И еще про коучинг и зачем он нужен. Ты отстал от жизни, если никогда не работал с коучем. Тебе кажется, забрасывать вопросами - это жёстко

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны - коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа - управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

Но что самое поразительное - настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия:

Коучинг - это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера - помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» - уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор - британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com .
  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х - этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х - коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х - коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х - в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х - в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х - в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день - фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

Таким образом, коучинг - это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

Коуч Шарлатан
Учился в сертифицированной школе
коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
Задаёт много вопросов Много рассказывает, даёт советы
На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг) Готов работать с любым запросом
Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

»
Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) - один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии . В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии , в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон - основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis ), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии .

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку - коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон - президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона , известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос - некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW , которую придумал Уитмор:

  • Goal - какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality - опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options - какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will - что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча - поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше - всё отлично. Между шестью и восемью - стоило бы улучшить.

А теперь ваша цель - за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? ;)

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные - 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека - 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 - неверно, 4 - совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

»
___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Могу ли я сам стать коучем?

Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. :)

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет - это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Что мне дал коучинг:

  • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
  • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
  • Знакомство с новыми и интересными личностями.
  • Осознание своего предназначения.
  • Более сбалансированную жизнь.
  • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

С дополнительной информацией на тему коучинга и развития можно ознакомиться на моем сайте . :)

Ежегодно коучинг получает всё большее распространение в нашей стране, однако достаточно часто звучит вопрос: собственно, а зачем нужен коуч? Кому и когда? Конечно, подобные вопросы, в основном, задают те, кто ещё не пользовался коучингом. Коучинг – молодое у нас явление. Больше всего он распространён в крупных компаниях, имеющих выход на иностранный рынок. Часто коучинг путают с бизнес- или психологическим консультированием. Однако, это самостоятельное направление в управлении и консультировании.

Что такое коучинг?

Под представленным понятием подразумевается раскрытие потенциала человека для максимального повышения эффективности. Коуч – не тот, кто учит, а тот, кто помогает учиться.

С английского сoaching – тренировка, подготовка, репетиторство; а сoach – наставник, тренер.

Кому нужен коучинг?

Коучинг – услуга для узкого круга людей. Он необходим тем, кто желает перейти к качественно другому уровню жизни; людям, готовым менять для этого как себя, так и свою жизнь. Грамотный коучинговый процесс – всегда про изменения и про личностный рост. Если в жизни человека ничего не меняется, ему просто хорошо, и большего ничего не надо, – коучинг не нужен.

Целеустремлённым людям, прилагающим усилия для достижения целей, которые живут на пределе собственных возможностей, такая услуга будет достаточно актуальна. Стремитесь к лучшему? Есть цели и предпринимаете активные действия на пути к их реализации? Коучинг точно для Вас! Он привнесет в Вашу жизнь лёгкость, энергию, скорость, вдохновение. Коучинг предназначен для тех, кто не боится идти вперед.

Если у Вас есть жизненная цель, то Вы входите примерно в 15% населения планеты. Поскольку 85% людей мира живут без целей в жизни. Из 15%, у которых есть цель, достигают её только 3%. У остальных она так и остаётся мечтой. Но если Вы читаете эту статью, то уверены, что, несомненно, входите в 3%. Вы знаете, что точно добьётесь желаемого. В этом случае коуч поможет достичь цели гораздо быстрее, легче, а также обнаружить для себя, что дорога к ней – счастье и радость.

Кроме того, Вы сможете действительно понять, верны ли Ваши цели . Родители, общественное мнение, средства массовой информации, доброжелатели навязывают нам стереотипы. Однако у каждого есть то, что по-настоящему важно, но не всегда «лежит на поверхности». Если Ваши цели и ценности связаны, то Вы их 100% достигните. Если же цели далеки от истинных ценностей, Вы можете добиваться их всю жизнь, но так и не обретёте счастья. Коучинг помогает проявить то, что Вам действительно важно и поставить действительно Ваши цели.

Если Вы хотите быть одним из 3% , но уже устали, не хватает радости в жизни, а в голове периодически возникает мысль: а зачем это нужно, может оставить так как есть… Однако желание добиться результата сильно и не позволяет опустить руки. Если Вы тратите много энергии на борьбу с собой, заставляете периодически себя делать что-то, тогда коучинг добавит мотивации, зажжёт огонёк изнутри и поможет преодолеть путь до конца. Коучинг даёт силы действовать. Появляется желание, интерес, а также ощущение полноты жизни!

Естественно, Вы можете достичь целей и без услуг коуча. Но, как долго Вы будете двигаться к этому, сколько сил потратите?

Теперь давайте разберёмся, какие же существуют виды коучинга. Какой из них подходит именно Вам.

Виды коучинга

Сущность персонального (индивидуального) коучинга

Основные задачи , решаемые благодаря индивидуальному коучингу, – возможность показать и раскрыть ещё не выявленный потенциал человека, позволить ему структурировать собственные мысли, определить желания и цели, сформировать список конкретных действий для того, чтобы достичь целей.

Как показывает практика, качественные трансформации в определённой сфере жизни ведут к изменениям в её иных областях. Благодаря коучингу можно добиться личностных перемен и перейти на новый виток развития.

Что помогает решить?

К актуальным задачам относятся:

  • прояснение целей, а также помощь в создании списка приоритетов их достижения;
  • решение задач как личного, так и профессионального определения;
  • принятие важных деловых, личных решений для человека через анализ вариантов возможного будущего ;
  • нахождение балансов в личной, профессиональной сферах жизни;
  • развитие способности качественно и эффективно решать внешние вызовы;
  • устранение вредных привычек;
  • реализация текущих и новых проектов в жизни.

Какова работа коуча?

Основа работы коуча – это сильные вопросы, ответив на которые клиент сможет получить глубокое осознание своей ситуации и посмотреть на неё с разных углов. Как правило, в процессе коучинговой сессии человек отвечает на вопросы, которые он ещё не задавал себе или не хотел задать. Кроме вопросов коуч даёт обратную связь , а также поддерживает клиента в развитии важных навыков. Таким образом, клиент полностью берёт на себя ответственность за достижение желаемого результата.

Корпоративный коучинг

Это технология работы с организациями, в ходе которой коуч выступает помощником генерального директора компании и менеджеров. Его главная цель – помочь справиться с конкретными проблемами или продумать программу развития.

Зачем коучинг бизнесу?

Коучинг поможет решить следующие задачи:

Для чего коучинг руководителям?

  • Повышение производительности труда персонала.
  • Экономия ресурсов. Коуч обеспечивает грамотную передачу технологии ведущим сотрудникам, результата владельцу и активность персонала.
  • Скорость внедрения изменений. Это обеспечивается благодаря квалифицированной работе коуча, который способен увидеть недостатки и превратить их в достоинства.
  • Мотивированность, заряженность сотрудников.
  • Обученные сотрудники.
  • Экономия личных ресурсов для владельца. Коуч – эффективный проводник идей.

В заключение следует отметить, бесполезного коучинга не существует. Нет вопросов, которые бы не помог решить коуч. Коучинг в нашей стране только развивается. О нём очень мало информации. Но то, что коучинг практичен, экологичен и эффективен свидетельствует о том, что скоро он получит широкое распространение . Сегодня коучинг необходим тем, кто стремится развиваться, раскрыть свой потенциал и достичь максимальной эффективности в бизнесе и жизни.

В числе популярных профессий коуч занимает одну из передовых позиций. Почему так происходит? В чем особенность этой специальности? Кто такой коуч? Легко ли ним стать? Какими знаниями и навыками необходимо обладать? Чем отличается коуч и тренер? Можно ли освоить эту профессию самостоятельно, либо необходимо пройти серьезную подготовку? Где и как происходит обучение коучей? Не переоцениваются ли те услуги, которые оказывают коучи? Можно ли обойтись без них? Ответы на эти вопросы содержатся в публикации.

Кто такой коуч?

Коуч - это человек, который посредством непрерывного сотрудничества помогает клиенту найти ответы внутри себя самого. Его основная роль - выработать у клиента понимание, каким образом он может реализовать поставленные задачи. Коуч помогает в достижении профессиональных, либо личных целей. В классическом понимании представитель этой профессии не должен влиять на принятие решений клиентом. Его задача организовать процесс таким образом, чтобы человек сам добился желаемой цели.

В отличие от наставника, коуч занимается не общим развитием человека, а формированием у него оговоренных умений. Например, налаживанием отношений с противоположным полом, продвижением по карьерной лестнице или управлением персоналом. Наставник же передает подопечному весь багаж своего жизненного опыта и знаний, по западной традиции, называясь ментором.

Это не значит, что коуч не может в некоторые моменты перенимать на себя роль ментора, когда ставится такая задача, например, во время обучения новых коучей.

Чем отличается коуч от тренера?

Еще одним близкородственным понятием к слову «коуч» можно назвать тренера. Во многом размытие границ между этими двумя профессиями обусловлено появлением коучей-самоучек, которые переквалифицировались из тренеров в новое для себя направление, не пройдя профильного обучения и применяя привычные для них методы.

Чем отличается коуч от тренера? Степенью и методами воздействия на аудиторию. Коуч должен выработать определенные психологические установки своих воспитанников, которые позволят им принимать верные решения практически интуитивно. При этом он не учит, не наставляет, не дает ответы. Тренер же выполняет больше техническую роль.

Например, он может повысить навыки сотрудников относительно бухгалтерской программы, научить рациональному применению своего времени, подсказать более эффективные приемы продаж и т.д. Он должен «разжевать и положить в рот», а коуч только стимулирует «жевательный» процесс.

Коуч не дает ответы , его основная задача – развить у человека умение самому добиваться поставленных целей, искать необходимые пути и решения.

Многие профессиональные сферы требуют определенных задатков личности, например лидерских качеств. Тогда, грани между этими специальностями стираются и работу выполняет коуч-тренер в одном лице. Он помогает лучше овладеть профессией и выработать у клиента понимание правильной стратегии поведения. Встречается и коуч-консультант, который на консалтинговой основе способствует налаживанию бизнеса или решению других вопросов.

Какими знаниями и навыками должен обладать коуч?

В отличие от тренера, коуч должен быть силен в психологии, поскольку сферой его работы является разум и подсознание. Что такое коуч? Это психолог, мудрец, профессионал в выбранном направлении. Человек, в котором сочетается жизненный опыт с фундаментальными знаниями.

Поэтому, многие люди работают тренерами и консультантами, а вот стать коучем решаются единицы. Слишком велика ответственность и цена ошибок. Поэтому велик риск попасться в руки шарлатану. Подыскивая для себя или своей компании коуча, желательно уделить внимания этому не меньше, чем при выборе стоматолога или адвоката.

Как стать коучем?

Поскольку специальность коуча не урегулирована академической наукой и бюрократическим аппаратом, то найти специальный вуз по этому профилю невозможно. Все академии и прочие школы лицензируются такими же академиями и школами. Вот почему риск шарлатанства возникает еще на стадии обучения. Как же выбрать себе учителя или учебный центр? По конкретным делам, по отзывам учеников и клиентов, по их количеству, статусу. Также важно всегда слушать свой внутренний голос. Ведь интуиция подводит реже показных дипломов или наград.

Один из самых известных учебных центровМеждународная Федерация Коучинга (ICF), объединяющая более 24 000 профессиональных коучей из 50 стран мира. Это самая большая некоммерческая ассоциация специалистов данного профиля.

Согласно идеологии ICF , коучи должны выполнять следующую роль:

Согласно этим принципам строится и процесс подготовки будущих коучей . Отвергать роль коуча для коучей также не верно. Никто ведь не пойдет лечиться к врачу-самоучке и не отдаст своего ребенка к учителю-аматору. Соответственно в этой специальности также нужен учитель. Во всяком случае, на него всегда можно будет переложить ответственность за неудачный подход к своему клиенту.

Согласно международной сертификации, существуют такие профессиональные уровни коучинга:

  • АСС (Ассоциированный Сертифицированный Коуч) – выдается после 60 часов обучения и не менее 100 часов практики;
  • PCC (Профессиональный Сертифицированный Коуч) – требует от 125 часов учебы и более 500 часов практики;
  • MCC (Сертифицированный мастер коуч) – степень посвящения, которую можно получить после 200 учебных часов и 2500 часов практической деятельности.

Но многие коучи-аматоры поступают по-другому. Они начинают с самообразования и практики, а лишь потом, в определенный момент, ищут себе наставника либо просто переключаются на какую-нибудь другую работу. Не обладая достаточными знаниями и умениями в коучинге, они допускают целый ряд ошибок, в лучшем случае, просто не принося пользу. Навязывают клиентам свое мнение, пытаются решить вместо них возникшие проблемы. В общем, ведут себя не профессионально и некорректно, тем самым подрывая авторитет коучинга.

Перспективы работы коучем

Лучшей мотивацией к началу учебы и практики служат перспективы этого направления. Во-первых, рынок коуч-услуг еще только развивается, потому конкуренция пока невелика. Во-вторых, эта профессия позволяет постоянно развиваться самому. В-третьих, труд коучей достаточно высоко ценится их клиентами (в материальном плане). В-четвертых, эта специальность позволяет работать по гибкому графику. В-пятых, коучи могут найти себя в любом уголке мира, постоянно путешествуя. В-шестых, это одна из модных профессий, наряду с бизнесменами и актерами. В-седьмых, доход коуча не ограничен ничем другим, кроме как его личной самооценкой. Работая коучем, можно самому устанавливать правила диалога с клиентом. Главное, только оправдать его ожидания, иначе можно подпортить свою репутацию и сразу же потерять пару нулей в прейскуранте.

Коуч – модная и популярная специальность , которая остается делом единиц. Пробуют свои силы многие, но добиваются успеха далеко не все. Даже ответив на вопрос, кто такой коуч, все равно нет гарантий, что удастся найти настоящего профи. Главное, опираться на подсказки своего внутреннего голоса и придерживаться его советов. Порой лучшим коучем может стать наша интуиция, желательно только научиться ее слышать. Если же внутренний голос безмолвствует, то лучше обратиться к специалисту.

С момента, как я начала практику коуча, постоянно слышу этот вопрос. Давайте разберёмся…

Коучинг — это пространство для формирования себя истинного, осознания своих желаний и целей, для поиска собственных решений, создания своего индивидуального пути к наилучшему результату и своей лучшей жизни в целом.

Смысл и задача коучинга — в движении к цели, в партнёрстве, стимулирующем работу мысли и креативность человека, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал. Это сотрудничество помогает человеку добиваться реальных изменений и результатов в своей личной и профессиональной жизни, эффективно решать различные жизненные задачи.

И методы трансформационного коучинга позволяют достичь значимых долгосрочных результатов. Задача коуча — использовать техники и инструменты, чтобы помочь человеку сгенерировать собственные, индивидуальные наилучшие для него решения, а затем поддерживать его в их исполнении.

Трансформация — это изменения, и в данном случае мы говорим о позитивных, прогрессивных и эволюционных изменениях, имеющих долгосрочный эффект. И трансформационный коучинг не является прорывным, он подразумевает постепенные и гармоничные изменения.

Внутри каждого человека уже есть нужные ему ресурсы — таланты и способности, сила и характер. Сотрудничество с коучем позволяет высвободить эти ресурсы, эти силы, энергию и мотивацию для максимального развития личности и успеха в жизни.

Вот основные принципы коучинга:

  • Ориентация на решения — коуч помогает человеку достигать своих истинных целей, вместо того чтобы позволять ему концентрироваться на прошлом опыте и искать причины неудач.
  • Системный подход — коуч поддерживает целостность личности человека и фокус внимания на то, что изменения, которые происходят в одной из сфер жизни, на самом деле влияют более масштабно на картину всей его жизни.
  • Концентрация на человеке — коуч абсолютно верит в то, что у человека есть все ресурсы и навыки для достижения своих целей, уважает его планы действий и те результаты, которых он хочет достичь. Коучинг — это пространство, свободное от советов.
  • Ориентирован как на ценности, так и на действия — следуя плану изменений в специфичных, вдохновляющих человека шагах, он создаёт для себя фундаментальные изменения в отношениях, поведении и сформировавшихся привычках.
  • Развитие осознанности — во время трансформационного коучинга человек расширяет осознанность себя и своей жизни, отношений, своих целей и их достижения, что создаёт основу для дальнейшего развития и движения вперёд.

В ходе коуч-сессий мы проясняем и структурируем цели. Во время общения коуч создаёт позитивную атмосферу для того, чтобы определить и уточнить глубинные ценности человека, на основе которых и будет проведена работа с целями. После выяснения целей и потребностей разрабатываются стратегии и подходы, лучше всего работающие именно для этого конкретного человека, мобилизуются все внутренние резервы и устраняются внутренние барьеры. Это — ювелирная, конфиденциальная и очень плодотворная работа.

Следует отметить, находит эти решения не коуч, а именно сам человек. Задача коуча только помочь ему в этом. Коуч в этом случае играет роль, можно сказать, своего рода отражения для ума человека, ведь у каждого — свой индивидуальный путь в этой жизни. И только вы сами можете создать своё лучшее будущее.

Коучинг точно для вас, когда:

  • вы готовы действовать, чтобы создать своё желаемое будущее;
  • вы хотите изменить свою жизнь или улучшений в определённой сфере или в целом повысить качество своей жизни;
  • вы хотите осуществить свою мечту или цель или решить определённую задачу (вопрос, реализовать проект) наиболее подходящим способом и научиться получать удовольствие от самого процесса её достижения;
  • вам важно самостоятельно добиваться результатов, используя все свои потенциальные возможности по максимуму;
  • вам необходимо повысить свою эффективность и ответственность; вы хотите научиться ставить истинно ваши цели и осуществлять их;
  • вы стремитесь достичь сбалансированного успеха во всех областях вашего бизнеса и жизни.
  • вы, наконец, хотите найти ответ на давно мучающий вас вопрос и принять решение.

Однако вся наша жизнь состоит из череды различных положительных и не очень… ситуаций, событий, мыслей, эмоций, принятых решений. Бывает, каждый день человек совершает похожие одно на другое действия, и иногда начинает казаться, что это бесконечное хождение по кругу, вырваться из которого самостоятельно, порой, очень сложно. Человек понимает, что то, как он живёт, его не так уж и устраивает, что работа не приносит удовлетворения, что события происходят не так, как хотелось бы. А иногда уже не совсем понимает, что же действительно хочет.

И здесь коучинг позволит человеку взглянуть на свою жизнь свежим взглядом — как будто со стороны, поможет в расставлении приоритетов, в пересмотре и изменении ситуаций и определении новых действий в нужном направлении. В сотрудничестве с коучем человек посмотрит на свою жизнь другими глазами — глазами своих возможностей!

Так зачем же нужен коучинг?

Чтобы найти свои истинные желания и реализовать их. Чтобы менять свою жизнь к лучшему. Чтобы двигаться в сторону счастья, здоровья и богатства.

Чтобы понимать и осознавать происходящее в жизни, семье, отношениях, в карьере, бизнесе.

Чтобы видеть пути развития себя как личности, пути развития отношений, карьеры и бизнеса.

Чтобы принимать себя настоящего и понимать себя.

Чтобы открыть и укрепить веру в себя и свои способности, в свою уникальность и свой успех.

Чтобы доверять себе и миру, своим близким и детям.

Чтобы найти силы идти вперёд по выбранному пути. Осознать свои ценности и ответить на вопрос: зачем и куда я двигаюсь в жизни?

Чтобы раскрыть в себе гибкость, умение слышать, чувствовать, распознавать и быстро реагировать на изменения в мире.

Чтобы быстрее достигать поставленных целей и воплощать свои желания.

Чтобы максимально эффективно решать любые жизненные задачи, чтобы то, что раньше было непостижимо, сейчас решалось быстро, легко, "на раз".

Чтобы не останавливаться на достигнутом. Чтобы подключить все возможные ресурсы. Чтобы преодолеть страхи и самосаботаж, который порой возникают.

Вообще-то, коучинг — это про каждого их нас! Коучинг — это о жизни в удовольствии!

Продвижение новой бизнес-услуги у нас обычно начинается с попыток объяснить, как «это» переводится с «бизнес-английского» на «деловой русский» и чем «это» не является. Коучинг - не консультирование, не наставничество, не психотерапия... В простом переводе с английского «coaching» означает тренерство. Смысл современного коучинга проще всего понять, проследив историю его возникновения и развития на Западе.

Американские эксперты считают, что само понятие «коучинг» изобрел американец по имени Томас Леонард. В 1980-х годах он занимался финансовым консультированием своих клиентов (частных и корпоративных), оказывал услуги по финансовому сопровождению и планированию. В какой-то момент Леонард заметил, что его наиболее успешные клиенты хотят не просто консалтинга, а более «личных» советов в области профессиональной жизни. Повторим, что это были люди состоятельные, по-американски удачливые, занимающие руководящие посты в бизнесе. Кто-то из них хотел узнать и научиться новым «технологиям реагирования» на события в профессиональных ситуациях, кто-то мучился оттого, что всего уже достиг, и не знал при этом, как сформулировать себе цели дальнейшей жизни. Леонард, человек с опытом в сфере консалтинга и психологии, взялся им помочь. А чтобы «формализовать» услугу, принял для себя название «коуч» - тренер. Так родился коучинг.

В американской среде слово быстро прижилось. Воспитанным на культе успеха американцам понятно, что личный тренер значительно увеличивает шансы на победу. В 1990-х годах коучинг получил широкое распространение, появились различные виды коучинга, сформировалась его идеология. Коучинг стали делить на «личный» и «деловой», в рамках каждого направления образовались «подвиды». Сейчас в США есть даже «коучинг пенсионеров». Со временем многих экспертов перестало удовлетворять простоватое понятие «тренерство». Чтобы обеспечить услуге лучший «промоушн», некоторые авторы стали производить понятие «coaching» от «co-achieving»- «со-достижение». Продукт с более «глобальным» звучанием и стоит дороже.

Коучинг - это не... Это «да»

Большинство статей, написанных профессионалами, начинаются с объяснений, что коучинг - это не консалтинг, не наставничество и не психотерапия.

В консалтинге клиент покупает у консультанта готовое решение проблемы. Консультант, конечно, аргументирует свое предложение, но не учит клиента решать проблемы вообще. В будущем купленное решение неприменимо при малейшем изменении условий задачи.

В наставничестве более опытный человек передает свои знания менее опытному. Таким путем можно усвоить опыт наставника и попробовать применить его в своей работе. Но наставник не может научить человека чему-то, чего не знает сам.

В психотерапии пациенту помогают понять ошибки, совершенные в прошлом. Затем психотерапевт предлагает способ исправить в настоящем те психологические искажения, которые были инициированы ошибкой.

В отличие от вышеперечисленного, коуч помогает клиенту научиться по-новому решать проблемы, реагировать на явления, ориентироваться в ситуациях, ставить цели и достигать гармонии в своей деятельности с окружающей средой. Конечно же, клиент коуча - это не пациент психотерапевта. В личностном коучинге это руководители или топ-менеджеры, яркие личности, которые прошли в жизни очередной профессиональный этап и хотят максимально эффективно освоить новый. Тренера они обычно ищут «под задачу». Настоящий VIP-коучинг можно объяснить с помощью аналогий из образования или спорта.

Например, студент в университете изучает «технологии» менеджмента. Затем начинает работать и на практике постигает, как их применять в работе. Это обычный тренинг. А личный тренинг начинается тогда, когда тренер-виртуоз помогает ему понять, какие из всех возможных технологий наиболее подходят под его личность, его характер, его ресурсы. «Подходят» с точки зрения его целей, разумеется. И в этой работе тренер неизбежно должен помочь клиенту лучше понять свою личность и свои цели на этом этапе жизни.

Людям очень трудно проделать такую работу самостоятельно, потому что для этого надо в какой-то момент посмотреть на себя со стороны. Мы не делаем этого и используем небольшую часть своих ресурсов. С новичком или обычным служащим никто не будет возиться - зато топ-менеджер имеет возможность обрести тренера и развить свои преимущества до новых высот.

Другой пример можно взять из конного спорта. Даже выдающиеся всадники, олимпийские чемпионы нуждаются в тренере. Просто потому, что не видят со стороны своей посадки. Нужен кто-то, кто не сидит с тобой на лошади, а пристально смотрит на тебя со стороны и комментирует происходящее. Конечно, тренер чемпиона не ограничивается этим - он помогает всаднику раскрыть индивидуальные возможности до конца. И он всегда учитывает характер спортсмена и той лошади, на которой спортсмен едет.

Когда рождается необходимость

С точки зрения «большого бизнеса», коучинг - это естественный шаг в развитии сферы услуг для менеджмента.

Ко второй половине ХХ века менеджмент в развитых странах стал утилитарным. Лидерами становились компании, которые внедряли в производство новые технологии. А максимальная эффективность достигалась с помощью технологий управления. «Технология» и «эффективность» - ключевые понятия в мировоззрении той эпохи. На их фундаменте сложилась идеология менеджмента персонала. Сотни тысяч высококвалифицированных, правильно мотивированных «винтиков-управленцев» скрепляли огромные механизмы транснациональных корпораций.

Но построенная система росла до какого-то предела, а потом стала себя перерастать. Эффективность во многих крупных компаниях к концу века снизилась, западные менеджеры в массе своей стали терять творческое начало - несмотря на мотивацию. Вновь возникла нужда в вождях и лидерах, креативных личностях. И практика родила новые идеи и средства. Коучинг - одно из них.

Можно сказать, что коучинг - это инструмент работы с «виртуальными реальностями» бизнеса через усовершенствование принципов работы тех людей, которые определяют жизнь компании. Нестандартное решение руководителем какой-нибудь застарелой проблемы может в масштабах корпорации принести прибыль в десятки миллионов долларов - иногда даже без инвестиций. Если существует тренерство, которое способно помочь почти каждому руководителю развиваться дальше, то спрос на эту услугу гарантирован.

С ростом числа людей, получивших позитивный опыт коучинга, для новой услуги стали открываться все новые и новые области. Постепенно возникла изощренная специализация: коучинг для топ-менеджеров, финансовый, маркетинговый, организационного развития, служб персонала, коучинг в области малого бизнеса, в сфере партнерства, лидерства, командный, спецпроектов и т.д. Существует также мотивационный коучинг, коучинг устранения проблем, управления временем, коучинг стиля и профессионализма, карьеры, достижений....

В 1990-х коучинг проник в Россию. И до сих пор ищет себе место на ее необъятных просторах.

Российский коучинг

В России коучинг проходит тот же путь, который до него одолели консалтинг или корпоративные тренинги. Вспомним, как утверждались у нас эти услуги в 1990-х. Вначале появились малоизвестные понятия, затем они стали модными. Были фирмы, которые заказывали консалтинг или тренинги у «специалистов» - и получали порцию бесполезной болтовни или перепечатку из неизданных у нас учебников по менеджменту. Дорого поплатившись (в прямом смысле) за свой эксперимент, эти фирмы надолго приобретали иммунитет к предложениям «профессионалов». Тем не менее крупные компании (московские или с западными инвестициями) смысл услуг понимали и предъявляли на них спрос. Через некоторое время рынок начал стабилизироваться, появился позитивный практический опыт, сформировались деловые репутации. Дело пошло.

Подобное происходит и с коучингом, только до стабилизации здесь еще далеко. Часть современных российских коучей завоевали своих первых клиентов по тому же принципу, что и американец Томас Леонард. Они успешно работали в сфере бизнес-консультирования или обучения, имели общение с интересными руководителями и в какой-то момент почувствовали, что могут зарабатывать коучингом. Ведь стартовый капитал в этой области - это доверие людей, которые могут быть твоими клиентами. Если квалификация позволяла, они делали успешный дебют - а дальше начиналось постепенное развитие.

Со временем услуги коучинга начали предлагать и компании, занимающиеся обучением. Они имеют клиентскую базу и возможности продвижения коучинга как одной из услуг компании. Надо сказать, что до сих пор в России (да и в любой другой стране мира) очень мало компаний или людей, которые занимались бы исключительно коучингом. У большинства специалистов есть другие занятия и источники дохода.

Вместе с рождением нового рынка на него обязательно устремляются шарлатаны и дилетанты. При том, что качественный коучинг в России, по мнению специалистов, развит очень слабо, а подавляющее большинство успешных примеров приходится на Москву и Санкт-Петербург, желающих «потренировать» российских топ-менеджеров с каждым годом становится больше. В принципе, любой экономический вуз страны может провести для своих студентов семинар по коучингу или курс переподготовки для людей с дипломами. После этого некоторые выпускники дают объявления в СМИ и Интернете о своей готовности работать коучем. Естественно, у руководителя - со всем его жизненным и профессиональным опытом со времен перестройки - эти предложения вызывают смех. Чтобы научить такую личность неким «изыскам» в построении жизни и функционирования, коуч сам должен быть личностью не менее яркой.

Критерии оценки

Итак, представим ситуацию: «бизнес-спортсмен» Икс ищет себе личного тренера. Возможно, Икс - это топ-менеджер крупной компании, которая доросла до того, чтобы стремиться к максимально эффективному менеджменту, к его «персонализации». Или в работе управляющих компании есть проблема, устранение которой находится в компетенции Икс. Или Икс хочет насладиться своими достижениями, открыть для себя новые приемы поведения, отношения к ситуациям и людям, сделать свою жизнь более интересной. Или переорганизовать работу так, чтобы получить больший досуг. Как Икс может найти под свою задачу хорошего коуча?

Можно обратиться в авторитетную компанию, которая среди прочих бизнес-услуг предлагает коучинг. В некоторых из компаний клиенту предлагают встретиться с несколькими кандидатами на роль тренера и выбрать того, кто понравится больше. Но обращение в компанию, занимающуюся коучингом, не гарантирует, что клиент получит именно VIP-уровень и не испытает разочарования. Сами «коучи» не могут прийти к согласию - сколько, например, в Санкт-Петербурге «настоящих» специалистов (и кого вообще можно считать «настоящим»).

Другие находят тренера по рекомендации. Рекомендация - самый надежный сертификат качества в коучинге. Ведь формальных оснований для занятий этим видом деятельности нет. Работа коучей не сертифицируется, единой ассоциации они не создали. И в деловом, и в личностном коучинге успешно действуют «коучи-индивидуалы». Они идут от одного сотрудничества к другому, не вступают в ассоциации, не организуют компании. «Организованные» коучи называют их «теневыми» тренерами. Для клиента же важен только результат сотрудничества с коучем, а не разборки в их среде. Если он удовлетворен результатом, то приводит тренеру нового клиента.

Впрочем, большинство специалистов высказывают мысль, что с развитием коучинга в России ситуация стабилизируется. Появятся и сертификаты, и ассоциации, и единые подходы к обучению специалистов. А пока критерием выбора остается соответствие между личностью тренера и теми ожиданиями, которые клиент имеет перед обращением.

Если же говорить о критериях оценки сотрудничества, то большинство специалистов предлагают ориентироваться на результаты клиента. Когда компания клиента развивается, ее обороты увеличиваются, появляются новые интересные проекты, новые цели, сам клиент начинает выходить на те позиции, о которых мечтал и к которым стремился, - значит работа коуча была эффективна.

Процесс работы

В работе с коучем есть общие принципы, которые прослеживаются при любых вариациях. Во-первых, коуч - это всегда «человек со стороны». Он не может быть ни членом команды, ни партнером того, с кем работает. При любых обстоятельствах он остается внешним, независимым специалистом. Он способен хранить конфиденциальность информации, устанавливать доверительные отношения с клиентом и сопереживать его успехам и неудачам.

Это элементарные требования, без выполнения которых нет смысла говорить о дальнейшем. Конечно, хорошо, когда отношения начинаются с чего-нибудь более привычного, менее личного, чем коучинг. Например, с услуг консалтинга. Если клиент почувствовал доверие к консультанту как к личности и как к профессионалу, то консультации становятся индивидуализированными, естественно перерастают в совместное творчество по реализации целей клиента. В этом случае гораздо проще решаются и вопросы оплаты. Клиент создает у себя представление о степени «эксклюзивности» услуги и определяет, сколько он готов за это заплатить. А коуч решает, сколько энергии и времени он может при такой оплате вложить в сопровождение клиента. Кроме того, оба могут корректировать свои позиции с учетом обстоятельств.

Но специалисты стремятся сделать коучинг самостоятельной областью услуг. Для этого отношения надо формализовать, выработать правила игры. Сегодня процесс коучинга уже имеет некоторые такие правила.

Обычно совместная работа начинается с интервью. В ходе интервью определяется, какие у клиента цели и ожидания. Фактически интервью закладывает фундамент. Коуч составляет для себя психологический портрет клиента, определяет его сильные и слабые стороны (с точки зрения цели, разумеется) и формулирует свою позицию. Коуч и клиент обсуждают настоящее и будущее своего партнерства, в этот момент определяется их совместимость - от «мировоззренческих» планов до технических вопросов оплаты. Если отношения складываются, начинается коучинг.

Он может включать в себя индивидуальное консультирование по деловым и личным вопросам; определение базовых психологических преимуществ клиента, его успешных стратегий поведения, основных проблем и ограничений с целью их дальнейшей коррекции и компенсации; персональные тренинги; психотерапию, индивидуальную работу со значимыми лицами из ближайшего окружения клиента. И, конечно, сопровождение - участие в повседневной деловой жизни клиента (совещания, переговоры, принятие решений, публичные выступления, различные рекомендации, вплоть до выбора гардероба, дизайна офиса и т.д.).

Для настоящего коуча очень важно вместе с клиентом прояснить его «жизненную миссию». Ведь люди часто попадают в ситуацию, когда подсознательно стремятся к одному, а умом формулируют себе другие цели. Так происходит под влиянием окружения, или традиции, или привычки. Надо понять, чего же клиент на самом деле хочет, - тогда коучинг принесет ему максимальную пользу. Например, клиент хочет стать лидером на рынке, или выйти на международную арену, или занимать стабильное положение на локальном рынке и посвящать себя семье, или стать миллиардером, или реализовать свои идеи, или получить известность.

А когда настоящая цель определена, коуч и клиент намечают пути ее достижения. Для этого важнее всего понять - какие у клиента ресурсы. Именно здесь практически невозможно обойтись без помощи личного консультанта, который смотрит на ситуацию клиента со стороны. Консультант помогает клиенту по-новому взглянуть на себя и свой бизнес, включить внутренние резервы, привести в действие систему мотивации, развить личностный потенциал, правильно позиционировать себя и сформировать соответствующий имидж.

Конечно, если коуч видит, что цели клиента недостижимы, он должен сказать ему об этом. Настоящий коуч уважает себя и своего клиента. Он организует ему информационное поле, помогает определить плюсы и минусы тех или иных решений, предлагает какие-то возможности компенсирования отказа от той или иной цели. Но принятие решения все равно остается за клиентом. Условно говоря, если шестидесятилетний директор банка поставит цель стать космонавтом, его личный консультант обязан представить ему реальную картину. Если же человек все-таки настаивает на своем, он должен быть готовым нести ответственность за принятые решения.

Коучинг в России постепенно развивается, поскольку обещает клиентам высокие результаты. Негативные примеры, «замусоренность» рынка тормозят, конечно, его развитие, но остановить не могут. Клиенты, которые представляют себе возможности коучинга, продолжают искать тренера даже в том случае, если первые попытки оказались неудачными.