План самообразования развитию математических представлений. Индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников" методическая разработка (подготовительная г

План работы по самообразованию

Воспитатель

Жуйкова Инна Анатольевна

Подготовительной группы

«Почемучки»

МДОУ д/с «Улыбка»

Тема: «Работа с родителями по ФЭМП»

Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи: Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающая . Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Литература:

1 Программ «Радуга» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, и др.

2.Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2006.

3.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.

4.А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

Раздел плана

Сроки выполнения

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставки работ и т. д.)

Сентябрь

Родительское собрание

«Задачи на учебный год»

Анкетирование по ФЭМП

Октябрь

Анкетирование по ФЭМП

Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП »

Помощь родителей в изготовление дидактических игр по ФЭМП своими руками .

Ноябрь

Консультация для родителей

«Математические игры»

Проект «И прекрасна и сильна математика страна»

математический КВН.

Декабрь

Консультация для родителей

«Зачем детям математика»

Выступление на педсовете «работа с родителями по ФЭМП»

Выпуск стенгазеты «И прекрасна и сильна математика страна»

Январь

Родительское собрание

«Дидактические игры по математике»

Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

Февраль

Тематическая консультация

«Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны»

Сочинение сказки «Про цифры»

Март

Консультация для родителей

«Роль д/и по фэмп для детей »

Выставка рисунков детей совместно с родителями «величина»

Апрель

Информация для родителей в родительский уголок

«Занимательная математика»

Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»

Родительское собрание «Итоги года»

Выпуск стенгазеты «Какими мы были»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000 комбинированного вида»

Отчет по самообразованию на тему:

«Использование игровых приемов при

формировании элементарных математических

представлений дошкольников».

Составила:

Саранск 2016 г

В 2015-2016 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 4-5 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Формирование элементарных математических представлений является наиболее математических представлений у детей 4-5 лет подходящей формой обучения детей раннего возраста.

Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал, действия с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом


Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:
- Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;

Изучить основные математические игры для детей 4-5 лет.

Изготовить дидактические игры по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет;

Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 4-5 лет в различных направлениях воспитательной работы .

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.


На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности , общего умственного развития.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

«Детство»: Программа развития и воспитания в детском саду. , и др. Под ред. , . ; «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — . «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина. «Играем в числа» — серия пособий «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина. , «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. , «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования . — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. . Математика для детей 4-5 лет. Формирование элементарных математических представлений «От рождения до школы». , «Мозаика-Синтез», 2014г.

Изучение темы начала с раздела: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в детском саду». Изучила тему математические игры 4-5 лет, подобрала материал для математических игр и изготовила картотеку по ФЭМП. Провела консультацию для родителей «Играйте вместе с детьми».


В течение года изучила следующие темы:

1.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью наглядности», изучила статью в книге « ФЭМП с помощью наглядности» из книги: «Занятия по математике в детском саду». В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

2. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу «Математика в детском саду», мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: « Собери Снеговика», «Что лишнее?», «Укрась платок»…).

3.«ФЭМП у детей 4-5 лет с помощью математической сказки». Для формирования элементарных математических представлений у детей 4-5 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи: «Теремок», «Три медведя», «Колобок»… Стихи детских поэтов: С. Михалков «Котята», С. Маршак «Веселый счет», многие считалки и потешки.
4. Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 4-5 лет». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми: «Помоги колобку найти дорогу до домика», «Соедини точки», «Цветные вкладыши», «Кто быстрее».

В течении учебного года, я с детьми использовала на занятиях и в свободное от занятий время следующие игры:

1. Дидактические игры:

«Сложи предмет из геометрических фигур» (как по образцу, так и без него)

«Помоги Золушке украсить варежки» (геометрическими фигурами)

«Подбери ключик к замочку»

«Помоги Незнайке найти геометрические фигуры»

«Не ошибись» — закрепление цвета (квадраты раскрась, синим цветом, круги – красным)

«Найди предмет такого же цвета» (Я показываю то красный, то жёлтый, то зелёный круг)

«Составь цепочку из предметов одного цвета» (Выбрать: ёлка, кузнечик, листик и т. д.)

«Найди свою пару» (варежку)

2. игры– путешествия, сюжетные игры с математическим содержанием:

Игра «Не промочи ноги» — можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат)и т. д.

3. Игры – соревнования:

«Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы)

4. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

«Зоопарк» (счёт)

«Прогулка в лес» (сколько берёзок – столько и птичек – поровну)

«Путешествие на корабле»

5. Игровые математические знания с театрализацией:

«Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

6. Настольно – печатные игры:

«Парные картинки»

«Домино»

«Цветная мазайка»

«Пазлы»

7. Дидактические игры:

«Собери сказочного героя» (из частей)

«Кто больше найдёт отличий? »(2 паровоза, 2 собачки и т. д.)

«Вырежи и приклей» (вырезают фигуры и приклеивают на картинку)

«Пароход», и т. д. «Дом»

«Когда это бывает? » — игра с мячом (Спим? — ночью и т. д.)

В результате изучения темы: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет», сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и т. п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

План самообразования воспитателя на тему «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»

СРОК: в течение 2016-2017 учебного года.

Тема самообразования: «ФЭМП через сюжетно –дидактические игры в среднем дошкольном возрасте»

Цель и задачи самообразо вания

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

3. Провести анализ эффективности проделанной работы

Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

1 Проведение игр – путешествий, сюжетных игр с математическим содержанием:

Игра «Не промочи ноги» - можно наступать только на те кочки, где нарисованы геометрические фигуры (Треугольник или квадрат) и т. д.

- «Кодирование геометрических фигур»

- «Путешествие по морю к острову геометрических фигур»

2. Проведение игр – соревнований.

- «Чья команда быстрее найдёт предметы? » (разной формы) В течение учебного года

«Количество и счёт».

1. Сюжетно – ролевые игры с использованием дидактического материала по ФЭМП:

- «Зоопарк» (счёт)

- «Принимаем гостей» (сколько собачек – столько и тарелочек – поровну)

- «Путешествие на корабле»

2. Игровые математические знания с театрализацией:

-«Три медведя»

- «Математика в сказках»

- «Стоит в поле теремок»

- «Колобок ищет друзей»

«Ориентировка во времени».

Литература по теме:

1. Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» - серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

8 Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх

с родителями

Консультация: «Играйте вместе с детьми дома»;

Памятка для родителей: «Развитие логического мышления у детей 4-5 лет»;

Папки-передвижки: «Весёлые цифры»; «Живые геометрические фигуры»;

Круглый стол по теме: «Театрализованные игры с математическим содержанием»;

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

месяц Направление работы Способ достижения
сентябрь

Работа с документацией.

Выявление уровня знаний детей

Работа с родителями

Знакомство и анализ документации

Диагностика детей

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста»

октябрь

Изучение сюжетно- дидактических игр

Планирование работы с воспитанниками,требующими особого внимания

Подготовка картотеки занимательного математического материала

Создание индивидуальной работы с детьми

ноябрь

Изучение теории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г.Казани

Тема самообразования:

«Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Ахметова Ландыш Ринадовна,

Воспитатель 1 квалификационной категории

План самообразования воспитателя

Тема самообразования:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель и задачи самообразования по теме

Цель:

1. Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :

Обогащать новыми представлениями и понятиями ; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

3. Обобщить педагогический опыт работы по теме « Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ».

Задачи:

1. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

2.Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии спсихологическими особенностями детей подготовительной группы.

3.Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

4.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

5.Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Направления саморазвития :

  • Изучение нормативно – правовых документов.
  • Изучение методической литературы.
  • Знакомство с передовым педагогическим опытом.
  • Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • Разработка перспективного плана работы с детьми по теме.
  • (обобщение опыта работы)
  • Работа с родителями.
  • Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.
  • Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).
  • Анализ и оценка результатов своей деятельности.
  • Аттестация.

Предполагаемый результат:

  • Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы)
  • разработка рабочей программы по образовательной области «Познание»
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • участие в педсоветах, семинарах, в работе МО;

Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах

НА 2017/2018 учебный год

Форма самообразования : индивидуальная

Этапы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение нормативно-правовых документов

2017/

2018 учебный год

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.

1. А. Белошистая « Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста . М : Просвещение 1989.

4. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников . - М.: Лада, Москва, 2007 г.

5. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград : Учитель, 2013.

Интернет-ресурсы:

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Практический

Работа с детьми

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

2017/

2018 учебный год

  • Разработка перспективного плана работы кружка «Графический диктант» для детей старшей и подготовительной к школе групп.
  • http://maam.ru , ;
  • Привлечение детей к изготовлению дидактического материала.

Работа с родителями

сентябрь 2017г.

январь

2018 г.

  • Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 6-7 лет».
  • Подготовить презентацию консультацию для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использование дидактических игр.

Работа с педагогами.

Участие в системе методической работы.

Январь-май

2018 г.

  • Подготовка и проведение семинара-практикума «Организация и проведение сюжетных логико-математических игр» (блоки Дьенеша»).

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2018/2019 учебный год.

Этапы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2018/

2019 учебный год .

1. Ерофеева Т. И. и др. « Математика для дошкольников » . – М., 2006.

2. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

3. Метлина А. С. « Математика в детском саду » Просвещение, 2006.

4. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г.

Интернет-ресурсы:

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Открытые просмотры, взаимопосещения.

Практический

Работа с детьми

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Разработка программы по развитию логического мышления посредством решения арифметических и логических задач у детей дошкольного возраста.
  • Оформление уголка занимательной математики в группе.
  • Пополнение личной страницы на сайтах http://maam.ru , ;
  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах

Работа с родителями

Сентябрь 2018 г.

Январь 2019 г.

  • Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет».
  • Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

Работа с педагогами.

Участие в системе методической работы.

Ноябрь 2018г.

Февраль

2019 г.

  • Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».
  • Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника»
  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2019/2020 учебный год.

Этапы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2019/2020 учебный год

1. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.

2. Смоленцева, А. А. Сюжетно- дидактические игры . - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

3. Е. В. Сербина « Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992.

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Открытые просмотры, взаимопосещения.

Практический

Работа с детьми

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Разработка программы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.
  • Подготовка картотеки презентаций для детей по ФЭМП.
  • Создание картотеки игр по ФЭМП.
  • Пополнение личной страницы на сайтах http://maam.ru , ;
  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).
  • Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала.
  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах

Работа с родителями

Сентябрь 2019 г.

январь 2020 г.

  • Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет».
  • Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».

Работа с педагогами.

Участие в системе методической работы.

ноябрь 2019 г.

март

2020 г.

  • Деловая игра "Использование мультимедийных презентаций в совместной деятельности в режимных моментах".
  • Консультация – диалог «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
  • Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2020/2021 учебный год.

Этапы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2020/

2021 учебный год

1. Столяр А. А. « Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ,»– М.: 2006.

2. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

3. Фидлер М. А. « Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Открытые просмотры, взаимопосещения.

Практический

Работа с детьми.

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

2021г.

  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Разработка программы по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста с использование занимательного игрового материала.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.
  • Пополнение уголка занимательной математики в группе.
  • Пополнение картотеки презентаций для детей по ФЭМП.
  • Пополнение картотеки игр по ФЭМП.
  • Пополнение личной страницы на сайтах http://maam.ru , ;
  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).
  • Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала.

Работа родителями.

сентябрь2020 г.

январь

2021г.

  • Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6 лет».
  • Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка дома с использованием палочек Кюизенера».

Работа с педагогами.

Диагностический

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

2021/2022 учебный год

Продолжение изучения новой методической литературы по теме.

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Открытые просмотры, взаимопосещения.

Практический

Работа с детьми.

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы).

Оснащение педагогического процесса

Сентябрь 2021 г.-

май 2022 г.

  • Разработка конспектов занятий с детьми.
  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими играм.
  • Пополнение уголка занимательной математики в группе.
  • Пополнение картотеки презентаций для детей по ФЭМП.
  • Пополнение картотеки игр по ФЭМП.
  • Пополнение личной страницы на сайтах http://maam.ru , ;
  • Пополнение педагогической копилки демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала).
  • Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала.

Работа с родителями

Сентябрь 2021 г

май 2022 г.

  • Проведение семинара-практикума с родителями «Играем дома в сюжетно логические -математические игры» (блоки Дьенеша).
  • Интегрированное занятие в подготовительной группе детей дошкольного возраста.

Декабрь 2022 г.

  • Консультативная помощь родителям по данной проблеме

Работа с педагогами.

Участие в системе методической работы.

Сентябрь 2021 г. – декабрь 2022 г.

Ноябрь 2022 г.

    Ноябрь 2022 г.

    Декабрь 2022 г.

    Сентябрь-декабрь 2022 г.

  • Создание презентации «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
  • Участие в работе МО и в проведении методических семинаров и научных конференциях по теме самообразования.
  • Проведение непосредственной образовательной деятельности для родителей и педагогов.
  • Участие в работе сайта детского сада.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Стабровой Евы Сергеевны

Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»

2017– 2018 учебный год

г.Сосновоборск

Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,

  • процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,

обобщать, классифицировать, анализировать).

Группа: средняя

Сроки: 2017-2018 учебный год

Ожидаемые результаты:

  • детей:

Активизация познавательного интереса дошкольников;

Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.

  • воспитателя:

Повышение своего теоретического познания в области математики;

Умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

Пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;

Оформление центра «Занимательная математика»

Этапы работы:

1.Организационный этап

Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.:ВАКО, 2005 г. - 208 с.

4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

8. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

2.Перспективный план работы на 2017- 2018 учебный год с детьми

СЕНТЯБРЬ

Проведение первичной диагностики.

Анализ и оформление результатов диагностики.

Составление перспективного плана работы.

ОКТЯБРЬ

Изучение литературы по теме самообразования.

Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)

НОЯБРЬ

Проведение занятий с использованием счетных палочек.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

Подготовка картотеки занимательного математического материала.

Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

ДЕКАБРЬ

Оформление уголка занимательной математики в группе.

Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)

Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки

ЯНВАРЬ

Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)

ФЕВРАЛЬ

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)

МАРТ

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

АПРЕЛЬ

Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».

МАЙ

Оформление документации

Проведение итоговой диагностики

Анализ, оформление результатов диагностики.

Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год

3. Накопительно-практический этап:

Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года) .

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .

Работа с детьми.

Сроки

Использование д/игр

Сентябрь

Мониторинг начальных знаний об элементарных

Дидактические

игры

на

октябрь

математических представлениях.

усвоение понятия «цвета»:

«Сделаем

кукле бусы»,

«Цветная вода», «Цветные

палочки».

ноябрь

Объединение предметов в группу по цвету, форме,

«Найди пару», «Разложи по

размеру.

коробочкам».

декабрь

Выделение части группы. Нахождение «лишних»

д/игра «Что лишнее?», «Что

предметов.

изменилось?»

январь

Знакомство с понятиями «один», «много».

Дидактические

игры

по

развитию

количественных

представлений: «В лес за

грибами», «Малина для

медвежат», «Угости зайчат».

февраль

Сравнение групп предметов

по количеству

Дидактические

игры

по

(столько же, больше, меньше).

развитию

равенства

на

основе сопоставления

двух

групп предметов: «Угостим

белочек

грибочками»,

«Жучки

на

листиках»,

«Бабочки и цветы».

март

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3,

Дидактические

игры:

«Подбери

дорожки

количеством.

домикам»,

«Почини

Формирование представлений о непосредственном

коврик», «Мостики для

сравнении предметов по длине и ширине (длиннее –

зайчат», «Подбери дорожки

короче, шире – уже, выше – ниже) .

к домикам».

апрель

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и

Дидактические

игры:

шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник ,

«Геометрическое

лото»,

овал.

«Разложи

фигурки

по

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5,

домикам», «Катится – не

формирование умения соотносить цифру с

катится», «Найди пару по

количеством.

форме».

май

Формирование пространственных

представлений:

Дидактические

игры

на

на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-

расположение

внутри, за-перед и др.

пространстве:

«Возьми

Количественный и порядковый счет от 1 до 5.

игрушку»,

«Магазин

Сравнение предыдущего и последующего чисел.

игрушек».

Дидактические

игры

на

умение соотносить цифры с

количеством: «Следопыты»,

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и

В течение года

демонстрационного материала.

2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед по запросам родителей.

В течение года

3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль

Ноябрь

дидактических игр в воспитании детей дошкольного

возраста».

4. Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

март

5.Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

Февраль

6. Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

7. Оформление центра «Занимательная математика»

В течение года

8. Изготовление папки передвижки по математике для родителей

Апрель

В течении года

Работа с педагогами

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

  • Проведение открытого занятия по ФЭМП
  • Изготовление лэтбука по математики

4.Заключительный этап

Подготовить отчет по теме самообразования.