Рабочие программы 54.05 01 монументально декоративное искусство. Монументально-декоративное искусство — специалитет (54.05.01). Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Российская ФедерацияИПБОТ

ИПБОТ 021-2008 Инструкция по промышленной безопасности и охране труда для машиниста двигателя внутреннего сгорания

установить закладку

установить закладку

ИПБОТ 021-2008


СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТНОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ
БЮРО НЕФТЯНОГО И ГАЗОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
ООО "СПКТБ НЕФТЕГАЗМАШ"


ИНСТРУКЦИЯ
по промышленной безопасности и охране труда для машиниста двигателя внутреннего сгорания

СОГЛАСОВАНО

Профсоюз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации

Председатель профсоюза Л.А.Миронов

УТВЕРЖДАЮ

Директор ООО "СПКТБ Нефтегазмаш" М.П.Семашко

Зам. директора ООО "СПКТБ Нефтегазмаш" ГКП Кривцов B.C.

1 Общие требования безопасности

1.1 К работе машиниста двигателя внутреннего сгорания (ДВС) допускаются лица не моложе 18 лет после обучения в специализированных центрах, имеющие квалификационное удостоверение по данной специальности, прошедшие предварительное медицинское обследование и не имеющие противопоказаний к выполнению указанной работы.

1.2 Предварительные и периодические медицинские обследования работников, выполняющих работы с опасными и вредными производственными факторами, проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.

1.3 Частота проведения периодических обследований определяется территориальным органом Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские обследования должны проводиться не реже чем один раз в два года.

Лица в возрасте до 21 года проходят медицинские обследования ежегодно.

1.4 Машинист двигателя внутреннего сгорания при приеме на работу проходит вводный инструктаж. Перед допуском к самостоятельной работе он должен пройти:

  • первичный инструктаж на рабочем месте;
  • стажировку на рабочем месте под руководством опытного наставника продолжительностью не более 14 рабочих дней;
  • проверку знаний по профессии и видам работ;
  • проверку знаний по безопасной эксплуатации нового типа оборудования;
  • проверку знаний по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае на производстве;
  • проверку знаний по пожарной безопасности;
  • проверку знаний по электробезопасности.

Результаты проверки заносятся в удостоверение по охране труда.

1.5 Вновь принятому работнику выдается удостоверение по проверке знаний, в котором должна быть сделана соответствующая запись о проверке знаний инструкций и правил, указанных в п.1.4, и о праве на выполнение специальных работ.

Квалификационные удостоверения персонала во время исполнения служебных обязанностей могут храниться у руководителя работ или при себе в соответствии с местными условиями.

1.6 Допуск к самостоятельной работе оформляется распоряжением по предприятию или структурному подразделению.

1.7 Машинист двигателя внутреннего сгорания, не прошедший проверку знаний в установленные сроки, к самостоятельной работе не допускается.

1.8 Машинист двигателя внутреннего сгорания в процессе работы обязан проходить:

  • повторные инструктажи по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме - не реже одного раза в квартал;
  • проверку знаний:

по профессии и видам работ;

по безопасной эксплуатации оборудования;

по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастном случае на производстве;

по пожарной безопасности;

по электробезопасности - один раз в год.

1.9 Машинист двигателя внутреннего сгорания после 5 лет работы должен проходить переподготовку по данной специальности.

1.10 При внедрении новых видов оборудования и механизмов, новых технологических процессов, а также при введении в действие новых правил и инструкций по охране труда, машинист двигателя должен пройти внеплановый инструктаж.

1.11 О каждом несчастном случае или аварии пострадавший или очевидец должен немедленно известить своего непосредственного руководителя.

1.12 Каждый работник должен знать места расположения средств спасения, сигналы аварийного оповещения, правила поведения при авариях, правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.

1.13 На объектах ЗАО "ССК" на работника возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

1.13.1 химические:

  • тяжелые и легкие фракции углеводородов;
  • взрыво- и пожароопасность ГСМ;
  • токсичность ГСМ;
  • химическая агрессивность отдельных фракций и компонентов ГСМ;
  • способность паров ГСМ и топливного газа проникать в закрытые полости и пространства зданий и сооружений, скапливаться в различных углублениях и распространяться на большие расстояния и площади по воздуху, земле и водной поверхности.

Действия фактора: возможно раздражение верхних дыхательных путей, воспаление слизистых оболочек носа, отравление организма и другие заболевания, острые и хронические заболевания кожи; при попадании кислоты на кожу образуются дерматиты и ожоги; пары серной кислоты разъедают зубы и нарушают физиологические функции пищевода.

1.13.2 биологические:

  • вирусно-инфекционные заболевания. Носителями этих заболеваний являются насекомые и грызуны. Работник может заразиться от укуса возбудителей вируса или при непосредственном контакте с ними и их выделениями;
  • удаленность производственных объектов от стационарных баз и труднодоступность значительного количества производственных зон для медицинского обслуживания работников.

Действие фактора: заболевание геморрагической лихорадкой с почечным синдромом;

1.13.3 психофизиологические:

  • непрерывный характер технологических процессов, осуществляемых круглосуточно, независимо от различных климатических и сезонных изменений состояния окружающей среды;
  • длительные периоды непрерывной работы всего комплекса технологического оборудования, в состав которого входит ДВС;
  • физические нагрузки (работа "стоя", монотонность труда, тяжесть труда, напряженность труда).

Действия фактора: возможны заболевания опорно-двигательного аппарата, опущение внутренних органов, сосудистые и другие заболевания, повышенная утомляемость, снижение внимания и, как следствие, возможность травмирования работника, возможны заболевания сердечно-сосудистой системы;

1.13.4 физические:

  • движущиеся узлы и механизмы;
  • значительные потенциально-опасные разрушительные свойства ДВС;
  • высокие давления пневмо-гидросистем и газов;
  • высокие температуры поверхностей оборудования;
  • высокое напряжение энергосистемы;
  • статическое электричество;
  • повышенный уровень шума, вибрации на рабочих местах.

Действия фактора: физическое травмирование работника, снижение остроты слуха, нарушение функционального состояния сердечно-сосудистой, нервной системы, возможно заболевание вибрационной болезнью;

1.13.5 микроклимат:

  • повышение температуры воздуха рабочей зоны;
  • понижение температуры воздуха рабочей зоны.

Действие фактора: способствует нарушению обменных процессов в организме, возникновению различных острых и хронических простудных заболеваний, обморожению отдельных частей тела;

1.13.6 недостаточная освещенность рабочей зоны.

Действие фактора: возникает зрительное утомление, боль в глазах, общая вялость, которая приводит к снижению внимания и возможности травмирования работника;

1.13.7 тяжесть и напряженность трудового процесса.

Действие фактора: возможны заболевания опорно-двигательного аппарата, обмена веществ, сердечно-сосудистые и другие заболевания.

1.14 Производственный персонал обязан работать в СИЗ, выдаваемых бесплатно согласно утвержденным нормам в ЗАО "ССК".

Контроль за правильностью применения и выдачу СИЗ осуществляет работодатель. Ответственность за применение СИЗ несет производственный персонал. Учет выдачи СИЗ производится по личной карточке персонала согласно приложению N 2 .

1.15 Предельно допускаемые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны указаны в приложении N 3 .

1.16 При появлении работника на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения руководитель работ отстраняет его от работы с записью в вахтовом журнале времени и причины отстранения. Составляется акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии за подписью не менее 3-х лиц, проводится медицинское освидетельствование данного работника. Руководитель работ пишет докладную на имя руководителя предприятия.

1.17 Курение разрешается только в специально отведенных и оборудованных местах.

1.18 Производственный персонал подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 г .

1.19 Выполнение требований инструкций по промышленной безопасности и охране труда обязательно как для работодателя, так и для производственного персонала. В случае невыполнения требований инструкций по охране труда, изложенных в данном сборнике, производственный персонал может быть привлечен к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от тяжести последствий.

1.20 Освещенность рабочего места должна соответствовать требованиям санитарных норм и правил согласно приложению N 6 .

1.21 Машинист двигателя, работающий во вредных условиях, имеет право на бесплатное получение по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов, а также право на замену молочной продукции денежной компенсацией.

1.22 На машиниста двигателя внутреннего сгорания возлагаются следующие обязанности:

  • управление двигателем внутреннего сгорания;
  • обслуживание и профилактический ремонт двигателя;
  • выявление и устранение неисправностей в работе машины, заправка ДВС горючими и смазочными материалами.

2 Требования безопасности перед началом работы

2.1 Работник, приступающий по смене к обслуживанию двигателя, обязан:

  • ознакомиться с записями в вахтовом журнале о работе двигателя, замечаниями и неисправностями, имеющими место в предыдущую смену, с распоряжениями руководителя работ;
  • одеть спецодежду, спецобувь и др. СИЗ, которые должны быть исправными;
  • совместно со сдавшим смену работником проверить состояние обслуживаемого оборудования и рабочего места, а также наличие и исправность инструмента, приспособлений и разместить их в безопасном и удобном месте;
  • расписаться в вахтовом журнале о приеме смены.

2.2 Движущиеся части двигателя должны иметь съемные ограждения.

2.3 Выхлопная труба двигателя должна быть выведена с соблюдением противопожарных требований. Расстояние между выхлопной трубой и крышей помещения должно быть не менее одного метра.

2.4 Высота проводки выхлопной трубы над полом помещения должна обеспечивать свободный проход обслуживающего персонала.

2.5 Выхлопная труба должна быть оборудована глушителем и искрогасителем.

2.6 Горюче-смазочные материалы (ГСМ) следует хранить в отдельных емкостях на расстоянии не менее 15 метров от двигателя.

2.7 Для переливания ГСМ в емкости должен быть насос.

2.8 Перед запуском двигателя необходимо:

  • внешним осмотром, а также проверкой с помощью инструмента, убедиться в надежности крепления двигателя к фундаменту;
  • проверить с помощью щупа или мерной линейки уровень масла в двигателе, воды в радиаторе, наличие топлива. Заправку маслом и топливом производите аккуратно. Не допускать их разлива и подтекания;
  • убрать уложенные на двигателе инструменты и другие предметы;
  • установить и надежно укрепить защитные ограждения на всех вращающихся частях двигателя (валах, муфтах, вентиляторе).

2.9 При пуске двигателя следует убедиться в исправном состоянии всех его частей. Запрещается пуск двигателя при неисправностях, нарушающих его нормальную работу.

2.10 В холодное время года перед пуском двигателя маслопровод и топливопровод разрешается подогревать горячей водой или паром. Запрещается применять для подогрева паяльную лампу или факел.

3 Требования безопасности во время работы

3.1 Во время работы двигателя необходимо:

  • следить за показаниями КИП и принимать меры по устранению возникающих отклонений;
  • проверять на ощупь нагрев доступных подшипников;
  • производить необходимые регулировки для поддержания рабочих температур масла и воды, давления масла в пределах, указанных в заводской инструкции по эксплуатации;
  • следить за состоянием гаечных, фланцевых и дюритовых соединений на двигателе, наличием хомутиков, за отсутствием течи топлива, масла, воды.

3.2 Запрещается переливать ГСМ черпаком или ведром. Заправлять бак топливом следует через воронку с фильтром. Подачу топлива следует осуществлять по шлангу посредством насоса.

3.3 Запрещается хранить топливо и обтирочный материал в помещении, предназначенном для двигателя.

3.4 При работе двигателя в помещении, укрытии должны быть приняты меры по предотвращению попадания выхлопного газа в воздушное пространство помещения, укрытия.

3.5 При выполнении работ по ремонту и техобслуживанию двигатель должен быть остановлен и приняты меры, исключающие самопроизвольный пуск двигателя при проворачивании коленчатого вала.

3.6 Масло следует сливать только в специально предназначенную для этого тару.

3.7 Инструмент использовать только по назначению. При разборочных и сборочных работах следует применять исправные съемки и ключи. Отворачивать гайки с помощью зубила и молотка запрещается. Запрещается также оставлять инструменты и приспособления на двигателе.

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 В случае обнаружения неисправностей двигателя, которые могут вызвать аварийную ситуацию, необходимо принять меры по их устранению. При невозможности устранить неполадки своими силами доложить об этом механику. О случившемся сообщить руководителю работ и действовать согласно полученным указаниям.

4.2 В случае возникновения пожара необходимо:

  • прекратить все технологические операции;
  • сообщить о пожаре;
  • отключить электроэнергию;
  • принять меры к удалению людей из опасной зоны;
  • умело и быстро выполнять обязанности, изложенные в плане ликвидации аварий;
  • изолировать очаг пожара от окружающего воздуха;
  • горящие объемы заполнить негорючими газами или паром;
  • принять меры по искусственному снижению температуры горящего вещества.

В большинстве случаев горение ликвидируется одновременным применением нескольких методов.

4.3 При несчастном случае необходимо немедленно освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора, оказать ему первую доврачебную помощь и сообщить непосредственному руководителю о несчастном случае.

4.4 При необходимости вызвать скорую помощь или отправить пострадавшего в учреждения здравоохранения.

5 Требования безопасности по окончании работы

5.1 Машинист двигателя внутреннего сгорания при сдаче вахты обязан:

  • произвести уборку рабочего места. Не производить уборку мусора непосредственно руками, пользоваться для этого щеткой, совком и другими приспособлениями;
  • убрать и сложить в специально отведенное место загрязненный обтирочный материал для сжигания;
  • проверить состояние и исправность оборудования, закрепленного за ним;
  • проверить наличие и исправность рабочего инструмента.

5.2 Обо всех неисправностях, изменениях, отклонениях от норм и правил сообщить машинисту двигателя, принимающего смену.

5.3 Оставлять рабочее место без сдачи вахты запрещается.

5.4 Снять защитные средства, спецодежду и спецобувь, привести их в порядок и уложить в места хранения (бригадную сушилку).

5.5 Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом или принять душ. Для трудноудаляемых загрязнений применять специальные очищающие средства.

5.6 После работы с моющими растворами сначала вымыть руки под струей теплой воды до устранения "скользкости". Смазать руки питающим и регенерирующим кожу кремом.

Раздел «Должностные инструкции» содержит необходимую информацию о том, как составляется должностная инструкция. Здесь вы можете найти типовые должностные инструкции по разным специальностям. Наш банк должностных инструкций включает в себя более чем 2500 разных документов. Данные должностные инструкции 2015 года составления и редактирования, а значит, являются актуальными на сегодняшний день.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие обязанности, полномочия и права отражает должностная инструкция машиниста двигателей внутреннего сгорания;
  • какие положения содержит типовая должностная инструкция машиниста двигателей внутреннего сгорания;
  • за какие участки работы по этой должностной инструкции несет ответственность данный специалист в вашей организации.

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
_________ А.В. Львов
10.01.2015

Должностная инструкция № 75
машиниста двигателей внутреннего сгорания

г. Москва 01.10.2015

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Данная должностная инструкция устанавливает правовой и производственный статус, а также обязанности, права и ответственность машиниста двигателей внутреннего сгорания ООО «Дизельэлектро» (в последующем именуемое – Общество).

1.2. Должность машиниста двигателей внутреннего сгорания относится к категории рабочих.

1.3. Назначение на должность машиниста двигателей внутреннего сгорания, а также освобождение от указанной должности производится по решению генерального директора Общества.

1.4. Машинист двигателей внутреннего сгорания подчиняется непосредственно начальнику машинного зала.

1.5. Руководящими документами, на положения которых в своей деятельности надлежит опираться машинисту двигателей внутреннего сгорания, являются: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, ГОСТы и СНиПы, регулирующие обслуживание двигателей внутреннего сгорания, Устав Общества, приказы и распоряжения генерального директора Общества, настоящая должностная инструкция и иные локальные нормативные акты Общества.

1.6. Должность машиниста двигателей внутреннего сгорания вправе занять лицо, имеющее профильное среднее профессиональное образование с опытом работы по специальности не менее трех лет.

1.7. Машинист двигателей внутреннего сгорания должен знать:

– принцип работы и устройство двигателей различных типов;

– правила пуска, останова и обслуживания двигателей, генераторов, топливных насосов и вспомогательных механизмов;

– схему смазывания, питания и охлаждения двигателей;

– устройство простых и сложных контрольно-измерительных приборов;

– сорта горючих и смазочных материалов;

– основные сведения по теплотехнике и электротехнике;

– правила учета работы двигателей и расхода горючих и смазочных материалов.

– способы контроля работы и исправности агрегатов, генераторов, топливных насосов и вспомогательных механизмов;

– правила разборки, осмотра, сборки, ревизии и ремонта двигателей и вспомогательных механизмов.

– санитарно-гигиенические нормативы;

– порядок составления и ведения необходимой документации и отчетности;

– основные положения трудового законодательства Российской Федерации;

– основные требования к организации труда;

– правила внутреннего трудового распорядка Общества;

– нормативные требования по охране труда.

1.8. В целях реализации функций и осуществления прав, изложенных в данной должностной инструкции, машинист двигателей внутреннего сгорания взаимодействует:

– с начальником машинного зала или замещающим его лицом в части получения предписаний, указаний и других распоряжений, регламентирующих его деятельность;

– с другими работниками машинного зала по вопросам рабочего взаимодействия.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Машинист двигателей внутреннего сгорания в рамках своей профессиональной деятельности:

2.1. Осуществляет обслуживание двигателей внутреннего сгорания всех систем мощностью свыше 147 до 551,2 кВт (свыше 200 до 750 л.с.) или установок (станций), оборудованных несколькими двигателями суммарной мощностью свыше 147 до 735 кВт (свыше 200 до 1000 л.с.).

2.2. Осуществляет обслуживание нескольких двигателей внутреннего сгорания всех систем суммарной мощностью свыше 2205 кВт (свыше 300 л.с.) в качестве помощника машиниста.

2.3. Контролирует работу и исправность агрегатов, генераторов, топливных насосов и вспомогательных механизмов.

2.4. Выполняет текущий ремонт и участвует в среднем и капитальном ремонтах двигателей.

2.5. Вскрывает, осматривает, занимается разборкой и сборкой двигателей при ревизии.

2.6. Содержит эксплуатируемые агрегаты в рабочем состоянии.

2.7. Прекращает работу агрегатов и двигателей в случае несоответствия техники безопасности на рабочем месте.

2.8. Качественно и своевременно проводить все виды профилактических и регламентных работ.

2.9. Сообщает руководству Общества о выявленных недостатках в производственных работах и участвует в их устранении.

2.10. Принимает участие в мероприятиях, направленных на повышение своей профессиональной компетентности, а также уровня квалификации других сотрудников.

2.11. Осуществляет планирование и анализ своей работы.

2.12. Добросовестно следует правилам внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, а также соблюдает требования санитарно-эпидемиологического режима и принимает меры по ликвидации нарушений указанных требований.

2.13. В соответствии с указаниями руководства Общества и трудовым договором исполняет обязанности своих коллег в случае их временной нетрудоспособности.

3. ПРАВА

Машинисту двигателей внутреннего сгорания, в целях исполнения возложенных на него должностных обязанностей предоставляются следующие права и полномочия:

3.1. Самостоятельно осуществлять предусмотренную должностными обязанностями деятельность, по своему усмотрению избирая для этого наиболее эффективные способы.

3.2. Привлекать к сотрудничеству в случае необходимости других сотрудников Общества.

3.3. Обращаться за содействием к другим работникам машинного зала, а также к руководству Общества.

3.4. Требовать соблюдения его прав, установленных настоящей должностной инструкцией.

3.5. Получать для ознакомления документы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие его должностные права и обязанности.

3.6. Требовать предоставления условий труда, отвечающих установленным нормам.

3.7. Представлять на рассмотрение руководства Общества предложения по повышению эффективности деятельности организации и производства работ.

3.8. Проходить курс профессиональной переподготовки в соответствии с установленным порядком.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. Машинист двигателей внутреннего сгорания несет ответственность за:

безаварийную работу обслуживаемого оборудования;

рациональное использование, сохранность и целостность принадлежащего Обществу имущества;

соблюдение требований к составлению и ведению установленной документации;

точное и неукоснительное следование приказам, требованиям и иным указаниям руководства Общества;

исполнение требований, налагаемых режимом трудовой дисциплины.

4.2. Машинист двигателей внутреннего сгорания в установленном законом порядке ответственен за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных локальными нормативными актами Общества, в том числе данной должностной инструкцией.

4.3. Ответственность машиниста двигателей внутреннего сгорания за нанесение материального ущерба работодателю наступает в порядке и на условиях, определяемых трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За дисциплинарные, гражданские, административные и уголовные нарушения законодательства машинист двигателей внутреннего сгорания несет ответственность, предусмотренную соответствующими нормативными актами.

4.5. За несоблюдение режима конфиденциальности информации и необеспечение сохранности документов, доступ к которым машинист двигателей внутреннего сгорания имеет в служебных целях, он несет предусмотренную законодательством ответственность.

4.6. Машинист двигателей внутреннего сгорания также подлежит ответственности за несоблюдение требований локальных нормативных актов Общества, в том числе, но не исключая - Правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-гигиенических нормативов, правил противопожарной безопасности и техники безопасности.

5. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все работники организации, на которых распространяется действие этой инструкции.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 8 октября 2015 г. № 138

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

54.05.01 МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 54.05.01 Монументально-декоративное искусство (далее соответственно - программа специалитета, специальность).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ПСК - профессионально-специализированные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.

Объем программы специалитета составляет 360 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе специалитета:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 6 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:

культурную и социальную среду общества;

монументально-декоративную живопись и монументально-декоративную скульптуру в архитектурной среде, интерьер и экстерьер;

художественные интерьеры и декоративные убранства отдельных помещений и их комплексов;

культурно-просветительскую и педагогическую деятельность.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:

жилые, общественные и производственные архитектурные комплексы, здания общественного присутствия, а также культового назначения и архитектурные объекты частного строительства;

произведения монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры, архитектурно-декоративная пластика, художественный интерьер.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

аналитическая;

художественная;

проектная;

художественно-производственная;

культурно-просветительская;

педагогическая.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 "Монументально-декоративное искусство (живопись)";

специализация N 2 "Монументально-декоративное искусство (скульптура)";

специализация N 3 "Монументально-декоративное искусство (интерьеры)".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

аналитическая деятельность:

анализ произведений архитектуры, различных видов изобразительного, пластического, декоративного искусства и народных промыслов, основных закономерностей развития теоретических, исторических, культурных, творческих аспектов искусства, научно-методической и искусствоведческой литературы;

художественная деятельность:

осуществление художественных аспектов монументально-декоративной живописи, монументально-декоративной скульптуры, интерьеров и экстерьеров;

создание художественных образов в объемно-пространственной среде;

владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства;

проектная деятельность:

разработка и выполнение архитектурных проектов с учетом синтеза произведений монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры, изобразительного и декоративного искусства применительно к реальной архитектурно-средовой ситуации, интерьерам и экстерьерам жилых, общественных и производственных зданий с учетом особенностей протекающих в них функциональных процессов, а также характеристик их оборудования;

владение способами проектной графики;

выполнение изделий в материале;

владение навыками технологических процессов ручного и промышленного изготовления художественной продукции;

создание в различных материалах художественных произведений с учетом традиционных и инновационных технологий;

владение технико-технологическими методами проектной графики;

педагогическая деятельность:

владение методическими знаниями и навыками, необходимыми для преподавания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

самостоятельное планирование учебного процесса, выполнение методической работы, проведение лекций и практических занятий в сфере своей профессиональной деятельности;

в соответствии со специализациями:

владение принципами композиции монументально-декоративной живописи;

способностью владеть академическим рисунком и живописью;

демонстрирование знаний по истории культуры и искусств и монументально-декоративной живописи;

владение основами пропедевтики при создании произведений монументально-декоративного искусства;

владение специальным рисунком и специальной живописью;

владение принципами композиции монументально-декоративной скульптуры;

владение принципами создания академической скульптуры и пластического моделирования;

моделирование архитектурно-пространственной среды;

владение академическим рисунком;

демонстрирование знания основ художественного производства;

демонстрирования знания по истории культуры и искусств и монументально-декоративной скульптуре;

создание специальной скульптуры;

владение архитектурно-художественным синтезом;

владение композицией объемно-пространственной структуры и интерьера;

моделирование архитектурно-пространственной среды;

демонстрирование знаний основ художественного производства;

демонстрирование знаний строительного дела;

демонстрирование знаний по отделке и декорированию интерьеров;

владение основами пропедевтики;

демонстрирование знаний по истории культуры и искусств, архитектуре и интерьеру;

владение академическим рисунком, живописью и скульптурой;

владение ручными и электронными способами проектирования, конструирования и моделирования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4);

способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-5);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);

способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-9);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-10).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

способностью проявлять навыки социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления системно-деятельностного характера, к активному общению в творческой, научной, производственной и художественной жизни (ОПК-4);

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

аналитическая деятельность:

способностью к аналитической работе с научной и искусствоведческой литературой по специальности, самостоятельно или в составе группы вести научный или творческий поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ПК-1);

художественная деятельность:

способностью к владению рисунком, принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка, приемами работы с цветом и цветовыми композициями, к созданию плоскостных и объемно-пространственных произведений живописи (ПК-2);

способностью владения основными профессиональными навыками скульптора и умением работать в различных пластических материалах (ПК-3);

проектная деятельность:

способностью к проектной работе в архитектурно-пространственной среде (ПК-4);

готовностью использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта и владением принципами конструирования и макетирования (ПК-5);

художественно-производственная деятельность:

способностью работать с различными материалами монументально-декоративного искусства (ПК-6);

способностью создавать произведения монументально-декоративного искусства и художественные интерьеры (ПК-7);

культурно-просветительская деятельность:

способностью использовать в творческом процессе, педагогической и просветительской деятельности знания в области мировой и отечественной истории искусства и материальной культуры (ПК-8);

готовностью пропагандировать знания истории создания и художественных особенностей памятников мировой и отечественной архитектуры, живописи и скульптуры и процессы формирования и развития основных течений в области искусства (ПК-9);

педагогическая деятельность:

способностью осуществлять воспитательную и учебную (преподавательскую) работу в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-10).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Монументально-декоративное искусство (живопись)":

способностью владеть принципами композиции монументально-декоративной живописи (ПСК-1.1);

способностью владеть академическим рисунком и живописью (ПСК-1.2);

способностью к моделированию архитектурно-пространственной среды (ПСК-1.3);

готовностью демонстрировать знания основ художественного производства (ПСК-1.4);

готовностью демонстрировать знания по истории культуры и искусств и монументально-декоративной живописи (ПСК-1.5);

способностью владеть основами пропедевтики при создании произведений монументально-декоративного искусства (ПСК-1.6);

способностью владеть специальным рисунком и специальной живописью (ПСК-1.7);

специализация N 2 "Монументально-декоративное искусство (скульптура)":

способностью владеть принципами композиции монументально-декоративной скульптуры (ПСК-2.1);

способностью владеть принципами создания академической скульптуры и пластического моделирования (ПСК-2.2);

способностью моделировать архитектурно-пространственную среду (ПСК-2.3);

способностью владеть академическим рисунком (ПСК-2.4);

готовностью демонстрировать знания основ художественного производства (ПСК-2.5);

готовностью демонстрировать знания по истории культуры и искусств и монументально-декоративной скульптуре (ПСК-2.6);

способностью владеть основами пропедевтики (ПСК-2.7);

способностью создания специальной скульптуры (ПСК-2.8);

специализация N 3 "Монументально-декоративное искусство (интерьер)":

способностью к владению архитектурно-художественным синтезом (ПСК-3.1);

способностью владения композицией объемно-пространственной структуры и интерьера (ПСК-3.2);

способностью к моделированию архитектурно-пространственной среды (ПСК-3.3);

готовностью демонстрировать знания основ художественного производства (ПСК-3.4);

готовностью демонстрировать знания строительного дела (ПСК-3.5);

готовностью демонстрировать знания по отделке и декорированию интерьеров (ПСК-3.6);

способностью владения основами пропедевтики (ПСК-3.7);

готовностью демонстрировать знания по истории культуры и искусств, архитектуре и интерьеру (ПСК-3.8);

способностью владения академическим рисунком, живописью и скульптурой (ПСК-3.9);

способностью владения ручными и электронными способами проектирования, конструирования и моделирования (ПСК-3.10).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специальности.

6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы специалитета

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета в з.е.

Дисциплины (модули)

Базовая часть

В том числе дисциплины (модули) специализации

Вариативная часть

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Базовая часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы специалитета

6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе специализацию программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

музейная;

исполнительская.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

технологическая;

исполнительская.

Способы проведения производственной практики:

стационарная:

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Реализация части (частей) образовательной программы, направленная на подготовку к творческой деятельности, а также государственной итоговой аттестации, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.10. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)", должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.

7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 30 процентов.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные (в том числе спортивные) дипломы международных и всероссийских конкурсов, патенты на промышленные образцы, являющиеся членами творческих союзов художников России, Союза дизайнеров Российской Федерации, Союза архитекторов России, а также других российских и международных творческих союзов соответствующего профиля, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 5 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным основным образовательным программам.

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).