Зимняя дорога о чем. Анализ стихотворения «Зимняя дорога» А.С. Пушкина. Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога»

С сайта www.есоsystеmа.ru

Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.

Символика цвета в поэзии С.Есенина

Мария Панарина, ученица 10-го класса
лицей станицы Азовская Краснодарского края

руководитель – Наталья Георгиевна Прохорова, учитель литературы

План работы

Введение.

. Символика цвета

1.1. Психология и символика цвета в психологии

1.2. С.А.Есенин. Поэзия в цвете

. Практическая работа 2.1. Частотность употребления цвета в лирике С.А.Есенина

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина

Заключение

Введение

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка» красок, что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, различных религиозных и мистических учениях. Цветовые предпочтения человека во многом определяют его характер, настроение, отношение к действительности. По тому, на какой цвет мы обращаем внимание в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя, можно многое рассказать о нас. Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, темперамент, особенности характера, настроение и др.

С.М. Соловьев различает два типа художников слова: 1) колористов (например, Г.Р.Державин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Тютчев и др.), для которых «цвет был могучим орудием стиля» и которые «весьма щедро использовали цвет»; 2) «художники и писатели, крайне сдержанно использующие цвет». С.А. Есенина следует отнести к первому типу художников. Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Она не может оставить читателя равнодушным. Её оценит даже человек, мало восприимчивый к поэзии.

«Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души». Эти слова А. Н. Толстогоо Сергее Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегосярусского поэта

XX века. И сам Есенин признавался, что хотел бы «всю душу выплеснуть в слова» [«Мой путь»]. «Половодье чувств», затопившее его поэзию, всвою очередь, не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания.

Мы хотим проследить изменения цвета в творчестве С.Есенина, соотнести их с восприятием революции поэтом, определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина; провести идейно-смысловой анализ цветописи. Актуальность нашего исследования определяется низкой степенью изученности цветовой гаммы поэзии С.Есенина именно в связи в определенными историческими событиями, в частности с революцией 1917 года.

Объект исследования –поэтический мир С.Есенина.

Предмет исследования –цветовая символика в поэзии С.Есенина.

Проблема: какова символика цвета в поэзии С.Есенина и как она меняется в разные периоды его творчества?

Цель исследования: проанализировать цветовую символику в разные периоды творчества С.А.Есенина.

Гипотеза состоит в предположении, что цветовая гамма поэзии С.Есенина связана с изменением его мироощущения различных исторических событий, происходящих в России. Мы предполагаем, что после изменения восприятия революции, в творчестве поэта изменилась и цветовая гамма.

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

    1. собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования;
    2. провести текстовый анализ стихотворений С.А Есенина;
    3. описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии С.Есенина;
    4. проанализировать изменения цветовой гаммы в творчестве поэта в зависимости от исторических событий;
    5. определить частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина;
    6. провести идейно-смысловой анализ цветописи и социологический опрос лицеистов разного возраста и взрослых.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ поэтических текстов, сопоставление цветовых ассоциации, частотный анализ, математическая обработка полученных данных.

Новизна исследования заключается в обращении к малоизученной стороне поэтического творчества поэта и в том, что в ходе исследования нами проведён сравнительный анализ символики цвета в психологии и в лирике С.Есенина, классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, проведены статистический идейно-смысловой анализ цветописи в творчестве С.Есенина, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии С.Есенина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

Работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

I . Символика цвета
    1. Психология и символика цвета в психологии

Говоря о значении цвета, важно учитывать тот факт, что в различных культурах существуют разные и общие точки зрения на символику цвета. Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

Жёлтый и золотой, по мнению ряда психологов, естьсимвол духа, святости, с древности воспринимаются как застывший солнечный свет, означают богатство, мечту, смелость, добро, радость, юность. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев. М.Люшер считал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет производит тёплое и приятное впечатление. Нередко жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий.

По мнению Э.Клессмана, этот цвет также олицетворяет «зависть и ревность, жадность и лживость». Негативная символика жёлтого и золотого – грех, предательство, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир. Общеизвестны такие выражения, как жёлтая пресса, жёлтые профсоюзы, жёлтый дом; «Йеллоу Джек» – флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в жёлтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции. Иуду Искариота изображали в жёлтом плаще, как христопродавца. Во Франции жёлтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений жёлтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета. У славянских народов жёлтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «жёлтый глаз». Жёлтая карточка – недоверие, предупреждение; «жёлтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». «Жёлтый билет» – удостоверение личности продажных женщин. « В Англии ХIХ века – жёлтые шляпы несостоятельных должников, жёлтые кольца на плащах евреев из гетто».

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость. По Э.Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие». Г.Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности». «В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» – прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке)». 2 В Англии, России ордена и награды подвешивали на синих лентах – «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения – «голубая кровь».

Кроме того, синий цвет близок к чёрному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте. Французы называют ужас «синим страхом». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают чёрных и синих бесов.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый. По И.В.Гете, «он углубляет действительность и создает воздушную перспективу, как бы одухотворяя зримое».

Белый – духовный хранитель. Основное качество белого цвета – равенство. В нём заключена вера, но вера не слепая. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Э.Клессманн считал, что «белый символизирует чистоту, однако он может вызывать ассоциации с грустью, трауром». Он никого не отталкивает, нравится людям разных характеров. В христианстве белое обозначает родство с божеством. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие. «Белые воротнички» – знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, интерьеры – знак принадлежности к обеспеченному классу.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племён Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае белый – цвет траура. В старину белый траур использовался и у славян.

«В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращёнными в потусторонний мир».

Красный цвет –цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнём. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. По мнению Э. Клессманна «красный олицетворяет страсть и вдохновение, но также может вызывать агрессию и ненависть». Красный символизирует могущество, огонь и порыв, часто вызывает волнение, беспокойство. Люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще всё красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный» . В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный – основной геральдический цвет. На знаменах он символизирует бунт, революцию, борьбу. С точки зрения Андрея Белого, «красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса». Интересно, что у многих племён Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки.

По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. В Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении лицо и руки у жрецов были окрашены в чёрный цвет. Чёрные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В чёрное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть. В русском народном языке слово «чёрный» обозначает нечто старое, грязное, лишённое блеска: чёрная старуха, чёрный ход, чёрный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: чёрный юмор, «пить по-чёрному»…

Чёрное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и чёрные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву чёрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в чёрное.

Зелёный цвет - цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство. По Э.Клессману зелёный олицетворяет «надежду и, напротив, болезнь». Зелёный цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зелёной», а сам человек «зеленеет» от злости).

У иранцев зелёный цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зелёная нога», а о кладбище – «зелёный дом». В средневековой Европе шуты носили зелёную с жёлтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зелёные шапки.

С. Эйзенштейн пишет о символике зелёного: «цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие». Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нём сатана имеет зелёную кожу и громадные зелёные глаза…

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали И. Гете, швейцарский психолог М. Люшер и другие психологи. Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (жёлтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (чёрный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и жёлтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности.

В этой главе мы представили негативные и позитивные характеристики цвета, показали соответствие цвета и доминирующего эмоционального состояния человека. Последовательность изложения обусловлена частотностью употребления данных цветов в лирике С.А.Есенина.

.2. Поэзия в цвете.

Использование цвета в поэзии есть средство выражения чувств. По палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.Блок писал в статье «Краски и слова» (1905), что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенин, поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое наследие. Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью. Как справедливо заметил И.Сельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала». Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, иконописи, устной народной поэзии. Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами. Образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Наиболее употребимые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой . В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива» [«В то краю, где жёлтая крапива»], «жёлтые долы» [«За горами, за жёлтями долами»], «золотистые ветки» [«Буря»]. Когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив погибшей души, врывается жёлтый цвет: «Весной и солнце на лугу/ Обвита жёлтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога» [«Устал я жить в родном краю»]. «Жёлтая дорога» – дорога в никуда. В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть» [«Снова пьют здесь, дерутся и плачут»], «жёлтый тлен» [«Мне грустно на тебя смотреть»], «жёлтый скелет» [«Ты прохладой меня не мучай»].

До 1917 Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54. Количество значительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией. И тем самым добавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия – это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя: «златая Русь» [«О верю, верю, счастье есть»], «златая тучка» [«Нощь и поле, и крик петухов»], «золотые звёзды» [«Песнь о собаке»], «золотые далёкие дали» [«Мне осталась одна забава»], «роща золотая» [«Отговорила роща золотая»], «золотые иконы» [«Ус»], «златая земля» [«Иорданская голубица»], «золотые шапки гор» [«Инония»], «луч золотой» [«И.Д.Рудинскому»]… Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

«Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России» («только синь сосет глаза», «сини горы» [«Нивы сжаты, рощи голы»], «синие затоны» [«Инония»], «голубая Русь» [«Я покинул родимый дом»], «голубая ласковая страна» [«Золото холодное луны»], «голубой пруд» [«Отговорила роща золотая»], «голубая струя» [«День ушёл, убавилась черта»], «голубая пыль» [«Месяц рогом облако бодает»], «небеса уж голубые» [«Восход солнца»], «в прозрачном холоде заголубели долы» [«Голубень»] и т. п.), создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон» [«Ус»], «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим» [«Вечером синим, вечером лунным»], «синий плат небес» [«Топи да болота»], «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» [«Голубень»] и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно. «Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа ( «голубые рты» [«В том краю, где жёлтая крапива»], «голубой огонь» [«Никогда я не был на Босфоре»], «душа голубая» [«То не тучи бродят за овином»]).

«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты. Поэт даже саму Россию связывал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. «Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью». 12

До революции 1917 года синий встречается в стихах поэта 20 раз, а после – 34, а голубой цвет 17 и 23 раза соответственно. Увеличение частотности использования цвета, на наш взгляд, символизирует как негативные тенденции, так как синий соседствует с чёрным и, согласно славянской мифологии, ассоциируется с бесовским миром, так и то, что поэт СВОЮ особую реальность «раскрашивает» в синий, чтобы сбалансировать негатив объективной реальности, то есть добавляет в неё больше божественности, романтичности.

Белый – более простой земной цвет. Главное его значение  – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон» [«Троицыно утро, утренний канон»], «белый храм» [«Мечта»], «белый ангел» [«Отвори мне, страж заоблачный»], «одежда празднично белая» [«Хорошо под осеннюю свежесть»]. Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность». 12 Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо» («белое поле» [«Опять раскинулся узорно»], «дорога белая» [«О красном вечере задумалась дорога»], «белых яблонь дым» [«Не жалею, не зову, не плачу»], «белый путь» [«Заметает вьюга»], «роза белая» [«Мне осталась одна забава»], «метель белая» [«Клён ты мой опавший»], «белая хата» [«Гаснут красные крылья заката»]. Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. До революции белый мы встречаем в стихотворениях поэта 21 раз, а после – 24. Мы видим небольшое увеличение частотности употребления этого цвета в творчестве С. Есенина после 1917 года. «Всплеск» использования цвета приходится на 1918 год, возможно, это связано с восторженным отношением поэта к революции.

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер» [«О красном вечере задумалась дорога»], «зорька красная» [«Восход солнца»], «красные крылья заката» [«Гаснут красные крылья заката»], «красный костёр» [«Чёрная, потом пропахшая выть!»], «красные врата» [«Преображение»], «зарево красных зарниц» [«Кантата»], «капли красные сжигают города» [«Польша»], «вечера красный подол» [«Снег, словно мёд ноздреватый...»]. До 1917 поэт использует этот цвет 17 раз, после – 22. Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Мы считаем, что для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывается нечто опасное. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16.В стихах 1910–1916 гг.чёрный, на наш взгляд, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные» [«Подражанье песне»], «чёрные косы» [«Зашумели над затоном тростники»], «чёрная глухарка» [«Дымом половодье»], «чёрное покрывало» [«Мечта»]. В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть» [«Хулиган»], «чёрная гибель» [«Мир таинственный, мир мой древний»], «чёрная судьба» [«Пушисты звон и руга»], «чёрный человек» [«Чёрный человек»].

Есенин обладал взглядом, очень «тонко воспринимающим цветовые характеристики природы». Поэт «одел» Русь в «зелёную шаль». Поэт употребляет зелёный цвет как цвет растительности, весны, пробуждения, надежды: «зелень озёр» [«В том краю, где жёлтая крапива»], «приволь зелёных лех» [«Гой ты, Русь, моя родная»], «в траве зелёная вода» [«Ещё не высох дождь вчерашний»], «зелёные пригорки» [«По селу тропинкой кривенькой»], «полог зелёный» [«За тёмной прядью перелесиц»], «трава зелёная» [«Каждый труд благослови, удача!»], «зелёные ели» [«Мечта»], «зелёная верхушка» [«Исповедь хулигана»], «зелёный лес» [«Село»], «горы зелёные» [«Я – пастух; мои палаты»].До революции в стихах Есенина мы встречаем этот цвет 18 раз, после – 9.

«Есенин доказал, что цветовой образ <…> может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души». 12 Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А.Есенина в различные периоды жизни.

. Практическая работа

2.1. Частотность употребления цветов в лирике С.А.Есенина

Взяв за основу стихотворения С.Есенина, написанные с 1910 по 1925 годы, мы посчитали количество слов, обозначающих цвет. Мы можем сделать вывод о частотности употребления цвета в поэзии С.Есенина.

Таблица 1

 

Количество употреблений

 

до революции 1917 года

после революции 1917 года

Общее количество

Жёлтый+золотой

Синий+голубой

Условно (в связи с целью исследования) разделим творчество поэта на два периода: первый дореволюционный (1910 1916гг.),

второй послереволюционный период (1917–1925гг.) .

Однако, на наш взгляд, этот количественный анализ не может дать полной картины, так как нельзя «отрывать» цвет от содержания, от конкретных фактов и явлений.

2.2. Идейно-смысловой анализ цветописи

Сочетание количественного анализа цветописи с идейно-смысловым анализом тех же образов в литературном произведении может, видимо, дать новые характеристики особенностей стиля поэта.

В дореволюционный период наряду с белым, жёлтым и зелёным цветом главенствующую роль в творчестве Есенина играет красный . Этот цвет позитивный, привлекающий. Оптимистически-радостные красные и румяные тона – неотъемлемая часть пейзажных зарисовок.

К концу дореволюционного периода мы видим значительное нарастание использования синего и голубого цветов, символизирующих чистоту, непорочность, мудрость. Использование же красного цвета с годами уменьшается, он уже не несёт на себе столь высокой смысловой нагрузки, как изначально.

Наименее употребимым цветом в общей палитре оказывается чёрный .

В послереволюционных стихах объём использования цветов увеличивается. Главенствующим становится жёлтый цвет, усиливающий атмосферу нездоровья, расстройства и надрыва, болезненности, печали и подавленности. Но одновременно с этим возрастает и употребление синего и голубого , они подчеркивают грусть поэта по родным местам. Постепенно его употребление претерпевает эволюцию, и он уже редко выступает как цвет ясного неба и чистой воды, появляется «синяя мгла» [«Товарищ»], «вечер сине-хмурый» [«Тихий вечер»].

Заключение.

Проведя исследование использования цветовой гаммы в лирике С.А.Есенина, мы пришли к выводу, что использование цветов в поэзии – значимое средство выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций. По палитре используемых цветов можно воссоздать внутреннее самоощущение поэта.

Но дело не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, придала свежесть образам. Синее, голубое, алое, жёлтое и золотое переливаются в есенинских стихах.

В работе мы сравнили символику цвета в психологии и в поэзии С.А.Есенина, проанализировали частотность употребления цвета в лирике поэта. Кроме того описали смысловые особенности наиболее употребляемых цветов в различные периоды творчества (до и после революции 1917 года). Нами составлена таблица, в которую внесены наиболее распространённые цвета в поэзии С.Есенина по мере убывания и цитаты из стихотворений поэта по годам написания.

Анализ цветовой гаммы в различные периоды жизни поэта показал, что наша гипотеза не нашла полного подтверждения, так как цвета, которые «должны были бы по логике» доминировать в творчестве С.Есенина после революции (чёрный, красный как символы смерти войны) преобладают лишь незначительно. Причины этого несоответствия мы и попытались объяснить в основной части нашей работы, цель которой была достигнута, несмотря на неполное подтверждение гипотезы. Таким образом, задача исследования выполнена в полной мере.

Перспективу нашей дальнейшей работы мы видим в том, чтобы соотнести цветовую гамму не только с историческими событиями, но и с личной жизнью поэта, с его внутренним состоянием.

На нашем сайте, помимо текущего раздела , есть также три других раздела, также посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары , посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы Исследовательские работы и Публикации . Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике "полевого изучение природы ", т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ . Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.

Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:

  • полевые практикумы ,
  • экологические образовательные экспедиции ,
  • экологические лагеря ,
  • конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
  • материалы семинаров и конференций,
  • методики полевых исследований (проектной деятельности),
  • детские исследовательские работы (проекты) ,
  • экологические тропы ,
  • "экспедиционная жизнь".

О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное - Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, "вложить свою лепту" в совершенствование форм и методов работы с детьми!

К творчеству Сергея Есенина я обратилась не случайно. В связи с празднованием в 2005 году 110 летия со дня рождения большое внимание общественности было обращено на личность поэта, на историю его жизни и смерти, на творчество. Мы смогли увидеть по центральному телевидению многосерийный художественный фильм режиссера В. Безрукова «ЕСЕНИН», документальные фильмы «Дети Есенина», «Тайна смерти С. Есенина». В книжных магазинах появились новые издания стихотворений Есенина и книги о его жизни. По мнению библиотекарей и продавцов книжных магазинов, книги о Есенине стали очень популярны, интерес к творчеству поэта возрос. Есенин также является моим любимым поэтом. Он выдающийся мастер в использовании цвета.

Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства и через цветовосприятие. Случайно ли люди отдают предпочтение тому или иному цвету? Взаимосвязаны ли выбор цвета и характер человека, его настроение, мысли и чувства? Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Примером цветовой картины мира можно считать поэзию Есенина. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель Цель:

Доказать, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

2. выявить все цветообозначения в поэзии Есенина (1910 -1925)годов;

3. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования;

4. установить преобладающий, любимый цвет поэта;

5. соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.

При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы исследования:

1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета);

2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов, их функциональную нагрузку - количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т. д.

Решение данных задач должны подтвердить гипотезу: Если Есенин в своих стихах и в жизни отдает предпочтение синему цвету и его оттенкам, то это можно связать с личностью самого поэта, или, по мнению Марка Шагала, «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям».

Объектом моего исследования стала лирика С. Есенина (1910 -1925) годов.

Предметом исследования являются цветообозначения в стихотворениях Есенина.

Основным источником для сбора материала послужили книги: книга Н. И. Шубниковой-Гусевой «Сергей Есенин в стихах и жизни»:Стихотворения,. В которую вошли стихотворения на основе которых были проведены исследования. Книга Бахилиной Н. Б. «История цветообозначений в русском языке. »1975. 287с. о значения цветов.

Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

В своей работе, рассматривая большое количество стихотворений Есенина, я пытаюсь практическим путем доказать, что преобладающими цветами в стихотворениях поэта являются синий и его оттенки, золотой и его оттенки, белый, красный и его оттенки.

Есенин и цвета.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследие. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца, пленяя яркими чудными звуками, красками, необыкновенными запахами. В 1905 г. А. Блок написал статью “ Краски и слова ”, где сетовал что современные “ взрослые писатели ” “ отупели к зрительным восприятиям ”. “ Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов ”. Блок, предсказал неизбежность появления поэта, который, “ схватив радугу ”, принесёт в русскую поэзию русскую природу, “ населённую многими породами существ ”, со всеми её конкретными “ далями ” и “ красками ” – “ не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте ”.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ”.

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и преливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.

Я уверена, что цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

Изучив критическую литературу о цветописи в лирике Есенина, я попытаюсь провести своё наблюдение об использовании этого средства в стихотворениях поэта

Цель: определить, какие цвета использует поэт в своих стихотворениях.

Оборудование: Сборник стихотворений 1910 – 1925 годов 372 стихотворениях Есенина.

стихотворение год цитаты цвет

«Там, где капустные грядки» 1910 Красной водой поливает восход, красный

Зеленое вымя сосет. зеленый

«Поет зима – аукает» 1910 Седые облака седой

«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок, синий

Кудри черные змейкой трепал ветерок. черный

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй алый

«Выткался на озере алый цвет зари» 1910 Выткался на озере алый цвет зари алый

Есть тоска веселая в алостях зари. алый

«Дымом половодье» 1910 Желтые поводья желтый

Рыжие строга рыжий

Черная глухарка черный

Роща синим мраком синий

«И. Д. Рудинскому» 1911 Солнца луч золотой золотой

Ход эксперимента:

1. Богата и ярка цветовая палитра лирики Есенина. Все цвета в ней - живые, природные. Золото солнца, красный цвет зари, черный сумрак ночи, зелень- полей, белизна снега и березовых стволов, серебро лунного цвета - вот живое многоцветье есенинских стихов. Но самый любимый его цвет – синий и его оттенки он составляет 34% от всех цветов.

Цель: определить, какие цвета являются преобладающими в ранней и поздней поэзии. Дать анализ цветовой палитры ранних стихотворений Есенина до1917г. (115 стихотворений) и поздних (после 1917г.) стихов

1. В ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым "снегом черемухи". Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца. Русская земля - храм, небо и рай поэта. Золотой, серебряный, малиновый звон наполняет его ранние стихи.

2. Знакомство с городом приносит в позднюю поэзию Есенина иные краски - серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту с его любовью к шири и простору необъятных полей. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования. Отныне в его стихах будут преобладать цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.

В поздних стихотворениях Есенин почти полностью отходит от былой многоцветности. Почти все стихи этого цикла насыщены трепетным дыханием синевы.

3. Соотнесем полученные результаты с исследованиями о значении цвета

Синий и голубой – символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому. Символ неба, воздуха, целомудрия, верности, духовности, веры. Символизирует мечтательные размышления. Означает и свободу, тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Золотой – символизировал изначальный свет, божественный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Символическое значение, как на древнерусской иконе. Небо и небесный свет. Храм и рай поэта.

Красный – (общеслав. ;ср. :красивый-красный; красный-краса). Цвет любви, горения, страсти, отваги, веры и бедных людей, героизма, великодушия, самопожертвования, огня. Это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Белый – (индоевроп. ;ср. :bha-«светить, блестеть», латышек, bals «бледный»; арм. bal«бледность», др. -инд. bhalam «блеск», греч. phalos «белый»). Символ чистоты, мира, благородства, совершенства, невинности, праздника.

Итак, в поэзии Есенина самые частые синий, золотой, красный, белый. Значит, поэзия Есенина в цветовом решении – это: небо, воздух, свобода; божественный свет; цвет любви, горения; символ чистоты, благородства.

Цель: Рассмотреть любимый цвет Есенина, выделив его оттенки. Определить основные образы, связанные с этим цветом.

Оборудование: Исследование №1 «Любимые цвета в лирике Есенина»

Ход эксперимента:

СИНИЙ, ГОЛУБОЙ символизирует и сознание, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Стихотворение год цитаты цвет

«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок синий

«Дымом половодье» 1910 Роща синим мраком синий

«Восход солнца» 1911-1912 В небе темно – голубом, темно – голубом

Небеса уж голубые голубой

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха» 1912 Я играю на тальяночке про синие глаза синий

«Лебедушка» 1913-1915 А кругом цветы лазоревые лазоревый

«Кузнец» 1914 В голубом сиянье дня голубой

1. Любимый цвет в лирике Сергея Есенина - синий, и его оттенки (голубой, серебряный, лазоревый, темно голубой, седой, серый). Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Голубыми в поэзии Есенина бывают небеса и воды, дали и глаза, васильки и сама Русь - "голубая Русь". Этот цвет настолько пронзительный и живой, что он "сосет глаза". Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ”. (см. диаграмму №5)

2. Сергей Есенин использует синий цвет, чтобы, во-первых, подчеркнуть необъятность России, сравнивая ее с синим небом. Иногда синий похож на серый цвет, он не ярок, а тусклый. Голубой - холодный. Рядом с этим цветом метель, вьюга.

3. В мире Есенина мы выделяем образы, связанные с эпитетами синий, голубой которые встречаются и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Синие и голубые: небо, глаза, вечер, вода, цветы, река, мрак, Русь, край, руки, день, ставни дома, сад, долина, свет, родина, страна, огонь, море, мгла, голубь, рога, май, платок, лязг, рюмка, залив, ткань, брызги, сумрак, воздух, степь, туман ночи, роса, ширь, вьюга, дали, куща, полушалок, осень, час, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, счастье, овечка, гать, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол, звон, рюша, рты, гуща, высь, водопад, лужи, пыль, облака, губы, душа, струна души, метели, песня, окна, пашня, жерн, простор, сёла, лон, свечка, горы, покой, двери дня, твердь, темя, ливень, затоны, месяц, живот, роща, конница, рожь, степь, чащи, поле, осина, июнь, солома, деревня, накрап, дым, пожар, дрожь, свет небес, несказанное - нежное, прохлада, годы, погода, звезда, туман, кофта, отсвет лунный, шелест сирени, цветень мая, очи.

4. Я заметила, что в стихах 1910-1913 г. Прилагательное синий (цветовой эпитет) встречается редко, начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина.

Цель: выяснить, как связано преобладание в лирике Есенина синего цвета и его оттенков с личностью поэта.

1. Характеристика синего и голубого цвета;

2. Знак зодиака;

4. Фамилия;

5. Цвет глаз.

СИНИЙ. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это свидетельствует о и меланхоличности, такому человеку крайне важны чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих. Синий - цвет мира и высшей гармонии. Символизирует внутреннюю уверенность, интерес к мировоззренческим вопросам, верность традициям, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности. Голубой и синий тона – символ неба, океана, бескрайности, неподвижности и холода. Он строг и таинственен. (32)

Знак Сергей Есенин родился под знаком весов.

зодиака Стихия знака: воздух

ВЕСЫ Цвет принадлежащий весам: тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны

Счастливые цвета - голубой.

Камень: лазурит, лунный камень.

Цветы: фиалки, сирень.

Отличительная черта Весов - артистизм и художественный вкус. Они не любят ярких цветов.

Характеру весов лучше всего соответствует два сезона осень и весна, своими неопределенностью, непостоянством, ожиданием перемен. Ценят, любят к свободу.

Благоприятные условия: жить надо на открытых ветреных местах, где масса свежего воздуха - сады, поля.

Обожают гармонию звуков, пенье птиц, поэзию.

Имя - Сергей – «высокочтимый»(лат).

СЕРГЕЙ Цвет имени: серебристо – серый.

Знак зодиака имени Сергей – весы

Качества: внутренняя жилка, любовь к музыке, кино, часто становятся актерами, композиторами, художниками, научными работниками, писателями, способными охватить проблему в целом. Интуиция Сергея сравнима с воображением великих поэтов и изобретателей. Чрезвычайная чувствительность.

Фамилия В Рязани есений значит – осенний. Видимо, корень этого слова идет от «осени».

ЕСЕНИН Есенин. Древнерусское инициальное «е» сменилось на «о»; един – один; елень – олень; езеро – озеро; есень – осень (основа фамилии Есенин по лексическому значению в одном ряду с основами фамилий Замянин, Весенин, т. е. предками их носителей были Земяня, Весеня, Есеня) .

Сергей Есенин хотел взять псевдоним Ясенин, так как он считал, что его фамилия происходит от слова ясный.

Цвет глаз «Светло – синие глаза» (Г. Ф. Устинов «Мои воспоминания о Есенине» (1926)), Сияние «небесных» глаз поэта(И. Эренбург). Светились его синие глаза. «Как васельки во ржи цветут в лице глаза» («Исповедь хулигана»,1920). Синеглазый (С. М. Городецкий «О Сергее Есенине» (1926)). Только светились глаза яркой лазурью из-за индевелых ресниц (М. П. Мурашев «Сергей Есенин»). В лирике Есенина они выражают полноту душевной жизни:

«глаза синее дня» («Алый мрак в небесной черни»,1915).

Люди с голубыми глазами - никогда не сомневаются в себе, настойчивы и импульсивны, уверенно идут к намеченной цели и успеха добиваются почти всегда. Мечтательность в них видимая.

Вывод к исследованию № 4.

1. Цвет весов тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны – соответствует преобладающим цветам в лирике Есенина

2. Значение и характеристика цвета имени приближена к любимому цвету поэта.

3. Природа подарила Есенуну голубой цвет глаз

4. Все характеристики Есенина можно соотнести с его любимым цветом.

«Моя лирика, - отмечал Есенин, - жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

«Есенин говорил, что все его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов.

Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны!»

Закономерно, что основные цвета в лирике Есенина - это цвета его Родины, цвета российского флага.

Значение цветов российского флага переплетается с символикой цветов у Есенина.

Заключение

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Считаю что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Я подтвердила, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

Общие выводы:

Изучив раннюю и позднюю лирику Сергея Александровича Есенина я определила цветовые предпочтения поэта, и сделала вывод:

1. Преобладающие цвета в лирике Есенина: синий, золотой, красный, белый;

2. Любимый цвет Есенина – синий и его оттенки;

3. Этот цвет соответствует личности поэта (по гороскопу, по имени, даже по цвету глаз).

4. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что – то!»

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему национальную красочную гамму (золотой, синий, красный, белый).

В процессе выполнения работы я узнала много нового, интересного о творчестве Есенина, о значении цветов, улучшила навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширила умение работы с разными источниками. Данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

Гипотеза моей работы - «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям» доказана на примере творчества и личности Сергея Есенина, так как любимый цвет Есенина соответствует его астрологическим данным, имени, фамилии и цвету глаз, его характеру и, самое главное, его отношению к России.

Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А.Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи . В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль.

Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал свое поэтическое творчество, — это желто-золотой : «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья — кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога.…». Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев»: «Желтые кошки казацких голов», «Зари желтый горб».

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет : «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткали на озере алый свет зари», Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…».

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина — как «белоснежное перо».

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый («Жёлтые поводья/ Месяц уронил»), который затем переходит в рыжий («Церквами у прясел/ Рыжие стога»), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: «Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу». В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №113 городского округа Самара

Исследовательский проект по литературе

«Цветовая палитра лирики Сергея Есенина»

10 класс

Руководитель:

учитель русского языка и литературы Тлупова Э.Н.

2015

Оглавление


1.Введение.

2. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»

2.1.Символика цвета.

2.2. Мастер русского пейзажа.

3.Заключение.

4.Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Цель:

Исследовать цветовую палитру лирики Есенина

Задачи:

1. провести текстовый анализ стихотворений С.А. Есенина

2. понаблюдать над соотношением цветовых эпитетов в лирике поэта

3. определить, какую роль играют цветовые эпитеты в передаче настроений и чувств лирического героя.

Гипотеза: многоцветие для поэта - средство выражения его мироощущения

Введение

«...Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой „печали полей,“ любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком».

М. Горький. Сергей Есенин, 1926

Сергей Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. И оставил нам богатое поэтическое наследство. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство- свои стихи. Поэзия Есенина - это чудесный и неповторимый мир! Мир, который близок и понятен абсолютно всем без исключения. Его поэзия наполнена любовью к человеку, к родной земле, проникнута душевностью и добротой. Она актуальна и в наши дни. всегда можем найти в его поэзии что-то близкое нашей душе.
Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле. Своих читателей Есенин пленяет тем, что ведет их по прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи... Его стихи производят необыкновенное впечатление - так легки и естественны они. Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать какова палитра красок в лирике Есенина и каким цветам он отдавал предпочтение.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…»

Русская родная природа зазвенела в есенинских стихах голосами птиц, разговорилась журчаньем ручьев и шелестом листьев, разлилась синью и золотом и засияла радугой. В этих стихах особая мелодичность, неповторимая напевность, сочные и яркие краски его лирики. В поэзии Есенина предстает Русь с её полями, рощами, цветами во всей красе. Картины родной природы раскрываются в стихотворениях С. А. Есенина с поразительным мастерством и
необычайно богатой палитрой красок.

Символика цвета .

Цветопись – способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. Это один из приемов в литературе, с помощью которого писатель не передаёт чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведения.

У каждого цвета есть своя символика и значение.

Красный цвет –цвет мудрости и власти, мистического и таинственного. Символизирует любовь и страсть, а также ассоциируется с войной, кровью и огнем.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость.

Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый.

Желтый и золотой - цвет золота и застывшего солнечного света. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев, символизируют богатство, мечту, смелость, доброту. У славянских народов желтый цвет считается также цветом ревности и измены.

Белый –цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели.

Черный цвет обычно символизирует несчастье, горе, траур, гибель, смерть, обморок, сон и тьму.

Зеленый -это цвет травы и листьев, природы и естества, весны и самой жизни. У многих народов он символизирует юность, надежду и веселье, но, в то же время может отражать незрелость и несовершенство.

Мастер русского пейзажа.

Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Ещё А. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами. Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи. В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза

* * *

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

* * *

Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» есть «синее что-то». Поэт саму Россию ассоциировал с синим цветом. Он так говорит: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

Одно из стихотворений 1925 года так начинается. То есть, синее – это что-то нежное, несказанное. Поэт использует синий цвет как символ Руси, ее безбрежности, юности поэта и как постоянный спутник матери родины: « в голубой степи», « в синем небе», « синим звоном», « в синюю высь», « охлопья синих рос», « синей вьюгой», « в небе темно – голубом», « синее небо», « синим мраком», « цветы лазоревы» , « в голубой пыли» , « июнь голубой» , « синие чащи» , « вечером синим» , « голубого поля» , « синие метели» , « синий оскал», « синим рогом», « голубого ливня», « голубая родина», « колокол синий», « голубого покоя», « голубая страна», « из синей мглы», « в голубой траве», « голубая прохлада», », « в синеве долин».

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

***

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

***

Там в полях, за синей гущей лога,

В зелени озер,

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

Зеленый и голубой - традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого.

Зелёная причёска,

Девическая грудь.

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

***

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

В ранней поэзии Есенина, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Для палитры Есенина характерно также пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину и чистоту. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина – как «белоснежное перо». Образ белой берёзы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску

***

Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые “ земли ” менее изысканными цветами:

На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец

***

Выткался на озере алый свет зари

***

Красной водой поливает восход

С алым цветом у поэта сливается женский облик:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла

На смену безмятежной юности пришли зрелость, опыт и первые горькие разочарования.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени, поэтому краски в его стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордовый, красный и золотой будут основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.


В палитре поэта присутствуют также серебро и желтые оттенки.

В холмах зеленых табуны коней

Сдувают ноздрями златой налет со дней.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

***

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег…

***

В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи

В лирике Есенина мы встречаем и черный цвет.

Вечер черные брови насопил.

Чьи-то кони стоят у двора.

***

Понакаркали черные вороны

Грозным бедам широкий простор.

Наиболее ярко он демонстрируется в поэме «Чёрный человек».

Черный человек

На кровать ко мне садится,

Черный человек

Спать не дает мне всю ночь.

Заключение

Исследование показало, что мир поэзии, созданный Сергеем Есениным, - мир многоцветный, раскрашенный в живые и чистые краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Проведя анализ цветовых эпитетов, мы пришли к выводу, что любимыми цветами поэта были синий и голубой.

Есенин, как большой художник, с помощью красок сумел передать тончайшие эмоциональные состояния, которые возникали в его душе. Многообразие цветовых эпитетов помогают понять не только чувства, переживания и оттенки настроений, лирического героя, но и раскрывают мироощущение поэта.

Список использованной литературы:

1.С.А. Есенин. Стихотворения. Поэмы. М.: издательство «Олимп», 2001г

2.В мире Есенина: Сборник статей. - М.,1986.

3.Сборник стихов Сергея Есенина.-М.,1995.

4. Ю. Прокушев. Сергей Есенин. М.: издательство «Детская литература»,1971

Интернет- ресурсы:

1.https://ru.wikipedia.org/

2.http://www.besoch.com/

3.http://pishi-stihi.ru/

4.http://www.playcast.ru/

5.http://www.refu.ru/