Кто такой учитель? Определение, описание профессии, плюсы и минусы. Учитель - определение и значение профессии. Сочинения на тему "Кто такие учителя?". Понимание своей миссии

Учитель – это не профессия, а образ жизни. Я уверена, что главное в работе учителя – развитие души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.

Ольга Яковлева , учитель математики НОУ школы «Ступени»

В Исламе профессия учителя очень важна, фактически отношения наставник-ученик сохраняются на всю жизнь и даже дольше. Ведь именно с этой профессией связано распространение знаний, образование связей между поколениями.

Каким же должен быть современный учитель? Какие требования предъявляет к нему школа и ученики?

Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Однако разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая, а бывает и так, что кого-то и вспоминать не хочется, а кто-то и просто исчез из памяти…

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю :

склонность к работе с детьми ;

умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой ;

высокая степень личной ответственности ;

самоконтроль и уравновешенность ;

терпимость, безоценочное отношение к людям ;

интерес и уважение к другому человеку ;

стремление к самопознанию, саморазвитию ;

оригинальность, находчивость, разносторонность ;

тактичность ;

целеустремлённость ;

артистизм ;

требовательность к себе и другим ;

наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов) .

Однако дети любят педагогов не всегда за это. Согласно опросам школьников, настоящего учителя определяют следующие данные:

1. Личностные качества : Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.

2. Организаторские качества : Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.

3. Деловые качества : Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.

4. Внешний вид : Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность.

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Его в настоящий момент можно получить в колледжах (чаще это уровень воспитателя дошкольных учреждений или учителя начальных классов) или педагогических или общих университетах (бакалавриат – 4 года – с правом преподавания отдельных учебных дисциплин в школе, магистратура – 2–3 года – дополнительное право занимать руководящие должности и проводить научно-исследовательскую работу, аспирантура – 3 года – право преподавать в высших учебных заведениях).

Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.

Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию. Ведь в современных школах уже не редкость, когда ученик оказывается более информированным по каким-то вопросам (используя Интернет, энциклопедии и прочие источники информации), чем его учитель.

А также нужно помнить о том, что не только учитель воспитывает и учит детей, ученики тоже влияют на него, обучая и воспитывая педагога в свою очередь. Обмен знаниями между поколениями в школе идёт постоянно, как бы превращаясь в единую сбалансированную систему круговорота. Готовность учиться у ребёнка могут продемонстрировать далеко не все взрослые, а без неё стать полноценным педагогом вряд ли получится.

Обязанности учителя разнообразны :

обучение различным наукам ;

объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами ;

контроль усвоения материала ;

проведение воспитательной работы с детьми ;

помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся ;

выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения ;

изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них ;

построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей ;

оказание помощи в формировании личности ученика ;

содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний ;

организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний ;

объяснение текущих социальных событий и явлений ;

участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ ;

составление тематических и урочных планов ;

оформление документации (журналов, отчётов) .

Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. Ведь не секрет, что студенты педагогических вузов, особенно в глубинке, – это зачастую дети, которые не смогли поступить ещё куда-либо, и они хотят получить хоть какие-нибудь «корочки» о высшем образовании. Есть, конечно, подлинные энтузиасты-педагоги, но таких единицы.

А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить ко вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.

Конечно, должность учителя сейчас низкооплачиваемая, не престижная, не популярная. Но это не повод для того, чтобы в школах воспитывать дегенеративное поколение. Жить в стремительно деградирующем обществе как-то непривлекательно.

Конечно, и государство должно обеспечивать учителей, уважать их труд. Они – залог будущего развития нации, они всегда были совестью России. Возможно, когда-нибудь учителя будут нужны нашему обществу так, как сейчас они нужны в Англии, Франции, Германии, США, Канаде… В этих странах должность учителя очень престижна, и получить место в школе можно только после многочисленных экзаменов и проверок.

Дай Аллах, чтобы каждого человека, который научил нас чему-то, хоть бы и самому малому, мы вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.

Профессия учитель - особенная. Эту профессию выбирают, скорее, по зову сердца.

Ведь учитель - это не просто специалист по преподаванию научной дисциплины, это еще и руководитель, наставник и воспитатель.

Как стать учителем и к чему стоит быть готовым.

Как стать учителем

Если вы решили стать учителем, то есть несколько путей для реализации мечты:

1. Учителю младших классов достаточно окончить педагогический лицей или колледж. Чтобы преподавать в средних и старших классах, нужно окончить педагогический институт.

2. Окончить ВУЗ по одной из дисциплин. В России любой выпускник ВУЗа имеет право преподавать в школе.

3. Окончить педагогический колледж, начать работать учителем младших классов, параллельно обучаясь на заочном отделении ВУЗа. После получения высшего образования можно перейти на работу в старшие классы.

Стать учителем старших или младших классов? Здесь нет однозначного ответа. Выбор зависит от вас. То же касается и выбора дисциплины: невозможно стать хорошим педагогом, если вы будете преподавать предмет, который вам не интересен.

Работа учителем в школе: особенности профессии

К педагогу всегда предъявляются самые строгие требования. Еще бы! Ведь объект педагогической деятельности - ребенок, Личность! И именно от учителей зависит - насколько хорошим Человек и Личностью станет этот ребенок.

Можно до бесконечности перечислять черты характера, которыми должен обладать учитель: нравственность, доброта, гуманизм и бесконечная вера в людей, как бы утопически это не звучало. Про выдержку и терпение мы уже упоминали. Еще хотелось бы добавить и про творческое начало, и про умение работать в коллективе и с коллективом.

А вот с карьерой сложнее. Вообще словосочетание "карьера учителя" не совсем привычно для русского языка. Вся карьера на сегодняшний день пока заключается в совершенствовании своего мастерства, участии и победах в конкурсах, Олимпиад. Стать директором школы или завучем - это вообще из другой песни. Эти должности предполагают административную деятельность, так что о педагогике придется забыть.

Еще одна ступень - переход из обычной школы в частную. Ведь карьера предполагает не только личностный рост, но и рост заработной платы. В частной школе платят больше, но и требования к соискателям гораздо выше.

Профессия учитель: плюсы и минусы

Плюсы:

  • Творческая работа, дающая возможность реализовать свой творческий потенциал.
  • Неполный рабочий день и гарантированный двухмесячный отпуск летом.
  • Работа с детьми заряжает оптимизмом.
  • Возможность для подработки репетитором.

Минусы:

  • Повторение одного и того же из года в год надоедает, если только вы не будете пестовать свое мастерство и искать новые методы и приемы.
  • В заключение хотелось бы подчеркнуть, что при всех своих отрицательных моментах, учитель - профессия многогранная, уважаемая и очень востребованная.

    Профессия учитель – это, пожалуй, это одна из самых известных и распространённых специальностей. В любом городе, селе, деревне есть преподаватели. Каждый человек в течение многих лет учится и активно взаимодействует с педагогами. Общение с ними иногда длится всю жизнь. Со многими преподавателями выпускники охотно встречаются и после окончания учёбы. Как и в любой другой специальности, здесь есть свои плюсы и минусы.

    Немного истории

    Описание не будет полным без краткого исторического обзора. Корни этой профессии уходят в древние времена. Сначала её не выделяли отдельно. Просто старшее поколение передавало свои знания и навыки младшему. Благодаря такой преемственности первобытное общество развивалось.

    Первые упоминания об учителях, как о представителях отдельной профессии, встречаются у Конфуция. Мудрец писал, что педагоги должны передавать новые знания. Большой рывок в развитии сферы происходит в Древней Греции. Здесь появляются первые общественные учебные заведения – школы и лицеи. Древнегреческие мудрецы часто выступают в роли преподавателей в своих учреждениях. В Средние века образование становится обязательным для правителей и монахов. Появляются университеты.

    В эпоху Нового времени образование становится массовым. Учится практически вся знать. Образование могут получать и девушки. Для них создаются специальные закрытые институты, где изучаются иностранные языки, музыка, правила хорошего тона. Молодые люди получают военные специальности. В это же время становится популярным обучение на дому.

    Позднее открываются общественные и воскресные школы. Теперь доступ к образованию получают и простолюдины. Охватывать абсолютно всё население учёба стала в советское время. Тогда открылись школы практически в каждой деревне. В этот же период профессия педагога стала одной из самых распространённых.

    Чем занимается учитель?

    О профессии учителя можно говорить долго, поскольку она одна из самых творческих, у неё много плюсов и минусов. Тем не менее, работа не лишена и рутинных элементов, таких, как проверка тетрадей или составление планов. Чтобы добиться успеха, учитель должен хорошо выполнять все задачи, которые перед ним стоят. Что входит в круг обязанностей педагога?

    • Составление рабочей программы и календарного планирования. Педагоги каждый год разрабатывают план на весь учебный период. Они расписывают цели и задачи курса, намечают, каких результатов должны достичь ученики, какими знаниями и навыками обзавестись.
    • Составление поурочных планов. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно расписывает ход урока, пытается предугадать реакцию учеников и их возможные вопросы и ответы.
    • Выбор наиболее эффективных методов работы. Учитель решает, как и в какой форме провести урок, как подать материал, чтобы дети максимально его усвоили.
    • Проверка тетрадей. Ещё один рутинный элемент. Преподавателям математики и русского языка приходится этим заниматься практически каждый день: выискивать ошибки, читать сочинения, написанные не всегда красивым и разборчивым почерком, исправлять неточности и т. д.
    • Составление различных официальных бумаг: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
    • Заполнение журнала. Эта работа требует внимательности и сосредоточенности, т. к. здесь ошибаться нельзя.
    • Проведение уроков. Каждый день учитель выступает перед аудиторией, рассказывает о чём-либо и т. д.
    • Контроль. Педагог должен следить за детьми, их поведением, уметь направлять их энергию.
    • Выставление оценок. Преподаватель должен делать это объективно и беспристрастно.
    • Ведение кружков и секций по интересам.
    • Научная деятельность. Во многих школах проводятся конференции, где дети выступают со своими докладами и исследованиями. Направляют эту деятельность опять же учителя.
    • Самообразование. Это та профессия, где обучение длится всю жизнь, т. к. всё вокруг постоянно меняется, открываются новые факты, проводятся исследования и пр. Учитель, чтобы идти в ногу со временем, должен быть в курсе происходящего в мире. Также для проведения качественного урока необходимо хорошо знать свою предметную область.
    • Проведение родительских собраний.
    • Организация различных мероприятий внутри школы или класса.
    • Сопровождение групп школьников при выходах на различные мероприятия, выставки, турпоходы и пр.

    Требования к педагогу

    Как видно, деятельность учителя многообразна. Поэтому к представителям данной профессии предъявляются высокие требования. Педагог сам должен многое знать и уметь, постоянно учиться и развиваться. Это несомненный плюс. С другой стороны, работа с детьми требует постоянного нервного напряжения, что является минусом данной профессии. Необходимо дополнить описание перечнем качеств, которыми должен обладать учитель. От него требуется:

    • отличное знание предмета;
    • умение ладить и общаться с детьми как начальных, так и старших классов, находить общий язык;
    • подбирать индивидуальный подход при подаче материала;
    • владение ораторским искусством;
    • коммуникативные и организационные навыки;
    • гибкость;
    • умение быстро принимать решения;
    • любовь к детям;
    • творческий подход к преподаванию;
    • умение перестраивать учебный процесс и при необходимости отклоняться от плана, чтобы добиться поставленных целей;
    • быстро ориентироваться в ситуации;
    • умение решать педагогические задачи;
    • грамотность, так как учить не может тот, кто сам допускает ошибки, в том числе и в правописании;
    • психологический подход;
    • педагог должен найти общий язык не только с каждым ребёнком, но и с родителями;
    • широкий кругозор, как правило, интересы детей редко ограничиваются одной предметной областью;
    • быть справедливым, беспристрастным;
    • ответственность;
    • быть стрессоустойчивым, т. к. работа с детьми требует большого внимания и напряжения;
    • внимательность и хорошая память;
    • быть примером для подражания (часто именно на поведение учителей равняются дети);
    • терпеливость (без этого добиться результата не получится).

    В специальности учителя всегда можно найти способ для самореализации. Многие плюсы и минусы этой сферы деятельности носят субъективный характер, например, кому-то нравится продумывать всё до мелочей, составляя план, а для кого-то это мука.

    Работать учителем не всегда просто. Это, прежде всего, большая ответственность, т. к. в руках педагогов будущее страны. Именно в школьные годы происходит становление личности. И не последнюю роль в этом играют учителя!

    Учитель… Как много в этом слове чувств, эмоций, мыслей. Кто такой учитель?! Это прежде всего человек. Человек, ведущий за собой в мир знаний, понимающий ранимую детскую душу.

    Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных. А в наши дни она еще и самая сложная. Можно сказать, что учитель создает будущее своими руками, так как от его труда зависит формирование убеждений, мировоззрения, нравственных качеств подрастающего поколения. Успех педагогической деятельности заключается в мастерстве педагога, то есть в высоком и постоянно совершенствуемом искусстве воспитания и обучения, доступном каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

    В век современных технологий невозможно достичь успеха без применения качественно новых технологий, в первую очередь компьютера. « Не ждать, а действовать!»- этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня, внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся.

    Я с гордостью могу сказать, что в нашей школе работают поистине знающие свое дело учителя. Их жизнь не стоит на месте, они постоянно находятся в творческом поиске, ведь у них есть вечный двигатель-дети. Мне посчастливилось встретить такого человека.

    Я засмотрелась на нее,

    Она по классу шла в молчании

    И что-то думала свое,

    А класс застыл весь в ожидании….

    Мой любимый учитель…. Я пишу эти строки с замиранием сердца. В памяти встает образ мягкой, добросердечной, выдержанной женщины. Когда она входила в класс, все замирали, замирали не от страха, а от уважения и восхищения. Невысокого роста,с гладко зачесанными назад волосами и легкой поступью. Надежда Николаевна Ильичева – это педагог с большой буквы. У нее есть своя неповторимая черта, путь обучения, характер и отношение к людям. Для нее работа – призвание. Она дала неоценимо дорогие знания, научила по- другому относиться ко всему, что нас окружает.

    Я часто вижу, как домой

    Из школы вечером идет

    И как всегда портфельчик свой

    С ребячьими тетрадками несет.

    Я часто вижу свет в ее окне,

    Когда она, склонившись над тетрадями,

    Не станет думать о себе

    И позабудет о наградах.

    На ее уроках математики ученики с удовольствием получали ценные знания, не прогуливали уроки и не озорничали. И всего этого ей удавалось добиться с помощью только одного средства- слова. Это удается далеко не всем и не всегда.

    Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее,любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. А я могу только благодарить судьбу Что на моем пути встретился именно такой учитель.

    А сегодня учитель-я. Но образцом для подражания является именно она. Для меня она- герой повести М. Горького -Данко. отдававшая свое сердце детям. Она жила их успехами, неудачами. Помогала в трудную минуту и словом,и делом. И мне хотелось бы, чтобы и мои ученики вспоминали обо мне с таким же трепетным чувством.