Как тренировать ассоциативное мышление в английском. "ассоциативное мышление в развитии памяти". Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Образование ассоциаций - одна из основ нашего интеллекта. мышление и память построены на способности связывать каждую новую единицу информации с тем, что уже усвоено нашим мозгом, стало его достоянием.

Ассоциации могут возникать по смежнос­ти (например, в пространстве: пирамида - Египет, огонь - печь, кенгуру - Австралия, младенец - колыбель, мысль - мозг и во вре­мени: декабрь - рождество, начать - продол­жать, детство - юность).

Очень часто возникают ассоциации по сходству (меч - нож, птица - самолет, хрус­таль - стекло) или по контрасту (яркий - тус­клый, соглашаться - возражать, скрытный - откровенный, старательно - небрежно).

Существуют и другие виды ассоциаций, которые обусловлены логическими связями между объектами, например причинно-след­ственными отношениями: удар молнии - по­жар, лечение - выздоровление оскорбле­ние - месть; родовидовыми отношениями: млекопитающее - человек, наука - биохи­мия, число - простое число, строение - ста­дион; отношениями «часть - целое»: крове­носная система - артерия.

Тренируя способность образовывать ассо­циации, мы одновременно делаем несколь­ко очень важных вещей: тренируем беглость мышления, развиваем мнемические способ­ности (то есть укрепляем память), стиму­лируем воображение, а значит, и творческое мышление. Ассоциативный тренинг - важная часть многих современных систем развития творческого потенциала личности, решения изобретательских и управленческих задач.

В ассоциативном тренинге используются различные упражнения, в том числе на со­здание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Разумеется, полезно тренировать себя и в образовании на­правленных ассоциаций, когда нужно связать между собой разнородные предметы и явле­ния, создать в своем воображении яркий чув­ственный образ, чаще всего зрительный.

Итак, начинаем тренировку. Некоторые упражнения помогут не только потрениро­ваться в развитии своих ассоциативных спо­собностей, но и оценить их уровень, например скорость их образования или степень шаблон­ности.

Непроизвольные ассоциации

Для этого эксперимента желательно ис­пользовать магнитофон или диктофон. Если фиксировать ассоциации на бумаге, то оце­нить скорость их образования будет сложнее. Приготовьте еще и секундомер. Прикройте листком бумаги список слов, который вы ви­дите ниже. Готовы? Теперь откройте первое слово, включите магнитофон и секундомер. Перечисляйте в микрофон все слова, которые приходят вам в голову в связи с прочитан­ным словом (называются только отдельные существительные в именительном падеже, не фразы). На одно слово-стимул дается ми­нута. Сделайте то же по очереди с другими словами.

Впечатление

Необходимость

Календарь

Карандаш

Изменение

Эксперимент

Ожидание

Катастрофа

Влюбленность

Как оценить проделанное? Можно определить свою продуктивность в условиях непро­извольного ассоциирования (среднее коли­чество ассоциаций на один стимул). Что еще? Можете выяснить, какой тип ассоциаций у вас преобладает (о типах мы говорили раньше). Один человек на все слова-стимулы будет ре­агировать одинаково, например ассоциация­ми по смежности. Практически он перечислит то, что видит вокруг себя или на картине, ко­торую рисует в своем воображении. У другого человека может возникнуть очень мало ассо­циаций по смежности; большинство связей у него образуется, например, по контрасту. Кто- то сосредоточен на логических связях между предметами и явлениями. Есть люди, которые дают много ассоциаций, непонятных сторон­нему наблюдателю. Такой результат чаще все­го говорит об их богатом личном культурном и эмоциональном опыте.

Вообще-то оценка эмоциональной значи­мости тех или иных слов-стимулов не свя­зана напрямую с тренировкой интеллекту­альных способностей. Но вы, скорее всего, отметите разницу в количестве ассоциаций на слова различных групп. В нашем списке присутствовали три варианта слов. К пер­вому относятся те, что обозначают пред­меты, которые вы видите непосредственно перед собой (например, календарь на стене или часы на руке). Включены также слова, обозначающие объекты, отсутствующие, но знакомые и при этом эмоционально «ней­тральные» (роща, эксперимент, дорога). И наконец, слова, несущие эмоциональную нагрузку (катастрофа, влюбленность, ошиб­ка, необходимость). Возможно, резкие раз­личия в количестве ассоциаций на слова разных групп помогут вам обозначить свою эмоциональную проблему; например, если до сих пор вы не могли понять, что же за­ставляет вас испытывать душевный диском­форт, мешает решить какую-то практичес­кую задачу, является причиной конкретного конфликта в семье или на работе.

Два списка

Мы приготовили для вас несколько спис­ков слов. Вам нужно против каждого слова в списке написать другое, первое пришедшее вам в голову слово. Специально придумывать и подыскивать слова не надо. Записывать сло­во нужно так: вы ставите справа от этого слова точки, пока не возникнет ассоциация, записы­ваете ее и переходите к следующему слову из списка.

Например:

баскетбол

Апельсин

Итак, вот наши списки слов для ассоции­рования:

Поздравление

Конфликт

Карандаш

Прическа

Терроризм

Конструкция

Искусство

Поединок

Землетрясение

Телевизор

Чтобы оценить результат, подсчитаем ко­личество ассоциаций по смежности, сходству и контрасту в трех сериях. При этом можно учесть и скорость ассоциативного процесса, и особенности наших эмоциональных реакций; в этом нам поможет количество точек перед каждой ассоциацией. Не исключено, что сло­ва, вызвавшие явные затруднения в ассоци­ировании, помогут выделить какую-то вашу эмоциональную проблему.

А теперь потренируемся в образовании на­правленных ассоциаций.

Что может быть зеленым?

Для этого упражнения понадобится неболь­шая подготовка. Из бумаги нарежьте квадра­тики различных цветов или просто напишите названия цветов спектра и дополнительных цветов на листочках бумаги. Сложите заготов­ки в какую-нибудь емкость - банку или короб­ку и вынимайте карточки наугад. Допустим, это оказался зеленый цвет. За минуту вам нужно назвать все, что может быть зеленым. Можно записывать слова на магнитофон или на бумаге. Простое задание? Посмотрим! Итак, что может быть зеленым? Блузка, трава, кактус, тетрадь, континент, изумруд, крокодил, забор... Стоп, минута прошла. Попробуйте оценить количе­ство найденных ассоциаций так: сколько среди них неспецифических связей - например, блуз­ка и забор могут быть зелеными, а могут быть и любого другого цвета; сколько связей неотъем­лемых, но очевидных - например, трава, кактус, изумруд... Но особо высокой оценки заслужива­ет присутствие в вашем ассоциативном потоке оригинальных связей. Скажем, зеленым может быть континент (Австралия), лицо человека, змий как символ известного пристрастия и т.п.

Сделайте то же с другими цветами. Это упражнение стимулирует воображение, тре­нирует беглость мышления, развивает вер­бальные навыки. Через какое-то время вы за­метите, что будет расти не только количество ассоциаций в минуту, но и их оригинальность.

Упражнение прекрасно подходит и для заня­тий с детьми самого разного возраста. Его мож­но проводить и в соревновательной форме.

Если вы ставите перед собой цель трени­роваться упорно и серьезно, это упражнение можно разнообразить практически до беско­нечности. Например, вместо названий цветов использовать такие признаки, как форма, раз­мер, качество поверхности предметов, вкус, свойства характера и многие другие аспекты. Предлагаем такой список признаков:

шершавый, быстрый, колючий, тя­желый, бесконечный, медлительный, пу­шистый, хрупкий, тусклый, аккуратный, краткий, выпуклый, интересный, звонкий, простой, кривой, открытый, надежный, упругий, пресный, серьезный, хмурый, твердый, приветливый, сухой, широкий, мягкий, скучный, веселый, бугристый, яр­кий, беззаботный, громкий, холодный, вы­сокомерный, забавный и т.д.

Используйте эти признаки для тренировки, группируя их между собой или вперемешку.

Интересный вариант - ассоциирование с символическим материалом (это могут быть буквы кириллицы, латинского алфавита, арабские цифры, геометрические фигуры и тела и другие символы).

В качестве стимулов можно брать также имена людей, названия стран, химических элементов и др. Например, выясните, какие ассоциации возникают у вас:

с именами: Роман, Аркадий, Светла­на, Никита, Джордж, Елизавета, Майя, Михаил, Валентин и т.д.

с названиями стран: Испания, Англия, Россия, Кения, Индия, Никарагуа, Канада, Панама, Шотландия, Бразилия; Австра­лия, Египет, Франция, Беларусь, Италия, Хорватия, Колумбия, Палестина, Сирия, Япония, Германия, Алжир и т. д.

Ассоциации со знаменитостями

В этом упражнении предлагается сравнить известную личность с самыми разными пред­метами и явлениями, например с животным, в том числе насекомым, птицей, а также цвет­ком, деревом, предметом мебели, погодным явлением, стихийным бедствием, кулинарным изделием, временем года, транспортным сред­ством, персонажем какого-либо произведе­ния, видом спорта, музыкальным инструмен­том, предметом одежды, числом или цифрой и т.д. Выбор объектов для потока ассоциаций может быть довольно широким: популярные телеведущие, звезды эстрады, актеры, литера­турные герои, знаменитые спортсмены.

Символ профессии

Попробуйте связать каждый предмет из следующего списка с как можно большим числом известных вам профессий:

колесо, дерево, кисть, рельсы, маят­ник, дрель, зеркало, ножницы, глина, доро­га, весы, футбольный мяч, молоток, очки, гиря, лодка, экран, игла, камень, крыло.

Например, зеркало - с этим предметом связана работа парикмахера, водителя, гри­мера, микробиолога (зеркало - деталь микро­скопа), фокусника, врача-отоларинголога или стоматолога, хирурга, логопеда, актера, зер­кальных дел мастера, мебельщика, продавца в магазине одежды и т. д.

Как и многие упражнения нашего ассоци­ативного тренинга, это упражнение будет по­лезно и детям разного возраста. Если нет под рукой заранее заготовленного списка предме­тов, в качестве слов-стимулов можно исполь­зовать названия любых предметов, которые попали в данный момент в ваше поле зрения: монетка, тюбик с помадой, ключ, пластиковая бутылка, ложка, CD-диск, лампа, птичье перо, коробок спичек, часы и т. д.

Немыслимые ассоциации

Еще в 70-е годы прошлого века украинские ученые провели серию опытов по направлен­ному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевид­ная связь между этими отдаленными поняти­ями. Причем каждая промежуточная ассоциа­ция оказывается вполне естественной: пятерка - хорошая отметка, хорошая отметка - поощрение, поощрение - подарок, подарок - велосипед.

Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния меж­ду двумя понятиями.

Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». здесь мар­шрут из естественных ассоциаций может быть следующим:

небо - туча,

туча - дождь,

дождь - вода,

вода - питье,

питье - чай.

Попробуйте измерить смысловое рассто­яние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):

пейзаж - холодильник,

окурок - лягушка,

зависть - пальма,

гурман - хранилище,

багажник - младенец,

мороз - середина,

строитель - освобождение,

джунгли - рекорд,

старшина - драма,

исповедь - оркестр,

поленница - серебро,

телеграмма - легенда,

гордец - поход,

тесто - криминалист,

сокровище - змея,

ворота - литература,

минута - подосиновик,

свидетельство - рычаг,

требование - хоровод,

человечество - остров.

Между прочим, известный американский психолог С. Медник обращает внимание на важность отдаленного ассоциирования как одной из составляющих творческого потен­циала. Он предложил своеобразный тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-стимула, к примеру, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ас­социацию, которая соединила бы эти два поня­тия (в данном случае она выражается словом «зеленый»). Тест может быть и другого рода. Даются три слова, скажем: «небо», «кровь», «Дунай». Требуется придумать определение, которое подходило бы ко всем этим трем сло­вам (в данном случае «голубой»).

Идея этого теста используется в следую­щем упражнении.

Чужие ассоциации

Немного раньше мы уже потренировались в образовании ассоциаций на названия стран. Интересно, сможете ли вы включиться в ас­социативный процесс другого человека? На­сколько вы владеете общечеловеческим запа­сом ассоциаций? Попробуйте справиться со следующим заданием.

Ассоциативное мышление - это мышление, которое происходит благодаря оперированию образами, возникающими в памяти человека. Каждый образ индивидуален и вызывает другие, связан с ними известными только их обладателю связями, и черпается из личного опыта человека. Любое слово может вызывать целую картину образов, с ним связанных. На этом свойстве разума базируется память и человека. Примером ассоциативного мышления может служить ребенок, который придает перевернутому цветку значение «девушка» и оперирует далее созданными аналогиями в процессе игровой деятельности. В данном случае воображению нет предела.

Взрослый человек, например, при слове «персик» представляет себе сад, дерево, голубое небо, насекомых, летний зной, землю, запах фрукта.

Из ассоциативно – образного мышления вытекает также способность человека творить что – то новое, генерировать новые идеи. Данный вид мышления способствует благодаря созданию ассоциативных связей между предметами и явлениями, а также позволяет понять новую информацию на основе уже имеющейся. Чем большее количество различных образов мы накапливаем, тем шире и разнообразнее возможность совершения в разуме операций с их использованием, и тем лучше мы можем развить память и творческое мышление.

С помощью упражнений для развития ассоциативного мышления можно увеличить количество ассоциативных образов и связей, а значит развить свой творческий потенциал.

Как развить ассоциативное мышление?

Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций

Называем любое слово для начала цепочки, затем следующее, которое с ним ассоциируется в Вашей памяти.

К примеру: небо-птица-клюв-пища и т.д.

Упражнение 2. «Поиск цепочки ассоциаций»

Называем два исходных слова. Далее подбираем цепочку слов-образов, которая начинается первым выбранным словом и заканчивается вторым. Например, имеются два слова: дерево - дождь. Составим цепочку: дерево – плоды – засуха - дождь. Или же: сено и рояль. Цепочка: сено – коса – смерть – гроб – церковь – костел - орган - рояль.

Упражнение 3. «Сочетание по признаку»

Называем 2-3 слова, затем подыскиваем к ним несколько слов, подходящих к одному либо ко всем исходным по определениям или признакам. Например, полый и темный: куб, ведро, бочка, кувшин.

Упражнение 4. «Подходящие слова»

Выбираете 2-4 слова, затем ищем в памяти те слова, которые подходили бы к каждому взятому за основу цепочки слову одновременно. Например, исходные слова: камин – огонь – растопка. Подходящие слова: гостиная, комната, дом, ресторан.

Упражнение 5. Необычные ассоциации

Исходя из одного первого слова в цепи, подбираем оригинальные, необычные слова, дальние от него по смыслу. Например, первое слово ручка. Банальная ассоциация – тетрадь. А вот «пускание мыльных пузырей» из ее полости или «древний состав чернил» уже более необычная ассоциация.

Тест на ассоциативное мышление

Игра в ассоциации используется как метод исследования своих глубинных проблем и особенностей личности, тестирования себя. С помощью теста вы можете заглянуть в свое подсознание!

  1. Введите первые 16 слов, которые приходят вам в голову.
  2. Для упрощения ниже Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
  3. Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  4. Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
  5. Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов.
  6. Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов, из 2 слов.
  7. Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания.

Перечень букв, на которые начинаются слова-ассоциации:

Следует отметить, что ассоциативный метод исследования появился впервые в психоанализе З. Фрейда, который вывел и использовал в своей практике значение неконтролируемых ассоциаций и их цепочек как прямое проецирование глубоко внутренних, часто неосознаваемых проблем. Пройдя данный тест, Вы лучше познаете себя и корень своих проблем.

Ассоциации

Ассоциация - это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B. Главная роль ассоциаций при запоминании важных частей вашего выступления заключается в том, что мы привязываем новые знания к тому, что уже хорошо знаем и помним. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами. Для развития ассоциативного мышления также полезно развивать воображение и чувство юмора.

Упражнения

Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги - курсы - уроки - 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.

Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.

Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.

Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:

  • Русский поэт - Пушкин
  • Домашняя птица - курица
  • Фрукт - яблоко
  • Часть лица - нос

Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.

Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в по развитию памяти.

  • Читается подряд 10 слов. Слушатели должны на листочке записать все слова. Повторная попытка с новыми словами, но сначала строим ассоциативный рассказ.

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

Упражнение 1

Это известная игра, которую интереснее всего проводить в группе, но для начала рекомендуем вам освоить основные ее принципы вдвоем с кем-нибудь. Правила просты: один из играющих загадывает человека, известного всем, а другой (или другие) начинает спрашивать, с чем или кем ассоциируется этот человек, чтобы угадать, кто же именно загадан. Водящий должен сосредоточиться на загаданном человеке, тогда нужные ассоциации будут непроизвольно возникать в сознании. Если ваш партнер по игре вам хорошо известен, вы можете попытаться по окончании игры восстановить эти связующие цепочки. Точно так же можно загадывать книги, героев кинофильмов и т. д.

Упражнение 2

Это упражнение подготовит вас к процессу воспоминания информации, запомненной по принципу ассоциаций. Последите за собой: у вас постоянно возникают непроизвольные ассоциации. Остановитесь в момент, когда вы поймаете себя на этом. Попытайтесь восстановить логическую цепочку, связывающую вещи или понятия, возникшие у вас в сознании. Что лежит в основе возникшей ассоциации (сходство, контраст или смежность)?

Упражнение 3

Это еще одна игра, которая помогает тренировать память и ассоциативное мышление. Она называется «Светская беседа». Количество участников может быть довольно большим. Игроки заранее оговаривают тему будущего разговора. Первый участник начинает повествование на предложенную тему, в какой-то момент обрывает его и передает слово другому и т. д. Каждый из игроков старается увести рассказ от предложенной темы, запутывая беседу, перескакивая с образа на образ, с мысли на мысль.

Очередность вступления в беседу не оговаривается предварительно. Задача следующего игрока – распутать цепочку ассоциативных образов предыдущего рассказчика, и вернуться к начальной теме. Затем он сам выстраивает свое повествование на тех же условиях.

Приемы ассоциативного запоминания довольно просты:

1) выстраивание мысленной ассоциативной цепочки из двух или больше объектов, на одном конце которой будет то, что необходимо запомнить, на другой – некий ключ, который напомнит вам нужную информацию в нужный момент;

2) построение наглядного мысленного образа, связывающего все звенья ассоциативной цепочки воедино. На одном конце цепи вы должны поместить запоминаемую информацию, на другом – тот ассоциативный ключик, который позволит вам вспомнить ее (например, какой-либо предмет, который вам точно попадется на глаза в нужный момент).

Основные принципы, облегчающие работу с ассоциациями:

1) глубокая сосредоточенность и концентрированность при запоминании любых данных;

2) чем больше ассоциаций разного рода, связывающих необходимую информацию с различными раздражителями, тем лучше идет запоминание и тем проще данные восстанавливаются в памяти: контекст, образованный ассоциациями, подсказывает запомненное;

3) опытные мнемонисты говорят, что ассоциации должны быть оригинальными, необычными. Еще лучше, если они образуют своеобразные «сюжетные» цепочки (этот прием помогает, когда нужно запоминать списки, состоящие из пунктов ничем между собой не связанных).

Рассмотрим приемы на практическом примере. Например, вам нужно сходить на почту и отправить поздравительную телеграмму, но вы постоянно об этом забываете. Если вы собираетесь воспользоваться первым приемом, то выстройте цепочку: телеграмма – почта – голубь (ассоциация по сходству функций). Сконцентрируйтесь на том, чтобы связать звенья в единую наглядную цепь образов. Теперь, увидев на улице голубей, вы сразу вспомните о почте и телеграмме. Второй прием предлагает вам объединить все звенья в одном образе: пусть это будет голубь, держащий в руках телеграмму. Детализируйте картинку, чтобы представить ее как можно нагляднее: белоснежный голубь стучится в окно, опускается на подоконник, косит на вас глазом, а в его клюве – телеграмма. Или представьте себе бумажного голубка, сделанного из бланка поздравительной телеграммы; наверняка, вы сами делали таких в детстве. Вариантов может быть бесконечное количество, все зависит лишь от вашего воображения.

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

Что такое образное мышление у ребенка?

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка - это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк - это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное "сотрудничество" между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше - действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово "прививка", у него возникают ассоциации "боль" - "терпение" - "ограничения" - "тревога" - "боль", а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Развитие ассоциативного мышления у детей

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие "цветы"), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.