Поэма 12 цветовая символика. Образы и символы в поэме «Двенадцать» (А. Блок). "А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследование

" Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Евангелие от Матфея)

Но Он пришел. В пик мистерии и символизма. Что будет дальше - тайна. На пороге чудовищной тайны находится Александр Блок, когда на заре 1918 года, спустя лишь около двух месяцев после прихода красной машины, пишет свою поистине пророческую поэму. Неведение, вьюга, вулкан, стихия окружали тогда судьбу и слово поэта, который мог ориентироваться лишь на необъяснимые подсознательные порывы творческого гения. Отсюда и абсолютно нерукотворный уровень текста поэмы "Двенадцать", и неисчерпаемость смыслов, и удивительная парадоксальность; отсюда и предельно скудная сюжетная линия, и безмерно богатое пространство вокруг - пространство звука и цвета.
Цвет здесь управляет мыслью, он творит и создает объём и полифонию. Черные вечер, белый снег, красный флаг, красная гвардия с черным небом, с черной злобой, со святой злобой, ночкой чёрной, белый снег, с красным флагом, чёрным ус. Это цветовой марш, ритм трёх солдат: красного, черного и белого.
Красный цвет входит в наше осязание происходящего еще до конкретно сформулированного указания на цвет (примечательно, что слово "красный" звучит в поэме всего 5 раз и впервые в третьей главе). Но с первых строк мы - в огне, в пожаре, в безумии, во всепоглощающей агонии революционного вулкана, где вокруг - огни, кровь и растление. Здесь и родинка "пунцовая", и руки "алые", и белый снег обагрился кровью. Здесь и "красная" любовь, что под воздействием бесовской силы порождает "кровавую" ревность, и Родина, что в пожарище времени походит на огненный Тартар, и старообрядческий глас в сгорающих срубах ("Исус" мы читаем с одной "и"). Здесь красный - цвет сознания, цвет неизлечимой муки рвения в чему-то новому, но дьявольскому.
Черный и белый. Зло и добро. Сырая антитеза. Но парадокс в том, что в поэме всё иначе: зло тут предсказуемо, а добро неожиданно. И будто бы вмиг оксюморон становится лишь предметом насмешки символизма, и злоба уже как черная, так и святая, а значит мгла пребудет наравне со святостью, и уже не разобрать эту грань. И черное небо заслоняет белая вьюга, и черные люди ставят красные метки на белом снегу, и черное время сменяется красною смутой. Чёрный - это мгла, это боль, это обман, ибо черное пытаются подменить святым, а черное время пытаются выставить за белую страницу. Белый - это суета, она кружит снегом, вьюгой, пургой, страшным вихрем; это смертный холод и лёд, оголяющий все грехи и пороки. Но в итоге белый становится вознесением, "нежной поступью надвьюжной", символом полета и пути. И венчик из логичных красных роз обращается в белый, и черный предписанный высший дух в глазах наших свят, и нечто неведомое рисует пером поэта вместо Антихриста врага или брата его - Христа.


Символика цвета в поэме А.Блока «Двенадцать».

Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году, сразу же после революции и прихода к власти большевиков. Наверное, поэтому поэма отличается напряженностью и динамичностью, отражает возбужденное состояние автора.

В поэме употребляется всего три цвета: черный, белый, красный.

Белый цвет необходим для приема антитезы:

Черный вечер.

Белый снег.

Но черен не только вечер, но и весь дореволюционный самодержавный мир. Черный цвет – символ тьмы, в которую был погружен народ при царской власти.

А красный цвет – цвет пламени, в котором должен сгореть этот старый мир. Мы понимаем это, когда читаем следующие строки:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

Также в красный, даже в кровавый цвет окрашен флаг, который несут двенадцать красногвардейцев.

Этот флаг цвета крови символизирует жизнь, а точнее новую и свободную жизнь, которую подарит людям революция:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

В конце поэмы появляется самый известный образ, символизирующий конец старого и начало нового:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.

Здесь белый цвет выступает как символ душевной красоты и чистоты. А то, что Блок сопоставляет этот образ с красногвардейцами, показывает, насколько большие надежды он возлагает на них.

Цвет всегда являлся одним из средств передачи мысли автора. И у А.Блока символика цвета особенно ярко проявляется; он, как художник, видит, какие краски необходимы для его картины.

Обновлено: 2012-01-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Символ — это иносказательный образ, который имеет множество интерпретаций (или, по-другому, не может быть однозначно проинтерпретирован), вызывает у читателей целую цепочку ассоциаций. В начале XX века в период расцвета русской литературы одним из самых значительных направлений литературы и искусства считался символизм. Поэты, входившие в это движение, использовали символы как важнейший инструмент познания реальности, средство приблизиться к постижению истинной сути вещей. Большое значение в их художественном мире приобретали индивидуальные символы, которые выражали мировосприятие, итог осмысления мира отдельными поэтами.
А.А. на начальном этапе своего творчества тоже принадлежал к символистам, а усомнившись в истинности творческих и идейных исканий символистов, отмежевался от них, но продолжал использовать символы в попытке передать свои ощущения и переживания, связанные с соприкосновением поэта с внешним миром.
Поэма оказалась в числе последних произведений, написанных Блоком, ее же можно считать самым неоднозначным творением поэта, из-за которого большинство современников отвернулось от Блока. Поэма была написана в 1918 году, когда поэт находился на пике воодушевленности идеей революционной борьбы, революционного преобразования мира. В том же году он пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой рассматривает революцию с эпохальной точки зрения, пишет, что она не могла не произойти. Статья заканчивается призывом: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию».
Таким образом, поэму можно считать попыткой самого поэта вслушаться и понять, что же несет с собой революция. Сам Блок писал: «… те, кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт не хотел, чтобы его произведение рассматривали как некий политический манифест. Все обстояло совсем наоборот. В поэме «Двенадцать» Блок ставил больше вопросов, волнующих в первую очередь его самого, чем отвечал на них. Поэтому употребление символов в поэме более чем оправданно: так поэт попытался отобразить неоднозначность и многогранность революционного движения, попытался понять, какие надежды связывать с «мировым пожаром».
Центральным образом-символом поэмы становится символ стихии. Им открывается поэма, сразу создается ощущение неуютности и шаткости:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!

Разгул природной стихии: разыгрывается вьюга, «снег воронкой занялся», в переулочках «пылит пурга» — символизирует разгул исторической, революционной стихии, смешение и хаос в переломный момент русской истории. Со стихией ассоциируется и «мировой пожар», который «на горе всем буржуям» собираются раздуть красноармейцы. Следствием разгула стихии является свобода — свобода действий, свобода совести, освобождение от старых моральных и нравственных норм. Так и получается, что свобода революционного отряда оказывается «эх, эх, без креста!». Свобода нарушать Христовы заповеди, то есть свобода убивать («А Катька где? — Мертва, мертва! / Простреленная голова!»), блудить («Эх, эх, поблуди! / Сердце екнуло в груди»), трансформируется в стихию вседозволенности («Пальнем-ка пулей в Святую Русь — / В кондовую, / В избяную, / В толстозадую!»). Красногвардейцы из революционного отряда готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй: «Ты лети, буржуй, воробышком! / Выпью кровушку / За зазнобушку / Чернобровушку». Так разгорается в разоренном городе стихия страстей. Городское бытие обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит». После убийства ожидаются новые злодейства, и непонятно, то ли грабить будет революционный дозор, то ли его «свободные» действия «развязывают руки» настоящим преступникам — «голытьбе»:

Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Красноармейцам кажется, что они управляют революционной стихией, но это не так. В конце поэмы ветер начинает морочить бойцов: «- Кто еще там? Выходи! / Это — ветер с красным флагом / Разыгрался впереди…», а вьюга «долгим смехом / Заливается в снегах».
Особую роль играет в поэме цветовая символика. В «Двенадцати» Блок использует три цвета: черный, белый и красный. Россия старая и революционная Россия 1917 года ассоциировались в сознании Блока с черным, он записал в дневнике: «В России все опять черно и будет чернее прежнего?» Черный цвет в поэме связан с грехом, ненавистью, революционным отрядом: черный вечер, черное небо, черная людская злоба, названная и злобой святой, черные ремни винтовок. Белый цвет — цвет снега — связан с вьюгой, разгулом стихии. Так поэт выражал надежду на революционное, стихийное преображение России черной в Россию белую. А возглавлять это преображение будет «Исус Христос» («в белом венчике из роз»; идет «снежной россыпью жемчужной»). Важное место в цветовой символике поэмы занимает и красный цвет. Именно он характеризует революционную эпоху — кровь, убийства, насилия, «мировой пожар», кровавый флаг отряда двенадцати — «красной гвардии». Блок верил в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему, которое олицетворено в поэме образом Христа. Он писал: «Это ведь только сначала — кровь, насилие, зверство, а потом — клевер, розовая кашка».
Если разгулявшаяся стихия олицетворяет революционное начало, то символом «старого мира» выступает в поэме голодный, паршивый пес, появляющийся в поэме вместе с буржуем:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

«Пес холодный — пес безродный», не отставая, следует за революционным отрядом, отстав от буржуя. Таким, кажется Блоку, будет выбор «старого мира»: он не останется «на перекрестке» с буржуем, а увяжется за красногвардейцами, то ли потому, что у них сила, то ли потому, что они несут с собой обновление.
Революционный отряд двенадцати сам по себе является центральным символом поэмы. Описывая их вначале, Блок сравнивает их с преступниками и каторжниками: «В зубах — цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» Но в них можно увидеть и христианскую символику. По ассоциации с евангельскими апостолами, которых тоже было двенадцать, дозор можно назвать «апостолами революции», ведь в конце поэмы оказывается, что перед отрядом идет «Исус Христос». Образ-символ Христа имеет множество трактовок, каждая из которых делает свой вклад в его понимание. Иисус несет с собой чистоту, белизну, искупление, прекращение страданий. Он находится в другой плоскости, далеко от уличной стихии, вьюжной земли, по которой шествуют апостолы революции. Он выше истории, хаоса, вьюги. Автор показывает разобщение земли и неба, Иисус остается лишь напоминанием о святости, недостижимой для тех, кто остался на земле. Этой трактовке противоречит то, что Иисус держит в руках красный флаг — налицо Его приобщенность к земным, стихийным, революционным делам. Разительно отличающуюся от других трактовку финала поэмы предложил русский поэт М. Волошин. В финальной сцене он увидел картину расстрела. Христос не идет во главе двенадцати, напротив, апостолы революции преследуют его, но не замечают — Иисус виден только автору. Таким образом, поэт считал, что поэма написана против большевиков.
Сам Блок неоднократно признавался, что образ Христа в финале возник как бы помимо его воли: «Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».
Поэма «Двенадцать» представляет собой попытку поэта вслушаться в музыку революции, «броситься» в ее «многопенный вал». Многозначные символы, наполняющие поэму, препятствуют однозначной трактовке смысла революции. Этого и добивался автор поэмы, предлагая своим читателям не судить однозначно революционные преобразования, а вместе с ним окунуться в «вихрь атомов космической революции». К сожалению, далеко не все его современники поняли призыв поэта.

"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок­
исследование
Цель: развитие умения анализировать художественный текст на основе ассоциативного мышления
Задачи:
образовательные:


определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта;
показать особенность восприятия поэтом революции
Задачи
развития:

развитие образного мышления, воображения
воспитательные:

воспитание любви к слову, способности сопереживать, сострадать
Место урока в системе знаний:

после первичного самостоятельного прочтения поэмы учащимися, в начале его текстуального изучения на уроке.
Основные понятия:
 АНЕСТЕЗИЯ


СИНЕСТЕЗИЯ
ЗВУКОЦВЕТ
I. Столкновение с проблемой
Здравствуйте, ребята!
ХОД УРОКА
Во многих областях современной жизни: науке, искусстве, литературе, психологии активно используются слова со
значением цвета.
Психологи отмечают связь цвета с эмоциями, т.е. каждый цвет вызывает определенную эмоцию.
Сравните репродукции. Какая из них понятна, позволяет увидеть эмоции, чувства?
СЛАЙД 1
(1 ­ наполнена смыслом, цветом, передает настроение, 2 ­ бесцветна).
Бесцветная картина ­ непонятна, оставляет зрителя равнодушным.

Отсутствие эмоций, чувств ­ бесчувственность называется АНЕСТЕЗИЯ.
Закрепляю на доске:
АНЕСТЕЗИЯ
Смешение чувств, например: слышим звук ­ видим цвет ­ представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ.
Закрепляю на доске:
СИНЕСТЕЗИЯ
(СИНЕСТЕЗИЯ ­ это психологическая соотносимость цвета, звука, слова)
Основополагающий вопрос:
Каким мы видим мир? (Ярким, цветным, в зависимости от настроения).
Использование черно­белой гаммы усиливают сходство с документальной фотографией, напоминают кадры немого кино
(такой палитрой пользуется А.Блок в поэме "Двенадцать").
ЦВЕТ ­ один из факторов, определяющих состояние нашей психики.
Гипотеза исследования:
Мироощущение Блока через призму душевных терзаний исследованы недостаточно.
Анализ поэмы на основе СИНЕСТЕЗИИ позволит определить психологическое состояние А. Блока в момент создания поэмы
"Двенадцать".
ТЕМА УРОКА: А. Блок "ДВЕНАДЦАТЬ": цветопись душевного состояния
Поэма А. Блока "Двенадцать" создана почти 100 лет назад в январе 1918 года.
СЛАЙД 2
Почему? Ответ определим в конце урока.
Двенадцать. С чем ассоциируется это слово?
Ответы:
В поэме 12 красногвардейцев, 12 глав;



12 часов ­ полночь;
12 месяцев ­ конец года.
12 ­ символ конца дня, года, а также начало нового, шаг в неизвестное будущее:
II. Выдвижение рабочей версии:
СЛАЙД 3

Поэты­символисты знали, что звуки речи окрашены и зависят от смысла слова.
СЛАЙД 4

Звукобуква ассоциируется с цветом ­ это звукоцвет (раздать карточки)
см. Слайд 4
На доске:
ЗВУКОЦВЕТ ­ цвет, соответствующий звуку
Проблемный вопрос:
Существуют ли звуко­цветовые соответствия в поэме А.Блока?
III этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии.
 Определите звукоцвет 1 главы поэмы "Двенадцать".
 Послушаем 1 главу в исполнении И. Кваши: (4:10)
Ответ:
(преобладающие звуки О, А, Э, У окрашены в темные и светлые тона, напоминают образ ВЕТРА).
СЛАЙД 5

Поработаем в группах. Определите, какова СИНЕСТЕЗИЯ других

Глав:




1 группа ­ главы № 2,3,4
2 группа ­ главы № 5,6
3 группа ­ главы № 7,8
4 группа ­ главы № 9,10,11
12 главу рассматриваем совместно, читает учитель:
Схема текста: на доске
Какова СИНЕСТЕЗИЯ текста:

Звуки
 Цвет
 Образы?
СЛАЙД 6
Ответ: (Поэма построена на противопоставлении двух цветов ­ белого и черного, двух миров ­ старого и нового).
Черный вечер. Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер ­
На всем Божьем свете.
Учитель:
Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как
хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и
воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они ­ защитники революции. Черный цвет
символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым:
...И идут без имени святого
Все двенадцать ­ вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Они готовы стрелять из винтовки и в самое дорогое для поэта:
Пальнем­ка пулей в святую Русь
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!

На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними ­ "черное, черное небо", в
груди ­ "черная злоба, святая злоба".
Еще одна краска достаточно часто появляется в поэме, какая?
Ответ: (Красная. Это символ кровопролития).
СЛАЙД 7
В очи бьётся
Красный флаг.
Это ­ ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Красный ­ это цвет боевых знамен революции, победно развевающихся над идущими "державным
шагом" двенадцатью красногвардейцами.
Черный, белый и красный цвет в поэме не столько передают картину всероссийских событий, сколько картину "мирового
пожара").
Блок воспринял революцию как разрушительную стихию, пришедшую на смену обветшалой культуре. Гибель старой
культуры, цивилизации, всего старого мира.
И все же, несмотря ни на что, А. Блок верит в революцию, в то, что ее участники и защитники со временем сумеют
преобразовать не только окружающий мир, но и себя, и научатся строить. Эта надежда воплощена в белом цвете, который
всегда был символом чистоты, духовности, света. Белый снег падающий на город, сопровождающий солдат, неслышно и
ненавязчиво обновляет все вокруг. Квинтэссенцией святого, светлого, очищающего начала, лежащего в основах революции,
является образ Исуса Христа, появляющийся в последних строках поэмы:
Впереди ­ с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз ­
Впереди ­ Исус Христос.
Белый венчик из роз в 12 главе, белый снег в начале поэмы ­ сомкнулся круг, состоящий из 12 глав поэмы. Образ Иисуса
Христа для Блока являлся вестником нового мироустройства, где люди будут жить категориями равенства, братства,
свободы.
Такой увидел Блок­поэт революцию, обратите внимание на видение революции Блока художником Ю. Анненским, его
иллюстрации понравились Блоку.
(см. слайды № 8,9,10) (схематичны, отсутствие ярких красок, черно­белый вариант сходство с документальным кино).
СЛАЙД 8

По толковому словарю русского языка Символ - (от греч. symbolon – условный знак), предмет или слово, условно выражающий суть какого – либо явления.

Символ для символистов – это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное.

Символика - совокупность каких - либо символов.

Символ - особая коммуникационная модель, интегрирующая индивидуальные сознания в единое смысловое пространство культуры. Его функция связана с «интеграцией коллективного сознания в рамках единого смыслового пространства» и с «предельной индивидуализацией смысловых „миров“». Диалогическая структура символа выполняет интегративную и индивидуализирующую функции. Символ - это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, без него невозможно построить ни теорию языка, ни теорию познания. Несмотря на иллюзию общепонятности, понятие символа является одним из самых туманных и противоречивых. Символ имеет более чем двухтысячелетнюю историю осмысления («Символ столь же древен, как человеческое сознание вообще», он получил многообразные трактовки, однако целостного представления о нём до сих пор нет.

В филологии часто наблюдается подмена понятия символ понятием концепт, который является такой модификацией символа, которая в его равновесном единстве выдвигает вперед культурно-коллективные значения, а индивидуальные оттенки смысла относит к «периферии». Тогда как символ есть диалектическое единство индивидуального и всеобщего, в котором наитрансцендентный опыт наиболее универсален. Терминологическая путаница в теории концепта может быть устранена при опоре на теорию символа.

Так же за определением символа мы можем обратиться к книге Л. И. Тимофеева. Можно привести цитату: «Символ есть предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения, которая и определяет самый характер, качество символа (революционного, реакционного, религиозного и др.)». «В основе своей символ имеет всегда переносное значение. Взятый же в словесном выражении - это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т. п. ». «В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. В художественной же литературе известная символичность таится в любом сравнении, метафоре, параллели, даже подчас эпитете. Олицетворение в баснях, аллегоричность сказок, аллегория вообще - это в сущности разновидности символики».

Гёте определял символ как единство схемы и аллегории. Например, такой символ, как голубь мира, одновременно является и голубем, и знаком мира (восходя к христианской традиции). В понимании символа невозможно отделить схематическое от аллегорического, именно эта нераздельность и отличает символ от знака или тропа.

Павел Флоренский: "Символ - такого рода существо, энергия которого сорастворена с энергией другого, высшего существа, поэтому можно утверждать, - хотя это и могло бы показаться парадоксальным, - что символ есть такая реальность, которая больше себя самой. Символ есть такая реальность, которая, будучи сродной другой изнутри, по производящей ее силе, извне на эту другую только похожа, но с нею не тождественна. символика не измышляется кем бы то ни было, не возникает чрез обусловливание, а открывается духом в глубинах нашего существа, в средоточии всех сил жизни и отсюда изводится, воплощаясь в ряде последовательных, друг на друге наслояющихся оболочек, чтобы наконец родиться от познавшего и давшего ей воплотиться созерцателя. От нас зависит только - изучить или не изучить язык символов, углубить свое изучение, или остановиться, наконец, - изучать его преимущественно в том или другом направлении. Основание символики - самая реальность. "

Символика образов поэмы Александра Блока «Двенадцать»

« Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано», «Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью», «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию», - писал Александр Блок в статье «Интеллигенция и Революция». Эти слова истинно и верно направляют нас к верному пониманию содержания и идеи его поэмы «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» (1918г.)- произведение резко новаторское. Здесь последовательно применен прием, основанный на эффекте контраста. Мелкое и жалкое совмещено с большим и величественным, грешное со святым, низменное с возвышенным, сатира с романтикой, гротеск с героикой. Карикатурно очерченные тени старого мира с космическими вихрями, разухабистая частушка с торжественным маршем, «паршивый пес» с Иисусом Христом. Целостность поэмы – в нерасторжимом единстве этих пересекающихся планов. Не даром, закончив поэму Блок написал в своем дневнике: «Сегодня я – гений».

Проанализировав поэму Александра Блока «Двенадцать» мы нашли следующие символы, которые как и сама поэма, иносказательно противопоставлены друг другу:

Число «Двенадцать». Самым символичным в поэме "Двенадцать" является ее название. Это число, подобно различным агрегатным состояниям одного и того же вещества, предстает перед читателем в самых разнообразных ипостасях. Первое, что бросается в глаза в связи с числом "двенадцать", это двенадцать частей поэмы, каждая из которых отличается по ритму, стилистике и содержанию от всех предыдущих и последующих, и, хотя поэма есть последовательное изложение событий, каждая из частей несет вполне самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку. Также число "двенадцать" - это полночь, некая граница, рубеж завершенности и начала, смерти старого и рождения нового. Символ цикличности всех процессов и неизбежности перемен содержится и в количестве месяцев в году, которых тоже двенадцать. Однако самым главным символом в поэме, непосредственно связанным с ее названием, являются двенадцать красногвардейцев. Первое же упоминание об их количестве заставляет читателя задуматься над смыслом этого числа. Нечто миссионерское царит во всех их действиях, словах, в самом их существовании:

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Эти двенадцать идущих подчинены единой цели. Они свято верят в праведность идеи, которой они служат. Они, словно крестоносцы, насаждают веру в светлое коммунистическое будущее "огнем и мечом".

Число «Двенадцать» олицетворяет коллективных героев – парней из городских низов, из «рабочего народа», добровольно вступивших в Красную гвардию и готовых, в случае чего, «буйну голову сложить» за светлые идеи революции. Также автор подчеркивает, что они - бесшабашная «голытьба», готовая на разбой, поножовщину, всяческий разгул. Они не скупятся на безответственные выкрики: «Нынче будут грабежи!», «Выпью кровушку!». Одновременно твердят: «Товарищ, гляди в оба!», «Революционный держите шаг!», «Вперед, вперед, рабочий народ!». То есть, в душах двенадцати смешаны и забубенная удаль, и чувство революционного долга.

С другой стороны «Двенадцать» - число апостольское: именно столько было избрано Иисусом Христом первых сподвижников, двенадцать апостолов – членов христианского Символа Веры. Евангельские мотивы в поэме не ограничиваются завершающим образом Христа. Само число идущих «вдаль», «без креста», «без имени святого», стреляющих в виденье «в белом венчике из роз», соответствует двенадцати ученикам Христа. Мне кажется, сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения для самого автора было многозначным, как и любой другой символ.

Я считаю, что Блок с помощью образа этого небольшого отряда вскрывает в поэме страшную правду «очистительной силы революции»: антигуманность, всеобщую озлобленность, проявление в человеке низостей и пороков. Из всего этого следует потеря чистых человеческих чувств и «имени святого», ненависть и кровь

Символ «Мировой пожар» в художественной литературе в переносном смысле всегда ассоциируется с большими потрясениями, катаклизмами в данном случае с революцией – коренным переворотом во всей социально- экономической структуре общества, приводящего к переходу от одного исторически сложившегося общественного строя к другому.

Имена героев поэме использованы в обиходно-разговорном стиле с заниженным лексическим смыслом. Ванька, Петька, Андрюха - бесшабашная «голытьба», готовая на разбой, поножовщину, всяческий разгул. А библейских историях -Иоанн – первый любимый ученик Христа, которому он доверил попечение о матери после своего распятия. Петр – основатель Церкви Христовой, первоверховный апостол, стоящий у врат рая с ключами, Андрей – Андрей Первозванный – был призван Иисусом на служение первым, один из наиболее почитаемых на Руси апостолов.

Очень ярким символом является женский образ, воплощённый в образе Катьки, а также в «белом венчике из роз» на голове Иисуса Христа, Блок вводит женский образ в революционную поэму неслучайно. Тем самым он подчёркивает, что переворот, совершающийся в обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и сферы «Вечной Женственности», то есть любви и её идеала. Катька – возлюбленная одного из главных героев, девица легкого поведения, гулящая с офицером - врагом «рабочего народа», добровольно вступивших в Красную гвардию, а с другой стороны Екатерина – (от греч. «чистая») – великомученица, казненная по приказу римского императора Максимиана, безуспешно предлагавшего ей вместо мученического венца царский трон, - одна из наиболее чтимых в христианстве святых: монастырь с её мощами на горе Синай – любимое место паломничеств.

Символы революции – это, прежде всего, «ветер», «вьюга», «метель», «пурга». Логически поэму можно разделить на две части. В первой части поэмы (до эпизода погони и последующего убийства) присутствует именно ветер: «Завивает ветер Белый снежок», «Ветер хлесткий! Не отстает и мороз!», «Гуляет ветер, порхает снег». Образ вьюги, пурги показывает не только смутное непонятное время, но и вынужденную физическую слепоту героев, которая вследствие чего является свидетельством слепоты духовной:

«И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи напролет»

Невероятной силы ветер охватывает весь свет, валит с ног прохожих. Дело в том, что образ разбушевавшейся стихии всегда играл в поэзии Блока особую, значительную, можно сказать, громадную роль. Ветер, буря, вьюга – все это для него привычные понятия романтического мироощущения. В данном контексте ветер символизирует и перемены, и хаос, царящий в мире. Но явление природы не только создаёт фон действия, вьюга становится как бы действующим лицом. Мне кажется, что вьюга, в первую очередь, олицетворяет революцию. В разгуле ветра и снега поэт слышит «музыку революции», которая противопоставлена самому страшному для автора – обывательскому покою и уюту, возможности возвращения к старым порядкам.

Черное и белое. Присутствующий в поэме черно- белый фон (черный ветер, белый снег) олицетворяет собой борьбу светлых и темных сил, борьбу добра и зла.

Черный вечер.

Белый снег.

Черное, черное небо.

Символами добра и зла, правды и лжи, духовности и нечисти всегда считались эти два противоположных цвета. Здесь они также символизируют противоборствующие стороны, но кого в какой цвет окрасить, решает сам читатель. Черный вечер, черное небо и “черная, черная злоба в груди” - эти символы помогают нам со всей остротой представить, какая злоба накопилась у тех двенадцати, которые идут по улице. Черный цвет говорит нам и о жестокости замыслов этих людей, которые готовы из-за своей ненависти на все. Души двенадцати черны, пусты и холодны.

А белый снег - это символ новой жизни, очищения. И, что обращает на себя внимание, он падает с черного неба, из черных туч. Это тоже глубоко символично. Поэт хочет сказать, что новая жизнь придет из самых “черных” глубин. Из тех глубин душевной пустоты двенадцати, которым “ничего не жаль”. Белый цвет используется Блоком для выражения его мысли о способности революции очистить старый мир от всего грязного - поэт в это искренне верил.

Блок показывает и двойственность поступков двенадцати. С одной стороны, они идут к новой жизни, к справедливой расправе с “шелудивым псом”, с другой стороны, их руки омыты кровью реального человека. Бессмысленное убийство Катьки - еще одно подтверждение полной душевной опустошенности. “Эка тьма!” - говорит один из них. Тьма - это тоже символ, символ тьмы безверия. Недаром они радостно скандируют: “Свобода, эх, эх, без креста!” Что же это за свобода?

Красный цвет появляется вместе с двенадцатью красногвардейцами:

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Такая карточная масть красного цвета символизирует неволю; это знак заключенных. Эти двенадцать человек добровольно заковали себя в оковы идеи революции, и теперь они свято принадлежат их общему делу, их заветной цели, которая оправдывает любые средства. При этом белый и красный являются антагонистическими цветами, ибо красный есть символ революции, а белый - монархии. И именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати идущих Иисуса Христа:

Впереди - с кровавым флагом,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Красный флаг на руках двенадцати – прикрепленное в древку полотнище красного цвета - символ борьбы, крови бойцов, павших за революцию.

Крест и венец терновый. Красному флагу противопоставляются крест и венец терновый на руках Иисуса Христа. Крест – символ и предмет христианского культа, потому что на таком кресте был распят Христос. Венец – головной убор, корона как символ власти и славы монарха.

В конце поэмы является Иисус Христос – бог – искупитель, проповедник высоких нравственных истин, вождь горемычных, отверженных, голодных, темных и грешных, который является воплощением святости, чистоты, человечности, справедливости. Это образ, знаменуют стихийное, бунтарско - демократическое, освободительное начало и торжество новой всемирно-исторической идеи. Этот символ поэмы наиболее сложный. Гумилев, обсуждая с Блоком эту тему, выразил мнение, что это место в поэме кажется ему “искусственно приклеенным”. Блок же на это ответил: “Мне тоже не нравится конец. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос. Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа”. Одни связывают присутствие в поэме этого символа с оправданием Блоком революции, другие, напротив, утверждают, что он хотел предупредить о ее страшной разрушительной силе. Как бы то ни было, Александр Блок при помощи символа Христа - Бога и посланника Бога, напоминает нам о вечных ценностях - добре, красоте, любви. Они не должны быть забыты людьми в угоду даже самым справедливым социальным деяниям.

поставило это произведение Блока в ряд наиболее ярких и правдивых произведений, посвященных этой тематике.

А Антихрист- главный противник Христа, который должен явиться перед концом мира.

Пес безродный Символы являются в поэме основным средством изображения. Они многообразны и различны, и все глубоки по смысловой нагрузке. Например, старый мир Блок сравнивает с безродным псом:

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир представлен в поэме еще несколькими образами-символами: барыней в каракуле, старушкой, невеселым “товарищем попом”, “писателем, витией”.

Заключение.

Нетрадиционное прочтение образов поэмы позволяет нам понять значение и смысл блоковской трактовки, позволившей поэту сделать в своем дневнике запись: «Сегодня я гений». А главный смысл поэмы в том, что вся русская культура христоцентрична, и понимать свою культуру вне её духовной основы – это становиться в ряды Иванов, родства не помнящих. На протяжении 12 частей поэмы все двенадцать новоапостолов слепы, не ограничены в своих поступках ни законом, ни моралью, они попирают почти каждую из 10 христианских заповедей, они не смогли разглядеть ведущего их врага рода человеческого – антихриста.

Роль символов в поэме Блока “Двенадцать” очень велика. Если их обобщить, мы глубже проникнем в смысл поэмы - это не только борьба нового со старым, но и более широко - противостояние света и тьмы, добра и зла.