Техника речи как неотъемлемый компонент. «Техника речи (дыхание, голос, артикуляция, дикция). Стиль произношения и язык движения тела

Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.

Составляющие красивой речи

Техника речи - это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них - дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков - гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко - легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.

Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.

И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.

Может, к логопеду?

Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.

Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.

Идем на урок русского языка?

И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, "съедая" многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог - что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?

Правильное дыхание

Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.

Существует несколько А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.

Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.

Как тренировать дыхание?

Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь "взять дыхание".

Дикция тоже требует тренировки

Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.

Итак, обращайте внимание на следующие моменты:

  • Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
  • Как звучат мягкие согласные.
  • Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
  • Как произносятся безударные гласные.
  • Как звучат согласные в разных частях слова.

Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это - фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.

Понятие артикуляции

В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция - это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.

Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.

Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них - это "иголка", когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и "лопата", когда язык максимально расслаблен.

Поиски учителя

Если вас сильно заботит техника речи, курсы - это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.

Что и как говорить?

Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.

Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.

Жестикуляция

Жесты - наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.

Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.

Если вы всем говорите: "Хочу говорить красиво... Техники речи такие сложные!", то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя - одни из главных составляющих современного мира.

Практикуйтесь - и у вас, несомненно, все получится!

Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиоло­гическая основа

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фра­зами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания - смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незамет­ном пополнении его запаса в легких (во время остановок - пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утом­ляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нераци­онально.

Выработка правильного произвольного дыхания требует трени­ровки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше про-Ишодить под руководством опытного чтеца или специалиста-препода­вателя. При известном самоконтроле можно работать над своим ды­ханием и самому.

Практические задания

УпражнениеI. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать дви­жение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой выдох, под счет 1-5 делайте вдох (считайте про себя).

1.Контролируйте одновремен­ное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было пере­полнения легких.

2.Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1-3, не расслаб­ляя мышц (это подготовка к экономному выдоху). Затем выдыхай­те плавно, без толчков, на счет 1-5.

Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

Упражнение 2. Проверьте свое дыхание при чтении следую­щих текстов:

Текст №1 (из переводов С.Я.Маршака) На месте знака / берется дыхание.

/ Вот дом,

Который построил Джек.

/ А это пшеница,

который построил Джек.

/ А это веселая птица-синица,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

/ Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

Текст №2.Задание выполняется с движениями, названными в тексте. Дыхание произвольное.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу,

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз.

Можно прыгать целый час. ОСТАНОВИТЬСЯ.

Кончу прыгать, встану я.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (бла­гозвучности). В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты голоса могут быть исправлены, ослаблены или сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблю­дая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговари­вать на улице в морозную погоду.

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука - это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука.,. Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы зву­ка, т. е. понятие субъективное... Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы».

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

Прислушайтесь, как говорите вы сами или кто-то из ваших близ­ких. Вы различите в речи смену нижних, верхних и средних звуков, т. е. смену тона. Чтобы пронаблюдать, как меняется голос, произ­несите фразу (движение голоса можно обозначить условно линиями):

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуко - высотный диапазон и знать его предел.

Надо развивать (совершенствовать) средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивая голос в смыс­ле подвижности, надо упражнять его в смене длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства рит­ма. Прежде всего, следует вырабатывать спокойный, ровный и плав­ный темп речи.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса разли­чается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса - тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса».

Практические задания

Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, есте­ственной благозвучности, слышимости на дальнем расстоянии, вы­полняя следующие задания;

1. Произнесите звонко, плавно и протяжно звук м.

2. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги ми, мэ, ма, мо, му, мы. Слоги произносите на одной ноте. Следите за правильным дыханием.

3. Повторите упражнение, произнося слоги в обратном порядке! мы, му, мо, ма, мэ, ми.

Упражнение 2. Прочитайте текст, снижая и увеличивая гром­кость голоса в соответствии с содержанием.

Встреча замы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

(И. Никитин.)

Упражнение 3.

I. Произнесите пословицы, соразмеряя дыхание с длительностью предложения.

I. Зернышко к зернышку - будет мешок. 2. Хороша нива у друж­ного коллектива. 3. В согласном стаде и волк не страшен. 4. В страду одна забота: не стала бы работа. 5. Весна красна цветами, а осень плодами. 6. Всякому мила своя сторона.

II. Научитесь соразмерять вдох и выдох при чтении, на корот­ких фразах не делайте резкого выдоха, не ослабляйте силу голоса к концу длинной фразы.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остано­вился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц. Все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется... (М, Пришвин.)

Дикция

Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетли­во. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язы­чок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и зву­ков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляции). По указанию определенных участ­ков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. Отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т. е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять неко­торые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуков речи обычно занимаются на уро­ках русского языка в связи с работой по разделу фонетики. Упраж­нения, которые рекомендуются ниже, помогут в выработке навыка правильного произношения.

Практические задания

Упражнение 1. Произнесите ясно гласные. Если вы произно­сите гласные верно, упражнение можно сократить. Если произноше­ние какого-либо звука у вас неверное, упражнение повторите не­сколько раз.

1. И- рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются е зубами. Зубы не плотно сомкнуты. Кончик языка несколько припод­нят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.

Произнесите гласную и нараспев. Следите за благозвучием про­изношения.

Э -рот раскрыт больше, чем при произнесении и. Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов.

Произнесите э, затем иэ.

А -рот раскрыт шире, чем при э. Язык лежит распластавшись, кончик его может касаться нижних передних зубов.

Произнесите а, затем эа.

О -губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько при­поднят у корня.

Произнесите о, затем эо, затем ао, сравнивая звуки и их арти­куляцию.

У -губы вытянуты вперед, язык сильно отодвинут- к заднему небу.

Произнесите у, затем оу, эу, иу.

Ы -губы растянуты и раскрыты, как при произнесении и, язык приподнят по направлению к мягкому небу.

Произнесите ы, затем иы.

2. Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные и, э, а, о, у, ы.

3. Произнесите гласные е, я, ё, ю.

Сравните произношение основных гласных с йотированными глас­ными э - е, а -я, о - ё, у - ю. Заметьте, что йотированные гласные произносятся так же, как и не йотированные, за исключением на­чального момента, т. е. звука й, предшествующего основному зву­ку.

Упражнение 2. Произносите четко согласные. При произношении любого согласного приводится в движение какая-либо часть ре­чевого аппарата, например: при звуке р происходит дрожание кон­чика языка, при звуках б и ц - смыкание и размыкание губ, при т и д -упор, а затем отрыв языка от верхних передних зубов и т. д. Следите, чтобы образовывался именно тот звук, который тре­буется, без каких бы то ни было призвуков.

1. Произнесите поочередно звонкие и глухие согласные: б-п, в - ф, г -х -к, д -т, ж - ш, з - с. Произнесите сочетания согласных: пб, кг, тд, дт, фв, вф.

Практическое занятие 3


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Техника речи в ораторском искусстве включает в себя четыре направлениям: голос, дикция, пластика тела, подача. На курсах и тренингах по ораторскому мастерству человека обычно учат первым трем составляющим. Первым трем элементам вы можете научиться и сами. Для этого вам следует выполнить упражнения на их отработку.

Голос

Голос – это тот поток воздуха, который вы направляете на голосовые связки, в результате чего появляется звук. Голос характеризует оратора, его звучание. А точнее — звуковой диапазон оратора. И чем он больше, тем лучше.

  • приятный
  • красивый
  • спокойный
  • вибрирующий
  • доверительный
  • низкий
  • теплый
  • заботливый
  • уверенный
  • выразительный
  • естественный
  • наполненный
  • богатый
  • доброжелательный
  • мелодичный
  • звучный

А не очень приятный:

  • дрожащий
  • робкий
  • неуверенный
  • гнусавый
  • напряженный
  • слабый
  • резкий
  • хриплый
  • пронзительный
  • тихий
  • плаксивый
  • неслышный
  • бесцветный
  • монотонный
  • скучный

1) Развитие гибкости голосовых связок

Упражнение №1 «Мычание»

Перед выполнением нужно сделать гимнастические упражнения для того, чтобы снять напряжение мышц тела. Встаньте, рассставьте ноги на ширине плечи, руки отпустите. Набирайте воздух, челюсть разведена, на выдохе произнося звук «Ммммм».

Вы можете усложнить данное упражнение, выполняя его в движении и сидя. Можно немного пофантазировать и придумывать свои разновидности, но следить за ощущениями вибраций.

Упражнение №2 «Гудение»

Исходное положение из предыдущего упражнения. На выдохе попробуйте издавать звук «ууууууу».

Упражнение №3 «Протяжное гудение»

Положение такое же. На выдохе издавайте последовательность гласных звуков: «ааааааа-оооооооо-уууууууу-ыыыыыыыы-иииииии-ееееееее». Старайтесь растянуть всю последовательность на весь выдох.

Усложните упражнения, делая его в движении.

Техника речи и ораторское искусство: упражнение на развитие гибкости голосовых связок

2) Развитие дыхания

Развивать дыхание стоит для того, чтобы максимально расширить объем воздуха в легких и в теле, а также для равномерного выдыхания воздуха.

Существуют два вида дыхания: грудное и . Диафрагменное дыхание позволяет максимально набирать объем воздуха, который может быть в человеческом организме. Выступающему нужно научиться именно этому виду дыханию. При диафрагменном или брюшном дыхании воздух наполняет низ живота, из-за чего расширяются все ребра, особенно нижние. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались.

Упражнение №1 «Задержка дыхания»

Примите положение стоя, ноги расставьте на ширине плеч, руки на пояс, а голова смотрит прямо. Наберите максимальное количество воздуха, задержите дыхание на 4-5 секунд. Далее равномерно выдохните, сжимая губы.

Для того чтобы набрать максимум воздуха нужно: сначала набрать его в живот (моделируя беременную женщину), а после во все тело. Развивайте упражнение, увеличивая время задержки воздуха до 6,7,8 секунд и так далее.

Упражнение №2 «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»

Подробный список упражнений можете найти на просторах интернета.

Упражнение №3 «Брюхо».

Это упражнение укрепляет мышцы живота. Вытяните живот, задержите его в таком положении. Далее втяните живот и задержите.

Техника речи: упражнение на укрепление мышц живота

Дикция

Дикция – четкое произношение последовательности звуков. Прилагательные, характеризующие дикцию речи:

  • четкая
  • ясная
  • хорошая
  • неразборчивая
  • плохая

Упражнения для развития дикции

Упражнение №1 «Скороговорки»

Находим нужные скороговорки, знакомимся и тщательно их проговариваем.

Упражнение №2 «Чтение вслух»

Возьмите любую книгу, можно даже свою любимую. Читайте вслух, тщательно артикулируя каждое слово. Лучше всего для этого подойдут русские народные сказки или проза.

Упражнение №3 «Орехи»

Положите 2 ореха к себе в рот и таким образом читайте книги или скороговорки.

Упражнение №4 «Чтение с закрытым ртом»

Название упражнения отражает его суть. Попробуйте так читать текст, стремясь, чтобы ваша речь была разборчива.

Пластика тела

Делайте что-либо в замедленном темпе, например зарядку. Два ключевых момента в пластике тела – это осанка, положение тела (рук, ног, корпуса, головы).

Упражнение для правильной осанки

Упражнение №1. «Кто дотянется выше?»

С поднятыми вверх руками тянитесь всем телом к верху на носках, и при этом вытягивая шею. Голова смотрит прямо.

Упражнение №2 «Г»

Примите положение стоя, руки поднимите вверх, ноги расставьте на ширине плеч. Медленно опускайте корпус так, чтобы ноги и корпус образовали угол в 90 градусов. Голова при этом должна находиться между рук и смотреть вниз, а не на руки. Задержитесь, сколько можете в таком положении. Затем медленно поднимайтесь в исходную позицию. Увеличивайте время задержки, чтобы усложнить это упражнение.

Упражнение №3. Отжимания от пола.

Вообще любые занятия физическими упражнениями пойдут только на пользу.

Подача

Это наиболее сложная тема, которую не обсуждают на курсах по ораторскому искусству.

Главный вопрос: как говорить долго, интересно и при этом ни о чем?

Техника речи — мастерство публичного выступления, делового общения людей с помощью языковых средств. Они основываются по определенным правилам ораторского искусства и связанны с силой, высотой, мелодичностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Наверное, каждый из нас в детстве, слушая четкий и хорошо поставленный голос диктора центрального телевидения или радио, мечтал овладеть техникой речи и говорить так же как они. Но, к сожалению, не каждому дано доносить свои мысли внятно, лаконично и членораздельно окружающим в силу разных причин. Большинство людей этого за собой не замечают, кто-то этому не придает значения и лишь немногие чувствуют себя не в своей тарелке.

Преодоление всевозможных отклонений в звуковом строе речи имеет весомое значение. Своевременное устранение дефектов произношения позволит предотвратить те огромные трудности, которые могут возникать из-за .

Стоит учесть тот фактор, что недостатки произношения, как и другие нарушения речи, зачастую могут являться причиной серьезных отклонений в развитии человеческой психики, особенно . Дети, которые произносят слова неправильно, часто избегают речевого общения со сверстниками, не проявляют активности, не участвуют в детских выступлениях на утренниках. А для взрослых перечисленные недостатки могут служить препятствием в продвижении по карьерной лестнице.

Необходимые составляющие речевого звучания

Техника речи включает в себя следующие компоненты:

1) Дыхание

Является основой основ вашего звучания речи. От того, как вы дышите, зависят сила голоса и его красота.

Постановка голоса связана непосредственно с выработкой навыка правильного дыхания. То есть полного — диафрагмального. Уделите время развитию мышц дыха­тельно-голосовой опоры. Так вы научитесь дышать правильно и естественно.

2) Работа с телом

Такие занятия освобождают вас от мышечных и психологи­ческих зажимов, делая ваши движения естественными, свободными. Разумеется, тело имеет тесную связь с вашим голосом.

3) Дикция речи

От нее зависит, как четко и ясно вы будете произносить слова и фразы, насколько безупречно будет звучать каждого гласный и согласный звук. Работая с дикцией, вы сможете исправить недостатки произношения и .

4) Художественная речь

Такая речь наделяет слова, сказанные вами особой энергией, вырази­тельностью. Это достигается воздействием голосом и .

5) Голосоведение

Основа гармонии. Занимается поиском и совершенствованием голоса, данного вам от природы.


Регулярные занятия по технике речи помогут справиться или значительно снизить дискомфорт от заикания. Все довольно просто. У каждого человека развита так называемая внутренняя речь, которую он не произносит вслух. Она существует только в нашем мозге, и мы обращаем ее к самим себе. Когда мы мысленно говорим с самим собой, мы не заикаемся. Несмотря на беззвучность внутренней речи, она не так уж отличается от речи внешней, слышащей и звучащей. Кроме того, речь внешняя и внутренняя управляются одними и теми же речевыми механизмами.

Не следует забывать, что только при достаточном упорстве и регулярных занятиях можно достичь желаемой цели и добиться серьезных результатов в риторике, ораторском искусстве, дикции и красноречии.

1. Техника речи

Техника речи включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Рассмотрим роль каждого раздела.

Наше дыхание это чисто рефлекторная функция человеческого организма. Но, когда мы разговариваем, поем или произносим речь, мы можем управлять нашим дыханием. Зачем? – спросите вы. Чтобы облегчить работу нашим голосовым связкам. Потому что когда мы дышим правильно, диафрагмой, наш голос рождается из глубин груди и звучит красиво. А Основное большинство людей использует поверхностное дыхание, тем самым усиливает нагрузку на голосовые связки. Именно поэтому голос становится такой незвучный и при длительной речи быстро устает, становится хриплым, а то и вовсе садится.

Попробуйте провести эксперимент. Возьмите любой текст. Лучше чтоб это было какое-то длинное произведение. Начните читать текст вслух осмысленно и с выражением. На сколько хватит ваших сил? Вернее сил вашего голоса. В лучшем случае на одну две страницы. Те, кто выступал публично, знают, как тяжело долго держать речь. Поэтому вы должны научиться контролировать свое дыхание, управлять им во время речи. Такое дыхание называется речевым дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Научившись правильно дышать, вы сможете не только изменить свой голос и речь, но и значительно улучшить свое физическое состояние. Например, здоровый цвет лица, румянец, хорошая кожа это результат правильного дыхания, так как дыхание снабжает все наши клеточки кислородом и улучшает кровообмен. Правильное дыхание важно для каждого, и особенно для тех, у кого работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат.

Голос Основа звучности голоса – правильно поставленное дыхание. Неправильное дыхание делает голос менее звучным. Поставить голос – это значит: первое – научиться правильно дышать диафрагмой; второе – научиться пользоваться резона?торами (усилителями звука).

Наверно и вы не раз ощущали, что ваш голос вас «подводил» во время длительных переговоров, дебатов, выступлений или в процессе обычного разговора. Голос «садится», появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, и к концу выступления вы устаете и переходите на пониженные интонации. Исправить такое положение может совершенствование речевой техники. Работа над голосом, постановка голоса. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне ре?дки. Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо развить и укрепить.

Дикция Ясная, четкая дикция – первое и обязательное условие хорошей речи. Иначе речь становится невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Такое происходит вследствие неподвижной верхней и вялой нижней губы. Особенно это мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных.

Основные недостатки в произношении формируются еще в детстве. К недостаткам относятся: картавость, сюсюканье, шепелявость, вялость или неясность речи. Причина проста – неправильное пользование речевым аппаратом. Также речь бывает неразборчива, потому что говорящий произносит слова слишком быстро, скороговоркой. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот. Когда вы хорошо открываете рот, звук становится более четкий. Работая над своей дикцией, вы сможете сделать привычной четкую артикуляцию всех звуков речи. Ваша речь станет понятной и выразительной.

И последняя техникаОрфоэпия . Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения. Не путайте с орфографией – наукой о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos – прямой, правильный и epos – речь, и означает «правильная речь». Понятно к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому знание правил и законов произношения так же важно, как и знание грамматики.

Работая над техниками речи важно помнить.

Каждый раз, перед тем как приступить к выполнению речевых упражнений, сделайте несколько физических упражнений. Это обязательное условие. Если вы бывали за кулисами в театре, то наверняка видели, что многие артисты и певцы расхаживают по коридорам перед выходом на сцену. Они не просто вспоминают слова своей роли; таким образом, они способствуют лучшему кровообращению. Иногда они даже делают небольшие физические упражнения, что-то вроде зарядки. Это способствует прогреванию мышц, расслаблению предплечий, плеч и шеи – всех тех мышц, которые опосредованно связаны с голосом.

Зарядку можете делать самую обыкновенную. Например:

1. наклоны головы в стороны: вправо, влево, вперед, назад; круговое вращение головой;

2. шейно-плечевой отдел: махи рук в стороны; поочередная смена рук: одна рука идет вверх, другая вниз

3. повороты корпуса тела вправо и влево; наклоны корпуса тела в стороны. Круговые движения бедрами поочередно то в одну, то в другую сторону.

Физические упражнения способствуют не только разогреву мышцы, но и снятию любого физического и эмоционального зажима.

После того как вы сделаете зарядку, обязательно, выполните несколько упражнений для релаксации. Релаксация нужна, чтобы сделать ваше дыхание ровным. Лягте на пол, расслабьте тело. Представьте, что вы лежите на берегу моря, на теплом мягком песке. Волны нежно омывают ваши ноги, а солнце греет ваше тело. Дует легкий морской бриз, чистый воздух. Вы дышите медленно, легко и свободно. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Только разогрев мышцы тела, и сняв напряжение, можно приступайте к практике речевых занятий.

И последнее, речевой аппарат очень хрупок и нежен. Этот деликатный инструмент нужно беречь, а делать это можно различными способами.

Избегайте чрезмерной усталости и напряжения, держа мышцы шеи расслабленными. Спокойный голос исходит только из спокойного тела. Напряженное тело приводит в напряжение голосовые связки, повышает тон голоса, нарушает резонанс и снижает слышимость.

Теплый чай с лимоном оказывает смягчающее действие на горло. Многие дикторы постоянно прихлебывают воду комнатной температуры с несколькими дольками лимона, чтобы их горло чувствовало себя комфортно.

Из книги С чего начинается НЛП автора Бакиров Анвар

Волшебство речи Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам. В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный - родной язык. Когда вы произносите: «Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение!» - я

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

41. Виды речи Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

1. Три функции речи В жизни современного человека речь имеет громадное значение. Можно выделить три ее основные функции.Во–первых, речь – наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная

Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Развитие речи У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Манера речи Мерабьян в своем исследовании (Egan 1982, р. 63–64) также останавливается на относительной важности манеры речи: «Вся информация на 7% передается вербально, на 38% - вокально и на 55% - через выражение лица». Таким образом, манера речи почти так же важна, как и

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Развитие речи Речь - главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное

Из книги Методика подготовки и чтения лекций автора Шик Лев Владимирович

1. Искусство и техника устной речи Качество речиЛекция может быть усвоена слушателями, особенно в массовой аудитории, только при том условии, если она хорошо произнесена. Действительно, нельзя не учитывать того, что воспринимать длинную речь на слух вообще нелегко. Тем

Из книги Практическое руководство для влюбленной девушки автора Исаева Виктория Сергеевна

Прощальные речи В жизни, как и в книге, самое важное – это финал. От того, как пройдет ваш последний разговор, зависит то, чем окончится ваш роман. Как же пройти это испытание достойно, оставаясь максимально дипломатичной и корректной?Коварный этический вопрос № 1, который

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§50. Культура речи Мы знаем уже, что наша мысль достигает полной чёткости и ясности только тогда, когда она получает выражение во внешней речи. Мы знаем, что невозможность сделать свою мысль понятной для другого свидетельствует о том, что она не до конца уяснилась и для нас

Из книги Овладейте силой внушения! Добивайтесь всего, чего хотите! автора Смит Свен

Темпоритм речи Каждый человек говорит в определенном ритме. Если вы прислушаетесь к своему собеседнику, вы без труда уловите его ритм. Ритм определяется скоростью произнесения слов, паузами между отдельными словами и фразами. Один человек «тараторит» без перерыва,

Из книги Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое автора Кюглер Поль

53. Виды речи В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или

Из книги автора

Психопатология речи «Ты сказала pig (свинья) или fig (фига)?» спросил кот. «Я сказала pig», ответила Алиса. Этот разговор между Алисой и ее другом, котом, наглядно показывает, какую важную роль играют в языке метафорические и метонимические операции. При метонимической речи