Какие языки изучают в школах франции. Cистема образования во Франции. Лицейское образование во Франции


Оригинал взят у alanol09 в Школа во Франции. Особенности.

Образовательный процесс разделен во Франции на несколько циклов:
1. Ecole maternelle (аналог детского сада) с 3 до 5 лет;
2. Ecole primaire (начальные классы) с 6 до 10 лет;
3. College (колледж - средние классы) с 11 до 14 лет;
4. Lycée (лицей - старшие классы) с 15 до 17 лет.

Основные принципы французской системы образования были заложены еще в конце 19 века. Образование во Франции является бесплатным и обязательным для всех детей с 6 до 17 лет. Так, когда мы переезжали из России и подавали документы на визу, одним из обязательных требований было предъявить запись ребенка в школу, если он старше 6 лет. Образовательная система является централизованной, государство разрабатывает и утверждает все школьные программы, организует экзамены, утверждает план каникул и школьного расписания. Во Франции существуют три типа школ: государственные (бесплатные школы), католические (частные школы, находящиеся на частичном государственном субсидировании) и частные школы. Католические и частные школы являются платными, но первые активно поддерживаются государством, поэтому обучение в них стоит в разы дешевле, чем в обыкновенных частных школах. Так, если месяц обучения в католической школе стоит 60-80 евро, то обучение в частном заведении обойдется примерно в 10 раз дороже.

Организация учебной недели во Франции отличается от привычной для нас пятидневки. В течение многих лет среда во французских школах была выходным днем, как суббота и воскресенье, а учебный день продолжался с 8:30 до 16:30. С одной стороны, такая организация учебного процесса является очень щадящей для ребенка, но с другой - абсолютно негуманной по отношению к работающим родителям, которые вынуждены прибегать к услугам нянь или специализированных центров, чтобы пристроить ребенка в этот выходной среди рабочей недели. Но в 2014 году во Франции ввели новый режим обучения, согласно которому среда стала учебным днем. Учебная неделя длится теперь 5 дней, при этом общее количество учебных часов осталось прежним, уроки проходят с 8.30 до 15.45 по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам, а в среду - до обеда. Следует отметить, что среда стала обязательным учебным днем только в публичных (государственных школах). Католические и частные французские школы все еще имеют возможность выбора и зачастую оставляют среду выходным днем.

Для работающих семей во Франции существует система продленки. Школа открывается с 7.30, а после окончания учебного дня ребенка можно оставить в школе до 18.30 - таким образом, работающие родители успевают отвезти ребенка в школу до начала рабочего дня и забрать его после. Отпадает необходимость в нянях - удобно, правда? После окончания учебного дня, дети переходят под ответственность сотрудников отдела мэрии, которые с детьми занимаются, гуляют, рисуют или выполняют домашние задания и т.п.

Учебный день во французских школах кажется длинным. Но не стоит думать, что жизнь французского школьника так уж тяжела. Действительно, дети во Франции проводят большую часть дня в школе. Но, во-первых, стоит отметить, что большая перемена, во время которой дети обедают, во французских школах длится 2 часа! Остальные перемены - обычно по 30 минут. А, во-вторых, во Франции законодательно запрещены письменные домашние задания! Поэтому, как правило, вечерние приготовления к следующему школьному дню занимают 15-20 минут. Конечно, не все учителя согласны с проведенными во Франции исследованиями, согласно которым выполнение домашнего задания никак не влияет на усвоение учебного материала, и задают не только устно повторить изученный материал, почитать или выучить стихотворение, но и письменные упражнения. Но это скорее рекомендации, необязательные к выполнению.

Еще одной особенностью является ежегодная смена учителей и классов - параллельные классы перемешивают. Говорят, что это делается для того, чтобы не было «группировок» и любимчиков, ну и как мне ответила одна французская мама на мои слова «жаль, что учителя меняют, нам наша так нравится!» - «а представляете, если бы не нравилась - и так несколько лет?» - типично французская логика!

Школьное образование во Франции считается одним из лучших в Европейском Союзе. Если раньше россиян редко интересовал вопрос получения среднего французского образования, то сейчас для многих он приобрёл актуальность. В благополучную европейскую страну ежегодно переезжают сотни российских семей. Чтобы не прервать образование детей, их отдают во французские учебные заведения.

Получив детсадовскую базу, дети в дальнейшем легко привыкают к школе. Тем более что на базе «материнской школы» они получают основу подготовки к письму и азы обучения языку.

В детских садах малышей разделяют на 3–4 группы образовательных циклов. Уровень GS – это два начальных класса общеобразовательной школы.

Ecole élémentaire – начало образовательного процесса

Первые шаги в начальной школе также начинаются с подготовки детей. Шестилетки попадают в СР – подготовительный курс. До 11 лет образование идёт по 7 направлениям:

  1. Художественное.
  2. Математическое.
  3. Родной язык.
  4. Родная речь.
  5. Познание мира.
  6. Жизнь вместе.

Помимо как такового образования, детям прививается социальная грамотность, позволяющая в дальнейшем адаптироваться в многонациональном обществе и создать семью.

После первого подготовительного года обучения дети проходят несколько этапов: от Cours élémentaire до Cours moyen 2, каждый последующий этап сложнее предыдущего.

В результате в возрасте 11 лет они готовы переходить на следующий уровень с более усложнённой программой – колледж. После 5 классов начальной школы дети переходят на уровень среднего образования.

Французский collège

Этот этап протекает 4 года. В результате ученики получают brevet – аттестат о том, что они получили неполное среднее образование.

Так выглядит аттестат-brevet об окончании французского колледжа

Четырёхлетнее обучение разделяется на 3 этапа:

  1. Адаптационный. В 6 классе 11-летние французы сводят воедино всё знания, которые были получены до колледжа. На этом этапе школьники учатся заниматься самостоятельно, выбирают свой первый иностранный язык.
  2. Центральный этап включает 2 года обучения в 5–4 классах. На 5-м году обучения добавляются новые предметы. Детям предлагается изучение физики и химии. В зависимости от своих способностей, ученикам предлагается выбор дополнительных предметов, к примеру, факультативного латинского языка. На 4 году обучения ребёнок может выбрать ещё один иностранный язык. Цель данного этапа состоит в подготовке к выбору профессии. От результатов этого уровня зависит дальнейшее обучение детей.
  3. Профориентация. Последний 3-й класс можно условно считать первой ступенью взрослого обучения. Ученик получает возможность выбора между тремя направлениями:
  • профобразование;
  • техническое;
  • общее.

На этом этапе можно начать изучение древнегреческого языка. Ребёнок по окончании перечисленных этапов сдаёт экзамен. И, вне зависимости от его результатов, переходит в лицей, где углубляет навыки и знания, которые даёт средняя школа во Франции.

Обратите внимание на видео: учеба в колледже Франции.

Окончив 3-й класс, ученик выбирает тип лицея, в зависимости от ранее определённого направления. Для русских будет понятнее назначение французских колледжей, если провести аналогию с отечественным образованием, они представляют собой аналог наших ПТУ, где человек получает профессию.

Лицейское образование во Франции

Образовательная система страны предусматривает 3 типа лицейского образования в 2019 году:

  1. Профессиональное.
  2. Технологическое.
  3. Общее.

Первый тип требует от ученика ещё двух лет обучения какой-то определённой специальности. Пройдя 2 курса, подросток получает два документа: сертификат о профпригодности и свидетельство о полученном профобразовании.

Ни один из документов не даёт права продолжить обучение в вузе в 2019 году. Чтобы стать студентом, следует продолжать лицейское образование и уже после третьего года учёбы получить профессиональный бакалавриат. Такое стало возможным после 2005 года.

Два других типа: технологический и общий, рассчитаны на трёхлетнее обучение. В течение этого периода французская молодёжь получает образование в определённом направлении. У тех, кто выбрал общий тип – это общее образование.

Диплом бакалавра, который они получают после сдачи экзаменов, будет общего типа и позволит поступить в вуз. В результате обучения в технологических лицеях, ученики получают технологический бакалавриат. Он также даёт право поступить в высшее учебное заведение, но только в рамках выбранной специализации.

Несколько слов о высшей школе Франции

Высшее образование в стране предоставляется на бесплатной основе. Фундаментом для его получения служит лицейский аттестат (степень бакалавра) или иностранный диплом с правом получения университетского образования.

Разнообразно. Можно учиться от 2 до 8 лет. На последнем этапе присваивается звание доктора. Самыми престижными являются Grandes Écoles – Высшие Школы. Для того чтобы в них поступить, нужно сначала пройти двухлетнее обучение на специальных курсах, уделяя каждому предмету, из необходимых для дальнейшего обучения, много времени.

Особенности французского обучения

В среднем учебный год во Франции начинается в начале сентября. Некоторые школы, особенно частные, могут перенести 1 сентября на другие дни. Обучение длится до июля.

Многие учреждения среднего образования (начального) не работают в среду, субботу и воскресенье. Некоторые проводят уроки по пятидневке или шестидневке. Чаще всего на распорядок влияет регион, в котором функционирует учебное заведение.

Школьная неделя в среднем длится 24 часа. Как правило, уроки начинаются в 8.30. Заканчиваться они могут в различное время, в зависимости от количества дней обучения, но не позднее 16.30. В этом случае предусмотрены две крупные перемены, чтобы школьники могли отдохнуть и принять пищу.

Обеденный перерыв может длиться полтора или два часа. Таким образом, у детей есть возможность выбора: обедать в школьной столовой или отправиться домой.

Смотрите в видео: меню в школах Франции.

В некоторых регионах, если родители не работают, их детям запрещается питаться в детсадовских столовых. Чтобы получить разрешение, нужно обращаться в муниципалитет.

Хотя государственное образование в стране и бесплатное, родители обязаны брать на себя затраты на обеспечение своих отпрысков канцелярскими товарами, а также оплачивать экскурсии, организуемые школой. Большинство учебных заведений обязуют родителей страховать здоровье и жизнь детей.

Цель: познакомить детей с месторасположением, культурой, обычаями, главными достопримечательностями Франции.

Задачи:

1. Образовательные:

  • научить детей определять водные и сухопутные границы страны, ориентироваться по карте;
  • познакомить детей с традициями Франции, достопримечательностями.

2. Развивающие:

  • вовлечь учеников в самостоятельный поиск информации по данной теме;
  • развивать у ребят способность делать выводы и доказывать свою точку зрения.

3. Воспитательные:

  • воспитывать в духе патриотизма и интернационализма.

Оборудование:

  • карта Франции крупная, карта мира, табличка «Бюро путешествий Альбатрос»;
  • картинки с изображением продуктов, производимых в этой стране;
  • фотографии достопримечательностей Франции, изображение флага и герба страны;
  • запись гимна и народной песни «Танец маленьких утят», круассаны;
  • у детей: доклады о достопримечательностях Франции.

Ход урока

1. Повторение изученного на прошлом уроке.

Учитель: Давайте мы с вами представим, что вы – не обыкновенные мальчики и девочки, а работники бюро путешествий «Альбатрос», а я – не ваш учитель, а посетитель бюро путешествий. Я хочу побывать в одной из стран Европы. Помогите мне выбрать, в какую страну совершить поездку, расскажите об уже изученных вами странах по данному плану: местоположение, глава государства, столица, достопримечательности (план на доске).

Ученики рассказывают про Австрию, Швейцарию, Германию.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Моя мечта – побывать во Франции. Говорят, что это замечательная страна с многовековой историей и шикарный курорт. Откройте учебник. Перед вами карта Франции выделена сиреневым цветом, у меня на доске такая же. Рассмотрите карту и расскажите, с какими государствами граничит эта страна, какими морями и проливами омывается.

Ученики рассматривают карту и отвечают.

3. Знакомство с местоположением Франции, её географическим положением.

Учитель: Ну что, совершим путешествие? Давайте на карте мира посмотрим, где находится наша страна, а где Франция. Расстояние между нашими странами 3000 км. На чём можно совершить путешествие?

Ученики: На самолёте, поезде, автобусе и машине.

Учитель: Путешествие на самолёте займёт 3 с половиной часа, на поезде меньше двух суток с пересадкой в Берлине, на автобусе трое суток. Что выберем?

Ученики: Самолёт.

Учитель: Вот и Франция. Мы видим с высоты полёта, что большая часть Франции зелёная. Почему?

Ученики: Потому что большую часть страны занимают низменности с широколиственными лесами. И только на юго-востоке Франции – горы Альпы с альпийскими лугами.

Учитель: Высочайшая вершина Альп – Монблан. Курорт Куршавель находится в Альпах. А что это за голубые змейки, пересекающие всю территорию страны?

Ученики: Это реки. Луара, Рона, Сена и Гаронна.

Учитель: Самая большая река Франции – Луара, самая бурная – Рона.

4. Знакомство с государственным устройством страны.

Учитель: Приземляемся. Что мы слышим? Это гимн Франции (звучит гимн, дети встают). А это – герб и флаг страны (вывешиваются на доске). Французы нас приветствуют: «Бонжур, мадам, месье!» А кто стоит во главе государства? Какой государственный язык?

Ученики: Глава – президент, язык – французский.

5. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством страны.

Учитель: А чем богата Франция? Что производят большие труженики – французы?

Ученики: Во Франции развито машиностроение, лёгкая промышленность, производство парфюмерной и косметической промышленности.

Учитель: Развито во Франции и сельское хозяйство: виноградарство, садоводство, цветоводство (на доске вывешиваются картинки).

6. Знакомство с культурными традициями страны.

Учитель: А ещё когда мы говорим о Франции, мы отмечаем великолепную французскую моду, французский стиль, шик. Лучшие модельеры – французы, лучшие дома мод во Франции.

Коко Шанель, Ив Сен Лоран...

Физкультурная минутка. Любят французы и танцевать, и песни петь. Вот сегодня мы познакомимся с французской народной песней «Танец маленьких утят». Дети танцуют танец.

Учитель: Французы уважительно относятся к своей культуре и истории. Чтят своих героев, таких, как Жанну Д, Арк, Шарля де Голя. Всем известны французские литераторы: Рабле, Мольер, Бомарше, Мериме, Экзюпери...

Известные художники: Клод Моне, Ренуар, Пикассо (на доске репродукции картин).

А какой самый знаменитый город Франции? На какой реке он расположен?

Ученики: Париж расположен на Сене. Он полон достопримечательностей

Учитель: Сейчас наши экскурсоводы расскажут нам о некоторых достопримечательностях Парижа.

Ученики читают доклады об Эйфелевой башне, о Соборе Божьей Матери, о Лувре, о Диснейленде.

7. Знакомство с образованием во Франции.

Учитель: Сегодня утром мне почтальон принёс письмо. Оно из Франции. Давайте прочитаем.

Читаем письмо про французскую школу, написанное от лица ученика школы.

8. Обобщение.

Учитель: Нам пора возвращаться. Что мы теперь сможем рассказать посетителям нашего бюро путешествий о Франции?

Дети рассказывают по схеме.

Учитель: Вот мы и дома. Но наше знакомство с этой страной только начинается. А сейчас я хочу угостить вас французским блюдом – круассанами. Звучит французская песня, дети кушают.

Получить образование во Франции мечтают многие молодые люди. Если вы находитесь в их числе или просто интересуетесь данным вопросом, то обратите внимание на эту статью. В ней мы расскажем, как работает во Франции, и какие уровни необходимо освоить учащимся.

Немного истории

В настоящее время многие школьники и студенты предпочитают получать образование Франции. Государства в Европе предлагают всем желающим качественное и, что очень важно, вполне доступное по деньгам обучение. Чтобы получить высокие оценки, государство прошло долгий путь, который длился больше ста лет. Известные «законы Ферри», вышедшие в конце 19 века, предписывали гражданам учиться в обязательном порядке с шести до двенадцати лет. Следующим этапом развития системы стали шестидесятые годы 20 века. Именно тогда правительство приняло решительные меры, которые помогли стране достичь желаемых результатов в век образования. Франции пришлось ввести обязательное обучение детей до 16 лет, учредить младшую и среднюю школы (колледж, лицей или технический колледж). Далее мы предлагаем подробнее рассмотреть все уровни образования Франции.

Дошкольное образование

Французские детские сады ждут в своих стенах малышей с двух до пяти лет. Большинство современных родителей предпочитает отпускать малышей в дошкольные учреждения с трех лет, хотя пребывание там не является обязательным. Здесь хотелось бы еще немного рассказать про развитие образования Франции. Первый детский сад в этой стране появился в конце 18 века, а уже в начале 19 появилась и активно функционировала целая система. В крупных промышленных городах работали детские сады для бедняков и для детей рабочих. Известный педагог Полина Кергомар внесла большой вклад в во Франции. Именно она предложила обучать дошкольников игровыми методами и отменить Благодаря ей «Мамина школа», которая сформировалась в начале 19 века, стала очень популярной и до сих пор функционирует во всех городах страны. Этот аналог российских детских садов имеет следующие уровни обучения:

  • До четырех лет дети только играют.
  • До пяти лет обучаются рисованию, лепке, совершенствуют устную речь и межличностное общение.
  • Последняя возрастная группа - до шести лет. Здесь малыши готовятся к школе, осваивают счет, чтение и письмо.

Иногда в адрес материнских школ можно услышать критические замечания, которые утверждают, что порядки здесь излишне строги. Однако большинство специалистов считает, что французские детские сады обеспечивают детям достойную подготовку к школе - одну из самых лучших в Европе.

во Франции

Дети, достигшие шестилетнего возраста, отправляются в колледж, где учатся по одинаковой для всех программе. В обязательном порядке малыши совершенствуют навыки счета, письма и чтения. Также все они учат иностранный язык и совершенствуют разговорную речь на родном языке. В третьем классе ученики сдают экзамены и получают диплом.

Среднее образование

В 11 лет дети могут выбрать свой дальнейший путь - поступить в обычный лицей, в технический или профессиональный. Последний вариант предполагает двухлетнее обучение выбранной профессии (как ПТУ в нашей стране), после чего выдается свидетельство о его окончании. Однако в этом случае ученик не имеет права на получение высшего образования, в отличие от первых двух случаев. Окончание общего лицея позволяет поступить в любой вуз, после технического продолжить учебу по своей специальности.

В стране работают не только государственные, но и частные школы. Также есть школы-интернаты. В госучреждениях обучение абсолютно бесплатно (только учебники нужно будет покупать самостоятельно) и туда можно поступить не только гражданам Франции, но и иностранцам. Правда, придется сдать экзамен на знание языка, пройти устное собеседование и написать В иностранцев берут без проблем, если они владеют французским языком на базовом уровне.

Высшее образование во Франции

Получить высшее образование может любой желающий, однако будущему студенту необходимо иметь диплом бакалавра, который получает каждый выпускник лицея. Далее ему предстоит выбрать, какой тип образования он хочет получить. Можно пойти по короткому пути и через два года стать дипломированным специалистом в сфере обслуживания или промышленности. Преимуществом данного пути является экономия времени и возможность быстрого трудоустройства. Тот, кто предпочитает длительное обучение (а это от пяти до восьми лет), по окончании вуза может претендовать на высокооплачиваемую работу в престижной фирме.

Университеты

Система образования во Франции устроена таким образом, что любой человек может бесплатно получить профессию. В эти учебные заведения может поступить даже иностранец, если сдаст тест на знание языка и пройдет собеседование. Следует учесть, что наиболее престижными считаются вузы, которые обучают профессии врача, юриста, педагога и журналиста. В большинстве университетов государство оплачивает 30% мест, а остальным студентам придется оплатить вступительный взнос (от 150 до 500 евро). Однако многие рады подобным условиям, поскольку студентам полагается стипендия, которая составляет примерно 100 евро в месяц. Частные вузы берут с учеников за плату от 10000 до 20000 евро в год (зависит от выбранной специальности).

Высшие школы

Высшее образование во Франции можно получить в престижных высших школах, однако, чтобы получить такую возможность, придется выдержать серьезный экзамен. Некоторые из них принимают только студентов, прошедших в университете базовый курс обучения. Учеба в такой школе считается более престижной, поскольку выпускникам гарантируется трудоустройство и высокие заработки. Некоторые студенты получают стипендию от государства, поскольку являются будущими учителями, военными, библиотекарями и даже политиками.

Языковые школы

Если вы решили выучить французский язык, то помогут вам в этом так называемые языковые школы. Приехать для обучения можно в срок от семи дней, но средняя длительность курса составляет от двух до четырех недель. Здесь могут учиться люди с любым уровнем владения языка - начальным, базовым или продвинутым. Погружение в языковую среду гарантирует высокий результат и тем, и другим. Также предусмотрены курсы для таких узких специалистов, как врачи, юристы, работники турагентств. Многие студенты совмещают это своеобразное обучение во Франции с кулинарными курсами, школой верховой езды и многими другими развлечениями. Обычно ученики тратят на обучение от 20 до 30 часов в неделю, а средняя стоимость за неделю составляет 300 евро.

«В середине пятого класса моя дочь, ученица московской школы, входящей в сотню лучших в России, начала учиться в провинциальном французском колледже - аналоге нашей средней школы. Французского языка она не знала совсем. Мерси, бонжур, сильвупле - не в счёт. Сегодня самая страшная для неё угроза - обещание отправить её учиться назад в Москву». «Мел» уже писал о том, как во Франции и , а сегодня мы публикуем монолог мамы, чья дочь учится во французском колледже.

Под взглядами школьной администрации я всегда робела. Но, как оказалось, администрация может быть дружелюбной и гостеприимной. Нас удивило полное приятие со стороны колледжа: проживаете на нашей территории - значит, будете учиться. Не хватает нужного документа - не переживайте, принесёте как-нибудь потом. Про предыдущие оценки поверили на слово. Никто дочку не подвергал никаким тестам. Надо учиться? Будем учить. Возникнут сложности - поможем. «Может, её на класс ниже записать?» - поинтересовалась я. «Зачем? Пусть учится со своим возрастом! А вот если будет очень много проблем, лучше пусть повторит этот год. Но я почти уверена, что до этого не дойдёт», - вселила в меня надежду директор. И ни полунамека о каком-либо репетиторстве за деньги.

Французский колледж / Фото: devoirscmbaste-quieta.eklablog.com

В колледже в городке с населением три с половиной тысячи человек учатся около 450 детей 11-15 лет. Это шестые, пятые, четвёртые и третьи классы (здесь обратная нумерация классов), по четыре-пять параллелей каждого, по 25 детей в классе. В колледж съезжаются дети из окрестных крошечных городков и деревушек. Для этого существуют бесплатные школьные автобусы шести разных маршрутов.

В условленный час автобус забирает детей со специально оборудованных остановок и в определенный час возвращает туда же

Дети в целях безопасности обязаны надевать ярко-жёлтый жилет с символикой департамента.

Французы, как известно, в английском не сильны, поэтому довольно бойкий разговорный английский моей дочки - подмога слабая. И всё же, узнав, что дочка говорит по-английски, учительница математики, чтобы объяснить ей хоть что-то, стала приносить с собой на урок французско-английский словарь. Физрук не ленился прибегать к помощи англичанина из параллельного класса. Другие учителя активно использовали рисунки и пантомиму, так, что иногда все дружно смеялись. Никто не жаловался. Нам никто не звонил, тревогу не бил, не возмущался, о помощи не просил.

Занятие во французском колледже / Фото: franceinfo.fr

А еще нас отправили в ассоциацию, помогающую детям в учёбе. Стоимость помощи в освоении французского - пять евро в год. За эти пять евро к дочке в колледж приходит учитель и занимается с ней французским в часы, предназначенные для индивидуальных занятий. В расписании есть индивидуальные занятия для каждого ученика, у каждого свои предметы, которые он подтягивает, а если подтягивать нечего, то изучает углублённо.

Что такое Ля ви сколер

La vie scolaire, что в переводе «школьная жизнь» - это подразделение в школе, состоящее из шести человек, трёх девушек и трёх молодых людей в возрасте от 21 до 35 лет. У них есть специальный кабинет, куда может зайти каждый ребенок по любому вопросу. Задача «вискол» - решать все организационные вопросы. Один встречает учеников у ворот, другой дежурит в столовой, третий отмечает пропуски и следит за посещаемостью. Ля ви сколер организует внеклассную работу, помогает отыскивать потерянные вещи, разрешает конфликты между детьми и так далее.

Кабинет la vie scolaire / Фото: lyc-durand-castelnaudary.ac-montpellier.fr

Школьный день в колледже начинается в 8.30, а заканчивается в 17.00 (в среду в 12.00). Кажется, что долго, но дочка, возвращаясь домой, не выглядит уставшей. Во-первых, перемена на обед длится в среднем два часа, что позволяет не только поесть без спешки, но и по-настоящему отдохнуть. Кроме этого, есть ещё две перемены по 15-20 минут и несколько маленьких - только чтобы перейти из класса в класс.

На больших переменах детям запрещено находиться в школе - они должны дышать свежим воздухом и двигаться

Ученики гуляют в школьном дворе: играют в пинг-понг, игры с мячом, просто ходят группами, общаются, болтают с любимчиками из Ля ви сколер, которые присматривают за детьми на улице и часто принимают участие в их играх.

Перемена / Фото: eduscol.education.fr

Отдыхают дети и на этюдах, которые есть в расписании. На них можно успеть сделать домашку, а можно заняться своими делами, главное - сидеть тихо и говорить только шепотом.

Школьной формы в колледже нет. Нет и сменной обуви. Нет даже раздевалки. Куртки дети носят с собой из класса в класс. Зато у каждого есть шкафчики с замками, где дети хранят книги, спортивную форму, чтобы не таскать тяжести. Несмотря на то, что все ходят в уличной обуви, в школе всегда очень чисто, при этом дочка ни разу не видела уборщицу. Наверное, в отличие от наших грозных фей с половыми тряпками, гневно кричащих вслед детям, французские уборщицы выполняют свою работу во время уроков, и поэтому ученики им не мешают.

Самое яркое впечатление от школы - это обед

«Если утром не хочется вставать, я вспоминаю, какой вкусный обед меня ждёт в школе», - спустя месяц учёбы сказала дочь. Именно обеды стали, пожалуй, самым ярким первым впечатлением дочки от колледжа. На протяжении первых двух месяцев она каждый день с восторгом детально описывала меню, и я вместе с ней не переставала удивляться его разнообразию. Названия блюд звучали как ресторанные, а их состав вызывал у меня слюноотделение и даже желание приготовить нечто подобное гостям. Основные блюда в меню ни разу не повторились за два первых месяца.

Дочку удивляет забота: если среди фруктов есть грейпфруты, то к ним обязательно предложат сахар в пакетике

Сахар полагается и к клубнике (вдруг для кого-то она недостаточно сладкая), и к натуральному йогурту. К редиске дают кусочек сливочного масла, а к рыбе - дольку лимона. Нас это удивляет, но если вдуматься - это же нормально. Так же нормально, как и красиво сервировать блюда для детей, воспитывая в них любовь к красоте, а не дурные привычки.

Французская школьная столовая / Фото: france3-regions.francetvinfo.fr

Сотрудницы столовой улыбчивые, они не ругают ребенка, даже если тот уронил поднос. Но убрать за собой должен он сам.

Стоимость школьного обеда - два евро 10 центов, то есть примерно 150 рублей (родители оплачивают раз в триместр). Учитывая, что минимальная зарплата тут в несколько раз больше российской, цена за такой шикарный обед более чем скромная.

Как школьникам прививают любовь к спорту

Нормы ГТО во французских школах не сдают. Главное - спортивный досуг во время перемен. Многие дети приходят в школу со своими ракетками для пинг-понга, мячами (хотя все это можно взять в Ля ви сколер). Да и сам факт, что детей обязывают на переменах выходить на улицу и двигаться, а не стоять уткнувшись в смартфон у окна, немаловажен. К слову сказать, пользоваться телефонами в колледже строго запрещено. За неповиновение телефон у ребёнка изымают на 24 часа. Я думала, что факт запрета сильно расстроит мою дочку, но оказалось, что в свои 12 она уже вполне способна оценить все преимущества безгаджетового досуга.

Спортивные соревнования / Фото: blogs.crdp-limousin.fr

Уроки физкультуры проходят здесь совершенно иначе. Они сложнее и интереснее. Учитель страхует каждого ребенка при выполнении сложных акробатических и гимнастических упражнений. Кроме этого детей учат играть в разнообразные спортивные игры: пинг-понг, гандбол, бадминтон, футбол.

В течение года устраиваются соревнования по разным видам спорта между колледжами. Например, в мае у дочки были матчи по регби и футболу

Участие принимает весь класс, даже если ребёнок до этого ни разу себя в этом виде спорта не пробовал. К моему удивлению, после соревнований по регби моя дочка влюбилась в этот непопулярный в России вид спорта и теперь хочет им заниматься.

Победители в спортивном кроссе / Фото: asanatolefrance.canalblog.com

Почему двадцатибалльная система оценки лучше

Во Франции принята двадцатибалльная система оценок. Дочка считает, что такая система лучше отражает твой уровень знаний, более точная, при ней «не схалявишь». А еще, по её мнению, когда оценок всего пять, а на самом деле три, то учитель невольно натягивает оценки своим любимчикам и занижает тем, кого недолюбливает. И я с ней согласна. Когда в арсенале учителя 20 баллов, то более понятны критерии выставления оценки, поэтому выше вероятность точной и непредвзятой оценки. Каждая ошибка имеет значение. И не только ошибка.

Для того, чтобы получить оценку больше 17, нужно выдать что-то «выдающееся»: оригинальную мысль или решение. При пятибалльной системе эти усилия сложно оценить. Пятерку получает и тот, кто очень постарался, и тот, кто просто сделал добротно. Это убивает стремление делать что-то выдающееся. А четверку может в определенных случаях получить тот, у кого «есть много исправлений и нет ошибок» и тот, у кого целых три ошибки. Детям это, естественно, кажется несправедливым.

Фото: europe1.fr

Мне пришлась по вкусу система «отчётности» школы перед родителями. Каждый семестр родители по почте получают табель успеваемости своих детей. В нём перечислены все предметы и оценки по двадцатибалльной шкале с округлением до сотых, например, 14,72. Но на этом информация, которую может почерпнуть родитель из табеля, не заканчивается. В нём есть колонки, в которых указана оценка ученика по всем предметам в предыдущих семестрах, чтобы оценить динамику.

Для каждого предмета указана средняя оценка по классу - можно быстро увидеть, каковы успехи ребёнка по сравнению с другими

Но и это ещё не всё. Для каждого предмета указана самая низкая оценка в классе и самая высокая - так еще лучше видно, насколько хороши успехи ребёнка. Например, я вижу 14,72 по математике - может показаться, что это ниже, чем хотелось бы. Но, ознакомившись со всеми колонками, я понимаю, что с таким баллом она среди лучших.

В последней графе табеля каждый преподаватель пишет своё мнение о каждом ребёнке. Например: «Ученик очень хороший и мотивированный. Показывает прогресс, несмотря на сложности с языком, однако следует обратить внимание на почерк и оформление работ». Или: «Отличный результат, есть явные способности, которые ученик планомерно развивает». Кроме этого указано, сколько часов занятий ученик пропустил, и сколько из этих часов не подтверждено документами.

Фото: bfmtv.com

Я не знаю, насколько хорошие знания будут у моей дочери после окончания этого провинциального колледжа, но я вижу, что она ходит в него с большим желанием и удовольствием и не хочет пропускать ни дня. И считаю, такой настрой многого стоит. Иногда я даже ей завидую, например, когда она рассказывает, как проходят уроки географии, музыки и изобразительных искусств, у меня сразу возникает желание проникнуть на эти уроки в качестве учащегося.

Назад в московскую школу? Ни за что!

Я знаю, что применять угрозы - это непедагогично, но в минуты слабости, когда дочь-подросток своим поведением доводит меня до отчаянья, я иногда угрожаю отправить её назад в московскую школу. Она умоляет меня не делать этого, потому что не хочет возвращаться туда, где «ходят строем», на классном часе разучивают речёвки, где в столовой тошнотворно пахнет, а невкусную еду нужно умудриться заглотить за 10 минут. Где уборщица может «ни за что наорать», а на переменках нельзя бегать и играть в мяч, где учеников сгоняют в актовый зал, чтобы послушать выступления чиновника или священника, приехавшего на «Мерседесе» с охраной.