План самообразования развитию математических представлений. Индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников" методическая разработка (подготовительная г
План работы по самообразованию
Воспитатель
Жуйкова Инна Анатольевна
Подготовительной группы
«Почемучки»
МДОУ д/с «Улыбка»
Тема: «Работа с родителями по ФЭМП»
Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи: Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.
Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.
Литература:
1 Программ «Радуга» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, и др.
2.Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2006.
3.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.
4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.
Раздел плана | Сроки выполнения | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки работ и т. д.) |
Сентябрь | Родительское собрание «Задачи на учебный год» | Анкетирование по ФЭМП |
|
Октябрь | Анкетирование по ФЭМП Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП » | Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками . |
|
Ноябрь | Консультация для родителей «Математические игры» Проект «И прекрасна и сильна математика страна» | математический КВН. |
|
Декабрь | Консультация для родителей «Зачем детям математика» Выступление на педсовете «работа с родителями по ФЭМП» | Выпуск стенгазеты «И прекрасна и сильна математика страна» |
|
Январь | Родительское собрание «Дидактические игры по математике» | Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм). |
|
Февраль | Тематическая консультация «Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны» | Сочинение сказки «Про цифры» |
|
Март | Консультация для родителей «Роль д/и по фэмп для детей » | Выставка рисунков детей совместно с родителями «величина» |
|
Апрель | Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика» | Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома» |
|
Родительское собрание «Итоги года» | Выпуск стенгазеты «Какими мы были» |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 000 комбинированного вида»
Отчет по самообразованию на тему:
«Использование игровых приемов при
формировании элементарных математических
представлений дошкольников».
Составила:
Саранск 2016 г
В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 4-5 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений является наиболее математических представлений у детей 4-5 лет подходящей формой обучения детей раннего возраста.
Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;
Изучить основные математические игры для детей 4-5 лет.
Изготовить дидактические игры по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет;
Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 4-5 лет в различных направлениях воспитательной работы .
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Дидактические игры делятся на:
Игры с предметами
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности , общего умственного развития.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
«Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду. , и др. Под ред. , . ; «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — . «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина. «Играем в числа» — серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. , «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. , «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования . — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. . Математика для детей 4-5 лет. Формирование элементарных математических представлений «От рождения до школы». , «Мозаика-Синтез», 2014г.
Изучение темы начала с раздела: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в детском саду». Изучила тему математические игры 4-5 лет, подобрала материал для математических игр и изготовила картотеку по ФЭМП. Провела консультацию для родителей «Играйте вместе с детьми».
В течение года изучила следующие темы:
1.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге « ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: « Собери Снеговика», «Что лишнее?», «Укрась платок»…).
3.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
4. Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 4-5 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».
В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:
1. Дидактические игры:
«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)
«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)
«Подбери ключик к замочку»
«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»
«Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)
«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)
«Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)
«Найди свою пару» (варежку)
2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:
Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.
3. Игры – соревнования:
«Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)
4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
«Магазин игрушек» (много, один, поровну)
«Зоопарк» (счёт)
«Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)
«Путешествие на корабле»
5. Игровые математические знания с театрализацией:
«Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
6. Настольно – печатные игры:
«Парные картинки»
«Домино»
«Цветная мазайка»
«Пазлы»
7. Дидактические игры:
«Собери сказочного героя» (из частей)
«Кто больше найдёт отличий? »(2 паровоза, 2 собачки и т. д.)
«Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)
«Пароход», и т. д. «Дом»
«Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)
В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.
Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.
Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.
Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
План самообразования воспитателя на тему «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»
СРОК: в течение 2016-2017 учебного года.
Тема самообразования: «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»
Цель и задачи самообразо вания
- Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
3. Провести анализ эффективности проделанной работы
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
- Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.
1 Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:
Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.
- «Кодирование геометрических фигур»
- «Путешествие по морю к острову геометрических фигур»
2. Проведение игр – соревнований.
- «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) В течение учебного года
«Количество и счёт».
1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:
- «Зоопарк» (счёт)
- «Принимаем гостей» (сколько собачек – столько и тарелочек – поровну)
- «Путешествие на корабле»
2. Игровые математические знания с театрализацией:
-«Три медведя»
- «Математика в сказках»
- «Стоит в поле теремок»
- «Колобок ищет друзей»
«Ориентировка во времени».
Литература по теме:
1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.
3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
6. «Играем в числа» - серия пособий
7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
8 Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх
с родителями
Консультация: «Играйте вместе с детьми дома»;
Памятка для родителей: «Развитие логического мышления у детей 4-5 лет»;
Папки-передвижки: «Весёлые цифры»; «Живые геометрические фигуры»;
Круглый стол по теме: «Театрализованные игры с математическим содержанием»;
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.
месяц | Направление работы | Способ достижения |
сентябрь |
Работа с документацией. Выявление уровня знаний детей Работа с родителями |
Знакомство и анализ документации Диагностика детей Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста» |
октябрь |
Изучение сюжетно- дидактических игр Планирование работы с воспитанниками,требующими особого внимания |
Подготовка картотеки занимательного математического материала Создание индивидуальной работы с детьми |
ноябрь |
Изучение теории |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г.Казани
Тема самообразования:
«Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Ахметова Ландыш Ринадовна,
Воспитатель 1 квалификационной категории
План самообразования воспитателя
Тема самообразования:
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи самообразования по теме
Цель:
1. Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
Обогащать новыми представлениями и понятиями ; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
3. Обобщить педагогический опыт работы по теме « Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».
Задачи:
1. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.
2.Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии спсихологическими особенностями детей подготовительной группы.
3.Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
4.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
5.Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Направления саморазвития :
- Изучение нормативно – правовых документов.
- Изучение методической литературы.
- Знакомство с передовым педагогическим опытом.
- Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
- Разработка перспективного плана работы с детьми по теме.
- (обобщение опыта работы)
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
- Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
- Анализ и оценка результатов своей деятельности.
- Аттестация.
Предполагаемый результат:
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
- разработка рабочей программы по образовательной области «Познание»
- повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе МО;
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах
НА 2017/2018 учебный год
Форма самообразования : индивидуальная
Этапы | Сроки | Практическая деятельность |
|
Диагностический | Изучение нормативно-правовых документов | 2017/ 2018 учебный год | 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ". 3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. |
1. А. Белошистая « Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2 2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 . 3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста . М : Просвещение 1989. 4. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников . - М.: Лада, Москва, 2007 г. 5. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград : Учитель, 2013. Интернет-ресурсы: http://www.edu.ru; http://www.detskiysad.ru; http://www.moi-detsad.ru; |
|||
Практический | Работа с детьми Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса | 2017/ 2018 учебный год |
|
Работа с родителями | сентябрь 2017г. январь 2018 г. |
|
|
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | Январь-май 2018 г. |
|
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2018/2019 учебный год.
Этапы | Сроки | Практическая деятельность |
|
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2018/ 2019 учебный год . | 1. Ерофеева Т. И. и др. « Математика для дошкольников » . – М., 2006. 2. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005. 3. Метлина А. С. « Математика в детском саду » Просвещение, 2006. 4. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г. Интернет-ресурсы: http://www.edu.ru; http://www.detskiysad.ru; http://www.moi-detsad.ru; Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса |
|
|
Работа с родителями | Сентябрь 2018 г. Январь 2019 г. |
|
|
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | Ноябрь 2018г. Февраль 2019 г. |
|
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2019/2020 учебный год.
Этапы | Сроки | Практическая деятельность |
|
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2019/2020 учебный год | 1. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с. 2. Смоленцева, А. А. Сюжетно- дидактические игры . - М.: Просвещение, 1987. - 96 с. 3. Е. В. Сербина « Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992. Интернет-ресурсы http://www.edu.ru; http://www.detskiysad.ru; http://www.moi-detsad.ru; Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса |
|
|
Работа с родителями | Сентябрь 2019 г. январь 2020 г. |
|
|
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | ноябрь 2019 г. март 2020 г. |
|
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2020/2021 учебный год.
Этапы | Сроки | Практическая деятельность |
|
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2020/ 2021 учебный год | 1. Столяр А. А. « Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ,»– М.: 2006. 2. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996. 3. Фидлер М. А. « Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006. Интернет-ресурсы http://www.edu.ru; http://www.detskiysad.ru; http://www.moi-detsad.ru; Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми. Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса | 2021г. |
|
Работа родителями. | сентябрь2020 г. январь 2021г. |
|
|
Работа с педагогами. |
|||
Диагностический | Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом. | 2021/2022 учебный год | Продолжение изучения новой методической литературы по теме. Интернет-ресурсы http://www.edu.ru; http://www.detskiysad.ru; http://www.moi-detsad.ru; Открытые просмотры, взаимопосещения. |
Практический | Работа с детьми. Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы). Оснащение педагогического процесса | Сентябрь 2021 г.- май 2022 г. |
|
Работа с родителями | Сентябрь 2021 г май 2022 г. |
|
|
Декабрь 2022 г. |
|
||
Работа с педагогами. Участие в системе методической работы. | Сентябрь 2021 г. – декабрь 2022 г. Ноябрь 2022 г. | Ноябрь 2022 г. Декабрь 2022 г. Сентябрь-декабрь 2022 г. |
|
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Стабровой Евы Сергеевны
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
2017– 2018 учебный год
г.Сосновоборск
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
- процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа: средняя
Сроки: 2017-2018 учебный год
Ожидаемые результаты:
- детей:
Активизация познавательного интереса дошкольников;
Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
- воспитателя:
Повышение своего теоретического познания в области математики;
Умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
Пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
Оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1.Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.:ВАКО, 2005 г. - 208 с.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
8. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».
9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2.Перспективный план работы на 2017- 2018 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
Проведение первичной диагностики.
Анализ и оформление результатов диагностики.
Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
Изучение литературы по теме самообразования.
Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
НОЯБРЬ
Проведение занятий с использованием счетных палочек.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
Подготовка картотеки занимательного математического материала.
Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
Оформление уголка занимательной математики в группе.
Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».
МАЙ
Оформление документации
Проведение итоговой диагностики
Анализ, оформление результатов диагностики.
Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год
3. Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года) .
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .
Работа с детьми.
Сроки | Использование д/игр |
||||
Сентябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных | Дидактические | игры | на |
|
октябрь | математических представлениях. | усвоение понятия «цвета»: |
|||
«Сделаем | кукле бусы», |
||||
«Цветная вода», «Цветные |
|||||
палочки». | |||||
ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, | «Найди пару», «Разложи по |
|||
размеру. | коробочкам». | ||||
декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних» | д/игра «Что лишнее?», «Что |
|||
предметов. | изменилось?» | ||||
январь | Знакомство с понятиями «один», «много». | Дидактические | игры | по |
|
развитию | количественных |
||||
представлений: «В лес за |
|||||
грибами», «Малина для |
|||||
медвежат», «Угости зайчат». |
|||||
февраль | Сравнение групп предметов | по количеству | Дидактические | игры | по |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(столько же, больше, меньше). | развитию | равенства | на |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
основе сопоставления | двух |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
групп предметов: «Угостим |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
белочек | грибочками», |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Жучки | на | листиках», |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Бабочки и цветы». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
март | Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, | Дидактические | игры: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Подбери | дорожки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
количеством. | домикам», | «Почини |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формирование представлений о непосредственном | коврик», «Мостики для |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – | зайчат», «Подбери дорожки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
короче, шире – уже, выше – ниже) . | к домикам». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
апрель | Знакомство с геометрическими фигурами: круг и | Дидактические | игры: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник , | «Геометрическое | лото», |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
овал. | «Разложи | фигурки | по |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, | домикам», «Катится – не |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
формирование умения соотносить цифру с | катится», «Найди пару по |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
количеством. | форме». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
май | Формирование пространственных | представлений: | Дидактические | игры | на |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи- | расположение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
внутри, за-перед и др. | пространстве: | «Возьми |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. | игрушку», | «Магазин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнение предыдущего и последующего чисел. | игрушек». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дидактические | игры | на |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
умение соотносить цифры с |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
количеством: «Следопыты», |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа с педагогами Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
4.Заключительный этап Подготовить отчет по теме самообразования. Популярное |