Крупные транспортные узлы мира. транспортных узлов, по которым не каждый решится проехать. Морской транспорт России

По развитию всех видов т р а н с п о р т а США превосходят любую другую страну: на них приходится 1/3 общей протяженности транспортной сети и 1/4 всех перевозок стран Запада. Транспортная система США (вместе с Канадой) образует особый североамериканский тип . Для нее характерны развитие всех видов транспорта, большие размеры пере возок грузов и пассажиров, большая дальность этих перевозок, особенно важна роль автомобильного транспорта. Каркас транспортной сети США образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений. Протягиваюшиеся от Атлантического до Тихого океана и от канадской до мексиканской границы. На нeгo как бы накладывается сеть внутрен них водных путей. В широтном направлении это система реки Св. Лаврентия и Великих озер В меридиональном направлении это-Миссисипи. В местах пересечения сухопутных и водных магистралей и воздушных линий образовались крупные тpaнcпортные узлы. Самый крупный тpaнспортный узел США - Чикаго. Здесь сходятся десятки железных и автомобильных дopoг, про изводится перевалка большого количества разнообразных грузов. Чикагский аэропорт «О"Хэйр» до недавнего времени был крупнейшим в мире. Но теперь он уступил первое место Атланте. Крупные транспортные узлы сложились во многих морских портах, которые расположены на атлантическом и тихоокеанском побережьях страны, а также на «третьем морском побережье» США - Великих озерах. Bceгo в стране около ста крупных портов. Самые главные из портовопромышленных комплексов нaходятся на северном участке aтлантического побережья, который отличается обилием удобных естественных гаваней, и на побережье Мексиканского залива. В н е ш н и е экономические связи имеют большое значение и для страны. По размерам внешнеmоргового оборота США занuмаеm первое место в мире. Их товapный экспорт состоит из промышленных изделий и продукции сельского хозяйства. На экспорт идет около 150% промышленной продукции (в том числе 1/4 металлов, 1/5 машин и химических товаров). Экспортность сельского хозяйства значительно выше и составляет по пшенице 1/2, по сое-бобам и табаку 1/3 и по кукурузе 1/5. США занимают также первое место в ире по экспорту услуг. В импорте США преобладают сырье, машины и оборудование. География внешней торговли США в первую очередь определяется их связями с двумя другими членами НАФТА - Канадой и Мексикой, а также с Европейским союзом и Японией. США являются крупным экспортером капитала, который нaправляется преимущественно в страны Запада. Но экспорт капитала европейских стран и Японии в США также очень велик.

6.Характеристика макрорайонов США: Северо-восток, Юг, Средний запад. В США мнoгo технопарков и технополисо.

Северо-восток – самый небольшой мaкpорайон США по площади, но роль eгo в жизни страны была и остается чрезвычайно важной.. Здесь происходило зарождение промышленного пояса. Земледелие на Северо-востоке популярностью не пользовалось – суровые зимы и неплодородные почвы сыграли в этом не последнюю роль. Начиная со второй половины 20 века, по многим показателям Северо-восток стал отставать от своих собратьев. Но, он продолжает оставаться важным районом страны. Северо-восточный мегаполис называют «главной улицей» страны. Тут находится экономическая столица США – Нью-Йорк и политическая – Вашингтон. Северо-восток также славится своей отличной системой образования и высокой культурой. Здесь находятся университеты, которые считаются наиболее востребованными учебными заведениями в стране. Средний Запад – сила и мощь Америки. Был освоен уже в 19 веке. Столица - Чикаго. знаменит своими благоприятными погодными условиями и хорошей почвой. Богат железной рудой и углем. В этом макрорайоне США также находится молочный пояс. Известен на Среднем Западе и кукурузный пояс. Тут фермеры разводят крупный рогатый скот и свиней. Помимо этого естественные ландшафты прерий уже давно вытеснили пояса озимой и яровой пшеницы. Юг – время больших перемен. Долгое время Юг считался районом отсталым, он развивался медленнее, чем Северо-Восток и Средний Запад. Долгое время здесь господствовал рабовладельческий строй. Именно на Юге выращивался хлопок. В наст.время регион вышел на лидирующие позиции по добыче природного газа и нефти, тканей и табачных изделий. Развивается сельское хозяйство. Юг разделен на несколько частей: 1. Старый Юг, который славен своими табачными плантациями. Именно здесь начался выпуск сигарет «Мальборо». 2. Глубокий Юг. Главный район производства хлопка. Символ его – Атланта. 3. Новый Юг, который на сегодняшний день считается самым развитым районом. Здесь находится аэрокосмическое производство. Известные города – Хьюстон и Даллас. Запад – молодой и перспективный – моложе, чем остальные районы США. Горные цепи, которые тянутся с севара на юг, разделили район США на две части – на сухой Юг и сырой Запад. Национальный состав населения отличается многообразием. Большие города здесь граничат с пустыми пространствами, плодородные долины – с высокими горами. Запад начал развиваться только после Второй мировой войны и с тех пор не отстает от старых районов США . Самый известный и крупный город – Лос-Анджелес. Калифорния – самый густонаселенный западный штат. Самым крупным городом является Лос-Анджелес.

7. ЭГХ Канады. Канада расположена в Северной Америке. Занимает северную часть материка и примыкающие к ней острова, в том числе Канадский Арктический архипелаг, Ньюфаундленд, Ванкувер и др. Площадь Канады – 9,971 млн кв. км. Это второе по площади государство (после России) и третье по размеру суши (после России и КНР) государство в мире. На юге и юго-западе граничит с США; на западе, севере и востоке омывается Тихим, Северно-Ледовитым и Атлантическим океанами. Территориально-административное деление Канады – это 10 провинций (Онтарио, Квебек, Новая Шотландия, Нью-Брансук, Манитоба, Британская Колумбия, о. принца Эдуарда, Саскачеван, Альберта, Ньюфаундленд) и две территории (Северно-западные, Юкон). Столица – г. Оттава. Канада поддерживает связи с большинством стран мира дешевым водным путем. Через Канаду пролегают международные авиалинии, соединяющие Европу и Азию с Американским континентом. Население – малочисленно. 31 млн. чел. Большая часть населения – потомки европейских переселенцев, преимущественно англо-канадцы, а также немцы и украинцы, итальянцы, скандинавские народы, голландцы, венгры, поляки, литовцы, латыши, белорусы, китайцы, японцы, филиппинцы, арабы и др. Коренное население – индейцы. Демографическая ситуация - снижение рождаемости, увеличение доли лиц пенсионного возраста. Половозрастную структуру Канады можно назвать как регрессивную с преобладанием женского населения. Канада – высокоурбанизированное государство; 76,9% всего населения проживают в городах. Государственный строй. Канада – федерация, состоящая из провинций, обладающих широкими правами, и территорий с меньшей степенью самоуправления. По форме правления – конституционная монархия. Канада входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией. главой государства номинально является королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, который назначается королевой по рекомендации премьер-министра, как правило, сроком на 5 лет. Законодательная власть в Канаде принадлежит парламенту, состоящему из выборной (на 5 лет) палаты, общин и назначаемого сената. Исполнительная власть осуществляется правительством (однопартийным) во главе с премьер-министром. Законодательную власть в провинциях, возглавляемых лейтенант-губернаторами, осуществляют законодательные собрания; исполнительную – правительства во главе с премьерами. Природно-ресурсный потенциал страны. Из-за огромной протяженности с севера на юг (5 тыс. км) и с востока на запад (6,5 тыс. км) Канада отличается природно-ресурсным разнообразием. Свыше трети всей территории страны покрыто лесами с ценными породами древесины (дугласия, гигантская туя, бальзамическая пихта, лиственница, черная и белая ель), в лесах водится пушной зверь. По запасам древесины Канада находится на втором месте в северном лесном поясе (после России). На юге Канады расположены низменности и равнины, в том числе равнина р. Св. Лаврентия и часть внутренних равнин. На западе находится гигантская горная система Кордильер. В недрах Канады представлена практически вся система Д. Менделеева: руды черных и цветных металлов, уран, нефть, природный газ, каменный уголь, калийные соли, асбест. Районы Канадского щита богаты металлическими рудами; равнины запада и Севера – энергетическим сырьем. Богата Канада озерами. Здесь находится 15% запасов мировой пресной воды. Месторождения угля находятся в предгорьях Скалистых гор, на территории провинции Альберта и в Аппалачах, на территории приморских провинций. Железные руды залегают в районе озера Верхнего, полуострова Лабрадор и Кордильерах. Крупнейший железорудный бассейн – Кэрролл-Лейк – обладает запасами железной руды. Запасы асбеста сосредоточены в провинциях Квебек и Британская Колумбия. Кордильеры (цветные металлы, уголь, гидроресурсы); Внутренние равнины (уголь, нефть, природный газ и калийные соли); Аппалачи (цветные и драгоценные металлы, хромиты, асбест, уголь и гидроресурсы);

Латинская Америка.

1.Общая ЭГХ стран Латинской Америки. Латинская Америка - это регион, включающий 46 стран, расположенных в Америке южнее США. Территория региона протягивается с севера на юг на 13 тыс. км, а с запада на восток - до 5 тыс. км. Общая площадь региона 21 млн км2. Главная черта ЭГП - соседство с США при удаленности от других регионов мира. Все государства, кроме Боливии и Парагвая, имеют выход к морю. Регион в целом хорошо обеспечен всеми видами природных ресурсов. Здесь имеются крупные месторождения практически всех руд черных и цветных металлов, золота и серебра. В регионе Карибского моря расположен один из крупнейших нефтегазоносных бассейнов мира. По обеспеченности водными ресурсами Латинская Америка занимает среди крупных регионов мира первое место. Богаты лесные ресурсы. Агроклиматические ресурсы обеспечивают возможность развития всех основных отраслей сельского хозяйства. Население региона составляет более 450 млн чел. Для Латинской Америки характерен второй тип воспроизводства населения. И хотя в последние десятилетия темпы прироста населения снизились, они и сейчас в большинстве стран составляют 2-3% в год. Современный этнический состав населения региона сложен. Более половины населения составляют метисы, мулаты и креолы - потомки смешанных браков коренных жителей региона (индейцев), европейских переселенцев и африканцев, которых в прошлом ввозили для работы на плантациях. Средняя плотность населения региона невысокая - 20 чел./км2. Но размещено оно крайне неравномерно, концентрируясь вокруг столиц государств и в прибрежных районах.В регионе высокий (72%) средний уровень урбанизации, в нем около 30 городов-миллионеров, в том числе крупнейший город мира - Мехико. Здесь происходит активный процесс формирования городских агломераций, четыре из которых принадлежат к числу крупнейших. Это агломерации Мехико в Мексике, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии и Буэнос-Айрес в Аргентине. В то же время для стран Латинской Америки характерна «ложная урбанизация», при которой доля городского населения в целом намного превышает долю городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сфере. Это связано с притоком в города неимущего сельского населения, что приводит к «трущобной урбанизации». До 50% населения крупных городов проживают в районах нищеты, эти черты характеризуют латиноамериканский тип города. По уровню развития хозяйства Латинская Америка стоит на первом месте среди других регионов развивающегося мира, давая половину всей его промышленной продукции. Здесь хорошо развита не только добывающая, но и обрабатывающая промышленность: металлургия, нефтехимия, машиностроение. Бразилия, Мексика и Аргентина - наиболее развитые страны Латинской Америки - дают 4/5 продукции обрабатывающей промышленности региона. Здесь получили развитие новейшие отрасли - микроэлектроника, аэрокосмическая промышленность, электроника, приборостроение, производство автомобилей.В структуре сельского хозяйства преобладает растениеводство, производство продукции которого сосредоточено на крупных современных плантациях. Главные экспортные культуры региона - бананы, кофе, какао, пшеница, рис, соя, сахарный тростник. Некоторые страны стали крупнейшими производителями монокультур. Животноводство преобладает в Уругвае и Аргентине и имеет мясное направление, 3/4 всего поголовья приходится на крупный рогатый скот. Мировое значение имеет рыболовство (выделяются Чили и Перу). Транспортные системы большинства стран региона недостаточно сформированные. Во внешнеторговых перевозках преобладает морской транспорт. В регионе много крупных универсальных и специализированных морских портов. Во внутренних - автомобильный транспорт. Несмотря на большую протяженность дорог, техническая оснащенность их довольно низкая. Главным торговым партнером стран региона являются США, а также Япония и страны Западной Европы. В экспорте преобладает сырье, топливо (80%) и продукция сельского хозяйства. Интенсивное развитие хозяйства порождает в регионе экологические проблемы. Наиболее заметны они на примере Амазонии, где вырубка лесов, прокладка дорог грозит обернуться тяжелыми последствиями не только для стран региона, но и для всего мира.

2.ЭГХ Бразилии. Бразилия - это крупнейшее государство Латинской Америки. Расположена в центральной и восточной части материка, на площади 8,5 млн км2. Бразилия - одна из наиболее богатых природными ресурсами стран мира. Она располагает огромными территориальными и водными ресурсами, плодородными и пахотными землями и ценными пастбищами. Бразилия имеет богатую минерально-сырьевую базу. Здесь добывают около 50 видов минерального сырья, особенно рудного (железные и марганцевые руды, бокситы и др.). Бразилию называют тропическим гигантом, т. к. влажные экваториальные леса Амазонской низменности занимают около 2/3 территории страны и представляют собой огромный резерв для развития лесной промышленности. Бразилия входит в первую пятерку стран мира по численности населения, которое ежегодно возрастает на 3 млн чел. С одной стороны, это благоприятствует экономическому развитию, с другой же стороны, обостряет проблему занятости населения и «ложной урбанизации». В стране идет активный процесс образования агломераций, наиболее крупные из которых - Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Этнический состав населения весьма пестр. Он сформировался под влиянием трех факторов: местных индейских племен, европейских переселенцев из Испании и Португалии и африканцев, завезенных сюда колонизаторами. Большую долю населения в стране составляют метисы. Бразилия - одна из ключевых стран развивающегося мира. Важнейшей и динамично развивающейся отраслью экономики Бразилии является промышленность, такие ее отрасли, как машиностроение (в год выпускается до 1 млн автомобилей), нефтехимия, черная металлургия. По выпуску компьютеров Бразилия уступает только США, Японии и ФРГ. Создана крупная военная промышленность, построен каскад мощных ГЭС. Экономическое сердце страны расположено в треугольнике Сан-Паулу - Рио-де-Жанейро - Белу-Оризонти. Сельское хозяйство Бразилии характеризуется крупным землевладением. В его структуре преобладает растениеводство, специализирующееся на выращивании тропических культур для внешнего рынка (кофе, какао, сахарный тростник, сизаль, соя, апельсины, бананы).

3.ЭГХ Мексики. государство в Северной Америке , граничащее на севере с США, на юго-востоке - с Белизом и Гватемалой , на западе омывается водами Калифорнийского залива и Тихого океана , на востоке - водами Мексиканского залива и Карибского моря [ . Мексика составляет бо́льшую часть Средней Америки. Общая площадь Мексики составляет 1 972 550 км², в том числе около 6 тыс. км² островов в Тихом океане (включая остров Гуадалупе и архипелаг Ревилья-Хихедо), Мексиканском заливе, Карибском море и Калифорнийском заливе. По площади территории Мексика занимает 13 место в мире. На севере Мексика граничит с США. На юге Мексика граничит с Гватемалой и Белизом. Мексика пересечена с севера на юг двумя горными хребтами: Сьерра-Мадре Восточная и Сьерра-Мадре Западная, которые являются продолжением Скалистых гор Северной Америки. Мексика - индустриально-аграрная страна, одна из наиболее экономически развитых в Латинской Америке. Производится добыча нефти, природного газа, железной руды, серы, руд сурьмы, ртути и графита, серебра, меди, золота, цинка, свинца . В обрабатывающей промышленности наиболее развиты чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, хлопчатобумажная, пищевая отрасли. Нефтепереработка развита недостаточно, являясь одним из крупнейших мировых экспортеров нефти, Мексика импортирует нефтепродукты. В с/х преобладает растениеводство - кукуруза, пшеница, соя, рис, бобы, хлопчатник, кофе, фрукты, помидоры; разводятся коровы и птица. Лесозаготовки, рыболовство, промысел креветок. Мексика входит в Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA). Численность населения - 112,5 млн человек. Этно-расовый состав: метисы, индейцы, белые. Внешняя торговля. Экспорт -промышленные товары, нефть и нефтепродукты, серебро, фрукты, овощи, кофе, хлопок. Основные покупатели - США, Канада, Германия. Импорт -промышленное оборудование, детали автомобилей (для сборки и запчасти), авиационная техника. Основные поставщики - США, Китай, Япония, Южная Корея, Германия. Нефтяная промышленность является ведущей отраслью Мексиканской экономики и важнейшим фактором внутриполитической борьбы. По добыче нефти Мексика занимает третье место в Западном полушарии и седьмое в мире. Природный газ является важным ресурсом для Мексики, так как спрос на него растет, особенно в сфере электроэнергетики (газовые электростанции). Природный газ добывается практически в тех же регионах, что и нефть. Месторождения на севере и на юге страны вместе добывают около 60 % газа, остальную часть добывают в заливе Кампече. Крупнейшими производителями угля в стране являются две отечественные сталелитейные компании Minera Carbonifera Rio Escondido (Micare) и Minera Monclova (Mimosa). Компания Micare добывает каменный уголь в бассейнах Сабинас (Sabinas) и Фуэнтес-Рио-Эскондидо (Fuentes-Rio Escondido) в штате Коахуила. Транспорт - наиболее значимыми являются магистрали: Мехико-Керетаро-Селая и Тихуана - Энсенада. Самая высокая концентрация населения и промышленности отмечается в столице, городе Мехико, Главными региональными городскими и промышленными центрами являются Гвадалахара на западе, Монтеррей на севере, Пуэбла, к юго-востоку от столицы,. К остальным крупным городам Мексики относятся столицы штатов, порты и пограничные общины: Сьюдад-Хуарес, Тихуана, Чиуауа, Акапулько, Сан-Луис-Потоси, Веракрус, Мехикали, Кульякан и Эрмосильо. В промышленном производстве, особенно в легкой и пищевой промышленности, преобладают мелкие, нередко полукустарные предприятия; в тяжелой промышленности - главным образом крупные предприятия. Важнейшие отрасли: нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, цветная металлургия; тесно связаны с местной сырьевой базой. Добывающая промышленность, кроме нефтегазовой, развивается медленнее обрабатывающей промышленности. Основные районы и центры нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности находятся на побережье Мексиканского залива, а другие районы горнодобывающей и металлургической промышленности - в северной части Мексиканского нагорья. Предприятия обрабатывающей промышленности концентрируются в крупных городах. На федеральный округ, штаты Халиско и Нуэво-Леон приходится 1/2 предприятий обрабатывающей промышленности.

Региональная транспортная система региона относится к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она HaMHoгo уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной ceтью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и гycтота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных доpoг в большинстве стран сокpaщается, и крупные новостройки в 50 70-х гг. были характерны только для некоторых стран Bocточной Европы (Польша, Югославия, Албания).

Конфигурация сухопутной транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение.

Пример. Главные широтные трансъевропейские магистрали,проходят следующим образом:
1) Брест - Париж - Берлин- Варшава - Минск - Москва,
2) Лондон - Париж - Вена-Будапешт - Белград - София - Стамбул.

Начиная с 80-90-x гг. по мeре развития интеграционных связей в рамках ЕС особое внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Расширяется сеть автострад, высокоскоростных железных дорог, которые «пронизали» уже всю зарубежную Eвропу.

Пионером в строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей стала Франция.. Затем они были построены также в Германии, Великобритании, Италии, Испании, других странах. А уже после этого нaчалось строительство международных магистралей.

Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) или широтное (Дунай) направление. Ocoбенно велико транспортное начение Рейна, по которому перевозится более 200 млн т гpyзов в год. После ввода в эксплуатацию в 1992 г. водного пути Рейн-Майн- Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, eгo значение еще больше возросло.

В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы. По существу, такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде вceгo международные перевозки.

Многие мировые порты (Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр) находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портовопромышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно такназываемой «портовой промышлености», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них Роттердам.

Пример. Грузооборот Pоттepдaмского порта превышает 350 млн т в год. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дopoгами, нефтегазопроводами.

Западная Европа хороший пример тoгo, как даже крупные естественные преграды пере стают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Ceвернoгo, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через пролив Босфор в Турции, автодорожный и железнодорожный через проливы Большой Бельт и "Эре сунн в Дании. Но одна из подобных новостроек, имеющая особое значение, получила наименование «проект века». Это Евротоннель под
Ла-Маншем - совместная стройка Франции и Великобритании.

Во второй половине 90-x гг. был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование до 2010 г. девяти транспортных коридоров между Западом и Bocтоком Европы общей протяженностью примерно в 17 тыс.км.

Каждый коридор, по существу, будет представлять собой полuмагuсmраль 1 , включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор - также и водный путь. Два из этих коридоров будут проходить через Москву: Берлин - Варшава-Минск - Москва и Хельсинки-Санкт-Петербург- Москва -Киев - Кишинев - Бухарест.

Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, где «все дopoги ведут в Париж», либо мнoгоцентровую, как, например, в ФРГ.

Наука и финансы: Teхнопарки, технополисы и банковские центры.

По примеру Силиконовой долины в США в зарубежной Европе также возникло мнoгo научно-исследовательских парков, технополисов, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (ФРl). На юге Франции, в районе Ниццы, сформировалась так называемая «Дорога высокой технологии».

В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страныбанкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны Цюрих.

1 Полимагистраль - «жгут» параллельных или почти параллельных линий одного или нескольких видов транспорта, осуществляющих сообщение между одни ми и теми же районами и транспортными узлами.

В последнее время в стpaну банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остaется Лондон.

Транспортный узел включает комплекс транспортных устройств в пункте взаимодействия нескольких видов магистрального транспорта, выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. В состав транспортного узла могут входить железнодорожные станции и подходы магистральных железнодорожных линий, морские и речные порты или водные узлы, узлы автомобильных дорог магистрального и местного значения, аэропорты и другие устройства воздушного транспорта, устройства промышленного и городского транспорта общего пользования.

В транспортном узле осуществляется пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой в стыковых пунктах. К пассажирским стыковым пунктам относятся железнодорожные пассажирские станции, автовокзалы, морские и речные порты, аэропорты, станции метрополитенов. Грузовыми стыковыми пунктами являются грузовые железнодорожные станции, специализированные базы, морские и речные порты, аэропорты и др.

Транспортные узлы специализируются: по числу видов транспорта, обслуживающих узел; по характеру эксплуатационной работы; по экономико-географическому признаку; численности населения обслуживаемого города; расположению транспортных устройств и геометрической форме схемы узла.

По числу видов транспорта выделяют железнодорожно-автодорожные (Челябинск), железнодорожно-водно-автодорожные (Москва, Санкт-Петербург, Омск) и водно-автодорожные узлы (Якутск).

По характеру эксплуатационной работы транспортные узлы делятся: на транзитные, обслуживающие транзитные потоки в прямом и смешанном видах сообщений; с большой местной работой, обслуживающие транзитные и местные потоки (Ростов-на-Дону, Ярославль); местные (Мурманск).

По экономико-географическому признаку узлы бывают сухопутные и расположенные на берегах рек и морей. В зависимости от численности населения города, обслуживаемого узлом, они подразделяются: на малые и средние с населением до 100 тыс. чел и сравнительно слаборазвитой промышленностью; большие и крупные с населением до 1 млн чел. и развитой добывающей и обрабатывающей промышленностью; крупнейшие с населением более 1 млн чел. и крупной промышленностью.

По расположению транспортных устройств транспортные узлы подразделяются: на однокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта; однокомплектные с раздельным расположением пассажирского и грузового районов; многокомплектные с объединенным расположением устройств видов транспорта и многокомплектные комбинированные.

Однокомплектные транспортные узлы обслуживают малые, средние или большие города компактной формы. Они имеют одну объединенную станцию, где сосредоточены все транспортные сооружения, промышленный район, обслуживаемый этой станцией, и совмещенный железнодорожно-автодорожный вокзал. В больших городах в однокомплектных узлах возможно разделение пассажирских и грузовых районов. Многокомплектные узлы характерны для крупных и крупнейших городов. Они имеют несколько промышленных районов с обслуживающими их грузовыми станциями, одну или несколько сортировочных станций, объединенный пассажирский район с самостоятельными вокзалами для видов транспорта и остановочные пункты железнодорожного, автомобильного и водного транспорта.

По геометрической форме транспортные узлы делятся на конечные, радиальные, вытянутые в длину, радиально-полукольцевые, радиально-кольцевые и комбинированные.

Конечные узлы располагаются вблизи морей, крупных рек и высокогорья (Архангельск, Владикавказ). Они имеют небольшое число примыканий железнодорожных линий и автомобильных дорог с выраженным характером конечных потоков пассажиров и грузов. Конечные узлы обслуживают, как правило, небольшие города.

Радиальные узлы наиболее характерны для крупных городов (Ярославль, Нижний Новгород). В них железные и автомобильные дороги сходятся лучами-радиусами к одному району города или к одному району сходятся железнодорожные линии, а к другому автомобильные дороги. В радиальных транспортных узлах железнодорожные линии могут располагаться по радиальной, треугольной или крестообразной схеме.

Транспортные узлы, вытянутые в длину, характерны для районов со сложными топографическими условиями, на берегах больших рек и морей (Волгоград). Эти узлы обслуживают города, вытянутые в длину, а подходы железных и автомобильных дорог в них расположены в противоположных концах. Такие узлы образуются в местах слияния сходящихся железнодорожных линий на подходах к городу. В них сооружаются несколько последовательно расположенных станций, обслуживающих пути необщего пользования и выполняющих работу по поездообразованию. При проектировании узлов, вытянутых в длину необходимо предусматривать примыкания линий, обеспечивающих минимальные угловые потоки.

Радиально-полукольцевые узлы больших городов, обычно расположенных на берегах морей и крупных рек, имеют одно кольцо или несколько полуколец (Санкт-Петербург), а радиально-кольцевые узлы крупных городов - несколько колец железных и автомобильных дорог с радиусами и диаметрами внутри города (Москва). Такие узлы удобны в эксплуатации, обеспечивая равномерность удаления транспортной инфраструктуры от центра города.

Комбинированные узлы представляют собой сочетание рассмотренных выше схем. Чаще всего встречаются узлы, включающие: тупиковый железнодорожный и радиальный автодорожный узлы с прямоугольной или радиальной планировкой уличных сетей; железнодорожный узел с параллельными ходами и радиальный автодорожный узел; железнодорожный узел, вытянутый в длину, или с параллельными ходами и радиальным автодорожным узлом.

Одному и тому же типу транспортного узла может соответствовать значительное количество разновидностей схем, различающихся отдельными деталями, но объединяемых общими закономерностями развития, характерными устройствами и условиями эксплуатации.

Развитие различных видов транспорта и промышленности в городах создает условия для изменения схем и типов железнодорожных и автодорожных узлов, морских и речных портов, изменяя этим общую схему транспортных узлов. Радиальные узлы обычно преобразовываются в радиально-полукольцевые и радиально-кольцевые, а затем в комбинированные. Расположение транспортных узлов определяется размещением производительных сил и исторически сложившейся сетью городов и их планировкой.

Морской транспорт России, с ее огромной протяженностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов (Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического), в транспортной системе страны — один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (на его долю приходится более 90% грузооборота в международном сообщении), в транспортном обслуживании районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов, имеющих выход к морям.

По многим технико-экономическим параметрам морской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок (вдвое ниже, чем железнодорожный, и более чем в 20 раз, чем автомобильный), самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от природных и навигационных условий.

В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.

После распада СССР за пределами России, на территории новых независимых государств, остались такие важные и крупные морские порты, как Одесса, Ильичевск, Рига, Таллинн, Клайпеда, Вентспилс и др. Производственные мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью каботажные и экспортно-импортные операции страны. Поэтому для отправки и прибытия грузов Россия вынуждена использовать порты сопредельных государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного (Тихоокеанского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Дальневосточный бассейн включает Берингово, Охотское и Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря). Моря и порты бассейна имеют важное значение для осуществления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортно-экономических связей с прибрежными районами Дальнего Востока. Особая важность внутрирайонных и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта кроме морского в большинстве приморских районов Дальнего Востока нет. По этой причине доля каботажных перевозок в бассейне (составляет 85% всего объема перевозок) выше, чем внешнеторговых сообщений. Условия судоходства трудные — geoglobus.ru. Моря на 7-8 месяцев замерзают. Исключение составляют южные части Берингова и Японского моря, свободные ото льда весь год. В составе грузоперевозок по морям бассейна преобладают рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, машины и оборудование, продовольственные товары.

Большое значение имеет морской транспорт бассейна и для перевозки пассажиров (по объему перевозок пассажиров уступает только Черноморско-Азовскому бассейну). Крупнейшие морские порты расположены на берегу Японского моря: Владивосток (незамерзающий конечный пункт Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали); Находка и Восточный; Ванино и Холмск на Сахалине, связанные морской железнодорожной переправой; Советская Гавань. Крупными портами также являются Нагаево (Магадан), Охотск, Курильск и Корсаков (все — на берегу Охотского моря), Петропавловск-Камчатский, Провидения, Анадырь (Берингово море), Певек (Восточно-Сибирское море), Тикси (море Лаптевых).

Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи нашей страны с европейскими, азиатскими и африканскими странами, а также торговые связи со странами СНГ — Республиками Грузия и Украина. Судоходство на Черном и Азовском морях ведется в течение всего года. По объему отправляемых морским транспортом грузов (примерно 25%) занимает второе место, а по пассажироперевозкам — первое. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю, однако велика доля и каботажных перевозок между портами Северного Кавказа, Украины, Грузии. В структуре грузоперевозок главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металлы, уголь, лес, строительные материалы (цемент и пр.), продовольственные товары. Большее развитие получили морские пассажирские перевозки, особенно в курортный период и, особенно вдоль Черноморского побережья. Крупнейшие морские порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Таганрог. Порт Новороссийск, расположенный в незамерзающей, глубоководной Цемесской бухте, — самый крупный по грузообороту в стране (52 млн. т). Новороссийский порт, как и порт Туапсе, специализируется на вывозе (экспорте) наливных грузов — нефти. Предполагается развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на Черноморском и Азовском побережье.

Бассейн Северного Ледовитого океана включает Белое, Баренцево и Карское моря. Основная задача флота и морских портов Северного бассейна — обеспечение внешнеторговых связей с государствами Европы и Америки, транспортно-экономическое обслуживание районов, прилегающих к западной части Северного морского пути (северные районы европейской России и Сибири). Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают — geoglobus.ru. Исключение — юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влиянием теплого течения Гольфстрим. Самый крупный порт Баренцева моря — Мурманск не замерзает и работает круглый год. На Белом море самый крупный порт — Архангельск, специализирующийся на лесоэкспорте из России. На эти два порта приходится более половины грузооборота всего бассейна и основная доля приема и отправления экспортно-импортных грузов. В экспорте преобладают древесина, руды цветных металлов, уголь, апатитовый концентрат, пушнина, рыба. Импортируют металлы, хлебные грузы, сахар и др. Важное значение в обеспечении судоходства по каботажным линиям Белого, Баренцева и Карского моря имеют порты Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон, Игарка, Дудинка, Хатанга. По каботажным линиям возят лес, строительные материалы, уголь, хлеб, пушнину, нефтепродукты, продовольственные грузы и др.

Перевозка пассажиров по каботажным линиям Севера не получила большого распространения.

Балтийский бассейн так же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей России со странами Европы и Америки. Внешнеторговые перевозки доминирующие (более 90% грузооборота). Основные экспортные грузы — нефть и нефтепродукты, лес, металлы, апатиты. В импорте преобладают машины и оборудование, продовольственные товары. Малый каботаж между русскими портами бассейна невелик. Большое значение имеют перевозки грузов в Баренцево, Белое и Черное море (большой каботаж), перевозки пассажиров на международных линиях. Основные порты на Балтийском море — Санкт-Петербург с грузооборотом 11 млн. т и небольшие по мощности перерабатываемых грузов — Калининград (незамерзающий — geoglobus.ru) и Выборг. Санкт-Петербург — универсальный порт, он и крупнейший на Балтике из российских портов по перевозкам пассажиров. Пассажирские линии связывают Санкт-Петербург и Калининград, Санкт-Петербург — многие страны мира. На Балтике в Финском заливе ведется строительство трех современных портовых комплексов — в Лужской губе — 35 млн. т, в Приморске — 45 млн. т и в бухте Батарейной — 15 млн. т. Их наличие разгрузит Петербургский порт, улучшит возможности для внешнеторговых связей России с другими государствами.

Каспийское море в основном используется для связей России со странами СНГ (Республики Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) и Ираном. Зимой северная часть моря, прилегающая к районам России, замерзает и навигация прекращается. В общем, грузообороте морского транспорта страны доля этого бассейна незначительна (менее 0,5% отправленных грузов). В структуре перевозок преобладают нефтяные грузы, лес, рыба, строительные материалы, хлопок. Основные российские порты — Махачкала и Астрахань.

Речной транспорт Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва - «портом пяти морей» . К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева. В Сибири основные реки - Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении) . Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем.

По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей - 3300 км, Лена - 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев) . Порты нижнего течения Енисей - Дудинка и Игарка - доступны для морских судов, следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги - Красноярск, Братск, Усть-Кут. Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.

Одним из удобных видов передвижения из одной стороны в другую является водный транспорт. И многие стали забывать о нем, а молодежь даже не знает, как отличить морской транспорт от речного и вообще каково его предназначение.

На самом деле, такой вид передвижения грузов и людей имеет большое преимущество перед поездами или самолетами. К примеру, на водном транспорте можно перевозить довольно таки тяжелый груз, который не потянет самолет.

При этом, если все правильно организовать, то разгрузка груза будет также намного быстрее, чем разгрузка с поезда.

Транспортная система России

Еще один плюс такого транспорта в том, что в местах, где находятся материки или же перевозка между островами, сухопутный транспорт не пройдет, а водный с легкостью доставит груз или пассажиров но вот минус такого водного транспорта в его скорости, поэтому сейчас мало кто соглашается на пассажирскую перевозку, но все же есть еще те, которые не забывают об этой романтике и отправляются в круизы на лайнерах.

Весь этот транспорт разделяется на две категории - морской и речной, а уже внутри этих категорий судна разделяются на пассажирский водный транспорт и грузовой.

Водный морской транспорт

В эту категорию входят суда, которые с легкостью передвигаются по океанам и морям (грузовые и пассажирские). Перевозят такие суда нефть и ее продукцию или же сжатый газ и т. п. К такому транспорту относятся танкеры и контейнеровозы, которые способны перевозить довольно таки тяжелый груз.

А пассажирский транспорт двигается по определенному пути и перевозит пассажиров. Также к категории пассажирского водного транспорта относятся паромы, яхты и круизные лайнеры.

Водный речной транспорт

В категорию речного водного транспорта можно внести те суда, которые перевозят людей и груз по каналам, озерам или рекам. Большой плюс такого транспорта в его низкой цене, поэтому его очень широко используют. Но минус у речного транспорта также есть и он идентичен морскому - это низкая скорость.

Конечно же есть суда, которые не уступают сухопутному или воздушному транспорту, но на это уйдет вдвое больше денег, поэтому их считают невыгодными и не выпускают в море. На таком дорогом транспорте могут передвигаться люди, которые не имеют проблем с финансами, поэтому для обычных пассажирских перевозок он не подходит.

В средневековье такие суда были популярны даже среди людей с высоким чином, на них могли переправляться фараоны в свой последний пусть или князья для того, чтобы добраться в другое государство, но сейчас люди стали забывать о той романтике, которая находится в море, закаты, которые уходят за горизонт, погружаясь морскую пучину.

Самый распространенный водный транспорт на данное время — экскурсионные корабли, которые курсируют по каналам или рекам. Поэтому, если вам доведется побывать в Венеции, Париже или Праге, найдите время и войдите на борт одного из таких кораблей. Вы не пожалеете, так как водная прогулка будет сопровождаться рассказами гида, и оставит в вашем сердце множество положительных эмоций и воспоминаний.

Статья в тему: Речной транспорт России

Поиск Лекций

Пассажирооборот по видам транспорта (млрд. пассажиро-километров)

Таблица 3

Грузооборот по видам транспорта (млрд. тонно-километров)

Январь- декабрь 2011 г. Январь- декабрь 2012 г. Январь-декабрь 2012 г. в % к январю-декабрю 2011 г.
Транспорт всех отраслей экономики 5012,3 5100,3 101,8
в том числе:
Транспорт отраслей Минтранса России 2590,4 2703,0 104,4
железнодорожный общего пользования 2127,8 2222,0 104,4
промышленный железнодорожный 97,9 102,2 1) 104,4
автомобильный 222,8 247,9 111,3
водный 136,91 125,85 91,9
воздушный 4,95 5,06 102,2
Транспорт других министерств и ведомств
трубопроводный 2421,9 2397,3 99,0

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Роль транспорта в повышении конкурентоспособности российской экономики очевидна. Без устойчивой работы транспортной системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России развита недостаточно. Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 квадратных километров территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов. Мировая тенденция глобализации экономических связей и усложнение спроса на транспортные услуги привели к росту объемов транспортно-экспедиционных услуг, в развитии которых автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Однако, несмотря на благоприятные изменения, в деятельности автомобильного транспорта существует ряд серьезных проблем, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств, они не приемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития.

Это привело к тому, что в странах Западной Европы меняются приоритеты в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта: железнодорожного и внутреннего водного. Авиационный и внутренний водный виды транспорта столкнулись с проблемой обновления парка транспортных средств. Для авиации ситуация усугубляется запретом ряда стран на использование отечественных самолетов, не удовлетворяющих условиям по уровню шума. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры, особенно в восточных районах страны. Для внутреннего водного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок довольно незначительна по сравнению, например, с США, площадь которой сравнима с Россией, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов на внутренних водных путях России. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте — и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза.

Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад — Восток, Север — Юг). Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте — и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза.

Одной из главных задач транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни. Вместе с тем транспортные средства являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде. (Таблицы 4, 5).

Таблица 4

Динамика роста числа смертельных несчастных случаев на транспорте

Таблица 5.

Число происшествий, погибших и раненых на транспорте в 2012 году

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 — 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта. Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., травмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс. По данным МВД России, в 2005 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 223 342 ДТП, в которых погибло 33 957 и ранено 274 864 чел. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (160 970, или 72,1%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах.

Морской транспорт России

На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 61 763 ДТП (27,7%), в результате которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших.

В России количество погибших в ДТП в 5 — 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения — 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания - 16,1%.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят. В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий. ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий. В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел. Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

В этой связи особенно актуальной является разработка Концепции транспортной безопасности и соответствующих предложений в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе — федеральном законе «О транспортной безопасности», а также соответствующих поправок в законопроектах «О борьбе с терроризмом», «О безопасности» и других законодательных актах.

ТЕМА 2.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

внутреннего водного транспорта

Внутренние водные пути обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт . Подавляющее большинство речных портов имеют подъездные железнодорожные пути и могут осуществлять перевалку грузов с речного на железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Объем перегрузочных работ в навигацию 2007 г . в речных портах составил 225.5 млн. тонн; при этом перегрузочные мощности большинства портов в настоящее время используются лишь на 40-50%.

В целом, на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится около 1.5 % от общего объема перевозок всеми видами транспорта России. Ситуация с долей участия ВВТ в общем объеме перевозок страны примерно такая же, как и в Европе в целом, значительно уступая в то же время по этому показателю таким странам как Германия, Бельгия и Нидерланды. Анализ производственной деятельности судоходных компаний, рост экономики Российской Федерации позволяют прогнозировать в перспективе дальнейший рост перевозок до 215 млн. тонн .

Перевозками грузов и пассажиров на внутренних водных путях занято более 1500 хозяйствующих субъектов разных форм собственности.

Морской транспорт в России

При этом негосударственный сектор занимает в настоящее время на ВВТ доминирующее положение и им выполняется более 90% перевозок грузов и пассажиров. С начала 90-х годов государство осуществляет в отрасли, преимущественно, функции регулирования, надзора и поддержания водных путей в судоходном состоянии.

Речной флот России по своему составу многочислен и разнообразен. По состоянию на 1.06.2007 г . на учете в Российском Речном Регистре (РРР) находилось 28267 судов различной мощности и грузоподъемности. Транспортных самоходных и несамоходных судов из этого количества около 16.9 тысяч . Общая грузоподъемность транспортного флота составляет 11,03 млн. т ., в т.ч., нефтеналивных судов – 2,6 млн. т . Общая мощность буксирных судов – 1,9 млн. кВт . Средний возраст судов транспортного флота составляет около 30 лет .

Особое место во внутреннем водном транспорте России занимает флот смешанного река-море плавания.

В период спада промышленного производства резко сократился объем грузов, предъявляемых к перевозке. В этих условиях экономически выгодными оказались прямые бесперевалочные перевозки между речными российскими портами и морскими портами Европы. При росте экспортно-импортных перевозок количество таких судов за незначительный период увеличилось почти втрое, достигнув к настоящему времени 1100 единиц .

Привлекательность таких перевозок объясняется также возможностью круглогодичной эксплуатации судов смешанного (река-море) плавания. По этой причине практически все крупные судоходные компании при общем застое в обновлении флота имеют программы строительства судов смешанного река-море плавания. На российских верфях строятся в настоящее время серии таких судов грузоподъемностью до 6.5 тыс. тонн.

В целом, по данным РРР , до настоящего времени темпы обновления флота пока значительно уступают интенсивности выбытия флота, в связи с его списанием. Однако, даже при этом, значительная часть флота простаивает в связи с отсутствием грузовой базы. Особенно это касается восточных бассейнов.

Анализ возможностей расширения грузовой базы речного транспорта на перспективу показывает, что при подъеме промышленного производства и оживлении строительного комплекса в стране, значительный импульс получат перевозки минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, жидких химических грузов, крупнотоннажных контейнеров и др. В ближайшие годы станет возможным участие речного транспорта в обеспечении перевозок по международному транспортному коридору “Север-Юг” , а также в развитии экономических связей со странами Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Европы, Средиземноморья через бассейны Черного и Каспийского морей , имеющих выход на внутренние пути европейской части страны.

Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта планируется обеспечить при освоении новых грузопотоков прямыми смешанными сообщениями с железнодорожным и автомобильным транспортом, в частности, путем введения новых транспортно-технологических схем доставки грузов, новых информационных технологий транспортного комплекса и единых транспортных документов. В этих же целях часть имеющихся и вновь вводимых мощностей речных портов будет переориентирована на обеспечение интермодальных перевозок круглогодового использования.

Участие водного транспорта в расширении мировых хозяйственных связей будет обеспечиваться внешнеторговыми и транзитными перевозками в судах смешанного река-море плавания. Внутренние водные пути России планируется подготовить для интеграции в европейскую транспортную систему для бесперевалочной доставки грузов из европейских стран по водным путям в порты России и в обратном направлении. Это позволит сформировать новые транспортные коридоры и освоить перевозки по маршрутам Северное море–Балтийское море–Волго-Балтийский канал, Волга–Дон–Азовское море–Черное море–Дунай–Рейн .

Таким образом, большое значение приобретает эффективное использование Единой глубоководной системы европейской части страны. Дополнительная грузовая база может быть получена также за счет экспортных перевозок в страны Западной Европы. Ожидается рост транзитных грузов стран СНГ и на иранском направлении по Волго-Донскому судоходному каналу и Нижней Волге. Также прогнозируется незначительный рост объемов перевозок в восточных и северных бассейнах. Для повышения конкурентоспособности речного транспорта в ближайшие годы необходимо на направлениях перспективных грузопотоков выполнить большой объем работ по совершенствованию водных путей и реконструкции гидротехнических сооружений.

Вследствие особенностей развития экономики страны в последние годы значительно изменились состав и направления грузопотоков. В настоящее время сформировались два основных экспортных направления через речные устьевые порты, расположенные в Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону. Концентрация грузов на этих направлениях практически привела к исчерпанию пропускной способности Волго-Балтийского водного пути и Волго-Донского канала. Время прохода по этим путям из-за значительного скопления флота и связанными с этим простоями судов увеличилось приблизительно в два раза. Дальнейшее увеличение объемов перевозок по ним без серьезной реконструкции водного пути и существенных вложений финансовых средств невозможно.

Кроме этих проблем, связанных с недостаточной пропускной способностью водных путей Единой глубоководной системы на экспортных направлениях грузопотоков, в настоящее время имеет место целый ряд других инфраструктурных ограничений. Это, прежде всего, недостаточная пропускная способность транспортного флота на устьевом участке реки Невы, обусловленная необходимостью осуществления транзитного судоходства в разводку мостов в г. Санкт-Петербурге.

Вторым существенным ограничением является судоходный участок реки Свирь в связи с недостаточными габаритами судового хода и исчерпанием пропускной способности судоходных шлюзов. Следующим проблемным участком на ЕГС является участок реки Волги, расположенный ниже створа Городецкого гидроузла . Здесь, в результате снижения уровней воды в нижнем бьефе ГЭС, судоходные глубины в настоящее время недостаточны для прохода крупнотоннажных судов и имеет место значительный простой транспортного флота.

Ограничения судоходных глубин имеют место на Нижней Волге, ниже г. Волгограда, на Волго-Донском судоходном канале, а также на целом ряде участков судоходных рек, находящихся в свободном состоянии.

Для обеспечения развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры было принято постановление Правительства Российской Федерации № 377 от 20 мая 2008 г ., которым утверждена федеральная целевая программа “Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)” . Составной частью этой программы, является подпрограмма “Внутренний водный транспорт” . В результате выполнения этой программы намечается существенно увеличить пропускную способность Единой глубоководной системы за счет устранения имеющихся инфраструктурных ограничений, а также повысить безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений.

Дальнейшее развитие внутренних водных путей на более отдаленную перспективу предусматривается “Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года” , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г . № 1734-р.

Реализация Транспортной стратегии позволит завершить работы по увеличению пропускной способности внутренних водных путей, входящих в состав Единой глубоководной системы, выполнить комплексную реконструкцию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, модернизировать технический флот и обеспечить развитие связи и навигации посредством внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации, а также обеспечить развитие международных воднотранспортных соединений на транзитных направлениях Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями.

В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:

  • В Европе — Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.
  • В Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.
  • В Северной Америке — Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.
  • В Латинской Америке - Амазонка и Парана.
  • В Африке.- Конго, Нигер, Нил.
  • В Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).

Речной транспорт википедия
Поиск по сайту.

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.

Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточносибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.
2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.
3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.


По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.