Метод гирлянд случайностей и ассоциаций создатель. Методы генерации идей: метод фокальных объектов и гирлянд ассоциаций. Использование принципа идеализации для снятия инерции мышления. Наименования и признаки случайных объектов

Четко произносить слова и правильно издавать звуки человеку помогает артикуляционный аппарат. В зависимости от развитости его мышц и органов, могут проявляться некоторые . Именно поэтому важно заниматься совершенствованием речевого аппарата малышей. Одним из методов выработки уверенной дикции служит артикуляционная гимнастика, особенно в возрасте 6-7 лет.

Условно артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида:

  • статическая;
  • динамическая.

Первая производится путем удержания тех или иных мышц в напряжении в течение 10-15 секунд. Динамическая, наоборот, требует ускоренного повторения движений по 8-10 раз. Подобные нагрузки развивают хорошую координацию и переключаемость.

Внимание! Виды заданий обязательно нужно чередовать!

Комплексы упражнений для артикуляционных мышц детей 6-7 лет

Артикуляционная гимнастика детям 6-7 лет включает в себя комплексы упражнений, нацеленных на укрепление мышц речевого аппарата. Так, их разделяют на три основных группы развития.

Программа для укрепления мышц губ

Настоящий сборник включает в себя следующие действия:

  1. Чередование полностью разомкнутых в улыбке губ со сжатием, как при поцелуе.
  2. Приоткрыв рот, пытаться обхватить зубы губами.
  3. Изображать оскал, задвигая верхнюю губу под нижний ряд зубов.
  4. Проделать то же самое с нижней губой.
  5. Пофыркать, как лошадки.

Комплекс для укрепления мышц языка

Язык является главным органом при воспроизведении речи. Для его развития рекомендуется:

  • Производить вращательные движения кончиком языка по губам.
  • Расслабить и высунуть язык, произнося «бя-бя; мя-мя».
  • Максимально высунуть язык; то делать его широким, то изо всех сил напрягать.
  • Поочередно дотрагиваться кончиком языка к небу и к нижней челюсти.
  • Упражнение «Чашечка».

Упражнения на развитие мышц щек по праву считаются самыми веселыми и непременно принесут море хороших эмоций и послужат добрую службу развитию артикуляционного аппарата. Для этого следует:

  1. Надувать щеки, затем избавляясь от воздуха в них.
  2. Поочередно надувать то одну щеку, то другую.
  3. Играть на духовых.
  4. Ударять по надутым щекам.
  5. Втягивать щеки, как у рыбок.


Описание упражнений для различных групп звуков

Разные звуки требуют, соответственно, различного комплекса занятий. Основными проблемными группами у детей являются произношение букв Р, Л, шипящих. Отмечается несколько наиболее эффективных мероприятий для их развития:

  • Для отлично подойдет программа «Щетка». Для этого нужно немного улыбнуться, слегка разомкнув губы, и провести языком в стороны по внутренней части зубов.
    Также производят разминку языка, проводя им по небу взад-вперед. Существует отличная программа «Варенье». Для этого необходимо, слегка приоткрыв рот, коснуться языком верхней губы и провести им из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Для следует высунуть язык, позволив ему лежать на нижней губе, слегка его прикусив, произносить «пя, пя, пя». Или можно исполнять обычно запрещенный звук цокота, позже повторив то же самое, но без звука. Рекомендуется также, разомкнув губы в улыбке и дотронувшись языком до верхних зубов, дуть во весь опор. Еще одним хорошим методом служит «Гудящий пароход». Необходимо языком упереться в нижний ряд зубов, выгнув его, и с приоткрытым ртом протяжно издавать звук «ы».
  • Еще одной . Для ее проработки рекомендуется положить в ладошки кусочек ватки и произнося звук С, попытаться ее сдуть. Также можно проговаривать букву, одновременно «качая насос». Советуется часто сворачивать губки трубочкой и задерживать так на некоторое время. Или пытаться, стиснув зубы, улыбнуться. Или же заключить язык в форме чашечки, немного выдвинув его вперед.

Дыхательная гимнастика

Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Педагоги советуют начинать дыхательное укрепление с раннего возраста. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру и прекрасно помогает предотвратить заболевания дыхательных путей. Дыхательная гимнастика включает в себя следующие занятия:

  1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.
  2. «Летят гуси». Нужно ходить и имитировать полет гуся. Вздымая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».
  3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
  4. «Трубач». Необходимо подражать трубачу. Сначала набирать полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхать.

Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.


Проведение занятий с детьми 2-3 лет в детском саду и дома

Отличительная особенность проведения заключается в необходимости занятий в виде игры. Множественные педагогические пособия предоставляют свои варианты: сказка о Язычке, например, – она помогает малышам развивать речевой аппарат. Однако основные принципы прослеживаются в каждой:

  • Язык ребенка в данной игре должен полностью повторять «приключения Язычка».
  • Персонажи обязательно выполняют действия, которые можно воссоздать в жизни.
  • и наименования артикуляционных заданий могут различаться.
  • Перед показом заданий взрослому необходимо самому потренироваться перед зеркалом.

Применение вспомогательных средств в процессе выполнения упражнений

Зачастую главной задачей педагога является создание подходящей атмосферы урока, которая вызовет у ребенка интерес и сохранит функции обучения. В таких случаях используют нетрадиционные методы проведения гимнастики. Известны такие дополнения, как:

  1. Бионергопластика. Настоящий метод включает в себя необходимость использования пластики рук, точнее кистей. Суть заключается в полном соответствии воспроизводимого упражнения и движения конечностей, которые будто указывают путь движения звука. Однако добавляются эти инновации чуть позже, когда основные принципы артикуляционной гимнастики у ребенка в 7-8 лет уже освоены.
  2. Заучивание необычных стишков. Порой настоящие произведения лишены особого смысла. Но их задача в другом. Путем заучивания небольших четверостиший, развивается определенный комплекс мышц. Однако разрабатывать такие уроки должен специалист, иначе они просто не дадут результата.
  3. Пение. Существуют специальные детские песенки для артикуляционной гимнастики, которые помогают также разрабатывать дыхательный аппарат. Подобными средствами успешно пользуются в частных воспитательных учреждениях.
  4. Домашняя гимнастика. При занятиях дома используются подручные средства. Можно намазать ребенку губы вареньем, и он должен будет их облизывать кончиком языка по кругу. Также задания с надутыми щеками будет веселее проводить с полными щеками воды. Ребенок, стоя в ванной комнате, должен ударять кулачками по щекам, давая воде выливаться фонтаном. Также можно чистить зубной щеткой зубы, переходить на язык и щеки.

В заключение

Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. Поэтому нельзя надеяться на «авось». Нужно обязательно проводить специальные комплексы упражнений.

  1. В небольшой город приехал в командировку инженер, поселился в одноместном номере гостиницы. Вечером лег спать, но полночи не мог заснуть. Потом встал, набрал телефонный номер, ничего не сказал, лег и спокойно заснул. Почему?
  2. Новичок в шахматах поспорил с двумя мастерами, что выиграет или сведет вничью партию хотя бы с одним из них, причем играть будет вслепую. Он сел к ним спиной, и игра началась. Вскоре один из мастеров сдался, увидев, в чем была хитрость новичка. В чем же?

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор - Генрих Язепович Буш. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта .

Рассмотрим реализацию метода на примере, приведенном автором.

[термины]
Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объекта.

Практическая работа

Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

Предлагается объект: кошка. Назовите характеристику (признак) этого объекта. К названному признаку подбери¬те соответствующий ей новый объект. Составьте ассоциативную цепочку шагов по такому принципу: объект - характеристика - объект - характеристика...

Для изложения данного метода вначале будет
представлен его алгоритм в словеснов выражениии, а
делее будет подробно изложен пример.
г=================¬
¦ А Л Г О Р И Т М ¦
L=================­
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.
ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.
ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов
гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды
случайных объектов.
Комбинации составляются из двух элементов путем
попытки
объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с
каждым случайным объектом.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков
случайных объектов.
Определяются признаки случайно выбранных объектов
с возможно большим количеством призников в течение
ограниченного времени (2­3 мин.). Успех поиска в
значительной мере зависит от широты охвата признаков
случайных объектов, поэтому целесообразно
перечислять как основные, так и второстепенные
признаки. Для удобства составляется таблица признаков,
в одном столбце которой указаны по порядку случайные
объекты, а в другом (напротив) ­ признаки этих
случайных объектов.
ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного
присоединения к техническому объекту и его синонимам
признаков случайно выбранных объектов.
ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.
Поочередно из признаков случайных объектов,
выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды
свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных
признаков они могут быть практически неограниченной
длинны, поэтому генерирование следует ограничить по
времени или количеству элементов гирлянды.
Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится
коллективно, то каждый член коллектива занимается этим
самостоятельно.
СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей.

К элементам гирлянд синонимов технического
объекта пытаются присоединить элементы гирлянд
ассоциаций.
ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.
На этом шаге решается вопрос ­ продолжать
генерирование гирлянд ассоциаций или их уже
достаточно для отбора полезных идей. Если по
предварительной оценке таких идей мало, можно
продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с
какого­нибудь нового элемента гирлянд, созданных на
шестом шаге и действуя подобным же образом.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов
идей. Среди множества нерациональных, тривиальных
и даже неле­
пых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и
рациональные. Если в течение короткого времени можно
найти несколько десятков вариантов решения, то вполне
удовлетворит положение, при котором хотябы 5­6
вариантов окажутся рациональными.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.
г=====================================¬

¦ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГИРЛЯНД ¦
L=====================================­
Для демонстрации метода гирлянд поставим перед собой задачу
расширение ассортимента часового завода, поэтому возьмем для
модернизации такой объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова
часы: часы ­ будильник ­ секундомер ­ хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных объекта, используя
для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел.
Генератор чисел выдает группу из трех чисел, определяющих
страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении
эксперимента получилась следующая пятерка слов:
кассета (82,2,17), подснежник (131,2,18), транспарант
(173,1,8), постель (136,1,23), войлок (51,1,27).
3. На третем шаге получаем следующую комбинацию синонимов
и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником,
часы на транспоранте, часы в постеле, часы в войлоке, будильник с
кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком,
секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и
их признаков:
г================T========================================¬
¦CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ¦ ПРИЗНАКИ ¦
¦================+========================================¦
¦ Кассета
¦ Пластмассовая, хрупкая, музыкальная. ¦

¦ Подснежник
¦ Голубой, маленький, пахучий. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Транспарант
¦ Большой, тяжелый, красочный. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Постель
¦ Чистая, мягкая, теплая, широкая. ¦
¦­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Войлок
¦ Плотный, колючий, теплый. ¦
L================¦========================================­
5. Комбинируя модернизируемый предмет и его синоним с
признаками случайных объектов получаем: пластмассовые ч сы,
хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, мален кие
часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будиль ик,
красочный секундомер чистые часы, мягкий будильник, теплые
часы, широкий секунломер, теплый секундомер, плотные часы, колючий
будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных
ассоциаций основой которых будут признаки случайных объектов:
г===============T===============================================¬
¦ ПРИЗНАК
¦===============+===============================================¦
¦ Г И Р Л Я Н Д А А С С О Ц И А Ц И Й
¦

¦ Небо ­ солнце ­ лето ­ жара
¦ Стекло ­ стакан ­ вода ­ дождь
¦ Пластмассовый ¦ Пластмасса ­ ручка ­ бумага ­ огонь
¦ Хрупкий
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Голубой
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Пахучий
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Тяжелый
¦­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¦
¦ Красочный
¦
L===============¦===============================================­
¦ Журнал ­ компьютер ­ дискеты ­ программы
¦ Гиря ­ спорт ­ соревнования ­ призы
¦ Духи ­ женщины ­ цветы ­ весна
¦
¦
¦
¦
¦
7. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы модернизируемого
предмета получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные
часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в
духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые
часы, стеклянный будильник, водный будильник, призо­

Метод гирлянд ассоциаций и метафор.

Этот метод предложен советским исследователем Г.Я. Бушем. Его цель – обеспечить поиск решения творческих задач при дефиците информации. В этом случае одним из средств служит использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор, что позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому ранее разрабатываемые идеи. В качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память разработчика.

Последовательность шагов метода.

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды – гирлянды синонимов.

2. Произвольный выбор случайных объектов. Любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду – гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов.Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного

времени, например, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируютгирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного при-

знака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают

вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов технического объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов, среди которых скорее всего найдутся приемлемые.

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций - это объединение и развитие методов фокальных объектов и случайного стимула.

  • 1. Составление «гирлянды синонимов» разрабатываемого объекта (или синонимов ключевого слова, отражающего суть решаемой проблемы). Например, стол - бюро - парта и т.д.
  • 2. Составление «гирлянды случайных объектов». Например, карандаш, стул и т.д.
  • 3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и элементов гирлянды случайных объектов. Комбинации составляются из двух элементов каждой гирлянды путем случайного или последовательного комбинирования. Уже на этом этапе некоторые из комбинаций могут «подсказать» идеи для решения задачи (например, стол как карандаш, стол в виде стула и т.д.). Все идеи нужно фиксировать (записывать).
  • 4. Составление перечня признаков случайных объектов («гирлянда признаков»). Например, карандаш - деревянный, автоматический и т.д.; стул - мягкий, раскладной и т.д. Признаки случайно выбранных объектов определяются в течение ограниченного времени (1 мин.). Результат в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны случайные объекты, а в другом - их признаки.
  • 5. Составление комбинаций элементов гирлянды синонимов и гирлянды признаков (случайное или последовательное комбинирование). На этом этапе также нужно стараться «додумывать» получающиеся комбинации до какой-то идеи. Например, стол - деревянный (в виде дерева); парта - автоматический (автоматическое увеличение) и т.д.
  • 6. Генерирование «гирлянд ассоциаций». Поочередно из гирлянды признаков генерируют «гирлянды» свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопросов «О чем напоминает слово... ?», «С чем оно связано?» и т.п. Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово «зеленый»? - О траве; «О чем напоминает слово «трава»? - О поле; О чем напоминает слово «поле»? - О холоде» и т.д. Полученная гирлянда ассоциаций: «трава - поле - холод -...».
  • 7. Комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд ассоциаций, интерпретация полученных сочетаний и фиксация идей.
  • 8. Предварительная оценка всех зафиксированных идей. Если лицо, принимающее решение, сочтет количество и качество идей, сгенерированных на предыдущих этапах, достаточным, осуществляется переход к следующему этапу, иначе генерируются другие гирлянды ассоциаций, элементы которых комбинируются с элементами гирлянды синонимов, в результате чего возникают новые идеи и т.д. Можно вернуться и на более ранние этапы и продолжить процесс генерирования идей, создавая новые гирлянды.
  • 9. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Все сгенерированные на предыдущих этапах идеи оцениваются с точки зрения их пригодности и эффективности. Рекомендуется классифицировать все идеи на три группы: «нерациональные» (непригодные), «полурациональные» (привлекательные), «рациональные» (эффективные). Нерациональные идеи отбрасываются; рациональные образуют «ядро» для выбора оптимального варианта, а полурациональные (которые чем-то привлекательны, но имеют видимые недостатки) снова анализируются, после чего включаются в список нерациональных или рациональных идей.

Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. В течение сравнительно короткого времени (15-20 мин.) можно найти несколько десятков вариантов решений, из которых несколько вариантов могут оказаться полезными.

10. Анализ отобранных вариантов и окончательный выбор решения. На этом этапе можно использовать методы многокритериальной оценки, например, метод анализа иерархий.

Чтобы продемонстрировать работу метода гирлянд случайностей и ассоциаций, рассмотрим задачу расширения ассортимента часового завода 1 .

  • 1. Гирлянда синонимов: часы - будильник - секундомер - хронометр.
  • 2. Случайным образом выберем пять объектов: кассета, подснежник, транспарант, постель, войлок.
  • 3. Комбинация синонимов и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспаранте, часы в постели, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
  • 4. Сгенерированная гирлянда признаков представлена в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Гирлянда признаков

  • 5. Комбинируя модернизируемый объект и его синонимы с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые часы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, маленькие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будильник, красочный секундомер, чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секундомер, теплый секундомер, плотные часы, колючий будильник и т.д.
  • 6. Генерируем гирлянду ассоциаций, основой которых будут признаки случайных объектов (табл. 7.2).
  • 7. Комбинируя гирлянду ассоциаций и синонимы проектируемого предмета, получим следующие варианты: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призовой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.
  • 1 Пример взят из работы .

Гирлянда ассоциаций

Таблица 7.2

  • 8. На данном шаге считаем количество новых идей достаточным и останавливаем процесс генерирования идей.
  • 9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеивая те решения, которые уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации: будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.

Результативность поиска новых идей с помощью этого метода, как и метода фокальных объектов и метода случайного стимула, во многом определяется умением строить оригинальные ассоциативные цепочки. Все эти методы предъявляют высокие требования к воображению. Они более эффективны при поиске новых форм проектируемого объекта, чем при решении какой-либо организационно-управленческой или технической проблемы.

  • Для иллюстрации этапов метода используются приемы из .