Профессиональное мышление специалиста. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Связь воображения и творческого мышления в психологии

На современном этапе экономической науки бухгалтерам необходимо владеть обширным количеством знаний: юриспруденции, бухгалтерского учета, аудита, налогового учета, маркетинга и менеджмента. На сегодняшний день наметилась тенденция выработать методику отечественного учета в соответствии с требованиями международных стандартов. Для того чтобы выработать эффективную систему бухгалтерского учета, необходимо учесть весь предшествующий опыт в данной науке, что является основной целью изучения истории развития бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет, как опыт научных категорий - счетоведение, позволяет оценить суть практической деятельности. Основными категориями бухгалтерского учета служили категории, зародившиеся в лавках купцов и торговцев. Затем данные категории трансформировались и уже использовались в обиходе деловых людей: управленцев, администраторов, инженеров. Затем категории получили самостоятельное значение, а в совокупности с практикой создали науку.

У бухгалтерского учета есть свои категории, отличающие его от других наук:

    формы учета;

    методы учета;

    двойная запись.

Изучая историю бухгалтерского учета можно исследовать особенности методологических основ учета в конкретной стране в определенный период времени.

Бухгалтерский учет и его история решают две цели:

Сохранность ценностей

Выявление результатов хозяйственной деятельности

Как наука бухгалтерский учет решает следующие задачи:

    формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

    обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Точно сказать, когда возник бухгалтерский учёт, не представляется возможным. На вопрос, когда же возникла бухгалтерия, возможны 3 ответа:

1. 6000 лет назад, когда началась целенаправленная регистрация фактов хозяйственной жизни, т. е. учет возник как практическая деятельность, как счетоводство;

2. 500 лет тому назад, с выходом книги Луки Пачоли учет становится предметом литературного обсуждения, как часть литературного языка;

3. 100 лет тому назад, с появлением первых теоретических конструкций, как самостоятельная наука – счетоведение, как средство понимания учета, как язык счетоводства.

Первые следы развитых систем учёта находят в долинах рек Нил (Египет), Тигр, Евфрат (Ирак). Там археологи находят глиняные таблички, получившие название «клинопись», которые использовались 3400 лет до н.э. Самые ранние записи клинописью принадлежат храмовым чиновникам междуречья. Первые торговые операции были зарегистрированы в городе Шумере на камнях около 3600г. до н.э.

На вопрос, когда, где и как возникла двойная бухгалтерия, ученые не могут дать однозначного ответа. Многие считают, что зачатки двойной бухгалтерии можно выделить в учете Древней Греции, Древнем Риме, Японии.

Официальной датой возникновения двойной бухгалтерии считается 1494г., когда вышла книга Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учение о пропорциях и отношениях». Глава 11 книги «Трактат о счетах и записях» содержала подробное описание применения двойной бухгалтерии в практике торговых предприятий.

Учет в России впервые возникает в монастырях, ведущих по тем временам огромную и довольно разнообразную хозяйственную деятельность. Именно монастыри под влиянием Византии сформировали многие идеи русской бухгалтерии.

В монастырях существовал сложный порядок распределения хозяйственных обязанностей. Во главе учетной системы стоял келарь, которому подчинялись казначеи (ответственные за денежные средства) и старцы (ответственные за материальные ценности). Кроме того, в отделениях монастырей (пустынях) выделяли: приказчиков (завхозы) и строителей (ревизоры). Тот человек, который нес материальную ответственность, назывался выборный целовальник.

Основным документом в монастырях являлась уставная грамота, в которой фиксировались условия монастырского учета:

Проведение инвентаризации и взыскание недостачи с предыдущего строителя;

Материальная ответственность распределялась солидарно с казначеями, т.е. казначей хранит ключи от склада, а строитель опечатывает склад;

Денежные доходы учитывались в специальной книге, которая заполнялась казначеем;

Для учета одежды и инвентаря использовалось две книги по приходу и расходу.

С начала 18 века значение монастырей в общественной жизни снижается и их собственность переходит в управление государством. Учет в дальнейшем развивается по принципам государственного хозяйства.

Наибольшее развитие хозяйственный учет получил в поместьях.

Данные об учете в поместьях излагаются в трудах Волынского А.П., Рычкова П.И., Болотова А.Т.

Главный объект учета в поместьях – это люди, т.е. крепостные крестьяне. В целях учета их делили на группы – тяглы. Тяглы выступали синтетическим счетом, а имущество, скот, инвентарь, которые им принадлежали, являлись аналитическим счетом. Основной метод учета – инвентаризация людей и ценностей. Вводится принцип коллективной ответственности, т.е. если кто-то убежит, оставшиеся платят побор за беглеца.

Учет в домашнем хозяйстве основывался на Домострое. Основу учета составляла смета. В XVIII веке появился первый труд об учете в домашнем хозяйстве Иосифа Регенсбургера. Он предлагал ведение двух регистров с хронологической и систематической записями. Одна книга предназначалась для учета провизии для господ, вторая - для слуг.

В XVII в. учет в России развивался в промышленных производствах. В Успенском соборе при его строительстве были обнаружены следующие документы: указ, смета, приходная книга денег, расходная книга денег, отдельные книги для прихода и расхода пшеницы, клея, воска, книга выполненных работ.

Наибольшее развитие учета в этот период наблюдался в Арзамасе во второй половине XVII в., что объяснялось развитием сталелитейной промышленности. В хозяйственном учете строительства и промышленности наблюдался учет по стадиям производства.

Таким образом, к XVII века на Руси сложился довольно строгий порядок описания фактов хозяйственной жизни во всех типах хозяйства.

В середине XVIII века в России получает распространение двойная запись. Связанно это, прежде всего, с переводом западных научных трудов в области бухгалтерского учета на русский язык. Одним из основоположников двойной записи в России выступает Чулков Михаил Дмитриевич, который выпустил книгу на русском языке «Ключ коммерции». В этой книге отдается предпочтение староитальянской, французской и немецкой формам счетоводства.

В первой половине XIX века сформировалась Русская бухгалтерская школа, которую представляли Э.А. Мудров, К.И. Арнольд, И. Ахматов.

К.И. Арнольд (1775-1845гг) приехал в Россию из Германии и был первым в Москве преподавателем бухгалтерского учета. В своем учении К.И. Арнольд уделял внимание самому предмету бухучета и рассматривал его как счетную науку. Он один из первых стал различать теорию и практику бухгалтерского учета. Под первой он понимал «способность составлять счета, их вести и пересматривать», а под второй – «круг всех к счетам принадлежащих дел»; первая выступает как «счетная наука», вторая – как «счетная часть».

Предметом учета у него выступают вещи. Методом учета является форма счетоводства. К.И. Арнольд первый в российском учете стал использовать математические методы.

К концу XIX века российская бухгалтерская мысль сформировалась в отдельную концепцию, которая в своем становлении прошла три этапа:

Зарождение и формирование учетных идей;

Распространение этих учетных идей в международном масштабе;

Разочарование в выдвинутых теориях.

В связи с этим в бухгалтерском учете России возникают два направления:

Традиционное;

Новаторское.

Традиционное направление представляли: Павел Иванович Рейнбот (1839-1916 г.г.), Александр Васильевич Прокофьев.

Их взгляды основывались на достижениях прошлых лет и расширяли теорию двойной бухгалтерии. Такой взгляд на науку получил название традиционный, а его представители – традиционалисты.

Самым ярким представителем новаторского направления являлся Федор Венедиктович Езерский (1836-1916 г.г.). Он является автором тройной формы счетоводства или русской, как ее по-другому называли из чувства патриотизма.

Новаторы отличались тем, что двойная традиционная бухгалтерия ими не принималась, а использовались новые подходы к пониманию бухгалтерского учета.

В основе данной формы лежит тройная запись, а именно:

Ведется регистрация по трем совокупностям: приход, расход, остаток;

Выделяют три основных регистра: журнал (хронологическая запись), главная книга (систематическая запись), отчетная книга;

Используется три счета: счет кассы, ценностей и капитала.

К концу XIX века в российской учетной мысли наметились две основные школы, которые вели споры между собой по основным вопросам бухгалтерского учета:

Петербургская школа;

Московская школа.

Одна школа выступала как оппонент другой.

Представителями петербургской школы являлись: Евстафий Евстафьевич Сиверс, Александр Иванович Гуляев, Николай Федорович фон Дитмар.

Представители московской школы: Н.С. Лунский, Г.А. Бахчисарайцев, Ф.И.Белмер.

История бухгалтерского учета в СССР органи­чески продолжила тра­диции старой дореволюционной России, а зачатки но­вого учета можно проследить с первых недель фев­ральской революции. Уже в марте 1917 г. возникает и проводится в жизнь Рабочий контроль. Великая Октябрьская социалистическая революция привела к огромным социально-экономическим измене­ниям, которые не могли не отразиться на ведении уче­та. Эта эволюция прошла несколько этапов:

1917-1918-попытки стабилизации хозяйства, пу­ти адаптации традиционных методов учета в новой си­стеме хозяйствования;

1918-1921 - подходы к формированию коммуни­стического общества, развал старых систем и форм бухгалтерского учета, создание принципиально новых учетных измерителей;

1921-1929-НЭП, ре­ставрация традиционной системы бухгалтерского уче­та;

1929-1953-построение социализма, деформация принципов бухгалтерского учета;

1953-1984-совершенствование производственного учета, анализ его организационных структур и распространение механизированной обработки экономи­ческой информации;

С 1984-перестройка всех социально-экономиче­ских отношений в стране, попытка возрождения клас­сических принципов бухгалтерского учета.

Октябрьская революция на первом этапе была де­мократической и как бы «заморозила» разрушавшие­ся из-за нестабильности социально-экономической жизни производственные отношения. Начиная с октя­бря 1917 до лета 1918 г. в стране продолжало сущест­вовать частное предпринимательство, наблюдались тенденции, получившие развитие в годы НЭПа.

Крупнейшие ученые старой России - Е. Е. Сиверс, А. П. Рудановский, А. М. Галаган, Н. А. Кипарисов, Р. Я. Вейцман-издавали новые и успешно переиз­давали старые труды. В этот период бухгалтерский учет не обогатился новыми идеями, но и не растерял старых.

Положение в стране резко изменилось с середины 1918 г., когда правительство решило перейти к ком­мунистическому обществу. Претворение в жизнь этой программы привело к развалу хозяйст­венной жизни. Вместе с тем резко ухудшились и условия труда счетных работников.

В теории учета появились новые про­блемы, разделившие специалистов на три группы, которые можно условно назвать: романтики, натура­листы, реалисты.

В годы советской власти бухгалтерский учет был осно­ван на государственной форме собственности и централизо­ванном планировании, он отвечал господствующей модели функционирования экономики.

В эти годы в России сформировалось несколько форм бухгалтерского учета: мемориально-ордерная; книжно-жур­нальная; журнально-ордерная; упрощенная форма учета для малых предприятий. Начался процесс автоматизации бух­галтерского учета на предприятиях.

По-новому сформулированы задачи бухгалтерского уче­та. Одной из них признано получение точной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах де­ятельности предприятий, необходимой как для оператив­ного руководства и управления предприятием, так и для использования инвесторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами и другими заинтересованными юри­дическими и физическими лицами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 1:

    В каком периоде осуществлены первые учетные записи торговых операций?

    Каковы условия возникновения письменного учета?

    В каких странах обнаружены первые следы развитых систем учета?

    Каковы предпосылки возникновения двойной бухгалтерии?

    С чем связано возникновение двойной бухгалтерии?

    Какие пять принципов хозяйств лежат в становлении дореформенного учета России?

    Каковы особенности учета в монастырях?

    Какова сущность синтетического и аналитического учета в помещичьих хозяйствах?

    Каковы основные регистры учета в помещичьих хозяйствах?

    Каковы основные регистры учета домашнего хозяйства?

    Какие регистры первыми применялись в торговых предприятиях и какова оценка товаров?

    Какие регистры учета применялись в промышленности и строительном производстве?

ТЕСТЫ К ТЕМЕ 1:

1. Основные условия возникновения письменного учета:

а) хозяйственная деятельность субъектов;

б) письменность и арифметика;

в) наличие законодательства.

2. Основными методами бухгалтерского учета являются:

а) инвентаризация;

б) контокоррент;

в) материальная ответственность.

3. Первый учетный носитель в древнем Египте:

а) папирус;

б) глиняные дощечки;

в) вощеные дощечки.

4.В какой из стран Древнего мира возникло впервые счетное законодательство:

а) Египте;

б) Персии;

в) Вавилонии.

5.Впервые счетный прибор "абак" возник:

а) в Древнем Египте;

б) в Персии;

в) в Древней Греции.

6. В какой стране впервые важное значение придавалось отчетности:

а) в Египте;

б) в Греции;

в) в Риме.

7. Кто впервые применил понятие двойная бухгалтерия на практике:

а) Л. Пачоли;

б) Б. Котрульи;

в) Д. Манчини.

8. Кто впервые применил название "двойная бухгалтерия":

а) А. Тальенте;

б) Л. Пачоли;

в) Б. Котрульи.

9. Кто впервые разделил счета на синтетические и аналитические в итальянском учете:

а) Ф. Гаратти;

б) Дж. Кардано;

в) Л. Пачоли.

10. Кто разработал стандарты бухгалтерских проводок в учете Германии:

а) Б. Гессенс;

б) И. Готлиб;

в) В. Швайкер.

11. Английская форма счетоводства включает регистры:

а) мемориал и Главная книга;

б) журнал и Главная книга;

в) журнал с тремя колонками. Главная книга.

12. В каком типе хозяйства зародилась калькуляция:

а) монастыри;

б) помещичьи хозяйства;

в) строительство.

13. Основным объектом учета в помещичьих хозяйствах выступали:

а) имущество;

б) инвентарь;

14. Основной прием учета в помещичьих хозяйствах:

а) контокоррент;

б) калькуляция;

в) инвентаризация.

15. Основными регистрами помещичьего учета выступали:

а) специальные книги;

б) специальные тетради;

в) табели.

16. Главным учетным приемом в торговле являлся:

а) контокоррент;

б) инвентаризация;

в) оценка.

17. Какие методы использовались при учете товаров в оптовой торговле:

а) партионный метод;

б) стоимостной метод;

в) сальдовый метод.

18. Каковы основные предпосылки развития учетной мысли в России (XIX – начало XX вв.):

а) отмена крепостного права;

б) появление первых научных трудов в области бухгалтерского учета;

в) развитие капитализма.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

    Методы бухгалтерского учета: история их возникновения и развития.

    Первые учетные регистры: история возникновения и развития.

    Сравнительный анализ форм бухгалтерского учета (итальянская, новоитальянская, германская, французская, американская).

    Понятие бухгалтерского счета: история возникновения и развития.

    Камеральная бухгалтерия и ее эволюция.

    История возникновения и развития двойной бухгалтерии.

    Отличительные особенности хозяйственного учета в странах Древнего мира.

    Учет средневековья, его проблемы и история развития.

    Счет прибылей и убытков: сущность и история его развития.

    Баланс как основной метод учета: история возникновения и развития.

    История возникновения и развития института аудиторства.

    Оценка как один из методов бухгалтерского учета: история возникновения и развития.

    История возникновения и развития профессии – бухгалтер.

    Сравнительная характеристика различных направлений учетной мысли Италии 19 - начала 20 века: ломбардская, тосканская и венецианская школы.

    Функции бухгалтерского учета и его развитие.

    Хозяйственный учет в дореформенной России.

    Особенности производственного учета в дореформенной России.

    Учет торговых операций в России конца 18-19 вв.

    Русская школа учета и ее влияние на научную бухгалтерскую мысль в конце 19-начало 20 вв.

    Традиционалисты и новаторы как два основных течения русской учетной мысли в конце 19-начало 20 вв.

    Сравнительная характеристика взглядов московской школы – выразителей идей бухгалтерской учетной мысли 19-начало 20 вв.

    Возникновение и развитие управленческого учета.

    Возникновение и развитие макроучета.

    Бухгалтерская отчетность как один из методов бух. учета: история возникновения и развитие.

    Проблемы совершенствования российской бухгалтерской отчетности.


Зародился бухгалтерский учет в XIII в., а в XV в. вышла книга Л. Пачоли о бухгалтерском учете (трактат). В XX в. началось литературное осмысление бухгалтерского учета, т. е. возникли первые теоретические конструкции бухгалтерского учета (счетоведение).



Для возникновения БУ были необходимы два главных фактора:


1) хозяйство должно достигнуть значительных размеров (требуется его учет);


2) возникает алфавит и элементарная арифметика.


В Древнем Египте каждые 2 года осуществлялась инвентаризация всего недвижимого и движимого имущества (дискретная инвентаризация), затем дискретная инвентаризация была заменена текущей инвентаризацией (постоянной). Факты хозяйственной жизни оформлялись тремя лицами (чиновниками). При появлении денег в виде монет, которые выступают как самостоятельный объект учета (средство в расчетах), стала вестись хронологическая запись всех фактов хозяйственной жизни, а потом производилась рекапитуляция – систематическая разноска всех записей, а также сделок в хронологическом порядке. Также ввелись зачетные платежи, стали производиться переводы платежей в другие кассы. Существует периодическая публичная отчетность. Происходит разделение бухгалтера и ревизора (они равноправны).


Экономический рост стран Европы и зарождение капиталистических отношений, развитие кредита, возникновение фирм – все это привело к возникновению двойной записи в Северной Италии около 1250–1350 гг., автором которой считают итальянца Л. Пачоли (1445–1515).


В конце XIX в. из практики выделилась теория, появились первые вычислительные аппараты, усилились экономические аспекты учета, бухгалтерский учет сблизился со статистикой.


В 1930–х гг. в БУ понятия «капитал» и «пассив» были сплочены под общим названием «пассив», и это осталось до сих пор. В учете обязательства рассматриваются как чужой капитал (заемный), т. е. так же, как один из источников имущества, который вместе с собственным капиталом и составляет пассив.


С развитием капитализма возникает необходимость в расширении учетного аппарата и разделения учетного труда.


Соответственно с дальнейшим развитием экономики для каждого главного счета стали вести отдельный журнал. По их итогам можно составить баланс. Одновременно заменяются бухгалтерские книги карточками и ведомостями. Широкое развитие в 1920–х гг. получают карточки, а также копирование записей (запись в карточке копируют в журнал).



  • История возникновения и развития учета . Зародился бухгалтерский учет в XIII в., а в XV в. вышла книга Л. Пачоли о бухгалтерском учете (трактат). В XX в. началось литературное осмысление бухгалтерского учета , т. е...


  • История возникновения и развития учета .
    Бухгалтерский учет возник и существует в том числе и в связи с тем, что на бухгалтерскую инфор. Роль, задачи и значение бухгалтерского учета .


  • История возникновения и развития учета .
    При формировании учетной


  • История возникновения и развития учета .
    При формировании учетной политики в отношении ТМЦ предприятие решает два вопроса: 1) по какой цене у... подробнее ».


  • Методы истории психологии Историко-генетический метод – согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенной исторический период
    Задача - анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.


  • История возникновения и этапы развития МО.Первые межправительственные МО. Первые МО появились еще в начале и середине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне, возникшая в 1815 г., а также Всемирный телеграфный союз (1865)...


  • История возникновения и развития учета .
    При формировании учетной политики в отношении ТМЦ предприятие решает два вопроса: 1) по какой цене у... подробнее ».


  • История возникновения и развития учета .
    При формировании учетной политики в отношении ТМЦ предприятие решает два вопроса: 1) по какой цене у... подробнее ».


  • Возникновение и основные этапы формирования библиотечного дела.
    История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания.


  • История возникновения денег связана с историей возникновения обмена.Развитие обмена вызвано определенными.
    Финансовые системы развитых стран представ¬ляют в экономике каждого государства сферу накоп¬ления -. Загрузка.

Найдено похожих страниц:10


Введение

Психология профессионального мышления – интенсивно развивающаяся область современного теоретического знания и практической деятельности. Мышление является одним из основных условий существования и развития человека. Профессиональное мышление тогда служит средством познания и преобразования окружающего мира, потребностью, целью, ценностью и смыслом жизни человека, когда у профессионала формируется позитивное отношение к труду. Сложность и многообразие связей деятельности и личности обусловлены как особенностями её психической регуляции, так и спецификой операционных характеристик мышления. Это делает систему личностно-деятельностных отношений достаточно динамичной. Творческое профессиональное мышление не только проявляется, но и развивается в деятельности. Взаимосвязь и взаимовлияние структурных характеристик мышления, динамический характер мышления как процесса определили предметную область данного учебного пособия, посвященного формированию творческого профессионального мышления, ибо нельзя управлять объектом, не изучив его.

Научно-методическая обоснованность материалов пособия обеспечивается соответствием методологии исследования поставленной проблеме. Результаты психолого-педагогических исследований, изложенные в учебном пособии, имеют научную новизну, поскольку представлено описание зрелости профессионального мышления как свойства субъекта труда. Автором обосновано, что гармоничное развитие морально-нравственных, этических, культурных, социальных и профессионально значимых качеств и черт личности является необходимым условием решения как общих теоретических проблем психологии, так и основных прикладных проблем творческого профессионального мышления. Одним из результатов решения этих проблем является описание общепсихологической модели формирования творческого профессионального мышления.

Обращение к научному наследию С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского говорит о том, что диапазон проблем, которыми они занимались, был подчинен теоретико-методическому обоснованию и методическому обеспечению исследования мышления субъекта как процесса. Исследование психологии субъекта, начатое С. Л. Рубинштейном, в законченных формах получило выражение в работах А.В. Брушлинского, который выделил следующие полюсы субъекта: культурный и деятельностный. Целостность, единство, интегральность являются важными свойствами субъекта, выступающими основой системности всех его психических качеств, часто весьма противоречивых и трудно совместимых. Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации. В результате её анализа возникает, формулируется задача (проблема) в собственном смысле слова. Возникновение задачи означает, что удалось хотя бы предварительно расчленить данное (известное) и неизвестное (искомое). Исходя из связи и отношений между известным и неизвестным становится возможным, по мнению А. В. Брушлинского, искать и находить нечто новое, до того скрытое, неизвестное. В пособии реализована теория А. В. Брушлинского, в которой мышление рассматривается в качестве прогнозирования искомого, как изначально творческий процесс порождения субъективного и объективно нового знания.

Психологии творческого профессионального мышления уделяется пристальное внимание. Её значимость обусловлена ролью творческого мышления в организации и осуществлении профессиональной деятельности. Познание динамических и структурных характеристик мыслительной деятельности профессионала, выявление её психологических закономерностей и механизмов является необходимым условием формирования творческого профессионального мышления субъекта.

Представленный в пособии концептуальный аппарат позволяет ввести в психологический оборот такие понятия, как «ситуативный и надситуативный уровень обнаружения проблемности», «профессиональная проблемная ситуация», «ситуативный и надситуативный тип профессионального мышления», «ситуативный и надситуативный стиль профессионального мышления».

Глава I. Психологическая характеристика творческого профессионального мышления

А. В. Брушлинским был обоснован вывод о том, что любое мышление (хотя бы в минимальной степени) является творческим и потому не существует репродуктивного мышления, в результате была дана новая трактовка взаимосвязи мышления и творчества . Развитое, зрелое мышление профессионала проявляется в умении ставить производственные цели, творчески решать профессиональные задачи, используя знания, навыки, умения, полученные как и в учебной, так и в профессиональной деятельности. Оригинально мыслящий профессионал способен рисковать и принимать ответственность за своё решение. Творческий характер мышления предполагает видение проблемы, постановку и разрешение возникшего противоречия, умение анализировать творческие пути возможного решения проблемы, избирая наиболее предпочтительный из них. Профессиональное мышление рассматривается нами как высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения проблемности, выявления внешне не заданных, скрытых свойств познаваемой и преобразуемой действительности.

Творческое профессиональное мышление – это один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Образующиеся изменения касаются мотивации, целей, оценок, смыслов выполняемой профессиональной деятельности. Творческое профессиональное мышление направлено на выход за пределы решаемой специалистом задачи; на созидание результата или оригинальных методов его получения на основе конструктивного преобразования познанного. Результатом такого мышления является открытие принципиально нового или совершенствование уже известного решения той или иной профессиональной задачи.

Главное для творческого мышления – оригинальность, умение охватить познаваемую действительность во всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены в привычных понятиях и представлениях. Полное, всестороннее обнаружение свойств определенной области действительности обеспечивается знанием всех фактов, относящихся к ней, а также степенью эрудиции профессионала. Отсюда вытекает огромная роль знаний и умений в творческом мышлении.

Особый вклад в область исследования творческого профессионального мышления был сделан на основе системогенетического анализа, разработанного В. Д. Шадриковым . В контексте данной теории нами были описаны этапы творческого выполнения профессиональной деятельности, профундированы и установлены важнейшие характеристики творческого мышления специалиста (типы, структура, функции, механизмы, свойства, закономерности, принципы).

Типы творческого мышления профессионала

Профессиональный тип мышления – это, по мнению А. К. Марковой, преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

На основе разработанной нами структурно-уровневой модели педагогического мышления как разновидности профессионального мышления можно выделить два типа мышления: ситуативный и надситуативный .

Ситуативный тип мышления учителя характеризуется совершенствованием им собственных предметно-методических действий и технологий, составляющих образовательного процесса. Данный тип направлен на установление ситуативной проблемности в решаемой педагогической ситуации. Педагогом принимаются и реализуются решения, ориентированные на ближайшую перспективу и выгоду, а не на смысл педагогической деятельности, ее цель и общественное предназначение без учета влияния данной конкретной ситуации на учебно-воспитательный процесс в целом. Основным критерием выбора решения является прошлый опыт и стереотип решения подобных ситуаций, а не анализ и прогнозирование результатов своей деятельности. В процессе реализации данного типа личностное развитие педагога становится более затрудненным. Ситуативный тип решения педагогической проблемной ситуации является эффективным, когда деятельность педагога связана с организацией деятельности учащихся, ее стимулированием и контролем.

Надситуативный тип характеризуется осознанием учителем необходимости собственного изменения, совершенствования некоторых особенностей своей личности. Данный тип мышления ориентирован на актуализацию нравственного, духовного пласта образовательного процесса. Проблемные ситуации, возникающие в ходе практической деятельности преподавателя, заставляют его «подняться» на уровень, с которого он мог бы проанализировать самого себя не только в роли исполнителя, но и в роли человека, который программирует исполнительскую деятельность учащихся. Такое состояние субъекта выражается в поиске средств целенаправленного формирования своих профессионально значимых и личностных качеств. Умение устанавливать надситуативную проблемность в процессе решения педагогических проблемных ситуаций не только способствует активизации мыслительной деятельности преподавателя, но и оказывает большое влияние на личностное развитие педагога, поскольку затрагивает прежде всего его эмоциональную сферу и его самосознание. А это, в свою очередь, неизбежно ведет к формированию личностных позиций, убеждений, помогая тем самым учителю совершенствовать свою деятельность.

Включенность в ситуацию является важнейшим признаком надситуативного мышления, проявление которого сопровождается расширением и углублением анализа познаваемой и преобразуемой ситуации и себя в ней. Помимо включенности в ситуацию, надситуативное мышление одновременно характеризуется конструктивным выходом за пределы решаемой ситуации. Третьим признаком надситуативного мышления является преобразующая направленность мышления на себя как основного субъекта познания и разрешения профессиональной проблемной ситуации.

Структура творческого мышления:

1. Мотивационно-целевой компонент (отражает специфику целеполагания и мотивации профессионального мышления).

2. Функциональный компонент (диагностический, объяснительный, прогностический, проектировочный, коммуникативный, управленческий).

3. Процессуальный компонент (эвристическое оперирование системой специфических способов поисковой познавательной деятельности в процессе решения профессионалом возникшей перед ним профессиональной задачи).

4. Уровневый компонент (характеризуется уровнями обнаружения проблемности в решаемой ситуации).

6. Операционный компонент (отражает обобщенные, выработанные в практике специалиста способы решения им профессиональных задач).

7. Рефлексивный компонент (отражает способы контроля, оценки и осознания психологом своей деятельности).

Существуют некоторые особенности структуры профессиональной деятельности специалиста, которые, по нашему мнению, могут влиять на его мышление.

1. Профессиональная деятельность специалиста балансирует между традициями, шаблонами, догмами и творчеством, свободой, инновациями; поэтому важно четко соблюдать оптимальную меру сопряженности между этими крайностями. Процесс возникновения профессионального мышления связан с наличием проблемности в осмыслении и преобразовании возникшей ситуации. Благодаря установлению проблемности объективная профессиональная ситуация трансформируется в профессиональную (субъективную) проблемную ситуацию через которую связаны мышление и деятельность профессионала.

2. В способности реализации предельных целей посредством частных целей, в умении их использовать и состоит мастерство профессионала. Производственные цели формулируются не в виде описания действий специалиста, а с позиции заказчика и с точки зрения требований профессиональных стандартов.

3. В процессе разрешения конкретной ситуации профессионал сам вычленяет и решает проблему. Он несет ответственность за свои решения, их реализацию и сам определяет практическую значимость и выполнимость выработанного решения.

Функции профессионального мышления

Далеко не все люди могут реализовать собственный творческий потенциал, хотя нетворческих людей не существует. Творчество неотделимо от труда, а значит присуще каждому виду деятельности. Можно выделить следующие характеристики творческого профессионального мышления, определяющие меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степени их полезности и вредности для профессиональной деятельности: 1. Изучение условий и возможностей профессиональной деятельности. 2. Адаптация к профессиональной среде. 3. Формирование готовности к постоянному саморазвитию.

Функциональная сторона мышления профессионала служит для обеспечения производственного процесса и характеризуется следующими особенностями:

1) диагностическая: познание конкретной ситуации, получение обратной связи в отношении выполняемой профессиональной деятельности;

2) стимулирующая: побуждение к проявлению интеллектуальной инициативы посредством собственных действий;

3) информирующая: сбор информации об актуальных проблемах и о способах их решения;

4) развивающая: осмысление средств формирования ведущих профессиональных качеств личности;

6) оценивающая: сообщение оценки степени результативности их разнообразных действий;

7) самосовершенствующая: профессиональное мышление создает и обеспечивает возможность избежать импульсивной или рутинной деятельности;

8) преобразующая функция: порождение новой реальности. Основной вектор творческого мышления профессионала – преобразование ситуации или преобразование себя (надситуативный уровень).

Кроме того, самоконтроль обеспечивает профессионалу правильное разрешение конкретной ситуации. Самооценка позволяет ему определять, разрешено или не разрешено (и в какой степени) главное противоречие, составляющее ядро производственной проблемной ситуации. Таким образом, чем большее значение для деятельности имеет профессиональное мышление специалиста, тем больше вреда от того, что оно функционирует неадекватно.

Функциональная сторона мышления характеризуется выработкой и принятием решения относительно способов профессионального воздействия (проявляется в поиске, «взвешивании», селекции содержания средств воздействия). И всё же в этом перечне можно выделить две основные функции: диагностическую и преобразовательную. Обе эти функции осуществляются в контексте конкретных ситуаций, из системы которых состоит профессиональная деятельность. Функции профессионального мышления субъекта в контексте практической деятельности выступают прежде всего как функции анализа конкретных производственных ситуаций, постановки задач в данных условиях деятельности, разработки планов и проектов решения этих задач, регуляции осуществления наличных планов, рефлексии полученных результатов. По своему происхождению профессиональное мышление представляет собой систему умственных действий, возникающих на основе познания и преобразования сложной ситуации. Такие действия, изменяясь по форме, сохраняют свою содержательную специфику, существенные свойства и функции профессионального мышления субъекта.

Механизмы творческого мышления

Под психологическими механизмами понимается система различных условий, средств, отношений, связей и других психических явлений, обеспечивающих развитие качеств творческого мышления. Механизм творческого мышления как способа конструктивной саморегуляции и саморазвития личности в проблемно-конфликтной ситуации составляет, по мнению Я. А. Пономарева, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова, конфликт интеллектуальных содержаний и рефлексивно осмысленных и отчужденных личностных содержаний .

Интеллект у человека, по мнению Б. М. Теплова, один и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека . Им было показано, что основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач. Данному процессу присущи такие черты, как «схватывание» целого при одновременном внимании к деталям, нахождение оперативного решения, предвидение возможных следствий и последствий. Механизмы творческого профессионального мышления невозможно понимать без учета механизмов развития психики.

Механизм развития психики (по мнению Л. С. Выготского) – это усвоение социально-исторических форм деятельности. К основным психологическим механизмы формирования высших психических функций относятся: 1) механизм интериоризации распределенной деятельности; 2) механизм «осмысления» элементов распределенной деятельности на основе символизации (прежде всего на основе реального включения в соответственные отношения, свойственные взрослым). При этом за счет управляемого формирования коллективно распределенной деятельности в ученических коллективах можно добиться такого положения, когда личные цели учащегося становятся подчиненными коллективным. Для целенаправленного формирования смысла той или иной деятельности необходимо использование особых организационно-игровых методов, реально моделирующих распределение интенсивных эмоциональных состояний при опоре на идею ответственности, свойственную коллективизму взрослых .

Идея многоуровневости, интегральности когнитивных образований представлена в работах В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, Е. А. Сергиенко, В. В. Знакова, М. А. Холодной, В. И. Панова и др. Так, по мнению Д. Н. Завалишиной, механизм творческого акта состоит в «выходе за пределы» исходного уровня психического обеспечения деятельности, преобразования ситуации, в подключении (или специальном формировании) новых «пластов», «планов» психической организации субъекта. В результате продуктивный процесс становится многомерным, гибким .

Профессиональное же мышление, наряду с общими механизмами, имеет специфику, которая определяется своеобразием решаемых задач и условиями труда. Проведенный теоретический анализ, а также обобщение эмпирических данных, полученных в ходе исследования специфики творческого мышления на разных этапах профессионализации (довузовский, вузовский и послевузовский), а также в различных видах профессиональной деятельности (Е. В. Коточигова, Т. Г. Киселева, Ю. В. Скворцова, Т. В. Огородова, С. А. Томчук, О. Н. Ракитская, А. В. Лейбина, Е. В. Каганкевич и др.), позволяет отметить, что существуют механизмы тормозящие (актуализация дистрессового опыта, самоосуществляющийся прогноз, драматизация), и выделить следующие механизмы, повышающие эффективность профессионального мышления.

I. Учёт механизмов операционной интеграции помогает найти ответ на вопрос «Каким образом?». Данные механизмы обеспечивают внутренние психические образования когнитивных действий, участвующих в процессе переработки профессиональной информации и принятии решений. Такие механизмы обогащают функциональную систему познавательных процессов человека и адаптируют её к профессиональной деятельности, которую человек осваивает.

1. Механизм «анализ через синтез». Поиск неизвестного с помощью механизма «анализ через синтез», по мнению С. Л. Рубинштейна, означает выявление свойств объекта через установление его взаимосвязей с другими объектами . В процессе решения любой задачи происходит расчленение её на несколько частей: что известно, что надо найти (анализ), а потом результаты решения данных вопросов объединяются в единый способ, который и будет ответом к задаче. Одним из методов изучения мыслительных механизмов, определяющих успешность производственной деятельности, может служить анализ развивающегося отражения профессионалом ситуации своей деятельности (через анализ представленности в сознании знаний о ней).

2. Механизм поиска неизвестного на основе взаимодействия интуитивного, спонтанного и логического, рационального начал. Ход удовлетворения потребности в новом знании всегда предполагает, по мнению Я. А. Пономарева, интуитивный момент, вербализацию и формализацию его эффекта; то решение, которое можно назвать творческим, не может быть получено непосредственно путем логического вывода . Рождение нового связано с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием знаний посредством выхода за пределы исходной системы знаний.

II. Знание функциональных механизмов позволяет найти ответ на вопрос «Для чего?». К группе данных механизмов можно отнести 1. Механизм интерпретационных обобщений . Интерпретация предполагает понимание не только того, что происходит, но и того, что это значит для личности, как на нее влияет. Интерпретация в этом значении становится возможной в ситуации социального взаимодействия и характеризуется выработкой своего отношения к познаваемому и преобразуемому явлению.

2. Механизм актуализации айстрессового опыта: творчески думающий профессионал начинает мыслить от продуктивного, успешного завершения ситуации. Ориентация на достижение позитивного, нового отличает эффективного профессионала от неэффективного.

Данные механизмы обеспечивают формирование, коррекцию, создание новых интеллектуальных качеств профессионального мышления.

III. Уровневые механизмы отвечают на вопрос «Каковы границы ситуации?», «Каковы параметры – актуальные, перспективные – осмысления ситуации?». 1. Механизм перехода с ситуативного уровня профессионального мышления на надситуативный позволяет профессионалу в более полной мере актуализировать собственный творческий потенциал . Такой механизм осуществляется через речевые конструкции + рефлексивные средства (осознание того, что стоит за рамками конкретной ситуации. Реализация метапозиции в осмыслении происходящего характеризуется отсутствием ситуационной, внешней детерминистической зависимости) + внешняя помощь (обучение приемам надситуативного мышления). Учет данного механизма позволяет успешно формировать у будущих специалистов приемы надситуативного мышления как психологическую основу творческого профессионального мышления. Актуализация данного механизма осуществляется с помощью способности к самотрансценденции, означающей способность человека к выходу за пределы наличной ситуации, обеспечивающей ему возможность самоизменений и саморазвития. Находясь внутри ситуации, трудно понять, что происходит. Нужно подняться над ситуацией. Для этого необходимо установить общности между элементами проблемности компетенции, возникающими в профессиональной деятельности, и элементами проблемности компетентности, затрагивающими личностные характеристики субъекта профессиональной деятельности. Характер выполняемой деятельности неизбежно изменяется под влиянием развивающегося субъекта мышления. Человек, приобретая адекватные профессиональной деятельности особенности мышления, в определенной степени изменяет саму эту деятельность. Благодаря актуализации данного механизма осуществляется выход на продуктивные виды деятельности. Установить механизм функционирования надситуативного уровня профессионального мышления можно с помощью метода динамического моделирования . Данный метод основан на процессе распознавания и классификации решаемых ситуаций.

В исследованиях нами установлено, что основным психологическим механизмом творческого мышления профессионала служит переход с ситуативного уровня обнаружения проблемности на надситуативный. Надситуативно мыслящие профессионалы, независимо от вида трудовой деятельности (управленческая, педагогическая, врачебная, спортивная и т. д.), более успешно разрешают возникающие производственные затруднения, чем ситуативно мыслящие специалисты. Именно актуализация и реализация надситуативного типа профессионального мышления приводит к снижению конфликтов с дисфункциональным содержанием.

Разработанные нами методы динамического моделирования («Сценарный метод», «Анализ конфликтных ситуаций» и др.) позволяют установить механизм функционирования надситуативного уровня профессионального мышления . Данные методы, основанные на процессе распознавания, рефлексии и классификации ситуаций, способствуют выходу на продуктивные виды деятельности. Овладев механизмом перехода с ситуативного уровня профессионального мышления на надситуативный, творчески думающий профессионал начинает мыслить, занимая метапозицию, от прогнозируемого конца, от продуктивного, успешного завершения ситуации. Обратимость мышления означает умение мыслить, поднимаясь над решаемой ситуацией, от пролога к антиципированному эпилогу, от дебюта к финалу. Ориентация на достижение позитивного, нового отличает, как показали наши исследования, эффективного профессионала от неэффективного (М. М. Кашапов, 1989; Т. Г. Киселева, 1998; Е. В. Коточигова, 2001; Т. В. Огородова, 2002; И. В. Серафимович, 1999; Ю. В. Скворцова, 2004, С. А. Томчук, 2007, А. В. Лейбина, 2008 и др.).

2. Механизм когнитивной интеграции . Д. Н. Завалишина, рассматривая механизмы функционирования зрелого интеллекта, выделяет механизм операционной интеграции, основной формой реализации которого является постоянное образование новых операционных структур, представляющих собой достаточно устойчивые, целостные интеграции различных операционных элементов (перцептивных, логических, интуитивных), адресованных разным аспектам действительности.

IV. Личностные механизмы отвечают на вопрос « Кто?» и обеспечивают процессы личностной адаптации.

1. Механизм саморегуляции означает сознательное воздействие профессионала на самого себя с целью реализации своего творческого потенциала. Когнитивная перестройка (по Ж. Пиаже) как смена наглядно-образных операций (дологических на формально-логические) «запускает» в определенном роде и качественные изменения профессионального творческого мышления, прежде всего развитие самосознания, рефлексивность как способность к самоизменению. Данные изменения можно отнести к составляющим регуляторного компонента профессионального творческого мышления. Субъектная саморегуляция, являясь важным психологическим механизмом, рассматривается как сложное многокомпонентное психологическое образование личности, характеризующееся способами самоактуализации личности, при котором достигается (или нет) целостность и автономность саморазвивающегося и перспективного профессионала (К. А. АбульхановаСлавская, Л. Г. Дикая, А. О. Прохоров).

2. Психодинамические механизмы характеризуются, по мнению З. Фрейда, тем, что творческую активность можно рассматривать как результат сублимации, смещения полового влечения в другую сферу деятельности: в результате творческого акта лежит всегда опредмеченная в социально приемлемой форме сексуальная фантазия. Э. Фромм психологические механизмы рассматривал исходя из понимания креативности как способности удивляться и познавать, умения находить решения в нестандартных ситуациях, как нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта . Динамическая регуляторная система, по мнению О. К. Тихомирова, формируется по принципу «Здесь и сейчас» и проявляется в регулировании смысла .

3. Механизм позитивной самооценки – оценивание профессионалом своих действий и деятельности в целом и внесение в нее конструктивных изменений и коррективов на основе анализа творческих ресурсов. Самооценка как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей тогда является важным регулятором мышления и поведения личности, когда у субъекта проявляется позитивное отношение к себе.

V. Деятельностные механизмы отвечают на вопрос « Что?» и обеспечивают профессиональную адаптацию, идентификацию и оптацию.

1. Механизм творческой рефлексии: осознание и понимание, каким образом происходит творческое изменение и улучшение деятельности. Применение рефлексии способствует расширению и увеличению зоны внутреннего плана и внешней активности. Взаимосвязь внешнего (предметного) и внутреннего (модельного) планов действий составляет основу психологического механизма творческой деятельности человека. Данный механизм характеризуется переосмыслением и перестройкой субъектом содержания своего сознания, своей деятельности, направленной на преобразование себя, своих личностных черт, в том числе креативных, и окружающего мира.

2. Механизм соотношения осознанных и неосознаваемых компонентов мыслительной деятельности. Творческий акт как включенный в контекст интеллектуальной деятельности рассматривается Я. А. Пономаревым через призму соотношения осознанных и неосознаваемых механизмов по следующей схеме: на начальном этапе постановки проблемы проявляет активность сознание, затем на этапе решения – бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения на третьем этапе занимается сознание .

3. Механизмы диссоциации и ассоциации. Работа профессионала не может стать творческой, если не обеспечены её механизмы диссоциации и ассоциации. Разложить действительность на элементы, освоить их для того, чтобы потом в конкретных условиях быть способным воссоединить их в необходимой – соответственно ситуации и поставленной цели!

– комбинации, – вот суть творчества. Обратимость мышления означает умение мыслить от конца к началу, от заведомого поражения к реальной победе. С помощью ассоциативного механизма осуществляется поиск неизвестного. Под ассоциациями понимается установление взаимосвязей между познаваемыми явлениями на основе наличия у них сходных или различных признаков.

4. Механизмы интериоризации и экстериоризации. Соотношение интериоризации и экстериоризации рассматривается как проявление двух сторон единого эвристического процесса. Интериоризация как формирование внутренних структур человеческой психики осуществляется благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). Экстериоризация (от лат. exterior – наружный, внешний) – процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся в ходе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Поиск неизвестного осуществляется с помощью следующих эвристических приемов: а) переформулирование требований задачи; б) рассмотрение крайних случаев; в) блокирование составляющих; г) аналогия; д) позитивное формулирование решаемой проблемы.

Начало жизненного этапа человека начинается с попытки проявить способности к творческому мышлению. Человек пытается выразить себя как личность через творчество, показать свою значимость и индивидуальность. Даже несмотря на то что это не жизненно необходимая способность и не нужна для выживания.

Понятие творческого мышления включает в себя такой процесс, в ходе работы которого появляются новые идеи, создаются условия для появления предметов искусства или быта, несущие ценность для человека и окружающих.

Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

  • Подготовка

Начальный этап становления, на котором происходит подготовка к размышлению, собирается информация, факты для дальнейшей переработки материала. На этом этапе затрагивается аналитическое мышление, создаются условия для решения проблем, ставятся цели.

  • Попытка к размышлению

На втором этапе проявляются условия к мыслительному процессу, за счет привлечения дивергентного мышления. Возможно появление разочарования, которое поможет критично отнестись к возникшим идеям, отбирая только самое уникальное.

  • «Высиживание» идеи

Этап приостановки творческого процесса, отвлечения на другие предметы. Он помогает отвлечься от задержавшегося процесса вынашивания идеи, посмотреть на нее с другой стороны, трезво оценив недостатки и достоинства, избегая репродуктивное творчество.

  • Творческое озарение

Происходит творческое озарение, интеллектуальный сдвиг с мертвой точки, открывающий проблемы и пути решения.

  • Анализ проделанной работы

На последнем этапе происходит оценка проделанной работы, анализ полученных идей. Он происходит с помощью аналитического мышления, задействовав основные критерии оценки.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Творческое мышление предполагает развитие условия для появления нравственных и культурных начал в человеке. Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства. Через творчество человек показывает характер, видение окружающих людей, природы и содержание своего внутреннего мира.

Основой формирования творческого начала человека должны быть следующие критерии творческого мышления:

  • Способность к анализу, сравнению и синтезированию, присутствие причинно-следственных связей.
  • Критичное мышление, своевременное выявление ошибок и противоречий.
  • Способность прогнозировать дальнейшее развитие событий.
  • Способность к представлению предмета или объекта вневременных рамок, умение видеть вещи в будущем и прошедшем времени.
  • Уметь продвигать полученные идеи, разрабатывать возможные варианты событий.
  • Способность к получению новых интересных мыслей и идей в короткий период и с наименьшими затратами.

Типы и особенности творческого мышления

В психологии принято разделять творческое мышление на два типа: конкретно - образное и словесно – логическое. Обладатели конкретно – образного мышления считаются талантливыми, так как воспринимают окружающий мир в конкретных образах. При работе мозга этот тип творческого мышления задействует правую часть мозга, которая отвечает за эмоциональную сторону интеллекта.

Словесно-логический тип склонен к выполнению приземленных абстрактных понятий, с логическим или словесным направлением. Соответственно такой тип мышления относится к левому полушарию мозга, который отвечает за логические процессы и математический склад ума.

Но способность к творчеству не останавливается на одном конкретном типе личности, а может присутствовать у всех. Особенности творческого мышления помогают объединить образы и создать абстракции.

Особенности творческого мышления

  • Неординарность

Желание творить, создавать новые идеи и предметы, уникальные в своем роде. Полученные в ходе творческого процесса вещи должны иметь ценность.

  • Многосторонность

Рассмотрение объекта с другой не свойственной ему стороны, применение к нему свежего взгляда. Попытка найти скрытый потенциал, учитывая основные характеристики и черты.

  • Гибкое восприятие

Способность к изменению взгляда на характер явления или объекта. Попытка рассмотреть стороны способные изменить область применение объекта и повысить его уникальность.

  • Адаптированность

Переход с одной точки зрения на другую. Способность перерабатывать большой объем информации и выдумывать интересные идеи и ситуации.

Связь воображения и творческого мышления в психологии

Воображение является частью творческого мышления. Они тесно связаны между собой и являются основой друг друга. Воображение связывает и объединяет структуры интеллекта: внимание, восприятие, память.

Только человеческое сознание создает условия для появления реальности в образах. Эта способность связана с психическим и смысловым видом мышления, объединяя их в одно целое. Воображение человека загадочный и необъяснимый процесс, до сих пор до конца не изученный. Благодаря ему создаются условия для появления шедевров литературы, скульптуры и живописи.

Возможности воображения безграничны, оно показывает реальность в другом ракурсе и имеет огромное значение для психологии и интеллектуального развития человека:

  • Творческое воображение планирует действия и поступки, оценивает свое поведение и полученный результат.
  • Воображение помогает «путешествовать» во времени, вызывая в сознание прошедшие события и впечатления, получая новые творческие идеи
  • Воображение выполняет цели и задачи, не реализованные в жизни. Додумываются некоторые моменты.

Воображение человека перерабатывает предметы и действия разного содержания, которые содержат черты, не имеющие аналогов в реальности. Придуманные предметы и события принято называть фантазией, а желаемое развитие событий является мечтой.

Воображение человека бывает:

  • Активное помогает вызвать образы, при содействии силы воли. Вызываемый образ не всегда имеет соответствие с описанием предмета, а несет индивидуальное представление о нем.
  • Пассивное. Мысли и идеи появляются спонтанно, в независимости от желания человека.
  • Продуктивное. Появление новых идей связано с жизненным опытом человека.
  • Репродуктивное. Воображение репродуктивное -это перенесение пережитых эмоций и действий в творчество человека. Репродуктивное воображение не содержит вымышленных элементов.

Как активизировать творческое мышление

В психологии разработаны методы активизации творческого мышления. Они помогут устранить установившийся взгляд на вещи, убрать репродуктивное мышление и освободить сознание для новых открытий. Эти методы создают специальные условия на формирование творческого мышления и повышения его продуктивности.

  • Самым популярным способом активизировать мышление в психологии является метод «мозгового штурма». Определение «мозговой штурм» появилось в 40-е годы в Америке. Его суть заключается в коллективном решении поставленных задач, разделяя присутствующих на тех, кто критикует и тех, кто «предлагает».
  • Еще одним методом активизации мыслительного процесса является изменение условия выполняемого задания. Мысленно изменяем поставленную задачу, сначала изменяя размер, затем время и стоимость. В ходе предложенного метода меняется взгляд на решение, и появляются новые идеи.

Диагностика творческих способностей

Выяснить предрасположенность к творчеству можно с помощью такой системы, как диагностика. Она поможет понять насколько вы творческая личность, уровень креативности, выявить предрасположенность к созданию предметов искусства. Диагностика креативности выполняется путем оценки конкретных черт творческих способностей.

Для полноценного и достоверного проведения диагностика креативности затрагивает все элементы творческого мышления, включая память, восприятие, мечты и воображение.

Проведенные исследования диагностики творческих способностей и креативности делятся на 2 части:

  • Креативность

Эта диагностика личности оценивает познавательные многофункциональные способности личности, связанные с развитием интеллектуальных способностей. Это направление представляют работы и тесты Э. Торренса, С. Тейлора, С. Медника, Дж. Гилфорда. Они основаны на изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей с появлением новых образов и идей.

  • Креативность личности

Задачей этого направления является диагностика психологии личности, условия появления творчества, за счет индивидуальных особенностей человека. Это исследование направлено на поиск критериев появления креативности. Представители направления А. Маслоу, Д. Богоявленская, Ф. Баррон.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

Определение латерального мышление Боно (лат. Lateralis, переводится как «смещенный») - представляет собой перенаправленный вид мышления по отношению к обычному мышлению.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы.

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т. д.

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности.

Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение; 2) семантическую гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике; 3) образную адаптивную гибкость – способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 4) семантическую спонтанную гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших. В жизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого процесса. Поэтому ситуации можно разделить исходя из того, какой из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется проявить способность к генерации идей (первый этап творческого процесса), – критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи (второй этап творчества). В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления «положительных» эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.


Сегодня психологи убеждены: творческому мышлению можно научить. Для этого необходимо развить соответствующие способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

1. Конформизм – желание быть похожим на других. Люди опасаются высказывать оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего связаны с печальным детским опытом непонимания и осуждения их идей среди взрослых или сверстников.

2. Ригидность – трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

3. Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность отвлечься от упорного сидения над проблемой, отдохнуть. Если же человек во что бы то ни стало стремится решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

4. Цензура – внутренняя критика любой собственной идеи.