Почему предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Какими бывают предложения

Предмет синтаксиса. Предложение как центральная единица синтаксиса. Основные характеристики немецкого предложения. Члены предложения. Понятие синтаксической формы.

    Дефиниция предложения. Основные характеристики немецкого предложения. Типология простого предложения. Классификация предложений по коммуникативной цели высказывания Члены предложения. Типы синтаксической связи

Синтаксис:

Синтаксический строй языка теор. дисциплина, изучающая синтаксический строй

Как теор. дисциплина синтаксис изучает:

    предложение, т. е. ту яз. единицу, которая непосредственно реализует основную функцию языка – оформляет речевое общение между людьми, являясь законченным высказыванием и выражением законченной мысли а также получая своё грамм. оформление различные типы предложений, их содержание и оформление членение предложения, его состав и характер его членов (главных, второстепенных) словосочетания (выступающие в различных функциях в предложении) средства связи между словами в предложениях и словосочетаниях

Основной единицей синтаксиса явл-ся предложение. Предложение занимает особое место среди различных типов словосочетаний, господствует над ними. Оформляя акт речевого общения и выражая законченную мысль, предложение обладает также и эмоциональным содержанием, и является т. обр. многосторонней яз. категорией. в каждом яз существует множество типов и форм предложения, отличающихся друг от дру­га теми или иными формальными особенностями, теми или иными сторонами своего содержания.

Современное языкознание , базирующееся на достижениях пред­шествующих исследований в области изучения предложения, отме­чает многоплановость, многоаспектность предложения, что делает невозможным дать исчерпывающее определение предложения в одной формулировке. Путь постижения сложнейшего явления, которым является предложение, необходимо разделить на этапы, в каждом из которых может быть показана одна из сторон сущности предложения.

По подсчетам J. Ries’а («Was ist ein Satz») имеется 140 дефиниций предложения

Es gibt sehr viele Satzdefinitionen. hat in seiner Schrift 140. E. Seidel («Geschichte und Kritik der wichtigsten Satzdefinitionen») собрал 83 дефиниции. Все они сводимы к двум направлениям: 1) характеризация с позиций логико-мыслительной и функциональной стороны 2) характеризация с формально-грамматической позиции.

психологический аспект (H. Paul) – Der Satz ist der sprachliche Ausdruck, das Symbol dafьr, dass die Verbindung mehrerer Vorstellungen oder Vorstellungsmassen in der Seele des Sprechenden sich vollzogen hat, und das Mittel dazu, die nдmliche Verbindung der nдmlichen Vorstellung in der Seele des Hцrenden zu erzeugen «Предложение есть языковое выражение, символ того, что в душе говорящего произошло соединение/связь нескольких представлений и средство для того, чтобы соединить эти представления в душе слушающего.»

B. Delbrьck (1900)

„…eine in artikulierter Rede erfolgte ДuЯerung, welche dem Sprechenden und Hцrenden als ein zusammenhдngendes und abgeschlossenes Ganzes erscheint“; „von seiten seiner Form betrachtet: dasjenige, was von zwei Pausen eingeschlossen ist, oder positiv gesprochen: eine aus artikulierter Rede bestehende Expirationseinheit, innerhalb deren, sobald sie eine gewisse Ausdehnung erreicht, ein Wechsel zwischen hцherer (stдrkerer) und tieferer (schwдcherer) Betonung stattfindet.“

O. Jespersen (1924)

„eine (relativ) vollstдndige und unabhдngige menschliche ДuЯerung, deren Vollstдndigkeit sich in ihrem Alleinstehen zeigt, d. h. darin, dass sie fьr sich allein geдuЯert wird.“

логический аспект – предложение как выражение логического суждения.

K. Ferdinand Becker (логико-мыслительное направление): «Der Ausdruck eines Gedankens, d. h., eines prдdizierenden Urteils ist ein Satz».

Нем. грамматики дефинируют предложениe прежде всего как коммуникативную единицу. – W. Schmidt, J. Erben:

Der Satz ist die kleinste, relativ selbstдndige Redeeinheit.

Современная лингвистика пытается объединить в дефиниции предложения его структурный, семантический и функциональный аспекты.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - Грамматически и интонационно оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли о некоторой действительности и отношения к ней говорящего. Предложение обладает свойством звуковой выделимости (на основе внутренней фонетической организованности), оно выражает предикацию и состоит из одного или нескольких слов, являющихся его предельными составляющими.

Предложение — минимальная коммуникативная единица языка и речи. В этом определении отмечается функциональное назначе­ние предложения, а именно осуществлять коммуникацию. Ре­чевое общение возможно лишь с помощью предложения, мы говорим предложениями, а не словами или словосочетаниями. В языковой системе слово и предложение противопоставляются как единица номинации и единица коммуникации. Если слова входят в инвентарь языка, то конкретное предложение каждый раз организуется в процессе речи, является результатом речевой деятельности конкретного говорящего субъекта. В то же время в основе бесчисленного количества предложений, которые возникают в каждом отдельном акте коммуникации, лежит опре­деленное, незначительное количество структурных схем (моделей).

Коммуникативная функция предложения состоит в передаче информации, то есть выражении мыслей и чувств го­ворящего. Следовательно, кроме коммуникативной предложе­ние имеет когнитивную функцию, является средством оформления мысли. Мы видим, что в предложении реализуется функция языка в целом — быть средством общения, средством обмена информацией, обмена мыслями, средством самого фор­мирования мысли.

Мыслительные представления, отражаемые в высказываниях, соотносятся с различными ситуациями реальной действительно­сти, которые говорящий вычленяет в процессе своей речемысли­тельной деятельности. Обозначая определенную ситуацию, факт, «положение дел», предложение выполняет тем самым и н о м и нативную функцию. Денотатом предложения является ситу­ация, факт, фрагмент действительности, охватывающий предме­ты, их признаки, их отношения между собой.

Предложения различаются между собой с точки зре­ния той грамматической формы , в которой выявляется ле­жащее в основе предложения предикативное отношение (напр., предложения с глагольным и именным сказуемым). называет относящиеся к этому аспекту типы предложения логико-грамматическими типами предложения. В основе их дифференциации лежат формы сказуемого. Всего их насчитывается у Адмони 12:

2) Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения.

Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

Синтаксический, или структурный, семантический, или номинативный, функционально-коммуникативный, или праг­матический, который включает все семь аспектов, выделенных. Предложения различаются между собой с точки зре­ния той оценки, которую говорящий дает реальности вы­раженного в предложении содержания (положительные, отрицательные предложения, выражение возможности, сом­нения и т. д.). Этот аспект назван модаль­ным аспектом предложения. Предложения различаются между собой в плане той полноты, с которой в предложении языковыми средствами отражается определенный кусок, определенное отношение объективной действительности (полные и неполные, нераспространенные и распространенные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того места, которое они занимают в развернутой речи (главные и подчиненные предложения, самостоятельные предложения и т. д.). Предложения различаются между собой с точки зре­ния того подхода, на основе которого говорящий вскрывает в данной конкретной ситуации отраженное в данном пред­ложении отношение объективной действительности. Так, например, в плане этого аспекта различаются предложения, в которых логический предикат соответствует граммати­ческому сказуемому, и предложения, в которых они разли­чаются, и т. д. Этот аспект отражает (и называется) познавательную установку говоря­щего. Предложения различаются между собой с точки зре­ния их конкретной коммуникативной задачи, т. е. их не­посредственной задачи в процессе общения (повествователь­ные, вопросительные, повелительные предложения). Предложения различаются между собой по степени вложенной в них эмоциональности.

По каждому из этих аспектов предложения различаются между собой содержательно и по своей конкрет­ной языковой форме.

По цели высказывания предложения различают:

    Повествовательные Вопросительные Повелительные и желательные

Структурный аспект:

По структуре различают простое и сложное пр.

Простое пр. – нераспространенное / распространенное

Предложение имеет целостную структуру, которая включает интонацию законченности, субъектно-предикатные отношения (предикативность – одно из главных свойств предложения)

Простое (нераспространенное / распространенное) //

Сложное пр.(сложносочинённое/сложно-подчинённое)

Односоставноcть / двусоставность предложения →

Состав главных членов:

    двусоставное односоставное

A. двусоставное предложение (основная форма нем яз.) Die Sonne scheint.

B. формально двусоставное: Es schneit.

C. формально односоставное: Mich hungert.

D. односоставное: Komm! Helft uns!


В структуре односоставного предложения нет эллипсиса. Односоставность является для этого типа предложений полной структурой.

Особые типы предложения:

A. неглагольное (невербальное) односотавное.: Ja. Nein.

B. глагольное односоставное с Partizip II, z. B.: Eintritt verboten!

C. неглагольные односоставные предложения с инфинитивом: Zuhцren.

D. идиоматические структуры: Und ob!

Полнота предложения:

    распространенное нераспространенное эллиптическое [ Wann kommst du? – Heute am Abend. (нераспространенное эллиптическое)]

Членение предложения:

делится на словосочетания: 1) свободные и 2) несвободные, устойчивые (фразеологические группы)

тип связи: 1) подчинительная einen Versuch machen, die Frage des Jungen, sehr klug 2) сочинительная Mutter und Kind, schwach aber mutig

Члены предложения:

главные и второстепенные; самостоятельные и зависимые (определение, обстоятельство обр. д.)

    подлежащее сказуемое: простое, составное (глагольное, именное) дополнение определение (прилагательное, целое словосочетание, существительное в родит. п.) обстоятельство

Типы синтаксической связи:

Собственно синтаксическая (порядок слов: местоположение, примыкание, замыкание (рамочная конструкция)) морфологическая – согласование, управление фонетическая – интонация (Чин следовал ему: он службу вдруг оставил.-Грибоедов)

Предложение - это совокупность слов или слово, грамматически оформленная с точки зрения времени и реальности/ирреальности, интонационно завершённая и выражающая сообщение, вопрос или побуждение к действию.

Основная функция предложения - коммуникативная: предложение является наименьшей единицей общения. В предложении содержится сообщение о событии, которое может мыслиться как реальное и происходящее в каком-то времени или как ирреальное (в лингвистике это основополагающее свойство предложения называется предикативностью). В зависимости от цели высказывания (сообщения) все предложения делятся на три группы: повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения служат для сообщения: Я приду к пяти часам. Вопросительные предложения служат для выражения вопроса: Ты придёшь к пяти часам? Когда ты придёшь? Среди вопросительных предложений выделяется особая группа риторических вопросов, не требующих ответа и содержащих скрытое утверждение: Кто этого не знает? = «все знают» Побудительные предложения содержат побуждение (просьбу, приказ, пожелание) совершить какое-либо действие: Приходи к пяти часам. Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации. Ср.: Он приедет. Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет? Пусть он приедет. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут сопровождаться усиленной эмоциональностью и произноситься с особой интонацией - повышением тона и выделением слова, выражающего эмоцию. Такие предложения называются восклицательными. Члены предложения. Грамматическая основа. Классификация предложений по количеству грамматических основ Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения. Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены - подлежащее и сказуемое, второстепенные - определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены. Главные члены предложения образуют грамматическую основу предложения. Предложение, содержащее оба главных члена, называется двусоставным. Предложение, имеющее один из главных членов, называется односоставным. Ср.: Небо вдали потемнело - Стемнело. В предложении может быть одна грамматическая основа (простое предложение) или несколько грамматических основ (сложное предложение). Ср.: Они опоздали из-за сильного дождя - Они опоздали, потому что шёл сильный дождь. Любой член предложения может выражаться однословно и неоднословно. При неоднословном выражении член предложения выражается словосочетанием, причём это словосочетание может быть фразеологически свободным (каждое слово в нём сохраняет своё лексическое значение) и фразеологически связанным (значение фразеологизма не равно сумме значений составляющих его компонентов).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений по цели высказывания и интонации:

  1. Понятие о сложном предложении. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц языка. Грамматическое значение сложного предложения как его основная выделяющая примета. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей и как особая самостоятельная единица синтаксиса. Дифференциальные признаки сложного предложения.
  2. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения
  3. 17. Грамматические нормы современного русского литературного языка. Синтаксис как раздел языкознания. Основные категории раздела. Вариативность норм в системе предложения. Согласование главных членов предложения. Согласование однородных членов предложения. Употребление причастного и деепричастного оборотов в предложении.
  4. Вопросы к экзамену по разделам «Синтаксис словосочетания Синтаксис простого предложения Синтаксис сложного предложения»
  5. Предмет синтаксиса. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложение, сложное синтаксическое целое. Средства построения синтаксических единиц.

Двадцать седьмое сентября. Классная работа.

Проверка домашнего задания.


Сформулируем тему урока:

  • 1) Жить Родине служить можно и костьми лечь только бы Родину уберечь не числом борются а умением а Васька слушает да ест.
  • Прочитайте слова, записанные на слайде. Проанализируйте смысл высказываний. Расчлените запись на предложения, ставя необходимые знаки препинания, отражающие интонационную завершённость и смысловую целостность каждого предложения.

  • Проверь себя?
  • 1) Жить - Родине служить.
  • 2) Можно и костьми лечь, только бы Родину уберечь.
  • 3) Не числом борются, а умением.
  • 4) А Васька слушает да ест.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какую цель поставим для себя?


Предложение как единица синтаксиса.

Цели урока:


Актуализация знаний

  • Что изучает синтаксис?
  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по эмоциональной окраске?
  • Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
  • Какие бывают предложения по наличию главных членов предложения?
  • Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  • Чем может быть осложнено предложение?

  • Обмениваясь информацией, люди создают тексты. Текст состоит из предложений. Выражая свои мысли, люди говорят предложениями.
  • Сегодня мы поговорим о свойствах предложения, его содержании, смысле и функциях. Предложение несёт смысловую нагрузку; это сообщение определённой информации об окружающей нас действительности, вопрос или побуждение к действию.
  • Смысл, соотнесённость с фрагментами окружающей действи­тельности есть особое свойство предложения.
  • Чем отличаются слова и словосочетания от выделенных предложений?

Зима

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как-нибудь...

(А. Пушкин)


  • Слово зима выполняет номинативную функцию - называет предмет, неодушевленное имя существительное мужского рода единственного числа.
  • Предложение Зима !.. выполняет коммуникативную функцию, отражает фрагмент окружающей действительности, утверждает информацию, что наступило холодное время года зима. Предложение несет восклицательную радостную информацию.
  • Это предложение включено в контекст четверостишия, отражающего дальнейшую информацию на эту же тему (о зиме). Оно предварительно даёт настрой читателя на сообщение о зимней природе... и т. д.
  • Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.
  • Контекст, -а, мужской род (книжное). Относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Значение слова узнаётся в контексте. прилагательное контекстный, -ая, -ое и контекстовый, -ая, -ое.
  • Например: лук, коса.

Аналогично проанализируем словосочетание размытый путь и предложение Размытый путь .

Размытый путь.

Кривые тополя.

  • Словосочетание размытый путь номинативно, путь - главное слово. Путь (к а к о й?) размытый . Мы видим два слова, но не знаем, где этот путь, кто его видит и при каких условиях. У каждого читателя воображение дорисовывает, дополняет информацию об этом пути. Каждый читатель представляет своё.
  • В контексте четверостишия мы воспринимаем это как фрагмент окружающей действительности. Далее сообщается дальнейшая информация: что происходило в том месте, где был размытый путь (и кривые тополя).
  • Предложение повествовательное. Оно настраивает читателя на картину размытого пути.

Размытый путь. Кривые тополя.

Я слушал шум -была пора отлёта.

И вот я встал и вышел за ворота,

Где простирались жёлтые поля.

(Н. Рубцов)


Как вы думаете, какой контекст предшествует следующим предложениям?

  • На здоровье!
  • Что ж поделаешь!
  • Закрой, пожалуйста, дверь!

  • Предложение выполняет коммуникативную функцию.
  • Сравните, например, предложения Наступил вечер. - Был вечер. - Вечер. - Вечереет.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности.


Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:

  • имеет определённую структуру;
  • отличается смысловой и интонационной законченностью;
  • выполняет коммуникационную задачу.

  • Предложение строится по определённой модели , которая в каждом конкретном случае наполняется новым содержанием.

Ученье – свет.

Астрахань – центр рыбной промышленности.

сущ. сущ.


  • Предложение выражает законченную мысль.

безоблачное небо – словосочетание, так как лишь развёрнуто называет предмет.

Небо безоблачно – это предложение. Оно выражает законченную мысль.

Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?

- Группа слов только внешне похожа на предложение, но не имеет смысла, поэтому предложением не считается.


  • содержится информация: С утра пошёл мелкий грибной дождик.
  • содержится вопрос: Когда отправляется поезд?
  • содержится побуждение к действию: Спишите предложение. Подчеркните главные члены предложения.

  • Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения.

Интонационными средствами являются:

  • пауза;
  • логическое ударение;
  • мелодика (повышение или понижение голоса)

Пошли домой . – если хотите сообщить

о совершившемся действии.

Пошли домой? – если задаётся вопрос.

Пошли домой! – если высказываете просьбу, пожелание, приказ.


Выполним задания:

  • Составьте и запишите словосочетания со словами затосковать, тоска, лю­бить, любовь в качестве главных. С этими словосочетаниями составьте предло­жения, выполните их синтаксический разбор.

  • Любит ли свою родину человек, сказавший: «Родина во мне затоскует »? Оцените словосочетание затоскует во мне с точки зрения правильности / неправильности. Владеет ли этот человек нормами русского литературного языка?
  • Родина во мне затоскует ? может быть исполнено в таком смысле: человек, который так сказал, любит свою родину, он ощущает её внутри себя, воплощением своих внутренних убеждений, своего характера, своего я .
  • Затоскует во мне - это авторский вариант текста, авторское видение этой темы.

Смысл, содержание предложения - это не только та инфор­мация, которая извлекается из предложения всяким носителем языка благодаря знаниям слов, образцов синтаксических кон­струкций и интонации, но и вся та информация, которая может быть извлечена из него благодаря общности знания участников речевого общения о мире, окружающей действительности, друг о друге, ситуации общения.

Для каждого носителя русского языка предложение Он проплыл 1 00 ме­тров кролем за 45 секунд значит: «Плывя стилем кроль, он покрыл расстояние в 100 метров и затратил на это 45 секунд».

Какой смысл, содержание приобретёт это предложение для пловца, если оно будет употреблено в ситуации обсуждения претендентов на включение в состав сборной команды, а его (пловца) результаты хуже нормы?


Подведение итогов урока:

  • Вернемся к цели урока: Цели урока:
  • 1. Познакомиться с понятием «предложения» как единица синтаксиса, с его коммуникативной функцией, признаками и ролью в тексте.
  • 2. Повторить грамматические характеристики предложения.
  • Предложение - одна из основных единиц синтаксиса.
  • Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, отражает фрагмент окружающей действитель­ности.
  • Каждое из них по-своему соотносится с окружающим миром, имеет грамматическую основу.
  • Предложение характеризуется смысловой и интонационной за­конченностью. Члены предложения связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически.
  • В связной речи предложения вступают друг с другом в смы­словые отношения. Включённые в более широкий контекст, они отражают более широкий фрагмент действительности
  • Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего.

Сложность, многоаспектность предложения затрудняет выработку его определения. Существует множество определений этой синтаксической единицы, к которым продолжают присоединяться новые. Адекватное определение должно содержать указание на родовую принадлежность определяемого явления, и, вместе с тем, в нем должны быть отмечены те из множества присущих ему свойств, которые обуславливают специфику именно данного явления, составляя, таким образом, его сущность.

В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определения предложения в плане логическом, психологическом и формально – грамматическом. Представитель первого направления Ф. И. Буслаев определял предложение как «суждение, выраженное словами». [Буслаев, 1959, с.258] Буслаев так же полагал, что «в языке находят свое выражение точное отражение и выражение логические категории и отношения». [Буслаев, 1959, с.270]. Исходя из того, что «грамматическое предложение вовсе не тождественно и не параллельно с логическим суждением», представитель второго направления А. А. Потебня рассматривал предложение как «психологическое (не логическое) суждение при помощи слова, т. е. соединение двух мысленных единиц: объясняемого (психологического субъекта) и объясняющего (психологического предиката), образующих сложное предложение». Существенным признаком предложения он считал наличие в нем глагола в личной форме. [Потебня, 1958, с. 81-84]. Ф. Ф. Шахматов построил свою теорию предложения на логико – психологической основе и так определил предложение: «Предложение – это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое, служащее для словесного выражения единицы мышления». Психологической основой предложения Шахматов считал сочетание представлений в особом акте мышления [Поспелов, 1990, с. 127]. Основоположник формально-грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов рассматривает предложение как один из видов словосочетания: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в праве назвать грамматическими предложениями, т. к. они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое».

Члены предложения представителями этого направления определялись с морфологической точки зрения, т. е. характеризовались как части речи. [Фортунатов, 1956, с.188-189]. В. В. Виноградов за основу определения предложения берет структурно – семантический принцип: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли». [Виноградов, 1955, с.254]. Для того, чтобы дать операционно применяемое определение предложения, следует исходить из его формальных или функциональных признаков. В академическом языкознании мы находим такое определение предложения: «Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формулирования и выражения мысли, в нем находит свое проявление единство языка и мышления. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т. д. Грамматическую основу предложения образуют предикативность, складывающаяся из категорий времени, лица, модальности и интонация сообщения». [Розенталь, 1976, с.311]. Мы считаем возможным остановиться на данном определении как на наиболее объективном и доказательном. Хотя мы не можем не заметить, что до сих пор существуют прения по поводу определения синтаксической единицы, что еще раз доказывает то, что предложение – это сложная по своему устройству единица. Нет единого мнения и по поводу определения сложного предложения. Если простое предложение является монопредикативной единицей и в нем выражается «единая соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания» [Белошапкова, 1981, с.367], то сложное предложение является полипредикативной единицей, в нем дается «раздельная соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям». [там же].

Предикативные единицы сложного предложения, хотя и построенные по моделям простого предложения, находятся в таком тесном взаимодействии в смысловом и грамматическом отношении, что расчленить сложные предложения на отдельные самостоятельные простые предложения бывает большей частью невозможно, так как части сложного предложения объединены и структурно, и по смыслу, и интонационно. Такого мнения придерживаются такие ученые, как Ф. И. Буслаев: «Из совокупности двух или нескольких предложений составляется сложное, так называемое в отличие от простого, не соединенного с другим». [Буслаев, 1959, с.279]. «Синтаксическим целым» называет В. В. Виноградов сложные предложения. [Виноградов, 1955, с.287]. Д. Э. Розенталь даёт более широкое определение сложного предложения: «Сложные предложения – предложения, состоящие из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простым предложением, но образующих единое целое, смысловое, конструктивное и интонационное целое». [Розенталь, 1976, с.432]. В германистике следующее определение: «Сложное предложение по структуре противостоит простому, оно полипредикативно, т. е. предикативное отношение, характеризующее взаимные отношения подлежащего и сказуемого, представлено в предложении два и более раза. Составляющие сложного предложения традиционно рассматриваются тоже как предложения. Возможно, впрочем, это просто не совершенство терминологии». (Так, в английском языке для обозначения полипредикативной единицы используется термин «clause»*). «Придаточное – не предложение уже потому, что оно лишено самостоятельной коммуникативной значимости.

Оно используется в процессе и в целях речевой коммуникации лишь в качестве составляющей большей синтаксической единицы – сложного предложения. Даже части сложносочиненного предложения неадекватны как единицы коммуникации. Зачастую их взаимные отношения причины – следствия, определенной временной организации и т. п., и разорвать их, выделить каждую из частей сложносочиненного предложения в самостоятельное предложение, значит ослабить или разорвать существующие между ними синтаксическую и семантическую связи. К тому же неоконченные части сложного предложения свою синтаксическую связь с себе подобными могут передавать и интонацию. Будучи изолированными от остальной части сложного предложения, такие конструкции оказываются и интонационно отличными от предложения. Связь между частями сложного предложения осуществляется посредством союзов, указательных слов (местоимений), других специальных слов (наречий, вводных слов и т. п.), структурной неполноты какой-либо части и общая для всех частей предикативной единицы. «Порядок следования предикативной единицы в сложном предложении может быть относительно свободным или закрытым:

Структуры гибкие, допускающие варианты в порядке расположения предикативной единицы; структуры негибкие, не допускающие перестановки частей без отделения союза или союзного слова от второй части. В связи с этим сложные предложения могут быть:

Открытой структуры, когда количество предикативной единицы может быть увеличено;

Закрытой структуры, когда сложные предложения составляют разнородные части». [Козырева, 1987, с.20]. Классификация сложных предложений определяется средствами связи их предикативной единицей: в зависимости от того, что связывает в одну синтаксическую единицу их предикативные единицы – союзы или интонация, различаются сложные предложения с союзной связью и с бессоюзной. Сложные предложения с союзной частью делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в зависимости от типа союза:

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную предназначенную для передачи относительно законченной информации единицу, обладающую такими языковыми свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение является основной единицей, участвующей в формировании сложного предложения, а также любого развернутого текста. Простое предложение, далее, является тем построением, в котором прежде всего находят свое конструктивное применение словосочетание и форма слова.

Простое предложение как синтаксическая единица имеет свои собственные грамматические характеристики. Оно образовано по специально предназначенному для этого абстрактному грамматическому образцу (структурной схеме простого предложения, обладает своими языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью, а также способностью к видоизменениям - как строго формальным, так и таким, которые связаны с выполнением одним и тем же предложением различных коммуникативных задач. Простое предложение имеет разветвленный круг функций. Все это формирует специальную область синтаксиса - синтаксис простого предложения.

В речи, в процессе общения простое предложение функционирует наряду с такими сообщающими единицами, которые не являются грамматическими предложениями, т. е. не имеют всех тех синтаксических характеристик, которые перечислены в предыдущем абзаце. В определенных условиях контекста или ситуации ту или иную информацию может передавать соответствующим образом интонационно оформленная отдельная словоформа или сочетание словоформ, частица, междометие, даже союз или предлог (в разг. речи: Наконец-то!; Эге!; Откуда?; - Где лыжи, за шкафом? - Не за, а на). Такую интонационно оформленную сообщающую единицу можно называть высказыванием.

Высказывание в любом случае информирует о чем-либо или заключает в себе вопрос. Однако оно не имеет грамматического оформления, специально предназначенного для единицы сообщения, и, следовательно, всего комплекса соответствующих грамматических характеристик. Такое специальное оформление и такой комплекс характеристик имеют лишь те сообщающие единицы, которые выше названы предложениями.

Примечание. Термин "высказывание" может быть употреблен в широком или в узком смысле. В широком смысле слова высказыванием является любая сообщающая единица - как грамматически оформленное предложении, так и (при соответствующем интонационном оформлении) единица, грамматическим предложением не являющаяся. В узком смысле слова высказывание - это сообщающая единица, не являющаяся грамматическим предложением (см. примеры в предыдущем абзаце). В "Русской грамматике" термин "предложение" сохраняется для сообщающих единиц, специально предназначенных языком для передачи относительно законченной информации и имеющих перечисленные выше грамматические характеристики; по отношению к высказываниям, не имеющим таких специальных грамматических характеристик, термин "предложение" не употребляется.

Языковые характеристики высказываний, не являющихся грамматическими предложениями, устанавливаются на основании сравнения с характеристиками предложения. У таких высказываний есть ряд существенных признаков, сближающих их с предложением; это - функция относительно законченного сообщения, интонационная оформленность, способность к распространению (правда, более ограниченная, чем у предложения), способность включать в свой состав показатели субъективного отношения (частицы, междометия), способность участвовать в формировании сложного предложения и более сложных, развернутых фрагментов текста.

С другой стороны, такие высказывания отличаются от предложения отсутствием стоящего за ними специального отвлеченного грамматического образца, отсутствием формоизменения (высказывание способно принимать в свой состав отдельные показатели объективно-модальных значений, но оно не имеет характерной для простого предложения системы форм), отсутствием регулярных возможностей введения связок или полузнаменательных глаголов; структура языкового значения высказывания не-предложения не совпадает со структурой языкового значения предложения.

Простые предложения (часто - в неполных своих реализациях) в речи организуются в определенные последовательности, т. е. в текст. Элементарной единицей, представляющей такую последовательность, является сложное предложение. Сложное предложение - это целостная синтаксическая конструкция, в которой по грамматическим правилам соединяются два простых предложения, связанные друг с другом синтаксически выраженными отношениями.

Эта связь оформляется союзами, союзными словами или союзными частицами - в сочетании с интонацией, часто также при поддержке лексики. Разные типы сложного предложения, их формальная организация и значения, их системные соотношения с конструкциями другой грамматической организации составляют область синтаксиса сложного предложения. С этой областью смыкается также та сфера синтаксиса, которая охватывает простейшие бессоюзные фрагменты текста, по характеру отношения своих частей соотносительные с тем или другим типом сложного предложения.

Русская грамматика.