Мероприятия по обмену опытом среди педагогов нашего ДОУ (фотоотчёт). Выступление по обмену опытом. Почему нужны программы обмена

Наталья Плахтеева

В этом учебном году в нашем детском саду проходят интересные мероприятия, на которых педагоги делятся своим опытом. Это проведение мастер-классов для педагогов и родителей воспитанников, консультации, открытые занятия, выступления с презентацией своего опыта.

Перед презентацией воспитатели провели открытые занятия с детьми в своих группах.

Предлагаю конспект занятия, которое провела я.

Организованная образовательная деятельность «Путешествие в зимний лес»

(с детьми раннего возраста)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель

Создать условия для расширения и закрепления представлений детей о зиме.

Задачи:

Развивать познавательную активность детей;

Закреплять умение определять время года по характерным признакам;

Обогащать словарь ребёнка;

Развивать мелкую моторику;

Воспитывать чуткое и бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

Демонстративный материал, соответствующий теме «Зима»;

Игрушки заяц, мышка, медвежонок;

Салфетки белые бумажные;

Зимний пейзаж с использованием специальной ткани, имитирующей снег, ёлочек разных размеров, и выполненные в разных видах техники «бумагопластика», макет зимней норки мышки-норушки.

Предварительная работа

Беседа по картинкам о временах года (зима).

Наблюдение за зимними явлениями в природе.

Разучивание песен и игр-потешек на зимнюю тему.

Словарная работа:

Зима, снег, снежки.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель. К нам в гости зайчик пришёл из леса. Давайте поздороваемся с ним.

Воспитатель (прислушивается к зайчику). Ребята, зайчик приглашает нас к себе гости в лес. У зайчика в лесу очень красиво зимой, там у него есть дом - норка, он там живёт с мамой и папой. Зайчик приглашает нас на прогулку в зимний лес. Хотите пойти на прогулку?

Ответы детей.

Воспитатель: Так как мы с вами собираемся в зимний лес, то чтобы нам не замёрзнуть, надо тепло одеться. Давайте покажем зайчику, как это мы умеем делать.

Подвижная игра:

(выполнять движения соответственно тексту)

Очень холодно зимой,

Мы с детьми гулять пойдем,

Я надену брюки,

И хотя я маленький - у меня есть валенки.

Я надену кофту,

Я надену шапку,

Завяжу я шарфик,

А потом пушистые, тёплые, красивые

Крошки - рукавички на ручки натяну.

Воспитатель: Вот мы и оделись, не замёрзнем в лесу. А путь в лес нам подскажут снежинки.

(Воспитатель и дети идут по снежинкам, разложенным на полу, и подходят к красиво украшенному столу с зимней полянкой).

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая зимняя полянка, кругом белым-бело, ёлочки стоят все в снегу. Ребятки, а что можно сделать из снега?

Ответы детей. Из снега можно делать снежки, снеговика.

Воспитатель. Правильно. Ой, что это я слышу? Зайчик мне сказал, что он очень любит играть в снежки, но он не знает, как надо их делать. Давайте покажем ему, как делаются снежки.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики,

Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней,

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг,

И совсем, совсем не сладкий (грозим пальчиком,

Раз - подбросим,

Два - поймаем,

Три - уроним, и …. сломаем (топаем ногами).

Воспитатель. Ребята, смотрите - это волшебные салфеточки, из них можно вылепить комочки-снежки и поиграть с ними.

Воспитатель раздаёт детям белые бумажные салфетки.

Воспитатель. Для этого нам нужно смять салфетки и сделать комок-снежок из неё. Смотрите, у меня получился комок-снежок, и у Арины тоже получился комок-снежок, и у Сёмы, и у Артёма … А теперь давайте поиграем с зайчиком.

Воспитатель. Молодцы, хорошо поиграли! Зайчик говорит, что ему очень весело с нами. У него есть друзья – мышка и медвежонок, которым тоже хочется поиграть в снежки. Мы, зайчик, поможем с ребятками твоим друзьям, сделаем и для них снежки. Давайте соберём наши снежки и ещё сделаем.

Зайчик хвалит вас и говорит, какие замечательные снежки у нас получились. Теперь он с друзьями будет на этой полянке играть в снежки.

Побывали мы в гостях у зайчика, поиграли с ним. А теперь нам пора в садик возвращаться. Возьмём зайчика с собой в садик или оставим его в лесу с друзьями?

Ответы детей

Воспитатель. Молодцы, ребята. Почему мы не можем взять зайчика себе домой?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, в лесу у зайчика есть домик – норка, в которой он живёт со своей семьёй – мамой и папой. Зайчик сказал, что хочет остаться в лесу со своим друзьями – мышкой, медвежонком. Он научит их играть в снежки.

Воспитатель. А мы с вами идём обратно – в детский сад.

(Воспитатель и дети идут обратной дорогой)

Воспитатель: Вот мы и в саду. Вам понравилось наше путешествие?

Итог занятия. Вопросы детям

Где мы с вами сегодня были?

Кого мы там видели?

Что мы делали в зимнем лесу?

С кем теперь будет играть в снежки зайка?

Почему мы не взяли зайку себе домой?

Через несколько дней мне (как и моим коллегам) предложили обобщить и представить свой опыт работы на педагогическом совещании-семинаре.

Темой моего выступления было «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

В моей презентации были представлены:

Цель социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

Задачи социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

Направления деятельности;

Формы работы с воспитанниками, их родителями и коллегами-педагогами.

На слайдах были отражены:

Познавательные занятия и беседы, музейная педагогика – экскурсии в музей краеведения в нашем детском саду, малое краеведение – прогулки по территории детского сада, проектная деятельность, творческая продуктивная деятельность детей;

Подготовка и проведение народных праздников как для всех воспитанников детского сада и их родителей, так и для воспитанников и родителей нашей группы;

Нетрадиционные родительские собрания (посиделки, мастер-классы) и фоторепортажи о проведённых мероприятиях;

Консультации и мастер-классы для воспитателей детского сада.


А в конце своего выступления я рассказала коллегам, что создала блог на образовательном портале МааМ. ru с целью приобретения новых знаний и обмена опытом с коллегами педагогами.

И пришла я не с пустыми руками, а с котомкой, в которой находятся самые важные для меня предметы.

Я развернула разноцветный русский платок и достала книги «Танина Кубань» и «Талашечка», которые прислала мне мой друг и коллега, воспитатель Кирюшатова Татьяна . Её сказки я часто читаю или рассказываю детям, они очень любят слушать их.

Потом я достала из котомки известную вам мордовскую матрёшку-эрзяночку, которую подарила Галина Гришенькина . Я вкратце рассказала о том, какая интересная беседа прошла у нас в группе.

Сама котомка, а тем более её содержимое, вызвали неподдельный интерес у моих

коллег. Им очень понравился такой сюрприз! Надеюсь, и моё выступление тоже.


Публикации по теме:

Газета МБДОУ «Детский сад №2 КВ» город Пикалёво - 1 страница. События. Для детей праздники – это веселье и огромное счастье. А мы взрослые.

В нашем ДОУ стало хорошей традицией проводить "Литературные гостиные" для сотрудников детского сада и родителей. На этот раз прошел конкурс.

1Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы приветствуем всех на нашем КВН - конкурсе весёлых и находчивых воспитателей детского сада.

Все мы, занимаемся ручным трудом с нашими детьми, практически всегда мы используем бумагу, будь то аппликация или конструирование из бумаги.

Крупные индустриальные предприятия постоянно испытывают дефицит квалифицированных кадров. Потребность в специалистах настолько остра, что производственники готовы инвестировать в обучение - открывая в вузах собственные кафедры и формируя профильные учебные программы.

«Собственные кафедры существенно ускоряют подготовку студентов к работе в реальном секторе. На Физтехе их называют базовыми. Обучаясь на базовых кафедрах студенты перенимают опыт у специалистов организаций-партнеров, принимают участие в производственных проектах. В знаменитую систему Физтеха изначально входила тактика интенсивной подготовки студентов. Пройдя ее, выпускникам не приходится тратить пару лет на адаптацию к работе», - рассказывает Алексей Малеев, проректор по международным программам и технологическому предпринимательству МФТИ, основатель и руководитель Moscow Workshops ICPC.

Сейчас в МФТИ действуют кафедра анализа данных «Яндекса»; кафедра теоретической и прикладной информатики Parallels и Acronis; кафедра машинного обучения и криптографии с JetBrains и Acronis; кафедра корпоративных информационных систем с 1C; кафедра распознавания изображений и обработки текста и кафедра компьютерной лингвистики с Abbyy; совместный научно-исследовательский центр кафедры вычислительной математики и Parallels, проект «Технотрек» с Mail.Ru.Group. Работает и несколько кафедр, на первый взгляд не имеющих явного отношения к физическим наукам: банковских информационных технологий «Сбербанк-Технологий», финансовых технологий Тинькофф Банка и совместная с компанией «ВкусВилл» лаборатория гибридных интеллектуальных систем. Совместные кафедры - это не просто форма спонсирования подготовки нужных студентов. Практики, сотрудники компаний, сами принимают участие в учебном процессе, обучая учащихся прикладным навыкам.

Крупным предприятиям выгодно иметь свои кафедры в университетах - они являются гарантированным поставщиком пригодных для работы специалистов. Вопрос: полезно ли такое совмещение для вузов.

«Совместная работа вузов и компаний обеспечивает обмен компетенциями. Это хорошо видно на примере IT-индустрии. Развитие в этой области очень быстрое, и технологические скачки происходят чаще в компаниях, а не в академической среде. Компетенции практиков впитываются профессурой, по ним дальше учатся следующие поколения студентов. Когда мы запустили «Технотрек» совместно с Mail.Ru Group, в МФТИ появилась программа разработки мобильных приложений. Студенты могут обучаться по этой программе по собственному желанию по вечерам и, выпускаясь из университета, уже обладают дополнительными востребованными навыками. В большинстве вузов традиционно сохраняется тенденция к индивидуальному обучению, а учеба на базовых кафедрах отличается большим уклоном в командную работу. Это тоже дает конкурентное преимущество студентам», - уверен Алексей Малеев.

На собственных кафедрах компании обучают не только российских студентов. Так, компания «Русал» привезла в Сибирский федеральный университет 25 студентов с Ямайки, победителей конкурсного отбора на участие в стипендиальной программе, которую спонсирует «Русал». Эти студенты учатся на разных направлениях, группа металлургов является самой многочисленной, в ней проходят обучение десять студентов. «У ребят очень большая мотивация к обучению. Из всего потока студентов они подходят к заданиям наиболее ответственно. Несмотря на то что основной сложностью для ямайских студентов на данном этапе остается язык, все старались защитить свои работы на русском», - рассказала доцент кафедры автоматизации производственных процессов в металлургии ИЦМиМ СФУ Татьяна Донцова.

На корпоративных кафедрах преподают как профессиональные сотрудники вузов, так и представители компаний партнеров. Скажем, в проекте «Технотрек» МФТИ 75% преподавателей - практики из IT-индустрии. За счет привлечения практиков студентам обеспечен разносторонний подход к знаниям, который гарантирует более высокий уровень образования.

Студентами является процедурой, при которой учащийся вуза на фиксированный срок получает возможность слушать лекции и посещать практические занятия в ином образовательном заведении. Для того чтобы подобная ситуация была возможна, между учреждениями заключается специальный договор о международном сотрудничестве.

Особенности программ

Некоторые международные программы обмена студентами функционируют только в летнее время. Парни и девушки в это время не посещают учебных занятий. Поэтому ими часто осуществляется работа (практика) в той стране, с которой заключено соглашение.

Современные программы обмена студентами в России подходят тем молодым людям, которые отличаются высокой работоспособностью, имеют собственные амбиции, мечтают о международной карьере, хотят улучшить владение иностранным языком, обладают коммуникативными навыками.

Варианты обмена

Практически все европейские страны в настоящее время заинтересованы в том, чтоб к ним приезжала молодежь из разных государств мира. Существует специальная программа в Евросоюзе, которая регулирует механизм решения данного вопроса. Есть здесь специальные программы обмена студентами. Германия принимает участие во многих проектах. Ее считают лидером международных обменов.

Финансовое обеспечение осуществляется и тем учебным заведением, из которого приехал молодой человек, и Евросоюзом. Например, программа обмена студентами с Германией реализуется при тесной поддержке немецкой службы обменов DAAD. Структурное подразделение этой организации функционирует на территории Российской Федерации. Оно располагается в Москве. Данная программа обмена студентами направлена на финансовую поддержку аспирантов, студентов, профессоров, докторов наук из разных стран.

Международная европейская организация студентов

AIESEC помогает всем желающим студентам подыскать оптимальную стажировку за границей. Членами данной организации являются тысячи престижных учебных заведений высшей ступени, расположенные в разных странах мира. Свое представительство AIESEC имеет и в крупных российских городах. Эта программа обмена студентами помогла получить прекрасную языковую практику сотням парней и девушек.

Япония и Корея

Те молодые люди, которые мечтают попасть по студенческому обмену в Японию, могут претендовать на специальную стипендию. Ее выплачивает правительство этой страны. В посольстве Японии можно получить подробную информацию о пакете документов, сроках обращения. Здесь вам также детально опишут вузы с программой обмена студентами. Одновременно в Корее иностранным студентам, прибывшим в страну по обмену, выплачивается стипендия по специальной программе поддержки. Детали участия в проекте и подробная консультация доступны в посольстве этой восточной страны.

Программы США

Программа по обмену студентами в США называется Global UGRAD. Ею уже воспользовались сотни российских студентов престижных отечественных вузов. Кроме того, можно попробовать попасть в проект Work and Travel USA, позволяющий молодым людям с разных уголков земного шара в летнее время поработать в США. Рассчитан он на пять месяцев. Причем один отводится на отдых и путешествия, а четыре - для работы.

Есть специальные локальные организации, которые помогают студентам выехать за пределы своей страны. К тому же в каждом крупном отечественном вузе существуют собственные международные связи. Если вы мечтаете попасть на стажировку за границу, выбирайте университеты с программой обмена студентами (РУДН, МГУ и другие).

Правила участия в международном обмене

Есть специальные конкурсы, победители которых становятся участниками международных программ по обмену студентами. Европейские страны позитивно настроены к талантливым и одаренным студентам из других стран. Они стараются сделать их пребывание на период обмена максимально комфортным и безопасным. К кандидатам для обмена выдвигаются определенные требования. Они могут варьироваться в зависимости от научной области, требований принимающей стороны. Среди распространенных следующие требования:

  • Отличная успеваемость по дисциплине обмена.
  • Свободное владение тем иностранным языком, который используется для преподавания в принимающем учебном заведении.
  • Определенный возраст.
  • Отсутствие ограничений по физическому и психическому здоровью, которые бы помешали учебе, социализации.

Для каждой индивидуальной программы обмена государством или учебным заведением ставятся дополнительные условия, касающиеся мотивации участников проекта. Например, кандидатам предлагают написать эссе, пройти специальное собеседование, сделать проектную либо исследовательскую работу, стать победителем конференции или творческого конкурса. После успешного завершения всех испытаний решение остается за принимающей стороной. Представители вуза анализируют возможность и целесообразность приема конкретного кандидата в качества своего студента.

Пакет необходимых документов

Для того чтобы стать участником международных обменных программ, необходимо собрать и предоставить пакет определенных документов:

  1. Бумагу, подтверждающую личность студента.
  2. Документ об обучении в государственном аккредитованном высшем учебном заведении.
  3. Справку об успеваемости, заверенную ректором.
  4. Сертификат об успешной сдаче экзамена на владение иностранным языком (согласно установленным международным стандартам).
  5. Справку из медицинского учреждения о состоянии здоровья.
  6. Визу принимающей стороны.

В большинстве случаев решающее значение для принятия решения об участии в международных обменных программах имеет финансовый вопрос. Если планируется обучение во Франции, можно рассчитывать на материальную поддержку со стороны государства. Данный фактор существенно повышает шансы кандидата на успешное включение в обмен, получение специальной стипендии.

Вопросы, касающиеся обмена студентами в Англии, решает руководство университета. Они владеют правом выбора участников проекта из определенных стран. Кроме того, сами разрабатывают критерии конкурсного отбора. Есть в этой стране и такие университеты, которые готовы назначить для участников международного обмена специальные стипендии. Но для их получения необходимо стать обладателем гранта от этого английского вуза, выиграв определенный конкурс.

Международным студентам можно получить разрешение на работу во время учебного семестра - в неделю не больше двадцати часов. В летний период подобных ограничений не предполагается. У участников программы есть возможность получать финансовую поддержку и от негосударственных организаций, специализирующихся на подобной деятельности. Расходы на переезд (перелет) в страну пребывания в основном ложатся на плечи самого студента. Кроме того, необходимо иметь специальную медицинскую страховку.

Заключение

Студенты, которым посчастливилось стать непосредственными участниками различных международных программ, оставляют положительные отзывы. Среди основных проблем они отмечают привыкание к новому образу жизни. Но постепенно все проблемы решаются. И о времени, проведенном в чужой стране, у молодых людей остаются только самые положительные впечатления.

В России популярна не одна программа обмена студентами. Выделим некоторые из них. Целью варианта Erasmus+ является повышение мобильности молодежи, престижа европейского образования. Такая программа разработана для магистров, бакалавров, докторантов. Ее продолжительность зависит от направления стажировки. Она может длиться от одного семестра до нескольких лет.

В некоторых случаях можно не просто оказаться на стажировке, но и стать счастливым обладателем сразу двух дипломов о высшем образовании, сдать экзамен на владение языком, получить соответствующий сертификат. При благоприятном стечении обстоятельств можно рассчитывать на получение высокооплачиваемой работы в одной из европейских стран.

Республиканский семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных организаций в рамках Республиканской инновационной площадки (РИП) ПМЦПКиППРО ФГАОУ ВО КФУ

Тема: «Система работы ДОУ для развития потенциальных возможностей талантливых детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар по обмену опытом

«Применение Сингапурских структур, направленных на развитие

успешности у детей дошкольного возраста».

Старший воспитатель

Высшей квалификационной категории

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №1

«Бэлэкэч» г. Альметьевска РТ

Нагаева Ирина Владимировна

Ход мастер-класса

Будьте максимально креативными. Закончили? Повернитесь к своему партнёру по плечу и поделитесь информацией о своём изобретении при помощи структуры таймд-пэа-шэа у каждого из вас 30 секунд, начинает партнёр А. Время партнёра Б. Стол №1, участник №3 поделитесь идеей креативного изобретения вашего партнёра и скажите почему оно должно быть создано. (опросить 2,3 человек).

Уважаемые коллеги! Вспомните, как вы представляли новые изобретения. Если вы согласны с данным мной утверждением встаньте. Вы можете встать больше одного раза.

СЛАЙД 2 - Пожалуйста, 2.1 встаньте если вы сначала представили это в виде текста! Спасибо присаживайтесь!

2.2 - Пожалуйста встаньте, если вы сначала представили это в виде картинки, изображения! Спасибо, присаживайтесь!

Задумывались ли мы, что большинство, если не все из нас представляют новую идею в виде картинки, а не текста? Сегодня мы будем зарисовывать, ваши идеи, как только они возникнут в вашей голове.

2.3 - Пожалуйста, встаньте если то, что вы представили, связано с чем то, что вы уже знали! Спасибо, присаживайтесь!

2.4- Пожалуйста, встаньте если то, что вы представили, является комбинацией различных идей, которые уже существовали! Спасибо, присаживайтесь!

2.5 - Пожалуйста, встаньте если то, что вы представили, вызвано желанием решить какую ни будь проблему! Спасибо, присаживайтесь!

Новые идеи обычно являются комбинацией различных идей, которые уже существовали. Многие из ваших идей были выдвинуты проблемами, испытываемыми вами или людьми которых вы знаете.

Мы хотим, что бы у наших воспитанников были развиты навыки креативного решения проблем, но почему это так важно? СЛАЙД 3 Можете ли вы представить, что в ближайшем будущем люди не смогут подать заявление на некоторые из вакансий просто потому, что эти рабочие места будут заняты роботами? Давайте посмотрим видео о новых разработках и о том, как рабочие места людей могут оказаться по угрозой? (видео) Перед нами обычные промышленные роботы. А это современные роботы, которые уже могут складывать одежду и пожимать вам руку. Если автомобили смогли заменить лошадей в прошлом веке, смогут ли новые виды роботов в ближайшем будущем заменить человека? Посмотрите на машину без водителя! Вы хотите иметь робота, который возьмет на себя всю работу по дому? Он может стирать, подметать пол, мыть вашу голову и подниматься по лестнице, а так же знает, сколько воды необходимо налить в чашку, чтобы она не вылилась за края. А это особенно милый! На видео мы увидели, как люди могут быть заменены роботами, и это касается не только ручной работы. Подумайте, какие из этих профессий исчезнут, а какие останутся через 10-12 лет, когда дети, которых вы обучаете сейчас, начнут искать работу? (показ слайда4) . Взгляните на список профессий на слайде, отметьте те, которые, по вашему мнению, исчезнут через 10-12 лет. У вас 1 минута. Давайте проделаем раунд-робин, чтобы поделится своими идеями, начиная с участника №2. (прослушать ответы)

СЛАЙД 5 Эти данные основываются на исследовании того, насколько легко можно разбить действия работника на простые алгоритмы и задания, которые могут быть выполнены машинами. Давайте остановимся на двух профессиях в образовательной сфере: «Воспитатель детского сада» и «Учитель начальных классов». Как вы думаете, почему эти профессии останутся? (прослушать несколько ответов) . Как вы думаете, почему в данном списке отсутствуют учителя среднего и старшего звена, а так же преподаватели университетов? (прослушать несколько ответов). Если некоторые профессии исчезают, то появляются ли другие? Согласно исследованиям, такие компании, как Google, Amazon, Apple, Facebook, созданные совсем недавно, в последние несколько десятилетий имеют общий счёт более 1 триллиона долларов рыночной капитализации. Представьте, какое количество сотрудников понадобится, чтобы заработать такое количество денег? Но эти четыре компании трудоустраивают только 1500000 человек, что намного меньше количества исчезающих рабочих мест. Востребованные профессии: мультимедиа-художник, художник-мультипликатор, разработчик компьютерных игр, старший графический дизайнер и т.д. какие последствия данной ситуации для ваших воспитанников, которым необходимо искать работу через 12 лет? (прослушать несколько ответов).

СЛАЙД 6 Мы только что обсудили, почему креативность настолько важна. Так что же такое креативность? СЛАЙД 7 Перед вами диаграмма креативного решения проблем. При решении проблемы нам необходимо задействовать дивергентное и конвергентное мышления. При дивергентном мышлении вы используете свое воображение для генерирования множества идей. При конвергентном мышлении вы используете свои суждения для суждения или отбора наиболее подходящих вариантов решения.

Сейчас я вас познакомлю с дивергентным мышлением. У вас на столах листы с нарисованными кружочками. СЛАЙД 8 Вам необходимо будет разрисовать каждый кружок, чтобы превратить его во что-то новое. Разрисовывать каждый кружок необходимо отдельно, не соединяя их вместе. У вас 2 минуты. Ваше время вышло. Джой Пол Гилфорд – американский психолог, известный как создатель модели структуры интеллекта. Он занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, концентрации внимания и креативности, в особенности дивергентного мышления.

Давайте рассмотрим критерии оценивания креативности по Джой Пол Гилфорду один за другим.

СЛАЙД 9 Беглость – это критерий того, насколько хорошо в ваших воспитанников развито дивергентное мышление. Тот, у кого наивысший показатель по критерию «Беглость», способен генерировать большее количество идей по заданной теме. Посмотрите на свои рисунки и посчитайте их. Пожалуйста встаньте, если у вас больше 20 рисунков. (предложить число ниже и выше указанного, чтобы определить участника с наибольшим количеством рисунков). Давайте проделаем ЧИР «ОТЛИЧНО» нашему победителю, ведь у вас самый высокий показатель беглости по данному заданию!

СЛАЙД 10 Следующим критерием является «Гибкость» - показатель умения создавать большее количество различных типов идей\ответов.

Вы можете измерить гибкость, посчитав количество категорий рисунков. Например, у вас могут быть нарисованы разные лица, они все будут относится к одной категории – лицо. Другими категориями могут быть: колеса, мячи и т.д. Посмотрите на свои рисунки. Распределите ваши рисунки по разным категориям. Посчитайте количество получившихся категорий. Сейчас мы сравним их внутри команды. Тот, у кого наибольшее количество категорий в команде, пожалуйста встаньте. Давайте поаплодируем победителю, у вас самый высокий показатель гибкости по данному заданию!

СЛАЙД 11 Чтобы выяснить, у кого самые уникальные идеи, мы обращаемся к критерию «Оригинальность». Пожалуйста сравните рисунки друг друга и исключите одинаковые или похожие категории внутри своей команды. Оставшиеся круги являются наиболее оригинальными идеями внутри вашей команды. Какие они? (прослушать несколько оригинальных идей) . Давайте проделаем ЧИР «ФЕЙЕРВЕРК» нашим победителям, у вас самый высокий показатель оригинальности по данному заданию.

СЛАЙД 12 Далее мы оценим «Разработанность». Посмотрите на свои рисунки и поищите наиболее проработанные и детализированные из них. Например, если вы нарисовали усы, солнечные очки, кепку, выражение лица и т.д. Пожалуйста посмотрите на рисунки внутри своей команды и выберите участника, рисунок которого содержит больше всего деталей. Давайте поаплодируем нашим победителям, у вас самый высокий показатель разработанности по данному заданию!

Тест на измерение креативности по Дж. Гилфорду представляет собой критерии оценивания дивергентного мышления. Он оценивает беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Как обычно мы используем положительный раздражитель в виде вопросов, заданий и т.д., чтобы натолкнуть детей на генерирование креативных решений. Каждый из этих показателей может быть развит в результате регулярной практики и должен быть представлен по отдельности.

Давайте рассмотрим нашу способность «видеть одно и то же, но размышлять по разному», используя структуру СЭЙМ БАТ ДИФЭРЕНТ!

СЛАЙД 13 Запишите 3 разных определения (одним словом), описывающие данную картинку. Что приходит вам на ум? Два треугольника, ромб, квадрат? Именно эти слова вы не можете использовать, чтобы не соответствовать только тому, что большинство людей думают об этой картинке. Несмотря на то, что каждый человек смотрит на одну и ту же картинку, используйте свою креативность, чтобы взглянуть на неё иначе.

Все участники №2 возьмите лист бумаги А4, сложите пополам, разорвите вдоль сложенной линии и одну половинку отдайте с широкой улыбкой своему партнёру по плечу. Теперь все участники №1 и №2 сложите свои листочки пополам и разорвите и отдайте одну половинку партнёру по лицу. Не принимайте листочек без улыбки! Каждый участник должен разделить и разорвать листочек на 3 части. Каждый из вас возьмите маркер. Посмотрите на эту картинку и подумайте, как вые её можете ещё описать. Запишите одно слово на каждом листке бумаги. У вас 1 минута время пошло! Великолепно, я вижу вы закончили.

Сейчас мы с вами изучим одну из структур на развитие конвергентного мышления ФИСТ ТУ ФАЙФ для того, чтобы принять решение, какая из подписей лучше.

Кулак: согласия нет

1 палец – очень низкая степень согласия

2 пальца – низкая степень согласия

3 пальца - средняя степень согласия

4 пальца – высокая степень согласия

5 пальцев – полное согласие

Посмотрите на листочки, лежащие на столе. Как много у на идей! Теперь аккуратно расположите листочки в линию так, чтобы каждый мог их чётко видеть. Листочки с повторяющими или похожими идеями сложите друг на друга в стопку. Все участник №2 зачитывают одно слово за другим, все члены команды, в том числе и участник №2, голосуют по каждой идее, используя ФИСТ ТУ ФАЙФ. Вы должны индивидуально голосовать за лучшее название. Все участник №2 запишите общее количество голосов для каждой идеи на листочке. У вас есть 2 минуты.

Подписи к слайдам:

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие креативности у дошкольников, с помощью сингапурских структур»

Креативное изобретение БУДУЕГО для педагогов ЧТО ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НУЖНО СОЗДАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ, ЧЕГО ЕЩЁ НЕ СОЗДАНО? ОПИШИТЕ ЭТО В ДЕТАЛЯХ ОБЪЯСНИТЕ ПОЧЕМУ ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ СОЗДАНО

РЕФЛЕКСИЯ ВСТАНЬТЕ ЕСЛИ ВЫ СОГЛАСНЫ, ЧТО: ВЫ СНАЧАЛА ПРЕДСТАВИЛИ В ВИДЕ ТЕКСТА ВЫ СНАЧАЛА ПРЕДСТАВИЛИ В ВИДЕ КАРТИНКИ ТО, ЧТО ВЫ ПРЕДСТАВИЛИ, СВЯЗАНО С ЧЕМ - ТО, ЧТО ВЫ УЖЕ ЗАНЛИ ТО, ЧТО ВЫ ПРЕДСТАВИЛИ, ЯВЛЯЕТС КОМБИНАЦИЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ИДЕЙ, КОТОРЫЕ УЖЕ СУЩЕСТВОВАЛИ ТО, ЧТО ВЫ ПРЕДСТАВИЛИ, БЫЛО ВЫЗВАНО ЖЕЛАНИЕМ РЕШИТЬ КАКУЮ-ЛИБО ПРОБЛЕМУ

Почему креативность важна?

Исчезающие профессии какие из этих профессий могут исчезнуть, а какие останутся через 10-12 лет? Воспитатель детского сада Оператор банка Корректор Полицейский\детектив Спортивный тренер Пилот Картограф Мясник Кассир Учитель начальных классов Секретарь Геодезист Фармацевт

Исчезающие профессии Профессии Исчезнут Воспитатель детского сада Оператор банка * Корректор * Полицейский\детектив Спортивный тренер Пилот Картограф Учитель начальных классов Секретарь * Геодезист Фармацевт * Мясник Кассир * *

что такое креативность?

Ключевые особенности креативного решения проблем (CPS) ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ Расширение мыслительного пространства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ------------ Конвергентное мышление Сужение мыслительного процесса Воображение Суждение

РИСОВАНИЕ РАЗРЕСУЙТЕ КАЖДЫ КРУЖОК, ЧТОБЫ ПРЕВРАТИТЬ ЕГО ВО ЧТО-ТО НОВОЕ. У ВАС ЕСТЬ 3 МИНУТЫ

ИЗМЕРЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ Высший уровень: Беглость (больше всего рисунков)

ИЗМЕРЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ 2.Высший уровень: Гибкость (больше всего различных типов рисунков)

ИЗМЕРЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ 3 .Высший уровень: Оригинальность (больше всего уникальных вариантов)

ИЗМЕРЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ 4.Высший уровень: Разработанность (больше всего деталей в рисунках)

Структура ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ СЭЙМ БАТ ДИФЭРЭНТ Запишите 3 разных определения, описывающие данную картинку одним словом. Не используйте эти слова: треугольник, 2 треугольника, ромб, квадрат

СТРУКТУРА КОНВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ ФИСТ ТУ ФАЙВ Шкала от НЕТ (кулак) До ДА (5 пальцев) КУЛАК – согласия нет 1 ПАЛЕЦ – очень низкая степень согласия 2 ПАЛЬЦА- низкая степень согласия 3 ПАЛЬЦА- средняя степень согласия 4 ПАЛЬЦА- высокая степень согласия 5 ПАЛЬЦЕВ- полное согласие


Начальная школа работает по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, отличительной особенностью которых является требование организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности. Внеурочная деятельность в МАОУ лицей №42 организуется по следующим направлениям развития личности:

Просмотр содержимого документа
«Выступление по обмену опытом»

Реализация ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младшими школьниками в рамках реализации ФГОС НОО

Зд равствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Ольга Зуфаровна. Я –заместитель директора по УВР в начальных классах. Сегодня я представляю вашему вниманию доклад по теме «Проектная деятельность в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО». Свое выступление я хочу начать со слов английской писательницы Анны Роговин

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Вот уже четвертый год начальная школа работает по Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, отличительной особенностью которых является требование организации внеурочной деятельности обучающихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, организуемую во внеурочное время, для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно - полезной деятельности. Внеурочная деятельность в МАОУ лицей №42 организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, научно-познавательное, социальное, общекультурное, проектная деятельность. Внеурочная деятельность в МАОУ лицей №42 представлена оптимизационной моделью и осуществляется через организацию деятельности групп продленного дня.

Проектная деятельность осуществляется в объединениях «Я - исследователь», «Логика», цель которых - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры,

наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех обучающихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения к старшим.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Основные принципы реализации программы научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

    Курс «Я – исследователь» предлагает следующие цели и задачи

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой. Соблюдение ПДД.

2. Выбор подтем (областей знания). Берегись автомобиля. Предлагают свои идеи, мысли, из которых формируются подтемы.

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов. Схема безопасного пути, конкурс рисунков, книжка-малышка, выступление перед обучающимися.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов. Защита проектов

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Технологии, методики, которые свойственны проектной деятельности

    уровневая дифференциация; некоторые обучающиеся могут делать только по образцу, другие выдвигают свои идеи;

    проблемное обучение; учитель не дает готовые знания, проблема может быть озвучена в виде вопроса. Например,- Вы знаете ПДД? Все ли люди выполняют их? Что можно сделать?

    моделирующая деятельность; сами моделируют этапы выполнения работы;

    поисковая деятельность; поиск информации самостоятельно, нет готовых знаний;

    информационно-коммуникационные технологии; использование комьютера;

    здоровьесберегающие технологии; учет особенностей возрастного развития школьников, отсутствие стрессов, соответствие нагрузки.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • гербарий,

    журнал, книжка-раскладушка,

  • коллекция,

  • музыкальная подборка,

    наглядные пособия,

    паспарту,

  • серия иллюстраций,

  • справочник,

    стенгазета,

    сувенир-поделка,

    сценарий праздника,

    учебное пособие,

    фотоальбом,

    экскурсия.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов :

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

(2-3 классы)

Третий уровень результатов

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

    Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

    Целеполагать (ставить и удерживать цели);

    Планировать (составлять план своей деятельности);

    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

По окончании программы обучающиеся смогут продемонстрировать :

Действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;

Зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

Обозначится граница исследования;

Разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

Деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

Проведется последовательно исследование;

Зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

Проанализируются и обобщатся полученные материалы;

Подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

Организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

Простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

Обучатся правилам написания исследовательских работ;

Организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;

Продемонстрируются результаты на мини - конференциях, семинарах;

Включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди обучающихся 2,3,4 классов;

Создадутся у 100% обучающихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

Сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

Активизируется интерес обучающихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Проектная деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.