Вступление красной армии в прагу. Освобождение чехословакии. Начинаем восстание, русские нам помогут

26-31 января исполняется 85 лет со дня проведения первого съезда Советов Чувашской АССР и принятия первой Конституции республики.

В 1925 г. Чувашская автономная область была преобразована в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. После этого встала непосредственная задача по подготовке проекта Конституции ЧАССР. Была образована специальная конституционная комиссия, куда вошли опытные политические, хозяйственные работники и специалисты. В доработанном виде проект основного закона был представлен на рассмотрение I съезда Советов. После обсуждения участники съезда с учетом замечаний и предложений приняли первую Конституцию ЧАССР. Таким образом, рождение Чувашской АССР было юридически узаконено 31 января 1926 г.

В РГУ «Государственная книжная палата Чувашской Республики» хранится первая «Конституция Автономной Советской Социалистической Республики» на чувашском и русском языках, выпущенная в свет отдельным изданием в 1930 г. Центральным исполнительным комитетом ЧАССР.

Конституцию ЧАССР 1926 г. открывает «Декларация образования Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики». «Долгий путь упорной борьбы прошел чувашский народ за свое освобождение, – гласила декларация. - В течение многих веков чувашские трудящиеся массы находились под тяжелым гнетом самодержавия. Героическими усилиями отстаивал чувашский народ свою экономическую и национальную независимость, культуру, быт и язык в борьбе с угнетателями и притеснителями». Далее в декларации отмечалось, что с образованием республики, вступая в новый период строительства жизни, чувашский трудовой народ ставит перед собой основную задачу – укрепление хозяйства, поднятие политического и культурного уровня чувашского народа: «Стоя на страже равноправия всех национальностей, чувашские трудящиеся массы признают братскую солидарность всех национальностей Чувашской Республики необходимым условием экономического и культурного развития».

Конституция Чувашской АССР состоит из 87 статей, объединенных в 13 глав. Все ее положения пронизаны демократизмом: ЧАССР есть государство рабочих и крестьян (статья 1); вся власть в пределах ЧАССР принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (статья 3). Основной закон республики ставил своей задачей «предоставить рабочим и крестьянам всестороннее, полное бесплатное образование и введение всеобщего обучения», а также провозгласил «труд обязанностью всех граждан республики».

В первой Конституции ЧАССР значительное внимание уделено языковой политике. Так, чувашский и русский языки признавались государственными языками на территории республики, ставилась задача полного введения чувашского языка во всех государственных и общественных учреждениях и организациях.

В главе «О выборах в Советы» изложены статьи об активном и пассивном избирательном праве, о производстве выборов, о проверке и отмене выборов и отзыве депутатов.

Таким образом, первая Конституция Чувашской АССР сыграла важную роль в хозяйственном, культурном и политическом развитии республики и чувашского народа. Принятый 85 лет назад основной закон ЧАССР по своей политической значимости и социально-экономическим последствиям сохранил свою базовую основу и по сегодняшний день.

Конституция (Основной Закон) Чувашской АССР

Документ по состоянию на январь 2016 года

Глава I

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 1. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу Чувашской АССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов, завоевания диктатуры пролетариата, освобождения чувашского народа от национального гнета царизма и русской империалистической буржуазии и разгрома националистической контрреволюции.

Статья 3. Вся власть в Чувашской АССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Статья 4. Экономическую основу Чувашской АССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

Статья 5. Социалистическая собственность в Чувашской АССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.


Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно устава сельскохозяйственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то-есть навечно.

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в Чувашской АССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан - охраняются законом.

Статья 11. Хозяйственная жизнь Чувашской АССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости социалистического государства и усиления его обороноспособности.


Статья 12. Труд в Чувашской АССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: "кто не работает, тот не ест".

В Чувашской АССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по способностям, каждому по труду".

Глава II

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья 13. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика входит в состав РСФСР на правах Автономной Республики.

Вне пределов статьи 14 Конституции СССР и статьи 19 Конституции РСФСР, Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика осуществляет государственную власть на автономных началах.

Статья 14. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика состоит из районов: Алатырского, Аликовского, Батыревского, Вурнарского, Ибресинского, Ишлейского, Канашского, Козловского, Кувакинского, Красно-Четайского, Мариинско-Посадского, Порецкого, Тархановского, Татаркасинского, Траковского, Урмарского, Цивильского, Чебоксарского, Шемуршинского, Шихазановского, Шихирдановского, Шумерлинского, Ядринского, Яльчиковского, Янтиковского и города Чебоксары, непосредственно подчиненного высшим органам государственной власти Чувашской АССР.

Статья 15. Территория Чувашской АССР не может быть изменена без согласия Чувашской АССР.

Статья 16. Законы СССР и РСФСР обязательны на территории Чувашской АССР. В случае расхождения закона Чувашской АССР с законами СССР и РСФСР, действуют законы СССР и РСФСР.

Статья 17. Каждый гражданин Чувашской АССР является гражданином РСФСР и СССР.

Граждане РСФСР и всех других союзных республик пользуются на территории Чувашской АССР одинаковыми правами с гражданами Чувашской АССР.


Статья 18. Ведению Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики в лице ее высших органов власти и органов государственного управления подлежат:

а) установление Конституции Чувашской АССР, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее исполнением;

б) установление районного деления Чувашской АССР, границ районов, городов и внесение на утверждение Верховного Совета РСФСР;

в) законодательство Чувашской АССР;

г) охрана государственного порядка и прав граждан;

д) утверждение народнохозяйственного плана Чувашской АССР;

е) утверждение бюджета Чувашской АССР;

ж) установление, в соответствии с законодательством СССР и РСФСР, государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов;

з) руководство осуществлением бюджетов районов, городов и сельских Советов;

и) руководство страховым и сберегательным делом;

к) управление промышленными, сельскохозяйственными, торговыми предприятиями и организациями республиканского подчинения, а также руководство местной промышленностью;

л) контроль и наблюдение за состоянием и управлением предприятий, подчиненных органам СССР и РСФСР;

м) руководство и контроль за порядком пользования землей, недрами, лесами и водами в соответствии с законами СССР и РСФСР;

н) руководство жилищным и коммунальным хозяйством, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных мест;

о) дорожное строительство, руководство местным транспортом и местной связью;

п) контроль за проведением законов СССР и РСФСР о труде;

р) руководство делом здравоохранения;

с) руководство делом социального обеспечения;

т) руководство делом начального и среднего образования, контроль и наблюдение за делом высшего образования;

у) руководство культурно-просветительными и научными организациями и учреждениями Чувашской АССР;

ф) руководство и организация дела физической культуры и спорта;

х) организация судебных органов Чувашской АССР.

Глава III

ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 19. Высшим органом государственной власти Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является Верховный Совет Чувашской АССР.

Статья 20. Верховный Совет Чувашской АССР осуществляет все права, присвоенные Чувашской АССР, согласно статей 13 и 18 Конституции Чувашской АССР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету Чувашской АССР органов Чувашской АССР: Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Совета Народных Комиссаров Чувашский АССР и Народных Комиссариатов Чувашской АССР.

Статья 21. Верховный Совет Чувашской АССР является единственным законодательным органом Чувашской АССР.

Статья 22. Верховный Совет Чувашской АССР избирается гражданами Чувашской АССР по избирательным округам сроком на 4 года по норме: один депутат на 12 тысяч населения.

Статья 23. Закон считается утвержденным, если он принят Верховным Советом Чувашской АССР простым большинством голосов.

Статья 24. Законы, принятые Верховным Советом Чувашской АССР, публикуются на чувашском и русских языках за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

Статья 25. Верховный Совет Чувашской АССР избирает председателя Верховного Совета Чувашской АССР и двух его заместителей.

Статья 26. Председатель Верховного Совета Чувашской АССР руководит заседаниями Верховного Совета Чувашской АССР и ведает его внутренним распорядком.


Статья 27. Сессии Верховного Совета Чувашской АССР созываются Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР два раза в год.

Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР по его усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета.

Статья 28. Верховный Совет Чувашской АССР избирает Президиум Верховного Совета Чувашской АССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, двух его заместителей, секретаря Президиума и 12 членов Президиума.

Статья 29. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР подотчетен Верховному Совету Чувашской АССР во всей своей деятельности.


Статья 30. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР:

а) созывает сессии Верховного Совета Чувашской АССР;

б) дает толкование законов Чувашской АССР, издает указы;

в) производит всенародный опрос (референдум);

г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР, а также решения и распоряжения районных и городских Советов депутатов трудящихся Чувашской АССР в случае их несоответствия закону;

д) в период между сессиями Верховного Совета Чувашской АССР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров Чувашской АССР по представлению председателя Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета Чувашской АССР;

е) присваивает почетные звания Чувашской АССР.


Статья 31. Верховный Совет Чувашской АССР избирает мандатную комиссию, которая проверяет полномочия депутатов Верховного Совета Чувашской АССР.

По представлению мандатной комиссии Верховный Совет Чувашской АССР решает либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.


Статья 32. Верховный Совет Чувашской АССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.

Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Статья 33. Депутат Верховного Совета Чувашской АССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета Чувашской АССР, а в период между сессиями Верховного Совета Чувашской АССР, - без согласия Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

Статья 34. По истечении полномочий Верховного Совета Чувашской АССР Президиум Верховного Совета Чувашской АССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета Чувашской АССР.

Статья 35. По истечении полномочий Верховного Совета Чувашской АССР Президиум Верховного Совета Чувашской АССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Чувашской АССР нового Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.

Статья 36. Вновь избранный Верховный Совет Чувашской АССР созывается Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР прежнего созыва не позже, как через месяц после выборов.

Статья 37. Верховный Совет Чувашской АССР образует Правительство Чувашской АССР - Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР.

Глава IV

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья 38. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР.

Статья 39. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР ответственен перед Верховным Советом Чувашской АССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Чувашской АССР - перед Президиумом Верховного Совета Чувашской АССР, которому подотчетен.

Статья 40. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и РСФСР и проверяет их исполнение.

Статья 41. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР обязательны к исполнению на всей территории Чувашской АССР.


Статья 42. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР:

а) объединяет и направляет работу Народных Комиссариатов Чувашской АССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, объединяет и проверяет работу уполномоченных общесоюзных и союзно-республиканских Народных Комиссариатов;

б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана;

в) принимает меры по осуществлению республиканского и местного бюджетов Чувашской АССР;

г) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

д) руководит и проверяет работу исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся.


Статья 43. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР имеет право отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся, а также приостанавливать решения и распоряжения районных и городских Советов депутатов трудящихся.

Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР имеет право отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров Чувашской АССР.


Статья 44. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР образуется Верховным Советом Чувашской АССР в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР;

Двух заместителей председателя Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР;

Председателя Государственной плановой комиссии Чувашской АССР;

Народных Комиссаров Чувашской АССР:

Пищевой промышленности;

Лесной промышленности;

Земледелия;

Финансов;

Внутренней торговли;

Внутренних дел;

Здравоохранения;

Просвещения;

Местной промышленности;

Коммунального хозяйства;

Социального обеспечения;

Начальника дорожного управления;

Уполномоченного Комитета заготовок ССР;

Начальника Управления по делам искусств.

Статья 45. Правительство Чувашской АССР или Народный Комиссар Чувашской АССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета Чувашской АССР, обязаны не более, чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в Верховном Совете Чувашской АССР.

Статья 46. Народные Комиссары Чувашской АССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Чувашской АССР, согласно Конституций РСФСР и Чувашской АССР.

Статья 47. Народные Комиссары Чувашской АССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР, РСФСР и Чувашской АССР, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР, РСФСР и Чувашской АССР, приказов и инструкций Народных Комиссариатов РСФСР и проверяют их исполнение.

Статья 48. Народные Комиссариаты Чувашской АССР руководят порученными им отраслями государственного управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров Чувашской АССР, так и соответствующим Народным Комиссариатам РСФСР.

Глава V

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 49. Органами государственной власти в районах, городах, поселках, селах, деревнях являются Советы депутатов трудящихся.

Статья 50. Районные, городские, поселковые, сельские Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися района, города, поселка, села, деревни сроком на два года.

Статья 51. Советы депутатов трудящихся (района, города, поселка и села) руководят культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливают местный бюджет, руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, содействуют усилению обороноспособности страны, обеспечивают соблюдение законов и охрану прав граждан.

Статья 52. Советы депутатов трудящихся принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР и Чувашской АССР.

Статья 53. Исполнительными и распорядительными органами районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе: председателя, его заместителей, секретаря и членов.

Статья 54. Исполнительным и распорядительным органом сельских Советов депутатов трудящихся в небольших поселениях являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь.

Статья 55. Исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся (района, города, поселка, села) осуществляют руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории на основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов.

Статья 56. Сессии районных Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными комитетами не реже 6 раз в год.

Статья 57. Сессии городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся созываются их исполнительными органами не реже одного раза в месяц.

Статья 58. Районные и городские Советы депутатов трудящихся избирают на время своей сессии председателя и секретаря для ведения заседания сессии.

Статья 60. Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Статья 61. Вышестоящие исполнительные комитеты Советов депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих исполнительных комитетов и приостанавливать решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся.

Статья 62. Вышестоящие Советы депутатов трудящихся имеют право отменять решения и распоряжения нижестоящих Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов.


Статья 63. Районные Советы депутатов трудящихся образуют нижеследующие отделы исполнительных комитетов:

земельный;

народного образования;

финансовый;

внутренней торговли;

здравоохранения;

социального обеспечения;

дорожный;

плановую комиссию;

и, кроме того, в соответствии с особенностями хозяйства района, с утверждения Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, районные Советы депутатов трудящихся образуют отделы: коммунальный и местной промышленности.

Статья 64. В соответствии с условиями района, на основе законов СССР и РСФСР, с утверждения Президиума Верховного Совета Чувашской АССР, Народный Комиссариат Внутренних Дел образует при районных Советах депутатов трудящихся свои управления.

Статья 65. Отделы районных Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как районному Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату Чувашской АССР.


Статья 66. Городские Советы депутатов трудящихся образуют следующие отделы исполнительных комитетов:

финансовый;

коммунального хозяйства;

внутренней торговли;

здравоохранения;

народного образования;

социального обеспечения;

плановую комиссию;

сектор кадров при председателе исполкома,

и, кроме того, в соответствии с особенностями промышленности города, его городского и пригородного хозяйства:

местной промышленности;

земельный.

Статья 67. Отделы городских Советов депутатов трудящихся подчиняются в своей деятельности как городскому Совету депутатов трудящихся и его исполнительному комитету, так и соответствующему отделу районного Совета депутатов трудящихся.

Статья 68. Отделы городского Совета депутатов трудящихся города Чебоксары подчиняются в своей деятельности как Совету депутатов трудящихся города Чебоксары и его исполнительному комитету, так и соответствующему Народному Комиссариату Чувашской АССР непосредственно.

Статья 69. Бюджет Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики составляется Советом Народных Комиссаров Чувашской АССР и вносится им на утверждение Верховного Совета Чувашской АССР.

Утвержденный Верховным Советом Чувашской АССР бюджет Чувашской АССР публикуется во всеобщее сведение.

Статья 70. Верховный Совет Чувашской АССР избирает бюджетную комиссию, которая докладывает Верховному Совету свое заключение по бюджету Чувашской АССР.

Статья 71. Отчет об исполнении бюджета Чувашской АССР утверждается Верховным Советом Чувашской АССР и публикуется во всеобщее сведение.

Статья 72. В бюджет Чувашской АССР и в местные бюджеты районных, городских, поселковых и сельских Советов включаются доходы от местного хозяйства, отчисления от поступающих на их территории государственных доходов, а также поступления от местных налогов и сборов в размерах, устанавливаемых законодательством СССР и РСФСР.

Глава VII

СУД И ПРОКУРАТУРА

Статья 73. Правосудие в Чувашской Автономной Советской Социалистической Республике осуществляется народными судами, Верховным Судом Чувашской АССР, а также специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР.

Статья 74. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

Статья 75. Верховный Суд Чувашской АССР является высшим судебным органом Чувашской АССР. На Верховный Суд Чувашской АССР возлагается надзор за Судебной деятельностью всех судебных органов Чувашской АССР.

Статья 76. Верховный Суд Чувашской АССР избирается Верховным Советом Чувашской АССР сроком на пять лет.

Статья 77. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года.

Статья 78. Судопроизводство в Чувашской АССР ведется на чувашском языке, в сельских районах, городах и поселках с большинством русского или татарского населения соответственно на русском и татарском языках с обеспечением для лиц, не владеющих этими языками, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке.

Статья 79. Разбирательство дел во всех судах Чувашской АССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения с обеспечением обвиняемому права на защиту.

Статья 80. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 81. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами на территории Чувашской АССР осуществляется как Прокурором СССР непосредственно, так и через Прокурора РСФСР и Прокурора Чувашской АССР.

Статья 82. Прокурор Чувашской АССР назначается Прокурором СССР сроком на пять лет.

Статья 83. Районные и городские прокуроры Чувашской АССР назначаются Прокурором РСФСР с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

Статья 84. Органы Прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР и РСФСР.

Глава VIII

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 85. Граждане Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики имеют право на труд, то-есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.


Статья 86. Граждане Чувашской АССР имеют право на отдых.

Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной палаты, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.


Статья 87. Граждане Чувашской АССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности.


Статья 88. Граждане Чувашской АССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучение в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.


Статья 89. Женщине Чувашской АССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов.


Статья 90. Равноправие граждан Чувашской АССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом.

Статья 91. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в Чувашской АССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 92. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам Чувашской АССР гарантируются законом:

а) свобода слова,

б) свобода печати,

в) свобода собраний и митингов,

г) свобода уличных шествий и демонстраций.

Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Статья 93. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам Чувашской АССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных.

Статья 94. Гражданам Чувашской АССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора.

Статья 95. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

Статья 96. Чувашская АССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

Статья 97. Каждый гражданин Чувашской АССР обязан соблюдать Конституции Союза Советских Социалистических Республик, Российской Советской Федеративной Социалистической республики и Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

Статья 98. Каждый гражданин Чувашской АССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся.

Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.


Статья 99. Всеобщая воинская обязанность является законом.

Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан Чувашской АССР.

Статья 100. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина Чувашской АССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

Глава IX

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Статья 101. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет Чувашской АССР, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся, - производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 102. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане Чувашской АССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Статья 103. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

Статья 104. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

Статья 105. Граждане, состоящие в рядах Красной Армии, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Статья 106. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета Чувашской АССР, производятся гражданам непосредственно путем прямых выборов.

Статья 107. Голосование при выборах депутатов является тайным.

Статья 108. Выборы в Советы депутатов трудящихся Чувашской АССР производятся по избирательным округам по следующим нормам:

районного Совета, в зависимости от размеров района, - один депутат не менее, чем от 500, и не более, чем от 1500 населения;

городского Совета, в зависимости от размеров города, - один депутат не менее, чем от 100, и не более, чем от 1000 населения;

сельского Совета, в зависимости от размеров района деятельности сельского Совета, - один депутат не менее, чем от 100, и не более, чем от 250 населения.

Избирательные нормы для каждого, районного, городского, поселкового и сельского Совета депутатов трудящихся устанавливаются "Положением о выборах в Советы депутатов трудящихся Чувашской АССР" в пределах избирательных норм, указанных в настоящей статье.


Статья 109. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.

Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.

Статья 110. Каждый депутат, обязан отчитываться перед избирателями в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

Глава X

ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА

Статья 111. Государственным гербом Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный герб РСФСР, который состоит из изображения золотых серпа и молота, помещенных крест на крест, рукоятками книзу, на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью "РСФСР" и "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском и чувашском языках, с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках.

Статья 112. Государственным флагом Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг РСФСР, состоящий из красного полотнища, в левом углу которого, у древка наверху, помещены золотые буквы "РСФСР" на русском и чувашском языках, с добавлением под надписью "РСФСР" буквами меньшего размера надписи "Чувашская АССР" на русском и чувашском языках.

Статья 113. Столицею Чувашской АССР является город Чебоксары.

Глава XI

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Статья 114. Изменение Конституции Чувашской АССР производятся лишь по решению Верховного Совета Чувашской АССР, принятому большинством не менее двух третей голосов Верховного Совета Чувашской АССР, с утверждения Верховного Совета РСФСР.

В начале мая 1945 г., когда части Красной армии завершали уничтожение противника в Берлине, многочисленные группировки вермахта, действовавшие на территории Западной Европы и Италии, начали повсеместно сдаваться в плен американским и английским войскам. Понимая бесперспективность дальнейшего сопротивления, вновь образованное правительство Германии во главе с гросс-адмиралом К. Деницем, тем не менее, стремилось удержать районы Центральной и Западной Чехословакии, с тем, чтобы сохранить группы армий «Центр» и «Австрия», выиграть время и с подходом армий союзников СССР по антигитлеровской коалиции капитулировать перед ними.

В составе двух немецких групп армий насчитывалось 62 дивизии, в том числе 16 танковых и моторизованных, большое количество отдельных полков и батальонов, специальных частей и подразделений, различных боевых групп - всего более 900 тыс. человек, 9700 орудий и минометов, свыше 2200 танков и штурмовых орудий, около 1000 самолетов. При этом значительная часть танков и щтурмовых орудий была неисправна и использовалась в качестве неподвижных огневых точек, а в военно-воздушных силах ощущулся недостаток горючего.

В соответствии с замыслом Ставки Верховного Главнокомандования к проведению Пражской наступательной операции привлекались 1, 4-й и 2-й Украинские фронты, которые к тому времени, действуя в полосе шириной 1200 км, вышли в районы севернее Дрездена, западнее Моравска-Остравы, юго-западнее Брно и охватили вражескую группировку в Южной Саксонии и Чехословакии с севера, востока и юга. В них имелось 18 армий, три танковые и три воздушные армии, пять танковых, два мехинизированных и три кавалерийских корпуса - всего 153 стрелковые дивизии и 7 стрелковых бригад, 24 500 орудий и минометов, более 2100 танков и самоходных артиллерийских установок, свыше 4000 боевых самолетов. Планировалось ударом по сходящимся на Прагу направлениям силами 1-го и 2-го Украинских фронтов из районов северо-западнее Дрездена и южнее Брно окружить основные силы врага в Чехословакии, совместно с 4-м Украинским фронтом рассечь их на части и не допустить отхода немецких войск на запад и юго-запад.

Наиболее подготовленные в инженерном отношении оборонительные рубежи противника находились перед центром и левым крылом 1-го Украинского фронта. Здесь в тактической зоне обороны глубиной 18 км имелись многочисленные искусственные заграждения. В оперативной глубине вдоль всей германо-чехословацкой границы по рубежу Рудных и Судетских гор размещались бетонированные укрепления. В полосах 4-го и 2-го Украинских фронтов перед советскими войсками находились лишь оборонительныве сооружения полевого типа.

Командующий войсками 1-го Украинского фронта Маршал Советского Союза И.С. Конев решил главный удар нанести в направлении Праги силами трех армий (13-я, 3-я гвардейская, 5-я гвардейская), двух танковых армий (3-я и 4-я гвардейские), двух танковых и кавалерийского корпусов, шести авиационных корпусов, пяти артиллерийских дивизий прорыва (21 стрелковая дивизия, 5680 орудий и минометов, 1040 танков и САУ, 1900 самолетов). Другие удары намечались: первый из района северо-западней Герлица с целью рассечения группировки врага (28-я и 52-я армии, один механизированный корпус); второй - для обхода Дрездена с юго-востока (2-я армия Войска Польского).

В соответствии с решением командующего войсками 2-го Украинского фронта Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского и уточнениями Ставки ВГК в состав главной ударной группировки, которая переходила в наступление из района Брно навстречу 1-му Украинскому фронту, вошли 53-я, 7-я и 9-я гвардейские, 46-я армии, 6-я гвардейская танковая армия и 1-я гвардейская конно-механизированная группа. На направление другого удара, наносимого на Оломоуц, выделялась 40-я армия.

Навстречу ей с севера и северо-востока наносили удар 60-я и 38-я армии 4-го Украинского фронта (генерал армии А.И. Еременко). После окружения немецкой 1-й танковой армии в оломоуцком выступе предусматривалось развернуть наступление на Прагу с востока всеми его силами. Для овладения столицей Чехословакии создавалась подвижная группа в составе усиленного 31-го танкового корпуса.

Подготовка операции осуществлялась в крайне ограниченные сроки. При этом предстояло провести крупную перегруппировку сил и средств. Только на 1-м Украинском фронте в ней были задействованы пять армий, в том числе две танковые, а также ряд отдельных корпусов. Сложные задачи пришлось решать полевому управлению 2-го Украинского фронта. Ему пришлось выводить из сражения и перемещать на новое направление 6-ю гвардейскую танковую армию и 1-ю гвардейскую конно-механизированную группу, принимать в свой состав и выводить в первый эшелон 9-ю гвардейскую армию, организовывать переброску 53-й и 40-й армий с целью занятия исходного положения для наступления. Немаловажным условием, требовавшим ускорить начало операции, являлось начавшееся в Праге 5 мая вооруженное восстание. Стремясь подавить его, оккупанты применили против чехословацких патриотов артиллерию, танки и авиацию.

Наступление 1-го Украинского фронта началось 6 мая, на сутки раньше намеченного срока. Утром того дня разведка установила, что северо-западнее Дрездена противник занимает оборону в отдельных опорных пунктах незначительными силами. Поэтому было решено нанести удар, не ожидая полного сосредоточения главной группировки. В 14 часов после короткой артиллерийской подготовки дивизии 13-й и 3-й гвардейской армий генерал-полковников Н.П. Пухова и В.Н. Гордова атаковали врага. Вслед за ними начали выдвигаться передовые отряды 4-й и 3-й гвардейских танковых армий генерал-полковников Д.Д. Лелюшенко и П.С. Рыбалко. Прорвав в течение 2-3 часов главную полосу обороны немецких войск, они обогнали стрелковые части и к исходу дня продвинулись на 23 км.

В ночь на 7 мая, после 30-минутной артиллеийской подготовки, перешли в наступление соединения 5-й гвардейской армии генерал-полковника А.С. Жадова. Используя внезапность, они быстро сломили сопротивление танковой дивизии «Герман Геринг», 20-й танковой и 2-й моторизованной дивизий и начали продвигаться в глубину обороны противника. В тот же день начали боевые действия армии центра и девого крыла фронта, в результате чего ширина полосы его активных действий увеличилась до 430 км.

В районе Дрездена враг пытался контратаками пехоты и танков задержать продвижение советских войск, но, не выдержав их ударов, вынужден был отойти на 30-40 км. Вскоре армии главной ударной группировки 1-го Украинского фронта вышли в полосе шириной 60 км к северным склонам главного хребта Рудных гор и завязали бои за перевалы. Несмотря на упорное сопротивление немецких аръергардных частей, взрывавших мосты и устраивавших завалы на дорогах, 8 мая 4-я и 3-я гвардейские танковые армии преодолели Рудные горы, а 5-я гвардейская армия овладела крупным административным и промышленным центром Саксонии - Дрезденом.

На 2-м Украинском фронте соединения 7-й гвардейской армии генерал-полковника М.С. Шумилова 7 мая закончили перегруппировку и в 8 часов 15 минут, после 30-минутной артиллерийской подготовки, перешли в наступление. За день они прорвали оборону противника на глубину 25 км. С утра следующего дня в сражение была введена 6-я гвардейская танковая армия генерал-полковника А.Г. Кравченко, которая увеличила вклинение до 50 км и вышла в район Яромержице. Также успешно в течение 8 мая действовали 53-я (генерал-лейтенант И.М. Манагаров), румынская 1-я, 9-я гвардейская (генерал-полковник В.В. Глаголев) и 46-я (генерал-лейтенант А.В. Петрушевский) армии, которые преодолели от 30 до 40 км. В то же время войска 4-го Украинского фронта овладели крупным железнодорожным узлом и важным военно-промышленным центром Чехословакии - г. Оломоуц и во взаимодействии с 40-й (генерал-лейтенант Ф.Ф. Жмаченко) и румынской 4-й армиями 2-го Украинского фронта ликвидировали оломоуцкий выступ.

Большую роль в успехе наступления сыграла авиация. В течение трех дней 2, 5, 8-я и 17-я воздушные армии под командованием генерал-полковников авиации С.А. Красовского и С.К. Горюнова, генерал-лейтенанта авиации В.Н. Жданова и генерал-полковника авиации В.А. Судец совершили 7640 самолето-вылетов. В целом в период с 6 по 8 мая армии трех фронтов прорвали вражескую оборону на всю ее оперативную глубину, преодолели Рудные горы, вышли на рубежи, находившиеся в 60-150 км севернее, восточнее и южнее Праги. Тем самым они создали благоприятные условия для окружения главных сил противника в Чехословакии. Выполнению этой задачи способствовало также уничтожение 5-м гвардейским механизированным корпусом генерал-майора И.П. Ермакова штаба группы армий «Центр», что крайне затруднило ее командующему генерал-фельдмаршалу Ф. Шёрнеру управление подчиненными объединениями.

В 20 часов 8 мая советское командование передало по радио обращение к немецким войскам с предложением прекратить сопротивление и сложить оружие. Однако ответа на него не последовало. Напротив, группировки врага всячески стремились прорваться на запад и юго-запад с целью капитулировать перед американской армией. Чтобы сорвать эти планы войска трех фронтов без паузы приступили к преследованию. Основная роль в нем отводилась передовым отрядам, которые выделялись для захвата узлов дорог, мостов, проходов в горах и аэродромов.

В течение ночи на 9 мая танковые армии 1-го Украинского фронта совершили 80-километровый марш. В 4 часа утра 10-й гвардейский танковый корпус 4-й гвардейской танковой армии первым вступил в Прагу. Вслед за ним к городу вышел 9-й механизированный корпус 3-й гвардейской танковой армии. Вскоре танкистов поддержали передовые части 13-й и 3-й гвардейской армий. К 10 часам советские войска при активной поддержке населения полностью очистили столицу Чехословакии от оккупантов. К 18 часам в нее вошли подвижные соединения 4-го Украинского фронта, преодолевшие в течение суток 200 км. К тому же времени 6-я гвардейская танковая армия 2-го Украинского фронта, пройдя 120 км, достигла рубежа в 30-35 км юго-восточнее Праги.

После овладения Прагой - главным узлом дорог Чехословакии - пути отхода противника на запад и юго-запад были перерезаны. 10 мая Ставка ВГК потребовала от командующих войсками 1-го и 4-го Украинских фронтов принять меры к исключению прорыва окруженной вражеской группировки в американскую зону оккупации и скорейшему ее уничтожению. Помимо этого, 1-му Украинскому фронту приказывалось продолжить стремительное продвижение на запад до установления соприкосновения с армиями союзников. При этом его подвижные отряды должны были занять города Хемниц, Карловы-Вары, Пильзен.

В течение 10-11 мая советские войска, ведя преследование противника, осуществляли ликвидацию и пленение его разрозненных групп. В те дни части 1-го и 2-го Украинских фронтов вошли в соприкосновение с американскими подразделениями в районах Хемница, Карловых-Вар, восточнее Пильзена, Ческе-Будеевице. В ходе боевых действий воины 25-го танкового корпуса генерал-майора Е.И. Фоминых захватили значительную часть штаба Русской освободительной армии во главе с ее командующим А.А. Власовым. К исходу 11 мая большинство соединений и боевых групп врага прекратили сопротивление и сложили оружие. Только нескольким фланговым дивизиям группы армий «Австрия» удалось прорваться в зону действий американских войск.

В результате успешного завершения Пражской операции была разгромлена последняя крупная группировка вермахта на советско-германском фронте и завершено освобождение Чехословакии. В ее ходе 1, 4-й и 2-й Украинские фронты взяли в плен 858 тыс. немецких солдат и офицеров, из них - 60 генералов, захватили в качестве трофеев 9464 орудия и миномета, 1822 танка и штурмовых орудия, 1104 самолета, а также большое количество другого вооружения и боевой техники. При этом потери советских войск составили 49 348 человек, из них 11 265 - безвозвратные, 373 танка и самоходные артиллерийские установки, более 1000 орудий и минометов, 80 боевых самолетов.

Наступление развернулось в полосе шириной до 1200 км на глубину около 200 км со средним темпом 35-40 для стрелковых и до 70 км для танковых соединений. Главный удар был нанесен по наиболее слабому месту в построении противника, в обход наиболее сильных укреплений, вдоль долин, по кратчайшему к Праге направлению. Это привело к быстрому захвату узлов дорог и перехвату путей отхода вражеской группировки. Ее преследование велось одновременно на всех направлениях, стремительно и безостановочно, днем и ночью, с привлечением соединений и частей различных родов войск.

За мужество, героизм и высокое воинское мастерство, проявленные в ходе Пражской операции около 250 наиболее отличившихся соединений и частей были награждены орденами, а более 50 из них - удостоены почетных наименований. В ознаменование одержанной победы Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль «За освобождение Праги», которой награждены свыше 390 тыс. человек, из них более 40 тыс. - граждане Чехословакии.

Анатолий Борщов, старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института (военной истории)
Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
кандидат исторических наук

В советские десятилетия незаменимую роль в политическом управлении играли ложь и лицемерие. Благодаря им создавались устойчивые мифы и фикции, при помощи которых власть манипулировала общественным сознанием и поведением. Крушение Советского Союза, состоявшееся совершенно заурядно и без какого-либо героического пафоса, было следствием неизбежного разрушения ложных ценностей и социальных отношений, основанных на многолетнем обмане и самообмане. Однако лживую догматику принудительной государственной идеологии достаточно быстро сменил горделивый триумфализм. Многие наши соотечественники сегодня соблазнительно принимают его за патриотизм. На самом деле, триумфализм скрывает равнодушное отношение к национальной трагедии собственной страны. Очевидно, что причиной новых нравственных метаморфоз зачастую служит застарелая историческая безграмотность, в основе которой лежат замшелые мифы и сохранившиеся стереотипы. Опасность такой ситуации не может не тревожить, так как большая ложь неизбежно рождает откровенный цинизм.
Интерес к вопросу о том, при каких обстоятельствах произошло освобождение Праги в мае 1945 года, вполне объясним, особенно в связи с празднованием 65-летия победы стран антигитлеровской коалиции над нацизмом. Интрига связана с выяснением подлинной роли, сыгранной в драматических пражских событиях военнослужащими 1-й пехотной дивизии войск Комитета освобождения народов России (РОА) и Красной армии. Вместе с тем печально, что спустя почти двадцать лет после исчезновения советской власти нашим современникам вместо честных ответов на поставленные вопросы предлагают совершенно лживые версии минувших событий, рожденные шестьдесят лет назад в недрах сталинского агитпропа. В качестве специалистов и знатоков сегодня ретиво выступают дилетанты, чьи знания по истории Пражского восстания не выдерживают никакой критики.
Какую же роль действительно сыграли власовцы в драматических пражских событиях 5—8 мая?

1-я пехотная дивизия войск КОНР генерал-майора Сергея Буняченко вышла из оперативного подчинения немецкого командования и начала марш в Богемию с Одерского фронта 15 апреля. Кинщак назвал Буняченко «выпускником Военной академии российского Генштаба» — учебного заведения, никогда не существовавшего в системе военно-учебных заведений СССР. На самом деле, Буняченко окончил специальный факультет Военной академии им. М. В. Фрунзе в 1936 году с общей оценкой «хорошо».
Буняченко, несмотря на угрозы командования группы армий «Центр», упрямо вел свою сильную дивизию на юг для соединения с Южной группой генерала Трухина. К 29 апреля дивизия (пять пехотных полков, семь танков Т-34, 10 самоходных установок «Егерь» PzKpfw-38(t), 54 орудия и другое тяжелое вооружение) достигла города Лоуны, в 50—55 км северо-западнее Праги.
С этого момента командование дивизии контактировало с представителями военного крыла чешского Сопротивления — делегатурой подпольной чешской комендатуры «Бартош» генерала Карела Култвашра и полковника Франтишека Бюргера. Именно эта комендатура готовила вооруженное выступление в Праге. Однако о вмешательстве 1-й дивизии в восстание речи еще не шло. Все решил непредвиденный случай, к которому отряд НКГБ «Ураган» и лично Петр Савельев не имели никакого отношения.

2 мая генерал Буняченко получил резкий ультиматум от коменданта Праги генерала Рудольфа Туссенна. Этот документ хранится в следственных материалах Буняченко в Центральном архиве Федеральной Службы Безопасности РФ в Москве, и был опубликован автором настоящих строк еще в 1998 году. Туссенн потребовал от Буняченко проследовать на участок фронта под Брно, выполнив приказ командования группы армий «Центр». В случае уклонения от предписанного маршрута, Туссенн пригрозил применить против власовцев вооруженную силу Пражского гарнизона, включая авиацию.
Таким образом, дивизия оказалась в положении атакованной стороны. И Буняченко решил заключить военно-политическое соглашение с комендатурой «Бартош», рассчитывая приобрести не только союзников в неизбежном столкновении с Пражским гарнизоном, но и возможные политические дивиденды. Кстати, Власов был против вмешательства 1-й дивизии в восстание, так как, во-первых, опасался немецких репрессий против других власовских частей, хуже вооруженных, по сравнению с 1-й дивизией, а во-вторых, считал, что дивизия потеряет время и не успеет уйти в зону ответственности армии США. Позднее последнее опасение Власова полностью подтвердилось.
Четвертого мая 1-я дивизия прибыла в Сухомасты, в 25—30 км юго-западнее Праги. 5 мая генерал Буняченко, начальник штаба дивизии подполковник Николай Николаев и командир 4-го полка полковник Игорь Сахаров подписали письменное соглашение с представителями военного крыла Сопротивления «О совместной борьбе против фашизма и большевизма». Естественно, что группа НКГБ «Ураган» не имела к этому событию никакого отношения.
Уже во второй половине дня Буняченко отправил в Прагу на помощь восставшим разведдивизион майора Бориса Костенко, а на следующий день — 1-й полк полковника Андрея Архипова, участника Белого движения и офицера Марковского пехотного полка. В 1-м полку служил целый ряд офицеров Русской армии генерал-лейтенанта Петра Врангеля, участвовавших во Власовском движении с 1943 года.
Шестого мая Буняченко предъявил ответный ультиматум Пражскому гарнизону, разрозненные силы которого, включая части СС, насчитывали не более 10 тысяч военнослужащих. Командир 1-й дивизии потребовал от Туссенна сложить оружие — этот документ из Центрального архива ФСБ тоже был опубликован автором настоящих строк в 1998 году.

С ночи шестого и до утра восьмого мая части 1-й дивизии вели активные боевые действия против военнослужащих Вермахта и войск СС в южных кварталах Праги и прилегавших к ним центральных районах. Член Чешского Национального Совета доктор Махотка, многие годы спустя, вспоминал: «Власовцы сражались мужественно и самоотверженно, многие, не скрываясь, выходили прямо на середину улицы и стреляли в окна и люки на крышах, из которых вели огонь немцы. Казалось, они сознательно шли на смерть, только бы не попасть в руки Красной армии».
Солдаты 1-го полка освободили из тюрьмы Панкрац несколько сот заключенных, включая евреев, взяли около 3,5 тысяч пленных и захватили до 70 единиц бронетехники. Солдаты 2-го полка подполковника Вячеслава Артемьева активно сражались в районе Сливинец и Збраслав. Несколько десятков убитых власовцев из этого полка были похоронены на кладбище в Лаговичках. 3-й полк подполковника Георгия Рябцева (Александрова) вел упорный бой за аэродром в Рузине, а затем — в западной части Праги. Солдаты и офицеры 4-го полка дрались с противником на Смихове и близ Страговского монастыря. 5-й пехотный полк подполковника Петра Максакова оставался в резерве Буняченко. Артиллерийский полк подполковника Василия Жуковского вел обстрел немецких батарей на Петршине. Интересно, что Архипов был героем Первой мировой войны, а Николаев и Артемьев в Красной армии заслужили за храбрость ордена Боевого Красного Знамени — Николаев в июле 1941-го, а Артемьев — в октябре 1943 года.
За время боев 1-я дивизия потеряла более трехсот солдат и офицеров убитыми, 198 тяжелоранеными, а также два танка Т-34. Потери повстанцев и населения чешской столицы только убитыми и умершими от ран составили в дни восстания 1694 человека, более 1,6 тысяч пражан получили ранения. Потери Пражского гарнизона оцениваются в тысячу человек только убитыми.
Ранним утром 8 мая Буняченко вывел дивизию из города и направился маршем на юго-запад, на Пльзень. К тому времени командование дивизии убедилось в том, что войска 3-й армии США Прагу не займут, а приближение советских армий грозило власовцам гибелью.
Дальнейшая судьба обреченной власовской дивизии — это тема отдельного разговора. После ухода дивизии Буняченко гарнизон Праги продолжал существовать еще 8—10 часов. В 16 часов 8 мая генерал Туссенн подписал протокол о капитуляции всех сил Пражского гарнизона, которая принималась Чешским Национальным Советом. В 18 часов в чешской столице окончательно прекратилось вооруженное противоборство между немцами и повстанцами, а немецкий гарнизон прекратил свое существование.

Только спустя 12 часов после подписания протокола о капитуляции, около четырех часов утра, 9 мая в Праге появилась первая советская бронетехника 62-й, 63-й и 70-й бригад 4-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта, о чем свидетельствуют документы Центрального Архива Министерства Обороны РФ в Подольске. Советские войска успешно заняли Прагу, но освобождать ее уже было не от кого. Интересно, что в первые же мирные дни советское командование наложило категорический запрет на допуск в Прагу американских военных корреспондентов, опасаясь распространения известий и слухов об участии в боях власовцев и массовых расстрелах тех военнослужащих дивизии Буняченко, которые по разным причинам остались в городе.

Так чьи же войска освободили чешскую столицу?..
Как это ни парадоксально звучит, но по всей вероятности — ничьи. Об этом же писал и талантливый чешский историк Станислав Ауски. В дни восстания в Праге и ее окрестностях действительно находились отдельные группы американских военнослужащих и советских десантников. Эти группы выполняли разные задачи. Но приписывать им освобождение города неуместно. Власовцы покинули Прагу до окончания восстания и капитуляции Пражского гарнизона. Войска 1-го Украинского фронта появились в Праге уже после завершения событий и, тем более, после подписания главного акта о всеобщей капитуляции Вооруженных Сил Германии.
Однако, на наш взгляд, солдаты и офицеры 1-й дивизии войск КОНР (РОА) объективно сыграли во время восстания выдающуюся роль. В разгар боев 6—7 мая своими активными действиями дивизия Буняченко отвлекла на себя большую часть сил Пражского гарнизона, рассекла город на северную и южную части, воспрепятствовав вторжению в столицу войск Вермахта и СС, находившихся за пределами Праги.

В результате блокады и захвата Рузинского аэродрома немцы не смогли использовать авиацию против чешских повстанцев. Благодаря вмешательству власовцев, потери повстанцев и горожан оказались гораздо меньшими, чем могли бы быть в другой ситуации. В этом заключается историческая правда.
Судьбы упомянутых власовских генералов и офицеров сложились драматично. Жуковского и Николаева расстреляли в 1945 году в СССР. Рябцев застрелился после роспуска дивизии 12 мая. Генералы Власов, Буняченко, Мальцев, Трухин были повешены в Москве 1 августа 1946 года по решению сталинского Политбюро. Максаков отбыл 10 лет лагерей и освободился в 1955 году. Он жил и умер в Советском Союзе. Артемьев, Архипов, Сахаров и Туркул избежали принудительной выдачи и умерли в эмиграции. История Пражского восстания действительно заслуживает самого серьезного внимания честных и профессиональных историков.

======================================== ================

Сразу сделаю важную оговорку, что не являюсь поклонником и апологетом РОА, а Власова считаю банальным шкурником, карьеристом и оппортунистом (этот вывод можно сделать даже из чтения многих провласовских исторических книг и мемуаров), не заслуживающим и грамма уважения.
История КОНР и РОА была крайне неоднозначной, спорной, и в целом довольно-таки бесславной. Негативных, и даже позорных моментов в ней было безусловно больше, нежели позитивных и светлых.
Пожалуй, участие 1-й дивизии РОА в пражском восстании было единственным действительно благородным поступком этого военно-политического формирования, единственным по-настоящему самостоятельным действием, первым и последнем подвигом.

У меня нет задачи давать свою развернутую историческую, политическую и морально-этическую оценку данному формированию в комментарии к статье Александрова, поэтому я буду краток.

Очень многие люди рассуждающие о "коллаборантах-предателях", или, напротив, о "героях-антибольшевиках", совершенно не знают реальной истории этой военной формации. Например того, что за всю короткую историю своего существования (около полугода, если считать с момента оглашения пражского манифеста и начала подготовки создания двух дивизий) 1-я дивизия РОА провела всего два боя: с советской армией 13-15 Апреля 1945-го (который она с треском продула), и с немцами 6-7 Мая этого же года, в последние дни войны (если не считать бой 9 Февраля против РККА небольшого отряда Сахарова, впоследствии вошедшего в состав 1-й дивизии РОА). Вторая же дивизия РОА не провела ни одного боя за всю свою историю вообще.

Две дивизии РОА наспех формировались из слияния остатков РОНА Каминского, составивших около 25% ее изначального личного состава (впоследствии он сильно разросся из-за массового притока в дивизию людей, бежавших из лагерей военнопленных и лагерей принудительного труда, или освобожденных оттуда войсками РОА, и присоединившимся к ней) и нескольких восточных добровольческих батальонов, то есть русских коллаборационистских батальонов под немецким командованием, воевавших на восточном и западном фронте (то есть, в том числе и против стран запада на стороне нацистов).
Так же, в состав двух дивизий РОА вошел определенный процент людей, набранный прямо из лагерей военнопленных уже Осенью 1944 года (эти люди до этого не воевали за немцев, и их биография в этом отношении довольно чиста), но они составили незначительный процент от общей численности двух дивизий.
Впоследствии, на сторону РОА перешли несколько десятков антисоветски настроенных красноармейцев, уже в ходе ее включения в бои (в основном во время боя 9 Февраля на сторону русского отряда под командованием Игоря Сахарова), но они составили совсем ничтожный процент от ее общей численности.
Так же, к первой дивизии, во время ее марша в Чехию 15-30 Апреля, присоединилось значительное число военнопленных и "остарбайтеров", в результате чего состав дивизии вырос с 18 до 23 тысяч. В основной массе они вошли в 5-й запасной полк Максакова, и не участвовали в боях за Прагу.

РОА, при всем неоднозначном отношении к этому формированию в современном русском обществе, является частью нашей истории. Этой части нашей истории необходимо дать справедливую и непредвзятую оценку, свободную от политических штампов прошлого и исторических спекуляций настоящего.
Именно поэтому, меня, человека не являющегося поклонником данного формирования, часто раздражает вранье и ложь по государственному телевидению, в различных исторических материалах и документальных фильмах, в которых говориться об "освобождении Праги советской армией".
Тогда как на самом деле, части РККА зашли в уже практически освобожденную от нацистов Праги, проведя несколько мелких боев с отдельными ССовскими недобитками.

Нельзя строить ту или иную концепцию национальной истории на лжи. Для создания и созидания свободной нации как полноценного политического и исторического субьекта - новые поколения русского народа должны знать реальную правду о всех горьких, трагических и неоднозначных страницах отечественной истории во всей их пестроте, а не лживые мифы и байки, состряпанные по заказу власти различными "государственно мыслящими" историками и пропагандистами для превращения русского народа в "послушный скот для Великой Многонациональной Империи".
Поэтому, правда о том, кто на самом деле вложил главный и ключевой вклад в освобождение Праги, спас ее архитектурный облик от разрушения, а тысячи пражан от гибели, должна быть сказана и донесена до широкой общественности.

Ни один вменяемый человек не будет умалять роль РККА в освобождении многих стран Европы от нацистской оккупации, и освобождении миллионов людей из концлагерей.
Однако, в освобождении Праги ключевую роль сыграла другая русская армия. Далеко не безгрешная, со своей довольно коротенькой и трагичной историей.
За этот поступок им проститься многое.


PS. В ближайшее время напишу и опубликую большую и подробную статью со своей личной развернутой оценкой РОА и КОНР, пройдясь по всем основным пунктам и вехам в истории этого военно-политического формирования.

Фото солдат РОА в Праге