Корней иванович чуковский произведения список. Школьная энциклопедия. Другие труды поэта для юной публики

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На нее садились мухи и кусали ее. Она закрыла голову полотенцем и заснула. Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла . Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала. Старший мальчик, Ваня (ему было восемь лет), был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонков ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше: «Беги, сгоришь!» Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше: «Тащи его за голову!» – а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.

В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На неё садились мухи и кусали её. Она закрыла голову полотенцем и заснула.

Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла.

Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала:
- Глянь, Килюска, какую я печку вздула.Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала.
Старший мальчик Ваня (ему было восемь лет) был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонок ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом.
Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше:
- Беги, сгоришь!
Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжёл и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше:
- Тащи его за голову! - а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.

Урок внеклассного чтения

Л.Н. Толстой «Пожар»

2 класс УМК «Школа 2100»

Цели: 1. Развивать интерес к чтению и на основе его совершенствовать

технику чтения.

2. Учить детей понимать эмоциональный настрой произведения, уметь

3. Уметь доказывать свою мысль, обогащать речь.

4. Вспомнить правила пожарной безопасности.

Ход урока

I Класс разделен на 3 группы

Каждая группа получает карточки со словами. Необходимо из этих слов составить короткие тексты и определить жанр.

1. Чудище рыжее куда попадет все сожжет, даже трава не растет. (Загадка – выражение, которое нуждается в отгадке)

2. Пекарь пек калачи в печи. (Скороговорка – фраза, где есть повторяющиеся звуки, которую нужно произносить быстро)

3. Спички детям не игрушки. (Пословица – это краткая, меткое, поучительное выражение)

II Беседа об авторе:

Знакомо ли вам имя Л.Н.Толстова?

Что вам известно о нем?

Какие произведения он написал?

III Словарная работа

Жнитво – пара уборки урожая

Черепок – обломок разбитой глиняной посуды

Снопы – связка сжатых стеблей с колосками

Ошалела – стала безрассудная, не понимала что делала

IV Чтение рассказа учителем .

Понравилось ли вам произведение? Что особенно? Когда было страшно за судьбу героев?

V Повторное чтение учениками

1. Какое настроение возникло при прочтение первого абзаца? Чувствуется ли здесь приближение беды? В каком темпе нужно читать? (спокойном)

2. Для чего автор нам дает возраст детей? Какое чувство возникло у нас после чтение этой части? Осуждает ли автор Машу? Почему она так поступила? Как можно назвать е6е поступок (легкомыслие – отсутствие серьезности в поведении, беззаботность в поведении).

3. Как вели себя дети во время пожара? Проследите за их действиями, прочитайте только глаголы. В какой интонации нужно читать глаголы? Какое чувство испытываете прочитав эту часть? Как вели себя малыши во время пожара? Правильно ли они поступили? В какой интонации нужно читать эту часть?

4. Каким вам показался Ваня? (смелым, решительным). К слову «смелый» подберите синонимы (оважн6ый, храбрый, мужественный, бесстрашный).

Прочитайте глаголы, которые встречаются в этой части. Как вы думаете, зачем мы постоянно обращаем на них внимание? Подготовьте чтение вслух, показав состояние и действие мальчика. Какой чтец задел чувства слушателей? Проследите за действие бабушки? Можно ли в это время терять рассудок?

5. Найдите и прочитайте в тексте как Ваня спас брата и Машу? Какое чувство за судьбу героев испытали в конце?

Как вы думаете, что было дальше? Можно ли сказать, что Ваня совершил героический поступок? Почему? Вспомните пословицу, которая подходит для этого поступка? (Сам погибай, а товарища выручай). В чем проявилась высшая точка напряжения в рассказе. Это называется – кульминация. Какой урок вы вынесли для себя, прочитав это рассказ? Если бы рекомендовали прочитать его другу, какие достоинства бы отметили.

VI Объединитесь в группы

Составьте правила противопожарной безопасности и выберите одного человека, который ваши правила огласит.

Урок окружающего мира « Клетка – маленькая лаборатория»

УМК «Школа 2100», 3 класс.

Цель: 1) Познакомить учащихся с особенностями строения, среды обитания одноклеточных водорослей, как наиболее простого представителя растительного мира. Познакомить с работой микроскопа.

2) Развивать ассоциативно – образное мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать познавательный интерес.

3)Вызывать у детей ощущение к причастности к природе, интерес к уроку «Окружающий мир»

Оборудование: таблица «Одноклеточные водоросли», микроскоп, презентация «Зелёные лаборатории», препараты с одноклеточными водорослями.

Актуализация знаний.

(ученик у доски индивидуально подписывает части растений.)

Вспомните отличие растений от животных.

Для чего нужны растения? (Производители – кормильцы. Фотосинтез, т.к. они запасают энергию солнца и кормят этим веществом всю экосистему.)

Способность к фотосинтезу делает все растения похожими.

(Слайд) – Рассмотрите таблицу. Найдите общие признаки растений. (Клеточное строение, листья, зелёная окраска, корень, стебель, цветок)

Вывод. Значит, вы считаете, что все растения имеют органы: корень, листья, стебель, цветок? (проверка ученика у доски)

А из чего состоят органы растения?

Проблемный вопрос

Какое растение самое маленькое? Обсудите это в парах.

Новый материал

. – Как называется прибор, который находится перед вами? Для чего он нужен?

- (слайд) Более 3-х столетий тому назад английский учёный Роберт Гук усовершенствовал микроскоп. Это позволило ему взглянуть на обычные предметы при большом увеличении.

Посмотрите в микроскоп. Перед вами растение – водоросль.

Есть ли у неё корень, стебель, цветок?

Какой из отличительных признаков есть? (Зелёный цвет)

А раз есть зелёный цвет, какой процесс в ней происходит? (Фотосинтез)

Кто знает, как называется зелёное вещество, которое придаёт окраску растительной клетке? (Хлорофилл)

(на доске написано слово хлорофилл)

Найдите орфограммы.

На доске нарисована схема. Расставьте стрелки так, чтобы показать процесс фотосинтеза.

Вывод: зелёный цвет – это наличие органического вещества – хлорофилла. Так можно ли сказать, что зелёный цвет характерен для растений? Почему? (Да, т. к. в нём есть зелёное вещество хлорофилл)

Водоросли – самые простые водные растения. У многих водорослей тело состоит из одной клетки. Летом в пруду мы замечаем, что вода стала ярко-зелёной. Это расплодилась одноклеточная водоросль.

(Показать слайд: одноклеточные водоросли. На доске написаны слова: одноклеточные водоросли.)

Найдите орфограммы.

(Работа с микроскопом)

Из чего состоит клетка? (Оболочка)

Именно оболочки увидел Роберт Гук в микроскоп.

Для чего нужна клетке оболочка? (Придаёт определённую форму, защищает клетку).

Благодаря оболочке клетки могут выдержать недолгое высыхание и жить на суше: в почве. На стволах деревьев, на скалах, на цветочном горшке. Им достаточно несколько капель дождя, чтобы надолго окружить себя водой и выжить.

(Работа с микроскопом)

Что ещё можно рассмотреть в клетке? (Ядро)

В ядре содержится информация о том, как устроен материнский организм. Каждая из дочерних клеток получает от материнской клетки полную копию всей наследственной информации.

Цитоплазма – заполняет всю клетку. Это жидкость, как клей. В ней находятся маленькие органы клетки – органоиды.

Самостоятельная работа

На листах бумаги нарисуйте клетку и подпишите из чего она состоит.

Ра бота в группах.

Разгадайте кроссворд

Вывод

Из чего состоят все растения на земле? (Из клеток)

Какое растение самое маленькое? (Одноклеточная водоросль)

Для чего мы изучаем клетки? (Из клеток состоят все живые организмы)

Рефлексия деятельности

Встаньте, кому сегодня понравилось на уроке. Сделайте шаг те, кто узнал что-то новое. Сделайте шаг те, кто сможет рассказать дома родителям из чего состоит клетка. Сделайте шаг те, кто знает, какое растение самое маленькое на земле.

Встаньте все в кружок. Выскажите друг другу свои добрые пожелания.

Корней Иванович Чуковский (1882-1969) — русский и советский поэт, критик, литературовед, переводчик, публицист, известен в первую очередь детскими сказками в стихах и прозе. Один из первых в России исследователей феномена массовой культуры. Читателям больше всего известен как детский поэт. Отец писателей Николая Корнеевича Чуковского и Лидии Корнеевны Чуковской.

Корней Иванович Чуковский (1882-1969). Корней Иванович Чуковский (Николай Иванович Корнейчуков) родился 31 (по старому стилю 19) марта 1882 г. в Санкт-Петербурге.

В его метрике значилось имя матери – Екатерина Осиповна Корнейчукова; далее шла запись – «незаконнорожденный».

Отец, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого была прислугой мать Чуковского, через три года после рождения Коли оставил ее, сына и дочь Марусю. Они переехали на юг, в Одессу, жили очень бедно.

Николай учился в одесской гимназии. В одесской гимназии он познакомился и подружился с Борисом Житковым, в будущем также знаменитым детским писателем. Чуковский часто ходил в дом к Житкову, где пользовался богатой библиотекой, собранной родителями Бориса. Из пятого класса гимназии Чуковский был исключен, когда по специальному указу (известному как «указ о кухаркиных детях») учебные заведения освобождались от детей «низкого» происхождения.

Заработки матери были настолько мизерными, что их едва хватало, чтобы как-то сводить концы с концами. Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. А 1901 году появилась его первая статья в газете «Одесские новости». Он писал статьи на самые разные темы – от философии до фельетонов. Кроме этого, будущий детский поэт вел дневник, который был его другом в течение всей жизни.

С юношеских лет Чуковский вел трудовую жизнь, много читал, самостоятельно изучил английский и французский языки. В 1903 году Корней Иванович отправился в Петербург с твердым намерением стать писателем. Он ездил по редакциям журналов и предлагал свои произведения, но везде получил отказ. Это не остановило Чуковского. Он познакомился со многими литераторами, привык к жизни в Петербурге и нашел-таки себе работу – стал корреспондентом газеты «Одесские новости», куда отправлял свои материалы из Петербурга. Наконец, жизнь вознаградила его за неиссякаемый оптимизм и веру в свои способности. Он был командирован «Одесскими новостями» в Лондон, где соврешенствовал свой английский язык.

В 1903 году женился на двадцатитрехлетней одесситке, дочери бухгалтера частной фирмы, Марии Борисовне Гольдфельд. Брак был единственным и счастливым. Из четверых родившихся в их семье детей (Николай, Лидия, Борис и Мария) долгую жизнь прожили только двое старших — Николай и Лидия, сами впоследствии ставшие писателями. Младшая дочь Маша умерла в детстве от туберкулёза. Сын Борис погиб на войне в 1941 году; другой сын Николай тоже воевал, участвовал в обороне Ленинграда. Лидия Чуковская (родилась в 1907) прожила длинную и трудную жизнь, подвергалась репрессиям, пережила расстрел мужа, выдающегося физика Матвея Бронштейна.

В Англию Чуковский едет с женой – Марией Борисовной. Здесь будущий писатель провел полтора года, посылая в Россию свои статьи и заметки, а также почти ежедневно посещая бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал запоем английских писателей, историков, философов, публицистов, тех, кто помогал ему вырабатывать собственный стиль, который потом называли «парадоксальным и остроумным». Он знакомится с

Артуром Конан Дойлем, Гербертом Уэллсом, другими английскими писателями.

В 1904 году Чуковский вернулся в Россию и стал литературным критиком, печатая свои статьи в петербургских журналах и газетах. В конце 1905 он организовал (на субсидию Л. В. Собинова) еженедельный журнал политической сатиры «Сигнал». За смелые карикатуры и антиправительственные стихи он даже подвергался аресту. А в 1906 году стал постоянным сотрудником журнала «Весы». К этому времени он уже был знаком с А. Блоком, Л.Андреевым А. Куприным и другими деятелями литературы и искусства. Позднее Чуковский воскресил живые черты многих деятелей культуры в своих мемуарах («Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания», 1940; «Из воспоминаний», 1959; «Современники», 1962). И ничто, казалось, не предвещало, что Чуковский станет детским писателем. В 1908 году он выпустил в свет очерки о современных писателях «От Чехова до наших дней», в 1914 — «Лица и маски».

Постепенно имя Чуковского становится широко известным. Его острые критические статьи и очерки печатались в периодике, а впоследствии составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922).

В 1906 году Корней Иванович приезжает в финское местечко Куоккала, где сводит близкое знакомство с художником Репиным и писателем Короленко. Также писатель поддерживал контакты с Н.Н. Евреиновым, Л.Н. Андреевым, А.И. Куприным, В.В. Маяковским. Все они впоследствии стали персонажами его мемуарных книг и очерков, а домашний рукописный альманах Чукоккала, в котором оставили свои творческие автографы десятки знаменитостей - от Репина до А.И. Солженицына, - со временем превратился в бесценный культурный памятник. Здесь он прожил около 10 лет. От сочетания слов Чуковский и Куоккала образовано «Чукоккала» (придумано Репиным) - название рукописного юмористического альманаха, который Корней Иванович вёл до последних дней своей жизни.

В 1907 году Чуковский опубликовал переводы Уолта Уитмена. Книга стала популярной, что увеличило известность Чуковского в литературной среде. Чуковский становится влиятельным критиком, громит бульварную литературу (статьи о А. Вербицкой, Л. Чарской, книга «Нат Пинкертон и современная литература» и др.) Острые статьи Чуковского выходили в периодике, а затем составили книги «От Чехова до наших дней» (1908), «Критические рассказы» (1911), «Лица и маски» (1914), «Футуристы» (1922) и др. Чуковский - первый в России исследователь «массовой культуры». Творческие интересы Чуковского постоянно расширялись, его работа со временем приобретала все более универсальный, энциклопедический характер.

В Куоккале семья живет вплоть до 1917 г. У них уже трое детей – Николай, Лидия (впоследствии оба стали известными писателями, а Лидия – еще и известным правозащитником) и Борис (погиб на фронте в первые месяцы Великой Отечественной войны). В 1920 г., уже в Петербурге, родилась дочь Мария (Мура – она была «героиней» многих детских стихов Чуковского) умершая в 1931 г. от туберкулеза.

В 1916 г. по приглашению Горького Чуковский возглавляет детский отдел издательства «Парус». Тогда же он сам начинает писать стихи для детей, а затем и прозу. Стихотворные сказки «Крокодил » (1916), «Мойдодыр » и «Тараканище » (1923), «Муха-цокотуха » (1924), «Бармалей » (1925), «Телефон » (1926) «Айболит » (1929) – остаются любимым чтением нескольких поколений детей. Однако в 20-е и 30-е гг. они подвергались жесткой критике за «безыдейность» и «формализм»; бытовал даже термин «чуковщина».

В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Речь» в Великобритании, Франции, Бельгии. Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти», которая впервые вышла из печати в 1928 году под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы» и только в 3-ем издании книга получила название «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

А через много лет Чуковский вновь выступил как лингвист – написал книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962), где зло и остроумно обрушился на бюрократические штампы, на «канцелярит».

Вообще в 10-е – 20-е гг. Чуковский занимался множеством тем, которые так или иначе нашли продолжение в его дальнейшей литературной деятельности. Именно тогда (по совету Короленко) он обращается к творчеству Некрасова, выпускает несколько книг о нем. Его стараниями вышло первое советское собрание стихотворений Некрасова с научными комментариями (1926). А итогом многолетней исследовательской работы стала книга «Мастерство Некрасова» (1952), за которую в 1962 г. автор получает Ленинскую премию.

В 1916 году Чуковский стал военным корреспондентом газеты «Речь» в Великобритании, Франции, Бельгии. Вернувшись в Петроград в 1917 году, Чуковский получил предложение от М. Горького стать руководителем детского отдела издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь и бороты маленьких детей и записывать их. Такие записи он вел до конца своей жизни. Из них родилась известная книга «От двух до пяти», которая впервые вышла из печати в 1928 году под названием «Маленькие дети. Детский язык. Экикики. Лепые нелепицы» и только в 3-ем издании книга получила название «От двух до пяти». Книга переиздавалась 21 раз и с каждым новым изданием пополнялась.

Еще в 1919 г. выходит первая работа Чуковского о мастерстве перевода – «Принципы художественного перевода». Эта проблема всегда оставалась в фокусе его внимания – свидетельство тому книги «Искусство перевода» (1930, 1936), «Высокое искусство» (1941, 1968). Он и сам был одним из лучших переводчиков – открыл для русского читателя Уитмена (которому также посвятил исследование «Мой Уитмен»), Киплинга, Уайльда. Переводил Шекспира, Честертона, Марка Твена, О Генри, Артура Конан Дойла, пересказал для детей «Робинзона Крузо», «Барона Мюнхаузена», многие библейские сюжеты и греческие мифы.

Чуковский изучал также русскую литературу 1860-х годов, творчество Шевченко, Чехова, Блока. В последние годы жизни он выступал со статьями-эссе о Зощенко, Житкове, Ахматовой, Пастернаке и многих других.

В 1957 г. Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, тогда же, к 75-летию, ему вручают орден Ленина. А в 1962 г. он получил почетное звание доктора литературы Оксфордского университета.

Сложность жизни Чуковского – с одной стороны, известного и признанного советского писателя, с другой – человека, многое не простившего власти, многое не приемлющего, вынужденного скрывать свои взгляды, постоянно тревожащегося за дочь-»диссидентку» – все это открылось читателю лишь после публикации дневников писателя, где были вырваны десятки страниц, а о некоторых годах (вроде 1938) не было сказано ни слова.

В 1958 г. Чуковский оказался единственным советским писателем, поздравившим Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии; после этого крамольного визита к соседу по Переделкину его заставили писать унизительное объяснение.

В 1960-х годах К. Чуковский затеял также пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлек писателей и литераторов, и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным, в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 году. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 году.

Корней Иванович был одним из первых, кто открыл Солженицына, первым в мире написал восхищенный отзыв об «Одном дне Ивана Денисовича», дал писателю кров, когда тот оказался в опале, гордился дружбой с ним.

Долгие годы Чуковский жил в писательском поселке Переделкино под Москвой. Здесь он часто встречался с детьми. Сейчас в доме Чуковского работает музей, открытие которого также было связано с большими сложностями.

В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом, выступал со статьями-эссе о Зощенко, Житкове, Ахматовой, Пастернаке и многих других. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!»

Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 года от вирусного гепатита. На даче в Переделкино (подмосковье), где он прожил большую часть жизни, ныне там действует его музей.

«Детский» поэт Чуковский

В 1916 Чуковский составил сборник для детей «Ёлка». В 1917 г. М.Горький предложил ему возглавить детский отдел издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь маленьких детей и записывать их. Из этих наблюдений родилась книга «От двух до пяти» (впервые вышла в 1928), которая представляет собой лингвистическое исследование детского языка и особенностей детского мышления.

Первая детская поэма «Крокодил » (1916) родилась случайно. Корней Иванович вместе с маленьким сыном ехали в поезде. Мальчик болел и, чтобы отвлечь его от страданий, Корней Иванович начал рифмовать строки под стук колес.

За этой поэмой последовали другие произведения для детей: «Тараканище » (1922), «Мойдодыр » (1922), «Муха-Цокотуха » (1923), «Чудо-дерево » (1924), «Бармалей » (1925), «Телефон » (1926), «Федорино горе » (1926), «Айболит » (1929), «Краденное солнце » (1945), «Бибигон » (1945), «Спасибо Айболиту » (1955), «Муха в бане » (1969)

Именно сказки для детей стали причиной начатой в 30-е гг. травли Чуковского , так называемой борьбы с «чуковщиной», инициированной Н.К. Крупской. В 1929 г. его заставили публично отречься от своих сказок. Чуковский был подавлен пережитым событием и долго после этого не мог писать. По собственному признанию, с того времени он из автора превратился в редактора.

Для детей младшего школькного возраста Чуковский пересказал древнегреческий миф о Персее, переводил английские народные песенки («Барабек », «Дженни », «Котауси и Мауси » и др.). В пересказе Чуковского дети познакомились с «Приключениями барона Мюнхгаузена» Э. Распе, «Робинзона Крузо« Д.Дефо, с «Маленьким оборвышем» малоизвестного Дж. Гринвуда; для детей Чуковский переводил сказки Киплинга, произведения Марка Твена. Дети в жизни Чуковского стали поистине источником сил и вдохновения. В его доме в подмосковном поселке Переделкино, куда он окончательно переехал в 1950-е гг., часто собиралось до полутора тысяч детей. Чуковский устраивал для них праздники «Здравствуй, лето» и «Прощай, лето». Много общаясь с детьми, Чуковский пришел к выводу, что они слишком мало читают и, отрезав большой кусок земли от своего дачного участка в Переделкино, построил там библиотеку для детей. «Библиотеку я построил, хочется до конца жизни построить детский сад», — говорил Чуковский.

Прототипы

Неизвестно, были ли прототипы у героев сказок Чуковского . Но существуют довольно правдоподобные версии возникновения ярких и харизматичных персонажей его детских сказок.

В прототипы Айболита годятся сразу два персонажа, один из которых был живым человеком, доктором из Вильнюса. Его звали Цемах Шабад (на русский манер — Тимофей Осипович Шабад). Доктор Шабад, окончив медицинский факультет Московского университета в 1889 г, добровольно отправился в московские трущобы, чтобы лечить бедняков и бездомных. Добровольно поехал в Поволжье, где рискуя жизнью, боролся с эпидемией холеры. Вернувшись в Вильнюс (в начале двадцатого века — Вильно) бесплатно лечил бедняков, кормил детей из бедных семей, не отказывал в помощи, когда к нему приносили домашних животных, лечил даже раненных птиц, которых ему приносили с улицы. С Шабадом писатель познакомился в 1912 году. Он дважды побывал в гостях у доктора Шабада и сам лично назвал его прототипом доктора Айболита в своей статье в «Пионерской правде».

В письмах Корней Иванович, в частности, рассказывал: «…Доктор Шабад был очень любим в городе, потому что лечил бедняков, голубей, кошек… Придет, бывало, к нему худенькая девочка, он говорит ей — ты хочешь, чтобы я выписал тебе рецепт? Нет, тебе поможет молоко, приходи ко мне каждое утро, и ты получишь два стакана молока. Вот я и подумал, как было бы чудно написать сказку про такого доброго доктора».

В воспоминаниях Корнея Чуковского сохранилась другая история о маленькой девочке из бедной семьи. Доктор Шабад поставил ей диагноз «систематическое недоедание» и сам принес маленькой пациентке белую булку и горячий бульон. На следующий день в знак благодарности выздоровевшая девчушка принесла доктору в подарок своего любимого кота.

Сегодня в Вильнюсе установлен памятник доктору Шабаду.

Существует и другой претендент на роль прототипа Айболита — это доктор Дулитл из книги английского инженера Хью Лофтинга. Находясь на фронте Первой мировой войны, он придумал сказку для детей о докторе Дулитле, умевшем лечить разных животных, общаться с ними и воевать со своими врагами — злыми пиратами. История доктора Дулитла появилась в 1920 году.

Долгое время считали, что в «Тараканище » изображен Сталин (Таракан) и сталинский режим. Искушение провести параллели было очень сильным: Сталин был невысокого роста, рыжий, с пышными усами (Таракан — «жидконогая козявочка, букашечка», рыжий с большими усами). Ему покоряются и его боятся большие сильные звери. Но «Тараканище» был написан в 1922 г., Чуковский мог не знать о важной роли Сталина и, тем более, не мог изображать режим, набравший силу в тридцатые годы.

Почетные звания и награды

    1957 — Награждён орденом Ленина; присвоена ученая степень доктора филологических наук

    1962 — Ленинская премия (за книгу «Мастерство Некрасова»,вышедшую в 1952 г.); звание почетного доктора литературы Оксфордского университета.

Цитаты

    Если вам захочется пристрелить музыканта, вставьте заряженное ружье в пианино, на котором он будет играть.

    Детский писатель должен быть счастлив.

    Начальство при помощи радио распространяет среди населения разухабистые гнусные песни — дабы население не знало ни Ахматовой, ни Блока, ни Мандельштама.

    Чем старше женщина, тем больше в ее руках сумка.

    Все, чего хочется обывателям, — они выдают за программу правительства.

    Когда тебя выпускают из тюрьмы и ты едешь домой, ради этих минут стоит жить!

    Единственное, что прочно в моем организме — это вставные зубы.

    Свобода слова нужна очень ограниченному кругу людей, а большинство, даже из интеллигентов, делает свое дело без нее.

    В России надо жить долго.

    Кому велено чирикать, не мурлыкайте!

На сказках К. Чуковского выросло не одно поколение. Они рассказывают о зверях и людях, их пороках и достоинствах. Сказки интересны и занимательны. Прикоснитесь к творчеству знаменитого автора, читая произведения Корнея Чуковского для детей, список которых представлен ниже.

Сказка рассказывает о необходимости ежедневных водных процедур. В ней К. Чуковский повествует о мальчике, который был настоящим грязнулей. Поэтому лег спать неумытым. Когда же он проснулся, то заметил что все предметы, к которым он хотел прикоснуться, сбегают от него. Вдобавок ко всему, из спальни мамы выходит умывальник по имени Мойдодыр и начинает его стыдить. После попытки сбежать мальчик понимает, насколько важна чистота и исправляет свою ошибку.

Автор сказки рассказывает о том, что ему целый день названивают разные животные. У каждого из них свои просьбы. Слону нужен шоколад, крокодилу калоши на ужин для всей семьи, зайкам – перчатки, мартышкам – книжки. В течение дня телефон не замолкает. В конце автор самоотверженно решает спасти бегемота, попавшего в болото.

Это занимательная сказка, в которой К. Чуковский повествует о неприятности, случившейся с героиней. Из-за того, что Федора нерадиво вела хозяйство, от нее сбежала вся домашняя утварь. Посуда, лопата, утюги и тарелки не захотели больше служить неряхе. В доме скопилась грязь, паутина, тараканы. Осознав свою неправоту, Федора уговаривает всех вернуться, пообещав все исправить. После уборки благодарная посуда угостила хозяйку вкусными пирогами и блинами.

В сказке «Краденое солнце» рассказывается страшная история о том, как крокодил лишил всех солнца. Он бессовестно проглотил небесное светило. Из-за этого стало темно, перепугались все звери. Но никто не хочет пойти к крокодилу, чтобы выручить солнце. Тогда они побежали к Медведю просить о помощи. Пошел он на болото, налетел на крокодила и выпустил солнце на радость всем.

В произведении «Тараканище» читатель узнает историю о том, как Таракан возомнил себя непобедимым. Он смог напугать не только маленьких зверушек, но даже крокодилов, носорогов и слониху. Покорились звери Таракану и готовы были уже отдать детей своих ему для еды. Но бесстрашный воробей увидел перед собой обычного усатого насекомого и съел его. На радостях звери устроили грандиозный праздник и стали восхвалять спасителя. Так что не так и велик был зверь, как он сам о себе думал.

Сказка «Чудо-дерево» – это история об удивительном дереве. На нем вместо цветов и фруктов вырастает обувь и чулки. Благодаря дереву бедные дети теперь не будут ходить в драных калошах и рваных сапогах. Обувь уже созрела для того, чтобы каждый мог подойти и выбрать себе новые калоши или сапоги. Кому нужно, найдут на чудо-дереве чулки и гамаши. Благодаря ему теперь никто не замерзнет зимой.

В сказке идет речь о противостоянии людей и зверей. Заводилой зверей стал Крокодил, который побывал в Петрограде и, возмущенный положением собратьев в Зоосаде, настроил диких зверей идти в город и вызволить друзей. В городе ему противостоит Ваня Васильчиков, который прогоняет нападающих. Однако звери захватили Лялю. Вступив с ними в переговоры, Ваня освобождает девочку и договаривается о мирном сосуществовании людей и зверей.

«Муха-цокотуха» – сказка о праздновании именин главной героини. Муха, найдя денежку, купила самовар и устроила грандиозное празднование. В гости к ней приходили букашки, тараканы и даже бабушка-пчела. Когда на торжестве появился злодей-паук, все гости испугались и попрятались. Не жить бы Мухе, если бы к ней на помощь не поспешил Комарик. Он вызволил именинницу и пожелал жениться на ней. В благодарность Муха дала согласие выйти за него замуж.

В сказке «Айболит и воробей» идет повествование о бедной птице, которую укусила змея. Молодой воробей после укуса не смог взлететь и занемог. Сжалилась над ним пучеглазая лягушка и повела к доктору. По пути к ним присоединились еж и светлячок. Совместными усилиями они доставили больного к Айболиту. Всю ночь лечил доктор Воробья и спас его от верной смерти. Так и лечит зверей Айболит, а они даже спасибо забывают сказать.

Произведение «Бармалей» – это предупреждение для маленьких детей об опасностях, подстерегающих их в Африке. Там есть ужасные звери, которые способны укусить и избить. Но самым страшным является Бармалей, который может съесть детей. Но Таня и Ваня ослушались наставлений и, пока родители спали, отправились в Африку. Недолго длилось их путешествие – вскоре они попали к Бармалею. Если бы не доктор Айболит и Крокодил, неизвестно, что бы случилось с непослушными детьми.

В сказке «Бутерброд» главным героем является неодушевленный предмет – бутерброд с ветчиной. Захотелось ему однажды погулять. А чтобы было веселее, сманил он за собой сдобную булку. Увидели это чайные чашки и прокричали бутерброду предупреждение. Они отговаривали непоседу выходить за ворота. Ведь там его может съесть Мура. Вот так, порой, и человек не прислушивается к здравому мнению окружающих и страдает от этого.

Сказка «Путаница» – это увлекательная колыбельная для маленьких деток. В ней К. Чуковский рассказывает о чрезвычайной ситуации, когда звери пожелали издавать звуки, несвойственные им. Котятам захотелось хрюкать, утятам квакать, а воробей вообще замычал, как корова. Только заинька не поддался общему безобразию. Все стало на свои места только после того, как был потушен пожар на море, виновницами которого были лисички. Такая путаница ни к чему хорошему не приводит.

В произведении «Приключение Бибигона» описываются похождения сказочного существа. Главный герой – Бибигон – живет на даче у автора. С ним постоянно происходят происшествия. То он вступит в единоборство с индюком, которого считает колдуном. То решит прокатиться на дырявой калоше, изображая моряка. В разных частях сказки его противниками были паук, пчела, ворона. После того как Бибигон привел свою сестру Цинцинелу, ему пришлось сразиться с индюком, которого он победил.

В сказке «Топтыгин и Лиса» идет повествование о Медведе, у которого не было хвоста. Решил он исправить это недоразумение и отправился к Айболиту. Добрый доктор решил помочь бедняге и предложил выбрать хвост. Однако Лиса задурила Медведю голову, и, по ее совету, он выбрал павлиний хвост. С таким украшение косолапый стал приметен, и его вскоре поймали охотники. Вот что бывает с теми, кто идет «на поводу» у хитрецов.

В сказке «Скрюченная песня» автор рассказывает о странном месте, где люди и предметы скрючены. Человек и бабка, мышки и волки и даже елки деформированы. Река, дорожка, мост – все скрючено. Никто кроме К. Чуковского не знает, где находится это странное и удивительное место, в котором живут и радуются скрюченные люди и животные. Веселое описание такого мира, которого не существует в действительности.