Этапы внешней политики 17 века. Конспект урока "Внешняя политика России в XVII веке". Внешняя политика России: в XVII веке русские покоряют восточные регионы Евразии


Викентий Викентьевич Вересаев

Состязание

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный - на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе не­который страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными го­лосами возвещали на перекрестках состоявшееся поста­новление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина ока­жется достойною украсить собою лучшую площадь вели­кого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя - Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с ко­томкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золо­том в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие гла­за смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж вино­градников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатлен­ную творцом в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секи­рою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, вы­прямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

Учитель, радуйся! - весело приветствовал он пут­ника.

Радуйся, сын мой! - ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обру­бок и крикнул, ликуя:

Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, све­шивавших над их головами черные свои гроздья. С роб­ким благоговением поглядывая на великого, Зорька по­ставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно по­глядел на него.

Разве ты не слышал, о чем третий день кричат гла­шатаи на площадях и перекрестках города?

И… думаешь выступить на состязании?

Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испу­гался ее.

Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена - в гордую ли царевну, в дикую ли па­стушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь вино­градаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуха, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь по­лучить правдивого ответа:

Где же ты нашел ее?

А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золоти­стые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но, подумай, та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, - восторжен­но сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его опытный его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные гла­за, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюб­ленные!

В груди учителя забился ликующий смех, но лицо оста­лось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:

Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!

Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздох­нул облегченно и успокоенно: единственный опасный со­перник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высох­шего горного ручья.

на республиканскую ярмарку методической продукции

«Методическая ярмарка: Развитие детской одарённости»

Методическая разработка

Формирование исследовательских навыков в процессе

изучения произведения.

Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».

имени Героя Советского Союза »

с. Большая Шатьма -2012 г.

Пояснительная записка.

Представленный урок – один из этапов работы над комплексным анализом текста в средних классах. Комплексный анализ текста – это один из видов олимпиадных работ на всероссийской олимпиаде по русской литературе . Разбор текста, будь то прозаического или стихотворного – один из сложнейших видов олимпиадных заданий. Как показывает практика, зачастую с этим не справляются даже отличники. Эта разработка создана в помощь учителям, а также обучающимся среднего и старшего звена.

Это самостоятельный анализ рассказа Вересаева «Состязание». Урок был дан на занятии районного методического объединения учителей русского языка и литературы, тема которого была «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы»

С творчеством Вересаева восьмиклассники ещё не были знакомы. До этого урока были проанализированы рассказы Л. Улицкой, Бунина, Е. Габовой. Рассказ «Состязание» был прочитан заранее. Дискуссии были и до урока. И заранее выполнялись задания, данные каждой группе учащихся.

Анализ рассказа вызвал желание перечитывать его снова. Гости, присутствовавшие на уроке, тоже не остались равнодушны – после урока пожелали познакомиться с рассказом и провести такой же урок со своими учениками.

Цель: Подготовить обучающихся к комплексному анализу текста.

Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать тексты.

2. Развивать умение оперировать необходимыми литературными понятиями, умение формулировать развёрнутые ответы.

3. Закрепить умение обобщить материал, наработанный всей группой, строить ответ по плану, делать выводы.

Предполагаемые формы и методы обучения:

Ø чтение текста;

Ø составление плана;

Ø самостоятельная работа в группах по вопросам карточек;

Ø исследовательские задания по тексту рассказа;

Ø создание иллюстраций к произведению

Оборудование, оформление:

ØПК с мультимедийным проектором;

Øпрезентация « Подготовка к сочинению-рецензии;

Øстенд с портретом Вересаева и иллюстрациями учащихся;

Øтексты на партах учащихся;

Øречевые образцы для написания рецензии.

ØЭпиграф к уроку: «Когда писатель чувствует свою кровную связь с народом – это даёт красоту и силу ему.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовительный период – самый трудный период. Задания должны распределяться в соответствии со способностями детей. Ребята работают с карточками-инструкциями. Составляют свои презентации.

ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК – ИНСТРУКЦИЙ

Каковы особенности сюжета рассказа?

Для справки.

Мотив (лат. moveo - «двигаю») - простейшая составная часть сюжета Фольклорно-мифологический мотив (по) - образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба1.

Экспозиция – сообщение о том, кто такие герои и в какой обстановке будут происходить события.

Завязка – событие, с которого начинает развёртываться цепь последующих событий.

Развитие действия – эпизоды, в которых происходят события, герои совершают поступки, общаются, высказывают свои мысли.

Кульминация – самый напряжённый момент в развитии действия.

Развязка – разрешение конфликта. 2

Опорные вопросы.

По каким законам развивается сюжет?

С какими известными сказками можно сравнить рассказ?

Какой известный мотив в рассказе можно выделить?

Из скольких частей состоит рассказ? О чём рассказывается в экспозиции? Как развивается действие? Выделите кульминационный момент, завязку.

Каковы особенности композиции рассказа?

Для справки.

Композиция – построение произведения с помощью системы языковых

средств, которые организуют текст как словесное выражение художественного содержания. Если сюжет - цепь событий, то композиция – соединение не только событий, но всего, что есть в произведении, в единое целое, сопоставление и противопоставление эпизодов, образов, высказываний. Система образов, взаимосвязь сюжета с внесюжетными элементами, организация словесного материала. Всё это служит воплощению идеи произведения. 3

Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее определённый эффект. 4

Художественный повтор – повторение слов, деталей, образов, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя и усиливается их роль в тексте, эмоциональное воздействие, подчёркиваются важнейшие мысли. 5

Опорные вопросы.

- Какие бывают виды композиций (ведущий композиционный принцип)?

Каков композиционный принцип рассказа «Состязание»?

Какие композиционные приёмы использованы в рассказе?

Жанровое своеобразие.

Для справки.

Жанр - (от франц. genre - род, вид) в литературе может быть применим к литературным группам, сформированным по различным признакам. Чаще всего употребляется в отношении объединенных по содержанию произведений (комедия, трагедия, драма) 6

Притча - малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). 7

Опорные вопросы.

Какую известную притчу напоминает рассказ?

Какой поучительный вывод можно извлечь из рассказа?

Каков образ повествователя?

Для справки.

Образ повествователя – особый образ в структуре произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого образа – присущая ему речевая манера, за которой просматривается определенный характер, способ мышления, мировоззрение.

Рассказчик – художественный образ, персонаж. От лица которого ведётся повествование в эпическом и лиро-эпическом произведении. Он обозначен местоимениями и глаголами в первом лице. Это художественный образ, созданный писателем, лицо, часто обладающее имерем и характером, его позиция может совпадать или не совпадать с авторской. 8

Опорные вопросы.

Есть ли имя у повествователя?

Раскрывает ли себя рассказчик? Что нам о нём известно?

Чувствуем ли мы его присутствие?

Кто задаёт риторический вопрос: «Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие рамки?»

Герои рассказа.

Для справки.

Литературный герой- тот, о ком рассказывается в произведении словесности, персонаж. Созданный автором посредством языка. 9

Опорные вопросы.

Кто главные герои рассказа?

Можно ли сказать, что их имена «говорящие»?

Что выражает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?»

Какие ключевые слова можно выделить в описании Единорога?

Какова речь Единорога, как относится он к учителю?

Каков психологический портрет учителя?

Почему Единорог называет свою Зорьку золотой?

Символы и детали в рассказе?

Для справки.

Символ – это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Федор Гиренок обращал внимание, что в современной культуре стерта разница "между знаком и символом", между тем как спецификой символа является указание на сверхреальное Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.10

Деталь - (фр.detail - часть, подробность) - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. В отличие о подробности, которая действует всегда с другими подробностями, составляя полную и правдоподобную картину мира, деталь всегда самостоятельна. Среди писателей, которые мастерски использовали деталь, можно назвать А. Чехова и Н. Гоголя. 11

Опорные вопросы.

Какие детали в описании героев вы бы выделили?

Символом чего является ручей? Высохший ручей?

Какие краски преобладают в изображении пейзажа?

Символом чего является фиалка? Виноград?

Почему на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья», «горячая, напоенная солнцем тень»?

Каков стиль рассказа?

Для справки.

Стиль – это разновидность употребления языка, отбор и организация языковых средств выражения содержания12.

Опорные вопросы.

Какую лексику употребляет писатель?

Можно ли выделить элемент психологизма в рассказе?

Каким языком написан рассказ?

Какие изобразительно – выразительные средства использованы автором? Что они выражают?

Ход урока.

Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом - это дает красоту и силу ему.

(М. Горький)

Учитель : «Искусство писать?.. нет никакого искусства писать…искусство писать есть искусство видеть, есть искусство чувствовать всеми своими органами, всеми нервными окончаниями и ничего больше» 13, - так писал Вересаев о творчестве в своей статье «Что нужно для того, чтобы быть писателем». Но искусство вечно. И любая толпа подвластна ему. Но какое искусство?

Сегодня мы будем анализировать рассказ «Состязание» с точки зрения сюжета и композиции, системы образов, проблематики, особенностей языка писателя, постараемся понять, как всё это определяется и объединяется идеей, общим пафосом произведения. Какие непреходящие ценности воспевает автор.

Рассказ ученика о писателе:

Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев – это псевдоним писателя) родился 4(16) января 1867 года в семье тульского врача. Его отец. Викентий Игнатьевич, воспитывал детей на лучших произведениях родной литературы, научил «читать и перечитывать» Пушкина и Гоголя, Кольцова и Никитина, Помяловского и Лермонтова. Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршина, В. Короленко И Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был и нашим современником, современником М. Шолохова, А. Твардовского, Л. Леонова…

Талант Вересаева был на редкость многогранен. Он писал романы, повести, рассказы, очерки Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Современник, стихи, пьесы, литературно - философские трактаты, выступал как литературовед, литературный критик, публицист, переводчик.

В семнадцать лет он заканчивает тульскую классическую гимназию и поступает в Петербургский университет, на историко-филологический факультет . В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В. Вересаев поступает В Дерптский университет, на медицинский факультет. «…Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека. Его и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов» 14 - так позднее в автобиографии объяснял В. Вересаев своё обращение к медицине.

В 1901 году вышли знаменитые "Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также... ссылку в Тулу под надзор полиции. Дело в том, что герой "Записок" пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые "делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь"

Два года ездил по стране и Европе (Германии, Франции, Италии, Швейцарии), встречался со многими известными русскими писателями (Чеховым, Толстым и другими), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу "Среда", а позднее в издательство Максима Горького - "Знание".

С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в действующую армию, и с 1914-го по 1917 год он был полковым врачом в городе Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.
В годах жил под Феодосией, в поселке Коктебель. "За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою".

Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле, в Крыму, в 1919 г. И в этих тяжелейших условиях своим рассказом писатель утверждает, что искусство вечно.

Вересаев ещё в гимназические годы увлёкся философией и поэзией древних греков. Путешествие в 1910 году в Грецию утвердило его в мысли, что мироощущение древних греков воплощало радостное единение человека и окружающей среды. Вернувшись из путешествия. Вересаев усиленно изучает эллинскую культуру. В частности, в 1913 году он писал в автобиографии: «В настоящее время очень увлекаюсь эллинством. Заканчиваю большую работу об Аполлона и Дионисе, перевёл стихами всего Архилоха и всю Сафо; работаю над переводами Гомеровых гимнов.» 15

Влияние античных преданий и притч чувствуется и в рассказе Состязание»

Учитель:

Анализ рассказа Вересаева начнём с заглавия. Заглавие – это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения. Какие же типы заглавий в литературе можно выделить?(слайд- шоу)

Заглавия(по мнению литературоведа Ламзиной) могут быть символические, метафорические, аллюзийные , пословичные, цитатные, антонимичные , а также

· Заглавия, представляющие основную тему и проблему произведения.

· Заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения. В свою очередь они делятся на 2 группы:

· Заглавия пространство. («Утро помещика» , («Вечера на хуторе близ Диканьки»)., представляющие весь сюжетный ряд или фабульные;

· заглавия, выделяющие важнейший с точки зрения развития действия момент (или кульминационные).Такие заглавия отмечают кульминационный момент повествования и делят текст на 2 части: "до" и "после" заявленного в заглавии события (например "После бала"). заглавии может быть обозначена сюжетная деталь, которая оказывается важной для завязки, развития или развязки действия

· Персонажные заглавия. («Тарас Бульба» ,"Макар Чудра" М. Горького, "Олеся" и. т.д).

· Заглавия, обозначающие время и пространство16.

Каков же смысл заглавия «Состязание»? К какому типу оно относится? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Рассказ вызывает ассоциацию с Олимпийскими играми в Древней Греции. Состязались в это время также писатели и поэты, художники и скульпторы – они выставляли свои творения на главной площади города. Заглавие этого рассказа определяет основную тему и проблему текста.

Чему же посвящён рассказ Вересаева? Какие проблемы выдвигает в нём автор?

Рассказ посвящён искусству, которое может понимать и оценить даже погонщик мулов. Каким должно быть искусство? Какой должна быть истинная красота? Такие проблемы ставит в своём рассказе писатель.

Рассказ вами прочитан, группы получили индивидуальные задания. В ходе выступлений вам необходимо будет делать записи в тетради. Тем самым подготовиться к написанию рецензии или отзыва по данному рассказу.

Выступления учащихся(исследовательская работа в группах)

Сюжет.

Мне показалось, что сюжет развивается по законам сказки. В некоторых сказках глашатаи также на центральной площади возвещают царский указ – найти царевну, наполнить корзину подснежниками зимой. Убить дракона или совершить ещё какой-нибудь подвиг. Вот так появляется мотив дороги или пути, очень часто встречающийся в литературе или в сказках. (слайд)

Путь, в который отправляются герои в поисках истины, всегда завершается победой доброго, не богатого, а скорее бедного.

В экспозиции рассказа мы узнаём о цели состязания, объявленного на главной площади древнего города, - так изобразить красоту женщины, «чтоб каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им радость». Завязка – встреча учителя и ученика в доме Единорога. Развитие действия(вторая глава) - поиски наивысшей красоты в женщине учителем. Кульминация рассказа – снятие покрова с картины Единорога. Развязка – победителем(«Трижды-Венчанным»)становится Единорог. Свет и радость внесла его Зорька в души простых, грубоватых горожан.

Композиция. Композиционные принципы и приёмы.

Какие же бывают виды композиций? Или ведущий композиционный принцип? Слайд)

· Линейная - композиция. Это наиболее распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой.

· Обратная - в этом виде композиции события хоть и располагаются (следуют) линейно, но в обратном порядке.

· Кольцевая - характеризуется тем, что в ней начало замыкается с финалом, т. е. действие пьесы, начинается с того, чем заканчивается.

· Детективная - называется так, потому, что по подобной схеме написаны многие детективы. Экспозиция в ней затягивается на довольно продолжительное время и герои постоянно вынуждены обращаться к началу и пытаться восстановить его.

· Монтажная - состоящая из нескольких сюжетных линий, историй, которые связываются в одно единое повествование при помощи монтажа.

· Коллажная - одна из наиболее сложных композиций, но и самых интересных. В ее основе лежит некий смысловой сюжет, построенный по структурной схеме (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), но каждая часть композиции раскрывается отдельной историей.

· Парадоксальная - этот вид композиции характеризуется перевертыванием перспективы и сдвигом драматической структуры. Это сознательное нарушение гармонического композиционного единства приводит к обнажению смысловой и художественной конструкции, что в целом снимает автоматизм зрительского восприятия. Местоположение частей композиции при этом становится не точно определенным: за завязкой может следовать, например, финал, а потом начинаться экспозиция. 17

Ведущим композиционным принципом рассказа Вересаева является линейная композиция. Сюжет излагается в хронологической последовательности.

Хочу отметить такой композиционный приём, как антитеза – противопоставление. Противопоставляются учитель и ученик. Вечно тоскующий, пытающийся понять истину г. Дважды - Венчанный и всегда радостный, спокойный и уже нашедший свой идеал Единорог. Учитель стар и богат(золотой пояс), а ученик молод и беден(сам колет дрова).

Противопоставлены их женщины: Фиалковенчанная, светозарная, царственная дева и простая, добродушная, работящая Зорька. Когда увидели картину учителя, всех охватила «блаженная, нездешняя печаль, а картину Единорога встретили свистом и криками.

Темно стало от картины Дважды-Венчанного, «пристыженно отвращали все лица в сторону». Чудесный свет исходит от картины Единорога. Все лица прояснились, радость и любовь переполнила души горожан.

Ещё один композиционный приём, который можно выделить в рассказе,– это повтор. Повторяются много раз образы темноты и света, тоски и радости. Много раз мы встречаем слово борьба – борьба между учителем и учеником. Борьба происходит и в душе учителя. Красота – неземная красота в образе Фиалковенчанной и земная, крестьянская красота в образе Зорьки. Состязание также происходит на площади Красоты.

Жанровое своеобразие.

Выше уже было сказано, что рассказ построен по законам сказки. Но мне хочется отметить, что рассказ в чём-то похож на притчу. В притче о блудном сыне сын уходит от отца в другие края в поисках счастья и богатства, но возвращается домой, к отцу, бедный и несчастный. И только в родительском доме понимает, что счастье только здесь. В родительском доме, на Родине. Рассказ Вересаева тоже имеет поучительный характер – счастье может подарить женщина, умеющая любить, а не женщина, ждущая поклонения и преклонения.

Образ повествователя.

Рассказчик остаётся для читателя безымянным. Он не раскрывает себя. Следит за героями как бы с высоты птичьего полёта. Но мы чувствуем его присутствие в отношении к героям. Он переживает и тоскует вместе с Дважды-Венчанным, радуется вместе с Единорогом за его Зорьку. Именно автор-повествователь задаёт риторический вопрос: «Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие рамки?

Герои.

Главные герои рассказа - художники Единорог и Дважды-Венчанный, и их возлюбленные, Фиалковенчанная и Зорька. Наши герои живут в древнем мире, на что указывают глашатаи и место состязания – площадь Красоты. Интересны их имена. Единорог – животное, сильное, благородное, таинственное. Корень этого слова единый – у него цельный характер. Любит одну женщину, живёт в трудах и радости, сумел обрести покой и гармонию. Дважды-Венчанный – значит дважды удостоен высшей награды – лаврового венка . В описании учителя примечательны такие детали: «котомка за плечами»(всегда в пути); «золото в поясе»(богат); «тоскующие глаза»(в вечном поиске гармонии). Но главное – он испытывал страх пред Единорогом, на что указывает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?»

Ключевые слова в описании Единорога – «радость», «беззаботно », «блажен», «взгляд прям», «слеп». Лукавствовал учитель, а во взгляде ученика не было и тени лукавства.

Речь Единорога возвышенна, к учителю он относится с почтением. Он приветствует его в традиции древности. Но Вересаев, замечательный психолог, недаром же он был ещё и врачом, показывает нам психологический портрет учителя. Когда наставник увидел Зорьку, он перестал сомневаться в своей победе. Тогда заговорило в нём чувство учителя, но за внешней серьёзностью его скрывался ликующий смех и лукавая улыбка.

Имя Зорька – простое, народное, русское. Обыкновенная девушка с широким лицом, косо оставленные глаза, редкие зубы. Но как дорога она своему мужу, недаром он называет её золотой. Она и на рынок сходит, и коз подоит, и за виноградником ухаживает. И, главное, мужа своего любит. Такая сделает счастливым своего суженого.

Символы и детали

Когда Дважды-Венчанный отправился в путь на поиски высшей красоты, он идёт в гору по «камням высохшего горного ручья». Ручей – символ жизни, но его ручей высох. Высохший ручей – символ бесплодных егопоисков. Каким мы видим пейзаж? Преобладают тёмные краски. Красоту он ищет как светляк в темноте. Потому что в душе у героя такой же мрак. Почему же даже бури равноденственные? Он стал ко всему равнодушен? И вот в месяц фиалок (фиалка – символ целомудрия и ранней весны) он находит светозарную деву в венке из фиалок.

Символическая деталь в изображении Единорога и его золотой Зорьки – виноград. Виноград является символом мудрости, гостеприимства, плодородия и достатка. Да и на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья». А вокруг полуоблупившейся хижины – «горячая, напоенная солнцем тень». В тени можно укрыться от знойного солнца, а вот от Фиалковенчанной стало тяжело, как «знойным полднем в горнем лесу».

Стиль

Стиль рассказа возвышенный. Писатель употребляет возвышенную лексику – «возвещали», «осушим», «постановление», «славить творца», «вдыхал» и т. д.

Стиль спокойный, сказовый. Можно говорить об элементах психологизма в рассказе. Используется приём умолчания.

Рассказ написан образным языком. В описании Зорьки использованы эпитеты «стройные золотистые руки», «золотой Зорьки», «огромное счастье», аФиалковенчанной –«божественно-спокойная». Свет, исходящий от картины Единорога, писатель сравнивает с солнцем.

Используя многообразные средства словесного рисования, Вересаев создал гимн красоте простой девушки, красоте, озарённой светом любви.

Ученики: Истинная красота в простоте. В умении любить. Красива Зорька, потому что красива душой. Холодная красота не согревает и не облагораживает людей. Искусство должно служить народу.

Домашнее задание. Написать черновик сочинения – рецензии.

Методические советы на период ближайшего последействия: Итоги можно подвести, когда ребята напишут свои рецензии - анализы рассказа. Конечно, в первый раз бывает трудно писать, поэтому учащимся нужно будет раздать речевые образцы для написания комплексного анализа текста. Их может составить учитель, учитывая все вышеназванные аспекты анализа текста. Можно включить туда же такие категории, как время и пространство. После того, как будут проанализированы недостатки и достоинства сочинений, предложите проанализировать один из рассказов И. Полянской, В. Крупина, Е. Габовой.

Список использованной литературы:

1. http://ru. wikipedia. org

2.Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С.206.

3. Там же. – С. 207.

4 -7 .http://ru. wikipedia. org

8. Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С.355.

9. Там же. – С. 347.

10,11. http://ru. wikipedia. org.

12. Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С. 358.

13. ФОХТ-БАБУШКИН Ю. – легенды и реальность. В. Вересаев. Сочинения в четырёх томах, т. 1. – М. «Правда», 1990,с. 4-5.

14,15СМИДОВИЧ справка Сочинения в четырёх томах, т. 1. – М. «Правда», 1990,с. 40.

16 Заглавие//нЛитературоведеие. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под ред. Л.В. Чернец. М.,2001.

17. http://wiki. kspu. *****/index. php/

Викентий Вересаев

Состязание

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный – на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными голосами возвещали на перекрестках состоявшееся постановление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина окажется достойною украсить собою лучшую площадь великого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя – Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с котомкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золотом в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие глаза смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж виноградников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатленную в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секирою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, выпрямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

– Учитель, радуйся! – весело приветствовал он путника.

– Радуйся, сын мой! – ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

– В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

– Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обрубок и крикнул, ликуя:

– Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, свешивавших над их головами черные свои гроздья. С робким благоговением поглядывая на великого, Зорька поставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

– Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно поглядел на него.

– Разве ты не слышал, о чем третий день кричат глашатаи на площадях и перекрестках города?

– Слышал.

– И… думаешь выступить на состязании?

– Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испугался ее.

– Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

– Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена – в гордую ли царевну, в дикую ли пастушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь виноградаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

– Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуху, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь получить правдивого ответа:

– Где ж ты нашел ее?

– А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

– Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золотистые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но подумай: та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

– Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, – восторженно сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные глаза, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюбленные!

Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом о истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью.

Как и большинство сказок, "Состязание" преподносит существенный нравственный урок не только юным читателям, но и многим взрослым. Размышления о человеческой красоте показаны на примере истории двух художников, которые берут участие в соревновании. Их задача - изобразить высшую красоту, запечатленную в женском образе.

Сюжет "Состязания" и анализ произведения

Два главных героя сказки "Состязание" изображают совершенно разную красоту - и в первую очередь, становится понятно, что во многом красота зависит от восприятия человека. Но недаром Вересаев создает сюжет, в который включено состязание между двумя различными образами женской красоты.

С помощью красноречивого контраста между картинами Дважды -Венчанного и его ученика Единорога, Вересаев показывает истинное восприятие красоты. Для художника Дважды-Венчанного высшая красота заключается во внешнем облике - и женщина, запечатленная на его картине, впечатляет свои прекрасным, безупречным внешним образом.

А художник Единорог пишет картину своей возлюбленной Зорьки, которая не отличается впечатляющим внешним видом - ее лицо слишком широкое, глаза не так посажены, а зубы редко поставлены. И когда Дважды-Венчанный узнает, что его ученик Единорог пишет картину неприметной Зорьки, он решает, что уже выиграл состязание - и размышляет над тем, как ослепляет людей любовь.

Но картины оценивает публика, которая представлена в основном простым народом. И большинство мужчин, рассматривая картину Фиалковенчанной, чувствуют тоску, так как сравнивают ее со своими женами - и не могут поверить в то, что они любят таких простых женщин.

Когда падает покров с картины Единорога, толпа сначала недоуменно и разочарованно гудеть, но спустя короткое время затихает. Люди отмечают искренность простоты Зорьки, завораживающий блеск ее глаз, они видят, что ее облик так и светиться красотой и высшей любовью, несмотря на физические несоответствия.

Естественная красота Зорьки проникает им в души, и тогда становится понятно, что величие истинной красоты могут оценить лишь сердце и душа, а не глаза и ум.

Нравственный урок сказки

Таким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.

Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.

Международное положение России в XVIIв. было сложным.

Внешнеполитические задачи:

  • Возвращение территорий, потерянных в результате Смуты, присоединение украинских и других земель, входивших в состав Древней Руси.
  • Достижение выхода к Балтийскому и Черному морям
  • Дальнейшее продвижение на восток

Экономическая и военная отсталость России: дворцовая конница не способна противостоять мощным армиям Европы. Зависимость от импорта оружия.
Перевооружение пытались обеспечить за счет ввоза оружия и найма иностранных офицеров, что ставило ее в зависимость от европейских стран (Голландия и Швеция).

Порт Архангельск уязвим со стороны Швеции. Дипломатическая и культурная изоляция России (отсталая восточная страна).

Таким образом, преодолеть изоляция можно было лишь создав мощную армию и прорвав дипломатическую блокаду.

Смоленская война (1632 — 1634 гг.): один из элементов внешней политики 17 века

  • Борьба за пересмотр Деулинских соглашений
  • Из-за дипломатических промахов (польский король Владислав договорился с крымскими татарами о совместных действиях)
  • Медлительность русских войск во главе с боярином Шейном
  • Слабость армии (Служилые люди покидали войско)
  • В результате подписали Поляновский мир (возвращались города, захваченные русскими, Владислав отказывался от своих претензий на русский престол)

Освободительное движение на Украине — Прорыв внешней политики 17 века

Причины движения:

    1648г. — на Украине вспыхнуло восстание, вызванное социальным гнетом, политическим, религиозным, национальным неравноправием, которое испытывало на себе украинское и белорусское православное население, находясь в составе Речи Посполитой.

    1596г. — униатская церковь.

Запорожская Сечь: не занимались земледелием, сохраняли автономию, имели выборного старшину, несли сторожевую службу, отражали набеги крымских татар и получали вознаграждение от польского правительства (но только реестровые казаки). Запорожская Сечь увеличилась за счет беглых, а ресстр не менялся -> социальное напряжение. Это было следствием внешней политики 17 века.

Восстание возглавил гетман Богдан Хмельницкий. В 1648г. заняли Киев, в августе 1649г. после победы под Збровым (предательство крымского хана) подписан мирный договор. Численность реестровых казаков выросла до 40 тысяч. В Киевской, Черниговской, Брацловской землях должности занимали православные.

Возобновление военных действий. 1651г — под Берестечком потерпели поражение. Белоцерковный договор сократил казацкий реестр до 20 тысяч, оставил ограничение для поляков в Киевском воеводстве. 1653г. — нависла угроза полного разгрома. В 1653г. — Земский собор решил принять Украину под «высокую руку» русского царя.

Присоединение Украины к России во время внешней политики 17 века

Украинская Рада в Переяславле в 1654г. приняла решение о присоединении Украины к России. Сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом, который имел право внешнеполитических сношений со всеми странами, за исключением Польши и Турции.

Причины присоединения:

  • Религиозная и этническая общность русского и украинского народа.
  • Их общее историческое прошлое и совместная борьба с внешними врагами.
  • Сохранение независимости, требовался выбор «наименьшего зла». Присоединение к близкой культуре, сохранение внутренней самостоятельности.
  • Присоединение отвечало интересам России.

Война со Швецией. (1656 — 1658гг.) — Прорыв внешней политики 17 века

Неудачами Польши воспользовалась Швеция, желая усилить свое влияние на Балтике. Шведы не желали усиления России. В 1655г. они заняли Варшаву. Россия вступила в войну со Швецией. — Кардисский мир, возвращение захваченных земель Ливонии.

Польша, получив передышку, восстановила силы и продолжила войну с Россией. Часть казачьего руководства выступила на стороне Польши. 1667г. — Андрусовское перемирие. России возвращение Смоленска, левобережной Украины. Киев отдавался на 2 года, но так и не был возвращен. 1686г. — Вечный мир, крупная дипломатическая победа.

Русско-турецкая война (1677 — 1681 гг.) — вечная проблема внешней политики Росии

Воссоединение России и Украины привело к войне с Османской империей. Русско-украинские войска отстояли Чигирин. 1681г. — Бахчисарайское перемирие на 20 лет. Территория между Днепром и Бугом — нейтральная. Внешняя политика 17 века была не успешной в отношении Турции.

1684г. — создание Священной Лиги — Коалиция Австрии, Польши, Венеции, которая рассчитывала на поддержку России. Это подтолкнуло Польшу на подписание «Вечного мира».

Новую войну 1686г. Россия объявило Порте. Овладеть крымом не удалось.

Восточное направление — мирное направление внешней политики XVII века

В течение XVII в. русские землепроходцы продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого Океана.

Красноярский острог, Братский острог, Якутский острог, Иркутское зимовье. С местного населения собирался ясак — меховой налог.

Одновременно началась крестьянская колонизация пахотных земель Южной Сибири. К XVII в. население составляло 150 тысяч.

Основные стратегические задачи — получение выхода к морям и воссоединение русских земель — остались нерешенными и перешли в следующий век. Также огромное значение в мировой истории имеет Восстание Степана Разина.