Эмоциональный интелект. Наши знания об эмоциях придётся переосмыслить. Вы доверяете интуиции

Это индивидуальная способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а так же способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Это если цитировать всемогущую Википедию и совершенно не разбираться в теме. Если же есть желания копнуть глубже, то давайте разбираться. Про IQ знают все, а вот про EQ даже догадывается очень узкий круг людей, про тех, кто знает наверняка и говорить нечего, их даже можно назвать «просвещенными». Всем нам известный IQ — это исключительно логика и чем выше его коэфициент, тем проще вам работать с логическими задачками и ребусами. Но вот эмоции — это совершенно отдельный разговор и, более того, даже другое полушарие мозга. Для этого и было введено понятие эмоционального интеллекта. Чтобы понять саму суть этого термина, попробуйте вспомнить, как часто вы злитесь на что-то и не можете четко сказать, что не так? И оттого злитесь еще больше. Было? Ага! Это скудность эмоционального интеллекта. Вы не можете описать то, что вы чувствуете. Полагаю, женщины это поймут лучше мужчин. Хотя теперь мужчины будут знать, как так выходит, что их девушки или жёны часто обижаются не понятно на что, да еще и молчат как партизаны в густом лесу. Они просто не знают, как описать те чувства, которые их одолевают.

В настоящее время нет шкалы для количественной оценки эмоционального интеллекта. Как правило, выделяют отдельные характеристики, по которым можно оценить личность:

1. Способность выражать эмоции
У большинства людей есть те или иные эмоции, которые они испытывают. Некоторые из них приходится прятать (например, как бизнесмен вынужден прятать свой страх). Добавьте к этому необходимость проявлять эмоции, которые мы на самом деле не испытываем. «Этикет обязывает продавца улыбаться покупателю, а не ощущать радость.» А есть культуры, в которых выражать эмоции просто не принято.

2. Оценка эмоций
Обратной стороной способности выражать эмоции является умение их понимать (тут-то мы и вернулись к вечно обиженным ни на что девушкам). Причем понимать как эмоции, которые испытывают окружающие, так и те, которые испытываем мы сами. Если мы оцениваем наши собственные эмоции, то тут важно обратить внимание на то, как мы строим мысли, что ощущаем. Эмоции окружающих анализируются по внешнему виду, мимике, жестам и т.д.
«Оценка эмоций интересно проиллюстрирована в сериале Lie to me.»

3. Использование эмоций в рассуждениях
Когда мы довольны жизнью и когда мы в депрессии, будет ли наша оценка одних и тех же событий одинаковой? Очевидно, нет. Будет разной и скорость принятия решений в момент злобы и фрустрации. Поэтому умение понимать, как мы принимаем решения в том или ином эмоциональном состоянии, влияет на нашу успешность.
«Эмоции влияют на способность рассуждать.»

4. Понимание причин эмоций
Эмоции — это не случайные события. Наше тело, наша психика реагируют на различные события разными эмоциями. Существуют определённые правила, по которым зарождаются те или иные эмоции. Понимание причины, по которой ваш собеседник сейчас раздражён, позволит сначала его успокоить, а потом получить то, что вы от него хотели.
«Эмоции - это эволюционный механизм, позволяющий донести до нас информацию о том, что происходит.»
5. Управление эмоциями
Не все причины появления эмоций можно изменить. Вы не можете запретить дождю идти третий день подряд, а тоску он нагоняет. Можно управлять тем, как вы проявляете ваши эмоции. Какую бы эмоцию вы ни испытывали, у вас всегда есть выбор.
Помните, что вы управляете эмоциями, а не они вами.
Как же использовать понятие эмоционального интеллекта в жизни?

Поймите ваши сильные и слабые стороны в каждой из приведённых составляющих.
Оцените окружающих вас людей по этим составляющим.
Выберите человека, с которым можно советоваться в сложных ситуациях.
Развивайте ваш эмоциональный интеллект.


Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, - так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств , определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других , недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в . Нельзя , если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером . Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Логико-математический интеллект

Он связан с и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
  • развитое ;
  • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой , анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

  • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.

Не обратите свои достоинства в недостатки
Фешенебельный пароход «Титаник» имел в корпусе 16 водонепроницаемых отсеков и считался непотопляемым. Во время первого плавания в 1912 году на борту парохода было лишь около половины от необходимого числа спасательных шлюпок. Судно столкнулось с айсбергом и затонуло. Погибло более 1 500 человек.
ПРАВИВШИЙ в древнем Иерусалиме богобоязненный царь Озия был великолепным военачальником. С помощью Иеговы он побеждал одного врага за другим. «И пронеслось имя его [Озии] далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен». Но затем «возгордилось сердце его... и он сделался преступником пред Господом, Богом своим». За свою гордость Озия был поражен проказой (2 Паралипоменон 26:15-21; Притчи 16:18).
Из этих двух случаев можно научиться тому, что, если не уравновешивать достоинства мудростью, скромностью и смирением, они легко могут обратиться в слабости или недостатки. Это очень серьезно, ведь так или иначе у каждого из нас есть свои достоинства, или дарования, и мы хотим, чтобы они приносили пользу и радость как нам самим, так и другим, особенно нашему Творцу. Конечно, нам нужно в полной мере использовать любой дар, которым нас наделил Бог, но в то же время необходимо следить за тем, чтобы этот дар всегда оставался ценным достоянием.
Например, человек, который любит свою работу, может легко превратить этот дар в недостаток: он может стать трудоголиком. Осторожного человека не так легко одурачить или обмануть, но осторожность может перерасти в боязнь принимать решения. Деловитость - прекрасное качество, но если думать только о ней и не принимать в расчет, что нас окружают живые люди, то атмосфера на работе может стать холодной и суровой, не приносящей никакой радости. Поэтому найдите минутку, чтобы подумать над тем, какие достоинства есть у вас. Хорошо ли вы ими пользуетесь? Радуют ли они других? И, что важнее всего, чтите ли вы ими Иегову, Источник «всякого даяния доброго»? (Иакова 1:17). Давайте для этого рассмотрим еще несколько примеров дарований, которые, если их не контролировать, могут обратиться в слабости, и даже в недостатки.
Мудро пользуйтесь своими умственными способностями
Высокий интеллект - превосходное достояние. И все же оно может обратиться в слабость, если мы становимся самоуверенными или развиваем самомнение, особенно когда нас чрезмерно хвалят или нам льстят. Или мы можем развить в себе умозрительное отношение к Слову Бога и к основанным на Библии публикациям для изучения.
Самоуверенность может проявляться по-разному. Например, получив задание выступить в христианском собрании - с публичной речью или с речью на Школе теократического служения,- способный человек может тянуть с подготовкой до последней минуты и, возможно, даже не станет молиться Иегове о благословении. Он полагается на свои знания и умение выступать экспромтом. Природные способности могут на какое-то время скрыть нерадивость этого человека, но без благословения Иеговы его духовный рост замедлится, а может быть, и остановится. Какое пренебрежение прекрасным даром! (Притчи 3:5, 6; Иакова 3:1).
Человек с острым умом может также развить умозрительное отношение к Библии и к пособиям для ее изучения. Но умозрение только «надмевает», или раздувает самолюбие, как мыльный пузырь. Оно не «назидает», не создает любящих христианских взаимоотношений (1 Коринфянам 8:1; Галатам 5:26). Духовный же человек, каким бы способным он ни был, всегда молится о духе Бога и доверяет его руководству. По мере того как такой человек одинаково успешно возрастает в любви, смирении, знаниях и мудрости, его сильные стороны становятся все более ценными (Колоссянам 1:9, 10).
Способность также обратится в слабость, если из-за нее у нас разовьется самомнение, отражающее недостаток скромности. Возможно, одаренный человек и те, кто ему льстят, забывают, что Иегова «не любит гордецов, считающих себя мудрее всех» (Иов 37:24, СоП). «Со смиренными - мудрость»,- говорится в Слове Бога (Притчи 11:2). Апостол Павел - хотя и был очень умным и высокообразованным человеком - говорил коринфянам: «Когда я приходил к вам, братия, приходил.

Полагаем необходимым в нашем курсе дифференциальной психологии установить и вполне нынче известное понятие эмоциональный интеллект, ибо заметна его роль не только в понимании нашего различия друг от друга, но и в общем осознании собственных эмоций.

Эмоциональный интеллект (англ.Emotional intelligence ) - психологическая концепция, возникшая в 1990 г.. и введенная в научный обиход американскими учеными П. Салоувеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет.

— по определению Майера и Салоувея — группа ментальных способностей, которые стимулируют осознание и понимание собственных эмоций и эмоций окружающих . Этот подход, считающийся наиболее ортодоксальным, получил название модели способностей.

В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие эмоциональный интеллект :

  • восприятие и выражение эмоций;
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
  • понимание своих и чужих эмоций;
  • управление эмоциями.

Эта иерархия основывается наследующих принципах.

Способности распознавать и выражать эмоции — основа порождения эмоций дня решения конкретных задач, носящих процедурный характер. Эти два класса способностей (распознавать и выражать эмоции и использовать их в решении задач) являются основой для внешне проявляемой способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции не только собственных, но и чужих эмоций.

Следует отметить, что эмоциональный интеллект в этой концепции считается подсистемой социального интеллекта.

Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя различные тестовые методики решения задач. Наиболее разработанная и сложная методика -MSCEIT . В каждой задаче, решение которой отражает развитие одною из четырех вышеупомянутых компонентов эмоционального интеллекта, имеется несколько вариантов ответа, и испытуемый должен выбрать один из них. Подсчет баллов можно проводить несколькими способами — основываясь на консенсусе (балл за отдельный вариант ответа соотносится с процентом репрезентативной выборки, выбравшей тот же вариант) или на экспертных оценках (балл соотносится с долей относительно небольшой выборки экспертов, выбравших тот же ответ).

Теперь о смешанной модели эмоционального интеллекта.

По мнению американского психолога Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект — это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих, с тем чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей. Выделяются четыре главных составляющих эмоционального интеллекта (EQ):

  • самосознание;
  • самоконтроль;
  • эмпатия;
  • навыки отношений.

Фактически одно из самых значительных продвижений в изучении эмоциональной культуры произошло в 1980 г., когда психологи Рэйвен и Бар-Он начали свою работу в этой области.

Понятие эмоционального интеллекта часто встречается в литературе, посвященной проблеме эффективного лидерства. Вышеупомянутый Д. Гоулман выделяет пятую составляющую: мотивация.

Все специалисты по эмоциональному интеллекту, говоря о наших различиях в этом аспекте, выделяют и биологические предпосылки его:

  • уровень EQ родителей;
  • правополушарный тип мышления:
  • свойства темперамента.

И социальные предпосылки развития:

  • синтония (эмоциональная реакция окружения на действия ребенка);
  • степень развития самосознания;
  • уверенность в эмоциональной компетентности;
  • уровень образования родителей и семейный доход;
  • эмоционально благополучные отношения между родителями;
  • андрогинность (самоконтроль и выдержка у девочек, эмпатия и нежные чувства у мальчиков);
  • внешний локус контроля;
  • религиозность.

Таким образом, структура эмоционального интеллекта выглядит так:

  • осознанная регуляция эмоций;
  • понимание (осмысление) эмоций;
  • различение и выражение эмоций;
  • использование эмоций в мыслительной активности.

Про эмоциональный интеллект говорят давно, так что для 60% руководителей уже очевидно, что ЭИ - очень важный показатель при выборе кандидатов на открытую должность. Чтобы оставаться востребованным на изменчивом рынке труда и конкурировать с искусственным интеллектом, сотрудникам придется развивать навыки, непосильные компьютеру и ИИ. Согласно докладу Всемирного экономического форума «The Future of Jobs», к 2020 году эмоциональный интеллект станет одним из самых востребованных качеств при устройстве на работу.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – умение человека распознавать эмоции, намерения, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Другими словами, чем лучше развит ЭИ, тем более точно человек сможет истолковать ситуацию и будет меньше подвержен стрессу.

Довольно сложно одновременно воспринимать, использовать и понимать эмоции, а также управлять ими. Обычно у человека хорошо развиты 1-3 составляющих эмоционального интеллекта.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Пожалуй, самая простая для понимания - смешанная модель. Она состоит из 5 характеристик, объясняющих ЭИ.

  • Самопознание - изучение самого себя, своих психических и физических особенностей
  • Самоконтроль - способность управлять своими эмоциями для достижения поставленных целей
  • Социальные навыки - способность успешно взаимодействовать с другими людьми
  • Эмпатия - способность определять чувства других людей
  • Мотивация - стимулы, побуждающие человека к действию

Признаки человека с низким эмоциональным интеллектом:

  • Склонны к обидам
  • Не умеют прощать
  • Не умеют сочувствовать и сострадать
  • Не умеют понимать эмоции и чувства как свои, так и чужие
  • Думают, что другие слишком чувствительны
  • Сосредоточены только на себе
  • Постоянно спорят
  • Плохо контролируют свои эмоции
  • Неспособны учиться на своих ошибках
  • Не умеют слушать и слышать

Мифы вокруг эмоционального интеллекта

Вокруг понятия «эмоциональный интеллект» накопилось уже немало мифов, теперь стало сложно разобраться, что же это такое и как его применять в жизни. Попробуем разобраться, где правда.

  1. ЭИ – это для манипуляции

Да, эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать не только свои эмоции, но и эмоции окружающих, что дает возможность управления взаимоотношениями. Но не стоит путать это с манипулированием. Согласно определению, психологическая манипуляция - социальное и психологическое воздействие, стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. А развитый ЭИ – это ровно противоположное. Никакого сокрытия, обмана или манипуляции, более того, ЭИ позволяет понять, когда манипуляция направлена на тебя.

2. Человек с развитым эмоциональным интеллектом постоянно сдерживает эмоции

На самом деле, человек с развитым ЭИ может игнорировать бессмысленное эмоционирование окружающих и включать внутреннего наблюдателя при необходимости. Это помогает сохранять спокойствие, не вестись на эмоцию, а видеть суть, которая за этим скрывается. EQ помогает понять, что за любым неконструктивным действием на самом деле может стоять позитивное намерение.

3. Эмпатия наше все

Эмпатия – это способность к сопереживанию, она помогает лучше понять чувства других. Но одного понимания, что происходит с другими, совсем не дает понимания об этом мире. Дюди с развитой эмпатией и другими недоразвитыми навыками EQ готовы сопереживать, но они совершенно не понимают, что делать дальше с этими переживаниями и эмоциями. Эмпатия без осознанности, без достаточно развитой стрессоусточивости и целеполагания может принести только вред, а не пользу.

Какие вопросы задавать кандидатам, чтобы лучше оценить их уровень эмоционального интеллекта:

Во время собеседования с потенциальным работником старайтесь задавать больше вопросов, о том, как он повёл (бы) себя в той или иной ситуации. Например:

Когда был последний раз, когда вы потерпели неудачу? Что случилось? Как вы себя чувствовали, что предпринимали?

Когда был последний раз, когда вы получали критику в свой адрес? Что вы чувствовали?

Было такое, что вы чувствовали разочарование на работе? Что вы делали в таких случаях?

Подмечайте, как кандидат описывает свои чувства и эмоции. Важно понять, способен ли он правильно интерпретировать эмоции других, анализировать свое поведение, делать из этого выводы, не обвиняя в неудачах окружающих.

Вот еще пять вопросов, которые помогут выявить кандидатов с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Также они хороши тем, что скорее всего на них вы получите максимально честные ответы.

  1. Кто вас вдохновляет? Почему?

Вы сможете понять, какие виды поведенческих отношений уважает ваш кандидат.

  1. Представьте, что вы открываете свою собственную компанию. Какие будут три её основные ценности?

Скорее всего ответ кандидата будет отражать его собственные истинные ценности.

  1. Каких навыков и опыта в какой сфере вам не хватает?

Помните, любопытство и рвение к постоянному самосовершенствованию - важные признаки того, что у сотрудника все ок с ЭИ. Если кандидат затрудняется ответить на вопрос или долго думает, скорее всего он считает, что и так уже все знает.

  1. Научите меня чему-то, в чем вы хорошо разбираетесь. Представьте, что я никогда ранее ничего не слышал об этом.

Благодаря этому вопросу вы сможете проверить несколько качеств. Умеет ли кандидат объяснить что-то простыми словами, насколько он внимателен к своему учебнику, как много времени ему надо, чтобы придумать ответ на неординарный вопрос.

  1. Назовите 3 фактора, которые больше всего повлияли на ваш успех.

Чтобы найти командного игрока, который принесет что-то положительное в компанию, очень важно подобрать человека, сосредоточенного не только на собственном успехе, но и на успехе компании. Поэтому обращайте внимание, как часто кандидат употребляет «я» или «мы» в своем рассказе об успехе. Это поможет определить, является человек бескорыстным или эгоистичным.

Тесты для измерения эмоционального интеллекта

Существует немало вариантов тестов для оценки эмоционального интеллекта кандидата. Но не надо забывать, что это не основной, а дополнительный диагностирующий инструмент. Принимать конечное решение только на основании тестов не совсем корректно, лучше использовать их для перепроверки своих предположений.

  1. Тест Майера-Сэловея-Карузо MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) - один из первых тестов, оценивающих ЭИ. Этот тест выявляет способности понимать эмоции свои и других людей, а также использовать их для решения проблем.
  2. Тест Гоулмана показывает способность человека эмоционально адаптироваться и оценивать ситуацию. Он основан на проверке наличия у человека 5 основных характеристик ЭИ. Тест состоит из 10 вопросов.
  3. Тест Холла определяет у кандидата, помимо умения распознавать эмоции и управлять своим состоянием, еще и способность к самомотивации.
  4. Тест Аспергера помогает выявить аутистические признаки, когнитивные особенности и сопутствующие расстройства. Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии. Среднее значение EQ для контрольной группы - 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом - 20.

Эмоциональный интеллект это не только то, что надо искать в кандидатах. Развитый ЭИ также поможет рекрутерам добиться успеха. Поэтому рассмотрим подробнее, как его можно развить

Хорошая новость - в отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно развить в любой период своей жизни. Если вы испытываете неловкость или дискомфорт при общении с близкими и коллегами, то при определенных усилиях и желании, его можно преодолеть, занявшись развитием эмоционального интеллекта.

  • Старайтесь анализировать свои эмоции и осознавать себя. Записывайте, что вы ощущаете, почему у вас возникло то или иное чувство и как вы себя ведёте в различных ситуациях (в состоянии покоя, наслаждения, радости, гнева и т.д.).
  • При возникновении отрицательных эмоций, ищите способ нейтрализовать их. Музыка, прогулка на свежем воздухе или чай с ромашкой - важно найти свое «лекарство» и обращаться к нему в случае чего.
  • Если спора и встречи с оппонентом не избежать, всегда старайтесь примерять на себя противоположную точку зрения, понимать, что он чувствует и озвучивать это. Интересуйте мнением других, только так можно развить эмпатию.
  • Во время общении будьте спокойны, старайтесь оставаться максимально открытым и не давите.
  • Не забывайте, что контролировать эмоции невозможно, но вы можете управлять реакцией на них. Старайтесь реагировать более сдержанно на раздражители, и всегда смотрите на причину их возникновения.

Как развивать эмоциональный интеллект внутри компании?

Уровень ЭИ внутри команды влияет на способность услышать друг-друга, нейтрализовать конфликты, ясно доносить свою точку зрения, мотивировать себя и коллег. В общем, эффективно работать. Чтобы поднять уровень эмоционального интеллекта среди сотрудников компании:

  • Убедитесь, что сотрудники чувствуют себя ценными

Если у сотрудника есть право голоса и возможность влиять на внутренние процессы компании, он чувствует себя важной и ценной частичкой компании и коллектива. Регулярно говорите с работниками о том, что они чувствуют по поводу каких-то изменений в компании. Сделайте так, чтобы они могли спокойно вам сообщить о том, что они расстроены, злы или напуганы. Не забывайте почаще благодарить коллег и напоминать о том, какой вклад в компанию они приносят.

Давать, также как и получать, позитивную и негативную обратную связь помогает работать над собой и становиться лучше. Но будьте открыты также принимать критику в свой адрес. Подвести сотрудника к оценке вашей деятельности можно с помощью вопроса: «Если ли бы ты был на моем месте, чтобы ты поменял?». Вы должны контролировать свою реакцию на все, что вы услышите в ответ. Если вам не понравилось услышанное, сперва проанализируйте, почему это вызывает у вас такую реакцию, и только потом отвечайте.

  • Сделайте тренинги по контролю эмоций доступными для всех сотрудников

Вспышки гнева, негодование и разочарование от работы часто являются результатом сдерживаемых ранее эмоций. Тренинги должны научить выражать свои эмоции словесно, спокойно решать сложные ситуации и предотвращать эмоциональные взрывы.

И в заключение

Ищите кандидатов, которые страстно любят то, что делают и сохраняют спокойствие, когда вокруг бушуют страсти. Способствуйте развитию и поощряйте рост ЭИ у уже существующих сотрудников. Не забывайте о том, что более высокий уровень эмоционального интеллекта поможет вам добиться успеха в роли рекрутера, потому что именно самосознание, эмпатия и хорошие коммуникативные навыки могут помочь вам укрепить отношения с кандидатами.

И помните, что не стоит опираться исключительно на этот показатель, в одной компании совершенно спокойно могут вместе работать люди с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта.