Правописание местоимений различных разрядов упражнения. Упражнения и задания по русскому языку на тему: "Личные местоимения"

Правописание личных местоимений

  • В том случае личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в форме косвенных падежей (т.е. все падежи, не считая именительного) и стоят после предлогов , то к местоимению обычно прибавляется буква н : с н им, с н ими, с н ей, вокруг н его, меж н ими, среди н их.
  • Присоединения н не бывает
  • после производных предлогов, управляющих дательным падежом (благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу): благодаря ему , наперекор им , навстречу ей , подобно ему ;
  • после сравнительной степени прилагательных и наречий: отец старше ее ; она приехала ранее его .
  • Правописание неопределенных местоимений

  • Внеопределенных местоимениях (и в наречиях) приставка кое- (кой-) и постфиксы -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис: кое-что, кое-кто, чем-то, какой-никакой, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, некий, какой-нибудь, какой-либо .
  • В том случае меж приставкой кое- (кой-) и местоимением стоит предлог , то всё сочетание пишется раздельно (в три слова): кое с кем, кое у кого, кое с каким .
  • Правописание отрицательных местоимений

  • В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставка не- , а в отсутствие ударения - приставка ни- : не кого спросить - ни кого не повстречать, не чего страшиться - ни чего не выяснить.
  • В том случае в косвенных падежах имеются предлоги , то тогда не и ни являются частичками, а всё сочетание пишется раздельно (в три слова): некоторого - не от кого, никого - ни от кого, некоторому - не к кому, никому - ни к кому.
  • Примечания:

    1. Нужно уяснить словосочетание, состоящее из 6 слов с частичкой ни : как ни в чем же не бывало ;

    2. Нужно отличать сочетания не кто другой, как ; не что другое, как от сочетаний никто другой ; ничто другое . К примеру: Барометр является не чем другим, как прибором для измерения атмосферного давления. - Ничем другим , не считая плавания, он заниматься не желал.

  • В сочетаниях вероятна перестановка слов: не другой кто, как; не другое что, как . К примеру: Это был не другой кто, как ваш доктор. - Это был не кто другой, как ваш доктор; Слова брата были не что другое, как - Слова брата были не другое что, как обычная, несуразная болтовня. Сочетания никто другой, ничто другое не допускают схожей перестановки.
  • Сочетания не кто другой, как; не что другое, как есть возможность поменять частичками конкретно, как раз : Это был не другой кто, как ваш доктор. - Это был конкретно ваш доктор.
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как выражают противопоставление, а не в этом случае является отрицательной частичкой и пишется с местоимением раздельно, альянс как синонимичен союзу а , выражающему противительные дела: Притча в фольклоре - это не что другое, как рассказ о придуманном событии; Передо мной стоял не кто другой, как сам владелец дачи ; Передо мной стоял не кто другой, а сам владелец дачи . Сочетания никто другой и ничто другое не выражают противопоставления и употребляются в предложениях, где есть отрицание при сказуемом, ни в данном случае играет роль приставки и пишется слитно: Это задание не имел возможность выполнить никто иной ; Ничем другим , как безответственностью, нельзя разъяснить таковой поступок (есть 2-ое отрицание).
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как употребляются в утвердительном предложении, т.е. в их нереально в отсутствие конфигурации смысла поставить 2-ое отрицание, к примеру, перед сказуемым. Сочетания никто другой, ничто другое употребляются в отрицательных предложениях, в каких перед сказуемым стоит частичка не : Никто другой не имел возможность этого сделать; Ничто другое , не считая арифметики, его не заинтересовывало.
  • Сочетания не кто другой, как и не что другое, как употребляются с союзом как ; сочетания никто другой, ничто другое употребляются в отсутствие как : Это был не кто другой, как мой школьный товарищ. - Никто другой этого сделать не имел возможность; Это было не чем другим, как обычным фокусом. - Ничем другим он не занимался . Однако: Ничем другим , как безответственностью, нельзя разъяснить таковой поступок (сравнительный оборот как безответственностью , его есть возможность опустить).
  • 3. Нужно отличать местоимения с предлогами от омонимичных им союзов и наречий : за чем - для чего, за то - зато, при чем - при этом, при том - притом, не для чего - незачем и т. д.

    Чтоб различить омонимичные части речи, следует проанализировать их морфологические признаки: на какие вопросы они отвечают, к каким словам в предложении относятся, какими членами предложения являются, как меняются и т.д.

    За чем пойдешь, то и отыщешь (местоимение чем с предлогом). - Для чего вы посетили нас (наречие)?

    Ты в ответе за то происшествие (местоимение то с предлогом, относящимся к существительному происшествие ). - Зато отдохнем (альянс).

    При чем был, при том и остался (местоимение чем с предлогом). - Задание выполнено, при этом досрочно (альянс).

    При чем был, при том и остался (местоимение то с предлогом). - Путь тяжкий, притом страшный (альянс).

    Не за чем спрятаться (местоимение чем с предлогом). - Незачем скрываться (наречие).

    См. дополнительно: Как пишутся союзы и омонимичные части речи в российском языке?

    4. Просторечное слово нипочём - это наречие, пишется слитно, служит синонимом наречия никак и наречия недорого : Н ипочём не слушает бабушку; Продают нипочём .

    Упражнения к теме «Правописание местоимений»

    Упражнение 1. Сформулируйте условия потребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и в отсутствие нее.

    В отсутствие, в, для, до, за, из, к, на, при, про, около, впереди, мимо, снутри, вне (его, него, ее, нее);

    вопреки, наперекор, согласно, вослед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему);

    за исключением, насчет, по поводу (его, него).

    Упражнение 2. Растолкуйте написание местоимений.

    Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-либо, чей-либо, ни к чему, некоторого, кое с кем, ни с чем.

    Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Устно растолкуйте написание местоимений.

    1. (Н...)чья судьба, не считая собственной своей, вас более не интересует.

    2. Пилат оборотился и пошел к помосту, вспять к ступеням, не смотря (н...)(на) что, не считая разноцветных шашек настила под ногами, чтоб не оступиться.

    3. Однако (н...)какого Коровьева так и не отыскали, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел.

    4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким дискуссиям не подходящ.

    5. Больше (н...)что не беспокоило друзей.

    6. Пастух клялся позже, что зверек шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания.

    7. Реальную нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха.

    8. Скучен день до вечера, если делать (н...)чего.

    9. (Н...)(с)кем мне побеседовать и (н...)кого слушать.

    10. Однако (н...)кому мне шапкой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют.

    11. Все были убеждены, что он [Дубровский], а (н...)кто другой, предводительствовал отважными злодеями.

    12. Ей казалось, что (н...)кто, не считая него, не имел возможность снять с (она) неисправимой вины, нестерпимой тяжести.

    13. Скованный (н...)чем неодолимой вялостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с владельцем, (н...)что явилось предпосылкой спора.

    14. (Н...)что не нарушало тишины.

    15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особых красот и богатств, не считая лесов, лугов и прозрачного воздуха.

    16. Нездоровому имел возможность посодействовать только хирург и (н...)кто иной.

    17. Этот цветок (н...)что другое, как нарцисс.

    18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем другим.

    Дополнительно:

  • Что такое местоимение?
  • Как отличить притяжательные местоимения его, её, их от личных местоимений его, её, их?
  • Какие есть разряды местоимений?
  • Какова синтаксическая роль местоимений?
  • Каковой план морфологического разбора местоимения?
  • Каковы нормы потребления местоимения собственный?
  • Каковы нормы потребления местоимения себя?
  • Каковы нормы потребления местоимения сама?
  • Каковы нормы потребления местоимений его, её, их?
  • Каковы нормы потребления местоимения он (она, оно, они) в купе с предлогом?
  • Где отыскать упражнение к теме «Употребление местоимений»?
  • Источники:

  • Глава «Правописание местоимений» в пособии А. Зубковой «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Правописание местоимений» в пособии Н. Валгиной, В. Светлышевой «Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения»
  • Упражнение 1 .

    Сформулируйте условия употребления местоимений 3-го лица в косвенных падежах с вставкой н и без нее.

    Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле, впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее, нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед, навстречу, подобно, соответственно, благодаря (ему, нему); за исключением, насчет, по поводу (его, него).


    Упражнение 2 .

    Спишите, вставляя подходящие предлоги. Определите падежи местоимений.

    1) Егор сидел рядом... мной. 2) Ты всегда был строг... мне. 3) Сердце... мне сжалось. 4) Вникните... всё это хорошенько. 5) Все принялись хохотать... мною. 6) Вспомните... мне. 7) Мелькнуло... мною моё детство. 8) Он славился... всём округе гостеприимством и радушием. 9) В темноте я больно ушибся... что-то.

    Упражнение 3 .

    Замените существительные в скобках местоимениями 3-го лица; где надо, добавляйте к местоимению н. Определите падежи этих местоимений.

    1) Будет буря, мы поспорим и поборемся мы с (бурей). 2) Поутру над (Невы) брегами теснился кучами народ. 3) Под (парусом) струя светлей лазури. Над (парусом) луч солнца золотой. 4) Буре плач (Терека) подобен. 5) У ног (Рагима) плескалось море. 6) С (Онегиным) подружился я в то время. Мне нравились (Онегина) черты.

    Упражнение 4 .

    Объясните написание местоимений.

    Кое-что, нечто, никакой, не на что, никем, ни с кем, не с кем, какой-нибудь, чей-либо, ни к чему, некого, кое с кем, ни с чем.

    Упражнение 5 .

    Спишите, подчёркивая отрицательные местоимения и ставя в них ударения. Укажите падежи этих местоимений.

    1) Его никто не заметил, никто не удерживал. (Т.) 2) Через пять минут никого не осталось на улице. (М. Г.) 3) Больше ждать было некого. (М. Г.) 4) Ничего не трогало его [Онегина], не замечал он ничего. (П.) 5) Никто ничего не узнал о происходившем. (Герц.) 6) Мне решительно скрывать нечего. (Т.) 7) А теперь мне выехать не на чем, некому лошадей подковать. (Г.) 8) Им ни в чём нельзя доверять. (Г.) 9) Не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гонч.) 10) Никакими силами и стараниями нельзя было докопаться, из чего был состряпан его [Плюшкина] халат. (Г.)

    Упражнение 6 .

    Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

    1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

    Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

    Упражнение 7 .

    Спишите, вставляя вместо точек е или и.

    1) Я окликнул хозяев – н...кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там н...кого не было. 2) Долго не находил я н...какой дичи. 3) Я н...чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне н... на кого пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он н... с кем не мог. 6.) Оба они н... к чему не имели особой страсти или привязанности. 7) Н... в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.

    (Из произведений И. С. Тургенева.)

    Упражнение 8 .

    I. Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений:

    Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.

    II. Составьте и напишите предложения со следующими формами неопределённых местоимений:

    Кто-то, с кем-то, кому-нибудь, кого-либо, кое-какие, кое у кого, кое-что, чему-нибудь, чем-либо, кое о чём.

    Упражнение 9 .

    Напишите не или ни слитно или раздельно, как того требуют правила.

    1) В стремительный пляс пустился (не, ни) кто иной, как электрик. (Н О.) 2) (Не, ни) кто иной не умел делать того, что он умел. (М. Г.) 3) Нужно, чтобы дело это было поручено (не, ни) кому другому, как первому и лучшему актёру-художнику, какой отыщется в труппе. (Г.) 4) (Не, ни) кому другому этого поручить было нельзя. 5) Я целыми днями читал, (не, ни) чем иным заниматься не хотелось. 6) Этот провал [в Пятигорске] есть (не, ни) что иное, как потухший кратер. (Л.) 7) Гость был (не, ни) кто другой, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 8) (Не, ни) кто иной не мог бы так удачно исполнить эту работу. 9) Оказалось, что был он [экипаж] (не, ни) что иное, как рессорная лёгкая бричка.

    Упражнение 10 .

    Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

    Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

    Тест по теме "Правописание местоимений"

    1. В каком варианте пишется буква Е?

    1) н... кто не знает

    2) н.. за что на свете

    3) н... чего раздумывать

    4) н.. до чего нет дела

    2. В каком варианте пишется буква И?

    1) н... кому остаться дома

    2) н... за что не скажу

    3) н... у кого попросить денег

    4) н...которые люди

    3. В каком варианте необходимо слитное написание?

    1) (не)сколько книг

    2) не(с)кем посоветоваться

    3) ни(у)кого не спросил

    4) ни(о)чем не думай

    4. В каком варианте необходимо раздельное написание?

    1) (ни)чего не осталось

    2) (ни)чем не интересовался

    3) (не)чем заняться

    4) (не)о(чем) переживать

    5. В каком варианте может быть вариативное написание?

    1) (не/ни)какой

    2) (не/ни)кто

    3) (не/ни)чей

    4) (не/ни)который

    КАРТОЧКА 1

    У меня есть сестра папа

    _____

    2

    Просмотр содержимого документа
    «Упражнения и задания по русскому языку на тему: "Личные местоимения"»

    КАРТОЧКА 1

    1. Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

    У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири.

    2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

    Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

    ______________________________________________________________________________________________________ ___________________________________

    КАРТОЧКА 2

    1. Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

    Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Прочитайте. Выпишите предложение с местоимениями 3-го лица.

    Ребята, когда вы пойдёте на экскурсию? Сегодня на уроках не было Сергея, он заболел.

    __________________________________________________________________

    КАРТОЧКА 3

    1. Спишите. Замените повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица.

    Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону. Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Прочитайте. Укажите лицо местоимений.

    Ты, рябинушка, раскудрявая,

    Ты когда взошла, когда выросла?

    Я весной взошла, летом выросла,

    По зорям цвела, солнцем вызрела. (Русская народная песня)

    3. Прочитайте. выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

    Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    КАРТОЧКА 4.

    1. Спишите. Укажите падеж личных местоимений.

    Летом я поеду на дачу. Там у меня много дел. Мне нужно поливать и ухаживать за цветами.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. Просклоняйте личное местоимение 1-го лица в единственном числе.

    И.п.____________________________ В.п. ____________________________

    Р.п.____________________________ Т. п. _____________________________

    Д.п.____________________________ П.п._____________________________

    3. Укажите лицо, число и падеж личных местоимений .

    От меня - _________________________________________________________

    У тебя - __________________________________________________________

    К нам - ___________________________________________________________

    Вами - ____________________________________________________________

    О нём - ___________________________________________________________

    Конспект урока учителя русского языка и литературы

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Калуги

    Лысенко Кристины Анатольевны

    Русский язык. 6 класс.

    Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М. Т. Баранов,

    Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. Рекомендовано МО РФ. Москва «Просвещение» 2004.

    Тема урока: Отрицательные местоимения (3-й урок).

    Цели урока: повторить сведения об отрицательных местоимениях; формировать умение распознавать – не и ни в отрицательных местоимениях; развивать навык правильно писать отрицательные местоимения с предлогами, грамотно употреблять их в речи; воспитывать интерес к русскому языку.

    Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал, компьютерная презентация, ЦОРы.

    Ход урока.

    Презентация.

    I. Организационный момент (слайд 2) .

    II. Фронтальный опрос (слайд 3) .

    • Какие местоимения называются отрицательными? При ответе используется интерактивная таблица ЦОР (см ).
    • Как образуются отрицательные местоимения?
    • В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка – не -, а когда – ни -?
    • Как склоняются отрицательные местоимения? При ответе используется интерактивная таблица ЦОР (см . единую коллекцию ЦОР- русский язык-6 класс- «Русский язык. Теория», 5-9 классы, В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова )
    • В каком случае местоимения с – не - и – ни - пишутся раздельно?
    • Какие отрицательные местоимения не имеют именительного падежа?
    • При каком условии отрицательное местоимение с – ни - усиливает отрицательный смысл предложения?

    III. Проверка домашнего задания.

    1. Индивидуальная работа по карточкам.

    Карточка № 1.

    Мы сильны но (ни, не) кому (не) грозим (ни, не) (на) кого

    (не) хотим нап…дать. Но пусть и (с) нами (ни, не) кто

    (не) пробу…т г…ворить языком угрозы и силы.

    Карточка № 2.

    Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

    В этой записке крупно синим карандаш…м было написано Девочка (ни, не) кого дома (не) бойся. Всё в порядке, и (ни, не) кто (от) меня (ни, не) чего (не) узна…т. А ниже стояла подпись: «Тимур».

    Карточка № 3.

    Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм.

    (Не) визжат пули (не) грохают снаряды (не) г…рят деревни. Не надо от пуль на пол л…житься не надо от снарядов в погребах прятаться не надо от пожаров в лес бежать. (Не, ни)чего буржуинов боя(тся, ться). (Не, ни) кому в пояс кланя(тся, ться).

    2. Проверка упражнения № 430 (слайд 4) .

    Назовите слова, в которых есть орфограмма «Не и ни в отрицательных местоимениях» и объясните условия выбора.

    Над какими орфограммами ещё работали?

    3. - Объясните значение слова «шелковица» (слайд 5) .

    а) Подберите однокоренные слова.

    б) Составьте предложение, используя в нём отрицательное местоимение и однокоренное слово «шелковица».

    1. Упражнения (слайд 6) .
    1. Заменить устойчивые сочетания «вокруг не было ни души», «не было слышно ни звука отрицательными местоимениями».
    2. Составьте предложения, противоположные по смыслу данным: У всех есть нужные книги . - … Есть с кем посоветоваться . - … Привыкли ко всему . - …
    3. Постройте предложения с отрицательными местоимениями: ничего – нечего,

    Ни с кем – не с кем.

    1. Задание выполняется учащимися за компьютерами: найти в тексте отрицательные местоимения, объяснить их правописание (используется текст из единой коллекции ЦОР).

    Проверка методом взаимопроверки.

    1. Работа с текстом (слайд 7) .

    Определите, из какого произведения следующий отрывок.

    Запишите его под диктовку.

    Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть.

    Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов…

    Продавец со всего размаху сел во что-то мягкое и тёплое. Шаров он не выпускал. Он зажмурил глаза и решил их не раскрывать ни за что в жизни.

    (По Ю. Олеше. «Три толстяка».)

    Назовите пунктограммы.

    Объясните слитное и раздельное написание

    Упражнения по теме «Местоимение как часть речи»

    Упражнение 1.

    Прочитайте текст. Впишите в скобки, какими частями речи являются выделенные слова. У местоимений укажите разряды.

    С тех (……….) пор уже лет, может быть, двести (………….) эти (…………….) ель и сосна вместе растут. Их (……………..) корни с малолетства сплелись, их (………………..) стволы тянулись (……….) вверх рядом к свету. Злой (……………) ветер, устроив деревьям такую (…………..) несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их (…………….).

    (М.М.Пришвин)

    Упражнение 2.

    Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

    Антипыч как-то особенно поглядел на ………. и собака сразу поняла человека: ……… звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., …….. как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.

    Слова для справок: чего, её, его, самые, она, неё, он

    Упражнение 3.

    Прочитайте стихотворение М. Цветаевой и выполните послетекстовые задания.

    Я тебя 3 отвоюю у всех земель, у всех небес,

    Потому что лес - моя колыбель, и могила - лес,

    Оттого, что я на земле стою - лишь одной ногой,

    Оттого, что я о тебе спою - как никто другой.

    Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,

    Ты будешь ничей жених, я - ничьей женой,

    И в последнем споре возьму тебя - замолчи!

    У того, с которым 3 Иаков стоял в ночи.

    1. Найдите в тексте местоимения. Определите их разряд.

    2. Выясните их синтаксическую функцию.

    3. Произведите морфологический разбор указанных слов.

    Тест по теме «Местоимение как часть речи»

    1. Местоимение – часть речи, которая указывает:

    А) на действие;

    Б) на предметы, признаки и количества.

    2. Какое местоимение относится к личным?

    А) Они

    Б) Кто.

    В) Какой?

    3. Для чего служат относительные местоимения?

    А) для связи простых предложений в составе сложных;

    Б) для выражения вопроса;

    В) указывает на того, о ком говорят.

    4. «Иван – царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с СЕБЯ лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь». Определите падеж возвратного местоимения:

    А) Винительный;

    Б) Творительный;

    В) Родительный.

    5. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

    А) свой Б) собой В) мой Г) наш

    6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

    А) сколько-нибудь – неопределённое

    Б) ваш – личное

    В) такой – указательное

    Г) всякий – определительное

    7. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?

    А) тоскуешь по ним

    Б) об том доме

    В) у ей

    Г) в скольки домах

    8. В каком ряду правильно указаны морфологические признаки выделенного слова?

    Мне интересно наблюдать за играющими животными.

    А) местоим.-прилаг., личное, 2-го лица, ед. числа, в твор. падеже;

    Б) местоим.-сущ., личное, 1-го лица, ед. числа, в дат. падеже.

    9. В каком ряду все слова являются местоимениями?

    А) ничего, разнообразный, чей, крайний

    Б) свой, собственный, чужой, никаких

    В) кто-то, любой, никакой, который

    Г) их, другой, по-своему, схожий

    10. Сколько местоимений в предложении:

    В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу?

    А) 3 Б) 4 В) 5 Г) 6

    11. В каком варианте грамматические признаки местоимения определены неправильно?

    А) эта - указательное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

    Б) меня - личное местоимение 1-го лица единственного числа в форме родительного падежа

    В) никем - отрицательное местоимение в форме мужского рода творительного падежа

    Г) любая - определительное местоимение в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа

    12. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов в предложении «Каждый раз, когда я ее видел, я вспоминал, какой она была красавицей, когда я с ней познакомился»?

    А) каждый - местоимение, определительное, местоимение-прилагательное, в форме мужского рода, единственного числа, винительного падежа, в предложении входит в состав обстоятельства

    Б) ее - местоимение, притяжательное, местоимение-существительное, в форме женского рода, единственного числа, родительного падежа, в предложении является дополнением

    В) какой - местоимение, относительное, местоимение-прилагательное, в форме женского рода, единственного числа, творительного падежа, в предложении является определением

    Г) я - местоимение, личное, местоимение-существительное, 1-го лица единственного числа, употреблено в форме именительного падежа, в предложении является подлежащим.

    Ответы:

    1. — Б

    2. — А

    3. — А

    4. — В

    5. — Б

    6. — Б

    7. — А

    8. — Б

    9. — В

    10. — В

    11. — В

    12. — Б