6 эмоций человека. «История эмоций»: Как ученые обнаружили базовые эмоции. Теории базовых эмоций

Вы наверняка заметили, что в блоге все чаще “проскакивает” слово «оффер» . Или «офер», если говорить на более русский манер. Так, в статьях про и про оффер занимает ключевое место. И, несмотря на то, что в этих статьях все расписано достаточно подробно, мне снова и снова на почту приходят письма с одним и тем же вопросом: “Что такое оффер? ” Поэтому я решил вынести его в отдельную статью и раскрыть не только суть самого понятия, но и типовые маркетинговые подходы. Простыми словами. Так что, устраивайтесь поудобнее, мы начинаем.

Трейд оффер

«Трейд оффер » (от англ. trade — торговля и offer — предложение) — это словосочетание, которое дословно означает «торговое предложение». Но на практике оно все чаще заменяется просто оффером. Во всяком случае, в Рунете.

Итак, офер — это основа продаж и реальная ценность для аудитории. Это выгода Вашего торгового предложения, от которого, как говорил Дон Корлеоне, человек не может отказаться. К слову, в переводе с английского слово offer означает “выгодное предложение”. Именно наличие сильного оффера отличает хорошее коммерческое предложение от посредственного.

CPA оффер

У слова «оффер» есть и второе значение, которое возникло на волне подъема партнерских программ с оплатой за целевое действие (так называемых, CPA-программ). В этом контексте слово означает программу, по которой рекламодатели платят комиссионные партнерам.

Другой пример — игровые офферы. Работают по той же схеме. Это когда выходит новая игра, и в CPA-сетях появляется программа, по которой арбитражники или вебмастера получают доход от регистрации каждого активного игрока.

Джоб оффер

Это словосочетание обозначает предложение работы конкретному соискателю. Как правило, уже после прохождения собеседования. К коммерческим офферам оно не имеет никакого отношения, поэтому в этой статья я подробно останавливаться на нем не стану.

Принцип построения убойного оффера

Возвращаемся к торговым предложениям. Вне зависимости от того, что Вы продаете: товары, услуги или себя как специалиста, у Вас должен быть оффер. И не столько потому что здесь так написано, сколько потому что отклик на Ваше предложение будет выше.

Вы наверняка замечали, что услуги копирайтинга сейчас оцениваются в очень широком диапазоне. Кто-то берет $5 за текст, а кто-то $500. Текст в обоих случаях состоит из одних и тех же букв, но подходы к его созданию могут сильно отличаются.

Дешевый текст всегда продается как текстовая масса, которая не несет особой ценности для покупателя. Полноценный коммерческий материал продается не как текст, а как ценность, которую он несет. Этой ценностью чаще всего становится результат — продажи или решение другой коммерческой задачи.

За счет этого разница в цене получается просто огромная. Собственно, ценность или выгода, которую Вы предлагаете и есть Ваш оффер. И его легко сформулировать по формуле.

Другими словами, чтобы составить классный оффер, Вам нужно показать реальную ценность того, что Вы продаете. Для этого подойдет вот эта универсальная формула:

Формула для разработки эффективного оффера.

Обратите внимание: оффер всегда предлагает выгоду, а не товары или услуги. Последние служат лишь способом получения выгоды.

Сравните два подхода. Первый предлагает услугу «в лоб», второй — по формуле через выгоду. Который из них цепляет больше?

Подход А: Я предлагаю Вам услуги копирайтинга (Я предлагаю Вам написать продающий текст).
Подход Б: Я предлагаю Вам увеличить продажи более чем на на 20% за счет продающих текстов. С гарантией.

Видите? Ценность при подходе Б более высокая. И за нее люди готовы платить в разы больше. Хотя текст в обоих случаях может быть один и тот же.

Больше примеров создания оффера по формуле смотрите в этом коротком 5-минутном видео.

Особенности создания оффера для различных областей

Оффер может отличаться в зависимости от ниши, но неизменными остаются две вещи:

  • Простота
  • Выгода

Все остальное меняется, как декорации.

Оффер на услуги

С услугами все более-менее понятно (см. предыдущие два подхода). Единственный важный нюанс — всегда помните, кому Вы делаете предложение. Если это владелец предприятия, то его интересует прибыль. Если это менеджер, то его интересует карьера, уважение руководства и т.д. Поэтому нужно всегда учитывать тип людей, которые воспринимают Вашу информацию, и ценности, актуальные для них.

К примеру, если Вы предлагаете бухгалтерский или кадровый аутсорсинг, покажите экономический эффект от Ваших услуг: экономию денег (в цифрах) на персонале, оргтехнике, налогах, аренде и т.п. Это и будет ключевая выгода. Главное — чтобы Ваше КП не читал бухгалтер. :)

Если Вы оказываете услуги конечным потребителям (сегмент B2C), то оперируйте теми ценностями, которые для людей важны: здоровье, дети, деньги, секс, безопасность и т.д.

Оффер на товары

В случае с товарами подход аналогичен, только здесь можно внести бо льшую конкретику. Предположим, Вы занимаетесь поставками станков с ЧПУ. С одной стороны, Вы можете предлагать «станки как станки». Или «станки как способ ускорить производственный процесс». Но с другой стороны, Вы можете перевести это “ускорение процесса” в реальные деньги для предприятия, и строить на этом свой оффер.

Например:

Увеличьте прибыль производства на $2000 в день за счет модернизации всего одного станка.

Не забывайте, что если Ваша аудитория — снабженцы, то они очень любят “награду” за свою работу. И для них это куда большая ценность, чем рост прибыли предприятия.

В сегменте B2C самый популярный оффер на товар — это скидка:

Sony Playstation 3 со скидкой 50%!

Скидки работают, но нужно помнить одну важную вещь: когда Вы делаете скидку даже 5%, Вы теряете в прибыли гораздо больше. Смотрите.

Допустим, товар стоит 100 у.е. (для простоты расчетов). Ваша чистая прибыль от продажи товара составляет 20%. Себестоимость товара не меняется и всегда равна 80 у.е. Ваша 20%-я прибыль: 20 у.е. с каждой продажи.

Предположим, Вы делаете скидку 5%. Т.е. отдаете товар за 95 у.е. Себестоимость та же, Ваша прибыль уже составляет 95-80=15 у.е. Другими словами, снижая цену на 5%, Вы теряете 25% в прибыли. Вот почему лучше не понижать цену, а повышать ценность. Об этом чуть ниже.

Оффер в B2C-сегменте

Если бы мы были монополистами, то все было бы проще. Но у большинства из нас есть конкуренты, которые предлагают те же самые товары или услуги по ценам, ниже, чем у нас. И скидку сделать нельзя. Иначе будем работать себе в убыток. В таком случае магазин может построить оффер за счет подарков или дополнительной ценности. Посмотрите примеры.

  • Пример с доп. бесплатными товарами (iPhone + комплект ПО на сумму $500)
  • Пример с доп. услугами (доставка, шины + шиномонтаж по цене шин и т.д.)
  • Пример с гарантиями (Пицца за 30 минут или бесплатно)

Оффер — это самый простой и быстрый способ отстроиться от конкурентов. При этом суть всегда неизменна: что-то очень выгодное и привлекательное, что не оставляет аудиторию равнодушной и что не предлагают конкуренты. Реальная ценность.

Оффер как часть стратегии продаж

Многие используют сверхпривлекательный оффер, даже в убыток себе, чтобы затем компенсировать это продажей основных продуктов.

Наглядные примеры:

  • Бесплатная консультация
  • Бесплатная диагностика
  • Бесплатный пробник
  • Очень большая скидка на какой-то один продукт или на пакет продуктов (дразнилка)
  • Бесплатная полезная информация и т.д.

Выстраивая таким образом последовательность касаний, можно здорово поднять продажи. Да, это потребует каких-то затрат, но прибыль, как правило, покрывает их с лихвой.

Резюме

Главное, что нужно взять из этой статьи: предлагать всегда нужно ценность, а не сам товар. Товар, как правило, всегда один и тот же, а вот ценность можно увеличивать и масштабировать. Тогда Вы сможете зарабатывать на тех же продуктах и услугах больше. Это особенно удобно, когда Вы не можете конкурировать по цене и не хотите снижать цену. В таком случае просто добавьте ценность и постройте на ней свой оффер. И продажи пойдут, даже если цена выше, чем у конкурентов.

Попробуйте, это очень увлекательно, и у Вас все получится!

Иногда знакомишься с компанией и с первого контакта хочешь стать их клиентом. На такое импульсное решение влияют десятки разных элементов бизнеса, причем которые относятся не только к маркетингу.

Но как ни крути, если попросить клиента с “холодной” головой сказать что повлияло на его решение, то мы услышим: “Предложение”.

В профессиональной сфере принято его называть главный оффер. Что это и как его создать, конечно же с примерами, я расскажу в этой статье.

ХВАТИТ МНОГО СУЕТИТЬСЯ

Чем больше Вы инвестируете денег на привлечение одного клиента, тем слабее Ваше предложение.

Чем больше Вы делаете телодвижений, тем слабее Ваш главный оффер. Эти фразы не нужно воспринимать дословно.

Но концептуально они доносят правильную идею того, что многие пытаются продать сырой, плохо упакованный бизнес и продукт.

Так как слово “оффер” довольно редко используется в бытовом бизнес-общении, то для начала мы определимся что это такое с правильной точки зрения.

И также чем он отличается от и , с которыми его часто путают. А уже потом будем творить и создавать его для Вашего бизнеса.

  1. Оффер - это главная причина почему клиент должен купить Ваш продукт. Пример: Поиск отелей по всему миру с эксклюзивными скидками до 60%.
  2. Уникальное торговое предложение - это отличительная выгода клиента, которую он получит только у Вас. Пример: За каждый просроченный день, мы выплатим Вам 2 000 рублей.
  3. Акции - кратковременное мероприятие по стимулированию спроса. Пример: Только до 31 декабря каждый метр шторы увеличивает скидку на 5%.

По примерам сразу видна разница: оффер - это глобальное описание Вашего предложения, утп - это часть оффера, а акция - это вообще из другой оперы.

Если идти наращиванием массы в бизнесе, то первым делом Вы должны определиться со своим предложением.

Потом работать над своим уникальным отличием, и только затем переходить к акциям. Но как показывает практика, все поступают в обратном порядке.

Ну почему?

Также хочу обратить внимание, что сейчас мы с Вами говорим про упаковку Вашего предложения.

Если изначально Ваш продукт слабый, то здесь Вам делать нечего. Но так как мы пишем для действующих бизнесменов, то по-умолчанию считаем, что у Вас всё хорошо и остаётся только подать это под правильным ракурсом.

4 УРОВНЯ ОФФЕРОВ

Перед тем как перейдём к практике, изучим 4 уровня предложений. Каждый из уровней это ступень наверх и Вы постоянно должны стремиться подняться выше.

Главное отличие одного уровня от другого - их детализация и глубина. Именно поэтому сразу перейти на последнюю ступень не получится из-за нехватки опыта и понимания сферы.

Важно. Ниже предоставлены не окончательные варианты офферов, а лишь примеры для понимания каждого уровня.

1 уровень “Наша работа”

Начальный оффер, с которого начинают работать все. Выражается он в описании того, чем Вы занимаетесь: “Мебель на заказ, курсы для беременных”, “Магазин женской одежды”, “Поставка строительных материалов”.

В этих предложениях клиент не видит никакой ценности и сути Вашего предложения.

Чаще всего компании, которые используют оффер первого уровня, либо самые дешёвые на рынке, так как не в состоянии конкурировать с другими.

Либо наоборот самые дорогие, так как их компания с продуктом настолько мощная и популярная, что улучшенное предложение практически никак не повлияет на итоговые показатели.

2 уровень “Выгода”

Ваш следующий уровень, когда Вы думаете как Ваше предложение можно улучшить с помощью дополнительной ценности.

В итоге у Вас получается: “Мебель на заказ из натурального дерева”, “Магазин женской одежды с авторскими коллекциями”, “Поставка строительных материалов за 2 часа с момента звонка”, “Курсы для беременных от практикующих акушеров”.

У Вас может быть одна выгода, а может быть несколько. Точно можно сказать, что все они идут от потребностей клиента.

Поэтому при её формировании Вам нужно опираться не на свои ощущения и мысли, а на слова клиентов.

Для этого желательно провести небольшой анализ рынка, так как от финального решения зависит скорость развития Вашей компании.

3 уровень “Результат”

Я Вас поздравляю, Вы очень близки к совершенству. Теперь Вы продаёте не товар или услугу, а результат, который получит клиент.

Всё как в избитой маркетинговой фразе: “Клиент покупает не дрель, а картину на стене”.

Например, “Мебель на заказ из натурального дерева. Ваше наследие и статус”, “Магазин авторской одежды.

Вы будете уникальны и неповторимы”, “Курсы для беременных от практикующих акушеров. 9 из 10 рожают естественным путём”.

Причём, заметьте, не всегда результат это что-то измеримое. Иногда он может быть немного размыт, так как некоторые сферы являются “мягкими” (профессиональный термин) и в них можно только дать ориентир без цифр.

Но мы стараемся быть максимально конкретны, чтобы увеличить доверие к такому предложению.

https://youtu.be/aP_nOU7DZ9k

4 уровень “Глобальный”

Если посмотреть глобально на любой бизнес, то мы увидим, что на самом деле мы делаем не человекУ лучше, а человекА.

Ваш бизнес должен быть направлен на реализацию этой цели. Осознать эту мысль очень сложно, а применить на практике ещё сложнее.

К тому же, для многих бизнесов это в целом не свойственно по своей сфере деятельности.

Я видел единицы примеров с этого уровня и большинство из них относятся к большим корпорациям, которые могут позволить себе вместо обычного заколачивания денег, ставить более глобальную цель.

Но я всё таки попытаюсь показать примеры из малого бизнеса: “Семейный ресторан.

Такого рода оффер очень похож на слоган или короткую . Исходя из этого возникает проблема - его могут не воспринять от лица маленькой компании, ведь он отдаёт повышенной самоуверенностью.

А если это скажет крупная сеть или мировая корпорация, то всё воспримется на ура.

КОНСТРУКТОР ОФФЕРОВ

Найти оффер или сформировать его - задача не двух минут, особенно если ранее Вы к этому не притрагивались.

На этот случай я даю Вам готовые технологии в виде формул с примерами, куда Вам вместо переменных нужно вставить свою сферу или выгоду клиента + немного включить свою голову и фантазию.

Таким образом, вопрос как правильно составить продающий оффер отпадет сам собой.

Важно. Чтобы получить по-настоящему сильный оффер, Вам нужно объединить между собой сразу несколько техник. Не вздумайте брать только одну и на этом останавливаться.

1. Снятие возражения. Вы сначала пишите своё предложение, а потом усиливаете его отработкой главного возражения клиентов.

Пример 1: Установка пластиковых окон. Платите любую сумму выше себестоимости.

Пример 2: Магазин лампочек. Если сгорит, мы сами приедем и заменим на новую в течение гарантийного срока.

Пример 3: Интернет-магазин обуви. Привезём 3 размера обуви на выбор, оплатите только одни.

Пример 4: Бурение скважин на воду. Фиксированная стоимость за любую глубину.

2. Гарантия. Клиент получает 100% уверенность в результате или качестве своей покупки.

Пример 1: Франшиза солевых ванн. Вы вернёте свои вложения за 100 дней или получите все деньги обратно.

Пример 2: Фотообои на заказ. Если в течение 3-х лет краски станут тускнеть, мы заменим всё бесплатно.

Пример 3: Доставка грузов из Китая. Получите товар в срок или весь год пользуйтесь нашими услугами бесплатно.

3. Большой выбор. Делаем акцент на том, что у нас очень большой выбор (часто используется в рознице и опте).

Пример 1: Салон цветов. Более 15 видов роз и 10 видов хризантем всегда в наличии.

Пример 2: Пицца с доставкой прямо до дома. 30 начинок, 5 размеров и 4 вида теста.

Пример 3: Магазин детских игрушек. 2000 игрушек для девочек и 3000 игрушек для мальчиков.

4. Экспертность. Вы ссылаетесь на свой опыт и тем самым улучшаете своё предложение.

Пример 1: Пластическая хирургия от врачей с опытом более 20 лет.
Пример 2: Тренинги по продажам от автора бестселлера “Продавай глазами”.

Пример 3: Заявка на тендерное сопровождение. Выполнено более 1000 заявок а течении года.

5. Нишевание. Ваше узкое позиционирование уже может быть Вашим предложением (но лучше усилить).

Пример 1: Внутренняя отделка СИП-домов.
Пример 2: Студия отбеливания зубов.
Пример 3: Магазин женских белых блузок.

6. Тест-драйв. Дайте клиенту бесплатный первый шаг, чтобы он убедился в качестве Вашего предложения.

Пример 1: Фитнес-клуб. Первая неделя занятий с персональным тренером совершенно бесплатно.

Пример 2: Салон автомобилей. Возьмите машину на неделю и после чего примите решение о покупке.

Пример 3: Частная музыкальная школа. Научим первой песне совершенно бесплатно.

Пример 1: Стройматериалы по оптовым ценам.
Пример 2: Магазин одежды. Известные бренды со скидками до 90%.

8. Финансовая выгода. Все хотят либо зарабатывать больше, либо наоборот тратить меньше. На этом строится данная техника.

Пример 1: 1С-бухгалтерия. Сократите расходы на 30% за счёт оптимизации бухгалтерии.

Пример 2: Подбор персонала. Получите сотрудника, который окупит себя в первые 3 месяца.

Пример 3: . Сделайте сайт самостоятельно и сэкономьте на этом 50 000 р.

9. Дополнительные бонус. Клиент получает подарок в виде товара или услуги к основной покупке.

Пример 1: Ремонт Iphone. При ремонте защитное стекло в подарок.
Пример 2: Магазин мужских классических костюмов. Услуги ателье по подгону размера бесплатно.

10. Доказательство. Ваше предложение подкрепляется социальным доказательством.

Пример 1: Итальянский ресторан. У нас обедает Путин.
Пример 2: СТО. 60% владельцев автомобилей Nissan в Москве выбирают наш сервис.

11. Технология или техника. На основе своего подхода или оборудования Вы можете построить оффер.

Пример 1: Чистка ковров на профессиональном оборудовании стоимостью 5 млн. руб.

Пример 2: Квест-комната в очках виртуальной реальности.
Пример 3: Похудение по специальной программе “Line”.

12. Бесплатная помощь. Вы помогаете своему клиенту в решении определённых этапов Вашего продукта.

Пример 1: Бухгалтерские услуги. Бесплатная горячая линия по устным вопросам 24 часа.

Пример 2: Страховая компания. Бесплатно подберём наилучшие условия по ОСАГО из 99 компаний.

13. Качество. Простейшая техника создания предложения на основе триггера “ассоциация”.

Пример 1: Массажный салон. Мастера из Тайланда.
Пример 2: Сеть пиццерий. Вкусно, как в Италии.

14. Скорость. Здесь покажите клиенту как достичь результат за более короткий срок.

Пример 1: Курсы английского языка. Начни разговаривать на английском за 3 месяца вместо двух лет.

Пример 2: Механизированная (машинная) штукатурка. На следующий день можно уже красить.

15. Эксклюзивность. Только то, что есть у Вас и больше ни у кого.
Пример 1: Агентство недвижимости. Подбор квартир по закрытой базе.

Пример 2: Бытовая техника (холодильники и стиральные машины). Эксклюзивный представитель в России.

Правильный оффер должен формироваться на основе целевой аудитории, иначе получится предложение для себя любимого.

А в бизнесе мерить по себе, это то же самое, что водить машину вслепую. Только проанализировав реальные критерии выбора клиента Вы сможете понять на что нужно и можно давить.

https://youtu.be/IF5hR2MLfX0

Коротко о главном

У каждого бизнеса должен быть главный оффер и слово “должен” здесь не случайно. То есть единственный вопрос который у Вас стоит: “Какой оффер?”.

На основе рассказанных мной техник Вы можете сконструировать своё предложение, которое будет сразу доносить идею клиенту - ЧТО Вы продаёте и ПОЧЕМУ он должен купить это.

Финально хочу подвести общий итог, ведь Ваш мозг может унести Вас в далёкие-далёкие края, откуда ещё никто никогда не возвращался.

А если серьёзно, то Вам нужно при формировании своего обещания учитывать основные критерии успешного предложения, так как нарушив одно из них Вы рискуете свести все Ваши старания на нет. Как говорится, ломать - не строить.

  1. Понятно. Ваше предложение лёгкое на восприятие.
  2. Правдоподобно. Клиент сразу поверит в то, что Вы обещаете.
  3. Выгодно. В предложении озвучены выгоды и полезности.
  4. . Используется подход ДЛЯ клиента.

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ЭМОЦИИ Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.Наиболее

Из книги Психотерапия нового решения [Теория и практика] автора Гулдинг Мэри М

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ЭМОЦИИ Особенностью эмоциональной жизни шизоидного ребенка является отсутствие обратной связи. Он удивительно неэмоционален, и мы никогда не знаем, плохо ему или хорошо. Он не высказывает ни радости, ни печали, ни гнева.Трудно понять, как он относится к другим людям. При

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

ЭМОЦИИ Для эмоций истероида часто типична некоторая поверхностность, инфантильность, причем чувствуется преобладание инстинктов, сферы бессознательного, а не голоса разума, сознания.На первый взгляд он чрезвычайно эмоционален. Но на самом деле усиленная жестикуляция,

Из книги «Да» в ответ. Технологии конструктивного влияния автора Моносова Анна Жоресовна

Эмоции Юнг подчеркивает, что основную роль в психологии должно играть изучение эмоций:«Только психология стала наукой, принимающей во внимание фактор ценности (т. е. чувства), потому что именно чувства связывают жизнь с тем, что происходит в психике. Психологию часто

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

Эмоции Адлер описывал два вида эмоций: не связанные с обществом (socially disjunctive), которые относятся к достижению индивидуальных целей, и связанные с обществом (socially conjunctive), которые способствуют социальному взаимодействию. Не связанные с обществом эмоции, такие, как гнев,

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Эмоции Как психоаналитик Эриксон подчеркивает эмоциональный компонент психологических процессов. Осознание значения эмоций присутствует во всех его теоретических разработках. В области теории его привлекало объединение новых когнитивных и исторических данных и

Из книги автора

Эмоции Согласно теории Райха, хронические напряжения блокируют поток энергии, который лежит в основе всякой сильной эмоции. Панцирь не позволяет человеку переживать сильные чувства, он ограничивает и искажает их проявление. А от блокированных эмоций невозможно

Из книги автора

Эмоции Маслоу утверждал, что для самоактуализации важны положительные эмоции. Он призывал своих коллег к серьезному изучению воздействия на человека эмоций счастья, радости, внутреннего спокойствия, а также всевозможных забав, игр и развлечений. Он считал, что

Из книги автора

Эмоции Учение йоги направляет энергию на духовный рост человека.«Пока эти страсти (гнев, похоть и так далее) направлены к миру и его объектам, они - наши враги. Но когда они направлены к Богу, то становятся лучшими друзьями человека, так как тогда они ведут его к Богу. Жажду

Из книги автора

Эмоции Важной целью буддистского обучения является научение тому, как контролировать свои эмоции, избавившись от их власти. В большинстве эмоций нет ничего плохого; однако немногие люди проявляют свои эмоции должным или адекватным образом. Большая часть людей гневается

Из книги автора

Из книги автора

Эмоции Как и прочие феномены психической жизни человека, эмоции Курт Левин не рассматривает отдельно от других зон, входящих в жизненное пространство в данный момент времени. Вероятность появления эмоциональных реакций он связывает с количеством регионов, входящих в

Из книги автора

Эмоции Эмоции не возникают по приказу. Хочу радости - цель

Из книги автора

Эмоции Если бы Ариэль не получила результатов от проработки своей головной боли, мне следовало бы спросить ее: «Как ты думаешь, какие эмоции скрываются за твоей головной болью?» Она могла бы мне ответить: «Злость, грусть, горе», и мы проработали бы эти эмоции.Иногда за

Из книги автора

Эмоции Идеальное состояние для выступающего – это состояние потока. По словам психолога Михая Чиксентмихайи, это «состояние, в котором человек так увлечен своей деятельностью, что все остальное утрачивает для него всякое значение». Это очень тонкое состояние между

Базовые эмоции: теоретические подходы и критерии выделения. Критика идеи базовых эмоций с позиций социального конструктивизма.

План ответа

    Базовые эмоции.

    1. Критерии выделения.

    Теории базовых эмоций.

    1. Подход К. Изарда.

      Подход П. Экмана.

      Подход Плутчика.

Ответ:

    Базовые эмоции.

    1. Изучение и основные характеристики.

Эмоции можно определить как особые субъективные состояния, в которых отражается отношение субъекта к тому или иному предмету.

Есть идея, что существует ограниченный список основных эмоций, которые имеют врожденную основу.

Попытки определить набор “фундаментальных”, или “базисных” (“базальных”), эмоций имеют давнюю традицию в Европе. Этим занимались многие психологи. Во всех случаях предлагалось и разное число эмоций, и самые различные способы их классификации.

Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных сос­тояний и отношений человека к чему-либо. В 80-х гг. XX в. Была проведена целостная исследовательская программа, исходящая из представлений о существовании ограниченного набора базовых эмоций и сконцентрированную на анализе выражений лица. Эту программу предлагают называть Программой исследований выражений лица 1997. Ее основные постулаты формулируются по-разному в зависимости от того, что находится в центре внимания конкретных авторов. Попробуем привести список положений, которые представляются наиболее типичными для Программы исследований выражений лица.

1. У человека существует ограниченный набор базовых эмоций. К ним чаще всего относят: радость, гнев, страх, горе, удивление, отвращение. Несколько реже: презрение, стыд. Иногда и некоторые другие эмоции. Как правило, в список входит от 5 до 10 названий.

2. Основные признаки БЭ: врожденность, более раннее возникновение в онто- и филогенезе, отчетливая и специфическая нейроанатомическая основа, кросс-культурная универсальность, специфическое мимическое проявление.

      Критерии выделения.

    Наличие специфических выражений лица является необходимым и достаточным признаком для выделения БЭ. На статус базовых могут претендовать только эмоции, имеющие свои специфические мимические выражения, и, напротив, выявление устойчивого мимического паттерна свидетельствует о том, что он выражает некоторую БЭ. Выражения лица, связанные с БЭ, являются генетически детерминированными; они запускаются врождёнными программами и универсальны для всех культур.

    Выражения лица, специфичные для БЭ, легко узнаются представителями различных культур, в том числе и далеких друг от друга. Существуют культурно обусловленные правила выражения эмоций, приводящие к усилению, ослаблению или изменению отдельных мимических паттернов. Однако БЭ легко проникают через эти искажения и распознаются наблюдателями.

    Значение «базовых» выражений лица инвариантно и не зависит от контекста. Это означает, что БЭ узнаются по выражениям лица даже в тех случаях, когда другая информация (о ситуации, о поведении человека и т.п.) не соответствует мимике.

    Все остальные человеческие эмоции являются вариантами базовых или результатом их смешения. Так, вариантами гнева являются раздражение и ярость. Тревога может интерпретироваться как смесь страха, горя, гнева, стыда и интереса.

    Субъективное переживание эмоций возникает под воздействием эфферентных сигналов, поступающих в ЦНС от мимических мышц. Именно благодаря этой информации человек «знает», какую эмоцию он испытывает. Данное положение является прямым наследником периферической теории эмоций Джеймса-Ланге. Из него следует, что преднамеренное конструирование и удержание человеком определённого мимического паттерна порождает паттерн эфферентных сигналов, соответствующих определенной эмоции, что, в свою очередь, приводит к субъективному переживанию этой эмоции.

    Теории базовых эмоций.

      Подход К. Изарда.

Теория дифференциальных эмоций К.Э. Изарда. Теория дифференциальных эмоций получила такое название из-за того, что объектом ее изучения является частные эмоции, которые рассматриваются по отдельности. В основе теории лежат 5 основных тезисов: 1.Основную мотивационную систему человека составляют десять базовых эмоций.2. Каждая эмоция подразумевает специфический способ переживания.3.Все фундаментальные эмоции по-разному воздействуют на когнитивную сферу и на поведение в целом.4.Эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами и оказывают на них влияние. (Драйвы – это физиологические потребности или нужды).5.В свою очередь драйвы влияют на протекание эмоционального процесса. В рамках дифференциальной теории эмоции - не только мотивационная система организма, но и базовые личностные процессы, которые придают смысл человеческому существованию.

Дифференциальная теория эмоций определяет эмоции как сложные процессы, которые имеют нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты.1. Нейрофизиологический аспект определяет эмоцию как функцию соматической нервной системы.2. На нервно-мышечном уровне - проявляется в виде мимической активности. 3.На чувственном уровне - эмоция представлена переживанием.

Критерии базовых эмоций (Изард): 1.Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.2.базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики). 3.базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.4.базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.5.базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. Этим критериям, по мнению автора, соответствуют такие эмоции как радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

      Подход П. Экмана.

Для Экмана основным критерием для выделения базовых эмоций служили универсальные способы мимического выражения. Экман выделяет следующие базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление. Экманом была создана система кодирования выражений лица (FACS), которая очень надежно описывает разные выражения лица. Он проводил эксперименты, в которых испытуемые разных национальностей успешно распознают эмоции, скрывающиеся за выражениями лица. Особенно хорошо узнают радость, печаль. Часто путают страх, удивление. Эти эксперименты были подвержены критике. Дискуссия ведется до сих пор.

      Подход Плутчика.

Плутчик рассмотрел эмоции как средство адаптации, играющее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях (психоэволюционная теория эмоций). Каждая эмоция связана с комплексом адаптивного поведения. Ниже приводятся базовые прототипы адаптивного поведения и соответствующие им эмоции (аффективно-когнитивные структуры).

Протипический адаптивный комплекс

Первичная эмоция

Инкорпорация – поглощение пищи и воды

Принятие

Отвержение – реакция отторжения, рвота

Отвращение

Разрушение – устранение препятствия на пути удовлетворения

Защита – первоначально в ответ на боль или угрозу боли

Репродуктивное поведение – реакции, сопутствующие сексуальному поведению

Депривация – утрата объекта, приносящего удовольствие

Ориентировка – реакция на контакт с новым, незнакомым объектом

Исследование – более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды

Надежда или любопытство

Таким образом, Плутчик выделяет 8 эмоций, 8 адаптивных механизмов.

Плутчик определяет эмоцию как комплексную соматическую реакцию, сопряженную с конкретным адаптивным биологическим процессом, общим для всех живых организмов.

      Суммарная таблица по подходам.

Подборка списков эмоций из статьи А. Ортони, Дж. Клоура, А. Коллинза “Когнитивная структура эмоций”.

Фундаментальные эмоции

Основания для отбора

Арнольд М.Б.

гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль

отношение к тенденциям действия

Экман П.

гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление

универсальные способы мимического выражения

Фрижда Н.

желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд

формы готовности к действию

ярость/ужас, беспокойство, радость

врожденность

Изард К.Э.

радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина

врожденность

Джеймс В.

страх, горе, любовь, ярость

физическое ощущение

МакДугалл В.

гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление

отношение к инстинктам

Морер О.X.

боль, удовольствие

неусваиваемые эмоциональные состояния

Отли К., Джонсон-Лэрд, П.Н.

гнев, отвращение, страх, счастье, печаль

Не требуют пропозиционального содержания

Панксепп Дж.

ожидание, страх, ярость, паника

врожденность

Плучик Р.

принятие, отвращение, гнев, страх, радость, горе, испуг, надежда или любопытство

отношение к адаптивным биологическим процессам

Томкинс С.С.

гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление

плотность нейронной активности

Уатсон Дж.Б.

страх, любовь, ярость

врожденность

Уейнер Б.

счастье, печаль

атрибутивно-независимое

    Позиция социального конструктивизма.

В целом, идея социального конструктивизма состоит в том, что вещи становятся известны нам (или ученым) под определенными именами – подвергаются интерпретации и попадают к нам как свои собственные репрезентации. Конструкция как метафора (у Сисмондо) позволяет указать, откуда берется верование в «объективную реальность» (будь то представления о «неизменном и объективном характере физического мира» или о «порядке вещей, естественном устройстве общества»). Такие представления возникают в ходе развития как результат проб и ошибок, закрепляются в языке и сознании и транслируются в новом эпистемологическом статусе.

Социальный конструктивизм критикует идею существования базовых эмоций. В разных культурах существуют разные эмоции, которые представителям этих культур кажутся базовыми. Анализируется культура, отношение к эмоциям. В разных культурах в центре внимания людей оказываются разные эмоции. Например, японская эмоция амае (полное принятие меня другим человеком, чувство принадлежности, любви со стороны кого-то, чувство, что кто-то о тебе позаботиться). Можно сказать, что для японцев эта эмоция – базовая. У нас она базовой не является. Нет слов, чтобы ее обозначить.