Психология как наука о душе возникла. Психология как наука о душе. Понятие «психология». Наука взаимоотношений. Почему гармонизацию семьи нужно начинать с личности

Предмет и задачи психологии. Методологические, теоретические и естественно-научные основы психологии.

1. Возникновение психологии как науки.

2. История психологии. Основные теоретические направления психологии.

3. Методологические основы психологии.

4. Понятие о психике и ее эволюция. Биологические основы психики.

5. Происхождение и развитие сознания человека. Природная и социальная детерминация психического развития.

6. Специфика психического отражения.

Возникновение психологии как науки.

Современная психологическая наука напоминает дерево с разветвленной кроной, ветви которого – отрасли психологии, которые изучают конкретные виды человеческой деятельности (педагогическая, возрастная, социальная, космическая, психология труда, патопсихология, зоопсихология и др.), а ствол – общая психология, которая изучает наиболее общие законы человеческой психики.

К изучению общей психологии мы сейчас с вами и приступаем. Хотя с психологией вы уже знакомы задолго до ее систематического изучения, решая в повседневной жизни вполне реальные психологические проблемы. Вообще, существует несколько таких профессий, где каждый считает себя специалистом; это врач, следователь, педагог и психолог, мы критикуем врачей и глотаем таблетки, которые мы сами себе прописали, мы легко раскручиваем преступления, читая детективы; мы недовольны своими учителями и всегда точно знаем как надо учить и воспитывать детей и конечно каждый из нас считает себя великим психологом, когда в свою пользу разрешит психологическую ситуацию. Но тут мы с вами должны развести два понятия «житейская психология» и «научная психология»

Житейская (или обыденная) психология – это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни. Они обладают следующими основные отличительными характеристиками:

· Конкретностью , т.е. привязанностью к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам человеческой деятельности;

· Интуитивностью , свидетельствующей о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностей функционирования;



· Ограниченностью , т.е. слабыми представлениями человека о специфике и сферах функционирования конкретных психологических феноменов;

· Основываются на наблюдениях и размышлениях , а это означает, что обыденные психологические знания не подвергнуты научному осмыслению;

· Недостаточностью материала , т.е. человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может сравнивать их с подобными же у сотен других людей, чтобы сделать правильные выводы.

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных. Научной психологии присущи свои особенности:

· Обобщенность, т.е. осмысленность конкретного психологического явления на основе специфики его проявления у многих людей, во многих условиях, применительно ко многим задачам человеческой деятельности;

· Рационализм , свидетельствующий о том, что научные психологические знания максимально исследованы, осознанны и обоснованны законами;

· Неограниченность , т.е. способность знаний быть использованными множеством людей;

· Экспериментальная основа , научные психологические знания исследованы в различных условиях, на основе многочисленные опытов и экспериментов и доказаны;

· Достаточность материалов , это означает, что знания о законах и закономерностях функционирования психики, получены на основе исследования огромного количества людей;

Фундаментальная научная психология достаточно тесно взаимодействует с обыденной психологией: достаточно сказать, что на первых порах почти весь терминологический минимум психологической науки был взят из естественного языка. А вот настоящую войну психология вынуждена сегодня вести на « два фронта»:против оккультного знания (астрологической психологии, хиромантии и т.д.) и «поп-психологии», вульгаризирующей и искажающей результаты научных исследований. Названия подобных книг говорят сами за себя: «Как достичь успеха в жизни», «Как женщине не остаться одинокой», «Не давите мне на психику», где поппсихологи дают свои рекомендации всем и каждому. «Поп-психологию» не следует путать с популяризацией научных психологических знаний. В основном это элемент идеологии общества потребления, эрзац-знания, обоснованность которых не ясна.

Итак, что же означает само слово «психология»? Оно происходит от двух греческих слов «психе»- душа и «логос» - слово, учение.

Своим название и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. К сожалению, Афродита была очень недовольна, что ее сын, небожитель, хотел соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через целый ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом было так велико, что это произвело глубокое впечатление на богинь и богов, и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь удалось убедить Зевса –верховное божество греков_ превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом влюбленные были соединены на веки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал.

Впервые термин «психология» ввел в философский язык в ХУШ веке немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология» в 1732-1734гг.

Но как наука, психология в то время еще не была самостоятельной, она была лишь частью философии. Лишь в 1879 году в г.Лейпциге немецкий психолог В.Вундт открыл первую в мире лабораторию экспериментальной психологии и родилась научная психология , появились профессиональные психологи, которые помогают осмыслить, упорядочить стихийно накопленный опыт, оказывают людям квалифицированную психологическую помощь. А до этого времени, психология, возникнув на стыке двух областей знаний, лишь накапливала свои знания, причем лишь только описательным путем.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи исследования.

Объектом психологии является психика.

Предмет психологии - это формирование, развитие и становление всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека, и процессы его взаимоотношения с миром.

Задачи психологии:

1. Изучение объективных закономерностей функционирования психических процессов и явлений, как отражения объективной действительности

2. Изучение физиологических механизмов психических явлений

3. Качественное изучение психических явлений

4. Анализ формирования и развития психических явлений.

5. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

История психологии. Основные теоретические направления психологии.

й этап. Психология как наука о душе.

Начало этапа - более двух тысяч лет назад.

Психология является частью философии.

Ведущие ученые-философы: Аристотель, Демокрит, Платон.

Предмет изучения – душа человека

(Наличием души в этот период пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В Пифагорейской школе возникло представление о трех частях души. Его приняли и Демокрит , помещавший разум в голове, мужество в груди и чувственное вожделение в печени; и Платон ; вспомним его миф о колеснице, в которую впряжены кони – дикий, рвущейся идти собственным путем и породистый, подающийся управлению, возница стремится управлять этими конями, соответственно цели, которая ведома только ему, но это удается ему с большим трудом.

Но позже позиции Демокрита и Платона разошлись и сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон).

Демокрит считал, что психика, как и всякая природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств.

По мнению Платона , душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира, по мнению Платона,- это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того как попала в тело человека. )

Козин Анатолий Михайлович

Сиротин Олег Александрович

Рендикова А.В.

ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

УДК 15 методическим советом УралГУФК

Р 39 протокол № 3 от 17.12.2008 г.

Психология: Учебное пособие. – Челябинск: УралГУФК, 2008. – 132 с.

В данном учебном пособии представлено систематическое и целостное изложение базовых теорий общей психологии, составляющих необходимый минимум для студентов вуза физической культуры.

Пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту РФ. Представленный в учебном пособии курс лекций по психологии подходит как для работы в течение семестра, так и для самостоятельной подготовки к зачету или экзамену для студентов всех специальностей УралГУФК.

Предложенные в конце каждой темы контрольные вопросы и список литературы позволяют эффективно организовать процесс самопроверки и углубления собственных знаний по интересующему вопросу.

Учебное пособие будет также полезно специалистам, работающим в области образования, – практическим психологам, педагогам, социальным педагогам.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор

(Уральский государственный университет физической культуры)

кандидат педагогических наук, доцент

(Челябинский государственный университет)

@ Рендикова А.В., 2008

@ УралГУФК, 2008


Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ.. 5

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 12

Тема 3. ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ.. 14

Тема 4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.. 17

Тема 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ

5.1. Психодинамическое направление (психоанализ) 19

5.2. Бихевиоризм. 27

5.3. Гештальт-психология. 32

5.4. Гуманистическая психология. 34

5.5. Когнитивный подход в психологии. 37

5.6. Трансперсональная психология. 40

Тема 6. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 43

Тема 7. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ

7.1. Развитие психики в процессе эволюции животного мира. 49

7.2. Структура и функция психики человека. 50

7.3. Мозг и психика. 51

7.4. Сознание человека. 53

Тема 8. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

8.1. Познавательные психические процессы.. 56

8.1.1. Ощущение. 56

8.1.2. Восприятие. 58

8.1.3. Внимание. 59

8.1.4. Воображение. 62

8.1.5. Представления. 63

8.1.6. Память. 64

8.1.7. Мышление. 69



8.1.8. Речь. 75

8.2. Эмоционально-волевые процессы.. 78

8.2.1. Чувства. 78

8.2.2. Воля. 80

Тема 9. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

9.1. Темперамент. 83

9.2. Характер. 96

9.3. Способности. 107

9.5. Понятия «человек», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность» 110

9.6. Структура личности. 111

9.7. Движущие силы развития личности. 113

Тема 10. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.. 115

Тема 11. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

11.1. Общение. 120

11.2. Социальные группы.. 128

11.3. Межгрупповые отношения и взаимодействия. 129


Происхождение слова «психология»

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею прийти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов – «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой (от лат. «анима» – душа, дух). Древние греки верили, что все предметы живой и неживой природы наделены душой, которая покидает человеческое тело с последним дыханием. По мнению Пифагора душа является бессмертной и вечно странствует по телам растений и животных. Причем именно от образа жизни человека зависит выбор следующего тела: был пассивен, ждал от других, когда накормят, напоят да спать уложат – стал растением, вел себя в жизни как свинья – свиньею и стал.

Определенной революцией в умах стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. «материя» и «жизнь»). Гилозоизм предполагал, что весь мир (космос) изначально живой, т.е. границы между живым и неживым не проводилось. Если в анимизме считалось, что душа – это внешняя для тела сущность, то гилозоизм поставил душу под общие законы естества.

Дальнейшая история развития представлений о душе связана с разделением философов на два противоположных лагеря: материалистический взгляд на психику (Демокрит) и идеалистический (Сократ, Платон).

Демокрит (460-370 гг. до н. э.) считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Философ считал, что душа находится в нескольких частях тела: в голове (разумная часть), в груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. Душа человека, как и его тело, смертна, она рассеивается в воздухе после его смерти. Целью жизни человека Демокрит считал спокойное расположение духа, не возмущаемое страстями (страхом, завистью и т.д.).

Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Познание мира происходит через органы чувств. Так, по его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Например, восприятие – это попадание в душу отделяющихся от предметов тонких пленок (образов); мышление – это определенное расположение атомов души. Таким образом, материализм Демокрита носил механический характер.

Основы идеалистического понимания души были заложены философами-идеалистами, прежде всего Платоном (427-347 гг. до н. э.), который был учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.). Сложно сказать какие мысли о душе принадлежат учителю, а какие – его ученику, ведь Сократ не написал ни одной строчки. Он был философом, который проповедовал собственные взгляды устно, в форме бесед. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, где главное действующее лицо – Сократ.

В текстах Платона мы обнаруживаем взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него. Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Оно мешает также чистому познанию.

Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Он представляет собой совокупность абстрактных идей – идей о сущностях предметов внешнего мира. Существуют идеи добродетели, красоты, справедливости. Истинное познание есть постепенное проникновение в мир идей. Но для того чтобы приобщиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. Во всяком случае она не должна слепо доверять показаниям органов чувств. Истинное знание достигается только путем непосредственного проникновения души в мир идей, т.е. познание мира – это воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.

Из своего представления о душе Платон и Сократ делают этические выводы. Поскольку душа – самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Основные мысли о природе души и ее отношениях с телом мы находим в диалоге Платона «Федон», который в древности назывался «О душе».

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук.

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. «Если бы глаз был живым существом, – пишет Аристотель, – то душой его было бы зрение» (1, с.395). Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.

Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Главная функция души, по Аристотелю,– реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира.

В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Рене Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся мозге, вытекать но тончайшим трубочкам – двигательным нервам – в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Декартовский дуализм – это тело, действующее механически, а управляет им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в понятие «разум», а позднее – в понятие «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология – она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике . В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века Х. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними.

Английский философ Джон Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации » – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого (впервые же постулаты ассоцианизма сформулировал Аристотель, затем развивали Т. Гоббс, Спиноза). Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания. В XVIII веке принцип ассоциаций был развит в трудах Д. Гартли (1705-1757), который считается создателем первой законченной системы ассоциативной психологии.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник – это объекты внешнего мира, второй – деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Рефлексия – по Локку – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня – восприятие, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня – наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции (самонаблюдение) становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр и высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. С этого момента психология стала считаться самостоятельной наукой (хотя в университетах Германии вплоть до 1941 года психология оставалась частью философии).

В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Существуют также субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и возбуждение, надежда – удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение.

Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание элементов сознания. «Психология – это наука о структурах сознания» – это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения (6, с.50-51).

Будучи основоположником новой психологической науки, В.Вундт является одной из виднейших фигур в этой области. Приступая к изучению истории психологии, не одно поколение студентов познакомилось с традиционной версией научного подхода Вундта. И только через сто лет после того, как Вундт основал психологию, открылись новые данные, а старые факты «зазвучали» иначе, что заставило психологов признать, что общепринятое представление о системе Вундта было ошибочным. И ведь эта судьба постигла именно Вундта, который всегда боялся быть «непонятым, либо понятым неправильно»! (Baldwin. 1980. Р.301).

Оказалось, что большинство англоязычных психологов изучали идеи и результаты научных изысканий Вундта по трудам Э.Б Титченера – английского психолога, который заявлял о себе как о преданном последователе Вундта и о доподлинном переводчике его трудов. И так случилось, что метод Титченера, который он назвал структурализмом , был принят за отображение системы его учителя, Вундта. Позже оказалось, что Титченер перевел только те выдержки из работ Вундта, которые судят подтверждением его собственных построений. Судя по всему, он мог несколько видоизменить идеи Вундта с тем, чтобы они согласовались с его собственными, что сделало бы их более весомыми, поскольку эти идеи поддержаны самим основателем психологии.

Американский психолог Вильям Джеймс (1842-1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя выработанные формы поведения, либо меняя их, либо осваивая новые действия, если этого требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», потому данное направление получило название функционалистского подхода.

III этап – психология как наука о поведении . Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли работы российских ученых по изучению условных рефлексов, а также проведение экспериментальных исследований психики.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком речью. Однако ученым не была учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека и недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г.И.Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев (1857-1927). В 1885 г. он организован в России лабораторию – точную копию экспериментальной лаборатории Вундта. Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

В начале XX века основатель объективной поведенческой психологии (бихевиоризма) Джон Уотсон (1878-1958) указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

На становление взглядов Уотсона оказали свое влияние идеи И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Однако, игнорирование процессов сознания и творчества, сближение психики животных и человека и т.д., являются существенными недостатками данного направления.

Вместе с тем, важными заслугами бихевиоризма являются внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, открытие закономерностей научения, образования навыков и т.д., которые мы рассмотрим ниже.

Психология – наука о душе

Перевод – О. Колесников

Этика и закон существуют пока лишь на этапе, где пока нет теорий, а есть только системы, и даже они основаны a priori на идеях вместо наблюдений, совершенно противоречивых одно другому. Что же в таком случае остается за пределами физической науки? Мы скажем: «Психология – наука о душе, о сознании собственного эго».

Увы, и трижды увы! Душа, самость или эго изучались современной психологией, как индуктивно, так и как часть раздробленной физикой материи. Психология и ее материнский побег – метафизика – поживают куда хуже прочих остальных наук. Эти науки-близнецы долго были настолько отлучены друг от друга в Европе, что даже стали в своем невежестве смертельными врагами. После довольно скудного пребывания в объятьях средневековой схоластики им удалось освободиться из них, только впав в современную софистику. Психология в своем нынешнем обличье – это просто маска, скрывающая страшный, гримасничающий череп, ядовитый цветок анчара в душе самого беспомощного материализма. «Мысль – это психолог, перевоплощенный ощущением, а человек – бесполезный автомат, пользующийся связями при посредстве наследственности и среды», – пишет с полуотвращением гилоидеалист, ныне, к счастью, теософ. – И все-таки человек, подобный Гёксли, проповедует, что этот человек механических действий и нравственности одновременно… Монисты для человека – это уничтожители, истребившие интуицию железною пятой, если бы смогли… И это наши современные западные психологи!

Каждому понятно, что метафизика, вместо науки о первоосновах, теперь разбита на некое количество более или менее материалистических школ всех цветов и форм, от пессимизма Шопенгауэра до агностицизма, монизма, идеализма, гилоидеализма и всяких прочих «измов», исключая анимизм – не говоря уже об истинной психологии. Мистер Гёкси сказал о позитивизме, что это – римский католицизм минус душа; душа, упрощенная до примитивного ощущения; Солнечная система минус Солнце; Гамлет , принц датский, не совсем изгнанный из пьесы, но каким-то смутным путем подозреваемый в том, что находится где-то за сценой.

Когда бедный Давид стремился победить врага – то он сражался не с мелкой рыбешкой армии противника, а с Голиафом – могущественным ее предводителем. А потому надо проанализировать одно изречение мистера Герберта Спенсера, которое, кажется, уже упоминалось. Это необходимо для того, чтобы обосновать обвинение, на которое здесь ссылаются. Вот что говорит «величайший философ девятнадцатого столетия»:

«Ментальное состояние, в котором известное подразумевается как само собой разумеющееся, как и другое ментальное действие, постигает субъект и постигло объект. Если тогда постигнутый объект – эго, то зачем тогда постигается субъект, или если существует истинное эго, которое думает, зачем другому эго думать об этом? Понятно, истинная познавательная способность эго подразумевает эго, в котором есть знание, к тому же известно, в каких субъектах и объектах оно существует; а вот мистер Мансел справедливо настаивает на полном уничтожении обоих! Поэтому индивидуальность, из которой любая сознательная, которая существует, – есть некий факт за пределами всех остальных, и весьма определенный, и все-таки эта вещь не воистину может быть известна вся;знание о ней – это забытая самою природой мысль».

Наш курсив показывает, что этот вопрос не решен однозначно. В пользу волновой теории не остается ни одного аргумента, кроме разве что «при встрече двух лучей их смыкающиеся волны производят темноту». Ибо утверждение мистера Мансела, что когда эго думает о себе и одновременно является субъектом и объектом, это и есть «уничтожение и того и другого» – и означает как раз именно это, а психологический аргумент впоследствии базировался на той же самой основе, что и физический феномен световых волн. Кроме того, мистер Герберт Спенсер признаёт, что мистер Мансел прав, и вследствие этого основывает свой вывод, что знание себя или души это и есть «забытая самою природой мысль», и это доказательство, что «отец современной психологии» (в Англии) следует психологическим принципам ничуть не лучше господ Гёкси и Тиндаля.

Мы нисколько не предполагаем неуместность критики такого гиганта мысли, как мистер Г. Спенсер, как справедливо отмечают его друзья и последователи. Мы упомянули об этом просто для того, чтобы продемонстрировать нашу точку зрения и показать, что современная психология – ложный термин, хотя и утверждалось, что мистер Спенсер «добился в высшей степени универсального вывода и истины относительно всего, что могло быть известно о человеке». У нас есть точка зрения на один определенный аспект, и мы не будем уходить с прямой линии, и при этом видим, что оккультизм и его философия имеют не меньшую возможность быть понятыми, хотя они и меньше принимаются в этом веке нынешним поколением людей науки. Мы внедрим в сознание наших теософов и мистиков, что искать сочувствия и признание в области «науки» – это значит навлечь на себя неприятности и потерпеть поражение. Сперва психология казалась естественной союзницей, но теперь, когда ее изучили, мы приходим к выводу, что психология – внушенный обман, и не более того. Это такое же обманчивое слово, в том смысле, как его используют в настоящее время, как «Южный полюс» с его вечной мерзлотой и голыми пустынными районами называют южным просто из-за соображений географии. Ибо современный психолог, имея дело только с поверхностным сознанием мозга, в действительности более беспомощен материалистически, чем сам отрицающий всё материализм; последний, во всяком случае, более честный и искренний. Материализм не претендует постичь человеческую мысль, и менее всего человеческую душу-дух, который он намеренно и хладнокровно, но искренне отрицает и полностью выбрасывает из своего мироздания. А психолог посвящает душе все свое время и досуг. Он всегда сверлит артезианские колодцы в самые глубины человеческого сознания. Материалист и честный атеист довольствуются тем, что делают из себя, и как отметил Джереми Коллие, «самого жалкого из смертных… не лучше груды сложенной пыли, говорящей машины, говорящей головы, не имеющей души… Чьи мысли определяются законами механики».

Вселенная и все находящееся в ней – всего лишь агрегат соединенных в совокупность ощущений, или «интеграция ощущений». Все это связывает субъект и объект, Вселенную и личность, и эта связь абсолютна и конечна. Но когда приходится иметь дело с проблемами происхождения пространства и времени и подведением итогов всех тех взаимных связей идей и материи, эго и не-эго, тогда всех этих доказательств удостаивался оппонент, получивший презрительный эпитет «онтологист». После чего современная психология, уничтожив объект ощущения в личности оппонента, совершает харакири путем демонстрации того, что само ощущение ничуть не лучше галлюцинации.

Это еще безнадежнее для истины, чем безвредные парадоксы материалистических механистов. Утверждение, что «физические процессы мозга завершаются в нем же самом», касается, в конце концов, только регистративной функции мозгового вещества; но и в связи с этим нельзя удовлетворительно объяснить физические процессы; механисты поэтому и безвредны, хотя и постоянно вводят всех в заблуждение. Но психологи, чьими руками, к несчастью, была полностью разрушена наука о душе, могут причинить огромный вред, поскольку претендуют быть ревностными искателями истины, и остается с горя лишь процитировать несколько строк из «Совенка» Кольриджа:

Скользя на слабых крылышках через полудень,

Он опустил свои аквамариновые веки и закрыл их,

И громко ухая на величественное солнце в небесах,

Кричал он: «Где я?»…

…а кто слепей его? Тот, кто не желает видеть…

Мы попытались отыскать побольше подтверждений, касающихся вопроса о духе, и только дух (в его семеричном понятии) есть причина сознания и мышления, как учили эзотерические философы. Мы обнаружили, что и физическая и психическая науки категорически отрицают этот факт, стоя на позициях двух противоречивых и полностью расходящихся теорий. Первая, помимо всего прочего, в своем самом последнем усовершенствовании наполовину склонилась к тому, что считает себя совершенно трансцендентальной, благодаря своему недавнему отходу от слишком извращенных учений Бюхнеров и Молешоттов. Но, как только она стала анализировать разницу между этими двумя, та показалось настолько незаметной, что они чуть не слились воедино.

Действительно, эти поборники науки теперь утверждают, что убеждение, что ощущение и мысль – суть движения материи – кстати, то же утверждает теория Бюхнера и Молешотта, – как отмечает один известный английский «уничтожитель», «недостойно называться философией». Ни один человек науки из всех тех выдающихся имен, о которых мы уже возмущенно упоминали, ни Тиндаль, Гёкси, Моудсли, Бэйн, Клиффорд, Спенсер, Льюис, Вирхов, Геккель, ни Дюбуа Раймонд никогда не заходили настолько далеко, чтобы заявить, что «мысль – это молекулярное движение, оно сопутствует (оно не причина, как утверждают верящие в душу) определенным физическим процессам мозга»… Никогда они – как истинные научные деятели противостояли обману и лжеученым, как монисты противостояли материалистам – не утверждали, что мысль и нервная деятельностьто же самое , что они – суть «субъективные и объективные выражения одного и того же предмета».

Это может быть результатом несовершенства обучения, которое не дало нам возможности выражать мысли о субъекте иные, чем те, которые отвечают словам, в которых эта мысль выражается, однако мы признали себя виновными в том, что не заметили такой значительной разницы между теорией Бюхнера и новыми монистическими теориями. «Мысль – это не движение молекул, а нечто сопутствующее определенным физическим процессам мозга». Итак, что сопутствует, а что есть процесс? Сопутствующее обстоятельство, согласно самым лучшим определениям, – это вещь, которая сопровождает или побочно связана с остальным – конкурент и одновременно компаньон. Процесс – это поведенческий акт продвижения или движения, временного или постоянного, или серии движений. Следовательно, то, что сопутствует физическим процессам, это птица с одним крылом, субъективным или объективным, перемещающаяся благодаря движению, которое монисты и материалисты называют физическим… Какая разница между их определением и определением Бюхнера, если не считать, что эти слова выражены немного больше по-научному?

Три научных мнения лежат перед нами относительно перемены в мышлении нынешних философов:

Постулат: «Каждое ментальное изменение отображается путем молекулярного изменения в субстанции мозга». То есть:

Материалисты утверждают: ментальные изменения вызваны молекулярными изменениями.

Спиритуалисты (те, кто верит в душу): молекулярные изменения вызваны ментальными изменениями (несмотря на то, что они действуют на материю мозга через фохат, сфокусированный через один из принципов).

Монизм: здесь нет причинной связи между двумя рядами явлений; ментальное и физическое бытие – две стороны одной и той же вещи (словесная увертка).

На это оккультизм отвечает, что первая точка зрения – вовсе не подлежит рассмотрению. Она породила бы Вопрос № 2: а что осуществляет «в судебном порядке» контроль над ментальными изменениями? Что такое ноумен этого ментального феномена, который составляет внешний облик сознания физического человека? Что такое то, что мы признаем как земное «эго» и что – вопреки монистам и материалистам – осуществляет контроль и регулирует поток своих собственных ментальных состояний. Неоккультист в этот момент стал бы отрицать, что материалистическая теория, касающаяся связи разума и мозга – есть своего рода образность высказываний, что поверхностное сознание мозга, или «феноменальное эго», связано для всех практических целей со структурой церебральной материи.

Это сознание мозга или личности смертно, но является искаженным отражением ментального эго через физическую основу. Это инструмент сбора урожая опыта для Буддхи-Манаса или монады и насыщения ароматом сознательно-достигнутого опыта. И если бы не все это, «эго-мозга» не было реальным, пока оно длится и привносит свою порцию кармы в качестве соответствующей сущности. Если объяснить это эзотерически, то сознание обитает в той самой нижней области Манаса, которая находится в связи с физическим мозгом.

Из книги Автобиография духовно неправильного мистика автора Раджниш Бхагван Шри

Третья психология: психология будды В моей общине работали сотни психотерапевтических школ, а я занимался уничтожением их работы. Терапевты пытались избавить вас от проблем, а я - от терапии и терапевтов! Потому что терапия может дать лишь временное облегчение, помощь

Из книги Осознание автора Мелло Энтони Де

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Что важнее с утилитарной точки зрения: психология или духовная жизнь? Практическое значение духовной жизни не соизмеримо ни с чем. Ведь что может бедняга-психолог? Лишь облегчить тяжелое бремя. Я сам психолог, психотерапевт-практик; и когда мне

Из книги Парный циклон (фрагмент) автора Лилли Джон

Глава 6 Творчество, психология и внутренняя наука в диаде Обычная женско-мужская диада выражает свое творчество путем рождения детей. Творческий акт начинается как биологический, а затем перемещается в сторону се-мейно-социального творчества: воспитание, забота, помощь

Из книги Легенды российских тамплиеров автора Никитин Андрей Леонидович

40 О спящей душе Наступили времена и потухли все солнца. В тёмную безжизненную массу превратились они и души планет. Души всех солнц преобразились в нечто инертное. Конечно, не исчезли эти души, но заснули они сном непробудным, как бы в потенциальном состоянии находясь. И

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Великий переход автора Тихоплав Виталий Юрьевич

Из книги Обновление от 30 августа 2003 года автора Пятибрат Владимир

Из книги Обитаемый остров Земля автора Скляров Андрей Юрьевич

Медицинская наука о Душе и сознании Одним из первых врачей-ученых, кто открыто и во весь голос заявил о феномене жизни после смерти, был доктор Рэймонд Моуди. А ведь это могло произойти почти на 100 лет раньше, и не где-нибудь, а у нас в России. Крупнейший российский хирург

Из книги Обитаемый остров Земля [с большими иллюстрациями] автора Скляров Андрей Юрьевич

О Душе Плазменные крылья душиГлава в работе. «Не сотворяй себе кумира, ты мне этим мешаешь человек!». (Из сборника, проклятий и сочинений Яхве и его бабы)Физиология души. Душа это неустойчивый плазмоид, без проектора - тела он не живёт долго. Душа живёт в ДНК. В один

Из книги Уроки жизни автора Шереметева Галина Борисовна

Рай в Душе проявлен 203 = Число Богочеловека = Шифр «тысяча» = «Числовые коды». Крайон Иерархия 28.02.2013 г.Я ЕСМЬ ЧТО Я ЕСМЬ!Я ЕСМЬ Манас! Приветствую, Владыка!Светлана, Я готов сегодня говорить с тобой о том, что Рай в твоей Душе проявлен.Мне понравилось твоё вчерашнее

Из книги За пределами просветления автора Раджниш Бхагван Шри

Для чего душе тело? Говоря о карме, кармических задачах, сначала определимся с тем, что же это такое. Душа проходит свое обучение, благодаря которому развивается и совершенствуется. Условия, которые необходимы для этого, создает кармический закон. По этому закону, как по

Из книги автора

Глава 3. О душе

Из книги автора

Глава 24. Восточная психология: наука о душе Первый вопрос:Ошо,Почему современные психологи могут не думать и не писать о просветлении или даже не представлять себе его? Разве просветление – это что-то незнакомое для них, что-то, находящееся за пределами их понимания?

ТЕОРИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ИЗУЧИВ ТЕМУ ЗАНЯТИЯ, ВЫ БУДЕТЕ

Общее представление о методах психологии

Отрасли психологии.

История развития психологии и основные подходы к определению ее предмета.

СЕГОДНЯ ВЫ ИЗУЧИТЕ ВОПРОСЫ

Тема 1. Введение в психологию. Методы психологии.

Желаем удачи!

1. Психология- наука о душе. Особенности житейской и научной психологии.

Знать:

· специфику психологии;

· отличительные особенности житейской и научной психологии;

· этапы развития психологии, как науки;

· предмет психологии и его взаимосвязь с историей развития науки;

· многообразие психодиагностических методов, используемых в практической психологии.

· психология

· житейская психология

· научная психология

· психика

· психические процессы

· психические состояния

· психические свойства

· фундаментальные отрасли психологии

· прикладные отрасли психологии

· эксперимент

· наблюдение

· тесты интеллекта

· личностные тесты

· проективные тесты

· социометрия

Известный немецкий психолог Герман Эббингхаус сказал: «У психологии длинное прошлое, но короткая история», его слова очень хорошо отражают суть исторического становления психологии - как науки.

Появлением слова «психо-», от которого позже произошли слова «психика», «психология» мы обязаны античной греческой цивилизации. Древнеримский писатель Апулей рассказывает поэтическую историю о юной царевне Психеи в своем произведении «Метаморфозы, или Золотой Осел». В этой легенде рассказывается о том, что Психея была очень красивой девушкой. Ее красоту люди сравнивали с красотой богини Венеры. Разгневанная богиня приказала своему сыну Амуру вызвать в сердце гордой царевны любовь к самому ничтожному человеку на свете. Но Амур влюбился в Психею, это разгневало богиню Венеру еще больше. Она приказала убить девушку. Психея погибла, но то горе, которое испытывал Амура из-за потери своей любви, растопили сердце богов и они даровали Психеи бессмертие. Для греков этот миф был классическим образцов истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея - смертная, обретшая бессмертие, - стала символом души, ищущей свой идеал.

Таким образом, дословный перевод слова «Психология» на русский язык с древне греческого означает «наука о душе» (ψυχή - душа; λόγος - слово, знание).

В науке термин «Психология»был предложен философом Н. Гоклениус, который применил слово "психология" в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов. Это слово получило научное признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались "Рациональная психология" (1732) и "Эмпирическая психология" (1734).



Таким образом мы видим, что наука психология загадочна и неповторима, именно в этой науке мы встречаемся: во- первых с тем, что психология, как наука сформировалась чуть более 100 лет назад, но история развития ее начинается до нашей эры, во вторых с тем, что в психологии существует две «ветви» с одной стороны взаимосвязанные между собой, с другой враждующие друг с другом. Такими «ветвями» являются: «Житейская психология» и «Научная психология». «Житейская психология» - это некоторое сочетание знаний, опыта и интуиции человека на которые он опирается в процессе принятия решений в своей жизни или оценивая жизненный поступки другого. Очень часто основываясь на житейской психологии, человек допускает ошибки в восприятии, оценки собственных и чужих поступков. Это связано с тем, что во-первых: житейские психологические знания, конкретны; они связаны с определенной ситуацией, конкретным людям, конкретным задачам. Во-вторых: знания житейской психологии носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и приспособления. И как следствие первого и второго, данные знания сложно передать другому человеку, т.к. это знание связано с конкретным человеком и ситуацией. Как пример этому: общение родителей и детей. Мама или папа имеют определенные знания «житейской психологии» и пытаются их полностью передать своему ребенку, стремясь его оградить от отрицательных переживаний и травм, а он их часто не слушает и набивает свои шишки, часто приобретая бесценный личностный опыт. Родители расстраиваются, а ребенок стремится к свободе выбора и действий. И так из поколения в поколения.

Отличительными признаками «Н аучной психологии» является то, что она стремиться обобщить и конкретизировать психологические знания, уточнять и развивать их, опираясь на научные диагностические методы, а так же передавать их максимально правдиво, фиксируя в научной литературе, последующему поколению.

Отличие житейских психологических знаний от научных психологических знаний

Таблица 1.

Как было сказано выше, житейская психология и научная, очень связаны между собой, т.к. выступают друг для друга источником развития. Житейская психология черпает из научной новые знания, объясняя ими жизненные ситуации и поступки людей. А научная психология порой берет из житейской гипотезы для своих исследований, проверяет их, тем самым становясь ближе к жизни и людям.

А теперь, давайте мы посмотрим, насколько Вы являетесь хорошим «Житейским психологом» и можете ли правильно понимать себя и других людей. Для этого выполните тест: «Какой Вы психолог?»

Не слишком задумываясь, выберите один из вариантов ответа.

1. По-вашему, те, кто всегда придерживается правил хорошего тона:

a) Вежливы, приятны в общении - 2балла

b) Строго воспитаны - 4 балла

c) Просто скрывают свой истинный характер - 1 балл

2. Вы знаете супружескую пару, которая никогда не ссорится. По вашему:

a) Они счастливы - 2 балла

b) Равнодушны друг к другу – 1балл

c) У них нет доверия друг к другу – 4балла

3. Впервые видите человека, и он сразу начинает рассказывать вам анекдот. Вы решите, что он:

a) Остряк - 1 балл

b) Он чувствует себя неуверенно и таким образом пытается выйти из этого неприятного состояния -2 балла

c) Хочет произвести на вас приятное впечатление - 4 балла

4. Вы говорите с кем-то на интересную тему, ваш собеседник сопровождает разговор жестикуляцией. Вы считаете, что он:

a) Волнуется – 4 балла

b) Неискренен – 1 балл

5. Вы решили, получше узнать кого-либо из своих знакомых. Считаете, что надо:

a) Понаблюдать его в деле – 1 балл

b) Пригласить его в какую-либо компанию – 2 балла

6. Кто-то в ресторане дает большие чаевые. Вы убеждены:

a) Он хочет произвести впечатление -4 балла

b) Ему нужно расположение официанта- 2балла

c) Это от щедрости души – 1 балл

7. Если человек никогда не начинает разговор первым, то вы считаете:

a) Он скрытничает – 2 балла

b) Он слишком робок – 4 балла

c) Он боится быть непонятым – 1балл

8. По вашему мнению, низкий лоб человека означает:

a) Глуповатость -1 балл

b) Упрямство – 2 балла

c) Нельзя сказать о человеке, что-либо конкретное -4 балла

9. Что вы думаете о человеке, который не смотрит другим в глаза?

a) У него комплекс неполноценности – 1 балл

b) Он неискренен - 4 балла

c) Он слишком рассеян – 2 балла

10. Человек с высоким достатком всегда покупает дешевые вещи. Вы думаете:

a) Он бережлив - 4 балла

b) Он скромен – 2 балла

c) Он скряга – 1 балл

Подсчитайте общее количество набранных Вами баллов и прочитайте интерпретацию:

· 35 баллов и более. Вам очень легко со­ставить мнение о человеке. Вам достаточно посмотреть на кого-либо, и вы уже знаете, что он за птица. Более того, вы можете сразу же сообщить ему свое мнение, так как уверены, что не ошиблись. Но даже ес­ли и так, задумайтесь: следует ли так пря­молинейно делиться своим мнением?

· От 26 до 34 баллов. Вы умеете объектив­но оценить ситуации и окружающих. У вас действительно есть психологическое чутье, и для вас не составляет проблемы угадать характер человека. Из вас вышел бы отлич­ный психолог. Вы не позволяете себе при­нимать на веру чужое мнение. Предпочи­таете сами убедиться, каков человек, кото­рого вы оцениваете. И если вы поймете, что ошиблись, то не побоитесь признать это.

· От 16 до 25 баллов. Вы, как правило, не бываете уверены в своем мнении, легко принимаете чужую точку зрения. Таким образом, ваша наблюдательность притупляется. Старайтесь больше доверять себе.

· 15 баллов и менее. Вы нередко готовы поверить кому бы то ни было. О людях су­дите преимущественно по внешним при­знакам. Когда же впоследствии оказывает­ся, что ваша оценка далека от истины, вы недоумеваете и теряетесь. Ваше первое впечатление бывает поверхностным и не­точным, поэтому вам следует внимательнее присматриваться к людям и не торопиться с оценкой.

Всем, кто хотя бы немножко интересовался наукой психологией, известно, что это – учение о душе, ведь термин построен из «психо» - душа, и «логос» - учение, наука, знание. А тем, кто не просто интересовался, но хотя бы слегка углубился в это учение, стало, наверняка, любопытно, где в психологии душа. Мы поделимся с вами развитием понятия души в психологии по эволюционному принципу.

Устранение души

Еще в начале XX века о существовании психологии, как науки о душе высказался один известный психолог. Он сказал, что когда-то прекрасное название «наука о душе» было присвоено тому, что мы имеем, абсолютно не полноправно, ибо психология – это не только не созидание новых учений о душе, это полное уничтожение понятия душа. И действительно, абитуриенты, которые идут изучать психологию в ожидании раскрытия таинств души обнаруживают много чего интересного, но слишком редко сталкиваются даже со словом «душа».

Душа в античности

Психология души человека изучалась еще в античности, и была достаточно своеобразна для современного человека. Суть заключалась в том, что душой наделены все предметы в мире – и живые, и неживые. Тем самым, делая неживые предметы одушевленными. Души были бессмертны и вечно странствовали в телах людей, животных, растений и т.д.

Душа индивида

Понятие души в психологии людей росло по мере совершенствования навыков человека - с развитием , письменности, творчества, наук. Нужно было средство, которое помогло бы отделить понятия души человека и всех остальных существ. Душа стала приближаться к более точным наукам.

Психология сегодня

Еще сто лет назад учение попытались отнести психологию к одной из отраслей науки, по сей день с этой задачей психологи не справились. Слово «логос» само по себе предполагает, что психология – это естественная наука. Именно этим и руководствуются психологи, проводя эксперименты, опыты и исследования личности и души человека. С точки зрения психологии, как естественной науки, душа – это совокупность закономерных поведенческих реакций. Именно так, наше поведение в социуме закономерно и поддается объяснению. Но как же быть со случаями, когда каждый из нас не понимает действия ближнего, когда нас удивляет спонтанность и НЕЗАКОНОМЕРНОСТЬ поведения другого человека?

Именно здесь вступают в силу приверженцы психологии, как части гуманитарной науки. Безусловно, социальность, совместная деятельность, многогранность человека свидетельствует о гуманитарности психологии. Но в то же время, психология и точная наука. А означает ли это, что и само «психо» следует разделить и исследовать под тремя разными «прицелами»? Наша душа – едина, неопозннна и неосязаема. Поэтому психологам всегда было, есть и будет над чем трудиться, ведь наши незакономерные души радо выкидывают новые коньки.