Речевой такт и фраза. Понятие о тактовом и фразовом ударении. Лексические и фонетические основы русского языка

БЕЗУДАРНЫЕ СЛОВА

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, называется, как мы уже говорили, проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра / и брат; сказал, /чтобы пришли; не знаю.
Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой; энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: на спину, под руки.
Абсолютные проклитики и энклитики, примыкая к основному слову, сливаются с ним в одно фонетическое слово, где гласные и согласные звуки произносятся как в одном лексическом слове: до сада (ср. досада), на силу (ср. насилу), при вольном (ср. привольном).
Относительные проклитики и энклитики, не имея своего ударения и примыкая к ударному слову, не полностью утрачивают некоторые фонетические признаки самостоятельного слова, заключающиеся в особенностях произношения некоторых звуков. Например, безударный союз но сохраняет в произношении звук [о]: мороз, но солнце [но-сонцъ] (ср. на солнце [на- сонцъ]). У некоторых безударных местоимений произносятся гласные, не характерные для безударных слогов: те леса [т"э-л"иса] (ср. телеса [т "ьл" иэса]); дьяк он [д)ак-он] (ср. дьякон [д)акън\) и др. Отдельные клитики могут сохранять признаки самостоятельного слова, характеризуясь побочным ударением. Такие клитики называют относительными, например: во фразе Через весь залив тянулся луч прожектора выделяется в первом слове относительная проклитика через - весь, которая характеризуется слабым ударением.

Если в составе фразы или такта имеется несколько фонетических слов, то одно из них выделяется с большей силой и длительностью. Выделение одного из речевых тактов во фразе называется фразовым ударением (""), выделение одного из слов в речевом такте - тактовым ударением ("). Фразовое и тактовое ударение не связаны прямо со смыслом; слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением не являются важными в смысловом отношении. Их функция заключается в организации (объединении) фонетических слов и речевых тактов в составе фразы. Слова, выделяемые фразовым и тактовым ударением, находятся обычно в конце, они служат границами фраз и тактов.
От фразового ударения следует отличать логическое ударение, которое как раз выделяет важные в смысловом отношении слова. «Логическое ударение - указательный палец, выделяющий самое главное слово во фразе или такте» (К.С. Станиславский).
Логическое ударение сильнее фразового и может падать на любое слово во фразе и такте. Логическое ударение передает различные смысловые отношения, оценочные суждения, выражает субъективную оценку: У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения; У меня сегодня день рождения.

Ударе́ние - выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

Фразовое ударение – интенсивное выделение ударного слога последнего слова в конечной синтагме или в наиболее важной синтагме.

Тактовое ударение - это выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта. Например: Брожу ли я | вдоль улиц шумных, | вхожу ль | во многолюдный храм, | сижу ль | меж юношей безумных, | я предаюсь | моим мечтам (Пушкин.).

Логическое ударение – ударение, позволяющее любое слово во фразе сделать смысловым центром.

Эмфатическое ударение – Для характеристики эмоциональной выразительности слова Щерба ввел термин „эмфатическое ударение". Это ударение „выдвигает" и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает аффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом. Вкратце различие между логическим и эмфатическим ударением можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным. В первом случае проявляется намерение говорящего, а во втором выражается непосредственное чувство.

По-русски эмфатическое ударение состоит в большем или меньшем удлинении ударного гласного: пре-кра-аснейший работник, замеча-ательное произведение искусства".

Интонация

У каждого говорящего свой средний тон речи, но в некоторых мечтах речевого такта и фразы происходит повышение или понижение тона также движения тона вверх вниз о среднего уровня называется интонацией.

Интонация - это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений, модальности и эмоционально-экспрессивной окраски.

Основные интонационные средства тональные, мелодика речи. Они связаны с повышением положения тона речи.

Тембровые средства- это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок. Голос может быть нейтральным, мрачным, веселым и т.д.

Количественно-динамические средства интонации (интенсивность, темп, ритм) включают увеличение или уменьшение громкости, изменения темпа произнесения отдельного участка фразы.

Ритм- это чередование ударных и безударных слогов поэтической речи.

В русском языке выделяются 6 основных темпов интонационных конструкций.

Интонация делит звуковой поток на отдельные отрезки (синтагмы и фразы).

При отсутствии пауз между синтагмами интонация является основным средством объединения фонетического слова в синтагмы. Интонация различает предложения различных типов, отражает субъективное отношение говорящего к высказываемому, передает разнообразные оттенки эмоций. Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств его грамматической оформленности, целенаправленности, синтаксических отношений между частями предложения, является указание на эмоциональную окраску предложения.

Интонация является важной суперсегментной единицей. Она выражается повышение или понижение тона. Такие движения тона вверх или вниз от среднего уровня называется интонацей. С интонацией взаимодействуют мелодика, интенсивность, длительность, темп речи и произнесение, тембр речевого такта и фразы. По известной классификации интонационных единиц, разработанной Брызгуновой, в русском языке выделяются шесть основных интонационных конструкций. Каждая из них имеет центр- слог, на который падает основное ударение (тактовое, фразовое или логическое) , предцентровую и постцетровую части. Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне, в постцентровой части происходит изменение уровня тона.

Повышение и понижение тона- это главный показатель коммуникативной направленности высказывания. В этом плане различают ровный/ нисходящий/ восходящий/ нисходяще-восходящий/ восходяще-нисходящий тон. Указанные движения тона являются определяющими для реализации целей высказывания (повествование, вопрос, побуждение) и для выражения субъективной экспрессивности. (см.примеры стр. 54)

Орфоэпия(греч. orthoйpeia, от orthуs - правильный и йpos - речь). Термин “орфоэпия” имеет два основных значения: 1)“совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различают произносительные нормы (состав фонем, их реализация в разных позициях, фонемный состав отдельных фонем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация)”; 2)раздел языкознания, изучающий правила устной речи.

Орфоэпия тесно связана с фонетикой: правила произношения охватывают фонетическую систему языка, т.е. состав различаемых в данном языке фонем, их качество, изменение в различных фонетических условиях. Предмет орфоэпии – нормы произношения. Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный языковой вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития языка.

Цели и задачи орфоэпии

· Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Известно немало случаев, когда гласные и согласные в разговорной речи меняются с глухих на звонкие, и наоборот. Например, произносят муз[э]й, а следует говорить муз[е]й, или компьютер с мягким [т] вместо твердого.

· Немало случаев неверно поставленного ударения. Всё это искажает речь, делает её звучание некрасивым.

· Наиболее характерно это для людей старшего поколения, которое росло и воспитывалось в период, когда интеллигентные, образованные люди отвергались обществом, а в моде был слегка исковерканный разговорный язык.

· Правила произношения орфоэпии призваны исправить ситуацию и помочь всем современным людям (а не только литераторам и педагогам) говорить на красивом языке. И не допускать ошибок в произношении. Основная задача этой науки – обучить каждого человека не только проговаривать звуки, но и правильно ставить ударение в прилагательных, глаголах и других частях речи.

· В современном мире, когда на рынке труда жестокая конкуренция, наиболее востребованы грамотные люди, с безупречной разговорной речью. Только человек, который правильно ставит ударение в словах и чётко произносит звуки, может стать успешным бизнесменом, политиком или сделать карьеру на любом другом поприще. Поэтому орфоэпия, как раздел языкознания, сегодня приобретает всё большее значение.

Причины разнообразных отклонений от норм русского литературного произношения в речи младших школьников могут быть следующими: влияние на устную речь письма, просторечия и диалектики. Следовательно, можно выделить три типа орфоэпических ошибок:

1)ошибки, вызванные влиянием написания слов;

2)ошибки просторечного характера;

3)ошибки диалектного произношения.

22 Вопрос. Фонология. Понятие о фонеме. Функции фонем. Инвариант и аллофоны.

Звуковую сторону языка можно рассматривать не только в аспекте акустических и артикуляционных особенностей, но и с точки зрения той, роли, которую они играют как знаки звуковой сигнальной системы, выработанной носителями русского языка для обозначения определённого смысла в процессе общения. Изучением звуков с точки зрения их функций в процессе общения, т.е. в социальном аспекте, занимается функциональная фонетика, или фонология.

Фонология представляет собой раздел языкознания, изучающий функциональную значимость звукового строя языка. Для обозначения звука в функциональном аспекте употребляется термин фонема, условное обозначение – ломаные скобки <…>.

Фонологический, или функциональный, подход к звукам речи занимается одним из центральных в современной фонетике.

Фонема выполняет в языке две основные функции – сигнификативную и перцептивную.

Сигнификативная – это различительная функция фонем. Реализуя её, фонемы различают слова и морфемы. Она может быть сильной и слабой.

В сигнификатвно сильной позиции фонема отличается от других фонем и реализуется особым звуком. Сигнификативно слабая позиция – это позиция неразличения, нейтрализации фонемы. В сигнификативно слабой позиции фонема утрачивает способность различать слова.

Одна и та же позиция для одних фонем является сильной, а для других слабой. Например, позиция в конце слова является сильной для согласных фонем про признаку твёрдости/мягкости, но слабой по признаку глухости/звонкости.

Перцептивная функция – это функция восприятия фонемы, так как именно фонемы, представленные теми или иными произносимыми звуками, человек воспринимает с помощью органов чувств (слуха). Эти функции вытекают из способности фонемы различать и отождествлять значимые единицы языка – морфемы и слова. В связи с этим различаются позиции перцептивно сильные и слабые.

В перцептивно сильной позиции фонема выступает в своём основном звуковом облике: звук не испытывает редукции и воздействия соседних звуков, он как бы находится вне позиции.

В перцептивно слабой позиции фонема представлена звуками, которые подвергаются воздействию соседних звуков.

Фонема может быть сильной сигнификативно, но слабой перцептивно.

Перцептивно и сигнификативно сильная позиция фонем называется абсолютно сильной. В этой позиции фонема реализуется свои основным вариантом – доминантой. По этому звуку фонема и называется фонемой.

В сигнификативно сильных позициях фонема представлена разновидностями, которые называются вариациями. Вариации фонем, по мнению Л. Л. Касаткина, являются своеобразными звуковыми синонимами своих доминант.

В сигнификативно слабых позициях фонема представлена своими вариантами.

Варианты нейтрализованных фонем – своеобразные звуковые омонимы. Обобщённо варианты и вариации фонем называют аллофонами.

· Инвариант (лингвистика) - абстрактная структурная единица языка (фонема, морфема, лексема и т. п.) в отвлечении от её конкретных реализаций.

Выделение слова или группы слов среди других слов в предложении или группе предложений с помощью звуковых средств называется логическим ударением.

Целью ударения являются наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие саму суть текста.

Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отличающий самое главное слово в фразе или такте».

Одинаковое ударение на всех словах в предложении ничего не значит. Оно настолько же бессмысленно, как и фраза, в которой совсем нет ударений. Фраза, в зависимости от перемещения в ней логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Акцент зависит от того, что именно хочет сказать говорящий.

Предложение может иметь одно главное и несколько второстепенных и даже третьестепенных ударений.

Существуют следующие виды ударений:

Тактовое

Фразовое I

Фразовое II

Ударение слова внутри речевого такта называется тактовым. Выделение главного по смыслу речевого такта в предложении называется фразовым ударением I. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым II.

Например:

«Нормальные женщины | почти не страдают». (А. С. Писарева «Счастье»)

В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «женщины» (группа подлежащего), во втором - «не страдают» (группа сказуемого). «Женщины» выделяется второстепенным ударением, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «не страдают».

Например:

«Дочь, | Екатерина Ивановна, | молодая девушка, | играла на рояле». (А. Чехов «Ионыч»)


В этом предложении четыре речевых такта, в каждом есть свое ударное слово. Но главный речевой такт - последний, его главное ударное слово - «на рояле».

В приведенных примерах можно выделить логические ударения, отметить паузы, но передать все модуляции голоса, все оттенки интонации на бумаге отобразить невозможно.

Нужно много практически работать над разбором, ибо он является хорошей, крепкой основой для дальнейшей работы над литературными текстами.

Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса.

Ударное слово можно выделить, если с остальных слов снять или почти снять ударения во избежание многоударности и бессмыслицы. Станиславский придавал огромное значение умению снимать лишние ударения. Он рекомендовал актерам снимать ударения с тех слов, которые не несут главной мысли и предлагал специальный прием: «нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений».



Бескрасочная интонация - есть монотон - речь на одной или почти на одной высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но если ее применять на контрасте с главной частью фразы, она, напротив, поможет это ударение выделить.

Трудности в постановке логических ударений заключаются в том, что в начале работы большое количество речевых тактов, тактовых ударений и это затрудняет чтение; читающему сложно разобраться сразу, ему начинает казаться, что все является главным. От перегрузки ударениями текст становится непонятным. Надо научиться «скелетировать» фразу, то есть снимать ударения со слов, не несущих главной мысли, а точно определять смысловые центры предложения и именно их выделять ударением.

Станиславский рекомендует при определении ударений в первую очередь выбирать среди всей фразы одно самое важное слово, выделяя его ударением. Затем сделать то же с менее важными, но все-таки выделенными словами. А второстепенные, не главные слова отодвинуть на задний план.


Важно помнить, что путь логического разбора - это всегда путь от целого к части и от части к целому, поэтому разобраться в определении главных и второстепенных ударений можно только исходя из основной мысли произведения.

В первый этап работы над логическим разбором надо понять, какую мысль мы хотим сообщить слушателю и отталкиваясь от этого определять место логических ударений в предложении.



Существует определенная закономерность русской речи: во фразе наиболее ярко выделяется ударное слово последней синтагмы (речевого такта). Это - фразовое ударение, оно отмечает границу фразы.

Фразовое ударение I содержится не в каждом предложении. Его наличие или отсутствие зависит сугубо от контекста литературного произведения, от его основной мысли.

Фразовое ударение I несет значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

У фразового ударения II еще более активная позиция в том или ином сюжетном куске. Оно поистине выполняет функцию «указательного пальца», отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль выбранного литературного отрывка.

Например:

«Глаза I у него были несравненные | - большие, | черные, | с таким взглядом, который, когда мы встречались с ним, | казалось, только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. | Ничего, казалось, нет сейчас вокруг нас, | только этот взгляд существует. ||

Когда я вспоминаю Маяковского, | я тотчас же вижу эти глаза | - сквозь обои, | сквозь листву. | Они на меня смотрят, | и мне кажется, что в мире | становится тихо, | таинственно. | Что это за взгляд? | Это взгляд чтения». (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)

В первом предложении фразовым ударением выделяются: «Глаза у него были несравненные» и «только этот взгляд существует».

Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение.

В авторском тексте часто встречается инверсия, на которую при расстановке ударений необходимо обращать внимание. Инверсия - нарушение обычного порядка слов в предложении (в русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее, как правило, обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и так далее). Применение инверсии дает возможность писателю выделить нужное ему слово. Как только это слово попадает «не на свое место», внимание читающего оказывается привлеченным к нему, и на него обычно падает ударение.

Но в каждом правиле есть свои исключения. Фразовое ударение I - «только этот взгляд существует» показывает, что главное ударение принимает на себя предпоследнее слово.

«Это взгляд гения» выделяется фразовым ударением II.

Определение «гения» является главным ударным словом всего отрывка. Это слово есть смысловой центр, ибо именно оно характеризует взгляд Маяковского.

Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на любой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания. «Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением предложения, с выделением темы высказывания. Логическим признается смысловое ударение сильно акцентируемое и выполняющее функцию выделения «психологического сказуемого», нового во фразе или/и функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления».

Например:

«Я был в театре» (а не ты).

«Я был в театре» (это уже случилось).

«Я был в театре» (именно там, а не где-либо еще).

В живой разговорной речи логические ударения встречаются очень часто. В конкретной ситуации логическое ударение оказывается вполне определенным. При этом оно всегда совпадает с тактовым или фразовым ударением. Такое совпадение дает нам право пользоваться термином «смысловое ударение» для обозначения всех видов ударения - логического, тактового, фразового.

16. Ударение. Словесное ударение

Ударе́ние - выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:

Слога в составе фонетического слова - словесное ударение,

Слова в составе синтагмы - логическое ударение,

Синтагмы в составе фразы - синтагматическое ударение.

В рус.яз. уд. гл-й отличается от безударного сил-ми, колич-ми и каче-ми характеристик

ами.В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного. Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (пра́вило, а́збука, буржуази́я); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (нога́ - но́гу, при́нял - приняла́). Тем не менее, есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное - вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние, о́колозе́мный, ви́це-президе́нт.

17. Ударение фразовое, тактовое, логическое

Фр.-создает общий ритмич-кий рисунок фразы. Синтагма-группа слов,предст-х единое смысловое целое для данного контекста.Синтагма фон-ки оформлена.Напр.,Высокая длинноногая блондинка/прошла рядом. 2 синтагмы,в осн.каждой единый смысл.С членениями на синтагмы связано синтагматич.ударение.От этого зависит смысл высказ-я. Недавно / приехавший доктор выступил в печати. Недавно приехавший доктор / выступил в печати. С вопросм о членении синтагм связан вопрос о безуд-х словах(клитики).

Логическое уд-ние - средство смыслового выделения какой-либо значимой единицы высказывания. Накладываясь на обязательное словесное ударение, Л. у. обычно усиливает фонетические характеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного из собеседников. Например, во фразе "Твоя сестра пришла" Л. у. может выделить любое из трёх слов.

Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространёнными членами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называют сигматическим ударением.

Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.

18. Понятие об орфоэпии. Русское литер-ное произношение в его

ист-м развитии

Орфоэпия-буквально правильное произ-ние. 1) Р.о.-это раздел науки о языке,посвящ-й нормам лит.произ-и 2) Р.о. – сов-сть правил нормативного лит-го произн-ния. Наука, кот.изучает варьирование произ-х норм р.я. и выраб-ет произн-ные рекомендации. Орфоэпия: 1. звук.оформление слов. 2. произн-ние группы слов(нога за ногу) 3. произн-ние отд-х грам.форм. 4. акцентология.

Важн.яз-е черты сложились еще в 1й половине 17 в в составе разговорного языка г.Москвы.С 18в.с Москвой соперничает С.Петербург.Эта борьба продол-ся и в 19в. Сейчас произ-ния Ми Л почти не различ-ся

19. Орфоэпическая норма. Варианты норм. Стили произношения.

Тенденции в развитии русского лит. произн-ния

Под орф.нормой поним-ся единственно возможный или предпочтит-й вариант произн-я по сравнению с другими, менее соответс-ми системе произношения. шкала нормативности: 1й уровень –слово без вариантов(опека, алкоголь).2й – равноправные варианты(«и») искристый, залитый,решетчатый. 3й – один –осн.вариант, второй – допустимый(‘отдал – доп. от’дал).

Стиль-объедин-я опред-м функ-м назначением система яз-х элементов.Можно различать стили произ-ния: нейтральный, высокй, разговорный.

20. Понятие о лексике и лексикологи. Слово. Лекс. и грам-е

значения слов

Л.-раздел языкозн-я,из-щий словарный состав языка,лексику. В широком см. Л.-учение о словах и об устойч-х словосочетаниях. Вузком, Л.-заним-ся только словами Выделяют описат-ю и диахр-ю Л.+сопостав. Слово осн. структ-семант-я единица языка, служащая для именования предметов и их св-в.С-имеет многообр.хар-ки.Фонетич.ур-нь- слово оформлено при помощи звука. Словообр-й Ур-нь-корни-база для создания новых слов. Морф-й Ур-нь-слова обр-ют опред.системные группы.

По способу номинации: 1. самостоят-ные, 2.служебные, 3. местоименные, 4. междометия.

По фонет-му признаку: одноудао\рные, безударные(клитики), многоударные

По морф-му признаку: изменяемые, неизменяемые.

С.имеют лекс.и грамм.значения. Л.значение слова отражает то или иное явл-е действит-сти, хар-ет отдельное слово и индив-ет его; Г.значение-хар-ка его как элемента опред.грамматич.кл.

21. Типы лекс. значений

1) по степени семан-кой мотивированности: непроизвольные/произвольные

2) по способу номинации(прямоеЪпереносное) 3) по возможности лекс-й сочетаемости или виду отн-ний между словами 4) по хар-ру выполняемых функций.

22. Однозначные слова. Явление полисемии. Типы переноса

значения слова

Однозн.слова- четко выраженная предметная соотнес0сть(термины, названия деревьев, имена собств.) Полисемия – св-во слов иметь несколько значений.Л.полисемия – СП-сть одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действит.сти

23. Системные отношения в лексике. Синонимия. Син-кий ряд.

Типы синонимов

Между словами, образующими словарный состав языка обнаруживаются определенные отношения как по характеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, т.е. по сходству их звукового состава. С этой точки зрения в лексике русского языка наблюдаются три типа системных отношений между словами: омонимические (совпадение звучания слов при различном их значении), синонимические (тождество или сходство значения слов при полном различии их звучания), антонимические (противоположное значение слов при различии их звучания).С.-тип семант-х отношений яз=х единиц,заключ-ся в полном или частичном совпадении их значений Виды синонимов: - семантич-обозн-ют одно и то же явление и выд-ют в нем разные стороны или разные степени проявления(страх-ужас); - стилистические; - семантико-стилистические; семант-стил-кие

24. Системные отношения в лексике. Антонимия. Типы антонимов

Между словами, образующими словарный состав языка обнаруживаются определенные отношения как по характеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, т.е. по сходству их звукового состава. С этой точки зрения в лексике русского языка наблюдаются три типа системных отношений между словами: омонимические (совпадение звучания слов при различном их значении), синонимические (тождество или сходство значения слов при полном различии их звучания), антонимические (противоположное значение слов при различии их звучания).А.-яз.явление,отражающее отношение яз-х единиц с противопол-м значением. 2 типа: - контрарная А.(слова с полным противопол-м щначением) и комплементарная А. (между лексемами, кот-е занимают промеж-ное положение)

Сегментация (от лат. Segmentum – отрезок) – это деление речевого потока на сегменты(дольки, элементы, отрезки различной протяженности), вычленяющиеся из линейной последовательности высказываний.

Различают два вида сегментации – на уровне значимых единиц (с опорой на план содержания) и на звуковом, фонетическом уровне (с опорой на план выражения).

На уровне значимых единиц выделяются предложение – синтагма (словосочетание) – слово – морфема – фонема. Сегментация охватывает здесь единицы всех ярусов языка, поэтому ее можно назвать сегментацией межъярусного типа.

На фонетическом уровне выделяются такие единицы как фраза – речевой такт (фонетическое слово) – слог – звук. Сегментация ограничена здесь рамками только одного уровня (фонетического), поэтому ее можно назвать сегментацией внутриярусного типа.

Как разные отрезки речевой цепи звук, слог, такт, фраза принадлежат сегментному уровню. По отношению к знаковым единицам они являются их реализацией, хотя однозначного соответствия между ними нет. Достаточно сказать, что фраза не обязательно совпадает с предложением: она может объединять в себе и несколько предложений; границы фонетического слова (речевого такта) чаще всего не совпадает с границами слова как лексической единицы и т.п.

Между звуковыми единицами существуют как количественные, так и качественные различия.

Количественные: фраза может состоять из нескольких тактов, такт – из нескольких слогов, слог – из нескольких звуков. Но обратное неверно.

Качественные: единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, единство звука – его относительной акустической и артикуляционной однородностью.

Фонологический аспект фонетики предполагает изучение не только сегментных, но и суперсегментных единиц звукового строя языка. Однако между учеными нет единого мнения как о количественном составе тех и других единиц в целом, так и о распределении их по двум названным группам.

В числе различных решений вопроса укажем на следующее:

к сегментным единицам относятся только звуки речи, к суперсегментным – только ударение и интонация

к сегментным единицам относятся звуки, слоги, такты, фразы, к суперсегментным – ударение и интонация

к сегментным единицам относятся звуки, к суперсегментным – слоги, такты, фразы, ударения, интонация

Ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения слоги объединяются в фонетические слова. В русском языке ударный слог отличается большей силой, длительностью и тембром.

Ударение − это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение словесное (выделение одного из слогов в слове), фразовое или синтагматическое (выделение одного – обычно последнего – слова во фразе или синтагме), логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме).

Способы выделения ударного слога в русском языке – четкая арти-

куляция и бо′льшая длительность звуков, сила (громкость) и тембр голоса.Слабое ударение отличается по силе от обычного ударения и обозна-

чается знаком ̀: чѐрез окно́, два̀часа́, его̀сестра́, он̀прие́хал, он̀стал́инженером́и т.п.

Побочное (добавочное) ударение – слабое ударение, которое бывает в многосложных словах наряду с основным ударением и обычно стоит ближе к началу слова. Побочным ударением выделяются части сложных

(нефтега̀ ́зовый, газопрово̀ ́д, геологоразвѐ ́дка) и сложносокращенных (стройматериа̀ ́лы, газпро̀ ́м, медакадѐ ́мия) слов, а также некоторые приставки: антикоррозѝ ́йный, послеву̀ ́зовский, проамерика̀ ́нский, постинду̀ -

стриальный́ . В широкоупотребительных словах побочное ударение не вы-

деляется: рыболов́, зверобой́, водопровод́, старомодный́ .В словах с тремя – четырьмя частями возможны три ударения: два первых побочные, а по-

следнее – основное: нефтега̀ здобыва̀ ющий́ , аэрофо̀ тосъёмка̀ , пылево̀ до̀- непроницаемый́ , газпро̀ мстр̀ ойба̀ нќ.

Логическое ударение – выделение в речи более сильным ударениемкакого-либозначимого, важного в смысловом отношении слова.

Неподвижное ударение – ударение, которое при образовании грамматических форм слова и при словообразовании остается на одном и том же месте:книга́, книги́, книге́, книгой́ , о книге́, книги́, книгам́ , книгами́ , о книгах́ , звоню,́звонишь́ , звонит́, звоним́, звоните́, звонят́; книга́ – книжка́ , книжечка́ , книжный́ ; богатый́ – богач́, богатство́ ; обеспе́чить – обеспечение́ ; ходатай́ – ходатайство́ , ходатайствовать. Около 96% слов рус-

ского языка имеют неподвижное ударение или на основе, или на окончании.

Подвижное ударение – ударение, которое переходит с одного слога на другой, с одной морфемы на другую как при формообразовании, так и при словообразовании:письмо́– письма́ , бороться́ – борется́ – борьба,́ звезда́– звёзды, колос́ – колосоќ– колосья́ – колосится́ , вода́– во́ды. Слов с подвижным ударением очень мало, но они относятся к наиболее употребительным и входят в основной словарный фонд русского языка.