Как работают функции модели а. Типы и дихотомии. "Черная" сенсорика, волевая

Понять соционику просто, если распределить все качества, которые могут потребоваться от человека в жизни, на ряд способностей: склонность действовать, умение логически мыслить, уровень эмоциональности, понимание тонкостей в отношениях и др. Соответственно каждая из этих способностей будет по разному развита у каждого человека. Это и определяет тип человека и как люди будут друг друга понимать.

Рассмотрим на примере, как работает соционика. Например, у типа «Донкихот» творческая способность это умение логически мыслить, разбираться, анализировать. У его дуала «Дюма» это способность менее развита и ему нравится наблюдать её у других. Поэтому, те методы, которые использует Донкихот в делах и рассуждениях, всегда будут нравиться Дюма.

Напротив, у Дюма сильная эмоциональная энергетика. Что бы не делал Дюма, когда у него хорошее настроение, у него всё наполнено положительными эмоциями, и это очень нравится холодному логику Донкихоту, которому не достаёт эмоционального тепла.

У Донкихота хорошо развита интуиция, но ему сложно обеспечить себе в быту уют и комфорт. Напротив, у Дюма мир ощущений очень развит, он любит во всём вокруг себя создавать уют, но слабая интуиция приводит к неуверенности что будет в будущем. Происходит взаимное дополнение - дюма создаёт донкихоту необходимый ему комфорт, а донкихот подсказывает дюма какие его ожидают перспективы.

Подробнее

Все качества, которые могут потребоваться от человека в жизни, можно разбить их на 8 направлений:

  1. Деловая логика - умение логически мыслить, направленное на активность и практичность в делах.
  2. Структурная логика — способность логически мыслить, направленное на систематизацию информации и выявление закономерностей.
  3. Этика эмоций — умение выражать и понимать чувства и эмоции, способность влиять на настроение других людей.
  4. Этика отношений — понимание тонкостей общения людей в обществе, умение манипулировать отношениями.
  5. Интуиция возможностей — способность замечать потенциальные возможности, генерировать новые идеи и стремление к новаторству.
  6. Интуиция времени — способность ощущать течение времени, способности к прогнозированию событий.
  7. Силовая сенсорика — волевые и пробивные качества, настойчивость, властность, стремление к лидерству и благосостоянию.
  8. Сенсорика ощущений — развитость ощущений. Стремление к удобству, комфорту и уюту, и умение это обеспечить.

У каждого человека они развиты по-разному. Это определяется тем, на какую функцию в человеке приходится качество:

  1. 1-я — программная функция, сильная. Определяет, к чему будет стремиться по жизни человек, что для него более естественно. Это как программа реализация личности, то, для чего человек приходит в этот мир.
  2. 2-я — творческая функция, так же сильная. Она определяет, каким образом человек будет реализовывать свою программную функцию. Именно в рамках этой функции человек действует наиболее изобретательно, творчески подходит к решению вопросов.
  3. 3-я — ролевая функция, слабая. Тут человек обычно старается показать себя компетентным, особенно в непривычных для себя условиях. Он как бы играет роль человека с такими качествами, однако разрешать сложные ситуации и долго держаться в этом направлении человеку сложно.
  4. 4-я — болевая функция, слабая. Наиболее слабое место человека. По болевой функции человек нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов. Здесь уместно сравнение с физической болью: больное место лучше не трогать никак — ни с целью погладить, ни с целью уколоть.
  5. 5-я — внушаемая функция, слабая. По ней человек воспринимает информацию с благодарностью, нуждается в помощи. Сам человек плохо справляется с потребностями по данной функции вплоть до возникновения проблем. Хотите сделать подарок человеку — делайте его по пятой и шестой функциям.
  6. 6-я — активационная функция, слабая. По ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.
  7. 7-я — наблюдательная функция, сильная. По этой функции человек склонен больше воспринимать информацию, чем самому проявлять по ней инициативу. Это самая сильная функция у каждого человека. С ее помощью он может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств.
  8. 8-я — демонстративная функция, сильная. Она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений. Она хорошо дополняет болевую функцию партнёра, беря на себя работу, которая не приятна партнёру. Хотя по ней не следует стремиться к творческой работе, это надежная опора для человека в любых ситуациях.

Снова рассмотрим на примере, как работает соционика, но более детально. У типа «Донкихот» на творческую функцию приходится структурная логика. У его дуала «Дюма» структурная логика это активационная функция - то что ему нравится. Поэтому, те методы, которые использует Донкихот в делах и рассуждениях, всегда будут нравиться Дюма. Дюма, у которого структурная логика слаба, будет слушать Донкихота, и радоваться тому какой он у него умный.

Напротив, у Донкихота активационная функция это этика эмоций, а у Дюма это творческая функция. Поэтому, что бы не делал Дюма, когда у него хорошее настроение, у него всё наполнено положительными эмоциями, и это очень нравится Донкихоту.

У Донкихота программная функция интуиция возможностей, но сенсорика ощущений у него слабая функция, и ему сложно обеспечить себе уют и комфорт. Напротив, у Дюма мир ощущений очень развит - это его программа и он любит во всём вокруг себя создавать уют. Но слабая интуиция приводит к неуверенности, что его ждёт в будущем. Происходит взаимное дополнение - Дюма не напрягаясь создаёт Донкихоту необходимый ему комфорт, а Донкихот с удовольствием подсказывает Дюма о открывающихся ему перспективах.

Модель А названа так по имени основательницы соционики Аушры Аугустинавичюте Чтобы представить полную модель каждого типа, достаточно определить, какие аспекты находятся на месте первых двух функций или в блоке ЭГО. Порядок расположение аспектов в Модели А определяется 4 дихотомиями – парами взаимоисключающих признаков: рациональность–иррациональность; экстраверсия–интроверсия; логика–этика; сенсорика–интуиция. У каждого человека доминирует один из признаков в каждой паре дихотомий. Выбрав из пар дихотомий по одному признаку, наиболее вам свойственному, вы сможете определить свой тип. Дихотомия "рациональность–иррациональность" определяет, какой признак будет первой функцией Модели А.

Блоки модели А

ЭГО. Сильные осознанные функции личности отражают главное в сущности типа. Они представляет собой зону уверенности. По этим функциям человек выбирает жизненные цели и средства к их достижению. По ним следует выбирать профессию.

СУПЕРЭГО. Слабые осознанные функции служат для адаптации человека в обществе. Здесь важны общественные нормы, ожидания социума. Человек никогда не уверен в содержании этих функций, как не уверен в своем соответствии требованиям общества.

СУПЕРИД. Слабые подсознательные функции податливы, управляются информацией, поступающей извне, легко поддаются суггестии, программированию. Информация по ним воспринимается некритично, с доверием, запоминается без анализа. Здесь человеку требуется помощь, но и учится он по этим функциям легко и эффективно. Человек с благодарностью воспринимает информацию и помощь по этим функциям. Хотите сделать подарок человеку - делайте его по пятой и шестой функциям.

ИД. Сильные подсознательные функции . Содержание этих функций человек редко обдумывает, творческой работы по ним практически не бывает, а решения принимает мгновенно, генерирует на подсознательном уровне, без лишних слов и размышлений. Сила этих функций и скорость их включения определяют зону подсознательной уверенности человека. Эти функции чаще всего включаются в "пожарной" ситуации, где некогда размышлять, или в обычных бытовых ситуациях, когда привычная работа не требует "включения мозгов".

Ячейки модели А

1. Базовая , основа личности и интеллекта человека. Информацию по ней он воспринимает адекватно и может выступать в роли эксперта по вопросам, связанным с этой функцией.

2. Творческая . По ней человек быстро усваивает информацию и даже генерирует ее сам, часто выступает в роли критика.

3. Ролевая , адаптивная. Человек для адаптации в непривычных для себя условиях играет роль, старается блеснуть по этой функции.

4. Болевая точка , место наименьшего сопротивления, ТНС. Информацию по этой функции трудно воспринимать адекватно, работать по ней творчески, поэтому человека лучше не критиковать по вопросам, связанным с ней. Даже похвалу по болевой точке воспринимают с трудом. Здесь уместна аналогия с физической болью: больное место лучше не трогать никак - ни с целью погладить, ни с целью уколоть.

5. Суггестивная . "Входные ворота" для информации. Считается, что по ней мы получаем информацию из внешнего мира для того, чтобы в дальнейшем переработать ее в своем сознании с помощью других функций.

6. Референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя. Как зададут в разговоре, так и реагирует. Функция нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

7. Ограничительная , рамочная. Это самая сильная функция у каждого человека. С ее помощью он может оградиться от любых нежелательных воздействий, ограничить излишнюю активность окружения. Но и ограничить человека можно вернее всего по его же седьмой функции: это обезоруживает, не оставляет средств.

8. Реализующаяся (без слов на деле), фоновая. Она включена в работу практически всегда, образует фон всей жизни человека. По ней не следует стремиться к творческой работе, зато это надежная опора для человека в любых ситуациях.

Оригинал взят у a_chernik в Соционические функции.

В завершение соционической теории в нашем сообществе, будет освещена еще одна основополагающая тема – модель «А».
Но для этого нам будет необходимо ознакомиться с некоторыми базовыми понятыми соционики - понятием информационного поля, информационных аспектов и функций соционики. Сегодня мы попытаемся разобраться какие же функции "живут у нас в голове".

И так, что такое информационное поле?

Информационное поле - это совокупность всех сигналов, воспринимаемых человеком из окружающего, и внутреннего мира.
Надо понимать, что здесь имеется в виду не только восприятие факта как такового, но и то, например, какие этот факт вызывает ощущения; дает ли энергию, или забирает; имеет ли связь с уже известными фактами, или это отдельно взятый факт. То есть вся совокупность ощущений, чувств, мыслей и эмоций: факты, жесты, интонация, настроение и прочее.

Что такое аспекты?

Аспект - это часть информационного поля несущая в себе какой-то один определенный сорт информации, объединенной общим признаком.
С точки зрения соционики информационное поле делится на восемь частей, или аспектов. Человек, хотя и воспринимает информацию целиком, несознательно разделяет ее на аспекты. И аспекты эти, разными людьми будут восприниматься в разных пропорциях.

Мне кажется красивым и символичным для нашего сообщества, сравнение информационного поля с радугой, а аспектов - с ее цветами; или со светом и его спектром. У «цветов» есть что-то общее - грани соприкосновения с соседними «цветами». Так же и между разными аспектами резких переходов нет, один плавно перетекает в другой, но в тоже время каждый "цвет" сам по себе. У каждого человека есть «свой любимый цвет».

Мы с вами уже знакомы с такими понятиями как: сенсорика, интуиция, этика и логика.
Если разделить каждый из этих аспектов еще пополам, на интровертный и экстравертныей, то у нас как раз и получится 8 соционических аспектов.

Так как в ЖЖ неудобно вставлять принятые в соционике значки далее по тексту будет использоваться последняя колонка обозначений.

Наконец, что же такое функции?

Соционическая функция – это инструмент психики, при помощи которого человек воспринимает информацию. Каждая функция отвечает за восприятие одного определенного, своего аспекта информации.
Их название и обозначение полностью совпадает с обозначением аспектов показанных выше. Каждая функция берет название от аспекта который она воспринимает. Надо заметить, что не все соцоиники принимают подобное разделение. Некоторые считают, что выделение аспектов в отдельную категорию выносит соционику в область философии. И считают что аспекты и функции это одно и то же.
Психика одного отдельного человека включает в себя все 8 функций. Но эти функции различаются между собой по объему, или способности воспринимать информацию. В зависимости от этого объема их располагают в некой определенной последовательности. Такая последовательность, собственно, и есть модель «А», о которой мы будем говорить в следующем посте.

Сегодня же нашей целью будет разобраться, как влияет та или иная функция на наши мысли и помыслы.

И так, как мы знаем, всего функций 8. Для начала рассмотрим за восприятие каких физических явлений и понятий отвечает каждая из них.

Ч.Л. Работа. Движение объектов, направление движение. Траектория движения. Скорость.
Б.Л. Расстояние между объектами в пространстве. Координаты.
Ч.Э. Внутренняя энергия объекта. Температура объекта. Напряжённость. Внутренние химические реакции. Перемещение зарядов (диссоциация).
Б.Э. Сила тяготения. Притяжение или отталкивание. Сила притяжения или отталкивания между объектами, влияние на расстоянии.
Ч.С. Кинетическая энергия объекта. Сила воздействия. Форма объекта, масса. Заряд объекта.
Б.С. Пространство. Местоположение в пространстве. Объем.
Ч.И. Потенциальная энергия объекта. Внутренняя структура объекта. Плотность.
Б.И. Время. Продолжительность процесса. Периодичность. Скорость.

Б.И. самая сильная функция Бальзака. Здесь иллюстрируется прогноз развития события во времени и забота о "последствиях".

У Есенина одно из выражений Б.И. - мечтательность о будущем времени.

Как это отражается в быту и на социальных отношениях.

1 уровень - касается неодушевленных объектов
2 уровень - содержит характеристики, касающиеся личности
3 уровень - дает социальные формы проявления аспектов

Ч.Л.
- внешние проявления процесса, движение, перемещение в пространстве;
- действие, факты, поступки, способ действия, способ решения; работа (работоспособность), профессиональная подготовка, инструкция по использованию, методика, технология (в том числе программа действий), целесообразность действия;
- деятельность: человека, организации, общественная деятельность; закономерности внешнего мира, события, объективная информация и факты о событиях; общественные процессы; правила в поведении, законодательство (например, административное право).

Б.Л.
- расположение объектов относительно друг друга: расстояние между объектами, место других объектов, объективные отношения между объектами; система, как целостная сумма расстояний; приоритет – главенство одного объекта над другим, сравнение параметров объектов, порядок, как последовательное расположение;
- суждение (пространство суждений), сравнивание, сопоставление, рассуждение, установление логических связей, измерение, установление главного или приоритета, определение значимости или места; логичность – алогичность суждений; вклад человека в общее дело;
- дистанция между людьми: иерархия, субординация, социальная территория; авторитет, уважение, признание, должность, положение;
принадлежность: к организации, к социальным кругам, право собственности, авторство и пр.
система объективно-закономерных взаимоотношений в обществе.

Ч.Э.
- содержание процесса (внутренние скрытое от глаз проявления), его интенсивность: внутренняя динамика объекта, его возбуждённость, звуки;
- эмоциональное состояние, настроение, возбужденность, подавленность, грусть, радость, гнев, печаль, увлечения, интересы;
- внутренние процессы в обществе, интересы общества и коллектива, стихийные движения, успех деятельности, соответствие настроений, адекватность эмоционального состояния ситуации; этические нормы поведения.

Здесь демонстрируется Ч.Э. в связке с Б.И. Эмоции + прогноз развития события во времени.


Показана связка Ч.Э. и Б.С. получение положительных эмоций через удовлетворение сенсорных, физических "потребностей".

Б.Э.
- чувства, как силы притяжения и отталкивания;
- все оттенки человеческих отношений - любовь, ненависть, неприязнь, презрение, дружба и т.д.;
- этические нормы отношений, мораль.

Ч.С.
- форма, масса, цвет, размеры предмета, колорит, ценность; эстетические характеристики объекта: красота, элегантность, изящество, уродливость и пр.;
- внешний вид человека: одежда, телосложение, физическая сила, мобилизованность, нацеленность, воля, богатство проявлений;
- власть, материальное благосостояние, ценности, деньги, имущество.

Б.С.
- место предмета в пространстве, ощущения, возникающие при соприкосновении с предметным миром: тепло-холодно, мягко-жестко, вкусно-невкусно и т.д.;
- комфорт, самочувствие и здоровье человека, его: чистоплотность, бодрость-усталость, голод, жажда, боль; физическое удовольствие, секс;
- место, занимаемое человеком; территория, помещение: квартира, дом, место проживания; размещение предметов в пространстве.

Ч.И.
- внутреннее устройство, содержание, назначение;
- способность человека, внутренние качества, характер;
- перспективность человека, идей, различных коллективов и их деятельность; перспективность производства, новых изделий, новых технологий и пр., оценка сложившейся ситуации и её перспективы.

Б.И.
- время, длительность, периодичность, ритмичность, темп, долговечность;
- состояния: ожидания, страха, тревоги, надежды, увлеченности, внутренняя гармония; судьба человека, история жизни, возраст; направленность человека;
- динамика ситуации (законченность-незаконченность и пр.), момент в ситуации; внутренние состояние группы, коллектива, общества; история, хронология.

Какими способностями и психическими особенностями будет обладать человек по каждой из функций.

Ч.Л. – Способность сосредоточить внимание на движении объектов в пространстве.
Восприятие окружающего мира, людей, себя через поступки, оценка их рациональности.
Способность к анализу фактов, поступков, процессов.
Умение различать логичные и нелогичные поступки, оценивать их целесообразность.
Способность искать и ставить цели по отношению к деятельности. Оптимизация деятельности.
Стремление к накоплению информации о фактах и закономерностях.
Умение выбрать способ противостояния внешнему воздействию. Концентрация внимания на изменениях.

Б.Л. – Восприятие мира, через соотношения различных объектов друг с другом, их сравнение, выбор главного.
Способность к логическому мышлению: устанавливать логические связи, определять соотношения, анализировать.
Способность классифицировать всевозможные объекты, упорядочивать окружающий мир (систематизация окружающего мира).
Происходит оценка любой информации по тому, насколько она укладывается в различные системы (например, насколько информация соответствует собственной системе истин).
Умение искать и ставить цели в отношении к концепциям и системам.
Восприятие пространства, как системы расстояний. Восприятие своего места в социуме.

У Максима одно из выражений Б.Л. - это стремление все упорядочить.

Здесь демонстрируется связка Б.Л. с Ч.И. Желание все объяснить логически (формула) + оригинальная идея объяснения в любви.

Ч.Э. – Существование в мире эмоций.
Восприятие и оценка окружающего мира, через эмоции. Умение различать положительные и отрицательные эмоции, их оттенки.
Стремление к положительным эмоциям, к хорошему настроению.
Пребывание в эмоциональных состояниях: радость или печаль, драматизм или комизм.
Энтузиазм, впечатлительность, эмоциональный комфорт. Переживания. Страсти.
Умение искать и ставить цели в отношении эмоциональных явлений в жизни.
Восприятие звуков, как характеристики различных эмоциональных состояний и интенсивности процессов.

Б.Э. – Внимание обращено на силу притяжения между объектами.
Существование в среде чувств, отношений, симпатий и антипатий.
Восприятие окружающего мира через те чувства, которые он вызывает.
Способность различать отношения и улавливать их оттенки.
Переживание различных отношений: любовь – ненависть, симпатия – антипатия, расположение – неприязнь, восхищение и др. Стремление к ярким чувствам, разнообразию отношений. Страстность в отношениях.
Потребность искать и ставить цели в связи с отношениями с окружающими.
Способность вызывать симпатию.

Связка Б.Э. и Ч.С. Призыв вести себя порядочно + угроза силового решения вопроса.

Связка Б.Э. и Ч.И. Призыв вести себя порядочно + предупреждение о возможности "неприятных последствий".

Ч.С. – Способность концентрировать внимание на внешних качествах объекта, легко схватывая их внешние качества и отмечая детали.
Восприятие внешних форм, оценка эстетики объекта и наслаждение его красотой.
Умение искать и ставить цели в отношении объектов.
Манипуляция объектами, управление ими посредством давления, проявление агрессивности.
Ощущение власти над объектами, желание использовать и умение подчинить их в своих целях.
Состояние мобилизованности, умение мобилизовать других людей. Проявление силы воли.
Импульсивность, готовность к преодолению препятствий, настойчивость и упорство в преодолении препятствий, иногда упрямство.

Б.С. – Внимание направлено на ощущения своего тела: осязание, вкус, самочувствие, чистоплотность и т.д.
Оценки объектов зависят от ощущений, которые они вызывают. Способность наслаждаться восприятием ощущений. Переживание полноты ощущений.
Способность различать качества ощущений, ощущение окружающего пространства, эстетическое удовольствие, физическое удовлетворение (телесные удовольствия), комфорт.

Здесь показана связка Б.С. и Ч.Л. Умение создать удобную рабочую обстановку при минимуме "средств".

Одно из воплощений Б.С. у Дюма выражается в заботе о здоровье ближних.

Ч.И. – Способность сосредоточить внимание на содержание и сути объекта.
Восприятие внутренних качеств (структуры) и назначения объектов.
Умение видеть перспективу и представлять результат.
Оценка качеств характера и потенциальных возможностей человека. Изучение характеров и способностей других людей.
Способность противопоставлять и отстаивать свои идеи и взгляды.
Умение искать и ставить цели в отношении идей и идеальных объектов. Наслаждение ценностью и красотой идеи.

Б.И. – Существование в мире образов, воспоминаний и фантазий.
Восприятие происходящего, через отзвук реальных событий во внутреннем состоянии.
Оценка происходящего в реальном мире, через оценку возникшего внутреннего состояния.
Умение различать оттенки внутренних состояний. Гармония внутреннего мира.
Восприятие ритма происходящего, темпа событий, атмосферы внутри коллектива. Ощущение степени созвучности поведения и взглядов окружающих.
Представление событий будущего или прошлого, возможных и невозможных ситуаций, своего места в них, предчувствие.
Восприятие последовательности событий и истории (хронологии).
Умение оценить, на сколько заполнено свое и чужое время, умение заполнить время.

Каждая из функций удерживает фокус сознания в определенном направлении, которые можно обозначить следующими вопросами.

Ч.Л. – что делать? как делать? (технология)
Б.Л. – что главное? (приоритет)
Ч.Э. – что хорошо? (поведение)
Б.Э. – что нравиться? (отношение)
Ч.С. – что хочешь? (цели)
Б.С. – что нужно? что приятно? (самочувствие)
Ч.И. - какое направление? (перспектива)
Б.И. – что было или будет? (прошлое, будущее)

Какие цели будет ставить перед собой человек по каждой из функций.

Ч.Л.
- интерес к деятельности других людей, к фактам, накопление фактического материала, информации;
- анализ и установление причинно следственных связей, желание выяснить и обсудить все явления, факты себе и другим, делать новые выводы на основе известной информации;
- стремление к последовательности в своих поступках и в поведении других;
- желание иметь свою чёткую и продуманную программу действий;
- стремление оптимизировать ту или иную деятельность, сферу производства.

Связка Ч.Л. и Б.И. Умение получить выгоду, пользуясь моментом.

Демонстрируется Ч.Л. стремление Штирлица к трудолюбию.

Б.Л.
- поиск и определение своего места и места другого человека в системе отношений;
- желание уважения и признания, стремление занимать свое место в социуме в соответствии с собственными заслугами;
- стремление находить логическое объяснение;
- стремление: к построению концепций, классификации, систематизации, к постижению истины.

Ч.Э.
стремление к хорошему настроению, веселью, эмоциональной наполненности себя и окружающих;
желание заряжать других своими эмоциями, стремление к успеху;
увлечения, интересы, любовь к праздникам.

Б.Э.
- внимание к отношениям между людьми, умение строить отношения, стремление вызывать хорошие чувства, симпатию;
- умение сочувствовать и сопереживать; стремление к мирному сосуществованию между людьми;
- интерес к партнёру и партнёрству; интерес к мелодрамам.

Ч.С.
- интерес к красивым и качественным вещам, увлечение рукоделием (шитьем, вязанием и т.п.);
- стремление к обретению новых возможностей, власти, практической выгоде, накоплению богатства и материальных ценностей;
- склонность к риску, стремление к мускульным действиям, активности, стремление к навязыванию своей воли;
- интерес к работе с формой: искусства, архитектура, дизайн, мода.

Б.С.
- поиск приятных ощущений, комфортных условий жизни; отдых, расслабление; стремление к здоровому образу жизни, укрепление здоровья, повышение жизненного тонуса, аскетизм;
- стремление к чистоплотности, опрятности, чистоте, свежести;
- желание иметь удобные предметы, мебель, уютную обстановку в помещении;
- сладострастие, интерес к вопросам секса;

Ч.И.
- интерес ко всему, что может иметь богатые перспективы, к новым оригинальным идеям, к неординарным людям и пр.;
- исследование способностей людей, интерес к необычным ситуациям, раскрывающим возможности человека;
- попытки реализовать свои возможности и идеи;
- стремление увидеть суть, назначение и общую идею в приходящей информации.

Показана "мульти - идейность" Ч.И.

Показана неординарность идей по Ч.И.

Б.И.
- интерес к внутреннему состоянию людей, попытка почувствовать их внутренний мир;
- стремление к внутренней гармонии, к определённым внутренним состояниям;
- склонность к мечтам, фантазиям; планирование будущих событий, заполнение своего и чужого времени;
- стремление к определённому течению событий.

Конечные цели по разным функциям.

Ч.Л. Конечная цель экстравертированной логики - собрать весь фактический материал. Опираясь на факты (объективную информацию), установить первопричину всему, и через этот анализ осознать себя и познать мир.

Б.Л. Интровертированная логика постоянно находится в постижении истин. Для нее важно каждый новый факт сопоставить с уже существующими понятиями, сверить со своими убеждениями, классифицировать, уложить в сознании в соответствии с истиной, познавая мир.

Ч.Э. Для экстравертированной этики характерно переживание обо всем, что ее окружает. Она стремиться осознать себя через объем впечатлений, увлечений, интересов. Волнуясь за всех вокруг, она хочет всеобщей радости - миролюбивого настроения. Достигая своей цели - настроение мира, экстравертированная этика настраивается на мирный лад, примиряясь со всем, что окружает.

Б.Э. Интровертированная этика стремиться прочувствовать все на свете, стремиться к всеобщему сочувствию, к миру во всем мире. Конечная цель - связь со всем миром, как возможность иметь полную гамму чувств, пристрастий, через которые она осознает себя и примиряет все вокруг.

Ч.С. Для экстравертированных ощущений конечная цель - стать властелином мира, владеть всем, влиять на все, подчинить себе все, что возможно, через этот волевой заряд от приобретенного мира - осознать себя.

Показана Ч.С. Настоять на своем решении.

Здесь Ч.С. выражается в главенстве - "я самая ценная". Так же связка с Б.Э. установление нужной психологической дистанции.

Б.С. Конечная цель интровертированных ощущений - вобрать в себя все ощущения мира, все потрогать, все попробовать, все вкусить, объять необъятное и через эти ощущения осознать себя и обрести мир.

Ч.И. Экстравертированная интуиция хочет проникнуть во все тайны существующего мира. Ее конечная цель - просветить насквозь, разобрать все существующие ситуации, сделать массу открытий, научиться самой и научить других. Проливая свет на все, осознать себя и просвещенный мир.

Б.И. Для интровертированной интуиции конечная цель - осознать себя через ход времен, выйти в вечность, пронзить эпохи, прозреть мир, все предвидеть и обо всем предупредить, просвещая мир.

Вот и все на сегодня. Тем, кто добрался до конца, хочу напомнить, что не необязательно человека будет интересовать достижение абсолютно всех пунктов по своим сильным функциям. Здесь важно "уловить" обозначенное направление. Какое количество из перечисленных пунктов будут выражено лично у вас зависит от многих факторов: окружения, воспитания и ваших личностных качеств.
Ну и картинки - это лишь один частный пример проявления функции, гипертрофированный конечно, для большего колорита. А по сему, конечно же это не означает, что каждый представитель ТИМа будет вести себя в точности как там показано.
А какие примеры проявления функций имеются у вас в запасе? :)))

Модель А - это модель информационного метаболизма человека. Наполняясь определённым образом информационными аспектами, она формирует тип информационного метаболизма (тип ИМ или ТИМ), другими словами – соционический тип человека. Названа модель А в честь создательницы соционики, литовского социолога . Её изобретение даёт ответ на вопрос, как функционирует соционический тип. С помощью модели А была сформирована концепция взаимодействия соционических типов (интертипных отношений) чего нет, например, у широко применяемой на западе .

Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых задаётся уникальной комбинацией из семи свойств работы, отвечающих за особенности восприятия, обработки и усвоения конкретного аспекта информации. Все функции имеют свои номера и названия, отражающие «образ» их работы. Так, есть (1), (2), (3), (4), (5), (6), (7) и (8) функции.

Разница между всеми соционическими типами определяется тем, с информацией по каким аспектам работают их функции: например, базовая функция Наполеона работает с аспектом чёрной сенсорики, тогда как базовая функция Достоевского - с аспектом белой этики. Важно понимать, что свойства самих функций от типа к типу не меняются, а меняется лишь положение аспектов в модели. Так, тот же Достоевский, например, воспринимает информацию по аспекту чёрной сенсорики не через базовую функцию, как Наполеон, а через болевую. Этим и объясняется разница в “видении мира” разными типами.

Чтобы лучше понимать, как работают функции, необходимо знать, в каких функциональных блоках они находятся, то бишь какими свойствами функций они задаются. Так, например, активационная (шестая) функция находится в блоках продуктивных, витальных, инертных, шаблонных, слабых, разгрузочных и ценностных функций. Это значит, что она воспринимает информацию через свойства “витальность” и “разгрузочность”, обрабатывает – через свойства “продуктивность” и “инертность”, а усваивает – через свойства “шаблонность” и “слабость” . Также активационная является ценностной функцией, что значит, что всем типам нравится воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию по ней.

Оранжевая ячейка соответствует признаку, окрашенному в оранжевый цвет, белая ячейка - признаку, окрашенному в чёрный цвет. Например, акцептными функциями являются 1, 3, 5 и 7 функции.

Важно также понимать, что не существует более или менее похожих по свойствам друг на друга пар функций. Все функции одновременно похожи и непохожи, поскольку у любой пары из них всегда найдётся три общих (и четыре противоположных) свойства. Так, исходя из таблицы, можно увидеть, например, что суггестивная (пятая) и фоновая (восьмая) функции обе являются витальными, контактными и загрузочными, но отличаются друг от друга тем, что суггестивная является акцептной, ситуативной, слабой и ценностной, а фоновая - продуктивной, шаблонной, сильной и неценностной.

Важно понимать, что когда Вы определяете функции типа по двум/трём свойствам, нельзя делать однозначные выводы о типе человека. Так, например, определив инертность, ментальность и загрузочность восприятия аспекта белой логики (БЛ), можно преждевременно подумать, что типируемый - Максим Горький, сбросив со счетов такие типы как «Робеспьер», «Гексли» и «Наполеон», у которых аспект БЛ воспринимается через те же свойства. Многолетняя практика типирования показывает, что именно так очень часто происходят ошибки в определении соционического типа, когда одни функции принимаются за другие (в данном примере базовую БЛ можно легко спутать с болевой).

Введение соционических аспектов позволило построить более детальную модель информационного метаболизма, получившую название модель А по имени создательницы соционики Аушры Аугустинавичюте. Модель А состоит из восьми функций, каждая из которых работает с одним аспектом.

Образно модель А можно представить как круглую башню с восемью окнами, которые направлены в разные стороны, где каждая из сторон соответствует одному соционическому аспекту. Одни окна - большие и светлые, через них видно далеко и рассмотреть мельчайшие детали местности - это сильные функции. Другие - маленькие и с мутными стеклами - позволяют увидеть что-то весьма расплывчато, а то и вовсе только различить, светло ли снаружи или темно - это слабые функции.

Размеры и расположение окон на башне для каждого человека свое, индивидуальное. Но в то же время существуют и определенные правила и закономерности, которые и позволяют выделить соционические типы.

Но рисовать башню не всегда удобно, поэтому обычно модель А изображают в виде матрицы 2×4 со следующей нумерацией ячеек:

Правила заполнения модели А следующие: первый аспект может быть любым, в следующих трех ячейках идут аспекты с тем же признаком статика/динамика, что и у первого, но с чередованием «цвета» и признака рациональность/иррациональность. Например, если первый аспект – БЛ (белый, статический, рациональный), то вторым аспектом может идти ЧС или ЧИ (черный, статический, иррациональный), третьим – снова белый, статический и рациональный (так как БЛ уже размещена в модели, то здесь может быть только БЭ), и далее снова ЧИ или ЧС. Таким образом, если в модели А на первом месте стоит БЛ, то возможно всего два варианта: БЛ-ЧС-БЭ-ЧИ (что соответствует ТИМу ЛСИ-«Максим Горький») и БЛ-ЧИ-БЭ-ЧС (ЛИИ-«Робеспьер»).

В пятую ячейку помещается аспект, совпадающий по рациональности/иррациональности с первым, но противоположный по цвету и по наименованию (то есть по дихотомиям Юнга: логике противоположна этика, сенсорике – интуиция). В частности, если в первой ячейке модели А находится БЛ, то в пятую попадает ЧЭ. Далее для шестой, седьмой и восьмой функций применяются описанные выше правила чередования, но при этом аспект шестой функции должен быть противоположным по наименованию второй функции (то есть если во второй функции находится ЧИ, то шестая будет обязательно БС), седьмой – аспекту третьей и восьмой – четвертой.

Таким образом, для любого аспекта в первой функции существует только два допустимых варианта заполнения модели А. С учетом того, что всего аспектов – восемь, получаем все те же 16 соционических типов:

ИЛЭ-«Дон Кихот»

СЭИ-«Дюма»

ЭСЭ-«Гюго»

ЛИИ-«Робеспьер»

ЛСИ-«Максим Горький»

ЭИЭ-«Гамлет»

ИЭИ-«Есенин»

СЛЭ-«Жуков»

СЭЭ-«Наполеон»

ИЛИ-«Бальзак»

ЛИЭ-«Джек Лондон»

ЭСИ-«Драйзер»

ЭИИ-«Достоевский»

ЛСЭ-«Штирлиц»

СЛИ-«Габен»

Свойства функций

Все функции модели А можно сгруппировать по ряду признаков:

Ментальные (I -IV ) / В итальные (V -VIII ). Ментальные функции осознаются человеком постоянно, ими он пользуется сознательно. С помощью ментальных функций возможно не только решать конкретные жизненные задачи, но и мыслить абстрактно, делать обобщения между различными задачами, сопоставлять их между собой. Витальные функции большую часть времени работают неосознанно и направлены на решение каких-то локальных задач здесь и сейчас. Хотя переключение сознания на функции витального кольца в принципе возможно, но оно требует целенаправленных усилий и сознательного контроля, и возможно только на короткое время. Как только контроль ослабевает, происходит обратное переключение сознания на функции ментального кольца.

Ценнностные (I ,II , V , VI ) / Внеценностные (III , IV , VII , VIII ). По аспектам, которые приходятся на ценностные функции, человек активно и с удовольствием участвует в обмене информацией, хотя этот процесс может быть несимметричным: по I и II преобладает выдача информации, по V и VI – получение. Общение же по внеценностным функциям производится только по необходимости и вызывает дискофрморт и желание поскорее его завершить, уйти от этих аспектов сразу же, как только они перестанут быть нужны для решения текущей задачи.

Сильные (I , II , VII , VIII ) / Слабые (III , IV , V , VI ). Сильные функции – это те, по которым возможна уверенная самостоятельная деятельность, поиск эффективных решений или адаптация уже существующих под текущую ситуацию. По слабым функциям человек действует неуверенно, информацию может воспринимать весьма искаженно, а деятельность представляет собой либо воспроизведение ранее усвоенных шаблонов без возможности целенаправленного их изменения и улучшения, либо действия «вслепую», полностью случайный поиск приемлемого решения.

Особенности функций модели А

Все функции модели А имеют свои названия и индивидуальные особенности проявления:

I базовая (иногда называется программная). Сильная осознанная функция, которая лежит в основе мировосприятия человека, причем восприятие мира через нее кажется настолько естественным, что зачастую бывает сложно понять, что мир можно воспринимать как-то иначе. Функция достаточно негибкая, изменяет картину мира неохотно; информация, способная вызвать такие изменения, вызывает сопротивление или отторжение.

II творческая . Так же сильная осознанная функция, но более гибкая, чем базовая. По ней нет целостной картины, эта функция готова к экспериментам, к тому, чтобы рассмотреть и попробовать различные варианты с целью выбора наиболее подходящего решения для ситуации или наиболее устраивающего человека с точки зрения его базовой.

III ролевая . Так же достаточно гибкая функция, но слабая. Ее можно назвать резервом, который подключается в ситуациях, когда возможностей творческой и базовой оказывается недостаточно, или же в новых для человека ситуациях, когда требуется всестороннее восприятие информации. Однако в отличие от творческой, функция не ищет новых решений, а подбирает наиболее подходящий из уже наработанных шаблонов. Кроме того, длительная деятельность по этой функции приводит к дискомфорту и утомлению. Но вместе с тем, по ролевой бывает и желание проявить себя, убедиться «я в этой области не хуже других».

IV болевая (иногда называется «точка наименьшего сопротивления»). Самая проблемная из всех соционических функций. Весьма слабая, причем эта слабость осознается и чаще всего воспринимается человеком как его недостаток. По болевой зачастую происходит искаженное восприятие информации (например, болевая интуиция ведет к преувеличению значимости какого-либо маловероятного развития событий и принятию избыточных мер по его предотвращению, болевая сенсорика – к постоянным страхам за свое здоровье). Сталкиваясь с необходимостью действовать по болевой, человек чувствует себя крайне неуверенно, так как не может оценить адекватность действий ситуации и их эффективность. Деятельность по ней отбирает много энергии и приводит к очень быстрому утомлению, зато если удалось добиться какого-либо позитивного результат, это воспринимается как крупное достижение. Функция достаточно консервативна и тяжело воспринимает новую информацию, особенно если она не стыкуется с уже имеющимся опытом.

V суггестивная . Самая слабая из всех функций модели А. Информация по ней воспринимается некритично, но в отличие от болевой, не вызывает дискомфорта или отторжения и не утомляет, скорее наоборот, человек испытывает по ней безоговорочное доверие к миру и благодарность за помощь и информацию по ней, причем эта информация воспринимается как что-то очень ценное и важное. Воздействием на эту функцию можно быстро изменить внутреннее состояние человека, но сам себе он воздействовать на нее практически не может.

VI активационная (иногда называется референтная). Так же является слабой, но ценностной функцией, по которой охотно принимается помощь. Однако в отличие от суггестивной, информация по ней сверяется с некоторым внутренним эталоном, по которому идет оценка «подходит ли мне это или нет». Фактически, вся бессознательная оценка партнера в плане того, подходящий он или нет, идет именно по активационной функции.

VII ограничительная . Сильная функция, способная к самостоятельному поиску новых решений, однако большую часть времени направлена на то, чтобы отследить, как делать не надо, предупредить об партнера о возможных последствиях, порекомендовать возможные способы действия и в случае необходимости помочь ему выбраться из негативной ситуации. Длительная конструктивная деятельность по ней представляется чем-то скучным и не заслуживающим внимания. Как и все витальные функции, она ориентирована на конкретные ситуации, переживаемые человеком здесь и сейчас, без отслеживания каких-либо обобщающих моментов.

VIII фоновая . Самая трудноосознаваемая функция, направленная на то, чтобы не допускать негативного развития ситуации для себя и для партнера. В отличие от ограничительной, фоновая не предупреждает партнера о возможных последствиях, а без лишних слов принимает необходимые меры по их предотвращению. Несмотря на то, что функция сильная, активное обсуждение информации по ней вызывает почти такое же отторжение, как и по болевой и желание переключить общение на ценностные аспекты.

Свойства функций показаны на следующей схеме:

I
базовая

II
творческая

Сильные, ценностные

Ментальное кольцо

IV
болевая

III
ролевая

Слабые, внеценностные

VI
активационная

V
суггестивная

Слабые, ценностные

Витальное кольцо

VII
ограничительная

VIII
фоновая

Сильные, внеценностные

Мерности функций

Важно отметить, что у каждой функции можно выделить две характеристики: объем накопленного опыта и способность к обработке новой информации, т.е. сила функции. В результате может возникать путаница при определении типа, если слабая функция, у которой по тем или иным причинам накоплено гораздо больше опыта, чем у среднестатистического представителя ТИМа, может казаться наблюдателю сильной, и наоборот, сильная функция, которая сильная функция с недостаточным наполнением может в первый момент произвести слабой. Это является причиной множества ошибок при типировании. Для частичного преодоления этой путаницы в 1989 году соционик А. Букалов ввел понятие «мерность функции». С тех пор определения мерностей претерпели ряд изменений и в настоящее время время в Едином Типологическом Проекте мерности понимаются следующим образом:

Одномерные функции (болевая, суггестивная) – могут использовать только опыт, полученный непосредственным путем, т.е. который человек либо прожил сам, либо был непосредственным наблюдателем. Иными словами, человек учится только на своих ошибках, а попытки объяснить что-то приводят к тому, что «в одно ухо влетает, в другое – вылетает».

Двухмерные функции (ролевая, активационная) – кроме прожитого опыта, могут использовать и опосредованный опыт: из объяснения других людей, из книг, усваивать нормы, принятые в том или ином сообществе, однако в дальнейшем полученный опыт используется шаблонно, без переработки его под специфику новой ситуации.

Трехмерные функции (творческая, ограничительная) – появляется возможность творческого использования полученного опыта, адаптация его под ситуацию или применение знаний из совершенно другой области.

Четырехмерные функции (базовая, фоновая) – появляется возможность видеть «что из этого выйдет» даже если опыта подобных ситуаций нет вообще, иными словами, возможность экспертного прогнозирования.

Образно выражаясь, объяснять одномерной функции, что на грабли наступать нельзя, бессмысленно: пока не наступит и не получит по лбу, не запомнит этого, а получив, может не понять, почему так вышло, и впоследствии будет обходить все, что отдаленно похоже на грабли (то самое искаженное восприятие информации по одномерной, о котором говорилось выше). Двухмерная функция поймет и запомнит, что на грабли наступать нельзя никогда, но ее сложно научить видеть ситуации, когда можно нарушить это правило и наступить без последствий (например, на вертикально стоящие у стенки), пока не опять же она не попробует на непосредственном опыте. В отличие от двухмерной, трехмерную функцию обучить видеть такие ситуации достаточно легко. И, наконец, четырехмерную функцию учить ничему не потребуется: взглянув на грабли, она сама легко поймет, в каких случаях какие последствия могут возникнут в результате наступания на них.

В настоящее время не существует единого мнения, являются ли мерности жестко фиксированными или же описанное выше распределение мерностей по функциям имеет среднестатистический характер, а у каждого конкретного человека мерности в течении жизни могут меняться по мере наработки опыта.

Блоки модели А

Как уже отмечалось в разделе «Аспекты и аспектоника», аспекты всегда используются в блоке, состоящем из пары аспектов, что обеспечивает возможность согласовывать процессы непосредственного восприятия и оценки полученной информации. С точки зрения модели А, в блоке могут находиться только соседние аспекты из одного и того же кольца (при этом кольцо является замкнутым, т.е. последний аспект считается соседом первого).

Блоки ментального кольца: I -II , II -III , III -IV , IV -I

Блоки витального кольца: V -VI , VI -VII , VII -VIII , VIII -V

В зависимости от расположения в модели А блоки делятся на горизонтальные и вертикальные. Рассмотрим сначала горизонтальные блоки.

Горизонтальные блоки модели А: блок Эго , блок СуперЭго , блок СуперИд , блок Ид .

Блок Эго – состоит из двух осознанных сильных функций. По этому блоку человек может работать достаточно долго и эффективно, причем решать как и частные задачи, так и выявлять общие свойства и закономерности у совершенно различных ситуаций. Результаты работы по функциям этого блока может быть использована и для своих нужд, и в интересах общества в целом.

Блок СуперЭго – в некоторых интерпретациях соционики считается блоком, через который социум осуществляет управление индивидуумом. Состоит из двух слабых, но осознанных функций. Особенностью этого блока является то, что воздействие по нему является весьма дискомфортным, так как с одной стороны, человек знает о своей слабости в этих областях, с другой из-за осознанности этих функций понимает, что необходимо как-то отреагировать, однако длительная работа по функциям блока СуперЭго весьма затруднительна. Как правило, воздействие по этому блоку заставляет собраться, мобилизоваться, и задействовать для ответа функции своего блока Эго.

Блок СуперИд (иногда называется «детским блоком»). Блок слабых неосознанных функций. Как правило, заниматься по нему какой-либо целенаправленной деятельностью трудно, поэтому чаще всего по блоку СуперИд человек выступает в роли потребителя, охотно принимая от окружающих информацию по аспектам этого блока и даже провоцируя их на более активную выдачу этой информации.

Блок Ид . Основной задачей этого блока является отслеживание безопасности, удовлетворение базовых нужд и обеспечение выживания самого человека и, возможно, его ближайшего окружения. Другая деятельность по этому блоку не представляет интереса и как правило, социально значимых результатов по нему не бывает.

Вертикальные блоки модели А изучены значительно хуже. На данном этапе выделяются только инертные (VI -I и VI -V II ) и контактные (II -III и V -VI I I ) блоки. Инертные блоки направлены на сохранение существующей картины мира, а контактные – наоборот, на ее расширение и получение новой информации.

Создание модели А позволило дать более полную картину особенностей восприятия информации по сравнению с использованием только дихотомий Юнга, в частности, выделить ценностные аспекты и объяснить особенности взаимодействия между представителями различных типов, которые получили название интертипных отношений.