Как освоить читаемое. Скорочтение – как способ повысить степень своего развития. Лучшие техники для быстрого чтения. Создайте условия для восприятия информации

Скорочтение – это техника быстрого чтения, приобретаемая способность, которая увеличивает скорость в 3–20 раз от среднестатистической (а это 180-200 слов в минуту). С ее помощью, можно ускорить восприятие текстовой информации и освоить процесс запоминания прочитанного.

Много программ, с помощью которых допустимо повысить уровень чтения, ускорить процесс запоминания и достичь расширения ячеек памяти. Все обучающие уроки таких программ нацелены на развитие человека в духовном и, конечно же, интеллектуальном плане.
Олег Андреев известный автор, предлагает обучение по своим программам, которые сам и составляет.

  • Обучение увеличению скорости чтения. Некоторые смогли увеличить ее в 20 раз, но среднестатистические достижения это прирост в 5 раз.
  • Обучение дает более качественное и быстрое восприятие текстовой информации.
  • Развитие памяти и, конечно же, внимания.
  • Возможность развить собственную интуицию, которая не будет лишней в обыденной жизни.
  • Возможность развить или же усовершенствовать творческие способности.
  • Полноценное физическое оздоровление организма.
  • Обучение воздействует на духовный рост человека.

Чтобы познать, ощутить, реализовать все эти пункты нужно пройти и изучить 7 основных законов, на которых держится техника быстрого чтения. Именно эти законы заложены в основу всех методик. Программа «Как увеличить скорость чтения?» требует времени, внимания и, конечно же, желания человека, без которого реализация и достижение положительного результата невозможны.

Олег Андреев, в свою очередь, выделяет 7 программ, каждая из которых нацелена на работу над собой и развитие своих интеллектуальных способностей и духовности.

Правила быстрого чтения

  • Нет регрессии.

Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:

  • первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
  • вторая причина – это переосмысление прочитанного.

Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.

Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.

  • Нет артикуляции.

Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.

Это явление имеет свою классификацию:

  • сопровождение текста механическими движениями;
  • проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.

Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.

  • Интегральный алгоритм чтения.

Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.

  • Вертикальное движение глаз.

Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.

  • Выделение доминанты.

Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:

  • определение и выделение центральных смысловых пунктов;
  • интуитивное осмысление текста.

В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.

  • Развитие памяти и внимания.

Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике.

Методика быстрого скорочтения позволяет овладеть вниманием, это такой замкнутый круг: без внимания нельзя быстро читать, но быстро читая, достигаешь высшего уровня внимания и развития памяти.

Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.

  • Обязательный ежедневный минимум.

Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.

Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.

Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.

Таблица «Анализ объема чтения»

Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.

Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.

Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.

Типы чтения:

  • Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
  • Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
  • Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
  • Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
  • Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.

Упражнения для скорочтения

  • Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания.
  • Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек. Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман.
  • Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации.
  • Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания.
  • Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз.
  • Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость.
  • Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.

Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.

Время – один из ценнейших ресурсов в современном обществе. Потому-то хочется делать многое как можно скорее, чтобы сэкономить его. В том числе возникает необходимость ускорять темпы образования. Как научиться быстро читать и возможно ли это? Конечно, да. При этом возраст и начальные навыки обучающихся не играют большой роли. Но не стоит думать, что есть какая-то хитрость, узнав которую можно будет глотать книги за минуты. Обучение скорочтению – это целый комплекс упражнений и техник, практикуя которые можно значительно сократить время на обработку печатной информации.

Как научиться быстро читать: упражнения и техники

  1. Если при чтении проговаривать слова вслух, то скорость изучения материала заметно снижается. Ведь одно дело пробежать по строчке глазами, а совсем иное совершить ряд артикуляционных манипуляций, чтобы воспроизвести прочитанное. Поэтому первое, от чего стоит отказаться – это от произношения слов . В том числе и про себя. Ведь это встречается тоже часто. Итак, нет нужды воспроизводить слова. Чтобы отучиться от этого, можно, например, приставлять палец к губам и контролировать, чтобы они оставались неподвижны. А еще можно мычать или произносить какой-то монотонный звук. Так удастся в первое время занимать чем-то речевой аппарат. А позже это уже может и не понадобиться.
  2. Когда маленькие дети учатся читать, они любят водить пальцем по строчке от буквы к букве . Так проще сосредоточиться. Почему бы не воспользоваться этим же приемом, потому как научиться быстрее читать так станет проще. Достаточно лишь постепенно ускорять движение пальца и взгляд станет с каждым разом перемещаться скорее. А значит, и скорость прочтения станет увеличиваться.
  3. Для того чтобы сделать бег по строчкам еще быстрее, нужно стараться развивать периферическое зрение . Это позволит останавливать взгляд еще за два-три слова до конца строчки и переходить на последующую. Причем тоже уже сразу на третье-четвертое слово. Так не будет тратиться время на «прохождение» пустых полей. Чтобы улучшить периферическое зрение можно заниматься с таблицей Шульте и подобными. Как научиться быстро читать помощью различных гаджетов? Имеются электронные приложения, показывающие каждое слово поочередно на большой скорости. Так исчезает необходимость тратить время на движение глаз. Идеально, вообще не перемещать взгляд по строке, а смотреть на страницу и видеть сразу большой отрезок текста, воспринимать его, словно фотографируя. Для этого потребуется гораздо дольше тренироваться, но подобное умение значительно сэкономит время, затрачиваемое на чтение.
  4. Чтобы как научиться читать как можно быстрее, следует начать воспринимать не каждое слово в отдельности, а цельные словосочетания , если слова в них образуют нечто единое по смыслу. Скажем «косточки в сливе». Можно «видеть» лишь существительные, предлог же мозг допишет самостоятельно.
  5. Скорее всего, вопрос, как научиться быстрее читать, возникает потому, что нужно быстренько усвоить значимое количество информации, а не ради особых показателей по скорчтению. Если это так, что следующий совет также поможет. Дело в том, что далеко не вся информация в тексте (если только это не кредитный договор, например) требует обязательного прочтения. Поэтому какие-то строки, абзацы и даже главы порой можно безболезненно пропустить. Так скорость прочтения конкретной книги увеличится.
  6. Немало времени отнимает перечитывание . К нему приходится обращаться, если с первого раза усвоить материал не удалось. Чтобы этого избежать, нужно сосредотачиваться на чтении и одновременно рисовать в воображении образы, создавая целостную картину по кирпичикам. Если все делать верно, то отсутствие одного-двух слов-кирпичиков не будет иметь особого значения и нужда перечитывать отпадет.
  7. Идеальная тишина или монотонные негромкие звуки – лучшие условия для занятий умственным трудом. Потому как научиться быстрее читать не так уж и просто, лучше соблюдать эти условия. Хорошее освещение также позволит видеть в книге больше, причем в буквальном смысле.
  8. Чтобы не терять время на чтение ненужного и маловажного материала, можно выделять из него лишь ключевые слова. Также предлагается прочитывать начальное и последнее предложение абзаца, а еще заголовки и подзаголовки. Если книга большая, тема знакома, а времени изучать талмуд нет, то вполне можно ограничиться введением и заключением. Как правило, наиболее важные мысли сосредотачиваются именно этих разделах.
  9. Чтобы контролировать свои результаты, можно каждый день замерять количество слов, прочитанных за минутку. При этом важно тренироваться ежедневно. Не стоит ожидать результатов слишком быстро. Но если действительно стараться и заниматься как прилежный ученик, то со временем можно будет понять, что научиться быстрее читать все-таки удалось.
  10. Не стоит начинать тренировки со сложных тестов . Лучше взять что-то уже знакомое, без замысловатых и непонятных терминов, мыслей. А уже после постепенно брать более непростые задания. И еще важно относиться к чтению не как к занудному и обязательному занятию, а как к способу получения ценной информации.

Если не все получается сразу же, отчаиваться не стоит, потому как научиться быстро читать может получиться не сразу. Зато когда это умение будет освоено, гораздо больше времени можно будет посвятить своим любимым занятиям. Например, чтению интересных книг.

Умение быстро читать и хорошо усваивать полученную информацию – это полезный навык. Люди, которые знают цену своему времени обязательно должны знать как быстро читать. Это не займёт много времени и не потребует от вас больших усилий. Необходимо только владеть парой секретов, которые значительно облегчат вам жизнь и помогут качественно и быстро усваивать большие объемы информации. В наше время, когда у всех есть доступ к Интернету, каждый может и для этого не нужно бежать в ближайшую библиотеку. Миллионы людей, занимаясь своим самообразованием, штудируют страницы всемирной сети, но не всегда полученная информация усваивается эффективно. После прочтения этой статьи вы узнаете как научиться скорочтению и максимально быстро ознакомится с большим объёмом информации.

5 правил как научиться быстро читать книги:

Правило 1 – СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ

Первым и самым важным правилом скорочтения является умение сконцентрироваться на процессе чтения. Когда мы учимся быстро читать, то все раздражающие внимание звуки должны уйти на задний план. Перед тем как приступить к чтению книги ознакомьтесь с ее кратким описанием. Так вы уже примерно будете знать о чем речь, соответственно сможете быстрее вникнуть в суть. Постарайтесь увлечься написанным и дать себе установку, что вам необходимо усвоение этой информации. Полная концентрация и спокойствие помогут максимально вникнуть в сюжет.

Правило 2 – НЕ ДУБЛИРУЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ

Чтобы научиться правильно читать книги вам нужно отказаться от субволикации (повторение прочитанного). Многие думают что если в голос или мысленно про себя повторять полученную информацию, то ее усвояемость станет выше. Это заблуждение. Как только вы избавитесь от этой привычки, процесс чтения станет намного легче и мозг начнет схватывать все увиденное глазами на лету.

Правило 3 – ВЫДЕЛЯЙТЕ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Учитесь правильно читать книги, выделяя для себя ключевые фразы из текста. Таким образом, эти маленькие информационные блоки быстрее сложат в вашем понимании весь сюжет прочитанного. Не задумывайтесь над каждой фразой, ведь этим вы отвлекаете головной мозг и наверняка пропустите что-то интересное. Умение выделять главные фразы станет залогом быстрого и качественного чтения литературы.

Правило 4 – УПРОСТИТЕ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАКЛАДКИ

Еще одна маленькая деталь поможет вам быстро достичь поставленной цели. Вы поймете как быстро прочитать книгу если возьмете себе за правило использование закладок. С помощью небольшого листочка бумаги вы быстро найдете страницу, на которой закончили читать прошлый раз. Некоторым людям помогает вождение закладкой по тексту. Так вы концентрируете внимание на определенной строчке, а не рассеиваете его по всей странице. Максимально настройтесь на скорость чтения, а задачу восприятия информации оставьте мозгу.

Правило 5 – ПОСТОЯННО УПРАЖНЯЙТЕСЬ В СКОРОЧТЕНИИ

Только постоянные тренировки могут стать залогом успеха и получения желаемого результата. Начните с легких текстов – прочитайте роман или детектив, который сможет захватить вас с первых строк. Не нужно сразу же выбирать тяжелые и перегруженные точной информацией тексты. Помните что залог любого успешного дела – это систематические тренировки и настойчивость. Соблюдая эти нехитрые правила, вы поймете как быстро читать и легко усваивать информацию.

3 эффективных способа как научиться быстро читать и запоминать

Научиться быстро читать и воспринимать информацию – это уже полдела. Следующее задание – научиться запоминать полученную информацию. Для того чтобы овладеть и этим навыком необходимо освоить три метода, которые в сумме гарантируют вам стопроцентный результат.

  • Визуализация. Постарайтесь эмоционально пережить сюжет. Создайте в своем воображении образ главного героя, сопреживайте ему и прокручивайте в картинках прочитанное. Научитесь подключать к процессу чтения свои эмоции, тогда информация обязательно отложится в вашей памяти. Если вы сможете читать быстро и при этом прокручивать в голове сюжет книги, то к работе подключится не только зрительная память, но и образная.
  • Создавайте понятные вам ассоциации. Использование этого метода в разы повышает эффективность чтения. Техника запоминания текста простая – суть прочитанного вы связываете с чем-то знакомым для вас, ведь всем известно что более понятная информация запоминается быстрее и четче.
  • Повторяйте важную информацию. Не зря же с детства всем твердят что повторение – мать учения. Чтобы запомнить важную информацию ее необходимо периодически вспоминать и прокручивать в голове. Так вы тренируете свою память.

Заключение

Для человека важно постоянно развиваться и учиться чему-то новому. Тренировать мозг и повышать свою образованность вам помогут книги. Научиться скорочтению не так сложно как кажется. Постарайтесь следовать всем вышеупомянутым рекомендациям и правилам, ведь с ними вы сможете максимально эффективно использовать свое свободное время. Помните, что образование – это ключ к успеху. А есть ли у Вас любимые книги, которые до деталей отложились в памяти с первого прочтения?

Поставьте оценку!

Привет, друзья! Помните, недавно мы разбирались с устройством и методами улучшения мозговой деятельности? Надеюсь, тогда вам пригодилась информация об альтернативном восстановлении памяти с помощью несложных упражнений. Так что сегодня предлагаю немного расширить «мозговую» тему и поговорить о том, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное. Настойчиво приглашаю к беседе тех, кто регулярно имеет дело с текстами. Готовы запомнить все нижеописанное? Ну, поехали!

Ранее я писал о том, что существуют некие . Сегодняшняя тема как бы дополняет ту, предыдущую.

Вспомним, как в школе нас заставляли зубрить фрагменты различных учебников: историю, литературу, иностранный язык и т. п. Получалось далеко не всегда и, как правило, удовольствия от этого процесса было не много. А если у тебя еще и талант в совсем других областях проявляется, так это вообще прискорбно, правда?

Так вот, друзья, все дело в интересе к чтению. Вместо мучительной зубрежки можно научиться качественно читать и запоминать важную информацию, просто разбудив в себе интерес к текстам. Это тот случай, когда скорость и объем прочитанного не имеет значения, ведь если вы полюбите чтиво, с которым имеете дело, то и время найдется, и скорость со временем увеличится.

Однако, не всегда получается полюбить суровые учебные или рабочие тексты. Скоро узнаем, что же делать, если экзамен нужно сдавать уже завтра, а интерес коварно дремлет.

Согласитесь, первой задачей, которую мы ставим перед собой при чтении, является применение прочитанного на практике (исключение составляет художественная литература и различные развлекательные тексты). Даже если вы успеваете проглотить сразу несколько книг на протяжении месяца, но при этом в мозгу остается лишь пара ключевых моментов или ассоциаций, вызванных этими книгами – ваши дела с чтением оставляют желать лучшего.

Привычка читать разумно и с удовольствием, извлекать из текстов все необходимое и применять полученные знания в жизни – действительно ценное умение в нашем мега-информационном мире. Самое время выяснить, взаимосвязана ли скорость чтения с запоминанием прочитанного.

Учимся быстро читать и запоминать прочитанное

Согласно статистике компании Staples, средний показатель чтения у взрослого человека составляет около 300 слов в минуту. В то же время мастер скорочтения способен прочитывать до 1500 слов в минуту. Быстрому чтению несложно научиться: при больших объемах и регулярной практике это под силу и детям.

Но у меня возникает следующий вопрос: зачем вам стремиться к скорости, если прочитанное не только не запоминается, но и не осмысливается в процессе чтения? Так давайте сначала развивать качество чтения и интерес к нему, а затем, при необходимости, увеличивать скорость. Думаю, это правильный путь к запоминанию большого количества текстов.

Техники для увеличения скорости чтения и запоминания

Если на сегодняшний день вы достаточно развили память и умеете читать осознанно, пора разобрать пару-тройку техник для увеличения скорости чтения.

  • Методика Тима Феррисса

Тим Феррисс, автор нескольких бестселлеров (в числе которых «4-часовая рабочая неделя»), учит своих последователей просто вести карандаш по строкам во время чтения, как бы подчеркивая прочитанное (помните, именно так мы и учились читать?), при этом он призывает «экономить» на первой и последней паре слов в каждой строке (не вести под ними карандашом). Таким образом включается наше периферийное зрение, и методика Тима направленна именно на это.

Думаю, это действительно одна из лучших методик для увеличения скорости чтения. Здесь главное не забывать осмысливать прочитанное, ведь со временем глаза начинают бегать по строкам как на автомате — эти быстрые и согласованные движения глаз называются саккадами Видели, именно так и читают люди с отлично развитой скоростью?

  • Методика Spritz

На их сайте есть видеоуроки по установке скрипта в ваш браузер. Современная методика, название которой Spritz, открыла читателям удивительную возможность быстрого чтения в интернете. Чтобы, подобно методу Феррисса, минимализировать лишние движения глаз во время чтения, Spritz представил собой компактный электронный прямоугольник, в центре которого мгновенно появляются и исчезают слова текста (впрочем, скорость можно регулировать).

Фишка в том, что в каждом слове, по центру, красным цветом выделяется одна буква, помогающая сконцентрироваться на всем слове и прочитать его.

Эта методика позволяет здорово развить скорость чтения (до 600 слов в минуту, как минимум), однако, мне кажется, это подойдет исключительно для рабочих текстов, требующих «сухого» подхода, но никак не для поэзии и другой вкусно-читабельной литературы.

  • Приложение Blinkist

Не менее прогрессивная программа для гаджетов носит имя Blinkist. Суть методики — в максимальном ужатии текста и фильтрации его на ключевые фрагменты. Очень напоминает краткий пересказ текста из той же школьной истории. При этом скорость здесь не принципиальна, главное – взять из книги самое важное.

Примечательно, что программа предусматривает переводы различных языков. Думаю, Blinkist отлично подойдет, если хочется быстро узнать сюжет какого-нибудь огромного романа.

  • Методика Станислава Матвеева — рекордсмена России по запоминанию

«7 эффективных техник запоминания» Станислава Матвеева можно смело отнести к предыдущим мировым методикам, поскольку курс направлен на . Это будет как нельзя кстати, если ваша задача не только в запоминании текстов, но и в развитии памяти в целом. Кстати, руководство бесплатное.

Друзья, считаю нужным напомнить вам несколько прописных и важных истин на пути к идеальному чтению.

  1. Замените телевизор, частый шопинг и другие непродуктивные развлечения чтением. Вы удивитесь, но сэкономленное на интерактивных действиях время откроет вам дополнительные 30-50 часов в неделю!
  2. Обыкновенная электронная книжка способна подарить вам в два раза больше текстов, чем обычная. Объяснение простое: читалка гораздо легче и удобнее, что позволяет читать в любую свободную минуту (например, в транспорте).
  3. Чтобы лучше запоминать прочитанное, учтите три ключевых процесса памяти: ассоциации, впечатления и повторения. Ассоциации помогают нам запоминать прочитанное, просто сравнивая новую информацию с давно знакомой и привычной. Для впечатлений требуется эмоциональная связь с героями или событиями из книги – прорабатывая прочитанное на чувственном уровне, мы гораздо лучше его запоминаем. Здесь также классно внести элемент игры и подключить воображение для усиления эффекта. Повторение действенно практически всегда и лишний раз гарантирует лучшее запоминание любого текста.
  4. Заметки на полях. Попробуйте выделять ключевые фрагменты текста – это поможет быстро вспомнить сюжет и восстановить в памяти наиболее важные знания, полученные из конкретной книги. Аналогично работают и закладки.
  5. Как ни банально, а индивидуальный режим чтения так же важен, как и правильный распорядок дня. Раннее утро, обеденный перерыв или ночь – согласно своим биологическим часам вы можете определить свой самый продуктивный час для чтения. В идеале стоит выбирать и спокойную созидательную обстановку.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.