Духовная жизнь советского общества в 1964 1984. Отступление от «оттепели». «Застой» в духовной сфере

Порой приходят мысли у городских жителей - а не лучше бы жить в деревне, где нет суеты, где чистый воздух и тишина? Понятное дело, что в большом населенном пункте огромное количество возможностей, можно учиться и работать, есть множество развлечений. В то же время, жизнь за пределами города имеет свои преимущества. Однако перед переездом лучше оценить все плюсы и минусы жизни в деревне.

Положительные стороны проживания в сельской местности

Основное преимущество деревенской жизни - свежий воздух и экологическая чистота. В селе нет задымленного неба, а звезды ночью кажутся больше и ярче. Вода не содержит примесей хлора, прозрачная и вкусная. А это залог здорового сна и прекрасного самочувствия.

В деревне намного проще найти друзей, здесь живут более открытые люди.

Продукты со своего огорода

Рассматривая плюсы и минусы жизни в деревне, нельзя не упоминуть свежие продукты питания, которые можно вырастить на собственном приусадебном участке. Именно в таких случаях можно быть полностью уверенным в том, что овощи и фрукты не выращивались и не хранились с использованием химикатов. А это залог счастливого долголетия.

Домашние питомцы

В отличие от городской квартиры, в частном доме можно завести столько животных, сколько сможете прокормить. К тому же, речь идет не только о кошке или собаке, можно завести даже лошадь, козу или корову.

Цены на недвижимость

Говоря о плюсах и минусах жизни в деревне, не стоит забывать, что стоимость недвижимости здесь намного меньше, чем в большом городе. Поэтому можно приобрести дом, в котором хватит места всем, даже если семья очень большая.

Тишина и покой

Хотите забыть о городской суете, отправляйтесь жить в село, здесь мало машин, никто не стучит в стену, с улицы не доносится шум. Здесь не услышишь грохот колес трамвая, а только пение птиц и шум ветра.

Жизнь в селе очень размеренная, иногда кажется, что время здесь течет намного медленнее.

Еще немного плюсов

Плюсы жизни в деревне на этом не заканчиваются. Как и в городе, в большинстве сел есть интернет и спутниковое телевидение. Зато нет видеокамер на каждом углу и огромных пробок. Дети вырастают крепкими и здоровыми.

На своем участке можно построить баню или сауну, можно ходить на рыбалку и в лес, заняться малым, но собственным бизнесом.

Отрицательные стороны

Естественно, если бы было все так радужно в селе, как кажется на первый взгляд, то городов бы уже не существовало, все бы переехали жить «ближе к земле».

Основной минус жизни в деревне для городского жителя - здесь достаточно сложно привыкнуть и обустроиться. Не каждый умеет, да и не хочет, доить корову и сажать картошку. В несмотря на спокойный образ жизни, у жителей нет свободной минутки, ведь постоянно нужно что-то делать - полить огород, подкрасить забор, сделать заготовки на зиму и прочее. У жителя города намного меньше рутинных забот, чем у сельского.

Помимо этого, большинство дел придется делать самостоятельно, к примеру, починить крышу или вскопать участок.

К тому же, не во всех селах есть еще и центральная канализация, а для горожанина это может быть огромной проблемой, в туалет придется ходить на улицу, а воду приносить из колодца, хотя даже эту проблему можно решить в деревне. В селе также часто происходят перебои с подачей электрической энергии, и к этому необходимо быть готовым.

Отсутствие возможностей

Плюсы и минусы жизни в деревне и городе самые разнообразные, но самое основное - в селе практически нет возможностей для развития. Чтобы получить качественное образование, пускай даже не высшее, придется ехать в город. То же самое придется сделать для получения высокооплачиваемой работы. В селе придется торговать продукцией со своего участка, либо идти в магазин или местное кафе работать. Престижной работы здесь не найдешь.

За большими покупками придется ехать в город

В сельской местности нет сервисов по ремонту техники, салонов красоты. Чтобы приобрести серьезный товар, получить определенную услугу, придется ехать в город. В селах не проводятся интересные мероприятия, фестивали и спортивные соревнования. Даже если захочется сходить в театр или кино, то все равно придется ехать в город.

Еще минусы

Жизнь в деревне, плюсы и минусы, которой мы разбираем, подойдет не каждому городскому жителю. Прежде всего, необходимо оценить, сможете ли вы пойти на низкооплачиваемую работу, будучи в городе специалистом. Вряд ли в селе представится возможность работать менеджером по аренде или бухгалтером. Проще, если есть свой личный автотранспорт, а деревня будет недалеко от города, тогда можно ездить на работу, хотя это уже дополнительные затраты. Параллельно может возникнуть новая проблема - плохие дороги, как правило, они таковыми и являются за пределами городов и трасс.

Оценивая плюсы и минусы жизни в деревне, не забывайте о детях. Действительно, они будут здоровее в сельской местности, но развивать их способности вряд ли получится. Там нет специализированных, спортивных и музыкальных школ, развивающих кружков. Если даже есть машина, то подумайте, сможете ли вы возить ребенка каждый день в школу и на кружок.

Жизнь и быт в деревне сильно отличается от городских условий. Протекшую крышу придется самостоятельно починить, частный дом требует постоянного ухода и мелкого ремонта.

Не стоит забывать о соседях, они не будут стучать в стены, но жить в деревне обособленно не получится. В селах все жители знают друг о друге все, они живут более открыто и очень интересуются частной жизнью своих соседей.

В заключение

Жизнь в городе и селе - это разные вещи, поэтому, если горожанин попадет в село, то его сразу можно вычислить, как и наоборот. Но ответить на вопрос о том, где лучше жить, невозможно, каждый человек для себя решает этот вопрос индивидуально.

Отступление от «оттепели»

Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н.С.Хрущёв взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны (1958-1964гг.). В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки, подвергались осуждению.

Возобновились гонения на Православную церковь. Уверенный, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Н.С.Хрущёв считал её неуместным рудиментом прошлого. Тех граждан, кто посещал храм, могли уволить с работы или из учебных заведений.

Начались нападки на кинорежиссёров. На встречах с деятелями культуры и искусства, в 1962-1963гг. Н.С.Хрущёв обрушился с жёсткой критикой.

Тем не менее, возродить атмосферу сталинизма после разоблачения культа личности и отказа от массовых репрессий было уже невозможно.

Духовная жизнь во время правления Л.И. Брежнева (1964-1982гг.), Ю.В. Андропова (1982-1984гг.), К.У. Черненко(1984-1985гг.)

Усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Всё чаще запрещались публикации художественных и публицистических произведений, выход на экраны уже готовых кинофильмов, исполнение тех или иных музыкальных произведений, организация художественных выставок. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Своего рода предупреждением творческой интеллигенции стали открытые судебные процессы над писателями А.Д.Синявским и Ю.М.Даниэлем, чьи труды оказались опубликованы за рубежом. В 1966г. их осудили по статье 70 Уголовного кодекса «Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления советской власти».

К уголовной ответственности по «политическим» статьям. В 1967-1970гг. было привлечено 381человек, а в1971-1974гг. - 348 человек. Так же использовались различные формы «профилактических действий» - принудительное психическое лечение, задержание и проведение соответствующих бесед, «проработка» на собраниях общественности и т.д..

Ряд деятелей искусства, не выдержав атмосферы гонений, эмигрировали. Некоторые были лишены советского гражданства и выдворены из страны.

Во время правления Ю.В.Андропова принимались меры по контролю за соблюдением трудовой дисциплины, повысилась требовательность к руководящим кадрам. Началась борьба с коррупцией в высших эшелонах власти.

К.У.Черненко продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг. Окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества.

Несмотря на ужесточение партийно-государственной цензуры, духовная жизнь общества в 1960-1980-е гг., стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории. СССР превратился в одну из самых читающих стран мира. Этому в немалой степени содействовала государственная поддержка издательской деятельности, кинематографа и театра. Она обеспечивала доступность цен на книги и литературно-художественные журналы, на билеты в кино, музеи, театры и картинные галереи.

1. Введение.

2. «Оттепель» и художественная интеллигенция.

3. Народное образования и высшая школа.

4. Развитие науки.

5. Литература и искусство.

6. Культура и перестройка.

7. Заключение.

8. Список использованной литературы.

Введение.

Цель работы :Выделить основные итоги культурной политики и развития культуры

в 1964-1985 годах.

Задачи:

1.Подобрать необходимую литературу по этой теме.

2.Обзорно рассмотреть события культурной жизни 1964-1985 годов.

3.Проанализировать условия культурной жизни 1964-1985 годов.

4.Достичь поставленных целей работы.

Краткая историография вопроса.

По теме «Культурная политика и культура в 1964-1985 годах» существует множество литературы, в которой подробно описываются условия культурной жизни 1964-1985 годов. Развитие культуры, искусства, образования, науки за этот период времени.

Кризисные явления в советском обществе не могли не отразиться на развитии его духовной сферы -на образовании, науке и культуре. Политика государства влияла на развитии культуры. В связи с этим многие произведения талантливых писателей не дошли до советского читателя в это время,а снятые кинофильмы пылились на полках студий.

Противоречивые и сложные процессы в общественно -политических и экономических

сферах, положение СССР на международной арене оказывали существенное воздействие

на культурное развитие второй половины ХХ века. От этих факторов зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, масштабы приобщения к культурной жизни широких масс населения.

Советское общество, вышедшее из тяжелейших испытаний Второй мировой войны,не было ни однородным,ни молчаливым.Послевоенный энтузиазм советских людей и ожидания перемен к лучшему вступили в противоречие с тоталитарной государственной машиной.Да и после смерти «отцов народов» государство еще длительное время оставалось по существу сталинским. Это не могло не отразиться на обществе.Несмотря на частичный демонтаж тоталитарной системы власти управления (сокращение объемов ГУЛАГУ,арест и даже казнь наиболее одиозных фигур предшествующей эпохи),и в годы «оттепели» сознание масс далеко не избавилось от физического страха перед возможностью повторения жестоких репрессий и формируясь в атмосфере двойных стандартов, настороженно относилось к образу другого.Начавшаяся «холодная война» не способствовала демократизации общественных институтов. До минимума были сведены социальные программы. Компании по снижению цен имели ярко выраженный политический резонанс, но на уровень жизни людей влияли мало.

Хрущевское руководство чутко уловило народные ожидание перемен Развенчание И.В Сталина как классика марксизма-ленинизма велось с середины 1950 годов,в первую очередь с позиции критики тезиса вождя об усилении роли государства в коммунистическом строительстве. В результате власть вызвала оживленную реакцию своих граждан, выступавших с различными общественными начинаниями. Однако повышение статуса и роли общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, комсомола) в жизни страны происходило дозированно и непоследовательно.

В 60-х годах состоялось несколько встреч партийно-государственных руководителей с представителями художественной интеллигенции. Участие в них принимал и Н.С. Хрущев. Отношения главы государства с деятелями литературы и искусства складывались непросто.Работа во восстановлению законности, по реабилитации невинно осужденных лиц принесла Н.С.Хрущеву широкую популярность.Однако его попытки вмешательства в творческую лабораторию работников культуры,некомпетентность и категоричность в оценках их творчества привели к потере им авторитета.

« Оттепель» и художественная интеллегенция.

Либерализация общественно-политической жизни дала мощный импульс для развития литературы и искусства.

Одним из последствий либерализации внешнеполитического курса явилось углубление международных связей деятелей культуры.Представители науки и искусства, преподаватели вузов направлялись на стажировку в разные страны мира. Расширились обмен информацией между научно-исследовательскими институтами, их взаимное сотрудничество в решении важных проблем науки и техники. В СССР организовывались выставки из крупнейших картинных галерей мира. Проходили выступление лучших зарубежных театральных и музыкальных коллективов.

Усилились идеологический нажим на культурную жизнь и методы диктата в руководстве ею. Активизировали работу органы цензуры.Объявленная «коллективным руководством»страны демократизация общественно-политической и культурной жизни обернулась ее временной либерализацией.

В целом годы «оттепели» благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащало культурную жизнь страны.

К началу 1960 годов народ разочаровался в Хрущеве,поскольку хорошо видел разницу между обещаниями и реальной ситуацией в стране.

Хрущев стал объектом острой народной критики и насмешек. Отчасти это был результат его борьбы против культа личности Сталина.

В то же время в 1964 году усилилось восхваление Хрущева в средствах массовой информации. Советская пропагандистская система действовала почти как при Сталине. В октябре 1964 ЦК КПСС сместил Хрущева с партийно-государственных постов.

Дальнейший прогресс мог происходить только в результате кардинальных экономических, социальных политических реформ.

Для активизации творческих сил народа необходимо было провести реальную демократизацию политической жизни и либерализацию экономики.

В целом в годы «оттепели» благотворно отразились на развитии отечественной культуры. Общественный подъем этого времени содействовал становлению творчества деятелей литературы и искусства нового поколения. Расширение контактов в области науки, литературы и искусства с зарубежными странами обогащала жизнь страны.

Народное образование и высшая школа .

Усиление идеологической работы не прошло бесследно для средней и высшей школы. В них вводились новые общественные дисциплины: «Обществоведение», для учащихся старших классов и «Основы научного коммунизма» для студентов вузов. Такими путями предполагалось улучшить коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Для повышения уровня политических знаний взрослого населения расширялась сеть политшкол, университетов марксизма-ленинизма.

В 70-егоды в стране развернулась работа для введения всеобщего среднего образования.

Открывались новые школы и вузы,кинотеатры, дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. За период 1965-1980 начали действовать 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение.На 89 языках народов СССР и 66 языках других стран издавалась художественная и научная литература.

В 1964 году было решено вернуть школы к десятилетнему сроку обучения.

Во второй половине 1960 –х годов были пересмотрены школьные программы, было введено всеобщее среднее образование.

Большое внимание уделялось повышению качества в подготовке учителей. В 1966 году была создана Академия педагогических наук.

Общество навязывает свои социальные модели детям. Школьник являлся частью советской политической системы: октябренок- пионер- комсомолец- коммунист. 1

В годы десятой пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен.Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим был принят в 1984 г.Закон о перестройки школы.В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа,по замыслу ее инициаторов,приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Сложными путями развивалась высшая школа.

В течении всего рассматриваемого периода продолжалась концентрация усилий власти по

расширению масштабов высшего образования.

1. Безбородов А.Б.История России 1901-2001.Часть 2.Москва.2002,стр.184

В 1961-1965 г. Среднегодовой выпуск вузов -346 тысяч человек,1981-1987годах -847 тысяч человек. В 894 вузах СССР обучалось более 5 млн.студентов.Перечень вузовских специальностей перестал отвечать требованиям системы разделения общественного труда. Постепенно снижался престиж высшей школы. Особенно это коснулось инженерных специальностей. По мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством.Многие молодые специалисты работали не по специальности.В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля.Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.

Развитие науки .

Пагубное влияние на науку оказывал идеологический диктат партии. От марксиски - ленинского пресса особенно пострадали общественные науки (история философия, социология).

Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л,И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материально-технической базой,неразвитостью научного приборостроения.

СССР в 1964 – 1984 гг. Общественно-политическое развитие и духовная жизнь. Экономическое развитие. Реформа 1965 года. Международное положение и внешняя политика.

Социально-культурные предпосылки кризиса . Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х в стране ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал: по данным ЮНЕСКО, СССР в 1960г. по интеллектуальному потенциалу страны делил 2-3- е место в мире.

Доля населения, занятого в сельском хозяйстве сократилось с 80% до 25%, а в промышленности и строительстве увеличилась с 8% до 38%. Соответственно и изменялась и структура национального валового дохода.

Тем не менее, к середине ХХ в. модернизирующие процессы в СССР были еще далеки от завершения. Страна еще не была подлинно индустриальной державой.

Вместе с тем 50-е и начало 60-х гг. считаются самым успешным периодом в развитии советской экономики. Средние темпы экономического роста – 6,6% в 50-е годы и 5,3% в 60-е гг. – были беспрецедентными за всю историю СССР.

Феномен так называемого «наверстывания» лежал в основе динамики послевоенного развития СССР. Знаменитый лозунг Хрущева «Догнать и перегнать Америку», несмотря на известную карикатурность практического воплощения, имел под собой и реальное основание.

Как отмечалось выше, к началу 50-х гг. восстановительный период в СССР завершился, за эти годы был создан достаточный инвестиционный и научный потенциал, позволивший в дальнейшем обеспечить высокие темпы экономического роста. Особенно успешно советская экономика развивалась во второй половине 50-х гг.: в этот период повысилась эффективность использования основных производственных фондов в промышленности и строительстве, быстро росла производительность труда в ряде отраслей народного хозяйства. Повышение эффективности производства способствовало значительному росту внутрихозяйственных накоплений, за счет этого стало возможно более полноценно финансировать непроизводственную сферу. На осуществление социальных программ была также направлена часть средств, полученных в результате сокращения расходов на оборону.

Постепенное переключение внимание с накопления на потребление можно рассматривать как начало преобразования сталинской модели экономического развития, основанной на идее ускоренной индустриализации.

Несмотря на обилие реорганизаций в 1957-1962 гг., советская экономическая система кардинально не изменилась. Даже рассуждая о «революционной перестройке», Хрущев не думал трогать основы – государственной собственности и плановую экономику.

Созданная в 20-30-е гг. государственная система планового хозяйствования (и соответствующая ей экономика) воспринималась Хрущевым, и не только им, как правильная, в развитии которой время от времени появлялись и исправлялись отдельные "ненормальности". Не случайно наиболее крупные постановления и решения 50-60-х гг. даже на уровне формулировок принимались как решения о «дальнейшем совершенствовании» или «дальнейшем развитии».

Хрущеву, как человеку, прошедшему большую школу партийной работы, механизм реализации принятых решений представлялся хорошо отлаженной системой пропаганды и дисциплинарной ответственности. При этом безусловный приоритет отдавался организационному фактору и коммунистической сознательности. Отсюда, например, известные пассажи Хрущева типа: если кукуруза не родится, то виноват в этом не климат, а руководители. Так определялись общие подходы к реорганизации экономики и системы управления.

Трудности и проблемы экономического развития тех годов объяснялись не принципиальными вопросами, связанными с эффективностью централизованного планирования всего народного хозяйства, а недостатками руководства и управления – излишней бюрократизацией, сверхцентрализацией и т.п. Процедура планирования, составления бюджетных и любых других документов была громоздкой и малоэффективной. Началась борьба с бюрократизмом и ряд реорганизаций, призванных дать больше экономической самостоятельности республикам и регионам.

В 1957 г. произошла главная реорганизация 50-х гг. – перестройка системы управления промышленностью и строительством по территориальному принципу и создание Совнархозов. Большинство общесоюзных и союзно-республиканских министерств, в ведении которых находились промышленность и строительство, были упразднены. Страна была разделена на несколько крупных экономических районов, для управления которыми создавались Советы народного хозяйства (Совнархозы).

Первые результаты реформы были вполне обнадеживающими. В дальнейшем начались проблемы, одна из которых заключалась в том, что в отношениях предприятий с предприятиями «чужого» Совнархоза постоянно возникали трудности. Тогда эту проблему называли местничеством и часто списывали за счет «несознательности» руководителей Совнархозов. Другим недостатком реформы явилось то, что осталась неприкосновенной существующая до реорганизации система производственных связей, так называемый принцип сложившейся кооперации. В результате получалось, что, например, Ленинградский Совнархоз ввозил чугунное литье с Украины, а ленинградский завод в то же самое время вывозил литье в Харьков.

При таком порядке должна была вновь возникнуть потребность в центральных координирующих органах. Сначала были созданы государственные комитеты Совета Министров СССР, затем республиканские Советы народного хозяйства (1960), затем Совет народного хозяйства СССР (1962) и Высший совет народного хозяйства СССР (1963).

Достигнутые высокие темпы экономического роста могли создать иллюзию, что путь наиболее эффективного развития экономики уже найден. Однако не было найдено устойчивых глубинных факторов повышения эффективности производства. Падение темпа экономического роста уже с начала 60-х гг. стало реальностью. Это обстоятельство в числе других, заставило Хрущева от идеи реорганизации управления повернуться к идее экономической реформы.

Экономика была плохо сбалансирована, требовала постоянного наращивания производства. Тяжелая и сырьевая отрасли, а также ВПК развивались успешно, чего нельзя было о гражданских отраслях машиностроения, практически лишенных притока новых технологий и обреченные на отставание.

В эти годы быстро росла численность интеллигенции. Высшее образование имело высокий престиж, и это способствовало тому, что основная часть молодежи после окончания средней школы устремилась в вузы. В начале 80-х гг. специалисты, получившие высшее и среднее специальное образование, составляли 32,7% городского населения. В результате возник дисбаланс рабочих мест – технические и инженерные должности были заполнены с избытком, зато образовывались вакансии рабочих мест, не требующих особой квалификации и связанные в основном с физическим трудом. Труд инженерно-технических рабочих стал обесцениваться.



Таким образом, отягощенная грузом многочисленных неразрешимых противоречий, советская система оказалась объективно не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики, человеческой цивилизации в целом, начавшимся на рубеже 50 - 60-х гг. Компьютерная революция, означавшая начало нового этапа НТР, совпала во времени с мировым энергетическим кризисом, подорожанием нефти и других энергоносителей.

Технологическое отставание не позволило СССР наладить выпуск нового поколения ЭВМ – персональных компьютеров. В течение долгого времени работа советской промышленности оценивалась главным образом по количественным показателям. В таких условиях промышленность и наука мало нуждались друг в друге, с одной стороны предприятия не предъявляли постоянного спроса на научные разработки. С другой стороны, ученые, не имея спроса на свою продукцию, часто занимались никому не нужной тематикой. Вследствие этого, несмотря на рост расходов на науку, советская наука неуклонно теряла свои позиции даже в таких областях, где ранее лидировала.

Мировой энергетический кризис обнажил односторонность, а, в конечном счете, тупиковость советской модели модернизации. Вместо расширения индивидуальных и коллективных свобод, являвшихся сутью всех модернизаций в мире, целью советской модернизации в 30-50-е гг. становится выборочное заимствование технических и организационных достижений более развитых западных стран. Без соответствующих им естественных форм жизнедеятельности западных обществ, таких, как рынок, гражданское общество, правовое государство, эти заимствования лишь маскировали прогрессирующее отставание СССР от передовых стран Запада, ставили его в заведомо проигрышную позицию вечно догоняющего.

Советская система могла быть и была эффективной до тех пор, пока внутренняя потребность в свободе для советских граждан была минимальной и вполне замещалась потребностью в равенстве, пусть даже в нищете. Пока свобода граждан и экономики не была фактором выживания системы.

Ситуация кардинально меняется к началу 70-х гг. Многократное подорожание энергоносителей заставило развитые государства мира быстро осуществить структурную перестройку промышленности, перейти на новую организацию производства, освоить ресурсосберегающие технологии.

Внутренние потребности общества в большей свободе граждан в плюрализме мнений и деятельности находят в 70-е гг. отражение в появлении новых параллельных структур и в экономике и в социальной организации советского общества, в идеологии. Наряду с плановой централизованной экономикой укрепляются «цеховики», разрастается «теневая экономика», дающая возможность распределения продукции и доходов в соответствии с предпочтениями потребителей. Рядом с официальной атеистической коммунистической идеологией возникает разноликое диссидентство. Наряду с рабочим классом, колхозным крестьянством возникают предпринимательские слои, номенклатура.

Вялая борьба брежневского режима с этими «чуждыми социалистической системе элементами» придает им уродливый, криминальный характер, но не останавливает разложение системы.

Ростки гражданского общества. Важнейшим следствием хрущевской либерализации становится резкое возрастание в советском обществе критического потенциала, появление независимых от государства сначала ростков, а затем разрозненных элементов гражданского общества. Начиная с конца 50-х годов, в СССР образуются и заявляют о себе различные идейные течения, неформальные общественные объединения. Однако, нелегитимность их структур, форм поведения и официальных отношений заранее лишала их широкой общественной поддержки, обрекала зарождающиеся гражданские структуры на однобокость, конфликтность, полу - подпольное существование. Противостояния брежневскому режиму в 70-е года – удел отдельных личностей или крайне малочисленных групп граждан

В основе позиции большинства из этих людей, причислявших себя к «детям ХХ съезда», лежало искреннее убеждение, что открытая конфронтация с властями – удел одиночек. Свое предназначение они видели в конструктивной повседневной работе на пользу отечества.

Толчком к поляризации общественного сознания стал судебный процесс в феврале 1966г. над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе литературных произведений критической направленности.

В 70-х - начале 80-х гг. вновь возрождающееся гражданское общество делало лишь первые, робкие шаги. Укорененность в народе советских реалий, мощь репрессивной государственной машины сдерживали процесс становления независимых от государства институтов. Как следствие этого советское общество на рубеже 80-х г. в массе своей не переросло старые социокультурные рамки. Для кардинального, революционного перехода в новое состояние требовалась внешняя сила. Такой силой стал правящий класс.

Новый класс у власти . В 30-50-е гг. главным субъектом модернизации СССР являлось государство в лице И.В. Сталина и очень узкого круга его соратников из числа членов Политбюро ЦК, а главным ее критерием и ориентиром – «военная мощь» и «динамика развития».

В 60-70-е гг. ключевая роль в управлении советским обществом переходят к «новому классу», классу управляющих. После отстранения Хрущева от власти происходит окончательное формирование этого класса как мощной политической силы. И в сталинский период высший слой партийных и хозяйственных функционеров был наделен огромной властью и привилегиями. Однако, до середины 50-х г. любой самый высокопоставленный представитель «нового класса» был лишен личной безопасности, испытывал постоянный страх за свою судьбу, свою карьеру. Он целиком зависел от своего «хозяина». Сталин репрессиями и подачками держал номенклатуру «в узде», блокировал ее стремление «приватизировать» власть.

После смерти Сталина «правящий класс» освобождается от страха за собственную жизнь, обретает стабильность. С приходом Брежнева номенклатура освобождается от многих моральных запретов.

Общая численность этого класса в 60-е гг. достигает 500-700тыс. человек, а вместе с семьями – порядка 3млн., т.е. 1,5% всего населения страны.

Новое поколение номенклатуры несло с собой и новые настроения. По уровню общей культуры, профессиональным знаниям оно было на голову выше старого поколения: все имели высшее образование, а многие и ученые степени, неоднократно бывали на Западе. Для нового поколения правящего класса марксистская идеология была лишь привычной риторикой. Соответственно меняются и представления номенклатуры о характере развития советского общества. Новые элементы, внесенные в социалистическую систему в годы хрущевской «оттепели» и хозяйственной реформы 1965г., такие, как социалистическая законность, материальное стимулирование, хозрасчет, прибыль, расширили диапазон возможных путей развития советского общества в рамках официальной доктрины.

Не менее важная трансформация происходит в эти годы в распределении функций и, следовательно, реальной власти внутри правящего класса. Уже к концу хрущевского «великого десятилетия» возникли многочисленные корпоративные структуры со своими интересами и рычагами власти.

Монопольные, корыстные интересы хозяйственников и региональной элиты, усилившиеся в результате хрущевских реформ, ослабляли власть центра, разрушали монолитность, целостность советской системы. Импульсивные реформаторские действия Хрущева, который чувствовал, что власть уходит из рук, во многом определялись именно этим обстоятельством.

Созданная брежневским руководством атмосфера безнаказанности и вседозволенности окончательно меняет общественную психологию и поведение правящего класса. Формируется закрытый от посторонних «свой круг», в котором поддерживалось ощущение собственной исключительности, пренебрежительное отношение к нравственным ценностям, к простым людям. У многих высокопоставленных руководителей накапливались уже не предметы потребления, а капиталы. Погрязли в коррупции Узбекистан, Казахстан, Киргизия, где огромные суммы денег перекачивались в виде взяток в карманы первых секретарей обкомов и их окружения. Главным источником обогащения «первоначального» накопления капитала правящего класса в 60-х – начале 80-х гг. становятся всевозможные злоупотребления должностями, систематические взятки.

Следующим закономерным шагом перерождения советской правящей элиты становится фактический переход высших государственных чиновников от роли управляющих «социалистической» собственностью к положению ее реальны хозяев. К середине 80-х г. окончательно сформировавшийся «новый класс» по существу уже не нуждался в общественной собственности и искал выход для возможности управлять, а затем и владеть собственностью своей, личной, частной.

Новые попытки модернизации страны. Объективная необходимость кардинальных перемен в советской экономике назрела уже к концу 50-х – началу 60-х гг. Оторванность планирования от жизни, отраслевого управления от регионального, монополия производителя в условиях всеобщего дефицита, незаинтересованность предприятий в научно-техническом прогрессе – все это требовало коренных преобразований уже тогда.

Экономическая реформа 1957 г. не улучшила положение в народном хозяйстве. Серьезных структурных изменений также не произошло. Главным предметом экспорта по-прежнему оставалась нефть и другие виды сырья. Замедлился темп национального дохода.

К началу 60-х гг. экономистам и руководителям производства стало ясно, что хозяйственный механизм устарел. Для преодоления «временных» трудностей требовались иные методы управления экономикой, иные принципы планирования. Проблема совершенствования управления и планирования становится главной в научных дискуссиях, развернувшихся в конце 50-х – начале 60-х гг.

Необходимость перемен ощущало и советское руководство. Венгерское восстание и польские события 1956 г. предостерегали против бездействия. Непоследовательные, хаотичные реформы Хрущева не заложили прочной правовой и политической основы для последовательной и эффективной модернизации. 14 октября 1964г. на Пленуме КПСС Н.С. Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. По существу, его смещение отвечало интересам и потребностям общества. Однако сделано это было тайно от народа, без гласного обсуждения и анализа уроков реформ. Главным результатом противоречивого десятилетия стало утверждение в стране более свободной атмосферы, в жизнь вошло поколение людей, не знавших тотального страха.

Назначенный первым секретарем ЦК КПСС, Л.И. Брежнев представлял собой полную противоположность Хрущеву, отличавшемуся своей смелостью, жаждой новизны и перемен. И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Он не был теоретиком, не задумывался глубоко над стратегией и перспективами развития страны. Отсюда и такие качества нового лидера, как исключительная осторожность при принятии серьезных решений, постоянная потребность выслушивать советы. Брежнев оказался у руля Советского государства в результате сложного переплетения политических сил. В стране ощущалась усталость от нововведений Хрущева. Слабость Брежнева как руководителя открывала широкие возможности для всевластия партийно-государственной бюрократии. Выдвинутый Брежневым лозунг «стабильности» означал отказ от всяких попыток радикального обновления общества.

Встав во главе партии и советского общества, Брежнев на первых порах вынужден был продолжать курс ХХ и ХХII съездов КПСС. Вновь был провозглашен принцип коллективного руководства.

Выбор дальнейших путей развития страны происходил в условиях противоборства мнений в верхнем эшелоне власти. Одна его часть во главе с А.Н. Шелепиным ориентировалась на консервацию сложившихся методов руководства, другая (секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов) предлагала программу преобразований, включавшую в себя и экономическую реформу, и развитие демократии и самоуправления, и прекращение гонки вооружений, и выход СССР на мировой рынок. В конечном итоге победил умеренно-консервативный метод, который разделял и Брежнев.

Период от прихода Леонида Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х) обычно характеризуется в публицистике как «эпоха застоя».

Термин «застой» ведет свое происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС (1986), сделанного Михаилом Горбачевым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.

Вместе с тем со сменой руководства в 1964 году в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. 30 сентября 1965 года вышло постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 года - постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Трудности развития экономики страны в начале 60-х гг. даже в среде политических лидеров породили сомнения в эффективности административного диктата. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная экономическая дискуссия, в центре которой находились проблемы экономического стимулирования производства. В ходе этих споров в основных чертах сложилась будущая экономическая реформа. В целом она не отвергала директивную модель экономики, но внедряла в нее некоторые механизмы внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда.

В марте 1965 г. было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду (повышались закупочные цены, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50%-ная надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов, увеличивались капиталовложения). Были ослаблены и «репрессивные» меры за ведение личного подсобного хозяйства. Все это вело к оживлению хозяйства.

Однако власть по-прежнему делала главный акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также па увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов.

Большие средства, направлявшиеся на развитие сельского хозяйства, использовались крайне неэффективно. Часть их расходовалась на строительство гигантских комплексов, закупку дорогостоящей техники, непродуманную мелиорацию и химизацию земель. Введение стабильных денежных окладов в колхозах (но сути, важное социальное достижение того времени) обернулось ростом иждивенческих настроений.

По мере свертывания линии на развитие заинтересованности в результатах труда к началу 80-х гг. колхозы и совхозы в целом оказались убыточными.

В результате за 25 лет (1964 - 1988) освоенная пашня сократилась на 22 млн. га. Потери сельскохозяйственной продукции составляли от 20 до 40% от урожая. Страна оказалась самым крупным импортером зерна и продуктов питания.

Реформы в промышленности: замыслы и результаты. В сентябре 1965 г. партийное руководство объявило о реформе в промышленности. Она не покушалась на основы директивной экономики, но стала наиболее радикальной реформой за все годы советской власти. Главными ее положениями стали изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Было сокращено до минимума число планируемых показателей. Наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции вводились и новые показатели, которые должны были обеспечить ее качество.

Для экономического стимулирования производителей было разрешено оставлять в распоряжении предприятий часть доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства.

Вместо совнархозов было восстановлено управление промышленностью через отраслевые министерства, причем отмечалось, что это будут не прежние министерства - «диктаторы», а новые - партнеры и консультанты по организации производства в условиях хозрасчета (на основе развития самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования). Замышлялось и сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Причем право корректировки утвержденных планов было предоставлено лишь самим предприятиям.

Расширение прав министерств входило в явное противоречие с тезисом реформы о «самостоятельности» предприятий.

Реформа дала немалый экономический результат. За годы восьмой пятилетки (1966 - 1970) объем промышленного производства вырос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти и др.).

Однако уже к концу 60-х гг. реформа, при том что ее никто не отменял, пошла на убыль. А вместе с тем поползли вниз и плановые показатели: среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в годы восьмой пятилетки упали до 3,5% в годы одиннадцатой (1981 - 1985), темпы роста производительности труда за это же время снизились с 6,8 до 3%.

Все это объяснялось объективными причинами: неблагоприятной демографической ситуацией и снижением удельного веса трудоспособного населения, истощением традиционной сырьевой базы и резким удорожанием добычи полезных ископаемых, физическим износом и моральным старением оборудования, значительным ростом военных расходов и т д.

Однако главным обстоятельством было то, что существовавшие условия организации и управления производством не могли уже обеспечить решения стоящих перед экономикой задач.

В 1979 г. правительство предприняло еще одну попытку оживить экономику страны за счет совершенствования хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства. Однако резко ускорить развитие экономики эти усилия не смогли. Одновременно вновь заговорили о необходимости приоритета моральных стимулов к труду над материальными. Начался новый виток социалистического соревнования, должный компенсирован, недостатки хозяйственного механизма.

В 1983 г., уже после смерти Л. И. Брежнева, новый лидер страны Ю. В. Андропов предпринял «широкомасштабный экономический эксперимент», предполагавший ослабление централизованного планирования и распределения, некоторые изменения ценообразования на уровне отдельных предприятий и регионов. Эти меры дали кратковременный успех, но прошли почти незамеченными на фоне набиравших силу перемен.

Главным инициатором проводимых реформ стал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.

Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета. За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы. В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.

Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %. В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки. Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной - на 171%.

К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.

Еще одна попытка оживления советской экономики была осуществлена в 1979 году. Тогда было принято постановление ЦК КПСС «О совершенствовании планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Однако оно не оказало существенного воздействия на происходившее в экономике. За 1970-е годы структура экономики существенно изменилась, она стала абсолютно зависимой от нефтяных доходов, с одной стороны, и поставок продовольствия, ширпотреба и машиностроения из развитых стран, с другой.

В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.

Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно-сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития. Доля топливно-сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн. тонн продовольствия ежегодно.

В конце 1970-х - начале 1980 годов в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в 8-й пятилетке его среднегодовой прирост составлял 7,8 % и в 9-й - 5,7 %, то в 10-й он снизился до 4,3 %, а в 11-й составил около 3,6 %.

Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году - уже более 80%.

Научно-технический прогресс. В начале 70-х гг. Запад вступил в стадию постиндустриального развития. Это означало не только автоматизацию производства, широкое применение роботов и ЭВМ, внедрение наукоемких технологий, но и индивидуализацию процесса труда, превращение его в свободную творческую деятельность. В общественной жизни стран Запада эти перемены вызвали демократизацию всех ее сторон.

В СССР о научно-техническом прогрессе тоже заговорили (вернее, продолжали говорить). На XXIV съезде КПСС прозвучала даже установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма». Однако новые крупные открытия и разработки, если они не имели военного значения, чаще всего так и не удавалось реализовать. Это происходило то из-за «нехватки средств», то из-за отсутствия у разработчиков мощной поддержки в тех инстанциях, где решалась судьба открытий.

Конечно, лидеры страны начинали осознавать необходимость перехода к интенсивным методам производства (сократилось в четыре раза число сооружаемых ежегодно крупных предприятий, создавались научно-производственные объединения, возникали отвечавшие потребностям времени новые отрасли роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и т. д.). Однако определяющими для развития экономики эти тенденции так и не стали

Несмотря на первоклассные, а порой уникальные разработки советских ученых в фундаментальной пауке, в практической жизни прогресс науки и техники во многом не ощущался. Даже к началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности, до 60% строителей, до 75% работников сельскою хозяйства

К 1985 г., когда в США действовало 1,5 млн. новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров и ЭВМ, и СССР насчитывалось не более нескольких десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.

Ситуация обострилась из-за предпринятых Западом санкции в отношении СССР в начале 80-х гг., когда доступ в страну лучших зарубежных образцов техники и наукоемких технологии фактически прекратился.

В результате к середине 80-х гг. СССР вновь, как и в 20-е гг, оказался перед угрозой нового отставания от стран Запада.

Таким образом, как уже отмечалось, на рубеже 70 – 80-х гг. в мире начинается «микроэлектронная революция». По этому показателю СССР отставал от западных стран на десятилетия. Сырьевые ресурсы страны все больше истощались. Лишь малая часть советской экономики составляли современные производства высокой технологии, которые полностью работали на военные заказы. Экономика страны работала в основном на ВПК. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. В стране не было единой денежной системы.

Социальная политика. Социальная сфера финансировалась исключительно но остаточному принципу. К примеру, удельный вес капиталовложении в жилищное строительство (к общему их объему) сократился с 17,7% в 1966 - 1970 и до 15,1% в 1981 - 1985 гг. В результате в начале 80-х м в СССР вновь обострилась жилищная проблема (в 1984 i было построено лишь 2 млн. квартир - столько же, сколько строилось в начале 60-х гг., хотя население страны заметно увеличилось)

Значительно были урезаны государственные расходы па здравоохранение. Результат не замедлил сказаться. Если в начале 60-х гг. в СССР была самая низкая смертность в мире, а по продолжительности жизни мы шли в числе наиболее благополучных стран, то к началу 80-х гг. СССР находился уже па 35-м месте в мире по продолжительности жизни и II,I 50 м - по уровню детской смертности

Рост населения и падение темпов сельскохозяйственною производства вновь привели к обострению продовольственной проблемы В начале 80-х гг. СССР отставал от передовых стран не только по структуре питания, но и по потреблению традиционных для нас продуктов. В то же время резко увеличились импортные поставки продовольствия (за 1970 - 1987 и закупки мяса и мясопродуктов выросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4, растительного масла - в 12,8, зерна - в 13,8, масла животного - в 183,2 раза) Главным источником средств для этих закупок стал экспорт нефти.

Уже в 70-е гг. в некоторых областях начала вводиться карточная система распределения продуктов Прирост реальных доходов на душу населения с 5,9% в 1966 - 1970 гг. упал до 2,1% в 1981 - 1985 гг. Но все же в целом положение основной части населения улучшилось. Все меньше людей продолжало жить в коммуналках. В обыденную жизнь входили холодильники, телевизоры, стиральные машины. Выросла и заработная плата. Тем не менее доля фонда зарплаты в национальном доходе, созданном в промышленности СССР, составляла лишь 36,5% (1985), в то время как в США - 64%, а в некоторых других странах - до 80%.

По уровню потребления на душу населения СССР занимал к этому времени лишь 77-е место в мире.

Все это свидетельствовало о том, что удержать статус великой державы становилось возможно лишь за счет относительного усиления эксплуатации трудящихся, сокращения социальных программ, беспощадной эксплуатации природной среды.

Вместе с тем в социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн. человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд. кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн. человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2006 году, 61% опрошенных считают годы правления Леонида Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% - неблагополучным. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дали 75% респондентов, среди тех, кто старше - 74% (негативную - соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затруднялись дать оценку временам Брежнева, но и они гораздо чаще признавали их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).

Изменения в политической системе . Концепция «развитого социализма». Социальный заказ правящего класса в 1965 – 1984 гг. состоял в том, чтобы любой ценой сохранить существующее положение. Курс на стабильность требовал от властей укрепления «властной вертикали», которую в эти годы упорно разъедали ведомственный монополизм и падающая политическая активность, апатия советских людей. Поворот нового руководства к более жесткому, более консервативному курсу был продиктован стремлением правящего класса восстановить разрушенную хрущевской «оттепелью» целостность советской системы. Укрепление Советского государства, и, прежде всего Советов, рассматривалось как главные вопросы внутренней политики. Однако на практике повысить роль местных Советов не далось. Они по-прежнему целиком зависели от центра и оставались бессильными и безгласными. Верховный Совет СССР по существу был декоративным органом, призванным «единогласно» одобрять подготовленные аппаратом решения. Высший законодательный орган практически не контролировал правительство, расходы отдельных министерств и ведомств. Советы мало влияли на реальную жизнь общества.

С завершением процесса формирования номенклатурной системы фактически утрачивает свой элитный статус Коммунистическая партия. Формально она остается стержнем советской политической системы. Все крупные государственные и хозяйственные вопросы решались в партийных «инстанциях». Общественному мнению навязывался тезис о «возрастающей руководящей роли КПСС и ее становлении как партии всего советского народа». Ряды КПСС стремительно росли, достигнув к середине 80-х гг. 19 млн. человек, однако былое значение членства в партии снижалось.

Правящий класс был заинтересован в стабильности высшего политического руководства, жесткой централизации управления, позволяющей на деле контролировать общество и саму номенклатуру. Кадровые перестановки в 1965 – 1984 гг. в высших эшелонах власти были сведены к минимуму, формируются клановые структуры, наращивается бюрократический аппарат.

Все началось со смены курса, произошедшей в октябре 1964 г. Эти изменения должны были повлечь за собой обновленные идеологические обоснования. Раньше свертывание демократических начинаний Хрущевым принято было объяснять тем, что была необходима борьба с его волюнтаризмом и субъективизмом.

Очень скоро потребовались обстоятельное объяснение его консервативного внутриполитического движения. Такой стала известная концепция, гласящая о развитом социализме.

Во время выступления Брежнева на празднике, посвященном 50-летию Октябрьской революции, первый раз был озвучен вывод о построении в Советском Союзе, так называемого развитого социалистического общества, который оформился с течением времени в новую идеологическую концепцию «развитого социализма».

Если коротко, то она опиралась на вполне естественный факт, о появлении в Советском Союзе основ для построения промышленного общества. Авторы данной системы взглядов сумели высказать свои мысли, хотя и относительно однородно, как это было принято в советском обществе.

Когда было принято окончательное решение национального вопроса, то каких-то реальных противоречий внутри самого общества не наблюдались. Следовательно, предполагалось бесконфликтное развитие вопроса. Это и вело к созданию руководством КПСС правильного восприятия окружающей действительности.

Эта концепция переводила задачу в реальное русло, тем самым отодвигая ее реализацию на долгие времена, но не подрывала веру в коммунизм. Важно отметить, что чем сложнее становились ситуации в экономике и социальной сфере страны, тем яростнее звучали новости о трудовых успехах и достижениях пролетариата. Совсем неудивительно, что немного позже данная концепция развитого социализма была названа идеологией застоя.

Размышления об ухудшении положения в идеологической борьбе вытекают из сталинского положения, которое гласило об обострении классовой борьбы. Теперь этот тезис обновлен.

Напоследок, нужно сделать акцент на том, что реальная жизнь людей все меньше и меньше напоминала сказочный «развитой социализм». Все шло к введению во всех регионах карточного распределения продуктов и снижению уровня жизни. История развитого социализма обрывается в 1982 г., когда Ю. В. Андропов предложил «совершенствовать развитой социализм» и доходчиво объявил, что это будет очень длительный исторический период.

Нарастание противоречий в экономике . На рубеже 70 – 80-х гг. в мире начинается «микроэлектронная революция». По этому показателю СССР отставал от западных стран на десятилетия. Сырьевые ресурсы страны все больше истощались. Лишь малая часть советской экономики составляли современные производства высокой технологии, которые полностью работали на военные заказы. Экономика страны работала в основном на ВПК. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. В стране не было единой денежной системы.

Внешняя политика СССР в середине 60 - начале 80-х гг. К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.

В 70-е годы значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости границ всех государств в Европе. Подобные договоры ФРГ заключила с ПНР, ЧССР, ГДР. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения 4-стороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.

В 1973-1975 гг. проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т. д. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться движение СБСЕ.

1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т. е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений: ОСВ-1 (Москва, 1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.). Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах (Гранд-Фокс-США, Москва-СССР). В 1974 году был подписан Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, а в 1976 г. - Договор о подземных взрывах в мирных целях.

В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами "социалистического содружества", что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т. д.

В конце 60-х годов советско-китайские отношения стали враждебными. Весной 1969 г. Китай совершил вооруженное нападение на советскую территорию (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. человек. Основные претензии КНР к СССР носили территориальный характер.

Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства "социализма с человеческим лицом". Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз "Солидарность" организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 - 1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.

На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.

В 1983 - 1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г. СССР оказался втянутым в войну в Афганистане (9 лет). Большинство стран - членов ООН осудили действия СССР. За годы войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. раненными.

В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXI 1 Олимпиаде в Москве.

В 1984 году СССР разместил на территории ЧСССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.

Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам "третьего мира". СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.

К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.

Политическая и духовная жизнь общества. Основные тенденции. Политическое развитие общества в брежневский период характеризуется все более заметным расхождением между официальной мифологией и реальными процессами. На словах провозглашаются задачи «развития социалистической демократии», много говорится об укреплении законности, повышении общественной активности народа и т.п. В 1977 г. разворачивается шумная пропагандистская кампания в связи с «всенародным обсуждением» и принятием новой Конституции СССР. Формально она в сравнении с Конституцией 1936 года представлялась значительным шагом в демократизации советского общества, расширении прав граждан.

Реально же политическая жизнь характеризовалась нарастанием консервативных тенденций, усилением всевластия бюрократии, административного диктата, подавлением всех инакомыслящих. В годы «застоя» номенклатура все более превращается в замкнутый слой, который распоряжается всеми ресурсами общества в собственных интересах. Стабильность положения правящего слоя, достигнутая в результате прекращения массовых репрессий и перемещений, превращается в практическую несменяемость, распространяется «геронтократия», полная бюрократизация власти.

Наиболее яркое выражение деградации режима – культ Брежнева. Особенно с середины 70-х гг. – небывалые восхваления, бесконечные награды. Между тем в это время он фактически теряет работоспособность, страна оказывается почти неуправляемой.

Подавление инакомыслящих . В стране не было серьезной оппозиции режиму, но даже немногие Инакомыслящие подвергались преследованиям. В 1966 г. осуждены писатели А.Синявский и Ю.Даниэль. В 1974 г. был лишен советского гражданства и насильственно выдворен из СССР А.И. Солженицын. За границей оказались кинорежиссер А. Тарковский, режиссер Ю. Любимов, писатель В. Некрасов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович и др. В 1980 г. выслан в Горький Сахаров.

Немногочисленное демократическое движение («диссиденты») занималось, прежде всего правозащитной деятельностью. Основное издание ХТС, где сообщалось о всех нарушениях прав человека. Среди правозащитников получили известность В. Буковский, А. Марченко Л. Богораз, Ю. Галансков и др. Все они подверглись различным репрессиям. Подавление инакомыслящих еще в большей мере усиливало застойные тенденции.

Презентация предназначена для уроков истории России в 11 классе. В презентации раскрываются следующие темы: консервация политического режима при Брежневе Л.И., курс на установление военного паритета СССР-США и его последствия для СССР, борьба с инакомыслием, диссидентское движение. Кратко говорится о политических деятелях: Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове, К.У. Черненко.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СССР в 1964 – 1984 годах

Леонид Ильич Брежнев (Годы жизни: 1906 – 1982 гг.) 1976 г. - Маршал СССР 1964 г. – Первый секретарь ЦК КПСС; 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС; 1977– 1982 гг. – Председатель Президиума Верховного Совета СССР, т.е. глава государства.

Л.И.Брежнев «На Брежнева власть свалилась как подарок судьбы. Он получил власть так плавно, как будто кто-то долго загодя примерял шапку Мономаха на разные головы и остановился именно на этой. И пришлась она ему, эта шапка, так впору, что носил он ее восемнадцать лет без всяких страхов, катаклизмов и конфликтов. И непосредственно окружавшие его люди жаждали только одного: чтобы жил этот человек вечно – так хорошо им было». Ф. Бурлацкий

Консервация политического режима

От стабильности к застою Время с 1964 по 1984 гг. в истории называют «периодом развитого или зрелого социализма» или периодом «застоя». В 1964 г. возглавляемое Л.И. Брежневым новое руководство взяло курс на стабилизацию положения в стране (консервацию политического режима). Принцип стабильности означал отказ от каких-либо нововведений в политической, экономической, идеологической и кадровой сферах. Были отменены все прежние решения, касающиеся управления экономикой (распущены совнархозы, восстановлены отраслевые министерства) .

От стабильности к застою. 1967 г. - 50 лет Октября. Выступление Брежнева: Сформулирована концепция построения в СССР «развитого социалистического общества», которая утверждала, что невозможно осуществить немедленный прыжок в коммунизм. Должно пройти время, в течение которого социализм будет развиваться на собственной основе.

От стабильности к застою Началась «ползучая реабилитация» И.В. Сталина: в 1965 г. в празднование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне в докладе Брежнева была дана высокая оценка роли Сталина в разгроме фашизма. При этом замалчивалась цена победы, репрессий, огромных потерь; сворачивалась критика культа личности, соответствующие разделы были изъяты из учебников истории; прекратилась гласная реабилитация жертв политических репрессий. В 1966 г. – письмо интеллигенции (П.Капица, К. Паустовский, И. Смоктуновский, О. Ефремов, Г. Товстоногов и др.) с протестом в связи с «наметившейся частичной или косвенной реабилитацией Сталина».

От стабильности к застою Претерпела изменения и сама КПСС: Было отменено решение от 1962 г. о разделении партийных комитетов на промышленные и сельскохозяйственные, восстановлена территориально-производственная основа построения КПСС; В 1966 г. были восстановлены прежние названия руководящих органов партии, восстановлена должность Генерального секретаря ЦК КПСС; отменен принцип обязательной регулярной сменяемости (ротации) партийных руководителей всех уровней; Из политической организации она окончательно превратилась в важнейший элемент государственной структуры, при котором как декоративный элемент существовали Советы и другие представительные органы.

От стабильности к застою В новой Конституции СССР (1977 г.) , было закреплено монопольное положение КПСС – 6-я статья Конституции узаконила роль партии как руководящей и направляющей силы советского общества. С приходом Брежнева к власти правящая номенклатура обрела стабильность, которой не было при Хрущеве. Увеличились номенклатурные привилегии: госдачи, спецпайки, закрытые магазины и ателье, персональные машины, особое жилье.

Для материального обеспечения государственного аппарата была усовершенствована система льгот и привилегий. Анекдот того времени: Брежнев делает доклад на съезде: « А в будущей пятилетке мы будем жить лучше». Пауза – нет оваций. Брежнев повторяет: «А в будущей пятилетке мы будем жить лучше!». Тогда из зала доносится вопрос: «А мы?»

Все более раздувался культ личности Л.И. Брежнева. Подчеркивалась якобы его особая роль в ходе Великой Отечественной войны, хотя он был всего лишь начальником политотдела 18-й армии. За время нахождения у власти Л.И. Брежнев получил более 200 орденов и медалей, ему 4 раза присваивали звание Героя Советского Союза. Лауреат Ленинской премии по литературе (за трилогию «Малая земля», «Целина», «Возрождение») . 1976 г. - Маршал СССР. Л.И.Брежнев

Делегация трудящихся Грузии в 18-й армии. Начальник политотдела 18-й армии Л. И. Брежнев в верхнем ряду, крайний справа.

От стабильности к застою Эти меры отвечали ожиданиям партийного и государственного аппаратов, однако на развитие общества они оказали негативное воздействие: Централизация власти привела к ее бюрократизации, увеличению численности армии чиновников: за 1965 – 1985 гг. общая численность управленческого персонала приближалась к 18 млн человек, то есть на каждых 6 -7 работающих приходился 1 управленец. Началось старение кадров: в 1965-1984 гг. состав Политбюро ЦК почти не менялся. В 1980 г. средний возраст членов Политбюро ЦК составил 71 год.

Геронтократия (греч.) – власть стариков (старение политической элиты) Свои посты «старцы» занимали десятилетиями, до самой смерти…

Геронтократия (греч.) – власть стариков (старение политической элиты) «Даже совсем старые руководители, очень больные не уходили на пенсию. Им было не до перемен. Дожить бы до естественного конца при власти и собственном благополучии… В годы застоя в руководстве страны прямо-таки процветал «старческий эгоизм». Академик Петровский (министр здравоохранения)

От стабильности к застою На местах, в союзных республиках, областях РСФСР при отсутствии регулярной смены лидеров стала складываться региональная элита. Региональная элита больше отражала местные, чем общесоюзные, интересы. В некоторых регионах(особенно в Средней Азии, на Кавказе, в Москве) происходило прямое сращивание целых звеньев партийного и государственного аппарата с теневой экономикой, уголовными элементами.

Система органов партийной власти

Конституция СССР - 7 октября 1977 г. Четвертый Основной Закон за годы советской власти, Третья Конституция СССР

Положения Конституции: В Конституции говорилось, что в СССР построено развитое социалистическое общество. В статье 6 было официально закреплено особое руководящее положение КПСС. Провозглашались права и свободы граждан (на труд, бесплатное образование, медицинская помощь, пенсионное обеспечение). Но на самом деле эти права нарушались, либо так и остались на бумаге.

Курс на установление военного паритета СССР - США Д.Ф. Устинов – министр обороны СССР (1976 – 1984 гг.)

Середина 60-х гг. - руководство страны поставило задачу достичь военно-стратегического паритета с США. Наращивается и численность и оснащенность вооруженных сил (СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США). Доля военных расходов в ВНП (валовой национальный продукт) СССР в отдельные годы достигала 30%. С 1967 г. осуществляется установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет. Курс на установление военного паритета(равенства) СССР - США

Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) - управляемая баллистическая ракета класса «поверхность-поверхность», дальностью не менее 5500 км. Ракеты этого класса, как правило, оснащаются ядерными боевыми частями и предназначены для поражения стратегически важных объектов, расположенных на больших расстояниях и на удалённых континентах.

С 1976 г. в странах Восточной Европы устанавливаются ракеты средней дальности. Развертывается мощная система ПВО (противовоздушная оборона) и ПРО (противоракетная оборона). С одной стороны, укрепляется обороноспособность страны, достигнут военно-стратегический паритет с США. С другой – содержание мощного ВПК (военно-промышленного комплекса) отрицательно сказывалось на благосостоянии населения и на экономике в целом. Курс на установление военного паритета СССР - США

Курс на установление военного паритета СССР - США В 1976 г. в на вооружение Советской Армии был принят ракетный комплекс средней дальности РСД-10 «Пионер», прозванный на западе SS-20.

Борьба с инакомыслием Правозащитное движение, диссиденты

Диссидентство Усилился контроль за культурой, общественной жизнью. Всесильным органом, как и при Сталине, стал КГБ (комитет государственной безопасности) . Середина 60-х гг. - формирование движения инакомыслящих (диссидентов). 1965 г. – начало движения диссидентов. Протесты в связи с арестом писателей А.Синявского и Ю. Даниэля, которых обвинили в публикации своих произведений, «порочащих советский государственный и общественный строй» за границей, и приговорили к 7 годам (А. Синявского) и 5 годам (Ю. Даниэля)лагерей.

Диссидентство Ю. Даниэль и А. Синявский в зале суда

Лидер правозащитного движения Советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы (1953 г.) В 1968 г. С помощью «самиздата» академик Сахаров опубликовал заявление «Размышление о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», в котором требовал проведения реформ, гласности, большей открытости советского общества. Андрей Дмитриевич Сахаров (1921 – 1989 гг.)

Лидер правозащитного движения Писатель, общественный деятель. 1973 г. – написал «Письмо вождям Советского Союза», где предлагал отказаться от марксистской идеологии, развернуть «старое русское знамя», перенести усилия государства с «внешних задач на внутренние» и т.д. Сильнейший удар по истории и практике репрессий в СССР нанесла его книга «Архипелаг ГУЛАГ». 1974 г. – арестован и выслан в ФРГ. 1994 г. – возвращение в Россию А.И. Солженицына. Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008 гг.)

М. Ростропович Г. Вишневская И. Бродский А. Тарковский М. Шемякин Против диссидентов была направлена вся репрессивная и пропагандистская мощь государственной машины. Их обвиняли в уголовных преступлениях, сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в лагеря и ссылки, высылали за границу.

Юрий Владимирович Андропов (1914-1984 гг.) 1967 – 1982 гг. - возглавлял КГБ (комитет государственной безопасности) . 1982 – 1984 гг. - Генеральный секретарь ЦК КПСС. Признавал необходимость модернизации экономической и политической системы «реального социализма» при сохранении и усилении контроля КПСС и КГБ. При нем развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины, началась борьба с «нетрудовыми доходами» и т.д.

Константин Устинович Черненко (1911-1985 гг.) С 1978 г. - член Политбюро ЦК КПСС. 1984 – 1985 гг. - Генеральный секретарь ЦК КПСС. Будучи больным человеком, он оставался у власти только 13 месяцев. При нем произошел возврат к брежневским традициям правления.