Что такое географическое положение. Географическое положение и границы россии. Крайние точки России

ООО Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат по дисциплине:

«Экономическая и социальная география зарубежных стран. Методика преподавания курса в средней школе»

По теме:

«Виды географического положения»

Исполнитель:

Сартакова Надежда Владимировна

Москва 2016 год

Введение

    1. Физико – географическое положение

      Экономико – географическое положение

      Эколого – географическое положение

      Математико – географическое положение

      Военно – географическое положение

Заключение

Список литературы

Введение

Географическое положение является характеристикой географического объекта и представляет собой описания его положения на поверхности Земли и по отношению к другим географическим объектам , с которыми он, так или иначе, взаимодействует. У любого географического объекта есть его географическое положение. То есть географическое положение может быть описано для страны, региона, природного комплекса, материка, парка и др.

У каждой страны есть границы с другими странами. Количество соседних стран, протяженность границ с ними, вид границы (сухопутная, морская, речная) являются важной составляющей описания географического положения страны. Кроме того рассматриваются не только непосредственно граничащие страны-соседи, но и страны, находящиеся через одно и более государств. Поэтому выделяют соседей 1-го порядка, 2-го порядка, 3-го порядка.

Так, например, Россия непосредственно граничит с 16-ю государствами. Самая протяженная граница у нас с Казахстаном. Далее идут Китай, Монголия, Украина, Финляндия, Белоруссия и другие. С Японией и США у России только морские границы.

Чем больше у страны соседей, тем лучше для ее развития, т. к. это позволяет устанавливать разнообразные социально-экономические связи.

С течением времени географическое положение может изменяться. Оценка географического положения рассматривается учеными как оценка важнейшего фактора развития хозяйства региона, а иногда оно рассматривается и как самостоятельный ресурс. К.П. Космачев считал возможным рассматривать географическое положение в качестве одного из видов ресурсов и даже говорил о запасах ресурсов географического положения: «Их запасы при прочих равных условиях обратно пропорциональны экономической удаленности осваиваемой территории по отношению к освоенной и прямо пропорциональны размерам хозяйственного потенциала последней».

Географическое положение - это достаточно емкая характеристика. Поэтому выделяют различные виды географического положения . В каждом виде дается акцент на конкретной особенности. .

Цель: Разобрать и описать виды географического положения.

    Физико-географическое положение.

Физико-географическое положение описывает положение страны относительно природных объектов (материков, океанов, гор и др.). Так, например, Россия находится на территории Евразии, имеет выходы к океанам. Это характеристика местоположения рассматриваемого объекта в ряду природных объектов, например, по отношению к материкам и океанам, к формам рельефа, к островам и полуостровам, к рекам и озерами т. д.

Соответственно физико-географическое положение определяется географическими координатами (широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью (или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе (расположением) природных (климатических, почвенно-растительных, зоогеографических) зон.

С точки зрения экономической географии физико-географическое положение местности (как и отдельные его составные элементы) необходимо рассматривать как условие (предпосылку) для возможного осуществления какого-либо вида хозяйственной деятельности, т. е. как предпосылку для размещения производительных сил.

Любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т. д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна .

    Экономико-географическое положение

Экономико-географическое положение описывает хозяйственные связи с другими странами, оценивает их уровень и перспективы развития. Также определяет положение объекта среди разных антропогенных объектов, выполняющих определенные экономические функции. Например, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мест добычи полезных ископаемых и промышленных районов, а также по отношению к экономическим группировкам стран (ОПЕК, АСЕАН, НАФТА).

Экономико-географическое положение любой местности сугубо индивидуально (неповторимо). Это не только место, которое занимает каждое территориальное образование (местоположение страны, района, населенного пункта, предприятия и т. п.), но и пространственное расположение местности (страны, района, населенного пункта или какого-либо другого хозяйственного объекта) по отношению к другим местностям (странам, районам, населенным пунктам, месторождениям полезных ископаемых и т. п.), с которыми данная местность или объект связаны либо как с источниками снабжения (сырьем, топливом, энергией и т. п.), пополнения рабочей силой, либо как с районами сбыта и т. п. Именно по принципу пространственной близости (отдаленности) различают так называемое «соседское положение» или ближайшее окружение какого-либо объекта, центральное положение, микро- (малое), мезо- (среднее), макро- (большое) положение.

Расстояние (пространство) покрывается с помощью транспорта и воздействует на размещение производительных сил через определенный уровень транспортных издержек. Следовательно, оценку экономико-географического положения любой местности, как одного из важнейших факторов размещения производительных сил (благоприятное, неблагоприятное, выгодное, невыгодное, удобное, неудобное и т. п.), следует также проводить с точки зрения возможной экономии транспортных издержек.

Экономико-географическое положение также является общественно-историческим и экономическим понятием, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т. п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

Все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т. п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.

Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, которое описывает особенности транспортных связей с другими странами, а также внутри страны. Оно оценивает обеспеченность объекта транспортными и коммуникационными возможностями хозяйственных связей (автомобильные и железные дороги, морские и речные пути, авиатрассы, нефте– и газопроводы, оптико-волоконные линии связи и ЛЭП, аэропорты, морские и речные порты и т. д.).

Особенности положения экономико-географических объектов определяются

характеромтерриториального охвата (выделяют макроположение, мезоположение и микроположение). Измеряется топологическими и функциональны-

ми показателями, доступностью. Определяется близостью или удалённость от важнейших соседних транспортных узлов и магистралей.

Транспортно-географическое положение морских портов, напр., выгодно,

если они расположены вблизи крупнейших центров потребленияи производства товаров, поступающих в порт или убывающих из него. Основные виды

транспортно-географического положения: центральное, периферийное,

внутреннее, магистральное, транзитное,выгодное и невыгодное, тыловое (вдали от транспортных путей), тупиковое, прибрежное (приморское), предгорное.

Как совершенствование техники (средств сообщения) сказывается на экономико-географическом положении местности, особенно наглядно можно проследить на примере Австралии, которая вплоть до 70-х гг. XIX в. в экономико-географическом отношении была одной из самых изолированных стран мира. Появление новых, скоростных, технически совершенных, специальных транспортных средств (суда-рефрижераторы, суда-холодильники для перевозки скоропортящихся видов сельскохозяйственной продукции, танкеры для транспортировки нефти и природного газа в сжиженном виде, рудовозы и другие специальные суда для перевозки сухогрузов - пшеницы, угля и т. д.) сказалось на транспортно-географическом (соответственно и экономико-географическом) положении этой страны таким образом, что фактически приблизило (по скорости и стоимости перевозок грузов) ее к центрам мировой торговли и важнейшим путям сообщения, сделало из невозможного реальным потребление продукции ее промышленности и сельского хозяйства практически в любой стране и районе мира. В настоящее время Австралия - один из крупнейших производителей и экспортеров самой разнообразной сельскохозяйственной продукции (масло, сыры, сгущенное молоко, мясо говядины, баранины, овечья шерсть, зерно, хлопок, тростниковый сахар и др.), продукции отраслей горнодобывающей промышленности (железная и марганцевая руда, оловянные, медные, свинцово-цинковые концентраты, уголь, нефть и др.). Очевидно, что изменение экономико-географического положения Австралии, ее роли в международном разделении труда было обусловлено прогрессом техники (транспорта), общим высоким уровнем экономики этой страны.

Изменения в экономико-географическом положении могут быть обусловлены и другими причинами. Например, ослаблением роли или утратой экономического значения того или иного фактора размещения (сырьевого, топливного, энергетического, рабочей силы, потребительского, в том числе и транспортного) и соответственно автоматическим выходом их из состава определяющих связи данной местности с другими местностями (как с источниками сырья, топлива, энергии, рабочей силы или как с районами сбыта продукции) или, наоборот, усилением роли какого-либо из факторов и соответственно усилением его влияния на этот процесс.

Например, экономико-географическое положение Урала как условие возможного развития здесь черной металлургии неоднократно менялось и в разные периоды времени его можно было оценить как весьма удобное на том этапе развития, когда в качестве топлива мог быть использован местный древесный уголь, а в качестве сырья - своя железная и марганцевая руда; как удобное, когда вынуждены, были использовать привозное топливо (кокс Кузнецкого бассейна России, Донецкого Украины или Карагандинского Казахстана), так как собственного коксующегося угля на Урале нет; наконец, не очень удобное, когда выработали железные и марганцевые руды на большинстве своих месторождений и вынуждены были завозить не только коксующийся уголь, но и железные и марганцевые руды из других мест (Центрально-Черноземный район России, Украина, Казахстан и др.). Дело усугублялось еще и тем, что это необходимо было делать в основном с помощью железнодорожных перевозок, так как возможности для завоза сырья и топлива дешевым морским путем (как в Балтиморе, Филадельфии или Торонто) на Урале нет.

Таким образом, в ходе исторического развития экономико-географическое положение любой местности страны или района, населенного пункта, хозяйственного объекта может в корне измениться. Причина этому - прогресс в развитии науки, техники, технологии, экономики, организации производства, как в рамках данной местности, так и в ее окружении, то есть в пределах территории связанных с нею других мест.

Эколого-географическое положение страны определяет экологическую опасность и ее уровень со стороны соседних стран. Так, например, вредные выбросы производств одних стран могут попадать на территорию других стран. Эколого-географическое характеризует фон экологической безопасности местоположения объекта к местам, имеющим экологические проблемы (например, к пунктам выброса загрязняющих веществ, к районам радиоактивного загрязнения (Чернобыль), а также к потенциально опасным объектам, создающим экологическую угрозу).

Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России.

Большая протяженность России с запада на восток и с севера на юг, особенности рельефа предопределяют разнообразие природных ландшафтов (арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни).

Тундра. Суровые, холодные климатические условия (низкие среднегодовые температуры воздуха), продолжительная зима – снежный покров держится 7-9 месяцев, короткий летний период (2 месяца) и соответственно короткий вегетационный период. Наличие многолетней мерзлоты, избыточное увлажнение – высокая заболоченность территории, неплодородные тундрово-глеевые почвы. Большие открытые пространства с сильными ветрами. Существующие природно-климатические условия неблагоприятны для человека. В результате районы характеризуются низкой плотностью населения, относительным преобладанием городского населения. Сложился особый тип хозяйства, главная специализация которого – эксплуатация природных ресурсов Крайнего Севера (добыча газа, меди, никеля и т. д.) и оленеводство.

Степь – основной земледельческий район России в силу благоприятных для сельского хозяйства природно-климатических условий (плодородная почва – черноземы, длительный вегетационный период). Это зона наиболее развитого животноводства (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, птицеводство). Развита пищевая промышленность. Преобладает сельское население. Значительно высокая плотность населения.

4. Математико-географическое положение позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к полюсам Земли, к крайним географическим точкам.

5. Военно-географическое положение устанавливает степень отношения к объектам, имеющим военно-стратегическое значение (военные базы, группировки войск, ядерные объекты, шахты баллистических ракет, предприятия, производящие ядерное оружие), к предприятиям ВПК, а также по отношению к военно-политическим группировкам стран (НАТО).

Заключение

Географическое положение можно рассматривать как основной ресурс региона, оказывающее большое влияние на формирование хозяйства, как во времени, так и в пространстве. Оценка географического положения важна для правильного определения, как возможного потенциала, так и усложняющихся условий формирования хозяйства региона.

При описании определенного вида географического положения частично может описываться и другой, так как они могут оказывать влияние друг на друга. Например, физико-географическое положение непосредственно влияет на экономико-географическое. Поэтому при описании экономико-географического положения частично описывается и физико-географическое.

Оценка ряда видов географического положения стран не является постоянной. Страны изменяются, развиваются. Следовательно, меняется их географическое положение.

ЛИТЕРАТУРА

    География, 9 класс. Особенности географического положения России

    Географическая энциклопедия

географическое положение

положение какого-либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по отношению к природным объектам и к экономико-географическим объектам. Географическое положение в экономической географии - категория историческая.

Географическое положение

положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в физической географии ≈ их положение в отношении физико-географических объектов (материков, гор. океанов, морей, рек, озёр и т.д.). В экономической и политической географии под Г. п. понимают положение страны, района, населённого пункта и иных объектов по отношению к др. экономико-географическим (включая пути сообщения, рынки, хозяйственным центры и т.д.) и физико-географическим объектам, а также положение страны относительно др. государств и их групп. Г. п. является одним из условий развития стран, районов, городов и др. населённых пунктов. Практическое значение Г. п. изменяется в различных социально-экономических формациях.

Википедия

Географическое положение

Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…». Оно характеризует «место данного объекта в системе пространственных связей и потоков (вещественных, энергетических, информационных) и определяет его отношения с внешней средой». Обычно отражает геопространственное отношение определенного объекта к внешней среде, элементы которой имеют или могут иметь на него существенное влияние. В общественной географии положение обычно определяется в двухмерном пространстве. В физической географии непременно учитывается и третье изменение - абсолютная или относительная высота расположения объектов.

Понятие географическое положение является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его…, но и объясняет некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением. Таким образом географическое положение:

  • является индивидуализирующим фактором, поскольку определяет многие свойства географического объекта;
  • имеет исторический характер, поскольку изменяется с течением времени;
  • имеет потенциальный характер, поскольку одно лишь положение не является достаточным условием соответствующего развития объекта;
  • имеет тесные связи с конфигурацией территории и её границами.

В рамках теоретической географии Б. Б. Родоман сформулировал «позиционный принцип» , означающий зависимость свойств объекта от его местоположения, и «принцип позиционного давления» , означающий силу, которая заставляет объект переместиться, если он имеет неоптимальное для его функционирования положение. Американский географ В. Бунге предложил «правило смещения» , означающее изменение географического положения потоков при их перенапряжении в существующем канале. Например: русла рек, жерла вулканов, автострады, морские порты. Ю. К. Ефремов предложил даже особый тип карт - карты географического положения. Однако Л. В. Смирнягин считает, что в современном мире, как и в географии, всё бо́льшую роль играет характеристика самого места по сравнению с его местоположением

Различают следующие виды географического положения:

  • математико-географическое
  • физико-географическое;
  • экономико-географическое;
  • политико-географическое;
  • геополитическое;
  • военно-географическое;
  • эколого-географическое;
  • культурно-географическое;

и другие.

По масштабам выделяют:

  • макроположение
  • мезоположение
  • микроположение

По системе координат выделяют:

  • абсолютное;
  • относительное;
    • математическое («3 мили севернее Сиэтла»);
    • функциональное.

В расширенной интерпретации географическое положение может включать также отношение площадного объекта в целом к данностям, лежащим внутри него. Такое географическое положение может именоваться, например, «интроспективным» (от, intro - внутрь + spicere - смотреть). Например, при оценке роли внутренних приграничных районов в приоритетности направлений внешней политики, при оценке геокриминогенного положения территории, при анализе транспортно-географического положения, при исследовании изменчивого ареала по отношению к стациям переживания, лингвистического ареала по отношению к диалектному центру и т. п. Такой подход позволяет разрешить и коллизию с определением взаимного географического положения пересекающихся объектов.

) и определяет его отношения с внешней средой» . Обычно отражает геопространственное отношение определенного объекта к внешней среде, элементы которой имеют или могут иметь на него существенное влияние. В общественной географии положение обычно определяется в двухмерном пространстве (отображаемом на карте). В физической географии непременно учитывается и третье изменение - абсолютная или относительная высота расположения объектов .

Понятие географическое положение является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его…, но и объясняет некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением .

Таким образом географическое положение :

  • является индивидуализирующим фактором, поскольку определяет многие свойства географического объекта;
  • имеет исторический характер, поскольку изменяется с течением времени;
  • имеет потенциальный характер, поскольку одно лишь положение не является достаточным условием соответствующего развития объекта;
  • имеет тесные связи с конфигурацией территории и её границами.

Различают следующие виды географического положения :

  • математико-географическое (геодезическое, астрономическое, «абсолютное»)
  • физико-географическое;
  • политико-географическое;
  • геополитическое;
  • военно-географическое;
  • эколого-географическое;
  • культурно-географическое;

и другие.

По масштабам выделяют:

  • макроположение
  • мезоположение
  • микроположение

По системе координат выделяют:

  • абсолютное (геодезическое, астрономическое);
  • относительное;
    • математическое («3 мили севернее Сиэтла»);
    • функциональное (экономико-географическое, физико-географическое и др.).

В расширенной интерпретации географическое положение может включать также отношение площадного объекта в целом (ареала, района, территории) к данностям, лежащим внутри него (к элементам внутренней среды). Такое географическое положение может именоваться, например, «интроспективным » (от лат. introspectus , intro - внутрь + spicere - смотреть). Например, при оценке роли внутренних приграничных районов в приоритетности направлений внешней политики , при оценке геокриминогенного положения территории , при анализе транспортно-географического положения, при исследовании изменчивого ареала по отношению к стациям переживания, лингвистического ареала по отношению к диалектному центру и т. п. Такой подход позволяет разрешить и коллизию с определением взаимного географического положения пересекающихся объектов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Географическое положение Южной Америки

    География 8 Географическое положение России, Россия на карте часовых поясов

    Экономико-географическое, транспортно-географическое и геополитическое положение России

    Субтитры

Исторический очерк

Понятие «географическое положение» известно с конца XVIII в., когда доминировала парадигма географического детерминизма . Идеи об обусловленности жизни людей и общества географической средой выдвигали ещё древние мыслители, такие как Демокрит , Геродот , Страбон и др. Источниками географической информации в этот период были описания отдельных стран и народов, характеристики обжитых и отдаленных земель. Для целей мореплавания и торговли составлялись специальные описания морей, портов, торговых центров, в которых были сведения и об особенностях географического положения страны, через которую проходил торговый путь. Историко-географ В. К. Яцунский считал, что первым в истории экономико-географической работой следует считать произведение итальянского ученого Людовико Гвиччардини «Описание Нидерландов», которое вышло в свет в 1567 г., где в первой части книги дается анализ географического положения страны и оценка роли моря. В 1650 г. в тех же Нидерландах вышел труд Варения (Варениуса) «Общая география», которая считается первой теоретической работой по географии. С. П. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1756) дал подробное описание её географического положения. Поиски закономерностей пространственного размещения поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине XX в. Одним из первых ученых, кто подошел к созданию моделей географии городов, был

Положение любой точки на земном шаре может быть определено с помощью географических координат - для этого они и созданы. Но даже сами координаты различны: широта, хотя и весьма приблизительно, говорит о температурном режиме места (можно с уверенностью утверждать, что на 10-15° широты теплее, чем на 75-80°); но и на одной широте природные условия могут быть весьма различны. Долгота же сама по себе не несет никакой информации, если мы не знаем, что расположено вокруг рассматриваемого нами места, тем более, что для отсчета долготы в принципе можно принять в качестве начального любой меридиан. Поэтому понятие географического положения выходит далеко за пределы характеристики положения объекта по координатам.

Географическое положение - это положение любого географического объекта на земной

поверхности по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Географическое положение - важная характеристика объекта, так как в значительной мере дает представление о его природных и социально-экономических особенностях.

Чтобы определить географическое положение любого географического объекта, нужно, прежде всего, решить вопрос - для чего это делается?

Мы характеризуем географическое положение Москвы, чтобы определить, чем обусловлен климат города. В этом случае важно, прежде всего, то, на какой широте расположена Москва. 56° широты - это умеренный пояс освещенности, почти на всем земном шаре также умеренные тепловой и климатический пояса. На этих широтах преобладают западные ветры. Город находится посреди обширной равнины на довольно большом (1000-1500 км) расстоянии от морей, но равнина открыта ветрам всех направлений - преобладающим западным, влажным, со стороны сравнительно теплого Атлантического океана, холодным северным, со стороны Северного Ледовитого океана, менее частым, сухим из Средней Азии. Положение Москвы среди большого массива суши делает климат континентальным, но свободный доступ воздуха с Атлантики эту континентальность смягчает.

Чтобы охарактеризовать географическое положение Москвы как столицы России, крупного промышленного и культурного центра, нужно также обратить внимание на ее положение в центре равнины, но здесь на первое место выходит гидрографическая сеть - судоходные реки и места, где в старину можно было волоком переправиться из одного речного бассейна в другой. Благоприятным было в старину и положение в лесной зоне, менее доступное для кочевников с юга, чем, например, у Киева. Москва стала центром, вокруг которого сформировалось Русское государство в конце ордынского владычества и после его свержения. Дороги соединили Москву со многими городами, Москва стала крупным транспортным узлом. В дальнейшем уже сама дорожная сеть стала важным фактором географического положения, способствовавшим развитию города. Она особенно важна потому, что вблизи города нет существенных сырьевых и энергетических природных ресурсов, многое приходится доставлять из дальних мест.

В первом случае мы рассмотрели физико-географическое положение города (при этом с узкой целью - только для объяснения его климата), во втором - экономико-географическое.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это все пространственные отношения предприятия, населенного пункта, района, страны, группы стран к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение. ЭГП любого объекта может оцениваться как благоприятное, способствующее экономическому развитию объекта, и неблагоприятное - препятствующее ему. ЭГП - понятие историческое, в ходе изменения самого экономического объекта и объектов, связанных с ним, оно может стать более благоприятным, чем было раньше, или менее благоприятным.

ЭГП города может улучшиться, если к нему провели дорогу; оно может ухудшиться, если проводят дорогу в обход этого города, и пути, ранее проходившие через него, теперь идут стороной.

ЭГП улучшится, если возле города открыли месторождение полезного ископаемого, ухудшится, если всё месторождение выработали, а никаких других существенных производств в городе нет.

ЭГП страны может ухудшиться, если ее границу, через которую прежде был свободный проход, по каким-то политическим причинам закрывают.

Рассмотрим в качестве примеров экономико-географичсекое положение нескольких государств и городов.

Великобритания , островное государство в Западной Европе. Страна расположена на острове Великобритания и занимает также север острова Ирландия, поэтому полное название государства – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Остров Великобритания отделен от континентальной Европы проливом Ла-Манш, имеющим в самой узкой части (пролив Па-де-Кале) ширину 32 км. Близость к континенту вначале была причиной того, что сюда распространились римские завоевания (I в. до н.э), а затем завоевания норманнов (1066 г.). Но затем, с укреплением государства, островное положение стало выгодным: с XI в. ни одна попытка иностранного вторжения на территорию Великобритании не была успешной. В то же время, обладая множеством хороших естественных гаваней, Великобритания стала мореходной державой, имеет мощный флот, вела и ведет морскую торговлю со всем миром. Британский военный флот долгое время считался лучшим в мире. Островное положение помогает стране сохранять известную самобытность даже в условиях глобализации, в то же время небольшое расстояние, отделяющее ее от континентальной Европы позволяет поддерживать с ней очень тесные связи; сейчас под проливом Па-де-Кале между Великобританией и Францией создан тоннель, по нему проходит сухопутный транспорт.

Панама , государство в Центральной Америке, в самой узкой части перешейка, соединяющего Северную Америку с Южной. Казалось бы, положение очень выгодное: контроль над перешейком, контролирующим связь между материками. Но горный рельеф Центральной Америки и густая тропическая растительность препятствовали развитию здесь наземного транспорта, и никакого контроля над ним не получилось. Более важным для Панамы оказалось не то, какие географические объекты соединяет Панамский перешеек, на котором она расположена, а то, какие объекты он разделяет, - Тихий и Атлантический океаны. В 1914 г. был построен, а в 1920 г. официально открыт Панамский канал длиной несколько более 80 км, соединивший Карибское море Атлантического океана с Тихим океаном. Таким образом, Панама стала контролировать не еле заметный грузопоток по суше между континентами, а весьма мощный - между океанами, так как путь по каналу намного короче пути в обход Южной Америки с юга, и ЭГП Панамы сразу значительно улучшилось.

Сингапур , город-государство в Юго-Восточной Азии, близ крайней южной точки материка Евразии. Сингапур находится на одноименном острове близ южного окончания полуострова Малакка. Большинство судов на пути из Индийского океана в Тихий проходит по Малаккскому проливу (между о. Суматра и п-овом Малакка) и огибает Малакку с юга, так что миновать Сингапур очень трудно. Поэтому ЭГП острова и города следует считать исключительно выгодным. Почти вся торговля между Европой, Индией, странами Персидского залива, некоторыми странами Африки, с одной стороны, и Китаем, Японией, Южной Кореей, Дальним Востоком России, с другой, проходит этим путем. Поэтому Сингапур за последние десятилетия вышел на первое место среди портов всего мира по грузообороту. От материка Сингапур отделен узким проливом, через который переброшены мосты, так что возможна хорошая наземная связь с континентальной частью Малайзии и с Таиландом, но сухопутные связи Сингапура с другими материковыми странами невелики, так как дорожная сеть в Мьянме, Лаосе и Камбодже плохая.

Хабаровск, Владивосток, Магадан - в чем сходно и в чем различно их экономико-географическое положение? Все три города находятся на Дальнем Востоке России. Все три города - центры субъектов Российской Федерации (Владивосток и Хабаровск - краевые центры, Магадан - областной). Владивосток и Магадан - морские порты: Владивосток на Японском море, Магадан на Охотском.

Владивосток значительно (на 17° широты) южнее, поэтому может использоваться круглый год. Преимущество Владивостока состоит и в том, что к нему подходит железная дорога - он является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. Окружающие Владивосток населенные пункты неплохо обеспечены наземным транспортом, а также расположены в пределах района с природными условиями, благоприятными для сельского хозяйства, а потому не нуждаются в том, чтобы морской порт их обслуживал. Владивосток в связи с этим ориентирован на внешнюю торговлю - экспорт и импорт.

Магаданская область имеет транспортную связь с остальной территорией России практически только через свой областной центр и в такой связи очень нуждается, потому что обеспечить себя продовольственными и многими другими ресурсами не может. Железных дорог в области нет, но от Магадана идет автомобильная дорога (Колымский тракт), на которой или вблизи которой расположено большинство населенных пунктов области. Поэтому Магаданский порт обслуживает, в основном, свою область, обеспечивая ее всем привозимым из других регионов России. Правда, от Колымского тракта идет автомобильная дорога на Якутск, но до самого Якутска железная дорога не доходит, поэтому возить что-либо в Магаданскую область через Якутск нет никакого резона.

Хабаровск, в отличие от Владивостока и Магадана, не стоит на морском побережье и, следовательно, морским портом не является. Он расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и большой реки Амур близ впадения в него Уссури. Хабаровск – важный речной порт, а фактически и железнодорожный узел: не в самом городе, но всего в 50 километрах от него от Транссиба отходит линия на Комсомольск-на-Амуре – Ванино –Советскую Гавань. Все это делает транспортное положение Хабаровска очень выгодным, так как Комсомольск - конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а Ванино и Советская Гавань - морские порты.

В военном отношении Владивосток и Хабаровск более уязвимы, так как находятся близ государственной границы, Магадан же - на Охотском море, берега которого полностью контролируются Россией.

Понятие «географическое положение» (ГП) является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его (например, мореплавателю), но и объяснить некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением. Умение охарактеризовать во всех существенных отношениях положение изучаемого объекта необходимо для географа-исследователя. ГП обычно трактуется как положение какого-либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. ГП рассматривается как своеобразное внешнее условие существования, функционирования и развития объектов, характеристика данного объекта, выражающая его отношение к каким-либо географическим объектам вне его.

Часто термин «положение» понимают как внутреннее состояние объекта (по аналогии с международным положением, экономическим положением и т. п.). Но ГП - это всегда отношение к внешним обстоятельствам. И это положение в двухмерном пространстве, поскольку оно определяется на основе географической карты. На ней все объекты представляются либо точечными (как бы не имеющими размерности в данном масштабе), либо линейными, имеющими только одно измерение, либо площадными (ареальными) - с двумя измерениями. На карте мелкого масштаба точечным объектом выступает город, линейным - река, железная дорога. Следовательно, можно говорить о положении объекта относительно точек, линий и ареалов.

Понятие «географическое положение» использовалось в XIX в., значение его анализировалось в общем виде и на конкретных примерах в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, среди географов - Ф. Ратцелем. Категория ГП была предложена в СССР на рубеже 20-30-х годов XX в. И. Алкиным и позднее детально разработана Н.Н. Баранским, И.М. Маергойзом и рядом других авторов. Н.Н. Баранский , выделяя существо ГП, подчеркивал, что положение - это есть отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала. И.М. Маергойз писал о том, что вопрос не столько в том, где находится объект (это само собой предполагается), сколько в том, как он лежит относительно того, что находится за его пределами. Эти идеи имеют непреходящую ценность и спустя много лет после того, как были высказаны.

Через систему отношений данного объекта (ареала) с другими объектами (ареалами) ГП предметно выявляет индивидуальные черты и свойства любой территории. Оно определяет многие наиболее важные особенности стран, районов, городов, высвечивает свойства их неповторимости и индивидуальности .

В наиболее формализованном виде географическое положение есть положение объектов, фиксируемое на карте в двухмерном пространстве земной поверхности. В физической географии, реже в экономической, оценивается и третье измерение - абсолютная или относительная высота. На карте все объекты изображаются как точечные, линейные (внемасштабными условными знаками) или площадные (контурные, занимающие определенный ареал). Фактически, конечно, и точечный, и линейный объекты на мелкомасштабной карте (населенный пункт, многополосная автострада) занимают площади, но при соответствующем масштабе исследования этим обстоятельством можно пренебречь. Тогда возможны следующие варианты взаиморасположения указанных категорий объектов:

  • а) точка относительно другой точки: Москва относительно Санкт-Петербурга;
  • б) точка относительно линии (и обратное): Саратов на Волге;
  • в) точка относительно ареала - столица в государстве;
  • г) линия относительно линии: трасса БАМ относительно Великой Сибирской магистрали;
  • д) линия в пределах ареала: река Яна на северо-востоке Якутии;
  • е) ареал относительно другого ареала: Республики Мордовия и Чувашия.

Возможны и другие варианты положения:

  • 1. Точка налинии или вне ее: Тверь на железной дороге Москва-Санкт-Петербург, Нвгород - вне ее.
  • 2. Точка в пределах ареала, на его границе, вне его: Нарьян-Мар находится в зоне тундры, Кудымкар - вне ее; Брест находится на границе Белоруссии и Польши, другой Брест на французском берегу Атлантического океана.
  • 3. Линии расположены изолированно друг от друга, как Печора и Северная Двина, или пересекаются, как БАМ с рекой Леной.
  • 4. Линия находится в пределах ареала полностью (как р. Яна) или частично (р. Лена) в Якутии, или целиком вне ареала (например, железная дорога Дудинка-Норильск не имеет связи с железнодорожной сетью страны).
  • 5. Ареалы являются смежными (Мордовия и Чувашия) или удалены друг от друга (Мордовия и Татарстан).

Для определения взаимоположения объектов указывают расстояние между ними и направление (к северу, к юго-востоку). Для определения положения точки, линии, меньшего

ареала в составе более крупного используют термины: центральное, глубинное, периферийное, окраинное, пограничное положение. Положение столицы Бразилии избиралось как близкое к центральному в стране; положение в ней г. Риу-Гран- ди (на юге) близко к пограничному; г. Форталеза (на северо- востоке) имеет периферийное, а г. Манаус (в Амазонии) - глубинное положение. Некоторые территории, даже государства, в названиях своих несут указание на окраинное положение (Украина, Крайна в бывшей Югославии).

Исследуя ГП, необходимо определить главное и в его сущности, и в его воздействии на наиболее важные стороны развития территории.

И прежде всего следует выявить и понять его наиболее характерные черты.

Во-первых, ГП - это сложная система понятий , включающая:

  • а) математико-географическое положение (положение в системе географических координат);
  • б) физико-географическое положение (положение относительно природных объектов, влияющих на особенности природы данного места, - морей, рек, лесных массивов, природных зон и др.; при этом сам объект может находиться как в составе ареала, так и вне его);
  • в) экономико-географическое положение (ЭГП) - положение: 1) относительно элементов общественного производства;
  • 2) по отношению к району, области, стране; ЭГП является одним из важнейших факторов, определяющих размещение, характер, динамику развития производительных сил;
  • г) политико-географическое положение (положение на политической карте - относительно центров и районов сосредоточения социальных, классовых и политических сил);
  • д) военно-географическое положение (положение любой точки или какого-либо ареала относительно центров и стран военной мощи или создающих опасность военных конфликтов, а также по отношению территорий различных военных блоков);
  • е) геополитическое положение : тесно связанное с двумя вышеназванными видами ГП, оно отражает положение относительно «центров силы», очагов экономической и военной мощи, различных политических, экономических и военных союзов, религиозных объединений;
  • ж) эколого-географическое положение (положение той или иной территории относительно регионов экологически неблагополучных или даже экологических бедствий, относительно движения воздушных масс и других потоков, несущих массированные объемы загрязнений;
  • з) культурно географическое положение - относительно важнейших центров и регионов развития духовной культуры, культурно-географических образований разного территориального ранга и значения.

Каждый из названных видов ГП - явление многоплановое, синтетическое, и поэтому необходим анализ не только этих видов «в отдельности», но, особенно их сочетаний в сложном взаимодействии и «взаимопереплетении» различных сторон ГП. Так, в системе ЭГП выделяются транспортно-географическое, промышленно-географическое, демогеографическое, рыночное (или сбыто-географическое) положение и другие его составляющие, и каждая из них, в свою очередь, также имеет определенную структуру.

Особо важную роль играет транспортно-географическое положение, качество которого определяется следующими обстоятельствами: 1) экономическим потенциалом соседних территорий; 2) плотностью хозяйственной освоенности окружения;

3) наличием (количеством и качеством) прямых транспортных выходов к соседям, их частотой.

Во-вторых, ГП - категория историческая. Следует иметь в виду, что, если физико-географическое положение меняется относительно медленно, с развитием географической среды, а также в результате деятельности человека, то все остальные виды ГП - весьма динамичны, изменчивы и их значение (и последствия влияния) в различных исторических условиях неоднозначно.

Н.Н. Баранский приводит пример характеристики исторической изменчивости ГП США. Их зародышем были английские колонии, расположенные на восточном побережье Северной Америки между Атлантическим океаном и Аппалачскими горами. Все то, что лежало к западу от этих колоний, европейцам не было известно, и когда английские короли давали какому-нибудь лорду или какой-нибудь акционерной компании кусок побережья, то называли только южную и северную границы по параллелям, а на запад появлялась возможность идти, куда угодно. Таким образом, эти колонии находились «на краю света». В дальнейшем области, лежащие к западу от Аппалачей, были исследованы, заселены и вообще освоены, и из положения «на краю света» создалось положение «между двумя океанами». Вот как резко изменилось положение США. Я.Г. Машбиц, рассматривая пример Древней

Руси, подчеркивает, что татаро-монгольское иго, феодальная разобщенность и перемещение центра тяжести мирового развития в Западную Европу во многом свели на нет исключительную благоприятность географического положения Древней Руси. Средневековая Россия оказалась на периферии европейского социально-экономического развития.

В-третьих, ГП присущ потенциальный характер. Те или иные благоприятные стороны ГП далеко не во всех случаях реализуются. Лишь при сочетании соответствующих факторов исторического и социально-экономического развития данной территории (страны) эти благоприятные стороны воплощаются в жизнь. Так, известно, что многие особенности развития Японии обусловлены ее океаническим положением. Но это ГП могло реализоваться только благодаря наращиванию промышленного и финансового потенциала Японии.

В-четвертых, как географическая категория, ГП обладает определенным механизмом влияния, исследование которого требует перехода от «простых», качественных, субъективных характеристик к количественным оценкам. Отмечая необходимость теоретического углубления понимания ЭГП, И.М. Ма- ергойз подчеркивал, что ЭГП всегда конкретно и в той или иной степени противоречиво, что необходим анализ вероятностного характера ГП, фактора дистанционности (исследование расстояния, или дистанции, между географическими объектами как одного из свойств пространства), а также взаимодействия объектов, их определенной соподчиненности.

В связи с этим важно различать макро-, мезо- и микроположения. Первое из них соответствует более или менее обширной территории; мезоположение - линии, ее рассекающей в важных направлениях, а микроположение -точка на этой линии. Эти виды ГП взаимодействуют друг с другом, но их отражение на развитии тех или иных объектов может быть весьма различным. В редких случаях все они бывают одинаково благоприятными. Считается, что наибольшим потенциалом роста обладают города с выдающимся макро- и мезоположе- нием, расположенные в фокусах связей, скрепляющих воедино крупные территории, в центрах быстроразвивающихся промышленных и сельскохозяйственных ареалов... в точках контактов различных зон, перепадов экономических потенциалов, в опорных узлах районов нового освоения.

Для Санкт-Петербурга, например, макроположение описывается как нахождение на Северо-Западе европейской части Российской

Федерации, вблизи границы с Финляндией, на берегу Финского залива; мезоположение - примерно в центре Ленинградской области, в устье Невы; микроположение - на островах дельты Невы и прилегающих к ней территориях. По аналогии можно определить ранг положения объекта внутри городской территории путем его детализации. Красная площадь находится в Москве у стен Кремля (микроположение), в центре города - в пределах Садового кольца (мезоположение).

Для одних объектов существеннее всего микро-, для других мезо- или макроположение. Например, размер дифференциальной ренты в сельском хозяйстве очень чувствителен к микро- и мезоположению участка. То же можно сказать и о положении магазина, пункта бытового обслуживания в городе по отношению к остановкам общественного транспорта и пунктам пересадки. При решении вопроса о развитии топливно-энергетических, металлургических баз на первый план выходит оценка макроположения.

В-пятых, ГП имеет тесные связи с конфигурацией территории и ее границами , что оказывает большое влияние на многие стороны развития данной территории (страны) в целом и отдельных ее частей. Так, конфигурация территории России оказала большое воздействие на ее историко-географическое развитие. Широтное простирание обширной территории России в Восточной Европе и Азии сочетается с ее континенталь- ностью и глубинностью. В этом причина отдаленности большей части территорий от морских побережий и границ. Данные факторы затрудняли хозяйственное освоение территорий к востоку от Урала, внешние экономические связи большинства регионов России.

Большую роль играет пограничное положение регионов страны, взаимосвязи между их конфигурацией и границами страны. Так, в современной России это нередко создает для них (пограничных регионов) сложные проблемы (например, этнические конфликты, приток беженцев, влияние социально-политической напряженности в соседних государствах и т. д.).