Что такое эмоционально окрашенные предложения. Система структурно-семантических типов простого предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией

1) восклицательные;

2) невосклицательные (нейтральные).

Если рассмотреть структурносемантические типы простого предложения на линейной шкале переходности, то выявятся следующие закономерности:

1) чаще всего восклицательными бывают нечленимые предложения и близкие к ним номинативные предложения;

2) односоставные чаще бывают восклицательными, чем двусоставными;

3) простые чаще бывают восклицательными, чем сложные.

  • - Подразделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака...

    Словарь лингвистических терминов

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение; 2) в основе деления простого предложения на типы по структуре лежит различие в способе выражения предикативности...
  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - По функции, по целенаправленности заключенного в них высказывания предложения делятся на: 1) повествовательные, служащие для передачи одной из трех основных форм мысли – суждения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Деление предложений на утвердительные и отрицательные, в связи с чем необходимо рассмотреть ряд положений: 1) соотношение модальности и утверждения / отрицания...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - 1) восклицательные; 2) невосклицательные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - В русистике К.с.п. включает его содержательную и формальную стороны. Выделяется ряд классификаций: 1) семантическую классификацию разработал более ста лет назад Ф.И. Буслаев...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Логико-семантическая классификация, исходящая из синтаксической функции придаточного по отношению к главному, причем придаточное рассматривается как аналог члена предложения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Типы предложений выделяются по разным основаниям: 1) по количеству предикативных частей: двучленные / многочленные предложения; 2) по наличию союзных средств связи: союзные / бессоюзные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Выделение простых и сложных предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"классификация предложений по эмоциональной окраске" в книгах

Книга жалоб и предложений

Из книги Химия автора Володарский Александр

Книга жалоб и предложений История публикации этого поста забавна. Я периодически выходил в интернет со спрятанного телефона, но публиковать тексты в интернете с него не мог по соображениям безопасности. Оперативно реагировать на комментарии тоже было опасно, в

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Из книги Жизнь-поиск автора Данилов Борис Федорович

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Примерно к 1956 г. на моем счету было уже 50 рацпредложений. Не могу сказать, что все они были очень ценные, но все касались новых видов инструмента для получения резьбы или улучшали технологию изготовления различных инструментов. И

Подготовка поверхности к окраске

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Подготовка поверхности к окраске Масляная краска прекрасно ложится на загрунтованную и зашпатлеванную поверхность. В качестве подготовительных работ огромное значение отдается грунтовке: она выравнивает поверхность и пропитывает древесину, что создает защитный слой

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений»

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений» № 1711-724сс 19 июня 1941 г. Сов. секретно В связи с тем, что выпущенные и выпускаемые промышленностью самолеты по своей окраске не

Еще несколько предложений

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Еще несколько предложений Отлично. С возвращением! Эту главу, как и все последующие, нужно осилить в один заход. Кроме того, чтобы заложить прочную основу для выработки новых привычек и закрепить их, следует прочитать первую главу и выполнить начальные упражнения в

Открыты для предложений

Из книги Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность автора Брабандер Люк Де

Открыты для предложений В сердце любой компании-новатора, конечно же, должна быть система распространения предложений. Это катализатор творчества персонала; это полезный «концентрат», который лежит в основе успеха компании. Многие исследования и достижения в данной

Чтение предложений

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Чтение предложений Теперь вам предстоит совершить еще один несложный шаг и перейти от словосочетаний к простым предложениям. Для этого на основе первых надо составить вторые.Мама прыгаетБоря читаетПапа естДаже при словарном запасе от 50 до 75 слов количество возможных

5. Замещение предложений

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

5. Замещение предложений В любом суждении, выражаемом в языковом утвердительном предложении, следует, таким образом, хорошо различать три уровня, а именно уровень предложений, уровень суждений и уровень проецируемых суждениями положений дел. Несмотря на их различие, три

5. Подготовка поверхностей к окраске

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

5. Подготовка поверхностей к окраске Для того, чтобы свежеокрашенная поверхность была гладкой и имела ровный цвет, ее подвергают предварительной обработке. Подготовка поверхностей к окраске осуществляется специальным инструментом, к которому относятся скребки,

§ 178. Типы предложений

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 178. Типы предложений Простые предложения разнообразны по структуре и по цели высказывания. В зависимости от количества главных членов, необходимых для передачи сообщения, все предложения делятся на односоставные, представленные несколькими разновидностями, и

7.5. Типы предложений

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

7.5. Типы предложений В русском языке существует несколько типов предложений.1. По характеру отношения к реальной действительности различают предложения реальной и ирреальной модальностей.2. Утвердительные и отрицательные предложения.3. По цели высказывания –

5.3. Ввод предложений

Из книги Программирование на языке Пролог автора Клоксин У.

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи

Из книги Избранное автора ибн Сина Абу Али

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи Исследуя натуру, нам негоже, Не зная местности, судить о цвете кожи. К примеру, в жарком климате страна, Там кожа местных жителей черна. А у славян у снежного предела На удивленье кожа побелела. Семь

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима

Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима A6M2. выпускавшиеся Накадзимой. кроме мелких технических отличий можно было определить по белому ободку вокруг Хиномару на фюзеляже. Накадзима наносила белый ободок начиная с первого выпущенного

Система предложений

Из книги Кайдзен: ключ к успеху японских компаний автора Имаи Масааки

Система предложений Система предложений - неотъемлемая часть кайдзен для индивида. Чтобы сделать ее динамичной, высшему менеджменту нужен тщательно продуманный план.Все знают, что первые представления о статистическом контроле качества и его значении для управления

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость. 2. По наличию или отсутствию в предложении главных и второстепенных членов предложения выделяют предложения распространенные и нераспространенные.

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться?

Использование трёх восклицательных знаков

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению. Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание.

Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил?

П.); И как могла она допустить до этого Курагина? Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив, например: Позвать Бертрана (Бл.); Не сметь меня раздражать! В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого — глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом — именем существительным, наречием или инфинитивом.

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Прошло несколько лет (П.); Был полдень (Шол.); Стало светать (Пришв.); Тишина.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными, например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Распространители предложения в целом называются детерминантами. Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего.

Восклицательные частицы местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие. Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.

Этот видеоурок могут просматривать только зарегистрированные пользователи

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопроси­тельного предложения - сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах. Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией

Побудительные предложения содержат побуждение, приказание, просьбу, призыв, совет сделать что-либо, обращенные к слушающему. Цель побудительного предложения - воздействовать на собеседника, заставить его что-либо сделать.

В роли сказуемого в побудительном предложении часто выступает глагол в форме повелительного наклонения: Дайте мне на родине лю­бимой, всё любя, спокойно умереть! С.А. Есенин). Однако в русском языке есть множество других способов формального выражения воле­изъявления: частицы, сослагательное наклонение глагола, модальные глаголы, интонация и т.п.

В качестве восклицательных предложений могут употребляться предложения всех коммуникативных типов: повествовательные, побудительные и вопросительные

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения. Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать. Это побудительное предложение. Будить — помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.

Выпиши предложения, которые ребята выкрикивали друг другу. Каким каждое является по интонации? Ставь в конце нужные знаки.

Мишка побежал рядом и кричит:
- Жми педаль, жми давай!
Я доехал до Мишки и крикнул:
- Останавливай!
Я проехал еще круг:
-Останови машину, Мишка!
Он встречает меня и орет:
-Жми тормоз.
-Мишка, а где этот тормоз?
А он:
-Я забыл.
- Скорей вспоминай, Мишка!
поставьте знаки препинания и отметить предложения по интонации. выписать те предложения которые выкрикивают ребята друг другу.

По Тесту. 1. В каком порядке должны следовать предложения, обознаяенные буквами, чтобы получился

связаный текст? Допиши 4-6 предложений, продолжив текст:

А. Называется эта птица - дятел.

Б.Живет у нас в лесу птица.

В. Сядет на дерево и клювом по нему постукивает

Г. это дятел обедал - семена из сосновых и еловых шишек добывал.

Д.Иной раз на снегу под деревом много много шишек валяется.

2. укажи глагол ||спряжения

2)колоть

3)дышать

4)рисовать

3.

А. В высокой траве к нему крался кот.

Б. На её корнях сидел филин

В.Кот привстал и в испуге пополз в кусты.

Г.Вдруг филин выкрикнул длинную фразу

Д. В парке буря вывернула с корнем старую ель.

4. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. вдруг он заметил под березой норку.

Б. В лесу по ложбинке побежал первый ручеек.

В. Решил ручеек в нее заглянуть.

Г. В норке сладко спал ежик.

Д. Холодный ручеек разбудил его.

5. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. На лапке сочилась кровь.

Б. Под кустом дети нашли раненого зайца.

В. Дети острожно взяли его на руки и понесли домой.

Г. Когда лапка у зайца зажила, дети отнесли его в лес.

Д. Дома они промыли зайцу ранку и смазали её йодом.

6. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Но оно было очень тяжелое.

Б. Муравей нашел зерно.

В. Муравей не мог его сдвинуть

Г. Только вместе смогли справится дружные муравьи с зерном.

Д. Тогда он позвал на помощь товарищей.

7. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился связаный текст? допиши 4-6 предложений, продолжив текст.

А. Побежденный забился под сарай и сидит там тихонько.

Б. Вдруг налетел ястреб.

В. Он схватил крикуна и унес себе на обед.

Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.

Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во все горло: <Ку-ка-ре-ку>

№496 Перед тобой предложение о том же котёнке - озорнике.придумай, как лучше закончить это предложение, и запиши1,4 его. Ребята называли котёнка

Суйнос, потому что он . . . . . . . .

◘ Разберись в стороении предложения, которое у тебя получилось, и подчеркни его главные члены, слова, нужные для связи, и запятую.

Помогите пожалуста! : (

Прежде чем попасть в наши буквари,буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Из Древней Греции буквы пропали в

Древний Рим, затем перекочевали в,Болгарию и только оттуда - всего тысячу лет назад - добрались до России. Хоть русские люди и стали пользоваться буквами, которые пришли из далека, но названия многим из них дали свои.А - "аз", Б - "буки", В- "веди", Г - "глагол", Д - "добро". Из древнего названия первых двух букв нашей азбуки - "аз" и "буки" - получилось хорошо всем знакомое слово"азбука".

Но и это еще не все. Если знать, что называли слова "аз", "буки" и другие, можно получить очень мудрое изречение. Попробуй заняться переводом. Итак, "аз" - я, "буки" - буквы, "веди" - ведать, знать, "глагол" - говорить, а слово "добро" в переводе не нуждается.

Напиши, почему наши предки именно так назвали первые буквы и какой смысл заложен в предложении, которое ты переведешь на современный язык?

Предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за родину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.

Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными.

По цели высказывания восклицательным может быть каж­дое простое предложение: повествовательные восклицательные, вопросительные восклицательные, побудительные восклица­тельные. Например: Как хорошо в лесу! Разве это хорошо? Пойдём в лес!

В восклицательных предложениях местоимения и наречия, а также междометия используются в роли усилительных частиц: Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут? Ох, признаюсь - хоть это мне и больно - не прав и я! (И. Кры­лов).

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов, (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна (М. Пришвин);

Сумерки. Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И. Тургенев).

Предложения бывают простые и сложные . Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых пред­ложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Простое предложение - это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: С чего начинается Родина? (М. Матусовский), или из одного - подлежащего, например: Зима. Кругом лежит снег; сказуемого, например: Вечереет. Небо на западе порозовело.

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова - второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависи­мыми словами образует состав подлежащего , напри­мер: Задремали звёзды золотые (С. Есенин).

Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого , например: Листья в поле пожелтели (М. Лермонтов).

ЧЛЕНЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения делятся на главные и второ­степенные .

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения - подлежащее и ска­зуемое .

Подлежащее - это главный член предложения, кото­рый связан со сказуемым и отвечает на вопросы именитель­ного падежа кто? или ч т о?, например: Установилась (ч т о?) хорошая погода (М. Горький). (К т о?) Колхозники заканчи­вают сев.

Практическая работа № 1

1. В каждом предложении подчеркните подлежащее.

Образец: Анна Сергеевна заторопилась.

На дороге встретилась ему Анна Семеновна. Меня никто не узнал.

На темной поверхности воды появились круги.

В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор.

Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее.

Пробираться сквозь заросли горелого леса всегда трудно.

Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом.

Около нее хлопотали два врача.

Вдруг с шумом поднялись сразу три птицы.

В каждой морщинке Егорушкиного лица сидела тысяча тайн.

Большая часть дня уже прошла.

По одному краю площадки тянется ряд возов.

Несколько ярких звезд мерцало над рекой.

В окрестностях бродило много кабанов.

Все остальные люди остались внизу устраивать бивак.

Мы все четверо не пишем.

В тот же день вечером один из мудрецов явился к царю.

Обедающие его не замечают.

Некоторые из них явились к нам в бивак.

Сказуемое
Сказуемое - это главный член предложения, который согласует­ся с подлежащим, обозначает его действие или признак и от­вечает на вопросы что делает предмет? что с ним про­исходит? каков он? что он такое? и др. Есть несколько видов сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.


Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

Глаголами в форме изъявительного, условного или повелитель­ного наклонения: В это время в гостиную вошел гость. Он охотно бы занял его место. Вы не смотрите на меня так;

Глаголами в форме сложного будущего времени: Скорее расти будут усы;

Глаголами повелительного наклонения с частицами да, ну, же и др.: Да подите сюда!

Глаголами с частицами было, так, знай себе и др.: Снег так и валил . Фадеев пошел было с корзиной на берег;

Фразеологизмами: Он стоял как вкопанный (т. е. остолбенел).

Практическая работа № 2

1. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.
Образец: Так мыпрожили целый месяц.

Вы бы взяли билет!

Да уходите же вы наконец!

Вы покажите нам что-нибудь подешевле.

Он непременно будет искать нас на берегу.

Карандаш так и ходил по бумаге.

Я не делаю визитов.

2. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.

Образец: Ятак и ахнул !

1) Сердце так и стучит. 2) Жизнь знай себе проходит. 3) Тогда я не упускал ее из виду. 4) Лишь бы он учился да дома не баловался. 5) Он нашел было портфель, да опять потерял. 6) Ты бы пошел в сени да на засов двери запер! 7) Он сделал шаг назад и остановился как вкопанный. 8) На вашем месте я теперь икал и страдал бы изжогой от этих осетров. 9) Я к вам теперь часто буду ездить. 10) Из всей роскоши ей прежде всего бросилось в глаза большое зеркало. 11) Множество зеленых и серых ящериц бросилось к щелям и в траву. 12) Я взял себя в руки и остался на месте. 13) Гене­рал сел за стол и взял перо в руки.

Составное глагольное сказуемое имеет две части - вспомогатель­ную и основную.

Основная часть выражается глаголом в неопределенной форме : Он хотел есть . Он хотел пить .

Вспомогательная часть может быть выражена :

Глаголами: Глаза начали уставать . Он продолжал рассказы­вать про свою жизнь. Он хотел проехать мимо;

Краткими прилагательными с оттенком долженствования и их сочетаниями с глаголом быть и др. (рад, был рад, буду рад, должен, был должен, буду должен, готов, был готов, буду го­тов и др.): Я буду рад встретиться с вами;

Фразеологизмами или устойчивыми словосочетаниями: имел на­мерение (хотел), лелеял надежду (надеялся) и др.: Он горел желанием выступить.

Практическая работа № 3

1. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Образец: Ядаже могу уйти в другую комнату.

Надя начала глядеть в окно.

Он перестал мне высылать деньги.

Я не хотел идти к Оле.

Вы обязаны поступить на сцену!

Вы не имеете права говорить это!

2. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Образец: Ядолжна уехать отсюда сегодня же!

1) Я рад бы лечиться. 2) Я ужасно есть хочу. 3) Я старался не глядеть вниз. 4) Мы его терпеть не могли. 5) Мы принялись варить чай. 6) Начал я ходить по коридору. 7) В противном же случае я дол­жен буду принять крайние меры. 8) Но доктор должен был пре­рвать свою речь. 9) Он мог бы написать полный курс садоводства. 10) Кунья шапка продолжала еще висеть на гвозде. 11) Он тер­петь не мог барской спеси и важничанья. 12) И он опять принял­ся кричать протяжно и громко. 13) Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением. 14) Ловкости моей не могли завидовать даже медведи. 15) По этому пункту я готов спорить с вами без конца. 16) Петров не хочет больше отпускать в кредит бумагу. 17) Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. 18) Дебютантка готова была провалиться сквозь землю от стыда и ожидания.

Составное именное сказуемое состоит из двух частей - глагола-связки и именной части : Он был солдатом . (Важно не то, что он был, а то, что он был солдатом.)

Именная часть обозначает признак подлежащего, отвечает на во­просы каков предмет? что он такое? что с ним про­исходит? и может быть выражена:

Именем существительным или словосочетанием: Он учитель. Он был директором. Он в восторге;

Полным или кратким прилагательным: Мы молодые . Мы молоды ;

Сравнительной степенью прилагательного: Эта дорога короче;

Кратким страдательным причастием: Дорога проложена через лес;

Именем числительным: Он был пятым по очереди;

Местоимением: Вишневый сад теперь мой ;

Наречием: Ей туфли будут впору ;

Синтаксически неделимым словосочетанием: Вечером море было черного цвета .

Глагол-связка может отсутствовать (нулевая связка): Он солдат .

Глагол-связка может быть выражен:

Всеми формами глагола быть: Самовар был бы важным нововве­дением ;

Глаголами, их сочетаниями или синтаксически неделимыми словосочетаниями: Он стал врачом . Он хотел бы стать вра­чом . Я чуть не сошел с ума от радости (т. е. обрадовался). Она сидела усталая (была усталая, т. е. важно не то, что она сидела, а то, что сидела усталая).

Практическая работа № 4

1.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Образец: А все же яхрабрая . 1) Все это понятно. 2) Я раб. 3) Воз­дух великолепен. 4) Оба вы люди со средствами. 5) Вы очень любезны. 6) Егорушка жив и здоров. 7) Доктор очень хоро­ший. 8) Вы просто избалованы успехом. 9) Она неизмеримо выше вас. 10) Первый был брат Федор Федорыч. 11) Чемодан этот мой. 12) Я один из постояннейших посетителей оперы.

2.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.
Образец: Велика была его радость . Скучный ты стал. Ночь была ясная. Горы сделались темно-синими и угрюмыми. Долина ста­новилась все шире и шире. Жизнь ее будет прекрасной. А вы бы стали свободны. А дверь так и осталась незатворенной. В де­сять часов бал был в разгаре.

3.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.

Образец: Не буду яначальницей . 1) Ночь обещала быть холодной. 2) Ночь выпала на редкость тихая и спокойная. 3) Подсудимый держал себя на суде очень странно. 4) Погода стояла великолеп­ная. 5) Охота вышла неудачна. 6) Оно показалось мне знако­мым. 7) Не он первый. 8) Теперь он мой.

4. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Образец: Онанеряшлива . Лицо его холодно и строго. Жребий брошен. Уговор дороже денег. Он не трус и не боится людей. Она была ду­шой компании. Он добрый и честный малый. Улыбки менее чем уместны. Один из домиков оказался порожним. Она была в обмо­роке. Они будут вам очень рады. В это время показалась ящерица. Один след показался мне каким-то странным. Он глядел и чувство­вал себя на верху блаженства. С каждым днем идти становилось все труднее и труднее. Впереди на илистой почве были видны от­печатки тигровых лап. Под старость он уже не мог заниматься охо­той и стал звероловом.