Успехи культуры тесно связаны с развитием науки. Наука как явление культуры. Наука как явление культуры

) - украинский драматург, журналист, педагог.

Биография и творчество

Примечания

Ссылки

  • Мыкола Кулиш на сайте Херсонской областной детской библиотеки (укр.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Микола Гусовский
  • Микола Капустянський

Смотреть что такое "Микола Кулиш" в других словарях:

    Кулиш М. Г. - Кулиш М. Г. КУЛИШ Мыкола Гурович (1892) современный украинский писатель и драматург. Р. в бедняцкой крестьянской семье, учился в сельской школе, затем в городском училище и в прогимназии, экстерном сдал экзамен за курс гимназии. Участвовал в… … Литературная энциклопедия

    Кулиш, Мыкола Гурович - современный украинский писатель и драматург. Род. в бедняцкой крестьянской семье, учился в сельской школе, затем в городском училище и в прогимназии, экстерном сдал экзамен за курс гимназии. Участвовал в империалистической войне , украинский советский драматург. Член КПСС с 1919. Родился в крестьянской семье в селе Чаплинка, ныне Херсонской области. Активный участник Великой Октябрьской революции и Гражданской войны… … Большая советская энциклопедия

    КУЛИШ Микола Гуриевич - КУЛИШ Микола (Николай) Гуриевич (1892 1937), украинский драматург. Пьесы «97» (постановка 1924), «Коммуна в степи» (постановка 1925), «Прощай, село!» (1933), трагедия «Народный Малахий» (2 я редакция 1929), комедии «Мина Мазайло» (1929), «Так… … Энциклопедический словарь

    КУЛИШ Микола Гуриевич - КУЛИШ Микола (Николай) Гуриевич (1892 1937) украинский драматург. Пьесы 97 (постановка 1924), Коммуна в степи (постановка 1925), Прощай, село! (1933), трагедия Народный Малахий (2 я редакция 1929), комедии Мина Мазайло (1929), Так погиб Гуска… … Большой Энциклопедический словарь

    Кулиш, Николай Гуриевич - Мыкола Кулиш Имя при рождении: Николай Гуриевич Кулиш Дата рождения: 19 декабря 1892(1892 12 19) Место рождения: деревня Чаплинка, Херсонская губерния Дата смерти … Википедия

    Кулиш, Мыкола

    Кулиш, Николай - Мыкола Кулиш, полн. имя Николай Гуриевич Кулиш (укр. Микола Гурович Куліш, 19 декабря 1892, деревня Чаплинка, ныне Херсонская область 3 ноября 1937) украинский драматург, журналист, педагог. Биография и творчество Участник Первой мировой войны.… … Википедия

    Кулиш М. Г. - Мыкола Кулиш, полн. имя Николай Гуриевич Кулиш (укр. Микола Гурович Куліш, 19 декабря 1892, деревня Чаплинка, ныне Херсонская область 3 ноября 1937) украинский драматург, журналист, педагог. Биография и творчество Участник Первой мировой войны.… … Википедия

    Кулиш Н. - Мыкола Кулиш, полн. имя Николай Гуриевич Кулиш (укр. Микола Гурович Куліш, 19 декабря 1892, деревня Чаплинка, ныне Херсонская область 3 ноября 1937) украинский драматург, журналист, педагог. Биография и творчество Участник Первой мировой войны.… … Википедия

, 1930 ), «Прощай, село!» ( 1933 ), комедии «Мина Мазайло» ( 1929 ) , «Так погиб Гуска» (опубликована 1960 ) в основном посвящены социальным процессам послереволюционного периода в селе. Помимо указанных пьес, сочинил этюд «Легенда про Ленина» и сцены «Колонии». Ряд пьес считаются утерянными: «На рыбной ловле» (1913 ), «Такие» ( 1934 , изъята во время ареста). Сотрудничал с Лесем Курбасом и его театром « Березиль ».

Репрессирован, расстрелян в Сандармохе (Карелия ) в 1937 г.

Жизнеописание.
Детство:

Родился - 6 ( 18) декабря в деревне Чаплинка Днепровского уезда Таврической губернии (сейчас - территория Херсонской области). В своих письмах он называл родное село Чаплин.

Однако с детства у него остались противоречивые и горькие впечатления и чувства. Антонина Кулиш, жена художника, в своих мемуарах «Воспоминания о Николае Кулиша», завершенных в 1953 году в Филадельфии, подробно изложила один из драматических моментов его детских лет, записанный со слов писателя. Он показывает, что мать его неоднократно била за ложь и другие проступки.Свои впечатления от детства целом Николай Кулиш лаконично обобщил в известной автобиографии, написанной 1921 на русском языке.
С 9 лет учился в церковно-приходской школе, где оказался способным учеником. Чаплинские интеллигенты (особенно энергичный школьный учитель Владимир Филиппович Губенко, который долго убеждал родителей Николая Кулиша, что их сын очень способный) решили помочь одаренному мальчику и собрали средства - около 100 рублей - чтобы он мог продолжать образование.
В Олешках:
С 1905 года учился в Олешковском (теперь Цюрупинск Херсонской области) городском восьмикласному училище. Кулиш познакомился с патриархальностью Олешков в первый же день. Приятель Кулиша по училищу Антон Алейников вспоминал: « Кулиша привела в дом наша мать. Она говорила, что этого мальчика заметила на Базарном площади в предвечерье и, узнав из расспросов, что ему негде остановиться, привела к себе домой... Мы всей семьей, 9 душ, жили в одной большой комнате, спали на полу, а Кулиша выделили жилплощадь на печи и закрыла занавеской » . Ничем не примечательная дом Алейниковых, на Мещанской (ныне ул. Самарцы) , где Кулиш так и остался жить, сохранилась. Именно в Олешках Кулиш и знакомится с известным писателем и переводчиком Иваном Днепровским, который впоследствии написал много воспоминаний о Кулиша. Однако из-за своей резкой характер и способность группировать вокруг себя критически мыслящих учеников, он имел плохие отношения с руководством. Поэтому Кулиша несколько раз отчисляли из училища, как он писал из автобиографии «за организацию кружков молодежи и непочтение к начальству » .
Но несмотря на это, Кулиша удалось 1908 вступить в Олешковской прогимназии. Здесь он учебу не закончил, поскольку заведение закрыли во времени, когда до окончания ее Кулиша оставалось совсем немного.
Жил на квартире своего гимназического друга Всеволода Невелля. Где и познакомился со своей будущей женой Антониной Невелль.
Первый литературный опыт:
Всего в литературном развитии Кулиша городок Алешки занимает особое место, ведь здесь он начинает писать. Первые его произведения - это сатирические стихи, фельетоны, эпиграммы, появляющиеся на страницах ученических рукописных журналов «Наша жизнь», «Колючка», «Стрела», «Веселое язычество», инициатором и редактором которых он сам и был. Другие, непечатные произведения распространялись в списках среди подростков и молодежи и впоследствии оказали значительное влияние на них.В Олешках также появляются первые драматические опыты Кулиша - колоритные рисунки из прежней жизни. В 1913 году он пишет первую пьесу «На рыбной ловле» на русском языке, впоследствии легла в основу комедии «Так погиб Гусыня».
Первая мировая война:
Когда Николаю Кулишу было 22 года, он направил документы в Новороссийский университет на филологический факультет, где его даже зачислили на первый курс. Однако эти планы прервал начало Первой мировой войны, когда в августе 1914 года его мобилизовали в армию.В армии неожиданно для себя Николай Кулиш делает военную карьеру.Сначала он служил рядовым в запасном батальоне и перед отправкой на фронт захотел увидеть свою невесту Антонину, которая была учительницей в селе за 72 версты от казармы. Поэтому он самовольно оставил казарму, из-за чего получил наказание от полковника, хотя и не очень строгое.
В 1914 году полковник отправил его в Одесской школы прапорщиков, по окончании которой он отправляется на фронт. В 1915-1917 годах проводит на передовой. И здесь продолжает писать произведения. В основном это были стихи и небольшие драматические сцены. Некоторые его поэзии печатались в армейской газете, а одноактные пьесы разыгрывали солдаты.
Первая мировая война плохо отразилась на здоровье Николая Кулиша: у него ранение, контузия, усиление критических настроений. В 1917 году, уже будучи офицером, Николай Кулиш во время Февральской революции становится на ее сторону, связывая с этим свои надежды на построение гуманистического и справедливого общества.
Начало 1920-х годов:
После демобилизации руководил органами народного образования в Олешковском уезде, редактировал газету «Красный Путь» в Зиновьевске (теперь Кировоград). В этот период он составляет первую украинскую азбуку для взрослых - «Первичка», в которой автор использовал произведения классической украинской литературы, а также некоторые собственные. Организуя школы, заботясь за учеников и учителей, Николай Кулиш много путешествует южной Украины. Во время голода 1921-1922 годов Кулиш всячески пытался помочь школьникам и учащимся. События этого периода жизни он изображает в документально-нарисовано повести на русском языке «По весям и селам». Это произведение состоит из двух частей «Из записной книжки 1921 года» и «Из записной книжки 1922 года» (опубликованы в одесском педагогическом журнале «Наша школа» № 3,4-5 за 1923 г.). В нем Николай Кулиш использует элементы художественного повествования, публицистические рассуждения, документировано наблюдения, с помощью которых описал голод в Таврии.
В Одессе и Зиновьевске:
В 1922 работал в губернском отделе народного образования в Одессе на должности инспектора школ. В 1924 написал пьесу «97», в которой рассказал о голоде 1921-22 на Херсонщине. Постановки этого произведения и пьесы «Коммуна в степях» (1925) на харьковской сцене принесли Кулишу всеобщее признание. В 1924 году Кулиш также знакомится с Юрием Смоличем - известным писателем и общественным деятелем, оставил много воспоминаний о Кулиша.В Одессе писатель становится членом писательского союза «Гарт». Интересуется культурным, литературным и художественным жизнью Украины в свое время.В Зиновьевске с конца апреля до начала июня 1925 редактирует газету «Красный путь». В это время переписывался с Днепровским и другими известными культурными деятелями.
В Харькове:
В 1925 переехал в Харьков, где знакомится с такими выдающимися деятелями украинской литературы как Волновой Николай, Лесь Курбас, Остап Вишня, Владимир Сосюра, Юрий Яновский, Павло Тычина, Иван Днепровский, Григорий Эпик и другие. В этот период входил в литературную организацию « ВАПЛИТЕ » . Вел многолетнее плодотворное сотрудничество с труппой театра « Березиль » и его режиссером Лесем Курбасом, с которым Николай Кулиш познакомился в 1925 году.
С середины 1920- х годов Николай Кулиш постепенно становится одной из найцентральниших фигур украинского литературного, общественного и художественной жизни, а также центральной фигурой тогдашней украинской драматургии. Поэтому в ноябре 1926 был избран президентом « ВАПЛИТЕ » и в январе 1928 он занимал эту должность. В 1926-1928 Кулиш входил в состав редакционной коллегии журнала «Красный Путь » , печатается в альманахе « Литературная ярмарка » , пишет статью « Критика или прокурорский допрос » , где защищает право художника на самобытность на внутреннюю независимость.С конца 1929 - член президиума нового литературного объединения « Пролитфронт » .Однако с началом 1930- х годов в жизни Николая Кулиша наступают трагические страницы жизни: большинство его произведений, до этого были достаточно популярными, испытывают большой политической и эстетической критики. С помощью пробольшевистски литературных критиков и литературоведов творчество Николая Кулиша становится одной из негативных тенденций в тогдашней украинской литературе. После премьеры драмы « Маклена Граса » ее категорически не восприняла публика и высшие эшелоны власти.После того, как Николай Кулиш на недолгое время покидает Харьков и путешествует Херсоном, видя голодомор 1933 года, он начинает разочаровываться в революционных идеях. В это время против него направляется идеологическая кампания, в ходе которой утверждается, что пьесы « Народный Малахий » , « Мина Мазайло » , « Патетическая соната » имеют основой враждебные коммунистическому режиму взгляды.
На первом всесоюзном съезде советских писателей, который состоялся 17 августа - 1 сентября 1934 , Николая Кулиша объявили буржуазно - националистическим драматургом. 19 августа на утреннем заседании И. Кулик в своем докладе о направлениях развития украинской литературы охарактеризовал Николая Кулиша как художника, который является представителем « проявлений национализма » в драматургии, и как художника, «большинство пьес которого откровенно националистическими и враждебными нам » и отметил, что на них базировалась работа театра « Березиль » , когда им руководил Лесь Курбас.
В декабре 1934 года, после похорон своего друга Ивана Днепровского, Николая Кулиша арестовали органами НКВД и обвинен в принадлежности к террористической организации и связях с ОУН. Во время судебного процесса по « Делу боротьбистов » в марте 1935 Кулиша приговорен к 10 годам Соловецких лагерей.На Соловках содержался в строгой изоляции. 3 ноября 1937 , по постановлению особой тройки НКВД по Ленинградской области от 9 октября 1937 , расстрелян в урочище Сандармох Медвежьегорска района, Карелия, в составе т. н. « Соловецкого этапа » в количестве 1111 человек, вместе с Валерьяном Пидмогильным, Юрием Мазуренко и Григорием Эпиком.
До 1997 года исследователи делали предположение, что Соловецкий этап был свергнут с баржи в Белое море. Однако эта версия опровергнута карельским « Мемориалом » , который нашел истинное место убийства украинских классиков, в том числе и Николая Кулиша.Реабилитирован 4 августа 1956 за отсутствием состава преступления.

3 ноября 1937 Николая Кулиша расстреляли вместе с большой группой украинской интеллигенции лесу под Сандармохом (Карелия).

Экранизации:

По произведениям писателя сняты телефильмы: «Закут», «Мина Мазайло», «Народный Малахий». Ему посвящено ленты: «Николай Кулиш» (1970), «Николай Кулиш» (1991), документальные кинокартины «Ловушка», «Бремя молчания» (1991).

Интересные факты.

Курбас и Кулиш:
Николай Кулиш считал Леся Курбаса выдающимся режиссером и мыслителем. Кулиш ценил Курбаса как аналитика искусства и литературы, как человека широкой гуманитарного образования, одного из теоретиков украинской культуры.Дружба между Кулишом и Курбас длилась 8 лет - до смерти и имела большое влияние на становление украинского театра в первой половине 20 века.
Так что Лесь Курбас очень уважал Кулиша, его пьесы ставились в театре « Березиль » чаще. Непосредственно Лесь Курбас поставил пьесы « Народный Малахий » , « Мина Мазайло » , « Маклена Граса » , а при его поддержке ставили пьесы « Коммуны в степях » и «97 » . Если бы не запреты реперткому, в этом театре также были бы поставлены комедии «Так погиб Гусыня » , « Хулий Хурина » , драмы « Зона» , « Закут » , « Вечный бунт » , « Патетическая соната » - это было в намерениях театра « Березиль » .
Лесь Курбас считал Николая Кулиша ведущим украинским драматургом и неоднократно говорил об этом в многочисленных выступлениях, диспутах, статьях. Курбас был также одним из самых тщательных аналитиков творчества Кулиша. Отмечая особенность драматической манере, режиссер акцентировал внимание на том, что она « романтическая в реалистическом » .

Біографія на Українській мові:

Микола Гурович Куліш народився 6 (18) грудня 1892 в селі Чаплинка - помер 3 листопада 1937, ур. Сандармох (Карелія) - український письменник, режисер, драматург, громадський діяч, газетяр і редактор, діяч української освіти, педагог.

Микола Куліш - один з найяскравіших та найбільш оригінальних українських драматургів першої половини минулого століття. Розквіт його творчої активності припав на 20-ті - початок 30-х років - період відродження, розвитку та трагедії України. М.Куліш - один з засновників української модерної драматургії. Його п"єси нічим не поступаються кращим світовим зразкам. Їх постановка у "Березолі" Леся Курбаса дала можливість двом корифеям українського театру в синтезі тексту і режисерського таланту показати найболючіші проблеми тих років.

Микола Гурович Куліш народився в селі Чаплинка Херсонської області. Родина його батьків жила бідно: батько майже все життя провів у наймах, мати від важкого життя (теж у наймах) передчасно померла. Миколі з дитинства довелося служити у панських економіях. "Люблю… голоту. Серцем її люблю", - напише згодом драматург. Матеріальні нестатки, життя в сирітському будинку все ж не перешкодили здібному хлопцеві закінчити сільську школу (1901-1905). 1905 року місцева інтелігенція, зважаючи на неординарні здібності Миколи та його прагнення до навчання, зібрала гроші і послала хлопця вчитися у вищу початкову школу в Олешків (тепер - Цюрюпінськ). Але коштів на закінчення навчання не вистачило, і Микола опинився в притулку олешківського благодійного товариства.
Через його бунтарський дух М, Куліша 1908 року виключили зі школи. Тут вдруге на допомогу майбутньому драматургові приходить прогресивна інтелігенція. Завдяки турботам молодих вчителів Микола Гурович вступає до громадської чоловічої гімназії. Він виявляє себе як талановитий та всебічно розвинений юнак. Випускає рукописний журнал, пише вірші, ставить аматорські вистави. В гімназії Микола знайомиться і починає товаришувати з І. Шевченком (гімназійна кличка "Жан"), майбутнім драматургом і прозаїком, відомим під ім"ям Івана Дніпровського. 1913 року гімназію було закрито, і Микола, маючи надію таки отримати атестат про закінчення гімназії, їде на Кавказ, де було легше скласти екзамени екстерном.
Підготовку до вступу в університет (Микола хотів навчатися в Одеському університеті, куди і приїхав після закінчення гімназії) перервала світова війна. М. Куліш пішов у Одеську школу прапорщиків. Закінчивши її 1915 року, їде на фронт. Незважаючи на загрозу трибуналу, він залишає військову частину і їде до Олешок, щоб заручитися і попрощатися зі своєю дівчиною Антоніною. Вже на фронті він знаходить можливість взяти з нею шлюб.
Штабскапітан Куліш добровільно зголошується залишити штаб і піти на передові позиції. Навіть під час війни письменник продовжує писати вірші, а також одноактові п"єси для солдатського драмгуртка. У 1917 р. Куліша, як найавторитетнішого і найпрогресивнішого офіцера, обрано депутатом на військовий з"їзд Західного фронту, що проходив у Луцьку.
1918 року Микола Гурович Куліш прибуває до рідних Олешок і відразу з головою поринає в культурно-громадське життя. Він очолює виконком міської Ради робітничих, селянських і червоноармійських депутатів, у Дніпровському повіті організовує культурно-політичне українське товариство "Просвіта" і стає його головою. Намагається вирішити й питання економічного плану, щоб дати товари і заробіток населенню, скасовує царську тюрму в Олешках з наміром перетворити її на майстерню. Того ж року вступає до Комуністичної партії.
Коли на Олешки почали наступати десантники Антанти, що знищували всіх причетних до української революції, Директорія наказала всім відступати без бою. Незважаючи на це, М. Куліш у Херсоні збирає півтори тисячі олешківських утікачів, сформувавши таким чином "Перший Український Дніпровський Полк" (існує версія, що цей полк формально належав до військ отамана Григор"єва-Тютюнника, які скинули в море війська Антанти). З цим полком Микола Куліш, як начальник штабу, проходить шлях від Херсона до Києва. Юрій Яновський у своєму романі "Вершники" описав полк Куліша під назвою "олешківського батальйону Шведа", а сам Микола Гурович став прототипом комісара Данила Чабана, якого Яновський характеризує як "майбутнього письменника". До речі, коли роман "Вершники" (1935) вийшов друком, сам Куліш перебував уже на Соловецькій каторзі…
Влітку 1919 року, під час другого наступу Денікіна, Куліш перебуває у підпіллі.
Коли Радянська влада знов утвердилася на східній Україні, Куліш знову повертається до рідних Олешок. Тут, аж до переїзду в Одесу, він редагує газету, завідує повітовим відділом народної освіти. Він сприяє відкриттю українських шкіл та дитячих притулків, пише буквар "Первинка". В той час драматургу довелося вперше потрапити за ґрати, адже його діяльність під час війни "не зовсім співпадала з інтересами більшовицької армії" (зі слів дружини письменника Антоніни Куліш полк Миколи змальований у романі Ю. Яновського "Вершники", зовсім не "сповідував" більшовицької політики). Олешківський виконком бере Куліша на поруки. Перебуваючи на посаді, яка вимагала постійних поїздок по району, Микола Куліш на власні очі бачив страшну трагедію голоду 1921 року. Побачене спонукало драматурга до написання першого твору - драми "97".
1922 року Куліш переїжджає до Одеси. Там він працює в губнаросвіті і остаточно закінчує драму "97" (1924 р.) . Цього ж 1924 року Куліш висилає в тодішню столицю України Харків п"єсу, а 9 листопада в театрі ім. Франка відбувається її прем"єра. 1925 року, лише за рік після написання, "97" було поставлено в Нью-Йорку та інших містах США. Проте фінал твору, в якому автор на вимогу цензури змушений був врятувати від смерті головного героя Мусія Копистку, не задовольняв М. Куліша. "Фінал може бути тільки один, - писав він у Дніпровському 10 грудня 1924 року, - загибель комнезаможу на селі під добу голоду. І коли хтось переробить фінал… внутрішня будова п"єси буде порушена". Дві сили зіткнулися в сюжеті п"єси, одна народжена іншою - революція та голод. І обидві вони мертвотні, і сіяти можуть лише смерть.
Тема села та його знищення знаходить своє місце в драмах "Комуна в степах" (1925, 1931) та "Прощай село!" (1933) .
У п"єсах Куліша часто переплітаються комедійне та трагедійне начало. У п"єсі "Отак загинув Гуска" (1925) головний герой осмислюється і як комедійний, і як трагедійний персонаж. "Хулій Хулина" (1926) - теж комедія, хоча й "сатира - без найменшого проблиску. Радянська Україна - якась суцільна божевільня" - пише про неї один з тогочасних "політрецензентів": двоє шахраїв, що вдають із себе за партійних босів, протягом певного часу дурять ціле містечко на чолі з місцевими партійними чиновниками. П"єсу пройнято атмосферою трагічної сатири, яка оголює ідею абсурдності буття у мертвому полі радянської офіційної дійсності, яку зображено в формі балагану. В мелодрамах "Зона" (1926) та "Закут" (1929) драматург безпосередньо звертається до теми переродження революційної ідеї, катастрофи фанатизму, висвітленої у попередніх п"єсах.
Комуни, партократизм, комуністичний фанатизм набувають чітко окресленої думки про соціалізм як "хвору мрію", утопічний й небезпечний соціально-психологічний експеримент у "Народному Малахії" (1927) . Головний герой, Малахій Стаканчик, пройнявшись ідеєю морального вдосконалення людства, врешті-решт втрачає розум. Фанатична віра в "голубую даль" призводить до його загибелі. Прем"єра цієї резонансної п"єси відбулася на сцені "Березолю" 31 березня 1928 року, але була нищівно розкритикована та з часом знята з репертуару. На той час М. Куліш був президентом ВАПЛІТЕ. Але починався процес знищення новітньої української літератури. На початку 1927 року Микола Куліш та інші члени ВАПЛІТЕ на вимогу ЦК КП(б)У змушені були виключити з організації Хвильового, Ялового та Досвітнього. 25-28 січня 1927 року з метою створення нової літературної "пролетарської" організації ВУСПП (Всеукраїнська Спілка Пролетарських Письменників), що мала стати опозицією до ВАПЛІТЕ. було проведено з"їзд пролетарських письменників від ЦК КП(б)У. Це був початок кінця. Не допомогли навіть виправдання і покаяння Хвильового, Ялового та Досвітнього. І за Резолюцією Загальних зборів ВАПЛІТЕ від 14 січня 1928 року в місті Харкові більшістю голосів (утримався О. Громов) спілка, яка об"єднувала найталановитіших письменників (І. Дніпровський, Майк Йогансен, Микола Куліш, Петро Панч, Юрій Смолич, Павло Тичина, Юрій Яновський та ін.), самоліквідувалась.
1934 року М. Куліша виключають з Комуністичної партії за написання "антипартійних націоналістичних п"єс". А 8 грудня під час похорону найближчого друга - І. Дніпровського - М. Куліша прямо з вулиці енкаведисти забирають у свій "воронок". Вилучена під час обшуку п"єса "Такі" (рукопис) зникла в архівах КДБ. З кіносценарію "Парижком" залишився лише уривок. Рукопис роману згорів під час війни в окупованому Харкові. На закритому судовому слуханні 27-28 березня 1935 року велику групу "націоналістів", серед них і М. Куліша, засудили на 10 років спецтаборів. Окрім стандартних у таких випадках звинувачень Кулішеві інкримінували ще й членство в ОУН. Під час відбуття покарання М. Куліш, як "особливо небезпечний злочинець", утримувався в спецізоляторі. Його ніхто не бачив, що призводило до існування різних чуток щодо його існування та смерті в таборі. Із архівних документів відомо, що "особлива трійка" УНКВД Ленінградської області постановою ч. 83 від 9 жовтня 1937 року засудила видатного драматурга до розстрілу.
3 листопада 1937 року Миколу Куліша розстріляли разом із великою групою української інтелігенції лісі під Сандармохом (Карелія).

Определение науки.

Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира. Как и все виды познания, Н. возникла из потребностей практики и особым способом регулирует ее. Н. ставит своей целью выявить сущностные связи (законы), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в процессе человеческой деятельности. Любые объекты, допускающие преобразование человеком, - фрагменты природы, социальные подсистемы или общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п. - могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но также в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания. Напр., в искусстве освоение действительности всегда происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Художественный образ всегда является единством общего и единичного, рационального и эмоционального. Научные же понятия - это рациональное, выделяющее общее и существенное в мире объектов. Отражая мир в его объективности, Н. дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с др. сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания является важнейшей характеристикой Н., но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. В отличие от него Н. не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. В свое время Г.В. Лейбниц характеризовал математику как Н. о возможных мирах. В принципе эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной Н. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов вначале были открыты в физике, и в этих открытиях потенциально был заложен принципиально новый уровень технологического развития цивилизации, реализовавшийся значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры, атомные электростанции и т.д.).



Место и роль науки в культуре

На сегодняшний день наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. На протяжении всей истории культуры человек вырабатывал различные способы познания мира. Наука - один из таких способов познания, возникает в ответ на потребность получения объективного, истинного знания о мире и вносит существенный вклад в развитие культуры. Но и культура - важнейшее условие развития научного познания (происходит взаимное обогащение).Влияние культуры выражается в: 1. В культуре сконцентрирован исторический опыт духовного освоения человеком мира. Чем выше культурный уровень развития общества, тем более развита наука.2. Культура во многом определяет историческую потребность общества в науке и даже возможность её развития. (Например, культура эпохи возрождения. Николай Кузанский, ... завершил Ньютон).3. Посредством культуры устанавливается связь между научными открытиями и способностью общественного сознания воспринять эти открытия и дать им достойную оценку. Характеристики, особенности науки, отличающие её от других проявлений культуры. 1. Научному познанию свойственен особый динамизм развития (устремленность к новациям, постоянному обновлению), всё остальное выглядит консервативным составляющим.2.Научная деятельность регулируется познавательной целью. Другие социальные цели (практическая, этическая, образовательная) имеют побочное, прикладное значение.3. Научная деятельность основана на профессионализме её субъектов.4. Научное познание формирует предельно рационализированный стиль мышления и требует постоянного его применения в исследовательской деятельности (и за пределами исследовательской деятельности, в быту тоже работает).

3. Формы мировоззрения, их особенности. Как соотносятся знание и реальность?

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира - мировоззрение.

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

Универсальная картина мира - это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т. д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

Мировоззрение - это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Мировоззрение включает теоретическое ядро и эмоционально-волевой компонент.

Выделяют 4 типа мировоззрения:

1.Мифологическое

2.Религиозное

3.Житейское

4.Философское

Мифологическое мировоззрение. Его особенность в том, что знание выражается в образах (миф - образ). В мифах нет деления на мир человеческий и мир богов, нет деления на мир объективный и кажущийся, миф давал представление о том, как жить, сегодня миф как манипулятор (миф в США о равенстве всех перед законом)

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия-это иллюзорное фантастическое отражение естественных явлений, которые приобретают сверхъестественный характер.

Составляющие части религии: вера, ритуалы, социальный институт - церковь.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются, поэтому высшему, абсолютному критерию.

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

1.мировоззренческая

2.познавательная (через библию)

3.интегративная

4.рекреационная (удовлетворение)

5.компенсаторная (помощь)

Философское мировоззрение.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего - воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь.

Фил. мировоззрение шире, чем научное т.к. научн. строится на основе данных частных наук и опирается на разум, фил. мировоззрение еще и на ощущения. Оно отражает мир через понятия и категории.

Особенности:

Это рациональное объяснение действительности

Фил-я имеет понятийно-категориальный аппарат

Фил-я носит системный характер

Фил-я носит рефлексивный характер

Фил-я носит ценностный характер

Фил-я требует определенного уровня интеллекта

Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание - это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно - умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания - духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии двух начал - научно-теоретического и практически-духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

С вопросом «можно ли познать бытие?» тесно связан другой философский вопрос: «достоверно ли человеческое знание?» Следует заметить, что этот вопрос в известном смысле является риторическим. Просто немыслимо отвечать на этот вопрос отрицательно! Если человеческое знание не имеет ничего общего с бытием, человек оказывается вне этого бытия. Это подобно тому, как если бы в один миг человек перестал видеть, слышать, различать запахи, вкусы и прикосновения, потерял бы способность мыслить. Поэтому данный вопрос в самом общем смысле всегда решается положительно.

Вопрос о соотношении знания и реальности в условиях современной цивилизации приобретает прагматический характер и связан со способами получения знания и его применения. Эффективность человеческой деятельности напрямую зависит от соответствия знания схемам деятельности и проектируемого на основе знания продукта деятельности с ее результатом.

В более общем случае речь идет о соотношении всего массива человеческих знаний и их включения в жизнедеятельность людей с теми условиями, в которых эта жизнедеятельность осуществляется. На абстрактно-теоретическом языке философии этот вопрос формулируется как соотношение бытия и мышления.

Одним из первых вопрос о соотношении знания и реальности сформулировал древнегреческий мыслитель Парменид. Согласно его точке зрения, «бытие и мысль о нем – одно и то же». В этой формуле утверждается бытийный статус мысли и тождественность ее содержания той реальности, к которой относится данная мысль. Парменид убежден, что мысль о яблоке по своему содержанию идентична самому яблоку.

Платон в этом вопросе был настроен менее оптимистично. Он считал, что рассматриваемое соответствие доступно лишь богам и божеским чадам, а люди ограничиваются правдоподобным смыслом. По-другому, знание не совпадает с реальностью, а лишь похоже на нее, отражает ее в большей или меньшей степени. Он проясняет свою позицию с помощью образа пещеры: люди, находясь в пещерном полумраке, видят не сами предметы, а лишь их неточные и неясные тени. Правда, Платон оставляет за человеком возможность выйти из пещеры, но тут же замечает, что сами люди не желают ее покидать: «А кто взялся бы разрешить их от уз и возвести вверх, того бы они, как только могли бы взять в руки и убить, – убили бы».

О ком, не называя имени, говорит здесь Платон?

Вот почему, с точки зрения Платона, знание человека о мире можно признать лишь приблизительным.

И. Кант объяснял достоверность знания тем, что человек как бы укоренен в бытии.
В бытии человеку принадлежит особое место, которое и объясняет возможность получения достоверного знания о реальности. Позже эта идея составит содержание антропного принципа в науке. В то же время учение Канта об априорных (доопытных) формах познания само по себе не предоставляет уверенности в том, что создаваемое знание является достоверным. Невозможно установить, позволяют ли априорные формы достоверно познавать бытие или нет. Нельзя быть уверенным и в полноте знания, так как неясно, можно ли получить исчерпывающее знание, используя априорные формы познания.

Как видим, несмотря на все желание решить положительно и окончательно вопрос о достоверности познания, ни философия, ни наука до настоящего времени не нашли для этого достаточных аргументов. Поэтому остается лишь верить и надеяться, что человеческое знание о реальности является достоверным. Один из самых видных и авторитетных мыслителей XX столетия К. Поппер отрицает объективный характер знания; его вывод пессимистичен: «Мы не знаем, мы можем предполагать».

4. Различие гуманитарных и естественных наук

Роль математики и физики

В современной системе знания мы можем выделить, как минимум, четыре относительно самостоятельных типа: гуманитарное знание, техническое знание, математическое знание и естествознание. Наиболее специфичным среди этих типов знания является математика. Она одновременно универсальна для прочих типов знания и зависима от них, поскольку в любом случае имеет смысл, если только определяет и описывает закономерности безотносительно к предмету исследования. Сегодня вряд ли можно представить развитие техники, естествознания и даже гуманитарного знания без математики.

Привычка математического мышления строить чисто формально-логические системы, пользуясь конечным арсеналом средств и без требования проверять модель на какую-то адекватность и согласованность с посторонними требованиями - ведь формально непротиворечивая система сама по себе правильна, - эта гипертрофированная привычка, некритически примененная к рассуждениям о реальности, обычно приводит к ложным, нереалистическим выводам. При такой методике, во-первых, "логическое" построение начинается с чрезвычайно примитивных и обрывочных постулатов, весьма слабо связанных с положениями и выводами соответствующей науки и даже с обычным здравым смыслом и преувеличивающих значение отдельных частных особенностей и фактов. Во-вторых, раз уж выводы получены логично, то не возникает сомнений в их правильности, а посему ни исходное, ни логика, ни выводы не анализируются на предмет их соответствия реальности, тем более что факты можно подобрать в соответствии с выводами, да и степень соответствия всегда может быть объявлена удовлетворительной. Если же реальность все же пытается сопротивляться - то тем хуже для нее.

Подобной опасности подвергается и физика при вторжении в нее исследователей и рецензентов с гипертрофированно-математическим инструментарием.

В математике доказательство заканчивается точкой и остается в таком качестве верным навсегда, как бы сильно ни развилась математика впоследствии. А в физике и во всех науках о реальности, решающих обратные (и всегда конечные) задачи в неисчерпаемо сложной реальности, доказательство не заканчивается никогда. Оно бывает лишь относительно законченным.

Чтобы "компенсировать" принципиальную неполноту формально-логических систем необходима другая форма познания Реальности, основанная на совершенно иных принципах (если о ней вообще уместно говорить, что она основана на каких-то "принципах").

Это гуманитарное, образное мышление, которое видит в богатстве ассоциаций и связей аморфных образов возможность для более тонкого изучения таких проблем, в которых применение "жестких" образов выглядит грубым, даже вульгарным, и совершенно неприемлемым. Сердце и интуиция с успехом ведут нас к таким высотам, где слова и логика бессильно замолкают.

Заметим в заключение, что принципиальное отличие задачи математики от задачи физики (и других наук о реальности) отчетливо и существенно разводит математические и физические критерии и идеалы научности при сближении физических с общими идеалами и критериями научности при изучении реального мира. И это сближение таково, что даже философия подобно бесспорно научной физике оказывается научной в той степени, в какой и поскольку в ней научными методами систематически изучаются вопросы о том, что и в каком смысле существует в мире и как мы это познаем, а не высказываются, к примеру, пожелания к природе.

Отношение к природе в естественных и гуманитарных науках

Природа и культура противопоставляются друг другу. Это фиксируется в радикальном различении науки и искусства, естественных и гуманитарных наук. В природе человек теперь имеет дело с принципиально дегуманизированным, трансцендентным бытием, которое подлежит бесконечному процессу познания.

Если природа - объект и выступает как внешнее по отношению к естествознанию, то внутреннее содержание естествознания составлено дисциплинами, обращёнными к отдельным частям - предметам природы - объекта. Совокупность дисциплин естествознания рассматривает сумму предметов - частей природы, но является ли получаемое ими знание действительным представлением природы? Различные этапы развития естествознания по-разному представляют природу. Причём отличие этих представлений друг от друга зависит от того, в какой степени в этом участвует наука.

Объект обладает практически неисчерпаемым содержанием. В свою очередь, предмет - это то, что конкретно определяет содержание природы как объекта, например, совокупность физических закономерностей, химических, или биологических и т.д. Соответственно, естествознание предметно представлено в виде различных дисциплин, исследующих указанные закономерности и, в конечном счете, через научную парадигму, формирующих общее представление о природе как объекте. Понятие "природа" может употребляться в нескольких смыслах. Например, можно говорить о "природе" человека, рассматривая его в качестве объекта естествознания. В этом случае такие дисциплины, как физиология, анатомия, психология и другие в качестве предметов выделят для изучения.

Возникает внутренняя несогласованность идеи природы с собой. Она одновременно определяется как предмет принципиально инородный человеку (предмет познания) и не менее принципиально как предмет однородный человеку (предмет практического освоения). Всякому естественнонаучному пониманию природы как всецело идеализируемой субстанции, противопоставляется гуманитарное понимание невместимости природы в формы человеческого освоения её. Научному пафосу познания и овладения противопоставляется художественный пафос вещественной самобытности природного. Деление природы как единого объекта на множество предметов обусловлено направленностью практической деятельности человека, которая, в свою очередь, вытекает из естественных условий его существования. Человек является частью эволюционного процесса природы, он наделён способностью осознавать этот процесс и поэтому ему в принципе доступно практическое освоение и преобразование природы. Адаптивной способностью обладают все виды, но только человек совершает освоение и на теоретическом, и на практическом уровнях, что меняет ситуацию. Вне зависимости от того, что на самом деле представляет собой природа, для её освоения и преобразования оказывается достаточным дробление её на части и последовательное изучение отдельных фрагментов. Эта ситуация и выражается фразой об объектном и предметном рассмотрении природы. На практике же это означает, что, в зависимости от степени "онаученности" естествознания, в природе выделяется в качестве предмета определённая совокупность устойчивых связей, которая ведет, в конечном счете, к формированию дисциплины, предстающей как совокупность теоретических установок и практических методологий, направленных на освоение выделенного предмета. Таким образом, можно сделать следующий вывод: исследование природы составляет смысл существования естествознания. В то же время это исследование должно исходить из понимания невозможности "прямого", "нечеловеческого" обращения к природе, оно должно быть гуманным. Между ней и естествознанием всегда будет стоять человек со своей культурой, историей и языком. "Чистое", равно как и "абсолютное" знание - иллюзия.

Религия и наука

Проблему противостояния науки и религии сегодня вряд ли можно назвать актуальной. Все "великие битвы" между ними остались в истории, и граница определилась. Преимущество на стороне науки. Но оно не абсолютно. Естественнонаучный опыт не в состоянии полностью заменить мировоззрение и вот здесь религия едва ли не на равных начинает конкурировать с естествознанием. Научная картина мира не в состоянии удовлетворить все умы. В ней много пробелов.

Знание научное и знание религиозное несовместимы, так как их познавательные установки совершенно противоположны. Можно привести много примеров, подтверждающих этот тезис. Противоположность проявляется во всём: в процедурах познания, в отношении к исследованию, к его эмпирическим и теоретическим основаниям, в трактовке истины и т.д. Но попробуем выделить наиболее простое и общее различие религии и естествознания. Полагаю, что его можно выразить следующим тезисом: в научном естествознании не существует абсолютной истины. Любая истина только результат, который преодолевается. В религии есть абсолютная истина, которая не может быть ни преодолена, ни отменена, ни при каких условиях - это Бог.

Кроме того, наука - это такая сфера деятельности, которая в силу интеллектуальной сложности не может быть делом многих. Попытка популярно представить научное мировидение также имеет свои пределы, выход за границы которых недопустим.

5. Доклассическая, классическая и неклассическая наука.

Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). 1. Классическая наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.2. Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. 3.Постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами.

Каждая стадия имеет свою парадигму, свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации.

Наука - важная форма культуры общества. Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:

1) как особую систему знаний;

2) как систему специфических учреждений и организаций, вырабатывающих, хранящих и распространяющих эти знания;

3) как особый вид деятельности - систему научных иссле­дований.

Научные знания начинаются тогда, когда за совокупным фактором осознается закономерность - общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное яв­ление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.

Исторически наука возникла позже религии, искусства, об­разования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживают­ся в древнеегипетском и древнегреческом обществах в V веке до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время - в XVI - XVII вв. и- был тесно связан с научно-техническим про­грессом и индустриальной революцией.

Современными учеными разработано несколько моделей развития научного знания:

Модель постепенного развития науки;

Модель развития науки через научные революции.

Цель научной деятельности - получение нового знания. Цель образования - передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго. В этом смысле наука важнее образования.

Основная функция науки - выработка и теоретическая сис­тематизация объективных знаний о действительности.

Язык науки отличается от языка других форм культуры. Наука - это мышление в понятиях, а искусство - художествен­ные образы.

Таким образом, наукой называют теоретически система­тизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований

В основе научного процесса лежит передача информации, значительное свойство которой - объективность, достоверность, систематичность, непротиворечивость. Именно от науки общество ждет истину в последней инстанции. Наука создается с исключительной целью искать и доказывать истину.

На современном этапе, в условиях научно-технического прогресса, наука является важнейшим социальным институтом. Перечислим значимые черты современной науки:

- универсальность (современная наука изучает все природные и общественные явления);

- безграничность и в пространственных, и в хронологиче­ских границах);

- дифференциация и одновременно интеграция научных исследований (от традиционных наук «отпочковываются» все больше новых наук, а новые открытия чаще совершаются в сферах пересечения, интеграции разных наук);

Сближение с потребностями развивающегося общества.

Функции современной науки:


1) культурно-мировоззренческая (или познавательно-объяснительная) - наука призвана помочь познать и объяснить устройство мира и законы его развития; выработать свое мировоззрение;

2) производственная - наука как непосредственная производительная сила (синтез науки, техники и производства); катализатор процесса непрерывного совершенствования производст­ва;

3) прогностическая - наука позволяет прогнозировать основные тенденции развития общества и вырабатывать рекомендации для их изменения;

4) социальная ~ наука включается в процессы социального развития и управления им.

Методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития (например, экономическая и политическая интеграция стран-членов БЭС (Большого экономического сообщества).

Иногда эти функции объединяют в две основные: познава­тельную (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практически-действенную (участие в преобразующей деятельности человека и общества). Соответственно этим функциям все науки принято делить на фундаментальные и прикладные. Кроме этой классификации науки делят по объекту исследования: естественные науки изучают природные явления, технические - искусственно созданные объекты, социальные - общество, гумани­тарные - человека.

К разряду естественных фундаментальных наук относятся: физика, химия, биология. Они раскрывают структуру матери­ального мира. Технические дисциплины, или прикладное знание, представляют радиоэлектроника, биотехнология и химия поли­меров. Они опираются на фундаментальное знание и служат практическим целям.

К социальным наукам относятся: социология, психология, экономика, политология, а также антропология и этнография и т.д. Социальные науки оперируют количественными (математико-статистическими) методами, а гуманитарные, за редкими ис­ключениями, - качественными (описательно-оценочными). Со­циальные дисциплины относят к поведенческим наукам, изу­чающим взаимодействие людей в группах, институтах, на рынке или в политических ситуациях, поэтому их называют еще бихевиориальными науками.

Гуманитарное знание рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, его духовные ценности, личностное восприятие мира. К гуманитарному знанию относятся: филосо­фия, история, искусствознание, литературоведение и т.д.

В связи с тем, что мощь современной науки позволяет кар­динально менять современный мир, возрастает значение этиче­ских норм ученого. Свобода научного поиска иногда вступает в противоречие с социальной ответственностью ученых в услови­ях возрастания роли науки в глобальном изменении мира.

Неоднозначны последствия таких научных открытий, как ядерная энергия, клонирование живых организмов и т.п. Возни­кает дилемма, что важнее для ученого: поиск истины или осоз­нание, что его открытие может привести к гибели человечества

Социальная ответственность, активная позиция в защите человека и планеты - фундамент этики науки. Нормы этики в науке:

1) общечеловеческие требования и запреты - нельзя красть чужие идеи (плагиат), лгать и т.д.; эти нормы защищает авторское право;

2) свобода поиска истины - защита специфических, характерных для данной науки ценностей (бескорыстный поиск и отстаивание истины);

3) нравственные правша, регулирующие взаимоотношения науки и ученого с обществом (проблема социальной ответственности ученого перед обществом);

4) добросовестность (точность и доказательность всех этапов исследования, научная честность я объективность, отказ от скороспелых сенсационных непроверенных новаций).

Мораль

Человек - существо общественное, поэтому не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода. В то же время правила и нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? Существуют разные точки зрения:

Заповеди мировых религий:

Естественно-исторический путь (из массовой житейской практики извлекаются нормы, которые оттачиваются в различных житейских ситуациях, постепенно превращаясь в нравст­венные законы общества);

И. Кант сформулировал категорический императив морали. Категорический императив - это безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обязательств.

К основным признакам морали относятся.

- всеобщность нравственных требований (т.е. требования морали обращены ко всем людям, молодым и старым, мужчинам и женщинам, богатым и бедным, католикам и православным);

- добровольность выполнения требований (в отличие от права, где выполнение норм носит обязательный характер, в мо­рали соблюдение требований поддерживается только сознательностью людей и авторитетом общественного мнения).

Наряду с понятием морали используется понятие нравст­венности. В социальных науках слова «мораль» и «нравствен­ность» используются как синонимы. Наука о морали и нравст­венности, о должных отношениях между людьми называется этикой.

Структура морали. Мораль включает в себя:

Прямые нормы поведения;

Ценности;

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных требованиях о наиболее возвышенном в человеке.

Ценности - это то, что наиболее дорого, свято для индиви­да, для сообщества людей, положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социаль­ной группы, общества в целом.

Критерии и способы оценки этой значимости выражены в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духов­ные ценности; положительные и отрицательные ценности

Нравственные ценности обязательны. И не просто обяза­тельны, но обязательны безусловно. Это значит, что им необхо­димо следовать не при каких-то условиях, а всегда. Выделяют семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.

Между сферами общества и ценностями возникает соответ­ствие. Основой экономической сферы является Польза. Она вы­ражается в терминах прибыль, выгода и т.д.).

Главным мотивом социальной сферы общества является справедливость. Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости. Она - их высший лейтмотив и смысл. В соблюдение любой нравственной нормы незримо закладывается чувство справедливости.

Политическая сфера строится вокруг другой фундаментальной ценности - Господства. Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция - все они своим лейтмотивом имеют одно - господство. Формы проявления разные, а суть одна.

Духовная сфера - самая разнородная из всех четырех. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три великие ценности - Истину, Красоту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука - вокруг истины, культура искусство - вокруг красоты. Образование находится на пере­сечении добра и истины.

Особняком стоит еще одна ценность - Свобода. Свобода нужна всем людям и во всех четырех сферах. Свобода - общее для всех достояние, общая для всех ценность.

Одна сфера общества не может строиться на одной единственной ценности. Ученый создает не только истинную, но и полезную теорию, а художник стремится принести своей кра­сотой еще и добро людям.

Категории морали имеют биполярный характер - это добро и зло. Категория «добро» и служит системообразующим началом нравственных понятий. Трудно дать определение слову «добро», но в наиболее общем виде это то, что способствует благу человека и прогрессу общества.

К этой категории примыкает категория «долг» - личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости безусловного выполнения моральных требований. Одна из важных моральных категорий «совесть» - это способность личности познавать этические ценности и руко­водствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятель­но формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед дру­гими людьми.

Достоинство - это понятие, выражающее представления о ценности каждого человека как нравственной личности.

Показатель человеческого достоинства - моральный выбор. В конкретной ситуации каждый человек должен сам, руково­дствуясь своей совестью, сделать свой выбор между добром и злом.

К критериям морали относится и представление о счастье. Счастье - это удовлетворенность своей жизнью, пережива­ние и осознание красоты и истины.

Моральная оценка - это одобрение или осуждение деятель­ности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании.

Моральные принципы и категории отражаются в самосозна­нии человека, в его поступках и поведениях. У каждого челове­ка складывается такое понятие, как смысл жизни. Это сложная система внутренних духовных ценностей, ради которых человек живет.

Мораль отражает основные стороны общественной жизни и меняется от эпохи к эпохе по мере того, как меняется само об­щество. Кроме того, может существовать мораль различных со­циальных групп. Так, рыцарский кодекс поведения был непри­емлем для средневекового крестьянина. И в современном обще­стве принято выделять принципы профессиональной этики. Этика врача, педагога и лесовода отличаются друг от друга. Од­нако, несмотря на эти различия эпох и социальных групп, суще­ствуют общечеловеческие нравственные нормы и ценности, принято особо выделять «золотое правило»: поступай по отно­шению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Делая моральный выбор в той или иной си­туации, стоит помнить об этом правиле.

1.Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира. Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познание взаимно дополняют и опосредуют друг друга.
Познание может быть донаучным, вненаучным и научным. Наука пред-ставляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Долгое время познание развивалось в донаучных формах (мифология, религия и др.). Вместе с тем некоторый познавательный момент несомненно свойствен (был всегда и присутствует сейчас) и ненаучным формам духовной культуры – искусству, политическому сознанию, правосознанию, морали и даже религии. Донаучное и вненаучное обыденное, житейское знание позволяет лишь констатировать и поверхностно описывать состояния предметов, вещей, фиксировать некоторые факты. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука ориентирована на получение такого нового знания; истинность которого не просто утверждается, но и доказывается, обосновывается, ориентирована на строгую, последовательную организацию знания, на его систематизацию, получение достоверных предсказаний и др.
Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания организованы таким образом, чтобы исключить все лич-ностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объек-тивных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует как бы «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой...

2.В современной культуре наука занимает центральное место. Культура же в широком смысле предстает как совокупность материальных и духовных ценностей, специфически человеческий образ жизни, а также как знаковая система и система ценностей. Философы по-разному определяют сущность культуры, рассматривая ее с точки зрения предметно-ценностного наполнения - «аксиологическая концепция»; как технологию воспроизводства жизнедеятельности общественно развитого человека, - «деятельностная концепция»; как духовное богатство личности и основу творческой активности - «личностная концепция»; как совокупность информации и знаковую систему - «информационная концепция». Различают три подсистемы культуры: технологическая культура - взаимодействие человека с природой с использованием технических средств; официальная культура - общественные отношения и типы поведения; идеологическая культура - идеи, верования, обычаи и пр.



Философы разных направлений выделяют различные основания культуры. Э. Кассирер развивает идею символической природы культуры; Й. Хейзинг основой культуры считает игру; психоаналитик К. Юнг - архетипы, заложенные в человеческой психике в глубинных слоях коллективного бессознательного; П. Сорокин выделяет три типа культуры: чувственный (с преобладанием чувственного восприятия действительности); идеациональный (с преобладанием рационального мышления); идеалистический (интуитивное познание).

3.В первую очередь, определяя понятие «культура», остановимся на одном из самых простых его определений:

Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.

С помощью данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура – это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.

Мир человеческой культуры существует не рядом с природным, а внутри него. И потому неразрывно с ним связан. Следовательно, всякий предмет культуры в принципе можно разложить как минимум на две составляющие – природную основу и его социальное содержание и оформление.

Именно эта двойственность мира культуры и является в конечном счете основанием возникновения двух её типов, которые принято называть естественно-научным и гуманитарным. Предметная область первого – чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры – гуманитарный – охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных (общественных), а с другой – духовных, наделенных разумом. В него входят: «человековедческие» науки (философия, социология, история и др.), а также религия, мораль, право и т.д.