Классификация эмоций кратко. Классификация эмоциональных явлений по А. Н. Леонтьеву. Основные компоненты эмоций

Ключевые имена : С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, У. Джеймс, К. Ланге, Кэннон и Бард, С. Шахтер, П. К. Анохин, Р. Плутчик, П. В. Симонов

Эмоции - переживания, в которых выражается отношение субъекта к миру .


В этом определении под «миром» подразумевается:

1) внешний мир : различные объекты, ситуации, события.

2) внутренний мир : процессы и события, которые происходят в психике и теле субъекта.

3) деятельность субъекта . Действия и их результаты тоже могут быть эмоционально окрашены.

Не всё, что происходит в мире, может вызывать эмоции. Эмоции возникают только в том случае , когда происходит нечто значимое для субъекта , т.е. происходящее связано с мотивационной сферой субъекта (потребностями, ценностями и т.д.).

Пример 1 : когда человек голоден, пищевые объекты воспринимаются им эмоционально положительно. Если же человек сыт, те же самые объекты могут восприниматься им нейтрально.

Пример 2: если человек совершает поступок, который отвечает его мотивационной сфере, но не отвечает его моральным ценностям, то у человека может возникать чувство стыда.

Эмоция как психофизическое состояние


Эмоция есть не только психическое переживание, но состояние всего организма .

Выражения эмоций разделяют обычно на три группы:

1) биохимические изменения - выброс адреналина в кровь, функциональные, а в стрессовых ситуациях и структурные изменения внутренних органов. C изучения этих изменений и начиналось исследование стресса, эмоциональной напряженности;

2) физиологические и вегетативные изменения - как наблюдаемые внешне (дыхание, сердцебиение, кровенаполняемость сосудов, потовыделение, диаметра зрачка и т.д.), так и фиксируемые приборами (биоритмы мозга, электрического сопротивления кожи (КГР) и др.);

3) поведенческие изменения - в мимике и пантомимике (т. наз. «выразительные движения»), а также речедвигательную активность («вокальную мимику»): темп и тембр речи, интонационные модуляции, длительность пауз и т.п.. В своих поведенческих выражениях эмоции выполняют экспрессивную и коммуникативную функцию , являясь средствами невербального общения.

Функции эмоций


  1. Функция оценки : эмоции сигнализируют человеку о значимых для него событиях, если у человека в данный момент наблюдается эмоция - это означает, что в его жизни в этот момент происходит значимое событие.

  2. Функция побуждения : эмоция отвращения побуждает человека на поведение, которое будет, например, выражаться в избегании предмета отвращения.

  3. Функция аварийного разрешения ситуации : эмоции могут не только побуждать, но и буквально навязывать человеку определенные действия, которые могут оказаться в той или иной ситуации целесообразными. (Эмоция страха: побуждает либо к убеганию, либо к агрессивному поведению, либо к реакции оцепенения - смотря что в каких ситуациях целесообразно).

  4. Функция подкрепления : в оперантном научении Скиннера используется принцип подкрепления, который связан с вызыванием у человека положительных или отрицательных эмоций.

  5. Функция предвосхищения : эмоции могут предвосхищать успешность или неуспешность предстоящих действий. Т. о., человек еще не начав действовать может эмоционально «почувствовать» исход этих действий.

  6. Функция эвристического нахождения описана исследователями мышления: хорошо известен феномен эмоционального предчувствия того, где и каким образом следует искать решение задачи.

Классификации эмоциональных явлений

Классификация эмоциональных явлений по С. Л. Рубинштейну

С. Л. Рубинштейн выделяет 4 класса эмоциональных явлений:
I. Чувства = эмоции (у Рубинштейна это синонимы). Это переживания, в которых выражается отношение человека к миру (в широком смысле). Чувства=эмоции неоднородны, их можно подразделить на три «уровня»:

  1. Уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности : все те чувства, которые возникают в связи с процессами, происходящими в теле человека.
Пример : переживания новорожденного по поводу физиологических процессов (голода, жажды).

  1. Уровень предметных чувств: по отношению к предметам внешнего, а затем и внутреннего мира тоже. Тесно связан с развитием мотивационной сферы .
Пример: по мере приобретения моральных ценностей сами поступки поляризуются и к некоторым из них человек начинает испытывать чувство стыда или, наоборот, удовлетворения.

  1. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств : чувства, которые соотносятся не с какими-то предметами, а с обобщенными ситуациями (чувство юмора, иронии, сарказма и т.д.).
Пример 1 : чувство комического. «комическим кажется то, что выступает сперва с видимостью превосходства, а затем обнаруживает свою несостоятельность». Для чувства комизма необходимо совершающее на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии. Таким образом, любая ситуация, которая попадает под это описание, вызывает чувство комического.

Пример 2 : чувство юмора : с юмором относятся к смешным маленьким слабостям или не очень существенным недостаткам, когда чувствуется, что за ними скрыты реальные достоинства. Если никаких достоинств нет, то тогда юмор становится трагическим.

Подобные эмоциональные явления не возникают ситуативно. Они характеризуют мировоззренческую позицию человека, его устойчивое отношение к миру. В этих случаях мы говорим о его отношении к миру как о личностной черте.


II. Аффекты – стремительный и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку действия. Может аккумулироваться и «рвануть».

III. Страсти – сильное стойкое длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Сила, которая «связывает» человека, от него же и исходит.

IV. Настроения – неспецифическое переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Классификация эмоциональных явлений по А. Н. Леонтьеву


В понимании А. Н. Леонтьева чувства и эмоции - разные явления. Эмоции - это ситуационные переживания, а чувства – достаточно устойчивые состояние, относительно независимые от ситуации. Пример: любовь, которая не является ситуативным переживанием.

Леонтьев выделяет 3 основных класса эмоциональных явлений (в последних работах он все-таки добавил к ним еще и четвертый, т.е. настроения ):


1. Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. (Висцеральные проявления – проявления работы внутренних органов).

В отличие от Рубинштейна, Леонтьев дополняет свое определение двумя свойствами аффектов:

1) Они могут сохраняться в памяти в виде аффективных следов.

2) Аффективные следы могут накапливаться при повторении аффектогенных ситуаций. В результате человек становится повышенно чувствителен к этим ситуациям и в какой-то момент при незначительном поводе может произойти аффективный взрыв.

2. Эмоции - более длительные и менее интенсивные (по сравнению с аффектами) эмоциональные состояния, которые возникают ситуационно и выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлением в них. («ситуационно» означает, что при изменении ситуации эмоция проходит).

3. Чувства устойчивые предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном).

Теории эмоций

Принято выделять три группы теорий эмоциональных явлений:


1) психофизические теории - анализируют психофизические механизмы эмоций;

2) эволюционные теории - изучают, для чего возникают эмоции в биол. эволюции;

3) информационные теории - эмоция как информация об актуальной потребности.

Психофизиологические теории эмоций (3 шт.)

1. «Периферическая» теория У. Джеймса – Г. Ланге

Авторы - американский психолог У. Джеймс и датский патологоанатом К. Г. Ланге (независимо друг от друга!)

В житейском понимании схема возникновения эмоций выглядит так:

эмоциогенная ситуация → эмоциональное переживание → возбуждение вегетативной НС → физиологические изменения в поведении.
В понимании авторов этой теории, телесные проявления предшествуют эмоции:
эмоциогенная ситуация → возбуждение вегетативной НС → возникновение физиологических изменений → эмоциональное переживание.
Джеймс писал: «Обычно выражаются следующим образом: мы испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым. Между ними должны находиться телесные проявления . И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим...»

Суть теории:

1) произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Изобразите гнев – и вы начнете испытывать гнев; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас действительно испортится настроение.

2) подавление поведенческого проявления эмоции влечет ее исчезновение.


Критика теории Джеймса-Ланге:


противоестественность механизма эмоций (чтобы управлять эмоциями, человеку нужно постоянно играть некую роль, как артисту);

игнорируется биологическая целесообразность возникновения эмоции;

Существование принципиально различных классов эмоциональных явлений отчетливо демонстрируется сопоставлением, например, таких переживаний, как физическая боль и чувство гордости, панический страх и эстетическое наслаждение. Поэтому не является признаком исторического прогресса то обстоятельство, что многие современные концепции считают достаточным обсуждение некой эмоции вообще. Обсуждение предыдущих вопросов должно было убедить нас, что при таком ограничении можно рассчитывать лишь на самый первый шаг в выяснении того, когда, как и зачем возникают эмоции, и что вопрос о классификации является важнейшим составным компонентом психологической теории эмоций, разработанность которого в некоторой концепции можно считать показателем и общей ее разработанности.

Многогранность эмоций, их проявление на различных уровнях отражения и деятельности, сложные отношения с предметным содержанием, способность к слиянию и образованию сочетаний исключают возможность простой линейной их классификации. Во всяком случае сегодня психология располагает целым рядом независимых или частично перекрывающихся признаков и оснований для деления эмоциональных явлении, а существующие классификационные схемы либо акцентируют одно или другое из этих делений, либо вводят их шаг за шагом в том или ином сочетании и последовательности. Даже перечень наиболее известных оснований выглядит внушительно.

Эмоции различаются по модальности, в частности - знаку, по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме своего развития, по уровням проявления в строении психического, по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям, по предметному содержанию и направленности, например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее, по особенностям их выражения, нервному субстрату и др. Очевидно, что этот пестрый перечень, не раскрывающий ни существенности используемых признаков и оснований, ни эвристичности проводимых делений, может служить лишь для самого общего ознакомления с положением, существующим в проблеме классификации эмоций. Ниже мы попытаемся наметить отдельные тенденции и затруднения, характерные для этой проблемы.

Существующие классификационные схемы различаются соотношением своей теоретической и эмпирической обоснованности, и от этого прежде всего зависит возможность их принятия и оценки. Так, не разделяя представлений К. Бюлера о трех стадиях генетического развития психики, мы можем скептически отнестись и к его попытке связать с ними три разных отношения удовольствия-неудовольствия к деятельности. Но в обосновании того, что эмоции могут вызываться итоговыми результатами деятельности, сопровождать сам процесс деятельности или предшествовать ей, предвосхищая ее результаты, Бюлер приводит также фактический материал и соображения о целесообразности таких отношений. Эти аргументы позволяют принять его классификационную схему, но только как эмпирическую и нуждающуюся в теоретическом обосновании.

Эмпирические классификационные схемы иногда не имеют единого основания, заменяя его перечислением специфических отличий выделяемых классов или состояний. Такие схемы являются скорее попытками систематического описания, чем собственно классификацией эмоций. Так, Л.И. Петражицкий называл распространенное «академическое» различение собственно эмоций, аффектов, настроений, чувств, страстей уродливой классификацией, сравнивая ее с рядом: «1) вода просто, 2) внезапный и сильный напор воды, 3) слабое и спокойное течение воды, 4) сильное и постоянное течение воды по одному глубокому руслу». Разумеется, это справедливое сравнение не отвергает целесообразности выделения тех или иных подклассов эмоциональных явлений и направлена исключительно против попыток рассматривать их как классификацию в строгом смысле слова.

Отдельно можно выделить классификационные схемы, опирающиеся на представления о генетическом развитии и взаимодействии эмоций. Таким схемам свойственно стремление выделить некоторое число базовых, исходных эмоций и далее прослеживать одно за другим условия и закономерности, по которым развиваются те или иные их сочетания и разновидности. Хотя такие «повествовательные» классификационные схемы с формальной точки зрения обычно не являются строгими, несомненное их преимущество заключается в том, что наряду с различением они несут еще большую нагрузку объяснения, так как происхождение вещи вносит, пожалуй, наибольший вклад в то ее видение, которое мы называем пониманием. Кстати, в генетических классификациях содержится и некоторое объяснение их логической нестрогости. Речь идет о признаваемой в них способности эмоций к слиянию и образованию сочетаний, разнообразие которых, по словам Спинозы, «невозможно определить никаким числом».

Поэтапное введение оснований для различения эмоций, свойственное генетическим классификациям, позволяет избежать смешения классификации эмоций по их внутренним признакам и классификаций по сферам их проявления, предметному содержанию и другим внешним признакам. Представляется очевидным, что в обоих случаях классифицируются разные явления: в первом - собственно эмоциональные переживания, рассматриваемые безотносительно к тому, на что они направлены, во втором - целостные эмоциональные явления, в которые входят эмоциональные переживания вместе с «окрашиваемым» ими предметным содержанием. Радость как эмоциональное переживание всегда тождественна сама себе и может быть противопоставлена грусти, гневу, боязни и т.п., но рассматриваемая вместе с предметным содержанием она может объединяться с грустью в разряд, например, этических эмоций и противопоставляться радости как эстетической или родительской эмоции.

С недостаточно четким различением «внутренних» и «внешних» оснований для классификации эмоций связано, пожалуй, больше всего затруднений и недоразумений в истории этой проблемы. Частично это объясняется тем, что, за исключением очевидного различия эмоциональных переживаний по знаку, модальность эмоций, рассматриваемая сама по себе, не обнаруживает других столь же явных признаков упорядоченности. Оригинальное объяснение этому факту было дано В. Вундтом, предложившим рассматривать модальность как градиентное составное свойство, определяющееся соотношением трех его двухполюсных компонентов: удовольствия-неудовольствия, возбуждения-успокоения и напряжения-разрешения. Однако хотя «факторная» интерпретация В. Вундтом модальности эмоций впоследствии получила серьезную поддержку в экспериментальном исследовании экспрессии и семантики эмоций Архипкина, 1981; в советской психологии идею Вундта поддерживал С.Л. Рубинштейн, заметного распространения в психологии она не получила.

Не имея возможности опираться на внутренние признаки, большинство авторов при систематическом описании модальности эмоций используют внешние по отношению к ней основания. Упоминавшиеся выше базовые модальности вводятся постулативно или обосновываются сложным контекстом теоретических представлений. Примером эмпирической классификации может служить различение десяти «фундаментальных» эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество. Несмотря на объективную обоснованность, эмпирические классификации не дают ответа на вопрос, почему в развитии психического сложились и закрепились именно выделяемые в них модальности. Осветить этот вопрос могли бы попытки связать модальность эмоций с потребностями или, в более старой терминологии, инстинктами, однако эти попытки оставляют без объяснения эмоции, определяющиеся условиями деятельности независимо от того, каким потребностям она отвечает.

Одной из попыток разрешить указанные затруднения является объединение потребностей и условий деятельности в общее основание для классификации эмоций. Второй, менее искусственный способ, предложенный У. Макдауголлом, заключается в принципиальном различении эмоций, отвечающих потребностям, и чувств, зависящих от условий деятельности. Сходное различение тех же, только взаимозамененных, терминов предложил Э. Клапагред; согласно этому автору, от чувств, выражающих приспособительные установки индивида, следует отличать эмоции, развивающиеся в условиях, затрудняющих приспособление. Эту же идей можно усмотреть в различении М. Арнольд и Дж. Гассоном импульсивных и «преодолевающих» эмоций, возникающих соответственно при отсутствии и наличии препятствий на пути к достижению цели, в различении П.В. Симоновым эмоционального тона ощущений и собственно эмоций, Б.И. Додоновым - специфических и неспецифических эмоций.

Уже сам факт использования сходной, причем отнюдь не очевидной идеи в различных концепциях, не имевших влияния друг на друга, свидетельствует о том, что она отвечает некоторой актуальной нужде психологии эмоций. И действительно, в обобщенном виде эти различения указывают на своеобразное строение эмоциональной сферы отражения, в которой выделяется система эмоций, презентирующих субъекту потребности и направленных на их предметы, и другая система, общая для всех потребностей, помогающая субъекту в достижении этих предметов. Естественно, что эти эмоции должны существенно различаться своими особенностями, поэтому можно согласиться с У. Макдауголлом, утверждавшим, что, если мы перестанем смешивать эти классы эмоций, «научные исследования станут значительно более ясными и точными». Основания и теоретические последствия данного классификационного деления эмоций мы попытались обобщить и развить в предложении различать ведущие и производные эмоциональные явления.

Существует несколько классификаций эмоциональных процессов по разным критериям.

1. По знаку эмоции делятся на положительные, отрицательные и амбивалентные. Положительные эмоции (например, радость, удовольствие, восторг и др.) связаны с удовлетворением потребностей личности, отрицательные (например, печаль, огорчение, гнев и др.) - с неудовлетворением; амбивалентные же эмоции (например, ревность как сочетание любви и ненависти или злорадство как сочетание ненависти и радости и др.) отражают двойственное отношение к объектам удовлетворения потребности.

2. По модальности (качеству) эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие эмоции, являющиеся ``фундаментальными"":

радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности;

удивление - эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;

страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;

гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;

отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;

презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;

страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;

стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.

Ситуативные эмоции

Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.

Эмоции, в собственном смысле этого слова, - эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей. Важную роль среди этих эмоций играют переживания радости, огорчения, страха, гнева и другие ``фундаментальные"" эмоции, возникающие в связи с успехом или неуспехом избранного поведения, совершенных действий, поступков.

Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.

Устойчивые эмоции

Настроение -- сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.

Чувства - высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его устойчивых потребностей, закрепленная в направленности личности. Чувства характеризуются длительностью и устойчивостью; имеют предметный характер: их вызывают факты, события, люди и обстоятельства, по отношению к которым у человека сформировались устойчивые мотивы.

Чувства базируются на определенных ситуативных эмоциях и выражаются также посредством этих эмоций. Так, чувство любви, имея глубоко интимный характер, может выражаться ситуативными эмоциями нежности, восторга, уныния, приподнятого или подавленного настроения. Возникшие как результат обобщения ситуативных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся ведущими образованиями эмоциональной среды личности, в свою очередь, определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, аффектов и настроений.

Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть -- это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Страсть заставляет личность сосредоточиться на объекте ее устремлений: упорно размышлять о предмете чувств, живо и ярко представлять удовлетворение потребности, лежащей в основе страсти, и т.д. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти,непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • классификацию эмоциональных явлений;
  • функции эмоций;

уметь

Определять необходимость эмоций для поведения;

владеть

Навыками анализа причин эмоциональных реакций и переживаний.

Когда разум пытается заменить чувство, ему требуется вся его сила, вся эрудиция – там, где чувству достаточно одного вздоха.

То, что не проникает в сердце, ложится камнем за пазухой.

Ф. Кривин

Понятие "эмоции". Их классификация

Мы начинаем новую тему, исследование в рамках которой отличается от того, что мы разбирали в предыдущих главах. В отличие от понятий "личность", "потребность", "мотив", "воля", которые были введены в психологию как теоретические конструкты, понятие "эмоции" вводилось как обозначение той субъективной реальности, в существовании которой и в ее наличии у нас мы не можем сомневаться. Каждый человек в нормальном состоянии испытывает чувство голода и жажды, боли и страха, горя и радости. Этот класс субъективных переживаний получил название "эмоциональных процессов", или "эмоций", и для всех нас это такая реальность, о которой современной автор выразился, перефразировав Р. Декарта: "Я чувствую, значит, я существую".

Такое положение вещей внушает большой оптимизм в исследовании эмоций. Но этот оптимизм сразу исчезает, как только мы попросим кого-нибудь описать эту субъективную реальность. На просьбу описать свое эмоциональное состояние в данный момент и свои эмоциональные переживания человек сообщает, что он испытывает чувство радости или тревоги, чувство голода или жажды, гнева или обиды. Но описать переживаемое им чувство радости или тревоги он оказывается не в состоянии. Ответы звучат примерно так: "Радость – это когда радостно, весело, в общем, хорошо"; а страх "это когда страшно, боязно". То есть при попытке человека описать свои эмоции, возникает такая же трудность, как и при описании ощущений: "красное – это когда все красного цвета". Как и любое субъективное переживание, эмоциональное переживание дано нам как факт, который сложно или даже невозможно перевести на другой язык и которому нет аналога в нашем мире. Но эмоции, как и ощущения, недоступны внешнему наблюдению и, тем самым, прямому их измерению в каких-либо единицах. У нас остается возможность судить о наличии эмоций либо по субъективным отчетам человека, либо гадать об их наличии по поведенческим и физиологическим реакциям животных и человека.

Еще одна трудность в исследовании эмоций – это этические проблемы при создании экспериментальной ситуации, в которой вызываются эмоциональные переживания. Эмоцию не нарисуешь и не создашь "понарошку". Притвориться радостным или грустным можно, но реальное эмоциональное переживание при этом отсутствует. А создавать реальное эмоциональное переживание у испытуемых более чем плохо – по законам этики это недопустимо.

Не добавляли оптимизма и первые представления о природе эмоций. Если ощущение принималось как отражение внешних условий жизни живого существа, то эмоции прочно связывались с переживанием собственных состояний организма. Голод, боль, страх переживаются каждым человеком как принадлежащие ему, как его собственные психические состояния.

Любой исследователь эмоций не может не заметить, что эмоциональное переживание возникает при изменениях внешней или внутренней среды (например, появление любимого человека приводит к переживанию радости, появление опасного предмета сопровождается чувством страха, обезвоживание порождает жажду и т.д.). Но в сознании человека эти эмоции воспринимаются как переживания своего состояния, вызванного внешними или внутренними причинами.

Это невольно подталкивает нас оценить эмоции так: внешние события воспринимаются лишь как причины изменений состояния организма, которые и переживаются нами как эмоции. И, видимо, не случайно сразу два исследователя-психолога (американец В. Джемс и датчанин К. Г. Ланге) независимо друг от друга предложили сходные теории эмоций как переживания своих физиологических состояний (по формуле – "мы горюем потому, что плачем"). Такое понимание эмоций не способствовало развитию теоретических и экспериментальных исследований, но не препятствовало эмпирическим описаниям эмоциональных переживаний.

Обычно первой задачей исследований эмпирической реальности является задача описания и классификации наблюдаемых явлений. Начнем с классификации эмоциональных явлений и мы.

Понятно, что все классификации проводятся по какому-то основанию, признаку, качеству, свойству, характеристике или по нескольким основаниям сразу.

Так, в первой, наиболее известной классификации эмоциональных явлений, выделяющей "аффекты", "эмоции", "чувства" и "настроения", учитываются сразу два основания: длительность переживания и характер его проявления (бурно или спокойно).

Аффектом называют бурную, внезапно наступающую на определенное событие реакцию, которая длится недолго и сопровождается резким сужением сознания с частичной потерей памяти на происшедшее с человеком, сильным двигательным возбуждением, часто проявляющимся в агрессивных действиях по отношению к источнику, вызвавшему это состояние. Внезапность для самого субъекта переживаний, сила переживаний и сужение оперативного поля психики до объекта, вызвавшего такое переживание, – вот характерные признаки аффекта, захватывающего субъекта и делающего его "рабом" переживания.

Эмоции, в узком смысле слова, в отличие от аффектов являются переживаниями, которые протекают более спокойно и более длительно по времени.

Под чувствами обычно понимают устойчивые длительные по времени переживания как отношения к кому-то или к чему-то.

Настроение понимается как выражение состояния субъекта, и этот термин используется чаще всего в житейском понимании.

Заметим, что такая терминология условна, поэтому обыденное житейское сознание к чувствам относит и эмоциональные ощущения (чувство боли), и презентацию потребностей (чувства голода, жажды, страха и пр.), и эмоциональные отношения (чувства дружбы, любви, ненависти). Такое расхождение наблюдается и в работах различных исследователей. Так, И. П. Павлов часто пользовался понятием "чувство " в его житейском содержании. В научной литературе, более или менее, устоялась классификация: аффект, эмоции, чувства.

Эти различия в терминологии не имеют научной ценности, но научный язык не терпит многозначности и неопределенности понятий, и поэтому должен быть договор о строгом определении понятий.

Вторая классификация эмоциональных явлений основана на знаке эмоциональных переживаний – положительное (удовольствие) или отрицательное (неудовольствие) переживания. Первые (иначе называемые как стенические эмоции) – благоприятно сказываются на состоянии организма и текущей деятельности и проявляются как переживание радости, счастья, удовольствия, гордости, уверенности в себе и т.д. Вторые (обозначаемые как астенические эмоции) затрудняют деятельность, негативно сказываются на самочувствии и проявляются как страх, обида, горе, страдание, беспокойство, неуверенность в себе и т.д.

Третья классификация эмоциональных переживаний связана с формой их проявления: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Эмоциональные реакции возникают непроизвольно на определенные события и проявляются как переживание страха, гнева, удивления, настороженности, агрессии и прочего, которые сопровождаются комплексом физиологических и поведенческих изменений: изменение тонуса сосудов (сужение их или расширение), изменение громкости и тональности речи, изменение позы и мимики, изменение биохимических показателей крови и др.

Эмоциональные состояния (к ним относят и фрустрацию, и стресс) – это продолжительные во времени переживания: беспокойство, тревога, обида, разочарование, вялость – бодрость, плохое самочувствие и т.д.

Эмоциональные отношения проявляются как симпатия и антипатия к кому-то (чему-то), интерес, дружеские чувства и т.д.

Эта классификация нестрогая, поскольку ведется сразу по нескольким критериям, которые частично пересекаются между собой. Поэтому некоторые переживания трудно однозначно отнести к какой-то одной группе из трех. Так, например, обида возникает как реакция на кого-то, но может длительно сохраняться у человека как состояние и отношение; радость может возникнуть при успехе важного для человека действия, но потом может сохраняться часы и дни, не проявляясь в поведении, переходя в разряд состояний.

Помимо указанных классификаций, принято также выделять эмоциональный тон ощущений разных модальностей.

Заметим, что все приведенные классификации неальтернативны, как и все классификации, проводимые по разным основаниям.

Трудность применения указанных классификаций связана с тем, что, во-первых, они часто проводятся на основе несущественных признаков различных эмоциональных переживаний. Во-вторых, очень многие эмоциональные переживания оказываются близкими но содержанию, например, переживание тревоги, опасности, страха, ужаса или такие переживания, как "удивление", "интерес", "любопытство", "любознательность". Очень много эмоциональных переживаний составляют пары с противоположными знаками: например, "удовольствие – неудовольствие", "спокойствие – тревожность", "радость – горе", "бодрость – вялость", "любовь – ненависть" и т.д.

Поэтому возникает вопрос о природе эмоций: если имеется множество близких по содержанию переживаний, то, что это означает? Это разные названия одного и того же переживания или это разновидности переживания одной и той же эмоции; а может, это сила (степень) их проявления, или это разные эмоции, происходящие от единого корня (одной первичной эмоции), и потому они похожи друг па друга? А что означает наличие множества пар оппозиционных эмоций с противоположными знаками переживаний (как бы двух полюсов одной эмоции)? Без ответа на эти вопросы непротиворечивой классификации эмоций построить не удается.

Важным и серьезным вопросом в исследовании эмоций является вопрос о необходимости появления эмоциональных переживаний в эволюции живых существ. Понятно, что эмоции, как и вся психика, появляются в эволюции для обслуживания поведения. Но если познавательные процессы обеспечивают образную когнитивную ориентировку субъекта поведения в предметных условиях его деятельности, то какие задачи поведения плохо решаются без эмоциональных переживаний и какая реальность представлена в них?

Этот вопрос порождает следующий – о функциях эмоциональных переживаний в деятельности живых существ. Мы помним, что психика появляется как служанка организма, приобретшего поведение, но у человека она становится "хозяином" поведения и начинает решать задачи, не связанные напрямую с приспособительным поведением. Поэтому нам надо выделить основные и дополнительные функции эмоциональных переживаний в жизни человека.

И конечно, важен вопрос о причинах и поводах (ситуациях) появления эмоциональных переживаний, т.е. о том, что вызывает то или иное эмоциональное переживание.

Этим не исчерпывается список вопросов, но без ответов на поставленные вопросы мы не сможем двигаться дальше в попытках раскрыть тайны эмоциональной или, как иногда говорят, аффективной сферы.

Эмоции стали предметом размышлений в европейской культуре еще в эпоху античной философии. В работах многих философов того времени выделялись два эмоциональных переживания, противоположных по своему знаку: положительные (удовольствие) и отрицательные (неудовольствие). Эти знаки проявлялись в различных по модальности эмоциональных переживаниях, составляющих пары "радость – горе"; "страх – храбрость"; "любовь – ненависть" и т.д.

Среди этих многочисленных эмоциональных переживаний выделялось особое переживание, получившее название "желание" (влечение или вожделение). Это переживание представляло собой стремление живого существа к объекту (предмету желания), который доставлял удовольствие (наслаждение), или, наоборот, проявлялось как избегание того, что приводило к страданию или неудовольствию. Позже это стало пониматься как инстинктивные стремления живого существа. В работах Б. Спинозы появляется положение о том, что причины удовольствий и неудовольствий помечаются эмоциональными переживаниями и выделяются либо как предметы влечений и отвращения, либо как приятные или неприятные, полезные или вредные объекты и события, а сами эмоциональные переживания (удовольствия и неудовольствия) закрепляют опыт успешного поведения.

Наряду с субъективными переживаниями биологи стали выделять различные поведенческие и физиологические реакции, сопровождающие эмоции, как проявления или корреляции переживаний: изменения позы или мимики животных, изменение тонуса скелетных мышц, голосовые реакции, изменение тонуса сосудов и выброс в кровь различных химических соединений (адреналин, глюкоза и пр.), изменение активности различных отделов мозга и т.д.

Это послужило для Ч. Дарвина основанием рассматривать эмоции как особые адаптивные реакции животных в ситуациях опасности и при взаимодействиях с другими особями своего и чужого вида. Борьба с соперниками за пищу, самку или территорию, за статус в сообществе и так далее начинается с демонстрации угроз в адрес соперника и с создания готовности всех систем организма к возможному сражению (позы, оскалы зубов, звуковые сигналы и т.д.). Ухаживание за самкой, воспитание своих детенышей предполагает другие отношения, которые тоже должны быть представлены во внешних поведенческих реакциях и в особых эмоциональных переживаниях.

  • В начале XX в. в русской транскрипции его фамилия употрелялалсь в таком написании. Позднее можно встретить написание У. Джеймс (см. например, с. 310).

В зависимости от условий и внешних обстоятельств, свойств воздействующих раздражителей и многих особенностей личности у нее возникают самые различные эмоции, которые классифицируются и описываются разными авторами, в различной терминологии и но различным основаниям. В психологии нет (и вряд ли возможно наличие) единой и общепринятой классификации эмоций (как и многих других высших психологических образований). Поэтому обозначим лишь некоторые общеизвестные подходы и теоретические позиции.

С. Л. Рубинштейн выделил три основных уровня проявлений и развития эмоциональной сферы личности:

  • органическая аффективно-эмоциональная чувствительность (беспредметные физиологические или органические чувствования, эмоциональный фон, общая окраска, чувственный тон);
  • предметные чувства (интеллектуальные, эстетические, моральные);
  • обобщенные мировоззренческие чувства.

Кроме того, С. Л. Рубинштейн дополнительно выделял аффекты, страсти и настроения.

Согласно классификации П. А. Рудика существуют следующие эмоции: настроение, чувство и аффект. Они характеризуются по четырем шкалам: интенсивность, длительность, осознанность, диффузность.

П. М. Якобсон выделял такие выражения чувств: настроение, эмоции, аффекты, чувственный тон и стрессы.

Достаточно распространенным основанием классификации и описания качества эмоций является (как указывалось ранее) их модальность , которая обычно сводится к трем базовым качествам: удовольствие (или радость), страх (фобии) и ярость (или гнев, агрессивность).

Однако в реальной жизни происходит слитие, перекрещивание таких модальностей, а потому часто имеет место одновременное существование и взаимодействие формально противоположных по знаку переживаний, например, любви и ненависти или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность (полимодальность) реальных эмоций как следствие сложного, многомерного, переменчивого и, как правило, неоднозначного отношения человека к объекту или субъекту, вызывающему переживание.

пример

При всем многообразии переживаний практически во всяком присутствует своеобразное выражение одной из трех классических эмоций либо их сложное сочетание. Положим, чувство ностальгии является одновременно светлым и грустным, тревожным и спокойным, острым и нежным и т.п. Возникает непередаваемое словами авторское, индивидуальное переживание прошлого, и такая эмоция не может быть чисто следовой, т.е. повторением, воспроизведением пережитого ранее. Человек отчетливо помнит, к примеру, как факт, что был счастлив или несчастлив когда-то и где-то, он осознает прошедшие события и предметы своих былых эмоций, но вряд ли сможет также глубоко прочувствовать, повторно пережить свое ушедшее состояние.

В русском языке нет синонима емкого слова "любовь", но есть обильное множество прилагательных для обозначения оттенков этого многогранного чувства: безответная, сердечная, коварная, нежная, несчастная, жалостливая и т.д. В подобных определениях ищут своего выражения самые разнообразные соединения качеств этого полимодального чувства.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанностью.

  • Диапазон различий по силе внутреннего переживания и выразительности внешних проявлений очень велик для эмоций любой модальности. Возможно, к примеру, есенинское "буйство глаз и половодье чувств", а возможно вялое, невыраженное настроение. Радость может проявляться как слабая, неострая эмоция, например, когда человек испытывает спокойное чувство удовлетворения. Восторг – эмоция большей силы, яркости и выразительности. Гнев проявляется в диапазоне от мелочной раздражительности и сдержанного негодования до лютой ненависти и неприкрытой агрессии и ярости; страх – от легкого беспокойства и размытой, слабо опредмечениой тревоги до выраженных фобий, паники и острого переживания ужаса.
  • По продолжительности существования эмоции разделяются на кратковременные, неожиданные и, как правило, острые (длятся несколько секунд или минут) и на относительно продолжительные, или хронические (длятся многие часы, дни и даже годы).
  • Степень осознанности эмоций также может быть различной и переменчивой. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Случается, что в нашем сознании актуализируются особые эмоциональные вопросы и проблемы, которые не всегда легко или однозначно решаемы личностью.

Основные формы или виды эмоций. Качества, характеризующие каждую конкретную эмоцию, могут сочетаться различным образом, что создает неисчислимое многообразие форм их возможного существования и выражения. Для удобства и краткости изложения этого огромного (и дискуссионного) материала воспользуемся общей логикой А. Н. Леонтьева, который подразделял все эмоции на три больших подкласса (по реализуемым функциям и в направлении развития от простого и низшего к высшему и сложному): аффекты, собственно эмоции, чувства.

1. Аффекты как подкласс эмоциональных явлений относятся к наиболее древним (филогенетически) переживаниям, неподвластным сознательному управлению и чрезвычайно сильным в смысле своего неадекватного, зачастую деструктивного, воздействия па общее психическое состояние и поведение человека.

Аффект – это острое, взрывное, бурное переживание, которое возникает по завершению какого-либо эмоциогенного события и не зависит от сознания человека.

Эволюционист К. Бюлер предполагал, что по ходу развития поведения и психики животных психологический феномен удовольствия перемещался от конца, от завершения действия (на уровне врожденных инстинктов) на сам процесс действования (стадия навыков или индивидуально изменчивого поведения) и далее – на эмоциональное предвосхищение деятельности и ее результата (стадия интеллектуального поведения животных) (см. гл. 3).

Заметим, что термин "аффект" до сего времени имеет и более широкое значение, когда употребляется как синоним любых эмоций, переживаний вообще, например, в обозначении аффективной сферы личности, в названии аффективной речи и т.п.

Аффекты возникают в остроконфликтных ситуациях, зачастую связанных с неудовлетворением витальных потребностей человека, хотя в современном напряженном социуме аффект может иметь и сугубо социогенное происхождение, если события затрагивают нечто глубоко значимое для личности, нечто социально важное, остро необходимое либо неприемлемое или даже запрещенное.

В отличие от эмоций и чувств, аффект возникает лишь после завершения некоего события. Поэтому нужно различать, например, неуправляемый аффект страха (положим, после выхода солдата из боя) от предваряющей эмоции или чувства страха перед возможным аффектом (предстоящим боем). Аффект не поддается прямому управлению сознанием. Его можно "обмануть", отвлечься от аффекта, смягчить аффективные экспрессии, но нельзя полностью подчинить собственному сознанию или воле. Пребывание обвиняемого человека во время совершения преступления в состоянии аффекта является для судебной практики смягчающим вину обстоятельством. Обычно аффекты разрушающе, дезорганизующе действуют на поведение, сознание и деятельность человека, хотя индивид иногда не может этого ни осознавать, ни помнить впоследствии. Однако возможно и положительное влияние аффекта, приводящее к сверхмобилизации психики и поведения человека.

В экспериментальной психологии выявлены некоторые законы динамики аффекта:

  • фиксация аффективного состояния на вызвавшей его ситуации, следообразование, которое создает для личности некий аффективный барьер (комплекс), оставляет сильный эмоциональный след в психике, косвенно (не всегда осознанно) предостерегающий человека от аффектогенной для него ситуации. В этом состоит психологическая функция аффекта (регулирующая, защитная, сигнальная и оценочная одновременно);
  • навязчивость аффективного следа, тенденция к его восстановлению, всплыванию;
  • торможение как процесс, обратный восстановлению, препятствующий прорыву, незамедлительному выходу аффекта;
  • вытеснение как возможность подавления, изгнания аффекта из памяти и психики по типу ее самозащиты;
  • "канализация" аффекта как возможность его разрядки, выхода, изживания;
  • аккумуляция, т.е. накопление, суммация аффектов, к которым у человека нет привыкания, а потому необходим адекватный аффекту психологический выход как разрядка, чреватая негативными для психики и личности последствиями.

пример

В обширном экспериментальном исследовании А. Р. Лурия (1931) установлено, что на фоне аффективного переживания или его следов (из прошлого) наблюдаются объективные, неустранимые, неосознаваемые двигательные и вегетативные реакции организма, по наличию которых можно с высокой достоверностью судить о присутствии личностно значимых эмоций, даже если человек их скрывает. На этом принципе построен так называемый детектор лжи (или полиграф), который широко используется в США для диагностики правдивости или "надежности" человека (судебная и управленческая практика).

В последние годы эта психофизиологическая методика получает распространение и в отечественной психодиагностике.

2. Подкласс собственно эмоций является самым обширным, распространенным и разнообразным в структуре целостной эмоциональной сферы личности, так как включает в себя неисчислимый перечень видов, форм и оттенков человеческих переживаний.

Чувственный тон характеризуется тем, что имеет неопредмеченный характер и проявляется в том, что многие психические образы (ощущения, восприятия, памяти, воображения, мечты и т.д.) имеют не всегда определенную, но субъективно подчеркнутую эмоциональную окраску. Это размытое, широкое, фоновое эмоциональное состояние, не оформившееся в четкое и конкретное предметное переживание. Мы не просто ощущаем какой-либо звук, запах или вкус, а принимаем, оцениваем его как субъективно приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем некое удовольствие или неудовольствие, и т.д. Эмоциональный фон не имеет конкретного предметного носителя, он как бы окружает выделяемую "фигуру" (в терминологии гештальтпсихологии), которой в данном случае выступает эмоция как переживание, отнесенное к более или менее оформленному, дискретному предмету, явлению или событию.

Эмоции – это обширный вид (подкласс) человеческих переживаний, которые непосредственно связаны с повседневными предметами, ситуациями, явлениями и обстоятельствами жизни и бытия личности. Характерной особенностью наших эмоций является их непременная социальность, т.е. наличие не только (и не столько) физиологической, но и социальной, культурной, традиционной и личностной обусловленности.

пример

Люди разных национальностей, вероисповеданий, культур одинаково тяжело переживают смерть близкого человека, но объективные проявления, выражения, эмоциональные нюансы такой скорби немало различны. Кто-то нанимает на похороны плакальщиц, кто-то организует оркестры, салюты и банкеты, кто-то отпевает в церкви, кто-то гордится уходом усопшего в иной бесконечный и светлый мир и т.д. Также по-разному празднуют свадьбы, рождение детей, всевозможные праздники и юбилеи. Следует подчеркнуть, что средства экспрессии эмоций непременно видоизменяют (усиливают либо ослабляют) само переживание.

Подклассу эмоций свойственны также следующие особенности :

  • переживание сдвигается на течение самого деятельного процесса (явления, события) и на предвосхищение, предвидение его начала (идеоторные процессы);
  • эмоции способны к обобщению, т.е. к образованию особого эмоционального опыта личности как одной из важнейших ее психологических особенностей;
  • эмоции сигнифицируются, т.е. выражаются посредством специфических объективных знаков, символов, слов, жестов, мимики и пантомимики, в результате чего существует объективный, читаемый язык человеческих эмоций;
  • переживание может быть передано другим людям и принято ими, эмоции коммуникабельны: возможны соэмоции, эмпатии, на которых построено все искусство и очень многое в межличностном общении и взаимодействии людей;
  • эмоции воспитуемы, т.е. являются результатом принятия и усвоения общественного опыта, результатом онтогенеза и беспрерывной социализации личности;
  • эмоции предметны, но в той или иной мере ситуативны, т.е. отнесены к определенным, конкретным и текущим обстоятельствам, а потому переменчивы, подвижны в соответствии с изменяющимися ситуациями (внешними и внутренними).

пример

Одна и та же музыка, собственная одежда, внешность, комната, картина или стихи могут вызывать у индивида очень разные переживания в зависимости от ситуации слушания или видения, от особенностей окружающей обстановки, от собственного физического или внутреннего состояния. Положим, человек куда-то опаздывает, а потому возбужден, встревожен, озабочен, и все вокруг представляется ему помехами к необходимо быст рому передвижению. Но вот он добрался до нужного места, не опоздав. Напряжение и тревога ушли, человек расслабился, а окружающий мир преобразился, снова став приветливым и спокойным.

Термин "настроение" широко употребляется в обыденной разговорной практике и дает некую качественную оценку общего наличного эмоционального состояния человека. Настроение отнесено не к отдельному предмету или объекту, а к некой целостной, относительно продолжительной и устоявшейся для человека ситуации. Настроение бывает плохим и хорошим, тяжелым, нормальным, испорченным, приподнятым и т.д. Настроение относительно устойчиво, но при этом у каждого человека оно обязательно переменчиво, так как зависит от множества внешних и внутренних факторов, образующих ситуацию. Возможно и преобладание в личности тех или иных качеств настроения, возможен характерный индивидуальный поток или "строй" настроений. Тогда настроение переходит в разряд хронических эмоций и немаловажных личностных особенностей.

Настроение – это обобщенное ситуативное эмоциональное состояние личности, не имеющее конкретного и определенного предмета.

Обобщенный характер настроения проявляется и в широте его влияний на поведение человека, на все текущее мировосприятие. Настроение осуществляет эмоциональную подготовку и сопровождение деятельности, создает настрой, эмоциональную установку человека па восприятие всего происходящего.

пример

Если у вас хорошее настроение, все вокруг и сама жизнь воспринимается светло и радостно, предстоящая работа кажется легкой и приятной. При поникшем, угрюмом настроении все представляется человеку мрачным, ненужным и грустным, а та же работа воспринимается тяжелой, принудительной и неинтересной. Возможна, к примеру, и такая суточная динамика настроения: "Порядочный человек к вечеру становится меланхоличным" (Э. М. Ремарк). "И в нем ничто – ни близкое, ни даль – не может утолить грызущую печаль" (Гете).

Настроение человека складывается из множества разнообразных и зачастую полярных эмоций. В нем принимают участие не только другие переживания, но и вся человеческая психика: потребности и мотивы, темперамент и характер, интеллект, деятельность, сознание и самосознание. В связи с этим сила выраженности и длительность настроения могут быть очень различающимися как у разных людей, так и у одной и той же личности. Настроение относится к конкретному времени, но несет в себе проекции прошлого, настоящего и ожидаемого будущего. Поэтому человеку бывает нелегко разобраться в причинах собственного настроения, которыми могут быть события или дела крупные и мелкие, вчерашние или нынешние, приятные и неприятные, осознанные и неосознанные. Главное, что такие события в чем-то очень значимы для субъекта, а потому вызывают подчеркнутое личностное отношение и его переживание.

В особо трудных, напряженных условиях, в конфликтных или экстремальных ситуациях эмоции могут приобрести форму стресса.

Стресс – это общая неспецифическая (эмоциональная и физиологическая) реакция организма на интенсивное внешнее эмоциогенное воздействие.

Понимание стресса как неизбежного адаптационного синдрома в жизнедеятельности человека и его основные стадии – болезни адаптации – впервые описал канадский врач и биолог Ганс Селье (1907–1982). С помощью стресса организм максимально мобилизует себя для приспособления к ситуации, с которой не справиться обычными (специфическими) средствами. Жить – значит находиться в постоянной опасности. Опасные ситуации становятся все более характерными, повседневными для современного социума: образ жизни в гигантском мегаполисе, острая социальная конкуренция, жизненные неурядицы, природные и техногенные катастрофы, террористические акты, военные действия, социальные переустройства, революции, реформы и экономические кризисы – все эти явления выступают для нашей психики как мощные и неустранимые, порой даже хронические, стрессоры. Современный человек живет в условиях затяжной, растянутой во времени "экстремальности", адекватное приспособление (адаптация) к которой сопряжено со значительными психологическими усилиями и перегрузкам.

Стадии развития стресса

На первой стадии адаптации (оптимальная активизация симпатической нервной системы) изменения, происходящие в организме, оказывают в целом положительное, тонизирующее воздействие на психику и поведение. Это проявляется в интенсификации работы внутренних органов, в повышении уровня работоспособности. Человек внутренне готов к преодолению препятствий, для него характерна вера в успех. На второй стадии (стадии борьбы) мобилизуются все системы организма и функционируют на предельном уровне, превышающем обычные возможности. Но такая сверхактивированная борьба не может длиться бесконечно, и если действие стрессовых факторов продолжается, наступает третья стадия – истощение или дистресс, который приводит к дисбалансу и нарушениям всей психической активности, к деструктивным изменениям личности, к нередким нервным и соматическим заболеваниям.

Состояние стресса может быть связано не только с реальными, но и с предполагаемыми, мысленными обстоятельствами. Например, тяжелое негативное переживание возникает при выраженной боязни лишиться работы, в тревожном ожидании вынужденного разрыва брачных отношений, в преддверии серьезного экзамена, при воображении возможных трагических последствий полета на авиалайнере, предсказываемого глобального потепления, гибели планеты, ядерной войны, нашествия пришельцев и т.д.

Эмоции, возникающие в связи с расстройством планов человека, в связи с потерями, лишениями, конфликтами, с непреодолимыми трудностями, при отсутствии возможностей или при наличии угрозы реализации личных замыслов, принято называть также фрустрациями . Формально их можно относить к идеоторным эмоциональным явлениям, возникающим до свершения, в преддверии реальных событий, но в реальной жизни эмоций четкое разделение прошлого, настоящего и будущего крайне затруднительно.

Поведение в ситуации стресса отличается от аффективного, так как человек может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Однако если проблема нс разрешается слишком долго, стресс может серьезно отразиться не только на поведении, но и на физическом и психологическом здоровье личности.

Никому не удается жить и работать, не переживая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, конфликты, повышенное напряжение при выполнении ответственной работы и т.п. время от времени приходят к каждому. Если человек справляется со стрессами легче и удачнее, чем другие, он считается стрессоустойчивым. Это психологическое качество необходимо для многих профессий, в том числе для учителей, руководителей всех уровней, преподавателей, врачей, военнослужащих, спасателей, спортсменов и многих других специальностей, связанных с работой с людьми, со сложной техникой, с экстремальными происшествиями.

Поведение человека в стрессовой ситуации может изменяться но двум направлениям (Л. А. Китаев-Смык): пассивно-эмоциональное (по тину "переждать", "перетерпеть") и активно-эмоциональное (стремление к преодолению ситуации, к удалению стрессора). Считается, что психологически предпочтительнее второй путь – преодоление негативных последствий стресса. Хотя и в данном случае необходимо обеспечение некоторого оптимального для каждой личности сочетания внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного), наличие гармонии, динамического равновесия ее устремлений, идеалов, ценностей и реальных возможностей (физических и психологических) их достижения.

Состояние стресса может быть вызвано и чрезмерным развитием позитивных переживаний личности (вступление в брак, рождение ребенка, нежданный крупный успех и т.п.), в чем находит свое очередное подтверждение ранее описанный закон Йеркса-Додсона, согласно которому любая эмоция может стать разрушающе сверхсильной.

Эмоциональным состоянием, аналогичным стрессу (в его третьей разрушающей стадии), является "эмоциональное выгорание" . Оно возникает в ситуации длительного психического или физического напряжения и постоянного наличия сильных эмоций (не обязательно отрицательных). Человеку все вокруг надоедает (на работе, на людях и дома), он быстро устает на привычной работе, ставшей ему неинтересной, принудительной. Упрощается, притупляется общий эмоциональный фон, искажается самоотношение, самооценка и саморегуляция, снижается уровень эмпатии, возрастают равнодушие и чувство одиночества, проявления эгоизма, агрессивности, опустошенности, депрессии, иногда – циничности человека. Деформируется нс только эмоциональная сфера, но и вся психология, поведение личности. Эмоциональное выгорание особенно свойственно людям творческих и напряженных профессий, а также всем, кто постоянно работает с людьми. При значительном развитии этого эмоционального явления человек может стать профессионально непригодным.

Страсть – это сильное, стойкое, длительное переживание, которое захватывает всю личность и подчиняет ее поведение исключительно достижению желаемой цели.

Предметом страсти может стать другой человек или социальная группа (статус в ней), материальные объекты или действования (деньги, вещи, рыбалка, накопительство, охота, футбол, компьютер, коллекционирование и т.д.), всевозможные идеальные или этические, нравственные или моральные представления и ценности (революция, победа, свобода, карьера, вероисповедание, независимость, власть и т.п.).

Качество предмета (т.е. направленность) страсти, форма ее проявления, мера подчинения ей человека, средства, используемые для ее удовлетворения, зависят от целостного психического облика личности. В страсти и страстном поведении личности задействованы мотивация и смыслообразование, сознание, воля, характер, интеллект, нравственность. Одних людей страсть делает самоотверженными, щедрыми, воодушевленными, способными к достижению больших и гуманных целей, других разрушает и слепо подчиняет, побуждает к асоциальным, аморальным, а иногда и преступным действиям.

пример

Несомненно страстными, хотя и немало различающимися чувствами любви и ненависти заполнена вся мировая художественная литература: "Отелло", "Ромео и Джульетта", "Руслан н Людмила", "Собор Парижской Богоматери", "Анна Каренина" и др. Но и в реальной жизни наличие и функционирование человеческих страстей не требует особых доказательств. Страстные увлечения и желания выступают причиной множества открытий, выдающихся достижений в науке, искусстве, во всякой созидательной деятельности. Страстные люди одержимы своей целью, идеей и делают для их реализации то, чего не сделают личности социально и эмоционально умеренные, спокойно и прагматически рассудительные. Страсть рождает не простые, общепринятые и рутинные действия, а нестандартные поступки, решения и жизненные ходы. Можно считать, что "миром правят страсти". Широко известно и негативное влияние страстей на поведение и общее состояние личности. Убежденным противником страстей (плотских) и сторонником смиренного спокойствия является православие. "Не деньги виноваты, а пристрастие к ним", – писал преподобный оптинский старец Иосиф (1837–1911). В реальности все зависит от предмета страстного (мощного, всеохватного) переживания человека и от его психологических, более всего нравственных, особенностей. Развитая личность может в определенной мере управлять своими страстями (в отличие от аффектов), подвергать их сознательному анализу, соизмерять свои действия и поступки (особенно в сфере межличностных отношений) с существующими социальными нормами и правилами.

3. Третий подкласс эмоций составляют чувства , являющиеся высшей формой человеческих переживаний, когда они объединяются, обобщаются, психологически сливаются, перекрещиваются с направленностью личности, с ее идеалами и ценностями, с мышлением и сознанием, со всей целостной психикой.

Чувство – это высший вид переживания, результат психологического обобщения, фиксирования (кристаллизации) ситуативных эмоций на определенном предмете.

Один и тот же предмет (положим, это ребенок) в зависимости от конкретных обстоятельств может вызывать в человеке самые различные ситуативные эмоции: радость, удивление, печаль, гнев, недоумение, восхищение и т.д. С течением времени в ходе всевозможных взаимодействий и общений между людьми эти ситуативные переживания обобщаются, из них "испаряется" преходящее, случайное и формируется сложное, многомерное чувство. Оно есть результат оседания, кристаллизации переменчивых переживаний ("эмоционального раствора") на конкретном предмете, а потому более устойчиво и стабильно, чем эмоции. Степень и качество обобщения переживаний, заключенные в чувстве, могут значительно варьироваться. В действительности связи чувств и эмоций не линейны, а кольцеобразны. Сформировавшееся чувство меняет ситуативные эмоции, но и само меняется от обобщения новых и новых частных переживаний. Чувства рождаются, видоизменяются, развиваются или исчезают, гибнут.

По данным экспериментальной психологии человек способен уверенно различать такие переживания (эмоциональные зоны): радость, испуг, нежность, удивление, равнодушие, гнев, печаль, презрение, уважение, стыд, обида. В действительности перечень человеческих чувств и их оттенков поистине неисчерпаемо разнообразен, динамичен, богат и является основным предметом всех видов искусства.

Классификация видов чувств может производиться по разным (и несхожим) основаниям, поэтому приведем лишь наиболее известные, обобщенные и распространенные.

В зависимости от происхождения, от связи с потребностями чувства подразделяют обычно на высшие и низшие.

Высшими чувствами называют те, которые сопряжены с так называемыми высшими, т.е. социально обусловленными (социогенными) потребностями. Заметим, что такое деление человеческих потребностей является не вполне обоснованным и корректным, поскольку все человеческие потребности в той или иной мере социализированы (см. гл. 5). Это полностью относится и к чувствам, хотя уровень социализации человеческих переживаний может (и должен) у разных людей (и культур) значительно различаться. Личность есть (по определению) существо биосоциальное (см. гл. 4), и поэтому во всей человеческой психике существует и функционирует органическое единство, целостный и нерасторжимый сплав биологического и социального (см. гл. 1), телесного и духовного. Многочисленные (порой утонченно скрытые) попытки принизить, материализовать человеческие чувства, приравнивая их к чисто биологическим или физиологическим переживаниям животных, всегда существовали не только в психологии. Но такие модели и теоретические построения всегда ошибочны и даже ущербны методологически, поскольку вовсе не доказывают равенства чувств человека и животных. Они лишь иллюстрируют тот факт, что чувства (да и всю человеческую психику) можно "расчеловечить", лишить научно неуловимой души и духовности, если поставить субъекта в ненормальные, античеловеческие условия существования. Да и это "расчеловечивание" возможно не всегда и не для всякого человека.

Интеллектуальные чувства имеют своим предметом знание о мире и возникают в процессе человеческого познания, особенно в ходе его высшей формы – мышления и творчества. В этих чувствах сливается предмет мысли (вопрос, проблема, неизвестное) и субъективное переживание, которое потому и способно к особой, эмоциональной регуляции человеческого мышления, сознания и осмысления.

пример

Платон полагал, что всякое познание начинается с удивления, любопытства и любознательности. Архимед, по легенде, вскричал: "Эврика!" при открытии своего закона, а великий Ньютон, вероятно, был рассержен яблоком, упавшим на голову, что способствовало открытию закона всемирного тяготения.

Чувства и интеллект не противопоставлены в нашей психике, а существуют и функционируют только в многомерном единстве. Радость познания известна всякому человеку и особенно выразительна в детском возрасте, когда мир эмоций захлестывает, переполняет психику ребенка. Нескончаемые детские "почему?" и радостные открытия мира беспрерывны и эмоционально заразительны. Да и начинается собственно человеческая психика в онтогенезе с непосредственно-эмоционального общения, с образования эмоциональной связи и контактов ребенка с познаваемым миром (см. гл. 28).

Праксические чувства возникают в связи с активностью человека, с ходом и результативностью его практического действования и деятельности.

пример

Общеизвестно самовосклицание великого классика: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!"

Детская игра, в которой формируются основные психологические особенности (новообразования) дошкольника, мотивируется не результатом, а самим процессом (см. гл. 30). В психологии труда рекомендуется при отборе людей на работу отдавать предпочтение тому претенденту, которому интересно само содержание работы, ее предмет и процесс. В зависимости от мотивации, содержания и результатов проделанной работы чувство усталости от нее может быть обыденным, даже приятным, пли, напротив, тяжелым и беспросветным.

Эстетические чувства направлены на осознание, принятие личностью многоликой красоты мира, самого человека, всего мироздания.

пример

Красиво есенинское небо, когда "синь сосет глаза"; по-другому красивы скульптуры Родена, музыка Верди или Рахманинова, иные красоты в абстрактных математических или химических формулах, в теоретических научных конструкциях, в обычной сосновой шишке, в живописных полотнах великих художников и т.д. Человек, не чувствующий красоты, не переживающий наличие прекрасного либо имеющий о нем неадекватные, превратные представления, существенно обедняет свою психику, жизнь и бытие.

Нравственные (или моральные) чувства имеют предметом межличностные отношения людей, когда моральные (ситуативные) и нравственные (общечеловеческие) нормы, ценности, идеалы, категории и принципы не только принимаются разумом и внешне соблюдаются, но глубоко переживаются личностно.

пример

Чувство чести, которое привело А. С. Пушкина на трагическую дуэль, в современном обществе представляется неуместным, реликтовым и даже вредоносным. Нравственные категории совести, стыда и т.п. становятся все более инородными для множества людей XXI века, а потому не входят в их сознание, в жизненный и эмоциональный опыт. Наличие у человека совести означает присутствие ее как личностного переживания, которое при любых жизненных обстоятельствах не позволит человеку поступить иначе, "не по совести". "Да, жалок тот, в ком совесть нс чиста" (А. С. Пушкин). Совесть у человека либо есть, либо ее нет. Половинки совести не бывает. Для честного человека психологически невыносим обман, лицемерие, кража, предательство, мздоимство, взяточничество и многое другое, "греховное". При отсутствии у человека чувств чести и совести все для него становится возможным и дозволенным, стираются всякие грани между добром и злом, когда, например, "цель оправдывает средства". Сообщество таких людей обречено на нравственную деградацию и вырождение.

Чувство патриотизма, т.е. осознанное переживание человеком своей индивидуальной принадлежности к стране как к единственной Родине или Отчизне включает в себя все выделяемые компоненты: интеллектуальные, эстетические, праксические, моральные и др. Это чувство должно взвешенно сочетаться в человеке с наличием толерантности как спокойной, сдержанной терпимости к другим государствам и нациям, к другим взглядам и идеологиям. Крайние, гротескные полюса этой связки – патриотизм (как национализм) и толерантность (как космополитизм) – одинаково неприемлемы для культурной личности и цивилизованного общества. Здесь, как и во всем мироздании, необходима динамическая устойчивость (остойчивость), оптимальное взаимодействие всех функционирующих качеств и факторов. Еще Овидий писал: "Невредим серединой проедешь".

Особое положение в эмоциональной сфере личности занимает чувство любви. Сложность и многоликость этого чувства поистине поразительны. Ребенок, к примеру, "любит маму, папу и мороженое". Важнейшим качеством учителя педагогика часто называет любовь к детям. Христос призывает с каждой иконы: "Да любите друг друга". Любовь к Родине вела и ведет воинов на подвиги и геройскую смерть. Возможна любовь к природе, профессии, приключениям и т.д. Велика роль любви в межличностных отношениях, в институте семьи, в извечном эмоциональном поиске каждым человеком своей второй половины. Вот, к примеру, размышления С. А. Есенина: "Этот пыл не называй судьбою. Легкодумна вспыльчивая связь". Ясно, что общим и расхожим словом "любовь" обозначаются очень яркие, личностно значимые, глубокие и тонкие, но самые различные переживания, которые давно заслуживают систематического психологического исследования.

С. Л. Рубинштейн отдельно выделял мировоззренческие чувства, которые можно считать и составной частью нравственных, поскольку широкие мировоззренческие категории (человек, мир, добро, зло, идеал и др.) включены в содержание человеческой нравственности, в состав той или иной идеологии.

пример

Чувство любви к Родине, например, относится не просто к географическому месту рождения или взросления человека, а к переживанию всех сложных взаимоотношений с земляками, с моральными, культурными и историческими обычаями и традициями как страны в целом, так и многочисленных, более тесных и узких социальных образований: родственников и друзей, двора, соседей, школы, улицы, места работы, района, села или города и т.п. Здесь пересекаются в едином эмоциональном образовании (по-разному для всякой личности) все возможные виды и оттенки чувств и переживаний: от эмоционального фона до мировоззрения.

В живой человеческой психике все чувства и эмоции существуют, конечно, не по отдельности, а в иском единстве, в личностной целостности. Интеллектуальные, эстетические и другие переживания в реальности неотделимы одно от другого, а их искусственное деление в научных схемах призвано только тому, чтобы по возможности полнее описать пестрый, живой, динамичный и многоуровневый мир человеческих эмоций.

Таким образом, развитие и усложнение эмоций и эмоциональной сферы личности осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, происходит все более топкое опредмечивание, дифференциация человеческих переживаний: от разлитого эмоционального тона до чувств, обобщенных, кристаллизованных на своем предмете. Возрастает количество и меняется, усложняется качество этих предметов, в сферу которых включаются социальные явления, абстрактные понятия, этические категории, принципы, ценности. С другой стороны, происходит все более тесное взаимодействие (опосредствование, расширение межфункциональных связей) переживаний со всеми другими психологическими феноменами, с мышлением, сознанием, самосознанием и личностью в целом.