В какой стране находится город алеппо. Халеб. Великая мечеть в Алеппо

Алеппо остается одним из древнейших городов человечества. Люди поселились здесь за несколько тысяч лет до нашей эры. Все это время город считался важным пунктом у самых разных народов и правителей.

Древний город

Упоминания о крепости появляются в хеттских источниках, которые относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. В разное время Алеппо был столицей нескольких древних княжеств. Он становится богатым городом в вавилонскую эпоху, когда соседняя Месопотамия превратилась в центр человеческой культуры и науки. Также в древности на город претендовали египтяне и хетты.

Античность

В 333 году до нашей эры великий полководец Александр Македонский захватил цитадель Алеппо. Сирия для него была важным регионом. Отсюда пролегали пути на восток. Именно через эти земли Александр отправился войной на Персию, а потом дошел до границ Индии.

Начиная с этого времени Алеппо постепенно эллинизировался, то есть подвергался влиянию античной греческой культуры. Сюда приезжали ученые-чужеземцы, открывались философские школы. После греков пришли римляне, которые правили здесь несколько столетий.

Византия и мусульмане

В начале нашей эры Сирия стала важным центром распространения христианства, что не могло не отразиться и на конфессиональном составе населения Алеппо. После распада Империи здесь недолго признавали власть Византии, которая стимулировала строительство церквей и монастырей.

Заметно выросло населения города. Были возведены новые стены, которые окружили цитадель Алеппо. Сирия была одной из самых богатых византийских провинций, а все благодаря тому, что она находилась на Великом Шелковом Пути. Алеппо являлся важным перевалочным пунктом для торговцев с Востока. Они везли не только шелк, но и фарфор, а также другие редкие для европейцев товары.

В VII веке возымела место арабская угроза. Мусульмане захватили город Алеппо, Сирия полностью перешла под их владычество. Несколько веков крепость благоденствовала благодаря близости Дамаска, который некоторое время был столицей халифов. В X веке ее на 14 лет оккупировали византийцы, которые нанесли заметный вред городу.

Крестовые походы

В 1096 году Папа Римский Урбан II обратился к западноевропейским правителям с просьбой помочь восточным христианам в их борьбе с мусульманами. В это время византийский император продолжал сдавать свои провинции агрессивным туркам-сельджукам.

Призыв был услышан. Из Европы потянулись тысячи рыцарей, солдат и простых крестьян в поисках приключений и славы. Главной целью крестоносцев стал Иерусалим, который был священным городом для всех христиан. Цитадель Алеппо (Сирия была неподалеку) также оказалась на их пути. Несмотря на осаду, город так и не был взят. Тем не менее уже через год крестоносцы захватили Иерусалим. На Ближнем Востоке появилось несколько христианских государств, которые постоянно угрожали мусульманской Сирии. Вторая попытка крестоносцев овладеть крепостью имела место в 1124 году. Она также оказалась провальной.

Землетрясение

В 1138 году старый город Алеппо был практически уничтожен во время ужасного землетрясения. Точных данных о количестве пострадавших, конечно, не осталось. Однако, даже по самым приблизительным оценкам (более 220 тысяч погибших), это землетрясение стало пятым по количеству жертв за всю человеческую историю.

Удары чувствовались не только в Сирии, но и на территории современных Азербайджана, Ирана и Турции. Алеппо находится на геологическом разломе, частью которого также является и Мертвое море. Именно из-за этого крепость пострадала сильнее всего. Город обезлюдел за один день. Скоро жители вернулись, но населенный пункт еще несколько столетий не мог вырасти до прежних размеров. Только в XIX веке численность жителей Алеппо стало такой же, что и накануне средневекового землетрясения. Однако даже в относительно современное время здесь вспыхивали эпидемии холеры и чумы.

Войны арабов и монголов

В 1183 году цитадель Алеппо (Сирия) перешла к знаменитому Саладину, которому удалось изгнать крестоносцев из Иерусалима и восстановить арабское владычество в регионе.

Однако оно продлилось относительно недолго. В XIII веке сюда пришли монгольские орды. Войско под командованием Хулагу взяло город в 1260 году. Стены крепости рухнули через шесть дней интенсивных обстрелов из катапульт. Цитадель продержалась еще около месяца.

В дальнейшем еще несколько десятилетий арабы воевали с монголами, пытаясь оспорить верховенство в Сирии. Первыми руководила династия Мамлюков. Трагедией для города стала его сдача Тамерлану в 1400 году. Было вырезано практически все мирное население. В знак устрашения рядом с городом была сооружена башня из черепов.

Турецкое владычество

В XV веке ситуация в Алеппо изменилась: турки смогли захватить этот город. Они оставались правителями Сирии несколько веков. Османская империя раскинулась на трех материках. Арабы оказались под властью более могущественного народа.

После Первой мировой войны Османская империя распалась, а в Сирии ненадолго был установлен британский мандат. После него образовалось арабское государство, которое существует и поныне.

Гражданская война в Сирии

В 2011 году в Сирии вспыхнула гражданская война. Арабское большинство было недовольно властью, у которой стояли немногочисленные алавиты во главе с Башаром Асадом. Алеппо был одним из крупнейших городов страны, и из-за этого вокруг него разгорелись яростные бои, которые продолжаются и сегодня. Летом 2012 года в его черте начались сражения между правительственными войсками с одной стороны и повстанцами - с другой.

Бои в Алеппо оказались в центре внимания всего мира, когда в окрестностях города был применен ядовитый газ зарин. Его использование запрещено международными конвенциями. Это оружие массового поражения стало причиной гибели гражданского населения. В то же время от регулярных артобстрелов с разных сторон в Алеппо практически не осталось целых зданий. Периодически жилые районы полностью остаются без электричества из-за ракетных ударов. Население города сократилось с 2,5 миллионов до 1 миллиона человек. Многочисленные беженцы покинули страну, что спровоцировало кризис в Европе, где разгорелись споры вокруг того, нужно или нет закрывать границы.

Сирия (Алеппо сегодня остается горячей точкой) продолжает попадать в ленты мировых информационных агентств как место многолетней кровопролитной гражданской войны. Она началась в рамках когда в 2011 году в многочисленных и Магриба недовольные граждане потребовали отставки своих правительств.

Занесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО цитадель Алеппо, пожалуй, самая живописная средневековая крепость Ближнего Востока. Это внушительное сооружение возвышается над городом на холме высотой 50 м, причем часть руин датируют 1000 г. до н.э. Говорят, именно здесь Авраам доил своих коров. Город окружает ров шириной 22 м, а единственный вход расположен во внешней башне с южной стороны. Внутри находятся дворец XII в., построенный сыном Салах-ад-дина, и две мечети. Особенно прекрасна Большая мечеть с отдельным минаретом XII в., украшенным ажурной резьбой по камню.

Старый город вокруг цитадели - потрясающий лабиринт узких искривленных улочек и потайных двориков. Базар -самый большой крытый рынок на Ближнем Востоке. Кажется, что каменные арки тянутся вдаль на долгие километры, а на разнообразных прилавках продается все, что только можно себе представить.

Алеппо известен лучшими образцами исламской архитектуры в Сирии, город называют второй столицей страны. Это один из интереснейших городов на Ближнем Востоке.

Лучшее время для посещения

С марта по май или с сентября по октябрь.

Не пропустите

  • Археологический музей Алеппо.
  • Баб Антакия - старые западные ворота базара.
  • Собор маронитов.
  • Армянская церковь.
  • Церковь Св. Симеона - в 60 км от Алеппо, построена в 473 г. в честь Симеона Столпника, который провел 37 лет на вершине колонны, стремясь приблизиться к Господу.
  • Это одна из старейших церквей мира.

Следует знать

Несмотря на то что население Алеппо на 70% составляют арабы (мусульмане-шииты) и курды (сунниты), здесь проживает самая большая на Ближнем Востоке после Бейрута община христиан. После образования государства Израиль социально-политическая атмосфера «этнической чистки» привела к тому, что еврейская община численностью 10 тыс. человек была вынуждена эмигрировать, в основном в США и Израиль.

С начала февраля 2016 года наиболее обсуждаемой в мировых СМИ темой, связанной с гражданской войной в Сирии, стала судьба города Алеппо.

ООН 9 февраля официально предупредила об угрозе голода для 300 тысяч жителей Алеппо, одного из крупнейших сирийских городов, бои за который не прекращаются пятый год. При этом представители стран Запада обвинили в надвигающейся гуманитарной катастрофе войска президента Башара Асада и группировку ВКС России, которые своими действиями якобы создают опасность для гражданского населения и срывают мирные переговоры.

Боевые действия в Алеппо и его пригородах идут с 2012 года. За это время население города, составлявшее до начала конфликта 2,5 миллиона человек, сократилось почти в 10 раз. Однако до последнего времени лидеры западных и ближневосточных стран не выражали столь серьезной озабоченности судьбой мирных жителей.

В чем же причина столь разительной перемены?

Россия начинает, Асад выигрывает?

С 2012 до конца 2015 года сражение за Алеппо развивалось не в пользу сил, верных президенту Асаду. Контроль над данным регионом медленно, но верно переходил к различным группировкам боевиков, которые на Западе называют «умеренной оппозицией».

Главной причиной этого было то, что военизированные группировки могли беспрепятственно получать подкрепление и боеприпасы с территории соседней Турции, граница с которой в течение последних лет не контролируется правительственными силами Сирии.

Ситуация стала меняться после начала операции ВКС России. Удары российских бомбардировщиков серьезно ослабили потенциал антиправительственных отрядов и позволили армии Башара Асада начать масштабное наступление в районе Алеппо.

В начале февраля 2016 года армия Асада и ее союзники захватили ряд стратегически важных пунктов в районе Алеппо и перерезали пути снабжения боевиков. После того, как под контроль армии Асада перешла последняя магистраль, соединявшая Алеппо с турецко-сирийской границей, западные лидеры и заговорили о надвигающейся «гуманитарной катастрофе».

По их мнению, Башар Асад в этих условиях может блокировать поставки в город гуманитарной помощи, что приведет к гибели мирного населения.

На самом же деле блокирование дорог отрезает возможности для снабжения боевиков, что делает перспективу полного их разгрома в районе Алеппо и перехода города под контроль Башара Асада более чем реальной.

Город-сказка, город-мечта...

На фоне этой ситуации в Мюнхене было достигнуто соглашение о прекращении огня в Сирии.

Комментируя высказывания госсекретаря Джона Керри о ситуации вокруг Алеппо, глава МИД России Сергей Лавров сказал: «Насчет Алеппо. Джон сказал, что его тревожат, как он выразился, последние агрессивные действия правительства. Ну, если освобождение города, который заняли незаконные вооруженные формирования, можно квалифицировать как агрессию, наверное. Но наступать на тех, кто завоевал твою землю, необходимо, тем более, что это делали, прежде всего, «Джебхат ан-Нусра», а также до сих пор западные пригороды Алеппо контролируются вместе с «Джебхат ан-Нусрой», «Джейш аль-Исламом» и «Ахрар Ашшамом» (деятельность которых запрещена на территории РФ).

Город Алеппо — это одна из ключевых точек, которая может определить исход конфликта в Сирии.

До войны Алеппо являлся самой крупной городской агломерацией в Сирийской Республике и главным промышленным центром, где было трудоустроено более 50 процентов промышленных рабочих страны. Помимо этого, регион Алеппо является чрезвычайно благоприятным для ведения сельского хозяйства.

Огромные доходы в казну Сирии Алеппо приносил и как туристический центр. Ведь этот город является одним из самых древних постоянно населенных городов мира. На сегодняшний день доказано, что постоянное поселение на данном месте существовало за 2500 лет до нашей эры, а некоторые исследователи полагают, что его история еще как минимум на 3000 лет древнее.

Сирия, Алеппо. 2009 г. Фото: www.globallookpress.com

В Алеппо до начала гражданской войны существовала одна из самых крупнейших христианских общин на Ближнем Востоке, включавшая в себя армян, греков-мелькитов и сирийских христиан. В городе проживало свыше 250 тысяч приверженцев христианской веры, которые с началом войны вынуждены были бежать или стали жертвами террора со стороны радикальных исламских группировок.

Сирия, Алеппо. Фото: Reuters

Из рук в руки: от Македонского до Тамерлана

С древности Алеппо имел стратегическое значение, так как располагался на Великом шёлковом пути, проходившем через Среднюю Азию и Месопотамию.

По этой причине город пережил бессчетное число завоеваний, многократно переходя из рук в руки.

В 333 году до нашей эры Алеппо был взят войсками Александра Македонского . Уже в те времена этот город имел огромное значение как торговый центр и пункт, позволявший тому, кто его контролирует, владеть всей Северной Сирией. Около 300 лет город находился под властью Селевкидов, затем перешел под контроль Римской, а после Византийской империи.

В период поздней античности город, носивший в ту пору название Верия, являлся третьим по величине в Римской империи.

В 637 году город был захвачен арабами под предводительством Халид ибн Валида , получив новое название — Халеб. Начиная с X века город становится ареной практически непрерывных войн и сражений. В 962 году его захватили византийцы, ведшие борьбу с Арабским халифатом. В 1098 и 1124 годах город пережил две осады крестоносцев, но так и не был взят, а позднее был захвачен султаном Саладином , сделавшим его владением династии Айюбидов.

Добрались до Алеппо и монгольские завоеватели — в 1260 году он был взят войсками внука Чингисхана Хулагу в союзе с франкскими рыцарями князя Антиохии Боэмунда VI и его тестем, правителем Армении Хетумом .

Примерно в этот период взятие Алеппо начинает сопровождаться массовой резней его населения по религиозному признаку — так, монголы и их христианские союзники не щадили мусульман, а арабы, возвращая себе контроль над ним, заливали его древние улицы кровью христиан.

Иногда, впрочем, завоеватели не церемонились и с единоверцами. Знаменитый полководец Тамерлан в 1400 году при взятии города не только не щадил жителей, но и приказал выстроить из их черепов башню.

Четыре века османского владычества и 70 лет независимости

Во времена Османской империи Алеппо, захваченный турками ровно 500 лет назад, в 1516 году, стал одним из крупнейших городов государства, уступая только Стамбулу и Каиру.

400 лет османского владычества завершились после Первой Мировой войны, поражение в которой привело Османскую империю к полному распаду.

1915 г. турецкие военные. Фото: www.globallookpress.com

Осенью 1918 года во время одного из завершающих наступлений войны войска Антанты и союзные им отряды арабских повстанцев нанесли поражение армии Османской империи в Палестине, вошли в Сирию и 26 октября овладели Алеппо.

Территория современных Ливана и Сирии попали под контроль Франции.

Первая мировая война серьезно повлияла на состав населения Алеппо. Сюда, спасаясь от турецкого геноцида, из других регионов Османской империи бежали армяне, а также представители других народов, исповедующие христианство.

В 1926 году была введена конституция Сирии, подтверждавшая мандат Франции и предусматривающая выборного президента и однопалатный парламент. Спустя десять лет было заключено соглашение о предоставлении Сирии независимости, однако оно не было ратифицировано вплоть до начала Второй мировой войны.

Территория Сирии была полем сражения и во время Второй мировой войны. После поражения Франции Сирию контролировал «режим Виши», с войсками которого летом 1941 года вели бои части «Свободной Франции» генерала де Голля .

27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. Весной 1946 года, то есть 70 лет тому назад, после эвакуации войск Франции Сирия наконец получила полную независимость. Город Алеппо наряду с Дамаском стал центром нового старого государства, его жемчужиной и промышленным сердцем.

Имперская мечта, или как Россия наступила на горло господину Эрдогану

Несмотря на не самую простую историю современной независимой Сирии, Алеппо успешно развивался как торговый, промышленный и туристический центр.

С началом гражданской войны в Сирии противники Башара Асада сосредоточились на захвате Алеппо, поскольку контроль над ним позволял не только ослабить влияние центральной власти как в политическом, так и экономическом плане, но и создать перспективы для отделения части сирийских территорий в том случае, если полный захват Сирии по каким-то причинам станет невозможным.

Особо активную роль в событиях вокруг Алеппо играет Турция. Если представители стран Запада в рамках так называемой «арабской весны» главной задачей видели свержение Башара Асада, то Турция преследует еще более амбициозные цели.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган «покусился на святое», затеяв в свой стране демонтаж светского государства, созданного Мустафой Кемалем Ататюрком . Амбициозные планы политика предполагают своеобразную «реставрацию» Османской империи. Речь идет не о прямом изменении границ, а распространении своего влияния на территории, ранее подконтрольные Османской империи.

В рамках этого плана Турция активно вмешивается в гражданскую войну в Сирии, на севере страны, в частности, в Алеппо.

Переход Алеппо, одного из центров бывшей империи, под власть протурецких сил для Эрдогана являлся важнейшим моментом в реализации избранной стратегии.

Стратегии, которая стала терпеть крах с появлением в Сирии , чьи удары кардинально изменили положение дел.

Хрупкий мир или большая война?

Выдержать подобное разочарование турецкому лидеру оказалось не под силу. Отсюда и провокационная атака на российский бомбардировщик Су-24, и требования ухода России из Сирии, и уже прямые угрозы начала вооруженного вторжения под видом создания «зоны безопасности».

Соратник Эрдогана и один из главных идеологов неосманизма, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в последние дни отбросил все дипломатические приличия, рассуждая о сирийском городе как о собственной территории.

«Мы вернем наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города — Шанлыурфа, Газиантеп, Кахраманмараш, теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция», — заявил Давутоглу, выступая на заседании парламентской фракции возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития.

Совершенно очевидно, что судьба мирного населения Алеппо для политиков, втянутых в сирийский кризис, несмотря на все громкие заявления, имеет второстепенное значение.

Борьба за Алеппо может решить исход всего противостояния, а, при худшем развитии событий, превратить региональный кризис в глобальный.

Договоренности о прекращении огня, достигнутые в Мюнхене, дают слабую надежду на то, что в перспективе в Алеппо и во всей остальной Сирии воцарится мир.

Однако исторический опыт, увы, подтверждает — кровь здесь может литься еще долгие, долгие годы.

«Ближневосточные цивилизации всегда привлекали внимание европейских путешественников и исследователей красотой руин своих древних городов. Из всех стран региона именно Сирия может похвастаться изобилием памятников античности. Пальмира, Эбла (ныне Телль-Мардих), Дамаск, Алеппо (Халеб) – это лишь малый список древнейших городов на территории данной страны. До сих пор ученые со всего мира ведут научные споры на тему древнейшего городского центра Сирии. Это право оспаривают два соперника: Халеб и Дамаск.»

Большинство исследователей считают Алеппо (европейское название города) самым древним городом страны. Многие ученые утверждают, что первое поселение здесь было основано еще в VI тысячелетии до нашей эры. Город находился на пересечении важных торговых путей, связывающих Ближний Восток с Европой и Индией . Величие и богатство Алеппо делало его лакомым кусочком для его соседей. Не раз город переходил из рук в руки. На протяжении всей истории своего существования Халеб захватывался хеттами, ассирийцами, греками, римлянами, арабами и турками. На сегодняшний день - это один из крупнейших по численности населения городов Сирии, расположенный на северо-западе страны и заселенный преимущественно арабами.

Об истинном значении названия и первых жителях имеются довольно скудные сведения. Считается, что первое поселение было основано в 5000 году до нашей эры. Это подтверждают, обнаруженные на территории древнего города различные орудия труда. В некоторых записях соседних народов Халеб упоминается, как Халпе и Халибон . Истинное значение топонима до сих пор является загадкой для ученых. Некоторые из них утверждают, что название города имеет семитское происхождение и означает, или «железо», или «медь». Считается, что именно здесь первые металлурги научились добывать и обрабатывать эти металлы. Однако имеются и иные версии. Согласно другой гипотезе, поселившиеся во II тысячелетии до нашей эры в Сирии амореи, именовали город «Халаба», что с их языка переводится как «белый». В пользу данного предположения следует отметить, что почва в Халебе светлых оттенков, а также город с древности являлся основным центром региона по добыче мрамора. Еще одна версия основана на мифе, согласно которому Авраам угощал путешественников молоком своей рыжей коровы и поэтому топоним Халеб означает «дающий (преподносящий) молоко». О первых поселенцах города известно еще меньше. Этнический состав населения на протяжении всего периода существования Алеппо не раз менялся. Считается, что первые жители Халеба имели семитское происхождение. Затем на территории Сирии поселились указанные выше амореи, которые также являлись семитами. Дальнейшее завоевание страны хеттами, ассирийцами, греками и римлянами значительно повлияли на национальный состав населения. После арабского завоевания Сирии и перенесения столицы Омейядов в Дамаск, этнический баланс страны больше не изменялся. В городе есть небольшая армянская диаспора, сирийские православные христиане и католики, а также сравнительно мизерное количество сирийских иудеев.

Халеб, еще с древних времен славился как важный торговый центр, через который проходили караванные пути. Этот древний ближневосточный город, благодаря своему выгодному географическому расположению и богатству природных ископаемых, не мог не привлекать взоры соседних народов и не раз переходил из рук в руки. О нем сообщается в ранних хеттских анатолийских записях. Также город упомянут в древнем списке Мари – города, расположенного неподалеку от реки Ефрат на северо-востоке Сирии. Во второй половине II тысячелетии до нашей эры Халеб оказался в составе государства хеттов и довольно продолжительное время считался стратегически важным центром Хеттской державы на юге, а также местом пересечения караванных путей идущих преимущественно из Египта и обратно. Однако после нашествия, так называемых «народов моря», Хеттское государство пало. На некоторое время возрастает влияние другого древнего сирийского города – Дамаска , который подчиняет соседние территории своей власти. Однако, уже в IX веке до нашей эры вся Сирия оказывается в составе могущественной Ассирийской державы , в составе которой продержалась вплоть до VII века до нашей эры, когда столица ассирийцев Ниневия в 612 году до нашей эры была захвачена войсками Нововавилонского царства и Мидии, а подвластные ее территории поделены между союзниками. Первым досталась Сирия. Однако, в VI веке до нашей эры на горизонте объявился новый конкурент в лице резко возвысившейся державы Ахеменидов . Первый царь персов Кир II, основавший свое государство на месте Мидии, стремился к захвату соседних земель. В 539 году до нашей эры Вавилон пал под ударами персидской армии. Все ее прежние колонии перешли растущей Персидской империи. Следующими хозяевами Сирии стали македоняне. В 331 году до нашей эры Александр Македонский разгромил войска Дария III в битве при Гавгамелах. Некогда могущественная Ахеменидская держава пала. Все ее владения оказались в составе новой империи. После смерти великого полководца все завоеванные им территории были разделены между его соратниками. Халеб, как и вся Сирия вошла в состав державы Селевкидов. При первых царях Алеппо перестраивается и получает новое имя – Береа. Роль Халеба, как важного торгового центра вновь возрастает. Однако в это же время все более значимую роль приобретает его очередной конкурент в лице Пальмиры . Почти 3 столетия Сирия находилась в составе Селевкидов. В 64 году до нашей эры почти вся территория данной страны была захвачена римскими легионами Помпея. После полного подчинения Пальмиры в III веке, Халеб становится главным центром торговли на Ближнем Востоке, отобрав этот титул у давней соперницы. Свою значимость город сохранил и в составе Византийской империи . В 637 году Сирия пала под ударами новых завоевателей – арабов. Значимость страны подтверждается тем фактом, что один из ее центральных городов, а именно Дамаск, в 661 году стал столицей арабской династии Омейядов, продержавшейся у власти вплоть до 750 года. Халеб же продолжал оставаться значимым центром торговли. В 944 году правитель Хамадана, Саиф Аль-Дауль, воспользовавшись слабостью Аббасидов, захватил Алеппо. В этот период были построены крепостные стены и ворота. При нем город сохраняет статус одного из важнейших пунктов движения караванных путей. Однако, в 962 году, византийскому владыке Никифору Фоке удалось возвратить Халеб в состав империи. Начиная с конца XI века, на Ближний Восток осуществляют свой первый поход крестоносцы, движимые призывом папы римского. Второй крестовый поход не мог не затронуть Алеппо. Крестоносцы не смогли взять приступом крепость и вынуждены были отступить. Однако захват соседних территорий нанес удар по торговле Халеба. Еще до начала третьего крестового похода город был занят войском Салахаддина Айюбида, который превратил Алеппо в один из основных стратегических пунктов мусульман. При его преемниках ситуация не изменилась. При Айюбидах Халеб лишь потерял свой статус центра торговли. Теперь главным местом пересечения стала Антиохия, располагавшаяся южнее Пальмиры. Ситуация не изменилась, ни при монголах, ни при эмире Тимуре. Лишь после смерти последнего, Алеппо вернул себе титул торгового центра Ближнего Востока. В 1517 году Сирия вошла в состав Османской империи . Халеб, в период существования данного государства считался третьим после Стамбула и Каира крупным городом. Алеппо в составе Османской империи не раз переживал взлеты и падения. В 1832 году наместник османского султана в Египте Мухаммед Али захватывает Сирию и соседние территории и в течение 8 лет удерживает их под своей властью. С этого периода роль Халеба, как центра торговли на Ближнем Востоке, а также как стратегического пункта заметно уменьшается. Все это связано с возвышением старого конкурента Алеппо – Дамаска, а также с открытием в 1869 году знаменитого Суэцкого канала. Ситуация изменилась после первой мировой войны. В 1920 году Сирия была захвачена французской армией. В 1922 году Франция получила мандат на управление данной территорией. Во время французской эпохи управления страной Халеб вновь возрождается как центр торговли. В 1946 году Сирия добивается от Франции полной независимости и впервые за свою историю вступает в эпоху самостоятельного развития, продолжающегося уже 70 лет.

Несмотря на скудность сведений о Алеппо, сохранились некоторые письменные источники. Персидский исследователь XI века Насир Хосров , например, описал торговую жизнь города, а также пошлины, взимаемые с ввозимых иностранных товаров. В Халебе в разные эпохи жили и творили разные деятели науки и искусства: поэты Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирас, философы Аль-Фараби и Яхья ибн Хабаш Сухраварди, языковеды Ибн Калав и Иегуда Аль-Харизи. В Алеппо в свое время в 1447 году был казнен азербайджанский поэт Насими и здесь же он находятся его останки, захороненные на фамильном кладбище. Впоследствии данное место превращается в святилище и на данный момент является объектом паломничества. Стоит отметить и Бахаддина ибн Шаддада – религиозного деятеля и историка, автора «Жизни Салахаддина », а также описавшего в своих научных трудах Халеб, где долгое время был советником сына Салахаддина, Малика Аль-Захира. Нельзя не упомянуть и великого географа и путешественника Якута Ар-Руми Аль-Хамави, автора «Му"джама ал-булдана» («Словаря стран»), сына византийских греков, который большую часть своего творения написал в Халебе и Мосуле. Его труд включает в себя описание городов и стран Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Алеппо известен не только деятелями науки и искусства, но и великолепными архитектурными сооружениями. Дата постройки некоторых из них уходят в глубины мировой истории. В первую очередь следует упомянуть крепость Алеппо. Данная постройка располагается над Халебом, на 50-метровом холме. Многие ученые считают, что она была построена еще до нашей эры хеттами. Считается, что внутри находился храм хеттских божеств. При греках цитадель также служила, как религиозное святилище и лишь при арабах она стала использоваться в оборонительных целях с середины X века, когда ее обустроил Саиф Аль-Дауль. Султан Малик Аль-Захир, сын Салахаддина, практически полностью перестроил весь внутренний комплекс крепости. Старый город окружен широким 22-метровым рвом. В историческую часть Халеба можно лишь с юга, через мост, ведущий к внешней башне (Баб-Антакья или Антиохийские ворота). Внутри комплекса взору туриста открываются великолепные сооружения, относящиеся к различным архитектурным стилям. Особое внимание приезжих привлекает дворец Малика Аль-Захира (XII век) и расположенные поблизости 2 мечети. Огромный интерес вызывает Большая мечеть Омейядов аль-Джами аль-Кабир (или Великая мечеть Алеппо), построенная в 715 году и несколько раз восстанавливаемая разными мусульманскими руководителями города. Еще одной древнейшей мечетью Халеба является Джами ат-Тута (мечеть тутового дерева), сооруженная халифом Омаром в период ранних арабских завоеваний, которая тоже не раз реставрировалась. Мечеть Джами Кыкан (или Воронья мечеть), построенная в XIII веке представляет не меньший интерес у туристов. Во внешней стене сооружения имеется камень с хеттскими иероглифами. Именно благодаря этой надписи современные лингвисты сумели разгадать тайну хеттского письма. В Старом городе находится довольно большое количество мечетей и минаретов, сооруженных в разные исторические эпохи. Так, например, мечеть Аль-Руми построена при мамлюках в XIV веке. Мечети Аль-Бахрамия, Аль-Адилия, Аль-Саффахия были сооружены XV-XVI века во времена Османской империи. Наряду с мусульманскими религиозными учреждениями в Халебе имеются и великое множество (43 церкви) христианские сооружения. Армянская церковь Сорока Мучеников в христианском квартале Джейда, построена в XV веке и не раз реставрировалась. У сирийских католиков свое святилище – церковь святой Илии. Еще одной православной церковью, которая, к сожалению, плохо сохранилась, является церковь Святого Симеона Столпника. Среди не менее значительных архитектурных построек Халеба стоит отметить мавзолей Хейр Бей, национальную библиотеку и музей Алеппо, часовню Баб Аль-Фарадж и многие другие сооружения. В Старой части города имеется множество средневековых построек и кварталов, где наряду с мусульманами вполне мирно проживают и местные христиане. Некоторые из исторических сооружений входят в список мирового достояния ЮНЕСКО.

Халеб , пожалуй, является единственным городом в мире, в котором в хорошем состоянии сохранились постройки разных исторических эпох и различных архитектурных стилей. Алеппо – смесь восточной и западной школ искусства, которые замечательно дополняют друг друга. Для описания всей красоты города слов недостаточно. Именно поэтому в Халеб ежегодно приезжает множество туристов со всего мира. Старая часть Алеппо весьма хорошо сочетается с современными многоэтажными домами новой части. Благодаря хорошей сохранности архитектурных сооружений город даже сумел опередить своего старого конкурента в лице Дамаска – нынешнюю столицу Сирии.

АЛЕППО, СИРИЯ: Вид на город из цитадели в мирное время. До гражданской войны Алеппо был крупнейшим городом Сирии с населением около 2,5 миллионов человек. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Алеппо сегодня — это лоскутное одеяло. Город удерживают правительственные войска, ИГИЛ, еще какие-то повстанцы, они постоянно обстреливают друг друга… когда видишь это в новостях, то понимаешь, что в городе камня на камне не осталось. Это же Сталинград!

Центрировать карту

Движение

На велосипеде

Проездом

Дмитрий Воздвиженский, журналист, фотограф, путешественник.

В гостях у Сайта для любознательных путешественников — , мой давний коллега, журналист, фотограф, опытный путешественник. Этой статьей о сирийском городе Алеппо мы продолжим серию материалов под общим названием «Сирия до войны», расскажем о том, какой была эта страна еще совсем недавно, и о том какую Сирию мы безвозвратно потеряли.

«Алеппо я помню совсем другим, — говорит Дмитрий, — опрятные, одетые в школьную форму дети, идущие на экскурсию в музей, цитадель — возвышающуюся над городом средневековую крепость, помню улыбчивых студентов, мечтавших о своем будущем, молодые пары, беззаботно гулявшие по улицам, Великую мечеть и узкие улочки старого города, крестьян приехавших полюбоваться на местные красоты и, конечно, дружелюбных продавцов, ведь Алеппо всегда был царством торговцев! На протяжении многих лет это была торговая столица Сирии. Здесь можно было купить все! Однажды я целый день пробродил по местному базару, смотрел на все это, общался с людьми. В результате сделал зарисовку об Алеппо, которую хочу привести сейчас без изменений. Потому что менять что-либо тут бессмысленно. Ничего этого больше нет! Где теперь Адель и Ахмед? Что стало с этими людьми? Такие вопросы, думаю, уже можно не задавать, потому что ответа на них нет. Тени Алеппо не дадут ответа. Мой старый репортаж – вдруг стал документом, свидетельством военного преступления, совершенного под видом борьбы с «режимом» Башара Асада».

АЛЕППО, СИРИЯ: Ремесленник изготавливает медный чан. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Тот, кто впервые оказывался в Алеппо, бывал сильно поражен тем, что почти весь центр города – это один большой базар – сук. Одной стороной маленькие магазинчики выходят на крытые улицы, а другой упираются в бывшие караван-сараи. До войны их использовали как обычные склады. Раньше товары в них хранили только на первых этажах. На вторых размещались постоялые дворы, рестораны и гостиницы. А во внутренних двориках после дальних переходов через пустыни отдыхали верблюды. Сегодня, конечно, от верблюдов остались одни воспоминания.

В древности кроме торговцев в Алеппо процветали ремесленники, работавшие с медью. Традиции сохранились до 21 века. В старом городе было множество лавок и мастерских в которых трудились десятки жестянщиков, делавших металлическую посуду. Одна из версий названия города гласит, что оно произошло от слова «халеб», что значит «железо».


АЛЕППО, СИРИЯ: Двое пожилых мужчин в лавке. Фото: Дмитрий Воздиженский.

Да, колорит был уже не тот, что прежде, но страсть продавать и покупать, по признанию местных жителей, у них в крови. Только коммерция и позволяла им вести достойную жизнь. Адель когда-то учился в Советском Союзе, окончил институт культуры. Потом работал библиотекарем в Алеппо. Но, увы, библиотекари в Сирии до войны получали не больше российских. А у Аделя было двое сыновей и жена, кстати русская. Он познакомился с ней в Ленинграде. На скромную зарплату работника культуры семью не прокормишь. И тогда Адель занялся торговлей. В итоге у него было два магазина на центральном суке. В одном работал его сын, а в другом — он сам.

Адель, сириец, владелец магазина говорил: «Туристы, в основном, покупают вот эти платки, а местные жители покупают полотенца, халаты. Их мужчины одевают, есть зимние, есть летние. Зимнее плотнее, а летние легче».


АЛЕППО, СИРИЯ: Дети безмятежно играют в футбол на школьном дворе. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Конечно, мы не удержались от соблазна посмотреть, как на самом деле положено надевать настоящий мужской арабский платок. Адель с удовольствием согласился нам в этом деле помочь.

Потом он позвал своего сына, который, как и отец, прекрасно говорил по-русски, и пригласил нас к себе в лавку поговорить о жизни. За стаканчиком крепкого чая он с удовольствием рассказывал о сирийских нравах.

«Самое главное в Сирии — безопасность. Можете гулять, даже ночью, в три часа ночи, никто не тронет. Туристы приезжают с запада, из восточных стран. Все хвалят эту нашу особенность. Народ добрый. Туристов никто не трогает, наоборот хорошо принимают. Если надо показать дорогу, то продавец даже оставит свой магазин и пойдет показывать путь. У нас добрый, хороший народ».


АЛЕППО, СИРИЯ: Мужчины беседуют во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Потом наш разговор зашёл о политике и религии. Адель поделился своими мыслями об исламе. Он считал, что многие прикрываются им для осуществления своих личных целей. На самом же деле – это чистая и человечная религия.

Адель, сириец, владелец магазина: «Наша религия не против других религий. Вот, например, начало Корана, есть там сура, можно сказать часть. Наш бог говорит: Слава богу – Бог всех людей. Не мусульман только. Он Бог всех людей. Мы никогда не знали и не учили наших детей, чтобы быть расистами или быть агрессивными. Пожалуйста, мы живем с христианами в дружбе. Мы живем в одной стране, под одним мирным небом. Слава Богу. Как сказать, Слава Аллаху».


АЛЕППО, СИРИЯ: Женщины с детьми гуляют во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

После того, как Сирия стала независимой от Франции, началась теплая дружба с Советским Союзом. Многие люди до гражданской войны питали самые теплые чувства к России и искренно считали нашу страну Великой державой. Тогда в Алеппо было полным-полно вывесок на русском языке, хотя торговля шла в основном не с Москвой, а с Киевом. И не на государственном уровне. Новые коммерческие связи прочно связали Сирию с Украиной. Благодаря дешевизне сирийские товары пользовались большим спросом у украинских челноков.

Адель и другие торговцы Алеппо умели делать деньги практически из воздуха. Два небольших примера. Казалось бы, много ли можно заработать на семечках? Судя по нашим бабушкам, продающих их на рынках, не очень. Но все зависит от объемов продаж. На семечках и орехах можно заработать кучу денег.

АЛЕППО, СИРИЯ: Портрет мужчины в арабском платке во дворе Великой мечети. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Мужчины беседуют на улице. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Ахмед Ассаб — хозяин лавки, оборот которой достигал впечатляющей цифры: 300 килограммов в день! Именно столько самых разных семечек и орехов ежедневно раскупали простые граждане Алеппо с восьми утра до пяти вечера.

Ахмед Асаб, хозяин магазина: «Не знаю, чтобы я делал без орехов. Мне кажется, что орехи – любимая еда множества самых разных людей. Все покупают – старые и молодые, женщины и мужчины. Орехи любят все».

Если передняя комната лавки, выходившая на улицу, была уставлена банками и мешками с товарами и выглядела вполне опрятно и благообразно, то заднее помещение, в котором готовили эти самые семечки, слегка смахивала на небольшую частную преисподнюю. Там было неимоверно жарко. В огромном котле, похожем на бетономешалку, прожаривали семечки. Процесс шел непрерывно. Один человек загружал и выгружал, другой просеивал, подносил в больших мешках сырые зерна или орехи и выносил готовую продукцию в переулок. Здесь она остывала и дожидалась покупателей. В маленькой каморке стоял постоянный чад, дым и пыль от сгоревшей шелухи. Проходя мимо подобного заведения даже с закрытыми глазами по одному запаху можно было определить, что здесь вам будут рады продать жареный миндаль, фундук, арахис, фисташки или какие-нибудь еще замысловатые орешки.

АЛЕППО, СИРИЯ: Улыбающиеся студенты на улице города. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Школьная экскурсия у Цитадели Алеппо. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

На мыле сирийцы в Алеппо умудрялись тоже неплохо зарабатывать. В наши дни, когда этим простейшим гигиеническим средством никого не удивишь, придумать что-то новое довольно тяжело. Но сирийцы и не придумывали. Настоящее мыло должно быть таким, каким оно было изобретено. А изобрели его, по словам местных жителей, именно в Алеппо.

Захир, продавец: «Это наше знаменитое мыло. Делается очень долго. Особая смесь лаврового и оливкового масел заливается ровным слоем на герметичном полу. А потом нужно подождать несколько месяцев пока испарится влага. Тогда мы нарезаем загустевшую массу на куски и все, можно мыться».

По утверждениям сирийцев, мыло из Алеппо — лучшее в мире. Оно, как вино, с возрастом становится только лучше. Так что, если не хватало денег на старинные картины или коньяки, — до войны тут можно было купить немного выдержанного сирийского мыла.

Бассель, продавец: «Вот это мягкое однолетнее мыло. Стоит доллар за килограмм. Его можно разрезать проволокой. А вот это трехлетняя выдержка. А это пять лет. Его можно только пилить ножовкой. Стоит пять долларов за килограмм. А еще у меня есть для особых клиентов десятилетнее мыло!»


АЛЕППО, СИРИЯ: Вид на Алеппо из Цитадели.

До начала гражданской войны население Алеппо составляло два с половиной миллиона человек. Сегодня эта цифра уменьшилась более чем вдвое — менее одного миллиона человек. Началом боевых действий считается 10 февраля 2012 года, когда были взорваны два заминированных автомобиля. Уличные бои начались 19 июля и шли по нарастающей. Крупнейший в мире исторический рынок Сук-аль-Мадина , входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, был уничтожен в конце сентября. Более 500 магазинов были сожжены…

АЛЕППО, СИРИЯ: Уникальный минарет Великой мечети Алеппо 11 века. Уничтожен в ходе боев. Фото: Дмитрий Воздвиженский. АЛЕППО, СИРИЯ: Тени Алеппо. Тени людей в арке в цитадели Алеппо. Их судьба не известна. Фото: Дмитрий Воздвиженский.

Алеппо считается вторым городом Сирии (после Дамаска), но много лет он пытается оспорить у столицы звание города древнейшего. Поводом для этого служат древние легенды. Имея такое не слишком фундаментальное обоснование своей древней истории, жителям Алеппо трудно вести борьбу за звание старейшего города Сирии. Тем не менее, делают они это весьма успешно.