такая школа, учебный материал которой тесно связан с окружающей трудовой деятельностью людей, освещает эту деятельность, связывает школу с жизнью. И потому Шатуновский ломится в открытую дверь, когда говорит, что деревенская школа должна оперировать с другим материалом, чем школа промышленного района. Тов. Шатуновский никогда явно не читал ни одного номера наркомпросовских журналов. Советую ему почитать ну хотя бы «На путях к новой школе», журнал научно-педагогической секции Государственного ученого совета, издаваемый ею совместно с Главсоцвосом и Цекпросом; там он узнает, что Наркомпрос думает о школьных уклонах, как их разрабатывает, узнает кое-что и о программах школы II ступени, которые прорабатываются не в кабинетах, а на учительских собраниях в несколько сот человек.

По случаю дискуссий о пролетарской культуре и съезда РКСМ газеты уделяют немного времени и вопросу о школе. Пользуясь этим, мне хотелось бы ознакомить читателей «Правды» с разрабатываемой Наркомпросом программой 1-го концентра II ступени (5, 6 и 7-й годы обучения, подростки 12–15 лет)..

Необходимость школы I ступени сомнению не подвергается, школа же II ступени (врется особо сильно под подозрение и на Украине уничтожена даже.

Мы считаем, что 1-й концентр II ступени, куда дети поступают уже с умением читать, писать и знанием арифметики, должен дать подростку знакомство - теоретическое и практическое - с трудовой деятельностью людей, с организацией этой деятельности, с тем, как путем этой деятельности люди овладевают природой, используют ее силы и богатства для создания материальной базы общественной жизни, как в процессе трудовой деятельности общество распадается на классы, как эти классы борются между собой, как организуется классовое господство, как складываются классовая идеология и психология. И чтобы. подросток лучше осознал все это, перед ним развертывается прошлое Земли и прошлое человеческого общества, дается возможность увидеть, куда идет общественное развитие.

Изучая этот материал, подросток овладевает методами изучения настоящего и прошлого, овладевает необходимыми для этого знаниями и умениями, организационными навыками и пр.

Мы кладем в основу программы II ступени трудовую деятельность людей и ее организацию потому, что нам надо воспитывать молодежь, которая умела бы работать, правильно организовывать свой труд - и физический и умственный, не растрачивать зря времени и энергии. Мы кладем в основу программы трудовую деятельность людей и ее организацию потому, что сейчас будущее Советской республики зависит от того, насколько мы сумеем поднять производительность труда, наладить правильную организацию труда на предприятиях и во всей стране. Мы много говорим о производственной пропаганде, среди взрослых, которым часто трудно переучиваться; тем необходимее ставить эту пропаганду среди молодежи, которая только учится работать. Мы кладем трудовую деятельность и ее организацию в основу программы потому, что без понимания того, как была организована трудовая деятельность людей при капитализме, где в этой области царили хаос, свободная конкуренция, свободная игра интересов, где шла самая зряшная растрата сил и человеческих жизней, с одной стороны, и без понимания того, что на смену этому хаосу должна прийти планомерная организация труда в коммунистическом обществе, - с другой, невозможно понимание советского строительства, задач Советской республики. И потому, наконец, мы берем в основу программы трудовую деятельность и ее организацию, что эта сторона особенно интересует ребят и поддается очень легко проработке при помощи экскурсионного, лабораторного и трудового методов.

Естествознание мы берем в его отношении к трудовой деятельности людей. Это заставляет особенно тщательно делать выбор изучаемого материала, иначе располагать его, иначе расценивать его. Методы изучения не меняются, наблюдения, опыт кладутся в основу этого изучения, но «целевая установка» (как любит выражаться молодежь) этого изучения другая.

Трудовую деятельность людей мы рассматриваем как базу общественной структуры. На этой базе понятно становится деление общества на классы, создание органа классового господства - государства, создание классовой идеологии.

Доступно ли все это подросткам? Доступно вполне. Надо только при прохождении этой программы соблюдать необходимые методические приемы. Надо избегать энциклопедичное™, организовывать материал около немногих достаточно важных, существенных тем; строить программу на конкретном, близком подростку материале; будить интерес, затрагивая эмоциональную сторону; развивать максимум самодеятельности, активности, не жалеть времени на проработку материала путем экскурсий, работы в лабораториях, путем моделирования, работы в мастерской, на фабрике, в поле.

А куда же делись родной язык, математика, искусство? Разве ими не надо заниматься в школе? Надо, конечно. Но прохождение их не должно быть чем-то самодовлеющим, это - только средства, и занятие ими должно быть вплетено в изучение вышепоименованных явлений. Математика должна связываться с изучением физики, химии, измерением Земли, вычислениями и т. д. Литература должна связываться с историей, служить иллюстрацией классовой психологии и пр. Искусство должно вносить радость в творческий труд, углублять переживания и т. д. и т. п.

Мы набрасываем такую схему: первый год II ступени изучаются добывающая промышленность и земледелие, формы их. Соответственно этому в естествознании изучаются строение Земли, почвы, климат, жизнь растений, соответствующие части химии и физики. В обществоведении центральной темой берется крепостное право, рассказывается история закрепощения и раскрепощения крестьянского труда, обрисовываются классовые отношения, помещичья и крестьянская идеология, показывается, как самодержавие соответствовало тогдашнему классовому строению государства. Все это иллюстрируется выдержками из Щедрина, Тургенева, Некрасова и пр. Говорится об условиях освобождения крестьян, о малоземелье, ненависти крестьян к помещикам, мечтах о земле. Затем рассказывается о крепостном праве и о рабстве в Западной Европе и Америке, о Великой французской революции и о гражданской войне в Америке.

Второй год II ступени изучается обрабатывающая промышленность, ее формы. Изучается организация труда в ремесле, мануфактуре (в кустарной промышленности), на фабрике, говорится о развитии различных отраслей промышленности в РСФСР, выясняются причины возникновения того или иного производства в том или ином районе. Так как в предыдущем году говорилось уже о земледельческих районах РСФСР, то теперь можно уже дать представление о районировании РСФСР, а затем о производстве в мировом масштабе. Параллельно с этим в отделе естествознания идет изучение физики и химии, а в отделе обществоведения - капиталистического строя, опять-таки в том разрезе, как это делалось при изучении крепостного права: изучается классовая структура, борьба классов, идеология, берутся различные фазы развития капитализма, вплоть до империалистической войны и послевоенного периода.

Третий год II ступени должен дать общую картину развития. Надо сравнить хаос в производстве капиталистическом, безумную растрату сил и энергии, сравнить с будущим организованным обществом и указать место Советской России как переходной ступени. В естествоведении в этом году надо говорить о происхождении Земли, жизни на Земле, развитии видов, происхождении человека, а в обществоведении дать картину развития человеческого общества, начиная с первобытного. Предыдущее изучение в течение двух предыдущих лет элементов общественной жизни двух крупнейших эпох сделает возможным уже более краткий обзор остальных этапов развития человечества. Весь курс этого года должен быть построен так, чтобы подростку ясно стало, куда идет общественное развитие.

Такова разрабатываемая Наркомпросом схема программы для 1-го концентра II ступени.

Она должна лечь в основу программы, которая должна быть детально формулирована, связана с изучением родного языка, математики, географии, с трудом и искусством. Программа должна быть тщательно проработана методически, давать простор для заполнения известных ее частей местным материалом, прорабатываемым учительскими конференциями совместно с хозяйственниками данного производственного района.

Программа, так подработанная, даст возможность создать целый ряд совершенно новых по духу и содержанию учебников.

Думается, что эта программа даст каждому подростку серьезный базис для выбора и изучения профессии. В Советской России вопрос идет не о том, чтобы выработать из рабочего только совершенное орудие в руках инженера, - вопрос идет о том, чтобы сделать из него умелого исполнителя, но в то же время и сознательного организатора производства, организатора новой жизни.

1922 г.

Из книги Азбука коммунизма автора Бухарин Николай Иванович

§ 100. Товарищеская трудовая дисциплина Состояние производительных сил страны определяется не только тем, сколько в ней есть машин, орудий, сырья и т.д., но и рабочими силами страны. Теперь же, когда средств производства чрезвычайно мало, состояние рабочей силы и живой труд

Из книги «О текущем моменте» № 11(83), 2008 г. автора СССР Внутренний Предиктор

|§ 136. Трудовая повинность медицинских работников Громадное количество эпидемических заболеваний # потребность их быстрой ликвидации должна была поставить на очередь вопрос о планомерной, организованной и ведущейся в крупнейшем объеме борьбе с этими эпидемиями. При

Из книги Проблемы международной пролетарской революции. Основные вопросы пролетарской революции автора Троцкий Лев Давидович

2.2.2. Справедливость в жизни общества: этика в политике - своекорыстия либо трудовая И ещё одна из таких неполиткорректных тем в Россионии - тема справедливости в жизни общества, отношение “элиты” к «простонародью» и народа к “элите”.Но прежде, чем показывать, как тема

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора

ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ Ключ к хозяйству – рабочая сила, квалифицированная, элементарно-обученная, полуобученная, сырая, или чернорабочая. Выработать способы ее правильного учета, мобилизации, распределения, производительного применения – значит практически разрешить

Из книги Трудовое воспитание и политехническое образование автора Крупская Надежда Константиновна

ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА Возражая против единой трудовой школы, многие не понимают, в чем выражается это единство. Оно только в том, что нет школ для низших и высших, а есть для всех. Трудовой она является потому, что основа в ней - изучение трудовой деятельности.

Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий

ТРУДОВАЯ ШКОЛА И НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Мы часто употребляем выражение «уметь работать», говорим, что школа должна научить работать, но в большинстве случаев не отдаем себе отчета в том, что это значит.Уметь работать - значит уметь ставить себе ясные цели, осознавать,

Из книги Владимир Путин. Продолжение следует автора Медведев Рой Александрович

ОТМЕТКА, СДЕЛАННАЯ ЛЕНИНЫМ НА КНИЖКЕ БЛОНСКОГО «ТРУДОВАЯ ШКОЛА» Тов. Ленин, как известно, очень внимательно следил за развитием дела народного образования. Он знакомился с новыми направлениями в советской педагогике, с работниками на этом поприще, читал их произведения,

Из книги Враг народа автора Рогозин Дмитрий Олегович

Из книги Газета Завтра 490 (15 2003) автора Завтра Газета

«Единая Россия» Легитимность и процедура ротации власти были обеспечены партией «Единая Россия». Эта партия стала «правящей» не столько благодаря привлекательности своей идеологии, которой у нее пока нет, сколько в результате изменений избирательных правил. Избрание

Из книги Ненавижу школу автора

«Единая Нигерия» В январе 2003 года на очередной встрече в Кремле президент поинтересовался моим отношением к партии «Единая Россия». Вопрос был задан неожиданно - мы обсуждали ход переговоров по заключению с Литвой договора о возвращении нелегальных мигрантов, да и

Из книги Ненавижу школу автора Зинна

ЕДИНАЯ И НЕЛЮДИМАЯ Евгений Нефедов 15 апреля 2003 0 16(491) Date: 15-04-2003 Author: Евгений Нефедов ЕДИНАЯ И НЕЛЮДИМАЯ Когда война пошла на спад, и догорал в огне Багдад, в неравной схватке обессилев, - вдруг, пробудившись невпопад, вставать за Тигр и за Евфрат, "протестовать" - уже не

Из книги 4.51 стратагемы для Путина автора Вассерман Анатолий Александрович

Из книги Мне есть что вам сказать автора Джонсон Борис

Школа, школа, дом родной! Непрестанно и всюду наталкиваюсь на брошюрки следующего содержания: приходите к нам в школу, мы школа с историей, где работают лучшие профессионалы, и где царит атмосфера взаимоуважения и дружелюбия!!! Рассказываю об этом дружелюбии.В середине

Из книги Эпоха Обамы. Наши интересы в Белом доме автора Терентьев Александр Александрович

Единая культура - единая судьба Россия почти триста лет назад провозглашена империей. Многие по инерции считают: нынешняя Россия (а заодно и Советский Союз) сохраняет всё ту же имперскую - глубоко неоднородную - сущность.Не будем отвлекаться на давний спор: хорошо или

Из книги автора

Единая нация На днях Джека Стро осенила идея, и футбольный мир был потрясен. «Я понял, – сказал он, – давайте создадим британскую футбольную команду. Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия объединятся и создадут команду суперзвезд». Его предложение не встретило

Из книги автора

«ЕДИНАЯ АМЕРИКА»? В сентябре 2008 года буквально накануне выборов в Америке грянул финансовый кризис, и по мере его развития, кресло президента США становилось все более сомнительным призом. Как утверждал профессор Йельского университета Пол Кеннеди, «то, что Джон Маккейн

Наступает новый учебный год. При сколько-нибудь нормальных условиях внутри школы надо было бы ожидать в ней, как отражения Великой Октябрьской революции, коренной и плодотворной реформы, реформы настолько всеобъемлющей, что она поставила бы русскую школу, по крайней мере, по принципам, положенным в ее основу, на первое место в цивилизованном мире.

Новая школа должна быть не только бесплатной на всех ступенях, не только доступной и, как можно скорее, обязательной для того, чтобы она прочно укрепилась, она должна быть еще единой и трудовой.

Что значит, что школа должна быть единой?

Это значит, что вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собою одну школу, одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до ее наивысших ступеней.

Государству нужны специалисты. Подростки сами имеют явно различные наклонности и дарования. Педагогика, как таковая, стоит за постепенное сужение круга знаний, за фиксирование внимания на специально выбранных предметах, ибо от идеала образованного человека одинаково далек и специалист, которому чуждо вне его специальности все человеческое, и верхогляд, который знает все понемногу и ничего до конца.

Новая школа должна быть трудовой. Для школы государства советского, находящегося в процессе перехода от капиталистического к социалистическому режиму, это, конечно, еще гораздо более обязательно, чем для школ передовых капиталистических стран, а между тем и там осознана подобная необходимость и в некоторой степени осуществлена.

Первым основанием является психология, научающая нас тому, что истинно воспринятым является только воспринятое активно. Ребенок жаждет подвижности, его держали в неподвижном состоянии. Он с чрезвычайной легкостью усваивает знания, когда они передаются ему в веселой активной форме игры или труда, которые при умелой постановке совпадают, а его учили на слух и по книге

Другим источником стремлений современной передовой школы к труду является непосредственное желание ознакомить учеников с тем, что больше всего нужно им будет в жизни, с тем, что играет доминирующую роль в ней в настоящее время, с земледельческим и промышленным трудом во всех разновидностях его.

Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Особенно рисование и лепка, как его вспомогательный предмет, должны занять выдающееся место. Ученик постепенно должен приобрести в своем карандаше новый орган особо точной и образной речи. Рисование преподается первоначально по методу свободного детского творчества, фантастического, по памяти и т.д. Затем оно переходит к зарисованию с натуры дидактически подобранной серии объектов и, наконец, разветвляется на точное математическое черчение, с одной стороны, и художественное рисование - с другой. Только на этой третьей стадии допустимо и систематическое преподавание теоретических данных.



Школьный день должен быть лишь отчасти (не более 4 часов на I ступени и 5-6 часов - на II ступени) занят программными работами, остальное время должно быть предоставлено ученикам частью для свободного использования внутри школы с утилизацией ее ресурсов, частью для полного отдыха. Само расписание должно составляться с таким расчетом, чтобы не утомлять ученика однообразием. Чрезвычайно важным принципом обновленной школы является возможно более полная индивидуализация обучения.

Освобождение школы от влияния церкви является не только важным, но прямо-таки существеннейшим завершением ее общего освобождения от того государственного пленения, при котором она является рассадником нравственных пороков, именуемых добродетелями рабов.

Что касается школьной администрации, то относящиеся сюда правила изложены в прилагаемом Положении о единой школе.

Изложенная здесь картина школы не столько идеальная, сколько, по крайней мере, вполне удовлетворительная и, с нашей точки зрения, не может быть осуществлена сразу.

Трудовое начало в школе в высокой мере способствует физичес­кому развитию детей, но само по себе оно для этой цели недоста­точно. Массовая ритмическая гимнастика, личное раз­витие мускулатуры под наблюде­нием врача, игра, переходящая постепенно в серьёзный спорт, лишённый, однако, нездорового духа соревнования, - таков путь в этом отношении.Гимнастика и спорт должны развивать не только силу и ловкость, но и способность к отчётливым общественным действиям, дух взаимопомощи и т.п. Гиги­еническая обстановка школы, правильное распределение заня­тий, постоянное и пристальное участие врача-педагога в жизни школы - всё это необходимые условия правильного развития детей, которым школа же должна доставлять и здоровую пищу или, по крайней мере, завтрак.

Учебный год будет разделён на два вида занятий: зимние, обычные, и летние, с преоб­ладанием работ на воздухе, ра­бот сельского типа.

Школьный день должен быть лишь отчасти (не более 4 часов на I ступени и 5-6 часов - на II ступени) занят программными работами, остальное время долж­но быть предоставлено ученикам частью для свободного использо­вания внутри школы с использованием её возможностей, частью - пол­ного отдыха. Само расписание должно составляться с таким расчётом, чтобы не утомлять уче­ника однообразием. Чрезвычайно важным принципом обновлённой школы явится возможно более полная индивидуализация обучения Под индивидуализацией надо разуметь анализ со сто­роны преподавателей склонностей и особенностей характера каждого ученика и возможно бо­лее полное приспособление к его личным потребностям того, что даёт ему и что спрашивает от не­го школа.

Мы просим отчётливо различать индивидуализацию в преподава­нии и дух индивидуализма. Вос­питательная школа должна ста­раться устранить из детских душ, елико возможно, те черты эгоизма, которые унаследованы человеком от былого, и, приго­товляя его к грядущему, старать­ся уже со школьной скамьи спа­ять прочные коллективы и раз­вить в наивысшей мере способ­ность к общим переживаниям и к солидарности.

Индивидуализация не стесняет­ся этим. Высшей ценностью и в социалистической культуре ос­танется личность. Но эта лич­ность может развернуть со всей возможной роскошью свои за­датки только в гармоническом и солидарном обществе равных. Школьный индивидуализм развивает стрем­ление оставаться для себя всегда на первом плане и пользоваться другим ради се­бя. Социалистическое воспитание, соединяя устремление к строению психических коллек­тивов с тонкой индивидуализа­цией, приводит к тому, что лич­ность гордится развитием в себе всех способностей для служения целому.Целью здесь являет­ся - избежать задержки и развития особо даровитых натур. Но если цель эта по­чтенна и не должна быть ни­коим образом пренебрегаема, то гораздо более важной является другая - умень­шить, елико возможно, коли­чество отсталых. Даже в пе­редовых демократических странах количество неуспе­вающих громадно. Правду сказал американский педа­гог, который говорил, что если бы какой-нибудь дирек­тор фабрики портил бы столько сырья, сколько про­центов неуспевающих учени­ков насчитывают даже луч­шие школы, то такого дирек­тора немедленно выбросили бы со службы.

Забота об отставших - это первая забота демократической школы, ибо отсталость в подавляющем большинстве случаев объясняется не недостатком природных способностей, худшими условиями домашнего обихода. Даже в буржуазной Америке задача эта оценена настолько по достоинству, что к работам в особых классах для отсталых допускаются только самые опытные преподаватели, наиболее искусные, наилучше оплачиваемые и пользующиеся наибольшим почётом. Пусть лучше не сразу нам удастся осуществить меры в пользу особо преуспевающих, но пусть ни в каком случае отсталые не останутся без особых забот школы.

Институт особых классов для малоуспевающих обязателён в каждой мало-мальски правильно поставленной школе.

Нельзя окончить описание, хотя бы суммарное, преподавания, удовлетворяющего нашим пер­воначальным требованиям в школе, не остановивши внима­ния ещё на двух совершенно не­обходимых условиях её разви­тия: она должна быть светской и общей для обоих полов.

Аргументировать эти два поло­жения здесь нет смысла. Отме­тим только настоятельную необ­ходимость широкой пропаганды этих принципов в населении. Здесь новая школа встретит сопротивление широко распространённых и потому как будто на­рочито демократических пред­­рассудков; здесь нельзя почти ничего добиться силой, а между тем неисчислимы дурные результаты конфессиональной школы. Осво­бож­дение школы от влияния церкви является не только важным, но прямо-таки существеннейшим завершением её общего освобождения от того государственного пленения, при котором она являлась рассадни­ком нравственных пороков, име­нуемых добродетелями рабов.

Совместное обучение дало по­всюду, где оно введено, наилуч­шие результаты. «В настоящее время уже не доказывают, - го­ворит Уиппл, - что девушки не в состоянии выполнять тех же работ и так же успешно, как и мальчики; повседневный опыт доказал обратное; теперь стара­ются доказать, что они делают это в ущерб своему здоровью».

Доказать это, однако, невозмож­но: ведь умственные способ­ности и физические силы очень не равны и у мальчи­ков. Вопрос о неравенстве» сил соучеников решается только путём индивидуализации обучения, в которую войдёт и принятие во внима­ние особенностей пола. Передовая педагогика требует обратить особое внимание на воспитательные функции школы, которые в последнее время приносились в жертву обучения, интеллект становился на первый план, забы­вали о выработке характера, о развитии воли.

В этом повороте к педагогичес­кому волюнтаризму много прав­ды. Одновременно начала сказы­ваться и другая тенденция: от индивидуализма, от заботы о том, чтобы получше вооружить" воспитанника для грядущей ка­рьеры, для жизненной конкурен­ции (чем особенно отличалась передовая буржуазная, срав­нительно свободная школа), переходят к идеалам развития в подрастающем поколении начал солидарности и общественности.

К сожалению, однако, истинные причины, лежащие в основе этих исканий, крайне антипатичны. Они непосредственно связываются с империалистической фазой развития капитализма, с культом военного государства и вытекающей отсюда надоб­ностью внушить подросткам с неслыханной до сего дня силой чувства дисциплины и самоотверженной преданности государственному Молоху. Именно это называется нынче гражданским воспитанием, и главным святилищем его является прикрашен­ный разными фразами шови­низм.

Мир буржуазии колеблется между двумя полюсами: индиви­дуализмом, которого требует мир частной собственности и конкуренции, и верноподданни­чеством, поглощением личности иерархической, военно-промыш­ленной машиной государства. Поистине, оба хуже. Мы, как выше уже указано, не забываем прав личности на своеобразное развитие. Нам незачем урезы­вать её, обманывать и отливать в насильственные формы: проч­ность социалистического обще­ства заключается не в казармен­ном однообразии и не в искусст­венной дрессировке, не в религи­озном или эстетическом обмане, но в реальной солидарности ин­тересов.

Вот почему нам доступно начало глубочайшего единства при максимальном разнообразии. Всё же, насколько в обучении высо­кое место должно быть признано за индивидуализирующим мето­дом, настолько же в воспитании самой прекрасной задачей явля­ется создание школьного кол­лектива, спаянного радостным и прочным товариществом, что за­ложит в душу подростка, разви­вая соответственные наклоннос­ти в нём, широкую обществен­ность, способность реально, всем сердцем чувствовать себя солидарной частью великого це­лого. Добровольная дисциплина, дух взаимопомощи, объединён­ная работа, самоуправление на началах полного равенства, хо­ровое начало повсюду, где оно возможно, разнообразные трудо­вые акты, устремлённые к созда­нию общего сложного результа­та; - вот принципы, которые рядом с изучением прошлого и настоящего человечества при свете научного социализма дадутнам того гражданина, какого нам нужно и какого никогда не вос­питает буржуазная школа, уме­ющая плодить лишь эгоистов или баранов. Цели школы в бур­жуазных кругах отталкивающи, но, по крайней мере, некоторые методы, которыми идут при этом лучшие из буржуазных педаго­гов, заслуживают внимания. Действительно, умный или опытный педагог не мог не заметить, что на все три вопроса: как воспитать волю, как сформировать характер, как развить дух солидарности - ответом является одно магическое слово - трудом .

Естественно, что волю нельзя развить иначе, чем развивая ак­тивность разнообразную, целе­сообразную. А это, конечно, даётся правильно поставленным преподаванием труда, в который в данном случае приходится влить игру и спорт. Какие черты характера должны мы считать наиболее желанными - настой­чивость, трудолюбие, дух соли­дарности и т.п.

Но все эти черты характера вы­текают, по категорическому свидетельству лиц, занимавшихся применением педагогического труда, совершенно естественно из трудового воспитания. Нако­нец, поскольку мы под трудовым воспитанием отнюдь не разуме­ем обучения индивидуальной ремесленной работе, а знакомство с трудовыми процессами и кол­лективной работой фабрично-за­водского типа, постольку мы в самую школу вносим ту великую коллективирующую силу, кото­рая спаяла и сковала единство современного пролетариата.Со­циалистическая школа в вос­питательном отношении обя­зана развернуть во всю ширь трудовое начало, которое робко, в искажённой форме вводится передовой буржу­азной педагогикой.

Как ни важен, однако, трудовой принцип в деле воспитания воли, характера и солидарности - благотворные результаты в этих отношениях могут быть достиг­нуты лишь при правильно нала­женном школьном быте. Сюда относится прежде всего брат­ское, любвеобильное, равное от­ношение учащих к учащимся. Уже отсюда следует, что никакая строгость, никакие наказания не могут иметь места в обновлённой школе.Среди вопросов, зада­ваемых в Америке экзаменующемуся на учителя канди­дату, имеется такой: «Считае­те ли вы себя в силах без на­казания поддерживать порядок в классе?»

Этот вопрос должен задать себе каждый учитель в обнов­лённой школе. Как доказал опыт американской и норвежской школ, достаточно ве­сёлая и напряженная работа буквально истребляет в классе все те случаи, которые в противном случае толкают учителя на дисциплинарные взыскания. «Умейте занять детей» - вот единственное правило школьной дисциплины.

Учитель должен входить в интересы учеников. Не казаться для последних начальством, какой-то особой породой, скучной и рассудительной, ни в чём не род­ственной душе подростка. Уметь быть старшими детьми, старшими братьями разновозрастной семьи, какой является школа.

Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться пра­вом самоуправления и прояв­лять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать граж­данами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы. Школьное самоуправление уча­щихся можно разделить на три рубрики:

во-первых, участие учащихся в руководящих советах школы со­гласно правилам, указанным в Положении о единой школе;

во-вторых, это самоуправление чисто ученических групп. Здесь надо избегать того, чем в высо­чайшей мере грешит американ­ская школа, - выделения на ос­нове избирательного права свое­го рода маленьких тиранов или несменяемых олигархов, како­вое зло ещё усугубляется, если таковая олигархия назначается учителями. Класс или какая-ни­будь другая группа учеников должны самоуправляться всею массою. Для этого учреждается возможно большее количество должностей; обязанности рас­пределяются на несколько пунк­тов, начиная с эксперта по спо­рам, возникающим за игрою, су­дьи, представителя класса перед учителем и кончая заведующим классной, доской, чистотой классных полов, порядком в бу­фете с посудой и т.д.

Должности эти не должны быть долгосрочными. Дети должны де­журить на них от одного дня до двух недель, смена должна про­исходить по очереди или по жре­бию. Мудрая афинская демокра­тия из опасения избирательной интриги и псевдодемократичес­кого засилья провела эти начала даже и в трагически серьёзное дело государственной администрации. Там оно, конечно, могло приносить большой вред. В деле же самоуправления школьников, касающемся лишь маленьких во­просов их быта, добрые стороны такого обыкновения далеко пре­вышают его невзгоды;

в-третьих, ученикам должен быть предоставлен полный простор в деле организации всякого рода обществ, постоянных или временных. Пусть устраивают они научные кружки, редакции журналов, политические клубы, общества для устройства выставок, для спорта, для организации балов, спектаклей, хоров, оркестров и т. д.

Здесь желательно братское, на равных с учениками условиях, участие в этих обществах учите­лей. Среди этих обществ неоце­нимое воспитательное и учебное значение имеет и должен иметь школьный кооператив.

Такими в общем чертами опреде­ляется внутренний школьный быт. Общественное мнение уче­ников должно быть достаточно сильно и, когда нужно, должно проявляться в форме известного общественного приговора нару­шителям того реального и свобод­ного, но все же прочного порядка, к которому устремляется школа. Что касается школьной админис­трации, то относящиеся сюда правила изложены в Положении о единой школе.

Изложенная здесь картина школы не столько идеальная, сколько, по крайней мере, вполне удовлетворитель­ная и, с нашей точки зрения, не может быть осуществлена сразу.

Задача настоящей декларации путём установления общего ти­па школы, к которому мы долж­ны стремиться в первую очередь, связать в этой единой цели до не­которой степени разрозненные черты, определяемые декретами, уже вышедшими или сейчас впервые опубликованными и обязательными с начала нового учебного года.

Реальное выполнение намечен­ных здесь планов в огромной ме­ре зависит от двух условий: во-первых, от средств, какими рас­полагает государство, во-вто­рых, от степени подготовленнос­ти учительского персонала.

Центральная власть нигде в ми­ре не содержит национальную школу целиком, повсюду на по­мощь приходит: во-первых, пла­та за право учения, которая для всех ступеней школы ещё не от­менена нигде, а во-вторых, и это гораздо важнее, местное самообложение населения. При нынеш­них условиях в России мы добро вольно отказываемся от платы за право учения, и вряд ли мож­но рассчитывать на сколько-ни­будь существенное подспорье из местных касс.

Несмотря на это, однако, несмо­тря на гибельную разруху и от­чаянную нищету, в которую ввергнута наша родина преступ­ной войной и потрясениями ре­волюции, мы вправе ожидать от проснувшегося народа и создан­ной им государственной власти огромного напряжения сил во имя правильной постановки са­мой важной отрасли государст­венного хозяйства, употребляя это слово в широчайшем смысле самого главного государственно­го дела - народного просвеще­ния! При нынешнем падении по­купательной силы рубля нам по надобятся сразу многие миллиарды и мы уверены, что получим их от центральной Советской власти.

Но этим не исчерпывается дело, разруха сказалась также и в крайней степени нужды в учеб­никах и учебных пособиях, мно­гие из них нельзя купить или со­здать ни за какие деньги. Особо учреждённые комитеты по учеб­ным пособиям в Москве и в Петрограде поставили своей целью борьбу с этой нуждой и в мере возможности начнут разрешать этот в своём роде роковой во­прос.

Определив нужды в этом отно­шении обновлённой школы, мы не остановимся ни перед какими жертвами; путём массового про­изводства и массовых закупок, в том числе и за границей, путём создания гигантского издатель­ства, складов и мощной экспеди­ции мы пойдём навстречу этому специфическому голоду русско­го народа. Но если даже у нас не будет недостатка не только в де­нежных, но и в реальных средст­вах, у нас, несомненно, будет ог­ромный недостаток в учителях. Мы уже говорили о том, что вве­дение общего обязательного обу­чения, хотя бы простой грамотно­сти, с этого же года недостижимо для нас по отсутствию достаточ­ного количества сколько-нибудь подготовленных учителей. Будем говорить лишь о планомерном расширении школьной сети и о постепенном подъёме школ до высоты, намеченной в этой декла­рации, и тогда разница между тем, какого учителя мы должны иметь и какого мы имеем, чудо­вищно режет глаза. Если постав­ленная перед собой ясно обозна­ченная цель должна толкать нас браться за работу со всех концов обширного и сложного дела, то ясно, что концом, за который нужно ухватиться прежде всего, является подготовка учителей.

Для ознакомления наличного со­става учителей с принципами трудовой школы, с новыми мето­дами преподавания мы уже уст­роили истекшим летом по всем губерниям более 100 кратко­срочных педагогических курсов. С наступающим учебным годом эти курсы будут функциониро­вать планомерно по всей России с таким расчётом, что через них в течение 3-4 лет пройдут все наличные учителя. Одновремен­но с этим в каждой губернии ре­шено организовать показатель­ные трудовые школы, в которых на живом примере можно будет видеть то, как следует вести но­вую школу.

С этого же учебного года будут предоставляться научные коман­дировки учителям в высшие учебные заведения для усовер­шенствования как в педагогичес­ких, так и в общеобразователь­ных дисциплинах.

Но всего этого слишком мало для того, чтобы обновляемые школы получили нового учителя. Совет­ская власть ни на минуту не за­бывает о том, что истинно социалистическую трудовую школу может создать и вести только ре­волюционный учитель - социа­лист. Создание кадров учителей-социалистов является одной из важнейших и ответственных за­дач Народного комиссариата по просвещению. Для достижения этой цели прежде всего решено открыть во все педагогические учебные заведения свободный доступ всем демократическим элементам, искренне желающим посвятить себя педагогической деятельности, независимо от их образовательного ценза. Общее развитие поступающих в пе­дагогические учебные заве­дения будет устанавливаться путём коллоквиума.

При всех прочих равных ус­ловиях кандидатам про­ле­тарских организаций и коми­тетов бедноты будет отда­ваться решительное предпочтение.

В деле создания нового учителя Народный комиссариат просве­щения является решительным сторонником организации такого типа высшего педагогического учебного заведения, которое ока­жется надёжным рассадником учителей-социа­лис­тов, преданных интересам трудовых масс.

К сожалению,полная замена суще­ствующих педагогических учеб­ных заведений упомянутым ти­пом единого высшего педагогиче­ского заведения - вопрос буду­щего. Теперь же в виде переход­ной меры мы приступили к пре­образованию всех учительских институтов, семинарий и посто­янных педагогических курсов в высшие педагогические заведе­ния, которые должны выпускать глубоко образованных педагогов,способных преподавать це­лую группу родственных предметов . Эти же учебные за­ведения будут готовить деятелей по дошкольному воспитанию, внешкольному образованию и инструкторов по проведению в жизнь школы трудового начала. Для быстрого создания новых кадров учителей мы намерены в этом же учебном году открыть новую сеть годичных педагогиче­ских курсов, успешно использо­вав для этой цели все демократи­ческие силы преподавателей высших школ и педагогических учебных заведений.

Для научной разработки учебно-воспитательных вопросов и для подготовки профессоров для педагогических учебных заведе­ний мы решили уже в наступаю­щем учебном году приступить на первое время к созданию хотя бы одной Высшей педагогичес­кой академии.

Пропаганда среди взрослых не в состоянии переделать душу наро­да. Для активной помощи стихий­ным факторам, действующим в этом направлении, создаются но­вые школы. Создать нового учи­теля - значит наполовину со­здать новую школу и содейство­вать созданию новой демократии.

Трудовая школа - направление в педагогической теории и практике педагогики конца XIX - первой половины XX веков. В трудах педагогов XVII-XVIII веков (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой деятельности в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями детей. И. Г. Песталоцци впервые связал мотивацию труда с природой ребенка, а сам труд рассматривал как важнейший элемент обучающего воспитания и педагогически организованной среды. К аналогичным выводам пришел и Ф. Фребель. Опыт использования физического труда накопили в конце XVIII - начале XIX веков и представители филантропизма.

В середине XIX века развернулось движение за внедрение учебного труда в общеобразовательную школу - активизм. Сторонники мануализма (введения ручного труда) - У. Сигнеус (Финляндия), Р. Зейдель (Швейцария) и другие - добились введения в народных школах ручного труда. Широкое распространение получили французская (Ж. Фонтень) и шведская (О. Саломон) системы обучения ручному труду. Психолого-педагогическое объяснение мануализму дал Х. Шерер (Германия).

Другим заметным течением трудовой школы был профессионализм, развивавшийся в значительной степени под влиянием идей Г. Кершенштейнера, который выступал за организацию практического труда и выработку у учащихся «целесообразно направленных» навыков. Однако идея профессионализма противоречила основным задачам общеобразовательной школы и не получила распространения.

На рубеже XIX-XX веков идеи активизма получили психолого-педагогическое обоснование в экспериментальной педагогике (Э. Мейман). Другой представитель этого течения, В. А. Лай, сформулировал принципы «школы действия» (педагогика действия). Европейские педагоги-эксперименталисты обосновали важнейшие идеи трудовой школы: о связи мысли ребенка с его двигательной активностью, о роли представлений и восприятия в процессе обучения, о соотношении практических работ с теоретическим обучением. Д. Дьюи разработал модель трудовой школы, представлявшую собой оригинальный вариант активизма и прагматистской педагогики. Практическую реализацию эти идеи получили в методе проектов, Дальтон-плане и других системах обучения.

В России проблемой взаимосвязи труда и воспитания начал заниматься К. Д. Ушинский. К 1884 году была закончена разработка «Проекта общего нормального плана промышленного образования в России». По инициативе одного из его авторов, И. А. Вышнеградского, ручной труд стал учебным предметом в народных училищах. В дальнейшем на съездах по техническому и профессиональному образованию утверждалось, что основной задачей ручного труда является не обучение ремеслу, а достижение подлинно образовательных целей.

За основу системы обучения ручному труду был принят так называемый шведский «слойд», но отечественные педагоги-мануалисты К. Ю. Цируль, Н. В. Касаткин и Н. П. Столпянский разработали свою оригинальную систему обучения, основанную на изготовлении учащимися предметов не по готовым «моделям», а по самостоятельно выполненным эскизам и чертежам. В начале ХХ века ручной труд был введен в более чем 900 учебных заведениях России; к его преподаванию допускались лица со специальной и педагогической подготовкой.

Параллельно предпринимались попытки профессионализации народной школы, начатые еще в 60-е годы XIX века, однако организация базовой ремесленной подготовки в начальных училищах принципиально отличалась от идеи ручного труда.

В начале ХХ века идеи трудовой пропагандировались сторонниками свободного воспитания, а также С. Т. Шацким и П. И. Христиановичем. Эти идеи содержались в проекте реформы образования, подготовленном под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева (1915).

В советской педагогической теории трудовой школы рассматривалась как практическая реализация идеи К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом в политехническом образовании, которое понималось как знакомство в теории и на практике с основными элементами различных отраслей производства.

Советская общеобразовательная школа получила название единой трудовой школы (ЕТШ), а «Положение об единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы» (1918) объявляли труд основой школьной жизни. Проблемы трудовой школы разрабатывали Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. Г. Калашников, А. А. Фортунатов и другие. В 20-е годы получила распространение концепция монотехнического образования, разработанная О. Ю. Шмидтом и деятелями Главпрофобра. Большинство руководителей Наркомпроса РСФСР ее не поддержали, однако в условиях тяжелого положения страны возрастные ограничения для получения профессионального образования были снижены до 15 лет, а в 1924 году Коллегия Наркомпроса приняла решение о профессионализации 2-го концентра школы II ступени (8-й и 9-й годы обучения).

В 20-е годы в научно-педагогической секции ГУСа была также разработана комплексная система обучения. Во 2-й половине декады была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы.

В 1931 году было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», жестко регламентировавшее деятельность школы на десятки лет и практически упразднившее все демократические достижения школы. Школа ориентировалась на подготовку учащихся к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. Школы прикреплялись к различным предприятиям, создавалась сеть мастерских при школах. В 1937 году, несмотря на протесты множества педагогов, Наркомпрос отменил трудовое обучение как самостоятельный предмет. Подобная односторонняя ориентация школы сказалась к середине 50-х годов, когда выпускники школы, не поступившие в высшие учебные заведения, фактически не были подготовленными к работе на производстве.

В 1958 году был принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью». В его основе лежал принцип соединения обучения с производительным трудом, а главной задачей школы вновь объявлялись подготовка к общественно полезному труду, повышение уровня политехнического образования.

В ходе школьной реформы 1984 года была вновь предпринята попытка синтеза общеобразовательной школы с профессиональной, также оказавшаяся бесперспективной. В 90-е годы сложилась концепция политехнической трудовой школы, обеспечивающей теоретическую и практическую допрофессиональную подготовку учащихся. Среди важнейших элементов этой системы можно перечислить следующие: ручной труд на начальной и средней ступенях обучения, различные виды производительного труда на средней и старшей ступенях, формирование политехнических знаний, широкое применение активных методов обучения.