Поэзия цветаевой анализ. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Душа». Анализ стихотворения Цветаевой "Рельсы"

Марина Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…»

Моим стихам , написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам , как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Май 1913
По собственным воспоминаниям Марины Цветаевой, писать стихи она начала уже в семь лет, а печататься - в шестнадцать. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слово «поэтесса» по отношению к себе, предпочитая вместо этого гордое «поэт Марина Цветаева».
За свою жизнь она написала несколько программных статей, преобладающая тема которых - тема поэта и поэзии .
Непонимание читателем ее произведений, ощущение собственной ненужности в России стали причиной развития в творчестве Марины Цветаевой темы одиночества , противостояния истинного художника толпе. Одним из них стало стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», датированное тысяча девятьсот тринадцатым годом. В это время Марине Цветаевой был двадцать один год, а поэту Марине Цветаевой - уже четырнадцать.
Примечательно, что все стихотворение - одно предложение , где инверсия позволяет выявить со стопроцентной точностью предмет поклонения лирической героини .
Такое построение усиливает напряжение, которое ослабляется в завершающей строке. Усложнение лексики достигается включением редко употребляемого «фимиам», и это в контрасте с бытовой обстановкой и обыденной лексикой («…разбросанным в пыли по магазинам…») усиливает эмоциональность тона поэта, хотя в конце предложения стоит точка, словно отказ от каких-либо заклинаний и убеждений.
Особо значимые слова и выражения Цветаева в этом стихотворении, как и во многих других, выделяет с помощью тире и скобок: « - нечитанным стихам!», «…(где их никто не брал и не берет!)…» Зная судьбу поэта, мы понимаем, что подобные мысли отнюдь не безосновательны. Лирическая героиня абсолютно тождественна личности Цветаевой, что делает ее поэзию необычайно искренней, а читателю даёт ощущение живого диалога с автором.
Марина Цветаева определяет наиболее важные темы своего творчества - “моим стихам о юности и смерти”. Действительно, мотив смерти, противостояние земной жизни тому, что будет после ухода, становится одним из важных мотивов её лирики.
Гордость, непокорность и одновременно желание быть услышанной - такие черты можно увидеть и в образе лирической героини, от лица которой М. Цветаева утверждает бессмертие истинного творчества . Этому служит и употребление множества сравнений: спонтанность, свежесть первых стихов сравнивается с брызгами фонтана, искрами феерверка, вкусом драгоценного вина. Но лирическая героиня испытывает не только восторг от обладания бесценным даром, но и предвидит неизбежное одиночество, непризнанность современниками: не случайно сравнение с маленькими чертями , ворвавшимися в святилище, куда допускаются лишь избранные.
Для поэта единственный ориентир в творчестве - внутренний голос, так и только так могут быть созданы истинные произведения.Сама Марина Цветаева назвала стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» «формулой» ее «писательской и человеческой судьбы». Она верила, что наступит другое время, когда ее стихи оценят по достоинству. Это пророчество сбылось - сейчас многие сборники юношеских стихов поэтессы(ни разу не издаваемые при жизни) открывает именно это стихотворение.

Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы ...
Юная бабушка! - Кто целовал
Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица -
Локоны в виде спирали .

Темный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!

День был невинен, и ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
- Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем - не от вас ли?..

Перед нами стихотворение-портрет М. Цветаевой "Бабушка". Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: "В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы польки, Марии Лукиничны Бернацкой , умершей очень рано - в 27 лет. Увеличенная фотография- темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями. Правильными чертами, горечью тронутым ртом…"
"Продолговатый и твердый овал" - ряд твердости. "Черного платья раструбы" - ряд твердости, так как ключевое слово - раструб, он вызывает ассоциацию с металлом. Платье явно накрахмаленное - твердость, жесткость, неподатливость.
"Юная бабушка" - оксюморон: невозможно быть юной и быть бабушкой. "Кто целовал Ваши надменные губы?" - невозможе н поцелуй таких надменных губ: твердость - надменность - неприступность - невозможность. Невозможно женщине быть столь неприступной.
"Руки, которые в залах дворца // Вальсы Шопена играли" - играть вальсы Шопена в залах дворца для Цветаевой - невозможность (мы знаем, что она так и не стала музыкантом, хотя в детстве ей, как пианистке , пророчили большое будущее). Невозможно это и для нас с вами - ТАК играть и в ТЕХ залах ТЕХ дворцов.
"По сторонам ледяного лица // Локоны в виде спирали" - здесь та же самая твердость, неприступность. Спираль, как и раструб , восходит к представлению о металле. Возникает тема холодной чистоты и остроты
"Оборона" и "взгляд" притягиваются к остроте и "неприступности", прямой "взыскательный" - к "твердости". "Юные женщины так не глядят" - невозможность, не могут так глядеть юные женщины.
"Юная бабушка, кто вы?" - женщины в поэзии Цветаевой всегда очень грешные , страстные, земные - очень женщины. С бабушкой же связывается следующий комплекс качеств: острота, неприступность, невозможность, холод, чистота. Все эти качества для обычной цветаевской лирической героини совершенно немыслимы .
Героиня стиха определенно не женщина . Что же это за существо? Цветаева не знает, вернее, разум Цветаевой не знает. Но подсознание подсказывает ответ: "Сколько возможностей вы унесли, // И невозможностей сколько..." - кстати, вот обнажилось слово "невозможность". .
«...В ненасытимую прорву земли//Двадцатилетняя полька», - это ответ. Смерть - вот тот мир , которому принадлежит данное существо. И моментально объясняются все присущие бабушке качества: холод, чистота - холод могилы, очищение смертью: невозможно живому быть - мертвым.
"День был невинен, и ветер был свеж..." - день - это свет, свет - это чистота, а чистота - в той модели мира, которую представляет разбираемый стих - это смерть. Итак, день был невинен, так как это день смерти. Свежесть связана с холодом, чистотой, очищением - значит, со смертью. Но здесь возникает интересное кольцо : вообще-то тема свежести связана с темой жизни. Это означает, что утверждается жизнь в смерти , жизненность смерти - иная форма существования , которая характеризует бабушку.
...Бабушка! Этот жестокий мятеж // В сердце моем не от Вас ли? Мятеж - восстание против общепринятого. Общепринято - жить. То есть поэт говорит о своей связи с миром смерти , о том, что Пришелец из иного мира оставил в сердце поэта частицу иного бытия (отметим, что слово "жестокий " - тоже из ряда смерти).
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Имя твоё - птица в руке" 15 апреля 1916

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток...
С именем твоим - сон глубок

Стихи к Блоку (1916—1921) — цикл из шестнадцати стихотворений; характерно для Цветаевой, что первое из них посвящено имени Блока, самому его звучанию.
Цветаева славит имя Блока, любит, внемлет, молится ему(Имя твоё - это слова молитвы ) . Что делает её непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего неординарность личности обоих поэтов , бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность, свобода от условностей современной жизни.
Эти черты отразились в стихах, посвященных Блоку. Любовные признания в них сочетаются с надгробным плачем, звучит предельно искренняя исповедь. Трагическое ощущение одиночества роднит Цветаеву с Блоком. Для её Блок - "два белых крыла", ангел, Божий праведник. Блок - это то-то возвышенное, легкое, но почему-то ускользающее и невещественное. Во всех стихах цикла, написанных с 1916 по 1921 г. мы чувствуем горечь утраты и надежду на воскрешение.
Заглавным в цикле является стихотворение "Имя твоё - птица в руке...". Оно удивительно тем, что в нем, открывающем цикл, ни разу не произнесено имя Блока , но все равно мы безошибочно определяем, о ком идет речь.
Стихотворение состоит из 3 строф, логически сменяющие друг друга:

  • в первой — описание фонетического и даже графического состава слова Блок (Имя твое — пять букв — оно писалось с твердым знаком, Блокъ);
  • во второй — сравнение звуков этого имени со звуками природы;
  • в третьей — эмоциональная ассоциация (звук поцелуя).
Каждая строчка значима в формировании образа Блока.
"Имя твоё - птица в руке" - в слове "блок" всего один слог, но мы чувствуем эту неуловимость мгновения. Вот она, птица, живая, теплая, но раскроешь ладони - улетит и нет её. Вторит этому и строчка "одно единственное движенье губ". Произнести слово - улетает оно, не вернуть.
Цветаевой важен каждый звук имени Блока. Когда произносим "л", возникает образ чего-то легкого, холодного, голубого. Так появилась строка "имя твоё - льдинка на языке". Льдинка - это щекочущий холодок тайны, прикосновение к самым сокровенным глубинам души.
Три сравнения второй строфы , поясняющие звуковой комплекс слова «Блок», раскрывают вместе с тем и образный мир блоковской поэзии:
  • камень, упавший в воду пруда (усадебная атмосфера, безмолвная природа, мир Прекрасной дамы)
  • щелканье ночных копыт (важнейшая тема Блока - «На поле Куликовом»)
  • щелканье курка (трагизм блоковского «страшного мира»).
Третья строфа, содержащая, в сущности, признание в любви , связывает звучание имени поэта с поэтическим миром его Снежной маски. Стихотворение завершается словом глубок, содержащим все звуки имени поэта и рифмующим с ним - ведь он безмерен, как и его поэзия.. Так осмысляется комплекс звуков Блок, приобретающий в сознании Цветаевой глубокую закономерность.
Музыкальная палитра стихотворения чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щелканье курка, и топот копыт. Слово "блок" впитывает все звуки, все краски, так умело нанесенные на холст стиха художником. Он и "мячик, пойманный на лету", и "камень, кинутый в тихий пруд".
Так и хочется повторить слова Цветаевой из третьей строфы, напоминающие звук поцелуя . Блок Цветаевой - её любовь, любовь духовная, неземная.
Синтаксис стихотворения очень близок к синтаксису самого Блока. Цветаева использует безглагольные синтаксические конструкции , что позволяет ей достичь особой экспрессии в передаче своих чувств.
Предложения фиксируют настоящее время , но им свойственен особый, вневременной характер. Они подчеркивают бессмертие Блока.
Цветаева использует синтаксический параллелизм : построение синтаксических конструкций 1 и 3 строфы совпадают, что придает стихотворению композиционную завершенность и целостность .
Анафора "имя твоё" (слова из «Отче наш») обращает наше внимание именно на ключевое слово и усиливает восхищение поэтом. Даже тире у Цветаевой несет синтаксическую нагрузку - необходимо сделать паузу.
Помогает Цветаевой и инверсия . Она делает строки особенно плавными: ".. в легком щелканье...". Зрительный образ Блока помогают создать тропы :
  • метафоры ("птица в руке", "льдинка на языке") - они выражают эмоциональное отношение к поэту;
  • эпитеты ("нежная стужа недвижных век");
  • олицетворение ("назовет курок"), что делает образ Блока более живым, запоминающимся.
  • Повествование держится не столько сюжетом, сколько энергией монолога Цветаевой . Эту энергию даёт стихотворению каждый его элемент.
«Семь холмов - как семь колоколов!»

Семь холмов - как семь колоколов!
На семи колоколах - колокольни.
Всех счетом - сорок сороков.
Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день
Иоанна родилась Богослова.
Дом - пряник, а вокруг плетень
И церковки златоголовые.

И любила же, любила же я первый звон,
Как монашки потекут к обедне,
Вой в печке, и жаркий сон,

Провожай же меня весь московский сброд,

Поп, крепче позаткни мне рот
Колокольной землей московскою!

  • Семь холмов - по преданию, Москва расположилась на семи холмах.
  • Червонный день - красный день, т.е. праздничный.
  • Иоанна Богослова - богослов - несущий слово божье, посвятивший себя изучению богословия (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
  • Сброд (презрительное) (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»). - Люди, принадлежащие к разложившимся, преступным, антиобщественным элементам.
  • Юродивый - безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
  • Воровской - стар. мошеннический, а вообще преступный, противозаконный; воровские люди, сволочь, негодяи; мятежники. (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
  • Хлыстовский . - Хлыстовка - сплетница. (Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Стихотворение «Семь холмов - как семь колоколов» вошло в цикл стихотворений о Москве . Москва для Цветаевой - это город, в котором она родилась, город, в котором была счастлива.
Тема стихотворения - Москва, город, расположенный на семи холмах. Идея стихотворения - признание в любви родному городу, городу церквей, городу разноликому, разношерстному. Ключевые слова: «колокольное семихолмие», «дом - пряник, а вокруг плетень… И церковки златоглавые», «московский сброд», «Колокольной землей московскою».
Для Цветаевой город Москва - это город «сороков церквей».
Композиционно стихотворение делится на две части:
первая часть - описание города колоколов,
вторая - городской люд, среди которого и находится лирическая героиня. Она связана с этим городом с первых минут рождения и не представляет себе жизни без города, в котором: Дом - пряник, а вокруг плетень И церковки златоглавые.
Признание в любви родному городу - это не дань уважения родине , а глубокое чувство , которое наполняет душу и радостью, счастьем, мечтами: И любила же, любила же я первый звон

Для Цветаевой Москва - это город, наполненный людьми, разного социального статуса и положения, но в стихотворении она обращается к:

Провожай же меня, весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче заткни мне рот

Как вы понимать смысл последних двух строк? (Чтобы не заплакать в момент прощания)
Звуковая (фонетическая) сторона стихотворения помогает нам почувствовать настроение, передать внутреннее состояние лирического героя.
В 1 строфе - преобладание сонорных и гласных звуков . Из гласных звуков самый частый звук [А] 17 раз. Звук [А] создает пространство, окрашивает, создает настроение.
Звуки создают ощущение глубины, веса, ширины и высоты, легкости, даже тонкости и пронзительности; звонкие звуки символизируют нечто большое, а глухие - нечто маленькое; звуки высокие выражают идею не только маленького, но и слабого, тонкого, нежного, светлого, а низкие - большого, массивного многочисленного, медленного, темного.
Глухих согласных звуков в два раза больше, чем звонких согласных. Такое сочетание звуков стихотворения создает звуковой фон: первые две строфы мы слышим звон одного колокола, этот звон разносится ветром во все стороны. Затем начинают звенеть колокола поменьше, и мы видим и слышим движение людей:

Как монашки потекут к обедне,
- Вой в печке, и жаркий сон,
И знахарку с двора соседнего.

Колокольный звон - это начало церковной службы, это сигнал тревоги. Колокольный звон - это музыка души. Наверное, поэтому колокольный звон завораживает и притягивает всех людей.
В первой строфе мы слышим размеренный звук одного колокола . Во второй строфе звук нарастает, но в то же время появляется и другой звук - звук другого колокола . А в третьей и четвертой строфе мы слышим музыку разных колоколов, т.е. колокольный перезвон.
В русской духовной культуре три основных колокольных звона:

  • Трезвон - церковный звон во все колокола. (Ожегов)
  • Перезвон - звон нескольких колоколов, колокольчиков. (Ожегов); звон попеременно во все колокола, начиная с большого. (Даль)
  • Благовест - колокольный звон перед началом службы (Ожегов); звон в один колокол (средний) для извещения о службе в церкви и звон во время службы по положению. (Даль)

Движение разношерстной толпы мы и слышим в звуках последней строфы.
Провожай же меня, весь московский сброд,
Юродивый, воровской, хлыстовский!
Поп, крепче заткни мне рот
Колокольной землей московскою.

Какова же цветовая гамма стихотворения М.Цветаевой «Семь холмов - как семь колоколов…»?
Преобладание в стихотворении гласных звуков [А], [О] дает нам представление о белом цвете, на фоне белого цвета отчетливо видим белую церковь с колокольней, золотые купола которой уходят в высь, в голубое небо, а звуки [У], [Ы] вступают в контраст и возвращают нас на землю, в пеструю толпу людей в червонный , т.е. выходной (красный) день.
Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков. Это мы с вами доказали, исследуя стихотворение М.Цветаевой «Семь холмов - как семь колоколов…». Надо только научиться читать стихи и слушать, как звуки вступают в диалог и какая музыка и них получается.

Стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно...» 3 мая 1934
Поэт может быть бездомным, но стихи - никогда. Е. Евтушенко

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком

Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всё — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег

Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Несколько лет ей пришлось провести за границей в эмиграции. Но даже живя за пределами России, она оставалась истинно русским человеком. На чужбине её съедала тоска по родине, но поэтесса пыталась издеваться над этой тоской, быть гордой.
Она чувствовала себя бездомной и “совершенно одинокой”, но ведь там у нее был дом и семья! Значит, домом для Марины Цветаевой могла быть только Россия, а семьей - русский народ.
Отчаяние поэтессы будет так велико, что она безразлична к своему языку, который так обожала:

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично, на каком
Не понимаемой быть встречным!

А дальше в стихотворении мы находим такую строку: « …Душа, родившаяся - где-то ». Жестокая судьба бросила её в бездомное “куда-то” и уже не важно, где именно родина, родина, не сумевшая уберечь свою дочь и не признавшая её таланта:

Так край меня не уберёг
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Затем следуют “домоненавистнические” слова:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…
И далее ещё более отчужденно, надменно:
И всё - равно, и всё - едино.

И вдруг попытка издевательства над тоской по родине беспомощно обрывается , и все жёсткие слова сводятся на нет, переворачивается весь смысл стихотворения в душераздирающую трагедию любви к родине:
Но если по дороге - куст
Встаёт, особенно - рябина…
И всё. Только три точки. Но в них заключена такая сила любви, такая нежность, на которую не способны тысячи других, выражающих свою любовь.
Любовь к дому, - но через подвиг бездомности”. Таким подвигом была вся жизнь Цветаевой. Поэтесса была бездомной, но у её стихов дом был и будет всегда.
Анализ художественных средств и приёмов.
В стихотворении М.И. Цветаевой постоянно повторяются слова: “всё равно”, “всё едино”. “Всё равно”, “где брести”, “быть вытесненной в себя”, “где не ужиться”, “где унижаться”. Все равны, ни с кем нет кровной связи, душевного родства, ни к чему нет привязанности, нет веры: “Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст”. Нет родины: “Тоска по родине! Давно разоблачённая морока!”
Отрешённость ото всего и ото всех звучит в разных вариантах в этом стихотворении. Н.Берберова в книге «Курсив мой» вспоминает: “М.И. Цветаеву я видела в последний раз на похоронах <...> князя С.М. Волконского, 31 октября 1937 года. После службы в церкви на улице Франсуа-Жерар... я вышла на улицу. Цветаева стояла на тротуаре одна и смотрела на нас полными слёз глазами, постаревшая, почти седая, простоволосая, сложив руки у груди. Это было вскоре после убийства Игнатия Рейсса, в котором был замешан её муж С.Я. Эфрон. Она стояла, как зачумлённая, никто к ней не подошёл. И я, как все, прошла мимо неё <...> В Праге она (М.И. Цветаева) производила впечатление человека, отодвинувшего свои заботы, полного творческих выдумок, но человека, не видящего себя, не знающего своих жизненных... возможностей, не созревшего для осознания своих настоящих и будущих реакций . Её отщепенство... через много лет выдало её незрелость: отщепенство не есть, как думали когда-то, черта особенности человека, стоящего над другими, отщепенство есть несчастье человека — и психологическое, и онтологическое, — человека, недозревшего до умения соединиться с миром, слиться с ним и со своим временем, то есть с историей и с людьми”.
В стихотворении М.И. Цветаевой есть своеобразные повторы. Мы видим в тексте целое родовое гнездо однокоренных слов слову “родина” :

  • родным (роднее — форма данного прилагательного),
  • родившаяся (душа),
  • родимого (пятна).
  • В произведении им противопоставлены контекстуальные антонимы :
  • родина — “госпиталь или казарма”,
  • родной язык — “безразлично — на каком непонимаемой быть встречным!”,
  • “роднее бывшее — всего” — “всего равнее”. (Здесь умышленно допущена грамматическая неточность: наречие, не имеющее степеней сравнения, употреблено в сравнительной степени — это знак своеобразной самоиронии.)
  • А в словах “душа, родившаяся где-то” звучит глобальная отстранённость от конкретного времени и пространства. От связи с родной землёй вовсе не осталось следа:
  • В частом использовании однокоренных слов есть определённый смысл. Сердце болит из-за отрешённости от родного, именно поэтому так горячо доказывается нелюбовь .
  • Не только М.И. Цветаева, а многие, обречённые на странничество вихревыми годами социальных перемен, испытывали щемящую тоску по родине. Эта тоска определяла тематику и интонации их творчества.
  • Родина живёт в сердце героини стихотворения, именно поэтому так страстно звучит её монолог, так много эмоций в него вложено. Семь восклицательных знаков — свидетельство экспрессивности речи . В стихотворении на десять четверостиший — семнадцать тире . Тире — любимый знак М.И. Цветаевой , он в смысловом отношении самый выразительный в русском языке. Нельзя поверить в равнодушие героини, если читаешь, что называется, “по нотам” (помним: “знаки-ноты” ). В смысловом отношении значимо и многоточие . Особенно ощутима его роль в конце предложения.Но если по дороге — куст\\Встаёт, особенно — рябина...
  • Это многоточие красноречиво и однозначно: героиня навеки связана с родной землёй, если куст рябины вызывает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной бездомности.
  • От напевной и говорной интонации поэтесса переходит к ораторской, срывающейся на крик:
  • (Читателем, газетных тонн
  • Глотателем, доильцем сплетен...)
  • Двадцатого столетья — он,
  • А я — до всякого столетья!
  • Обострённость мировосприятия М.И. Цветаевой не раз отмечалась в мемуарной прозе разных авторов. С.Эфрон, муж М.И. Цветаевой, пишет: “Марина — человек страстей... Отдаваться с головой своему урагану для неё стало необходимостью, воздухом её жизни. <...> Одна голая душа! Даже страшно»
  • Стихотворение Марины Цветаевой «Книги в красном переплёте»
  • Из рая детского житья
  • Вы мне привет прощальный шлете,
  • Неизменившие друзья
  • В потертом, красном переплете.
  • Чуть легкий выучен урок,
  • Бегу тотчас же к вам бывало.
  • - "Уж поздно!" - "Мама, десять строк!"...
  • Но к счастью мама забывала.
  • Дрожат на люстрах огоньки...
  • Как хорошо за книгой дома!
  • Под Грига, Шумана и Кюи
  • Я узнавала судьбы Тома.
  • Темнеет... В воздухе свежо...
  • Том в счастье с Бэкки полон веры.
  • Вот с факелом Индеец Джо
  • Блуждает в сумраке пещеры...
  • Кладбище... Вещий крик совы...
  • (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
  • Приемыш чопорной вдовы,
  • Как Диоген живущий в бочке.
  • Светлее солнца тронный зал,
  • Над стройным мальчиком - корона...
  • Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
  • "Позвольте, я наследник трона!"
  • Ушел во тьму, кто в ней возник.
  • Британии печальны судьбы...
  • - О, почему средь красных книг
  • Опять за лампой не уснуть бы?
  • О золотые времена,
  • Где взор смелей и сердце чище!
  • О золотые имена:
  • Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
  • Известно, что Марина Цветаева и в детстве, и позднее не просто любила читать, а любила страстно, “проваливалась” в книги с головой: “едва научившись читать, она набросилась на книги и принялась читать всё без разбору: книги, которые давала ей мать и которые брать не разрешала, книги, которые должен был читать, но не читал — не любил — старший Андрюша, книги, стоявшие в запретном для Марины <...> шкафу сестры Лёры...” И позднее, учась в гимназии, она, по воспоминаниям, “неизменно читала или что-то писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе; только изредка вдруг приподнимет голову, заслышав что-то стоящее внимания, иногда сделает какое-нибудь замечание и снова погрузится в чтение”
  • О своей страсти к чтению Цветаева пишет, например, в раннем стихотворении-воспоминании «Книги в красном переплёте» (автором не датировано, относится предположительно к 1908-1910 годам)
  • Москва получила в подарок от семьи Цветаевых три библиотеки: отца, матери и деда. В этом доме все любили книгу.
  • Основная тема отражена уже в заглавии. Но, говоря об одном, Цветаева сказала о многом . И о себе... Стихи Цветаевой автобиографичны, интимно-личностны. Автор этого стихотворения ещё очень юн, но, едва вступив в пору своей взрослости, обращается к воспоминаниям о детстве как к чудесному источнику счастливых мгновений жизни.
  • Композиция стихотворения непосредственно отражает конфликт , лежащий в основе произведения. Картине прошлого посвящена основная (центральная) его часть, которая обрамляется размышлениями уже повзрослевшей героини. Её детство прошло среди музыки и книг. Часто приходилось ей засиживаться допоздна и засыпать над любимой книгой. В тексте упоминается мать героини , видимо, именно она так же увлечена своей игрой, как дочь чтением. И оживают в воображении герои любимых книг: Том Сойер, Гек Финн, Бекки, индеец Джо, Принц, Нищий...
  • В какой момент героиня стихотворения обращается к воспоминаниям о детстве, о любимых книгах? Об этом в тексте не говорится прямо, но мы понимаем, что её что-то тревожит, гнетёт. Что же? И почему?
  • Начнём с заглавия. Есть ли в нём что-то необычное? «Книги в красном переплёте»: слово “книги” стоит во множественном числе, а “в переплёте” — в единственном . Таким образом создаётся впечатление единого целого , возможно, речь идёт о собрании сочинений, а не о разрозненных томах.
  • Из рая детского житья
  • Вы мне привет печальный шлёте,
  • Неизменившие друзья
  • В потёртом, красном переплёте.
  • Как героиня обращается к книгам? “Неизменившие друзья // В потёртом, красном переплёте”. Книги для Цветаевой действительно были живее и реальнее, чем люди, о чём она неоднократно говорила.
  • А что значит друзья “неизменившие”? Через характеристику книг и (далее) книжных героев даётся — по контрасту — характеристика жизненных обстоятельств , в которых оказалась уже выросшая героиня: если есть “неизменившие” друзья, значит, появились и изменившие .
  • Почему же привет “печальный ”? Может быть, потому, что детство больше не повторится? Не повторятся эти прекрасные мгновения, когда можно уединиться с книгой и забыть обо всём. Или ещё и потому, что книги немым укором свидетельствуют: в жизни идеалов не найдёте...
  • А почему автор в финале использует сравнительные формы: взор — “смелее”, сердце — “чище” ? Что с чем сравнивается? Восхищаясь персонажами книг Твена, героиня, кажется, сожалеет о том, что её идеальные представления о людях и о мире не находят подтверждения в реальности . Значит ли это, что она зря читала книги? Может быть, и не было бы тогда разочарований? Нет, не зря. Почему мы так думаем? Всё это стихотворение — гимн книгам и чтению. Книги для лирической героини и для автора стихотворения оказываются той основой, которая помогает выстоять, не разочароваться в мире.
  • В первой строфе называется детство? “Рай детского житья” — это счастье, наслаждение, блаженство. Лирическая героиня счастлива, что имеет возможность погрузиться в мир книг. Общая атмосфера дома благоприятствует этому. Здесь спокойствие, умиротворение, чудесная (непростая) музыка— тот самый рай, о котором уже было сказано.
  • Во второй строфе, по сути, лаконично изображена целая сценка:
  • Чуть лёгкий выучен урок,
  • Бегу тотчас же к вам, бывало.
  • — Уж поздно! — Мама, десять строк!..
  • Но, к счастью, мама забывала.
  • Почему мама забывала? Почему “к счастью”? По большому счёту, наверное, не очень-то и настаивала. А главное, оказывается, она сама была увлечена музыкой: Под Грига, Шумана, Кюи \\ Я узнавала судьбы Тома.
  • Именно мать сыграла огромную роль в её воспитании — бескомпромиссно утверждая приоритет духовного, высокого, идеального и выражая глубочайшее презрение к материальному , земному, биологическому. Идеи матери, её любовь к книгам оказались органичными для “ребёнка, поэтом // Обречённого быть”.
  • В следующих строфах (4-6) оживают картины, создаваемые воображением девочки при чтении Марка Твена. Скорее всего, это действительно собрание сочинений , как мы предполагали ранее, поскольку речь в стихотворении идёт о разных произведениях писателя.
  • Средства выразительности
  • эпитеты,
  • метафоры
  • сравнения (Как Диоген живущий в бочке)
  • олицетворения,
  • перифраз (друзья в потертом, красном переплете, приемыш чопорной вдовы)
  • метонимии (“под Грига, Шумана, Кюи)
  • особая роль в тексте односоставных предложений (лаконично обрисовывают обстоятельства действия, после чего изображаются сами герои)
  • вводных и вставных конструкций,
  • предложения с прямой речью, диалог.
  • риторическое обращение, риторическое восклицание (“Как хорошо за книгой дома!”), риторический вопрос параллелизм (вот…блуждает - вот летит; о,золотые времена - о, золотые имена)
  • анафора (последняя строфа),
  • эллипсис (Вдруг - нищий!)
  • повторы (О, золотые времена!)
  • недосказанность (многоточие)
  • « Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений!» (Л.Толстой «Детство»)У Цветаевой главным символом детства стала книга. А любимые книги детства оказываются для неё истинной ценностью.
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ «КТО СОЗДАН ИЗ КАМНЯ, КТО СОЗДАН ИЗ ГЛИНЫ...»
  • (см. задания к разбору в разработке урока по тв-ву Цветаевай)
  • Свой собственный характер, и женский, и поэтический , Цветаева склонна объяснять своим именем, но не просто звучанием, а главным образом этимологией имени,— кстати, вполне реальной: «Марина» значит «морская».
  • Кто создан из камня, кто создан из глины,—
  • А я серебрюсь и сверкаю!
  • Мне дело — измена, мне имя — Марина,
  • Я — бренная пена морская.
  • Тем - гроб и надгробные плиты... —
  • Своем — непрестанно разбита!
  • Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
  • Пробьется мое своеволье.
  • Меня — видишь кудри беспутные эти?
  • Земною не сделаешь солью.
  • Дробясь о гранитные ваши колена,
  • Я с каждой волной — воскресаю!
  • Да здравствует пена — веселая пена —
  • Высокая пена морская!
  • 23 мая 1920
  • Стихотворение, реализует смысл имени Марина, в этом участвует каждый его элемент: наподобие волн сменяют друг друга полустишия , которые образуют строку четырехстопного амфибрахия (Кто создан из камня, кто создан из глины.... Кто создан из глины, кто создан из плоти...Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети)
  • Не у многих русских поэтов, современников Марины Цветаевой, найдется такое умение пользоваться ритмическими возможностями традиционно-классического стиха.
  • Кто создан из глины, кто создан из плоти —
  • Тем гроб и надгробные плиты... —
  • В купели морской крещена — и в полете
  • Своем — непрестанно разбита!
  • В этой строфе сталкиваются суша и морская стихия как неподвижность и полет; противопоставляются два характера — не только общечеловеческих, но и социальных.
  • Все внимание поэта обращено в эти годы к быстро меняющимся приметам душевного состояния, к многоголосию жизни и, В конце концов, к себе самой как воплощению всей полноты земного бытия
  • Основа всего образного строя господство во внутренней форме имени Марина .
  • Тема Марины у Цветаевой проходит через ряд ее стихотворений . Яркость и необычность метафор, меткость и выразительность эпитетов, разнообразие и гибкость интонаций, богатство ритмики - таков самобытный почерк молодой Цветаевой.
  • Вся она, Марина, - утверждение и воплощение страсти, молодости. И если порой на это стихийное жизнелюбие , как вечерний сумрак, наплывают мысли о неизбежном земном конце, то и смерть выглядит как отголосок, как эхо все того же не исчерпанного до дна бытия.
  • Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов . То торжественно-приподнятые, то разговорно-бытовые, то песенно-распевные, то задорно-лукавые, то иронически-насмешливые, они в своем интонационном богатстве мастерски передают переливы гибкой, выразительной, емкой и меткой русской речи.
  • Слово “измена” следует понимать не в житейском обывательском смысле — как будто поэтесса бездумно и легкомысленно меняла свои пристрастия, мысли и идеалы. Нет, для нее измена — это принцип становления, развития, вечного движения.

Главным героем цветаевского творчества всегда была ее душа. Национальное буйство, своеволие, безудержный разгул души («крик») выражаются в интонационно «дискретном» стихе, в «рваной» фразе Цветаевой. «Я не верю стихам, которые льются, рвутся - да!» - вот символ веры Цветаевой-поэта. Это качество ее лирики заявляет о себе в большинстве ее зрелых стихотворений. Ограничимся одним примером - анализом стихотворения «Душа», написанного в 1923 году.

Первое, что бросается в глаза при чтении, - обилие тире, призванных «рвать» стих, лишать его плавности; насыщенность текста восклицательными знаками, задающими стихотворению предельную напряженность звучания. Проставленные автором ударения акцентируют формально служебные, но в мире Цветаевой обладающие значимостью слова «и», «не». В результате антитеза души, полета, крыл, сердца, кипения и - трупов, кукол, счетов, всего ненавистного поэту, - эта вечная цветаевская антитеза бытия и быта - воспринимается почти физически, становится явственно ощутимой.

При более внимательном чтении нетрудно заметить, что важную роль в создании эмоционального напряжения играют и лексические контрасты: «лира, нереиды, Муза», с одной стороны, и «туши, игра, трупы» - с другой. Цветаева прибегает к стилистической антитезе: традиционно «поэтическая» лексика, связанная с миром души, противопоставляется нарочито разговорной, даже просторечной («туши»), характеризующей мир бездуховности.

Тончайшие лексические нюансы позволяют глубже почувствовать художественную идею стихотворения. Так, в первом четверостишии душа названа «летчицей» - слово, новое для времени Цветаевой, введенное в обиход Велимиром Хлебниковым. «Летчица» стремится «выше!» и «выше!». Она бунтарка - улетает «без спросу». Ho полощется в лазури душа не птицей, а «нереидою». Нереиды в античной мифологии - дочери морского божества Нерея. Поэтическая душа Цветаевой вмещает в себя и небо, и море, которое вводится в стихотворение ассоциативно - через упоминание нереиды и лазурного цвета (лазурь в поэтической традиции - цвет неба и моря).

Важную роль в стихотворении играет звукопись: аллитерации в-л-н-н-л; л-л-вл-пл-сп в первых строфах и ш-р-щ в сочетании с ассонансами у-а - в последней передают и значения тяжеловесности, характерной для мира «сытых», и оттенки легкости полета, плавности волны, разбега, ассоциирующиеся с жизнью души.

Звукопись вообще очень любима Цветаевой и часто выполняет самостоятельные эмоционально-экспрессивные функции в стихе, способствуя фонетическому противопоставлению двух полярных миров (с этой точки зрения особенно интересно стихотворение «Пунш и полночь»).

Цветаева дробит фразы на небольшие фрагменты, использует лексические повторы, синтаксический параллелизм.

В 1924 году Цветаева создает цикл из двух миниатюр «Жизни». В этом цикле она снова обращается к теме жизни души. Обратимся к первому стихотворению. Мы уже не раз могли убедиться, что значительные темы часто находят у поэта свое воплощение в обобщающих миниатюрах:

He возьмешь моего румянца -
Сильного - как разливы рек!
Ты охотник, но я не дамся,
Ты погоня, но я есмь бег.

He возьмешь мою душу живу!
Так, на полном скаку погонь -

Пригибающийся - и жилу

Перекусывающий конь

Аравийский.

В этом стихотворении две строфы и противостоят друг другу, и взаимно отражаются. Первая строфа кажется сугубо интимной из-за антитезы ты - я: лирическая героиня Цветаевой декларирует свою неуловимость, недоступность и непокорность. По сравнению с первым стихотворением здесь в конфликт вовлечены существа одного мира. Вспомним, что в первом стихотворении бытовой бездушный мир Цветаева наделила качествами, характеризующимися статикой, неподвижностью, неспособностью к движению («туши», которые в читательском сознании сразу ассоциируются с чем-то неповоротливым; «трупы» и «куклы», не способные к самостоятельному движению). Здесь же и лирической героине («я»), и подразумеваемому противнику («ты») сообщается движение: задана ситуация погони, бега, охоты.

В поэтике Цветаевой движение и непокорность означают жизнь - и физическую, и духовную. В раннем стихотворении «О, сколько их упало в эту бездну» она связывает смерть с прекращением движения: «Застынет все, что пело и боролось, // Смеялось и рвалось...» - а жизнь, соответственно, с порывом, движением. В анализируемом стихотворении конфликт разворачивается в мире жизни и динамики (погоня, предельное напряжение жизненных сил). Такой «внутренний» конфликт в любовной поэзии Цветаева называла «поединком своеволий».

Интимный характер первой строфы раскрывается первой строчкой, в которой речь идет о чисто портретной детали - румянце (вспомним цветаевское же «И не краснеть удушливой волной // Слегка соприкоснувшись рукавами»). Ho портрет сразу же переводится в общий природно-бытийный план благодаря указанию на масштаб и интенсивность проявления качества - «сильный, как разливы рек»: вода и мир природы вообще выступают в поэзии Цветаевой символом вечности.

Для любовной лирики Цветаевой характерна, как мы помним, трагическая ситуация «разрозненной пары»: «He суждено, чтобы равный - с равным... Так размино-вываемся - мы» («Двое»). Эта трагедия часто воплощается в «поединке своеволий», в любовной битве. К этому ряду принадлежит и лирическая ситуация миниатюры « Жизни ».

Во второй строфе начальное риторическое восклицание еще больше обостряет ситуацию, возводя качество непокорности в статус бытийных, универсальных качеств. И, что характерно для цветаевских миниатюр, эта завершается чувственно-конкретной зарисовкой, заданной еще одним сравнением - развернутой метафорой: непокорность воплощается в остановленном воображением поэтессы «кинематографическом» кадре (аравийский скакун вырывается - теперь уже навсегда - на волю).

Цветаевское сравнение многомерно. В обеих строфах портретные и психологические качества бунтарки-героини соотносятся с явлениями природного мира: румянец, сильный, как разлив реки; вольнолюбие как у аравийского коня. Цветаева обращается к преданию о вольнолюбивом аравийском коне, не позволяющем обуздать и в крайней ситуации убивающем себя. Чувственноконкретные фрагменты в рамках миниатюры способствуют тому, что эмоционально-эстетическое воздействие стихотворения достигает удивительной силы.

Одним из главных средств художественной выразительности, одним из условий самобытности поэтического голоса Цветаева считала темп. Своеобразен и темп анализируемой миниатюры. Цветаева здесь не «рвет» слова и фразы. Патетика и экспрессия - результат повторов главной лексической единицы текста - восклицания «не возьмешь...».

Торжественность поэтической дикции в первой строфе подчеркивается синтаксическим и, соответственно, логическим параллелизмом 3-й и 4-й строк (характерный для Цветаевой риторический прием!), а также спецификой использованных глагольных форм. В конце строфы Цветаева вводит в именное сказуемое устаревшую глагольную форму-связку «есмь». В целом первая строфа логически сбалансирована и синтаксически завершена.

Во второй строфе от синтаксической симметрии не остается и следа. Первый с;гих зеркально повторяет первую строчку предыдущей строфы, создавая тем самым ритмическое ожидание общего повтора интонационного рисунка (читатель ждет, что по законам синтаксического параллелизма вторая строфа повторит синтаксическую схему первой).

Однако выделенное авторским ударением слово «так» во втором стихе строфы резко меняет ритмический рисунок текста и взвинчивает - почти до своеобразной лирической истерики - напряженность интонации. Растянутая пауза после «так», обусловленная форсированием голоса на этом слове, будто предвещает грозовую развязку. Так и происходит: финал стихотворения - самая динамичная его часть. За «предгрозовым» перебоем ритма следует последний (и самый стремительный) фрагмент - поданная как завершающий элемент сравнения сцена гибнущего скакуна-аравийца.

Произведения Марины Цветаевой занимают особое место в русской литературе. Ее новаторство не стало почвой для возникновения нового течения, хотя адаптация классических эллинских ритмов в русском языке, ставшая ее «изюминкой», безусловно, является открытием в поэзии. Тем не менее, ее лирика не была в достаточной мере оценена при жизни автора. Но, как и «драгоценным винам», для них пришло время, и ее стихи полюбились многим.

Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» вышло из-под пера поэтессы 13 мая 1913 года. На тот момент Цветаевой был всего 21 год. К этому моменту в её «послужном списке» был уже не один сборник. Она вспоминала, что начала творить ещё в 7 лет.

Стих был написан в счастливые моменты для Цветаевой. Она отдыхала с мужем и маленькой дочерью в Коктебеле. Несмотря на нелестные отзывы критиков, поэтесса не боялась заявить о себе миру. Всё это, несомненно, вдохновляло автора на развитие творческой деятельности и вызывало размышления об уже пройденном пути.

Жанр и размер

Это лирическое стихотворение. Многие так же относят его к предсказаниям и называют «пророческим». Марина Цветаева уверенна в своей поэзии. Она осознаёт, что её стихи рано или поздно будут оценены читателями по достоинству. Последняя строка чётко выражает её позицию в жизни –никогда и ни за что не сдаваться.

Стих написан ямбом с использованием перекрёстной рифмы. Это создаёт некую жёсткость в интонации. Стиль основывается на делении не по словам, а по слогам. Всё стихотворение – это одно предложение в инверсии с использованием рваной ритмики и ярких словосочетаний.

Образ лирической героини

Быть услышанной – этого хочет лирическая героиня. Не сложно догадаться, что это и есть сама поэтесса. Она преисполнена любовью и гордостью за свои творения. Подбирает для них самые лучшие и красивые сравнения. Таким образом, Цветаева пытается показать, насколько энергичны и динамичны её стихи.

Лирическая героиня старается вложить все свои чувства и переживания в эти строки. Стихотворение буквально пропитано её эмоциями и читается на одном дыхании. Будто торопясь записать все ускользающие от неё мысли, во фразе «Что и не знала я, что я – поэт», Цветаева словно спотыкается от волнения. Это придаёт некой живости. Можно представить, как автор стоит прямо перед нами и рассказывает свою историю.

Стихи — способ самовыражения лирической героини. Они имеют значение, они — её жизнь. Мы можем проследить чёткую позицию героини – идти только вперёд. В 30-е годы Цветаева высказалась о своём произведении так: «Формула – наперед – всей моей писательской и человеческой судьбы».

Темы

Марина Цветаева нередко обращалась к теме поэта и его предназначения. Ей приходилось тяжело. Многие читатели и критики не могли понять стихи и то, что за ними скрывается. Поэтесса ощущала себя ненужной, лишней в русской литературе своего времени. Из-за этого чувствуется и тема некого одиночества, противопоставления толпе.

Тут же поднимается и проблема значимости творчества писателя в жизни народа и поиска собственного признания. Она была сильной, харизматичной личностью и знала, как заявить о себе, но сомнения и муки творчества одолевали и ее. Получая негативные отзывы, она колебалась, правильный ли путь выбрала для себя. Однако в финале произведения лирическая героиня приходит к выводу, что должна идти до конца в своем намерении посвятить себя искусству. Не ради признания она стала новым «Пророком», продолжателем традиций Державина, Пушкина, Лермонтова и других поэтов, которые не были поняты толпой.

Смысл

Непризнанность, одиночество, страх так и остаться невостребованным автором – все это гложет начинающую поэтессу, которая в сердцах бросает: «Их (стихи) никто не брал и не берет!». Неслучайно наименование «черти» применительно к стихотворениям, казалось бы, священным дарам вдохновения. Автор осознает, что написал нечто новое, но дикое, непохожее на традиционную благообразную поэзию. В этой классической поэзии застой, сон, фимиам, давно нет свежего веяния, громкого голоса, всплеска эмоций. Цветаева приносит обновление, говорит по-другому, на языке новой эры, но не бунтует ли она против отцов-основателей? Не претендует ли она на их лавровые ветви? Ведь любого человека может поработить гордыня, которая превратила восставших против Бога ангелов в чертей после падения Сатаниила и его предательской армии в ад. Зазнаться – вот, чего опасается поэтесса. Творец должен созидать, а не рушить.

Художественно-выразительные средства

Стихотворение Марины Цветаевой становится таким ярким и запоминающимся благодаря использованию большого количества средств выразительности. Чаще всего мы можем заметить сравнения. Спонтанность в начале своего творчества она видит, как искры фейерверка, брызги фонтана. Но следом мы чувствуем одиночество и грусть от непризнания её современниками. Не случайно идёт фраза о маленьких чертях, вырвавшихся из сна. Словно поэтесса потревожила некий давно устоявшийся уклад жизни, куда допускают только избранных.

Помимо сравнений тут используются олицетворения, повторы и восклицания. Так же особые для себя слова и высказывания, как и в других творениях Цветаевой, она выделяет тире и скобками – авторскими знаками препинания, которые в русском языке расставляются не по правилам, а по воле творца.

Критика

До выхода стихотворения у Марины Цветаевой было выпущено уже несколько сборников: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь», (1912) и «Из двух книг» (февраль 1913). Все они издавались за счет поэтессы. Отличный старт для творческой жизни. Однако, к сожалению, произведения не раскупались и были разгромлены критиками.

В.Я. Брюсов считал, что у автора есть задатки и способности. Но в то же время предупреждал, что всё это может так и остаться «в зародыше». Разбирая вторую книгу, он упрекал Цветаеву за «небрежность стиха» и утверждал: такой поэзией могут заинтересоваться лишь близкие знакомые и друзья.

Так же и И. Ларский после выхода третьего сборника заявил: «Писать пишите, но не всё печатайте». Роль критики во многом могла повлиять на «успешность» продажи книг и доступность текстов. Возможно, что стихотворение стало своеобразным ответом всем тем, кто не смог понять творчества писательницы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворения Марины Цветаевой, которые она посвящала Александру Блоку стали неотъемлемой частью русской литературы. Весь цикл наполнен восхищением и тоской, которые чувствуются в каждой строчке.

Стихотворения: анализ «стихов к Блоку» Цветаевой

Цикл стихотворений, посвященных Александру Блоку, стали одним из величайших творений Марины Цветаевой. Невозможно провести краткий анализ стихотворений Цветаевой «К Блоку» - стихи поэтесса писала о своей любви, не пошлой, а духовной, которая давала ей силы проживать тяжелые дни.

В своих стихотворениях Цветаева не называет имени поэта, однако сразу понятно о ком пишет поэтесса. Александр Блок был по-настоящему великим поэтом, и его творчество стало очень важным элементом русской поэзии.

Делая анализ стихотворений Цветаевой «Стихи к Блоку», нужно сказать, что Марина на протяжении долгих лет дружила с Александром. Смерть Блока поэтесса очень тяжело переживала потому, как Александр был любим ею.

История Блока и Цветаевой

Делая анализ стихов «К Блоку» Цветаевой, необходимо понять, почему Марина решила посвятить целый цикл Александру.

Начать стоит с того, что очень долгое время поэты общались. Александр Блок был одним из немногих, кто общался с Мариной Цветаевой уже после ее эмиграции в Америку.

Немногие знают, что для поэтессы это было очень тяжелое время - постоянные переживания, одиночество, Александр поддерживал Марину как только мог. В последствии Цветаева стала называть поэта своими «двумя крылами», не скрывая того, что Блок действительно стал ее опорой.

Любовь Марины к Блоку не была плотской, она любила его душу, которая была безгранична. Когда пришло известие о том, что Александр умер, Марина тяжело переживала эту утрату. А вернувшись на родину, она написала свой известный цикл «Стихи к Блоку». Анализ стихотворений Цветаевой об Александре вызывает множество споров сегодня.

Особенные моменты

Производя анализ стихотворений Марины Цветаевой «Стихи к Блоку», важно отметить, насколько музыкальным является весь цикл. Мелодичность чувствуется в каждом из семнадцати стихотворений.

Марина Цветаева называет Блока ангелом, Божьим посланником. Делая анализ стихотворений Цветаевой «Стихи к Блоку», нужно сказать, что Марина считала поэта божьим даром для всех людей. Марина писала о том, что он - непонятый, недооцененный поэт, который глубоко любил свою Родину. Цветаева говорила о том, что после своей смерти, Блок навсегда останется в памяти людей как сын России, как сын целого народа.

Кроме этого, поэтесса писала о смерти Александра не как о чем-то ужасном, а как о его освобождении. Подтверждают это строки, где поэтесса писала, что теперь, после смерти у Блока есть все - и свои огромные земли, и свой дом, и мать, и хлеб. Именно после смерти, считала Марина, Александр обрел все, о чем он мечтал и тосковал. В том мире, как писала сама поэтесса, Александр Блок - Бог всего.

Нотки печали

Делая анализ цикла стихотворений «Стихи к Блоку» Цветаевой Марины, нельзя не отметить грусть, которая присутствует в строках. Несмотря на то, что поэтесса считала смерть освобождением, в цикле все равно присутствует атмосфера тоски и траура. Об этом свидетельствуют строки, в которых писательница задает вопрос - где же та колыбель Александра Блока?

Это явно говорит о том, что Цветаева очень скучала по поэту. Она пыталась найти ответы на свои вопросы - где он, как он? Однако ответов не было, и Цветаевой оставалось только одно - бережно хранить память о поэте.

Так же поэтесса переживала из-за того, что Александр Блок умер в одиночестве. Даже строки цикла подтверждают это. Цветаева писала, что Блок - гений, однако без родного дома и без близких друзей. При прочтении строк очень явственно чувстуется уважение и любовь поэтессы к Блоку.

Создание своего идеала

Сделав анализ стихотворений Цветаевой «К Блоку», стихи которого, безусловно, являются неотъемлемой частью русской культуры, можно увидеть, что Цветаева не просто любила Блока. Даже в строках своего цикла она писала о том, что людям досталась обязанность беречь память о поэте, а ей - обязанность восхвалить его имя.

На самом деле, писательница будто кричала в своих стихотворениях: «Великого поэта нет больше; он освободился, а людям осталось лишь отдать дань его творчеству! Весь русский народ потерял свое достояние!»

Даже о его имени Цветаева писала с каким-то безумным обожанием, о чем свидетельствуют первые строки ее цикла.

Смерть Александра Блока навсегда осталась незаживающей раной на сердце Марины Цветаевой. Она поразила всех: поэты-серебряники понимали, насколько велика утрата для поэзии, люди осознавали, что столь талантливый человек умер довольно рано, вся страна еще долго не могла поверить в смерть Блока. Несмотря на это, никто не смог написать более прекрасных строк об Александре, кроме Цветаевой. Поэтессе удалось практически обожествить образ Александра Блока.

Во многом именно благодаря Марине Цветаевой память о поэте сохранилась и сегодня. Уже со школьного возраста дети знают имя великого поэта русской поэзии именно в том свете, в каком показала его Марина Цветаева - гордого, одинокого и непонятого, но при этом талантливого, умного и мыслящего.

Чудотворные слова: анализ м цветаева молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Стихотворение «Молитва» написано в сентябре 1909 года в городе Тарус, в возрасте 17 лет. Оно вошло в первое издание ее первого сборника. Здесь она выражает свои чувства и переживания в виде откровенного разговора с Богом, у которого просит свершения чуда, только оно заключается не в приобретении каких-то благ или иных материальных и душевных ценностей, а в том, чтобы ее постигла смерть в такой юношеском возрасте.

Девочка благодарит Бога за то, что он дал ей сказочное детство, в котором она была погружена в своих детских мечтах и поэтому считает, что если она окунется во всю суету оставшейся жизни, то хрупкий мир в ее душе разрушится под влиянием злых и жестоких людей.

Мысли семнадцатилетней девочки удивительны и,может быть, кому-то непонятны, тем и неповторимы стихи Марины Цветаевой.

«Молитва» М.Цветаева

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

и амазонкой мчаться в бой;

Моя душа мгновений след…

Анализ стихотворения Цветаевой Молитва

Анализ стихотворения «Молитва» Марины Цветаевой

Стихотворение «Молитва» написано в сентябре 1909 года в городе Тарус, в возрасте 17 лет. Оно вошло в первое издание ее первого сборника. Здесь она выражает свои чувства и переживания в виде откровенного разговора с Богом. у которого просит свершения чуда, только оно заключается не в приобретении каких-то благ или иных материальных и душевных ценностей, а в том, чтобы ее постигла смерть в такой юношеском возрасте.

Причиной такого сильного желания покинуть этот мир заключается в ощущении предопределенности дальнейших событий в ее далеком будущем, что отображается в отрывке «Вся жизнь как книга для меня». Она была еще молодой и стояла на пороге к взрослой жизни, которая, как считала она, полна страданий и слез, чего не хотелось испытывать ее тонкой душе.

Девочка благодарит Бога за то, что он дал ей сказочное детство, в котором она была погружена в своих детских мечтах и поэтому считает, что если она окунется во всю суету оставшейся жизни. то хрупкий мир в ее душе разрушится под влиянием злых и жестоких людей.

Она высказывает о своих желаниях, которые проявляются в стремлении жить душой цыгана, быть всегда свободной и самостоятельной, «под звук песен идти на разбой и амазонкой мчатся в бой», гадать по звездам на небе, а также быть хорошей матерью для своих будущих детей, оберегая от различных невзгод.

Ей хочется, чтобы каждый прожитый день был запоминающимся, который прожит не зря, чтобы все люди гордились ее смелостью и отвагой, как говорится «Чтоб был легендой – день вчерашний! Чтоб был безумьем – каждый день». Но только все это может оказаться для нее неосуществимым, потому что вокруг все непредсказуемо и как повернется судьба – не знает никто, она не желает отказываться от своих желаний жить так, как ей хочется. Вот поэтому она заранее хочет предостеречь себя от невыносимых, как ей кажется, испытаний, уйдя из жизни, выраженное мольбой перед Богом.

На самом деле она сознательно мечтает в душе о взаимной любви и построению крепкой семьи на всю оставшуюся жизнь, но трудности жизни ее пугают и она не в силах с ними в дальнейшем справляться. Наверное, каждый подумает о странностях в ее мыслях у девочки в таком молодом возрасте и не каждый поймет всю сущность ее поведения.

У всех в юности был подростковый максимализм, но это прошло и мы живем дальше, принимая все радости и горести судьбы, но в жизни такой замечательной поэтессы, как Марины Цветаевой случилось то, о чем она метала, только в более позднем возрасте 48 лет и причем самолично себя погубив, так как поняла, что не смогла изменить этот мир.

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Анализ стихотворения «Молитва» Цветаева

«Молитва» (1909). Стихотворение вошло в первый сборник Цветаевой, в котором она утвердила свое творческое кредо - самобытность, непохожесть на других, исследование собствен­ной души. В данном стихотворении, написанном в сентябре 1909 года в Тарусе, лирическая героиня мечтает о чуде. Обраща­ясь к Богу, поэтесса одновременно и хочет познать жизнь во всем ее разнообразии, и в то же время говорит о смерти. В сти­хотворении переплетается наивность юношеского восприятия жизни с глубоким философским осмыслением бытия. Лириче­ская героиня верит в божественную предопределенность судьбы:

«Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

На этой странице искали:
  • анализ стихотворения цветаевой молитва
  • цветаева молитва анализ
  • цветаева анализ стихотворения молитва
  • молитва цветаева анализ
  • анализ стихотворения молитва цветаевой

Анализ стихотворения Цветаева М. И. «Молитва»

В стихотворении “Молитва”, написанном в день семнадцатилетия Марины, 26 сентября 1909 года, из этого же альбома (“Вечерний альбом”) уже глухо звучит нота трагизма, в целом не характерная для данного сборника детски простодушных и наивно-светлых стихов.

Христос и бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

“Терпи, ещё не кончен срок”

Ты сам мне подал слишком много!

Я жажду сразу всех дорог!

Люблю и крест, и шёлк, и краски,

Моя душа мгновенный след…

Ты дал мне детство – лучше сказки

И дай мне смерть в семнадцать лет!

Стихи Марины Цветаевой были очень незрелы, но подкупали талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. Брюсов писал, что “стихи Марины Цветаевой… всегда отправляют от какого-нибудь реального факта, от чего-нибудь действительно пережитого”. Критик особенно похвалил Цветаеву за то, что она безбоязненно вводит в поэзию “повседневность”, “непосредственные черты жизни”, предостерегая её, впрочем, от опасности впасть в домаш-ность” и разменять свои темы на “малые пустяки”: “Несомненно, талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интим – ной жизни и может, при той лёгкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить всё своё дарование на ненужные, хотя бы и изящные, безделушки”.

    Нужно скачать сочинение по теме » Анализ стихотворения Цветаева М. И. «Молитва» . Жми и сохраняй

Рейтинг популярных сочинений

Напрасно про бесов болтают,

Что справедливости совсем они не знают,

А правду тож они нередко наблюдают.

  • Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине. План сочинения

    (Каждое утверждение критика следует сопровождать личной оценкой пишущего)

    I. “…Характер.

  • Изложение-рассуждения: “Какие бывают дупла?” Каждое дупло в лесу - загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки.
  • Статистика

    Посетители нашей школы

    Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва»

    Цветаева Марина Ивановна, родилась 26 сентября в 1892 году. Мать Марины Ивановны, мечтала о том, что бы ее дочь стала известным музыкантом, но, увы, Марина выбрала для себя совершенно другой путь, она решила стать писательницей, потому как такое занятие, приходилось Марине по душе. В будущем стихотворения Марины Ивановны Цветаевой, стали известны всему миру, а далее обрели бессмертие.

    Цветаева Марина Ивановна, стала писать стихотворения, будучи в совершеннолетнем возрасте. Свое первое стихотворение она написала в шестнадцать лет. Свои стихотворения, Марина Ивановна, писала не только на русском языке, а так же на немецком и французском.

    Стихотворные произведения Марины Ивановны Цветаевой, содержали в себе лирический смысл, которые были написаны в основном о любви. Но иногда стихотворения Марины Ивановны Цветаевой содержали в себе и трагический смысл, которые были посвящены людям, ушедшим в мир иной. Так же Марина Ивановна Цветаева, писала стихотворения с рассуждениями о прожитых своих днях. Одним из таких бессмертных стихотворений, является стихотворение «Молитва».

    Христос и Бог! Я жажду чуда. Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда, вся жизнь как книга для меня. В этих строках Цветаева говорит о том, что ее жизнь стала скучна, и она подошла к концу.

    Ты мудрый, Ты не скажешь строго: - «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал - слишком много! Я жажду сразу - всех дорог! В этих строках Марина Ивановна говорит о том, что при ее долгой жизни, Бог ее сильно баловали, давал ей в жизни очень многое, что получала она без всякого труда.

    Всего хочу: с душой цыгана идти под песни на разбой, за всех страдать под звук органа и амазонкой мчаться в бой;

    В этих строках Цветаева рассказывает о своей вольной и широкой душе.

    Люблю и крест, и шелк, и каски, моя душа мгновенный след… Ты дал мне детство - лучше сказки и дай мне смерть - в семнадцать лет! В этих строках Цветаева говорит, что ничто земное ей не чуждо, но все же, просит у Бога легкой смерти.

    «Молитва» М.Цветаева

    Христос и Бог! Я жажду чуда

    Теперь, сейчас, в начале дня!

    О, дай мне умереть, покуда

    Вся жизнь как книга для меня.

    Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

    Ты сам мне подал - слишком много!

    Я жажду сразу - всех дорог!

    Всего хочу: с душой цыгана

    Идти под песни на разбой,

    За всех страдать под звук органа

    и амазонкой мчаться в бой;

    Гадать по звездам в черной башне,

    Вести детей вперед, сквозь тень…

    Чтоб был легендой - день вчерашний,

    Чтоб был безумьем - каждый день!

    Люблю и крест, и шелк, и каски,

    Моя душа мгновений след…

    Ты дал мне детство - лучше сказки

    И дай мне смерть - в семнадцать лет!

    Анализ стихотворения Цветаевой «Молитва»

    Свои первые стихи Марина Цветаева написала в 6-летнем возрасте. По воспоминаниям сестры поэтессы, она хранила их в отдельной тетрадке, которая постоянно пополнялась новыми произведениями, наивными и очень романтичными. Тем не менее, в день своего 17-летия, 26 сентября 1909 года, юная поэтесса сделала в заветной тетради новую запись, которая потрясла ее близких глубиной и трагизмом. Позже стихотворение «Молитва» вошло в первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом», став одним из ключевых произведений. О чем же оно?

    Как истинная православная христианка, поэтесса с первых строк обращается к Богу, прося его совершить чудо «теперь, сейчас, в начале дня» . Однако автор жаждет не славы и признания, богатства или же любви – она мечтает о смерти. Согласитесь, что для юной девушки такое желание является достаточно странным и эпатажным. Но Цветаева дает ему объяснение, отмечая, что хочет покинуть этот мир, пока ее жизнь еще является «непрочитанной книгой». Говорят, что очень многие поты обладают даром предвидения и заранее знают, как сложится из судьба. По-видимому, Цветаева тоже ощущала нечто подобное, так как неоднократно предсказывала себе жизнь, полную страданий и невзгод. Поэтому ее желание умереть в столь юном возрасте объясняется тем, что она попросту боится всех тех испытаний, которые должны выпасть на ее долю. Поэтесса не хочет взрослеть и заведомо отказывается от права выбора собственного жизненного пути, хотя и подчеркивает, что Бог дал ей слишком много, и теперь она жаждет «сразу – всех дорог!».

    В своих девичьих мечтах она видит себя разбойницей с большой дороги и амазонкой, которая мчится в бой под звуки органа, звездочетом, который предсказывает судьбу в темной башне и примерной матерью для своих детей. Цветаева мечтает о том, «чтоб был легендой – день вчерашний, чтоб был безумьем – каждый день» . Но, вместе с тем, чужой взрослый мир, в котором предстоит жить по совсем другим законам, по-настоящему пугает 17-летнюю поэтессу. Она при всей своей безудержной фантазии и склонности к эксцентричным поступкам является тихой домашней барышней, которая мечтает о любви и счастливой семье. Но, вместе с тем, Цветаева понимает, что ей уготована совсем иная судьба, и она не хочет принимать этот дар небес, который обречет ее на одиночество, непонимание и страдания.

    Марина Цветаева была очень талантливым и непосредственным подростком. Она в совершенстве владела несколькими иностранными языками, любила рисовать и музицировать. Однако самой большой ее страстью являлась литература. Будущая поэтесса осознавала, что наделена способностью излагать свои мысли так, чтобы они не могли никого оставить равнодушными. Поэтому неудивительно, что уже 15 лет она видела себя знаменитой поэтессой, предрекая, что ее полудетские стихи в будущем станут классикой русской литературы. Что же произошло за два года, которые превратили наивного подростка в роковую барышню, мечтающую умереть в свой день рождения? Сегодня ответить на этот вопрос довольно сложно, однако исследователи творчества Цветаевой утверждают, что именно в этот период она осознала – поэзия не является безобидным увлечением юных гимназисток, она откладывает отпечаток на всю последующую жизнь и становится непосильной ношей для тех, кто решил выбрать литературную стезю. Именно понимание той ответственности, которую предстояло взять на себя юной поэтессе, так напугало Цветаеву, которая бы с радостью предпочла распрощаться с жизнью ради возможности избавить себя от предстоящих испытаний. Конечно, в стихотворении «Молитва» много пафоса и юношеского максимализма, поэтому не следует воспринимать серьезно его последние строки, в которых она обращается к Богу со словами: «Ты дал мне детство – лучше сказки и дай мне смерть – в семнадцать лет» . Но эти фразы оказались пророческими, и поэтический крест, который пришлось нести Цветаевой, оказался для нее непосильным. Именно поэтому впоследствии она добровольно ушла из жизни, считая, что ее стихи не в состоянии изменить мир к лучшему и стать путеводной звездой для будущих поколений.