Коучинг как метод обучения. Коучинг как современный метод развития персонала

От классического консультирования или тренинга коучинг отличается тем, что в нем нет жестких рекомендаций или советов. Коуч ищет решение проблемы вместе с клиентом. От психологического консультирования coaching отличается установкой мотивации, достижения нужной цели в работе или жизни.

Что такое коучинг

Существует много определений коучинга. Это и тренинг личной самореализации, где тренер в форме беседы ведет клиента к желаемым целям. Еxecutive coaching (персональный консультант) создает условия для всестороннего совершенствования личности человека. Коучинг, это и система реализации социального и творческого потенциала всех участников обучения. Существует четыре базовых ступени coaching:

  • постановка жизненных целей;
  • проверка реальности направления;
  • выстраивание путей их реализации;
  • достижение результата (этап воли).

Кто такой коуч

Couch – это специалист, профессионально помогающий своим клиентам достигать поставленных целей. Коуч-тренер – это состоявшийся в жизни, успешный человек, который постоянно совершенствует свои знания, работает над собой, владеет техниками развития кадрового потенциала. Бизнес-коучер должен получить образование в одной из мировых сертифицированных школ, которые выдают разрешение на оказание услуг по коучингу. Персональный коучер:

  • работает с клиентом на определение собственного потенциала;
  • учит правилам саморегуляции;
  • мотивирует человека на личностный и профессиональный рост.

Виды коучинга

На сегодняшний день имеется несколько разновидностей коучинга. Основная классификация построена на основе количественного состава клиентов. По области применений различают такие виды коучинга:

  1. Индивидуальный коучинг. Консультант работает с клиентом один на один. В ходе сотрудничества решаются индивидуальные задачи, затрагивающие разные сферы жизни человека: карьера, бизнес, здоровье, взаимоотношения, семья.
  2. Командный коучинг (групповой). Бизнес-коучер работает с группой людей. Особенность коуч-сессии состоит в том, что у нескольких человек имеется общая задача. Они могут быть семьей, бизнес-партнерами, спортивной командой или общественной организацией.
  3. Организационный коучинг. Консультант взаимодействует с первым лицом организации. Обучение предполагает применение системных методик, направленных на выявление потенциала руководителя, сотрудников или всего предприятия. Отличие организационного коучинга от других заключается в затрагивании интересов всей компании, а не ее отдельных лиц.

Лайф-коучинг

Один из самых важных блоков работы лайф-коучинга – это постановка цели. Главное в работе с клиентом – научить его четко понимать то, чего он действительно хочет. Во время обучения человек глубже познает себя, появляется уверенность в своих действиях, повышается осознанность. Коучинг не имеет отношения ни к психологии, ни к психотерапии. Человек работает в настоящем для создания желаемого будущего. Итак, лайф-коучинг – что это такое и когда он необходим?

Темп жизни современного человека не оставляет шансов на реализацию большинства планов. Ведь когда выпадает свободная минутка, люди ждут покоя и тишины, желают ни о чем не думать. Персональный лайф-коучер помогает не только управлять временем, но и позволяет клиенту самому оценивать каждую область своей жизни. Тренинги содействуют равновесию между карьерой, здоровьем, финансовым благополучием, личной жизнью.

Коучинг в образовании

Методики coaching успешно применяются в образовании. Ученик раскрывает свой потенциал, добивается высоких результатов в обучении без принуждения. Что такое коучинг в образовании? Тренинг формирует готовность обучаемых к саморазвитию, проектирует образовательную среду вуза или школы, помогает строить процесс обучения с учетом личностных качеств ученика. Преподаватели тоже получают пользу от коучинга. Они по-новому смотрят на процесс обучения, ориентируясь на свободную реализацию нестандартных подходов. Педагог помогает формироваться ответственной личности.

Бизнес-коучинг

Coaching изначально был сформирован для бизнес-среды. Для предпринимательской деятельности технологии тренинга адаптированы лучше всего. Коучинг в бизнесе применяют, чтобы вывести человека на новый уровень, помочь сформулировать цели. Бизнес-коучер помогает не только сделать выбор карьеры, но и ускорить карьерный рост. Профессиональный коучинг далек от специализации человека. Курсы помогают обучаемому находить умные решения сложных проблем. Руководители организовывают коучинг для своего персонала, чтобы сделать деятельность компании эффективнее.

Спортивный коучинг

Метод консалтинга и тренинга применяется и в спорте. Это особый мир, где существуют правила, направленные на достижение победы. Коучинг в спорте помогает участникам научиться управлять своими эмоциями, развить сильные стороны, добиваться профессиональной цели. Фитнес-коуч консультирует топ-спортсменов, которые выступают на мировых первенствах, помогают убирать страхи, становиться упорнее в достижении высоких результатов.

Личный коучинг

Это индивидуальная работа с клиентом, когда коуч-консультант помогает ему достигать поставленных целей максимально эффективно. Задача тренера – убрать у человека влияние прошлых разочарований и неудач на сегодняшние успехи. Обучаемый перестает принижать свои способности, обретает уверенность, начинает понимать свою уникальность и ценность. Индивидуальный коучинг помогает консультируемому повысить свои доходы, ведь, как правило, неверие в себя и страхи мешают их увеличивать.

Коучинг в управлении

Все больше руководителей для улучшения работы своих организаций приходят к менеджменту с философией коучинга. Этот стиль состоит из двух методик. Первая включает в себя менеджмент с планированием, мотивацией, коммуникацией, принятием решений. Коучинг в управлении персоналом помогает устранить ограничения, расширить потенциал сотрудников. Второй метод можно охарактеризовать, как структурирование отношений в коллективе. Коучинг-менеджмент учит сотрудников действовать инициативно и ответственно.

Коучинг высокой эффективности

Классическим учебником по раскрытию личностных качеств человека является не книга по психологии, а работа «Коучинг высокой эффективности» Джона Уитмора. Она интересна не только для индивидуального обучения, но и для корпоративного. Эффективный коучинг – это искусство, которое требует понимания и большой практики. Книга учит преодолевать неправильные представления о бизнесе, помогает по-новому взглянуть на управление и на людей. Она рассказывает не только о финансовом коучинге, но и об отношении с окружающими.

Методики коучинга

Существует несколько техник coaching, с помощью которых можно заглянуть в будущее и предусмотреть все варианты развития событий. Хотя мотивы у всех разные, но достичь их можно, если придерживаться базовых принципов тренинга. Основные техники коучинга:

  1. Со всеми все хорошо. Самый важный принцип, который учит не вешать ярлыков и не ставить диагнозов.
  2. У всех людей есть нужные ресурсы для осуществления желаемого. Надо убирать из себя убеждение о недостаточной компетентности или необразованности в том или ином вопросе.
  3. Люди всегда делают самый лучший выбор из всех возможных. Принцип дает хорошую возможность примириться с принятыми решениями и их последствиями.
  4. Основу каждого поступка составляют только позитивные намерения. Каждый человек стремится к любви и счастью, но применяет для этого разные действия.
  5. Изменения неизбежны. Процесс этот не зависит от наших желаний, ведь организм обновляется каждые семь лет. Какими будут изменения завтра, зависит от того, чем человек занимается сегодня.

Как стать коучем

Профессия коучера не требует детального знания психологии и вопросов нейробиологии. Ему необязательно быть экспертом во всех проблемах, с которыми к нему будут обращаться. Консультант просто задает вопросы, помогая активизировать исследовательскую или познавательную деятельность человека. Как стать коуч-тренером? Прежде человек должен для себя решить следующее: способен ли он развивать регулярно навыки общения и является ли желание истинным.

Стать профессионалом в этом деле – неординарный шаг. Нужно жить в полной ясности относительно своего будущего, привести свою жизнь в полный порядок и установить личные цели. Многие коучи начинали со следующих шагов:

  • тестировали готовность стать профессионалом с помощью специальных тестов;
  • осваивали знания под руководством ментор-коуча по подготовительной программе и получали сертификат;
  • находили новых клиентов, опираясь на полученные знания;
  • после первых 100 платных сессий принимали решения инвестировать в дальнейший карьерный рост.

Международная академия коучинга

В России существует уникальная академия коучинга Мак, которая онлайн обучает профессионалов своего дела, выдает сертификат специалиста международного образца. Компания предоставляет обучение при помощи электронных средств и инновационных технологий. Курс проводится дистанционно понятным языком, поэтому подходит как новичкам, так и тем, кто уже развивается в этой области. Академия регулярно проводит различные мастер-классы по развитию навыков. Здесь можно обучиться детскому или подростковому тренингу, а также пройти курс коучинга для людей с СДВГ.

Курсы коучинга

В интернете легко найти огромное количество курсов, которые предлагают обучаться профессии и поднимать свой уровень. Любой коучинг-центр предоставляет обучающимся видео и аудиоматериалы, книги, живое общение с профессионалами. В числе самых популярных тем – основы, инструменты и технологии коучинга. Курсы полезны как для руководителей предприятий, так и для простых людей, которых интересует, как жить в гармонии с окружающими и с собой.

Видео: зачем нужен коучинг

Традиционное понятие наставничества, которое было принято начиная с 80-х годов XX века, устаревает, модернизируется. На сегодняшний день, самым распространенным усовершенствованным направлением наставничества является коучинг.

Коучинг и традиционное наставничество, несмотря на наличие общих элементов, существенно между собой различаются.

Как правило, наставничество выглядит следующим образом: более опытный сотрудник обучает нового сотрудника тому, что умеет сам. Наставничество нацелено на обретение новым сотрудником знаний, умений и навыков, необходимых в его дальнейшей работе. Советом, личным примером наставник передаёт подопечному свой опыт. Можно сказать, что это разновидность индивидуального обучения непосредственно на рабочем месте. Такой подход практикуется с незапамятных времён, и очень хорошо себя зарекомендовал. Действительно, опытный сотрудник много знает и много умеет, ему известны все тонкости и нюансы выполняемой работы. При назначении наставника необходимо учитывать не только его профессиональные качества, но и человеческие. Наставник должен сам уметь и хотеть работать с людьми. Естественно, процесс наставничества должен быть организован таким образом, чтобы деятельность сотрудника в качестве наставника никак не отражалась на его основной работе. В противном случае система адаптации, основанная на наставничестве, приведёт не к повышению, а к снижению продуктивности в целом. Ещё одним существенным минусом наставничества является то, что наставник передает подшефному точную рабочую систему, по которой действует сам, и в случае ошибочных действий, новый сотрудник копирует наставника, перенимая его ошибки.

В отличие от наставничества, коучинг на практике выглядит совершенно иначе, имеет другие цели, и осуществляется другими инструментами. Необходимо отметить, что коучинг как метод развития личности, применяется не только с сфере бизнеса, но также и в жизненных областях, таких как здоровье, взаимоотношения, семья и т.д. Коучинг является не столько современным методом наставничества, сколько отдельным направлением деятельности. Но так как в рамках данной работы коучинг рассматривается как метод адаптации и обучения, и имеет целью эффективное и быстрое введение нового сотрудника в бизнес-процесс, именно поэтому фокус только на сфере профессиональной деятельности, и, следовательно, коучинг рассматривается как современная модернизированная модель наставничества.

Если для наставничества характерна фраза «Делай как я», то фразой, лучше всего отражающей суть коучинга может стать «Вы удивитесь своим возможностям!»

Коучинг – социальное явление, которое помогает соединить личные цели человека, его явные и скрытые возможности с задачами развития окружающего его общества.

Коучинг уходит своими корнями в спорт (ориентировочно в 80-е годы прошлого века), где вопросы развития и тренировки спортсменов были на первом месте.

Стандартная тренировка спортсменов заключалась в передаче личного опыта от тренера спортсмену, и основывалась на повторении и регулярных тренировках. Но как показывало время, такой способ развития и тренировки спортсмена натыкался на его внутренние препятствия и противоречия. У спортсмена возникали вопросы: "Я все понимаю, но у меня не получается сделать правильно", или "Я не могу понять, как это сделать правильно", или "У меня ничего не выходит, хотя я делаю все правильно».

Отсутствие нужных результатов (успех и победа в соревнованиях) у спортсменов заставили тренеров задуматься над причинами. Почему правило "делай, как я" и демонстрация примеров "как надо делать правильно" не приводит спортсменов к росту и победам?

Постепенно, тренеры стали менять свои подходы в тренировках спортсменов. Они стали добавлять новые инструменты и методики в тренировки спортсменов, экспериментировать с разными подходами, анализировать результаты. Одной из таких методик, применяемой в наши дни, является создание нового опыта.

Создание нового опыта происходит первоначально в головном мозге спортсмена при помощи визуализации цепочки событий, необходимых ему для достижения успеха и победы на соревнованиях.

Стоит более детально разобраться в понятии «коучинг». Для этого необходимо обратиться к словарным определениям:

    «coaching» - тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзаменам или состязаниям;

    «coaching» - наставлять, воодушевлять, тренировать.

Исходя из словарных определений, возникает ощущение, что коучинг и тренинг практически одно и тоже. Но это не так. Со временем, смысл слов постепенно изменяется, и понятие «коучинг» стало узким профессиональным термином. Споры и дискуссии о том, что стоим за термином «коучинг» до сих пор острые, и специалисты не могут принять единое определение. Одно из наиболее распространенных определений принадлежит руководителю Лондонской Школы коучинга Майлзу Дауни:

Коучинг – это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Виды коучинга:

    Коучинг руководителей . Руководители и топ-менеджеры, работая с коучем, решают параллельно свои личные задачи профессиональной реализации и роста, а также способствуют развитию своего предприятия и бизнеса в целом;

    Коучинг персонала , отдельных команд или компании в целом направлен на то, чтобы компания легко адаптировалась и развивалась в стремительно изменяющихся внешних условиях, и, как следствие, имела гораздо больше шансов к выживанию и процветанию, нежели ее многочисленные собратья: компании-машины.

В настоящий момент виден существенный возрастающий интерес к коучингу. Это вызвано прежде всего тем, что метод хоть и новый, но уже зарекомендовал себя как действенный и эффективный. Он позволяет добиться реальных и высоких результатов, а человеку важны не столько возможности, сколько результат.

Зачастую, даже при правильно составленном плане действий, сотрудник достигает результата только на 30%, 50% или 70% от запланированного. Такой разрыв, с точки зрения коучинга – это разница между тем, что человек может сделать, и тем, что он реально делает.

Коучинг помогает преодолеть разрыв между потенциалом и эффективностью за счет:

    Осознания человеком своего потенциала (возможностей);

    Принятия ответственности на себя за реализацию потенциала (возможностей).

Процесс коучинга является систематическим и непрерывным. Его действие направлено на достижение определенной цели, и продолжается до того момента, пока человек не осознает, что он достиг того, что хотел. После этого происходит переосмысление и постановка новых целей, и процесс коучинга продолжается, так как это способствует постоянному росту и развитию человека не только в профессиональном плане, но также и в личностном.

Коучинг базируется на признании того, что каждый человек обладает гораздо большими способностями, чем он обычно проявляет. И коуч в своей работе опирается не столько на текущие показатели сотрудника, сколько на его потенциал, который стремится раскрыть на благо компании. Коуч или менеджер, владеющий навыками коучинга, не столько даёт указания и инструктирует, сколько задаёт вопросы. Вопросы, задаваемые коучем по определённой схеме (как их ещё называют, «эффективные вопросы») позволяют новичку по-новому посмотреть на свою работу и на свои возможности.

Коучинг можно использовать для решения вполне конкретной задачи, в нашем случае – для эффективной адаптации и обучения персонала. Но гораздо лучше, если коучинг принят в компании как основной стиль управления, стиль отношений между сотрудниками, стиль корпоративного мышления и поступков. В этом случае атмосфера коучинга позволяет наиболее полно раскрыться потенциалу каждого сотрудника, не возникает проблем с мотивацией персонала, адаптация новых сотрудников проходит легко и естественно, повышается продуктивность работы каждого отдельного сотрудника, рабочих групп и команд. Но, к сожалению, коучинг как стиль управления встречается пока нечасто. Но применение элементов коучинга в управлении персоналом даёт неизменно хороший результат.

Коучинг как инструмент получения результата

    Коучинг направлен на повышение персональной эффективности ;

    Коучинг предназначен для получения максимальных персональных результатов за счет реализации потенциала человека ;

    Коуч управляет коммуникацией с обучаемым с целью добиться максимальной осознанности и ответственности за свои действия со стороны обучаемого. Для этого коуч старается освободить пространство для проявления инициативы со стороны обучаемого и управляет коучконтактом в основном, через вопросы, а также избегает экспертной позиции.

«Коуч не учит, а помогает учиться».

Четкая специфика коучинга отражена в его определении как системы реализации личного, профессионального, творческого потенциала связки «коуч – обучаемый» с целью гарантированного достижения максимально возможного эффективного результата. Предметом коучинга является связка «потенциал-результат» во всех ее проявлениях – личных, групповых, организационных. А основной спецификой является исследование управлением этой связкой для достижения максимально возможного эффективного результата

Термин был заведен в менеджмент в 1990 году консультантом сэром Джоном Уитмором и при переводе буквально на русский язык получается «поучение, подготовка, тренировка». Но буквально этот термин содержит в себе намного большие понятия. Это теория, которая возникла на стыке психологии, маркетинга, логики, жизненного опыта и философии.

Есть масса определений этого термина, но более популярные мы пропишем ниже:

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования.

Коучинг - метод «индивидуального тренинга», отличается от группового тренинга тем, что тренер работает с клиентом индивидуально.

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.

Коучинг - это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата.

Нынешний коучинг больше исполняется с помощью использования НЛП. От консультации с психологом коучинг отличается направленностью мотивации. Разница в коучинге и остальных видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента. Коучинг способствует обратить внимание на жизнь с другой стороны, познать себя и своё предназначение. В этом и состоит эффективность коучинга через коучинг-вопросы.

Вопросы персонального коучинга:

Поставить цель - «Чего ты хочешь?»

Проанализировать данную ситуацию - «Что происходит?»

Разработать варианты - «Что нужно сделать?»

Реализовать и контролировать - «Что ты будешь делать?»

Очень продуктивные коучинговые вопросы:

Что еще?

Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?

Какие могут быть последствия для тебя и других?

Какими критериями ты пользуешься?

Что для тебя в этом самое трудное?

Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?

В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?

Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?

Что ты будешь делать?

Когда ты намереваешься это сделать?

Достигнешь ли ты при этом своей цели?

Какие возможны препятствия на пути?

Кому следует знать об этом?

Какая поддержка тебе нужна?

4 этапа коучинга:

Поставить цели;

Проверить реальность;

Выстроить схему для достижения;

Достичь цель.

Коуч (англ. coach) - специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент - персона или компания,которая заказывает помощь коуча.

Сессия – особая беседа коуча с человеком.

Формат коучинга – метод общения тренера и клиента в течении обучения. К услугам тренера прибегают для общей работы над поставленными целями,психологической поддержки и вдохновения.

К услугам коуч-тренера нужно обратиться в случае:

Задача клиента колоссальна; предшествующая отработка каких-либо деталей с тренером сократит время работы, сохранит деньги и усилия;

Заказчик желает достигнуть задачи более разумным методом и обучить своих подопечных выполнять работу с удовольствием.

Заказчику принципиально самому достигнуть итогов работы, применяя всевозможные методы максимально;

Заказчику необходимо повысить свою эффективность и ответственность;

Заказчик хочет иметь успех во всех направлениях бизнеса и в жизни - лайф коучинг (от англ. life coaching - жизненный коучинг) .

Основная цель – побуждение саморазвития, для того, чтобы ученик самостоятельно мог определять и извлекать нужную информацию.

Эта теория помогает достичь высоких результатов по многим обстоятельствам. Усиление (синергия) коуча и заказчика формирует сильный толчок к осознанию целей. Ставятся важные и нужные для заказчика цели, притягивающие клиента к отличному результату.

Коуч не учит своего клиента, как делать. Он помогает создавать все обстоятельства для того, чтобы клиент осознал, что ему надо делать, обозначил методы, с которыми он сможет добиться успеха, сам подобрал более целесообразный метод воздействия и сам обозначил главные рубежи свершения своей цели. В коучинге идет обучение клиента достижению целей подходящими путями в короткое время. Коучи помогают тому, чтобы их подопечные учились не прилагая особых усилий достичь наилучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Основная концепция коучинга состоит в том, что человек это не пустой сосуд, который требуем наполнения, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Следует обдумать рацион, вознаграждение, свет, чтобы добиться этого, однако возможность и способность уже заложена в нас. В коучинге формируется приятная обстановка сотворчества: со стороны коуча это прежде всего изучение интересов подопечного и анализ его сильных сторон, со стороны ученика - это мужество изучения своих выборов, креативный подход, поиск и принятие решений, который направлены на то, чтобы достичь результата, обрести радость от своего успеха и включить внутренний «драйв».

Сейчас коучинг – это наиболее известный и нужный психологический тренинг,который помогает получить одновременно и психологическую помощь,и наставление на правильные действия в твоей жизни. Самая интересная вещь в работе коуча состоит в том,что заработная плата по-настоящему профессионального коуча во много раз выше,чем у рядовых психоаналитиков и психотерапевтов. С помощью коучинга можно сделать свою жизнь совершенно особенной, необычайно продуктивной и очень привлекательной.

Виды коучинга и его сферы применения

По области применения различаются:

    карьерный коучинг;

    bussines-коучинг;

    коучинг-individual;

    life-коучинг.

Карьерный коучинг еще именуют как консультирование для карьеры, включает переоценку в себя оценку профессиональных способностей, оценку компетенций, консалтинг по карьерному планированию, подбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п..

Бизнес-коучинг ориентирован на поиск более эффективных методов развития организации. Работа осуществляется с руководством фирмы и с персоналом компании.

Bussines-коучинг очень помогает людям, кто только начинает свой бизнес или находится на пике его развития.

Высокопрофессиональный бизнес-коучинг кроме того способствует руководству разных уровней, т.к обладать способностью передавать права и обязанность своим подчиненным требует мастерства и профессионализма. Подготовка управляющих использовать теорию коучинга - это тоже сфера бизнес-коучинга. Руководство и топ-менеджеры, сотрудничая с коучем, одновременно решают собственные задачи и помогают развитию своей компании и бизнеса.

Бизнес-коучинг на уровне команд и фирм ориентирован на то, чтобы корпорация легко приспосабливалась и формировалась в быстро изменяющихся внешних условиях, и обладала большими шансами к выживанию и процветанию, чем их множественные собратья.

В бизнес-коучинге акцентируются как минимум 3 его вариации:

    коучинг собственников фирмы, ориентированный на исследование напрямую стратегии эффективного формирования бизнеса и точное восприятие и детализацию бизнес-задач;

    коучинг маркетинга, направленный на выработку соответствующего стиля руководства;

    коучинг команд, миссией которого является подготовка работников для принятия своих обязанностей и нацеливания на лучший результат.

Конкретно комплекс технологического процесса в формировании бизнес-процессов охарактеризовал себя как неотъемлемая часть развития сотрудников.

Life-коучинг состоит в персональной работе с клиентом, ориентированной на усовершенствование его существование абсолютно во всех областях. Цель life-коучинга заключается не только в том, чтобы помогать клиенту раскрыть себя во всех важных сферах и реализации себя как цивилизованной ячейки общества. В life-коучинге принципиально важно внимание ко всей жизни заказчика для того, чтобы оказать поддержку и равновесие среди актуальных областей. С следствии этого, методика life-коучинга направлена на развитие в клиенте таких способностей как «уметь учиться, слушать и понимать».

По участникам коучинга выделяют:

    персональный коучинг;……………………………………..

    корпоративный коучинг…………………………………………….

По формату коучинга выделяют:…………………………………….

    очный (личный коучинг, фотокоучинг);………………………………..

    заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).……………………..

Нужно осознавать, что вышеизложенные направления обучения тесно связаны между собой.

……………………………………………………………………………………..

Персональный коучинг очень часто используется для:

    обучения топ-менеджеров и руководящих должностей;…………………

    мотивации менеджера в адаптации к новой роли/должности;…………….

    Быстрого обучения развития способных работников……………………..

В бизнесе данное учение эффективно используется для:

    развития корпорации;

    определения стратегии компании;

    выработки плана развития;

    создания команды;

    мотивации сотрудников;

    подготовки и обучения персонала;

    увеличения объёма продаж;

    устранения конфликтов в коллективе;

    при подборе персонала и проведении ассесмента

Существенные места в области коуч-услуг занимает обучение «первых лиц». Так как непосредственно управляющим корпорацией нужно принимать заключения и нести за них ответствнность,то от их решений зависит работоспособность фирмы и подчиненных. В период занятий с тренером есть возможность:

    увидеть ситуацию со всех сторон и дать ей оценку её в целом;

    сгенерировать некоторое количество различных методов для решения проблемы;

    дать анализ и утвердить лучшее решение;

    составить план действий.

В личной жизни применяется с целью решения любых проблем:

    в воспитании детей;

    для разрешения домашних конфликтов;

    при налаживании отношений с приятелями и сотрудниками на работе;

    для избавления от вредных привычек - курения, алкогольной и пищевой зависимости.

Также он с успехом применяется для:

    поиска работы;

    определения специализации;

    продвижения по карьерной лестнице.

Вся деятельность коуча базируется на 5 главных принципах:

    доверие к людям.

Коуч доверяет людям и верит в своих клиентов. Это наиболее важный пункт, при этом вера в клиента наступает с веры в самого себя - в свои возможности, свои силы, в свои возможности и способности получать то, что актуально. Помогать раскрываться навыкам в клиенте, возможно только тогда, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других. Со временем, такая уверенность, подтверждаемая личным опытом, образуется в формулу: «Я верю, что я могу» = «Я знаю, что я могу».

    доверие к окружения.

Тренер надеется, что общество любит нас, если мы идём своим маршрутом. Он понимает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, необходимо только приложить усилия его отыскать и понять.

    осознанность.

С помощью осознанности появляется понимание того, что тренер делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно,коуч понимает, что у всех людей существует все,чтобы достичь поставленных им целей.

Так тренер претворяет в жизнь принцип Сократа: «Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться».

    готовность ставить дерзкие цели.

Коуч - это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»

Коучинг как метод обучения


Введение

коучинг управление персонал

Актуальность выбранной темы:

Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа систематизирует и расширяет имеющие представления о коучинге. Даёт упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться для обучения и развития персонала.

Проводя изучение материалов по данной теме, я обнаружил ряд разногласий и весьма противоречивых мнений по данному вопросу. Многие специалисты углубляются в описание преимуществ донного процесс, говорят разных выгодах данного стиля. Но упускают, пожалуй, самое главное, что данный метод - направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни. Углубляясь в смысл, они упускают возможность передать свой опыт, свои методы, оставляя без внимания технологии коучинга и те принципы, на которых базируется данный метод.

Теоретическое значение и новизна работы обусловлена тем, что в современной литературе в недостаточной мере рассматривается подобная тематика, очень мало выпущено книг по коучингу, что указывает на крайне низкую, представленность данного направления.

Целью данной работы является: упорядоченное изложение того, чем в действительности является коучинг, для чего он может быть использован в работе с персоналом, когда и в какой мере он может применяться, кто может использовать его эффективно, кто нет.

Выявить новые прогрессивные формы и способы обучения и развития персонала.

Проанализировать имеющиеся в литературе данные и представления по данному вопросу.

Определение что же такое коучинг и каковы возможные пути его использования в развитии персонала в рамках существующих подходов, теорий, стратегий, структур и форм

Объектом исследования является процесс повышения персональных компетенций сотрудников организации.

Предметом исследования является коучинг, как способ повышения эффективности деятельности организации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе работы дана характеристика сущности и видов коучинга, рассмотрена технология коучинга, показаны типы коучей и принципы их работы.

Во второй главе коучинг рассмотрен на примере компании «Мэри Кэй»

Теоретико-методологической базой исследования послужили труды ряда ученых по вопросам управления и, в частности, коуч-консультирования и коуч-менеджмента, а также по сопутствующим проблемам

В век технической революции все в мире быстро меняется. С огромной скоростью появляются новые технологии и разработки, в связи с чем рынок постоянно развивается. Предпринимателям приходится быть в курсе всех передовых идей, чтобы оставаться на плаву.

Предприниматель - это тот человек, который постоянно идет на риск с целью получения прибыли. И именно это заставляет руководителей фирм искать эффективные решения и новые подходы к достижению цели.

Роль человеческого фактора в производстве важна всегда. По этому в области управления постоянно разрабатываются и появляются новые течения, тенденции и технологии, позволяющие более успешно руководить людьми. Проводятся различные мероприятия, направленные на поднятие корпоративного духа и культуры, тренинги, переаттестации, управления по целям, коучинг и так далее. Все это позволяет ускорить процесс адаптации сотрудника на новом рабочем месте.

Руководители фирм и организаций привлекают специальных людей со стороны для обучения своих подчинённых. Эффективность этого способа очень высока: отсутствие затрат на переоборудование, расширение офисных, складских и цеховых помещений, принятия на работу новых сотрудников. Но при этом значительно поднимается производительность труда предприятия. Применив этот метод, можно с наименьшими затратами, получить прибыль в несколько раз больше, чем при инвестировании денег в новое оборудование.

В настоящее время в сфере управления человеческими ресурсами используются различные способы и подходы. И коучинг является одним из самых перспективных, объединяющих в себе различные методики и техники, дающие новые возможности. Коучинг важный инструмент влияния на результаты деятельности отдельных людей и организации в целом. Коучинг помогает найти в сотрудниках творческий потенциал, дает им возможность самостоятельно принимать решения для разных задач, проявлять инициативу и брать на себя ответственность за сделанное.


Глава 1.Понятие коучинга


1 История возникновения коучинга


Коучинг (англ. coaching -- обучение, тренировки) -- метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч(тренер) не дает советов и жестких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем(тренером) предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Возникновение коучинга

Вопреки сложившемуся мифу, слово "коуч" - далеко не новое. Оно имеет венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало оно тогда не что иное, как карету, повозку. Здесь просматривается одна из глубинных аналогий термина - "то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути".

Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название спортивного тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с наставничеством, инструктированием и консультированием.

С 80-х годов XX века коучинг официально признан в бизнесе. В настоящее время существует порядка 50 школ и около 500 видов коучинга, начиная от VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001 году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

В настоящее время коучинг продолжает развиваться и совершенствоваться, занимая всё новее и новые области применения.

Многие теоретики и практики психологии с начала столетия влияли на развитие и эволюцию области коучинга. Коучинг построен на открытиях, почти все из которых были сначала сделаны в других областях. Его упрощенно можно считать сводным сборником эффективных принципов, техник и подходов.

Предшественниками и истоками коучинга считаются:

* Гуманистический подход в психотерапии.

* Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта.

* Сократовские методы диалога.

* Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

Считается, что именно Гэллвей определил сущность коучинга. Коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности.

Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

Коучинг - это тренинг самореализации в форме беседы. Где тренер (коуч) несёт ответственность за ход беседы, а клиент (игрок) за её содержание.

Коучинг - это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

Коучинг - это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.

Коучинг - это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека. (Майлз Дауни (англ. Myles Downey), "Эффективный Коучинг")

Сейчас термин "коучинг" широко распространен во всех экономически развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Многие страны переживают бум личных тренировок. Практически на каждом предприятии, руководители которых заботятся о стабильном и развивающемся бизнесе, имеется официальная должность тренера-коуча. Его технология помогает людям вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Коучинг называют профессией XXI века.

Виды коучинга:

В области применения коучинг делится на:

карьерный коучинг

бизнес-коучинг

коучинг личной эффективности

лайф-коучинг.

Карьерный коучинг - это карьерное консультирование, включающее в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т. п., связанные вопросы.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями компании и с командами сотрудников

Суть лайф-коучинга заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинг делится на:

индивидуальный

корпоративный (групповой)

По формату:

очный (личный коучинг)

заочный (коучинг по телефону и/или через интернет)

Начнем с того, что выясним, кем же является коуч.

Персональный коуч - это успешный, состоявшийся в жизни человек, который владеет системными знаниями для того, чтобы помогать заказчику в достижении любой реальной цели.

Коуч приглашается, в первую очередь, для совместной работы над достижением цели, для профессиональной поддержки и воодушевления.

Коуча стоит нанять, если:

Ваша цель масштабна и грандиозна для вас и предварительная проработка различных аспектов ее достижения с коучем сохранит ваше время, усилия и деньги, а так же уменьшит риск "упущенных возможностей";

Вы хотите осуществить свою мечту или цель наиболее подходящим способом, и научиться получать удовольствие от самого процесса ее достижения;

Вам важно самостоятельно добиваться результатов, используя все потенциальные возможности по максимуму;

Вам необходимо повысить свою эффективность и ответственность; Вы хотите научиться ставить истинно ваши цели и осуществлять их;

Вы стремитесь достичь сбалансированного успеха во всех областях вашего бизнеса и жизни.

Со всем этим вы справитесь с помощью компетентного коуча. А тот, в свою очередь, постарается донести до Вас основные принципы:

Изменение постоянно и неизбежно.

Маленькие изменения приводят к большим изменениям.

Создание решений более эффективно, чем решение проблем.

У всех игроков есть ресурсы для поиска и создания собственных решений.

С людьми в целом все в порядке.

Это то, во что верит сам коуч и старается сделать так, чтобы в это поверили и Вы. Грамотный коуч в процессе общения приводит своего клиента к ощущению этих принципов, как чего-то естественного, само собой разумеющегося.

Основу работы коуча составляют:

Вера в людей, которая начинается с веры в самого себя. Ведь помогать расцветать талантам в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верит в себя, и тем самым, верить в других.

Доверие к миру. Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём. Он знает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, нужно лишь постараться его найти и осмыслить.

Осознанность.

Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.

Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели

Так же коуч должен быть готов ставить перед собой дерзкие цели. Коуч -- это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей, и обязан научить этому и своего клиента.


2 Влияние коучинга на организацию и бизнес-коучинг


Значительных результатов от руководителей ждут каждый день: нужно идти в ногу со временем, соответствовать требованиям акционеров и неуклонно повышать эффективность работы. Реализация этих планов требует особого подхода к формированию и развитию команды, что становится невозможно без активного участия всех ее членов и, зачастую, экспертной поддержки специалистов.

Рассмотрим коучинг как стиль управления. Стиль управления - это, своего рода "почерк" в действиях каждого менеджера и правильно выбранный стиль позволяет руководителю создать продуктивную и благоприятную среду, в которой наиболее полно и успешно раскрывается потенциал сотрудников для достижения целей компании.

По теории Курта Левина, стили управления делятся на три типа:

автократичный

демократичный

либеральный

При автократичном стиле управления, несмотря на высокую производительность труда, у подчиненных наблюдаются низкая мотивация, подавленность, проявляются агрессия и отсутствие командного мышления. В коллективе, где преобладает демократический стиль руководства, руководитель стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, делегировать часть управленческих функций, результативность труда постоянно повышается. Либеральный же стиль отличается тем, что руководитель занимает пассивную позицию. Работа распределяется в основном самими сотрудниками или неформальным лидером.

Так же управленческие стили рассматривались американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон. Ими была разработана схема "управленческая решетка". Вертикальная ось этой схемы ранжирует "заботу о человеке" по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует "заботу о производстве" также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как

1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

5. - организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность.

Управленческая решетка включает в себя две составляющие работы менеджера. Первая - внимание к решению производственных проблем и задач и вторая - внимание к людям. Термин "производство" означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей и т.д.

Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к так называемому "убогому" стилю управления (1.1).

Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи руководители "затягивают гайки", и когда отношения между людьми начинают страдать, их "маятник" возвращается в положение 1.9.

В середине решетки находится стиль "золотая середина" или баланс между "кнутом и пряником".

Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

Управленческая решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.

Все эти исследования о типах управления дало основу для поисков стиля поведения менеджера, который позволяет добиться высокой производительности труда и высокой степени удовлетворенности сотрудников. Одной из таких технологий и является коучинг. Именно применение коучинга в управлении позволяет обеспечить продвижение сразу по двум векторам. Сотрудники достигают поставленных целей, при этом развиваются, профессионально растут и повышают культуру командного взаимодействия, ощущая свою ценность и вклад в общий результат компании. В основе подхода к менеджменту через коучинг лежит демократичный стиль управления. Руководитель демонстрирует уважительное и доверительное отношение к сотрудникам, на смену инструкциям и указаниям приходит диалог руководителя с подчиненным. Используя этот стиль управления, руководитель выступает в роли коуча для своих сотрудников.

Легко ли быть менеджером-коучем? Наверное, нет. Но менеджер, использующий коучинг в повседневной работе, знает: качество его работы определяется, в том числе, уровнем исполнения задач подчиненных, готовности команды к новым вызовам, и может напрямую влиять на результат командной работы. Коучинговый подход поощряет самостоятельность и инициативность подчиненных, позволяет выработать у подчиненных осознанность в своих действиях, ориентацию на результат и ответственность за него.

Одно из очень важных качеств менеджера-коуча -- умение слушать и задавать "сильные" вопросы, побуждающие подчиненного активно мыслить, не предлагая тому готовых решений.

Теперь выясним что же такое бизнес-коучинг.

В задачи бизнес-коучинга входят:

Индивидуальное развитие менеджеров: развитие эмоциональной и мотивационной компетентности, освоение более эффективного стиля руководства, адаптация к другой корпоративной культуре

Оптимизация взаимоотношений: выстраивание рабочих отношений, разрешение конфликтов, осознание индивидуальных различий

Командная работа: формирование стратегии, анализ взаимодействия в команде, сплочение команды для решения общих задач

Виды бизнес коучинга:

Индивидуальный (заказчик и клиент - одно лицо). Составление и сопровождение индивидуальных планов развития. Составление и сопровождения стратегических планов развития бизнеса

Ситуационный коучинг (нет общей темы, предмет каждой сессии определяется клиентом в начале сессии)

Системный (заказчик формулирует задачу, клиент выполняет ее с помощью коуча). Сбор и структурирование обратной связи, выбор области для развития, формирование команды развития. Создание плана действий и сопровождение его выполнения. Анализ обратной связи, коррекция действий и поведения. Командный (клиентом является вся команда). Индивидуальные интервью с членами команды. Консолидация и структурирование полученной информации. Командные сессии для сплочения команды и выработки плана действий


1.3 Уникальность, процесс работы и достоинства коучинга


В последнее время практически ни один уважающий себя руководитель не станет отрицать значимость развития и обучения персонала для развития организации, для развития бизнеса как такового.

Естественно, что у компаний, решивших пойти по пути "воспитания" собственных специалистов, возникает масса вопросов: кого и чему учить; с какой периодичностью; какими будут результаты обучения и как определить, получен ли ожидаемый эффект; как закрепить результат обучения; какую форму обучения предпочесть?

Рассмотрим наставничество, тренинг и консультирование, а также их отличия от коучинга.

Тренинг - это мероприятие, цель которого - развить у его участника (ков) определенные навыки. Тренинг обычно строится таким образом, что его участники могут взглянуть на свои проблемы со стороны. После этого составляется своеобразный план исправления ошибок. Такая форма работы дает обучающимся возможность развивать приобретенные навыки. Тренинг может проводиться внутри организации или за ее пределами.

Консультирование - процесс в ходе, которого проясняются причины возникших проблем, и осуществляется рассмотрение прошлого личностного опыта в контексте событий, пришедших к настоящему положению вещей, в результате чего даётся экспертная позиция по данному вопросу. Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса или знаний. К консультанту, как правило, обращаются люди, нуждающиеся в помощи при решении сложных и специфических проблем.

Наставничество - это один из способов передачи опыта. Для того чтобы развить у индивида определенные навыки, можно предоставить ему более опытного наставника, который обучит его определенным техникам и методам работы, а впоследствии поможет решить все проблемы, возникающие в ходе работы.

Коучинг - это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, повышению компетентности и совершенствованию профессиональных навыков обучающегося.

Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и всё разнообразие стилей, навыков и техник применяемых в коучинге.

Виды коучинга для организации:

·индивидуальный коучинг, проводимый сторонним консультантом, как правило, для менеджеров и руководящих лиц;

·управленческий коучинг как управление сотрудниками, ориентированное на развитие организации, повышение эффективности исполнителей;

·групповой коучинг, направленный на группу лиц без строгих функциональных взаимосвязей;

коучинг для отдельно взятого проекта, например формированиегруппы исполнителей;

системный коучинг аналогичен групповому, но проводится с лицами, между которыми существуют прочные системные связи с целью упорядочить взаимодействие, вовремя прояснить острые моменты, учесть интересы организации в целом и иметь свою специфику на каждой иерархической ступеньке.

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы, элементы тренинга, и техника плана личного развития (ПЛР)

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей).

Его ключевые задачи - это:

Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и ограничений) коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

Необходимо выделить следующие достоинства применения коучинга в личной и профессиональной деятельности:

·Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего применяется коучинг.

·Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.

·Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем этот процесс доставляет радость и удовольствие.

·Улучшение взаимоотношений в коллективе.

·Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.

·Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет много не выявленных ранее талантов среди членов группы.

·Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его продвижения к цели.

Большая гибкость и адаптивность к изменениям. В будущем потребность в гибкости будет становиться все более ощутимой. Огромная конкуренция на рынке, технологические инновации, высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая неопределенность и социальная нестабильность создают эту потребность в течение нашей жизни. В таких условиях может выжить только гибкий и адаптивный.

Систематизировав известные данные о процессе коучинга, мне удалось выявить его уникальность и рассмотреть процесс его работы.

Коучинг - это психосинтез, это своеобразный коктейль. В нем можно отыскать элементы изо всех методов обучения. Но всё-таки коучинг - отдельный метод со своей собственной философией, технологией и правилами. И его адекватное применение дает новое качество деятельности, не доступное другим методам.

Вывод по 1 главе: Современные руководители активно используют коучинг как один из методов в управлении персоналом. Появилось даже устойчивое выражение «руководство в стиле коучинг». Суть коучинга в управлении персоналом заключается в использовании методов коучинга во взаимодействии с сотрудниками. Это и определенный стиль в беседе, и открытая обратная связь, и метод постановки целей и мотивации сотрудников и т.п. Благодаря этому между сотрудниками и руководителями устанавливаются более отрытые, доверительные отношения, улучшается микроклимат в коллективе. С помощью коучинговых методов руководителю проще перейти от директивной системы руководства к управлению по ценностям и целям. Кроме того, использование коучинга в управлении позволяет эффективнее развивать корпоративную культуру организации. Поэтому можно сказать, что коучинг эффективен в управлении со всех точек зрения и внедрение его методов может привести к качественным изменениям в вашей компании


Глава 2. Коучинг в компании «Мэри Кэй»


1 О компании «Мэри Кэй»


Компания «Мэри Кэй» была основана Мэри Кэй Эш в 1963 году. Сегодня это - одна из крупнейших косметических компаний в сфере прямых продаж в мире, ежегодный оборот которой составляет более 2,5 миллиардов долларов США в оптовых ценах. Косметическая продукция Компании продается в более чем 35 странах мира, а количество Независимых Консультантов по красоте превышает 2 миллиона.

Штаб-квартира компании расположена в городе Эдисон, пригород Далласа, штат Техас, США.

Основные рынки продаж компании находятся в Китае, России, Мексике и США.

Компания входит в Ассоциацию Прямых Продаж, представленную во многих странах, и одновременно является членом Всемирной Федерации Ассоциаций прямых продаж.

Представительство компании «Мэри Кэй» в России работает с 1993 года. ЗАО «Мэри Кэй» - это офис, склад и Центры обслуживания Консультантов в Москве, а также Региональные центры в Тюмени, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Красноярске и Екатеринбурге.

ЗАО «Мэри Кэй» ведет свой бизнес по методу прямых продаж. Продукцию Компании реализуют Независимые Консультанты по красоте. Они самостоятельно строят свой рабочий график, создают команду и планируют продажи. Компания оказывает им в этом необходимую поддержку. Наиболее успешные из Консультантов, настроенные на развитие своей карьеры с компанией «Мэри Кэй», со временем могут пройти 4-месячную квалификационную программу и получить статус Лидера Бизнес-Группы. Этот статус в Компании ценится очень высоко, его достигают лишь немногие - около 1,2% Независимых Консультантов. Поскольку каждый Консультант по красоте - независимый предприниматель, Лидер Бизнес-Группы не является ее официальным руководителем. При этом он формирует свою команду и берет на себя заботу о ней, обучая людей продажам, построению бизнеса, знакомя их с продукцией Компании и ее корпоративной культурой, вдохновляет их и поддерживает. Важно отметить, что переход в лидерский статус влечет за собой существенные изменения в жизни самого Лидера, так как подразумевает овладение новыми знаниями и навыками и абсолютно новой ролью.


2.2 Реализация проекта


Отдел по работе с персоналом организовал всю работу с точки зрения кросс-функционального проекта. Была сформирована проектная команда, роли участников которой распределились следующим образом: Отдел развития рынка - носители внутренней экспертизы, HR - носители методологии проекта, внешний провайдер обучения - носитель нового знания и технологий.

Для участия в программе были отобраны 10 специалистов Отдела развития рынка. Ее движущей силой стало ожидание изменений в бизнес-процессах, а именно:

·увеличение количества исходящих звонков, в процессе которых происходит взаимодействие специалистов Отдела развития рынка и Лидеров Бизнес-Групп,

·изменение характера этих звонков: задача сотрудников в ходе звонка не столько в предложении Лидерам готового решения, сколько в совместном анализе результатов бизнеса, выявлении сильных и слабых сторон, направлении Лидеров на развитие и понимание того, что сложности преодолимы при грамотном управлении бизнесом. Это ключевое изменение, направленное на повышение продуктивности звонков. Оно подразумевает смену реактивного подхода в работе на проективный.

Реализация проекта проходила в 4 этапа:

ый этап включал два мероприятия: диагностика уровня развития определенных компетенций участников обучения и тендер по выбору провайдера обучения.

В заказе, поступившем от Отдела продаж и развития рынка, изначально были сформулированы те компетенции, которые позволяют его специалистам быть успешными в новом проекте:

·убедительность в общении,

·способность мотивировать Лидеров на развитие,

·создание атмосферы доверия в разговоре (чтобы Лидер чувствовал поддержку от лица Компании и искреннюю заинтересованность в его успехах),

·умение развивать в Лидерах способность анализировать свои результаты,

·самомотивацию и способность к самообучению.

При этом немаловажное значение играет развитие краткости и лаконичности в разговоре, умение держаться главной линии разговора и удерживать на ней собеседника.

Многие из этих компетенций заложены в модель компетенций компании «Мэри Кэй».

Диагностика проводилась по 3 видам тестов: анализ вербальной информации, анализ числовой информации и тест на измерение компетенций базового профиля. В связи с ожидаемыми увеличением количества и изменением качества телефонных звонков было важно оценить исходный уровень развития аналитических навыков сотрудников Отдела развития рынка. Также были проведены дополнительные коммуникативные тесты, необходимость которых определил особый стиль общения, существующий в Компании.

Основными результатами тестирования стало подтверждение наличия требуемых компетенций у участников программы и определение путей их дальнейшего развития. Специалисты по обучению и развитию персонала сформулировали конкретные рекомендации, которые были учтены при разработке содержания программы обучения.

Тендер по выбору провайдера обучения был начат с крупных компаний, которые предлагают классический коучинг и готовят коучей на длительных курсах. Общаясь с ними и анализируя ситуацию в компании «Мэри Кэй», специалисты по обучению пришли к пониманию, что для обучения сотрудников Отдела развития рынка в большей степени необходимы навыки эффективной коммуникации с элементами коучинга, нежели коучинг в чистом виде. В итоге выбор провайдера был сделан в пользу одной из тренинговых компаний.

Для уточнения содержания программы провайдер провел свое входящее тестирование в режиме мини-ассессмента с использованием кейсов. Были протестированы такие показатели как эмоциональный интеллект, эмпатия, владение определенными коммуникативными приемами.

ой этап - проведение двухдневного тренинга «Техники коучинга». Концепция тренинга была предложена провайдером и доработана с участием остальных членов проектной команды. Акцент был сделан на прикладной характер обучения, его максимальную ориентированность на практику.

В ходе обучения участники:

·познакомились с основами коучинг- технологии,

·освоили техники обратной связи по результатам выполнения планов продаж Лидерами Бизнес Групп,

·научились проводить грамотную беседу в стиле коучинга по моделям ORID, GROW, SCORE, выбирая подходящую по ситуации модель,

·освоили технологию ведения телефонных переговоров с Лидерами в стиле развивающей и мотивирующей на достижение целей беседы.

Большое значение для второго этапа проекта имела поддержка руководителей Отдела развития рынка. Они принимали участие в подготовке и проведении программы, помогая создавать кейсы, мотивируя сотрудников на обучение.

Самой простой иллюстрацией решения рядовой производственной задачи может служить такой диалог между руководителем и подчинённым:

— Иван Дмитриевич! У нас в этом месяце не получится, видимо, выполнить план по продажам доп. оборудования…

— А что вы уже предприняли?

— Ну, мы все клиентам, кто покупал у нас станки, предлагали наше доп. оборудование. Купили только 35% из них. А до плана нужно, чтобы ещё столько же купили…

— А как думаешь, что можно сделать, чтобы больше клиентов покупали доп. оборудования к станкам, и план был выполнен?

— Хм… Может акцию запустить со скидкой? Некоторые клиенты говорили, что у конкурентов дешевле…

— Так. Что ещё?

— Ну, может сразу ставить доп. оборудование пакетами — несколько запчастей сразу — и этот пакет будет стоить процентов на 10-15 дешевле, чем по отдельности… Или ещё: на самые востребованные станки сразу ставить дополнительное оборудование и продавать с этим допом…

— Так, вот это уже другое дело… С чего начнёшь?

— Определю, какое оборудование самое ходовое и что можно скомплектовать, потом посчитаю размер скидки, чтобы получать ту же маржу…

— Ещё проверь, может, менеджеры мало продают, потому что не знают выгод клиента от покупки доп. оборудования? Или надо поменять способ премирования с продаж доп. оборудования? А может, нужно пересмотреть условия работы с поставщиками? Это уже на будущее, чтобы план выполнялся и в дальнейшем. С этими проработанными вариантами жду тебя во вторник, договорились?

Таким образом, руководитель побуждает сотрудника искать решения, а не бежать за советом. В следующий раз тот придёт с предложениями, а не с вопросами. Так и время руководителя экономится, и эффективность работы не страдает, а своевременно корректируется в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

В пору сокращения бюджетов на обучение компании ищут новые способы поддерживать созданную, взращённую культуру обучения и развития сотрудников. И всё чаще они приходят к выводу о том, что нужно воспитывать собственных тренеров, наставников и учителей.

И это хороший вариант! Потому что позволит на собственных ресурсах выстроить и отладить систему внутреннего обучения персонала компании, которая в итоге может перерасти в самообучающуюся организацию.

Коучинг как новый метод обучения и управления персоналом в последнее время очень популярен на Западе. Этот метод позволяет сотрудникам учиться и развиваться прямо на рабочем месте. Коуч (тренер-наставник) не даёт советов и конкретных способов решения задач и проблем. Он стимулирует человека к самостоятельным действиям, помогает ему самому добиться определённых результатов. В процессе диалога с "клиентом" коуч побуждает его к более глубокому осознанию своих целей, возможностей и ограничений и, таким образом, раскрывает, развивает его потенциал, помогает ему справиться с внутренними барьерами. Основными принципами коучинга являются осознанность и ответственность. Именно осознание человеком своих желаний и стремлений, определение пути достижения выбранной цели и осуществление плана действий по продвижению к конкретному результату дают свободу.

Выделяют внутренний и внешний коучинг:

  1. Внешний коучинг проводит привлечённый извне специалист, внутренний коучинг выполняется штатным коучем. И тот и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. Так, внешний коуч независим от организации, а значит, его работа может быть более результативной. Но его деятельность обычно очень высоко оплачивается и для широкого использования не всем по карману, поэтому чаще применяется при работе с первыми лицами компании.
  2. Внутренний коуч в иерархии организации работает не выше уровня своего начальника и "сидит на зарплате". У него есть свой план, задачи и отчётность. Но даже если он декларирует полную конфиденциальность коуч — сессий с сотрудниками, в случае давления со стороны руководства: "Расскажите, о чем шла речь у Вас с Петровым на сессии?", перед ним встаёт дилемма: быть лояльным руководству (и если не прослыть "стукачом", то рисковать доверием сотрудников, результативностью сессий и желанием сотрудников их посещать) или принципам профессии (соблюдение конфиденциальности встреч, неразглашение информации даже непосредственному руководителю, что может вызвать недовольство последнего).

И тот и другой вид коучинга для многих компаний в настоящее время, будет, пожалуй, не выгоден, так как потребует внушительных финансовых (услуги профессионального коуча дороги), и временных (на подбор или обучение коучингу одного из сотрудников может уйти до полугода… а то и больше) затрат.

Возможно, поэтому самым оптимальным вариантом является применение коуч-технологий, то есть отдельных инструментов и техник коучинга, руководителями различного уровня. Причём создавать для этого "особые" условия (организация обучающих сессий, встреч) не обязательно. В повседневном деловом общении с подчинённым — во время совещаний, переговоров, текущего контроля и т.д. — руководители могут задавать побуждающие вопросы, стимулируя и направляя инициативу, помогая сотруднику самому сформулировать задачи и найти лучшие способы их решения.

Такой стиль управления имеет массу преимуществ. Руководитель, осознавая себя в роли коуча, чётче излагает свои мысли, шире делегирует полномочия и более терпим к ошибкам подчинённых. В ответ на улучшение качества коммуникаций с руководителем у сотрудников возрастает ответственность и мотивация. Следовательно, повышается эффективность бизнес-процессов. Происходит обучение и развитие сотрудников без отрыва от работы на актуальных для бизнеса рабочих примерах. Коуч — технологии осознанно или спонтанно наследуются вниз по иерархии из-за своей практичности и эффективности. И в результате проявляются таланты, инициатива и лидерство на всех уровнях организации.

Некоторые руководители (возможно, среди ваших знакомых такие есть) задают побуждающие вопросы интуитивно, не осознавая, что используют коуч-технологии. Тем проще им будет сделать этот процесс целенаправленным.

А тем, кто впервые задумался о коучинге как способе развития сотрудников, я уверена, будет полезен совет основоположника бизнес-направления в коучинге — сэра Джона Уитмора:

"Подумайте, что лежит за поведением того человека, который вам нравится. Возможно, в вашем детстве был такой человек, чей приход вас всегда радовал. Это могла быть бабушка, друг родителей или кто-то ещё. Вспомните, что делал этот человек? Каково было его поведение по отношению к вам? Опрос людей во всем мире обнаруживает схожесть ответов. Этот человек:

  • Относился ко мне как к равному;
  • Выслушивал моё мнение;
  • Верил в меня, что я смогу;
  • Бросал мне вызов;
  • Доставлял удовольствие, пробуждал энтузиазм;
  • Давал безопасность, заботу, поддержку;
  • Проявлял доверие, уважение;
  • Уделял мне время и своё полное внимание.

Это тот фундамент, без которого нельзя стать хорошим коучем. Ваши бабушки или те люди, которые проявляли себя таким образом, конечно, не учились коучингу, они были "природными" коучами, но у них есть, чему поучиться. Вспоминайте их чаще" .

Практически в каждом человеке заложены ресурсы, с помощью которых он может достичь любых целей и осуществить самые смелые мечты. Но часто они скрыты, и отыскать их в себе самостоятельно под силу далеко не всем. Мешают этому стереотипы, страхи, привычки, негативный опыт и, как следствие, неуверенность в себе.

Когда человек чувствует, что жить по-прежнему уже не может, что пришло время что-то кардинально изменить, но не знает, как это сделать, он прибегает к помощи особого вида психологического консультирования под названием «коучинг». Что это такое?

Кто такой коуч

С английского языка "коуч" переводится как "наставник", "тренер", то есть человек, который ведет к достижению планируемого результата. Как правило, это профессиональный психолог, который как раз и помогает найти обратившимся к нему людям их скрытые резервы. А отыскав их, ведет клиента к поставленной им же самим цели. Ведь задача коуча - не навязывать свои идеи и не предлагать собственный вариант выхода из сложившейся ситуации, а создать психологические условия для того, чтобы человек смог сделать это самостоятельно. Для этого специалист помогает увидеть ситуацию как бы со стороны, словесно сформулировать цели и желания, причем сделать это достаточно четко - так, чтобы человек сам разобрался в том, чего на самом деле хочет. И только после этого можно начинать путь к их достижению.

Коуч по сути своей скорее не наставник, а внимательный собеседник. Ведь он не обучает и советов никаких не дает. То, что профессиональный психолог-коуч дает клиенту, гораздо больше, чем просто психологический тренинг. Это коучинг. Что это такое, постараемся рассказать в этой статье.

Что такое коучинг

В процессе консультирования профессиональный коуч задает клиенту такие «правильные» вопросы, благодаря которым человек начинает осознавать суть и глубину создавшейся ситуации. После этого «озарения» он уже становится способным найти самые оптимальные пути к четко сформулированной цели. Именно в этом и заключается суть процесса под названием «коучинг». Что это такое? Простыми словами описать его можно как метод консультирования профессионалом, который помогает своему клиенту четко обрисовать его намерение и наметить пути к его достижению.

Таким образом, даже самый неуверенный в себе человек, находящийся на жизненном распутье, сможет принять наиболее правильное решение и выработать стратегию поведения, позволяющую действовать в сложившейся ситуации эффективно и гибко.

Особенность коучинга в том, что он не навязывает клиенту готового решения, а помогает человеку разработать собственный стиль эффективности. Коучинг как вид психологических тренингов опирается на психологию успеха и оптимизма. После работы с коучем клиенты начинают понимать, что уже сейчас у них имеется достаточный потенциал для достижения поставленных целей и решения возникших жизненных вопросов.

Работа с коучем предполагает новые позитивные сдвиги в жизни и работе человека, обратившегося к нему за помощью. Эффективность этого вида психологического консультирования выражается в конкретных достигнутых результатах после совместной проработки проблемы.

Этимология слов «коуч», «коучинг»

Рассмотрим теперь, что означает слово «коучинг», что это такое с точки зрения языкознания.

Термин этот английский, в переводе означает «наставлять», «обучать», «воодушевлять» или «тренировать».

В XVI веке «коучем» называли… повозку или карету. В более близком к настоящему пониманию этого слова смысле его впервые применили в Оксфордском университете в 1830 году. Тогда «коучем» на молодежном сленге стали называть человека, который помогал студенту в подготовке к экзамену.

Казалось бы, что общего между грузовым транспортным средством и репетитором? Однако такая общность при внимательном анализе прослеживается: и тот, и другой переносит что-то. Первый - грузы к месту назначения, второй - обучающегося на новый уровень знаний. В современном понимании «коуч» тоже переносит людей - туда, где они хотят быть, в новую реальность, к которой они стремятся. То есть коуч - это тот, кто доставляет своего клиента к цели, помогает ему двигаться вперед.

Из истории коучинга

Первоначально коучинг начал практиковаться в области психологии спорта. В 90-х годах XIX века слово «коуч» вошло в лексикон как название тренера спортсменов. Затем им стали называть уже любого наставника или инструктора. Коучинг как вид психологической помощи возник на стыке психотерапии, наставничества и спортивного тренерства. Постепенно этот вид деятельности развился в коучинг по достижению результатов в жизни.

В 2001 году в США профессия коуча признана официально. В наше время направление продолжает совершенствоваться и развиваться, находит новые области применения. В развитых странах в штатном расписании практически каждого предприятия официально предусмотрена должность тренера-коуча. По крайней мере, в тех, которыми руководят дальновидные люди. Ведь расходы на содержание такого специалиста окупаются сторицей.

Отличие коучинга от обычного психологического консультирования

Со стороны коучинг и психологическое консультирование очень схожи: специалист беседует с клиентом, помогая ему в решении проблем. Но по сути это совершенно разные виды психологической помощи.

Если консультирование направлено на решение определенной проблемы, для чего психолог обращается к прошлому клиента, то вопросы коуча направлены в будущее - коучинг ориентирован прежде всего на цель, которая формулируется только на позитиве, говорить о проблемах при этом категорически запрещено. То есть, вместо того чтобы обсудить, чего клиент не хочет, говорят о том, к чему он стремится. Коуч помогает человеку, имеющему желания и мечты, осознать их и сделать более конкретными, четкими.

Среди задач этого особенного вида психологического тренинга можно выделить такие, как помощь клиенту в принятии себя, создании установок и ценностей. Коучинг призван также научить клиента разобраться в себе, поверить в свои силы, доверять окружающим. Все это поможет человеку найти способы эффективного решения поставленных задач.

Это только на первый взгляд кажется, что психолог просто разговаривает с клиентом. На самом деле он проводит огромную работу, пользуясь своими профессиональными знаниями, жизненным багажом, а также специальными методами и техниками.

Методы коучинга

Работая с клиентом, коуч пользуется различными психологическими методами, которые зависят как от поставленных целей, так и от профессионализма самого наставника. Среди них:

Активное слушание;

Метод постановки сильных вопросов;

Психология разрешения конфликтов;

Стресс-менеджмент;

Метод мозгового штурма;

Методы построения и управления командой;

Технологии эффективного управления персоналом;

Коуч-сессии (индивидуальные и групповые);

Тренинги по навыкам эффективной коммуникации.

Инструментами коуча также могут быть анкетирование, проективные методики, элементы глубинной психологии и многие другие.

Техники коучинга

Коуч-профессионал пользуется в работе с клиентами различными техниками, которые способствуют эффективному достижению человеком поставленных им целей. Среди них:

  • наводящее перефразирование;
  • слушание;
  • уточнение, помогающее клиенту увидеть новые средства достижения его цели.

Эти техники коучинга помогают людям достигать успехов, поднявшись над собой сегодняшним, позволяют помочь клиенту в разных областях. Они применяются практически в любой разновидности коучинга.

Виды коучинга, их особенности

По количеству клиентов, с которыми одновременно работает специалист, различают индивидуальный и групповой коучинг.

Сейчас насчитывается около полутысячи видов подобного тренинга: от VIP-коучинга до социальной работы. Он развивается по таким направлениям:

Личный коучинг;

Бизнес-коучинг;

Академический;

Финансовый;

Коучинг здорового образа жизни, который помогает клиентам с хроническими или неизлечимыми болезнями научиться жить с ними.

В Америке существуют даже тренинги домохозяек и беременных.

Остановимся подробнее на некоторых видах.

Личный коучинг

Личный, или индивидуальный коучинг включает в себя несколько видов, среди которых лайф-коучинг и коучинг для людей с дефицитом внимания. В чем их суть?

Лайф-коучинг призван помочь клиенту конкретизировать собственные устремления и желания, оформить личные цели.

Особый тип личного коучинга - помощь людям, страдающим синдромом дефицита внимания. Его цель - уменьшение влияния дисфункции целенаправленной деятельности. Специалист помогает таким людям организоваться для постановки и достижения целей. Очень важно в этом виде тренинга помочь клиентам выявить свои сильные стороны.

Конечно, коучи - не врачи, они не лечат обратившихся к ним людей с синдромом дефицита внимания, а лишь помогают им упростить повседневную жизнь.

Бизнес-коучинг и коучинг финансовый

Целью бизнес-коучинга является улучшение эффективности работы учреждения или предприятия. Коучи помогают клиентам в достижении профессиональных целей, работают над улучшением навыков коммуникации, эффективностью разрешения конфликтов. Существенна помощь профессионалов и в создании единой команды, способной дружно и продуктивно работать за счет того, что цели - личные и корпоративные - становятся более осознанными, в коллективе создается творческая атмосфера, и трудовой потенциал сотрудников используется максимально эффективно. Такой вид коучинга помогает определить в коллективе лидеров, а также дает возможность руководству мотивировать подчиненных нематериальными стимулами. Люди после психологического тренинга начинают трудиться с большим интересом, и отдача от такой работы становится более высокой.

Относительно новой формой подобной деятельности является финансовый коучинг. О чем речь? Программа коучинга призвана помочь клиенту в преодолении психологических препятствий на пути к достижению финансовых целей. Такой коуч помогает клиенту сформировать правильное отношение к деньгам.

Академический коучинг

Помогает приобрести навыки успешности обучения. Это особый коучинг: обучение после его проведения становится более продуктивным за счет того, что у клиента изменяется отношение к учебе в целом. Специалист не является репетитором по какому-либо отдельному предмету, а работает именно с отношением к процессу получения знаний. После такой проработки учащиеся раскрывают свой потенциал и начинают добиваться высоких результатов. Коучинг помогает сформировать стремление к саморазвитию, а также построить сам процесс обучения с учетом индивидуальных личностных качеств конкретного человека. Такой коучинг обучение делает осознанным и приятным.

Итак, подведем итоги. Одним из методов психологического консультирования является коучинг. Что это такое, простыми словами можно объяснить так: это создание коучем в ходе работы с клиентом таких условий, при которых он самостоятельно находит способы достижения собственных целей, предварительно их четко сформулировав. И вперед - к новым жизненным победам!