Презентация на тему "Реформы Александра II". Мировой суд Общий суд. Учебно-методическое обеспечение урока

Либеральные реформы Александра II вывели Российскую империю на новый качественный уровень. Правительство императора разработало и провело целый комплекс реформ российского государства, одними из которых были судебная реформа, военная реформа и реформа народного просвещения. Судебная реформа ставила себе целью создание всесословной судебной системы и ее совершенствование. Военная реформа была призвана увеличить качество и боеспособность российской армии. Реформа народного образования стремилась создать в стране всесословное образование и повысить грамотность среди населения. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Судебная реформа была проведена в России в 1864 г. Общий смысл реформы заключался в расширении возможности судов, введении равного для всех судопроизводства, а также создании судов новых типов. В ходе нее были созданы суды двух видов: коронные (государственные) и мировые (общинные).

Мировой суд являлся общинным. Членов этих судов, мировых судей (рис. 2), избирали посредством выборов, проводившихся земскими или городскими собраниями. Таким образом, в России возникла ситуация, когда граждане могли сами влиять на людей, которые осуществляли судопроизводство. Официально провозглашалась независимость судей и их несменяемость, то есть отстранить судью от должности можно было только в том случае, если он совершил преступление.

Рис. 2. Мировой судья ()

Вышеперечисленные меры были сделаны для того, чтобы власть не могла повлиять на суды. Однако вскоре власти стали перемещать судей с места на место, а в 1885 г. министр юстиции получил право убирать судей, неугодных властям.

Что касается функций мировых судов, то они разбирали мелкие дела об уголовных и гражданских правонарушениях.

Формально в ходе судебной реформы 1864 г. провозглашалась всесословность, то есть представители всех сословий должны были обращаться в одни и те же суды. На практике же этот принцип постоянно нарушался. В России продолжали существовать особые суды для военных, духовенства, высших чиновников. Суд над высшими членами общества осуществлял Сенат.

Огромное значение имело появление в судебном процессе новых участников - судебных следователей, адвокатов и присяжных заседателей. До 1864 г. судебное следствие и суд в России не были разделены - это влияло на объективность судей. Теперь же появился институт судебных следователей, которые должны были сами расследовать дело и представлять суду уже готовые документы. Судья же мог теперь просто рассмотреть эти документы и доказательства и решить, виновен человек или нет.

Еще одним очень важным моментом реформы было появление адвокатов, или присяжных поверенных (рис. 3). Адвокаты - это профессиональные правозащитники, оказывающие юридическую помощь на профессиональной основе. Института адвокатуры в России до 1860-х гг. просто не существовало. Появление его позволило судам вести дело на более профессиональной основе. То есть теперь не только карающая, административная, власть знала законодательство, но и обвиняемая сторона могла профессионально защищаться.

Рис. 3. Три адвоката за разговором ()

В ходе судебной реформы Александра II , кроме профессиональных судей, появились еще и суды присяжных заседателей (рис. 4). Они состояли из простых людей - обывателей, которые давали присягу в том, что они будут судить честно и беспристрастно. Такие суды присяжных давали возможность жителям Российской империи самим повлиять на процесс судопроизводства.

Рис. 4. Заседание нового суда с присяжными заседателями ()

Однако судебная реформа не касалась самой важной категории политических дел, рассматриваемых в судах. Начиная с 1871 г. следствие по политическим делам осуществляли не обычные следователи, а жандармерия (рис. 5) - политическая полиция, а с 1878 г. решение таких дел было передано военным судам. Это было шагом назад, который очень серьезно тормозил судебную реформу Александра II. Тем не менее данная реформа имела положительное значение для судебной системы Российской империи.

Рис. 5. Форма жандармов в Российской империи ()

Важнейшее значение имела серия военных реформ, проводившихся Александром II с 1861 по 1876 гг. Инициатором этих реформ и человеком, ответственным за них, был военный министр Д.А. Милютин (рис. 6). Все преобразования, проводившиеся в военной сфере в это время, можно условно разделить на три группы.

Рис. 6. Д.А. Милютин - военный министр России ()

Первым направлением была централизация управления армией. В 1864 г. Россия была разделена на 15 военных округов, напрямую подчинявшихся военному министерству. В 1867 г. в ведение военного министерства были переданы так называемые специальные войска, ранее имевшие свои собственные органы управления. Все это было закреплено введением военного судебного устава, который создавал единую систему судопроизводства в армии. Военную судебную систему возглавлял Главный военный суд, а в военное время - Главный военно-полевой суд.

Вторая линия реформ была связана с изменением принципа комплектования армии. Сроки службы рекрутов в России в начале 1860-х гг. были сокращены с 20 до 12 лет. Кроме того, по-другому стали готовить и офицеров (рис. 7). Были открыты или преобразованы военные учебные заведения, например Академия Генерального Штаба. Но если Артиллерийская, Медицинская и другие академии были предназначены для дворян, то основная масса офицерства оканчивала открытые юнкерские школы и училища, куда принимали представителей всех сословий. Это увеличивало кадровый потенциал армии.

Рис. 7. Российские офицеры второй половины XIX в. ()

Наконец, в 1874 г. принцип комплектования армии был изменен кардинально. Это и была третья линия комплекса военных реформ эпохи Александра II . С рекрутчиной было покончено - вместо нее вводилась всеобщая воинская повинность (рис. 8). Согласно принятому закону в армию призывались мужчины в возрасте от 20 лет. Это создавало переизбыток потенциальных солдат. Из-за этого была введена широкая система льгот. От службы в армии освобождались единственные сыновья, единственные кормильцы в семье, а также по состоянию здоровья и те, чьи старшие братья уже служили или служат. Благодаря этому планы по призыву в Российской империи выполнялись и перевыполнялись каждый год.

Кроме всего прочего, был радикально сокращен срок службы - с 25 до 7 лет. Именно это позволило значительно сократить численность армии в мирное время, поскольку у нее появлялся многочисленный обученный резерв, который можно было быстро мобилизовать в случае войны.

Рис. 8. Военнообязанные ()

Значение введения всеобщей воинской повинности заключалось в первую очередь в повышении качества солдат. Формально численность русской армии сократилась на 40 %, зато повысилась ее боеспособность. В армии солдат обучали читать и писать. Для тех же, кто уже был образован, предусматривались льготы - они меньше служили.

В ходе военной реформы началось и техническое перевооружение армии, хотя оно шло достаточно медленно . Уже тогда гладкоствольные ружья стали заменять нарезными. Улучшалось и техническое снабжение войск. В 1876 г. была введена военно-конская повинность: население за свой счет должно было снабжать армию лошадьми. Это был единственный способ обеспечить маневренность армии и возможность быстрой переброски войск с одного участка на другой. Строились и паровые суда, хотя это тоже было непростым делом, и даже в конце XIX в. некоторая часть военного флота России была парусной.

Историки оценивают военную реформу Александра II более чем положительно. В результате нее в Российской империи была создана мощная боеспособная армия, которая сумела выиграть русско-турецкую войну 1877-1878 гг. и сыграть заметную роль в военных компаниях начала XX в.

Третья группа реформ, проведенная правительством Александра II , - это реформы в области образования, или народного просвещения. Необходимость их проведения была вызвана низким уровнем грамотности в стране. К началу правления Александра II число неграмотных в государстве превышало 80 %. Еще одной задачей реформ в области просвещения была задача создания всесословного образования. Россия нуждалась в большом количестве умных и образованных людей, которые имели бы возможность получить образование, несмотря на их социальный статус.

Проведение реформ в области образования началось в 1863 г. с принятия нового Университетского устава. Он возвращал университетам автономию, которую ликвидировал в 1835 г. император Николай I. Университеты теперь сами могли решать свои финансовые и хозяйственные проблемы, нанимать профессоров, принимать такие учебные планы, которые считали нужным, даже согласовывая их с министерством народного просвещения.

К уже существовавшим тогда университетам в Росси добавились еще два при Александре - Новороссийский (рис. 9) и Варшавский (рис. 10). Число студентов в российских вузах росло. Высшее образование в Российской империи до 1860-х гг. получали 5500 человек в год, а к концу правления Александра II - до 16 500 человек в год.

Рис. 9. Новороссийский университет в XIX в. ()

Рис. 10. Варшавский университет в XIX в. ()

В 1864 г. были изданы Устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалась доступная всесословная система образования. Теперь, кроме государственных образовательных учреждений, можно было создавать и частные, но под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в 3,5 раза и достигло 22 700. К концу XIX в. их количество выросло до 100 000, а обучались в них одновременно более миллиона человек.

В земских школах училось одновременно несколько десятков учащихся, а в некоторых из них количество учеников не превышало десяти. По реформе образования гимназии и училища в России были разделены на классические (рис. 11) и реальные (рис. 12). Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные - математическое и естественнонаучное. Таким образом, теперь жители Российской империи могли изучать те предметы, которые им нравились.

Рис. 11. Классическая гимназия в XIX в. ()

Рис. 12. Реальное училище в XIX в. ()

Однако оставалась одна проблема - образование в России было платным и для большинства ее жителей недоступным. Для неимущих, прежде всего крестьян, оставались церковно-приходские и появившиеся чуть позже земские школы, которые не могли сравниться с гимназиями по уровню образования. Самое главное, что такие школы не выдавали документа об их окончании, то есть продолжить обучение было практически невозможно.

Важным нововведением эпохи Александра II в области просвещения было создание в России женского образования. В 1862 г. было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого девушки могли получать только домашнее образование. Через семь лет, когда девушки стали оканчивать гимназии, появилась система высшего женского образования - система курсов. Одними из первых были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге, потом появились еще и Бестужевские курсы. В Москве же в 1872 г. были созданы Высшие женские курсы профессора В.И. Герье.

Таким образом, реформы Александра II затронули практически все российское общество. Просвещенные люди надеялись, что император и дальше будет править в либеральном духе и дарует стране Конституцию.

Список литературы

  1. Великие реформы России. 1856-1874: Сборник/Под. ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. - М.: Изд-во Московского университета, 1992 г.
  2. Виленский Б.В. Судебная реформа и контр реформа в России. - Саратов, 1969.
  3. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  4. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  5. Нечкина М.В. Реформа 1861 года как побочный продукт революционной борьбы//Революционная ситуация в России 1859-1861 гг.
  6. Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. - М.: Наука, 1992. - № 6.
  7. Чугунов П.Б. История России в реформах. - С.-П., 1994.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. Grandars.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Biofile.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте судебную реформу России 1864 г. Почему была так важна эта реформа?
  2. Что представляла из себя военная реформа России 1861-1876 гг. Каков был ее итог?
  3. Как проводилась реформа народного просвещения в Российской империи во время правления Александра II? Чему способствовала эта реформа?

Внутренняя политика Александра 2

Слайдов: 35 Слов: 1371 Звуков: 0 Эффектов: 5

Александр II – великий реформатор. Реформы Александра II. Назовите государственного деятеля. В.А. Жуковский. Александр II. Я.И. Ростовцев. Н. А. Милютин. Император Николай I. Кроссворд. Часть земель. Название реформы местного самоуправления. Название реформы. Повинности крестьян. Повинности крестьян в пользу феодала. Воинская повинность. Повинность, введенная Александром II. Земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу. Земля. Руководитель редакционной комиссии. Руководитель редакционной комиссии, занявший этот пост после Я.И. Ростовцева. Император, возглавивший либеральные реформы. - Внутренняя политика Александра 2.ppt

Реформы Александра II

Слайдов: 15 Слов: 1012 Звуков: 0 Эффектов: 24

История России. Эпоха великих реформ. 1.Александр II. 2.Предпосылки реформ. Крымская война: доказала непригодность государственной системы. 3.Первые мероприятия Александра II. Великая Княгиня Елена Павловна. Императрица Мария Александровна. Граф Сергей Степанович Ланской. 4.Подготовка реформ. Император Александр II. Заседание Редакционной комиссии по Крестьянскому вопросу. Кн. Константин Николаевич. В марте 1859 г.учреждается редакционная комиссия во главе с Я.И. Ростовцевым. Я.И.Ростовцев. Но Ростовцев до реформы не дожил. Н.А.Милютин. 5.Отмена крепостного права. Крестьяне становились свободными и наделялись гражданскими правами. - Реформы Александра II.ppt

Реформы Александра 2

Слайдов: 6 Слов: 367 Звуков: 0 Эффектов: 27

Реформы Александра II. Отмена крепостного права. Александр II подписал манифест об отмене крепостного Права. Крепостные получили личную свободу и часть общих Гражданских прав. Земская и городская реформы при Александре II. 1864 году новые органы местного самоуправления стали земства. Количество депутатов всех курий было одинаково. Аналогичной была система выборов в городской думе. Судебная реформа 1864 года. Одной из самых радикальных и последовательных реформ Александра II стала судебная. В уголовном разбирательстве состояли жюри присяжные в количестве 12 человек. По реформе 1864 года было введено 2 типа судов:1.Мировые.2.Общии. - Реформы Александра 2.ppt

Реформы Александра Второго

Слайдов: 24 Слов: 1023 Звуков: 0 Эффектов: 0

Либеральные реформы 60-70-х гг. Историческое значение реформ. Реформы Александра II. Историки. Реформы. Значение. Судебная реформа. Принципы нового суда. Судебная система России. Значение реформы. Военная реформа. Численность русской армии. Создание военных гимназий. Отмена рекрутских наборов. Гладкоствольное оружие. Запрещались телесные наказания. Создание массовой армии современного типа. Реформы в области просвещения. Положение о начальных народных училищах. Устав гимназий и прогимназий. Университетский устав. Расширение и совершенствование образования. Недостатки. - Реформы Александра Второго.ppt

Великие реформы Александра 2

Слайдов: 21 Слов: 2136 Звуков: 0 Эффектов: 3

Реформы Александра II. Предпосылки реформ. Термины. Предпосылки отмены крепостного права. Первые мероприятия Александра II. Подготовка реформ. Документы по реформе. Манифест. Основные положения манифеста. Крестьяне. Выкупная операция. Значение отмены крепостного права. Замкнутость и привязанность с к общине. Земская и городская реформы. Городская реформа. Судебная реформа. Военная реформа. Финансовая реформа. Реформы просвещения. Гимназический устав. Реформа цензуры. - Великие реформы Александра 2.ppt

Либеральные реформы Александра 2

Слайдов: 40 Слов: 1499 Звуков: 0 Эффектов: 126

Реформы 60-70-х годов XIX века. Царь – освободитель. Александр II. Либеральные реформы. Либерализм. Родоначальники либерализма. Что такое модернизация. Заполните таблицу. Б.М. Кустодиев. Повторим понятия и термины. Крестьянская реформа. Г.Г. Мясоедов. Земское самоуправление. Земская реформа. Модернизация. С.-Петербургский университет. Новый университетский устав. Реформа образования. В.М. Маковский. Суд присяжных. Судебная реформа. Панорама. Всеобщая воинская повинность. Преимущество реформы. Военная реформа. Российские либералы. Дмитрий Милютин. Александр II и российские либералы. - Либеральные реформы Александра 2.ppt

Значение либеральных реформ Александра 2

Слайдов: 56 Слов: 2254 Звуков: 0 Эффектов: 103

Характеристика внутренней политики российского правительства. Либеральные реформы. Характеристика внутренней политики. Александр ІІ. Коронация. Эпоха. Валуев. Милютин. Покушение. Меры для укрепления общественного порядка. Направление деятельности. Основные положения. Земская реформа. Губернская управа. Городская реформа. Городская дума. Судебная реформа. Сенат. Принципы буржуазного права. Отмена телесных наказаний. Финансовые реформы. Порядок в составление смет. Государственный контроль. Цензурная реформа. Реформы в области образования. Закон божий. Представители. - Значение либеральных реформ Александра 2.ppt

Административные реформы 1867-1868 гг

Слайдов: 10 Слов: 196 Звуков: 0 Эффектов: 0

Административные реформы 1867-1868 гг. в Казахстане. Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости, в свою очередь, делились на аулы, как административные единицы, во главе которых ставились выборные аульные старшины. Административный аул, составлялся из 120-200 кибиток. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Органы управления по реформам. Высшую власть в генерал-губернаторстве осуществлял генерал-губернатор имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственные полномочия. - Административные реформы 1867-1868 гг.ppt

Военная реформа Александра II

Слайдов: 16 Слов: 1152 Звуков: 0 Эффектов: 0

Военная реформа Александра II. Несовершенство всей системы Военного и Морского министерства. Снаряжение русских солдат было тяжелым и неудобным. Военная реформа в царствование Александра II назревала. Свободные податные сословия. Важные реформы. Общая программа военных реформ. Реорганизация центрального военного управления. Реорганизация департамента Генерального штаба. Офицеры Генерального штаба. Реорганизация местного военного управления. Положение о военно-окружных управлениях. Учреждение военных округов. Штаб округа. Сроки мобилизации армии были сокращены. - Военная реформа Александра II.pptx

Судебная реформа Александра II

Слайдов: 20 Слов: 794 Звуков: 0 Эффектов: 13

Суд присяжных в России. Положительное значение судебной реформы. Сравнение суда в России. Суд в России. Документы. Суд во времена «Русской правды». Орудия пытки в Московской Руси. Суд по Соборному уложению 1649 г. Судебники Ивана III и Ивана IV. Какой суд был до Александра II. Судебная реформа Александра II. Процесс Веры Засулич. Судья Кони. Судебное дело. Суд присяжных в современной России. Сильные стороны суда присяжных. Недостатки суда присяжных. История суда в России. Урочные лета. -

Александр II и его реформы

Введение

Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования.

Глава 2. Отмена крепостного права.

Глава 3. Буржуазные реформы Александра II.

Заключение. Последствия реформ Александра II.

Список использованной литературы.

Введение.

Реформы, проведенные Александром II в ХIХ веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе я решил рассказать о реформах этого великого императора и попытался проанализировать их.

Прежде всего, в первой главе я сказал несколько слов о личности Александра Николаевича и о первых годах его царствования.

Вторую главу я посвятил проблеме отмены крепостного права, потому что, на мой взгляд, эта реформа явилась самой значительной не только за время его царствования, но и за все столетие.

В третьей главе я рассказал о прочих буржуазных реформах, таких как земская реформа, судебная, военная, образовательная, хозяйственная.

В заключении я попытался оценить последствия реформ Александра II.

Личность императора Александра Николаевича в первые годы его царствования.

Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх, потому что ни у императора Александра I, ни у цесаревича Константина не было сыновей, а в своем поколении он был старшим князем. Соответственно его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить его к высокой миссии.

Первым воспитателем Александра II был капитан Мердер, а в девять лет его обучением занялся В. А. Жуковский. Программа, по которой учился будущий император, была тщательно проработана и направлена на то, чтобы сделать, чтобы сделать его человеком образованным и всесторонне просвещенным, сохранив его от преждевременного увлечения мелочами военного дела. Программу Александр успешно освоил, но уберечься от военной «муштры» того времени не смог.

В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Судя по свидетельствам историков, Александр II находился под сильным влиянием отца, и перенимал некоторые его качества. Однако его отличали от железного характера Николая врожденная мягкость и великодушие. Именно поэтому личность Александра нельзя оценить однозначно - в разные моменты жизни он производит разное впечатление.

Первые годы своего царствования император пытался ликвидировать последствия Восточной войны и порядков николаевского времени. В отношении внешней политики Александр явился продолжателем «начал Священного Союза», руководивших политикой и Александра I, и Николая I. Кроме того, на первом приеме дипломатического корпуса, государь заявил, что готов продолжать войну, если не достигнет почетного мира. Таким образом, он продемонстрировал Европе, что, в этом плане, является продолжателем политики отца. Также и во внутренней политике у людей сложилось впечатление, что новый император продолжит дело своего отца. Однако на практике это оказалось не так: «повеяло мягкостью и терпимостью, характеристичными для темперамента нового монарха. Сняты были мелочные стеснения с печати; университеты вздохнули свободнее… », говорили, что «государь хочет правды, просвещения, честности и свободного голоса. » В действительности, так оно и было, так как, наученный горьким опытом бессилия в Крымской войне, Александр потребовал «откровенного изложения всех недостатков». Некоторые историки полагают, что на первых порах программы вообще не было, так как трудности военного времени не давали ему сосредоточится на внутреннем благоустройстве страны. Только после окончания войны в манифесте 19 марта 1856 года Александр II сказал свою знаменитую фразу, которая стала лозунгом для России на долгие годы: «Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности… „

Отмена крепостного права.

Крепостное право в России просуществовало гораздо дольше, чем в любой другой европейской стране и приняло такие формы, что мало чем отличалось от рабства. Однако пойти на отмену крепостного права правительство смогло лишь в 1861 году.

Что же заставило помещиков и правительство отказаться от столь удобной формы эксплуатации?

Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению “лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. » В экономической сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на принудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян.

В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные: 1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений; 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений; 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волнения перерастут во «вторую пугачевщину».

Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны.

Опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно кардинально различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более либеральный ее вариант освобождение крестьян с землей со сравнительно умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке общественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ в. сложились два идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление русской мысли: А. И. Герцена и Н. П. Огарева, - 8 Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т.д.

В. И. Ленин называл обстановку общественно-политического кризиса в России на рубеже 50-60-х годов «революционной ситуацией» и выделял три ее объективных признака: 1) «кризис верхов», выражавшийся в их невозможности «управлять по старому»; 2) «обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов»; 3) «значительное повышение активности масс», не желавших «жить по-старому».

Но революционные силы были настолько слабы, что с помощью проведения ряда буржуазных реформ, самодержавие не только смогло выйти из кризиса, но и укрепить свои позиции. Вот в какой обстановке проводилась отмена крепостного права.

К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина был внесен пункт о праве помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в собственность и бесплатно («в дар») четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного» (крестьяне называли его «сиротским»).

19 февраля «Положения» (они включали в себя 17 законодательных актов) были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия, переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в пореформенной России.

По «Положениям» было введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по маловажным преступлениям и имущественным искам.

Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством «выкупной системы». В «Положениях „указано, что помещики смогут получить земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами, как казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет “Выкупными платежами».

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу обязательств крестьянина по отношению к помещику.

Это следовало изложить в «уставной грамоте» в течение одного года с момента освобождения.

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных, экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина, и отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину или платить оброк. Так как определенного срока, по истечении которого временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный выкуп, не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда, к 1881 году их оставалось не более 15%).

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Буржуазные реформы Александра II.

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

PAGE_BREAK--

Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой- 12 земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).

Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.).

Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, мере наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участие присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.

В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21- 14 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число (обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников). Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет: 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время управления военным министерством графом Д. А. Милютиным).

Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция, затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета. Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам, выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что встала реальная проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, одна из которых - отмена винных откупов.

При Екатерине II частные лица «откупали» право продажи вина в определенном округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось «акцизом» (налогом в пользу государства). Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог. В связи с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения - банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

Россия начала терять характер патриархального землевладельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором Николаем I. Преподавание в университетах получило больше свободы, они стали доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получили права влиять каким-либо образом на порядок в университете, что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с пре - 16 обладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым, в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем. Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в университет. Реальные гимназии заменили «реальными училищами»; цель их была в том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка, пришлось выписывать специалистов из-за границы. Естественно, их преподавание не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.

Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская. До правления Александра II существовали только институты и частные пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться женские епархиальные училища.

Через некоторое время успешно разрешился вопрос о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане начального или народного образования.

Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.

Заключение.

Последствия реформ Александра II.

Итак, мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

Мне хотелось бы закончить словами А. А. Кизеветтера о правлении Александра II: «Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования. „

Список использованной литературы:

1. С. Ф. Платонов “Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.

2. С. Ф. Платонов «Учебник русской истории», Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1993 год.

3. С. Ф. Платонов «Собрание сочинений», т. 1.

4. В. А. Федоров «Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века», Москва, издательство «Манускрипт», 1993 год.

Презентацию на тему Александр II и его реформы можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: История. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайдов.

Слайды презентации

Александр II

Александр II Николаевич Освободитель- император всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855-1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.

Родился 17 апреля 1818 года, в Светлую среду, в 11 часов утра в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле, куда вся императорская фамилия, исключая дядю новорождённого Александра II, бывшего в инспекционной поездке по югу России, прибыла в начале апреля для говенья и встречи Пасхи.

По достижении совершеннолетия 23 апреля 1834 (день принесения им присяги) наследник-цесаревич был введён своим отцом в состав основных государственных институтов империи.

В 1837 году Александр совершил большое путешествие по России и посетил 29 губерний Европейской части, Закавказья и Западной Сибири, а в 1838-1839 годах побывал в Европе.

Начало правления

Перед страной стоял ряд сложных внутри- и внешнеполитических вопросов; финансы были крайне расстроены неудачной Крымской войной, в ходе которой Россия оказалась в полной международной изоляции.

Первым из важных шагов было заключение Парижского мира в марте 1856 года - на условиях, которые в создавшейся ситуации были не самыми плохими (в Англии были сильны настроения продолжать войну до полного разгрома и расчленения Российской империи).

Весной 1856 года Александр II посетил Великое княжество Финляндское, где выступил в университете и сенате, затем Варшаву и Берлин, где имел весьма важную для него встречу с прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV (брат его матери), с которым тайно скрепил «двойственный союз», прорвав таким образом внешнеполитическую блокаду России.

Основные реформы

Отмена крепостного права (1861)

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными». Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

4. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение. 5. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела. 6. Также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

Реформа состояла в том, что вопросы местного хозяйства, взыскание налогов, утверждение бюджета, начального образования, медицинского и ветеринарного обслуживания отныне поручались выборным учреждениям - уездным и губернским земским управам. Выборы представителей от населения в земство (земских гласных) были двухстепенными и обеспечивали численное преобладание дворян. Гласные из крестьян составляли меньшинство. Избирались сроком на 4 года. Земства занимались решением вопросов местного управления. В то же время во всем, что касалось интересов крестьян, земства руководствовались интересами помещиков, контролировавших их деятельность. Помимо того, земские учреждения на местах были подчинены царской администрации и в первую очередь губернаторам. Земство состояло: земские губернские собрания (законодательная власть), земские управы (исполнительная власть).

Судебный устав 1864 года

Устав вводил единую систему судебных учреждений. Судебные заседания проводились с участием заинтересованных сторон, были публичными, и отчёты о них публиковались в печати. Тяжущиеся стороны могли нанимать для защиты адвокатов, имевших юридическое образование и не состоявших на государственной службе. Новое судоустройство отвечало потребностям капиталистического развития, но на нём всё ещё сохранялись отпечатки крепостничества - для крестьян создавались особые волостные суды, в которых сохранялись телесные наказания. Политические дела рассматривались без участия присяжных заседателей и т. д., в то время как должностные преступления чиновников оставались неподсудными общим судебным инстанциям.

Военная реформа

Организационные реформы

Технологические реформы в области вооружений

Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления. В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.

В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок и выпуску других орудий

Реформа образования

В ходе реформ 1860-х годов была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В последние годы царствования Александра II были приняты решения (о введении полицейского контроля в вузах, об ограничении принятия в вузы «лиц, материально не обеспеченных» и др.), которые «перечеркивали буквально все, что было осуществлено в области народного просвещения с момента отмены крепостного права».

Внешняя политика

В царствование Александра II Россия вернулась к политике всемерного расширения Российской империи. За этот период к России были присоединены Средняя Азия, Северный Кавказ, Дальний Восток, Бессарабия, Батуми. Победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Удачно закончилось продвижение в Среднюю Азию. После долгого сопротивления император решился на войну с Османской империей 1877-1878 годов. Смысл присоединения некоторых новых территорий, в особенности Средней Азии, был непонятен части российского общества. Между тем, это завоевание обернулось большими людскими потерями и материальными затратами. В 1876-1877 годах Александр II принял личное участие в заключении секретного соглашения с Австрией в связи с русско-турецкой войной, следствием которого, по мнению некоторых историков и дипломатов второй половины XIX века, стал Берлинский трактат (1878), вошедший в отечественную историографию как «ущербный». В 1867 году Аляска (Русская Америка) была продана Соединённым Штатам за 7 млн долларов. Историки полагали, что правительство Александра II проводило политику, не отвечавшую интересам страны, чему способствовала позиция самого монарха: «Благоговея перед своим дядюшкой - прусским королем, а позднее германским императором Вильгельмом I, он всячески содействовал образованию единой милитаристской Германии». Во время франко-прусской войны 1870 года «георгиевские кресты щедро раздавались германским офицерам, а знаки ордена - солдатам, как будто они сражались за интересы России».

Убийство

1 (13) марта 1881, в 3 часа 35 минут пополудни, Александр II скончался в Зимнем дворце вследствие смертельного ранения, полученного на набережной Екатерининского канала (Петербург) около 2 часов 25 минут пополудни в тот же день, - от взрыва бомбы (второй в ходе покушения), брошенной под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким; погиб в тот день, когда был намерен одобрить конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова. Покушение произошло, когда император возвращался после войскового развода в Михайловском манеже. Накануне, 28 февраля (суббота первой седмицы Великого поста), император в Малой церкви Зимнего дворца, вместе с некоторыми другими членами семьи, приобщился Святых Таин.

Итоги царствования

Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий. Вместе с тем, экономическое положение страны ухудшилось: промышленность поразила затяжная депрессия, в деревне было несколько случаев массового голода. Обострилась проблема коррупции. В российском обществе образовался раскол и острые социальные противоречия, которые достигли своего пика к концу царствования.

Не были отменены телесные наказания в отношении крестьян; Учреждение земств привело к дискриминации низших сословий; Судебная реформа не смогла воспрепятствовать росту судебного и полицейского произвола. Кроме того, по мнению специалистов по аграрному вопросу, крестьянская реформа 1861 года привела к возникновению серьёзных новых проблем, которые стали одной из причин будущих революций 1905 и 1917 года.

Оценки некоторых реформ Александра II противоречивы. Либеральная пресса называли его реформы «великими». Вместе с тем, значительная часть населения, а также ряд государственных деятелей той эпохи отрицательно оценила эти реформы. Многие современники и ряд историков утверждали, что действительного освобождения крестьян не произошло (был создан лишь механизм такого освобождения, причем несправедливый);