Какое место занимает южный федеральный университет. ЮФУ (Южный федеральный университет) — отзывы студентов

На днях в ЮФУ расформировали одну из основополагающих кафедр вуза – кафедру теории журналистики. Теперь студентов-журналистов учат филологи, а сам университет рискует потерять не только лидирующие позиции в области подготовки медиа-специалистов для рынка Юга России, но и лишиться аккредитации в будущем году из-за грубейших нарушений образовательных стандартов. Что будет с журналистским образованием в регионе и когда закроется вуз в интервью RostovGazeta рассказал экс-завкафедрой теории журналистики Евгений Ахмадулин.

Чем грозит расформирование кафедры теории журналистики в ЮФУ для подготовки медиа-специалистов?

Образование вообще идет как-то не так. Вплоть до 90-х годов РГУ (Ростовский государственный университет, ныне Южный федеральный университет – прим. ред.) входил в шестерку вузов (помимо ростовского также московский, ленинградский, воронежский, дальневосточный и уральский – прим. ред.), которые обеспечивали Россию журналистскими кадрами, а нынче журналистов готовят 153 вуза в целом по стране. В результате начался обратный процесс, несколько одиночных кафедр закрылось в Санкт-Петербурге, это же происходит и у нас. Кафедра теории журналистики была первой, с которой начиналось журналистское образование в регионе, потом от нее отпочковались еще две полноценные кафедры, в составе которых было по 9-12 человек. Сейчас в результате конкурсных отборов (в ЮФУ продолжается так называемая "оптимизация" учебного процесса – массово сокращают преподавателей – прим. ред.), на кафедрах осталось по 3-5 человек. Конечно, встает вопрос о том, как пополнять кафедры кадрами. В результате пошли по самому простому пути: расформировать основополагающую для направления кафедру, а людей поделить между двумя оставшимися.

Проблема заключается в том, что ни меня, как бывшего заведующего кафедрой, ни других сотрудников не спрашивали, мы не участвовали в этом переделе. Это была специализированная кафедра, которая занималась теоретическими и практическими проблемами журналистики. После ее расформирования теряется единство научного процесса, преемственность курсов.

Сейчас ежегодно меняются учебные планы по направлению "Журналистика", да и по другим направлениям. Эти планы так модернизированы, что мы не понимаем, какой предмет и на каком курсе вступает. Путаница в учебных планах дошла до того, что мы не знаем, какие дисциплины подразумеваются под названием курса. Скажем, сейчас руководить направлением "Журналистика" пришел филолог, у которого в учебном плане такой предмет, как "история медиакоммуникаций". А что он под ним подразумевает? Это основы теории журналистики или теория жанров? "Что у вас есть, тем и заполняйте", - говорит.

Раньше каждый преподаватель знал, кто за кем идет. Теперь преподаватель прочитал свой предмет на первом курсе, а в следующем плане его дисциплину перенесли уже на второй курс, преподавателю остается разводить руками. На следующий год опять план меняется. В результате многие дисциплины подвисли, такие, как история журналистики. Когда очнулись, что ее оказывается не читали, начали срочно читать. В результате студенты, конечно, прослушают все курсы, но в разное время и в разном объеме.

За три года штатный преподавательский состав направления "Журналистика" сократился вдвое: с порядка 30 преподавателей до 14. Чем это чревато для образовательного процесса?

Естественно, когда одних преподавателей сокращают, нагрузка на других возрастает. Если ранее у нас на кафедре работало девять штатных единиц и три внештатных, то сейчас осталось четыре человека. Связано это с жестким конкурсом, который проводится в университете. К примеру, в прошлом году выходят на конкурс 20 доцентов. Для них только одно место на полную ставку. Значит остальные 19 преподавателей не у дел. А в этом списке не только преподаватели-журналисты, в нем преподаватели русского, французского, английского языков и т. д. Совет должен выбрать одного, естественно, выбирают человека той специальности, представителей которой больше всего в совете, а в совете больше лингвистов, которые пришли к нам из пединститута, поэтому журналисты с трудом проходят конкурсный отбор. Многие преподаватели из-за этого даже на конкурс не выходят, не хотят участвовать в нем, зная, что явно его проиграют.

Но не только количество преподавателей сокращается, сокращается и число студентов. Если еще три года назад мы набирали на бакалавриат три группы, то в позапрошлом году уже две, а в этом году только одну группу по бюджету, и в последний момент нам разрешили набрать вторую коммерческую группу, хотя конкурс был таков, что могли набрать и две коммерческие группы. Эта тенденция сохраняется в целом по стране. Воронежскому университету, где не отделение, как у нас, а факультет журналистики, на следующий год вообще не дали ни одного бюджетного места ни на одну из специальностей.

Конкурс в этом году у нас был очень высокий среди поступающих, примерно десять человек на место. Однако нам дали сначала всего пять коммерческих мест, и только потому, что много желающих, министерство разрешило набрать еще одну коммерческую группу. Почему не набрать две коммерческие группы, этого никто не понимает. Почему живые деньги не нужны университету? Наверное, есть какие-то показатели, которым нужно следовать. Например, обеспечение рабочими местами преподавателей. По этим показателям мы явно отставали, поскольку не на всех преподавателей есть два или четыре метра, я уже не помню точно, для организации его рабочего места. На каждого из преподавателей должно приходиться 14-15 студентов. Это те формальные показатели, которые к учебному процессу, как таковому, не относятся.

Почему увольняют штатных преподавателей и берут совместителей на их место? Как это отражается на учебном процессе?

Вот это тоже непонятный процесс. Штатные преподаватели, которые занимались наукой, умели писать и умели учить, ушли. Лекции журналистам теперь читают литераторы, которые не имеют журналистского образования, а имеют небольшой опыт работы в данной сфере. Они возглавляют магистерские программы. Это непонятный процесс, хотя стандарт строго ограничивает процент внештатных единиц по отношению к штатному составу кафедры – их должно быть не более 15%.

В итоге нарушение стандарта не приведет к тому, что университет не пройдет аккредитацию в 2018 году?

Аккредитация покажет. Если проскочим на этих показателях, то все будет нормально, если нет, то будут принимать меры.

То есть университет могут закрыть?

Нет, университет не закроют, но закроют те специальности, которые нарушают определенные параметры, в том числе могут закрыть и журналистику, поскольку магистерскую программу сейчас возглавляет человек, который не имеет этого номера специальности (журналистского образования – прим. ред.).

Не было ли мыслей выделиться в отдельный университет, раз такое давление оказывается на направление со стороны пединститута, и что для этого нужно?

Этот разговор активно шел в 70-е годы. Тогда в Московском и Ленинградском университетах были сформированы факультеты журналистики, речь шла о формировании аналогичных факультетов в Воронежском, Уральском, Дальневосточном и Ростовском университетах. Но тогда по разным причинам нам не удалось выделиться в отдельный факультет, наверное, в том числе из-за личных причин деканов. Когда начал формироваться Южный федеральный университет, я выступал за то, чтобы мы хотя бы получили автономию. Была идея создать Высшую школу журналистики. Сейчас эту идею реализовать нельзя, потому что идет сокращение в университете. При таком процессе создавать отдельную структурную единицу никто не будет, хотя и хотелось бы.

Некоторые преподаватели ушли сейчас в ДГТУ, в Ростовский государственный университет путей сообщения, отделение журналистики есть также в РИНХе. Некоторые уезжают в другие города, как в свое время уехала Корнилова в Санкт-Петербург и там возглавила кафедру.

Вернуться в профессию довольно сложно. Если ты преподаватель, то ты отошел от нервной журналистской работы как таковой. Ты можешь читать лекции, владеешь методикой преподавания, но давно уже не пишешь в таком темпе, как работают журналисты. Человек, который уходит из университета, ему, кроме как в другой университет, некуда податься.

Жаловались ли работодатели в регионе на нехватку квалифицированных журналистских кадров? Как решают эту проблему?

В ЮФУ еще с 60-х годов школа журналистики была одна из самых высоких, были наработаны и методики и преемственность. Сейчас многое из этого мы теряем. В других ростовских вузах, где обучают журналистике, нет преподавателей с таким опытом, там берут молодых. Экономический институт, например, выпускает кадры, которые потом хуже приспосабливаются, чем наши студенты. Но это проблема многих городов и вузов. На одну Москву приходится 25 вузов, где обучают журналистике. Казалось бы, факультета МГУ было бы достаточно, но из-за моды на данную специальность, эти направления в университетах открываются и открываются. Поэтому московский рынок перенасыщен журналистскими кадрами, по региональному рынку судить сложнее, потому что многие печатные СМИ закрываются, тиражи остальных уменьшаются. СМИ в муниципалитетах давно уже не имеют полного состава с университетским образованием, им легче взять местных, кто неплохо пишет, с тем, что когда-нибудь он может поступить в университет.

Какая часть студентов после окончания ЮФУ устраивается журналистами?

В ректорате были такие цифры, и результаты не очень хорошие, но мы с вами как журналисты понимаем, что это профессия свободная, о трудоустройстве в ней нельзя судить так однозначно, как, например, об инженерных специальностях. Официальные данные всегда будут идти вразрез с действительностью, потому что какие-то СМИ не зарегистрированы как СМИ, кто-то может устроиться в пресс-службу илиPR -отдел, кто-то открыть свой сайт, или работать на фрилансе. Журналистов больше трудоустроено, чем показывают цифры.

Журналистику называют идейной профессией. Насколько зарплатные ожидания студентов соответствуют тому, что они имеют после окончания университета?

У студентов есть завышенное представление о том, сколько они будут зарабатывать по окончании университета. Сколько предложений от редакций к нам не поступало, начальная зарплата всегда не превышает 15 тысяч рублей. На такую зарплату нет желающих, но тем не менее студенты устраиваются, некоторые едут в Москву и Санкт-Петербург, устраиваются по знакомству. Нельзя сказать, что ростовский университет специально готовит кадры для московской и питерской журналистики, просто рынок выбирает их. Много наших выпускников работает сейчас на центральных телеканалах в Москве: мы видим на экранах только одного Дмитрия Диброва, но есть еще завотделом, ведущие менеджеры, обозреватели, продюсеры.

Проработав некоторое время в журналистике, некоторые уходят в политику. С чем связываете такую тенденцию?

Сейчас, наверное, реже. В 90-х годах таких случаев было больше, я и сам работал в политической сфере. Очень много журналистов тогда ушли в политику, журналистам в этом плане проще, они умеют говорить, писать, обобщать и анализировать.

Учат ли этому сегодня в университете и как обстоят дела с материально-техническим обеспечением образовательного процесса?

Материальное обеспечение очень плохое. У нас была специализация "Телевизионная журналистика", в 90-е годы американцы помогли нам, закупили аппаратуру для телестудии, компьютеры, но все это уже устарело, мастерские там уже проводить нельзя. Поэтому, в основном, приходится объяснять все на пальцах, и какой-то опыт студенты получают на практике в СМИ. Когда образовывался ЮФУ и университет получал миллиардные дотации на развитие, мы оставляли заявки, но нас тогда обошли другие факультеты. Тогда нам сказали, что физикам, химикам и инженерам важнее получить хорошее оборудование, чем вам для телестудии. А сейчас на это тоже денег нет.

Мы видим пример второго по величине в регионе вуза – ДГТУ, где создаются новые направления, школы. Почему практически два равных вуза так по-разному развиваются?

Но показатели за год ухудшились

В рейтинг 980 лучших университетов мира 2016-2017 годов, составляемый британским журналом Times Higher Education, вошли 24 российских вуза, из них 11 впервые. Годом ранее Россия была представлена 13 вузами. Также сообщается, что девять российских университетов за минувший год потеряли позиции в списке.

Южный федеральный университет оказался в категории 801+. Отметим, что за год вуз ухудшил свои показатели . В прошлом году ЮФУ попал в этот рейтинг впервые и входил в кластер 601-800 из топ-800.

Лидером среди российских вузов в рейтинге этого года остался Московский государственный университет имени Ломоносова. Он опустился в списке на 24 позиции по сравнению с прошлым рейтингом и занял 188-е место. В этом году МГУ оказался единственным российским вузом в топ-300 рейтинга. В прошлом таковых было четыре. Всего же за минувший год 9 российских университетов ухудшили свои позиции.

Дебютант рейтинга — Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) — занял среди российских вузов третье место, поделив в общем списке 351-400-ю строчку.

Впервые попала в рейтинг и Высшая школа экономики, расположившись на 401-500-м месте. На этих же позициях оказались в этом году Казанский федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Новосибирский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет.

В следующую сотню (501-600) вошли Томский политехнический университет и Томский государственный университет.

В интервале между 601-м и 800-м местами расположились Московский государственный технический университет имени Баумана и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

В категорию 801+ попали Нижегородский государственный университет имени Лобачевского, Московский институт электронной техники (МИЭТ), Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС), Новосибирский государственный технический университет, Российский университет дружбы народов, Самарский государственный аэрокосмический университет, Первый Московский государственный медицинский университет имени Сеченова, Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Уральский федеральный университет и Воронежский государственный университет.

В этом году впервые за 12-летнюю историю рейтинга лучшим вузом мира признан университет Оксфорда в Великобритании. В первую тройку вошли также Калифорнийский технологический институт и Стэнфордский университет (оба — США).

Также в топ-10 — Стэнфорд (США), Кэмбридж (Великобритания), Массачусетский технологический институт (США), предыдущий лидер рейтинга Гарвард, Принстон (оба — США), Имперский колледж Лондона (Великобритания), Швейцарская высшая техническая школа Цюриха — Швейцарский федеральный технологический институт Цюриха и Калифорнийский университет в Беркли (США).

Выпускник этого вуза: Поступив и проучившись некоторое время в разных вузах в поисках действительно качественного образования выбираю Южный Федеральный университет и поступаю туда на физический факультет. Поначалу всё идёт хорошо, предметы преподают более менее нормальные преподаватели, единственный преподаватель, который не устраивал нас в то время, был Г******в А.Л., слепой преподаватель, очень своенравный, хамоватый, ничего не писавший на доске, помощника, кстати сказать, у него тоже не было, кто делал бы эту работу за него, преподавал он у нас аналитическую геометрию. Первая несдача экзамена была как раз по его предмету, но пересдать его было несложно, так как остались хорошие конспекты и практические задачи с решениями от предыдущих коммерческих вузов. Дальше на 2 и 3 курсах было помимо других предметов много математики, это Дифференциальные и интегральные уравнения, Методы математической физики, Математический анализ и т.д. На других науках я не буду заострять внимания, так как их изучение давалось мне легко, у меня уже был определённый хороший "багаж" знаний по спецпредметам и опыт работы. К сожалению некоторые из вышеперечисленных предметов нам преподавал всё тот же Г******в А.Л. На лекции к нему приходили от силы 4 человека, но стабильно присутствовали двое. В*****в Б.Г. и Ж****в Д.А. преподавали Матанализ и Методы матфизики, соответственно. Про В*****а ходили слухи, что он берёт взятки по словам студентов, переводом пришедших к нам из другой группы у которых он преподавал и принимал экзамен. Один из студентов пришедших к нам переводом писал на В*****а заявление зав. учебной частью Ф*******о, который и дал ход делу, его заявление было передано в прокуратуру. Как правило, на пары В*****в всегда опаздывал, теорию не читал вообще, решали мы какие-то непонятные нам задачи и, естественно, решали не верно, но В*****в делал вид, что не замечает неправильных решений. Решать никто не умел, ведь для этого нужно сначала отчитать теорию, а потом уж практикой заниматься. Другой преподаватель, Ж***в Д.А, был слишком молод, чтобы знать такой сложный предмет как Методы математической физики. На его лекциях примерно было так: "Пишем: проволока закреплена в начале и не закреплена на конце, решение". На следующей лекции у Ж****а было примерно так: "Найдите в ваших лекциях слово "решение" и после него зачеркните всё, это не правильное решение". Было понятно, что эти предметы нам ни за что не сдать без репетитора. Надо сказать, что мы и сами были увлечены и занимались тем, что читали литературу, справочники по этим предметам, стараясь понять, но наше время было ограничено и нужно было очень огромный объём информации переработать за короткий срок. Теперь о репетиторах. Не все те, кто называют себя репетиторами умеют решать задачи! Первый мой репетитор из 2-х задач не решила 2. Мои шансы на успешную пересдачу экзамена по матанализу стремились к нулю, а мой взгляд постепенно угасал. Вторым моим репетитором была С******o Р.А, один из старейших и опытнейших преподавателей нашего вуза. С ней мы занимались несколько недель.
Дальше была мучительная надежда на то, что нас, не сдавших экзамены по этим предметам, наконец-то отсеят, но наш деканат тянул с отчислением должников почти до последнего курса. В нашей группе с самого начала был мальчик программист, который на спор писал программу на компе, стараясь написать её быстрее преподавателя, была девушка, которая отлично знала химию и был умный, увлечённый электроникой студент. Постепенно и у них угасал взгляд и надежда получить хорошее образование, которое давал когда-то наш вуз. Мне в память врезались слова С******o Р.А., которая увидев мои конспекты по математике, сказала: "Как опустили физфак, такого раньше не было, как же его опустили..."
Хорошо, когда в группе есть умные, увлечённые студенты, в тайне мы даже соперничали друг с другом, а отстающие студенты пытались равняться на увлечённых студентов, преподаватели же, глядя на нас были уверены, что студентам нужны знания, ведь у них тоже иногда был потухший взгляд.
Знаете, кем бы вы не работали, даже если вы работаете не по специальности или работаете на непрестижной работе, знайте, пока вы чем-то увлечены, вы живы и вы живёте, а вот когда потухнет блеск в ваших глазах, значит, вы уже не живёте, вот так и с физфаком!

Пропавшая в Ростове-на-Дону больше суток назад школьница нашлась. Эта информация появилась в паблике поискового отряда "Лиза Алерт Юг". 13-летняя ростовчанка пропала около полудня субботы, 6 апреля. Девочка, рассказали близкие в соцсетях, вышла проводить подругу на остановку и больше дома не появилась. У нее был с собой мобильный телефон, но он оказался выключенным. Более суток школьницу искали родственники, полиция и волонтёры....

Крупный пожар на ЗЖМ Ростова. Около 19.00 воскресенья, 7 апреля, загорелся частный дом на Мадояна, 74. Видео с места событий выложили в Сеть очевидцы. На кадрах видно, что огонь охватил практически всё строение, горожане сообщают, что это гараж с жилплощадью на втором этаже.В ГУ МЧС РФ по Ростовской области площадь пожара оценили в 25 квадратных метров. Возгорание уже локализовано, на месте работают четыре единицы техники и 12 человек. Пострадавших нет.

Первый четвертьфинальный матч Лиги чемпионов завершился победой ГК «Ростов-Дон». Матч клуб провел на выезде в Венгрии. Свою команду прилетела поддержать Анна Вяхирева, которая проходит реабилитацию после травмы руки.Счет в матче открыли хозяйки площадки, «Ференцварош». До середины первого тайма игра шла на равных, мяч в мяч. Ситуацию изменило решение главного тренера венгерской команды - после двухминутного удаления он выпустил полевого игрока вместо врат...

Свое объединение намерены зарегистрировать ростовские феминистки. Одним из направлений его работы станет реабилитация проституток. Об этом шла речь на первом Южном фестивале феминисток в Ростове-на-Дону.Ростовчанки открыли сбор средств на создание местного отделения организации «Рёбра Евы» (Санкт-Петербург). Отделение займется организацией различных фестивалей, мастер-классов и реализацией ряда проектов. Одним из них будет программа реабилитации проституто...

В Ростове-на-Дону группа антисоциальных элементов захватила муниципальную парковку возле зоопарка. А на требования прекратить беззаконие представители властей получают угрозы. О ситуации сообщил депутат думы Ростова Сергей Смирнов.По его словам, в составе группы "парковщиков" есть люди с судимостями и неоднократными отсидками, а с собой злоумышленники носят холодное оружие. Захватчики муниципальной земли угрожали и директору зоопарка Александру Жадобину, и...

Многодетная мать может изменить ход мусорной реформы, стела на Театральной площади может не попасть в реестр памятников, а в Ростове все-таки могут построить метро. Первую неделю апреля в Ростове впору объявлять неделей возможностей..Неделя, которую открывал День дурака, была богата на новости, в реальность которых непросто поверить. Взять ростовское метро. Губернатор поручил начать его строительство уже в этой пятиле...

ФК «Ростов» проиграл на выезде «Уфе». Воскресный матч завершился со счетом 0:1.Хозяева поля начали матч с опасной атаки: уже на третьей минуте Игбун пробил по воротам, на добивание мог подоспеть Бизяк, но Песьяков спас желто-синих. На 23-й минуте "Ростов" сделал вынужденную замену: Зайнутдинов вышел на поле вместо травмированного Попова. А через две минуты "Уфа" открыла счет в матче - снова шансом воспользовался лучший бомбардир хозяев поля Сильвестр Игбун...

РОСТОВ-НА-ДОНУ, 10 сен — РИА Новости, Катерина Бондаренко. Южный федеральный университет (ЮФУ) впервые вошел в итоговую таблицу рейтинга TOP-800 ведущих университетов мира QS World University Ranking, свидетельствуют данные, опубликованные во вторник ведущим мировым аналитиком высшего образования и трудоустройства британской компанией QS (Quacquarelli Symonds).

В начале сентября РИА Новости заключило соглашение с QS, известной рейтингами вузов. Теперь агентство будет регулярно публиковать рейтинги высших школ России и зарубежья, в том числе по предметным зонам. В новый рейтинг впервые вошел Южный федеральный университет, заняв позицию в кластере 601-650.

Ректор ЮФУ Марина Боровская считает, что вхождение в этот кластер рейтинга присоединяет университет к группе динамично развивающихся вузов мира. "Присутствие ЮФУ в рейтинге QS гарантированно подтверждает признание со стороны мирового экспертного сообщества, также для нас это — соответствие высокому качеству образования и уровню проводимых исследований", — сказала РИА Новости Боровская.

Она добавила, что появление ЮФУ в рейтинге закономерно, поскольку вуз был одним из двух первых федеральных университетов, созданных в России. Государство выделяло средства на поддержку ЮФУ. А достойное позиционирование университета в мировых рейтингах было стратегической задачей.

"За последний год ЮФУ уделял большое внимание повышению международной конкурентоспособности, росла публикационная активность ученых, мы концентрировали ресурсы на прорыве научных направлений, старались укреплять коммуникацию с российскими и международными экспертами", — отметила ректор.

По ее мнению, дальнейшее продвижение в рейтинге будет еще сложнее из-за высококонкурентной образовательной среды. Однако ЮФУ все-таки планирует подняться выше. Для этого в университете предполагается финансирование мегапроектов по прорывным научным направлениям, оценка потенциала сотрудников, а также укрепление связей с работодателями и международным научным сообществом.

Какие еще российские вузы вошли в рейтинг

Рейтинг университетов мира QS: что мешает победе российских вузов? Российские вузы в целом сохранили свои прошлогодние позиции в мировом рейтинге лучших университетов QS. Вопреки ожиданиям властей, ни один из них пока не вошел в первую сотню. Чтобы исправить ситуацию, российским вузам надо стимулировать рост цитируемости своих публикаций и развивать сотрудничество с работодателями, считают составители рейтинга.

В русскоязычный рейтинг Топ-200 попал только один российский вуз - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, заняв в нем 120-е место. В полную версию рейтинга, в котором представлены свыше 700 учебных учреждений, кроме МГУ, вошли еще 17 российских вузов, а именно: Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Новосибирский государственный университет, Московский государственный институт международных отношений, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Российский университет дружбы народов, НИУ "Высшая школа экономики", Уральский федеральный университет имени Бориса Ельцина, Томский политехнический университет, Томский государственный университет, Казанский федеральный университет, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Воронежский государственный университет.