Связь психологии управления с социологией. Объект, предмет социологии и психологии управления. Возникновение психологических проблем, касающихся лидерства

Объект, предмет социологии и психологии управления

Предмет СПУ – управленческие отношения и способы управленческой деятельности. Предметная область: органы управления, социальные цели управления, исследование проблем дисциплины, ответственности, исполнительности (выражение социальных отношения).

Управленческие отношения – социальные институты, организации и индивиды. Возникают при непосредственном выполнении функций управления. УО – вид общественных отношений при организации совместной жизнедеятельности. Основные виды: отношения централизма и самостоятельности, ответственность, состязательность, субординация.

Объект СУ – управленческие процессы, протекающие в обществе, подсистемах или организациях. Предмет СУ – изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом.

Это, кстати, текст из слайда, безбожно скопированный с

kubsau.ru/upload/iblock/bba/bbae3c0faae566b8f5195b0be8043552.doc

Задачи и функции социологии и психологии управления

Задачи социального управления:

· изучение реальных факторов социальной ткани управленческой деятельности;

· выделение приоритетных фактов;

· определение тенденций и внедрение…?

· построение наиболее вероятных направлений сценариев развития управленческой деятельности.

Функции социального управления:

· познавательная

· оценочная

· образовательная

· технологическая

· прогностическая

Основные научные подходы в социологии и психологии управления

· Социально-организационный . Центральная проблема – эффективность и надежность организации. В рамках подхода решаются вопросы целеполагания, управляемости и гибкости организации, стратегии и тактики управления, творческого и рутинного в отношениях людей и проч. Отличительная черта – взгляд на организацию как на социальный организм.

· Ситуационный . Выбор оптимального решения определяется особенностями ситуации, в которой находится объект управления.

· Творческий . Означает нацеленность социологии управления на выработку и применение оригинальных, нестандартных решений, разработку новаторских приемов, позволяющих значительно повысить эффективность управления.

· Дескриптивный . Предполагает анализ объекта социального управления, оценки его состояния и возможностей изменения. Ограничивается описанием наблюдаемых свойств.

Принципы социологии и психологии управления

1. Органическая взаимообусловленность и целостность субъекта и объекта управления.

2. Легальность формы управления.

3. Обеспечение внутренней правовой регламентации.


4. Единство социализации и унификации процессов управления.

5. Многовариантность решений.

6. Мобильность.

7. Устойчивость.

8. Автоматизация управления.

9. Единство руководства.

Принципы взяты со слайда. Мне они не нравятся. Вот лучше:

Принцип объективности означает необходимость научной обоснованности управленческой деятельности достижениями общественных и естественных наук, а также результатами конкретных социологических исследований.

Принцип системности выражается, во-первых, в понимании объекта управления как системы, во-вторых, в понимании управленческого воздействия как системного по логике и применяемым средствам.

Принцип комплексности означает требование учитывать в каждом социальном явлении, подвергающемуся управленческому воздействию, все его аспекты: экономические, социальные, духовные, политические и другие.

Принцип конкретности выражается в соответствии управленческой задачи социально-психологическим и иным качествам исполнителей.

Принцип основного звена выражается в требовании определения главной задачи среди всего комплекса взаимосвязанных задач.

Принцип адресности предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели.

Принцип законности – это обязательное исполнение законов и иных правовых актов всеми участниками управленческого процесса.

Управление – одно из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и оно стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

В условиях перехода к рыночной экономике термины «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель», «управленец» легко вошли в обиход. И это вполне оправдано, потому что для решения проблем управления в условиях рыночной экономики субъект хозяйствования должен:

  • использовать экономические, социологические и психологические методы управления;
  • ориентироваться на спрос и конъюнктуру рынка;
  • производить те виды товаров, которые пользуются большим спросом у покупателей и могут гарантировать получение намеченной прибыли;
  • постоянно стремиться к получению оптимальных результатов при минимальных затратах;
  • постоянно ориентировать производственные программы на потребность рынка и т.д.

В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта может быть получен только в процессе обмена. Субъект хозяйствования должен принимать обоснованные и оптимальные решения, а это вызывает необходимость проведения многовариантных расчетов с привлечением многосторонней информации на базе компьютерной техники.

Труд управляющего (руководителя или менеджера) возник в условиях высокотехнологичного производства, которое требует многосторонней специализации работников, обеспечивающей непрерывность этапов и стадий всего производственного процесса. Поэтому в качестве руководителей ("менеджеров) выступают различные специалисты: экономисты, инженеры, бухгалтеры, психологи, плановики и др., которые работают под руководством менеджера, управляющего фирмой или ее подразделением. При этом независимо от уровня управления термин «менеджер» означает принадлежность к профессиональной деятельности в качестве управляющего. Управление является самостоятельным видом деятельности. Это требует наличия субъекта -– профессионала – руководителя, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).

Отношение к управлению с научной точки зрения зародилось в 20-е 30-е годы XX века, но и в настоящее время продолжает вызывать интерес во всем мире. В общедоступном понимании управление – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Таким образом, управление можно рассматривать как профессиональную деятельность по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т.д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.



1. Управление – это область науки, человеческих знаний, позволяющая дать теоретическую и практическую базу, обеспечивая научными рекомендациями практическую деятельность управленца (руководителя).

2. Управление может также рассматриваться как организация деятельности предприятием, т.е. установления постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования.

3. Управление рассматривается также как процесс принятия управленческих решений. Поддержанию непрерывности процесса производства сопутствует множество ситуаций, проблем, которые требуют от руководителя принятия решения.

Таким образом, в чем же сущность управления?

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.д.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками: политологией, социологией, психологией, экономическими науками.

Каждая специальность или квалификация, род трудовой деятельности имеет свою профессиограмму. Профессиограмма – это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться тем или иным рабочим, специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях. Она включает и требования, которым должен отвечать исполнитель. Профессиограмма включает, как правило, следующие характеристики: производственно-техническую, экономическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогическую и психофизиологическую. Соответственно и руководители как субъекты управления на каждом предприятии работают в соответствие с теми требованиями и нормами, которые им предписаны.

Итак, современный руководитель – это человек, владеющий комплексом теоретических и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и способный управлять интеллектуальными, финансовыми, материальными и сырьевыми ресурсами с целью получения конечного результата. Он должен понимать природу управленческих решений, знать основы организационной структуры, функциональных обязанностей, планирования и прогнозирования, отношения с клиентами, маркетинг, разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации. Одно из главных качеств – искусство управлять кадрами, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация, лидерство, улаживание конфликтов, совершенствование психологического климата. Современный менеджер – это философ, инженер, врач, психолог, дипломат, политик и артист в одном лице. Он еще и ученый, обладающий знаниями в области социологии и психологии управления, и обязательно нравственный человек.

Объект изучения социологии и психологии управления составляют люди, входящие в различные формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные общества, предприятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, коллективы людей, отдельные индивиды, целью деятельности которых является выполнение определенных функций. Субъектом социологии и психологии управления выступают люди, государственные структуры и т.д., наделенные управленческими функциями и способные принимать управленческие решения.

Предмет социологии и психологии управления – управленческие отношения в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и групп.

Другими словами, предметом социологии и психологии является социально-психологическая сторона всего многообразия управленческих отношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива (трудовой организации). Это многообразие можно представить в самом общем виде как управленческие отношения:

1) между управляющей и управляемой системами или отдельными их элементами;

2) в управляющей системе;

3) в управляемой системе.

Конкретизируя предмет социологии и психологии управления как совокупность социальных и психических явлений и отношений в организации, можно их представить следующим образом:

· различного рода социальные явления и процессы и учет их в деятельности менеджера;

· психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;

· социальные и психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;

· социальные и психологические проблемы лидерства;

· проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другое.

Можно утверждать, что в предмет изучения социологии и психологии управления органично входят традиционные социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития) и других прикладных направлений психологии.

В социологии и психологии управления можно выделить следующие основные задачи.

Первая – изучение реальных фактов постоянно развивающихся социально-психологических характеристик управленческой деятельности.

Вторая – из огромного многообразия фактов управленческой деятельности выделение наиболее важных и на этой основе определение тенденции развития, разработки социологических и психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

Третья – построение наиболее выраженных направлений и сценариев развития управленческой деятельностью в будущем.

Четвертая – выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления, разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Из обозначенных задач вытекают и основные функции социологии и психологии управления.

Первая – познавательная. Ее цель информационная – ознакомить с существующими проблемами, как и каким путем их можно решать.

Вторая – оценочная. Ее цель оценить, в какой мере соответствует (или не соответствует) требованиям общественного развития существующая система руководства и управления.

Третья – прогностическая. Ее задача направлена на выявление новаций в управленческой деятельности и построение перспективной модели социального управления.

Четвертая – образовательная. Ее задача – на основе изучения существующих в мире управленческий теорий и концепций вооружить управленческие кадры новыми передовыми теориями и технологиями.

Решение обозначенных выше задач опирается на определенные принципы социологии и психологии управления. Принципы – исходные, коренные положения какой-либо теории, учения или науки. Таким образом, принципы социологии и психологии управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций, важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Есть разные подходы к градации и характеристики принципов*. Нам представляется наиболее удачными принципы, приведенные в учебном пособии Е.М. Бабосова «Социология управления». Наиболее существенные из них таковы:

* См. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д.В. Валового. – М. ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», АТиСО, 1999. С. 124-135

1. Принцип органической взаимообусловленности и целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта на объект (коллектив, группу, организацию, систему и т.д.) должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой ради достижения поставленной цели.

2. Принцип государственной законности системы управления организацией, фирмой, учреждением. Суть его такова: организационно-правовая форма фирмы должна отвечать требованиям и нормам государственного законодательства.

3. Принцип обеспечения внутренней правовой регламентации создания, функционирования и развития фирмы (организации). Вся деятельность фирмы должна осуществляться в соответствии с требованиями внутреннего устава (договора), содержание которого должно отвечать законодательству страны и проходить регистрацию в Минюсте.

4. Принцип найма руководителя: в соответствии с которым решается вопрос о назначении или избрании руководителя. Это определяется содержанием деятельности, целей и задач организации.

5. Принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность, однако ее не всегда можно использовать, поэтому она должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов.

6. Принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе и альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленной цели.

7. Принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы (организации) к изменениям во внешней среде.

8. Принцип мобильности процесса управления. Управление должно быть мобильным и способным приспосабливаться к конъюнктуре рынка, к требованиям научно-технического прогресса.

9. Принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций.

10. Принцип единства руководства: в одной организации должен функционировать один руководитель, должна быть одна программа для разных операций, преследующих одну общую цель.

Применительно к социологии и психологии управления можно пользоваться и такими принципами, как: принцип комплексности и системности, объективности, политического подхода, гласности и плюрализма мнений, демократического централизма, принцип основного звена, проблемной ориентации, конечно-целевой направленности и адресности и другими.

Безусловно, менеджеру необходимо не только знать принципы управления, но и уметь оперировать ими. Ведь социология и психология управления предоставляет огромное поле творческой инициативы и самодеятельности руководителей в процессе осуществления ими управленческой деятельности.

Социология и психология управления как наука призвана обеспечить социологическую и психологическую подготовку менеджеров, сформировать или развить их управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

· понимание природы управленческих процессов;

· знание основ организационной структуры;

· четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности;

· знание способов повышения эффективности управления;

· знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

· умение устно и письменно выражать свои мысли;

· компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;

· способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;

· умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;

· развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения.

Как управлять людьми с учетом социологической и психологической подготовленности менеджера, можно видеть из следующего примера (Рис. 1).

Установка – это постоянство реакции человека на одни и те же ситуации, события, общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом относительно данного объекта.

где: В высокий уровень развития, С средний, Н низкий

Рис. 1. Система управления людьми

Ценности социальные – в широком смысле значимые явления и предметы реальной действительности, их важность для индивида, группы или общества.

Нормы социальные – средства социальной регуляции поведения индивидов и групп. Социальные нормы направляют, контролируют и регулируют различные действия и поведения людей.

Потребности – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

Интересы социальные – направленность субъекта, группы или общества на значимые для него (их) объекты, связанная с удовлетворением потребностей, полезностью. Это реальная причина деятельности социальных субъектов, направленная на удовлетворение определенных потребностей, лежащих в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т.п., определяемая положением и ролью этих субъектов в системе общественных отношений.

Социальная активность – интегрированный показатель, состоящий из трудовой, общественно-политической и познавательной деятельности.

Трудовая активность – это деятельность ради получения какого-то результата. Она в производственной деятельности характеризуется следующими показателями: выполнение производственных заданий (норм выработки), экономия и бережливость, участие в научно-техническом творчестве (рационализации и изобретательстве), участие в повышении качества работы (труда, продукции), рост квалификации, трудовая дисциплина и т.д.

Общественно-политическая активность – участие в различного рода общественно-политических мероприятиях (собраниях, манифестациях, деятельности общественных организаций и т.д.

Познавательная активность – участие в приобретении информации, знаний, художественном творчестве и т.д.

Последовательность (механизм) управленческой деятельности выглядит следующим образом: человек воспринимает из различных источников информацию, сравнивает с имеющейся у него, усваивает или отторгает новую. На основе этой информации у него формируются или пересматриваются установки, ценности, потребности, интересы и нормы. В последующем он их сравнивает с общественно-признанными, принимая или отвергая их. Если данные ценности и нормы отвергаются обществом, то личность будет преследоваться, не восприниматься обществом. Если нет, то личность реализует их в определенной форме своей деятельности, поведения, одобряемого обществом.

Приведенная выше схема показывает, что путем дозированной подачи определенного рода информации можно формировать у большинства людей определенный уровень знания, сознания (с определенными установками, ценностями и нормами) и ожидать соответствующего выделенному типу или виду поведения.

Суть социологического подхода как раз и состоит в том, что в данном механизме управленческой деятельности личность рассматривается через свои социально-демографические, институциональные характеристики с учетом существующей ситуации (с учетом определенных социальных процессов и явлений). Предметом социологического изучения управленческой деятельности являются социальные процессы, протекающие в организациях (предприятиях, учреждениях, формах и др.), рассматриваемые и интерпретируемые с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и иные группы и включенных в многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества.

Суть психологического подхода состоит в рассмотрении индивидов и групп с учетом типа нервной деятельности, психологии межличностных отношений, ее деятельных и познавательных процессов. Предметом психологического изучения управленческой деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе управленческой деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).

Очевидно, что знания по психологии и социологии можно и нужно широко использовать в управленческой деятельности. При принятии какого-либо управленческого решения с позиции знаний социологии необходимо учитывать пол, возраст, образование, социальное положение индивидов, а также, социальные процессы и явления, которые, последуют за принятием управленческого решения и которые необходимо предусмотреть и учитывать. С точки зрения знания психологии важно, по возможности знать при принятии управленческих решений, тип нервной деятельности индивидов, их симпатии и антипатии друг и другу, реакции и восприимчивость этих решений, формальные и неформальные взаимоотношения.

В настоящем пособии представлен курс «Социология и психология управления» для всех педагогических специальностей. В книге раскрывается социально-психологическая проблематика управления педагогическим коллективом, рассматриваются психолого-педагогические аспекты взаимоотношений людей в процессе организованной совместной деятельности.
Главное внимание уделяется описанию деятельности руководителя - носителя управленческих и психолого-педагогических функций. Отличительной особенностью пособия является стремление определить конкретные психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия людей в совместной организованной деятельности.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть также полезно педагогам, руководителям организаций и всем, интересующимся вопросами управления.

Определение понятия личности.
Понятие личности - недавнее приобретение человечества. Правильнее было бы написать - современное восприятие личности, которое сформировалось в эпоху Просвещения в связи с пониманием и толкованием прав человека.

Вот как описывает Н.В. Гоголь личности дам города N в «Мертвых душах»: «Автор чрезвычайно затрудняется, как назвать ему обеих дам таким образом, чтобы опять не рассердились на него, как серживались встарь. Назвать выдуманною фамилией опасно. Какое ни придумай имя, уж непременно найдется в каком-нибудь углу нашего государства, благо велико, кто-нибудь, носящий его, и непременно рассердится не на живот, а на смерть, станет говорить, что автор нарочно приезжал секретно, с тем чтобы выведать все, что он такое сам, и в каком тулупчике ходит, и к какой Аграфене Ивановне наведывается, и что любит покушать. Назови же по чинам - боже сохрани, и того опасней. Теперь у нас все чины и сословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется им личностью: таково уж, видно, расположенье в воздухе. Достаточно сказать только, т.е. в одном городе глупый человек, это уже и личность; вдруг выскочит господин почтенной наружности и закричит: "Ведь я тоже человек, стало быть, я тоже глуп", - словом, вмиг смекнет, в чем дело».

Но вернемся к теме лекции. Современное понимание личности не исключает рассмотрения ее развития, динамики, изменений. Но эти изменения и это развитие связаны не с переходом из состояния «не-личность» в состояние «личность» (напомним изречение «личностью не рождаются, личностью становятся»), а с динамикой самой личности, структурой ее свойств, ее отношением к миру и себе самой. Еще раз повторим: для социологии и психологии управления невозможен вопрос: является ли этот человек личностью или является ли личностью ребенок? - именно потому, что для нее каждый человек в любом его состоянии - это личность в ее проявлении или на определенной стадии развития.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
От автора 6
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Лекция 1. Научный статус курса «Социология и психология управления» 8
1. Цель и задачи курса 8
2. Человеческий фактор как понятие курса «Социологии и психологии управления» 9
3. Курс «Социология и психология управления» в контексте смежных научных дисциплин 10
Лекция 2. Методы социологии и психологии управления 17
1. Диагностические методы 17
2. Регулирующие методы 22
3. Особенности применения социально-психологических методов в практике педагогического управления 25
РАЗДЕЛ II. ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 3. Личность работника 29
1. Определение понятия личности 29
2. Структура свойств личности 32
2.1. Органические свойства 33
2.2. Психические свойства 43
2.3. Социальные свойства 46
Лекция 4. Динамика и развитие свойств личности 51
1. Возрастные изменения 51
2. Функциональные изменения 53
3. Изменения в процессе обучения и воспитания 56
4. Изменения в процессе саморегуляции 59
Лекция 5. Группа и коллектив 63
1. Виды групп 64
2. Основные направления и методы изучения групп 67
3. Изучение коллектива 69
4. Стадии развития коллектива 71
Лекция 6. Личность в группе 73
1. Виды отношений в группе 73
2. Формы взаимовлияния людей в процессе общения 76
3. Совместимость людей в группе 80
4. Лидерство в группах 82
5. Кто становится лидером? 84
Лекция 7. Образовательное учреждение как социальная организация 89
1. Организация и коллектив 89
2. Основные направления в исследованиях организации за рубежом 91
3. Развитие представлений об организации в отечественной практике социального управления и в управлении учебными учреждениями 97
3.1. Этап организации рациональной бюрократии 98
3.2. Этап псевдобюрократической организации 100
3.3. Этап динамической организации 102
4. Виды организаций 103
Лекция 8. Личность в организации 106
1. В какой организации лучше работать 106
2. Авторитет личности 109
3. Специфика деятельности педагога-руководителя 110
4. Стиль руководства и условия его эффективности 112
4.1. Факторы и условия, определяющие эффективность стилей руководства 115
РАЗДЕЛ III. ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ
Лекция 9. Мотивация труда 121
1. Проблема мотивации труда 121
2. Основные решения проблемы мотивации труда в зарубежной науке 122
2.1. Взаимозависимость мотивации и производительности труда 123
2.2. Мотивация, основанная на социальной потребности работника 125
2.3. Теория мотивации труда Ф.Герцберга 126
2.4. Итоги анализа развития идей мотивации труда 130
3. Психологические условия, способствующие инициативно-творческому и ответственному отношению к труду 131
Лекция 10. Конфликт в организации 134
1. Оценка роли конфликта в жизни организации 134
2. Разновидности конфликтов 136
3. Формы поведения руководителя в конфликтных ситуациях 139
4. Возникновение и разрешение конфликта 141
Лекция 11. Выработка и реализация управленческого решения 145
1. Специфика управленческого решения и виды управленческих задач 145
2. Основные этапы подготовки и реализации управленческих решений 149
2.1. Сбор необходимой информации 149
2.2. Поиск решения 151
2.3. Принятие решения 154
2.4. Организация исполнения 158
2.5. Контроль за исполнением решения 162
3. Деловое совещание как коллективная форма выработки управленческого решения 164
Лекция 12. Управление движением кадров 168
1. Основные тенденции в работе с кадрами 168
2. Основные направления кадровой работы 171
3. Планирование карьеры 174
3.1. Методы планирования карьеры 174
3.2. Стратегии работы с кадрами 177
Заключение 181
Приложение 183.

В настоящее время возрастает интерес к наукам и дисциплинам, предметом изучения которых являются внутренний мир человека, его мировоззрение на окружающий мир. Главенствующее место среди таких наук занимает психология. Ее изучение способствует познанию человеком самого себя, культуры общения, пониманию людей, с которыми приходится общаться в процессе осуществления профессиональных обязанностей, дает возможность правильно выстраивать линию поведения в конфликтных ситуациях, а также своевременно принимать меры по их предотвращению. Каждый человек в самом начале своего карьерного пути должен уметь правильно оценить свои достоинства, слабые и сильные стороны своего характера, потенциал своих возможностей, а также уметь разбираться как в самом себе, так и в возникающих сложных ситуациях и находить из них выход без ущерба для своей психики.

Наука психология на современном этапе включает в себя несколько отраслей, которые объединяет общий предмет изучения – закономерности и факты психики. Психика человека является объектом изучения таких отраслей, как:

1) возрастная психология;

2) социальная психология;

3) педагогическая психология.

Психология является наукой не только теоретической, но также и практической. Это связано с тем, что сведения, полученные из различных отраслей данной науки, могут служить средством решения возникших проблем у конкретных людей. Соответственно выделяется новое направление в науке психологии – практическая психология. Она помогает в таких ситуациях, когда молодой специалист после окончания высшего учебного заведения находится в поисках работы, когда ему предстоит правильно преподнести себя в качестве претендента на определенную должность, верно скорректировать свое поведение при собеседовании с работодателем.

В настоящее время существует множество точек зрения относительно того, что представляет собой лидерство:

1) лидерство есть разновидность власти, особенностью которой является направленность сверху вниз, и обладают такой властью не большинство, а определенный человек или же отдельная группа лиц;

2) лидерство – это естественный социально-психологический процесс в коллективе, который строится посредством влияния авторитета одного человека на остальных членов коллектива. Влияние представляет собой такое поведение, посредством которого осуществляется изменение поведения, взаимоотношений других людей. Влияние может выражаться в самых различных формах, а именно: путем убеждения, внушения, принуждения, а также с помощью идей;

3) лидерство – это показатель эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Данное определение находит признание именно в отечественной психологии.

Как утверждает Кричевский: «Роль лидера возникает стихийно, ее нет в штатных расписаниях, лидерство – феномен психологический, в то время как руководство – социальный»;

Способность к эффективному руководству людьми зависит в первую очередь от совокупности социально-психологических качеств личности, где одну из главных ролей играет умение вызвать к себе уважение и доверие всех членов коллектива. Однако и сам лидер находится в зависимости от коллектива, так как группа работников, имея образ лидера, требует от реального лидера полного соответствия этому образу, лидер должен уметь выражать интересы группы. Естественное лидерство – это превосходство одного лидера, которое признается другими лидерами. Значение имеет не факт наличия качеств превосходства, а факт признания его коллективом.

2. Предметная область социологии и психологии управления

Предметом психологии управления является комплекс психических явлений и отношений в определенной организации.

1. Возникновение психологических проблем, касающихся лидерства.

Лидерство представляет собой возможность влиять как на одну конкретную личность, так и на весь коллектив в целом. Соответственно, лидер – это человек, который обладает такой способностью. Лидер должен иметь последователей. Главная задача лидера заключается в умении вести коллектив за собой, организовать сплоченность в действиях людей, а также способности завоевать авторитет среди коллег.

Таким образом, лидер – элемент упорядочивания и систематизации деятельности людей.

Лидерство выражается в степени и силе влияния, которые напрямую зависят от соотношения личных качеств лидера и качеств тех людей, на которых он оказывает непосредственное влияние, а также на ситуацию, в которой находится данная группа.

Относительно значимости стоящих перед лидером задач выделяют несколько видов лидерства:

1) бытовое лидерство (в семье, в школьных и студенческих группах);

2) социальное лидерство (в профсоюзах, на производстве, в различных спортивных и творческих сообществах);

3) политическое лидерство (государственные и общественные деятели).

В зарубежной литературе понятия «менеджер» и «лидер» отличаются по следующим признакам:

2) воздействие на персонал – известный американский теоретик и практик менеджмента Ли Джексон утверждал: «Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Лидеры – это люди, которые способны выявить все лучшее в других. Менеджеров в организации может быть сколько угодно, лидеров всегда мало».

2. Психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Общение руководителя – это такое общение, которое появляется из-за необходимости осуществления управленческого воздействия на людей в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Выделяют несколько форм взаимоотношений руководителя и его подчиненных.

Субординация, где основу общения составляют административно-правовые нормы. Это общение, возникающее между руководителями разных уровней, а также между руководителем и исполнителем.

Служебно-товарищеская форма. Здесь в основу положены административно-моральные нормы, и общение возникает между коллегами по работе.

Дружеская форма взаимоотношений, которая строится на морально-психологических нормах. Данное общение может складываться как между руководителями, между подчиненными, так и между руководителями и подчиненными.

В зависимости от определенных условий, а также индивидуально-психологических качеств людей каждый руководитель выбирает определенную форму управленческого общения.

В предмет изучения психологии управления могут также входить проблемы трудовой деятельности, отдельные теории общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), традиционные социально-психологические явления (психология общения, психологический климат, лидерство).

3. Цели и задачи дисциплины

На данный момент специалисты в сфере психологии управления выделяют следующие наиболее важные для организации психологические проблемы:

1) поиск и активизация человеческих ресурсов в организации;

2) отбор и оценка менеджеров для потребностей организации;

3) увеличение эффективности способов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

4) оценка и повышение социально-психологического климата, сплочение работников вокруг задач предприятия.

Управленческая психология как наука и практика должна обеспечивать психологическую подготовку руководителей, сформировать и развивать их психологическую культуру, а также создать предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших направлений сферы управления, к которым относятся:

1) знание основ организационной структуры;

2) компетентность в управлении людьми;

3) знание особенностей организационного поведения, структуры малых групп;

4) способность прогнозировать и планировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной деятельности;

5) знания информационных технологий и средств коммуникации, которые необходимы при осуществлении управления персоналом;

6) четкое представление относительно ответственности менеджера и распределения ее по соответствующим уровням управления.

4. Методы изучения объектов и субъектов управления

Существуют следующие методы изучения объектов и субъектов управления.

1. Метод наблюдения и его разновидность самонаблюдение

Наблюдение представляет собой научный метод исследования, который заключается в том, что исследователь систематически наблюдает за поведением другого человека, а также внешними проявлениями его психики и на основе этого делает выводы о психических процессах, состояниях и свойствах данного человека. Цель наблюдения состоит в переходе от характеристики факта к объяснению его внутренней сущности. Научные наблюдения отличаются организованным и планомерным характером. Наблюдение имеет обязательные условия, как то:

1) построение гипотезы, посредством которой объясняются наблюдаемые явления;

2) проверка верности гипотезы в процессе последующих наблюдений;

3) план наблюдения;

4) фиксация результатов наблюдения в специальных картах наблюдения.

Самонаблюдение (интроспективный метод) является одним из самых древних методов, используемых в психологии, который заключается в наблюдении человека своего собственного внутреннего психического мира. Наблюдение подразделяется на непосредственное и отсроченное (в дневниках, воспоминаниях, мемуарах, где человек анализирует свои мысли, чувства, а также произошедшие с ним различные события). Данный метод можно охарактеризовать как вспомогательный в применении других методов исследования и при оказании самопомощи в трудных ситуациях, в самореализации.

2. Экспериментальный метод представляет собой центральный метод психологического изучения, который может реализовываться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент проходит в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. В этом случае испытуемые знают, что проводится эксперимент, действуют по специально разработанной инструкции, однако о сути самого эксперимента могут не догадываться. Эксперимент проводится неоднократно, для того чтобы можно было установить общие математико-статистические достоверные закономерности появления и развития психических явлений.

В процессе эксперимента используются переменные факторы, которые подразделяются на 3 группы:

1) независимые переменные – это факторы, которые применяются в эксперименте с целью оценки его воздействия на процесс;

2) зависимые переменные – это показатели, которые взаимосвязаны с поведением испытуемых и зависят от состояния их организма;

3) контролируемые переменные – это факторы, которые контролируются во время процесса эксперимента.

Соответственно, естественный эксперимент проводится в обычных условиях общения, учебы, труда и др.

3. Метод анкетирования и тестирования

Посредством анкетирования существует возможность определить различные тенденции и установить путь дальнейших, более сложных психологических исследований при помощи тестирования или экспериментирования. Благодаря анкетам исследователи имеют возможность быть информированными о больших группах людей путем опроса лишь небольшой части этих людей, составляющих представительскую выборку.

Тестирование представляет собой метод испытаний, направленный на установление конкретных психических качеств человека, которые являются объектом исследования. Тест – это кратковременное и одинаковое для всех участников задание, по результатам которого можно выявить уровень развития интеллектуальных способностей, темперамент, характер и т. п.

Существует два основных типа тестов – опросники и проективные тесты. Опросники предоставляют человеку возможность сознательно оценить себя и свои поступки. Проективные тесты направлены на подсознательную сферу человека и помогают выявить человеку такие особенности его индивидуальности, о которых раньше он не подозревал.

Абсолютно все психологические тесты, используемые для исследований, должны быть надежными, научно-обоснованными и быть способными выявить устойчивые психологические характеристики.

5. Значение человеческого фактора в менеджменте

Слово «менеджер» изначально значило способность объезжать лошадей и управлять ими. Английский глагол to manage (управлять) происходит от латинского manus – «рука». Таким образом, термин «менеджмент» означает «руководство людьми».

Существует огромное количество теорий личности, используемых в управлении, наиболее известными из которых являются теории трех главных направлений.

Фрейдизм , разработанный известным австрийским врачом, психологом и психопатологом Зигмундом Фрейдом (1856–1939), который назвал данное направление термином «психоанализ».

Психоанализ представляет собой общую теорию механизмов человеческого подсознания, которая служит основой для целостного понимания человека, а также систему специальных методов, с помощью которых можно изучать подсознание человека с целью извлечения нервных и психических болезней.

Структура личности согласно З. Фрейду представляет собой три уровня: «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» – это центральная часть структуры личности, которая состоит из компонентов, наследуемых при рождении. Содержание «Оно» почти целиком бессознательно, насыщено биологическими врожденными инстинктивными влечениями и потребностями. «Оно» является «бессознательным и иррациональным» и попадает под власть правила удовольствия, т. е. удовольствие и счастье – это основные компоненты в жизни любого человека.

«Я» подчиняется принципу рациональности, реальности и постоянно находится в связи с внешней средой, вырабатывает эффективные способы общения с внешним миром.

«Сверх-Я» – это моральные правила поведения человека, которые определяют приемлемость или неприемлемость для этого человека какого-либо поведения; это судья и цензор личности. Сущность «Сверх-Я» – совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Поведенческая психология – одно из первых направлений развития психологии ХХ в. представленное русским физиологом И. П. Павловым (1849–1936), американскими психологами Б. Скиннером, Д. Уотсоном, Э. Толменом и др.

Именно И. П. Павлов сделал открытие о значении условных рефлексов, благодаря которым организм человека имеет способность приспосабливаться к изменчивым условиям жизни, приобретая новые формы своего поведения, которые отличаются от врожденных рефлексов.

Так, Гиппократ (V в. до н. э.), например, утверждал, что степень продуктивности работы каждого человека зависит от личностных качеств его характера. При общении важно предугадать возможные реакции собеседника и уметь адекватно реагировать на них, т. е. важным аспектом общения является темперамент личности. Гиппократ выделял четыре типа темперамента:

1) сангвинический (от лат. sanguis – «кровь»);

2) холерический (от греч. chole – «желчь»);

3) флегматический (от греч. phlegma – «флегма»);

4) меланхолический (от греч. melaina chole – «черная желчь»).

Гуманистическая психология , исследованием которой занимались К. Роджерс, А. Маслоу и Г. Олпорт. Они считали, что поведением человека в первую очередь руководят духовные цели и потребности, а рефлексы и инстинкты играют здесь маловажную роль. Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию, где главное место будут занимать мораль и культура. Таким образом, жизненной целью личности должно являться развитие моральной и духовной гармонии, а удовлетворение биологических потребностей играет второстепенную роль.

Менеджерская деятельность связана с решением различных задач, где основным инструментом является мышление. Оно представляет собой психический процесс, направленный на установление взаимосвязей между предметами и явлениями окружающей действительности. Мыслительные операции по осуществлению основных функций менеджмента (контроль, организация, мотивация, планирование) совершаются двумя моделями мышления:

1) креативным мышлением (от лат. creation – «созидание»);

2) логическим мышлением.

6. Типы социальных отношений

Существуют следующие типы социальных отношений: межличностные, личностно-групповые, личностно-массовые, межгрупповые, массово-групповые, планетарные (глобально-массовые).

Межличностный тип подразделяется на следующие разновидности.


Формальные отношения, где отсутствует цель понять и принять особенности личности собеседника. В данном случае применяются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия и др.), которые скрывают настоящие чувства и эмоции, само отношение к собеседнику.


Примитивные отношения – это отношения, которые состоят из оценки какого-либо другого человека в качестве необходимого или мешающего объекта. Соответственно, от этого зависит и стиль общения с ним: либо приветливое и вежливое, либо грубое или безразличное общение. А при достижении нужного результата в дальнейшем интерес к партнеру по общению утрачивается.


Функционально-ролевые отношения – это отношения на уровне социальных ролей партнеров (начальник – подчиненный, учитель – ученик). В данном случае личность собеседника отступает на второй план после его социальной роли.


Деловые отношения, где присутствует учитывание особенностей личности, ее характера, настроения. Однако главную роль здесь играют интересы дела. В этом типе отношений всегда существует цель, направленность на получение некоторой предметной договоренности, и эта цель должна быть реализована.


Духовные межличностные отношения – это отношения между близкими людьми. Здесь в процессе общения люди могут понять друг друга по выражению лица, интонациям голоса, движениям.


Светские отношения – это отношения, в которых общение людей отвечает принятым «в свете» нормам. В данном случае собеседники говорят не то, что думают, а то, что следует сказать в определенной ситуации. Светские отношения отличаются закрытостью, потому что высказываемые людьми точки зрения не имеют никакого значения и не уточняют характер коммуникаций.


Манипулятивные отношения – это отношения, суть которых состоит в том, чтобы извлечь выгоду от общения с собеседником путем применения различных приемов (лести, обмана, шантажа). Как правило, выбор того или иного приема в первую очередь зависит от личности собеседника и преследуемых целей.

7. Понятие социальных институтов

Каждое общество представляет собой классический институт – этнический, классовый, конфессиональный и т. д. Любой институт имеет особые потребности и разнообразные интересы, которые во многом расходятся и даже вступают в конфликт (межэтнический, семейный, трудовой и т. д.). Это закреплено в своеобразных для каждого института исторически сложившихся духовных и материальных ценностях.

Термин «институт» имеет несколько значений. С латинского языка institutum переводится как «устройство, установление».

В социологии под институтом понимается объединение людей в организационную структуру, в которой происходит процесс взаимодействия и динамики.

Социальный институт – одно из главных понятий в социологии как науке. Социальный институт позволяет раскрыть сущность общества. Так как общество имеет много понятий, одним из признаков, который характеризует общество, является рациональность взаимодействия социальных институтов. Институт является одним из самых главных составляющих структуры общества и его развития.

Социальный институт – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, стереотипов, норм, установок, контролирующих различные области деятельности общества и отдельную личность, а также организация системы ролей и статусов человека.

Социальный институт нацелен на реализацию конкретных и особенно важных как для индивида, так и для общества в целом потребностей. Удовлетворению потребностей служат такие институты, как семья, экономический институт.

Одна из основных особенностей социального института – это своего рода система взаимосвязанных и взаимодействующих культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных ценностей, потребностей и целей.

Таким образом, социальный институт представляет собой:

1) ролевую систему; обычаи, традиции, правила поведения;

2) совокупность норм и учреждений, регулирующих сферу конкретных отношений и определенную сферу человеческой деятельности;

Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора А.А. Семеновой

Рецензенты:

П.Г. Грибов, канд. экон. наук, доц. кафедры внешнеэкономической деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной служб при Президенте РФ,

Н.Н. Матненко, канд. экон. наук, доц. заместитель декана ЗФ ИДО ФГБОУ ВПО «МГИУ»

Введение

В настоящее время возрастает интерес к наукам и дисциплинам, предметом изучения которых являются внутренний мир человека, его мировоззрение на окружающий мир.

В Российской социологической энциклопедии социология управления определяется как отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях, складывающихся в обществе социальных отношений.

Специфической особенностью социологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология управления, используя понятийный и методологический аппарат прикладной социологии, позволяет производить реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей. Таким образом, социология управления, как часть общей социологии, рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющий) на социальный объект (управляемый), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т. п.) с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Управление осуществляется путем целенаправленного влияния на условия жизни; людей, их целостные ориентации, поведение и имеет в качестве основной задачи обеспечение хорошо скоординированной целенаправленной деятельности как отдельных участников совместных усилий (трудовых, политических, спортивных и др.), так и социальной организации (системы) в целом.

Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками – политологией, социологией, психологией, экономическими науками.

Дисциплина «Социология и психология управления» изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем:

Весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров.

Отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и организационными структурами.

Исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых;

Анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческих решений, определение эффективности управленческих действий.

Изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему) для сохранения ее качественной специфики и целостности, обеспечения ее нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Глава 1
Социология и психология управления как учебная дисциплина

1.1. Объект, предмет, задачи, общие функции и принципы социологии и психологии управления

Специфической особенностью учебной дисциплины социологии и психологии управления является то, что она относится к активной социологии. Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества. Знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении. Социология и психология управления позволяет производить эти реальные изменения на различных уровнях взаимодействия людей. Таким образом, социология и психология управления рассматривает процесс становления, функционирования и развития определённой сферы жизнедеятельности; исследует механизм социальных изменений и социальных отношений, закономерности социальных действий и поведение в процессе управления.

Социология и психология управления как научная дисциплина сформировалась в XX в. И это результат взаимодействия теорий управления, общей социологии, кибернетики, менеджмента.

Объектом социологии и психологии управления выступает социальное управление, т. е. управление в обществе (политической, экономической, социальной, социокультурной) или организациях (предприятиях, учреждениях), представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей.

Объект социологии и психологии управления (СиПу) включает:

Реальные процессы СиПу.

Методы и механизмы, достижения целей и задач.

Социальную информацию о процессах социологии управления, с помощью метода эмпирического социального исследования.

Предмет социологии и психологии управления составляет изучение, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных институтов и общества в целом, каждое из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп.

Социология и психология управления изучает многообразную деятельность органов управления: государственных и общественных; закономерности функционирования социальных отношений в процессе управления, проблемы социального взаимодействия внутри организации, между руководителем и подчиненными.

Социология управления в своем развитии базируется на сформулированных Ф. Тейлором, А. Файолем, М. Вебером, Э. Мэйо, и другими крупными теоретиками и практиками управленческой деятельности принципах научного управления социальными и промышленными организациями.

Основные задачи дисциплины «Социология и психология управления»

Одна из основных задач социологии управления состоит в познании социальных законов и закономерностей управления, основных принципов, в организации управления на основе выявленных законов, и в изучении реальных фактов. Данная дисциплина еще предполагает изучение особенностей взаимодействия людей, которые управляют различными социальными общностями и организациями.

Вторая задача социологии управления заключается в том, чтобы из многообразного скопления реальных фактов управленческой деятельности выделить наиболее важные, типичные. А также выявить тенденции развития процессов управления, их изменения от постоянно меняющихся социально-экономических, политических, социокультурных условий жизнедеятельности людей, групп, общностей и общества в целом.

Третья задача социологии управления обусловлена необходимостью объяснить, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются новшества и в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы их реализации в управлении.

Четвёртая задача состоит из построения наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем и прогноз ее совершенствования

А это означает, что определив наиболее вероятную траекторию дальнейшего развития управленческой деятельности, социология управления получает возможность более или менее успешно решать и пятую свою задачу – сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы управления, т. е. стать реально действующим средством повышения эффективности управленческой деятельности.

Изучив основные задачи социологии управления можно определить ее основные функции.

Первая функция – познавательная. Цель: изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп.

Вторая функция – оценочная: Сущность ее состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует, или не соответствует система управления, ее основные тенденции, социальные ожидания, потребности и интересы большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей.

Третья функция – прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т. е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.

Четвертая функция – образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы распространять знания об управлении, т. е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации. Распространение знаний должно проходить через систему учебных заведений, центров повышения квалификации, переобучения и переквалифицирования кадров, помогающую им приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой деятельности.

Социология управления также может выполнять еще одну важную социальную функцию (пятую) – вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления, т. е. совершенствование системы управления.

1.2. Исторический путь развития управленческой мысли

Социология и психология управления изучает практически все общественные явления, самые разнообразные проявления человеческой жизни и деятельности.

Для более полного изучения и понимания предмета необходимо рассмотреть историю становления и развития управленческой мысли.

Одним из важнейших этапов исторического развития науки социология является период XIX – начало XX века, или так называемый классический период.

Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими дисциплинами, нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т. д. Поэтому в качестве представителей этого направления в социологии выступали не только чистые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательных дисциплин истории.

Специализация методов социального познания толкала постепенно на понимание специфики познавательного объекта, то есть общества.

В XIX веке масштабное развертывание социальных исследований обусловлено социально-экономическими, политическими, духовными потребностями и логикой развития самого научного познания действительности. Развитие математики обусловливает появление новых методов логических и мировоззренческих представлений об обществе. Достижения политэкономии, социальной и моральной статистики, фундаментальные идеи философии истории о целостности и единстве человечества и общих законах его развития явились толчком в познании социального.

Исследуя массовое социальное поведение, социология и психология управления тесно взаимодействует с социальной психологией. Однако социальная психология не изучает собственно социальных отношений (для нее ключевой категорией является общение). Социология же изучает поведение людей именно в социальных отношениях и системах. Для нее это поведение есть поведение социальных систем, а не только психологические комплексы, возникающие и функционирующие в социальном общении. Вместе с тем социальная психология сыграла большую роль в развитии социологии. Еще в конце 19 в. сложилось психологическое направление в социологии и наступает кризис биолого-натуралистических концепций.

Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, – стремление сводить социальное к психологическому. В зависимости от характера выдвигаемых проблем и объяснительных категорий внутри этого течения можно выделить: эволюционизм, инстинктивизм, "психологию народов", групповую психологию и интеракционизм – межличностные взаимодействия.

К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети XIX века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.

Сторонниками психологического эволюционизма были Л.Ф. Уорд, Ф.Гидденс. Они считали, что "социальные силы – это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека". Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества. Лестер Уорд (1841–1913) – американский ученый, первый президент Американской социологической ассоциации – считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных сил.

Психологическое направление в социологии – одно из направлений, объясняющее социальные явления и процессы психологическими факторами и поэтому сводящее, по сути дела, социологию в той или иной мере соответственно к социальной психологии.

Главная заслуга психологического направления – сосредоточение пристального внимания на выяснении места и роли общественного и индивидуального сознания, их соотношения в социально-политической жизни, на анализе мотивации социальных и политических действий людей и ее механизма. Вместе с тем в его рамках чаще всего происходило одностороннее преувеличение значения психологического момента (чувств, склонностей, инстинктов и т. п.) в ущерб другим, в том числе собственно социальным и политическим. Общественные отношения неправомерно сводились лишь к межличностным, а сама личность – к ее самосознанию.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее её сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Каждая наука возникает как ответ на потребности общественного развития.

Контрольные вопросы по теме:

1. Предпосылки возникновения научного управления.

2. Отличие «социологии управления» то «менеджмента».

3. Объект, предмет и задачи социологии управления.

4. Методы социологии управления.

Глава 2
Социальная природа управления

Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего XXI века мы сталкиваемся с попытками его рационализации и «онаучивания».

Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, каждой из его сфер. Прежде всего, трудовая деятельность, разделение труда, совместный труд предполагают в большей или в меньшей степени управление. И там, где процесс производства приобретает характер общественно организованного, с необходимостью возникает особый вид труда – управление.

В обществе исторически сложились два принципа действия механизма управления: стихийный и сознательный. Стихийное управление выражает такое взаимодействие социальных сил, в котором неустранимо действие случайного, это усредненный результат, складывающийся из массы целенаправленных сознательных действий, в которых нельзя учесть все их последствия. Его моделью может выступать рынок. Наше общество находится на таком этапе развития, когда научное управление им на основе познания социальных закономерностей все больше становится сознательным процессом, что требует всестороннего изучения и совершенствования механизмов управления.

Социальное управление исследуется в настоящее время в трех аспектах: хозяйственном (управление экономикой), социально-политическом и социально-психологическом. Необходимо иметь в виду, что управление, действуя в целостном общественном организме, представляет собой единый и неделимый на отдельные элементы процесс.

2.1. Понятие и типы социального управления

Там, где есть информация, действует и управление, а там, где

осуществляется управление, непременно наличествует и информация.

Исходный пункт любого управленческого процесса (главным, среди которых является выработка и принятие управленческого решения, а также его исполнение) – получение и обработка информации. Управление – это функция любой организованной системы, направленная на сохранение ее качественной определенности, на поддержание динамического равновесия со средой и на ее развитие.

Управление есть своеобразный отклик на всю сумму информационных взаимодействий системы, направленный на придание ей такого поведения и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы ее объективные потребности. Оно ориентировано не только на информационное прошлое системы, но на ее будущее. Управление обществом принципиально отличается от управления в живых организмах и технических устройствах. Будучи сложной структурой, включающей в себя материальные и духовные процессы, оно выступает как специфический вид человеческой деятельности. Особенность ее заключается в том, что управляющее воздействие присутствует во всех сферах жизни общества, то есть, представляет собой особый вид общественных отношений. А это значит, что управленческие отношения образуют необходимый момент социальной среды.

В управленческих отношениях можно выделить несколько аспектов – политический, экономический, этический – каждому из которых присущи две взаимосвязанные стороны – информационная и организационная.

Поскольку управление всегда является функцией общественной власти, то в классовом обществе оно есть функция политической, государственной власти, и, следовательно, управленческие решения в классовом обществе всегда носят классовый характер.

В механизме социального управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи : там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, там отсутствуют или искажаются результаты социального управления. В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами.

Следовательно, и в процессе социального управления происходит обратное влияние объекта управления на его субъект. Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве необходимого момента обмен информацией. Значит, социальное управление – это информационный процесс с обратной связью. В принципе обратной связи осуществляется информационное воздействие объекта управления на его субъект. В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию. При этом важно помнить о том, что здесь субъект и объект управления на какое-то время как бы меняются ролями. Полководец, командуя армией, является субъектом управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных – разведки и т. д. И в этом случае он уже выступает не только как субъект, но и объект управления. В свою очередь объект управления, например, офицер, получая то или иное управленческое решение полководца, в процессе его исполнения действует как субъект управления. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную – субъектно-объектную функцию.

Основное звено в структуре управления – выработка и исполнение управленческих решений. И здесь важным принципом является принцип оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения необходимо учитывать максимум возможных вариантов его исполнения и выбирать те из них, которые наиболее полно обеспечивали бы достижение поставленных целей. Следовательно, управленческое решение вырабатывается субъектом с ориентацией на объект управления, на учет его потребностей и интересов, а также его реальных возможностей и условий превращения этих возможностей в действительное исполнение решения. В сфере государственного управления без достаточного научно обоснованного знания потребностей народа принцип оптимальности теряет свою эффективность.

Характер социального управления в современных условиях предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответственности за принятие управленческих решений, что сложностью структурной организации объекта управления.

Итак, социальное управление – это основанное на принципе обратной связи целенаправленное или стихийное воздействие на элементы общества как целостной системы для ее оптимально организованного функционирования и развития.

Принципы социально-политического управления обществом изменяются в зависимости от характера общественного строя, от форм государственной власти. Они, например, могут быть жестко детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно «программировать» поведение «адресата», и, так сказать, мягко детерминированными, когда управленческая программа предполагает относительно широкий спектр возможных видов и форм поведения объектов управления. Однако в истории редко встречаются жесткие и мягкие принципы в «чистом» виде: управление в социальных системах, как правило, так или иначе, сочетает в себе оба эти принципа. Наиболее парадоксально они сочетаются в системах, в которых осуществляется механизм стихийного управления, что очень четко видно на примере рынка, где действует «невидимая рука», о которой писал А. Смит. С одной стороны, эта «рука» направляет свободную игру стихийных сил, допуская гибкость, податливость конкурирующих сторон, а с другой – диктует жесткие и безжалостные правила игры, неумолимые, как судьба.

В качестве примера действия исключительно жесткого принципа социального управления можно сослаться на деспотические режимы, крайней формой выражения которых стал фашизм. Отличительной особенностью последнего по сравнению, скажем, с режимом военной диктатуры является, с одной стороны, привлечение на свою сторону населения с помощью всевозможных мифов, антинаучных, утопических идей, лозунгов, сулящих «рай в грядущем», а с другой – применение утонченных и изощренных форм насилия, борьбы с инакомыслящими, массового террора, возведенного в ранг государственной политики. Вся система управления фашистского государства ориентирована на использование людей для блага правящей элиты или даже одного человека – фюрера, служение которому возведено, по существу, на уровень религиозного культа. Апологеты фашизма утверждали, что в государстве не существует больше свободного состояния мысли: имеются лишь мысли правильные и мысли, подлежащие истреблению.

Наиболее интенсивно проблема управления разрабатывается в связи с развитием общетеоретических дисциплин, в частности, кибернетики, два основополагающих понятия которой – информация и управление.

Типы социального управления

Учитывая исторический подход, типы социального управления можно классифицировать в соответствии с этапами развития общества: родоплеменное управление, управление в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и социалистическом обществах.

В условиях родоплеменных отношений вожди племени, наделенные властью и пользующиеся авторитетом, выступали выразителями «доброй воли» и осуществляли координацию всех основных функций жизнедеятельности родоплеменных коллективов. В этом механизме управления существенную роль играло групповое сознание, воплощенное в традициях, с чем связан свойственный родоплеменному мышлению ритуально-символический характер коллективных решений и практических действий. Здесь еще слабо дифференцирована сфера субъекта и объекта управления.

В рабовладельческом обществе уже возникают законодательные принципы, дифференциация власти, строгое разграничение сфер субъекта и объекта управления. Если родоплеменная общность регулировалась неписаными законами, то при рабовладении появляются писаные законы (например, законы Хаммурапи).

Своего высшего развития законодательная власть впервые достигла в римском праве. Именно на этой стадии развития общества управление обрело классовое содержание. Рабы выступали лишь как объект управления, подвергаясь крайне жесткой его форме, уподобляющей их домашним животным.

В условиях феодализма происходит большая дифференциация систем управления – политических, правовых, нравственных, религиозных, философских, художественных и прочих призванных обеспечить соответствующие принципы общественного поведения людей, социальных групп, общества в целом. Политическая власть носила здесь элитарный характер (передавалась по наследству), как, впрочем, и почти все формы материального и духовного производства (ремесло, врачевание, культура земледелия, художественная и др.). Для феодализма вообще характерна сложная иерархичность субъекта управления.

В основе изменения и усложнения механизмов управления социальными процессами при капитализме лежали процессы развития материального и духовного производства, форм собственности, различных видов конкурентной борьбы, а в этой связи и правовых отношений. В период своего становления капитализм вывел на жизненную арену массу волевых, одаренных, предприимчивых и талантливых людей, умевших организовать свое дело в интересах и развития производства, и получения прибыли. Были максимально использованы достижения науки и техники, а также вскрыты глубокие резервы человеческих возможностей. В каждом конкретном случае организация управления имела четко выраженный целенаправленный характер, подчиняясь вместе с тем в целом стихийным силам рынка.

В условиях общей демократизации общественной жизни политическая власть, навсегда утратив наследственный характер, становится выборной, а правящая элита формируется из людей, способных руководить различными звеньями общественной жизни. На государственно-монополистической стадии развития капитализма система управления сочетает в себе последние достижения в области организации и управления с системой эксплуатации трудящихся. Усложнились и механизмы обратной связи в виде прямых и косвенных форм контроля за деятельностью законодательных и исполнительных органов со стороны трудящихся: это и выборы, и общественное мнение, которое фиксируется определенными институтами, тщательно изучается и как-то принимается в расчет, и массовые выступления широких слоев населения, прежде всего борцов за мир, против ядерной угрозы, за сохранение окружающей среды и т. д.

Управление различными видами материального и духовного производства стало самостоятельной профессией, требующей специального образования, опыта, склада ума и даже характера. Сформировалась особая наука об управлении, которая опирается на экономические исследования, социологию, психологию, математику, кибернетику и др. Сформировался и институт менеджеров – наемных специалистов по управлению различными областями деятельности. Важными элементами системы управления наиболее развитых государств являются выработка тактики планирования, внедрение эффективных методов организации труда, системы учета и контроля, широкое использование электронно-вычислительной техники, информатики и т. п.

Итак, социальное управление носит конкретно-исторический, а в классовом обществе классовый характер. Любой общественной формации наряду с общими принципами управления присуща и своя специфика, которая проявляется в целях, формах и методах его осуществления. Общим для всех антагонистических формаций является то, что классовые противоречия определяют и специфику управления: здесь каждый человек управляем, но далеко не каждый управляет, то есть, управляет одна часть общества (меньшинство), а объектом управления оказывается другая часть (большинство).

Выдвинутая перед нашим обществом задача ускорения социально-экономического развития страны предъявляет соответствующие требования и к совершенствованию системы управления, его организационных принципов и структуры. Оно должно опираться на глубокое и всестороннее использование экономических законов, преимуществ социалистической системы хозяйства, на рост образованности, сознательности, квалификации и опыта широких масс трудящихся, то есть человеческий фактор в его конкретном выражении, и, кроме того, учитывать и социальные потребности, нужды людей.