Бросаем вызов самим себе. Следуйте всем перечисленным выше пунктам

Одни люди способны предусмотреть все возможные нюансы и предвидеть исход ситуации, другие – не способны видеть дальше, чем расположен собственный нос.

Почему один человек легко попадается на всевозможные уловки лжеца, а другой даже на вполне убедительные доводы реагирует скептически? Все заключается в наличии или отсутствии проницательности.

Проницательностью называют умение прогнозировать исход будущей ситуации с учетом особенностей сложившейся обстановки.
Проницательность – это своего рода талант понимать реальную подоплеку дел, которая скрывается под внешней оболочкой явлений и событий, а также за внешними действиями людей. Проницательный человек умеет выявлять те скрытые мотивы и истинные побуждения, которыми руководствуется человек в своих действиях или словах.
Проницательный человек не будет удовлетворен теми банальными объяснениями, которые ему преподносят окружающие, поэтому перехитрить проницательного человека – сложная задача.

Проницательность может быть одним из главных помощников достижения успеха. Она дает умение разбираться в людях, видеть их неблаговидные черты характера, читать скрытые намерения. Если вы – деловой человек, то с помощью проницательности вы сможете влиять на подчиненных, сделать карьеру, построить выгодный бизнес. Такое качество, как проницательность, сделает из вас настоящего профессионала в любой сфере деятельности, выведет в лидеры, позволит чувствовать настроение тех людей, которые вас окружают, увлечь их своими идеями, контролировать их действия.

Проницательность – это не подарок свыше и не врожденный талант, ему вполне можно научиться. Вот несколько приемов и правил, которые помогут вам развить это качество.

  • Приемы проницательности

У любого внешнего явления существует множество причин, которые необходимо знать.

Как правило, обыденный ход мыслей приводит только к одному выводу, как правило, наиболее распространенному и привычному. Имея определенный опыт и знания, разумный человек осознает, что первая мысль, пришедшая ему в голову, не всегда оказывается единственно верной. Также как и причина человеческого поступка может быть далеко не единственной.
Давайте проанализируем ситуацию, когда в напряженные часы в транспорте заняты все свободные места, а молодой парень преспокойно сидит, несмотря на присутствие стоящего перед ним пожилого человека. Первое, что вам может прийти в голову, что молодой человек – черствая и невоспитанная личность, ему не привили в детстве навыки культурного поведения в общественном месте. Однако, причин подобному поведению может быть несколько. Например, парень слишком погружен в личные переживания и попросту не замечает стоящего рядом с ним старика. Другой причиной может быть травма, которая не позволяет длительное время находиться парню в стоячем положении, например, у него болит нога. Возможно, он после тяжелой физической работы очень устал и сейчас сидит, борясь со сном.
Поэтому учитесь анализировать различные жизненные ситуации, приучайтесь выявлять как можно больше возможных (и разнообразных) причин каждого явления. Свои выводы следует накапливать в памяти, это может пригодиться вам в дальнейшей жизни.

Фиксируйте как можно большее количество внешних проявлений.

Давайте проанализируем иную ситуацию. Например, вошедшая в транспорт девушка медленно присаживается на корточки, как бы сползает по стенке. Окружающие пассажиры не обращают на нее внимания, считают, что девушка привлекает к себе внимание весьма необычным способом. Но, при внимательном взгляде на лицо девушки бросаются в глаза признаки страдания, бледный цвет лица, капельки пота на верхней губе, испуганное выражение лица. Один из пассажиров догадался, что это сердечный приступ. Окружающие начинают интересоваться происходящим. На просьбу о помощи откликаются остальные пассажиры, и вот уже у кого-то нашелся в сумочке валидол.
Вывод: чем большее количество внешних проявлений вы зафиксируете, тем ближе и понятнее станет истинная причина их возникновения.

  • Уточняйте свои сомнения

Если при анализе какой-либо ситуации у вас возникает несколько двойственное ощущение, рождаются сразу несколько версий, попробуйте подстраховаться проверкой. Приведем несколько способов, каким образом это лучше сделать:
- Дождитесь новых проявлений, которые подтвердят, а возможно, и опровергнут ваши сомнения.
- Спросите самого человека о причинах его поступков. Если в ответ вы услышите ложь – вы сможете распознать ее по содержанию или по тону, которым она сказана, - это будет новым доказательством внешних проявлений.
- Те же самые вопросы можно уточнить у тех людей, которые знакомы с человеком или хорошо осведомлены о данном событии.
- Любое внешнее проявление становится хорошо видно в экстремальной ситуации. Такую ситуацию можно или дождаться или искусственно смоделировать.
Это список вы сможете дополнить самостоятельно, придумав новые приемы для уточнения ситуации.

  • Правила проницательности

Это общие правила, изучение которых поможет вам в освоении искусства проницательности.

1. Учитывайте все незначительные детали.

Всегда имеются такие нюансы, которые на первый, поверхностный взгляд кажутся мелкими и несущественными. Человек, наделенный проницательностью, всегда видит то, чего не замечают остальные. Проницательность – это умение настроить свои органы чувств на фиксацию любой мелочи или детали, которую по разным причинам не замечают прочие люди. Воспитывая подобную наблюдательность, вы постепенно приобретаете навыки как у первоклассного сыщика.

2. Систематизируйте и запоминайте полученные детали.

Бывает так, что вы не всегда можете объяснить причину небольших событий или малозаметных действий, но следует запомнить те факты, которые вызывали у вас сомнения.
Может случиться так, что при разговоре с собеседником в вашей памяти всплывет какая-либо деталь поведения человека или случайно оброненная им фраза. Возникает закономерный вопрос: «Что руководит словами или поступками данного человека?» Возможно, вы не сразу найдете ответ на свой вопрос, но по истечении времени ситуация может проясниться. Держать в памяти такие, не поддающиеся легкому объяснению детали, уметь классифицировать их по ситуациям – важный шаг к развитию проницаемости.

3. В общении с человеком постарайтесь рассмотреть любую деталь, определяя по ней уровень развития человека, ход его мыслей.

Например, вас что-либо смутило в мимике человека или в сказанной им фразе, интонации, внешнем облике человека, задумайтесь, какие процессы в его психике или сознании могут привести к таким внешним проявлениям. При определенной тренировке вы будете проводить подобный анализ автоматически, это поможет вам тонко чувствовать и понимать ход мыслительных процессов, происходящих в голове вашего собеседника. Таким своеобразным образом опытный врач ощущает пациента, преподаватель чувствует свою аудиторию и т.д. В этом состоит основа глубинной проницательности.

4. В любой ситуации (социальной, природной или технической) смотрите на любой факт как на внешнее проявление скрытых процессов.

Приучите себя искать причину, находить объяснения тем скрытым процессам, которые случаются в природе либо в обществе. Например, стихийные явления природы – цунами, оползни, землетрясения – это лишь внешнее проявление скрытых процессов, происходящих глубоко в недрах земли. Так и в социальной сфере старайтесь глубоко осмысливать происходящие процессы, искать глубинные их причины, особенно в профессиональной деятельности.

5. Если вы нашли причину внешнего проявления события, постарайтесь сформулировать зависимость.

Если вы прочувствовали всю тайную сущность явления, осмыслили происходящий процесс, выяснили и убедились в правильности своих выводов - наступила очередь определения зависимости. Возьмем народную примету: если ласточки летают низко – будет дождь, это пример общеизвестной зависимости. Или другой пример зависимости – любой симптом в медицине является отражением конкретного (физиологического или патологического) процесса, происходящего в человеческом организме. Также и вы постарайтесь сформулировать зависимость между внешней ситуацией и глубинной причиной явления.

6. Попытайтесь понять ход мыслительных операций человека или сущность глубинных процессов при помощи сравнения их с уже знакомыми вам явлениями или процессами.
Если вы столкнулись с таким явлением, которое вам не совсем знакомо, или вам не удалось сформулировать точную зависимость - проведите аналогию. Вспомните похожие явления и их зависимости, с которыми вы уже сталкивались в жизни, перенесите ваши знания на непознанный процесс. Подобный ход мыслей можно отшлифовать и сделать автоматическим. Пополняйте вашу базу знаний различных явлений и старайтесь не забывать про этот прием. Он ускорит развитие вашей проницательности.

7. При проведении аналогии учитывайте возможные различия и вносите соответствующие коррективы.
Если сходность различных явлений не очень значительна, то и ваши выводы могут оказаться ошибочными. Будьте осторожны в своих суждениях, определите величину различия. Учитывая внесенные поправки в аналогию, сформулируйте вывод о причинах и сути процесса. Уточняйте свои выводы по мере необходимости.

8. Доля сомнения должна всегда присутствовать, не делайте поспешных и категоричных выводов по небольшим внешним проявлениям.
Окружающие могут намеренно вводить вас в заблуждение, навязывать вам искусственно созданную идею. Поэтому, излишняя самоуверенность опасна появлением ошибочных суждений. Всем знакомы слишком самоуверенные люди, которые строят свои суждения на основании неверных представлений о сути процессов. Такие люди себя наказывают тем, что получают нулевой или неверный результат. Стремитесь побороть излишнюю самоуверенность, найдите верные выводы, сохраняйте небольшую долю сомнения. Только таким способом вы сможете добиться высшей ступени развития проницательности.

9. По истечении какого-то временного периода находите дополнительные подтверждения своих первоначальных выводов, ощущений или оценок.
Не следует культивировать в себе излишние сомнения, они могут породить неуверенность, снижают желание действовать. Следует найти собственную грань между уверенностью в правильности своих выводов и необходимостью иметь некоторые разумные сомнения. Последовательно избавляйтесь от своих сомнений, выявляйте и изобретайте все новые доказательства, подтверждающие правильность ваших первых оценок, суждений, выводов. Находите подтверждения в коммуникативном общении и в практической сфере деятельности.

10. Стремитесь постоянно развивать свою проницательность и доверяйте своим суждениям.
Осмысливайте те шаги, которые вы сделали в направлении развития своей проницательности, формируйте уверенность и доверие к ней. Постепенно, шаг за шагом, вы станете проницательным человеком. Учитывайте сделанные вами ошибки и хвалите себя за достижения, стремитесь постоянно совершенствовать развившуюся проницательность.

С течением времени проницательность будет все более развиваться и совершенствоваться, значительно вырастет и точность ваших выводов. Это позволит вам лучшим образом ориентироваться в тех ситуациях, с которыми вы можете столкнуться в повседневной жизни. Конечно, вы не сразу добьетесь высокого уровня развития проницательности, на это потребуется некоторое время и усилия. Но результат этого стоит! Уверенность в собственных силах и в своем умении правильно угадывать истинный ход вещей - эти замечательные качества принесет вам развитая проницательность.

Проницательность развивает такое качество, как интуиция. Различие между ними состоит в том, что проницательность является осознанным и управляемым процессом, в то время как интуиция проходит на подсознательном уровне.

Задатки интеллектуальности даются нам при рождении, привычка пользоваться умственными способностями прививается родителями и учителями, а стремление к развитию интеллекта зависит от каждого индивидуума.

Современная наука говорит о том, что мыслительные способности человека на 50% зависят от генетического фактора, то есть половину потенциала интеллекта закладывают родители - это тип характера, набор нейронов, нейромедиаторов. В 5-летнем возрасте у ребенка уже сформирован набор нейронов и связей между ними, большая часть из которых останется с ним на всю жизнь. А дальше многое зависит от того, как его будут развивать родители, а когда он вырастет - и он себя сам.

Цель многих людей, желающих , - максимально полно реализовать заложенные в них способности, свой потенциал. И верный путь достичь этой цели - не переставать работать над повышением своего интеллекта. Тот, кто будет активно работать над развитием своих мыслительных способностей, уже через год сможет кардинально изменить себя в интеллектуальном плане.

Так как же заставить свой мозг работать в полную силу? Ведь в нашем мире, где царит конкуренция, побеждает не самый сильный, а самый умный, предприимчивый и находчивый.

Повысить свои умственные способности не проблема - было бы желание и терпение. Конечно, вторым , или мы вряд ли станем - это исключительные личности-самородки. Но, занявшись саморазвитием, мы убедимся, что наш мозг обладает такими возможностями, о которых мы и не подозревали.

Конечно же, многие люди хотели бы стать гением легко и быстро, не затрачивая особых усилий. Сейчас есть немало книг по развитию мыслительных способностей, например Станислава Мюллера «Стань гением! Секреты супермышления» из серии «Сам себе психолог», но большинство людей ленится их даже прочитать.

Для них выходом была бы волшебная таблетка вроде той, которая по воле случая досталась главному герою американского фильма «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Благодаря этой таблетке мозг писателя-неудачника из Нью-Йорка начинает работать с невероятной мощностью, и депрессивный герой превращается в гениального биржевого игрока с огромными перспективами. Но без таблетки он никто. К тому же оказалось, что замечательные таблетки, улучшающие работу мозга, имеют серьезное побочное действие.

Хотя герой и находит выход из сложного положения, в которое он попал, нам лучше руководствоваться здравым смыслом и заняться упражнениями для развития интеллекта. Чтобы мозг работал, его нужно нагрузить, однако упражнения должны быть интересными, а не монотонными. В противном случае мы будем подсознательно избегать их, занимаясь . А упражнения только тогда дадут результат, когда войдут в привычку.

Что такое IQ

В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» - IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.

Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.

Американка Андреа Кушевски - врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.

Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.

Андреа Кушевски сделала следующие выводы:

  • интеллект поддается тренировке;
  • чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
  • развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.

Развиваем умственные способности

1. Ищем новшества

Все гении обычно эрудиты - люди, обладающие большими познаниями во многих областях жизни. Например, был не только талантливым художником, но и писателем, музыкантом, ученым и изобретателем.

Люди, которые стремятся развить свой интеллект, должны быть открыты всему новому: знаниям, деятельности, событиям. Ведь каждая новая деятельность способствует образованию новых связей - синапсов, которые связывают один нейрон с остальными и через которые они обмениваются импульсами.

Выработка дофамина - гормона-нейромедиатора, стимулирующего образование новых нейронов и способствующего повышению мотивации, также прямо зависит от новшеств, запускающих данный процесс.

Тот, кто хочет иметь высокий коэффициент интеллекта, не должен считать, что, окончив вуз, можно навсегда забыть об учебе, ведь это прямой путь к деградации. Поэтому не перестаем искать новую пищу для ума: изучаем новые науки, новые языки, записываемся на курсы - например, живописи, игры на гитаре, латиноамериканских танцев, занимаемся новым видом спорта, отправляемся в путешествие за новыми впечатлениями.

Ценность для развития мыслительных способностей представляют не столько сами знания, сколько сам процесс обучения.

2. Бросаем вызов самим себе

Немало сказано о пользе развивающих игр для мозга, тренирующих память и концентрацию внимания: покера, преферанса, шахмат, игры в нарды, компьютерных игр вроде «тетрис», судоку.

Правда, психологи, занимающиеся вопросами развития интеллекта, советуют, достигнув мастерства в одной игре, переходить к следующей. Ведь мозг, поняв, как играть, например в , начинает лениться, при этом новые синаптические связи уже не образуются так активно. Чтобы мозг был нагружен и продолжал усиленно работать, нужно постоянно держать его в состоянии некоторого затруднения.

3. Учимся мыслить творчески

3.1. , способность создавать оригинальные идеи и мыслить нестандартно .

Например, берем некую задачу и находим от 10 до 20 способов ее решения, особенно не ограничивая свою фантазию. Итак,

  • нас застал на улице сильный дождь, зонта нет, до дома далеко, а дождь, скорее всего, надолго;
  • мы спешим на важную встречу, а у нас внезапно ломается каблук;
  • пропал кошелек с деньгами и кредитками, а мы - в чужом городе;
  • нас пригласили на вечеринку, где мы никого не знаем, кроме хозяйки дома, которую срочно вызвали на работу;

3.2. После просмотра какого-нибудь фильма придумываем ему собственное название ;

3.3. Открываем любую книгу и выписываем из нее 10 слов, взятых наугад. А теперь постараемся найти связь между ними и составить из них короткий рассказ из 10 предложений;

3.4. Воображаем себя архитектором , перед которым заказчик поставил задачу спроектировать дом. Дом не простой: в проекте должны быть отражены 10 придуманных заказчиком слов: рыба, орех, кирпич, кот, вода и т. д. Фантазируем и рисуем кирпичный дом, рядом - ореховое дерево, на котором сидит кот и смотрит на рыбок, плавающих в пруду, и т. д.;

3.5. Выбираем любой понравившийся предмет , находящийся в комнате, и подбираем 5 прилагательных, которые больше всего ему соответствуют. Например, апельсин - сочный, испанский, оранжевый, вкусный, сладкий. И 5 прилагательных, которые меньше всего ему подходят: кошачий, резкий, платочный, травяной, облачный;

3.6. На листе бумаги рисуем 20 крестиков и на основе каждого из них изображаем предмет, который подсказывает нам наше воображение: например, мельницу, кастрюлю, стрекозу, шахматную доску. Вместо крестиков в качестве заготовки для будущих картинок можно нарисовать кружки или две перпендикулярные линии.

4. Не ищем легких путей

Прогресс облегчает нам многие задачи, однако наш мозг, лишенный нагрузок, при этом расслабляется. Взять хотя бы , благодаря которому мы успешно разучились производить даже простейшие арифметические действия в уме или на бумаге.

Или GPS, помогающий ориентироваться на местности. Привыкшие к нему со временем обнаруживают, что уже не в состоянии без него обойтись, настолько они утратили собственное чувство ориентации.

Нам в помощь созданы и , которые в то же время ухудшают наше знание языков, поскольку лишают мозг возможности в них практиковаться.

Технологии упрощают жизнь, но при этом страдают когнитивные способности, ведь мозг нуждается в тренировках. Конечно же, не нужно отказываться от благ цивилизации и продуктов современных технологий, но иногда стоит дать поработать и мозгу, чтобы держать его в тонусе.

Ясновидение часто именуют прозрением, вторым зрением, или внутренним зрением. Люди, обладающие таким даром, именуются оракулами, ясновидящими, прорицателями. Они могут видеть события или видения, которые недоступны простому человеку. Хотя справедливости ради нужно сказать, что каждый из нас, в той или иной степени обладает этим даром. Просто его нужно обнаружить и развить в себе.

Иногда ясновидение проявляется случайно, совсем неожиданно для человека. Обычно такое происходит после серьезного нервного потрясения. Часто после пережитого шока, сильного стресса, люди начинают видеть и ощущать нечто непонятное и неизвестное.

Правда, у каждого человека свой барьер восприятия. Люди с тонкой душевной организацией, обладающие восприимчивой психикой, обычно становятся ясновидящими. Им легче проникнуть в мир, неизвестный и не воспринимаемый другими. У таких людей проявляются экстрасенсорные способности. Они могут видеть призраков.

Другие же люди, у которых нет таких способностей, не видят и не ощущают ничего странного, даже в аномальных местах, просто наводненных призраками. Поэтому не мудрено, что в одной группе людей наблюдающей что-то необычное, непознанное, видят это всего несколько человек. Причем видят они одно и то же, а потом пересказывают свои впечатления остальным.

Уже в начале 19 века ученые серьезно занялись этой проблемой. Именно тогда в Европе были чрезвычайно популярны спиритические сеансы, когда группа людей вызывала духов умерших людей. Среди спиритов находились настоящие специалисты, которым большинство полностью доверяли.

Ясновидящие могут наблюдать все, что угодно. Они видят умерших и пропавших людей, недоступные загадочные миры, которые никто никогда не видел. Некоторые исследователи этого феномена полагают, что ясновидение – это чрезвычайно развитая интуиция. Может быть. Этого утверждения никто еще не опроверг, но и не доказал.

Как рассказывают практикующие ясновидящие, этот дар требует измененных состояний сознания. Этому находится подтверждение. Этот дар чаще всего проявляется при пробуждении ото сна, когда человек находится на пороге между сном и явью. Очень часто дар проявляется в пограничных состояниях между жизнью и смертью.

Чтобы не лишиться способности, человек должен быть крайне сдержан и молчалив. Совсем не обязательно рассказывать всем подряд о своих возможностях и демонстрировать их направо и налево. Обладающий даром человек должен быть очень осторожным в толковании своих ощущений и ведений. Лучше всего записывать все буквально, безо всяких комментариев.

Человек, обладающий даром ясновидения, должен быть свободен от различных привязок. На него не должны влиять различные религиозные течения, политические предпочтения, мистические, философские теории. Тот кто хочет знать как развить у себя способности и ясновидение, должен понимать, что все эти привязки не дают ему развиваться в полной мере и существенно искажают восприятие видений.

Ясновидящий должен жить как можно скромнее, без излишеств, довольствуясь малым и ежедневно развивая свои способности. Ему необходимо воздерживаться от просмотра кинофильмов, поменьше считать, отвыкнуть от телевидения. Он должен держаться как можно дальше от современной урбанизации, больших поселений и влиятельных людей.

Лучше всего жить созвучно с природой, слушать тишину, пение птиц, шум реки и ветра. Только в таких условиях он сможет сохранить рассудок и дожить до глубокой старости.

Слишком рано развивать способность к ясновидению опасно. Это не приведет ни к чему хорошему. Очень часто такие люди, доживая до взрослого возраста, умирают или оказываются в сумасшедшем доме. Так как развитие мистических способностей в раннем возрасте грозит необратимыми изменениями в психике.

Поэтому, лучшим периодом для развития таких способностей является 30-40 лет. При этом нужно твердо усвоить, что этот дар не принесет человеку славы, богатства, здоровья, любви или власти над другими людьми. Этот дар даст вам только возможность помочь другому человеку, не прося за это платы. Поэтому другие будут пользоваться плодами вашей способности.

В чем состоит развитие способностей ясновидения у себя ?

Существует простая и доступная методика обнаружения у себя способности к определению будущего. Для этого нужно сосредоточить взгляд на каком-то полупрозрачном предмете, например шаре, зеркале или пирамиде. При длительном сосредоточении взгляда на одной точке, внутри этого предмета возникают картины, образы и даже события. Они очень напоминают сновидения. Увиденное следует интерпретировать как предсказание.

Перед началом этого эксперимента, переориентируйте свое внимание, очистите сознание от потока событий и мыслей. Сосредоточьтесь, закройте шторами окна, в помещении должно быть тихо. Поэтому эксперимент лучше проводить поздно вечером или ночью. Ваша одежда должна быть легкой и не сковывать движений.

Начинайте вглядываться в предмет, установите ровное дыхание, отвлекитесь от ненужных мыслей. Мысленно лучше всего повторять какую-то фразу. Например, интересующий вас вопрос или мантру, монотонное заклинание.

Если все делаете правильно, через 15-20 мин. полного сосредоточения, поверхность предмета начнет заполняться туманом, в котором появится темный участок. Специалисты его называют туннелем во времени или окном ума. Именно из него возникают образы, которые затем вы сможете интерпретировать. Иногда они появляются прямо в вашей голове. Развить у себя этот дар можно только ежедневно тренируясь.

Никто не знает, как это действует и откуда приходит дар ясновидения. Ну а верить в него или нет, дело каждого человека.


Что такое шестое чувство и как развить интуицию при помощи упражнений. Некоторым своим словам, действиям или бездействию человек не может дать логическое объяснение. Почему мы поступили так, а не иначе, почему именно такое решение приняли, почему дали именно такой ответ на вопрос? Как правило, мы на это отвечаем «не знаю». И мы действительно не знаем, вернее, не можем обосновать. Но что стоит за этими многочисленными «почему»? Процесс, который до сих пор не поддаётся чёткой научной трактовке: внутреннее убеждение, инстинкт, шестое чувство или – интуиция.


Иногда интуицию сравнивают с любовью. Как и любовь, она существует, проявляется, возникает и исчезает, но не поддаётся объяснению. На уровне быта, взаимоотношений, это понятие определяется как проникновение в суть проблемы, понимание её, проницательность. Психологи считают интуицию одной из способностей человека, знанием, полученным неосознанным путём. А философия определяет этот термин как бездоказательное постижение истины.

Считается, что интуиция – это то, что «сближает» нас с животными. Звериное чутьё помогает животному добывать пищу, оберегаться от опасностей, в общем – выживать. Так иногда интуиция помогает человеку справиться с ситуацией или решить проблему, от которой многое зависит в его жизни. Однако механизмы, включающие интуицию, у человека и у животного разные. Чутьё животного базируется исключительно на его восприятии мира через органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание. У человека же задействуются ещё и эмоции, воображение, память, интеллект и, как ни странно, логика.

То есть интуиция, это подсознательный процесс, основывающийся на опыте, накопленном в результате сознательных усилий и действий. И поскольку этот процесс является великолепным помощником в сложных жизненных обстоятельствах, да и в решении повседневных вопросов, его можно и нужно развивать.


Развитию интуиции способствуют многие факторы. Собственно, она будет возникать и развиваться, если вы будете работать над собой, открывая интуитивные каналы.

Первый фактор – это основа основ – знание. Без знаний у Дмитрия Ивановича Менделеева не наступило бы «озарение», которое привело к открытию периодической системы элементов. Если бы Ньютон не обладал соответствующими знаниями, при падении яблока на голову он бы ощутил лишь боль и ярость. А его осенило на открытие закона всемирного тяготения.

Поэтому трудитесь над пополнением своего сознания . Вникайте, наблюдайте, читайте, запоминайте факты, людей, события. Полученная информация когда-нибудь сослужит вам хорошую службу, «выплыв» из глубин подсознания в нужный момент.

Воспитайте в себе полезную привычку размышлять . Всё что вы видите, слышите, узнаёте, постигаете не должно быть мёртвым грузом, балластом, занимающим мозг. Учитесь мыслить, задавать себе качественные вопросы и находить на них ответы. По возможности обсуждайте те или иные факты или проблемы с другими, участвуйте в дискуссиях, спорьте, доказывайте, прислушивайтесь к аргументам оппонентов.

Важный фактор, помогающий развить интуицию – высокая самооценка . Если вы уверены в себе как в человеке, как в личности, чётко сознаёте своё внутреннее «я», вам гораздо легче следовать своему внутреннему голосу и принимать решения, прислушиваясь к нему. А если уверенности в себе вам не хватает, на принятие вами решений будут влиять внешние обстоятельства, мнения других людей, чьи-то просьбы или указания. И когда интуиция будет подсказывать вам вариант решения, вы будете её заглушать. Следовательно, будете поступать в соответствии с навязанными стереотипами - так, как вам велело общество, даже если это неправильно и неприемлемо для вас. Поэтому над повышением самооценки также нужно работать.

Ведите дневник . Записывайте каждое ваше достижение, каждое принятое решение, особенно принятое интуитивно. Описывайте любое заинтересовавшее вас событие, свои суждения о нём, свои переживания.

Прислушивайтесь к своим ощущениям . Например, проезжая какую-то местность, вы чувствуете необъяснимую радость. Запомните это. Возможно, с этой местностью будут связаны приятные моменты вашей жизни. Или какой-то человек, проявляющий по отношению к вам дружелюбие, вызывает у вас, казалось бы, беспричинную антипатию. Не «гоните» эти ощущения. Конечно, не нужно прекращать отношения с таким человеком или открыто демонстрировать ему своё отношение. Возможно, его дружелюбие вполне искренне. Если же с его стороны проявится какой-нибудь негатив, что ж – лишний повод убедиться в развитом чувстве интуиции.


Также практикуйте некоторые упражнения, требующие «включения» подсознания и «голоса сердца». Например, проверьте своё чувство времени, отказавшись от часов на какое-то время, предположим, на сутки. Продержитесь на своих внутренних часах. Насколько легко вам это даётся? Через время повторите эксперимент.

Старайтесь как можно больше угадывать . Когда слышите звонок в дверь – предположите, кто это пришёл. Также поступайте, когда звонит телефон. Познакомившись с человеком, попробуйте установить его возраст, характер, вкусы, увлечения.

Играйте с собой в своеобразную игру: доставайте карту из колоды, предварительно называя хотя бы масть. А потом проверьте правильность своего предположения.

Также можно смотреть «немое кино» . Отключите звук при просмотре фильма, незнакомого, конечно. Попытайтесь сами додумать, о чём говорят герои.

Побудьте «предсказателем» . Предсказывайте те или иные события, финал какой-нибудь ситуации, итог разговора. Обязательно ведите записи. Проведя такой эксперимент несколько раз, вы сможете сделать вывод о том, с какой степенью вероятности сбываются ваши «пророчества».

И, конечно же – интуиция просто «не работает» без веры . Веры в себя, в возможности человека в целом и свои способности в частности, веры в успех. Верьте в себя, и вы сможете не только развить свою интуицию, но и умело использовать её в решении своих проблем.