Особенности онтогенетического развития психики изучает. Детская психология Психология развития изучает: закономерности. Практическое применение возрастной психологии
Не получается решить тест онлайн?
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.
Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
40-х гг. XIX в.
80-х гг. XIX в.
90-х гг. XIX в.
начале XX в.
2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
контент-анализом
анализом продуктов деятельности
беседой
экспериментом
3. Влияние экспериментатора на результаты эксперимента и их интерпретацию наиболее значительно в исследованиях…
психофизиологических
«глобальных» индивидуальных процессов (интеллекта, мотивации, принятия решения и т. п.)
психологии личности и социальной психологии
психогенетических
4. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
когнитивная психология
бихевиоризм
фрейдизм
гуманистическая психология
5. Принцип, требующий установления причинно-следственных связей в процессе возникновения психических явлений это принцип …
управления
развития
детерминизма
системности
6. Философской основой гуманистической психологии является..
позитивизм
экзистенциализм
прагматизм
рационализм
7. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …
детерминизма
развития
перехода количественных изменений в качественные
объективности
8. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение
9. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с …
созданием специальных научно-исследовательских учреждений
развитием метода интроспекции
развитием метода наблюдения
выходом трактата Аристотеля «О душе»
10. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом — это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение
11. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.
дифференциальная
социальная
педагогическая
общая
12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является…
экспериментом
контент-анализом
наблюдением
методом анализа продуктов деятельности
13. Психологические приемы, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками, известны как тесты …
достижений
интеллекта
личности
проективные
14. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется …
контент-анализом
методом сравнения
методом социальных единиц
социометрией
15. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством …
наблюдения
эксперимента
контент-анализа
анализа продуктов деятельности
16. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
психологии души
психологии сознания
поведенческой психологии
психологии как отражательной деятельности мозга
17. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
медицинская
социальная
возрастная
общая
18. Отличительная черта отечественной психологии - использование категории…
деятельности
бессознательного
подкрепления
интроспекции
19. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования к …
организационным методам
эмпирическим методам
способам обработки данных
интерпретационным методам
1. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:
б) Б.М. Кедрова;
2. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:
а) И. Гербарт
3. Психология как самостоятельная наука оформилась:
б) в 80-х гг. XIX в.;
4. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
в) Аристотелем;
5. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений;
6. Термин «психология» в научный оборот ввел:
в) X. Вольф;
7. Психология как наука о сознании возникла:
в) в XVII в.;
8. Психология как наука о поведении возникла:
г) в XX в.
9. Определение психологии как науки о душе было дано:
б) более двух тысяч лет тому назад;
10. Первые представления о психике были связаны:
в) с анимизмом;
11. Определение эмпирической психологии принадлежит:
в) X. Вольфу;
12. Термин «эмпирическая психология» был введен:
в) в XVIII в.;
13. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:
б) Дж.Ст. Милль;
14. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:
а) психофизиологическая;
15. Психическое отражение:
б) носит избирательный характер;
16. Согласно идеалистическим представлениям психика -это:
г) образ бесплотной сущности.
17. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:
г) регуляции вегетативных изменений.
18. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественно научную основу является:
в) бихевиоризм;
19. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
а) психологии души;
20. Психология -это наука о функциях сознания согласно:
а) функционализму;
21. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:
а) экзопсихикой;
22. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:
б) к эндопсихике;
23. Психическим явлением является:
в) интерес;
24. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
а) ощущение;
25. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
в) П.Я. Гальперин;
26. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:
г) воображением.
27. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:
в) темперамента;
28. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
в) возрастная;
29. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
б) социальная; 30. Научное течение, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
б) педологией;
31. Основоположником российской педологии является:
а) А.П. Нечаев;
32. Педология возникла:
г) на рубеже XIX-XX вв.
33. Основателем зарубежной педологии считается:
а) С. Холл;
34. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:
в) в 1936 г.;
35. В. Франкл известен как основоположник:
а) Я. Морено;
Методология психологии
1. Методология:
б) определяет способы достижения и построения знания;
2. Критерием научной теории в психологии не является(ются):
г) материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов.
3. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):
г) постановка целей и задач исследования.
4. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:
г) системности.
5. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
в) детерминизма;
6. С идеалистической точки зрения свойства человеческой психики не рассматривал:
г) Аристотель.
7. С материалистической точки зрения психические явления рассматривал
в) Т. Гоббс;
8. Принцип, требующий рассматривать психические явления в пocтоянном изменении, движении, называется принципом:
б) развития; \
9. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:
в) рационализмом;
10. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:
б) биологического;
11. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:
в) структурно-функциональным;
12. Структурно-функциональный подход относится к уровню:
б) общенаучной методологии;
13. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:
а) философской методологии;
14. Отличительная черта отечественной психологии -использование категории:
а) деятельности;
15. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:
в) единства и борьбы противоположностей;
16. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:
г) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека.
17. При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой «аспект изучения психики, как:
а) процессуальный;
18. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
в) детерминизма;
19. Положение о единстве сознания и деятельности впервые выдвинул:
а) С.Л. Рубинштейн;
20. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:
а) детерминизма;
21. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:
а) детерминизма;
22. Методологической основой бихевиоризма является:
б) позитивизм;
23. Методология бихевиоризма тесно связана:
б) с механистическим пониманием поведения;
24. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:
б) развития;
25. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:
г) рационализм.
26. Философской основой гуманистической психологии является:
б) экзистенциализм;
Методы исследования.
12. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
в) наблюдением;
13. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различныхэтапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:
б) лонгитюдным;
14. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
в) интроспекция;
15. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:
б) для гештальтпсихологии;
16. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, -это:
в) тестирование;
17. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним -это:
г) самонаблюдение.
18. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
г) экспериментом.
19. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:
г) интроспекции.
22. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
а) У. Джемсом;
б) Г. Эббингаузом;
в) В. Вундтом;
г) X. Вольфом.
23. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу:
в) в 1879 г.;
24. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России известна:
в) с 1885 г.;
25. Первая педологическая лаборатория была создана:
б) С. Холлом в 1889 г.;
26. В России первую экспериментальную психологическую лабораторию открыл:
в) В.М. Бехтерев;
27. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
б) эксперимента;
42. Эффект плацебо был открыт:
в) медиками;
43. Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте называется эффектом:
в) социальной фасилитации;
44. Влияние экспериментатора на результаты наиболее значительно в исследованиях:
в) психологии личности и социальной психологии;
Возрастная психология
Объектом для изучения данной психологии служит обычный человек, развивающийся в онтогенезе.
Такая психология содержит в себе возрастные стадии проявления характеров людей и стремится прояснить эти периоды, обнаружить закономерности приобретения людьми опыта прохождения сложных ситуаций.
Возрастная психология устанавливает главной задачей проведение исследований целостности психологического формирования «на всем жизненном пространстве людей с момента рождения до самой смерти», а в качестве сверхзадачи стоит исследование «меняющегося, развивающегося человека в преображающемся мире».
Психология возрастного развития изучает стадии роста, предпосылки и нюансы переходов человеческой личности от одной стадии к другой, а также основные законы и тенденции созревания человека, темпы и направления психологического развития.
Существуют несколько подразделов возрастной психологии :
- младенчество;
- дошкольники;
- младший школьный возраст;
- подростковый период;
- молодежь;
- средняя возрастная группа;
- пожилые люди (геронтопсихология).
Важнейшие задачи психологии возрастного развития
- понимание формирующих сил, причин и способов уникальности воспитания человека в продолжении всей его жизни; познание этапов развития психики человека;
- определение особенностей становления человека в процессе его развития;
- нахождение возрастных потенциалов, уникальностей при осуществлении различных видов занятий;
- анализ возрастного созревания человека, в том числе в проблемных ситуациях.
Значение возрастной психологии
Наибольшее значение возрастная психология имеет во всех психических процессах. Вспомним о том, что почти все известные ученые, которые имели вес в науке, периодически занимались изучением вопросов, связанных с возрастной психологией. «Осмысление психологии детей является ключом к постижению психологии людей среднего и преклонного возраста».
Л.С. Выготский называл детскую психологию фундаментальной в формировании «новой» психологии, при этом подчеркивал, что «исключительно точный путь - двигаться в процессе исследования психики от понимания ребенка до осознания взрослых».
Путь трансформации возрастной психологии следующий: «из описательной и теоретической, определяющей психологии в научно-поясняющую систему знаний о проявлении психических процессов у людей, о разнообразных вариантах их движения и созревания, об управлении процессами их развития и становления».
Практическое применение возрастной психологии
возможно с детальным изучением вопросов развития людей всех возрастных групп, об уникальных сложностях возрастных этапов, вероятностях и вариантах решения проблем, а также периодах созревания взрослых личностей, отдельных граждан, профессионалов, родителей.
Возрастная психология ставит перед собой практические задачи:
- нахождение возрастных стандартов психических процессов, обнаружение психологических ресурсов и потенциалов в человеке;
- основание служб регулярного слежения за движением вектора психического развития взрослых и детей, поддержка людей в сложных жизненных ситуациях;
- возрастная диагностика и психологическая терапия;
- психологическое содействие людям во время кризисных моментов жизни;
- наилучшее объединение учебных и образовательных процессов при постоянном самосовершенствовании.
ПАСПОРТ
№ | Наименование пункта | Значение |
1. | Кафедра | Гуманитарные дисциплины |
2. | Автор – разработчик | Шакиров И.К. , к.п.н, доцент |
3. | Наименование дисциплины | Психология и педагогика |
4. | Общая трудоемкость по учебному плану | |
5. | Вид контроля (нужное подчеркнуть) | Предварительный (входной), текущий, промежуточный (зачет) |
6. | Для специальности(ей)/ направления(й) подготовки | для направлений 080200.62 «Менеджмент», 100100.62 «Сервис», 100800.62 «Товароведение», 260800.62 «Технология продукции общественного питания», для специальности 036401.65 «Таможенное дело» |
7. | Количество тестовых заданий всего по дисциплине, из них | |
8. | Количество заданий при тестировании студента | |
9. | Из них правильных ответов (в %): | |
10. | для оценки «отлично» | |
11. | для оценки «хорошо» | |
12. | для оценки «удовлетворительно» | |
или для получения оценки «зачет» не менее | 55% и больше | |
13. | Время тестирования (в минутах) |
Паспорт составил _________________ И. К. Шакиров
Раздел 1. Психология
S: Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является …
-: Спиноза
-: Декарт
-: Коффка
+: Аристотель
S: Психология – это наука …
-: о поведении людей
-: о методах изучения индивидуальных особенностей человека
+: о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных
-: о закономерностях возникновения и развития психики в филогенезе
S: Признаком метода интроспекции является…
-: применение психологического тестирования
-: использование лабораторного оборудования
+: непосредственное, прямое наблюдение переживаний
-: «срезовый» характер организации эксперимента
S: Стандартизированная процедура психологических измерений обеспечивается…
-: наблюдением
+: тестированием
-: социометрией
-: близнецовым методом
S: При проведении _____ эксперимента испытуемые не знают, что являются его участниками
-: лабораторного
-: формирующего
+: естественного
-: научного
S: Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З Фрейдом, – …
-: когнитивная психология
+: глубинная психология (психоанализ)
-: ассоциативная психология
S: С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является …
+: процесс превращения сексуального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности
-: конфликт между биологической природой человека и требованиями общества
-: духовная сущность человека, проявляющаяся в творчестве
-: сознательные формы преобразующей деятельности человека
S: Наибольшее развитие отечественная психологическая теория деятельности получила в трудах …
-: А. В. Петровского
-: В. М. Бехтерева
+: А. Н. Леонтьева
-: Платон
-: Демокрит
-: Эпикур
+: Аристотель
S: Причинами формирования основных психологических школ стали…
-: дальнейшее успехи в исследовании физиологии
-: расцвет капитализма и совершенствование материальной базы исследований
-: расцвет марксистской психологии
+: переход к исследованию системы организм-среда, кризисная социальная ситуация, открытия в других науках
S: Понимание движущей силы психического развития как бессознательного стремления к сублимации влечений свойственно работам…
-: А. А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского
+: З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга
-: Д. Миллера, У. Найссера, К. Роджерса, Эпикур
-: К. Левина, Г. Олпорта, А. Маслоу, Демокрит
-: Л. И. Божович
-: М. Я. Басов
-: П. Ф. Каптерев
+: А. Н. Леонтьев
S: Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…
-: Конфуций
-: Ф. Галль
+: И. П. Павлов
-: Ибн – Сина
S: Наиболее важную роль в центральной нервной системе играет(ют) …
-: промежуточный мозг
-: спинной мозг
+: большие полушария головного мозга
-: продолговатый мозг
S: Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает
-: количественное отношение между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения
-: конституционально - генетически обусловленную дисгармонию личности
+: физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений
S: С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А Н Леонтьев объясняет следующим образом:
-: психические процессы формируются при решении учебных задач
+: в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития
-: психические процессы есть не что иное, как перенесенные в идеальный план и преобразованные внешние материальные действия
-: психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат социализации
-: В Вундт и З Фрейд
-: И П Павлов и И М Сеченов
-: Л С Выготский и Д Б Эльконин
+: С Л Рубинштейн и А Н Леонтьев
S: Для успешной социализации подростка необходимо его включение в такой вид деятельности, как …
+: общение
-: учение
-: игра
-: труд
S: Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие – либо внешние средства, называется _______ действием
-: речевым
-: рецептивным
+: умственным
-: материальным
S: Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:
-: служит регулятором адаптивного поведения
-: направлена на преобразование мира
+: обусловлена биологическими закономерностями
-: носит социальный характер
S: Целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, называется
+: действием
-: поведением
-: реакцией
-: деятельностью
S: Одним из принципов отечественной психологии является принцип…
+: единства сознания и деятельности
-: единства мышления и интуиции
-: учета возрастных особенностей человека
-: научности
S: В когнитивную составляющую самосознания входят…
+: знание личности о себе
-: отношение личности к себе
-: презентация себя
-: управление собой
S: Соотношение сознания и бессознательного было достаточно полно изучено…
+: К. Юнгом
-: З. Фрейдом
-: С. Гроффом
-: Р. Декартом
S: Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …
-: интеллектом
-: мышлением
+: сознанием
-: воображением
S: В Вундт определил психологию как науку о…
+: структурах сознания
-: функциях речи
-: бессознательном
-: познавательных процессах
S: Психология занимает центральное место согласно классификации наук:
-: В. И. Вернадского
+: Б. М. Кедрова
-: М. В. Ломоносова
-: Ф. Бэкона
S: Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:
+: И. Гербарт
-: Дж. Милль
-: Г. Фехнер
-: Э. Вебер
S: Психология как самостоятельная наука оформилась:
-: в 40-х гг XIX в.
+: в 80-х гг XIX в.
-: в 90-х гг XIX в.
-: в начале XX в.
S: Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
-: Эпикуром
-: Демокритом
+: Аристотелем
-: Б. Спинозой
S: Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
+: с созданием специальных научно-исследовательских учреждений
-: с развитием метода интроспекции
-: с развитием метода наблюдения
-: с выходом трактата Аристотеля «О душе»
S: Термин «психология» в научный оборот ввел:
-: Р. Декарт
-: Г. Лейбниц
+: Х. Вольф
-: Аристотель
S: Психология как наука о сознании возникла:
-: в XV в.
-: в XVI в.
+: в XVII в.
-: в XVIII в.
S: Психология как наука о поведении возникла:
-: в XVII в.
-: в XVIII в.
-: в XIX в.
+: в XX в.
S: Определение психологии как науки о душе было дано:
-: более трех тысяч лет тому назад
+: более двух тысяч лет тому назад
-: в XVI в.
-: в XVII в.
S: Первые представления о психике были связаны:
-: с нейропсихизмом
-: с биопсихизмом
+: с анимизмом
-: с панпсихизмом
S: Определение эмпирической психологии принадлежит:
-: Г. Лейбницу
-: Б. Спинозе
+: Х. Вольфу
-: Дж. Локку
S: Термин «эмпирическая психология» был введен:
-: в XVI в.
-: в XVII в.
+: в XVIII в.
-: в XIX в.
S: Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:
-: Э. Крепелин
+: Дж. Ст. Милль
-: И. М. Сеченов
-: В. М. Бехтерев
S: Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:
+: психофизиологическая
-: психосоциальная
-: психопраксическая
-: психогностическая
S: Психическое отражение:
-: является точной копией окружающей действительности
+: носит избирательный характер
-: предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды
-: не зависит от условий отражения
S: Согласно идеалистическим представлениям психика – это:
-: неотъемлемое свойство материи
-: свойство мозга, отражение объективной реальности
-: функция мозга
+: образ бесплотной сущности
S: Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:
-: отражения объектов экстрапсихической реальности
-: аккумулирования опыта жизнедеятельности
-: трансформации и прогнозирования внешних воздействий
+: регуляции вегетативных изменений
S: Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:
-: психоанализ
-: гештальтпсихология
+: бихевиоризм
-: гуманистическая психология
S: Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
+: психологии души
-: психологии сознания
-: поведенческой психологии
-: психологии как отражательной деятельности мозга
S: Психология – это наука о функциях сознания согласно:
+: функционализму
-: структурализму
-: бихевиоризму
-: психоанализу
S: По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:
+: экзопсихикой
-: эндопсихикой
-: интропсихикой
-: экстраверсией
S: По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:
-: к экзопсихике
+: к эндопсихике
-: к интропсихике
-: к интериоризации
S: Психическим явлением является:
-: нервный импульс
-: рецептор
+: интерес
-: сердцебиение
S: Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
+: ощущение
-: восприятие
-: память
-: воображение
S: Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
-: С. Л. Рубинштейн,
-: А. Р. Лурия
+: П. Я. Гальперин
-: А. Н. Леонтьев
S: Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:
-: ощущением
-: восприятием
-: мышлением
+: воображением
S: К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:
-: мотива
-: личности
+: темперамента
-: способностей
S: Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
-: медицинская
-: социальная
+: возрастная
-: общая
S: Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
-: дифференциальная
+: социальная
-: педагогическая
-: общая
S: Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
-: педагогией
+: педологией
-: дидактикой
-: психопедагогикой
S: Педология возникла:
-: во второй половине XIX в.
-: в начале XX в.
-: в середине XIX в.
+: на рубеже XIX–XX вв.
S: Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:
-: в 1928 г.
-: в 1932 г.
+: в 1936 г.
-: в 1939 г.
S: В. Франкл известен как основоположник:
-: индивидуальной психотерапии
-: рациональной психотерапии
+: логотерапии
-: социальной терапии
+: Я. Морено
-: В. Франкл
-: К. Хорни
-: Ф. Перлз
S: Методология:
-: представляет собой результат процесса познания
+: определяет способы достижения и построения знания
-: является предметной поддержкой учебной деятельности
-: является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности
S: Критерием научной теории в психологии не является(ются):
-: относительно завершенная логическая структура
-: принципы и основания построения психологических теорий
-: положения, доказательства, соединяющие теоретические конструкты с имеющимися фактами, другими теориями
+: материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов
S: Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):
-: средства познания
-: характер целеполагания
-: требования к точности понятийно-терминологического аппарата
+: постановка целей и задач исследования
S: В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:
-: развития
-: детерминизма
-: целостности
+: системности
-: индетерминизма
-: развития
+: детерминизма
-: системности
S: Сидеалистическую точку зрения свойства человеческой психики не рассматривал:
-: Платон
-: Плотин
-: Августин
+: Аристотель
S: Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:
-: детерминизма
+: развития
-: перехода количественных изменений в качественные
-: объективности
S: Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:
-: персонализмом
-: экзистенциализмом
+: рационализмом
-: иррационализмом
S: Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:
-: механического
+: биологического
-: психологического
-: социального
S: Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:
-: процессуальным
-: историческим
+: структурно-функциональным
-: динамическим
S: Структурно-функциональный подход относится к уровню:
-: философской методологии
+: общенаучной методологии
S: Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:
+: философской методологии
-: общенаучной методологии
-: специально-научной методологии
-: методики и техники исследования
S: Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:
+: деятельности
-: бессознательного
-: подкрепления
-: интроспекции
S: Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:
-: единства содержания и формы
+: единства и борьбы противоположностей
-: всесторонности
S: Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:
-: единства психики и деятельности
-: деятельностного опосредования межличностных отношений
-: единства строения внутренней и внешней деятельности
+: воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека
S: При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:
-: процессуальный
-: генетический
-: философский
+: эволюционный
S: Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
-: управления
-: развития
+: детерминизма
-: системности
S: Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:
+: детерминизма
-: системности
-: развития
-: управления
S: В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:
+: детерминизма
-: развития
-: активности
-: системности
S: Методологической основой бихевиоризма является:
-: пантеизм
+: позитивизм
-: неотомизм
-: редукционизм
S: Методология бихевиоризма тесно связана:
-: с иррационализмом
+: с механистическим пониманием поведения
-: с футуризмом
-: с эволюционизмом
S: Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:
-: системности
+: развития
-: управления
-: индетерминизма
S: Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:
-: иррационализм
-: противопоставление личностного смысла жизнедеятельности и ее зависимости от социальных условий развития человека
-: гипертрофия роли сексуальности
+: рационализм
S: Философской основой гуманистической психологии является:
-: позитивизм
+: экзистенциализм
-: прагматизм
-: рационализм
S: Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:
+: L – данными
-: Q-данными
-: Т-данными
-: Z-данными
S: Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
-: L – данными
+: Q-данными
-: Т-данными
-: Z-данными
S: Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:
-: наименований
-: порядка
+: интервалов
-: отношений
S: Шкала порядка соответствует измерению на уровне:
-: номинальном
+: ординальном
-: интервальном
-: отношений
S: Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:
-: номинальном
+: ординальном
-: интервальном
-: отношений
S: Крайне редко в психологии применяется шкала:
-: наименований
-: порядка
-: интервалов
+: отношений
S: К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:
-: трихотомии
-: асимметрии
-: транзитивности
+: дихотомии
S: В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:
+: наименований
-: порядка
-: интервалов
-: отношений
S: Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:
+: наименований
-: порядка
-: интервалов
-: отношений
S: Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:
-: наименований
-: порядка
-: интервалов
+: отношений
S: Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
+: к организационным методам
-: к эмпирическим методам
-: к способам обработки данных
: к интерпретационным методам
S: Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
-: экспериментом
-: контент-анализом
+: наблюдением
-: методом анализа продуктов деятельности
S: Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:
-: пилотажным
+: лонгитюдным
-: сравнительным
-: комплексным
S: Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
-: интроверсия
-: интроекция
+: интроспекция
-: интроскопия
S: Систематическое применение моделирования наиболее характерно:
-: для гуманистической психологии
+: для гештальтпсихологии
-: для психоанализа
-: для психологии сознания
S: Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:
-: наблюдение
-: эксперимент
+: тестирование
-: самонаблюдение
S: Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
-: наблюдение
-: эксперимент
-: тестирование
+: самонаблюдение
S: Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
-: контент-анализом
-: анализом продуктов деятельности
-: беседой
+: экспериментом
S: Основным для современных психогенетических исследований не является метод:
-: близнецовый
-: приемных детей
-: семейный
+: интроспекции
S: В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:
+: полевое
-: сплошное
-: систематическое,
-: дискретное
S: Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:
-: контент-анализом
-: методом сравнения
-: методом социальных единиц
+: социометрией
S: Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
-: У. Джемсом
-: Г. Эббингаузом
+: В. Вундтом
-: Х. Вольфом
S: Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
-: наблюдения
+: эксперимента
-: контент-анализа
-: анализа продуктов деятельности
S: С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:
-: явления
-: связи между явлениями
+: причинно-следственной связи между явлениями
-: корреляции между явлениями
S: Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:
-: контент-анализ
-: анализ продуктов деятельности
-: беседа
-: Р. Готтсданкер
+: А. Ф. Лазурский
-: Д. Кэмпбелл
-: В. Вундт
S: Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:
+: Р. Готтсданкер
-: А. Ф. Лазурский
-: Д. Кэмпбелл
-: В. Вундт
S: Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:
-: мысленный эксперимент
+: квазиэксперимент
-: лабораторный эксперимент
-: метод беседы
S: Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:
+: независимой
-: зависимой
-: внешней
-: побочной
S: По Д.Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:
+: независимым
-: зависимым
-: побочным
-: внешним
S: В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:
+: внутренней
-: внешней
-: операциональной
-: конструктной
Раздел 1. Психология
1. Создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе», является …
a) Аристотель
2. Психология – это наука …
a) о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных
3. Признаком метода интроспекции является…
a) непосредственное, прямое наблюдение переживаний
4. Стандартизированная процедура психологических измерений обеспечивается…
a) тестированием
5. При проведении _____ эксперимента испытуемые не знают, что являются его участниками
a) естественного
6. Психологическая система анализа душевной жизни, предложенная З Фрейдом, – …
a) глубинная психология (психоанализ)
7. С точки зрения представителей психоанализа, основой человеческой культуры является …
a) процесс превращения сексуального инстинкта человека в социально приемлемые формы деятельности
8. Наибольшее развитие отечественная психологическая теория деятельности получила в трудах …
a) Аристотель
10. Причинами формирования основных психологических школ стали…
a) переход к исследованию системы организм-среда, кризисная социальная ситуация, открытия в других науках
11. Понимание движущей силы психического развития как бессознательного стремления к сублимации влечений свойственно работам…
a) З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга
a) А. Н. Леонтьев
13. Ученым, разработавшим физиологическую основу учения о типах темперамента, является…
a) И. П. Павлов
14. Наиболее важную роль в центральной нервной системе играет(ют) …
a) большие полушария головного мозга
15. Психофизиология как раздел физиологии и психологии изучает
a) физиологические механизмы, обеспечивающие реализацию психических процессов и явлений
16. С позиций теории деятельности и теории интериоризации происхождение психического А Н Леонтьев объясняет следующим образом:
a) в любом действии, даже внешнем, уже есть психический компонент, а само психическое возникает еще в период внутриутробного развития
a) С Л Рубинштейн и А Н Леонтьев
18. Для успешной социализации подростка необходимо его включение в такой вид деятельности, как …
19. Действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие – либо внешние средства, называется _______ действием
a) умственным
20. Психическая деятельность животных отличается от психической деятельности человека тем, что она:
a) обусловлена биологическими закономерностями
21. Целенаправленная активность, связанная с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, называется
a) действием
22. Одним из принципов отечественной психологии является принцип…
a) единства сознания и деятельности
23. В когнитивную составляющую самосознания входят…
a) знание личности о себе
24. Соотношение сознания и бессознательного было достаточно полно изучено…
a) К. Юнгом
25. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется …
a) сознанием
26. В Вундт определил психологию как науку о…
a) структурах сознания
27. Психология занимает центральное место согласно классификации наук:
a) Б. М. Кедрова
28. Выстраивать психологию по образцу развитых наук (физики и химии) как «статику и динамику представлений» предлагал:
a) И. Гербарт
29. Психология как самостоятельная наука оформилась:
a) в 80-х гг XIX в.
30. Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена:
a) Аристотелем
31. Признание психологии как самостоятельной науки было связано:
a) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений
32. Термин «психология» в научный оборот ввел:
a) Х. Вольф
33. Психология как наука о сознании возникла:
34. Психология как наука о поведении возникла:
35. Определение психологии как науки о душе было дано:
a) более двух тысяч лет тому назад
36. Первые представления о психике были связаны:
a) с анимизмом
37. Определение эмпирической психологии принадлежит:
a) Х. Вольфу
38. Термин «эмпирическая психология» был введен:
39. Воззрение на психологию как независимую от философии науку одним из первых предложил:
a) Дж. Ст. Милль
40. Изучение отношения психики к ее телесному субстрату отражает суть такой проблемы психологии, как:
a) психофизиологическая
41. Психическое отражение:
a) носит избирательный характер
42. Согласно идеалистическим представлениям психика – это:
a) образ бесплотной сущности
43. Психика по отношению к своему носителю не выполняет функцию:
a) регуляции вегетативных изменений
44. Самой радикальной попыткой поставить психологию на естественнонаучную основу является:
a) бихевиоризм
45. Наличием души объяснялись все непонятные явления в жизни человека с точки зрения:
a) психологии души
46. Психология – это наука о функциях сознания согласно:
a) функционализму
47. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность, называется:
a) экзопсихикой
48. По К. Юнгу, потребности и эмоции относятся:
a) к эндопсихике
49. Психическим явлением является:
a) интерес
50. Отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира представляет:
a) ощущение
51. Психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях рассматривал:
a) П. Я. Гальперин
52. Психический процесс создания чего-то нового в форме образа, представления или идеи называется:
a) воображением
53. К числу наиболее древних понятий психологии принадлежит понятие:
a) темперамента
54. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:
a) возрастная
55. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:
a) социальная
56. Научное течение, возникшее на рубеже XIX–XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
a) педологией
57. Педология возникла:
a) на рубеже XIX–XX вв.
58. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:
59. В. Франкл известен как основоположник:
a) Я. Морено
61. Методология:
a) определяет способы достижения и построения знания
62. Критерием научной теории в психологии не является(ются):
a) материальная целенаправленная деятельность людей по преобразованию природных и социальных объектов
63. Для научного психологического и стихийно-эмпирического исследований общим(ми) является(ются):
a) постановка целей и задач исследования
64. В допарадигмальный период развития психологии в качестве объяснительного сформировался принцип:
a) системности
65. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
a) детерминизма
66. Сидеалистическую точку зрения свойства человеческой психики не рассматривал:
a) Аристотель
67. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом:
a) развития
68. Философское течение, акцентирующее роль разума в приобретении знаний, называется:
a) рационализмом
69. Представление о психике как необходимой для выживания человека функции утвердилось в силу детерминизма:
a) биологического
70. Подход к изучению психики, определяющий возможности психического анализа как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции, называется:
a) структурно-функциональным
71. Структурно-функциональный подход относится к уровню:
a) общенаучной методологии
72. Анализ общих форм научного мышления относится к уровню:
a) философской методологии
73. Отличительная черта отечественной психологии – использование категории:
a) деятельности
74. Необходимость выявления противоречий как источника развития и саморазвития психики означает принцип:
a) единства и борьбы противоположностей
75. Деятельностный подход в психологии не включает в себя требования принципа:
a) воспроизведения в онтогенезе психики основных этапов культурно-исторического развития человека
76. При определении деятельности как объекта психологического исследования был вычленен такой аспект изучения психики, как:
a) эволюционный
77. Психический процесс зависит от производящих его факторов согласно принципу:
a) детерминизма
78. Обусловленность психических явлений действием производящих их факторов составляет суть принципа:
a) детерминизма
79. В качестве объяснительного в бихевиоризме в явной форме использовался принцип:
a) детерминизма
80. Методологической основой бихевиоризма является:
a) позитивизм
81. Методология бихевиоризма тесно связана:
a) с механистическим пониманием поведения
82. Психоанализ в его развитой форме был направлен на изучение личности и формировался в соответствии с принципом:
a) развития
83. Конкретное изучение личности в психоанализе не обусловлено такой мировоззренческой ориентацией, как:
a) рационализм
84. Философской основой гуманистической психологии является:
a) экзистенциализм
85. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего наблюдения, называются:
a) L – данными
86. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
a) Q-данными
87. Такое присвоение чисел объектам, при котором равные разности чисел соответствуют равным разностям измеряемого признака или свойства объекта, предполагает наличие шкалы:
a) интервалов
88. Шкала порядка соответствует измерению на уровне:
a) ординальном
89. Ранжирование объектов по выраженности определенного признака составляет суть измерений на уровне:
a) ординальном
90. Крайне редко в психологии применяется шкала:
a) отношений
91. К числу постулатов, которым подчиняются преобразования порядковых шкал, не относятся постулаты:
a) дихотомии
92. В наиболее общей форме шкалы измерений представлены шкалой:
a) наименований
93. Нельзя производить никаких арифметических действий в шкале:
a) наименований
94. Установление равенства отношений между отдельными значениями допустимо на уровне шкалы:
a) отношений
95. Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
a) к организационным методам
96. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
a) наблюдением
97. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:
a) лонгитюдным
98. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
a) интроспекция
99. Систематическое применение моделирования наиболее характерно:
a) для гештальтпсихологии
100. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, – это:
a) тестирование
101. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
a) самонаблюдение
102. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
a) экспериментом
103. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:
a) интроспекции
104. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:
a) полевое
105. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения их межличностного выбора называется:
a) социометрией
106. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:
a) В. Вундтом
107. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
a) эксперимента
108. С помощью экспериментального метода проверяются гипотезы о наличии:
a) причинно-следственной связи между явлениями
109. Устанавливать наиболее общие математико-статистические закономерности позволяет:
a) А. Ф. Лазурский
111. Понятие «эксперимент полного соответствия» в научный оборот ввел:
a) Р. Готтсданкер
112. Промежуточным между естественными методами проведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных, является:
a) квазиэксперимент
113. Активно изменяемая в психологическом эксперименте характеристика называется переменной:
a) независимой
114. По Д.Кэмпбеллу, потенциально управляемые переменные относятся к переменным эксперимента:
a) независимым
115. В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется.