Лекции по истории киевской руси. Лекции по истории руси

«Откуда есть пошла русская земля» – так еще в XII в. поставил вопрос о предыстории нашего Отечества автор знаменитой «Повести временных лет» монах Нестор.

Славянские языки относятся к индоевропейской языковой семье, куда входят также индийская, иранская, германская и другие языковые группы. Распад индоевропейской общности приходится на IV тысячелетие до нашей эры.

Впервые древние римляне упомянули о славянах в самом начале нашей эры.

Большинство историков полагают, что славяне – исконные жители Восточно-Европейской равнины.

Славяне вышли на историческую арену в V–VIII вв. нашей эры. Непосредственными предками русских, украинцев и белорусов были племена восточных славян. В V–VI вв. нашей эры славяне жили еще в условиях родового строя. Однако в этот период в социальной и политической жизни восточных славян начинаются глубокие изменения. Древние родовые отношения постепенно уступают место зарождающимся элементам государственности.

Основу экономической жизни восточных славян составляло земледелие, а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. На территории Восточной Европы издавна возделывались пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха. Сравнительно высокого уровня развития достигают кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное и другие ремесла. Однако окончательного отделения ремесла от земледелия еще не произошло.

В знаменитом труде летописца Нестора приводятся названия основных славянских племен. Западный берег Днепра занимало племя полян. Жителями современной правобережной Украины и Припятского Полесья были древляне.

Между Припятью и Березиной находились земли дреговичей, в верховьях Днепра, Волги и Западной Двины – кривичей. Самым северным из славянских племен были ильменские славяне, а самым восточным – вятичи, жившие в бассейне верхней Оки. Начиная приблизительно с VI в. возникают племенные центры – укрепленные города. Так, на земле полян возник Киев, на земле ильменских славян – Новгород, на земле кривичей – Смоленск. Уже в IX–X вв. на землях восточных славян насчитывалось не менее 25 городов.

По своим верованиям древние славяне были язычниками. Они поклонялись силам природы и духам предков. Источники свидетельствуют о поклонении Перуну – богу молний, грома, войны, Велесу – покровителю скота, Стрибогу – богу ветров, Даждьбогу – богу солнца, Сварогу – богу неба. Наряду с мужскими божествами почитались и женские во главе с богиней плодородия и покровительницей рода Мокошью.

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась так называемая «норманнская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов во главе с Рюриком, чтобы прекратить внутренние распри. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны, т. е. «северные люди». По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. Немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные на службу в Петербургскую академию наук, стали основоположниками «норманнской теории», согласно которой русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманнизм. Его основатели – М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, убив княживших там ранее Аскольда и Дира, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).

Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье – периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани . В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.

Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

2.3. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси

В исторической науке вопрос относительно общественно-экономического строя и социальной структуры Киевской Руси остается дискуссионным. Вместе с тем большинство исследователей сходятся во мнении, что в Киевской Руси существовало несколько социально-экономических укладов. В социальной структуре древнерусского общества проявлялись четкие элементы и феодализма, и первобытно-общинного строя, и даже рабовладения.

Данные древнерусских летописей и других источников свидетельствуют о том, что в Киевской Руси уже существовало заметное расслоение общества. Его верхушку составляли князья, их приближенные бояре княжеские мужи «), дружинники, служители культа . Предполагают, что развитие крупного феодального землевладения, образование наследственных феодов, которых на Руси называли «вотчинами «, началось не ранее XI в. Основную массу населения в те времена, видимо, составляли лично свободные крестьяне, называемые в источниках «люди» . Важную роль в их жизни играла община («мир», или «вервь»). Во многих источниках упоминаются смерды . Возможно, это слово было синонимом понятия «люди». Некоторые историки считают, что смердами назывались зависимые от феодалов крестьяне. Точных сведений о путях закабаления и формах эксплуатации смердов у нас нет. Существовали также категории крестьян – закупы и рядовичи , у которых доминировали различные формы экономической зависимости от высших сословий. Свободные жители городов назывались «градские люди».

В раннефеодальном государстве имели место элементы рабовладения. Источники называют две категории рабского населения: челядь и холопов. Челядь , как правило, состояла из военнопленных и их потомков. Такие рабы считались младшими членами семьи. Распространялось обращение в рабство соплеменников, отсюда появился новый вид несвободных людейхолопы .

Основу экономики Киевской Руси составляло сельское хозяйство. Больших успехов достигает ремесло: кузнечное, литейное, оружейное, гончарное, ткацкое, ювелирное и др. Его развитие тесно связано с бурным ростом городов, которые были административными центрами славянских племен, а впоследствии древнерусских княжеств. Города стали основными торгово-ремесленными центрами.

Развивалась и внешняя торговля. Через русские земли проходил знаменитый путь «из варяг в греки» – то есть из Скандинавии в Византию. Экспортировались воск, пушнина, лен и льняные ткани, изделия кузнецов и оружейников. Была и работорговля – русские купцы нередко продавали челядь в другие страны. Импортировала Древняя Русь, главным образом, предметы роскоши, церковную утварь и пряности. Вместе с тем во внутриэкономической жизни Руси, как и во времена родового строя, господствовало натуральное хозяйство, и торговые связи большого значения не имели.

Главой Древнерусского государства считался правивший в Киеве великий князь. Княжеская власть переходила не только от отца к сыну, но и от брата к брату, от дяди к племяннику и т. д. Большинство историков называют политический строй Киевской Руси раннефеодальной монархией.

Киевским князьям удалось подчинить себе все восточно-славянские племена. Уже с Х в. племенные князья в источниках не упоминаются. На местах власть киевского князя представляли посадники или волостники. Со второй половины Х в. крупными территориями управляли удельные князья. Ими становились, как правило, сыновья великого князя.

При князе функционировал совет (дума), состоявший из представителей высшей аристократии и духовенства. Важную роль в общественной жизни играло собрание городских жителей – вече . В нем принимали участие все взрослые мужчины города. Ядро древнерусского войска составляла княжеская дружина . В военное время собиралось народное ополчение – «вои». Дружинники участвовали в управлении государством и служили опорой княжеской власти.

Киевская Русь была мощным государством. Она занимала территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до верховьев Волги. Киевская Русь стала колыбелью современных наций: белорусской, русской, украинской.

Раскрываются основные этапы и содержание истории России с древнейших времен до настоящих дней, на конкретных примерах из различных эпох показана взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировано общее и особенное в истории России, определяется место российской цивилизации во всемирном процессе. Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов вузов неисторического профиля.

Лекция 2. Древнерусское государство Киевская Русь

Восточные славяне в древности. Предпосылки образования древнерусского государства

Восточные славяне – потомки древних земледельческих и скотоводческих племен, живших на юге Восточной Европы до нашей эры. В начале нашей эры восточные славяне занимали обширную территорию от Балтийского моря до Черного, от Карпатских гор до верховий рек Оки и Волги.

Древнейшие письменные сведения о славянах принадлежат древнегреческим ученым Гесиоду (VII в. до н. э.) и Геродоту (V в. до н. э.), которые сообщали об «антах» и «венедах», проживавших от Карпат до Балтийского моря. С VI века н. э. в источниках появляется понятие «славяне». Наиболее полные данные о восточных славянах оставили историки VI в. Иордан и Прокопий Кесарийские. Считается, что прародиной славян была Центральная и Восточная Европа.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. у славян происходит постепенное разложение родового строя. В это же время единая славянская общность делится на две ветви – восточную (русские, украинцы, белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Позднее обособляется и третья – южная – ветвь славян (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы).

На начало XXI в. численность славян составляет не менее 300 млн человек, из них русских – около 145 млн (в России – 116 млн), украинцев – 45 млн (на Украине – 37,5 млн).

В первые века нашей эры восточные славяне сохраняли общинный строй. Каждое племя состояло из нескольких родовых общин. Славяне занимались подсечным земледелием. С совершенствованием орудий труда на смену подсечному земледелию пришло пашенное с двупольной системой. Отпала необходимость жить коллективами. Из родовых общин стали выделяться отдельные семьи. Каждая семья имела свой дом, участок земли, свои орудия труда. Но места охоты, рыбной ловли, пастбища были в общем пользовании. С появлением семейной собственности у восточных славян появляется имущественное неравенство. Одни семьи богатеют, другие беднеют.

В VI–VIII веках у славян идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя и образования крупных племенных союзов. Зарождаются феодальные отношения, создаются экономические и социально-политические предпосылки образования государственности.

Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Это свидетельствует о том, что в то время у славян территориальные связи уже преобладали над родовыми. Так, поляне жили на Днепре возле Киева; дреговичи – между Припятью и Западной Двиной; кривичи – вокруг города Смоленска; вятичи – в бассейне реки Оки и т. д.

Во главе каждого племени стоял князь, имевший свое «княжение». Племенные князья создавали вооруженные отряды – дружины. Жили они обычно в отдельных поселках, вокруг которых селились ремесленники: кузнецы, оружейники, сапожники, плотники и др. Они производили для дружины оружие, одежду, обувь. Княжеское поселение окружалось глубоким рвом с водой, высоким земляным валом с бревенчатой стеной. Так у славян возникали города.

Сохранилась легенда о том, как князь славянского племени полян Кий и его братья Щек и Хорив построили город на высоком берегу Днепра. В честь старшего брата они назвали его Киевом. Потомки Кия и были первыми князьями Киевского государства.

На протяжении многих веков восточные славяне вели борьбу с кочевниками, которые приходили из Азии. В IV веке на славян нападали гунны, затем авары и хазары, потом печенеги и половцы.

Итак, крупные племенные союзы были непосредственными предшественниками государства.

Начальный этап существования государства у многих народов связан с возвышением (в силу тех или иных обстоятельств) одного из знатных родов. Впоследствии, утвердив свою власть на определенных землях, этот род превращался в правящую династию. Примерно то же самое произошло и на Руси, где выделяется династия Рюриковичей.

В 862 году был приглашен на княжение в Новгород варяжский князь Рюрик. После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к его сородичу Олегу. Он собрал большое войско и силой захватил Киев. Так зародилась династия Рюриковичей, которая правила на Руси до конца XVI в.

Следует заметить, что в Киеве существовали собственные традиции восточнославянской государственности. Полагают, что примерно в VI–VII вв. здесь правил основатель города славянский князь Кий, а затем его родственники. Однако в 882 г. правителями были варяжские витязи Аскольд и Дир, с которыми жестоко и коварно расправился новгородский князь Олег.

Киев привлекал князя Олега прежде всего тем, что был расположен на знаменитом пути «из варяг в греки». Вдоль великого торгового пути возникали крупные города – Киев, Смоленск, Новгород. Он стал как бы стержнем Древнерусского государства, его главной улицей. В то время реки были наиболее удобными дорогами. Не случайно все древние города стоят по берегам рек, обычно на высоком мысу у впадения малой реки в большую.

В исторической традиции Древнерусское государство с центром в Киеве в IX – начале XII в. получило название «Киевская Русь». Согласно летописи, русь – название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Под варягами тогда подразумевались норманны, а отсюда и появление норманнской теории происхождения Руси. Последователями этой теории были в XVIII в. российские историки немецкого происхождения – Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, а в XIX в. – М.П. Погодин.

Другие ученые считают, что «русью» назывался большой союз славянских племен, сложившийся в середине 1-го тысячелетия н. э. в районе реки Рось, одного из притоков Днепра южнее Киева. Так появилась славянская теория происхождения Руси. Ее сторонником в XVIII в. был русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов. В XIX в. этой теории придерживался историк, археолог, москвовед И.Е. Забелин.

Многие западные историки до сих пор утверждают, что она была создана норманнами, пришедшими из Скандинавии. Русские же ученые давно опровергли эту, так называемую норманнскую теорию. Они доказали, что Древнерусское государство возникло в результате длительного самостоятельного развития восточнославянских племен задолго до прихода норманнов.

Предпосылки образования Древнерусского государства – Киевской Руси – показаны на рис. 3.


Рис. 3. Начало формирования государственности у восточных славян

Экономический и социально-политический строй Киевской Руси

Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики. Что же составляло экономическую основу Древнерусского государства?

Во-первых , феодальная собственность на землю.

Это было коренным отличием от ряда европейских и восточных стран, в которых процесс государственного образования был связан с господством рабского труда. Феодальная собственность на землю существовала в двух формах:

а) вотчина – земля крупного феодала, боярина, которая переходила по наследству. Она состояла из феодальной усадьбы и крестьянских селений;

б) поместье – земля, которую князь жаловал своим дружинникам в условное владение за службу. Право владения землей сохранялось лишь в период службы. По наследству эта земля не передавалась.

Во-вторых , совершенствование земледельческих орудий привело к возникновению в Древней Руси двупольной и трехпольной систем земледелия.

В-третьих , быстрое развитие ремесел. В Киевской Руси было известно около 150 различных ремесленных специальностей. Развитие ремесел наряду с другими причинами обусловило рост городов. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов. В Скандинавии Русь тогда называли Гардарикой – страной городов.

В-четвертых , углубление общественного разделения труда, повышение производительности земледелия, развитие ремесел вело к росту торгового обмена между городом и деревней, торговли между различными областями Киевской Руси и ее самой с Персией, Аравией, Францией, Скандинавскими странами. Крупнейшим торговым партнером Руси была Византия.

Установление частной формы собственности на землю привело к созданию четкой социальной структуры общества и положило начало формированию крепостной зависимости крестьян.

На вершине социальной пирамиды находился великий киевский князь. Он являлся крупнейшим собственником земли, осуществлял сбор дани с подвластных племенных князей и других земельных собственников. Он же жаловал за службу поместья в условное владение.

Следующую ступень занимали крупные земельные собственники – бояре и местные князья. Они платили дань великому киевскому князю и имели право на сбор дани с подчиненных и принадлежащих им земель. Такое же место занимало и высшее духовенство.

Свободные крестьяне жили на свободных землях, платили дань различным феодалам и отрабатывали повинности.

Зависимые крестьяне уплачивали феодалам оброк либо отрабатывали барщину.

В период образования Киевской Руси большинство населения состояло из свободных крестьян – общинников. Однако по мере установления частной собственности на землю возрастала зависимость от феодалов крестьян, разорившихся в результате неурожая, войн, стихийных бедствий, по другим причинам, и вынуждала добровольно идти в кабалу к феодалу. Таким образом, осуществлялось экономическое принуждение крестьян.

Зависимое население облагалось феодальной рентой, которая существовала на Руси в двух формах – барщины и натурального оброка:

а) барщина – это даровой принудительный труд крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала;

б) натуральный оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян.

В Киевской Руси сложились следующие группы зависимых крестьян:

а) закуп – крестьянин, взявший у феодала купу (долг денежный или натуральный);

б) рядович – крестьянин, который в силу различных причин не мог самостоятельно вести хозяйство и заключал с феодалом ряд – договор. Он добровольно признавал свою зависимость и получал взамен большой участок земли, орудия труда, зерно для посевов и т. д.;

в) изгой – крестьянин, потерявший связь с общиной и нанимавшийся к феодалу;

г) пущенник – раб, отпущенный на волю, оказавшийся без средств к существованию и идущий в кабалу к феодалу;

д) холоп – человек, который находился в составе дворовых людей феодалов и был фактически на положении раба.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем. Великокняжеская власть носила неограниченный и наследственный характер. Князь же реализовывал и судебную власть.

Важным элементом политической системы Древнерусского государства был совет при великом князе из местных князей и высшего слоя дружинников – бояр. Местную власть осуществляли племенные князья, а также назначаемые великим князем посадники, тысяцкие и сотские.

Завершение складывания государственной структуры и развитие феодальных отношений сделали необходимой модификацию русского права. Свод законов Киевской Руси именовался «Русская правда». В XI веке произошло складывание так называемой Краткой редакции «Русской правды». Она состояла из двух основных частей – «Древнейшей правды» (или «Правды Ярослава») и «Правды Ярославичей». Кроме княжеского гражданского законодательства в этот период на Руси действовали и церковные правовые документы, которые были направлены на то, чтобы укрепить политические позиции Русской церкви.

Основные периоды истории Киевской Руси, причины и последствия ее распада

Историки выделяют три основных периода развития Киевской Руси:

Начальный период – вторая половина IX – конец Х в.;

Период расцвета – конец Х – середина XI в.;

Период упадка и начало феодальной раздробленности – середина XI – начало XII в.

Первые правители Киевской Руси – Олег (882–912), Игорь (913–945), Ольга (945–964), Святослав (964–972) – настойчиво расширяли свои владения, подчиняя себе племена древлян, северян, радимичей, кривичей, вятичей. Сначала зависимость этих племен проявляется лишь в выплате ежегодной дани. Потом постепенно власть местных правителей сменялась властью присланных из Киева наместников.

Независимые славянские племена упорно сопротивлялись покорителям (например, в 945 г. восставшие древляне убили киевского князя Игоря). Однако Рюриковичи, опираясь на собственные дружины, а также на отряды наемников – варягов, неизменно добивались успеха.

Помимо укрепления государства у первых киевских Рюриковичей были еще две взаимосвязанные большие заботы: торговля с Византией и борьба со степными кочевниками – хазарами, печенегами, а с середины XI в. – с половцами.

Сын Игоря и Ольги – Святослав прославился походами на Дунайскую Болгарию и Византию. Его активная внешняя политика привела к резкому обострению отношений с могущественным Хазарским каганатом. Разгром каганата (964) привел к образованию на Таманском полуострове русских поселений, объединенных в Тмутараканское княжество, а также освобождению из-под власти хазар волжскокамских булгар, которые создали свое государство. Внутренняя политика Святослава была направлена на дальнейшее усиление централизованной княжеской власти и завершение объединения восточнославянских земель вокруг Киева. В 970 г. Святослав впервые ввел в обычай дачу сыновьям особых уделов. Он посадил Ярополка в Киеве, Олега – в древлянской земле, а Владимира – в Новгороде.

Второй период истории Древнерусского государства – период расцвета. После смерти Святослава в течение восьми лет шла борьба между его сыновьями за великокняжеский престол. Победителем в этой борьбе при помощи наемной варяжской дружины становится Владимир (980–1015), убивший своего брата Ярополка.

Время его княжения становится периодом наивысшего расцвета, былинным временем Киевской Руси.

Владимир перешел к оседлой жизни в столице своего государства. Это явилось важным шагом в направлении его феодализации. Экономика этого периода определялась дальнейшим развитием феодальных отношений за счет активного распространения поместного землевладения и совершенствования земледелия. С целью защиты от кочевников южных рубежей Владимир вел строительство крепостей по рекам (Змиевы валы).

Жизнь славян-земледельцев целиком зависела от природы. То солнце сожжет посевы, то затяжной дождь сгноит неубранный хлеб, то ветер опустошит колосья. Древние славяне не могли объяснить такие явления, как дождь, град, снег, ветер, гром, молния. Считая силы природы могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян было много богов: Сварог – бог неба и огня, Ярило – бог солнца, Перун – бог грома и молнии, Велес – покровитель скота.

В 988 году Владимир крестился сам и повелел всем своим подданным принять христианство. Многие славяне не хотели расставаться со своими богами. Но их силой заставляли принять новую веру. Постепенно славяне привыкли к христианской религии.

Введение христианства приобщало Русь к великой культурной традиции Византии, а через нее, в известной мере, – к античной культуре. В городах на Руси стали строиться красивые храмы и монастыри, создавались школы. Христианская религия ускорила развитие феодальных отношений в Киевской Руси. Она укрепила власть князей и бояр над народом. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил церковь материальным содержанием за счет особого налога – десятины. Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживавшая первую, государственную. Христианство способствовало гуманизации древнерусского общества, оно осуждало рабство и призывало «возлюбить ближнего своего как самого себя». Начатое Владимиром внедрение христианства было завершено в основном при князе Ярославе уже в XI в. Но некоторая часть населения продолжала оставаться язычниками.

Заслугой Владимира было и то, что он организовал надежную систему обороны степных границ Руси от кочевников. Внезапности нападения степных кочевников он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальней разведки, оповещения и связи.

После смерти Владимира 12 его сыновей начинают многолетнюю борьбу за великий киевский престол, уничтожая друг друга, разоряя русскую землю, приводя на Русь печенегов, поляков, немцев, венгров. В результате этой борьбы киевским князем стал Ярослав Мудрый (1036–1054).

Князь Ярослав родился в 978 г. Он получил хорошее образование, много читал. Княжил Ярослав в Новгороде и был женат на Ингегерде, дочери шведского короля Олафа. В личной дружине Ярослава находился отряд варягов. Варяги оскорбляли новгородцев, затевали с ними драки, насиловали женщин. В 1015 году жители Новгорода напали на варягов и многих порубили. Ярослав приказал за это казнить нескольких новгородцев. В связи с этим конфликтом вышел свод законов Древней Руси – «Русская правда». Она защищала жизнь, честь и имущество новгородцев. Ярослав установил штраф в пользу князя за убийство, за хищение имущества и за другие нарушения порядка. Штраф за убийство простого смерда был в 16 раз меньше, чем за убийство княжеского дружинника.

В «Русской правде», например, было указано, что кража животного из хлева расценивается как более тяжкое преступление, чем кража скота в поле. Там приводятся данные о стоимости разных видов скота.

Став великим киевским князем, Ярослав постарался укрепить свою власть. Во все города и земли Руси он послал преданных ему бояр. Он украшал Киев по образу и подобию Константинополя. В Киеве были построены Золотые ворота, служившие главным входом в город. В центре города Ярослав воздвиг великолепный Софийский собор. Этим он выразил идею духовной самостоятельности Руси и подчеркнул «равновеликость» двух держав. Ту же идею утверждал ближайший соратник князя – митрополит Киевский Иларион в своем известном произведении «Слово о законе и благодати» (ок. 1037–1043).

Ярослав Мудрый сделал Русскую церковь более независимой от Византии. Без ведома патриарха Константинопольского он сам назначил в 1051 г. митрополита в Киеве и епископа в Новгороде из среды русских священников. В Киеве был построен Киево-Печерский монастырь, высшая школа подготовки русского духовенства. При Ярославе на Руси были канонизированы первые святые. Ими стали братья Борис и Глеб, злодейски убитые (1015) по приказу их сводного брата – киевского князя Святополка. Причислив Бориса и Глеба к святым, церковь тем самым выразила свое осуждение княжеских усобиц – страшного бедствия Древней Руси.

Третий период истории Киевской Руси – период упадка и начала феодальной раздробленности. После смерти Ярослава Мудрого в Киевской Руси начались междоусобные войны князей за лучшие земли, города, за киевский престол.

Старшие сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав и Всеволод – не сумели сохранить единство русских земель. Они часто враждовали друг с другом. Кроме того, на юге появился новый сильный враг – кочевые племена половцев. В 1068 г. половцы разгромили объединенные силы Ярославичей в битве на реке Альте. Социальная напряженность в Киеве нарастала, начались народные восстания.

Ответом на восстания 60–70-х гг. XI в. явился специальный сборник законодательных постановлений. Он был принят на съезде сыновей Ярослава Мудрого и известен как «Правда Ярославичей». В частности, этот свод предусматривал суровую кару за преступления против власти и собственности.

Раздоры князей, частые половецкие набеги и волнения горожан заставили киевскую знать в начале XII в. призвать на княжение внука Ярослава Мудрого – властного и авторитетного князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113–1125).

Владимир Мономах запретил взимать слишком высокие проценты с должников, заставил купцов снизить цены на продукты. Он прекратил княжеские усобицы, восстановил и укрепил единство Киевской Руси, дал решительный отпор половцам, отбросив их далеко на юг, к предгорьям Кавказа. Государственный деятель, полководец и писатель, он остался в памяти потомков как один из самых выдающихся строителей Русского государства. После кончины Мономаха княжение перешло к его сыну Мстиславу (1125–1132). Он имел достаточно сил и мудрости, чтобы еще некоторое время удерживать относительную целостность Киевской Руси.

Однако мудрая политика последних киевских князей уже не могла приостановить процесс дробления Руси, вызванный социально-экономическими причинами: рост новых городов, укрепление местной землевладельческой знати. Киев требовал дани и войск, задерживая хозяйственное развитие других земель, и поэтому отдельные княжества стремились покончить со своим подчинением столице.

Дробление государственного суверенитета при преемниках Ярослава было подготовлено длительным развитием производительных сил и свидетельствовало не о кризисе державы, а о возвышении отдельных центров, способных существовать самостоятельно. Уже с 1132 г. в истории Руси начинается новая эпоха – эпоха феодальной раздробленности. Отчасти она была подготовлена и съездом князей в 1097 г. в Любече, который принял решение о династическом разделении русских земель между различными княжескими родами.

Киевская Русь просуществовала более трех столетий. Она сыграла важную роль в истории Европы, преградив путь на Запад бесчисленным ордам кочевников. Восточные славяне, объединенные в единое, сильное государство, сумели отбить их натиск и сохранить свою независимость. Киевская Русь явилась колыбелью древнерусской народности, из которой затем сформировались русский, украинский и белорусский народы. Укрепление феодальных отношений привело к распаду Киевской Руси. В стране возникли крупные земельные владения бояр. Их хозяйство было натуральным. Все необходимое для боярина производили зависимые от него крестьяне.

Великие киевские князья выделяли своим сыновьям уделы с городами и селами в наследственное владение. В результате этого внутри Киевской Руси возникло много удельных княжеств. К середине XII в. Древнерусское государство окончательно распалось. От него отделились Новгородская земля, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское, Черниговское и другие княжества. Их князья не подчинялись Киеву, сами управляли своими землями, имели дружины, издавали законы, устанавливали отношения с другими государствами.

Со второй четверти XII в. на Руси начался период феодальной раздробленности, длившийся до конца XV в.

Современная историческая наука рассматривает эпоху феодальной раздробленности как закономерный и прогрессивный по своему содержанию этап в развитии феодального общества, который создал новые, более благоприятные условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития русских земель (рис. 4, 5).


Рис. 4. Причины и последстивия распада Древней Руси на отдельные княжества и земли на рубеже XI–XII вв.


Рис. 5. Структура Новгородской демократии

Борьба с внешними врагами в период феодальной раздробленности

Борьба с монголо-татарским нашествием

Политическая картина Восточной Европы в XIII в. была крайне нестабильной. Основным фактором нарушения баланса сил и сложившейся структуры государств региона стали прежде всего монголо-татарское нашествие и образование на западе государства Золотая Орда , или улуса старшего сына Чингисхана – Джучи.

В начале XIII в. на востоке Азии возникло мощное в военном отношении раннефеодальное государство монголов. Его территория охватывала на юго-западе побережье озера Байкал, на севере – верховья рек Енисей и Иртыш, на юге приближалась к пустыне Гоби.

Основой экономики было кочевое скотоводство, этот факт и определил его главную особенность в сравнении с другими государствами.

Процесс государственного строительства начался у монголов в конце XII в. В тот период из среды родовых общинников-скотоводов карачу (черных людей) постепенно выделились нойоны – новые феодалы.

Порядок поддерживался с помощью нукеров (воинов). Было широко распространено рабство. Сам основатель будущей империи – Чингисхан в молодые годы был рабом в одном из степных племен.

О многогранной политической, военной и хозяйственной жизни монголов известно в основном из записей персидского ученого Рашид-ад-Дина (1247–1318), который многие годы жил среди монгольской знати и участвовал в военных походах монголов, подробно описывая их.

В 1206 году на курултае (общем народном собрании) главой монголов и их военным вождем был избран Темучин (под именем Чингисхан). Его жизнь, военные походы, политическая деятельность описаны в древнейшем монгольском сочинении «Сокровенное сказание монголов». При нем была принята «Яса» – уложение, запретившее старое право. По новым законам в руках великого хана сосредоточилась неограниченная власть; смертью карали за убийство; блуд; жен за неверность; кражу; грабеж; скупку краденого; сокрытие беглого раба; чародейство; тройное банкротство; потерю оружия; отказ в пище, воде и крове путнику; неоказание помощи в бою. За малые проступки предусматривалось наказание плетьми.

Управление государством Чингисхан осуществлял через своих родственников. Им подчинялась вся местная знать с их военными отрядами и всей массой зависимого населения. Структура государственной власти была сильно милитаризована и теснейшим образом связана с вооруженными силами. Их основой была легкая конница, которая обладала маневренностью и значительной подвижностью, что позволило ей стать мощнейшим средством ведения наступательной войны.

Оружие воинов не отличалось разнообразием. Это были в основном сабли, луки, легкие копья. Правда, после покорения Китая Чингисхану досталась сложная военно-инженерная техника, в том числе стенобитные машины, успешно применявшиеся для разрушения городских защитных сооружений во время осады. Общая численность войска в случае крупномасштабной войны (по различным источникам) достигала 250 тыс. человек.

Структура войска была следующей: тьма – 10 тыс. воинов, темники-командиры входили, как правило, в ближайшее окружение Чингисхана и не всегда были монголами; затем тысяча, сотня и десяток.

Это была мощнейшая и самая организованная армия того времени. У монголов существовала эффективная система военной разведки. Военно-политическую информацию в ставку Чингисхана поставляли дипломаты, купцы, паломники, пленные, подкупались и использовались представители других государств, особенно тех, против которых планировался военный поход.

По воспоминаниям папского посла в ставке монголов, монаха Плано Карпини (1182–1252), дисциплина и порядок в армии и государстве строились на неограниченной власти хана и командиров и мощной системе наказаний и запугивании.

Успех военных операций монголов, помимо всего прочего, объяснялся и тем, что в период консолидации монгольских племен многие страны Азии и Европы находились в состоянии упадка, феодальных усобиц, в процессе дробления.

Монолитность же монгольского государства определялась прежде всего заинтересованностью населения в успешных результатах военных походов. В течение 80 лет монголы вели войны на трех направлениях.

Главным противником они считали китайскую империю Сун. Ее разгромили к 1234 г. На юго-западном направлении с 1219 г. велась война против исламских государств Средней Азии. Здесь постоянно находился монгольский конный корпус (30–60 тыс. всадников).

Северо-западное направление стояло по значимости для Чингисхана на третьем месте, причем главным военным объектом на раннем этапе завоеваний в этом регионе были половцы, союзные многим русским князьям.

Кроме того, регулярно осуществлялись походы в Сибирь, Тибет, против булгар и мордвы. К 1279 году вся Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия и Китай были окончательно покорены монголами.

После фактического завоевания Средней Азии, части Ирана и Афганистана Чингисхан объявил все захваченные территории своей собственностью и создал на этих территориях империю со столицей в городе Каракорум (ныне Центральная Монголия). Позже государство стало называться империей Чингизидов по названию главной монгольской династии.

Первое столкновение русских с монголами произошло в 1223 г. на берегу реки Калки.

Монголы под командованием приближенных к Чингисхану военачальников Джебэ и Субедэя после покорения Грузии и Армении вошли в южные районы Руси. Они успешно разгромили войска алан (осетин) и начали теснить половцев. Последние обратились за военной поддержкой к русским князьям.

Против монголов выступили объединенные силы русских и половцев. В походе участвовали многие князья, кроме сильнейшего в ту пору Юрия Всеволодовича владимирского. Однако отсутствие единого командования, амбиции русских князей, несогласованность в организации военных действий, измена половцев в ходе сражения привели к поражению. Отдельные успехи, например галицко-волынских дружин Мстислава Удалого и Даниила Романовича волынского, не были поддержаны другими князьями. Насладившиеся поражением противника и своей победой монголы, однако, не продолжили наступление, а спустя короткое время вернулись в степи. Русские князья потеряли до 90 % профессиональных дружин. Такого поражения Русь не знала за все прошлые годы своей военной истории.

В 1227 году умер Чингисхан. Власть фактически перешла к его внуку от старшего сына – Батыю. Кроме того, по решению Чингисхана он получил в наследство еще не завоеванную Восточную Европу. Для достижения этой цели Батый, по арабским источникам, сформировал из покоренных народов огромную армию (от 200 до 300 тыс. человек).

В середине 1230-х годов на съезде в столице Каракоруме было принято общее решение: исполнить «Ясу» Чингисхана, дойти «до последнего моря», т. е. до Атлантического океана, завоевав при этом Русь и Европу в целом.

В 1236 году хан Батый и его военный советник Субедэй повели на Русь огромное войско. По данным историка и географа Л.Н. Гумилева, его численность составляла 120–140 тыс. воинов, при том что собственно монголов было около 50 тыс. Объединенная Русь могла выставить 110 тыс. воинов, однако раздробленность, политические амбиции князей, внутренние конфликты помешали созданию общего войска.

Монголы, форсировав реки Каму и Волгу, покорив окончательно булгар, в 1237 г. подошли к Рязанскому княжеству. Рязань сопротивлялась пять дней, но затем пала. Последовательно были захвачены Москва, Владимир, за один только февраль 1238 г. монголы взяли 14 городов. В марте 1238 г. в битве на реке Сити вместе с великим князем владимирским погибли последние русские полки в этой части страны. Битве за Владимир, героизму народа и русских воинов было посвящено замечательное произведение «Слово о погибели Русской земли», написанное в 1239–1245 гг.

Восточная и северо-восточная части Руси были покорены за три месяца. Затем монголы захватили Смоленское и Черниговское княжества. Черниговская земля сопротивлялась два года. Героизму защитников Смоленска посвящена «Повесть о Меркурии Смоленском», написанная в XV в. Уже при взятии города Козельска, по замечанию С.М. Соловьева, проявилось уважение завоевателей к религии, ее святыням, религиозным деятелям. Черниговскому епископу Порфирию «не было зла». И это несмотря на то что в Козельске, который монголы назвали «злым городом», семь недель оборонялись дружинники во главе с малолетним князем Василько Черниговским.

Лето 1238 г. войска хана Батыя провели в придонских степях, но уже осенью вторично опустошили Рязанскую землю.

Зимой 1240 г. был захвачен Киев. Восемь дней продолжалась оборона, которой руководил воевода Дмитр, но силы были неравными, и город пал.

К 1240 году большая часть территории некогда великой Древней Руси оказалась под властью монголов. Из крупных русских городов и земель практически не пострадали только Новгород и Псков. После этого Батый «огнем и мечом» прошел по территориям Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Летом 1242 г. он вышел к границам Северной Италии, однако поход не продолжил и вернулся в степи.

Русские земли, внешне покоренные завоевателями, продолжали оказывать вооруженное сопротивление. Особенно активным оно было в Черниговском княжестве, где князь Андрей Мстиславич возглавил борьбу народа.

Что же произошло в целом с русскими княжествами?

Номинально они сохранили свою независимость, хотя по предложению ряда князей хан Батый был провозглашен русским царем. Каждый князь обязан был получить разрешение на власть от монгольского хана, так называемый ярлык. Деятельность каждого князя во вверенной ему земле контролировалась ставленниками монгольского хана – баскаками. Покоренные русские княжества и земли обязаны были выплачивать ежегодный выход – дань монголам, а также нести другие многочисленные повинности. За отказ исполнять требуемое следовали смерть или рабство. Основным методом управления, так же как в самой империи Чингизидов, являлся террор, особенно на раннем этапе.

Московские князья возглавили борьбу за свержение татаро-монгольского ига и возвращение так называемого киевского наследства, т. е. земель, входивших в IX–XII вв. в состав Новгородско-Киевской Руси.

Москва стала организатором победы русских войск на поле Куликовом. Однако гнет монгольского владычества продолжался.

В середине XV столетия Золотая Орда распалась на четыре самостоятельных государства: Астраханское, Казанское, Крымское ханства и Большую Орду. Указанное обстоятельство и рост могущества Москвы позволили Ивану III начать борьбу за окончательную ликвидацию зависимости русских земель от Орды.

В 1476 году Иван III отказался платить дань Большой Орде, приказал казнить приехавших ханских послов и разорвал ханскую басму (изображение хана), которую тот прислал ему как своему вассалу.

Хан Ахмат (Ахмед-хан) вознамерился восстановить былое господство над Русью и, заключив союз с польским королем Казимиром IV, во главе огромного войска вторгся в московские земли весной 1480 г. Навстречу ему выступило русское войско под руководством Ивана III, к которому присоединился отряд крымского хана Менгли Гирея, соперника Большой Орды.

С 8 октября по 11 ноября 1480 г. на берегах реки Угры (между Калугой и Вязьмой) произошло событие, которое в исторической науке получило название «стояние на Угре». Оно рассматривалось как долгое противостояние двух войск, не решавшихся вступить в бой, которое закончилось бегством противника.

Однако изучение различных источников, и в первую очередь Типографской летописи (1520-е гг.) о походе Ахмата на Русь, показывает, что на берегах Оки и Угры произошло первое в истории московского войска тщательно подготовленное и блестяще выигранное позиционное сражение. Через 100 лет после Куликовской битвы Русь навсегда освободилась от монголо-татарского ига.

В 1487 году русское войско овладело Казанью, возведя на престол вассала Москвы Мухамеда Эмина.

Борьба народов Руси против агрессии немецких и шведских феодалов

Вторым, не менее важным фактором, во многом изменившим геополитическую обстановку в Европе, стала немецко-шведская экспансия в Прибалтике и на западных землях Руси.

В борьбу против нашествия вступили народы многих русских земель и княжеств. Несмотря на то что главной целью агрессии были народы Прибалтики, она во многом затрагивала интересы русских, так как между Русью и прибалтийскими народами были теснейшие связи еще с VIII–IX вв. Например, русские былины знают «хоробру Литву», о балтах говорится в «Слове о полку Игореве».

Причинами, побудившими германских рыцарей к экспансии, были прежде всего стремление к захвату территорий и богатств Прибалтики и Северо-Западной Руси, установление контроля над торговыми путями в Византию и Арабский халифат и получение от этого огромных прибылей. В целом же Прибалтика рассматривалась как плацдарм для продвижения в глубь русских территорий. Именно в ту пору родился печально знаменитый лозунг германцев «Дранг нах Остен» («Натиск на Восток»).

Агрессия началась еще в 1180-х гг. Она проходила под лозунгом борьбы с язычеством. За два десятилетия немцы осуществили три крупномасштабные экспедиции в балтийские земли. В 1202 году специально для ведения боевых действий на территории Северо-Западной Руси был создан орден меченосцев (военно-религиозная организация, которая впоследствии превратилась в Ливонский орден).

За 20 лет (1208–1228) орден покорил эстов и ливов. Русские войска впервые столкнулись с немецкими рыцарями в 1224 г. в сражении у города Юрьева, который захватчики стремились превратить в свой опорный пункт.

Противоборство с немцами было обусловлено рядом причин. Завоевание Прибалтики создавало угрозу суверенитету русских государств в западной части Руси. Кроме того, русские князья теряли контроль над рядом земель и дорогостоящую дань от прибалтийских племен. Наконец, действия ордена разрушали торговлю, устоявшиеся политические и экономические связи в регионе.

В жестокой и кровавой войне по защите русских земель активно участвовали князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр.

По согласованию с орденом совершили попытку захватить Новгород шведы. Координатором этой двойной агрессии стал сам папа римский. В 1238 году шведский военачальник Эрик Картавый получил благословение папы на крестовый поход против русских земель. Он проходил под лозунгом «Превратить русов в истинных христиан».

Однако цели войны по существу были иными. Шведы стремились отторгнуть Вотскую, Ижорскую и Карельскую земли. Шведский военный флот вошел в Неву в июле 1240 г. Им руководил зять короля, герцог Биргер. Военные действия координировались с немцами. Однако уже 15 июля дружина князя Александра и новгородское ополчение нанесли упреждающий удар по шведскому лагерю. Разгром врага был полным. По оценкам летописцев, «…два корабля шведов были заполнены телами знатнейших рыцарей…» Новгородцев же в том бою пало всего 20 человек.

Оборона устья Невы успешно осуществлялась вплоть до начала XVII в. Александр получил почетное звание «Невский» и позже был причислен Русской православной церковью к лику святых. Разгром шведов имел большое значение для судеб как русских, так и прибалтийских земель. Прежде всего были пресечены совместные планы немцев и шведов по захвату Северо-Западной Руси. Шведские хроники сообщали, что король дал письменную клятву не ходить больше на Русь. Эта победа еще раз авторитетно подтвердила права русских на выход к Балтийскому морю.

Итак, главные события развернулись в 1240 г. Немецкие рыцари сумели захватить города Изборск и Псков, ворота которых им открыл глава прогерманской партии Новгорода боярин Твердила Иванкович (сведения о существовании такой группировки имеются начиная с 1229 г.)

В 1241 году ливонцы заняли Копорье, Тесов и оказались в 30 верстах от Новгорода. Новгородцы были вынуждены снова призвать на помощь князя Александра Ярославича с его дружиной, который уже помог им в борьбе со шведами.

В марте 1242 г. был освобожден Псков. 5 апреля 1242 г. произошло решающее сражение на льду Чудского озера. По последним данным, при всех расчетах и допущениях, численность ливонского воинства не превышала 300–400 человек. Им противостояла не многим более многочисленная русская рать. Но это не умаляет значения победы русского оружия. Как писал автор «Жития Александра Невского»: «Здесь же прославил Бог Александра пред всеми полки… и не обретеся противник ему во брани никогда же». После поражения рыцари «с поклоном» прислали послов в Новгород: «Что есми зашли Водь, Лугу, Псков, Лотыголу мечом, того всего отступаем». Заключение в этом же году мира с ливонцами означало приостановку захватнических планов ордена в один из самых трагических моментов истории Руси.

В настоящее время день Ледового побоища отмечается как день воинской славы русского оружия.

Противодействие агрессии венгерских и польских захватчиков

Третья зона нестабильности в средневековой Руси – юго-запад. Ожесточенная борьба с агрессией венгерских и польских феодалов против русских земель была связана прежде всего с притязаниями Венгрии и Польши на Галицко-Волынскую землю. Военная ситуация в этом регионе была очень запутанной.

1205–1206 годы стали временем активных военных усилий черниговских и польских войск, которые при поддержке половцев и берендеев попытались овладеть Галичем, но были отброшены местными дружинами и венгерскими войсками.

Однако уже в 1210 г. поляки вновь вторглись на волынские земли. Через четыре года они же, заключив союз с венграми, захватили город Галич. С благословения папы Иннокентия III началось притеснение православных. Только в 1234 г. эта земля после долгих военных действий и переговоров вернулась законному правителю Даниилу Романовичу, прежде княжившему во Владимире-Волынском.

Агрессия вновь возобновилась уже с участием черниговских князей. На первом ее этапе (1243–1244), как сказано в летописи, «… Ростислав Черниговский не похотел разоренный Чернигов, но и Галич не добыл…». Он ушел в Венгрию, где, заключив союз с королем Белой IV, стал готовить поход на Волынские и Галицкие земли.

Все было широко задумано и блестяще организовано. В походе принимали участие венгерские и польские войска под руководством короля Болеслава Стыдливого, связанные с Ростиславом местные боярские дружины. Цель была одна – покончить с суверенитетом Юго-Западной Руси, ослабленной борьбой с монголо-татарами.

На втором этапе с лета 1245 г. начались активные наступательные военные действия. Во главе объединенных сил встали зять короля Белы IV – князь Ростислав и крупный венгерский военачальник (бан) Филень. К ним присоединились польские дружины воеводы Флориана.

Войска коалиции взяли Перемышль и подошли к городу Ярославу. Однако сильное сопротивление горожан вынудило нападавших начать длительную осаду.

Князь Даниил Галицкий стал собирать войска и ополчение, подошли союзные ему половецкие отряды. Помощь прислали мазовецкий князь Конрад и великий князь литовский. Выйдя из города Холм, войска князя Даниила подошли к реке Сан. 17 августа 1245 г. произошло сражение. Оно закончилось полной победой Даниила Галицкого. В плен были захвачены почти все инициаторы агрессии (сумел бежать в Краков только князь Ростислав). С Венгрией был подписан мирный договор, закрепленный браком княжича Льва Данииловича (будущего основателя города Львова) с Констанцией, дочерью венгерского короля Белы IV.

Тем не менее в том же году активизировала свои происки папская курия в Риме. Папа Иннокентий IV начал переговоры с галицко-волынским князем о военном союзе и церковной унии. Очевидно, что тем самым в Карпатах решалась двуединая задача: защита православия от католичества и участие Юго-Западной Руси в западноевропейской политике, осью которой в ту пору было отношение императоров к Римскому престолу.

В 1245 году князь получил короткое послание и от хана Батыя, который не оставлял мысли взять под контроль княжеские земли: «Дай Галич!» Пришлось Даниилу ехать в Орду, где он получил ярлык, как и прочие князья, на княжение и стал мирником Батыя, гарантируя последнему охрану и оборону западных границ. Это было очень важно, так как папа римский на Лионском соборе 1245 г., где присутствовали и черниговские князья, объявил крестовый поход против монголо-татар.

В 1250 году, проявляя недюжинные дипломатические способности, избегнув новой агрессии, князь Даниил Галицкий получил из рук папы королевскую корону Малой Руси. Постепенно начала готовиться уния – союз двух вер. Галиция из цитадели православия превратилась в небольшое западноевропейское государство, в вассала престола святого Петра. Однако все подобные действия закончились в 1259 г. В тот год Бурундай принудил Даниила срыть крепости и подключиться к походу на католическую Польшу.

Князю Даниилу удавалось сохранять русский характер государственности на юго-западе. Он не дал развернуться процессу поглощения его земли Европой. Более того, он добился признания за своим сыном Романом Данииловичем герцогских прав на Австрию, что и было закреплено браком с наследницей австрийского престола Гертрудой Бабенберг.

Тем не менее к середине XIV в. эти земли все-таки были захвачены Польшей и Литвой. В 1339 году король польский Казимир окончательно захватил Галицию. В результате унии вер была создана униатская, или греко-католическая, церковь, подтвержденная Брестской унией в 1596 г. Она подчинялась папе римскому, признавала догматы католицизма, но сохраняла православные обряды.

Подробности условий образования Древнерусского государства до сих пор остаются одной из величайших загадок истории. Крещение Руси стало основным консолидирующим фактором для славянского народа, но процесс феодальной раздробленности всё нарастал. Даже кратковременный, но поистине масштабный расцвет культуры и искусства не смог остановить угасание государства. Разобщённые княжества с лёгкостью попали под политический гнёт монголо-татарского ига. С запада над Русью нависла угроза завоевания литовскими крестоносцами. Только объединение русских удельных земель под московским началом смогло дать надежду народу на свержение ига.

  • - Во 2 тысячелетии до нашей эры славяне выделились из индоевропейской группы. За три тысячи лет предшествовавших крещению славяне создали внушительный пантеон богов, божков, духов и нежити.
  • - На протяжении трех веков молодое Древнерусское государство противостояло волнам кочевников, которые накатывались из Дикого поля. Хазары, печенеги, половцы схватились с Русью и остались только в истории.
  • - В IX-XII, на заре становления Древней Руси, наши предки для того что бы выжить и состояться как государство, были вынуждены бросить вызов самой крупной и мощной державе того времени – Византийской империи.
  • - Битва на реке Вожа, неизбежно привела Московскую Русь на Куликово поле. Река Вожа – это русский Рубикон, который князь Дмитрий Московский решительно перешел 11 августа 1378 г., что бы стать для истории Дмитрием Донским.
  • - Великий примиритель земли Русской и гроза половцев Владимир Мономах не оставлял надежд на спасение единой Русской державы. Созванный им съезд князей в Любече должен был стать основой для новой политической системы Руси.
  • - Князь Игорь правил Русью не так успешно, как это делал предыдущий правитель и не так ярко прославился подвигами, как его наследник. Тем не менее, этот Великий князь сделал все, чтобы сохранить и укрепить свою страну.
  • - Особенности, проводимой князем Олегом внутренней и внешней политики, привели к появлению на карте Европы нового государства. Киевская Русь заявила о себе, как о полноценном субъекте средневековой международной политики.
  • - Чудные версии о происхождении и кончине Вещего Олега не затмевают его реальные заслуги. Роль Олега в создании Киевской Руси, его щит на вратах Царьграда и «месть хазарам» делают личность князя-чародея, исторической.
  • - Личности Аскольда и Дира в истории возникновения Древнерусской государственности являются ключевыми. Самозваные правители Киева не только создали благоприятные условия для объединения Руси, но и определили некоторые векторы ее внешней политики.
  • - Личность князя Рюрика окутана легендами и загадками. До сих пор нет ясности о его происхождении, правлении и личной значимости, тем не менее, Рюрик известен как созидатель государства и основатель правящей династии.
  • - Масштабная торговая и военная магистраль средних веков, соединявшая по прямой культурный центр мира самой совершенной организацией того времени – норманнами, способствовала появлению уникальной древнерусской цивилизации.
  • - Политический характер Владимира Мономаха формировался в обстановке феодальной раздробленности. Его талантом государственного деятеля и личными качествами улучшалась политика, экономика и духовная жизнь Киевской Руси.
  • - Специфика общественного устройства повлияла на эволюцию Российской монархии, от сословно-представительной к абсолютной. В XVI – XVII веках в России происходили события, имевшие значимые политические правовые результаты.
  • - Князья Руси распределяли свои владения между всеми наследниками. От этого число удельных княжеств постоянно росло. Мелкие княжества тяготели к региональным центрам. Каждый из таких центров имел свои особенности. Особенно отличался Новгород, где князь зависел от боярского вече.
  • - О славянах сообщали ещё античные историки, но восточнославянские племена выделились из общеславянского субстрата в эпоху великого переселения народов. На фоне борьбы с готами, аварами и варягами сформировались их мощные племенные союзы, а позже и протогосударства.
  • - В начале ХIII в. началось возвышение Московского княжества. После разрушения Твери татарами ярлык великих князей был закреплён за московскими князьями. А победа Дмитрия Донского над Тохтамышем на Куликовом поле сделала Москву сильнейшим государством своего региона.
  • - Сельское хозяйство Руси ХIII – ХV вв. развивалось при усилении феодального гнёта и росте земельных владений церкви. Города росли за счёт развития торговли и ремёсел, оставаясь зависимыми от феодалов. Больше всего Русь торговала с Литвой, Ганзой, странами Кавказа и Средней Азии.
  • - Монгольская империя зародилась в дальневосточных степях в 1206 г. и уже через 35 лет монголы покоряли Русь. Немецкие же рыцари пришли с запада. Изначально они должны были обращать язычников-балтов в христианство, но со временем создали орденские государства, угрожавшие Западной и Северо-Западной Руси.
  • - После смерти Ярослава Мудрого Русь погрузилась в раздробленность. Любечский съезд утвердил порядок наследования уделов, но не прекратил усобицы. Русские земли ненадолго объединил Владимир Мономах, но после смерти его сына Мстислава, усобицы возобновились с новой силой.
  • - В годы правления Владимира и Ярослава русское государство было сильным и централизованным. Укреплению центральной власти содействовало принятие христианства и укрепление церковной иерархии. Во времена Ярослава Русь получила первый писаный закон – «Русскую правду».
  • - Домонгольская культура была глубоко традиционалистской. В Х – ХI веках широко распространилась кириллическая письменность, содействовавшая распространению грамоты. Из образцов архитектуры сохранились в основном культовые здания, созданные по образцу византийских.
  • - Датой основания древнерусского государства считается 862 г., когда Рюрик стал князем Новгорода. Через двадцать лет он покорил Киев и перенёс туда свою столицу. Наследники Рюрика Игорь и Святослав покоряли соседние племена и формировали мощное государство.
  • - Объединение русских земель проходило постепенно в течение двух веков, и привело к созданию огромного, централизованного государства. Этот процесс явно демонстрирует этапы возрождения Руси после монгольского нашествия.
  • - Русь была одним из крупнейших государств Восточной Европы, основанным в 862 году. Первым князем на Руси стал варяжский представитель знати Рюрик, вызванный восточнославянским народом для оказания помощи в наведении порядка на их землях.
  • - XVI век стал поворотным в истории России: именно в этот период завершается процесс образования новой крупной державы, которой единовластно правит государь, опирающийся на формирующийся слой служилого дворянства
  • - Долгорукий, Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо – эти князья оставили добрую память в народе. Благодаря их усилиям русские земли начали было объединяться под эгидой Владимиро-Суздальского княжества, но пришли татары…
  • - Владимир Всеволодович, получивший прозвание Мономах, сумел много сделать для Руси: усмирил половцев, укрепил границы государства, принимал меры к развитию торговли, строительству городов, а главное – прекратил усобицы.
  • - Обладай Ярослав даром предвидения, он бы, наверное, принял меры к тому, чтобы передать всю власть старшему. Началось для Руси тяжелое время междоусобиц, которые ослабили страну и значительно осложнили жизнь русичей.
  • - Ярослава Владимировича народ нарек «Мудрым» неспроста. Прекращение набегов печенегов, установление мира с Византией, укрепление международного статуса Руси, расцвет городов – такими оказались итоги правления Ярослава.
  • - Жизнь Святополка была посвящена мести сыновьям дяди за отца и попыткам утвердиться на престоле любой ценой. Как ни терпелив русский народ, но такого князя изгнали, наградив его прозвищем «Окаянный», ведь ничего, кроме бед, не принес он Руси.
  • - Порой тем, кто стоит у кормила власти, приходится принимать трудные решения, имеющие влияние на дальнейший ход истории государства. Так поступила судьба с младшим Святославичем, доверив ему роль строителя новой – православной – Руси.
  • - Киевская Русь времен Святослава нуждалась в сильном правителе. Однако сын Игоря был рожден скорее просто предводителем дружины. О его храбрости ходили легенды, но в памяти народной он так и остался лишь смелым бойцом, но не мудрым князем.
  • - Ольга начала свое правление с довольно жестоких мер. Однако народ дал ей прозвание Мудрая, потому что после установления мира в государстве она с успехом занялась его благоустройством и предоставила Руси возможность развиваться в спокойной обстановке, без войн и потрясений.
  • - Игорю, занявшему престол после Олега, пришлось отстаивать границы государства с оружием в руках. Он хорошо усвоил уроки наставника в части борьбы с внешними врагами, но не успел наладить взаимоотношения с подданными внутри своего княжества.
  • - Роль главы княжества в период формирования Киевской Руси трудно переоценить. К счастью, на княжеском престоле вовремя оказался Вещий Олег – человек, сумевший собрать воедино разрозненные племена и явить миру Русь - новое сильное государство.
  • - К IX веку будущее государство Русь уже представляло собой не разрозненные племена, а несколько крупных объединений, из которых можно выделить Северный и Южный Союзы. До создания государства с единой системой правления оставалось совсем недолго.
  • - Много веков назад славянские племена объединились, чтобы создать свое государство: жить племенами и разрозненными общинами стало трудно. Нужно было решать задачи обороны, развития торговли, закрепления на новых землях. Это стало толчком к образованию Руси.
  • - Земли Западной и Юго-Западной Руси в ХIII и ХIV веках вошли в состав Литвы, причём славянский элемент Великого княжества Литовского довлел над балтским. В Северо-Восточной Руси, т. е. на землях Московского княжества со временем сформировалась великорусская народность.
  • - Киевская Русь сформировалась в условиях борьбы с Хазарским каганатом, Византией и племенами Великой Степи. Начальный период её существования завершается с восшествием на престол Владимира Красно Солнышко. Со второй половины ХI столетия Киевская Русь пришла в упадок.

Самые лучшие книги от одного из самых популярных авторов современности – Макса Фрая! Весь увлекательнейший цикл "Хроники Ехо" – теперь под одной обложкой!

Истории про Ехо, сэра Макса, его недругов и союзников – сегодня уже классика жанра и известны всем ценителям хорошей литературы!

Макс Фрай
Хроники Ехо (сборник)

…all these moments will be lost in time…

"Blade Runner" by Ridley Scott

Чуб земли
История, рассказанная сэром Максом из Ехо

Стеклянные снегири на Птичьем Мосту устроили переполох. Вертятся, звенят, дребезжат, а кажется, что щебечут: "Кто? Кто идет? Кто, кто? Кто к нам идет? Кто? Кто мимо нас прошел? Кто, кто? Кто от нас ушел? Кто?"

А это всего-то Триша идет с рынка. Было бы из-за чего такой шум поднимать.

Корзина ее почти пуста: несколько корешков черного имбиря, шкатулка с зернами кардамона, пучок мяты, фунт горького морского сахару, бутылка кленовой росы да букет мелких хризантем, еще влажных после утренней поливки. Можно было бы обойтись и без этих покупок, на кухне у Триши нет недостатка в специях и травах, но ей требовался хоть какой-нибудь предлог для неспешной прогулки через весь город – как всегда. Лень всякий раз выдумывать иную причину, изобретать новый маршрут, вот и говорит она себе почти каждое утро, что надо бы отправиться на рынок. Иногда это оказывается правдой; в такие дни ее корзина становится слишком тяжелой, и долгий обратный путь не доставляет особого удовольствия – хорошо, если попадется попутчик с тележкой, но так редко случается. Поэтому Триша не слишком любит правду, по крайней мере, в мелочах.

"Кофейная гуща" стоит на самом краю города – то есть не просто на окраине, а аккурат на самой границе между "здесь" и "там", "между светом и тенью", как шутит дядюшка Франк, так что фасад с вывеской выходит на Пустую улицу, а заднее крыльцо, часть палисадника и флигель, где иногда ночуют гости, утопают в живом тумане Границы. Поэтому щенки тумана разгуливают по всему дому, ластятся к домочадцам, иногда забираются на колени к посетителям. Они идеальные домашние любимцы: хлопот с ними немного, только и дел – следить, чтобы в кувшин с водой никто сдуру не залез, а то ведь растает, жалко. А больше никакой возни: щенки тумана питаются человеческим вниманием, а лужицы, которые они иногда оставляют на половицах, быстро высыхают сами, наполняя дом ароматом сырости и меда, так что не приходится тратиться на благовония. "Следует признать, когда я сама была кошкой, я доставляла своим опекунам куда больше беспокойства – а ведь они считали меня тихоней и умницей", – думает Триша.

Триша, впрочем, до сих пор умница и почти тихоня – оно и неплохо. Франк часто повторяет, что это было самое мудрое решение в его жизни: превратить пеструю кошку Тришу в девушку. Только с кошкой и можно ужиться под одной крышей – при условии, что она перестанет гадить в башмаки своих врагов, научится варить кофе и печь шафрановые коржики. А поскольку все эти искусства легко удаются именно людям, проще сразу превратиться в человека, чем сотню лет учиться цирковым фокусам. Поэтому Трише пришлось превращаться. Она, впрочем, довольна. О Франке и говорить нечего.

Однажды за ужином он обмолвился, что когда-то, очень, очень давно несколько лет прожил в лисьей шкуре и с тех пор доверяет оборотням куда больше, чем обычным людям или животным. Дескать, тот, кому ни разу не доводилось стать чем-то иным, вообще ничего не знает ни о жизни, ни о себе, а невежество, как известно, хуже греха, – последнюю фразу Франк повторяет очень часто, по любому поводу и вовсе без повода, произносит ее с видимым удовольствием, смакует, наслаждаясь каждым словом. Глядя на него, Триша почти уверена, что слово "невежество" имеет отчетливый привкус копченой селедки, "хуже" смахивает на черный, вязкий ржаной хлеб, а хрустящий "грех", надо понимать, впитал в себя всю сладость и остроту репчатого лука.

"Насчет невежества и греха Франку, конечно, виднее, но как по мне, на оборотнях свет клином все-таки не сошелся", – думает теперь Триша. Ей нравятся и соседи, и незнакомые горожане, и почти все клиенты, даже те, кто видит "Кофейную гущу" и городские улицы во сне. Таких тут всегда хватало; здешние жители называют их "призраками" и уделяют им не больше внимания, чем птицам и бабочкам. Глазеют, умиляются, посмеиваются, изредка угощают забавных чужаков домашним печеньем, но на порог стараются не пускать и серьезных бесед не заводят. "Они и правда смешные, эти сновидцы. – Триша улыбается своим мыслям. – Одни с ошалевшим видом слоняются по городу, другие бросаются творить всякие пустяковые чудеса, летают над крышами и скачут сквозь стены, упиваясь собственным могуществом и полной безнаказанностью; третьи деловито обустраиваются на новом месте, даже не подозревая, что несколько часов спустя им придется отсюда исчезнуть – скорее всего, навсегда. И лишь немногие ведут себя правильно: внимательно глядят по сторонам, запоминают важные детали, выспрашивают у словоохотливых горожан дорогу, ищут талисманы и заводят полезные знакомства. Таким удается вернуться сюда наяву. Не всем, конечно, но все-таки…"

Путешественники вообще не слишком часто сюда попадают. Самый простой путь – приехать на канатной дороге, снизу, из долины. Но это же еще надо как-то туда попасть, а потом набраться мужества и сесть в ненадежную с виду кабинку, стремительно уползающую куда-то ввысь… Некоторые, впрочем, приходят пешком, есть и такие, что с воплями просыпаются поутру в пустовавших прежде постелях заброшенных домов, а вот Тришины друзья Фанни и Марк, которые живут в синем доме на Тихой улице, ухитрились прибыть в город на воздушном шаре. Теперь-то они уважаемые люди: Марк придумывает наряды для доброй половины городских модниц, а Фанни сумела разговорить булыжники на Большой площади, и старательно записывает их истории, которыми зачитываются буквально все, от мала до велика. Соседи в них души не чают, мосты смеются под их ногами, даже недоверчивые саламандры свили гнездо в их камине и вывели малышей, а этим мало кто может похвастать. Кажется, будто Фанни и Марк всегда жили в городе; некоторые действительно так думают, но Триша хорошо помнит их дурацкий воздушный шар ярко-красного цвета, и как все сбежались смотреть на этакую невидаль, а потом они с дядюшкой Франком отпаивали продрогшую, насмерть перепуганную парочку имбирной водкой и варили для них чесночный суп с зелеными кофейными зернами, у Триши еще гренки подгорели, потому что все время отлучалась от плиты поглядеть, как там эти двое.

И дело вовсе не в том, что Фанни и Марк были какие-то особенные (на самом деле все – особенные, но это отдельный разговор). Просто для Триши и Франка всякий новичок, любой чужак – дорогой гость. Собственно, "Кофейную гущу" открывали именно для них. Потому и место такое выбрали: на самой границе. Рассудили, что в городе и без того хватает кофеен, кондитерских, баров, чайных павильонов, пивных, пиццерий и рестораций, а вот встретить заплутавшего путника, угостить его чашечкой кофе и рюмкой крепкой настойки, растолковать, что к чему, а если понадобится, то и обратную дорогу показать, кроме них, вроде как, некому.

Некоторые гости расплачиваются самоцветами, или монетками, иные – простенькими чудесами. Благодаря мрачному господину в полосатом жилете Триша когда-то обзавелась рыжей, кудрявой шевелюрой взамен надоевших светло-русых косичек, с помощью улыбчивой старушки в розовых очках поменяла обычные витражи в спальне на окна, по стеклам которых всегда, даже в солнечную погоду стучит дождь – то есть, тому, кто в комнате, кажется, будто на улице дождь, а какая на самом деле погода, не узнаешь, пока не выйдешь. И еще немало полезных новшеств сумела внести в свою жизнь жадная до мелких чудес Триша – а всё они, гости. Но иногда в "Кофейную гущу" заглядывают клиенты, готовые заплатить за угощение и кров увлекательными историями. Таких Триша любит больше всего. "Если бы не они, мне пришлось бы довольствоваться одной жизнью – собственной, – думает она. – А это очень, очень мало". Выслушивая очередную историю, Триша словно бы проживает чужую жизнь – торопливо, небрежно, не особо вдаваясь в детали, не слишком утруждая свое сердце скорбью, улыбается уголками губ там, где следовало бы хохотать от души – но именно это ей нравится больше всего. Все равно что сливки с чужого молока снять, слизнуть и побежать дальше по своим делам. Типичный кошачий подход к делу, – говорит Франк.

Ну да. А как иначе?