Обучение письму по методике монтессори. Учимся читать по методу марии монтессори. Маленьким детям это тоже полезно

татьяна пустоутова
Особенности методики М. Монтессори обучения письму и чтению

Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению . Но в отличие от других методик , в методике М . Монтессори , чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка. Как известно, М. Монтессори вопреки общественному взгляду утверждала, что письмом ребенок способен овладеть прежде , чем чтением . Но еще раньше мышление ребенка становится способным сопоставлять одни предметы с картинками, картинки с написанными словами, написанные слова с другими написанными словами и все это озвучивать. Создается впечатление, что ребенок считывает нечто, но ни с печатного текста, а с картинок. Поэтому мы говорим : малыш «читает» интуитивно.

Наблюдение за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их можно назвать материальными для развития «интуитивного чтения » , так как целью работы с ними является прежде всего развитие языковой интуиции.

Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то , что дети сначала учатся писать, а потом читать. Опыт Монтессори доказал , что оба процесса происходят не одновременно. Даже если это противоречит предрассудкам, накопившимся в нашем опыте, письмо все же предшествует чтению . Чем же обоснована эта точка зрения, и что нужно понимать под чтением ?

Монтессори не считала чтением механическое воспроизведение звуков, соответствующих написанным или напечатанным буквам, если их смысл оставался ребенку неясным. Проверка правильности составления из букв слова также не является чтением , так как слово было известно заранее. В действительности, ребенок читает только тогда, когда понимает зная. Иными словами, при чтении ребенок интерпретирует мысли других, в то время как при письме он выражает свои мысли. Еще одно отличие письма от чтения состоит в том , что при письме задействована также моторика. Дети 3-4 лет находятся в сенситивном периоде развития и совершенствования движений, и овладеть первоначальными моторными навыками, необходимыми при письме , не составляет для них в это время особого труда . Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс. Остается сказать, что письмо , является фактом, при котором преобладают психомоторные механизмы, в то время как при чтении налицо чистая работа разума. Итак, письмо проще чтения , поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению .

Монтессори тщательно проанализировала процесс письма и чтения и выделила основные умения, которые при этом использует человек. Каждое их этих умений можно развивать отдельно – как непосредственно, или прямо, при помощи специально предназначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно, или косвенным образом, во время занятий с материалами, имеющими иную цель. Совокупность приобретенных таким образом навыков позволит ребенку самостоятельно начать писать и читать.

«Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных буквами звуков, образующих слово, которое ребенок видит написанным. Ребенок, следовательно может читать звуки слова. Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению .

Приведем классификацию материалов для чтения . Эти материалы делятся на четыре группы. На материалах первой группы ребенок учится читать. Они, в свою очередь, делятся на три подгруппы : материалы для чтения отдельных слов , последовательности слов и чтения предложений .

Предлагаем вниманию родителей некоторые дидактические Монтессори – материалы , с которыми знакомим ребенка в следующей последовательности. Открывает серию материал «Первое чтение » . Он представляет собой набор из пяти-семи уменьшенных предметов , названия, которых не содержит трудностей чтения , и небольшие листочки розовой бумаги. Вот пример такого набора : шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Воспитатель пишет на бумаге названия предметов , ребенок читает их и кладет рядом с соответствующими предметами. Поскольку он нередко указывает слово по первым двум-трем буквам, такое чтение называют иногда интуитивным.

Чтобы ребенок увидел, как из букв постепенно получаются слова, их сначала записывают в его присутствии. В дальнейшем мы готовим карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен почувствовать радость от того, что он впервые читает, поэтому целесообразно включать в набор более семи предметов , чтобы не вызвать у него чрезмерного напряжения. «Классификация при чтении » завершает подгруппу материалов для чтения отдельных слов . Материал представляет собой двойной набор карт : рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, содержащие точно такие же рисунки вместе с подписями.

Метод М . Монтессори используется нами 3-й год. Наши результаты следующие. Из 21 ребенка группы в возрасте 5,5 лет - закончили букварь и стали читать детские книги - 7 детей, получив за это медали за освоение азбуки и детские книги. В возрасте 6 лет - 6 детей, читают небольшие рассказы из 4 предложений – 3 детей, по 1 предложению - 5 детей. И все это сверх базовой программы. Метод М . Монтессори помогает многим детям развиваться быстрее, сообразно их естественным потребностям.

Публикации по теме:

Конспект занятия с применением методики Марии Монтессори в образовательной области «Социализация» Актуальность методики Марии Монтессори в образовательной области социализация. В группу пришло электронное.

Аналитический отчет по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики М. Монтессори» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА.

Использование элементов методики Монтессори для создания предметно-пространственной среды Главный принцип методики Монтессори базируется на девизе: «Помоги мне это сделать самому!» и заключается в создании специальной развивающей.

Консультация для педагогов «Особенности обучения 6-летних первоклассников» Каждый ребенок уникален и неповторим, а получаемые им те или иные знания, овладение теми или иными навыками, несомненно, преломляются через.

Методики для исследования трудностей в общении у детей. В статье указаны цели методики и необходимый стимульный материал. Подборка методик для исследования детей, имеющих трудности в общении Методика «Лесенка» Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн В. Г. Щур.

Направления (задачи) методики обучения детей развитию речи Основные задачи (направления) развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи,.

Прочитала Книгу Елены Хилтунен Практическая Монтессори педагогика. Очень заинтересовало обучение чтению по меиоду марии Монтессори. скопировала для себя, чтобы можно было обращаться. Буду рада, если кому нибудь еще пригодится. Источник .

Елена Александровна Хилтунен , Монтессори-педагог, сертификат Академии развивающей реабилитации (Мюнхен, Германия), эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России, автор 9 книг по Монтессори-педагогике, Монтессори-тренер педагогического Университета им. Герцена (Санкт-Петербург)

Вряд ли кто-нибудь усомнится, что развитие речи ребенка естественным образом связано с процессом становления его мышления. Вот как можно схематически представить логическую нить, связывающую развитие органов чувств малыша и его мышление. Сначала - некое впечатление, воздействующее на органы чувств (например, зрительное). Затем внутреннее ощущение, рождающее представление. Затем - ассоциация по поводу этого представления. Затем - запоминание его в сознании. И, наконец, - анализ и синтез, то есть, собственно, процесс мышления. На основании этой схемы можно определить место так называемого интуитивного детского чтения в процессе развития мышления.

Детское интуитивное чтение заключается в зрительном распознавании все усложняющихся образов, рождающемся в их сопоставлении. Оно не имеет прямого отношения к обучению детей осмысленному чтению печатного текста. Интуитивное чтение протекает на фоне утончения зрительного чувства ребенка, в момент активного пополнения его словарного запаса в возрасте примерно от 2-х до 4-х лет и предшествует освоению письма и чтения постепенного, осмысленного. Окончанием периода интуитивного чтения можно считать освоение букв, попытки складывать из них слова, переводя звук в букву в возрасте 4 - 5,5 лет. М. Монтессори предлагает детям упражняться для этого с шершавыми буквами и затем с подвижным алфавитом и карточками, написанными курсивом.

Ошибкой было бы использовать дидактические материалы, помогающие детям «читать» интуитивно, как средство обучения настоящему или «постепенному», как говорил Лев Николаевич Толстой, осмысленному чтению. Это всего лишь один из этапов языкового развития. Картинка на классических карточках Монтессори для интуитивного чтения - есть «звучащее» слово, которое ребенок сравнивает с его письменным образом. А написанное на карточке слово - не что иное, как сильно уменьшенный, по сравнению с большим подвижным алфавитом, склад букв. Не даром слово на карточке в классическом варианте написано письменным шрифтом. Выходит, презентация этого материала должна иметь совершенно другие, чем принято, цели и методику проведения, либо карточки могут быть использованы иным образом.

Наблюдения за маленькими детьми помогли составить небольшую коллекцию дидактических материалов, развивающих мышление ребенка с помощью языка в доазбучный период. Именно их мы называем материалами для развития интуитивного чтения, так как целью работы с ними является, прежде всего, развитие языковой интуиции.

Предлагаемые материалы использовались в работе детей 2,5 - 4-х лет по мере взросления. Таким образом, удалось выстроить логику их спонтанного освоения.
1.
Волшебный мешочек

Игра в волшебный мешочек знакома детям по упражнениям в утончении тактильного чувства. М. Монтессори описывает подобные упражнения с фигурками Равиццы.

Эти фигурки названы по имени госпожи Алессандрины Равиццы, жившей во времена М. Монтессори в Милане. Они представляли собой плоские деревянные фигурки, вырезанные по контуру, разрисованные с двух сторон красками и поставленные на «ножку». Это были маленькие деревья, домики, зверушки, предметы домашнего обихода. Ребенок доставал фигурки из коробки, рассматривал, ощупывал по контуру и складывал в небольшую корзиночку. Наставница накрывала ее платком, и предлагала ребенку, не подглядывая, а лишь ощупывая предметы, достать из корзинки, например, домик или деревце. Детям предлагалось «интерпретировать» игрушку, то есть рассказать о ней, что им известно.

В России игрушки Равиццы назывались бирюльками. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. Раскрашивали не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще их клали в полотняный мешочек с завязкой.

С бирюльками дети играли по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в «волшебный» мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки, и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно, если бирюльки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно воспитывали в ребенке внимание, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.

Волшебный мешочек может быть прекрасным материалом для развития мышления и речи, если, собирая его, выполнить специальные условия.

Ребенок вместе с наставницей приносят волшебный мешочек на стол. Наставница или ребенок развязывают тесемку, и ребенок достает из мешочка первую игрушку.
. - Что это? - спрашивает наставница.
- Это гриб, - говорит ребенок.
Если предмет назван правильно, работа продолжается. Если же малыш не знает этого слова, наставница запомнит его, чтобы позднее провести трехступенчатый урок. Ребенок достает из мешочка следующую игрушку, называет ее, (например, «ёлка») и ставит в ряд с первой.

Затем игрушку достает наставница. Она специально нащупывает в мешочке парный предмет (например, гриб) и выставляет его напротив такого же гриба на столе, чтобы показать ребенку дальнейший ход работы. Малыш самостоятельно продолжает вынимать из мешочка игрушки, называть их, сравнивать и выстраивать парами на столе. Контроль ошибок - визуальный. В сознании ребенка спонтанно происходит процесс сопоставления конкретного предмета, который он видит и ощущает рукой, со словом, его обозначающим. Держа в руке предмет, ребенок интуитивно считывает в своем сознании его название. То есть, интерпретирует представление о нем. Оказывается, два одинаковых предмета называются одним и тем же словом! И это слово можно произнести вслух - «прочитать». Вот почему упражнения с волшебным мешочком определяются детским интуитивным «чтением»

В другой раз наставница может провести трехступенчатые уроки с названиями предметов неизвестных ребенку. Но опыт показывает, что часто достаточно просто несколько раз повторить эти названия, и уже на следующее утро, взявшись за работу с волшебным мешочком, малыш легко воспроизведет их вслух. Психологи говорят, что важно переспать ночь с новым знанием, и уже на следующий день оно закрепится в сознании ребенка само собой.

Упражнением или более сложным этапом к работе с этим материалом служит распределение предметов из мешочка по группам: «мир растений», «мир животных», «мир человека». К этому упражнению ребенок приходит после 3-х лет жизни, когда его сознание уже готово к сложному упорядочиванию представлений о предметах.

Для упражнений к мешочку с предметами можно добавить три картонных или деревянных поля (круглых или квадратных) зеленого, красного и желтого цвета. Поля раскладываются на рабочем столе или на коврике, ребенок достает по одному предметы из мешочка и ставит на соответствующее поле. Цветовой код подсказывает ребенку, что на зеленое поле он ставит предметы из мира растений, на красное - из мира животных, а на желтое - из мира человека. Контроль ошибок - визуальный. Если малыш ошибся, взрослый может снять с полей неправильно расставленные предметы и предложить ребенку расставить их заново.

Специальный материал для этого упражнения, исключительно тонко выполненный в дереве, изготавливает российско-канадское предприятие «Монтессори-Вест» в Санкт-Петербурге. Традиционно он называется «Слова в трех коробочках».

Игра в «парочки»

Известно, что для метода М. Монтессори характерно предъявление ребенку материала в логике от конкретного к абстрактному. Причем, сначала малыш осваивает действие с конкретным (объемным) предметом, затем, совершенно отдельно, - с символом, а на третьем этапе предмет и символ объединяются. Такой методический подход М. Монтессори считает наиболее точно отражающим естественное формирование большинства понятий. Она, например, сначала играет с детьми в распознавание звуков, затем, отдельно, ощупывая дощечки, ребенок изучает буквы, и следом в упражнениях с подвижным алфавитом он объединяет звук и букву. То же и в работе с математическим материалом. Отдельно ребенок осваивает математические штанги, отдельно - шершавые цифры. Только после этого штанги «подписываются» с помощью цифр.

В интуитивном доазбучном «чтении» сохраняется та же методика предъявления материала. То есть, если двухлетний ребенок уже в состоянии сопоставлять конкретные предметы, можно предложить ему сделать то же самое с их изображениями.

Материал
Небольшая коробка или поднос с двумя отделениями. Пары карточек с совершенно одинаковыми картинками. Например, два одинаковых изображения помидора, капусты и т.д. На карточках соблюдается цветовой код - все они имеют зеленую, красную или желтую кайму. Обратная сторона половины карточек покрашена в один из этих цветов и имеет темный оттенок. Другая половина имеет светлый оттенок. На одинаковых карточках стоят соответствующие метки. Экспериментальная величина карточек для ребенка 2-х - 3-х лет - 90 мм х 90 мм.

Ребенок и наставница приносят на стол или на рабочий коврик коробку с парными картинками. Наставница переворачивает их тыльной стороной вверх и раскладывает: картинки темного цвета в один ряд, а картинки светлого цвета - в другой и на некотором расстоянии. Ребенок помогает ей, называя каждое изображение словом. Затем все картинки одного ряда переворачиваются лицевой стороной вверх. Наставница начинает открывать по одной картинке второго ряда, находит ее пару в первом ряду и кладет рядом. После второй пары картинок ребенок продолжает работу самостоятельно. Контроль ошибок визуальный и по меткам на обратной стороне карточек.

В процессе работы с парными картинками в сознании ребенка происходит важный процесс сопоставления абстрактных изображений и последующего проговаривания вслух названия каждого изображения. Ребенок делает важный шаг в попытке интерпретировать в слове, на сей раз, не конкретный предмет, а абстрактное его изображение.

Аналогично упражнениям с объемными предметами, можно предложить трехлетнему ребенку работу с упорядочиванием карточек. Для этих упражнений лучше сделать специальный набор карточек с изображением растений, животных и предметов, сделанных руками человека.

Внимание! У этих карточек не должно быть цветной каймы, иначе упражнение теряет смысл.

Для контроля ошибок обратная сторона карточек красится, согласно цветовому коду. Для презентации упражнения можно сделать три контрольные карточки с соответствующей каймой, на которых будут собраны все изображения материала.

Обратим внимание и на сами изображения предметов. Они должны быть очень простыми, много раз встречающимися в обыденной жизни трехлетнего ребенка. Надо помнить, что это упражнение не имеет главной целью расширять словарный запас ребенка. Поэтому изображение цветка с названием «лесной анемон», «орхидея» или даже «пастушья сумка» лучше не использовать в наборе карточек. С ними ребенок познакомится позднее, работая с материалами раздела «окружающий мир» (космическое воспитание).

Предмет - картинка

Итак, в логике метода М. Монтессори теперь нам предстоит помочь ребенку объединить в сознании конкретный предмет и абстрактную картинку, его изображающую. То есть, представление о предмете должно свободно перейти в ассоциацию. Для этого двухлетнему ребенку можно предложить игру «Предмет - картинка».

Материал
Коробка, разделенная на две части. В одной из них лежат фигурки животных, а в другой - карточки с их изображением.

Взрослый и ребенок приносят материал на стол или рабочий коврик. Взрослый помогает ребенку аккуратно расставить фигурки животных, называя их. Затем берет в руки одну из картинок и кладет ее рядом с соответствующей фигуркой. Ребенок продолжает работу сам, пока около всех фигурок не будут разложены картинки.

Обратим внимание на то, чтобы малыш не забывал произносить название каждого из предметов, с которыми он имеет дело. Это важно для пополнения его словарного запаса и совершенствует артикуляционный аппарат. В сознании ребенка происходит важный процесс рождения сложных ассоциаций, запоминания их в сознании и главное - сравнительного анализа представлений, активно развивающий мышление.

Картинки и предметы из окружающей среды

Материал
Коробка с картинками, изображающими различные предмета из детского окружения: стул, стол, телевизор, кровать, кукла, мячик, тапочки и т.п. Если материал делается для группы детского сада, разумеется, на карточках должны быть изображены другие предметы.

Ребенок и взрослый берут с полки коробку с картинками, приносят на рабочий стол и открывают. Ребенок выбирает любую картинку.
- Что нарисовано на этой картинке, - спрашивает наставница.
- Это игрушечная машина.
- Пойдем, я покажу тебе, где в нашей комнате стоит игрушечная машина.

Ребенок и наставница идут в уголок игрушек и кладут карточку около игрушечной машины. Затем они возвращаются к рабочему столу, и ребенок выбирает следующую карточку.
- Это стул! - говорит ребенок, - я сам могу положить его около стула!

Малыш продолжает работать с картинками самостоятельно. Когда работа закончена, он вместе с наставницей проходит по комнате и собирает карточки обратно в коробку.

Сложные парочки

Следующим этапом интуитивного чтения можно считать работу ребенка только с абстрактными изображениями предметов на картинках и узнавание предметов по отдельным деталям, общим для каждого их типа.

Материал
Небольшая коробка или поднос с двумя отделениями. Пары карточек с изображением одних и тех же предметов, но нарисованных в разном ракурсе или, изображения предметов разного сорта. Например, два изображения капусты, но на одной карточке это белокочанная капуста, а на другой - цветная, на одной - орехи грецкие, а на другой - лесные. На карточках соблюдается цветовой код - все они имеют зеленую, красную или желтую кайму. Обратная сторона половины карточек покрашена в один из этих цветов и имеет темный оттенок. Другая половина карточек имеет светлый оттенок. На парных карточках стоят соответствующие метки. Экспериментальная величина карточек для ребенка - 3-х лет - 90 мм х 90 мм.

Ребенок и взрослый приносят материал на рабочий коврик или столик и раскладывают их в два ряда тыльной стороной вверх. В первом ряду лежат картинки темного оттенка, а во втором - светлого. Даже сама работа над построением сериационного ряда картинок активизирует развитие мышления через анализ и синтез. Ребенок переворачивает темные карточки, называя вслух их изображения. Взрослый открывает одну из светлых карточек, называет изображение и кладет рядом с соответствующей картинкой в первом ряду. Ребенок продолжает работу самостоятельно. Контроль и визуальный и механический. Подобные ассоциации и работа с материалом доступны детям после двух с половиной - трех лет.

Наборы карточек «Парочки» и «Сложные парочки» можно поместить и в одну коробку. Тогда перед началом работы ребенку предлагается выбрать более простой или более сложный набор.

Парочки букв и цифр

Если Вы заметили, что трехлетний малыш легко сравнивает и выстраивает парами картинки, можно предложить ему работу с парами цифр или письменных букв. Не исключено, что если при выстраивании таких пар, буквы и цифры будут называться вслух, ребенок выучит их. Параллельная работа с шершавыми буквами и цифрами, а так же с большим подвижным алфавитом только поможет ему в этом. Наблюдая за ребятишками в этой работе, педагог легко сможет определить детей визуалов и кинестетиков.

Материал
На карточках размером 90х90 написаны письменным шрифтом цифры от 1 до 9 и буквы русского алфавита (гласные - красные, согласные - синие). Все они лежат в специальных отделениях большой коробки. В других отделениях находятся, вырезанные из фанеры или толстого картона отдельные цифры, а так же гласные и согласные буквы. Их размер в точности совпадает с изображением на карточках.

Презентация
Презентацию этого материала и работу с ним мы даем по книжке Марии Монтессори «Мой метод. Начальное обучение»

«Мы даем ребенку карточку с нарисованными красной краской гласными. Ученик видит на листе какие-то неправильные фигуры. Ему дают также деревянные гласные, тоже красного цвета. Их можно разложить на фигуры, нарисованные на карточке. Ребенок обводит контуры деревянной гласной. Рука движется, как при письме. Учитель называет ту гласную, которую ученик обводит. Затем говорит, к примеру: "Найди мне О, положи ее на карточку на свое место. А это какая буква?" Многие дети ошибаются, когда смотрят на букву, но называют ее правильно, когда трогают. Очень интересно наблюдать, как проявляется индивидуальность ребенка. Один визуал, другой кинестетик.

Ребенок обводит гласную на карточке, сначала указательным пальцем, потом средним и указательным, затем деревянной палочкой, которую держит, как ручку. Рука движется, как при письме.

Согласные нарисованы синим шрифтом на нескольких карточках. Подвижный деревянный алфавит синего цвета позволяет так же, как с гласными, раскладывать буквы на карточках. Есть и другой тип карточек. На них рядом с изображением прописной согласной буквы нарисована печатная буква меньшего размера и предмет, название которого начинается с этой согласной. Учитель показывает на деревянную букву, потом на карточку и произносит название нарисованного предмета, акцентируя первый звук. Теперь можно попросить ученика: "Дай мне букву п. Положи ее на карточку. Обведи ее". В процессе выполнения таких упражнений могут выявиться дефекты произношения».

Интуитивное чтение подписей под картинками

В 3 - 3,5 года сознание ребенка естественным образом созревает до состояния, когда ему можно предложить сравнивать еще более абстрактные, чем картинки, изображения. Речь идет о попытках сравнивать написанные слова. Причем, если рядом со словами оставить и картинки, то внешним впечатлением от процесса работы с таким материалом будет - «он уже читает!». Но, конечно, ни о каком настоящем чтении речь пока не идет. По картинке ребенок интуитивно догадывается, какое слово он «прочитал». Но представление о том, что каждый предмет можно изобразить неким специальным знаком и потом произнести его вслух - «прочитать», - укореняется в сознании ребенка. Фактически это последний этап интуитивного детского чтения.

Материал.
Большая коробка с наборами карточек. Здесь есть наборы подписанных картинок с изображением предметов из жизни растений, животных и человека и другие карточки, на которых стоят только слова названия этих предметов. В каждую из серий входят по три набора карт и подписей к ним. К коробке прилагается продолговатая деревянная подставка, в которую карточки можно вставлять так, что не будут видны подписи под картинками. Подставка пригодится ребенку для самостоятельных упражнений с материалом. Она будет служить механическим контролем ошибок.

Наставница вместе с ребенком приносят на коврик коробку с карточками и открывают ее.
Наставница:
- С какими картинками ты хотел бы работать?
Ребенок:
- Вот с этими, где животные.

Наставница выкладывает на ковер серию карточек с изображением домашних животных и предлагает ребенку разложить их в ряд в верхней части ковра. Малыш делает это. Наставница обращает внимание малыша, что внизу каждой картинки стоит подпись - напечатанное слово. Она берет в руки первую табличку со словом и, сравнивая его с подписями под картинками, находит такое же по очертаниям и кладет под картинкой. После второй-третьей подписи ребенок продолжает работу самостоятельно. Когда все слова разложены под картинками, наставница предлагает ребенку «прочитать» их. Малыш водит пальчиком под словами и «читает», ориентируясь, чаще всего, по картинкам. В его сознании создается реальная модель себя читающего. Он даже может объявить:
- Я уже умею читать!
Ощутив себя читателем, малыш, увидев любую надпись, например, вывеску над магазином, может очень серьезно «прочесть» ее:
- Мама! Смотри! Там написано «Ма-га-зин»! Хотя на вывеске стоит название
«Пятерочка». Или можно услышать такой забавный разговор:
- Так ты умеешь читать? Что же написано на твоей маечке?
- Коф-тыч-ка!…

Разумеется, не надо поправлять ребенка или, тем более, смеяться над ним. Наоборот, стоит молча отметить, что он сделал большой шаг в развитии своего мышления. Дело за малым - научиться писать, а потом и читать по-настоящему.

Материал подготовлен для отчета по теме самообразования, с этим материалом я выступала на курсах воспитателей. Материал содержитследующие главы: 1. Особенности методики М.Монтессори обучения письму и чтению; 2. Классификация материалов; Приложение: Серии материалов и списки слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

Обучение детей чтению методом Марии Монтессори

Кемерово 2011

Введение ……………………………………………………….....................3

Глава 1. Особенности методики М. Монтессори

Обучения письму и чтению…………………………………….4

Глава 2. Классификация материалов для обучения чтению………..8

Глава 3. Обучение чтению……………………………………………....10

Заключение…………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………….…18

Приложения

Приложение 1. Серии материалов для совершенствования

Приложение 2. Списки слов……………………………………………….20

Введение

Характерной чертой современного российского образования является бурный процесс создания и реализации вариативных программ. Это стимулирует развитие педагогики в целом, способствуя обогащению содержания, форм и методов воспитания и обучения; создает воспитателям и учителям дополнительные возможности для творчества и профессионального совершенствования; предоставляет родителям возможность выбора подходящей образовательной программы для своих детей. В последнее время в образовании появился такой термин как «Социальный заказ родителей», и одним из пунктов этого заказа является то, что ребёнок выпускаясь из детского сада должен уметь читать.

В связи с происходящими в обществе процессами демократизации и гуманизации отечественного образования происходит развитие системы М. Монтессори и распространение ее в различных регионах России.

М. Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом замечено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого – только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда. Такая среди и создаётся в нашем образовательном учреждении, в том числе и для обучения детей чтению.

Цель моей работы: «Изучение теоретических знаний и освоение практических навыков в обучении детей чтению методом М. Монтессори».

Для реализации данной цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы образовательной системы Марии Монтессори.
  2. Охарактериховать особенности методики М. Монтессори обучения детей письму и чтению.
  3. Дать классификацию материалов для обучения чтению.
  4. Рассмотреть дидактические Монтессори – материалы.

Глава I

Особенности методики Монтессори обучения письму и чтению

Важной отличительной особенностью подхода Монтессори является то, что дети сначала учатся писать, а потом читать. Опыт Монтессори доказал, что оба процесса происходят не одновременно. Даже если это противоречит предрассудкам, накопившимся в нашем опыте, письмо все же предшествует чтению. Чем же обоснована эта точка зрения, и что нужно понимать под чтением?

М. Монтессори сказала: «Ребёнок, который не слышал, как слово произносится, но узнал его, увидев на столе составленным из картонных букв и может сказать, что оно значит, - такой ребёнок, по-моему, читает» . К 5 – 6 годам, когда сенситивный период развития языка подходит к концу, мускульная система ребёнка, тесно связанная с развитием процесса мышления, становится вполне совершенной. Рука ребёнка достаточно точно и быстро выполняет указания мозга. Замедлить этот процесс объективно невозможно, и перепрыгнуть его тоже. Поэтому мы наблюдаем прежде всего спонтанное стремление детей именно к рисованию, постепенно превращающемуся в письмо. Ребёнок пытается отобразить с помощью орудия письма систему языковых знаков (от объясняемого словами рисунка к изображению букв и затем слов). В спонтанной деятельности детей заметно, что письмо опережает чтение. При этом ребёнок осваивает не письмо и чтение, как таковые, а методом письма и чтения, то есть анализирует звуки речи и письменные знаки и сливает их в слова, интерпретируя в понятия. Слово, которое ребёнок читает, состоит в таком же отношении к письменной речи, как слово, которое он пишет, - к членораздельной речи. И то и другое помогает воспринимать обращённую к нему речь. Поэтому, пока ребёнок не воспринимает понятий при помощи написанных слов, он не читает.

Научная педагогика М.Монтессори предполагает подробное осмысление с одной стороны объективной картины нейропсихологических процессов, происходящих в детях 4 – 6 летнего возраста, а с другой – общей картины языка как знаковой системы.

Монтессори не считала чтением механическое воспроизведение звуков, соответствующих написанным или напечатанным буквам, если их смысл оставался ребенку неясным. Проверка правильности составления из букв слова также не является чтением, так как слово было известно заранее. В действительности, ребенок читает только тогда, когда понимает зная. Иными словами, при чтении ребенок интерпретирует мысли других, в то время как при письме он выражает свои мысли. Последнее справедливо, а в случае записи продиктованного слова, так как его нужно сначала услышать и понять смысл, а потом уже написать. Выражение собственных мыслей проще, чем понимание чужих. С этой точки зрения, слушать лекцию труднее, чем ее читать.

Еще одно отличие письма от чтения состоит в том, что при письме задействована также моторика. Дети 3-4 лет находятся в сенситивном периоде развития и совершенствования движений, и овладеть первоначальными моторными навыками, необходимыми при письме, не составляет для них в это время особого труда. Чтение же представляет собой достаточно сложный интеллектуальный процесс. Остается сказать, что письмо, является фактом, при котором преобладают психомоторные механизмы, в то время как при чтении налицо чистая работа разума. Итак, письмо проще чтения, поскольку не требует от ребенка слишком больших интеллектуальных затрат, поэтому оно у Монтессори и предшествует чтению. И когда ребёнку, умеющему писать, показывают слово, которое он должен, прочитав, истолковать, он долго молчит и обыкновенно прочитывает составляющие слово звуки так же медленно, как он бы их писал. Смысл слова становится очевидным, лишь когда оно произнесено ясно и с фонетическим ударением. Но для того чтобы правильно поставить ударение, ребёнок должен узнать слово, т.е. усвоить понятие, этим словом выражаемое. По – этому читать мы начинаем с названий, т.е. с чтения названий предметов, имеющихся в группе или хорошо известных детям.

Монтессори тщательно проанализировала процесс письма и чтения и выделила основные умения, которые при этом использует человек. Каждое их этих умений можно развивать отдельно – как непосредственно, или прямо, при помощи специально предназначенных для этого дидактических материалов, так и опосредованно, или косвенным образом, во время занятий с материалами, имеющими иную цель. Совокупность приобретенных таким образом навыков позволит ребенку самостоятельно начать писать и читать.

Письмо даёт возможность исправлять или, лучше сказать, направлять и совершенствовать механизм членораздельной речи ребёнка, чтение же облегчает развитие понятий и ставит их в связь с развитием речи. Письмо содействует выработке физиологического языка, а чтение – выработке языка социального.

Возникает ещё один вопрос: Как именно читает слова ребёнок: вслух или про себя? По свидетельствам М.Монтессори, и по наблюдениям Монтессори – педагогов, без соответствующей просьбы взрослого, дети читают молча, так как они делают это пока очень медленно. Дети произносят вслух прочитанное слово только в том случае, если смогли понять его.

Вот что пишет об этом М. Монтессори. «между мысленным чтением и произнесением слов вслух огромная разница. Вслух говорят, громкая речь служит для соприкосновения двух или нескольких лиц, которые таким способом обмениваются мыслями, чтение же находится в соотношении с письмом. Здесь звуки не существуют ни для слушания, ни для произношения…Звуки книги сами по себе немы. Чтение же вслух есть нечто более сложное. При чтении вслух человек говорит не для того, чтобы выразить собственные мысли, а для того, чтобы вскрыть мысли другого в письменной речи. Читающему приходится воспринимать глазом слово за словом и переводить его в звуки. И в то же время придавать выразительность словам. Поэтому необходимо, чтобы ум и глаз проделывали быструю работу схватывания целой фразы в то время, как человек произносит слова медленно и монотонно» .

Что касается вопроса, какой срок нужен для того, чтобы научиться читать и писать, то опыт М. Монтессори и Монтессори – педагогов показал, что от момента, когда ребёнок начал писать, переход от этой низшей стадии – графического языка к высшей – чтению отнимает в среднем две недели. Однако уверенность в чтении достигается гораздо позднее, чем совершенство в письме. В большинстве случаев дети пишут отлично, но читают посредственно.

Глава II

Классификация материалов для обучения чтению

«Чтение – это интерпретация мысли с помощью графических знаков. …Фактически, письмо готовит ребенка к механической интерпретации соединения изображенных буквами звуков, образующих слово, которое ребенок видит написанным. Ребенок, следовательно, может читать звуки слова» .

М. Монтессори сказала: «Ребёнок, который не слышал, как слово приозносится»Таким образом, умеющий писать ребенок имеет хорошую основу для обучения чтению.

Приведу классификацию материалов для чтения. Эти материалы делятся на четыре группы. На материалах первой группы ребенок учится читать. Они, в свою очередь, делятся на три подгруппы: материалы для чтения отдельных слов, последовательности слов и чтения предложений.

Подгруппа материалов для чтения отдельных слов состоит из трех разделов: «Слово», «Предложение» и «Тест». Для улучшения ориентации воспитателя и ребенка материалы первой серии изготавливают из розовой бумаги, второй серии из зелёной, третья серия – из голубой, четвёртая – из белой (Приложение 1).

Каждый раздел состоит из подгрупп:

Раздел «Слово» - интуитивное чтение (контроль: фигурки и педагог); чтение из окружающей среды (контроль: предметы и педагог); Чтение с классификацией (контроль: контрольные карты).

Раздел «Предложение» - чтение заданий (контроль: выполнение заданий); Чтение «книг» (2 – 3 предложения).

Раздел «Тест» - списки слов.

Каждая серия содержит материалы из всех подгрупп, а также, возможно, некоторые дополнительные материалы.

Цвет канта материалов серии «Определения» зависит от того, к какой из трех групп можно условно отнести определенный термин; к группе «Растения», «Животные», «Человек». В первом случае это – зеленый, во втором – красный, в третьем – желтый, аналогично картам для расширения словарного запаса и классификации понятий в окружающем мире.

Материалы второй группы служат для того, чтобы ребенок на практике ощутил и воспринял функции всех частей речи, узнал, на какие вопросы они отвечают, и какие условные обозначения им соответствуют. Названия частей речи на этом этапе еще и вводятся. Третья группа материалов предназначена для исследования слов, четвертая – для анализа предложений.

Глава III

Обучение чтению

Применение Монтессори – материалов для обучения чтению в России невозможно без их адаптации. Это связано с особенностями русского языка.

Рассмотрим дидактические Монтессори – материалы розовой серии. Мы их предлагаем ребенку в следующей последовательности. Открывает серию материал «Первое чтение». Он представляет собой набор из пяти-семи уменьшенных предметов, названия, которых не содержит трудностей чтения, и небольшие листочки розовой бумаги. Вот пример такого набора: шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Воспитатель пишет на бумаге названия предметов, ребенок читает их и кладет рядом с соответствующими предметами. Поскольку он нередко указывает слово по первым двум-трем буквам, такое чтение называют иногда интуитивным.

Чтобы ребенок увидел, как из букв постепенно получаются слова, их сначала записывают в его присутствии. В дальнейшем мы готовим карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен почувствовать радость от того, что он впервые читает, поэтому целесообразно включать в набор более семи предметов, чтобы не вызвать у него чрезмерного напряжения. Лучше составить несколько разных наборов и представить каждый из них по отдельности. Также дети могут заниматься с двумя-тремя наборами одновременно.

Если при «Первом чтении» количество предметов было ограничено, то «Чтение с предметами из окружающей среды» дает ребенку более широкие возможности выбора. Я пишу на листочках бумаги названия предметов, имеющихся в комнате, - стол, стул, пол, полка, ваза, карандаш; ребенок читает и кладет слово рядом с соответствующим предметом. При этом ребенок должен не только найти его среди разнообразной мебели, посуды, дидактических материалов и т.д., но и решить, какой из множества стульев и полок предпочесть. Для упражнений снова готовлю карточки с названиями различных предметов. Если привязать к карточкам ленты – их можно будет подвешивать, а это детям нравится.

«Классификация при чтении» завершает подгруппу материалов для чтения отдельных слов. Материал представляет собой двойной набор карт: рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, содержащие точно такие же рисунки вместе с подписями. Принцип подбора рисунков здесь тот же, что и в материале расширения словарного запаса и классификации понятий окружающего мира: изображения предметов или живых существ, объединенных одними обобщающими понятиями, и рисунок, на котором они собраны все вместе, иллюстрирующий это понятие. В качестве примера следующий набор карт: птицы, грач, павлин, синица, филин, страус, утка, аист.

Презентация материала состоит в следующем. На столе раскладывают карты – рисунки, карточки со словами лежат друг под другом отдельно. Ребенок читает слова и кладет их под соответствующими рисунками. Затем берут контрольные карты и проверяют правильность выполнения работы. Мне достаточно ознакомить ребенка только с одним набором карт, с другими наборами он сможет заниматься самостоятельно.

Для дополнительных упражнений можно изготовить книжечки с картинками и подписями к ним, состоящими из одного слова. Принцип классификации здесь также сохраняется. Такие книжечки нравятся детям. Дома они с гордостью рассказывают родителям: «Сегодня я читала книжку!».

Потренировавшись в чтении отдельных слов ребенок переходит к чтению последовательностей слов. С этой целью я презентую материал «Задания», я пишу на бумаге задания типа: дай карандаш, нарисуй дом, вытри стол, найди лист бумаги. Знаков препинания и заглавных букв он при этом не употребляет. Ребенок читает и выполняет задания. Подобные задания пишут также на картах, подготовленных заранее. С такими картами дети впоследствии могут работать самостоятельно.

Завершает розовую серию материал «Тетрадь для чтения». На этом материале ребенок учится читать предложения. В тетради имеются сюжетные картинки и подписи к ним, которые состоят их одного предложения и умещаются на одной строчке. Желательно, чтобы все подписи в совокупности составили связный рассказ, например такой. «Игрушки. У Иры кубики. Ира строит домик. У Алины клоун. Клоун носит жабо. У Лары кукла. Кукла спит. Ира, Алик и Лара рады игрушкам». В группе должно быть несколько разных тетрадей для чтения, чтобы интерес детей к этому занятию не пропал.

Если ребенок проработал материалы розовой серии, можно переходить к «чтению с трудностями», то есть к зелёной или голубой сериям. Таких серий несколько, и начинать можно практически с любой.

Вводный материал голубой серии аналогичен «первому чтению» розовой серии. Он представляет собой набор из четырех-пяти уменьшенных предметов, названия которых не содержат трудностей чтения, - например, ракушка, конус, лист, квадрат, тигр – и один предмет, содержащий трудность в названии, например, мел. В материал входят также два ящика с напечатанными на маленьких карточках буквами с одной стороны, прописная строчная, с другой – заглавная. В одном ящике буквы синие, во втором красные.

Презентация материала состоит из двух частей. Сначала мы пишем на листочках бумаги слова без трудностей, а ребенок, как и при «первом чтении», раскладывает их рядом с соответствующими предметами. Последним записывают слово с трудностью, причем трудность выделяют красным цветом: «мел». Мы произносим это слово правильно. Во второй части презентации мы с помощью двух ящиков разъясняем, как читают подобное сочетание букв. Слово с трудностью выкидывают из синих и красных букв, причем красные буквы используют для визуального выделения трудности чтения. Затем вместе с ребенком мы выкладываем еще несколько слов с той, же трудностью, например: лес, мех, персик, поле.

После занятий с уменьшенными предметами переходим, как и в случае с розовой серией к реальным предметам. Я записываю названия предметов, окружающих ребенка, выделяя красным цветом буквы, представляющие собой трудность чтения: мел, крем, веник. Ребенок читает их и кладет карточки рядом с соответствующими предметами.

Далее следует два материала, которым нет аналога в розовой серии: тетрадочки и карты с трудностями чтения. Тетрадочка содержит слова, трудность в которых выделена красным – по одному слову на странице. Для удобства работы с материалом на титульном листе тетрадочки имеется крупная красная буква. На карте также написаны слова с трудностями, но красным выделено трудное место только в первом слове, которое тоже проиллюстрировано картинкой. Презентация обоих материалов более чем проста: ребенок читает, а мы сличаем. Так осуществляется переход к чтению с трудностями, визуально не выделенными. Во всех остальных материалах текст пишут карандашом или ручкой одного цвета.

«Классификация при чтении» может содержать слова, как с трудностью, так и без нее. Одна и та же трудность может также встречаться в слове несколько раз, что усложняет ребенку работу по сравнению с предыдущими материалами. Вот пример набора карт для этой серии: фауна, зебра, бегемот, кенгуру, белка, беркут, канарейка, медуза. В е-, ё-, ю-, и я-сериях целесообразно сделать также наборы карт для чтения слов, содержащих эти буквы после гласной или в начале слова. В таких комбинациях они читаются, так как называются. Например: животные, енот, гиена, волк, лиса, кабан, ехидна.

Если ребенок научился читать предложения можно перейти к текстам. Для этого существуют серии материалов «Определения». Наряду с совершенствованием чтения эти материалы передают ребенку новую информацию естественно-научного содержания и способствуют созданию внутреннего порядка в его создании. Материалы в доступной для ребенка форме рассказывают о структуре предметов, о строении растений и животных. Каждому новому термину дается объяснение в виде небольшого текста, состоящего из двух-четырех предложений. Лучше, если тексты составлены на основе книг или атласов по ботанике, зоологии, анатомии, географии. Тексты сопровождаются иллюстрациями. Так, например, если речь идет о строении цветка, то на рисунках все время изображен цветок, но закрашена только та его часть, о которой идет речь в соответствующем тексте: цветок, пестик, тычинки, чашечка, лепестки. Таким образом, материал «определения», тесно соприкасается с разделом «Космическое воспитание».

Перед началом работы с серией «Определения» обращаются к реальному предмету, о структуре которого пойдет речь: цветку, дереву, животному и т.д. Предмет разделен, если это возможно, на части и рассматривают его по отдельности. Если же предмет нельзя расчленить или просто жаль разрушить, то его рассматривают целиком, обращая внимание ребенка на отдельные части. Так, сухие лепестки и тычинки тюльпана сами легко отпадают от стебля, а вот ломать дерево совеем не нужно. Животных, например жирафа, можно увидеть в зоопарке.

Серия «Определения» состоит из тетради с иллюстрациями, описанной выше, и конвертов А и Б. Тетрадь предназначена для расширения словарного запаса. Часть слов ребенку уже знакома, новые понятия вводятся на трехступенчатом уроке.

Конверт А содержит материал, совершенно аналогичный «Классификации при чтении»: карты с такими же рисунками, как и в тетради, карточки со словами – названиями предмета и его частей, контрольные карты к ним. Во время презентации ребенку предлагается прочесть слова и сопоставить их рисункам. Коррекция ошибок проводится с помощью контрольных карт.

В конверте Б находятся книжечка с определениями и материалы для упражнений 1,2 и 3. В книжечке с определениями мы видим все те же рисунки, что и в открывающей серию тетради, и текста к ним. Вводимый термин – название части предмета о которой идет речь – выделен красным цветом. Ребенок читает текст и рассматривает картинки.

Материал для упражнения 1 представляет собой карты с такими же текстами, как и в книжечке с определениями, но без иллюстраций. Термины по – прежнему выделены красным. Мы даем ребенку текст, предлагаем прочесть его и найти подходящий рисунок в книжечке с определениями. Как только рисунок найден, тексты на карте и в книжечке сравниваются. Так осуществляется контроль ошибок.

Материал для упражнения 2 отличается от материала для упражнения 1 только тем, что в текстах оставлено свободное место для пропущенных терминов, а сами они написаны на отдельных карточках. Ребенок читает текст и ищет пропущенное понятие. Проверить ошибки можно при помощи одного из двух предшествующих материалов.

Материал для упражнения 3 представляет собой карты из упражнения 1, разделенные на полосы, из которых ребенок должен снова составить связный текст. Основная моя задача здесь – показать ребенку систематическую работу с материалом.

Пример текста серии «Определения», «Жираф. Жираф – самое высокое животное в мире. Его рост почти 5 м. Туловище жирафа сильное. Передняя часть туловища шире задней. Вытянутая голова плывет высоко над поверхностью земли. Часто шея покачивается из стороны в сторону. Она украшена короткой гривой. Тонкие ноги жирафу нужно широко расставить, чтобы попить воды. Хвост с черной кисточкой – важное средство общения».

Заключение

В процессе моей работы над темой «Обучение детей чтению методом М. Монтессори» я изучила особенности этой методики и опробовала игры, разработанные московскими педагогами.

Каждый материал содержит в себе возможность контроля над ошибками, что позволяет ребенку самостоятельно работать с ним, без помощи педагога. Материал эстетичен. Он как бы «просит» ребенка «возьми меня». Он стоит на полке в единственном экземпляре и позволяет ребенку сделать свой внутренний выбор. Материал устроен таким образом, что малыш взяв его, готов продолжить работу, проявляя активность и инициативу и повторяя эту работу неоднократно.

Метод М. Монтессори используется мной в работе 2 год. Мои результаты следующие. В возрастной группе 4-5 лет 5 детей, слова и словосочетания из розовой и зелённой серии читают 3 ребенка, предложения 1. В возрастной группе 5-6 лет 3 детей, читают предложения 2 ребенка, читает краткие рассказы 1 человек. В возрастной подгруппе 6-7 лет 8 детей из них свободно читают рассказы 7 человек, различают слова, называющие предмет, действие предмета, признак предмета все. И все это сверх базовой программы. Метод М. Монтессори помогает многим детям развиваться быстрее, сообразно их естественным потребностям.

Сегодня есть множество эффективных способов обучения детей чтению, и как технические приемы, предложенные упражнения – только один из таких способов. Но в отличие от других методик, в методике М. Монтессори, чтение и письмо становятся естественным результатом развития ребенка.

Список литературы

  1. Монтессори, М. Дом ребёнка: метод научной педагогики [Текст]/ М. Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 269 с.
  2. Монтессори, Мария. Мой метод. Начальное обучение [Текст] / М.Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 190 с.
  3. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика [Текст] / М.Г. Сорокова. – М.: Академия, 2005. – 273 с.
  4. Хилтунен, Е. Практическая Монтессори – педагогика [Текст]/ Е. Хилтунен. – М.: ЮНИОН-паблик. Альта-принт, 2005. – 87 с.

Статьи из сборников, журналов и газет

5. Хилтунен, Е. Коллекция материалов для чтения Юлии Фаусек. Современная трактовка [Текст]/ Е. Хилтунен // Монтессори клуб. – 2009. - № 5. – С.63 – 67. Зелёная


Эссе по книге Марии Монтессори "Дети – другие"

Прошло достаточно много времени с тех пор, когда Мария Монтессори вела активную деятельность, пропагандируя передовые идеи о том, как следует обращаться с детьми. Казалось бы, учитывая ту скорость развития науки, техники, а также общества, которая присуща современному миру в последние 100 лет, методы воспитания детей должны были бы соответственно развиваться. В какой-то мере они действительно развились, однако ещё далеко не все идеи Монтессори воплощены в жизнь, тем более не воплощены повсеместно, и слишком много ещё остаётся в мире взрослых, которые не осознают того, какую пользу они могли бы принести своему ребёнку.

С развитием цивилизации, права ребёнка были признаны и охраняются законодательствами многих стран, в той или иной степени. В больницах, государственных учреждениях, частных домах тело маленького ребёнка окружено заботой, вниманием и бережным отношением. Это одна из вещей, к которым призывала Монтессори и которые реализованы на данный момент, что не может не радовать, поскольку свидетельствует, что мир в своём отношении к детям не стоит на месте, и пусть не так быстро, как хотелось бы, но развивается в направлении, указанном Монтессори. Однако во многих аспектах взрослым ещё только предстоит, прежде всего, осознать, а затем и освоить, как обращаться с ребёнком.

Горбанёва Ирина

Ребенок в семье – чистый лист

Решив изучать педагогическую систему Марии Монтессори я даже не представляла, сколько удивительных открытий ждет меня впереди.

Как человек, не имевший пока никакого отношения к профессии педагога, и рассуждающий скорей как мать школьника и бывшая школьница, могу сказать, что традиционная система образования, существующая в странах – бывших республиках СССР (имела несчастье столкнуться с этим в России, Беларуси и Казахстане) калечит личность и психику ребенка и обрекает на постоянную борьбу с комплексами, страхами, неконтролируемой агрессией, с отвращением к любой форме обучения и с многими другими негативными последствиями.

Комарницкая Яна

О детях и взрослых

Дети, с которыми довелось встречаться мне представляют собой такой "комодик", доставшийся от бабушки, в который родители сложили все свои и некоторые чужие заморочки, при этом от комодика ждут, что вырасти он должен почему-то минимум в авиалайнер.

"Взрослому никогда не следует формировать ребенка по своему собственному подобию" - пишет М.М. А ведь у взрослых нет других вариантов - они (или мы) не представляют себе, как же еще можно обращаться с ребенком. У каждого человека есть свой "ноль адекватности" - даже если мы видим свои недостатки, что уже неплохо, то всё равно считаем себя самыми правильными. При этом умудряемся не уметь любить себя. Весь этот прекрасный багаж и передается из поколения в поколение. Мало кто может понять, что такое свобода и как с ней справиться, если вдруг она случилась.

"... то, что препятствует развитию ребенка в наиболее восприимчивые периоды его жизни, может повлиять на созидание его индивидуальности. Нам необходимо понимать, что это есть проблема из проблем не только в воспитании, но и в истории человечества".

Невзоров Павел

Понять ребенка - не самое простое дело

Понять ребенка – не самое простое дело. Это бывает особенно сложно, если «понимающий» считает себя «взрослым». Это разделение планеты на «людей» и тех «кто только собирается» сбивает ориентиры и пагубно в целом. Но «взрослый» мир выработал этот механизм защиты от «детей» достаточно давно, и бороться с ним сложно. Но можно сделать обратный ход. Стать (или представить себя) «ребенком» и постараться понять взрослых. Возможно, в мире «взрослых» найдется что-то похожее (ощущения, открытия), что можно использовать для взаимопонимания.

Василенко А.П.

Монтессори-педагогика не только по отношению к детям

Статьи Марии Монтессори по вопросам отношения к детям, раскрытия заложенных в них способностях, уважения и веры в маленьких людей вызывают у меня чувства радости и спокойствия. Читая эти работы, я понимала, что страх перед будущим покидает меня и на смену ему приходит светлая надежда, уверенность в том, что для моих детей мир будет совсем другим.

Но для своего эссе я выбрала «Речь по случаю торжественного открытия одного из домов ребенка» Здесь не так много места отведено именно вопросу воспитания детей, в основном речь идет о взрослых людях, о тех людях, которые оказались вытесненными за пределы нормального существования.

Щерба Мария

Размышление о статье Марии Монтессори «Взрослый как обвиняемый»

Прочитав книгу Марии Монтессори «Дети- другие», я нашла очень много позиций, на тему которых хотелось бы размышлять. Даже скорее хотелось бы, чтобы родители детей всего мира порассуждали вместе с нами. Тема, о которой мы поговорим, была описана не в одной книге Доктора М.Монтессори, а практически во всех её книгах и некоторых статьях. В книге «Дети - другие» посвящена наболевшему вопросу целая глава. Пусть небольшая, но очень содержательная, информативная и будоражащая мою кровь и душу глава «Взрослый как обвиняемый».

В этой главе Монтессори поднимает вопрос отношения взрослых непосредственно к детям, хрупким, чистым, невинным и искренним созданиям и буквально, выносит им, взрослым, обвинения. Обвинения не беспочвенные, обвинения «против неосознанных заблуждений».

Мы выбираем Монтессори-педагогику потому, что она предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе. Монтессори нашла путь и оставила его нам в наследство.

«Поздравляю, у вас все хорошо, скоро вы станете мамой!» – сообщает врач, и будущая мама полностью погружается в заботы о своем чаде. Сначала в мечтах, а затем и наяву.

Новорожденный малыш еще лежит в колыбели, а молодых родителей уже беспокоит не только здоровье, питание, режим крохи, но и его развитие. Не отстает ли он от сверстников, что делать, чтобы ребенок развивался по возрасту или, еще лучше, опережал в развитии других детей? Как лучше поступить: обучать малыша, заниматься с ним самостоятельно или отдать в группу развития, садик, а может, лучше оставить дома с няней или отложить учебу до более позднего времени, не лишать его детства?

Сегодня в любом журнале, газете, детском заведении можно встретить объявления: «Обучаем чтению с двух лет», «Развиваем с 6 месяцев», «Раскрываем творческий потенциал» и т. п. Открываются новые группы развития, подготовки к школе, детские сады, предлагающие оригинальные авторские методики, обещающие, что заниматься с детьми будут только высокопрофессиональные специалисты.

Чуткому, внимательному и небезразличному к развитию своего ребенка родителю сегодня приходится нелегко. Голова кругом идет от обилия предлагаемых образовательных методов и методик, от названий различных школ, программ, развивающих игр и дидактических материалов.

Предложений много, терминология во многом незнакомая, а ребенок растет, и время летит. Все сейчас только и говорят, что о раннем развитии, что «после трех уже поздно!!!»…

Действительно, вроде бы надо поспешить, определить своего драгоценного малыша в хорошую школу или развивающий центр. Но куда именно? Как выбрать?

Что такое «раннее развитие»

Термин «раннее развитие» прочно вошел в нашу жизнь. Вряд ли найдется человек, который хотя бы вскользь не слышал о нем. Возможно, и вы уже столкнулись с именами М. Монтессори, Г. Домана, Никитиных, Н. Зайцева и т. д. Раннее развитие превозносят до небес и ругают, рекламируют и «делают на нем деньги», спорят и экспериментируют.

Как разобраться во всем этом море информации, по какой методике (или методикам) заниматься со своим ребенком, что делать, если нет ожидаемых результатов, а надо ли вообще заниматься? Вопросов, которые чаще всего возникают у родителей, очень много.


Прежде всего давайте определимся с понятием «раннее развитие», почему о нем сейчас так много говорят, пишут и даже создают целые институты. Вряд ли это можно назвать данью моде.

Когда говорят о «раннем развитии», имеют в виду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3–4 лет. После того, как ученые выяснили, что развитие клеток головного мозга к трем годам завершается на 70 %, а к шести-семи годам – на 90 %, стало ясно, сколько возможностей мы упускаем, не используя врожденный потенциал малыша.

Многие педагоги-новаторы считают, что детей начинают учить слишком поздно – как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти (около 7 лет).

Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в столь нежном возрасте?

Дело в том, что после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух обоняние, вкус, осязание – ребенку ведь необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как ему это удается? Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.


Итак, раннее развитие – это:

Неограниченная физическая активность ребенка, которой способствуют специальные упражнения и оборудованные места в доме, что позволяет малышу лучше и раньше овладеть своим телом, быть ловчее, сильнее, чувствовать себя увереннее, физическое развитие напрямую связано и с интеллектуальным;

Специально созданная жизненная среда, наполненная интересными и необычными объектами, которые малыш может изучать и разглядывать;

Разнообразные игрушки, часто из простейших подручных материалов, дающие много самых разных ощущений тактильных, зрительных, звуковых;

Постоянные прогулки и экскурсии, беседы, обсуждения, чтение книг, рисование, музыка и многое другое;

Активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни; это творческий процесс, требующий постоянного «присутствия» в детской жизни;

Возможность получать радость от познания и совместного творчества, желание и стремление сделать жизнь малыша интересной, полной и красочной.

Для чего же необходимо раннее развитие?

Наверно, вам тоже приходилось слышать высказывания некоторых гордых мам: «Я со своим ничем не занималась, и ничего – растет не хуже других!» А если бы занималась? Сколько нераскрытых возможностей осталось в ее малыше! Конечно, такие способности, как мышление, творчество, чувства развиваются и после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Педагоги-классики отличаются от педагогов-новаторов в сроках начала обучения, и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно сложно выносить ту нагрузку, которую предлагают в школе. Он с трудом учится читать, считать, осваивать письмо. В дальнейшем это ведет к трудностям и в других школьных предметах.

К тому же современный мир выдвигает довольно жесткие требования к нынешнему поколению. От вас зависит, насколько гармонично войдет в этот мир ваш человечек, легко ли ему будет адаптироваться к тем или иным условиям.

Представьте себя на месте крошечного, еще не родившегося ребенка. Ему тепло и уютно в мамином животе. Он видит свет, слышит звуки, чувствует. Уже в это время он не пассивен: ученые доказали, что он непрерывно воспринимает и запоминает информацию. После рождения включаются все его системы: начинают развиваться зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. И, самое главное, включаются мощные механизмы адаптации, ребенок приспосабливается к условиям его настоящей и будущей жизни. Основа всего этого – сравнение и информация. Как отличить желтый свет от красного, если глаз постоянно находится в темноте? Как научиться различать голоса родителей, если вокруг постоянно тишина? Что такое ветер и как на него реагировать терморегулирующим центрам, если вокруг постоянная температура и влажность? Многие из этих процессов проходят на подсознательном уровне, но это не уменьшает значение информации. В ранний период развития мозга (от рождения до трех лет), малыш подобен информационной губке: ему необходимо знать все об этом мире.

Как уже говорилось, информация для ребенка – это не желание и возможность, а необходимость. Рамки Монтессори, кубики Зайцева, карточки Домана, разнообразные игры, игрушки и пособия – все это информация об окружающем мире. Даже особый комплекс упражнений – динамическая гимнастика – это информация о гравитации, пространстве и способностях тела.


Итак, делаем выводы.

Вывод 1. Занимаясь с ребенком ранним развитием, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребности в знаниях об окружающем мире.

Каждый ребенок – это самостоятельная личность, он сам вправе решать, кем ему быть и чем заниматься. Решать за него – преступление против личности. Именно здесь корни проблем с психикой и адаптацией ребенка в обществе. Родители могут только помочь ему, предлагая игрушки, игры, пособия, информацию.

Каждый родитель скажет, что видеть ребенка как творческую личность, видеть его успехи в выбранной им самим сфере – предел мечтаний, цель всего воспитательного процесса. База для этого – умение добывать информацию, способность принимать решения и творческий потенциал. Именно на это может и должно быть направлено средство достижения поставленной цели – раннее развитие.

Вывод 2. Раннее развитие – это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.

Мифы, которые могут помешать

Отношение общества

Родителей, тратящих много времени и сил на обучение ребенка, обвиняют в стремлении заставить своего малыша работать на славу. При этом обвинителями совершенно не учитывается, стремится ли сам малыш к овладению теми знаниями и умениями, которыми с ним делятся его родители.

Обычно упускается из виду то, что если малыш устал или информация или навык слишком сложны для детского понимания, то ребенок просто не будет этим заниматься. А если взрослый сумеет заставить кроху заниматься вопреки его нежеланию, то и результаты будут невысоки, и сразу будет заметно отвращение малыша к занятиям.


«Пойдет в школу (садик) – там научат»

Конечно же, там научат. Во всяком случае, в школу для этого и ходят. Но, как говорилось выше, чем позже начинать, тем труднее будет овладевать знаниями. Представьте себе совершенно неподготовленного ребенка, начавшего в семь лет полный нагрузок процесс учебы, в котором все расписано по плану. Этот процесс требует от маленького человека умение концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое. А во многих современных школах к общим навыкам прибавляется и умение читать и считать, логически мыслить и рассуждать и т. п.

В то же время надеяться только на детские дошкольные учреждения было бы непростительной ошибкой. Каким бы хорошим ни был садик – это всего лишь садик, и на одну-двух воспитательниц приходится 15–20 детей. Малыша многому научат, но «закреплять пройденный материал» все-таки предстоит в домашнем кругу. К тому же в садике не всегда будут учитываться интересы вашего чада, его желание или нежелание что-либо делать, его настроение. А ведь все эти моменты очень важны для эффективных занятий.


«Ничем не занимались – растет не хуже других»

Как правило, так рассуждают либо ленивые, либо ограниченные родители, а само понятие «не хуже других» очень относительно. Конечно, есть дети, с которыми никогда и ничем не занимались дома, не водили в музеи и театры, отмахивались от вопросов и развлекали только телевизором. И при всем таком «неразвитии» у этих детей не пропал активный интерес к познанию, получению информации, желание творить. К сожалению, таких, в полном смысле слова, «самородков» очень мало. И жаль вдвойне, столько нераскрытых возможностей осталось в них!


«Я не специалист – у меня не получится»

Да, специалистов, знающих методики раннего развития, успешно применяющих их на практике со многими детьми, немного. Но от вас и не требуется заниматься с целой группой чужих детей. Вы – родители, у вас есть свой ребенок, и значит, вы просто обязаны хотя бы немного разбираться в психологии и педагогике, быть знакомыми с понятием развития, владеть «ключиками» к вашему малышу.

Читайте, размышляйте, пробуйте – информации сейчас более чем достаточно. Просматривайте специальные журналы, если есть выход в Интернет – пообщайтесь на конференциях и почитайте тематические странички. Вы больше других знаете своего ребенка, вам проще его понять и почувствовать, и для своего чада – вы самый лучший специалист. Овладевайте информацией, прислушивайтесь к своей интуиции – и у вас все получится!


«У меня на это нет времени»

Да, в современной жизни и мамы, и папы чаще всего работают, а дома еще занимаются хозяйством, ссорятся и мирятся, переживают, устают… Список можно продолжать. Конечно, общение с ребенком, особенно развивающее малыша общение, – это работа высокого уровня, требующая и времени, и сил. И все-таки стоит отметить: если у вас есть ребенок, у вас должно быть на него время. Пусть 10–15 минут каждый день, по вечерам, но это время – только для ребенка. И совсем необязательно для развития малыша устраивать специальные занятия. Задачки для ума можно найти в любой момент – когда готовите ужин, моете ребенка, переодеваете его и т. п. То, что для вас обыденная, неинтересная работа, для малыша – прекрасная возможность познать мир. Главное – ваше желание чем-либо заниматься с крохой, немного фантазии и знаний.

Моете посуду – дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек. Это поможет ему узнавать законы физики жидких тел. Посчитайте овощи, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, что больше, тяжелее, длиннее, позвольте малышу вытереть губкой лужицу на столе. Эти нехитрые упражнения принесут вашему крохе много пользы.

Некоторые занятия действительно требуют специально выделенного времени, вашего присутствия. Но ведь их не обязательно проводить каждый день, да еще по несколько часов подряд. Иногда бывает достаточно нескольких минут.

Многие родители, у которых вопрос времени стоит по-настоящему остро и не является прикрытием обычного нежелания чем-либо заниматься с ребенком, часто нервничают, что они не уделяют своим малышам достаточно внимания. Если вы из числа таких родителей, возможно, вас утешат интересные данные последних исследований. Американские исследователи из Университета Техаса и их британские коллеги из Бристольского университета утверждают, что ребенку важно не количество времени, проведенного с ним, а качество общения. После ряда исследований оказалось, что работающие женщины тратили в день меньше времени на ребенка, но наверстывали упущенное в выходные дни, по вечерам. Они проводили время с ребенком более интенсивно и полезно.


«У ребенка должно быть детство»

Самый распространенный аргумент противников раннего развития детей. К сожалению, используют его именно те советчики, которые не понимают (или не знают), что подразумевается под словами «раннее развитие». Видимо, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные, не всегда соответствующие возрасту ребенка игры, много игрушек (для девочек – куклы, для мальчиков – машинки, а что еще?), никаких умственных нагрузок и два основных принципа: «рано тебе еще это знать» и «пусть лучше побольше гуляет!» Как вы думаете, какое отрочество и юность повлечет за собой такое детство?

Но почти в каждом утверждении есть и доля истины. И в этом случае относится она к той категории родителей, для которых понятие «раннее развитие» приравнивается к понятию «растим гения!» Именно эти родители готовы буквально после выписки из роддома носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записать ребенка во все группы и школы подряд и требовать, требовать, требовать… Психологи называют такой подход к воспитанию реализацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. И результат в таком случае, как правило, оставляет желать лучшего. Отсюда появляется и нежелание ребенка учиться, и неврозы, и полное безразличие. Действительно, «пусть уж лучше побольше гуляет или играет…».

Чтобы не стать заложником родительского честолюбия и тщеславия, всегда следует помнить, что раннее развитие – это развитие малыша не по отношению к соседской девочке Маше или двоюродному брату, когда он был в том же нежном возрасте, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим с ним занятиям он развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Для успеха раннего обучения малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересам.

Не важно, когда именно ребенок научился читать, важно, чтобы он научился добывать знания. Такой взгляд позволяет выйти из тесных рамок разнообразных методик и разработать свою, подходящую именно для вашего ребенка методику предоставления информации, а также вовремя ее корректировать.

Помните: ничто из предложенного вами ребенку не пропадет даром. Ищите, пробуйте и дерзайте вместе!

Как заниматься с ребенком

Заниматься с ребенком не только нетрудно, но и интересно, особенно, если вы будете придерживаться основных правил.

Не ставьте перед собой цели воспитать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим – испортить характер ребенка.

Никогда не заставляйте малыша заниматься, если ему нездоровится или у него плохое настроение.

Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде – дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.

Не нагружайте малыша знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Лучше займитесь изучением и освоением того, что нужно сейчас.

Не углубляйтесь в изучение какого-то одного предмета, например чтения, математики или физического развития, в ущерб остальным. Важнее всего разносторонне гармоничное развитие.

Все игры и занятия вводите по принципу от очень простого к простому, а затем к сложному. Если малыш с чем-то не справляется, упрощайте задания.

Никогда не устанавливайте никаких норм по времени и количеству занятий в день. Предоставьте своему ребенку реальную свободу выбора деятельности и времени занятий, даже если этот выбор кажется вам не самым удачным.

Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах.

Радуйтесь каждому успеху малыша и обязательно хвалите его!

Создайте ребенку развивающую среду. Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, географические карты и календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству.

Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода.

Ставьте кассеты или диски с классической музыкой, музыкальными сказками, стихами, держите всегда под рукой краски, клей и пластилин.

С самого раннего детства предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности в быту, обучите навыкам самообслуживания.

Не забывайте, что высокий интеллект – это еще не самое главное в жизни вашего крохи. Встречаются дети, у которых совсем нет обычных, «ничего не развивающих» игрушек, детей, которые читают только словари и энциклопедии и не играют с уличными детьми в простые, «бесполезные» игры, семилетки, решающие сложные алгебраические задачи и рисующие при этом на уровне трехлетних. У всех этих детей родители, загрузив их очень полезной и интересной информацией, отняли эмоциональность и непосредственность, способность к самостоятельному творчеству.

Раннее развитие – это не «натаскивание» перед школой, оно не предполагает, что вы будете механически подавать малышу информацию или заниматься с детьми младшего дошкольного возраста по школьной программе.

Подведем итоги

Если вы решили, что раннее развитие – это для вас, что у вас есть желание и хватит терпения заниматься со своим крохой, если вы готовы к тому, что плоды вашего труда взойдут еще нескоро и даже крохотные результаты будут видны далеко не сразу, если вы готовы к недоуменным взглядам, а иногда и явному осуждению окружающих, – тогда прежде всего вам стоит посвятить некоторое время подробному и внимательному изучению основных методик раннего развития.

Безусловно, авторы и последователи каждой из них будут утверждать, что именно их способ обучения чтению, музыке, иностранному языку уникален и стопроцентно эффективен в отличие от всех остальных. Не стоит полагаться на чужое мнение. Взвешивайте «за» и «против» предлагаемых методик в отношении к вашему малышу, по возможности советуйтесь с более опытными родителями. Ни одна из популярных систем раннего развития не является универсальной, у каждой есть свои преимущества и недостатки, и ваша задача – разобраться, что будет хорошо и полезно именно для вашего малыша, ведь только вы знаете особенности его характера и темперамента, наклонности, вкусы и привычки. К тому же не обязательно беспрекословно следовать какой-то одной системе. В вашей квартире могу соседствовать игрушки и предметы из разных «методических интерьеров». Право выбора и творчество всегда остается за вами!

В этой книге вам предлагается познакомиться с одной из наиболее популярных сегодня методик. Это методика раннего развития детей Марии Монтессори.