XXXXVI Всероссийская олимпиада школьников по химии. Всероссийская олимпиада школьников по химии

III (региональный) этап 2010 г.

Теоретический тур

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

Задача 11-1

Некоторое белое кристаллическое вещество А при нагревании на воздухе испытывает ряд превращений, последовательно образуя белые кристаллические вещества Б Г . Навеску 5 г вещества А последовательно нагревали до температур, соответствующих полному превращению в соединения Б , В и Г , после чего определяли массу образца. Результаты экспериментов суммированы в таблице.

Температура, K Вещество Масса образца, г Реакция
А 5,0000
Б 4,3475
В 4,0213
Г 2,5717

В другом эксперименте образцы А Г массой по 5 г каждый растворяли в 95 г воды и определяли рН полученных растворов. Оказалось, что растворы А В имеют рН около 2,5, тогда как раствор Г нейтрален.

Вопросы.

1. Определите вещества А Г и напишите уравнения реакций, последовательно происходящих при нагревании вещества А .

2. Объясните, почему величина рН водного раствора Г существенно отличается от величин рН растворов А В .

3. Что будет происходить с соединением Г при дальнейшем нагревании?

4. Каково геометрическое строение структурных единиц, из которых построены вещества А и В ?

5. Где может использоваться соединение А ?

Задача 11-2

И, изменив свою окраску,
Пустились в пляску, колдовские.

Леонид Мартынов

На схеме представлены превращения соединений, содержащих переходный металл Х .

Известно, что:

1) А () кристаллизуется из водного раствора Е и содержит 15,13 % кристаллизационной воды;

2) при добавлении к раствору, содержащему 8,29 г А, избытка раствора AgNO 3 выпадает 10 г белого осадка;

3) вещество С содержит 35, 51 % Х по массе.

4) переходный металл Х присутствует в малых концентрациях в минералах никелин и купферникель.

Вопросы.

1. Определите Х и соединения А Е . Ответ подтвердите расчётом.

2. Объясните геометрическое строение веществ А и С .

3. Предположите цвета соединений А и E .

4. Напишите ещё 2 способа получения безводной соли Е (укажите условия реакций).



5. Напишите реакции взаимодействия:

a) металла Х с монооксидом углерода;

b) солиЕ с водным раствором аммиака и хлорида аммония на воздухе (NH 3 + NH 4 Cl + O 2), если при этом образуется вещество с массовой долей азота 27,94 %;

c) соли Е с водным раствором аммиака и хлорида аммония на воздухе (NH 3 + NH 4 Cl + O 2) в присутствии активированного угля , если при этом образуется вещество с массовой долей азота 31,40 %.

Задача 11-3

На приведённой ниже схеме превращений зашифрованы важные промышленные процессы, используемые для получения различных мономеров.

1. Расшифруйте эту схему, учитывая, что на ней отсутствуют коэффициенты.

2. Напишите структуры повторяющихся звеньев полимеров, образующихся при полимеризации соединений E , F , M .

Соединения A и J в зависимости от условий полимеризации могут образовывать по два типа регулярных полимеров.

3. Напишите структуры повторяющихся звеньев для каждого из них.

Задача 11-4

17 ноября 2009 г. исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского химика Е. Е. Вагнера. Его магистерская диссертация была связана с изучением окисления кетонов хромовой смесью при 100 °С. Он нашёл, что в этих условиях гексанон-3 превращается в смесь трёх кислот в соотношении 1: 1: 1.

1. Напишите структурные формулы образовавшихся кислот и соответствующие уравнения реакций.

2. Укажите, какая из написанных Вами реакций протекает быстрее.

При изучении окисления несимметричных кетонов Вагнер установил, что «При неодинаково гидрогенизированных прикарбонильных атомах углерода окисляется и отщепляется при главном направлении реакции тот из них, который гидрогенизирован, при второстепенном направлении, наоборот, – гидрогенизированный.»

3. Вставьте пропущенные слова «более» и «менее» в правило, сформулированное Вагнером. Учтите, что сейчас, в отличие от Вагнера, мы знаем, что эта реакция начинается с превращения кетонов в изомерные им енолы, что позволяет предсказывать направление реакции на основании правила А. М. Зайцева, учителя Вагнера в Казанском университете.

При изучении реакции окисления изопропилэтилкетона Вагнер нашёл, что скорость «главной» реакции в 4 раза превышает скорость «второстепенной».

4. Укажите соотношение (по массе) кислот, образующихся в ходе этого процесса.

5. Тем не менее, есть примеры соединений, на которые данное правило не распространяется. Среди приведённых ниже соединений выберите те, для которых правило Вагнера не выполняется. Объясните Ваш выбор.

Список соединений: 2,3,6-триметилгептанон-4, 3-метил-1-фенилбутанон-2, 4-метил-1-фенилпентанон-3, 2,2-диметилпентанон-3.

Задача 11-5

Зависимость скорости химической реакции от температуры.
Связь уравнений Вант-Гоффа и Аррениуса

Скорость большинства химических реакций увеличивается с ростом температуры. Для описания зависимости скорости химической реакции от температуры используют различные соотношения.

Одно из таких соотношений – эмпирическое правило Вант-Гоффа, согласно которому при увеличении температуры на 10 градусов скорость гомогенной реакции возрастает в 2 ÷ 4 раза, т. е. температурный коэффициент скорости реакции g равен

.

Другое из таких соотношений – уравнение Аррениуса, согласно которому константа скорости реакции описывается следующей формулой:

или в логарифмической форме

,

в которой E A – энергия активации реакции, A – постоянная, не зависящая от температуры.

Вопросы.

1. Подставив уравнение Аррениуса в правило Вант-Гоффа, получите уравнение, связывающее энергию активации реакциии температурный коэффициент скорости.

2. Используя полученное соотношение, рассчитайте диапазон энергий активации, в котором правило Вант-Гоффа выполняется при температурах, близких к комнатной.

3. Покажите, как этот диапазон зависит от температуры. Для этого с помощью полученного соотношения изобразите на одном графике зависимости E A от температуры (в интервале от 0 до 500 К) для g = 2 и g = 4.

XLVII Всероссийская олимпиада школьников по химии

__________________________________________________________________________________________________

Одиннадцатый класс

Задача 11-1

Для приготовления пирофорного нанопорошка металла юный химик использовал твёрдую двухосновную кислоту А , содержащую 32 % углерода и бесцветный порошок Б (содержит 4,5 % углерода), разлагающийся кислотой с выделением газа, имеющего плотность при н. у. 1,97 г/л. В результате реакции был получен раствор, из которого со временем выделились кристаллы вещества С . Они бесцветны, растворимы в воде, а их раствор даёт чёрный осадок под действием сероводорода и коричневый – под действием раствора гипохлорита натрия. Чёрный осадок при действии пероксида водорода становится белым. При нагревании вещества В до 400 °C в вакууме был получен нанопорошок металла Г с размером частиц 50 нм. На воздухе порошок самораскаляется, постепенно превращаясь в красно-коричневый порошок Д , содержащий 7,17 % кислорода.

1. Назовите неизвестные вещества и запишите уравнения реакций.

2. Приведите два примера получения пирофорных порошков других металлов.

Задача 11-2

В водах мирового океана содержится 4,5 миллиарда тонн урана в виде уранил-иона . Это примерно в 820 раз больше, чем можно извлечь из всех известных месторождений урановой руды, из которой этот металл сегодня добывается для использования в ядерных реакторах. Однако в виду низкой концентрации и специфической формы уранил-иона, его экономически выгодное извлечение из морской воды известными химическими методами до недавнего времени считалось практически невозможным.

В 2010 году американские учёные предложили использовать для этого
2,6-терфенилкарбоксилат ион, который селективно координирует уранил-ион, образуя устойчивый, малорастворимый в воде комплекс. Объёмные фенильные группы закрывают уранил-ион в виде капсулы, таким образом, вытесняя воду из внутренней сферы и усиливая прочность комплекса:

Схема реакции

Полученный комплекс можно экстрагировать из водного раствора хлороформом. Эксперименты показали, что при достижении фазового равновесия концентрация комплекса в органической фазе в 40 раз выше, чем в водной.

При обработке органического экстракта разбавленным раствором азотной кислоты комплекс разрушается, и уранил-ион переходит в водную фазу. После добавления основания к полученному раствору (для нейтрализации избытка азотной кислоты и создания слабо-щелочной среды) его можно снова экстрагировать. Повторяя эту серию процедур несколько раз, можно добиться значительного концентрирования урана в воде.

1. Из каких двух основных изотопов состоит природный уран? Какой из них участвует в ядерной реакции на ядерных электростанциях? Что такое обогащённый уран?

2. Напишите сокращённые ионные уравнения реакций образования комплекса и его разрушения раствором азотной кислоты. Для каждого продукта и участника реакции укажите фазу, в которой он находится («о» для органической фазы, «в» – для водной). 2,6-терфенилкарбоновую кислоту и соответствующий ей лиганд можно обозначить RCOOH и RCOO – соответственно. Считайте, что в качестве основания использовался аммиак.

3. Рассчитайте молярную концентрацию уранил-иона в морской воде, учитывая, что объём вод мирового океана составляет 1,3 млрд. кубических километров. Сколько раз необходимо повторить цикл концентрирования исходной морской воды, чтобы достичь концентрации уранил-иона не менее 0,5 моль/л? При решении используйте следующие данные: (1) при экстракции урана из водной фазы объём органической фазы в 10 раз меньше объёма морской воды; (2) при обратной экстракции урана в водную фазу объём раствора азотной кислоты в 10 раз меньше объёма органической фазы; (3) нейтрализация избытка разбавленной азотной кислоты и создание щелочной среды достигаются пропусканием газообразного аммиака через раствор, при этом увеличением объёма раствора можно пренебречь.

4. Потребление урана в мире составляет около 65 тыс. тонн в год. Через сколько лет следует ожидать истощения месторождений урановой руды? Предполагая, что после этого уран будет добываться из океана, и что скорость потребления останется неизменной, оцените количество воды, которое нужно будет перерабатывать в мире ежедневно, чтобы удовлетворить потребность в уране.

Задача 11-3

Вещество Х представляет собой бесцветные игольчатые кристаллы с резким запахом, постепенно розовеющие на воздухе. Оно умеренно растворимо в воде (6,5 г на 100 г воды), гораздо лучше в растворах щелочей. Х растворим также в этаноле, хлороформе, бензоле. Водный раствор X используется как антисептическое средство, для дезинфекции предметов домашнего и больничного обихода.

Вещество Х может быть получено из бензолсульфоновой кислоты (бензолсульфокислоты) сплавлением её натриевой соли с твёрдой щёлочью с последующей обработкой продукта реакции кислотой (реакции 1 и 2). Вещество Х даёт характерную сине-фиолетовую окраску с солями железа (III), например с FeCl 3 (реакция 3).

В фармацевтическом анализе для установления подлинности препарата используют реакцию 1 % водного раствора Х с бромной водой, приводящую к образованию белого осадка вещества А (реакция 4). При избытке брома реакция протекает с образованием жёлтого осадка вещества В , содержащего 78 % брома (реакция 5). Вещество В не даёт характерной окраски с хлоридом железа (III) и является мягким бромирующим агентом.

В фармацевтическом анализе получила распространение другая методика: 0,5 г Х растворяют в 2 мл NH 3 (C = 13,5 M), доводят до метки до 100 мл. К аликвоте 2 мл добавляют 0,05 мл NaClO (ω(Cl) = 0,03) и оставляют раствор при комнатной температуре. Постепенно появляется тёмно-синее окрашивание (вещество Y ).

1. Установите и назовите вещество Х .

2. Напишите уравнения реакций 1 – 5.

3. Напишите уравнения реакций получения Y из Х , если в качестве промежуточных веществ последовательно образуются С и D . Содержание кислорода в C, D, Y составляет 30,2 %, 14,9 % и 16,1 % соответственно. Ответ подтвердите расчётами. Учтите, что в соединении С имеется лишь два типа атомов углерода.

4. Кроме указанного выше метода известно ещё по крайней мере 4 способа получения Х . Укажите один из них. Напишите соответствующее уравнение (или уравнения) реакции.

Задача 11-4

Как известно, основным направлением потребления углеводородов до сих пор является их сжигание. Однако известны и разнообразные примеры частичного окисления углеводородов, приводящего к тем или иным ценным продуктам. При этом в зависимости от используемого окислителя и условий проведения реакции один и тот же углеводород можно превратить в разные соединения. На приведённой схеме показаны наиболее часто используемые методы окисления алкенов на примере (Е )-пентена-2. Учтите, что соединение М содержит 69.8 % углерода, при действии MnO 2 оно превращается в продукт N , дающий реакцию серебряного зеркала с образованием соли О ; соединения J и L являются диастереомерами (оптическими изомерами, не являющимися зеркальным отображением друг друга), а соединения К и М – изомеры, имеющие разные функциональные группы.

1. Напишите структурные формулы соединений A–O .

2. Напишите уравнение реакции (Е )-пентена-2 с перманганатом калия в растворе серной кислоты.

3. Соединения D ,F и H легко превращаются в А , а Е , G и I в В . На примере одного из продуктов реакции (А или В , на ваш выбор) напишите, с помощью каких реагентов можно осуществить эти превращения (один пример для каждого превращения).

Каталог заданий.
Задания 14. Органика. Взаимосвязь между основными

Версия для печати и копирования в MS Word

Изопропиловый спирт используют как универсальный растворитель: он входит в состав средств бытовой химии, парфюмерной и косметической продукции, стеклоомывающих жидкостей для автомобилей. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций получения этого спирта. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Сохранено


Этилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полиэтилена, винилхлорида, винилацетата и многого другого. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Ацетилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полиацетилена, этанола, уксусной кислоты и многого другого. Также его применяют в газовой сварке и в ракетном топливе. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Ацетилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полиацетилена, этанола, уксусной кислоты и многого другого. Также его применяют в газовой сварке и в ракетном топливе. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Пропил бромистый используется для прецизионного органического синтеза, однако он имеет высокую токсичность, поэтому при работе с ним ведется жесткий контроль техники безопасности. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Этил бромистый используется для прецизионного органического синтеза, однако он имеет высокую токсичность, поэтому при работе с ним ведется жесткий контроль техники безопасности. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Этанол используется как топливо или в составе топлива, в пищевой промышленности, медицине и химической промышленности. Является хорошим и доступным растворителем. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Пропанол используется как топливо с высоким октановым числом и химической промышленности. Является хорошим растворителем для восков и органических смол. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Пропилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полипропилена, изопропилового спирта, ацетона и многого другого. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Пропилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полипропилена, изопропилового спирта, ацетона и многого другого. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Бутилен-2 важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полибутилена, бутанола, изооктана и многого другого. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Бутилен-1 важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения бутадиена, бутанола, изооктана и многого другого. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Ацетилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полиацетилена, этанола, уксусной кислоты и многого другого. Также его применяют в газовой сварке и в ракетном топливе. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Ацетилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полиацетилена, этанола, уксусной кислоты и многого другого. Также его применяют в газовой сварке и в ракетном топливе. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Циклогексан важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения капролактама, бензола, циклогексанона и многого другого. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Циклопропан в основном применяется в медицине в качестве ингаляционного наркоза. Однако благодаря напряжению в цепи в хорошо реагирует в реакциях присоединения, давая достаточно легко получать галоген пропаны. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Бензол важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения этилбензола, кумола, нитробензола и многого другого. Также его применяют в качестве растворителя.В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Стирол применяют почти исключительно для производства полимеров. Многочисленные виды полимеров на основе стирола включают полистирол, пенопласт (вспененный полистирол), модифицированные стиролом полиэфиры. Также он является частью напалма. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

1-Хлорбутан широко применяется в химической промышленности в качестве растворителя, алкилирующего реагента и реагента при получении металлорганических соединений. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Этил иодистый применяется в органическом синтезе для введения в молекулу этильного радикала. Например в реакциях алкилирования. Также иодэтан используется при получении этилмагний йодида и других металлоорганических соединений. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Пропилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полипропилена, изопропилового спирта, ацетона и многого другого.В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Бутанол важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения бутановой кислоты, бутилацетата, дибутилфталата и многого другого. Является хорошим растворителем.В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Ацетилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полиацетилена, этанола, уксусной кислоты и многого другого. Также его применяют в газовой сварке и в ракетном топливе. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК формальдегида в воздухе составляет 0,003 мг/м. В помещении площадью 40 м с высотой потолка 2,5 м с поверхности дверей, изготовленных из древесно-стружечных плит (ДСП), пропитанных фенолформальдегидной смолой, испарилось 1,2 мг формальдегида. Определите, превышена ли ПДК формальдегида в воздухе данного помещения. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию формальдегида в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Ацетилен применяется в качестве горючего при газовой сварке и резке металлов, а также как сырье для производства винилхлорида и других органических веществ. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций, характерных для ацетилена. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Бутанол-2 используют как растворитель в лакокрасочной промышленности. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций, характерных для бутанола-2. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

На кухне площадью 6 м 2 и высотой потолка 3 м, оборудованной газовой плитой, при горении газа выделилось 180 г углекислого газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация углекислого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию углекислого газа в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

В помещении с печным отоплением площадью 20 м 2 и высотой потолка 2,5 м из-за неполного сгорания угля в печи в воздух выделилось 175 мг угарного газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация угарного газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию угарного газа в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

В помещении столовой площадью 30 м 2 и высотой потолка 3,5 м при влажной уборке с использованием хлорсодержащих дезинфицирующих средств в воздух выделилось 3,78 мг хлора. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация хлора в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию хлора в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК хлора в воде плавательных бассейнов составляет 0,5 мг/м 3 .

Для хлорирования воды в бассейне глубиной 1,8 м, шириной 20 м и длиной дорожки 25 м использовали 360 мг хлора. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация хлора в воде данного бассейна значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию хлора в воде.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК ртути в воздухе составляет 0,0003 мг/м 3 .

В комнате площадью 18 м 2 и высотой потолка 2,5 м разбили ртутный термометр. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация ртути в воздухе данного помещения значение ПДК, если в воздух при этом испарилось 0,5 мг ртути. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию ртути в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК акролеина в воздухе рабочей зоны составляет 0,2 мг/м 3 .

В рабочем помещении столовой площадью 25 м 2 и высотой потолка 2,8 м в процессе длительной тепловой обработки жира в воздух выделилось 21 мг акролеина. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация акролеина в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию акролеина в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК сернистого газа в воздухе рабочей зоны составляет 0,9 мг/м 3 .

Из-за нарушения работы вентиляции в помещении химической лаборатории площадью 25 м 2 и высотой потолка 3,2 м в воздухе скопилось 88 мг сернистого газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация сернистого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию сернистого газа в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК углекислого газа в воздухе составляет 9 г/м 3 .

На кухне площадью 8 м 2 и высотой потолка 2,5 м, оборудованной газовой плитой, при горении газа выделилось 160 г углекислого газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация углекислого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию углекислого газа в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК угарного газа в воздухе жилых помещений составляет 3 мг/м 3 .

В помещении с печным отоплением площадью 18 м 2 и высотой потолка 2,6 м из-за неполного сгорания угля в печи в воздух выделилось 93,6 мг угарного газа. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация угарного газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию угарного газа в помещении.

Сохранено


Впишите ответ на задание в поле выше или загрузите его (в форматах.txt, .doc, .docx, .pdf, .jpg, .png):

Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК - это такая концентрация вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.

ПДК хлора в воздухе составляет 0,03 мг/м 3 .

В помещении столовой площадью 32 м 2 и высотой потолка 3 м при влажной уборке с использованием хлорсодержащих дезинфицирующих средств в воздух выделилось 2,4 мг хлора. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация хлора в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию хлора в помещении.

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС

5. Определите частные порядки реакции по 2 Ни Сl2 , т. е. степениx иy в уравненииr =k эфф x y и полный порядок реакцииn =x +y .

Задача 10-5.

Перед химиками-органиками нередко встает проблема десимметризации симмет-

ричных диолов с получением их хиральных производных. Такая проблема была решена при использовании некоторых ферментов или микроорганизмов, выступающих в качестве катализатора. Ниже дана схема синтеза оптически активного карбоциклического аналога нуклеозидов (1R, 3S )-1-[(аденин-9-ил)метил]-3-(гидроксиметил)индана (Х ), проявляющего противоопухолевую активность:

CH3 SO2 Cl

C 13H 16O 3

A OH

Исходное соединение А было получено по следующей схеме:

1) O3

LiAlH4

ультразвук

2) Zn, CH3 COOH

N NH2

A OH

1. Напишите структурные формулы B-G , учитывая, что соединениеE является неста-

бильным интермедиатом.

Если первую стадию этого синтеза проводить в отсутствии циклопентадиена или любого иного активного соединения, интермедиат E превращается в продуктН .

2. Напишите структурную формулу продукта Н .

3. Укажите основную причину, почему на стадии превращения A вB используют винил-

ацетат, но не этилацетат.

4. Какие из изомерных ацетатов формулы С 5 H8 O2 эффективны в этой реакции, какие нет?

Задания первого теоретического тура

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

Задача 11-1.

На приведенной ниже схеме представлены превращения соединенийA–К , содер-

жащих в своем составе один и тот же элемент Х .

NaH изб.

NH 3 (газ)

180o C

CaF 2, H 2SO 4 (конц.)

800-900o C

NH 3 (газ)

125o C

1) HF (конц.)

Дополнительно известно:

· элемент Х встречается в природе в виде минералаA (содержание по массе: Na – 12,06 % ,X – 11,34 %, H – 5,29 %, остальное – кислород);

· Б – бинарное соединение, содержащее 15,94 % (по массе)Х ;

· В – бесцветный газ с плотностью по воздуху около 1;

· соединение Д используется в медицине в виде спиртового раствора;

· a -модификация З схожа с графитом по физическим свойствам;

· вещество И находит широкое применение в органическом синтезе в качестве восста-

новителя;

· Молекула К (почти плоская) имеет ось симметрии третьего порядка (при полном по-

вороте вокруг этой оси симметрии молекулаК воспроизводит свое положение в про-

странстве три раза); в спектре ЯМР 1 Н соединенияК наблюдаются два сигнала.

1. Определите элемент Х . Ответ подтвердите расчетом.

2. Приведите формулы соединений A–И . Назовите минералА .

3. Изобразите структурную формулу К и назовите это соединение.

4. Напишите уравнения всех представленных на схеме реакций.

5. Напишите уравнение реакции Х (аморф.) со смесью концентрированных азотной и пла-

виковой кислот.

6. Чем объясняется сходство физических свойств a -модификации З с графитом?

Задания первого теоретического тура

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

Задача 11-2.

Бесцветное легкоплавкое бинарное веществоА (в котором массы элементов отно-

сятся друг к другу как2:3) дает с жидкостью В (массовые доли элементов равны 7,79% и 92,21%) смесь продуктовХ 1 ,Х 2 ,Х 3 (количественное соотношение продуктов меняется в зависимости от соотношения реагентов), а также газС с запахом прелого сена, применяв-

шийся как боевое отравляющее вещество (массовые доли тех же элементов, что и в В рав-

ны 12,12% и 71,72%, соответственно). Вещества Х 1 ,Х 2 ,Х 3 можно считать «гомологами».

При пропускании этих веществ через раскаленную трубку образовались газовые смеси одинакового качественного состава, которые затем пропустили над твердымK2 SO4 . По-

теря массы после пропускания над сульфатом калия для трех веществ приведена в табли-

Вещество

Далее полученную смесь(её состав одинаков во всех случаях) пропустили над камфорой (уст. камфара) (альтернативный катализатор – активированный уголь), убыль объема составила 50%, причем образовался родоначальник«гомологического» ряда Х .

Также известно, что структурная единица А является «гомологической» разностью дляХ 1 ,

Х 2 ,Х 3 .

1. Определите все неизвестные вещества(A, B, C, D, X, X 1 , X 2 , X 3 ), если газС массой

5,3 г полностью поглощается водным растворомNaOH, образуя раствор двух солей,

при подкислении которого выделяется 1200 мл газа D (н.у.) без цвета и запаха.

2. Изобразите структурные формулы А (в кристаллическом состоянии),Х 1 ,Х 2 ,Х 3 ,Х . Ка-

ков качественный состав газовых смесей, образовавшихся после пропускания веществ

Х 1 – Х 3 через раскаленную трубку?

3. Напишите уравнения вышеупомянутых реакций.

4. Приведите по два примера гомологических рядов и изомерии (кроме оптической) в не-

органической химии.

Задача 11-3

Термодинамика самосборки

Задания первого теоретического тура

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС Самосборка – один из способов ковалентного синтеза сложных молекулярных

структур из более простых молекул. Образующиеся при самосборке супрамолекулярные структуры находятся в динамическом равновесии с исходными веществами. Положение этого равновесия зачастую сильно зависит от растворителя, концентрации или температу-

В качестве примера рассмотрим порфириновые производные цинка, такие как:

В дихлорметановых растворах

возможно образование как макроциклических

структур, так и линейных олигомеров. Определим, при каких условиях в растворе преоб-

ладают циклы.

Пусть A обозначает мономер. В растворахA конкурируют равновесия образования

линейных структур и циклического димера:

K лин

2A ¬¾¾¾ A 2 (лин.)

K лин

(лин.) и т.д.

A 2 (лин.)+ A ¬¾¾¾ A 3

K цикл

2 A ¬¾¾¾A 2

причём K цикл >>K лин >> 1 л/моль.

Задания первого теоретического тура

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

1. За счёт какого типа связей указанные выше молекулы могут соединяться друг с другом?

Какая из приведённых молекул может образовать циклический димер? Какое минималь-

ное число молекул второго типа необходимо для образования макроцикла?

2. Сравните между собой термодинамические функции образованияA 2 (лин.) иA 2 (цикл.)

из A . Какие знаки (>, < или =) надо поставить вместоÚ в соотношениях:

D H циклÚ D H лин

D S циклÚ D S лин?

Объясните, почему K цикл >>K лин >> 1. Какой из факторов – энтальпийный или энтропий-

ный – оказывается решающим в данном случае?

4. Критической концентрацией самосборки (ККС) называют минимально возможную кон-

центрацию мономера, при которой ровно половина молекулA входит в состав цикла. За-

пишите выражение для расчёта ККС, считая, что при низких концентрациях линейные структуры практически не образуются.

5. При увеличении концентрацииA растёт доля линейных структур. При какой макси-

мальной концентрации мономера ровно половина молекул A будет входить в состав цик-

ла? Считайте, что в растворе есть только молекулыA 2 (цикл.) иA 3 (лин.), а число свобод-

ных молекул A мало.

Необходимые формулы:

D G= D H– TD S,

D G ° = –RT lnK .

Задача 11-4.

Диазометан СН2 N2 проявляет высокую реакционную способность и широко - ис пользуется в различных реакциях, несмотря на его неустойчивость и высокую токсич-

ность. Так, он эффективно алкилирует карбоновые кислоты и другие соединения, содер-

жащие группы –ОH с выраженными кислотными свойствами.

Задания первого теоретического тура

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

1. Напишите уравнение реакции диазометана с пара -нитрофенолом.

При облучении диазометан образует неустойчивую частицу X , которая выступает в роли интермедиата во многих реакциях с его участием.

2. Изобразите частицу Х .

3. Напишите уравнение реакции диазометана с циклогексеном.

Однако оказалось, что диазометан длительное время существует при 10 К в аргоно-

вой матрице даже при облучении. Для объяснения этого явления было предложено два механизма. Согласно первому, фотолитический распад диазометана обратим. Другой ме-

ханизм является двухстадийным. На первой стадии диазометан необратимо разлагается на

X и азот. Вторая стадия представляет собой обратимое взаимодейстие диазометана с мо-

лекулой азота:

CH2 N2 + N2 N N

Для определения механизма использовали эксперименты с диазометаном, меченым 15 N.

4. Напишите, каким будет распределение изотопной метки в диазометане после длитель-

ного облучения, предполагая, что распад проходит: а) по одностадийному механизму?

б) по двухстадийному механизму?

5. К чему приведёт бесконечно длительное облучение диазометана согласно первому и второму механизму?

Было найдено, что облучение дииодметана в матрице азота при10 К сопровожда-

ется образованием диазометана. Этот эксперимент послужил основой для вывода, что, по крайней мере, один из двух упомянутых механизмов точно реализуется в указанных усло-

виях, хотя и не отбросил окончательно возможность протекания и другого механизма.

6. Укажите, какой механизм распада диазометана доказан этим экспериментом.

Задача 11-5.

М. С. Цвет: "Every scientific advance is an advance in method"

Хроматография аминокислот

Задания первого теоретического тура

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС Хроматография – метод разделения смеси веществ, основанный на разнице в ско-

рости передвижения веществ, зависящей от их сродства к неподвижной фазе.

Ионообменная хроматография основана на электростатическом взаимодействии между противоположно заряженными частицами. В качестве неподвижной фазы исполь-

зуется полимер с заряженными группами, ионообменник. Одним из примеров таких носи-

телей является стекло, на поверхность которого присоединены заряженные группы. Под-

вижная фаза – жидкость с определенным значением рН и концентрации солей. Чем боль-

ше разница в зарядах неподвижной фазы и разделяемого вещества, тем прочнее это веще-

ство удерживается на полимере. Ионообменники делятся на четыре типа в зависимости от знака заряда и константы ионизации заряженной группы.

В таблице приведены примеры функциональных групп каждого типа и их значения

Тип смолы

Сильный кати-

Слабый кати-

онообменник

онообменник

анионообменник

анионообменник

Функциональная

–(CH2 )2 –SO3 H

–CH2 –COOH

–(CH2 )2 –N+ (C2 H5 )3

–(CH2 )2 –NH+ (C2 H5 )2

Название

Сульфоэтил

Карбоксиметил

Триэтиламмониоэтил

Диэтиламмониоэтил

Сокращение

1. К какому типу ионообменников можно отнести смолу, содержащую следующие груп-

а) диэтил-2-оксипропил-аммониоэтил-;

б) фосфо-;

в) п -аминобензил-;

г) сульфо-;

2. Используя предложенные оси координат, изобразите зависимость числа заряженных групп (в процентах) от значения рН раствора для ионообменников, перечисленных в таблице. Обозначьте кривые сокращенными названиями.

Задания первого теоретического тура

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

Разделение a -аминокислот NH2 –CHR–COOH ионообменной хроматографией осно-

вано на различии в общем заряде аминокислот. Все они содержат, по крайней мере, 2

группы, способные к ионизации – a -амино и карбоксильную: H3 N+ –CHR–COO‾ . В общем

случае (без учета ионизируемых групп вR) при титровании щелочью из сильнокислой среды аминокислоты ведут себя как двухосновные кислоты, отдавая 2 протона. Значение рН, при котором общий заряд молекулы равен нулю(заряды на ионизируемых группах скомпенсированы), называется изоэлектрической точкой. Это значение важно для опреде-

ления значения рН элюента (раствора, которым промывают колонку и который «смывает» разделяемые вещества с носителя), используемого для разделения методом ионообменной хроматографии.

В таблице для четырех аминокислот приведены значенияpK a групп, способных к

ионизации.

Аминокислота,

Значение pKa α-NH2

Значение pKa α-СООН

Значение pKa боковой

боковой радикал

Фенилаланин –CH2 C6 H5

Серин –CH2 OH

Лизин –(CH2 )4 NH2

Аспарагиновая кислота

–CH2 COOH

3. Для этих четырех аминокислот изобразите ионные формы, в которых общий заряд мо-

лекулы равен нулю, и вычислите значения изоэлектрических точек с учетом приведен-

Задания первого теоретического тура

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

4. Рассчитайте минимальный объем смолы, содержащей сульфогруппы, необходимый для разделения смеси из 0,5 г лизина и 0,5 г аланина при рН 4,0. Емкость катионооб-

менника (количество ионизируемых групп в мл смолы) составляет 1,7 мэкв/мл.

Три аминокислоты: гистидин (His), цистеин (Cys) и аргинин (Arg) можно разделить на анионообменнике.

5. Каков будет порядок элюции («смывания») этих аминокислот с колонки, если в каче-

стве анионообменника используется смола, содержащая DEAE-группы, а в качестве элюента – фосфатный буфер с рН 7,0? Примите, что все аминокислоты характеризу-

ются одинаковым значением pK a карбоксильной группы (2,2) и одинаковым значениемpK a аминогруппы (9,5). ЗначенияpK a боковых групп составляют 8,0 (Cys), 6,0 (His) и 12,5 (Arg).

Транскрипт

1 Заключительный этап Всероссийская олимпиада школьников по химии НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Задача 1. Через 100,0 г 10% водного раствора соли при перемешивании пропускали газ. Через определенные промежутки времени отбирали пробы раствора. К отобранной пробе добавляли 10 мл 5 М раствора иодида калия и полученный раствор титровали 0,1 М раствором тиосульфата натрия до обесцвечивания (индикатор крахмал). Полученные результаты приведены в таблице. Время отбора пробы, перед отбором твора Na 2 S 2 O 3 Масса раствора Объем рас- Масса Окраска раствора пробы пробы, г пробы мин пробы, г, мл,534 1,000 1,50 коричневая,068 1,000 3,402 1,000 2,365 1,000 0,74 Св.-коричневая,936 1,000 3,827 1,000 9,04 Оранжевая,340 1,000 15,476 1,000 21,08 Желтая

2 Заключительный этап Определите: Всероссийская олимпиада школьников по химии 1. Какой газ пропускался через раствор? 2. Какое вещество могло содержаться в исходном растворе? 3. Скорость пропускания газа (моль/час). 4. Какие соединения могли образовываться в процессе пропускания газа через раствор? (Напишите уравнения реакций). Задача 2. Среди продуктов обработки водной суспензии природного минерала А раствором кислоты X обнаружены только бинарное вещество B и газ С, являющийся одним из соединений, выделяемых растениями. Термическое разложение B, в зависимости от условий, приводит к различным веществам: эксперимента I II III IV Твердый продукт D E F Y Условия реакции p(n 2) = 250 атм, С декалин, С, ток Ar запаянная ампула, С 120 0, вакуумированная ампула Потеря массы, % 25,3 29,6 33,8 38,0 Черный порошок Y представляет собой чрезвычайно активный металл. Помимо индивидуальных соединений D F и металла Y во всех четырех экспериментах образуется азот. Среди продуктов взаимодействия D, E и F с водой обнаружены газ J и вещество K, мольное соотношение которых не зависит от исходного соединения. 1. Определите все неизвестные вещества, напишите уравнения проведенных реакций, ответ подтвердите расчетом. 2. Связано ли с деятельностью живых организмов происхождение минерала А или нет? Обоснуйте ответ. 3. Возможно ли получение других простых веществ для элементов той же подгруппы, что и Y в условиях IV эксперимента. Обоснуйте свой ответ. 4. Напишите уравнение реакции растворения металлической меди в безводной X.

3 Всероссийская олимпиада школьников по химии Заключительный этап 5. Постройте график зависимости массы осадка (г) от количества вещества С (моль) в интервале моль С, если в лаборатории использовался 1,00 л 0.5 М K. Задача 3. Действие металлического натрия на натриевую соль X, содержащую кислород, описано в некоторых практических руководствах по неорганическому синтезу в качестве способа получения вещества Е. Известно, что в ходе синтеза Е в реакционной смеси могут присутствовать в значительных количествах стабильные при комнатной температуре вещества А-D. Информация об условиях возникновения соединений А-E в ходе синтеза, а также об их составе приведена в таблице: Вещество А В С D E k = n (Na): n(х) 0

4 Заключительный этап Всероссийская олимпиада школьников по химии Задача 4. Азид и иодат серебра относятся к малорастворимым солям: произведение растворимости первой из них 10 8,54, второй 10 7,52. Константы кислотности азидоводородной и иодноватой кислот равны, соответственно 10 4,72 и 10 0, Приведите структурные формулы (структуры Льюиса) азид- и иодат-ионов, укажите их геометрию. 2. Какие растворы называются насыщенными? Какие равновесия устанавливаются в насыщенных растворах азида и иодата серебра? Приведите уравнения соответствующих реакций с указанием констант равновесий. 3. Растворимость подобных солей существенно зависит от рн среды. Почему? 4. При какой величине рн растворимости этих двух солей одинаковы? Рассчитайте значение растворимости при найденной Вами величине рн. 5. Рассчитайте растворимость азида серебра в воде с учетом равновесий из п.2 (протолизом ионов серебра пренебрегите). Чему равна величина рн насыщенного раствора азида серебра? 6. Для иодноватой кислоты оцените силу кислоты по правилу Полинга (в форме рк). Рассчитайте экспериментальное значение рк из приведенных данных. Сравните полученные значения, объясните возможные причины их отличия. Задача 5. На приведенной ниже схеме представлены превращения веществ A-H; вещества A-D и F-H содержат в своем составе устойчивые структурные фрагменты X или Y. CH 3 X... (1 продукт) CaCN 2 + C + K 2 CO CO +NH 3 ThO В А KOH CH 3 I С M n+ (изб.) H 2 O (H +) B (избыток) H F + X-Y t 0 H 2 O (H +) Br 2 t 0 D M n+ (изб.) G KHS t 0 KOH M 2 S n +... E F O 2 2СO 2 + 2SO 2 + N 2 + 2H 2 O t 0 H 2 SO газ (DH2 = 30)

5 Всероссийская олимпиада школьников по химии Заключительный этап 1. Определите состав зашифрованных соединений A-H. Напишите уравнения всех реакций. 2. Предложите 2-3 примера ионов металлов M n+, пригодных для использования в указанных превращениях. Ответ обоснуйте. 3. Взаимодействие СН 3 I как с В, так и с С, приводит к продуктам одинакового качественного и количественного состава, но различного строения. Объясните образование различных продуктов, приведите структурные (графические) формулы этих продуктов. 4. Почему анион Y - менее ядовит по сравнению с X -? Задача 6. Большой ряд бинарных химических соединений может быть получен при сливании растворов простых веществ в одном и том же растворителе. Соединения могут кристаллизоваться из раствора при стоянии, либо выделяться при испарении растворителя. Другим путем синтеза может быть сплавление простых веществ, но таким путем часто образуются смеси. Еще одним из возможных путей синтеза нагревание смесей бинарных соединений. Состав и некоторые свойства соединений представлены в таблице. Содержание А, % Число связей А А Число связей А В Окраска Т пл., о С Т кип., о С Растворимость, г/100 г растворителя d, г/см, жел.зел, желтая 230 (р) 2, т.желт,5 2, ор.жел,029 2, желт,222 2,09 1. Определите, какие элементы входят в состав соединений 1 7? 2. Определите состав соединений Нарисуйте строение соединения 1. Возможны ли для него изомеры? 4. Соединение 2 может иметь два изомера. Изобразите их строение. Какой из изомеров является более полярным?

6 Всероссийская олимпиада школьников по химии Заключительный этап 5. Сколько изомеров может быть у соединения 3 при указанном наборе связей? Изобразите рисунки их строения. 6. Для какого растворителя приведены данные в таблице (формула и название)? 7. Одно из соединений (1 7) было получено впервые еще в XIX веке из растворов простых веществ. Какое это соединение? Напишите реакцию его получения. 8. Напишите уравнение реакции соединения 7 с хлором. Предскажите агрегатное состояние совместно собранных продуктов реакции. 9. Какие еще соединения могли бы образоваться в этой системе? Напишите их формулы.


Пояснительная записка Региональный этап Олимпиады по химии проводится в 2 тура. Для трех возрастных параллелей: 9-х, 10-х и 11-х классов подготовлен отдельный комплект заданий теоретического и практического

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА ДЕВЯТЫЙ КЛАСС Задача 9-1 На предлагаемой Вашему вниманию схеме представлены превращения веществ Х 1 Х 9, содержащих в своем составе один и тот же элемент. В таблице

Задача 10-1 ВсОШ по химии, региональный этап Десятый класс Неизвестный газ с плотностью 1.50 г/л (н. у.) пропустили через бесцветный раствор, содержащий 1.00 г неорганической соли Х, вызывающей фиолетовое

Очный этап. 11 класс. Решения. Задание 1. Смесь трёх газов А,В,С имеет плотность по водороду равную 14. Порция этой смеси массой 168 г была пропущена через избыток раствора брома в инертном растворителе

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Решения и критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из шести предложенных задач засчитываются пять

ЗАДАНИЯ для проведения первого тура республиканской олимпиады по учебному предмету «Химия» 9 класс Тестовое задание (Среди приведенных ответов к каждому вопросу только один правильный. Выберите его.) 1.

11 класс. Условия. Задание 1. Смесь трёх газов А,В,С имеет плотность по водороду равную 14. Порция этой смеси массой 168 г была пропущена через избыток раствора брома в инертном растворителе (ССl 4),

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 014 015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС 1 Критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

Неорганическая химия Цель работы: Студент: Группа: Дата выполнения работы: Лабораторная работа РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ Опыт 1. Электрическая проводимость растворов сильных и слабых электролитов Основные

Олимпиада по химии, 1 этап, 10 класс, 2006/2007 год 1. В периодической системе есть 12 элементов, названия которых в русском языке состоят не более, чем из 4-х букв. Для каждого из этих элементов ниже

9 класс 1. При диссоциации 1 моль каких веществ образуется наибольшее количество (в молях) ионов? 1. Сульфат натрия 2. Хлорид железа (III) 3. Фосфат натрия 4. Нитрат кобальта (II) 2. Укажите соединения,

ВАРИАНТ 1 10 класс 1. Руководствуясь Периодической системой, укажите символ химического элемента, иону которого отвечает электронная формула: Э 3+ = 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 5. 2. Смесь оксидов углерода

Варианты и решения заданий заочного тура олимпиады «Ломоносов» по химии для учащихся 10-11 классов (декабрь) Задание 1 1.1. Нарисуйте структурные формулы всех монохлорпроизводных бутена-1. Укажите соединения,

Химия - 8-9 классы Максимальное количество баллов 100. 9-1. Одно и то же количество металла реагирует с 0,8 г кислорода и 8,0 г галогена. Определите галоген, о котором идет речь в задаче. Ответ подтвердите

Нестандартные задачи по химии: от простого к сложному В.В. Еремин Химический факультет МГУ Университетские субботы. 03 октября 2015 1 Необычная массовая доля Определите формулу углеводорода, в котором

6 Девятый класс Задача 9-1 Ниже приведена схема превращений соединений X 1 X 5 элемента X. X 1 черный 1200 o C X 2 красный HCl p-p X 3 сине-зеленые кристаллы газ Y Na 2 CO 3 t o X 4 белый +CaCO 3 +H 2

Варианты заданий очного тура олимпиады «Ломоносов» по химии для учащихся 10-11 классов (вариант I) Вариант 1 1. При сливании двух водных растворов различных солей железа выпал осадок. Приведите уравнение

Многопрофильная Олимпиада. 2017/2018 учебный год. Московский технологический университет. Заключительный этап. Задания по химии. 11 кл. Задание 1. Смесь трёх газов А, В, С имеет плотность по водороду равную

Задача 1. Школьный тур Всероссийской олимпиады по химии 2015-2016 учебный год Задачи для 5-8 классов (120 минут) Максимально количество 50 баллов Три элемента А, Б, В находятся в одном периоде таблице

Одиннадцатый класс Задача 11-1 Для приготовления пирофорного нанопорошка металла юный химик использовал твёрдую двухосновную кислоту А, содержащую 32 % углерода и бесцветный порошок Б (содержит 4,5 % углерода),

Десятый класс Задача 10-1 На схеме представлены химические превращения веществ, имеющих в своем составе элемент Х. Дополнительная информация: Вещества Х9 и Х10 при нормальных условиях бесцветные газы,

Общая химия Студент: Группа: Дата сдачи работы: Цель работы: Лабораторная работа 8 РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ Опыт 1. Зависимость электропроводности растворов от степени диссоциации электролитов Основные понятия:

4.3 Задания Интернет-тура (вторая волна) Интернет-тур проходил в режиме on-line с использованием электронной площадки http://ege.psu.ru Пермского государственного национального исследовательского университета.

Задача 10-1 Десятый класс ЦПМК ВсОШ по химии Для получения простого вещества X можно использовать следующий метод. Вещество A оранжевого цвета перемешивается с порошком металла B. (Хотя согласно уравнению

Сборник задач по химии для 9 медицинского класса составитель Громченко И.А. Москва Центр образования 109 2012 Массовая доля растворённого вещества. 1. В 250г раствора содержится 50г хлорида натрия. Определите

Задача 11-1 ВсОШ по химии, региональный этап Одиннадцатый класс Металл А входит в состав нержавеющих сталей, используется в качестве покрытий стальных и бронзовых изделий для придания им коррозионной стойкости

Всероссийская олимпиада школьников по химии 9 класс Задание 9-1. Написано уравнение реакции между оксидом серы и перманганатом калия (3 балла). Согласно уравнению реакции на 2 моль серной кислоты образуется

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2014 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пять решений, за которые участник набрал

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!» по химии Очный тур 01 год 1. Рассчитайте массу семи атомов фосфора. M (P) 31 m 7 7 = 3.0 10 г. N 3 A.010 Ответ: 3.0 10 г. РОСТОВ Вариант 11. Газовая смесь

ЗАДАНИЯ теоретического тура 11 класс Задача 1. В химии в качестве осушителей применяются такие вещества как оксиды кальция и бария, едкое кали, металлический кальций, безводные сульфаты магния и натрия,

Отборочный (онлайн этап). Условия. 9 класс. Задание 1а. вещества в атмосфере водорода образуется 1.822 мл воды и 4.285 г металла. При прокаливании такой же навески в атмосфере СО выделяется 2.265 л (н.у.)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Задача 1. Два газа Два газа X и Y способны взаимно превращаться друг в друга.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 015-016 уч.г. 9 класс. Время выполнения заданий - 5 часов. 1. Для полной нейтрализации оставшейся после прокаливания 10 г смеси гидроксидов

3 Растворы электролитов Жидкие растворы подразделяют на растворы электролитов, способные проводить электрический ток, и растворы неэлектролитов, которые не электропроводны. В неэлектролитах растворенное

Практическая работа 7 ЗАКОН АВОГАДРО. РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ Моль количество вещества системы, содержащее столько молекул, атомов, ионов, электронов или других структурных единиц, сколько их содержится

01-014 уч.год Девятый класс Задача 9-1 (авторы А. А. Дроздов, М. Н. Андреев) 1. Газ, не поддерживающий горения и не изменяющий окраски индикаторов, вероятно, азот. Найдем количество газа. Оно равно n =

Банк заданий 11 класс химия 1. Электронная конфигурация соответствует иону: 2. Одинаковую кофигурацию имеют частицы и и и и 3. Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют атомы магния и

LXVIII МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2010-2011 уч. год 11 класс ЗАДАНИЯ 1. Одной из интереснейших областей современной физики и химии является создание сверхпроводников материалов с нулевым

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН 10 КЛАСС 1 тур 1. В водном растворе иодида бария массовая доля электронов равна 2,852*10-4. Определите массовые долю соли в растворе. 2 балла 2. Имеется смесь кислорода и озона,

ЗАДАНИЯ для 2 этапа Олимпиады «Первые шаги в медицину» по химии ФИО КЛАСС ШКОЛА АДРЕС, ТЕЛЕФОН Вариант 3 (60 баллов) Часть 1 (12 баллов) При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пяти решений, за которые участник набрал

Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап Задания по химии 9 класс ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР Задание 9- (6 баллов) Сколько электронов и протонов входит в состав частицы NO? Ответ обоснуйте. Приведите

Вариант 2 1. Ион ХО 4 содержит 50 электронов. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с холодным раствором гидроксида натрия. (6 баллов) Решение. Неизвестный

Задания Олимпиады по химии с решениями Задача 1 Потенциал ионизации (U) атома или иона определяется как работа, которая требуется для отрыва электрона от атома или иона и удаления его на бесконечно большое

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!» по химии Очный тур 2012 год МОСКВА Вариант 20 1. Рассчитайте массу пятидесяти молекул ксенона. M (Xe) 131 m 50 50 = 1.09 10 20 г. N 23 A 6.02 10 Ответ: 1.09

1 Олимпиада «Ломоносов-2007» Вариант 1 1. Напишите по одному уравнению реакций, в которых газообразный хлор: 2. Напишите уравнение реакции, протекающей при добавлении 0.2 моль азотной кислоты к 0.1 моль

5.2. Экспериментальная часть. 5.2.1. Цель работы: Изучение свойств простого вещества железа. Получение гидроксидов Fe(II) и Fe(III). Изучение их кислотно-основных свойств. Окислительно-восстановительных

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС Задача 10-1 «У Мари есть программа новых исследований. И она проводит ее с успехом, несмотря на какое-то недомогание. Она выделяет несколько дециграммов хлористого радия и вторично определяет

Всесибирская открытая олимпиада школьников по химии I тур (2010-2011 уч. год) 9 класс 1. В Вашем распоряжении имеются символы следующих химических элементов: K, H, O, S. 1. Пользуясь только этими символами

Вариант Нижний Новгород 1-1. Укажите число протонов, электронов и электронную конфигурацию атома кадмия. 2-2. В колбе находится азот при атмосферном давлении и температуре 298 К. До какого давления нужно

Задания на лето по химии: 1. Какое химическое количество вещества СО 2 содержит столько же атомов кислорода, сколько их содержится в 160г вещества SO 3? 2. Какое химическое количество вещества СН 4 содержит

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС Задача 11-1 Металлы А и В серебристо серого цвета были открыты практически в одно время. A легко подвергающийся различной обработке металл, использующийся в авиации и ракетостроении.

Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда» Профиль «Медицина» (химия, биология). Задания, решения и критерии оценивания 2015-16 год Отборочный тур 1. Неполярная молекула с ковалентной полярной связью

ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ. ХИМИЯ» 2009/2010 УЧЕБНОГО ГОДА Отвечать на задания необходимо в файле ответов! В заданиях 1-20 необходимо выбрать один или несколько правильных вариантов

4.1.2 Задания 10 класса 1. Одной из важных характеристик ковалентной связи является её длина. Для какого из перечисленных соединений длина связи максимальная? 1. HF 3. HBr 2. HCl 4. HI 2. Большинство неорганических

ЗАДАНИЯ 2 ТУРА олимпиады школьников Северо-Кавказского федерального университета «45 Параллель» по химии 2015-16 уч. год Химия Решения теоретический тур 10 класс Задание 1. Белый порошок Х 1 разлагается

Оренбургская Олимпиада школьников по химии «Первые шаги в медицину» Первый заочный тур 10-11 класс 2013-2014гг. Решение задач оформите письменно, используя общепринятые правила в химии. Не нарушайте последовательность

Календарно-тематическое планирование Предмет: Химия Класс: 8 Часов в неделю: 2 Всего часов за год: 72 I триместр. Всего недель: 10,6, всего часов: 22. урока 1 Раздел, тема урока Кол-во часов на тему Введение

C1 Химия. 11 класс. Вариант ХИ1060 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Cu 2 O + = SO 2 + + H 2 O Определите окислитель

Тематическое планирование по химии (экстернат) на 2016-2017 учебный год в 8 классе Учебник: О.С. ГАБРИЕЛЯН. ХИМИЯ. 8 КЛАСС. М., «ДРОФА», 2007-2015 гг. Четверти Содержание учебного материала Сроки Обязательный

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах на 2012-2013 учебный год Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2009 1. Периодический закон и периодическая

Вариант 1 1. Ион ХО 2 содержит 24 электрона. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с раскалённым литием. (6 баллов) Решение. Неизвестный элемент

Варианты и решения заданий заочного тура олимпиады «Ломоносов» по химии для учащихся 5-9 классов Олимпиада «Ломоносов» по химии Решения заданий заочного тура (5-9 классы) 1. Напишите уравнения реакций

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

Задача 9-1 ВсОШ по химии, III региональный этап 015 016 учебный год Теоретический тур Девятый класс При хлорировании металлов X и Y образуются соответствующие хлориды А и Е, имеющие одинаковый стехиометрический

ЗАДАНИЯ 2 ТУРА олимпиады школьников Северо-Кавказского федерального университета «45 Параллель» по химии 2015-16 уч. год Задание 1. Химия Решения теоретический тур 11 класс Белый порошок, бинарного соединения,

Задача 9 1 Девятый класс Образец сплава калия с еще одним щелочным металлом массой 20,00 г обработали избытком воды. При этом выделилось 2,87 л газа (измерено при 25,0 C и давлении 105,00 кпа). 1. Рассчитайте,

«Решение олимпиадных задач по химии» - Аргентит. Гессит содержит только один атом теллура. Санкт-Петербургская олимпиада 2000 г. 9 класс. Простое вещество А массой 0,624 г растворили в щелочи. Неизвестный металл при нагревании активно реагирует с хлором. Закон эквивалентов. Х – это некоторый металл. Вопрос из теста по химии галогенов (Химцентр, 9 класс).

«Как решать задачи на смеси» - Задачи на смеси. Метод рассуждения. Масса полученного раствора. Задача. Решение задач на смеси различными способами. Решение задач на понижение концентрации. Обозначения. Старинный способ. Способ решения. Раствор.

««Задачи на выход продукта» химия» - Внимательно прочитай условие задачи. Вычисли массовую долю продукта. Вычисли массу теоретическую продукта реакции. Массовая доля выхода продукта реакции. Составьте «Дано» и «Найти». Три типа задач с понятием «выход продукта». Решение расчетных задач по химии на выход продукта. Вычисли массу теоретическую продукта.

«Олимпиадные задачи по химии» - Над стрелками указаны реагенты и условия осуществляемых превращений. В приведенной ниже схеме все вещества содержат один и тот же элемент. Содержание однотипного элемента и некоторые свойства соединений. Превращения красного вещества. Интересные превращения соединений. Напишите уравнения реакций превращений.

«Подготовка к олимпиадам по химии» - Методика подготовки к олимпиадам и интеллектуальным турнирам по химии. Перечень проверяемых умений. Электролиз. Проблема в промышленном производстве удобрений. Вычисление массовой доли растворенного вещества. Строение атома. Раствор поваренной соли. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом 11 классе.

«Решение задач по химии» - Решение любых задач (в том числе и по химии) – дело не простое. Вещества, количества молекул которых находятся в несоответствующих пропорциях. Расчеты по уравнениям химических реакций. Практический выход продукта реакции. Задачи о веществе. Расчеты по уравнениям химических реакций. Определение относительной плотности газов.

Всего в теме 15 презентаций