Некрасов кому на руси хорошо поэма анализ. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов. Основная сюжетная линия

Долгожданная отмена крепостного права принесла свободу крестьянам. Но стал ли народ жить хорошо и счастливо? Вот основной вопрос поэмы, на который пытается ответить Некрасов.

Поэма создавалась в течение 14 лет и была завершена в 1877 году. Поэту не удалось довести до конца задуманное – он умер. Сам Некрасов определил жанр произведения – поэма-эпопея. Сюжет очень простой – семеро мужиков решили выяснить независимо друг от друга, как живётся на Руси. Они отправились в разные стороны.

Встречаются с разными людьми - поп, помещик, нищий, пьяница, торговец. И говоря современным языком, «берут у них интервью». Главное действующее лицо поэмы – русский народ. Мужики наделены общими чертами, нет портретного описания. Образ их собирательный, любой человек из народа вполне мог подойти под описание одного из семи мужиков.

Какие же проблемы могут быть у свободного теперь народа? Житейские – пьянство, человеческие грехи, проблема свободы и бунта. Некрасов первым обозначил проблемы русской женщины. И самая главная проблема – проблема счастья. Каждый её понимает по-своему. Для попа и помещика счастье – это личное благосостояние, почёт, денег побольше.

У мужика своё счастье - это череда несчастий. То медведю в лапы попался, то на службе попал под горячую руку начальника. Главный ответ на вопрос о счастье даёт Гриша. Это и есть главная мысль поэмы – счастлив тот, кто живёт не ради себя, а ради общества. Не напрямую, но Григорий призывает всех любить свой народ и бороться за его счастье.

Поэма и актуальна в наши дни. Юридически русский народ свободен. Но счастлив ли он от того, что видит вокруг себя. Если бы отправить тех семь человек в разные стороны, чтобы они увидели? Заброшенные колхозные поля, полуразрушенные дома в деревнях. После войны так не жили. Закрытые почты и школы, детские садики, медпункты (оптимизация здравоохранения), полное отсутствие работы в деревнях, поголовное пьянство, приводящее к смертоубийствам. Молодежь не хочет возвращаться в деревни.

Мужики, как и в былые времена, отправляются на заработки в далёкие края, не видят семьи, не принимают участия в воспитании детей. Они предоставлены сами себе, чувствуют себя брошенными и никому не нужными. Расстреливают в школах учителей и своих одноклассников.

Так кому же на Руси жить хорошо? Вопрос так и остаётся без ответа.

Вариант 2

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» появилась, как раз во время отменены крепостного права. Автор работал над ней около десяти лет. Конечно же, он не успел ее дописать, но все равно она является законченной. Некрасов не смог остаться в стороне. После него его дописывали и собирали материал лучшие друзья и родственники. Многим читателям очень даже нравится данная поэма и до сегодняшнего времени остается популярной и знаменитой. Хотя данное произведение является тяжелым для восприятия и не многие могут его понять с первого раза. И для того чтобы понять его смысл, нужно сделать анализ.

Началась поэма с того, что на столбовой дорожке встретилось несколько мужиков. Вот только читатели не знают характера каждого из них. Но все равно у них прослеживается упорство в том, что они не собираются соглашаться с чужим мнением, а стараются отыскать свою правду. Все остальные жители деревни описаны здесь немного подробнее. Каждый из них начал рассказывать, как живется тому или иному человеку на Руси. Конечно, сколько человек столько и мнений и поэтому постепенно разговор перешел в спор.

В итоге они ни к чему не пришли, ведь каждый человек остался при своем мнении. А для того чтобы отыскать ответ на этот вопрос они решили отправиться путешествовать по всему миру. На пути они встречают разных людей, и каждый новый человек рассказывает про свою жизнь. Они встречаются сначала в батюшкой, он рассказывает о своей жизни. Дальше они встречают пьяницу, у которого имеются свои взгляды на жизнь. После этого они встречаются с нищим человеком, который обижается на жизнь, ведь она у него несладкая.

Автор впускает читателя с жизнью каждого из людей, которые встречаются поэме. Бедному человеку порой бывает очень тяжело работать и достать себе копейку на жилье. А вот барин вообще ни о чем не заботиться, ведь у него все есть, да и денег полные карманы.

Многим может показаться, что здесь нет ничего сложного, да воспринимается она легко и просто, но на самом деле это не так.

Среди всех мужчин именно Гриша отыщет ответ на этот вопрос. Кроме этого ему удастся отразить все, что людей ожидает в будущем.

В самых тяжелых или непростых ситуациях весь народ объединяется и тогда решение приходит само собой, да и справиться с этими проблемами бывает намного проще, чем раньше. Помещик не дает покоя никому в этой деревне и когда он умирает, то все просто облегченно вздыхают.

Часто в народе встречаются и проблемы, которые они решают вместе. Частенько в деревне происходят пьянки, люди делятся друг с другом счастливыми моментами.

Гриша всегда жалел свою мать, которой часто доставалось от своего мужа. А когда он вырос, то стал жалеть родину, в которой живет. Он верит в то, что если человек будет думать не о себе, а о других людях, то вскоре станет счастливым человеком. Он всегда любил свой народ и делал все для того чтобы защитить его во всем и всегда и решать их проблемы.

В конце можно понять, что, не смотря на то, что произведение является неоконченным, но все равно представляет большую литературную ценность. И на сегодняшний день она актуальна.

Кому на Руси жить хорошо - Анализ

В 1861 году в России наконец была осуществлена реформа - отмена крепостного права. Всё общество было крайне оживленно данным известием. Однако, несмотря на данную царем свободу, многие люди всё же задавались вопросом: "А счастлив ли народ после произошедших реформ?" и "Наблюдается ли в обществе подлинная свобода?". Горячо любивший простой люд Некрасов, несомненно, не мог проигнорировать такое важное событие как падение крепостничества. Спустя два года после выхода манифеста, он берётся за написание поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Она показывает жизнь российского народа после произошедших реформ. Это творение Некрасова считается наиболее значительным - оно и в современности пользуется огромной популярностью. На первый взгляд читатель может выявить что сюжет произведения незамысловат и примитивен, но произведение это является очень витиеватым для восприятия. По этой причине разумным будет провести анализ поэмы - с помощью него можно вникнуть в глубокий смысл произведения, определить поднятые в нём проблемы.

"Кому на Руси жить хорошо" - произведение, которое создавалось литератором Николаем Некрасовым в период 1863 и 1877 год. Как свидетельствуют его близкие люди и современники, идея, замысел появился у Некрасова еще в середине ХIX века. Талантливый поэт ставил своей целью вложить в поэму абсолютно всё что ему известно о народе, всё что он слышал от него. Но завершить произведение у Некрасова не получилось ввиду кончины, вышло лишь несколько частей произведения с прологом.

На плечи издателя поэмы легла тяжелая задача - решить, какую последовательность будут иметь части поэмы, ибо у Николая Некрасова они не были объединены в одно целое. Чуковский разобрался с этой проблемой, проанализировав работы писателя, он пришел к мнению, что лучше всего будет печатать разрозненные части в таком виде, в каком они представлены нынешнему читателю.

Существует множество споров, о том к какому жанру относить поэму. Это по мнению людей и поэма-путешествие и Русская Одиссея, существует и другие определения. Всё же подавляющее большинство критиков единогласно твердят, что "Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. Эпопеей творение называется потому что отображает быт целого народа, в определенный важный период истории - войны, различные социальные катаклизмы. Литератор Некрасов описывает всё с позиции народа и прибегает к фольклору, для показания народного отношения к проблеме. Как правило, эпопея вмещает в себя много героев, которые образуют сюжет.

  • Особенности языка повести Левша Лескова

    Творение писателя представляет собой произведение, созданное в стиле сказания на основе смешения реальных и вымышленных событий с введением в образ главного персонажа повести героя персонажа, заимствованного из народной былины.

  • Анализ комедии Гоголя Ревизор

    Предметом для повествования в комедии «Ревизор» Гоголь выбрал жизнь чиновника в России. Писатель всячески подвергает сатире присущие этой жизни нравы.

  • Анализ произведения Песня о Буревестнике Горького сочинение

    Целая буря разыгрывается в строках «Песни о буревестнике» М. Горького. Они полны эмоций и чувств. А главное – в них автор представляется смелого и независимого лирического героя

  • Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».

    Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание. Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская. Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.

    Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века. Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год. К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.

    Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.

    В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова. Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими. Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.

    Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав. Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.

    Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».

    Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать. В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге. Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.

    В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась. На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.

    В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена. Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет. В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.

    После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша». Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.

    Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.

    В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:

    «Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и забитая,
    Ты и всесильная,
    Матушка-Русь!»

    Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного.

    Касаясь проблематики поэмы «Кому на Руси жить хорошо», можно сказать следующее: в поэме вырисовывается два уровня проблематики (конфликта) – социально-исторический (результаты крестьянской реформы) – конфликт нарастает в первой части и сохраняется во второй, и глубинный, философский (соль национального характера), который возникает во второй и доминирует в третьей части. Проблемы, поднятые Некрасовым в поэме
    (цепи рабства сняты, но облегчилась ли крестьянская доля, прекратилось ли притеснение крестьян, устранены ли противоречия в обществе, счастлив ли народ) — не будут решены ещё в течение долгого периода.

    Выполняя анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», важно сказать, что основной стихотворный размер этого произведения – трехстопный нерифмованный ямб. Причем в конце строки после ударного слога следуют два безударных (дактилическая клаузула). В некоторых местах произведения Некрасов использует также четырехстопный ямб. Такой выбор стихотворного размера был обусловлен необходимостью подачи текста в фольклорном стиле, но с сохранением классических литературных канонов того времени. Входящие в состав поэмы народные песни, а также песни Григория Добросклонова, написаны с использованием трехсложных размеров.

    Некрасов стремился к тому, чтобы язык поэмы был понятен простому русскому человеку. Поэтому он отказался от использования лексикона классической поэзии того времени, насытив произведение словами простонародной речи: «деревнишка», «бревешко», «пустопляс», «ярмонка» и многие другими. Это позволило сделать поэму понятной любому крестьянину.

    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов использует многочисленные средства художественной выразительности. К ним относятся такие эпитеты, как «солнце красное», «тени черные», «люди бедные, «сердце свободное», «совесть спокойная», «сила несокрушимая». Есть в поэме и сравнения: «выскочил, как встрепанный», «глазищи желтые горят, как… четырнадцать свечей!», «как убитые заснули мужики», «облака дождливые, как дойные коровушки».

    Метафоры, встречающиеся в поэме: «лежит земля», «весна… дружная», «плачет пеночка», «бурливое село», «бояре — кипарисовы».

    Метонимии – «притихла вся дороженька», «притихла площадь людная», «Когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».

    В поэме нашлось место таким средствам художественной выразительности, как ирония: «…сказ про юродивого помещика: икается, я думаю, ему!» и сарказм: «Горда свинья: чесалася О барское крыльцо!».

    Есть в поэме и стилистические фигуры. К ним относятся обращения: «Ну, дядя!», «А ты постой!», «Приди, желанное!..», «Ой люди, люди русские!» и восклицания: «Чу! лошадиный храп!», «А хлеба хоть не сей!», «Эх! Эх!», «Хоть проглоти перо!»

    Фольклорные выражения – на «ярмонке», видимо-невидимо.

    Язык поэмы – своеобразный, украшенный поговорками, присказками, диалектами, «простонародными» словами: «млада-младешенька», «целковенький», «погудка».

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» мне запомнилась тем, что, несмотря на те трудные времена, в которые она создавалась и которые она описывает, в ней видно позитивное, жизнеутверждающее начало. Народ заслуживает счастья – вот главная теорема, доказанная Некрасовым. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье. Некрасов – мыслитель, человек, обладающий уникальным общественным чутьём. Он прикоснулся к глубинам народной жизни, вытащил из её недр россыпь оригинальных русских характеров. Некрасов был в состоянии показать всю полноту людских переживаний. Он стремился постичь всю глубину человеческого бытия.

    Некрасов нестандартно решал свои творческие задачи. Его творчество проникнуто идеями гуманизма.

    Одним из самых известных произведений Николая Некрасова считается поэма «Кому на Руси жить хорошо», отличающаяся не только глубоким философским смыслом и социальной остротой, но и яркими, самобытными персонажами — это семь простых русских мужиков, которые собрались вместе и заспорили о том, кому «вольготно-весело живется на Руси». Впервые поэма была опубликована в 1866 году в журнале «Современник». Публикация поэмы была возобновлена уже через три года, но царская цензура, усмотрев в содержании нападки на режим самодержавия, не допустила её в печать. В полном объеме поэма была опубликована только после революции в 1917 году.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» стала центральным произведением в творчестве великого русского поэта, это его идейная и художественная вершина, итог его раздумий и размышлений о судьбе русского народа и о дорогах, ведущих к его счастью и благополучию. Эти вопросы волновали поэта на протяжении всей его жизни и прошли красной нитью через всю его литературную деятельность. Работа над поэмой продолжалась 14 лет (1863-1877 гг.) и для того, чтобы создать эту «народную эпопею» как называл её сам автор, полезную и понятную для простого народа, Некрасов приложил немало усилий, хотя в итоге она так и не была закончена (задумывалось 8 глав, было написано 4). Тяжелая болезнь, а затем смерть Некрасова нарушили его планы. Сюжетная незавершенность не мешает носить произведению острый социальный характер.

    Основная сюжетная линия

    Поэма была начата Некрасовым в 1863 году после отмены крепостного права, поэтому её содержание затрагивает многие проблемы, возникшие после проведения Крестьянской реформы 1861 года. В поэме четыре главы, они объединены общим сюжетом о том, как семь простых мужиков заспорили, кому хорошо живется на Руси и кто по-настоящему счастлив. Сюжет поэмы, затрагивающей серьезные философские и социальные проблемы, построен в виде путешествия по российским деревням, их «говорящие» названия как нельзя лучше описывают российскую действительность того времени: Дырявина, Разутова, Горелова, Заплатова, Неурожайкина и т.д. В первой главе под названием «Пролог» мужики встречаются на столбовой дороге и заводят свой спор, чтобы его решить, они отравляются в путешествие по России. По дороге мужики-спорщики встречаются с самыми разными людьми, это и крестьяне, и торговцы, и помещики, и священники, и нищие, и пьяницы, они видят самые разнообразные картины из жизни людей: похороны, свадьбы, ярмарки, выборы и т.д.

    Встречая разных людей, мужики задают им один и тот же вопрос: насколько они счастливы, но и поп, и помещик жалуются на ухудшение жизни после отмены крепостного права, только единицы из всех людей, встречаемых ими на ярмарке, признают себя истинно счастливыми.

    Во второй главе под названием «Последыш» странники приходят в деревню Большие Вахлаки, жители которой после отмены крепостного права, чтобы не расстраивать старого графа, продолжают изображать из себя крепостных. Некрасов показывает читателям как их потом жестоко обманули и ограбили графские сыновья.

    Третья глава под названием «Крестьянка» описывает поиски счастья среди женщин того времени, происходит встреча странников с Матреной Корчагиной в деревне Клин, она рассказывает им о своей многострадальной судьбе и советует не искать им счастливых людей среди русских женщин.

    В четвертой главе под названием «Пир на весь мир» странствующие искатели правды попадают на застолье в селе Валахчине, там они понимают, что вопросы, которые они задают людям о счастье, волнуют всех русских людей без исключения. Идейным финалом произведения становится песня «Русь», которая зародилась в голове участника пира, сына приходского дьячка Григория Добросклонова:

    «Ты и убогая,

    ты и обильная,

    ты и всесильная

    Матушка-Русь! »

    Главные персонажи

    Вопрос о том, кто является главным героем поэмы остается открытым, формально это те мужики, которые поспорили о счастье и решили отправиться в путешествие по России, что бы решить кто прав, однако в поэме четко прослеживается утверждение, что главный персонаж поэмы - весь русский народ, воспринимаемый как единое целое. Образы мужиков-странников (Романа, Демьяна, Луки, братьев Ивана и Митродора Губиных, старика Пахома и Прова) практически не раскрыты, их характеры не прорисованы, они действуют и высказываются как единый организм, тогда как образы встречающихся им людей наоборот расписаны очень тщательно, с большим количеством подробностей и нюансов.

    Одним из ярких представителей человека из народа можно назвать сына приходского дьяка Григория Добросклонова, который подан Некрасовым как народный заступник, просветитель и спаситель. Он является одним из ключевых персонажей и описанию его образа отдана вся заключительная глава. Гриша как никто из всех близок к народу, понимает его мечты и чаяния, желает помочь ему и складывает для людей замечательные «добрые песни» приносящие окружающим радость и надежду. Его устами автор провозглашает свои взгляды и убеждения, дает ответы на поднятые в поэме острые социальные и нравственные вопросы. Такие персонажи как семинарист Гриша и честный бурмистр Ермил Гирин не ищут счастья для себя, они мечтают осчастливить всех людей сразу и посвящают этому всю свою жизнь. Главная идея поэмы вытекает из понимания Добросклонова самого понятия счастья, это чувство может в полной мере ощутить лишь тот, кто без рассуждений отдаст свою жизнь за правое дело в борьбе за народное счастье.

    Главным женским персонажем поэмы является Матрена Корчагина, описанию её трагической судьбы, типичной для всех русских женщин, посвящена вся третья глава. Рисуя её портрет, Некрасов любуется её прямой, гордой осанкой, незамысловатым одеянием и удивительной красотой простой русской женщины (глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла). Вся её жизнь проходит в тяжелой крестьянской работе, ей приходится терпеть побои мужа и наглые посягательства управляющего, ей суждено было пережить трагическую смерть своего первенца, голод и лишения. Она живет только ради своих детей, без колебаний принимает наказание розгами за своего провинившегося сына. Автор восхищен силой её материнской любви, выносливостью и сильным характером, искренне жалеет её и сочувствует все русским женщинам, ибо судьба Матрены - это судьба всех женщин-крестьянок того времени, страдающих от бесправия, нужды, религиозного фанатизма и суеверия, отсутствия квалифицированной медицинской помощи.

    Также в поэме описаны образа помещиков, их жен и сыновей (князья, дворяне), изображены помещичья прислуга (лакеи, слуги, дворовые прислужники), попы и другие священнослужители, добрые губернаторши и жестокие немцы-управляющие, артисты, солдаты, странники, огромное количество второстепенных персонажей, которые придают народной лирико-эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» то уникальное многоголосие и эпическую широту, делающие данное произведение настоящим шедевром и вершиной всего литературного творчества Некрасова.

    Анализ поэмы

    Поднятые в произведении проблемы отличаются многообразием и сложностью, они затрагивают жизнь самых различных слоев общества, это и сложный переход на новый жизненный уклад, проблемы пьянства, бедности, мракобесия, алчности, жестокости, угнетения, желания что-то изменить и т.д.

    Однако все-таки ключевая проблема данного произведения — поиски простого человеческого счастья, которое каждый из персонажей понимает по-своему. Например, богатые люди, такие как попы или помещики, думают только о собственном благополучии, это для них и есть счастье, люди победнее, такие как обычные крестьяне рады и самым простым вещам: остаться в живых после нападения медведя, пережить битье на работе и пр.

    Главная мысль поэмы — русский народ достоин быть счастливым, он это заслужил своим страданиями, кровью и потом. Некрасов был убежден, что за свое счастье необходимо бороться и не достаточно сделать одного человека счастливым, ведь это не решит всей глобальной проблемы в целом, поэма призывает думать и стремиться о счастье для всех без исключения.

    Структурные и композиционные особенности

    Композиционная форма произведения отличается своеобразностью, она построена в соответствии с законами классической эпопеи, т.е. каждая глава может существовать автономно, а все вместе они представляют собой единое целое произведение, обладающее большим количеством персонажей и сюжетных линий.

    Поэма, по мнению самого автора, относится к жанру народной эпопеи, она написана трехстопным нерифмованным ямбом, в конце каждой строки после ударных слогов идут два безударных (применение дактилической казулы), в некоторых местах для подчеркивания фольклорного стиля произведения присутствует четырехстопный ямб.

    Для того чтобы поэма была понятна простому человеку в ней использовано много простонародных слов и выражений: деревнишка, бревешко, ярмонка, пустпопляс и т.д. В поэме присутствует большое количество различных образцов народнопоэтического творчества, это и сказки, и былины, и разнообразные пословицы и поговорки, народные песни различного жанра. Язык произведения стилизован автором в виде народной песни для улучшения простоты восприятия, в то время использование фольклора считалось лучшим способом общения интеллигенции с простым народом.

    В поэме автором использовались такие средства художественной выразительности как эпитеты («солнце красное», «тени черные», сердце свободное», «люди бедные»), сравнения («выскочил, как встрепанный», «как убитые заснули мужики»), метафоры («лежит земля», «плачет пеночка», «бурлит село»). Также здесь есть место иронии и сарказму, применяются различные стилистические фигуры, такие как обращения: «Эй, дядя!», «Ой люди, люди русские!», различные восклицания «Чу!», «Эх, Эх!» и т.д.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является высшим образцом произведения, выполненного в народном стиле всего литературного наследия Некрасова. Использованные поэтом элементы и образы русского народного фольклора придают произведению яркой самобытности, красочности и сочного национального колорита. То, что поиски счастья Некрасов сделал главной темой поэмы совсем не случайно, ведь его искал на протяжении многих тысяч лет весь русский народ, это отражено в его сказках, былинах, легендах, песнях и в других разнообразных фольклорных источниках как поиски клада, счастливой земли, бесценного сокровища. Тема данного произведения выражала самое заветное желание русского народа на протяжении всего его существования — счастливо жить в обществе, где правят справедливость и равноправие.

    / / Анализ поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

    Впервые, публикация поэмы Н.А. Некрасова вышла в 1866 году в одной из партий журнала «Современник». Начало поэмы, ее первые строки могли раскрыть читателю тематику данного произведения, а также, заинтересовать всех своей замысловатой идеей.

    Данная творческая работа была наибольшим достижением автора, она прославила Некрасова.

    О чем поэма? О судьбе простого русского народа, о его тяжких и счастливых минутах.

    На написание такого грандиозного произведения, Николай Алексеевич потратил много лет. Ведь он хотел не просто сочинить очередное художественное творение, а создать народную книгу, которая опишет и расскажет о жизни простого человека – крестьянина.

    К какому жанру можно отнести поэму? Думаю, что к народной эпопее, ведь в основе историй, которые поведает автор, лежат реальные события из жизни народа. В произведение встречаются элементы устного народного творчества, установленных традиций, присутствуют живые словесные выражения и обороты, которые постоянно были в использовании у простого крестьянина.

    Реформа 1861 года освобождает крестьян и дает им право на собственную жизнь. Некрасов изобразил народ в роли положительного героя. Главный герой крестьянин Савелий был могучим и необычайно сильным. Он понимает, что простому народу нужно бороться, нужно идти вперед всеми силами, дабы добиться настоящей свободы.

    В поэте ярко выделяются и образы других крестьян. Это и Яким Нагой, который совершенно не походил на забитого жителя обычной крестьянской деревни. Он являлся ярым защитником народа, всегда мог провозгласить эмоциональную речь, которая прославит простого человека.

    В тексте поэмы читатель знакомится и с персонажем , который выбирает путь сопротивления и переходит в защиту крестьян.

    Великолепным образом женщины–крестьянки становится особа . Николай Алексеевич со всем своим поэтическим талантом и любовью описал героиню.

    Есть в поэте и другие персонажи, которые находились в прислуживающем рабстве. Они, осознав свое ничтожное положение, отваживались на серьезные поступки, даже такие, как самоубийство.

    Параллельно с человеческими образами, которые встречаются в поэме, Некрасов пытался показать цельную картину русской деревни, где в большинстве случаев царила грубость, отсталость и невежество. В тексте поэмы читатель знакомится с теми столкновениями, противоречиями и социальными контрастами, которые торжествовали в те года на землях русских.

    Образ помещика Оболта–Оболдуева раскрывает истинную пустоту, легкомыслие и даже недалекость представителя правящего чина. К тому же, читатель наблюдает и за той злобой, искренней ненавистью, с которой он относится к мужикам–крестьянам.

    Персона еще одного отвратительного героя, настоящего деспота Утятина раскрывает нам и другие черты характера помещиков того времени.

    Вчитываясь в текст поэмы, читатель понимает, что Николай Некрасов выходит за поставленные рамки. Он начинает развивать действия своего произведения, опираясь не только на спор мужиков о том, кто счастливее всего живет на Руси – царь, министр или купец. Поиск такого счастливца происходит и в рядах простых крестьян.

    Начало поэмы запоминается нам неким присутствием шутливого, доброго тона автора. Однако, с развитием сюжета, читатель наблюдает за все большим и большим заострением реальной действительности.

    Есть в поэме такая часть, которая была и вовсе запрещена цензурой. Именуют ее «Пир – на весь мир». Герой ведет откровенный разговор о том, что только при помощи ярой и активной борьбы за счастье, крестьянин сможет получить заветную вольность. Гриша – один из последних героев, которые входили в число некрасовских народных заступников. Он с пониманием относится к крестьянам, поддерживает их во всем.

    Особым отличием поэмы является наличие сказочной стихии, которая создает такой контраст, такой колорит относительно тех событий, которые разворачиваются в тексте произведения.

    Николай Некрасов действительно видел силу в простом крестьянине и верил, что он найдет настоящее счастье, что у него есть надежда на светлое будущее.

    На страницах «Кому на Руси жить хорошо» можно встретить разнообразные жанровые направления – и былины, и пословицы, и загадки, и поговорки. Благодаря такому количеству приемов из народной поэзии, которая исходит из уст обычного человека, Николай Алексеевич смог расширить и наполнить смысл своей поэмы.

    Не забывает Некрасов и о великолепных пейзажах русской природы, которые достаточно часто вспыхивают в воображениях читателей во время прочтения увлекательного текста.

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает достойное место не только в творчестве Николая Некрасова, а и во всей русской литературе. Она открывает ту истинную правду жизни, которая торжествовала во время отмены крепостного права. Поэт искренне верит, что сквозь борьбу и протест, крестьяне смогут добиться желанных вольностей и свобод.

    В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия» , где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» , в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

    Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена. Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы. Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

    Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

    Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей , поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

    Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

    Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси. Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса. Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

    Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране. В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем. Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

    Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

    Проблемы , которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

    Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

    Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране. В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа. Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

    Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова. Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

    Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях. Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество. В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

    Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность. И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей. Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

    • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»