Отношение петра 1 к крепостному праву. Положение крестьянства, дворянства, купечества в России при Петре I. Положение крепостных крестьян


Къ 150-лѣтію отмѣны крѣпостного права въ Россіи .

Бытуетъ мнѣніе, что крѣпостное право существовало и до Петра I. Но здѣсь происходитъ путаница крѣпостной зависимости (существовавшей въ Московскомъ государствѣ) и крѣпостного права (введённаго Петромъ).
Крѣпостная зависимость - родъ обязательной службы Государю, когда крестьянинъ получалъ право жить и обрабатывать землю только на опредѣлённомъ участкѣ земли, параллельно кормя того дворянина или боярина, кому эта земля была выдана в аренду взамѣнъ за государеву службу, а также служа въ его воинской командѣ во время войны. При этомъ на личность крестьянина не было посягательствъ, онъ имѣлъ свои права, былъ субьектомъ права.
При Петрѣ I ситуація измѣнилась.

Борисъ Башиловъ "Робеспьеръ на тронѣ. Революція совершённая Петромъ, и ея историческіе результаты":
"Генеральная облава на крестьянство , - так историк Ключевский определяет политику Петра к основному классу тогдашней Руси - крестьянству.

До Петра и его преемников крестьяне в интересах борьбы за национальную независимость были прикреплены только к земле, Петр прикрепил их к помещикам, то есть создал крепостное право европейского типа. Слой воинов, получавших от государства землю во временное владение, Петр и его преемники заменяют кастой потомственных рабовладельцев.

Генеральная облава на крестьянство закончилась, по оценке Ключевского тем, что: "В результате область крепостного права значительно расширилась, и здесь совершился целый переворот только отрицательного свойства. В следствии указов Петра, колоссальный фонд государственных поместных земель сделался частной собственностью дворян. До Петра I дворяне пользовались поместными землями за свою службу государству. Пользование поместьями было видом натуральной платы за несение государственной службы. После упомянутого выше указа Петра они стали собственниками государственных земель и владельцами "крещенной собственности ".

Уступая суровой исторической необходимости, Москва, конечно, тоже закрепощает, но закрепощает не во имя привилегированных классов торговой или земской знати, а во имя жизненных интересов всей нации.

"Я не собираюсь утверждать , - пишет Солоневич в "Белой Империи", - что крепостное право в России в каких бы то ни было отношениях было хуже крепостного права на западе. Оно было лучше, и оно было мягче. Но оно имело дело с народом, у которого чувство справедливости и государственности обострено до предела. И, как это ни покажется странным, с народом, у которого чувство собственного достоинства очень значительно повышено по сравнению с неким "средне-мировым" и даже средне-европейским уровнем, - это положение я буду доказывать в другом месте ". (61)

"Русское миросозерцание , - указывает Лев Тихомиров, - начало путаться тогда, когда в него влилось слишком много чужеземного элемента, так много, что даже способность русского народа ассимилировать все, что стоит на пути, - уже не смогла справиться с этим наводнением. Именно этот период нерусского влияния внес к нам западно-европейское крепостное право. То есть заменил чисто русский принцип общего служения государству - западно-европейским "юридическим принципом частной собственности на тех людей, которые строили и защищали национальное государство ". (62)

Начало рабству русского крестьянства на европейский манер положил Петр, его преемники и в частности "Великая Екатерина", развили его и придали ему классические европейские формы.

По Уложению 1649 года крестьянин был лишен права сходить с земли, но во всем остальном он был совершенно свободным. Закон признавал за ним право на собственность, право заниматься торговлей, заключать договоры, распоряжаться своим имуществом по завещанию". (63) Комментируя эту оценку Шмурло, И. Солоневич очень метко вскрывает ложные суждения большинства русских историков о происхождении и природе крепостного строя. "Наши историки , - пишет он, - сознательно или бессознательно допускают очень существенную терминологическую передержку, ибо "крепостной человек", "крепостное право" и "дворянин" в Московской Руси были совсем не тем, чем они стали в Петровской. Московский мужик не был ничьей личной собственностью. Он не был рабом. Она находился примерно, в таком же положении, как в конце прошлого века находился рядовой казак. Мужик в такой же степени был подчинен своему помещику, как казак своему атаману. Казак не мог бросить свой полк, не мог сойти со своей земли, атаман мог его выпороть, - как и помещик крестьянина, - и это был порядок военно-государственной субординации, а не порядок рабства. Начало рабству положил Петр ".

Когда Герцен и другие западники вопили во всю глотку о "крещеной собственности", они молчали о том, что она создалась на базе принципов западно-европейского крепостного права. До Петра, вынужденные суровыми историческими условиями русские цари сокращали возможность передвижения крестьян, но никогда не лишали крестьян личной независимости. Ими была установлена крепостная зависимость, но это не было крепостное право. При Петре Первом крестьянин Посошков выражал это народное мнение, заявляя в написанном им сочинении: "Крестьянам помещики не вековые владельцы... а прямой их владелец Всероссийский Самодержец ". Западник же Петр вместе с другими заимствованиями с запада, вроде Синода, идеи абсолютизма, позаимствовал и чуждую древней Руси идею крепостного права. Петр Первый установил в России крепостное право по его западному образцу, которое вскоре после его смерти перешло в настоящее рабство, хотя и более мягкое по форме, чем на своей родине - западе, но все же рабство."

Сергѣй Алдановъ aldanov :
"...парадоксально учеба у первых капиталистических стран - Голландии и Англии - обернулась обращением к более грубой и жесткой феодальной модели, лишь внешне украшенной западными заимствованиями. Этот шаг назад и есть центр реформ.

Что кроется за словами об усилении крепостного права при Петре? Почему оно получило поддержку части общества? До Петра крестьянин уже был прикреплен к земле, и переход земли во владение осуществлялся с крестьянами, к ней прикрепленными. Но поместье чаще всего было государственным, данным помещику в пользование за службу, подати крестьянин платил самостоятельно, при этом владел имуществом, мог торговать или отходить на промыслы, переход поместий из рук в руки не затрагивал его личной жизни, и это сохраняло за ним часть независимости.

Петр передал сбор и оплату подушной подати в руки помещика, уравняв крестьян тем самым с холопами и резко изменив правовое положение крестьян. Сами поместья в 1731 году, уже при Анне Иоанновне, были уравнены с вотчинами, Это привело к тому, что часть вопросов, связанных с крестьянами, стала внутренним делом дворянских семей: крестьян стало можно переводить с земли на землю, продавать их отдельно от земли, даже разделяя при этом крестьянские семьи, сдавать в рекруты.

С точки зрения экономики крестьянин, составлявший по своему правому положению общее с недвижимостью – землей, и потому уже обладавший некоторыми признаками имущества, стал вдруг имуществом явным, причем движимым и высоколиквидным. Это и есть, фактически, главное изобретение монарха. Петр открыл для экономики примерно 5 млн. крестьян мужского пола со средней ценой примерно 20-25 рублей (женщины стоили заметно дешевле) - это 100-125 млн. рублей «имущества», которое приносило суммарный доход государству и помещику не менее 8-10% в год. Не так уж много? Как сказать. Во-первых, это имущество множилось по законам демографии. Во-вторых, цены на крестьян росли, к концу правления Екатерины II достигнув уровня примерно 100 рублей. Потому ее усилия по освобождению крестьян не имели и не могли иметь результата. За «систему Петра» были заинтересованные лица - дворяне. И она просуществовала 140 лет (1721-1861).

Рекрутчина, кстати, приносила еще больший доход крепостникам. Вскоре после правления Петра купить рекрута можно было за 120 рублей, к концу правления Екатерины уже за 400 рублей. Откупались от рекрутчины те же крестьяне, спасавшие своих братьев, но покупавшие вскладчину иной человеческий товар. Так созданная Петром экономическая система подавала руку его армии – обе имели в себе один и тот же рабовладельческий дух. Предметом торговли оказались, заметим, христиане – вот и изменение положения церкви оказалось кстати."

Крестьянство при Петре I стало ресурсом для его преобразований и реформ, подверглось жестокому обращению практически в рабское положение и зависимость от помещиков, на территории владений которых было вынуждено существовать и трудиться.

Ключевые указы

  • 1690 — Разрешение о купле-продаже поместных крестьян — дворяне получили разрешение на продажу за долги или покупку по своему желанию крестьян, проживающих на территории их поместий.
  • 1705 — Регулярный рекрутский набор — податные сословия обязывались поставлять определенное количество рекрутов для армии и флота.
  • 1718-1719 — Повторная перепись населения — в качестве податных записывали и стариков, и младенцев, холопов, поместных и вольных крестьян приписывали там, где их застала перепись. Крестьяне навечно закреплялись (закрепощались) за конкретным помещиком.
  • 1721 — Разрешение покупать крестьян к фабрикам — дворяне и купцы, жаловавшиеся на нехватку рабочих рук, получили право покупать к заводам целые деревни.
  • 1724 — Указ о перемещении крестьян — без письменного разрешения помещика заверенного подписью местного старосты или воеводы, крестьянам было запрещено удаляться от родной деревни далее, чем на 30 верст.

Крестьяне в эпоху Петра I составляли подавляющую часть населения России – около 95% (3% — горожане, 1-1,5% — дворяне). Хотя в течение XVII в. почти все крестьяне были прикреплены к земле (лишены права менять место жительства), однако, согласно выводам историков, положение крепостных крестьян в России до Петра I сильно отличалось от того, что мы видим в XVIII в.

Как писал историк Е.Ф.Шмурло в своей «Истории России», «По уложению 1649 года крестьянин был лишен права сходить с земли, но во всем остальном он был совершенно свободным. Закон признавал за ним право на собственность, право заниматься торговлей, заключать договоры, распоряжаться своим имуществом по завещаниям».

К тем же выводам пришел американский историк Д.Блюм, подготовивший специальный научный труд по крестьянскому вопросу в России. Так, он указывает, что статус крепостного в XVII в. сильно отличался от статуса раба или холопа. Крепостные подлежали государственному (а не помещичьему) суду, могли совершать сделки, владеть собственностью.

Виды крестьян

  • Посессионные — категория, введённая в 1721 году для обеспечения дешёвой рабочей силой промышленности. Являлись неотделимым инвентарем (т.е. вещью) фабрики или завода.
  • Приписные — государственные крестьяне, вместо платы налогов отрабатывающие на промышленных предприятиях.
  • Дворцовые — принадлежащие лично царю и членам царской фамиии
  • Государственные — большая часть крестьян, лично свободные, но прикреплённые к земле (не имели право переселения).
  • Однодворцы — сословие возникшее при расширении южных границ Русского государства и состоявшее из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья.
  • Холопы — лично зависимые от помещиков крестьяне, по правовому положению сравнимые с рабами.

Вплоть до царствования Петра I купля-продажа крепостных крестьян была запрещена рядом указов и Уложением 1649 г., он был первый кто санкционировал эту практику. В течение XVII в. происходило постепенное ухудшение статуса крепостных крестьян и усиление произвола со стороны помещиков. Тем не менее, сохранялись существенные различия между статусом крепостных и холопов (рабов), число которых было в целом незначительно. Наконец, в XVII в. существовала большая категория фактически свободных крестьян, живших не на землях дворян, а на государственной земле или своей собственной и не имевших никакого отношения к помещикам. В частности, практически все крестьяне Урала, Сибири и Севера России относились к данной категории.

Закрепощение крестьян

Согласно выводам историка А.Г.Манькова, в последние 10-20 лет перед началом царствования Петра I происходила быстрая деградация статуса вотчинных крестьян: они все больше поражались в правах, появились случаи их купли-продажи и, наконец, указом 30 марта 1688 г. были сняты все прежние запреты и ограничения на куплю-продажу вотчинных крестьянами. Однако число вотчинных крестьян было во много раз меньше крестьян поместных (поместья считались государственной собственностью), статус которых был еще довольно высоким, и их купля-продажа была запрещена.

При Петре I произошли сильные изменения в статусе крестьян. Прежде всего, как указывает А.Г.Маньков, указом 7 апреля 1690 г. была впервые официально разрешена купля-продажа поместных крестьян, что ранее запрещалось: как говорилось в указе, «всякий помещик и вотчинник в поместьях своих и вотчинах и во крестьянах поступиться и сдать и променять волен». Именно с этого момента начинается массовая торговля крепостными крестьянами – так, число сделок в Новгородской области в 1690-е гг. выросло в 20-30 раз по сравнению с предыдущими десятилетиями, что по мнению историков А.Г.Манькова, А.А.Шилова и Е.И.Каменцевой, было следствием именно указа 7 апреля 1690 г.

Приписные крестьяне

Кроме того, при Петре широко применялась практика «приписывания» крестьян к фабрикам и мануфактурам, что, по словам Д.Блюма, было равнозначно обращению их в рабство и принуждению к тяжелому и неприятному труду. Чаще всего «приписывали» даже не крепостных, а фактически свободных крестьян, как это было на Урале. Обычно крестьяне «приписывались» к заводу специальными указами царя.

По мнению историка Б.Н.Миронова, важной вехой в социальной истории России стали законы 1719 г. : «В 1719 г. персонально за каждым дворянином были навечно закреплены все крестьяне, жившие в его поместье, а его права над крестьянами были существенно увеличены: они приблизились к тем правам, которые до той поры имел господин в отношении своего холопа, что поставило крестьянина на грань помещичьей собственности»; «огромное негативное влияние на положение помещичьих крестьян оказало уничтожение в 1719 г. юридической грани между холопами, чье положение было действительно близко к рабству, и крепостными, чье положение до этого было близко к положению свободных крестьян…». Такого же мнения придерживается историк Е.В.Анисимова.

Дарение крестьян

Пётр I ввел практику дарения государственных крестьян частным лицам, что автоматически превращало их в крепостных. Только за 11 лет (1700-1711 гг.) он подарил, в основном своим фаворитам и вельможам, 340 тысяч десятин пахотных земель и 27,5 тысяч крестьянских дворов.

Были резко ужесточены меры против беглых крестьян. В 1698 г. был удвоен штраф за держание или укрывательство беглого — с 10 руб. по Уложению 1649 г. до 20 руб., а в 1721 г. он был увеличен до 100 руб. в 1721 г. – итого штраф за укрывательство беглого в течение царствования Петра I вырос в 10 раз. Как пишет историк Н.И.Павленко, «… законодательство первой четверти XVIII в. изобилует указами о сыске беглых. Достаточно сказать, что за это время было обнародовано 46 указов о беглых и упоминаний о них в инструкциях, наставлениях и т.д.».

Ограничение передвижения крестьян

С 1724 года было установлено правило, по которому крепостные крестьяне могли уходить из своих деревень на заработки и по другим надобностям не иначе, как имея при себе письменное разрешение помещика, засвидетельствованное земским комиссаром и полковником того полка, который стоял в данной местности. Таким образом, помещичья власть над личностью крестьян получала ещё больше возможности усиливаться, забирая в своё безотчётное распоряжение и личность и имущество крепостного крестьянина. Это означало окончательную потерю крестьянами свободы, в данном случае даже права отлучаться из своей деревни. Как пишет историк Н.И.Павленко, «Каждый крестьянин, не имевший паспорта или отпускного свидетельства от помещика, объявлялся беглым, если его обнаруживали на территории, отдаленной от постоянного места жительства более чем на 30 верст. Паспортная система затрудняла миграцию крестьянского населения и на долгие годы затормозила формирование рынка рабочей силы».

Свобода передвижения была вновь дарована крестьянам лишь спустя 100 лет, в начале царствования Николая I. Тогда же им было разрешено владеть землей, были введены строгие запреты на куплю-продажу крепостных, государство начало следить за соблюдением их прав со стороны помещиков, и их статус вернулся примерно к тому положению, которое существовало в XVII в.

В целом, согласно выводу американского историка Д.Блюма, «статус крепостного в XVIII в. был сведен к рабу».

Как указывает Е.В.Анисимов, при Петре «резко усилились барщинные отработки крепостных крестьян, норма которых, по данным Ю.А.Тихонова, приближалась к предельной физической возможности эксплуатации человека».

Прочие нововведения

Важной для крестьянства мерой Петра был указ 11 мая 1721 г, вводивший в практику жатвы хлеба литовскую косу, вместо традиционно употреблявшегося в России серпа. Для распространения этого новшества по губерниям было разосланы образцы «литовок», вместе с инструкторами из немецких и латышских крестьян. Так как коса давала десятикратную экономию труда при жатве, то данное нововведение за короткий срок получило широкое распространение, и стало частью обычного крестьянского хозяйства. Другие меры Петра по развитию сельского хозяйства, включали распространение среди землевладельцев новых пород скота - голландских коров, мериносных овец из Испании, создание конских заводов. На южных окраинах страны были предприняты меры по насаждению виноградников и плантаций тутовых деревьев.

Все это означало существенное расширение прав феодала и сужение прав крестьянства. Это законодательство явилось важным шагом по пути юридического оформления крепостных отношений в России.

Иван IV, продолжая земельную политику своих предшественников, проводил линию, направленную на ограничение прав вотчинника, уменьшении его власти. Основная идея этой политики заключалась в том, что вотчинная земля должна была служить Московскому царю, а не узкоэгоистическим интересам крупных феодалов. Ограничивая вотчинное землевладение , Иван IV одновременно насаждал и расширял поместное землевладение, сближая его вотчинным землевладением. Политика сближение обеих форм землевладения преследовала цели укрепления единства государства и самодержавной власти царя.

Политика же Ивана IV по отношению к крестьянам характеризовалась стремлением все большего подчинения их помещикам. Судебник 1550 г. внес некоторые поправки и дополнения в Судебник 1497 г. Был увеличен размер "пожилого", за ушедшим крестьянином сохранялось право на снятие урожая с поля, которое он засеял, но сохранялось обязательство платить с этой земли подать и др. Таким образом, Судебник 1550 г. создавал экономические трудности для ухода крестьянина от землевладельца в указанный срок, поскольку крестьянин должен был теперь больше выплачивать всякую повинность, чем прежде.

Позднее Иван IV проводит ряд мероприятий, направленных на укрепление экономических позиций дворянства. Важнейшим из них была отмена Юрьева дня. В 1580 г. был издан закон о "заповедных годах", т. е. годах, в течение которых крестьянские выходы были запрещены . Отмена права крестьянского выхода была объявлена временным явлением, связанным с глубоким хозяйственным кризисом 70-х - 80-х гг. XVI в. Кризис выражался в огромном упадке хозяйства центральных, северо-западных и западных районов Русского государства. Крестьянское хозяйство было разорено помещиками и царскими податями. Крестьяне уходили на восточные и южные окраины страны. Резко сократились запашки, села и деревни пустели и т. п.

Закон 1580 г. явился юридическим актом огромного исторического значения, так как означал официальное утверждение крепостного права в России в наиболее сильной форме внеэкономического принуждения. Было узаконено прикрепление крестьян к земле, что дало возможность дворянам усиливать эксплуатацию крестьянского труда.

Тогда же - в 1581 г. была начата общая перепись земель в стране, продолжавшаяся до 1592 г. Крестьяне были занесены в писцовые книги на тех землях, где их застали "заповедные годы ". Запись в писцовые книги служила свидетельством права землевладельца на крестьян, живших на его земле. А в 1592 г. был издан закон о сыске беглых крестьян , по которому крестьяне, бежавшие от владельца земли в период после 1592 г., возвращались прежнему владельцу.

Так было окончательно оформлено крепостное право в России. Закрепощение крестьянства и рост его эксплуатации в конце XVI в. подготовили грандиозную антифеодальную войну, развернувшуюся в начале XVII в. под руководством Ивана Болотникова.

К началу XVII в. основная часть крестьянства находилась в зависимости от феодалов, но официально крепостного права еще не было. И лишь в XVII в. ряд обстоятельств приводит к юридическому установлению крепостного права.

В XVII в. крепостное хозяйство все больше втягивалось в рыночные связи, все в большей мере включалось в рыночные отношения и крестьянское хозяйство. Развивалось мелкое производство - кустарничество и ремесленничество. Значительно увеличилось промышленное население городов. В связи с углублением общественного разделения труда и ростом обмена стали возникать крупные торговые центры и складываться национальный рынок.

Рост городов и промышленного населения привел к возрастанию спроса на хлеб. Поэтому феодалы стали увеличивать свою запашку, а, следовательно, и барщину . Возникла острая потребность в крестьянской рабочей силе. Между тем после Смуты и польско-шведской интервенции сельского хозяйства страны находилось в состоянии разрухи. В упадок пришли центральные районы страны, где в ряде уездов было заброшено 95 % пашен, опустели целые деревни и даже многие города. А тут еще в гг. на Руси были сильные неурожаи из-за небывалого похолодания, которое, кстати, охватило всю Европу, начался голод и хаос в экономике.

Спасаясь от голодной смерти, крестьяне стали бежать в другие, окраинные районы страны, оставшиеся стали просить помощь у феодалов в виде ссуд, подписывая за это кабальные грамоты, превращавшие их в крепостных. Стремясь найти выход из создавшегося положения, Б. Годунов даже был вынужден на время отменить "заповедные годы", восстановить Юрьев день. Были открыты государственные хлебные амбары, но это уже не могло помочь. В стране началась Смута, которая привела к усилению процесса закрепощения крестьянства.

Когда в конце XVI в. свободный переход крестьян был практически запрещен, его сменил так называемый крестьянский "вывоз " или "своз ". Богатые феодалы или их управляющие приезжали поздней осенью перед Юрьевым днем в чужие имения и выкупали крестьян, заплатив за них все долги, а затем вывозили их в свои хозяйства. На этой основе между старыми и новыми хозяевами нередко возникали ссоры и стычки, несмотря на соблюдение всех юридических условий перехода крестьян. Естественно, что это вызывало недовольство мелких и средних дворян, и они просили царя отменить такой способ выкупа крестьян. Власти пошли им навстречу, и к середине XVII в. крепостное право получило окончательное законодательное оформление.

В 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное уложение, по которому устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей, прикрепленных к феодалам. Крестьяне со своей семьей и имуществом объявлялись собственностью феодала. Вотчинникам и помещикам предоставлялась фактически неограниченная власть над крестьянами (как судебная, так и административная). Крестьяне должны были платить двойные налоги (тягло): как в пользу государства, так и в пользу помещика. Феодалам было предоставлено право вмешиваться в хозяйственную жизнь своих крестьян, руководить ею. Им было дано право полностью распоряжаться личностью крестьян, обменивать их, дарить, продавать, закладывать, бесконтрольно облагать своих крестьян различными сборами, подвергать физическим наказаниям. К концу XVII в. крестьяне приблизились к состоянию холопов. В то же самое время часть холопов стали "сажать на пашню", что сблизило их в экономическом отношении с остальными крестьянами. Но окончательно этот процесс завершился позже, в течение XVIII в.

По Уложению 1649 г. дворяне получили право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец. Фактически это сближало по статусу поместья и вотчины. Этим завершается закрепощение крестьян.

В результате укрепления феодального землевладения большая часть сельскохозяйственных угодий оказалась в руках светских и духовных землевладельцев. Феодальных владений не было лишь на севере, где проживали черносошные крестьяне. В других районах страны их почти не осталось. По переписи 1678 г. только 10,4% крестьян оставались на положении черносошных.

В связи с принятием Уложения 1649 г. наметился рост вотчинной системы. Она оказалась необычайно живучей. Сама царская власть по фискальным мотивам содействовала этому возрождению, разрешив владельцам поместий переводить их в разряд вотчин. Требовалось лишь уплатить по 1 рублю с десятины (позднее - по 2 рубля). По закону 1628 г. распродажа пустующих земель производилась в полную собственность. Вотчинники теперь также должны были нести государству службу и потому сближались с дворянами. Но главное состояло в том, что дворяне яростно добивались превращения своих поместий в наследственные владения. Соборное уложение 1649 г. создавало такие лазейки, поскольку допускала возможность передачи поместий по наследству и существование вотчин не только родовых, но и купленных и выслуженных. Поэтому во второй половине XVII в. вотчин оказалось больше, чем поместий. Кроме того, вотчины, как правило, были крупнее и компактнее. Поместные земли часто оказывались чересполосными или даже долевыми. Одной деревней иногда владели 3-4 помещика, доли которых сильно различались.

Следует также иметь в виду, что по сравнению с прежними временами вотчина в XVII в. стала иной. За два столетия она сильно измельчала, приспособилась к новым экономическим условиям. В вотчинах стала расти господская запашка. Происходило экономическое сближение двух основных форм феодального владения - вотчины и поместья.

Менялись и формы эксплуатации крестьянства. Продуктовая рента еще прочно удерживала свои позиции. Для господского стола крестьяне поставляли хлеб, масло, мясо, птицу, яйца, лен, пеньку, шерсть, рыбу, грибы, ягоды, мед, ремесленные изделия. Но одновременно увеличивалось значение и других форм феодальной ренты. Расширялась господская запашка. Еще в период зарождения вотчинного хозяйства широко использовался труд рабов - холопов. Но теперь их роль стала заметно снижаться. Их труд в конце XVII в. стал заменяться трудом "кабальных услуг ". Монастыри эксплуатировали так называемых "монастырских детенышей".

8. Усиление крепостного права при Петре I и Екатерине II

При Петре I крепостное право, зафиксированное в Уложении 1649 г., получило дальнейшее развитие.

Петр I рассматривал право дворян на владение землей и крестьянами как условие обязательной службы государству. Поэтому у дворян, не явившихся на службу, отбирались земли и крестьяне. Такие дворяне даже подвергались гражданской казни и объявлялись вне закона. Подобное понимание дворянства и его роли отличалось от того понимания, которое господствовало позже при Петре III и Екатерине II. Они рассматривали крепостное право как исключительно сословную привилегию дворян, совершенно независимую от обязанности дворян по отношению к государству.

Реформы Петра I привели к значительному усилению крепостнического права в России.

Во-первых, им была предпринята попытка стабилизировать экономически и политически дворянство. В 1714 г. Петр I, стремясь сделать дворян действительно служилым сословием, которое считало бы служение государству своим почетным долгом, издает указ "О единонаследии", согласно которому поместья должны передаваться по наследству только одному из сыновей. Этот единственный наследник освобождался от государственной службы и должен был заниматься хозяйством. Остальные сыновья должны были получить наследство деньгами и иным имуществом, и обязаны были служить в армии, при дворе, в органах управления . Принимая этот указ, Петр I преследовал две цели: 1) пока дворянин имеет твердый доход, служить он не будет, 2) дворянство является опорой царя, поэтому нельзя допускать дробление помещичьих земель и обеднение помещиков. Однако этот указ вызвал недовольство дворян, так как ограничивал их право распоряжаться землей.

Между тем этим законом был завершен происходящий ранее процесс слияние двух форм землевладения (вотчинное и поместное) в одну форму наследственного владения, хотя некоторая разница в распоряжении вотчиной и поместьем фактически еще сохранялась до конца XVII в. Тогда поместное землевладение было весьма приближено к вотчинному, поскольку, с одной стороны, по Уложению 1649 г. был установлен переход поместья к сыну вместе с обязательством служить государству. Между тем в указе 1714 г. уже нет никакого различия между вотчинной и поместной формами владения. Существенное значение здесь придавалось другому: деление имущества на движимое и недвижимое. По указу раздел недвижимого имущества (земли) между наследниками отменялся. Все недвижимое имущество переходило в руки только одного наследника, по указанию самого владельца, а при отсутствии указания - старшему сыну умершего владельца. Движимое же имущество делилось между всеми наследниками. Тем самым, у дворян, не получивших землю, появлялись стимулы к занятию полезным для государства трудом.

Новый порядок наследования противоречил установившимся традициям дворянства и потому в 1730 г. был отменен. Имения стали делиться, и это привело к еще большему усилению гнета крепостных крестьян. Как показала практика XVII в., в вотчинах, где земля переходила по наследству от отца к сыну личная зависимость крестьянина от владельца вотчины, произвол его был сильнее, чем в помещичьем имении, где само владение землею и крестьянами было временным и условным. Произошедший в XVII в. процесс сближения обеих форм землевладения означал усиление крепостного гнета, рост личной власти землевладельца. Владелец имения постепенно присваивал себе судебные и административные функции в отношении своих крепостных.

При Петре I резко возросла торговля крепостными людьми отдельно от земли, целыми семьями и поодиночке. Этому способствовал установленный порядок комплектования армии: поставка рекрутов с определенного числа дворов и разрешение в 1717 и 1720 гг. принимать рекрутов, специально купленных для этой цели.

Большую роль в укреплении крепостничества сыграла податная реформа Петра I, которая заменила подворное обложением подушным. Подушной податью были обложены, независимо от того, имеют ли они землю или находиться в личном услужении у господина. Ревизской переписью населения Петр слил в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Изыскивая средства для казни, он обратил все свободное крестьянство в крепостных и распространил на них подушную подать.

Реформа усилила крепостнический гнет, так как на помещика была возложена обязанность собирать подушную подать и вносить ее в казну, что в значительной степени усилило произвол помещика в отношении крепостных. В этом же направлении действовало введение паспортного режима в отношении крестьян. Это было одной из средств борьбы с бегством крепостных, уклонением от военной службы и тягла. Крестьянин мог теперь отлучиться из деревни лишь при наличии у него отпускного свидетельства за подписью местного администратора или помещика. Такой порядок способствовал опять-таки росту бесправия крестьян, усилению помещичьего гнета над ним.

После Петра I отличительной чертой социально-политического развития России стало значительное расширение привилегий дворянства к ужесточению положения крепостных крестьян. 18 февраля 1762 г. Петр III подписал "Манифест о вольности дворянской", который освобождал дворян от обязательной службы государству, а повинности, ранее возлагавшиеся на них законом, превращались в требования их гражданской совести. Дворяне восприняли этот указ как освобождение, от каких бы то ни было обязательств по отношению к государству.

Екатерина II, которая пришла к власти, свергнув мужа, Петра III при поддержки гвардии, с самого начала своего царствования стремилась обеспечить себе поддержку дворянства, расширяя и укрепляя их права за счет прав других сословий, прежде всего крестьянства. Поэтому при Екатерине II крепостное право достигло апогея :

1) в 1765 г. дворяне получили право ссылать крестьян на каторгу;

2) в 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на помещиков;

3) в 1783 г. было окончательно оформлено крепостное право на Левобережной Украине;

4) были приняты крайне суровые меры по сыску беглых крестьян;

5) наказанием дворян за истязания и убийства своих крепостных стали лишь церковные покаяния.

9. Отмена крепостного права. Последствия реформ

Ø деклассировании дворянства;

Ø социальном расслоении крестьянства;

Ø росте антикрепостнических выступлений крестьянства;

Ø но главное - в зарождении новых капиталистических отношений.

Этот процесс усилился, когда в 30-40 гг. XIX в. в России начался промышленный переворот.

Перед Россией встал вопрос о необходимости модернизации всех сторон жизни. Но Николай I и Александр II признавая крепостное право злом, все же считали еще большим злом отмену крепостного права. Они боялись подрыва основ самодержавия, а также помещиков и крестьян. Правительство предпочитало использовать палиотивные меры.

В 1792 г. было объявлено о монопольном праве дворян на землю. Однако развитие ТДО стало подрывать эту монополию дворян. В связи с этим правительство вынуждено было подстраиваться под происходящие в стране изменения.

1801 г. допускается свободная торговля свободных, незанятых земель, т. е. без крестьян. Было разрешено продавать землю купцам, казенным крестьянам, помещичьим крестьянам, отпущенных на волю, а также мещанам.

Т. е. земля стала товаром, т. е. вовлекаться в рыночный оборот за пределами помещичьего сословия. Это было свидетельством разложения феодализма.

1803 г. - Указ царя о "военных хлебопашцах". Он предоставил помещикам право освобождать крепостных крестьян на волю за выкуп с землей отдельным семьям и целыми деревнями по обоюдному согласию сторон.

гг. было отменено крепостное право в ряде районов: Росс. Польша и Прибалтика без земли.

1833 г. - помещикам было запрещено продавать крепостных крестьян с публичных торгов.

1842 г. - Указ об обязанных крестьянах. Он утвердил исключительную собственность помещиков на землю. Крестьянин по воле помещика мог получить личную свободу и надел земли в пользование. За это он обязывался нести в пользу помещика строго фиксированный объем повинностей.

1844 г. помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли.

1847 г. крестьянам было предоставлено право выкупа на свободу с землей при продаже имения за долги помещика. Освободившиеся крестьяне зачислялись в разряд государственных крестьян и несли все повинности, кроме уплаты оброка.

В течение гг. Россия переживала настоящий рев. Кризис, который выразился в том, что ухудшилось положение крестьян и развернулись массовые крестьянские волнения. Причина: а) увеличение барщины, оброка и натуральных повинностей. Так, за первую половину XIX в. оброк в среднем вырос в 2-3 раза. б) рост налогов. Так, при Петре I подать была установлена в размере коп. с души, а к концу первой четверти XIX в. ее размер по 3 руб. 36 коп. Налоги, оброки и различные повинности росли и усиливались, а урожайность всех с/х культур оставалась крайне низкой. Так, урожайность зерновых за первую половину XIX в. увеличилась с сам-3.5 до сам-3.6.

Огромное воздействие на кризис крепостной системы оказало поражение России в Крымской войне гг. Война легла тяжелым бременем на крестьянские плечи и вскрыла крайнюю отсталость экономики страны.

10. Особенности развития сельского хозяйства России

Земледелие

Начиналось оно в районах северо-востока и се­веро-запада Руси с подсечно-огневой системы , при которой земля освобождается от леса путем его вы­рубки и выжигания. На полученном таким образом зе­мельном участке в течение 3-4-х лет выращивали сельскохозяйственную продукцию, используя естест­венное плодородие почвы. После его утраты участок забрасывали и осваивали новый. Применение этой системы земледелия требовало огромных затрат тру­да.

Примерно в XI II вв . начинается переход к па­шенному зерновому земледелию с применением двух - или трехпольной систем . При двухпольном севообороте происходит чередование озимых и яровых культур. Трехпольная система предполагает наличие трех по­лей и последовательное чередование озимых и яровых культур и применение пара. Использование этих сис­тем позволило поднять производительность труда па­харя. Примерно со второй половины ХV в. трехполье стало господствовать. Оно не приносило высоких урожаев, но при прочих равных условиях обеспе­чивало средне достаточную урожайность в длительные временные периоды при некоторой экономии труда и более эффективное использование земель, доступных для тогдашнего крестьянина. Переход к нему обеспе­чил быстрый экстенсивный рост земледелия в ХV-ХVI вв. в большинстве районов страны. Распространение

трехпольного севооборота привело к значительному расширению ассортимента зерновых культур/свыше 30 наименований/. Не позднее ХIV в. на Руси ста­ли использовать меры по поддержанию почвы. Наиболее эффективным способом явилось унавоживание почвы. Однако из-за нехватки навоза использовались и другие приемы восстановления плодородия земли: часть используемой земли регулярно запускалась в перелог. При перелоге после снятия урожая в течение ряда лет землю оставляли на 8-15 лет для вос­становления плодородия почвы.

Традиционализм в земледелии

Культура сельского хозяйства , и прежде всего земледелия, - особая , даже уникальная область материальной культуры че­ловека. В ранний период своей деятельности чело­век практически не мог осуществлять контроль над ходом производственного процесса , который прохо­дил в форме биологического развития растений. Бо­лее того, человек бессилен в области создания оп­тимальных климатических условий для этого разви­тия. Отсюда проистекает чрезвычайно слабая взаимо­связь и взаимозависимость между вложением труда и интеллекта в земледелие , с одной стороны, и результатами этой деятельности в виде урожаев тех или иных культур или продуктивности земледелия в це­лом, с другой. Эта взаимозависимость имеет тенден­цию увеличиваться лишь в масштабе хронологических периодов . В связи с этим огромную роль играл многовековой опыт десятков и сотен поколений земледельцев. А в условиях постоянных колебаний погодных условий это тем более важно.

Вот этот громадный человеческий опыт и есть основа культуры земледелия . При этом в основной фонд земледельческой культуры включаются лишь традиции и обычаи, т. е. опыт и наблюдения не от­дельного индивида-земледельца, а совокупный опыт многих поколений . Русский земледелец, как и все земледельцы средних широт, ориентировался на до­вольно большой и сложный комплекс традиций земле­делия, который был завещан ему предшествующими поколениями. Эти обычаи, правила и традиции диктовали

беспрекословность их соблюдения. Отсюда удивительное единообразие в приемах ведения земледелия. Ви­димо, этим во многом объясняется невосприимчивость крестьянина к новым приемам агрикультуры, модерни­зации орудий труда.

Стойкость и известный консерватизм традицион­ных приемов земледелия в России, располагавшей в целом малоблагоприятными почвенно-климатическими условиями для земледелия, были усугублены рядом фундаментальных обстоятельств.

Во-первых, русское крестьянство , осваивая бес­крайние земные просторы Восточно-Европейской рав­нины, на каждом этапе развития общества получало в области земледелия такой уровень урожайности ос­новных земледельческих культур , который был явно несоизмерим с громадной массой вложенного труда .

Во-вторых , это обстоятельство издавна побужда­ло крестьянина к максимальной осторожности в "тех­нологии" земледельческой практики, т. е. делало его еще более приверженным традиции и обычаю в области агрикультуры, заставляло его в стремлении к росту объемов производства идти преимущественно по пути постоянного расширения производственных площадей . В этом кроется объективная обусловленность преобла­дания экстенсивного пути в развитии земледелии, которое приводило к освоению и вовлечению в орбиту агрикультуры громадных земельных пространств.

В-третьих , этот традиционализм в области земледелия сочетался с необыкновенным умением русского крестьянина приспосабливаться к тем или иным мест­ным условиям и даже превращать недостатки в свое­го рода достоинства . Например, крестьянин нередко использовал с выгодой для себя различия в почвах. В частности, песчаные земли весной прогревались быстрее, и на них можно было сеять чуть раньше, а зерно в этом случае получалось тяжелее. Болотные почвы давали возможность вести более плотный посев.

В-четвертых , качество земли, как известно, яв­ляется одним из компонентов природно-климатических условий земледелия. В России почв, наиболее благо­приятных для земледелия, как мы уже отмечали, всег­да было мало. Различные районы страны отличались крайней пестротой качества почвенного слоя земли. Например, в Калязенском уезде земли по Волге песча­ные и глинистые, по реке Нерли серые и иловатые, в других местах - иловатые с суглинком. Резкая разни­ца была и по плодородию земли. Лоскутный характер локализации плодородных земель практически характе­рен для всей нечерноземной полосы . В ряде районов, особенно северных, на сельскохозяйственных землях разбросано множество камней на поверхности земли,

так и находящихся внутри нее. Поэтому обработка такой земли требует огромных затрат труда.

В-пятых , нехватка труда и капитала вела к то­му, что плодородие земли падало, земли выпахивались и истощались . Поэтому русское крестьянство постоянно сталкивалось с необходимостью более или менее регулярного забрасывания старых земель и освоения новых.

В-шестых , специфика природно-климатических ус­ловий порождала и особенность земледелия в тех или иных районах. Например, специфика условий Се­вера с его коротким летом и длинным большую часть этого периода года световым днем привела к ориги­нальному принципу севооборота на не полевых пахот­ных землях, т. е. вне трехпольного севооборота. Здесь существовала с давних времен - практика сме­шанного посева ячменя с озимой рожью . После убор­ки ячменя скошенную рожь оставляли до будущего го­да. На следующий год эта рожь бывала" так урожайна и густа, что через нее с трудом можно проехать верхом... притом одно зерно дает тридцать и бо­лее колосьев", - отмечал в ХVI в. один из исследо­вателей.

Что сеяли на Руси? Основу системы трехпольно­го севооборота составляли два действующих поля - озимое и яровое, а третье поле - отдыхало: на нем почва прела, т. е. парилась и подвергалась обра­ботке пахотными орудиями, так как после зерновых куль­тур земля твердела. Орудия труда смягчали почву и освобождали ее от сорняков. Период пара использо­вался и для внесения в почву удобрений/скотский

Трехпольная система в России строилась на ос­нове многовекового опыта ведения земледелия. Она строилась с учетом трех обязательных условий.

К концу 17 века большое количество владельческих крестьян стало зависимо от землевладельцев. Различия между холопами и крестьянами было практически неотличимо. Это было связано из-за того что крестьяне брали в долг у землевладельца еду, орудия труда, деньги, а выплатить этот долг не могли. По законам того времени должник, который не может вернуть долг автоматически становится холопом того, у кого он занимал. В 1965 году Петр 1 издает указ, по которому холопы, обрабатывающие земли, должны были платить подать. Если крепостного крестьянина в холопы гнала жизнь (невозвратные долги), то холопов приравнивало к крестьянам государство. В те времена была частой практика продажи крестьян без земли, тем самым стирались отличия между крепостными крестьянами и холопами.

Подушная перепись населения

Перепись 1718 года привела к тому, что крепостные крестьяне и холопы смешались в один разряд и холопы перестали существовать, превратившись в крепостных крестьян. Указом 1719 года в списки заносились только крестьяне и холопы, обрабатывавшие земли. Но уже в 1723 года в податные списки стали заноситься все дворовые люди, даже те, которые просто служили господину и не обрабатывали земли. Если же во время переписи находились люди, которые не знали кому они принадлежат или дети, то они автоматически отдавались тому помещику на чьей земле они находились в тот момент. Позже в подушные списки попали отставные военные – солдаты, матросы, пушкари, стрельцы.

До 1722 года вольные и гулящие люди, а в этот разряд входили – вольноотпущенные холопы, кабальные холопы, обретшие свободу по случаю смерти хозяина, и все другие люди, чья судьба выкинула их из его разряда, не вносились в подушную перепись. Но Петру 1 это не нравилось и он решил извлечь выгоду из этих людей. Теперь всему этому разряду людей должно было найти себе помещика или пойти на службу. Если на службу он не годился, а помещик его брать не хотел, то его ссылали на галеры.

Первая перепись населения при Петре 1 привела к введению подушной подати. Теперь подать бралась не со двора как раньше, а с каждой «души» (с человека). Ответственным за платежеспособностью оставались все те же владельцы земель на которых находились налогоплательщики.Петр 1 пошел дальше. Указом от 5 февраля 1722 он обязал подушную подать платить самим помещикам, тем самым усилив власть над крестьянами. Теперь помещик полностью мог забирать имущество и саму личность крепостного крестьянина без какого-либо отчета, потому что платил подать он за крестьянина.

Крестьяне с тех времен стали делиться на: крепостных крестьян, монастырских крестьян и государственных крестьян.

Положение крепостных крестьян

Петр 1 старался как-то облегчить сложную жизнь крепостных крестьян, даже позволяя выйти из крестьянства при определенных условиях. Если крестьянин надумал идти на военную службу, то он мог сделать это без разрешения своего господина. Некоторые крестьяне довольно неплохо вели торговлю, и при крупных оборотах товара они могли приписаться к любому городу без разрешения помещика. Оброк он платил как и раньше и помещик не мог увеличить оброк из-за переезда его крестьянина. Чтобы развивать строительство флота в Петербурге Петр 1 разрешил всем людям, которые работали над строительством судов, записаться в вольные плотники. Тем самым крестьянин и его семья автоматически освобождались от крепостного состояния. Жить они были обязаны в специально построенных для них избах в Петербурге. Также Петр 1 приказал подготовить новое Уложение взамен «Соборного Уложения», чтобы крестьян не продавали в больших количествах как скот, но если и продавали, то семьями, а не в разнобой. Но этого не произошло, так как новое Уложение в свет не вышло.

Положение государственных крестьян

Государственные или казенные крестьяне – группа свободных крестьян, появившихся в результате податной реформы 1723 года. По данным переписи 1724 года казенные крестьяне составляли около 19 процентов от населения страны. Кроме подушной подати, государственные крестьяне обязаны были выплачивать оброк стране. Государственные крестьяне могли выступить в суде, владеть собственностью, заключать сделки, крепостные крестьяне этого права не имели. Земля, на которой трудился казенный крестьянин, принадлежала государству, но крестьянин мог ей пользоваться и совершать сделки как владелец земли. Но имея все эти привилегии государственный крестьянин принадлежал общине и мог быть отдан помещику в качестве крепостного, но это случалось крайне редко.

Результаты сословной политики Петра 1 для крестьян

Самым главным результатом сословной политики Петра 1 стало объединение землевладельческого класса. Теперь крепостные крестьяне разделялись на – принадлежавших своих помещиков и принадлежавших государству. Обе группы крестьян записаны в ревизские списки и платят подушную подать. Если ранее до правления Петра 1 подать брали с территории обрабатываемой земли, то крестьяне старались уменьшить количество обрабатываемой земли, чтобы платить меньшую подать. Позже, ввелась подать с двора, и крестьяне стали объединяться на небольшой территории, чтобы опять же снизить размер подати. Введенная Петром 1 подушная подать позволила крестьянам возделывать большую территорию, что благоприятно сказывалось на земледельческой отрасли в России.

Но с другой стороны ухудшилось положение крестьян в сторону большей зависимости от помещиков. По указу Петра крепостными становились все те, кто находился во время переписи на территории помещика. Выхода из крепостных не было. При Петре 1 исчезли холопы, гулящие люди, задворные – все они по результатам ревизии становились крепостными того, на чьей земле они находились во время той самой ревизии.

(продолжение)

Мы уже видели, что созданное в XVII в. прикрепление крестьян к земле на практике в конце века перешло в личную зависимость крестьян от землевладельцев. Крестьяне, как холопы, продавались без земли. В то же время лично зависимые люди – холопы – по воле господ садились на пашню и своей жизнью и хозяйством ничем не отличались от крестьян. Правительство еще до Петра I заметило таких холопов ("задворных людей") и облагало их наравне с крестьянами государственными податями. Выходило так, что землевладельцы стремились сравнять крестьян с холопами, а правительство – холопов с крестьянами. Результатом этого было то обстоятельство, что и крестьяне, и холопы чрезвычайно сблизились между собой на деле, хотя строго различались по закону, Петр застал это положение и смешал крестьянство с холопством в один податной и зависимый от землевладельцев класс. На этом основании многие думают, что Петр вместо бывшего прикрепления к земле создал крепостное право на крестьян. Но предыдущее изложение показывает, что это неверно: на деле крестьянин становился в личную крепость от землевладельца еще до Петра. С другой стороны, в законодательстве Петра нет ни одного указа, отменяющего прикрепление к земле и устанавливающего крепостную зависимость личную; крестьянин и при Петре оставался гражданином.

Смешение крестьян и холопов произошло не на основании прямого об этом закона, а как следствие податной реформы Петра I. До Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной и подворной подати ввел подушную. По новейшим исследованиям, это произошло так: Петр I желал разместить армию на постоянные квартиры в различных губерниях и содержание полков возложить на население того округа, где стоял полк. Для этого признано было нужным высчитать сумму, необходимую для содержания полка, перечислить всех податных лиц в округе и рассчитать, сколько каждое лицо повинно было внести денег на содержание войска. С 1718 по 1722 г. производилась перепись податного населения и ее поверка – "ревизия"; сперва писали крестьян и холопей пахотных, потом стали писать в "сказки" и непахотных зависимых людей; наконец, стали записывать и "гулящих" (не приписанных к сословиям) людей. Эта перепись получила официально название ревизии, а переписанные люди носили название "ревизских душ". Всякая ревизская душа облагалась одинаковой податью, а ответственность в исправном поступлении подати возлагалась на землевладельца. Таким образом землевладелец получал совершенно равную власть и над крестьянином, и над холопом. Здесь и заключалось основание последовавшего за этим фактического уравнения крестьян с холопами. Но по закону крестьянин рабом не становился; владельческие крестьяне сохраняли гражданские права: за ними закон признавал гражданскую правоспособность и дееспособность, они могли даже вступать с казной в подряды и договоры. В глазах законодателя и холопы уравнивались с крестьянами. Но на практике податная ответственность землевладельца за крестьян и право суда над крестьянами, оба эти явления, существовавшие помимо закона; по обычаю, давали помещикам такую власть над крестьянином, что в их глазах крестьянин становился равным холопу. Уже при Петре I началась продажа крестьян без земли не только семьями, но и в розницу, и Петр напрасно прилагал старания прекратить этот обычай.

Таким образом, при Петре I, как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холопов стремился привести в одно положение с крестьянами под общим термином "подданных" шляхетства. Но шляхетство, получая от правительства власть над "подданными", смотрело на крестьян, как на холопов, и на практике обращалось со всеми своими "подданными", как с холопами. Стало быть, новых начал в положение крестьян владельческих при Петре внесено не было. Новостью являлась при Петре лишь система подушной подати , заменявшая древнее прикрепление к земле началом личной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца. Но эта личная зависимость существовала и в XVII в. уже до Петра.

Не одни владельческие крестьяне составляли крестьянское сословие. Кроме них в качестве податного класса граждан при Петре существовали: 1) крестьяне черные или черносошные, жившие на государственных черных землях и оставшиеся при Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее; 2) крестьяне монастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казенное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии); 3) крестьяне дворцовые, обязанные различными повинностями ведомству двора государева; 4) крестьяне, приписанные к фабрикам и заводам; этот разряд крестьян создан был указом Петра 1721 г., которым разрешалось владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) покупать деревни и людей к фабрикам; наконец, 5) однодворцы – класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимущественно, границам Московского государства для их защиты. При Петре они были записаны в ревизские "сказки", платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.