Местоимения в русском языке 1 лица. Выполнение упражнения стр.54 Упр.114. Ошибки при употреблении притяжательных местоимений
I. Местоимение 1-го лица единственного числа я указывает на то, что говорящий сообщает о себе: "Я нарочно иду нечесаным, С головой, как керосиновая лампа, на плечах. Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потемках освещать" (Ес.). Употребление этого местоимения придает речи подчеркнуто личностный характер. Поэтому, широко используясь в речи устной, в письменной речи местоимение я имеет ограничения в своем употреблении: оно наиболее уместно в тех текстах, которые предполагают и допускают возможность повествования от 1-го лица. Это, конечно, в первую очередь художественная литература, в публицистике – такие жанры, как очерк, репортаж, полемические заметки, интервью и т.п. Вот, например, отрывки из интервью с художником-карикатуристом Михаилом Злотковским: "Я очень ценю в карикатуре оперативность. Сделать ее можно практически на любом кусочке бумажки: несколько штрихов – и тут же создается образ или передается информация... Я, конечно, не думаю, что карикатурист может что-то кардинально изменить. Но в ряду всей духовной жизни карикатура, как всякий другой вид интеллектуальной деятельности, выполняет свою функцию. И я верю в свою работу, верю, что надо что-то делать, невзирая ни на что..." (Моск. комс. 1989. 28 окт.).
Вместе с тем в некоторых жанрах письменной речи местоимение я традиционно не употребляется (газетная информация, обзор печати, учебная литература, научные статьи и т.д.), а соответствующее высказывание "строится при помощи безличных оборотов: "представляется важным", "очевидно, что", "необходимо подчеркнуть" и т.п.
II. Местоимение 1-го лица множественного числа мы указывает на объединенность говорящего с группой других лиц: "Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы" (Н. Майоров). Причем в каждом конкретном случае контекст (или ситуация говорения) дает возможность установить, с какими именно лицами объединяет себя автор. Соответственно выделяется несколько закрепившихся за местоимением мы регулярно воспроизводимых в речи оттенков значения, связанных с выражением объединенности.
1. Совместно-ограничительное мы. Оно употребляется в монологической речи и имеет значение "автор + читатель". Например, рассказывая о решении администрации Москвы закрыть знаменитые Сандуновские бани, журналист пишет: "Мы-то и не догадываемся с вами, что для того, чтобы быть чище, надо позакрывать бани и вообще по Москве отключить всю горячую воду. Но это у москвичей еще впереди. А вот в банях ее действительно отключили вместе с отоплением" (Моск. комс. 1991. 31 окт.). Употребляя местоимение мы в этом значении, автор как бы приглашает читателя, слушателя к совместному размышлению. Такое мы активизирует процесс восприятия; поэтому оно чаще употребляется в устных монологических жанрах, таких как урок-объяснение, лекция, выступление радио и телекомментатора, но встречается и в письменной речи: в авторских комментариях, рассуждениях, отступлениях.
2. Обобщающе-ограничительное мы указывает на совокупность представителей одной социальной, социально-исторической группы, к которой принадлежит и автор*. Именно это значение реализуется в знаменитом стихотворения А. Блока "Скифы"; "Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы! С раскосыми и жадными очами". Употребление местоимения мы очень распространено в публицистике для обозначения всех людей, живущих в нашей стране. Например: "Мир и Мы"– название одной из полос газеты "Московские новости"; или: "Что же такое фотомодель и фотомодельный бизнес? Прежде всего надо сказать, что, как и в любом другом, новом для нас деле, руку к этой области приложили и мерзавцы и деляги" (Моск. комс. 1991. 31 окт.).
* Мы в этом значении не следует смешивать с так называемым "авторским мы" (см. ниже).
3. Обобщающее мы (принимает участие в оформлении высказываний обобщающего характера). Вместе с глагольной формой оно указывает на то, что сформулированное суждение в равной мере относится как к говорящему, так и к любому другому человеку: "Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман" (П.); "Каждый пред Богом наг. Жалок, наг и убог. В каждой музыке Бах, В каждом из нас Бог" (И.Бр.).
4. Близко к значению объединенности употребление мы по отношению к собеседнику (заменяющее Ты, Вы): "Какие мы хорошие! какие мы нарядные" (обращение к ребенку); "Как мы себя чувствуем?" (обращение врача к больному). В этих случаях говорящий как бы ставит себя на место того, к кому обращается, отождествляя себя с ним. Благодаря этому возникает особая, доверительная интонация и общение приобретает непринужденный характер. В этом значении местоимение мы употребляется исключительно в разговорном стиле речи, при неофициальных, дружеских отношениях между общающимися или для установления таковых.
Кроме того, местоимение мы может использоваться как синоним к местоимению я. Это:
1. Так называемое "авторское мы"". Оно широко употреблялось в художественной и публицистической литературе XIX века. Так, например, рассказывая о департаменте, в котором служил Акакий Акакиевич, герой повести "Шинель", Н.В. Гоголь пишет: "Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идет дело, мы назовем одним департаментом". И там же, сообщив читателю о том, почему родители героя дали своему ребенку такое необычное имя, писатель замечает: "Мы привели потому это, чтобы читатель мог сам видеть, что это случилось совершенно по необходимости и другого имени быть было никак невозможно".
Нормативным является в настоящее время использование мы в значении я в научной речи. В современной художественной литературе и публицистике оно играет экспрессивно-стилистическую роль: придает повествованию книжный, иногда даже архаичный характер и в конечном итоге делает образ рассказчика условным, несколько "размытым".
2. Устаревшее в настоящее время употребление мы для обозначения царствующей персоны: "Мы, Николай II".
III. Местоимения 2-го лица единственного и множественного числа ты и вы служат для указания на собеседника/собеседников и широко употребляются в диалогической речи. В речи письменной, монологической по своей природе, их употребление становится одним из стилеобразующих средств, которые придают письменному сообщению адресованный характер, подчеркивают направленность речи от автора к адресату. Местоимения ты и вы регулярно используются в газетных заголовках, рубриках: "Адидас не про вас" (Пр. 1991. 21 сент.); "Вас приглашает клуб" (Моск. пр. 1989. 2 февр.); "Вы просили выяснить" (рубрика газеты Моск. пр.); "Вы хотите иметь машину?" (Сов. культ. 1989. 18 февр.); "Говорите, Вас слушают..." (рубрика газеты Моск. комс.). Очень часто местоимения 2-го лица употребляются в текстах рекламного характера. Например: "Уникальная возможность для вас! Лицей объявляет прием выпускников 8-х и 10-х классов средних школ Москвы и Московской области..." (Моск. комс. 1989. 9 июня).
Такие тексты обращают на себя внимание читателя; они более действенны, чем те, которые строятся как бы безотносительно к адресату.
Местоимения ты и вы могут также в сочетании с глаголами принимать участие в оформлении обобщающих высказываний: "Да и вообще ничего не забывается, не проходит бесследно. Какие-то клетки умирают в тебе, их уже не восстановить, ты носишь в себе эти мертвые клетки" (Ю.Наг.). Однако главную роль здесь, как правило, играет глагол, а грамматическое значение местоимений настолько ослаблено, что чаще всего такие предложения строятся как односоставные: без местоимения-подлежащего, с одним только глаголом-сказуемым (об этом см. ниже, раздел "Употребление личных форм глагола").
Местоимение вы может употребляться как синоним к ты при обращении к одному собеседнику. В этом случае выбор местоимения стилистически значим и зависит от отношений между говорящими: ты – при непринужденных, близких отношениях, вы – при официальных. Несоответствие употребленного местоимения ситуации общения может также служить экспрессивно-стилистическим средством. Вот, например, как описывает герой рассказа А. П. Чехова одного из своих соседей: "Он был мрачен, желчен, молчалив и никого не боялся и не признавал над собой ничьей власти. Матушке он грубил, мне говорил "ты", а к учености Победимского относился с презрением". Выбор местоимения единственного числа ты (когда уместнее вы) свидетельствует о несколько пренебрежительном отношении к герою.
С помощью местоимения вы говорящий, наоборот, может подчеркнуть холодность, официальность, отчужденность, возникшую в отношениях с собеседником. Только на вы обращается Сергей Есенин (а его любовный лирике вообще-то свойственно обращение на ты) к некогда близкой и любимой женщине, которой он стал чужим: "Простите мне... Я знаю: вы не та – Живете вы с серьезным, умным мужем, Что не нужна вам наша маята, И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так, как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий Знакомый ваш Сергей Есенин".
IV. Местоимения 3-го лица он, она, оно, они, указывающие на лицо или предмет, о котором идет речь, выступают как в устных, так и в письменных сообщениях в двух функциях. Во-первых, они являются средством замещения: помогают избегать повторения в каждом предложении одних и тех же слов. Во-вторых, они обеспечивают связанность речи, грамматически соединяя последующее предложение с предыдущим: "Молодежная мода – это великолепно. Она не ограничивает никого: носи то, что тебе нравится" (Моск. пр. 1989. 10 февр.); "Методика передачи жилья в личную собственность еще будет уточняться, но похоже, что она станет гораздо проще той, что существует сейчас" (Незав. газ. 1991. 5 нояб.).
В каждом случае определить, на какой предмет, на какое явление, лицо указывает местоимение, можно только в его связи с предшествующим повествованием. А вне этой связи предложения с местоимениями 3-го лица являются недостаточными в смысловом отношении*. С этим свойством местоимений он, она, оно, они связана возможность их использования как экспрессивно-стилистического средства. Некоторые художественные и публицистические произведения начинаются предложениями, в которых нет называющих лицо, предмет, явление существительных, а сразу употреблено местоимение, их заменяющее. Вот как, например, начинается очерк С. Смирнова "Найди себя, мама!", посвященный исправительно-трудовым учреждениям (ИТУ) для женщин (Комс. пр. 1988. 27 марта):
"Ключ оказался на старом месте, так что сейф удалось открыть без особых осложнений. Она перевела дух: вот они, деньги!
Перед Зимфирой лежало несколько тысяч – значительно больше, чем требовалось вернуть. Теперь можно рассчитаться за недостачу. Стоит только протянуть руку и..."
* В устной речи, при непосредственном общении, эта смысловая недостаточность может восполняться жестом, ситуацией и т.п.
С одной стороны, такое начало текста интригует читателя. С другой стороны, читатель сразу оказывается как бы включенным в ту ситуацию, которая описана, воспринимает ее не "извне", а "изнутри".
Ту же роль играют местоимения 3-го лица, вынесенные в заголовок газетного материала: "Он был непредсказуем" (информация о фильме, посвященном С.П. Дягилеву – Сов. культ. 1989. 23 февр.); "их не видят на аренах" (о тренерах, готовящих Олимпийские сборные – Пр. 1990. 24 сент.); "Она ведет в мир добра" (сообщение о награждении Н.И. Сац орденом Октябрьской Революции – Моск. пр. 1989. 24 февр.).
§ 1 Что такое личные местоимения
В этом уроке продолжим знакомство с местоимениями и подробно поговорим о личных местоимениях.
В русском языке существует несколько групп местоимений. Одна из них - это личные местоимения.
Местоимения, которые указывают на лица или предметы, но не называют их, относятся к личным местоимениям.
Например: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
§ 2 Личные местоимения 1 лица
Различают личные местоимения 1, 2, 3 лица (в зависимости от того, кто о ком рассказывает) единственного и множественного числа.
Личные местоимения 1 и 2 лица указывают на участников диалога.
Местоимение 1 лица единственного числа - я - указывает на самого говорящего, во множественном числе местоимение 1 лица - мы - указывает на говорящего вместе с другими лицами.
Например: Я сегодня вернулся из школы рано, и мы с мамой пошли в зоопарк.
§ 3 Личные местоимения 2 лица
Местоимения 2 лица единственного числа - ты - указывает на человека, к которому обращаешься, а местоимение множественного числа - вы - обычно называет несколько человек, твоих собеседников.
Например:
Ты прекрасна, спору нет…
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
Но личное местоимение вы может обозначать как группу людей, так и одного человека. Когда необходимо обратиться к человеку, который старше вас, следует использовать в своей речи местоимение Вы.
Например: Надежда Николаевна, Вы не могли бы объяснить мне домашнее задание?
В таком обращении проявляется уважительное отношение к собеседнику и культура человека. При этом местоимение Вы пишется в предложении с заглавной буквы.
А при обращении к друзьям, родным и близким нам людям чаще всего употребляется местоимение ты, что свидетельствует об особом доверительном отношении.
§ 4 Личные местоимения 3 лица
Личные местоимения 3 лица указывают на людей, животных или предметы, которые не участвуют в диалоге.
Только местоимения 3 лица единственного числа имеют род. В предложениях местоимение ОН используется вместо существительных мужского рода, ОНА - женского, ОНО - среднего.
На человека мужского пола можно указать с помощью местоимения 3 лица единственного числа - он, на женщину, девочку - с помощью местоимения она.
Например:
После уроков ко мне подошел мой одноклассник Коля. Он объяснил мне решение трудной арифметической задачи.
Она выбежала в сад и через несколько минут принесла крошечного котёнка. Он жалобно мяукал.
В последнем предложении личное местоимение 3-го лица он используется вместо существительного котёнок (м.р., ед. число).
Если необходимо указать на какой-либо предмет среднего рода, то следует использовать личное местоимение единственного числа - оно.
Например: На яблоне осталось только одно яблоко. Оно было такое спелое, наливное.
Местоимение 3 лица множественного числа - они - указывает на группу людей, не участвующих в разговоре, либо на группу предметов и т.д.
Например: Ребята подошли к школе. Они громко разговаривали, обсуждая вчерашний футбольный матч.
§ 5 Роль личных местоимений в предложении и их правильное использование
Личные местоимения играют важную роль в русском языке, они позволяют нам избегать в речи повторов.
Но эти местоимения необходимо правильно употреблять, иначе может получиться так:
Она взяла эту книгу у своей подруги. Она была на подоконнике.
В данном случае непонятно, на подоконнике была книга или подруга?
Местоимения в предложениях необходимо употреблять так, чтобы было понятно, вместо какого слова они используются. Говоря о чём-то или о ком-то в первый раз, не стоит употреблять личные местоимения, вашему собеседнику будет непонятно о ком или о чем идет речь в предложении.
§ 6 Краткие итоги урока
Местоимения, которые указывают на лица или предметы, но не называют их, называются личными местоимениями. Они бывают 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Только личные местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам.
Список использованной литературы:
- Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Москва, «Вако», 2014.
- Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. Экзамен, Москва, 2008.
- Занимательная грамматика. Н.Ф. Александрович. «Народная планета», Минск, 1965.
- Учимся играя. В. Волина. «Новая школа», Москва, 1994.
Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.
Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.
(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)
Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.
А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.
(Ребята были вытянутые и длинные).
Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.
Нас запутало местоимение.
Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
Разряды местоимений по значению
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Разряды местоимений
местоимений |
Местоимения |
Как изменяются |
местоимения |
я, ты, он (она, оно), мы вы, они |
По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам |
Вопросительные местоимения |
кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков? |
Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам |
Возвратные местоимения |
Оно не имеет именительного падежа, рода и числа |
|
Относительные местоимения |
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков |
Изменяются по падежам |
Неопределенные местоимения |
некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др. |
Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам. Также некоторые неопределенные местоимения |
Отрицательные местоимения |
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа |
Притяжательные местоимения |
мой, твой, свой, наш, ваш |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Указательные местоимения |
тот, этот, такой, таков, сколько |
Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам |
Определительные местоимения |
весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Личные местоимения имеют морфологический признак лица :
1 лицо: я, мы;
2 лицо: ты, вы;
3 лицо: он, она, оно, они.
У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.
Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.
Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.
Местоимение он мужского рода: он пришел.
Местоимение она женского рода: она пришл-а.
Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.
Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).
Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.
лицо |
ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.) |
мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. ) |
я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне) |
мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас) |
|
ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас) |
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас) |
|
он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) |
они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них) |
Говорите правильно местоимение ИХ!
Их одежда
Мальчик - Я выучил.
Девочка - Я выучила.
Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.
Рис. 4.
Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?
«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.
Рис. 5.
Мальчики, вы выучили уроки?
Девочки,вы пойдёте в школу?
Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.
Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.
1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.
Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.
2. Подарить (ты) обезьянку?
Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.
3. (Она) Яшкой зовут.
Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.
4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.
Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.
5. Пусть она пока у (ты) поживёт.
Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.
6. С (она) весело.
(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.
7. Так у (я) появилась обезьянка.
(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
3. Русский язык в странах СНГ ().
1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.
Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.
3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.
2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.
3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно
дружу с …
4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.
4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.
ТЕМА: Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа
ЦЕЛЬ: обучающая: познакомить с местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица, с изменением местоимений 3-го лица по родам;
развивающая: развивать умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; подбирать местоимения, подходящие по смыслу; развивать логическое мышление;
воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся; воспитывать чувство доброты и дружелюбность.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Личные местоимения», карточки для индивидуальной работы
ХОД УРОКА
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
ӀӀ. Проверка домашнего задания
- Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания. Какое было домашние задание?
стр. 53 Упр. 111
С какой частью речи мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с местоимением)
Что такое местоимения? (Местоимения – это самостоятельная часть речи, которая не называет имя или предмет, а только указывает на него)
ӀӀӀ. Мотивация учебной деятельности
Послушайте стихотворение А. Барто «Сильное кино».
И вот он начал
Свой рассказ:
Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Они ей - раз!
Она им - раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Вам было понятно, про что говорилось в стихотворении? Объясните почему так сложно было понять стихотворение?
ӀV. Актуализация опорных знаний
Какие местоимения чаще всего повторялись в стихотворении (Он и она). А к какому роду они относятся? (Он относится к м.р., а она – к ж.р.)
Открываем тетради и записываем число и классная работа.
V. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы продолжим изучать местоимения и узнаем на какие группы можно разбить личные местоимения.
В русском языке много местоимений. Сегодня мы познакомимся с местоимениями, заменяющими существительные. Это самая распространённая группа местоимений и называются они – личные местоимения. Их всего 8.
Работа по таблице.
ЛИЦО | ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО | МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО |
1 – е | ||
2 – е | ||
3 – е | он, она, оно |
И первое личное местоимение, с которым мы познакомимся, это местоимение, которое считать себя самым главным? (Я)
Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.
На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.
Если я иду с Машей, то, как скажем о себе? (мы). На сколько человек указывает это местоимения? Значит будет относиться ко мн. числу.
Я беседую с Игорем. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица. И он у нас, значит относиться к ед.числу.
При беседе с Софией и Денисом я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?
А что же у нас необычного в 3 лице? (3 лицо ед.ч. имеет род). Давайте скажем, какие местоимения относятся к 3 лицу? (Он, она, оно).
А какое местоимение будет во мн.ч.? (Они).
Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)
Таблицу заполнили, а теперь выучим правило.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Выполнения упр. 113 стр. 54
- Теперь выполним упражнение 113. Что мы должны в нем сделать?
В каком лице можно определить род? (Определить род мы можем в 3 лице, ед.ч.) Назовите местоимения м.р.? ж.р.? ср.р.?
VӀ. Физкультминутка
Звучит музыка «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Беседа:
- Как начинается песня?
- Какую часть речи мы услышали в песне?
- Какие это местоимения?
- Назовите мне все личные местоимения.
- Что вы можете рассказать о личных местоимениях?
(изменяются по лицам и числам)
1 лицо ед. ч я мн.ч. мы
2 лицо ед.ч. ты мн.ч. вы
3 лицо ед.ч. он, она, оно мн.ч. они
VӀӀ. Закрепление изученного материала
1. Выполнение упражнения стр.54 Упр.114
А сейчас поработаем над упражнением 114. Что мы должны в нем сделать?
Какие местоимения мы вставили в предложения? (ты, вы, я, мы, она)
На сколько лиц, делится личные местоимения? (Местоимения делятся на 3 лица, а также имеют ед. и мн. число)
2. Работа по карточкам
Карточка 1
Выпиши местоимения:
Так, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.
Определи лицо и число местоимений.
Карточка 2
Вставьте пропущенные личные местоимения и укажите их лицо и число.
Митя, подбежав к ребятам, спросил: «… куда идёте?» Геннадий ответил: «… торопимся на стадион, там интересные состязания. … пойдёшь с нами?»
Карточка 3
Работа с деформированными предложениями. Из слов соберите предложение, так чтобы была смысловая связь.
1. д…ревне, м…я, ж…вёт, бабушка.
2. к ней, в…сенние, п…еду, я, к…никулы, в, гости.
Пока ребята выполняют задания, мы с вами поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, а вы хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он , и я , и ты -
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты -
Если мы сорвём цветы
3. Самостоятельная работа.
- Упражнение 116 сделайте самостоятельно.
Какие личные местоимения вы вставили? (он, она, оно). К какому роду относится местоимение он? Она? Оно? (М.р. – он, ж.р. – она, ср.р. – оно)
VӀӀӀ. Итог урока
Что нового узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы узнали про, то что личные местоимения имеют 3 лица и делаться на ед. и мн. числа)
Назовите группу местоимения, про которую мы говорили на уроке? (МЫ говорили про личные местоимения)
Назовите местоимения, которые относятся к 1 лицу? ко 2 лицу? к 3 лицу? (К 1 лицу относятся местоимения – я и мы, ко 2 лицу – ты и вы, к 3 лицу – он, она, оно и они).
ӀХ. Рефлексия
Веселые задачки
Задаю вопросы, кто знает ответ поднимает руку.
1) Первый слог слова – местоимение 2 лица ед.ч., второй слог – звук, который издает
лягушка
. Вместе – овощ. (Ты-ква).
2) Первый слог – личное местоимение 1 лица ед.ч., остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают человека, который часто жалуется. (Я-беда).
3) Какие два местоимения портят дорогу? Местоимения 1 лица ед.ч. и мн.ч. (Я-мы)
4) Какие два местоимение одинаково читаются слева направо и справа налево? Местоимения 3 лица ед.ч. (Оно)
5) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? Эти местоимения 1 лица мн.ч., 2 лица ед. и мн. числа и 3 лица мн.ч. (Они вы-мы-ты).
Х. Домашнее задание
- Вот и закончился наш урок. Открываем дневники и записываем домашнее задание. стр. 55 Упр. 117.
Конспект урока + презентация
Тема: " Местоимения 1-го,2-го и 3-го лица."
Цель: усвоение темы урока.
Задачи:
I . Обучающая:
Знакомство детей с:
Местоимениями
Местоимениями 1-го лица
Местоимениями 2-го лица
Местоимениями 3-го лица
С родом местоимениями 3-го лица единственного числа
II . Развивающая:
1) Развитие умений и навыков:
Определение местоимения как части речи
Определение лица местоимения
Определение рода местоимения в 3-м лице единственном числе.
2) Развитие психических процессов:
Восприятие
Внимание
Воображение
Мышление
· сравнение
· обобщение
3) Развитие речи:
Произносительный уровень
Лексический уровень
Грамматический уровень
Уровень связного высказывания.
III . Воспитательная:
Воспитание нравственной личности:
Активность
Ответственность
Самостоятельность
Чувство собственного достоинства
Уважение к достоинству других.
Оборудование: доска, наглядность.
Ход урока.
I . Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)
Меня зовут Валерия Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
II . Словарная работа.
Замените одним словом и запишите.(Выполняет один ученик одно слово на доске)
1. Почтовый служащий,разносящий письма и газеты (Почтальон) .
2. Снежная буря (Вьюга) .
3. Вход в здание (Подъезд).
4. Растолковать, сделать понятным (Объяснить) .
5. Верхняя легкая одежда женщин (Платье) .
6. Животное, близкое по строению к человеку (Обезьяна) .
Проверим (Слайд 2)
III . Актуализация ранее полученных знаний .
Запишите предложение со словосочетанием " съёмка фильма " (В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.). (Слайд 3)
Указать части речи.
Указать зависимые слова.
Указать падеж у имен существительных и прилагательных.
Ребята, что такое местоимение? (Это часть речи, которая не называет предмет,а указывает на него). (Слайд 4).
Для чего употребляем местоимения?
IV . Этап усвоения новых знаний.
На доске вы видите местоимения и таблицу. Давайте разберемся как её заполнить.(Слайд 5)
Когда говорит кто-то от первого лица? (Я) .
А если я и еще кто-то? (Мы) .
А во втором лице? (Ты и вы) .
А если говорим о ком-то? (он /она/оно, они) .
С каждым ответом вывешиваю правильные ответ в таблицу. (Слайд 6)
Ед.ч. Мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он/она/оно они
Ребята, а в каком лице можно в единственном числе еще и по родам изменять?
Прочитаем правило на стр. 52 (Дети читают).
V . Этап развития умения и навыка.
С подсказкой
Давайте выполним упражнение 377 (Дети читают). (Слайд 7)
Нужно определить лицо, число в выделенных местоимениях. (она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. , ты - ед.ч. , 2 л. , он - ед.ч. , 3 л. , м.р.) .
Без подсказки
На доске записан текст, где нужно заменить имена существительные местоимениями:
Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к
обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать.
(По Н. Носову. 24 слова) . (Ребята - они - дети. Они - мн.ч. , 3 л. . Горка - она. Она -ед.ч. , 3 л. , ж.р.).
VI . Обобщение.
Итак, ребята, что такое местоимение? (- это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него) .
Назовите местоимение
1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы)
2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы)
3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)
VII. Задание на дом.
Стр. 53 Упр. 378, правило на стр. 52.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема: «Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.» Учитель 4 класса «Б» Гаврилова В.М.
Словарь: Почтальон, вьюга, подъезд, объяснить, платье, обезьяна.
съёмка фильма В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.
Местоимение Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо 2 лицо 3 лицо
Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он / она / оно они
Упражнение 377 Она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. Ты - ед.ч. , 2 л. Он - ед.ч. , 3 л. , м.р.
Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.)
Целый день ребята трудились. Они строили снежную горку во дворе. Только к обеду она была готова. Дети полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.) Они - мн.ч. , 3 л. Она - ед.ч. , 3 л. , ж.р.
Что такое местоимение? Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.
Назовите местоимение 1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы) 2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы) 3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 4 класс. Тема: Местоимение. закрепление.
Обобщение и систематизация знаний о местоимении.Развитие умения правильно употреблять местоимения в речи, в тексте.Развивать умения правильно писать местоимения с пердлогами.Воспитывать интерес к русс...
открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"
Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....
Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном
Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....