Почему образ стремительного движения резкой смены. От печали до радости: почему наше настроение так переменчиво? Сменой обстановки может быть туристическая поездка

Здравствуйте, друзья! Наша жизнь представляет собой замкнутое колесо: дом-работа-дом. Эта обыденность и рутина в жизни порой может привести к очень серьезным последствиям, начиная с невроза и заканчивая депрессией. Возникает чувство глубокого неудовлетворения своей жизнью и . Кажется, что жизнь лишена смысла. И единственный способ выйти из этого замкнутого круга — это смена обстановки.

Почему же у нас возникает чувство неудовлетворенности от нашего образа жизни?

  • Тяжелый и однообразный стиль работы, когда вместо положенных 8 часов остаемся на работе еще значительное время и домой приходим только переночевать.
  • Однотонный вид работы, когда механически выполняется одна и та же работа довольно продолжительная время.
  • Частые неудачи, продолжительные переживания сложных жизненных ситуаций.
  • Масса дел, которые руководство требует выполнить быстро и качественно.
  • Внешние раздражители (временные — ремонт в соседней квартире или постоянные — низкая зарплата при кажущейся большой занятости).
  • Участившиеся семейные неурядицы, конфликты и невнимательность близких Вам людей.
  • Страхи, сомнения, противоречия, неисполнения желаний.

Как это внешне проявляется

  • У Вас плохое настроение весь день, Вы быстро устаете и нет чувства отдыха даже после сна.
  • Появляется раздражительность по отношению к близким и коллегам, без причинная тревожность.
  • Появляются «промахи» в выполнении каких-то дел.
  • Зацикливание на какой-то проблеме.
  • Заниженная или завышенная самооценка.
  • Беспокойство, бессонница или другие расстройства сна.
  • Периодические головные боли, головокружение, перепады артериального давления, боли в области сердца или живота.

Психологи утверждают, что лучшим средством решения данных проблем является смена обстановки. Возьмите отпуск на несколько недель, даже если не получается с отпуском, достаточно будет и выходных, если Вы правильно распланируете свой отдых.

Поможет смена обстановки

Сменой обстановки может быть туристическая поездка

Здесь несколько вариантов. Поездка за границу, на море даст возможность не только отдохнуть, но и встретиться с новой культурой. А любители пассивного отдыха найдут возможность понежиться на солнышке и покупаться в теплом море, заняться дайвингом или совершить прогулку по морю.

Другие впечатления, другие люди, кухня способствуют быстрой смене настроения. Обычно такие поездки всегда приносят массу впечатлений, знакомству с новыми людьми, историей страны или края, где Вы находитесь. Вы ненамеренно переходите на другую «волну общения». Здесь только лишь позитивное и доброжелательное общение. Но не забывайте, что и Вы должны тоже быть таким же. То есть все, что было там, дома, необходимо забыть.

Если нет возможности съездить куда-то, подобные туристические маршруты есть в нашей стране , причем недорогие и весьма интересные. Это может быть по нашим великим рекам с остановками в больших городах. Это могут быть сплавы на плотах (у меня одна знакомая с друзьями сплавлялись по одной из рек Урала и получили от этого путешествия неизгладимые впечатления).

Если и такой возможности нет, тогда почему бы не организовать небольшой пикник с друзьями на берегу какой-нибудь речки или просто на природе, разжечь костер, сварить уху из только что пойманной рыбы, попеть песни под гитару...

Или организовать девишник (мальчишник) и натанцеваться до упаду. тоже прибавляют настроения и создают массу положительных эмоций.

А вы не забыли, что для отдыха и хотя бы временной смены обстановки может быть поход в театр, кино, аквапарк или ресторан?

Поездка на дачу или же в деревню к родственникам тоже оставит у Вас приятные эмоции. Работа с землей (прополка грядок, сбор урожая, заготовки) все это даст приятные ощущения своей надобности другим. А единение с природой, когда Вы идете в лес за грибами или ягодами, рыбная ловля на утренней зорьке...

Попробуйте прилечь на теплую зеленую траву и ни о чем не думайте, смотрите в проплывающие облака... Посмотрите на свои проблемы под другим углом... Конечно, если это происходит летом. А чем хуже зимой? Прогулка на лыжах или просто пешком, да в компании своих друзей или детей! Представьте это, и Вам уже будет хорошо и у Вас повысится настроение!

Какую бы форму отдыха Вы не выбрали, на несколько дней или может даже на несколько часов — все это для вас будет сменой обстановки. Иногда и самими необходимо проявить инициативу, не ждать, что-то кто-т о придет и устроит Вам какое-то развлекательное меропритие.

Фитотерапия

А если пока возможности нет, чтобы активно отдохнуть, попробуйте попить настои трав, которые обладают успокаювающим действием. Это настои из трав валерианы, пустырника, мелиссы, душицы. При склонности к депрессии (плохому настроению, мрачным мыслям, пессимизму) рекомендуется принимать настои трав, пробуждающие оптимизм (плоды боярышника, трава огуречника, трава душицы, трава татарника). Все травы завариваются кипятком из расчета 1 столовая ложка на 200 грамм воды. Настаиваются ночь и принимаются по 100 мл (полстакана) 2 раза в день утром и вечером. А еще активнее действуют соки этих растений.

Можно принимать после курса лечения : настойку заманихи, или настойку женьшеня, или настойку радиолы розовой. Их принимают по 20 капель 2 раза в день.

Занятия физкультурой

Не пренебрегайте занятия физической активностью. Этот вид лечения и поддержания здоровья имеет очень большое значение, так как работа мышц приводит к выбросу в кровь веществ, регулирующих работу нервной системы и нормализующих соотношение возбуждения и торможения. Кроме того занятия приносят удовлетворение за счет выработки серотонина — гормона счастья.

Рациональное питание

И еще очень важный момент — это рациональное питание. Рекомендуется добавлять в пищу различные пряности и горечи для активизации обмена веществ. Старайтесь использовать в пищу продукты с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, минералов, которые необходимы для повышения умственной и физической активности. Включите в свой рацион , они тоже поднимают настроение.

Не забывайте любить своих родителей, детей и близких, чаще общайтесь с ними. Ведь приятная беседа — это положительные эмоции, которые не дадут вам впасть в уныние и будут разнообразием в Вашей жизни. А вместе со своими близкими вы сможете вместе сменить обстановку и приятно отдохнуть любым из вышеописанных способов.

Дорогие мои читатели! Если вам была полезна эта статья, то поделитесь ею со своими друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей. Мне также важно знать ваше мнение по поводу прочитанного, напишите об этом в комментариях. Я буду вам очень признательна.

С пожеланиями доброго здоровья Таисия Филиппова

Перепады настроения: в чем причина частой и резкой смены настроения и что с этим делать?

Только что был сумасшедший взрыв радости, хотелось прыгать и хлопать в ладоши, и тут… резко накрывает волна необоснованной грусти. Почему?

Ни для кого не секрет, что каждый из нас подвержен смене настроения. В той или иной степени, конечно.

И от таких периодов, когда не хочется ничего (делать, видеть, слышать) тоже никто не застрахован. Так уж устроена наша психика.

Все мы печалимся, горюем, переживая утрату или серьезную неудачу. Это как раз вполне объяснимо. Но порой люди могут испытывать подобную смену настроения без видимой на то причины, и находиться в таком состоянии довольно долго. При этом в периоды грусти человек теряет интерес к жизни, приобретает усталость и раздражительность. Такие беспочвенные «эмоциональные качели» могут негативно отражаться на работе, отношениях с близкими людьми, да и попросту портить жизнь.

Именно о такой смене настроения – резкой и без внешних видимых поводов – мы и поговорим в этой статье.


Настроение, по сути, — это наш психологический настрой на окружающую действительность. Он может быть разным: позитивным, негативным или нейтральным.

Смена настроения является обычной функцией нервной системы. Благодаря ей мы приспосабливаемся к изменяющимся условиям внешней среды. Но иногда эти «качели» настолько частые и резкие, что мешают нормальной продуктивной жизни. В таком случае, стоит разобраться: а что же, собственно говоря, происходит?

Попробуем классифицировать факторы смены психологического настроя. Итак,

Возможные причины резких перепадов настроения:

1. Тип темперамента. К частым переменам настроения в стрессовых ситуациях больше всех склонны холерики.

2. Режим питания. Учеными давно замечено, что некоторые виды продуктов оказывают на организм возбуждающее влияние, другие – наоборот, успокаивающее. Поэтому стоит внимательно пересмотреть свой рацион.

3. Различные зависимости: алкоголизм, игромания, наркомания. В состоянии аффекта человеку очень трудно контролировать изменения своего состояния.

4. Физиологические причины. Например, перенесенные ранее черепно-мозговые травмы, либо некоторые виды психических заболеваний. В таких случаях необходима помощь врача. Скорее всего, он назначит комплексную терапию, включающую и медикаментозное лечение, и психокоррекцию.

5. Хроническая усталость, постоянные стрессы. В стрессовых условиях у организма просто не хватает сил на спокойную продуктивную жизнь. Накапливается раздражение, и вот уже любая мелочь становится способной выбить нас из колеи.

6. У женщин – гормональные изменения в организме. Особенно ярко смены настроения можно наблюдать в период беременности.

7. Межсезонье. Сюда относится характерная осенняя и весенняя хандра, ощущения дискомфорта в эти периоды, и, как следствие, эмоциональные качели. Физиологической причиной сезонной смены настроения является изменение работы гипоталамуса, отвечающего за выработку так называемых «гормонов счастья».

8. Личные проблемы. Конечно же, они есть у всех. Но одни склонны быстро принимать решения, другие – сомневаются. Это и провоцирует смену настроения.

9. Скрытая депрессия. В случаях, когда человек длительное время испытывает усталость, тревожность, нарушения сна, плюс смены настроения, можно говорить о депрессии. А поскольку она относится к разряду заболеваний, необходима помощь медиков и психотерапевтов.

10. Недосыпание. Организму необходим полноценный отдых. Здоровый сон способен повышает как иммунитет, так и настроение.

11. Недостаток солнечного света. Причина та же, что и в межсезонье – недостаточная выработка «гормона счастья» мелатонина. Только вот такая хандра может случаться не только в переходные периоды между сезонами, но даже летом в пасмурную погоду.

12. Недостаток кислорода. Зимой, в редко проветриваемых помещениях, часто не хватает свежего воздуха, что провоцирует сонливость и плохое настроение.

Также психологи выделяют определенный тип характера – циклотимический. Само название этого типа говорит о цикличности. Таким людям от природы присущи резкие перепады настроения. Чем же еще отличаются циклотимики и как с ними взаимодействовать?


Итак, мы уже говорили ранее, что циклотимик – это человек, чье настроение меняется слишком часто.

Такие люди проявляют неустойчивость в поведении и в эмоциях. Резкий подъем настроения сменяется таким же резким спадом. При этом цикличность перепадов может быть разная – на протяжении дня, иногда недели.

Циклотимикам очень трудно себя контролировать. Если в период подъема они способны в буквальном смысле «горы свернуть», то в моменты спада они с трудом заставляют себя что-то делать, и могут взорваться, столкнувшись с малейшим препятствием.

Такая восприимчивость говорит о том, что человек неспособен переносить фрустрацию – эмоциональное состояние, возникающее, когда ситуация выходит из-под контроля.

Психологи отмечают, что циклотимии часто способствуют ситуации детских фрустраций – когда мама то очень близка к ребенку, то отталкивает его. Так маленький человек еще с детства все воспринимает полярно – или огромная радость, или ужасное горе.

Также «помочь» циклотимии могут родительские запреты на проявление печали, горя. Вырастая, человек продолжает чувствовать себя виноватым, испытывая подавленное настроение.

Но циклотимики, как и представители всех остальных типов характера, имеют не только «минусы», но и большое количество «плюсов». Эти люди очень многогранны, имеют богатый внутренний мир, природа одарила их очень щедро.

Среди циклотимиков очень много творческих личностей. Например, такой тип характера был у Пушкина. Циклотимики склонны в полной мере испытывать все взлеты и падения, и это делает их неподражаемыми, а их творчество – незабываемым.

Циклотимики общительны, легко адаптируются к окружающему миру, склонны к уступчивости и компромиссам. Настроение - это для них все, размышление не является первоочередным. В фазе хорошего настроения они необычайно работоспособны, находчивы, смелы. Циклотимики умеют общаться с людьми, всегда имеют множество идей, но в то же время склонны к поверхностности, непостоянству, переоценке своих возможностей.

Что же делать циклотимикам, чтобы сгладить перепады настроения?

Итак, если вы обнаружили у себя циклотимический характер, прислушайтесь к рекомендациям психологов:

1. Отстранитесь. Когда вы почувствовали необъяснимую тоску или раздражение, попробуйте взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Чем она вызвана? Насколько она для вас значима?

2. Найдите безопасный выход для ваших эмоций. Используйте йогу, дыхательные практики, боевые искусства, цигун. Они смогут помочь вам гармонизировать душу и тело, найти внутренний баланс и сохранять спокойствие.

3. Постарайтесь принять себя. Такого, каким вы являетесь сейчас. Даже в не самом лучшем настроении и форме. И совсем необязательно строго соответствовать каким-то жестким стандартам успешности. Принимая себя «без прикрас», вы обретете душевное равновесие и новые силы.


Чтобы свести к минимуму постоянные эмоциональные качели, попробуйте воспользоваться простыми правилами:

1. Часто гуляйте на природе, на свежем воздухе. Такие прогулки придадут сил и зарядят энергией, к тому же, обеспечат ваш организм достаточным количеством кислорода и солнечного света.

2. Поднявшись утром с постели, откройте в спальне шторы и форточку. Опять-таки, яркий свет и свежий воздух позволят вашему организму быстрее проснуться и набраться сил для нового дня.

3. Утром принимайте контрастный душ: чередуйте теплую и прохладную воду. Такая процедура поможет взбодриться. Но не доводите ситуацию до фанатизма: температура воды должна быть комфортной для вас. Ошпаривать себя кипятком или морозить ледяной водой не стоит. Такие упражнения требуют очень длительной подготовки, и решают совсем другие проблемы.

4. Если есть такая возможность, посещайте баню или сауну. Лучше делать это периодически, например, раз в неделю. Так вы получите не только хорошее здоровье, но и стойкий эмоциональный фон.

5. Не забывайте о физических нагрузках. Подберите себе подходящий комплекс для утренней зарядки, ходите в тренажерный зал, в бассейн, или откройте для себя какой-то другой вид спорта. Главное, чтобы он был приятен и полезен для вашего тела.

6. Следите за своим питанием. Обеспечьте свой организм достаточным количеством витаминов, особенно в межсезонье, когда вы особенно уязвимы. Помните о хорошем завтраке – он позаботится о вашей работоспособности на целый день.

7. Если в пище не хватает витаминов – принимайте их дополнительно в специальных комплексах, вместе с необходимыми минералами.

8. Старайтесь не перегружать себя. Постоянные стрессы и усталость сделают свое «грязное дело» — заставят вас периодически (и часто неожиданно) скатываться на негатив. Старайтесь вовремя успокоиться и настроиться на хорошее.

9. Освойте техники релаксации. Особенно богаты ими такие философские учения, как йога, карате-до, и т.п. Выберите для себя что-то свое.

10. Не замалчивайте свои чувства. Говорите о них с людьми, которым вы доверяете, которые вам близки. Это поможет избежать резких взрывов накопленных эмоций.

11. Придумайте новое хобби или вспомните старое. Это отвлечет от грустных мыслей и подарит новые радостные эмоции.

12. Учитесь видеть в кризисных ситуациях не только безвыходную проблему, но и новые возможности, неожиданные повороты, которые могут привести к чему-то хорошему.

13. Согласитесь с тем, что не все ситуации в жизни мы можем изменить. К сожалению или к счастью – судить не нам. Надо научиться принимать такие ситуации.

14. Укрепляйте свои близкие отношения. Поддержание связей с родными и близкими вам людьми позитивно скажется на вашей способности справляться со стрессами и проблемами.

15. Оказывайте помощь другим людям, не ожидая их просьбы. Другими словами, творите добрые дела. Поддерживая тех, кому труднее, чем вам, вы сами будете намного легче справляться с трудностями и будете чувствовать себя увереннее.

16. Взращивайте в себе оптимизм и надежду. Помните, что в конце даже самого длинного тоннеля есть свет.

17. Вспомните свой предыдущий позитивный опыт решения проблем – это поможет развивать уверенность в своих способностях.

18. Можно использовать телесно-ориентированные практики, освобождающие эмоции. Например, разрешить себе покричать вволю, потанцевать, потрястись до изнеможения всем телом. После получасовой «разрядки» позвольте себе упасть, лежать и слушать пустоту внутри себя. Достигните умиротворения и расслабления. Психотерапевты говорят, что таким образом можно избавиться от накопившейся заблокированной энергии.


И помните, выработка эмоциональной устойчивости – процесс небыстрый, и требует определенных усилий с вашей стороны. Но оно того стоит, ведь стабильный эмоциональный фон поможет вам найти выход из любой ситуации.

«Радуйтесь жизни и будьте счастливы!»
Анна Кутявина для сайта сайт

Вряд ли ты хочешь быть старым и немощным. Но Старость это не морщины. Это в первую очередь замедление процессов восстановления. Это как с червивым яблоком. Если гниль видна снаружи, то внутри она появилась уже давно. На младенцах все заживает быстро. Но с 15 лет эти процессы замедляются. А значит, по сути, старение начинается в районе […]

Я пробежал уже 5 марафонов. Лучший результат 3 часа 12 минут. Чтобы так пробежать я бегал по 70 км в неделю на протяжении 3 месяцев. Так что мне пришлось искать способы быстрого восстановления. Ведь тренировался я 5 раз в неделю. А с больными мышцами провести эффективную тренировку невозможно. Так что сейчас я расскажу про способы, […]

Твоё тело состоит из множества органов и рецепторов. Но пользоваться ими нигде не учат. Тебя учат читать и писать. Но как и почему работает твое тело – эту науку в школе не изучают. Что же – давай исправим это. Научись использовать своё тело так как это задумано природой. И тогда оно станет более здоровым, а […]

Многие недооценивают важность сна. А зря. Вот печальная статистика из документального фильма Неспящие в Америке. То есть многие твои проблемы в жизни могут решиться если ты начнешь просто высыпаться. И это во многом зависит от того как быстро ты можешь уснуть. Если у тебя бессонница и проблема с засыпанием, то и сон будет плохим. Поэтому […]

Чем больше ты болеешь, тем проще заболеть опять. Потому что телу приходится быстрее тратить свои жизненные силы на восстановление. А значит болея, ты живешь год за три. Так что чем меньше болезней, тем дольше ты сохранишь молодость и красоту и тем позже начнешь стареть. Эти 10 секретов от всегда здоровых людей помогут тебе в этом. […]

Твой успех в любом деле на 100 % зависит от твоего текущего состояния. Если энергии в теле мало, его атаковали лень и сонливость, то больших успехов в данный момент времени не достичь. Лучше потратить 20 минут на приведение себя в чувство и уже заряженным энергией выходить на бой с проблемой. Так что выбирай любой из […]

Твой внешний вид может все испортить. Или наоборот добавить тебе дополнительных очков при приеме на работу или еще где. Но что делать, если тебе нужно похорошеть за неделю. Ведь даже если ты начнешь правильно питаться, бросишь курить и начнешь заниматься спортом, то за такое короткое время большого эффекта не достичь. Поэтому используй эти рекомендации. Они […]

Если тебе знакомы эти переживания, это видео для тебя. Без жизненной энергии ты будешь мало успевать. А без действий достичь успеха невозможно. Так что убери эти причины нехватки энергии из своей жизни. Ты мало отдаешь энергии Чем больше ты двигаешься физически, тем больше у тебя энергии. Чем чаще сидишь на месте, тем меньше бодрости. Физическая […]

Сочинение

Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.

Раннее творчество Пастернака окрашено символистическими тенденциями, с присущими этому направлению метафорами, образностью. Но уже довольно скоро поэт примыкает к футуристической группе \"Центрифуга\". В 1917 г. он пишет для нее статью о творчестве В. Маяковского, где высказывает два требования, которые, по его мнению, применимы к настоящему поэту. Обоим требованиям отвечала поэзия Маяковского. Во-первых, поэт должен обладать ясностью творчества; во-вторых, нести ответственность перед временем, вечностью, которая является истинным судьей настоящего поэта. Творчество поэта, по мнению Пастернака, измеряется и оценивается категориями вечности, только произведения настоящего мастера могут быть бессмертны. Такое понимание творчества будет характерно для Пастернака на протяжении всего его литературного и жизненного пути.

Через некоторое время Пастернак решает, что не хочет следовать никакому литературному течению, заявляя о себе как об оригинальном поэте. Ему были тесны рамки эстетических правил того или иного направления, и он стал выходить в своих стихотворениях за их пределы. Анализируя творчество этого периода, можно говорить о том, что Пастернак стал акцентировать свой талант на простоте и ясности изложения, понятности образов, близости читателю.

С выходом в свет нового сборника стихотворений \"Сестра моя – жизнь\" по-иному зазвучала и тема поэта и поэзии у Пастернака. В цикле \"Занятие философией\" читатель видит попытки поэта дать философское определение творчеству. Таковы, например, стихотворения \"Определение поэзии\", \"Определение души\", \"Определение творчества\". Но опять же Пастернак возвращается к рассмотрению связи творчества с вечностью – со вселенной.

Время шло, и миропонимание поэта менялось. К моменту издания романа \"Доктор Живаго\" размышления Пастернака о роли и предназначении творчества достигли своего апогея. Главный герой романа Юрий Живаго почти идентично воспроизводит взгляды самого автора. Несомненно, Живаго – натура творческая; в одном из писем Пастернак даже писал: \"Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским\". Обнаруженные после смерти Живаго стихи, которые он написал когда-то давно, доказывают авторскую идею бессмертия поэта.

Для понимания того, как раскрывалась эта тема в позднем творчестве, стоит проанализировать стихотворения из последнего сборника Пастернака \"Когда разгуляется\".

\"Быть знаменитым некрасиво\" содержит в себе четкое определение, каким должен быть истинный поэт. По Пастернаку, ему просто нельзя быть известным, \"над рукописями трястись\", он не должен знать успеха. \"Цель творчества – самоотдача\", и это главная цель поэзии для него. Здесь он опять формулирует два требования поэта, но уже несколько по-другому: необходима ясность и простота, а также творчество поэта должно быть самобытно, индивидуально. Добавляет он то, что поэт должен быть близок реальным жизненным проблемам.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

В стихотворении \"Ночь\" героем является летчик, отождествленный здесь с поэтом. Летчик пролетает над миром, созерцая и являясь одновременно частью этого мира, неразрывно с ним связанной:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Постоянные повторы создают эффект постоянного движения; Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем.

Помимо всего сказанного выше, Пастернак также является очень христианским поэтом, и, соответственно, творчество для него – это божий дар; он принимает жизнь такой, какая она есть, и при этом пропагандирует абсолютную свободу творчества. И извечный конфликт поэта и толпы Пастернак решал путем их сближения – это-то и есть суть творчества, в поэзии должны отражаться как серьезные конфликты, так и мелочи жизни.

Урок № 1. Тема урока: Сложность и самобытность русской литературы XX столетия. Начало века: ожидания, тревоги и надежды мастеров культуры.

    Знакомство с вопросами учебного пособия и беседа по ним с использованием учебника.

1.Почему образ стремительного движения, резкой смены и обновления в системе ценностей, в состоянии души всегда властвует в со знании художников в конце столетия? Соотнесите свой ответ с определением поэта в одном из стихотворений Б.Л. Пастернака: «Ты - вечности заложник, у времени в плену».

2.Вспомните образные характеристики XX века как века движения, бури, грядущего Апокалипсиса. Чем они были вызваны?

Прочитайте примеры высказываний из текста учебника.

3.Что означало для культуры вторжение «низовой», мужицкой Рос сии в сферу истории, политики, языка? Почему этот «массовый пришелец» и вдохновлял, и страшил поэтов Серебряного века?

II . Характеристики переломной, переходной, зыбкой эпохи, возникшие в трепетном сознании

поэтов, художников, косвенно отражают реальные изменения и в научных взглядах времени после изобретения радио, т.е. беспроволочной связи, исследования феномена радиации, после первых полетов аэропланов (тогда говорили «летательных аппаратов»), после открытий специальной и общей теории относительности. Оказалось, что в науке в целом, не только в физике и математике, самыми плодотворными были те теории, которые вначале выглядели как безумные, радикальные, невероятные. Они несли совершенно новые точки зрения, новые уровни знания.

Изменилось качественно духовное состояние науки. Многие века, включая и XIX век, считалось, что познающая мысль ученого, пройдя через бури и сомнения поиска, через риск эксперимента, в итоге, как корабль после шторма, входит в гавань, в область законченных и абсолютных знаний, в царство вечных истин. Чувство гавани - т.е. идея неизменных и вечных законов, полной очевидности и предсказуемости - как раз и исчезло в начале XX века. Покоя не стало и здесь. Напротив, беспокойство, натиск но вых вопросов определили весь духовный климат тех лет. Ностальгия по не известному, по будущему пришла на смену чувству покоя.

Всё это перекликается с ощущениями Блока: «оставь красивые уюты», «покой нам только снится».

Во всей поэзии, прозе, как и в живописи XX века, в театре, происходит смещение акцентов с изобразительности на выразительность, с воссозда ния действительности на ее пересоздание и усложненную оценку.

Фридрих Ницше (1844-1900) выпустил в 1884 году своего рода пророческую философскую поэму-трактат «Так говорил Заратустра» (образ вещателя и пророка Заратустры, его лозунги безграничной сверхчеловеческой свободы будут мелькать и в поэзии Маяковского, и в монологах героев босяцкого цикла Горького, и в культе человека-воина Н. Гумилева), которая в начале века была тоже вполне соотно­сима с открытиями Эйнштейна, опытами по расщеплению атома, темой «исчезновения материи». «Ницшеанство» - это проповедь ничем не сдерживаемого активизма воли, циничного пренебрежения вечны­ми духовными ценностями, призыв к преодолению «ветхого» человека, власти среды, стандарта новейшим сверхчеловеком.

III . Решающим обстоятельством явилось вступление на поприще политической жизни, культуры огромного, неисчислимого класса: народной, «низовой» России. Не замечать его прихода, его «топота чу гунного» было невозможно. «Проникновение мужика - сначала в ли це его авангарда, а потом во все более широких массах - во все области русской общественной, государственной, культурной жизни... есть, быть может, самый значительный и совершенно роковой стихийный процесс, который совершался неудержимо... Шаг за шагом, с неуклонностью стихийно-растительного процесса выдвигалась повсюду крестьянская Россия, надвигалась на дворянскую Россию и заставляла последнюю уступать себе место», - напишет философ С. Франк в 1923 году («Из размышлений о русской революции»).

Этот мужик, часто в мистифицированном виде, как скиф, язычник, новый Стенька Разин, а нередко и старообрядец, член секты хлыстов (у А. Белого в повести «Серебряный голубь»), наконец, как ненавистник города, носитель «избяной» правды у Н. Клюева, будет то грозной частью исторического фона, то активным действующим лицом. Он явится в повестях И. Бунина «Суходол» и «Деревня» и в поэзии С. Есенина. Тема народной, «низовой» России найдет свое воплощение и в живописи рязанского художника Филиппа Малявина (1869-1940), прежде всего в символических картинах «Крестьянки» (1904), «Вихрь» (1906), «Бабы» (1914), «Две девки» (1910-е гг.), с неизменными огненно-красными платками, развевающимися сарафанами.

Вторжение «низовой» России обусловило обращение к христиан ству. В 1913 году в Москве состоялась выставка икон, освобожденных от позднейших записей (т.е. наслоений, скрывающих изначальные лики святых), начались попытки установления взаимосвязей иконы и церковного зодчества с глубинными основами русской духовной жизни. Сейчас даже трудно вообразить, что почти весь XIX век не всматривался пристально в «Троицу» Рублева.

В целом же для всей литературной эпохи 1892-1917 годов, назы ваемой то предреволюционной, то Серебряным веком, была характерна весьма мучительная, драматическая раздвоенность.

В чем заключалась эта раздвоенность, даже растерянность, незнание того, «куда несет нас рок событий» (С.А. Есенин)?

С одной стороны, революция 1905 года, а за ней еще более гранди озная, как буря вселенского масштаба, революция 1917 года вселяли великие надежды на стремительное обновление существующего феодально-буржуазного порядка, строя «сытых» и «самодовольных» мещан. Валерий Брюсов в 1905 году будет искренне радоваться страху и краху «довольных», тех, кого напугали «дети пламенного дня» (т.е. восставшие рабочие):

Довольство ваше - радость стада,

Нашедшего клочок травы.

Быть сытым - больше вам не надо,

Есть жвачка - и блаженны вы!

(«Довольным»)

Александр Блок в том же 1905 году назовет своим исконным врагом, заслужившим возмездие, - «сытых», негодующих на «чернь», на «низовую» Россию:

Так - негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

(«Сытые»)

Максим Горький вовсе не выполнял некий социальный заказ, когда торопил начало бури, призывал её быть грозной, устрашающей: «Буря! Скоро грянет буря... Пусть сильнее грянет буря!» («Песня о Буревестнике»). Да и слова его Сатина из пьесы «На дне» о величии человека («Человек выше сытости») определенным образом перекликаются с насмешками Брюсова и «корытом сытости» Блока. Горький лишь заострял многие грани общего умонастроения.

С другой стороны, уже на переломе XIX и XX веков, а особенно в промежутке между революциями 1905 и 1917 годов, тема возмездия интеллигенции за праздную и «сытую» жизнь приобретала и откровен но апокалиптический характер. Грядущая революция, которую призывали, благословляли, идеализировали, все чаще пугала своей неуправляемостью, загадочностью, чисто русским (пугачевским и разинским) максимализмом. Типичный представитель модернистских течений в живописи, музыке, поэзии, организатор триумфальных «Русских сезо нов» балета в Париже в 1908-1910 годах, Сергей Дягилев говорил на одной из выставок: «Мы - свидетели величайшего исторического мо­ мента итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникнет, но и нас же отметет. ...я подымаю бокал за разрушенные стены прекрасных дворцов, так же как и за новые заветы новой эстетики».

Весьма часто обе тенденции - радостное безоглядное приятие гряду щего и боль за неизбежное слепое разрушительство - крайне сложно смешивались, совмещались в творчестве многих мастеров культуры этой эпохи. И смешивались нередко в отдельных произведениях, ставших именно благодаря такому смешению, взаимопроникновению противоре чивых мотивов подлинной классикой XX века. Совмещение крайно стей - это черты творчества таких летописцев XX века, как В. Маяков ский, С. Есенин, а позднее М. Шолохов, А. Платонов, В. Шукшин.

Часто за великими потрясениями и неслыханными переменами мастера культуры начала XX века видели преображение мира, утопический рай, рождение новой личности. Часто они же - и композитор А. Скрябин, и поэт И. Анненский, и, конечно, ранний В. Маяков ский - бурно «выплакивали» свои тревоги за будущее человека, за его растущее бессилие перед «веком-волкодавом» (О. Мандельштам).

Задумаемся над серией предреволюционных картин замечательного рус­ского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927). Они изображают чаепития в трактирах, в городских купеческих усадьбах, эпизоды гуляний на Масленицу в провинции, румяных русских женщин, царственно величавых перед самоваром, с неизменной кошечкой у плеча и красивым чайным блюдцем. Что в них: ирония, предчувствие гибели, потери этой Руси, тот смех, с которым человечество расстается со своим прошлым? Или это солнечные грезы о бессмертии жизни, о прекрасной царственности таких беспечных величавых героев и героинь?

Идеальная, а не грубо-телесная полнота этих красавиц с ничем не омра ченным взглядом, счастливой полуулыбкой, вся сказочно-узорная обста новка этих базаров, усадеб, лавок, трактиров, балаганов совершенно не по хожа на «темное царство» купеческой жизни у А.Н. Островского, скажем, в «Грозе». Но остается загадкой: иронизирует ли художник, этот русский Ру бенс, над своими простодушными дивными героями-детьми, красивыми куклами, над их беспечностью или глубоко скорбит в предчувствии утрат, гибели этой любимой им Руси?

Все было взаимосвязано в эту переходную эпоху - и живопись, и музыка Рахманинова и Скрябина, и театр, и выставка икон, и «Русские сезоны» балета в Париже... В силу иного, еще более драматичного смешения тревог и любви, боязни утраты духовного величия Руси и ощущения ее уязвимости, беззащитности, столь же сложно воспринимались все картины М.В. Нестерова (1862-1942), певца русского религиозного подвижничества, «святой Руси», «великих постригов» («Видение отроку Варфоломею» (1890), т.е. юному Сергию Радонежскому, «Святая Русь» (1906), «Великий постриг» (1897). Не так просто ответить на вопрос: воспел или отпел Нестеров свою монастырскую Русь? И все же сквозь краски скорби, боли от расстройства духовно-нравственной жизни в ликах нестеровских подвижников, пустынников и отроков, в особенности же нестеровских женщин, ищущих спасения в монастыре, угадывается великая вера в нравственные силы Родины.

Задание на дом: стр.8-14.

Дать письменный ответ на вопрос №4 (стр.14)

Что объединяло в начале XX века художников М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, композиторов С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина и лучших поэтов, прозаиков этого времени? Прав ли был О.Э. Ман дельштам, сказавший о своём и всеобщем ощущении XX века: «Мне на плечи кидается век-волкодав»?