Об инклюзивном обучении и доступной среде. Новые здания школ и детских садов

Каждый ребенок с инвалидностью должен пойти в школу. Мировой опыт показывает, что лучше всего для ребенка с инвалидностью учиться в обычной школе вместе с детьми без инвалидности,так как это повышает уровень социализации. В школе за счет конкуренции и отсутствия "особого", жалостливого, отношения уровень образования выше, у ребенок становится самостоятельным.

Школа доступная для ребенка с инвалидностью, когда он может физически в нее попасть (есть пандусы, лифты, поручни, тактильная плитка), он может беспрепятственно передвигаться по школе и когда его безопасности в школе ничего не угрожает - все аварийные выходы доступны.

Все дети разные: кому-то нужна гимназия, кому-то лицей, а кому-то- школа здоровья. Посмотрим на доступность московских школ по типам : В Москве нет проблем с доступностью школ лишь для инвалидов по слуху. Для остальных категорий количество доступных школ мало: для инвалидов-колясочников доступны 5% школ, для инвалидов-опорников- 13%, для детей с проблемами со зрением меньше 1%. Нет разницы между типами школ: гимназией, лицеем или школой здоровья- процент низок везде.

Если по типам школ неравенства нет, то можно говорить о географическом неравенстве: количество доступных школ сильно отличается по округам . Так для инвалидов-колясочников доступна лишь одна школа в Северо-Западном округе и две школы в Северном, а в Зеленогдраде доступных школ нет. Для детей с инвалидностью по зрению нет доступных школ в Северо-Западном, Юго-Западном и Зеленоградском округах, а максимальное количество доступных школ в одном округе- две. Если посмотреть доступность по районам Москвы, то ситуация выглядит еще более серьезной: лишь в 34% районов есть школы, доступные для детей с инвалидностью, использующих инвалидные коляски, и лишь в 5% районов для инвалидов по зрению. Для родителей детей с инвалидностью именно географическая недоступность школ может стать решающим моментом при выборе между домашним обучением или школой-интернатом и инклюзивной школой: тяжело возить ребенка с первого класса в другой район, а тем более округ, особенно учитывая, что общественный транспорт Москвы не приспособлен для колясочников и людей с двигательными нарушениями и плохо приспособлен для людей с проблемами со зрением.

Основываясь на данных от Департамента социальной защиты населения о количестве детей с инвалидностью в возрасте от 7 до 18 лет по округам Москвы, мы посчитали, сколько детей с инвалидностью приходится на одну доступную школу . Видно, что для детей с инвалидностью по слуху все более или менее хорошо, однако для остальных трех групп ситуация непростая. Инклюзия предполагает, что соотношение детей с инвалидностью и без в школе близко к соотношению людей с инвалидностью и без в целом в городе. Если на одну школу в округе приходится 140 инвалидов-колясочников, такое соотношение не соблюдается.Более того, это может создавать некомфортные условия для детей без инвалидности.

Фонд «Детям о детях» благодарит за помощь в предоставлении информации Департамент информационных технологий города Москвы и лично Фоста Ивана Дмитриевича, Прохорова Юрия Николаевича и Гаврикова Михаила Александровича и Департамент социальной защиты населения города Москвы и лично Хачатурова Апета Альбертовича.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Идея школы со спортивным уклоном. Решение генерального плана. Объемно-панировочные и конструктивные решения зданий специализированных общеобразовательных школ. Функциональные зоны пришкольных участков. Зарубежные примеры школ. Учебные классы и помещения.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2015

    Анализ основных факторов, оказавших влияние на формирование пространственной организации Москвы. Изменение плотности жилой застройки, запланированное Генеральным планом города. Рекомендации по повышению эффективности системы градорегулирования города.

    диссертация , добавлен 22.01.2016

    Показатели удалённости районов проживания от центров жизнеобеспечения. Составление картограмм доступности территории микрорайона относительно остановочных пунктов и схем функционального зонирования территорий. Уровень благоустройства микрорайона.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Развитие архитектуры общеобразовательных учреждений в современный период. Разработка проектов школьных зданий и школ-интернатов. Создание учебных кабинетов и лабораторий, спортивного зала, библиотеки, помещения общественных организаций и медобслуживания.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2016

    Анализ практики проектирования квартиры. Общие требования к функциональным процессам, путям эвакуации, противопожарным мероприятиям, доступности для маломобильных групп населения. Архитектурное решение проекта. Современные строительные материалы.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2015

    Анализ природных и антропогенных условий территории города. Правовые аспекты территориальной планировки. Определение общей площади селитебной территории городского поселения. Зонирование территории. Организация жилой и общественной застройки микрорайона.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    История формирования ансамбля Красной площади в Москве. Общая характеристика архитектурного ансамбля. Культурный контекст и особенности архитектурного ансамбля. Сводный анализ степени взаимозависимости композиционной и семиотической составляющий ансамбля.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Анализ природных и антропогенных условий территории. Организация жилой и общественной застройки микрорайона, определение численности населения и жилого фонда. Функциональное зонирование территории. Зона общественного центра, школ и детских садов.

    контрольная работа , добавлен 02.11.2011

Лучшим способом создания доступной среды является учет ряда особенностей людей с физическими, сенсорными и когнитивными нарушениями еще на этапе проектирования строительства или реконструкции. Однако это не значит, что не нужно менять уже существующие сооружения. Но при этом, так же, как и при строительстве, прежде всего возникает необходимость в создании такого проекта реконструкции, в котором изначально был бы учтен фактор инвалидности.

Это означает такое формирование окружающей среды, которое могло бы оказать нынешнему и грядущему поколениям равные шансы на получение образования и участие в социальной, экономической и культурной деятельности, независимо от возраста, пола, индивидуальных качеств или культурных корней.

Рон Мейс, профессор архитектуры Школы дизайна государственного университета штата Северной Каролины, основал Центр универсального дизайна доступной среды и ввел термин «универсальный дизайн доступной среды», который был адаптирован Национальным центром доступа к общей образовательной программе, как «универсальный дизайн доступной среды для обучения».

Согласно Центра универсального дизайна «намерение универсального дизайна доступной среды для обучения заключается в облегчении жизни каждого, потому, что продукты, коммуникации и окружающие здания становятся более пригодными для использования большим количеством людей, и это стоит немного, или даже ничего. Доступная среда для обучения приносит пользу людям любого возраста и возможностей». Это функциональное определение создает основу всех измерений доступной среды для обучения: среда и продукты создаются с самого начала с предоставлением доступа широкому кругу пользователей, несмотря на то, есть у них инвалидность или нет.

Архитектурно доступные школы это...

  • Обеспечение равных возможностей в реализации права на образование для всех детей.
  • Учет потребностей всех пользователей: детей, учителей, родителей.
  • Поддержка политики, которая способствует внедрению инклюзивного обучения.
  • Безопасная среда для всех детей и взрослых.
  • Улучшение функциональности объекта для всего сообщества.
  • На стадии проектирования - это сбережения средств до 40%.

Независимо от масштаба - «мелкие» работы, реконструкция или строительство новой школы - проект по созданию архитектурно доступной школы должен включать в себя следующее:

  1. Распределение обязанностей и ответственности. Обязанности должны быть четко распределены с самого начала. Определено, кто несет общую юридическую ответственность, кто утверждает расходы, и кто имеет право давать рекомендации по разработке проекта обеспечения архитектурной доступности.
  2. Исходное исследование. Проведение аудита доступности и определение, что именно нужно для создания архитектурной доступности, учитывая:
  • существующие и будущие потребности детей с особыми потребностями и взрослых;
  • результаты консультаций со специалистами по обеспечению архитектурной доступности;
  • включена ли реконструкция школы в бюджетное финансирование; нужно ли привлечение донорских средств.
  1. Проведение консультаций.

Стратегические потребности, цели, стоимость бюджетов и т.п. определяются путем проведения консультаций, например, с лицом, ответственным за образование.

  1. Создание команды.

Директор школы создает команду: определяет ответственного работника от школы, приглашает архитектора, специалиста по вопросам инвалидности (архитектурной доступности), представителей пожарной безопасности, здравоохранения, представителей родительского комитета (при необходимости) для согласования и дальнейшей реализации проекта по обеспечению архитектурной доступности школы.

  1. Обеспечение достаточного финансирования.

Обеспечение достаточного финансирования и ресурсов особенно важно для того, чтобы потребности всех детей были учтены, и были достигнуты хорошие практические результаты. Возможно, придется совмещать финансирование из разных источников, поэтому важно с самого начала сделать правильные расчеты и заложить все расходы.

  1. Внедрение.

Координация действий и усилий всей команды. Согласование сроков выполнения проекта. Прозрачность и открытость действий. Контроль за выполнением проекта со стороны директора школы.

Начиная работать над вопросами архитектурной доступности школы нужно:

Воспринимать это - быть осведомленным в вопросах инвалидности, инклюзивного обучения, существующих государственных строительных норм, основных принципов доступности и доступной среды.

Понимать - что означает архитектурная доступность школ и для чего это нужно, а главное - как использовать принципы доступности и доступной среды. Например, «швеллерная доступность», пандусы, которые не соответствуют государственным строительным нормам, отсутствие туалетов наносят вред всему процессу.

Использовать это - чтобы каждый ребенок и взрослый человек были в состоянии добраться до школьного помещения (класса) и взаимодействовать с окружающими. Например, дети, которые пользуются инвалидной коляской, должны не только иметь доступ к классам, но и свободно чувствовать себя за партой, в мастерской, на школьной площадке и тому подобное.

На пути к архитектурно доступной школе

Первое, на что стоит обратить внимание, - это на обеспечение детям и взрослым с инвалидностью свободного перемещения по школьному двору. И здесь сталкиваемся, так сказать, с первым подводным камнем. В этом определении - «свободное перемещение» - заложен один из самых главных принципов доступности: «свободное», в данном смысле является синонимом слову «самостоятельное». Без опеки, без сопровождения, без помощи. Это значит иметь свободу в перемещении такую же, как и другие дети, у которых нет никаких функциональных ограничений.

Что же может стать препятствием на пути движения людей с инвалидностью? К сожалению, таких препятствий множество. Узкий проход через входные ворота или калитку помешает людям в инвалидных колясках, или тем, кто пользуется ходунками или костылями. Иногда при входе в школьный двор, в проеме ворот, существует высокий порог, который также помешает свободному и безопасному проходу не только для людей с ограниченным зрением или нарушением опорно-двигательного аппарата, но и для всех остальных людей.

Следующая проблема - выбоины, ямы, щели на пешеходных дорожках, а также свисающие над дорожками ветви зеленых насаждений (деревья, кусты и т.д.). Такие, на первый взгляд, «мелочи» чаще всего становятся крупнейшими барьерами на пути движения маломобильных пешеходов. Более того, эти барьеры кроют в себе опасность травмирования всех людей, а не только людей с инвалидностью.

Форма и конструкция поручней

  • Форма поручней должна быть трубчатой или овальной в разрезе, также следует избегать острых краев.
  • Диаметр поручней должен составлять 40 - 50 мм.
  • Поручни должны быть изготовлены из материалов, которые обеспечивают надежный и простой захват, таких как дерево, нейлон или иметь защитное напыление.
  • Поручни должны крепиться на скобах, которые не препятствуют постоянному контакту с перилами.

Настенные поручни

Расстояние между перилами и стеной должно составлять 40 - 50 мм для ровных стен и 60 мм для стен с грубой текстурой.

В тех случаях, когда перила полностью утоплены в стену, расстояние минимум 0,15 м должно быть между краем перил и краем углубления в стене.

Закон о территориальной доступности школ.

Это означает, что преимущественным правом при записи в школу будут пользоваться жители соседних с ней домов. Определять расстояние и прикрепленные дома поручат муниципалитетам, которым школы подчиняются. В Москве, к примеру, всегда были так называемые закрепляемые за школой территории. Кроме того, преимущественным правом пользовались братья и сестры тех, кто уже учится в школе, и некоторые другие категории. А в этом году разгорелся скандал. Прокуратура сочла постановление московских властей о закрепляемых территориях незаконным. Аргумент - Конституция гарантирует всем равное право на обучение, и каждый волен выбирать ту школу, которая ему нравится.

Пока тянулось разбирательство, учебные заведения записывали детей так, как считали нужным. Одни - по Конституции, и тогда родители ночами дежурили, чтобы быть первыми в списках. Другие - по старому "дворовому принципу". А третьи вообще брали только тех, кто посещал "дошколки" и подготовительные отделения. Были случаи взяточничества: за запись ребенка в школу директора вымогали деньги - открыто или под видом помощи школе. В Екатеринбурге, например, дело закончилось мордобоем, когда родители, дежурившие в очереди у гимназии три дня, попытались взять ее штурмом. В знаменитой московской школе № 109 в очередь записывались за несколько дней до официальной даты начала приема. Причем, отнюдь не только жители юго-запада столицы. А все, кому хотелось отдать ребенка в престижное заведение. Сейчас законом закреплен "дворовой принцип". Не ясно, правда, существующее закрепление домов за учебными заведениями будет пересматриваться в Москве или нет?

Что считается пешеходной доступностью до школы? По СанПиНам в городе это расстояние не больше 500 метров. В некоторых регионах, например в Коми, Бурятии, школы должны быть ближе. Если речь идет о первоклашках, то расстояние до школы не должно быть больше 300 или 400 метров.

В селе нормы другие. На большей части России ученики младших классов не должны идти до школы больше 2 километров, для средних и старших - не больше 4 .

прямая речь

Григорий Балыхин , председатель Комитета Госдумы по образованию:

Территория, которая закрепляется за школой, будет рассчитываться исходя из СанПиНов. В Москве так и было, но московский закон был нелегитимен. Сейчас мы узаконили это положение. Ведь как получалось? В хорошую школу, которая находилась рядом с домом, нельзя было попасть, потому что туда брали за взятки и подарки, а сейчас есть гарантия того, что ребенка, проживающего на закрепленной территории, обязаны будут записать в школу.

Если в школе останутся свободные места, то на них возьмут детей из других районов. Нужно иметь в виду, что муниципалитеты теперь обязаны вести учет детей в детских садах и знать, сколько первоклассников может прийти в школу. Закон скоро вступит в силу, давайте подождем хотя бы год, но если что-то не будет получаться, можно внести поправки и все учесть.