Если человек выбирает круг. Добавьте "MedPulse" в свои источники или. Ключ к решению проблемы

Говорят геометрические фигуры могут символизировать определенные качества человека. Глядя на фигуры, человек выбирает квадрат за его устойчивость, либо круг за круглые формы, либо зигзаг за причудливость. А что выберите вы?

Посмотрите внимательно на изображения фигур. Выберите из них ту, которая больше всего вам по душе и прочтите описание своего характера.

Люди, выбравшие , обычно сдержанные, стойкие и невероятно выносливые личности. Все начатое они доводят до конца. Благодаря этим качествам, квадраты достигают больших высот в своей профессии и становятся высококлассными специалистами, особенно в области техники.

Присущая им неутолимая жажда знаний, а также особенность полученные знания систематизировать и применять, возводит их в абсолютно заслуженный ранг — ранг эрудитов. Квадраты — ярые приверженцы планирования и порядка, поэтому все, что происходит вне плана и не по инструкции, способно выбить их из колеи и вывести из себя.

К сожалению, их чрезмерное пристрастие к деталям и постоянная потребность в уточняющей информации мешают оперативному принятию решений, поэтому топ-менеджерами они бывают редко. Из-за своего консерватизма, педантичности, рационализма и эмоциональной сухости тяжело устанавливают контакты с окружающими.

Треугольник — символ лидерства. Характерной особенностью людей, выбравших треугольник, является способность сосредоточится на главной цели и быстро проводить анализ ситуации.

Треугольники — энергичные, уверенные в себе сильные личности, с большим трудом признающие свои ошибки и в высшей степени прагматичные. Зачастую бывают очень решительны и не терпят возражений. Они тщеславны и стремятся достичь высокого положения и статуса своих подчиненных.

Стремление быть первым и правым во всем, управлять положением дел заставляет их постоянно соперничать и конкурировать с другими. Они умеют сделать так, чтобы все и все крутились вокруг них, но на пути к своим целям не очень щепетильны в вопросах морали. Как правило, из треугольников получаются блестящие менеджеры, руководители и управленцы.

Круг — это самая доброжелательная из пяти геометрических фигур, которая в мифологии символизирует гармонию. Выбравшие круг — люди высокочувствительные, с чрезвычайно развитой способностью сопереживать, сочувствовать и ощущать чужие боль и радость.

Для Круга нет большого счастья, чем видеть лад окружающих людей друг с другом, поэтому при возникновении конфликта, в стремлении сохранить мир он, скорее всего уступит первым. Способен скрепить как семью, так и коллектив на работе. Круг — прирожденный психолог.

Он ценит людей и способен «читать» их, как открытую книгу. Ему достаточно взгляда, чтобы уловить малейшие признаки лицемерия, обмана и фальши. Стремление Круга избегать конфликтов иногда бывает в ущерб делу. Направленность на людей, а не на дело, недостаток решительности и неумение подать себя часто мешают Кругу стать сильным менеджером и руководителем в бизнесе.

Зигзаг — символ творчества. Выбравшие эту фигуру люди — большие оригиналы. Именно поэтому штампы и стереотипы не для них. Кроме развитого эстетического чувства, они зачастую обладают природным остроумием и даже язвительностью. По сравнению с другими, Зигзаг — самая восторженная и возбудимая натура.

Если в голову Зигзага приходит новая идея, то он сделает все, чтобы о ней узнал весь мир. Зигзаги вспыльчивы и экспрессивны. Их настроение меняется чаще, чем время суток, но при этом большинство Зигзагов — харизматичные и обаятельные люди.

Независимость — главное условие для процветания их творчества. В работе не выносят жестких рамок, фиксированных обязанностей и монотонного постоянства и, к сожалению, не всегда доводят начатые дела до конца.

Прямоугольник символизирует состояние изменения, поэтому является временной формой личности. Чаще всего ее выбирают люди в период крайней неудовлетворенности жизнью и собой.

Прямоугольники всем сердцем стремятся изменить все к лучшему и, чтобы осуществить свои желания, подключают свои лучшие качества: пытливый ум, любознательность, смелость.

Они открыты для нового и готовы впитывать знания для крутых перемен, но их открытость находится на грани доверчивости и внушаемости, поэтому в этот период Прямоугольники могут стать объектом чьих-либо манипуляций. К счастью, «прямоугольность» — стадия временная и после успешного осуществления задуманного она пройдет!

А именно, — что из себя представляет тест с фигурами на собеседовании, — еще одно распространенное задание из этой обоймы.

Тест с фигурами относится к психогеометр ическим. Особенность таких тестов — сложность для кандидата дать социально -желательные ответы. Он находится в ситуации неопределенности, если не знает интерпретацию ответов.

Прочитав эту статью, вы будете знать, как этот тест трактуются и HR-специалистами.

В основе теста с фигурами — восприятие фигур с определенными чертами: наличие углов, форма, замкнутость, устойчивость.

Вам предлагают такой набор фигур:

Или такой:

Задание:

  1. Выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.
  2. С оставшимися сделайте то же самое, — выберите наиболее подходящую для вас
  3. Повторяйте выбор, пока не останется одна фигура.

Объяснять свой выбор не требуется. Не так уж и сложно, правда?

Трактовка результатов

Квадрат

Если выбрали квадрат, вы трудолюбивы, внимательны к деталям, предпочитаете упорядоченную информацию. Настороженно относитесь к , вам по душе стабильность, упорядоченность.

Ваш доминирующий тип мышления — левополушарный. То есть в большей степени логический, чем интуитивный.

Качества «квадратов» : трудолюбие настойчивость, упорство, пунктуальность, высокий уровень письменной коммуникации, следование правилам, инструкциям, организованность, внимание к деталям, ориентация больше на факты, чем на суждения.

Квадраты хорошие специалисты, администраторы, реже руководители. Как говорил Кальтенбруннер о Крюгере:

“Он отличный службист, хотя фантазии маловато”. Крюгер видимо был типичным «квадратом».

Потребность в информации при принятии решений создает ограничения в самостоятельности. Пристрастие к деталям, консерватизм. сухость могут создавать проблемы в общении, установлении контактов.

Треугольник

Эта фигура имеет линейную форму и соответствует «левополушарному»типу мышления. Однако, в отличие от квадрата, символизирует лидерство, целеустремленность. энергию.

Треугольники концентрируются на главном, часто упуская или игнорируя детали. Или делегируя их другим людям.

Качества «треугольников»: уверенность, честолюбие, целеустремленность, ориентация на суть вопроса, смелость, энергичность, широкий круг общения, стремление к лидерству.

Треугольники честолюбивы. стремятся к карьере. Они могут быть неплохими менеджерами, руководителями.

Их недостаток — эгоцентризм, который может стать препятствием в определенных ситуациях, работе в группах и в отношениях с руководством.


Прямоугольник

Считается, что прямоугольник — временная форма состояния личности,”Прямоугольное” состояние — неудовлетворенность, стремление к переменам.

Форму прямоугольника могут принимать остальные четыре относительно устойчивые фигуры в какие-то периоды жизни.

Состояние замешательства, неопределенность, как следствие — непоследовательность, невысокая самооценка производит ощущение «человека без стержня».

Стремление к переменам имеет и позитивные черты: пытливость, интерес к новому, любознательность. Открытость для новых идей, быстрая обучаемость.

Качества «прямоугольников» : любознательность, непоследовательность, изменчивость, низкая самооценка, неопределенность, позитивное отношение ко всему новому, колебания настроения,

Еще раз подчеркнем: прямоугольник — переходная форма личности.

Круг

Круг — доброжелательная фигура, символ гармонии. В первую очередь в межличностных отношениях. Круг умеет слушать, а значит являются хорошими коммуникатором. Обладает способностью к сопереживанию, хорошо “читают" людей. Часто круг — душа коллектива.

Этот “перекос” в сторону стремления к хорошим отношениям может создавать проблемы, если Круг . Интересы дела могут пострадать в угоду интересам людей.

Тип мышления в большей степени «правополушарный». То есть интуитивный, основанный на эмоциональном восприятии событий и людей.

Качества «круга» : ст ремление найти общий интерес, развитая интуиция, потребность в общении, эмпатия, контактность, доброжелательность, ориентация на чужие мнения, способность убеждать уговорами, чувствительность.

Круг - хороший . Может быть отличным . В меньшей степени склонен к организаторской работе.

Зигзаг

Единственная из всех фигур — разомкнута. Это символ творческого начала. Тип мышления — выраженный «правополушарный». Образный, интуитивный, креативный.

«Правополушарное» мышление имеет особенность: где-то опуская детали и упрощая, позволяет видеть картину целиком, отмечать красоту, эстетику.

Для зигзага в работе требуется высокая мотивация и независимость от установленных порядков и правил в организации. С высоким интересом к работе Зигзаг способен фонтанировать идеями и это его отличительная черта и ценность.

Качества «зигзагов»: творчество, энтузиазм, креативность, интуиция, безалаберность, мечтательность, импульсивность, позитивное отношение к изменениям, одержимость при высокой мотивации, непосредственность, нестабильность настроения, непрактичность.

Зигзаги, как люди эмоционального склада, — обычно нуждаются в некотором руководстве. Хотя бы для того, чтобы доводить дела до конца.

Итак, теперь вы знаете интерпретацию с фигурами. Выбирать,фигуру, которая вам по душе или ту, которая больше подходит для должности, на которую вы претендуете, — решать вам.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня!

Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно.Некоторые считают, что он был предложен графологом из Сан-Франциско Э. Махони. Но данных подтверждающих это, к сожалению, не было найдено. Систематическое изучение результатов, получаемых по данному тесту, начато сравнительно недавно. Большую коллекцию такого рода рисунков собрал А. В. Либин.

Целью теста является определение индивидуальных типологических характеристик человека на основе соотношения геометрических фигур в рисунке, а также графических особенностей его выполнения.

Инструкция: нарисуйте человечка из десяти геометрических фигур - треугольника, круга и квадрата. Фигуры можно увеличивать или уменьшать в размере, накладывать друг на друга. Важно, чтобы они все использовались в рисунке, то есть нельзя нарисовать человечка из 10 квадратов, 10 треугольников или 10 кругов.

Обработка данных : подсчитайте сколько у вас получилось треугольников, кругов и квадратов в рисунке человечка, и запишите это количество трёхзначным числом, например: треугольников - 3, кругов – 2, квадратов - 5. Получается число: 325 . Таким образом, мы получаем трехзначное число, которое обозначает «формулу рисунка».

На основании различий в предпочтениях геометрических фигур при выполнении рисунков человечков образуется восемь основных типов(или групп) и 63 подтипа.

Если у вас получилось число из этого ряда: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 604, 613, 622, 631, 640 - вы относитесь к Типу 1 «Руководитель».

Числа: 505, 514, 523, 532, 541, 550 - Тип 2 «Ответственный исполнитель».

Числа: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460 - Тип 3 «Тревожно-мнительный».

Числа: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370 - Тип 4 «Ученый».

Числа: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280 - Тип 5 «Интуитивный».

Числа: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046 - Тип 6 «Изобретатель, конструктор».

Числа: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280,154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091 - Тип 7 «эмотивный».

Числа: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109 - Тип 8 «противоположный эмотивному».

Некоторые комментарии к психологическому портрету можно сделать и по особенности изображения человечков:

Маленький размер рисунков может быть связан с утомленностью, скованностью, дискомфортом;

Усиленная штриховка - с внутренним напряжением, подозрительностью, иногда с состоянием
предзаболевания;

Прорисовка лица связана чаще с повышенной общительностью, а отсутствие ее - со сложностями в общении, которое целесообразно выяснить;

Наличие «шеи» у человечка свидетельствует часто о высокой ранимости человека, которая затрудняет общение и от которой целесообразно избавиться;

Наличие квадратных карманов на теле человека может свидетельствовать о повышенной заботе по отношению к детям;

Наличие круглых «пуговок» - о сочувственной заботе к старшим близким;

Наличие «треугольников» - о необходимости сделать какое-либо распоряжение, указания.

Ключ к тесту «Рисунок человечка из геометрических фигур»:

Тип 1 – «Руководитель» (901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 604, 613, 622, 631, 640). Для «руководителя» характерны наличие организаторских и ораторских способностей, ориентация на общественные нормы поведения, высокий уровень социальной адаптации. Лица данного типа обладают ярко выраженным целенаправленным поведением, что и характеризует их как лидеров. В достижении цели могут не считаться со своим здоровьем, стрессоустойчивы. Ораторские навыки, способности хорошего рассказчика позволяют им заниматься преподавательской работой и педагогической деятельностью. Их воля и энергия заметны всем, поскольку представляют собой их наиболее яркие качества. Способность к интенсивному волевому усилию, длительному и устойчивому, отражается на их внутренней жизни и внешнем поведении. Их твердость, настойчивость, выдержка и самообладание ставит их в центр внимания окружающих. Им всегда присуще ясное осознание того, что они хотят, к чему стремятся и какими путями могут достичь желаемое. Это люди, в которых сама природа вложила способность влиять на других людей, направляя их согласно своим планам и намерениям. Способность к энергичному и длительному напряжению, способность к борьбе за свои интересы, самообладанию и сопротивлению способствуют тому, что эти люди обычно становятся талантливыми администраторами, представителями исполнительной власти, руководителями предприятий. Людям этого типа приходится по многу раз пересматривать свои выводы и переделывать свои проекты прежде, чем окончательно убедиться в их правильности. Отсюда их известный консерватизм, неодобрительное отношение к «потрясению основ», к критике установленных принципов. Когда речь идет о выполнении того, что они считают своей обязанностью, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких людей, не в состоянии свернуть их с избранного пути, который им представляется единственно правильным.У них особо развито чувство собственного достоинства, иногда переходящее в сильное самолюбие и самомнение от того, что человек, стремящийся к власти и вынужденный вступать из-за этого в борьбу с окружающими не может не охранять своего «Я» от посягательств.

Тип 2- «Ответственный исполнитель» (505, 514, 523, 532, 541, 550). Обладает многими чертами, сходными с типом «руководитель», но часто колеблется в принятии важных решений. Люди данного типа обычно обладают высоким уровнем профессионализма. Они отличаются повышенной требовательностью к себе и другим. Преобладание обдуманных и рассудочных действий над всеми душевными движениями, накладывает своеобразный отпечаток на все качества личности. Людей этого типа часто можно встретить среди владельцев и управляющих торговых и промышленных предприятий, банков, т. е. среди людей, которые имеют дело с организацией, составленной из большого числа материально-технических объектов и документации, что требует для ведения и поддержания дел в порядке не только упорного труда, но и интеллекта.
Осторожность и расчетливость помогает им быть экономными и бережливыми, а их устойчивость и постоянство способствуют прочности дела, которое они развивают медленно, но верно. Они не рискуют, несмотря на открывающиеся блестящие перспективы, а предпочитают действовать наверняка. Они консервативны в политике или умеренно-либеральны, никогда не следуя крайним воззрениям. Благоразумная сдержанность и расчетливость свойственным им и в вопросах любви и брака. Они способны подчинить свои любовные увлечения требованиям рассудка. Обладая достаточно развитым интеллектом и волей, они хорошо разбираются в жизненных реалиях и своих делах, которые исполняют с большой аккуратностью. Нередко являются правдолюбцами. Из-за повышенных требований к себе могут работать, не замечая усталости, подрывая здоровье. Болезни нервного происхождения - их частые спутники. Поэтому «ответственным исполнителям» необходимо тщательно следить за соблюдением режима труда и отдыха.

Тип 3 - «Тревожно-мнительный» (406, 415, 424, 433, 442, 451, 460).

Этот тип характеризуется разнообразием способностей - от литературных до способностей к точным ручным навыкам. Несмотря на обилие талантов, нуждается в мягком подбадривании, так как часто необоснованно не верит в свои силы, сомневается в себе. «Тревожно-мнительный» тип обладает повышенным вниманием к порядку и чистоте, физически не приемля грязь и беспорядок. Люди данного типа могут неожиданно для других изменить свою профессию. Обычно им тесно в рамках одной специальности, они имеют хобби, в котором весьма преуспевают. Часто этой новой профессией для них становится искусство. Поэтому мы можем наблюдать, как врач становится певцом или артистом эстрады, бывший строитель выходит на сцену и читает пародии, а редактор журнала начинает создавать изделия декоративно-прикладного искусства. Часто встречаются случаи, когда люди этого типа проявляют свои незаурядные способности в других видах искусства, например, музыкант имеет склонность к живописи или скульптуре, поэт увлекается музыкой,
актер совершенствуется в вокальном мастерстве и т. д.

Для людей этого типа занятия искусством имеет существенное значение, составляет эпицентр их жизни, который поглощает их. Искусству они отдают большую часть своего времени. Это связано и с особенностью их эмоциональной сферы, на которую сильно влияют их фантазии. Обладая способностями к тонким эстетическим переживаниям, эстетические наслаждения они предпочитают всему остальному. Они отличаются наблюдательностью, живой восприимчивостью, развитым воображением, а их обостренная наблюдательность позволяет многое подмечать, из того, что ускользает от глаз окружающих.

415 - поэтический подтип, характерен для людей, способных к стихосложению, поэтической одаренности.

424 - данный подтип отличается тем, что все, за что берется, делает с чрезвычайной тщательностью.

Тип 4 - «Ученый» (307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370). Люди данного типа в своих суждениях могут легко абстрагироваться от реальности, делать интересные теоретические обобщения, «на все иметь свою теорию». Как правило, они имеют склонность к ясному, последовательному мышлению, результатом которой является способность к установлению закономерностей, связей и отношений между происходящим. Этих людей часто можно застать в состоянии вдумчивой и напряженной работы мысли. Анализируя факты, они могут, в случае настойчивости и методичности, делать обобщения, превращая беспорядочную груду материала в стройное, разработанное здание науки, если наука является их увлечением или профессией. Такого рода способности помогают людям занять достойное место в различных областях деятельности. Так политический деятель с научным складом ума будет ценен тем, что хорошо ориентируется в сложном взаимодействии факторов, влияющих на общественную жизнь. Педагог может разобраться в сложных процессах усвоения знаний учащимися, а бизнесмен учитывать наиболее рискованные обстоятельства в своих сделках.

Люди этого типа, обладая идейными интересами, над которыми работают сознательно и настойчиво, часто стремятся в своей карьере к научной деятельности, обобщая свой профессиональный опыт диссертационной работой или книгой. Они рациональны, тщательно продумывают свое поведение. Однако при всей рациональности обладают весьма значительными артистическими способностями, не теряются на сцене, знают, что нужно сделать, когда просят «сыграть что-либо». Тяготеют к «синтетическим» видам искусства: театру, кино, цирку, эстраде.

316 - в области науки это, как правило, «глобальные теоретики», занимающиеся междисциплинарными, методологическими или науковедческими проблемами; на практике из таких людей обычно получаются отличные координаторы различных служб.

325 - подтип с такой комбинацией часто тяготеет к биологии, медицине, ботанике. Любит выращивать растения, ухаживать за животными.

235 - подтип, часто встречающийся среди психологов;

217 - подтип, для которого характерны способности к техническому изобретательству.

244 - подтип, распространенный среди людей, пишущих сценарии, инструкции.

226 - подтип, характеризующийся установлением высочайшей планки в своих достижениях, а также высокими критериями оценки других людей.

Тип 6- «Изобретатель, конструктор» (109, 118, 127, 136, 145, 019,028, 037, 046). Люди данного типа обладают «технической жилкой», богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются какими-либо техническими видами творчества, заняты в технических профессиях, склонны к конструированию, изобретательству. Придерживаются тех социальных норм, которые сами создают себе. Более ориентированы на предметную деятельность. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Иногда их творчество проявляется не только в технической, материализованной, но и в интеллектуальной сфере, сфере идей. Люди этого типа обладают хорошей памятью, наблюдательностью. Внешний материальный мир их обычно интересует больше, чем субъективные переживания. Факты в их глазах имеют гораздо большую ценность, чем рассуждения и теории. Их воля и энергия устремляются на материализацию идей, изобретения, рационализацию, переустройство технических объектов. Обладая большой трудоспособностью, они часто добиваются значительных результатов в избранной ими деятельности. В их доме обычно много инструментов, поскольку их склонность мастерить, исправлять, ремонтировать, часто является не только их профессией, но и хобби.

019 - подтип, обладающий способностями интересных форм взаимодействия с аудиторией, например, неподражаемый конферансье.

145 - подтип, увлекающийся композиторской деятельностью, или любящий петь, часто имеет музыкальное образование.

Тип 7 – «эмотивный» (550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280,154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073,082, 091). Люди данного типа обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям. Они мягки и добросердечны. Тяжело переносят жестокие кадры фильма или выдержки из уголовной хроники, особенно чувствительны к несчастьям других, настолько, что какие-либо неприятные известия или события могут надолго выбить их из колеи. Боль, страдание других людей отзываются в них с особой силой, на это уходит много энергии, что часто мешает им реализовать свои возможности. Люди этого типа обладают сильной эмоциональной памятью, глубиной и устойчивостью чувств. Они обладают теплотой, сердечностью и отзывчивостью, видя своим назначением помогать людям в горе и нуждах.

Особенности их душевного склада позволяют назвать этих людей альтруистами, способными к самопожертвованию. Они отличаются скромностью, пытаясь умалить и скрыть свои заслуги, свое значение, не рассчитывая на похвалы со стороны окружающих. Кроткие, чуткие и деликатные, они не в состоянии ни сами обижаться, ни обидеть других. Зато в том, что касается их личных душевных убеждений, они могут быть непреклонны, не поддаются угрозам и не отступают ни на шаг от того, что считают справедливым. Они обладают способностями интуитивного проникновения в душевную жизнь и душевный склад другого человека. Они верят в возможность просвещения и идейно-нравственного перерождения человечества и обладают горячей и самоотверженной любовью к людям, терпящим нужду и лишения. Они деятельны и энергичны при осуществлении идей, которые их глубоко захватывают. Их милосердие часто не знает границ.

Тип 8 - обладающий противоположными эмотивному типу свойствами (901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109). Это люди, испытывающие сочувствие к другим, однако придерживающиеся достаточно жестких требований. Таким образом внешне наблюдается сочувствие к другим, но в конкретных случаях они проявляют жесткую требовательность, порой чрезмерную. Из таких выходят чрезвычайно требовательные педагоги, которые «заставят» делать то, что нужно, невзирая на сопротивление, недуги и прочие причины, на которые ссылаются их ученики. Их можно встретить среди режиссеров, про которых говорят, что они «деспоты», среди руководителей, которые сверхтребовательно относятся к своим подчиненным. Людей этого типа можно часто встретить за прилавком магазина. Они, как правило, проявляют свою властность, даже грубость. Это их способы самоутверждения. Они хорошо чувствуют людей, на которых «можно давить» и не стесняются это делать. Стремление во что бы то ни стало возвыситься в жизни, сделать карьеру заставляет людей этого типа сосредоточить всю свою энергию и интеллектуальные возможности для достижения своих целей, пользуясь часто хитростью, лицемерием и изворотливостью. Обладая уязвленным самолюбием, иногда в самых простых и невинных шутках они видят обиду, насмешку или издевательство. Они могут быть мстительными и стремятся отомстить обидчику.

Когда мы воспитываем и образовываем себя (или пытаемся делать это с другими), мы имеем перед глазами заманчивый идеал - всесторонне (подразумевается, что гармонично) развитую личность.

Я назову момент в истории, когда родился этот блестящий мираж, заводящий многих в самое сердце пустыни.

В эпоху Возрождения (она же - Ренессанс) появился такой тип личности, который принято называть "Титанами Возрождения", с лёгкой руки то ли Маркса, то ли Энгельса. В России примером такого человека может служить Михаил Ломоносов, к примеру. Эти титаны отличались тем, что умели сразу много: они писали трактаты о химии, минералогии, об искусстве сонета, верховой езды, о ядах... При этом они занимались государственным управлением, анатомировали трупы, писали картины, работали дипломатами, врачами, делали открытия в астрономии, знали много языков и коллекционировали античные обломки, составляя к ним такие каталоги, которыми искусствоведы частично пользуются и до сих пор. Вот этот тип личности и называется - "ренессансный тип личности ". Всё умею, всё могу. Такие люди встречаются и сейчас. Но очень редко. Это особенный дар, вывих природы, исключение из правила. Как гибкость (растяжка) в гимнастике, как в балете - высокий прыжок.

Однако мир, который решил преклоняться перед Ренессансом (из сомнительного принципа - "надо же перед чем-то преклоняться". Так Россия решила "преклоняться" перед Пушкиным) возвёл этот вывих, этот уникальный дар в общечеловеческий идеал. Прочувствуйте пожалуйста, какая была допущена ошибка! Эта ошибка стоила нам очень дорого.

Да, ренессансный тип личности... "случается". И бывают эпохи, когда количество людей с таким типом личности прямо на глазах возрастает. Связано ли это с "пассионарными взрывами", с очередным витком научно-технической революции, когда закладываются десятки новых наук... всё может быть. Таким "пассионарным взрывом" был период, когда закладывались все современные науки - 5-3 века до нашей эры, в Древней Греции. Возрождение и называется "Возрождением" именно потому, что Европа пережила ещё раз то состояние, которое переживали древние греки в Афинах.

Вселенная циклична, ритмична, подчинена приливам и отливам. Общество переживает "пик формы", периоды спокойного развития и... спады. То что бывает с обществом на пике его формы, нельзя ожидать от него в другие времена.

Но вот ошибка была запущена, стала догмой системы воспитания. И мы все неосознанно стремимся к тому, чтобы быть "всесторонне развитой личностью". И расплачиваемся за это тем, что мельчаем, превращаемся в глупых и невыносимых дилетантов, и только ещё скорее вырождаемся.

Однако же всем, кто мыслит об образовании и самообразовании, следует помнить: самый главный признак сформированной личности это

развитая способность к выбору и отбору

Что спрятано под красивой фразой "умение выбирать и отбирать"? А спрятано под ней следующее: выбирать и отбирать человек вынуждается . И вынуждает его к этому всегда нехватка чего-либо.

Если бы у человека не было это самой нехватки , он бы не научился выбирать и не стал бы сформированной личностью.

Так нужда делает из нас если не гениев, то, по крайней мере, талантливых людей, умельцев, изобретателей. В этом смысл поговорки: "Голь на выдумки хитра".

Необходимость "выбирать и отбирать" мы проклинаем, тогда как мы должны благодарить её. Вот представьте себе все свои нужды. А теперь представьте себе, сколько у Вас на это денег. Умение выбирать и отбирать сформируется у нас только в том случае, когда на все нужды денег будет не хватать.

Это как притча про футбол и наблюдавшего за ним старика Хоттабыча. Дай каждому футболисту по мячику - игра развалится.

Я ещё раз напомню: развитая способность к выбору и отбору - признак сформированной личности. И дело здесь даже не в нехватке денег. Есть другая, более тотальная нехватка, которой мы наделены все, от рождения. Выбрать "сто путей и сто дорог" одновременно мы не можем в силу нехватки жизненного времени. У нас очень мало времени, чтобы заняться всем, охватить всё. Поэтому все мы: и богатые, и бедные, всё равно подчинены необходимости выбирать .

Но идеал "всесторонне ("гармонично") развитой личности, служащий нам уже много времени ложным ориентиром, не даёт нам развить в себе это умение. Человек, который природой не приспособлен к тому, чтобы стать "Титаном Возрождения", воспитываясь в этом ключе, калечится и превращается в умственного урода.

Роковым образом, погоня за культурой порождает бескультурье. Погоня за знаниями порождает тупость ума и внутреннюю пустоту. Жажда постоянной деятельности приводит к тому, что ни одно дело не доводится до конца.

А наше образование продолжает гнуть свою линию - требуя совершенства во всех областях. Вы конечно, можете развернуться к образованию спиной, но получите клеймо лузера. И не каждому плевать на это невидимое, но ощутимое клеймо. И поэтому многие - тянутся из последних сил, лишая себя возможности стать тем, кем хотели и могли бы быть - совершенством.

Однако людей, которые не боятся "развернуться спиной", становится всё больше, и поэтому одиночкам уже не так страшно. Есть люди, чьи дети вообще не ходят в школу, а учатся дома. Как ни странно, но программу по математике, рассчитанную на 10 лет, они осваивают за 2 года, не напрягаясь. Есть люди, которые могли бы позволить себе очень пафосный лицей с усиленной программой, но предпочитают отдать своего ребёнка в идиллически-тихую местную школу, где престарелые учительницы воркуют аки горлицы и тычут деревянной указкой в устаревшее пособие, а дети и родители - такие же тихие, благостные и без претензий.

А те, кто идёт всё тем же, ведущим к тупику, путём, наращивая объёмы информации, приходят к страшным результатам - приобретают вульгарность . Мой любимый английский писатель - Гилберт Кийт Честертон, в одном из своих эссе написал об этом, наверное, самые лучшие слова:

"Мне кажется, у вульгарности - два непременных признака: для неё нет ничего трудного и ничего чуждого. Человек вульгарный, в полном смысле слова, изливается - мысли и чувства хлещут из него, он их не отбирает, не фильтрует. Он всё на свете знает , то есть, не знает ничего. Тот, кто знает всё, утратил священный трепет ... он судит обо всём нескромно, свысока, он забыл, что всё на свете по-своему священно".

Рассуждение о такой "всесторонней односторонности" нельзя не продолжить словами нелюбимого мной Артура Шопенгауэра. Но как же он иногда бывает точен в своём пессимизме!

"Тупость ума порождает внутреннюю пустоту. Вы увидите её на многих лицах. Она выдаёт себя постоянным интересом к ничтожнейшим внешним событиям. Эта внутренняя пустота толкает в погоню за внешними возбуждениями, чтобы хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу".

Вот пишу я эти строки, а в глазах стоит передача "Пусть говорят". Как будто про неё писали Шопенгауэр и Честертон.

Однако есть у меня примеры и похуже. Что мне какие-то передачи? У меня перед глазами судьбы конкретных людей.

Ничто так не оглупляет ребёнка, как необходимость посещать школу и приносить оттуда хорошие оценки. На моих глазах, не один умный, интересный дошкольник превратился в тупого и несчастного ученика средних классов. На вопрос "Почему ребёнок ничего не читает?" я слышу один стандартный ответ мам и бабушек: "Да когда ей читать? У неё столько уроков!"

Но зачем этим "отличникам" учить французский и английский языки одновременно? Лет сто назад люди учили английский для того, чтобы почитать в подлиннике Шекспира. По французски читали Вольтера и Ларошфуко. Зачем вообще образование тем, к с радостью проводит свой досуг "В контакте"?

Наше образование светит светом мёртвой, погасшей звезды. Оно совершает какие-то бессмысленные действия, но цель, ради которой эти действия совершаются, уже давно - в пролёте.

Тема "всесторонне развитой личности" со стороны психологии не перестаёт меня волновать. Дело в том, что я лично, физически, страдала и продолжаю страдать в обществе тех, из кого пытались сделать эту самую "всесторонне развитую личность", а получили тип так называемого "образованца". Эти люди всегда получали пятёрки. Но приблизьтесь к ним, загляните в их глаза. Они - пустые, как у монстров из кошмарного сновидения.