Крестьянская деревня. Средневековая деревня. Население средневековой деревни

Древняя Персия (Иран) государство в Передней и Центральной Азии (территория современного Ирана и Пакистана). В период своего расцвета эта была обширная территория, начинавшаяся от побережья Малой Азии и доходившая до реки Инд на востоке. Эта великая империя, объединившая десятки древнеиранских племён, называвшие себя «ариями», стала посредником в культурном диалоге между Западом и Востоком.

Первые упоминания о Персии

О жизни персов в глубокой древности известно из ассирийских источников, в которых описывались конфликты с разными горскими племенами. Известно, что в конце VIII века до н. э. возле озера Урмия образовался племенной союз под руководительством вождей знатного персидского рода Ахеменидов. Эту землю завоевала сначала Ассирия, а в 7 в. до н. э. подчинила себе Мидия. Царь Мидии Астиаг выдал одну из своих дочерей за персидского царя Камбиза I, правнука легендарного основателя персидской династии Ахеменидов. В этом браке появился на свет Кир II, ставший в будущем Великим, царём всех персидских народов. С его рождением связана легенда, которую донёс до нас в своей «Истории» Геродот.

Легенда о Кире

Как-то раз правителю Мидии Астиагу привиделся сон, что из чрева его дочери выросла виноградная лоза, которая заполнила собой сначала всю Мидию, а потом и Азию. Он созвал магов, чтобы они растолковали ему сон. По их словам, это обозначало, что сын его дочери, захватит Мидию и Азию ещё при жизни Астиага. Когда дочь родила сына, Астиаг запаниковал, что пророчество сбудется и велел убить внука своему вельможе Гарпагу. Гарпаг не захотел сам марать руки и отдал мальчика пастуху, приказав убить его в горах, а потом принести и показать тело младенца. В это время жена пастуха разродилась мертворождённым ребёнком, пастух оставил себе мальчика, а Гарпагу принёс тело своего ребёнка. Мальчика назвали Киром. Так царевич и рос, не ведая о своём происхождение.

Пока в один день на пастбище не появился сын вельможи и не увидел игру сыновей пастухов, игравшие в «царя». Царём выбрали Кира, поскольку он был высокорослым с гордой осанкой юношей, другие выполняли его приказы, охраняли дворец. В эту игру взяли и сына чиновника. Но тот стал спорить с «царём», за что был наказан и выпорот плетями. Вернувшись домой, он пожаловался отцу, что был бит по указу перса, возмущённый отец рассказал всё Астиагу. Царь велел привести во дворец пастуха и его сына. Потом допросил Гарпага, узнав правду, царь в ярости повелел казнить его сына. Гарпаг решил отомстить жестокому царю при первом подвернувшемся случае.

Маги отговорили Астиага от убийства внука, сказав, что пророчество сбылось, мальчик уже царь в детской игре. Всё же Астиаг перестраховался, повелев сторожить все пути, чтобы ни один человек не мог разгласить Киру историю его происхождения. Но Гарпаг обхитрил Астиага, написав Киру письмо, он спрятал его в живот зайца. Отдав зайца своему слуге, он приказал доставить его мальчику. Переодевшись в охотника, слуга исполнил повеление хозяина. По дороге царская стража обыскала слугу, но письма так и не нашла. Таким образом, письмо попало в руки Кира, который узнал из него, кто он есть на самом деле.

Вскоре, против Астиага восстал Кир (в 550 году до н.э.), собрав войско из персов. Двинув на Экбатаны - столицу Мидии войско, Кир неожиданно получил помощь от самих мидийцев. Астиаг отправил своё войско во главе с Гарпагом навстречу персидской армии, уверенный что тот, остался ему предан. Однако Гарпаг не простил царю смерть своего сына и подговорил мидийцев из знатных родов к измене. К тому же это было сделать легко, многие не любили царя за его жестокость. Вследствие этого многие мидийцы перешли на сторону противника. Персы сумели разогнать победоносную мидийскую армию. Пророческий сон сбывался, Астиаг казнил магов. Набрав другое войско, он повёл его на персов. Воины-мидийцы слыли превосходными всадниками. Кир повелел своему войску двинуться пешим строем. Воины закрывались щитами от мечей и стрел, успевая стаскивать наездников с коней. Кир разбил на голову войско противника, Астиага пленили, до конца своей жизни он просидел под стражей.

В 559 году до н. э. Кир II был провозглашён царём. Он основал первую столицу Персидского царства Пасаргады. В последующее время персидское войско под предводительством Кира продолжило победоносное покорение других государств: Лидию Креза, самого большого города того времени - Вавилона, занял восточноиранские земли, районы Средней Азии, афганские, пакистанские, индийские территории. Милет и другие государства до Египта по собственному желанию покорились Киру. За формирование мощного централизованного государства выступали многие торговцы.

Следующей целью Кир наметил Египет, но его планам не удалось сбыться. Во время одной из кампаний против массагетов (массагеты - это кочевые племена Средней Азии, родственные сарматам, сакам и скифам) возглавляемых царицей Томирис, войско персидского царя было разбито, а сам Кир погиб. За 25 лет Кир создал огромную империю.

Становление Персидской империи

После смерти Кира II Великого на престол взошёл Камбиз II. Именно он завоевал Египет, воплотив мечту отца в реальность. Успешное покорение Египта было предопределено, поскольку Египетское царство переживало худшие времена: малосильная армия, недовольство народа высокими налогами, неумелая политика фараона Псамметиха III.

Перед походом на Египет Камбиз заручился поддержкой кочевников Синайской пустыни, помогавшие ему при переходе войска в город Пелусий. Камбиз захватил Мемфис в 527 году до н. э., где проявил жестокость к египтянам и их богам. Он казнил многих знатных людей, разрушил храмы, бичевал их жрецов, казнил сына Псамметиха III. Самого фараона пощадили. Камбиз был провозглашён египетским фараоном.


Оставив Египет, Камбиз предпринял две провальные кампании в Нубию и Ливию. В кампанию по захвату Ливии войско, переходя пустыню, попало в сильную песчаную бурю, большая часть армии погибли в песках, и Камизу пришлось повернуть назад. Вернувшись в Египет, где в его отсутствие вспыхнул мятеж под руководством Псамметиха III, он подавил восстание и казнил бывшего фараона.

Здесь до него дошли вести, что в Персии начались бунты против персидской гегемонии. Уезжая в Египет Камбиз, боясь переворота, избавился от брата. Маг Гаумата, воспользовавшись отсутствием царя, захватил власть и руководил от имени умершего брата Бардия. Камбиз отсутствовал в своём царстве уже три года, получив малоприятные известия, он выехал домой. Но до дома он так и не добрался, в дороге погиб при невыясненных обстоятельствах.

Маг Гаумата, который выдавал себя за брата Камбиза, начал своё восхождение в Вавилоне, где заручился всеобщей поддержкой, потом захватил столицу Персии Пасаргады. Находясь у власти, он отменил на три года пошлины и воинские повинности, преследуя цель заменить персидскую верхушку знати на мидийскую. Гаумата находился у власти 7 месяцев. Через некоторое время возник сговор представителей семи именитых персидских родов, которые убили самозванца и провозгласили царём Дария. Он сразу же вернул преимущественные права персам и стал снова объединять империю, которая рассыпалась, как карточный домик. В Вавилоне, Парфии, Армении, Маргиане, Эламе и других областях появлялись самозванцы, выдававшие себя за Камбиза.

Мятежи, которые вспыхивали по всей империи, Дарий подавлял жестоко. После того как он собрал все земли воедино, Дарий возвёл Бехистунскую надпись, которая высечена на высокой скале. Изображение показывает, как порабощённые цари провинций Иранской империи, приносят подати своему шахиншаху Дарию Великому. Дарий изображён намного больше, чем остальные царьки, что явно указывает на их подчинённое положение.

Реформы Дария I

Дарий прекрасно понимал, что такой империей управлять невозможно старыми способами, поэтому он в начале царствования занялся реформированием, результатом чего стало создание надёжной системы управления.

Итоги реформирования Дария I:

  • Разделил империю на административные округа - сатрапии. Главой провинции назначались чиновники из родовой знати Персии. Сатрапы имели административную, гражданскую и судебную власть. Они собирали налоги, следили за порядком в хозяйстве. Для поддержки порядка и охраны границ, в округах стояли воинские соединения, командование назначалось самим царём. Отдалённые территории (Кипр, Киликия) находились под самоуправлением местных царьков.
  • Была создана царская канцелярия, руководившая штатом чиновников. Основная канцелярия находилась в персидской столице, городе Сузы. Дополнительные царские канцелярии были расположены в больших городах - Вавилон, Мемфис, Экбатаны. Здесь трудились начальник сокровищницы (отвечающий за казну и собираемые налоги), судебные следователи, писцы, глашатаи. Также на шаха работали тайные агенты - «уши и око царя». Официальным языком был арамейский, но входу использовались и другие языки. Важные документы писали сразу на нескольких языках.
  • Появилась новый пост «тысяченачальник», который надзирал над чиновниками и личной гвардией царя, также следил за органами государственного управления.
  • Приводилось к единообразию законодательство. Создан один свод законов для всего населения, при этом учитывались древние законы завоёванных стран. Но все же привилегии были у персов.
  • Провёл налоговую реформу, теперь денежные налоги зависели от размера территории, плодородности земли и народонаселения.
  • По всем сатрапиям вводилась единая денежная система - золотой дарик, который имел хождение по всей стране.
  • Основной опорой страны стала армия, высший состав набирали из мидян и персов. Опорой армии стали 10 тыс. «бессмертных», набиравшиеся из разных индоиранских народов. Первая тысяча из 10 тыс. «бессмертных» была личной гвардией шахиншаха. В ряды принимали часто наёмных воинов, в основном это были греки. Состав армии - конница, колесницы и пехота. В конницу набирали воинов из знати, они должны были иметь экипировку - железный панцирь, бронзовый щит и шлемы, и вооружение - два копья, меч, лук со стрелами. Основное оружие пехоты был лук. На рубежах всей империи в крепостях стояли военные подразделения. Эти воины наделялись земельным наделом. Позже был создан военный флот, куда входили греческие корабли, судна финикийцев и киприотов.
  • В империи хорошо была развита сеть дорог. Регулярные гонцы и почта, дорожная стража подняли систему сообщений на высокий уровень.

Восстания провинций

Закончив реформы, восстановив порядок в империи, Дарий решил покорить Скифию, что у него не получилось. Тогда он задумал захватить Грецию. Именно с кампании Дария началась череда военных конфликтов, которые назвали греко-персидскими войнами. Для войн нужна была полная государственная казна, поэтому налоги со временем стали увеличиваться.


Одновременно строился город-дворец Персеполис, достигнувший великолепия при наследниках Дария. Многих ремесленников отправили на его строительство. Всё это ухудшало обстановку в стране, первым выразил недовольство Египет, который восстал против персов. Дарий в это время готовился ко второму походу на Грецию. Но Дарий умер, так и не осуществив своих планов.

Персидский трон занял сын Дария Ксеркс I. Все своё правление ему приходилось подавлять восстания, именно он подавил мятеж в Египте, потом восстание в Вавилоне. При этом поступил жёстко, он обратил Вавилонию в простую сатрапию, жителей увёл в рабство и разрушил город. Ксеркс дал клятву отомстить Греции за триумф над персами при Марафоне, он мечтал сжечь Афины. Это получилось у него в 480 году до н. э., при втором походе.

Царь Персии отомстил - сжёг Афины, но пока Ксеркс устраивал пожары, афиняне и спартанцы нанесли армии персов сокрушительный удар, разгромив её на море у острова Саламин и на земле - при Платеях. Все войско Ксеркса погибло в походе против Греции и по дороге домой. Вернувшись обратно в Персию с небольшим остатком армии, Ксеркс погряз в кознях и бесславно погиб от руки своего начальника дворцовой стражи.

Падение империи

После смерти Ксеркса остальные цари пытались сохранить территорию империи и занимались междоусобными разборками за престол. Так, постепенно из персидской империи стали выходить государства: Лидия (413 г. до н. э.), Египет (404 г. до н. э.), Кипр, Киликия, Хорезм, Сидон, Кария, часть Индии (360 г. до н. э.). Но основная опасность пришла из Македонии, где молодой полководец подчинял себе государства, территории, народы. В 334 году до н. э. князь Александр со своим войском повернул на Восток, все его внимание было направлено на огромную Персидскую империю. В этот период у власти стоял шахиншах Дарий III. Персидские войска в двух главных сражениях проиграли армии Александра Македонского, после разгрома при Иссе (333 год до н. э.) царская семья оказалась в плену у врага. После второго поражения (331 года до н. э.) Дарий III бежал с частью войск в Бактрию. Полководец преследовал беглецов. В бегстве Дарий был убит своим же сатрапом. Когда Александр догнал обоз, то нашёл Дария мёртвым. Так, погиб последний царь династии Ахеменидов. Персидская империя - закончила своё существование, все сатрапии стали частью державы Александра Македонского.

Средневековая деревня и ее обитатели

1. Господская земля и крестьянские наде­лы. В Средние века действовало правило: ʼʼНет земли без сеньораʼʼ (в данном случае - госпо­дина). К IX-X векам всю землю в Западной Ев­ропе захватили феодалы. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье, -хозяйство феодала, в котором работали зави­симые крестьяне.

В центре вотчины располагался господский двор, обнесенный оградой, а позднее - замок. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продук­тов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Пахотная и прочая земля в вотчинœе дели­лась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары помещика. Работая в своем хозяй­стве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел.

2. Феодал и зависимые крестьяне. За поль­зование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности у то есть выполнять при­нудительные обязанности.

Главными повинностями зависимых крес­тьян были барщина и оброк. Барщиной называ­ли всœе даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне долж­ны были отдавать владельцу вотчины оброк - долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. При вступлении в наследство сын умершего был обязан отдать господину лучшую голову скота.

Чтобы заставить крестьян, которые обычно наследственно владели своим хозяйством, ис­правно нести повинности, помещикам нужна была власть над ними. Οʜᴎ имели право судить людей, которые жили в их владениях и кото­рые были поземельно зависимыми крестьяна­ми. За не вовремя сданный оброк, за плохую ра­боту на барщинœе крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость).

Самым тяжелым было положение лично за­висимых крестьян. Чаще всœего потомки пре­жних рабов не только не владели своей землей, но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, про­дать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь. Феодал мог потребовать от этого крестьянина дополнительную работу. В случае если дочь этого крестьянина выходила замуж за человека из чужого владения, ее родители должны были уплатить феодалу выкуп.

3. Крестьянская община. Крестьяне были объединœены в общины, которые ведали прежде всœего хозяйственными делами. Деревенская пашня делилась на участки (полосы), состав­лявшие крестьянские наделы. Чтобы у общин­ников были равные условия для ведения хозяй­ства, полосы земли нарезались крестьянам в разных местах, создавая ʼʼчересполосицуʼʼ, ког­да приходилось перебираться через участки со­седей и даже господские. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище, на него выгоняли скот всœе жители деревни. По этой причине общинники начинали и заканчивали полевые работы одновременно и засевали поля одинако­выми зерновыми культурами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали, где и что посœеять, когда начинать жатву. Кроме пашни, в имениях были угодья: луга, леса, озера и реки. Частично они принадлежали господину, но частью угодий владела община. Господа всœеми способами отнимали общинные угодья в свою пользу, запрещая крестьянам пользовать­ся озерами и лесами. Феодалы требовали, что­бы крестьяне мололи хлеб на господских мель­ницах (а не дома, при помощи ручных жерно­вов), за что брали особые поборы. Все это ухуд­шало положение крестьян.

Община поддерживала мир и порядок на своей территории, разыскивала преступников. Она помогала беднякам выплачивать налоги, опекала крестьянских вдов и сирот, хранила обычаи, проводила празднества и игры.

Крестьяне всœей общиной нередко оказывали сопротивление господину, когда он пытался увеличить о0ычные размеры повинностей.

Иногда крестьяне отказывались работать на господ, поджигали их дома и амбары. В одиноч­ку и целыми деревнями они убегали от жесто­ких господ и селились на пустующих землях. Своим упорным сопротивлением крестьянские общины добивались ограничения феодальных повинностей и произвола господ.

4. Как жили крестьяне. Деревни в то время насчитывали обычно не более 10-15 и лишь очень редко достигали 30-50 дворов. В каж­дом дворе, кроме жилища, были сарай, хлев, амбар и другие хозяйственные постройки. К двору примыкал приусадебный участок: сад, огород, виноградник.

Крестьянский дом чаще всœего строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или местного камня, крыли соломой, дерном или камышом. Когда разводили огонь в очаге, дым выходил в отверстие в потолке или через открытую дверь, в связи с этим стены были чер­ны от копоти; прошло немало времени, прежде чем научились класть печи с дымоходом. Узкие оконца без стекол на ночь закрывали деревян­ными ставнями, в холодную погоду затыкали прозрачной кожей из бычьего пузыря.

Обстановка дома состояла из грубо сколочен­ного стола, скамей вдоль стен, сундука для хра­нения праздничной одежды: ее наживали года­ми и передавали по наследству. Спали на широ­кой кровати или на скамьях, которые покрыва­ли набитыми сеном тюфяками. В доме храни­лись предметы обихода, различная утварь: ухва­ты и черпаки, кадки и бадьи, бочки для воды, ушаты для стирки, решета͵ корзины, ручная мельница, прялка, небольшой ткацкий станок. Еду готовили в чугунном котелке, который под­вешивали на желœезном треножнике над огнем в очаге. В сарае хранились сельскохозяйственные орудия, телœега, упряжь для тяглового скота.

Обычной пищей крестьян были вареное зер­но или каша, бобы, репа, лук и другие овощи, съедобные травы, реже ели мясо, рыбу и сыр.
Размещено на реф.рф
Но картофеля, кукурузы, помидоров Европа тогда не знала. Не знала и сахара - его заме­нял мед. Из меда, винограда и ягод приготов­ляли напитки и вина, а из ячменя различные сорта пива. Господа питались обильнее и разно­образнее; постоянно ели мясо, коровье (сливоч­ное) масло, дорогую рыбу; в пищу обильно до­бавляли пряности (перец, корицу и другие приправы), в связи с этим употребляли много вина и пива. Не брезговало хмельными напитками и духовенство. Именно в монастырях в Средние века научились изготовлять крепкие настойки и ликеры на 80-100 травах. Рецепты их при­готовления хранились в секрете.

5. Труд крестьян. В отличие от рабов крес­тьяне уважали свой тяжелый труд и высоко це­нили трудолюбие. При выборе жениха или невесты в крестьянской семье наибольшее вни­мание обращалось на умелость, сноровку, тру­долюбие и сметливость будущего члена семьи. С ленивыми, неумелыми старались не роднить­ся. Пригожесть невесты или личные чувства молодых редко принимались во внимание.

Крестьяне обрабатывали землю чаще всœего теми же орудиями труда, какие получали в на­следство от отцов и дедов. Обычно пахали лег­ким плугом, который только бороздил землю, не переворачивая пласты. Плуг тянула по полю упряжка волов, редко - лошадь. Почву рых­лили бороной или граблями. Когда созревал урожай, колосья срезали серпами. Молотили палками или деревянными цепами, а затем зерно провеивали, подбрасывая лопатой на ветру. Зерно, в случае если дозволял господин, обычно мололи на ручной мельнице, состоявшей из двух каменных жерновов. Крестьяне сами строили жилища и делали мебель, крестьянки об­рабатывали продукты питания, пряли, ткали, шили грубую одежду из льна, шерсти, кожи.

В крестьянском хозяйстве преобладал мел­кий скот: овцы, козы, свиньи. Волов и коров было мало, так как зимой для них не хватало корма. Крестьяне держали в хозяйстве кур, уток, гусей, голубей.

Урожаи были низкими: зерна получали примерно в 3 раза больше, чем сеяли. Треть, а то и почти половину собранного оставляли на семена, часть отдавали в оброк господину и 1/10 часть урожая - церкви. Урожай зависел не только от стараний крестьянина, но и от по­годы. Даже небольшие заморозки и засухи гу­били посœевы, и тогда наступал страшный голод, длившийся месяцы и даже годы. Многие уми­рали от голода, бытовало даже людоедство. За­разные болезни тысячами уносили в могилу ос­лабевших, истощенных людей. В первые столе­тия Средневековья населœение Европы из-за высокой смертности почти не увеличивалось. И лишь с XI века благодаря улучшению клима­та и распашкам новых земель населœение стало заметно увеличиваться, появились тысячи но­вых деревень и хуторов.

6. Натуральное хозяйство. Крестьяне обес­печивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. В вотчинах феодалы устраивали целые мастерские: там дворовые мастера изготовляли оружие, кон­скую сбрую, мастерицы - ткани, одежду. Та­ким образом, всœе крайне важно е для жизни лю­дей производилось в самой вотчинœе.

Ни феодалам, ни крестьянам почти ничего не нужно было покупать. Им обычно приходи­лось приобретать привозные соль и желœезо, выменивая их на продукты у бродячих торговцев или на ярмарках. Чтобы иметь деньги для покупки оружия и предметов роскоши, феода­лы старались продать часть запасов продуктов или заставить крестьян платить оброк деньга­ми, продавая свои продукты и изделия. Но сделать это было нелœегко - ведь во всœех вотчи­нах производили примерно одно и то же. Поэто­му у феодалов редко водились наличные день­ги, крестьяне же их почти не имели.

Хозяйство было натуральным, то есть продукты и вещи изготовлялись не для прода­жи, а для собственного потребления.

Средневековая деревня и ее обитатели - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Средневековая деревня и ее обитатели" 2017, 2018.

Средневековые деревни располагались вокруг замка . Одному феодалу могло принадлежать до нескольких десятков, а то и сотен деревень вместе с их обитателями и земельными угодьями. Участники войны за особые заслуги иногда награждались землей и одной деревней. Это были самые мелкие феодалы. А среднестатистический феодал обладал несколькими селами и их жителями. Вся земля, принадлежащая феодалу и пригодная для возделывания, а также пастбища делились на две неравные части: большая часть, конечно, была господская, а меньшая – крестьянская. Но всю эту землю приходилось обрабатывать, естественно, самим крестьянам. А вот лугами, лесами и водоемами могла пользоваться и сельская община. Каждая семья в деревне имела свой участок земли в поле, небольшой домик, двор с огородом, а также простые орудия труда, рабочий и домашний скот и птицу. Работая на своем поле и в своем хозяйстве, крестьяне обеспечивали себя всем необходимым, но часть произведенной продукции они должны были отдавать своему феодалу, то есть платить оброк. Кроме того, они были обязаны работать и на господских полях (барщина). А феодал в свою очередь платил налог в государственную казну продуктами своего натурального хозяйства.

Государственные резервы существовали для того, чтобы содержать армию (Средневековье – время непрерывных войн и ), торговать, производить товарообмен, запастись на случай неурожаев и голода, строить объекты всеобщего пользования. Таким образом, материальное благополучие в стране обеспечивалось, в основном, за счет крестьянского труда. В средневековой деревне, принадлежащей среднестатистическому феодалу было, например, двадцать – двадцать пять дворов. В каждой семье, кроме взрослых, по пять-шесть детей разного возраста. Вообще-то, дети в семье рождались ежегодно, но часто умирали еще в младенчестве то от какой-нибудь болезни, то от угарного дыма (зимой дома отапливались по-черному, то есть без дымохода), то от несчастного случая, то во время эпидемий.

Каждая семья в деревне, кроме работы на земле и хлопот с домашней скотиной, имела еще и некоторое ремесло. В селе обязательно был свой кузнец, свой гончар, свой пасечник, свой плотник и т.д. Таким образом, люди, объединенные в сельскую общину, могли коллективно обеспечивать себя почти всем необходимым в пределах своей деревни. Конечно, какие-то товары сельские жители ездили покупать (или обменивать) на рынок в город, например, соль, металлические изделия, нитки, иголки и иногда ткани. Хотя производство простых, грубых тканей община в деревне тоже могла наладить. Для этого, конечно, нужно было вырастить лен и коноплю, обработать сырье, построить ткацкий станок и научить двух-трех девушек работать на нем. Полотно из льна и конопли отбеливали в древесной золе, тщательно выполаскивали в речке или озере и расстилали на солнцепеке, чтобы оно выгорело до окончательной белизны. Все женщины и девушки с детства были научены шить простую одежду, готовить еду, прясть шерсть, вязать.

Крестьяне круглый год были заняты работой. С утра до вечера в теплое время года мужчины и подростки работали в поле или огороде, заготавливали сено и дрова на зиму. Иногда выделяли время на рыбалку, чтобы побаловать семью вкусной рыбкой и запастись ею впрок. Крестьяне рыбу не солили, потому что соль – продукт малодоступный и дорогой, ее сушили и коптили. А по вечерам и зимой каждый крестьянин занимался еще и своим ремеслом. Плотник мастерил нехитрую мебель, телеги. Были мастера, изготавливающие деревянную посуду. Гончар выполнял заказы на глиняные изделия: миски, кувшины, бочонки. Кузнец, живущий обычно в конце деревни, был и вовсе фигурой почти мистической: он работал при свете огня, у своей особенной печи, раскалял докрасна металл и превращал его в топор, подкову, нож, гвоздь... К нему же бежали все несчастные, кому надо было вырвать зуб, чтобы избавиться от нестерпимой боли. Ведь у кузнеца имелись щипцы, которые годились и для этой стоматологической процедуры.

Дети в деревне тоже были полезными членами общества. Девочки собирали ягоды в лесу, нянчили младших братьев и сестер, рвали сорняки в огороде. Мальчики пасли домашний скот, рыбачили, носили воду из речки, озера или колодца, чтобы полить огород. Забота о воде круглый год ложилась на мальчишеские плечи. В деревне иногда могли позволить себе и маленькую сыроварню. Если крестьянин задастся целью заготовить сыров на зиму, то он будет молочную продукцию из личного хозяйства отдавать умельцу-сыровару, который и исполнит его заказ. Время от времени в деревне возникали конфликты между крестьянами. Если не удавалось самостоятельно их разрешить, люди обращались к своему феодалу. Он имел право разбирать дела, связанные с бытом или хозяйством своих крестьян, штрафовать, наказывать дополнительной работой. За серьезные преступления феодал не имел права судить. Да и конфликты случались не так уж и часто. Люди, как правило, берегли покой и благополучие в своей общине.

Средневековая деревня поставляла продукты феодалам, духовенству и городам. В сельской местности проживала основная часть населения Европы.

Как выглядела средневековая деревня

Обычно сельское поседение было небольшим – где-то 13-15 дворов. В особенно благоприятных для ведения сельского хозяйства регионах их количество возрастало до 50. Если люди селились в горных районах, то это уже была не полноценная деревня, а хутор на 15-20 человек.

Деревенский дом, как правило, возводился из дерева, которое сверху обмазывалось глиной. Это позволяло сохранять тепло. Крыша крылась соломой, иногда состоятельные люди могли позволить себе черепицу.

Рис. 1. Деревенский дом.

В Средневековой Европе дома относились к категории движимого имущества – отправляясь на новое место, семья могла без проблем разобрать свое жилище и собрать там, куда переселялась.

Если деревня была достаточно большой, чтобы позволить себе церковь, то ее ставили в центре села. Возле этого культового сооружения обычно находился источник с питьевой водой, а на службах люди не только молились, но и узнавали местные новости.

Рис. 2. Церковь.

Сразу за границами деревни располагались поля, где выращивали полезные культуры, а за полями были луга, куда гоняли коров и лошадей на выпас.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Деревенское хозяйство

Трудился средневековый крестьянин каждый день. Требовалось не только вести хозяйство, но и контролировать его. Специальные разрешения требовались буквально на все, от выпаса скота до рыбной ловли. Очень важно было следить за тем, чтобы скот не ушел в соседнее село.

Продать землю было необычайно сложно – дать свое разрешение на это должны были все жители. Чаще всего люди объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого выполнял важную функцию.

Коллективное хозяйство могло возводить какие-то общие постройки, например, мельницу, его члены самостоятельно решали наследственные вопросы, регулировали связанные с землей сделки и раздел имущества. Если село принадлежало феодалу, на сборах присутствовал его представитель.

Рис. 3. Мельница.

Население средневековой деревни

Если писать доклад на тему “Средневековая деревня и ее обитатели”, непременно стоит отметить, что население делилось на людей, которые возделывали землю, тех, кто занимался ремеслом, и тех, кто разводил скот. В основном общественная жизнь зависела от того, находились ли люди в крепости или были свободными.

Так, обычно свободные и крепостные жили вперемешку, а чтобы не возникало путаницы, на калитку вешали соответствующую табличку. Но безграмотными и нищими были в основном все, вне зависимости от положения.

Практиковались ранние браки, чтобы молодая жена успела родить 3-7 детей. В самых зажиточных деревнях они даже получали образование в церковной школе.

К труду их приучали с раннего возраста – они пасли скот, ловили рыбу, нянчили малышей, собирали ягоды и делали еще много полезного.

Обычно дети наследовали занятие родителей и делали это достаточно рано: так, сын ремесленника уже к 17 годам овладевал секретами мастерства. Дети зависимых крестьян также становились зависимыми и вынуждены были работать на феодала. То, сколько они трудились, зависело в основном от желания феодала.4.7 . Всего получено оценок: 161.

Вопрос 1. В чём состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Ответ. Феодалы, прежде всего, могли судить крестьян. А также крестьяне несли повинности перед феодалами. Лично зависимые крестьяне не могли без разрешения феодала переселиться в другую деревню, уйти в монастырь или отправиться в паломничество.

Вопрос 2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Ответ. Среди крестьян выделялись поземельно зависимые и лично зависимые. Лично зависимые крестьяне находились в полной зависимости от воли феодала, но также под защитой феодала. Поземельно зависимые крестьяне обрабатывали землю феодала, а лично были свободны. Потому они в любой момент могли уйти от феодала, но и феодал также в любой момент мог выгнать их со своей земли.

Вопрос 3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Ответ. Крестьяне обрабатывали землю так, что не могли не объединяться в общину. У каждой деревни на поле были участки с почвой получше и похуже. Чтобы все оставались в равных условиях полосы каждого из хозяев располагались чересполосно с другими и даже с господскими. Каждый год крестьянину доставались разные полосы. Нужно было распределять эти полосы, решать, что сеять (потому что сеять нужно было одно и то же), когда сеять и когда убирать урожай (потому что делать это нужно было всем одновременно). Для решения всех этих и многих других Вопросов и нужна была община.

Вопрос 4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Ответ. Большую часть орудий труда крестьяне делали сами, только иногда обращались к кузнецу, который жил в их же деревне. Потому и орудия были деревянными, только отдельные их части делали из железа и то не всегда. Потому работать было тяжело. У каждого хозяина дома была своя полоса на общинном поле, а также он пользовался общинными лугами, местами для рыбной ловли и т. п. Крестьяне жили в небольших домах, которые состояли только из одной комнаты. Там спали все члены семьи, зимой они проводили там почти весь день (летом – на улице). В разных частях Европы дома строили по-разному: из местного камня, дерева, или делали деревянный каркас и заполняли его глиной соломой и вообще чем попало (фахверковые дома). Крышу обычно делали из соломы или камыша. В центре дома горел очаг. Печей не знали, потому огонь должен был гореть постоянно, особенно зимой, иначе сразу становилось холодно. Дым выходил через дверь или отверстие в крыше. На север окон вообще не делали, южнее окна были, но маленькие, узкие. Они закрывались только ставнями, изредка вместо стекла вставляли бычий пузырь. Мебель крестьяне делали сами, потому она была грубой. Обычно в доме стояли стол, лавки и сундук для праздничной одежды. Спали обычно на лавках, лишь у зажиточных хозяев были кровати. Вокруг дома стояло ещё несколько хозяйственных построек. Также вокруг дома были сад, огород. Ели в основном похлёбки из самых разных растений (некоторые мы сегодня считаем несъедобными), заедали это хлебом, зажиточные хозяева – сыром. Также ели рыбу, мясо крестьяне практически не видели (потому феодалы ели почти исключительно мясо – они подчёркивали этим своё превосходство над крестьянами).

Вопрос 5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжёлой?

Ответ. В раннее Средневековье в Европе выращивали ещё те же культуры, что и в античности, хотя климат большинства стран Европы гораздо холоднее, чем в Средиземноморье. Почти не выращивали бобов, которые вскоре станут основным продуктом для европейцев. Кроме того, использовали мало удобрений и примитивные орудия труда. Из-за всего этого работать приходилось тяжело, а вырастить удавалось мало, часто случались периоды голода. Меньше оставалось или совсем не оставалось излишков и тогда повинности феодалу отбирали необходимое.

Вопрос 6. Какое хозяйство называется натуральным?

Ответ. Натуральным хозяйством называется то, в котором потребляется то, что и производится. Такое хозяйство может существовать само по себе, ему почти ничего не нужно из города или из далёких земель, но и то, что в таком хозяйстве выращивается, съедается тоже там, не остаётся почти ничего, что можно продать.

Вопрос 7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».